Чем трактор отличается от бульдозера и эскаватора? Особенности
Многие начинающие фермеры не могут отличить трактор, экскаватор и бульдозер. Чтобы сделать это, понадобится детально рассмотреть конструктивные особенности и области применения этих машин.
Чем отличается трактор от бульдозера?
Трактор и бульдозер относятся к классу специализированной техники. Современные модели и того, и другого вида обладают индивидуальными конструктивными особенностями. Отличия между ними также заключаются в их сферах применения.
Трактор используется для решения следующих задач:
- вспашки разных видов грунтов, в том числе, целины;
- боронования и других работ, связанных с подготовкой земли перед посадкой;
- посадки клубневых и посева семенных культур;
- окучивания грядок;
- опрыскивания кустов удобрениями и средствами против вредителей – для этого на трактор устанавливается навесной опрыскиватель для трактора;
- скашивая сорняков;
- сбора урожая;
- транспортировки урожая, инвентаря или отходов на достаточно большие дистанции;
- перевозки мусора, тюков сена, скошенной травы.
В отличие от большинство тракторов, передвигающихся на колесах, в конструкции бульдозеров предусмотрены гусеницы – это делает их более устойчивыми при непосредственной эксплуатации. Гусеничный механизм также значительно увеличивает массу бульдозера его силу при толчках, что очень важно при расчистке территории после затоплений и других стихийных бедствий.
Основные функции бульдозеров заключаются в выполнении таких задач:
- бурении скважин;
- копании траншей и котлованов на строительстве;
- выкорчевывании пней и деревьев;
- расчистке территории от поваленных деревьев и строительных материалов после наводнений и штормов;
- снятии и дроблении устаревшего асфальта и верхний пластов горных пород.
По своему функционалу бульдозер существенно отличается от трактора. Первый активно используется в строительстве, планировании участков, очистке крупных территорий от снега и мусора, а также при различных дорожных роботах. При этом трактор – это незаменимый агрегат, активно применяемый в сельском хозяйстве и коммунальных предприятиях.
Чем отличается трактор от экскаватора?
Экскаваторы, как и тракторы, также входят в класс техники специального предназначения. По свое конструкции они достаточно похожи, однако между ними есть и отличия. Первое из них заключается в наличии в штатной комплектации экскаватора ковшей различных размеров, в то время, как на тракторе он изначально отсутствует.
Еще одно важное отличие между трактором и экскаватором кроется в их областях применения.
Экскаватор используется в следующих отраслях:
- при строительстве и сносе устаревших зданий;
- в дорожном строительстве;
- в карьерах и на горных выработках.
Главной особенностью современных экскаваторов является наличие широкого выбора используемых для эксплуатации рабочих элементов. При необходимости вместо ковшей на агрегат могут быть установлены рукоятки, стрелы, а также копровые мачты.
Для работы экскаватором его можно оборудовать ковшами следующих видов:
- стандартные экскаваторные ковши – применяются для разрушения зданий и расчистки территории;
- погрузочные ковши –активно используются на выработках горных пород для погрузки грузовых автомобилей добытой рудой;
- грейферные ковши на две и более челюстей –специальные грузозахватывающие приспособления, используемые для переноса крупногабаритных материалов;
- ковши-крюки – эти конструкции применяются с целью подвешивания и переноса крупных изделий, удерживаемых тросами;
- ковши-рыхлители – используются на выработке полезных ископаемых с целью дробление верхних слоев горных пород.
В зависимости от своих размеров экскаваторы могут использоваться для работы на разных предприятиях. Крупногабаритные машины успешно эксплуатироваться на открытых базах, в то время как малогабаритные экскаваторы нашли свое применение в закрытых складах.
Чем трактор отличается от бульдозера и эскаватора?
Многие начинающие аграрии не способны отличить трактор от бульдозера и экскаватора. Тем не менее между этими типами сельхозмашин есть существенная разница. Она заключается в функциях агрегатов, а также в некоторых конструктивных особенностях каждого из видов спецтехники.
Чем отличается трактор от бульдозера?
Основная разница между трактором и бульдозером заключается непосредственно в работах, для регулярного выполнения которых они предназначены. Используемый в хозяйстве трактор предназначен для быстрого решения следующих задач:
- обработки почвы, в том числе вспашки целинных грунтов;
- посева семенных и посадки культурных клубневых растений;
- боронования;
- окучивания и других видов работ, связанных с уходом за грядками;
- опрыскивания подросших сельхозкультур минеральными удобрениями и внесения масс органического типа;
- удаления сорных растений;
- сбора и перевозки урожая;
- транспортировки подготовленных тюков соломы, сена и оставшейся после скашивания травы.
Бульдозеры, в отличие от тракторов, реже используются в сельском хозяйстве. Основная сфера их эксплуатации – это городские коммунальные службы и строительная отрасль.
В них бульдозеры чаще всего выполняют такие работы:
- бурение и подготовка скважин;
- выкапывание котлованов и траншей для заливки фундамента;
- корчевание рабочими элементами бульдозера деревьев и оставшихся после их спиливания пней;
- интенсивная расчистка планируемых к застройке территорий строительного мусора, поваленных деревьев, снега;
- демонтаж и рыхление устаревшего дорожного полотна;
- снятие верхних пластов пород на горной выработке.
