Тракторный генератор 3701 схема подключения: Гениратор МТЗ: устройство, схема подключения, диагностика – Схема тракторного генератора — Схемы автомобильных генераторов — Схемы генераторов — Каталог статей

Содержание

Унифицированный тракторный генератор 46.3701

Категория:

   Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Публикация:

   Унифицированный тракторный генератор 46.3701

Читать далее:



Унифицированный тракторный генератор 46.3701

Общие сведения. Генератор 46.3701 предназначен для тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин. Его мощность 0,7 кВт, и выполнен он со встроенным регулятором напряжения.

Наличие мощного источника электропитания на тракторе позволяет решить ряд задач по улучшению условий работы тракториста и повышения производительности ei о труда.

Генератор 46.3701 имеет несколько модификаций, отличающихся размерами приводного шкива. Так, например, генератор модификации 54.3701 устанавливают взамен генератора Г306.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

На унифицированном генераторе, помимо основного выпрямителя, имеется дополнительный (вывод Д), с помощью которого предотвращается разряд батареи на обмотку возбуждения генератора при стоянках, а также подсоединяется реле блокировки стартера.

Генератор 46.3701 обладает надежным самовозбуждением благодаря применению постоянных ма1нитов. Потеря остаточной намагниченности исключена. Обеспечено самовозбуждение с подключенной номинальной нагрузкой, что позволяет проводить сельхозработы и при отсутствии аккумуляторной батареи на тракторе.

Уменьшение удельной металлоемкости или повышение удельной мощности в 1,75 раза получено в результате применения циркуляционного охлаждения по типу автомобильных генераторов. От попадания крупных частиц внутренняя полость генератора защищена сетчатой пластмассовой крышкой со стороны забора воздуха. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически (один раз в сезон) снимать для удаления скопившихся под ней частиц.

Эффективное охлаждение подшипниковых узлов значительно повышает ресурс генератора.

Устройство генератора показано на рисунке 1. Он представляет собой однополюсную индукторную трехфазную машину.

Ротор состоит из вала с расположенными на нем шестилучевым пакетом-звездочкой из листовой стали, втулкой-магнитопроводом, шкивом и центробежным вентилятором. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами, размещенными между зубцами пакетов ротора, залиты магниты.

Статор представляет собой пакет с девятью зубцами, на которых расположены катушки (по три в фазе). Крышка со стороны привода — стальная с приваренным фланцем со стороны вентилятора. На фланце имеются крепежная и натяжная лапы. В этой крышке находится втул-ка-магнитопровод с обмоткой возбуждения. В алюминиевой крышке со стороны, противоположной приводу, установлен выпрямительный блок с тремя дополнительными диодами. Пластмассовая сетчатая крышка с отверстиями под электрические выводы прикрывает торец алюминиевой крышки.

Рис. 1. Генератор 46.3701:
1— задняя крышка; 2 — втулка poropa; 3 — крышка регулирующего устройства; 4 — подшипник; 5 — блок; 6 — стяжной болг; 7 — ротор; 8 — статор; 9 — катушка возбуждения, 10 — вентилятор; 11 — крышка подшипника; 12 — шкив; 13 — подшипник; 14 — передняя крышка.

В обеих крышках подшипника имеются окна для забора и выброса охлаждающего воздуха. В крышке со стороны привода установлен подшипник 6-180603, а с противоположной стороны — подшипник 6-180502. В полости между алюминиевой и пластмассовыми крышками расположен блок интегрального регулятора.

Генератор стянут тремя болтами. В отличие от генератора 13.3701 (Г306) все электрические соединения находятся внутри. На рисунке 110 показана электрическая схема соединений генератора 46.3701, она практически не отличается от схемы генератора 13.3701.

Установка генератора. Присоединительный размер между лапами—90 ±0,4 мм, что позволяет в случае необходимости устанавливать генератор вместо генератора 13.3701. Остальные габаритные и присоединительные размеры такие же, как у 13.3701 и Г306. Генератор 46:3701 при поставке в запчасти имеет размер между лапами 130 мм. Лапы задней крышки генератора закрепляют болтом большей длины с установкой на него гаек либо специальной разрезной втулки в отверстии задней лапы, которая может перемешаться в осевом направлении.

На рисунке 3 показаны варианты креплений генератора на кронштейнах размером 90 и 130 мм.

На литом кронштейне дизеля Д-245 генератор не устанавливают,

так как боковая стенка кронштейна мешает повороту генератора при надевании ремня. Требуется либо доработка кронштейна, либо его замена на кронштейн другого размера.