Чем отличается трактор от экскаватора?
Как и бульдозеры, экскаваторы чаще всего эксплуатируются в строительной сфере. Их нередко можно увидеть на службе городских коммунальных служб, где они используются для расчистки территорий после ураганных ветров, потопов и других стихийных бедствий. Тем не менее основная сфера эксплуатации экскаваторов – эта выработка природных ископаемых. Благодаря своему устройству они помогают добывать руду, камень и песок. Тем самым использование экскаваторов помогает полностью механизировать работу на предприятии, сократить расходы и снизить количество сотрудников.
Одно из основных преимуществ современных экскаваторов – это возможность установки на них разных типов орудий, помогающих расширить области эксплуатации машин. В перечень этого оборудования входят стрелы, копровые мачты и различные рукоятки.
В отличие от тракторов, экскаваторы чаще всего оборудуют ковшами.
Для этого используются:
- штатные ковши для экскаваторов – приспособления этого типа входят в стандартную комплектацию большинства современных экскаваторов. Они часто используются для демонтажа ветхих зданий, а также расчистки территорий от строительного мусора;
- грейферные ковши с двумя и более челюстями – оборудование этого типа устанавливается на машины, функция которых заключается в захвате материалов с их дальнейшей погрузкой на тягачи. Зачастую экскаваторы с грейферными ковшами используются в строительной сфере вместо кранов;
- погрузочные ковши – активно эксплуатируются в горной промышленности для погрузки тягачей добытой рудой и другими ископаемыми;
- рыхлительные ковши – приспособления этого типа активно используются в горной промышленности для измельчения верхних слоев добываемых пород;
- ковши-крюки – оборудование этого типа представляет собой тяжелый чугунный крюк, к которому при помощи тросов подвешиваются бетонные плиты, кирпичные блоки и другие строительные материалы.
Современные экскаваторы могут быть мало- или крупногабаритными. Машины первого типа используются на различных оптовых складах, а также в строительстве больших многоэтажных зданий и торговых центров. Крупные экскаваторы эксплуатируются преимущественно на больших открытых участках.
Кроме сфер эксплуатации и функций, экскаваторы отличаются от тракторов мощностью и тяговыми параметрами. Во время работы на горной выработке или строительстве они мало передвигаются, поэтому практически все крутящее усилие двигателя экскаваторов передается на стрелу и ковш. Это обеспечивает стабильную работу машины при любых погодных условиях, и дает ей возможность переносить наиболее крупные багажи.
В чем отличие трактора от экскаватора и погрузчика. Статьи
Конструктивное и визуальное сходство спецтехники различных типов довольно часто вызывает путаницу. В этой статье мы расскажем об особенностях, отличающих тракторы от экскаваторов, погрузчиков и аналогичных машин, используемых при выполнении земляных и погрузочно-разгрузочных работ.
Одной из важнейших особенностей трактора является использование КПП с увеличенным количеством передач. Это связано со спецификой эксплуатации машины, включающей использование в условиях бездорожья. Для дополнительного повышения эффективности трансмиссии в тракторах могут применяться гидротрансформаторы, а также ходоуменьшители, дополнительно снижающие скорость за счет прироста в крутящем моменте.
Другой особенностью, также связанной с повышенными требованиями к проходимости, является использование дизельных (в некоторых легких моделях — бензиновых) двигателей с увеличенным крутящим моментом в нижнем диапазоне оборотов.
Колесные модели тракторов обычно имеют задние колеса увеличенного диаметра. Применяемая в таких машинах резина отличается увеличенными грунтозацепами, позволяющими работать во влажной и рыхлой почве. Центр тяжести колесных тракторов смещен к задней части. Разгрузка передней оси дает возможность эффективно преодолевать препятствия. При необходимости, развесовка трактора может быть скорректирована при помощи балласта.
В целом, тракторная техника отличается большей, в сравнении с экскаваторами и погрузчиками, универсальностью. Машины способны использовать крайне большой перечень навесного оборудования самого разного назначения — от сельскохозяйственного до строительного. Наилучшим образом при выполнении сложных работ подходят тракторы промышленного класса, обладающие гидравлическим оборудованием повышенной мощности, жесткой подвеской, усиленной рамой и защищенным моторным отсеком.
Огромный выбор экскаваторов по лучшим ценам в компании «Автодор-М»
С ковшом и лопатой наперевес – Основные средства
Ю. Петров
Сейчас в это трудно поверить, но в градостроении 1930-х годов механизация в сервисном обслуживании подземных коммуникаций не применялась вообще. На регламентных восстановительных и аварийных работах в городах использовался только ручной труд. Идея проводить капитальный ремонт микрорайонов (когда всех жильцов выселяют и кварталы перестраивают заново) силами строительной механизации была слишком затратной. Жилой фонд и системы жизнеобеспечения в городах изнашиваются неравномерно и одновременная замена всего и вся неэффективна.
Эту проблему долго не удавалось решить, даже передавая жилой фонд ведомствам и предприятиям, располагавшим парком строительных машин, – доля ручного труда на ремонтных работах до 1960-х годов была не меньше 98%, к тому же крупногабаритная (другой пока не было) строительная техника в центре города оказывалась зачастую лишней. К этому надо добавить расходы на транспортировку крупной техники, что проще осуществлять в рамках единой строительной программы, но никак не на аккордных ремонтных работах. Урбанизация, усложнение инженерных коммуникаций требовали применения совершенно иного подхода к организации ремонтно-регламентных работ и абсолютно новых видов техники. Худо-бедно проблемы решали с помощью автокранов, гусеничных бульдозеров и шанцевого инструмента. Реально положительные сдвиги наступили лишь в конце 1960-х годов, когда начался выпуск энергонасыщенных колесных тракторов.
Фактически с этого периода начинается расцвет навесных экскаваторов с бульдозерным отвалом на шасси тракторов «Беларусь», за характерный внешний вид получивших прозвище «петушок». Некоторое время в производстве экскаваторов лидировали Саранский и Галичский экскаваторный заводы (ныне – автокрановый).
Новые строительные машины оказались незаменимыми в коммунальном хозяйстве с небольшими объемами работ на рассредоточенных объектах: их широко начали использовать для рытья траншей, небольших котлованов, погрузки грунта, щебня и других материалов в транспортные средства, засыпки траншей, сгребания мусора, планировочных работ и т. п. Экскаваторы-бульдозеры также активно начали применять в капитальном и дорожном строительстве, на зимней расчистке дорог от снега, прокладке коммуникаций, обустройстве промышленных территорий и др.
Симптоматично, что и современные требования СНиП 12-03-99 «Земляные работы» в части девятой фактически не оставляют шанса крупным землеройным экскаваторам на стройках с малыми объемами производства (пункт 9.6: «Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от бровки выемки»). Удобство применения экскаваторов-бульдозеров, способных выполнять самую разнообразную работу на строительной площадке, трудно было недооценить – небольшие габариты (7000х2500х3800 мм), угол поворота экскаваторной колонны на 170…180°, невысокая рабочая масса.
Сокращению рынка экскаваторов-бульдозеров способствовало появление бэклодеров со сменным бульдозерным отвалом на грузоподъемной стреле |
Почти одновременно в сельском хозяйстве и легкой промышленности в 1970-х годах началось активное использование погрузчиков, в том числе копновозов и стогометателей, с параллелограммным механизмом опрокидывания ковша на шасси колесных тракторов ЮМЗ и МТЗ класса 1,4. Рост мощности двигателей и разработка компактных гидроагрегатов в 1980-х позволили создать симбиоз этих двух машин – экскаватор-погрузчик, именуемый также бэклодер. Несмотря на бо’льшую эффективность в строительстве и коммунальном хозяйстве, навесные экскаваторы с бульдозерным оборудованием традиционно оставались более популярными, знаменуя тем самым технологическое отставание отрасли. В мире такая техника относится к узкоспециальной и представляет лишь ограниченный интерес для пользователей.
Согласно ГОСТ 30067–93 экскаваторы подразделяются на шесть размерных групп. В 1-ю и 2-ю группы машин (массой до 10 т) входят экскаваторы малой мощности с навесным оборудованием, смонтированным на тракторах на пневмоколесном ходу. Формально ГОСТ на них не распространяется, поскольку по компоновке они не являются полноповоротными, но в отношении конструкции, гидропривода и систем управления для навесных экскаваторов требования стандарта все же являются руководящими.
Сейчас в России выпуском навесных экскаваторов с бульдозерным оборудованием занимаются 16 предприятий. В других странах экс-СССР их производство сохранилось в ОАО «Амкодор», «Мозырмелиормаш», ВАТ «Коломиясiльмаш», ВАТ «Борэкс», КентЭЗ (Кентаусский экскаваторный завод) и AS «ET Moisakula» (бывш. Таллиннский экскаваторный) под маркой Krabi. Всего в производственных программах заводов за последние два года было заявлено 65 моделей «полнокомплектных» экскаваторов с бульдозерной навеской. Все современные экскаваторы-бульдозеры оборудованы поворотной экскаваторной колонной и ковшом «обратная лопата», хотя 30 лет назад также выпускали экскаваторы с оборудованием «прямая лопата» и даже трехсекционной стрелой.
Кроме этого ряд предприятий (Павлоградский механический завод, Дорэлектромаш, Белдортехника, Южмаш) на Украине и в Белоруссии выпускает монтируемую экскаваторную оснастку, которую также можно комбинировать на тракторе с навесным бульдозерным оборудованием, выпускаемым в Оренбургской области на Адамовском, Октябрьском и Южном РТП, Слободском машзаводе (БП-2,2), на предприятиях «Живмаш», «Тюменьремдормаш», «Орёлстроймаш» (ПЩО-1,8), в бердянском ПО «Юждормаш» и «Жовтнева Кузня» (ВАТ «Коростенський завод шляхових машин»), белорусских предприятиях «Сальсксельмаш» (ПКУ-0,8.19.000), «Дорэлектромаш» (ДЭМ-114), «Белдортехника» (НО-76, НО-79), «Минский ПКТИ» (ОР-258), Сморгонский агрегатный и Мозырьский машиностроительный заводы. Если сюда включить бульдозерные отвалы, монтируемые на грузоподъемную стрелу большинства экскаваторов-погрузчиков (а это еще порядка 30 моделей), а также специальные поворотные бульдозерные, жесткие бульдозерные и плужные отвалы для легких строительных и дорожных работ (32 производителя), то вариантов оснащения окажется превеликое множество. В пору будет издавать журнал только для бульдозеристов.