При техническом обслуживании генератора необходимо следить за надежностью всех креплений, натяжением приводного ремня, общей его исправностью и чистотой. Пыль и грязь удаляют щеткой или влажной тряпкой.

Исправность генератора проверяют до начала работы с помощью контрольной лампы, установленной на щитке приборов. Если генератор исправен, лампа загорается при замыкании включателя «массы» перед пуском дизеля. После пуска контрольная лампа гаснет. Остановив дизель, нужно разомкнуть выключатель «массы» (контрольная лампа при этом гаснет).

На тракторе исправность генератора проверяют только при неработающем дизеле, отъединив от всех клемм генератора провода.

Проверку выполняют с помощью лампы напряжением 12 В и аккумуляторной батареи.

Проверяя обмотку возбуждения, отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, ее положительный вывод—через контрольную лампу с клеммой Ш генератора. Если обмотка возбуждения исправна, то лампа горит вполнакала (сила тока 3,0…3,5 А). Полный накал лампы (сила тока более 3,5 А) указывает на короткое замыкание _между обмоткой возбуждения и корпусом генератора. Если лампа не горит, имеется обрыв в обмотке возбуждения.

Исправность выпрямителя и обмоток статора проверяют, соблюдая следующий порядок.

Рис. 2. Электрическая схема генератора 46.3701.

Рис. 3. Схемы установки генератора . 54.3701:
1 — генератор; 2 — регулировочные шайбы; 3 — болт М10 X 55; 4 — кронштейн; 5 — болт; 6 — гайка № 110.

1. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с клеммой М генератора, а ее положительный вывод —через контрольную лампу с клеммой В. В этом случае лампа не должна гореть. Если же лампа горит, это свидетельствует о следующих неисправностях выпрямителя: короткое замыкание в одном или нескольких диодах обеих полярностей; пробой изоляции между теплоотводом и корпусом выпрямителя; замыкание положительного вывода на корпус генератора.

2. Отрицательный вывод аккумуляторной батареи соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее положительный вывод — через контрольную лампу с клеммой В генератора. При этом лампа не должна гореть. В противном случае пробит один или несколько диодов прямой полярности.

3. Положительный вывод аккумуляторной батареи через контрольную лампу соединяют с одной из клемм переменного тока генератора, а ее отрицательный вывод —с клеммой М генератора. Лампа также не должна гореть. Если же лампа загорается, значит, пробит один или несколько диодов обратной полярности или произошло короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.

Рекламные предложения:


Читать далее: Стартер трактора

Категория: — Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Тракторный генератор с самовозбуждением схема

§ 35. Аккумуляторная батарея
§ 36. Генератор
§ 37. Стартер
§ 38. Приборы освещения и сигнализации
§ 39. Магнето и запальная свеча
§ 40. Техническое обслуживание электрооборудования

§ 36. Генератор

Генератор служит для питания током электроприборов при работе двигателя при средней и большой частоте вращения, а также для подзарядки аккумуляторной батареи.

Он превращает механическую энергию в электрическую на основе принципа электромагнитной индукции, т. е. возбуждении электрического тока в проводнике при пересечении его магнитными силовыми линиями.

На тракторах ЮМЗ-6Л/М и МТЗ-50 новых выпусков устанавливают генератор переменного тока Г-306А (62). Он представляет собой закрытую бесконтактную трехфазную динамомашину с встроенным выпрямителем. Характерная особенность этого генератора — отсутствие щеточных контактов и вращающихся обмоток. Мощность генератора 400 Вт, номинальный  выпрямленный ток 32 А.

Генератор состоит из статора 3, ротора 4 и выпрямителя 5. Статор собран из электротехнической стали. Он имеет 9 зубцов, на которые надеты катушки обмотки 2. Каждая фаза обмотки состоит из трех катушек. В каждой из трех фаз катушки соединены последовательно, а фазы соединены  в треугольник.

С обеих сторон к статору закреплены крышки. На изоляционной колодке задней крышки 11 помещены зажимы 1 переменного тока, к которым выведены концы фаз обмотки статора. К этим же болтам присоединены выводы выпрямителя ВЛ. На задней крышке расположены также выводные зажимы М, В.

9    8

62. Генератор:

1—зажимы переменного тока, 2 — обмотка возбуждения, 3 — статор, 4 — ротор, 5 — выпрямитель, 6 — шкив привода генератора с крыльчаткой вентилятора, 7 — диод, 8 — передняя крышка, 9 — катушка обмотки возбуждения, 10— выводной зажим постоянного тока, 11 —задняя крышка

Ш постоянного тока. С внутренней стороны передней крышки .V прикреплена катушка 9 обмотки возбуждения, начало обмотки соединено с массой генератора, а конец подведен к зажиму  Ш.