Грейферный погрузчик-экскаватор ПЭ-Ф-1Б с бульдозерной навеской ОЖ |
В попытке объять необъятное остановимся только на комплектных моделях навесных экскаваторов-бульдозеров стран СНГ и Балтии, на которых в обязательный комплект поставки входят экскаваторное и бульдозерное оборудование.
Сразу обращаю внимание читателей на то, что «Донецкий Экскаватор» и алапаевский «Стройдормаш» свои машины поставляли также с погрузочным оборудованием, а погрузчики-экскаваторы «Мозырмелиормаш», «Карпатець» (Коломиясiльмаш) и ПЭ-Ф-1Б, выпускаемые с 1994 года Юргинским машзаводом, комплектуют как грейферным погрузчиком, так и экскаваторным ковшом и адресованы в первую очередь потребителям из агропромышленного комплекса. На вторичном рынке строительной техники встречаются экземпляры с измененной в процессе эксплуатации или ремонта комплектацией, т. е. вместо бульдозерного отвала может быть установлен грейдмастер, корчеватель, плужный снегоочиститель, зачистной ковш, адаптер для сменного гидрофицированного оборудования или стрела с погрузочным оборудованием. В процессе эксплуатации стандартная оснастка для экскавации может быть заменена другим оборудованием: вилами, гидромолотом, грейфером, кирковщиком (зубом-рыхлителем), когтями, монтажным крюком или захватом, а также ковшами другой вместимости.
Навесные экскаваторы-бульдозеры 1-й размерной группы, предназначенные для работы на грунтах I…III категории, сейчас практически не выпускают, хотя они еще встречаются на вторичном рынке. Более того, «Донецкий Экскаватор» убрал позицию ЭО-1624А не только из прайсов, но даже с сайта (учитывая природную лень модераторов и системных администраторов, это уже говорит о многом). Пока еще оставляют надежду компании «Интер-Дон» и «Борэкс», готовые сделать экскаватор на шасси 27-сильных владимирских тракторов. В производственной программе «Борэкса» имеется аналогичная модель на шасси ХТЗ-25Ф, но шансов на коммерческий успех у нее с каждым годом все меньше.
Падение интереса к экскаваторам-бульдозерам 1-й размерной группы связано с растущей популярностью мини-погрузчиков – силовых модулей с бортовым поворотом. Одним из главных рекламируемых достоинств тракторов называется возможность монтировать едва ли не любое оборудование, однако смотря с чем сравнивать. Все дело в цене и производительности – экскаваторная установка, смонтированная на мини-погрузчике, более компактна, стоит чуть дешевле и сравнима по производительности. Более того, весь спектр оборудования для мини-погрузчика можно найти у одного дилера. А тот же шлейф оборудования, но уже для трактора придется заказывать в разных местах, и не все оно на поверку является быстросъемным. К тому же в коммунальном хозяйстве и строительстве доля сверхмалых земляных работ очень ограничена, а при рытье траншей в конечном итоге арендованная баровая машина (она также оснащена бульдозерным отвалом) или более мощная машина на базе трактора «Беларус», оснащенная узким ковшом, сделает работу быстрей.
«Карпатець» – специализированный экскаватор-бульдозер |
При высокой стоимости нормо-часа покупка навесного экскаватора-бульдозера 1-й размерной группы экономически бессмысленна.
Тем не менее в ряду самых маленьких экскаваторов просматривается один артефакт. Великолукский завод «Лесхозмаш», долгое время выпускавший экскаваторную навеску ОЭН-1 для тракторов «Беларус», на этот раз представил новую итерацию под индексом ЭО-1621. Малая масса и более скромные геометрические характеристики, нежели у экскаваторов 2-й группы, фактически делают ее самой большой в своей 1-й группе. Судя по обилию объявлений в Интернете, завод не собирается бросать ЭО-1621 на произвол судьбы. В связи с появлением новых машин в программе Владимирского и Липецкого тракторных заводов и вхождением этих заводов в концерн «Тракторные заводы» ситуация может измениться еще не раз – и все зависит не только от производителей спецоборудования.
За последние пять лет появилось много новых марок и моделей. Другое дело, что не все их реально производят, некоторые уже стали фантомами, намеренно существуя виртуальной жизнью в ожидании призрачного клиента. В России лидеры рынка навесных экскаваторов – ОАО «Сарэкс» и ООО «ПО «Интер-Дон» в первом полугодии выпустили примерно одинаковое число экскаваторов – 230 и 227 соответственно. Отчасти расширению модельного ряда всех компаний способствовала экспансия минских тракторостроителей на российский рынок, включая организацию производства в Елабуге, где только за два квартала 2005 года выпущена пятая часть всех российских тракторов1. В активе техники МТЗ – высокая ликвидность, надежность, отработанность узлов и агрегатов, а также широкая сервисная сеть. Наряду с этим усиливаются позиции узбекских тракторов ТТЗ-80.10, собираемых в Ногинске, хотя навесные экскаваторы, выпускаемые на их шасси «Борэксом», все равно остаются штучным продуктом.
На рынке присутствуют два производителя экскаваторов-бульдозеров, предлагающих технику под схожими марками: это завод «ЛЭКС» (Луговской завод навесного оборудования) и ООО «А Лэкс технолоджис» (производственная база «Амкодор-Пинск» и Орловского машзавода). Интересно, что у обеих марок (ЛЭКС и A LEX соответственно) – один родитель: конструктор М.И. Ефанов, но машины несколько различаются. Первыми появились на рынке луговские ЛЭКСы на шасси МТЗ и ЮМЗ/ЗТМ, а экскаваторы-бульдозеры A LEX с улучшенными характеристиками копания являются их дальнейшим развитием. ООО «А Лэкс технолоджис» сейчас изготавливает свои машины на базе ЛТЗ и МТЗ и оснащает их итальянской гидравликой.
Самый маленький экскаватор-бульдозер в СНГ – Борэкс-1103 |
Уровень продаж экскаваторов ЛТЗ-60, ЮМЗ 6-й серии и ЗТМ-60, -62 пока остается стабильно низким, что неудивительно. Следствие вялой активности заводского менеджмента, не заинтересованного в результатах своего труда, и неопределенность маркетинговой политики грозили остановкой производства на тракторных заводах в Липецке, Днепропетровске и Омске.
Экскаваторам-бульдозерам еще есть куда развиваться, поскольку уровень исполнения и моральный дух остаются на уровне 25-летней давности. Очень мало моделей, конструкция которых позволяет быстро навешивать или снимать экскаватор или отвал без применения специального оборудования. Ограничивает использование экскаваторов-бульдозеров зависимость гидросистемы оборудования от гидросистемы трактора, но самый главный их недостаток – это то, что базовое шасси, разработанное под пахотный трактор, уже не удовлетворяет потребности одного из самых быстрорастущих секторов экономики – строительного рынка. Ограниченность производственных возможностей, приостановка программ НИОКР, отсутствие внятной сервисной и маркетинговой политики вкупе с сиюминутной ориентацией на разрозненные муниципальные коммунхозы и сельских потребителей лишь увеличивают это отставание. Союз ковш–лопата нуждается в модернизации.
Модели экскаваторов-погрузчиков на базе тракторов МТЗ.
Трактора марки «Беларус» успешно используются с интегрированным на шасси машины специального гидромеханического оборудования для выполнения всевозможных видов работ. Популярные модели МТЗ тягового класса 1,4 кН оборудованные землеройными и погрузочными механизмами стали незаменимой техникой в народном хозяйстве. Технические и эксплуатационные показатели экскаваторов на базе шасси МТЗ-82, МТЗ-80 идеально подходят для выполнения операций при прокладке и ремонте коммуникационных подземных линий, в строительстве и мелиоративных работах. Трансмиссия и колёсная база машины обеспечивает оперативное, самоходное перемещение экскаватора к месту выполнения работ по дорогам с твёрдым покрытием и бездорожью, имеет хорошую производительность, проста в обслуживании и ремонте. Техника имеет хорошие ходовые качества, мощность силового агрегата обеспечивает работу оборудования.
Экскаваторы на базе линейки современных модификаций тракторов марки Беларус – МТЗ 82.1, 92П, 1523, 1221 популярны на рынке спец.техники успешно конкурируют с импортными аналогами, подкупают своей ценой, надёжностью и функциональностью.
Конструкция экскаваторов на базе МТЗ
Компоновка и землеройных машин на базе колёсных тракторов МТЗ заключается в расположении гидроуправляемого оборудования на заднем корпусе остова машины и дополнительного фронтального оборудования на передней навеске и балках рамы трактора. Рабочее место оператора машины трансформируется поворотом сидения на 180 ̊ для работы машины в движении и при управлении задним экскаваторным оборудованием. Обзорная кабина позволяет осуществлять контроль и управление рабочими процессами по периметру машины. Трактор оснащён дополнительной автономной гидросистемой, предназначенной для управления и привода рабочих органов землеройного оборудования экскаватора. Управление осуществляется рычагами, распределителя спец. оборудования, размещёнными на панели задней стенки кабины.
Схема экскаватора на базе МТЗ
Узлы и агрегаты машины
Дополнительная автономная гидросистема машины предназначена для обслуживания землеройного механизма. В её состав входит гидронасос, распределители управления и система силовых гидроцилиндров (16,12,5,6,7), связанных с двигающимися частями механизма экскаватора. Привод насоса осуществляется от заднего ВОМ трактора.
Копающий орган машины состоит:
- Платформа 4, выполняющая функцию крепления рабочего механизма к корпусу заднего моста трактора и поворотной площадки для стрелы экскаватора. Площадка обеспечивает поворот стелы экскаватора по горизонтали и изменение наклона в границах углов поворота, обеспечивая направление копания и выгрузки грунта.