Ротор 4 генератора в поперечнике имеет вид шестилучевой звезды, которая изготовлена из листов электротехнической стали и жестко посажена на вал. Последний вращается на двух шарикоподшипниках, не требующих замены смазки, закрытой конструкции, установленных в крышках.

Задняя крышка и прикрепленная к ней лапа отлиты из алюминиевого сплава. К передней стальной крышке приварены две лапы для крепления генератора и регулировки натяжения  приводного  ремня.

Выпрямитель 5 закреплен на передней крышке. Он состоит из оребренного алюминиевого корпуса, теплопровода и шести полупроводниковых диодов «прямой» и «обратной» полярности. Теплопровод изолирован от корпуса тонкой изоляционной прокладкой. В корпус вмонтированы три диода «обратной» полярности, а в теплопровод — диоды «прямой» полярности. Выводы диодов соединены попарно с фазами генератора. Между корпусом выпрямителя и крышкой генератора установлено резиновое уплотнительное кольцо, которое предотвращает попадание пыли и грязи в выпрямитель.

Для лучшего охлаждения корпус выпрямителя оребрен. Выпрямитель собран по трех-

фазной мостовой схеме.

Положительный полюс выпрямителя присоединен к зажиму В на колодке задней крышки генератора гибким проводом.

Привод генератора осуществляется ремнем через шкив б, закрепленный на валу шпонкой и гайкой. К шкиву со стороны генератора прикреплен вентилятор, который служит для охлаждения генератора и  выпрямителя.

Принцип действия генератора известен из физики. При вращении ротора магнитное поле системы возбуждения пересекает трехфазную обмотку статора и индуктирует в ней переменную по величине и направлению электродвижущую силу (э. д. с). Под действием э. д. с. в цепи появляется переменный ток, который преобразуется выпрямителем в постоянный и подается к потребителям.

Нормальная работа генератора возможна при условии соблюдения правил эксплуатации.

Генератор нельзя мыть топливом и струей воды под давлением. Для возбуждения генератора необходимо включить включатель «массы», иначе он не будет вырабатывать электроэнергию. Если после пуска двигателя выключить «массу», то при исправном генераторе контрольная лампа «Включения массы» продолжает гореть. При остановке двигателя «массу» выключают во избежание разряда аккумуляторной батареи через обмотку  возбуждения  генератора.

63. Реле-регулятор:

а — устройство , б — включение в цепь; / — регулятор напряжения, 2 — реле защиты, 3 — крышка, 4 — транзистор, 5 — корпус, 6 — винт сезонной регулировки напряжения, 7 — включатель массы; Г — генератор, Р — реле-регул я тор, 6 — аккумуляторная батарея, М — масса, Ш — зажим, соединяющийся с обмоткой возбуждения регулятора (шунтом), 6 — зажим, соединяющийся с зажимом выпрямителя

                                                                                                  1          2       3       4

7        б

Генератор описанного типа работает в комплекте с контактно-транзисторным реле-регулятором РР-362Б ( 63). Реле-регулятор установлен под щитком приборов и включает в себя два элемента: регулятор напряжения / и реле 2 защиты.

Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора в пределах 13,0—14,2 В. Он состоит из транзистора 4 и вибрационного реле, которое управляет транзистором, включенным в цепь обмотки возбуждения генератора.

Реле 2 защиты служит для защиты транзистора от токов коротких замыканий цепи обмотки возбуждения  на «массу».

На панели реле-регулятора имеются три зажима: М — для присоединения «массы» генератора, Ш — для присоединения обмотки возбуждения генератора, В—для присоединения выпрямителя, нагрузки и аккумуляторной батареи. С внешней стороны реле-регулятора находится устройство ППР (переключатель посезонной регулировки напряжения), позволяющее посезонно регулировать разницу напряжения в пределах 0,8—1,0 В. Вскрывать и регулировать реле-регулятора может только мастер-наладчик в мастерской, располагающей необходимыми измерительными приборами. Запрещается даже кратковременное соединение (проверка «на искру») зажимов Ш и В генератора и реле-регулятора с «массой».

Генератор Г-304А, устанавливаемый ранее на изучаемые тракторы, по принципу работы не отличается от генератора Г-306А,

однако их схемы, конструкция и материалы не одинаковы.