- Стрела 11 другим своим концом обеспечивает шарнирное сочленение с плечом копающего механизма. Своей длинной и наклоном обеспечивает положение рабочих органов по вертикали.
- Плечо 10 обеспечивает силовое воздействие на шарнирно-соединённый копающий ковш. В комплексе со стрелой своим положением плечо определяет глубину копания и высоту выгрузки грунта относительно положения машины.
- Ковш 9 является активным копающим органом механизма — своим объёмом обеспечивает выемку или погрузку грунта.
- Для обеспечения устойчивости экскаватора в процессе работы машина оснащена парой гидроупоров 13.
Все части копающего механизма приводятся в движение соответствующими гидроцилиндрами или их парами в зависимости от исполнения конструкции машины.
Для дополнительной функциональности экскаватор может быть оборудован ковшевым погрузчиком разных конструкций или планирующим бульдозерным отвалом. Оборудования размещается на передних балках рамы трактора и передней навеске трактора. Рабочие органы активизируются силовыми гидроцилиндрами от штатной гидросистемы машины.
- Экскаватор-погрузчик
- Экскаватор-бульдозер
Модели экскаваторов
С развитием рыночных отношений, учитывая потребности рынка многие машиностроительные предприятия, освоили производство экскаваторов для колёсных тракторов. В условиях здоровой конкуренции предприятия предпринимают максимум усилий в улучшении эксплуатационных качеств экскаваторов, занимаясь модернизацией, разработкой и производством новых конструкций оборудования и узлов, обеспечивая своё конкурентное преимущество на рынке.
ЭО 2621 — экскаватор одноковшовый
Самая массово выпускаемая советская модель экскаватора с бульдозерным отвалом, называемая в народе «Петушок». Оборудование устанавливается на шасси тракторов марки ЮМЗ 6. Узнаётся, размещённым впереди радиаторной решётки выносным топливным баком и установленным с левой или правой стороны гидробаком. Модели на базе МТЗ 82.1 эволюционировали в модификации ЭО 2621ДТ с прямым и ЭО 2621ДТ.1 с поворачиваемым отвалом. Установка в рабочем состоянии опирается на две наклонные лапы с гидрозамками на гидроцилиндрах. Работа копающего органа приводится в движение четырьмя силовыми гидроцилиндрами, управляя наклоном стрелы, плечом и ковшом. Два гидроцилиндра управляют поворотом стрелы.
ЭО 2621 на базе ЮМЗ 6
Экскаваторы марок ЭО 2626 производства Челябинского Завода Коммунального Машиностроения являются модернизированной версией своего выше описываемого предшественника с повышенными эксплуатационными показателями. Размещаются на шасси тракторов марки МТЗ 82.1 и её модификаций. Исполнения машин отличаются дополнительным навесным оборудованием – ковшевыми погрузчиками и отвалами разных типов. Данные модели полностью укомплектованы узлами отечественного производства, отличаются выгодной ценой простотой устройства и ремонтопригодностью.
ЭО 2626
Экскаватор-погрузчики ЭП 491 и ЭП 25
На колёсной базе 4х4 трактора МТЗ 92П производство машин осуществляется на Мозырском Машиностроительном Заводе, входящем в производственный холдинг Минского Тракторного Завода. Модель ЭП 491 оснащена вертикально опускающимися задними упорами. Экскаваторное оборудование имеет возможность смещать ось копания в амплитуде 590 мм в каждую сторону, с углом поворота стрелы 180 ̊. Ковшовый фронтальный погрузчик с производительностью от 25 до 70 тонн дополнительно расширяет функциональность машины. Установка отличается отличной эргономикой управления и повышенными эксплуатационными показателями.
- Экскаватор- погрузчик ЭП 25
- Экскаватор-погрузчик ЭП 491
Экскаваторы погрузчики ЭП 25, ЭП 25 02 и экскаватор бульдозер ЭП 25 01 Мозырского завода выпускаются на базе МТЗ 82.1. Конструкция землеройной установки имеет классическое исполнение с наклонными лапами без смещения оси копания. Благодаря, достаточно низкой цене и высокой надёжности, установка занимает место в линейке популярных специальных машин.
Показатели | ЭО 2621ДТ | ЭО 2626 ДТ | ЭП 25 | ЭП-491 | ЭП-Ф-П-01 телескопическая стрела |
Шасси МТЗ | Беларус 82.1 | Беларус 82.1 | Беларус 82.1 | Беларус 92п | Беларус 92п |
Мощность машины л.с | 80 | 80 | 80 | 88 | 88 |
Производительность т/ч | 28,8 | 30 | 10-35 | 10-40 | 10-40 |
Объём ковша м.куб | 0,2- 0,25 | 0,28 | 0,25 | 0,25 | 0,3 |
Усилие ковша кН | 25 | 28 | 31 | 31 | 31 |
Грузоподъёмность экскаватора макс. кг | 500 | 500 | 750 | 500-950 | 750 |
Глубина копания/высота выгрузки мм | 4100/4000 | 4150/3500 | 3900/3500 | 4350/3400 | 5000/4150 |
Радиус копания мм | 5400 | 5300 | 5200 | 5350 | 6100 |
Угол поворота ̊ | 170 ̊ | 170 ̊ | 170 ̊ | 180 ̊ | 170 ̊ |
Экскаваторы «Блюминг»
ЭП-Ф-П, ЭП-Ф-П-01, ЭП-Ф-Б является серией землеройно-погрузочного спец. оборудования для колёсных тракторов белорусского производителя «Блюминг». Установки размещается на шасси современных моделей тракторов МТЗ 82.2, 892, 92П, 920, 920.2,1221.2. Конструкции экскаваторов «Блюминг» в своём исполнении могут быть дополнительно со смещающейся осью копания, с телескопическим плечом стрелы и балансирующими вертикальными упорами — аутригерами. Экскаваторы могут оснащаться, по желанию заказчика, погрузчиком с ковшами разных типов или отвалами. Комплектация импортными узлами машин производства «Блюминг» обеспечивает дополнительную надёжность и эргономичность.
Навесной экскаватор для МТЗ
Экскаваторное оборудование БЛ 21 марки «Блюминг» является одним из немногих предложением на постсоветском рынке позволяющее использовать трактора, технически не переоборудованные под работу с землеройными механизмами. Оборудование навешивается на заднюю навеску машины, привод осуществляется от гидросистемы трактора и управляется с выносного поста управления. Глубина копания оборудования до 2500 с высотой выгрузки 2200 мм. При небольших капиталовложениях БЛ 21 повышает функциональное использование тракторного парка предприятий. Используется как вспомогательное оборудование при небольших объёмах землеройных работ. Облегчённая версия оборудования позволяет агригатироваться с маломощными тракторами марки МТЗ 320.
- Навесное экскаваторное оборудование БЛ 21 320
- Навесное экскаваторное оборудование БЛ 21
- Навесное экскаваторное оборудование БЛ 21 320
Экскаватор ДЭМ 114
Производится белорусским предприятием «Дорэлектромаш», специализирующимся на выпуске прицепных, навесных машин для ремонта и обслуживания дорог, а также гидроузлов для комплектации оборудования. Машина размещается на шасси тракторов Беларус 80.1, 82.1-2 и Беларус 92П комплектуется узлами импортного, европейского производства марок: Brevini, Вusаk+Shаmbаn, Filtrek, Маnulli. Модификации машины выпускаются с фронтальными ковшевыми погрузчиками или бульдозерными поворотными отвалами. Гидравлическое оборудование отличается высокой надёжностью, оптимальным сочетанием производительности гидронасоса и пропускной способности распределителя с джостиковым управлением. Экскаваторная установка со смещающейся осью копания на 590 мм в каждую сторону. Компактное складывание стрелы машины обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на оси трактора и безопасность при передвижении машины. Целью предприятия «Дорэлектромаш» при выпуске машины ДЭМ 114 –«максимальное соответствие техники европейским стандартам с конкурентной ценой».
- ДЭМ 114
- ДЭМ 114
- ДЭМ 1144
Показатели | ДЭМ 114 | МЭН-300 | ЭБП 9 | ЭБП 11М
| ЭБП 23
|
Шасси | 92П | 82.1 | 82.1 | 92П | 92П |
Мощность машины л.с | 107 | 80 | 80 | 107 | 107 |
Объём ковша куб.м. | 0,3 | 0,1 | 0,25 | 0,25 | 0,25 |
Радиус копания мм. | 5350 | 3900 | 5650 | 6300 | 5650 |
Глубина/высота копания мм. | 4420/3480 | 3100/2300 | 4350/3500 | 5050/4000 | 4350/3500 |
Усилие ковша кН | 38 | 25 | 35 | 40 | 30 |
Грузоподъёмность ковша кг. | 700 | 130 | 500 | 700 | 500 |
Смещение оси копания в сторону мм. | 590 | — | — | 650 | 600 |
Экскаваторы ЭПБ
Белорусское предприятие ООО «ПМК 567» организованное в 2003 году освоило производство экскаваторного оборудование для тракторов марки МТЗ. Предприятие выпускает четыре модели экскаваторов: ЭПБ 9 стандартная установка с наклонными упорами ; ЭПБ 11 со смещающейся осью копания, усиленными гидроцилиндрами и дополнительной опорой для работы в крайних положениях каретки смещения оси копания; ЭПБ 23 с эксплуатационными показателями ЭПБ 9 оборудованная смещающейся осью копания, опирающееся на аутригеры; мини-экскаватор навешиваемый на заднюю навеску трактора МЭН 300 с ковшом 0,1 м.куб. Колёсной базой экскаваторов являются трактора МТЗ 92П. Предприятие выпускает машины в сочетании функций экскаватор–погрузчик и экскаватор–бульдозер.
Колёсные экскаваторы марки «Амкадор»
Землеройные машины производятся в производственном холдинге ОАО «Амкадор» с управляющей холдингом компанией в Москве. Имеющий в своей структуре ряд машиностроительных предприятий. Производитель максимально комплектует технику узлами и частями собственного производства, что является конкурентным преимуществом производителя. Компания имеет разветвлённую сеть собственных и представительских торгово-сервисных предприятий по всей России и ближнему зарубежью.
- Экскаватор-погрузчик 702ЕА
- Экскаватор-погрузчик 702ЕМ
- Экскаватор-погрузчик 703М
Для размещения экскаваторного оборудования на колёсные шасси используется база тракторов МТЗ 92П . Для машин МТЗ компания выпускает две экскаваторные установки «Амкадор 702» и «Амкадор 703». Машины выпускаются в комплексе с погрузочным (702 ЕМ, 702 ЕА) или с бульдозерным оборудованием (702ЕВ). Экскаваторы «Амкадор 702» имеет объём ковша 0,18 м.куб, с глубиной копания до 4100 мм и высотой выгрузки 3500мм с радиусом копания 5450 мм. Конструкция машины «Амкадор 703» позволяет работать со смещённой осью копания 600 мм в каждую сторону опираясь на вертикальные балансирующие опоры-аутригеры. Максимальная глубина копания 5000 мм, высота выгрузки 4160 мм при максимальном радиусе копания 6230 с копающим ковшом 0,28 м.куб.
Выбор тракторов марки МТЗ для оборудования на их базе специальных машин говорит о достаточной технической универсальности техники её надежности и высокой производительности при эксплуатации в различных условиях. Специальные машины на шасси новых модификаций тракторов марки «Беларус» успешно конкурируют с машинами зарубежного производства, не уступая в технических показателях и эргономике, имея преимущество в стоимости.
Чем отличается трактор от экскаватора
Прежде чем указать все отличия и схожести этих двух агрегатов, дадим краткое обозначение каждому понятию.
Что же такое трактор?
Трактор – это машина, которая предназначена для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных, транспортных, дорожно-строительных и других работ. По типу движителя их различают на гусеничные и колесные. Ключевыми особенностями такого оборудования является высокий уровень тяги и малая скорость передвижения. Трактора могут оборудоваться различным навесным и прицепным оборудованием.
Стоит отметить, что есть сельскохозяйственные трактора, а есть промышленные. Первые предназначены для различной обработки почвы, перевозки грузов с помощью прицепа. Вторые же, играют роль базовой машины для дальнейшего сцепления с землеройными и строительными механизмами. В результате чего мы получаем тот же бульдозер, трубоукладчик, экскаватор и т. д.
Что же такое экскаватор?
Экскаватор – это один из видов землеройных машин, оснащенных ковшом. Главное отличие этого агрегата от других подобных землеройных машин – это то, что выемка грунта из штабеля производится подвижным механизмом при неподвижном шасси. Такое оборудование занимается погрузкой сыпучих материалов, а также разработкой грунтов. Стоит отметить, что такая техника имеет большой выбор сменного оборудования (стрелы, крюки, рукояти и т.д.).
Ключевые отличия этих машин
- Трактор – машина широкого профиля (может быть задействован и в сельском хозяйстве, и в строительстве), а экскаватор – только на стройке или в дорожной сфере.
- По типу движителя экскаваторы имеют гораздо больше видов.
Все же стоит отметить, что трактор и экскаватор имеют больше сходств, нежели отличий. Обе машины заслуживают особого внимания и более подробного их изучения не только со стороны их выполняемых функций, но и со стороны технических качеств.
Оценка статьи:
Загрузка…Поделиться с друзьями:
Похожие публикации
Ковш (рабочий орган) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2017; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 сентября 2017; проверки требуют 3 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Ковш. Ковш экскаватора обратная лопата.Ковш — рабочий орган экскаватора, драглайна, других землеройных машин, представляющий собою чашеобразную ёмкость, снабженную зубьями, ножами и специальными приспособлениями для крепления.
Ковши экскаваторов имеют зубья, которые предназначены для внедрения в грунт. Зубья ковша должны быть прочными, для того чтобы обеспечить высокую износоустойчивость и длительный срок службы ковша.
- Основной ковш
Используется для погрузки, перемещения и прочих работ с различными видами грузов — грунт, сыпучие материалы и пр. Также ковш используют как отвал для перемещения и разравнивания грунта. Обычно это сварная конструкция из листовой стали. К верхней части ковша прикреплена подножка.
- Карьерный ковш
Используется для погрузки штучных материалов.
- Экскаваторный ковш
Используется при проведении земляных работ в различных грунтах. Производятся в стандартном, усиленном и скальном исполнении.
- Экскаваторный траншейный ковш
Применяется для рытья траншей прямоугольного сечения в различных грунтах. Также используется при устройстве дренажных каналов, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций.
- Трапециевидный ковш
Применяется для рытья траншей с наклонными стенками в различных грунтах.
- Планировочный ковш
Применяется для проведения планировочных работ. Производятся как горизонтальные планировочные ковши, так и наклонные планировочные ковши, с возможностью их наклона относительно линии горизонта.
- Ковш-рыхлитель
Применяется для разрыхления мёрзлых грунтов и вскрышных работах в тяжёлых грунтах. Представляет собой ковш, в середину которого «встроен» клык рыхлителя.
- Ковш скальный
Предназначен для работы на предварительно разрыхленных скальных грунтах, мерзлоте. Характеризуется высокой износостойкостью, увеличенной прочностью конструкции. Оснащается наварной защитой днища и коронками повышенной износостойкости.