Генератор Г-306А более мощный, чем генератор Г-304А, имеет меньшую массу и габаритные размеры. Он одностороннего возбуждения, а Г-304А — двустороннего так как имеет две катушки обмотки возбуждения, помещенные каждая в одну из крышек и соединенные между собой параллельно. Оба генератора работают в паре с реле-регулятором   РР-362Б.

Генератор трактора ЮМЗ и его схема

Генератор трактора ЮМЗ — 46.3701 является источником электроэнергии, обеспечивающим работу электрооборудования трактора.

Генератор представляет собой бесконтактную трехфазную электромашину с протяжной вентиляцией с односторонним электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком БПВ23-50, собранным по трехфазной мостовой схеме на кремниевых вентилях (диодах) ВА-20, и блоком интегрального регулятора напряжения (ИРН) типа Я112Б.

Статор шихтованный из листовой стали, имеет девять зубцов, на которых закреплены катушки трехфазной обмотки. Соединение катушек в фазе последовательное. Фазы соединены в треугольник. Концы фаз выведены гибкими монтажными проводами к выпрямительному блоку.

1 — переключатель; 2 и 14 — подшипники; 3 — крышка регулирующего устройства; 4 — блок БПВ23-50; 5 — стяжной болт; 6 — магнит; 7 — ротор; 8 — статор; 9 — втулка ротора; 10 — катушка возбуждения; 11 — вентилятор; 12 — крышка подшипника; 13 — шкив; 15 — передняя крышка; 16 — задняя крышка.

Ротор представляет собой пакет пластин в виде шестилучевой звезды, шихтованный из листовой стали и напрессованный на вал. В специальном алюминиевом каркасе с шестью клювообразными выступами-коробами, расположенными между зубцами пакета ротора, укреплены гексаферритовые магниты. Постоянные магниты обеспечивают надежное самовозбуждение генератора при работе без аккумуляторной батареи.

Передняя крышка стальная штампованная с двумя приваренными лапами, одна из которых служит для натяжения приводного ремня, вторая — для крепления генератора. Крышка на торцовой части имеет вентиляционные окна для прохождения охлаждающего воздуха. На цилиндрической части крышки имеются отверстия для установки стяжных болтов. Подшипник в передней крышке по наружному кольцу жестко защемлен фланцем втулки катушки возбуждения и крышкой подшипника, а по внутреннему — втулкой ротора и ступицей вентилятора. Задняя крышка отлита из алюминиевого сплава вместе с лапой для крепления генератора трактора ЮМЗ.

На торцовой части крышки имеются вентиляционные окна и отверстия для крепления выпрямительного блока. Подшипник в задней крышке по наружному кольцу — плавающий. Подшипники генератора (шариковые закрытой конструкции) не требуют добавления или замены смазочного материала в течение всего срока эксплуатации. Катушка возбуждения прикреплена к передней крышке и представляет собой стальную втулку с фланцем и обмоткой. Начало и конец обмотки выведены гибкими монтажными проводами к блоку регулятора, расположенному на задней крышке и закрытому пластмассовой крышкой.

Электрическая схема генератора трактора ЮМЗ

Выпрямительный блок смонтирован на задней крышке с внутренней ее стороны и состоит из двух изолированных один от другого алюминиевых теплоотводов. В одном теплоотводе запрессованы три диода обратной полярности, а в другом — три диода прямой полярности. Теплоотвод с диодами прямой полярности изолирован от крышки электроизоляционными прокладками и прикреплен к ней изолированными пинтами. Выводы диодов прямой и обратной полярности попарно соединены между собой перемычками, к которым прикреплены монтажные провода, идущие от концов фаз статора. «Плюс» выпрямителя снимается с теплоотвода с диодами прямой полярности и выводится клеммным болтом наружу, а «минус» снимается с теплоотвода с диодами обратной полярности на корпус генератора трактора ЮМЗ. Выпрямительный блок имеет три дополнительных диода, предназначенных для питания обмотки возбуждения. «Плюс» выпрямителя обмотки возбуждения соединен с выводом начала катушки возбуждения и выводом Д генератора.

Блок регулятора состоит из клеммника, ИРН с теплоотводом, переключателя посезонного регулирования напряжения «Зима» — «Лето», конденсатора фильтра и резистора сопротивлением 120 Ом. ИРН имеет четыре вывода (Ш, Д, Б, С) в виде контактных прокладок, изолированных от его основания, и вывод «минус», соединенный с основанием. Вывод Ш соединен с выводом конца катушки возбуждения, вывод Д — с выводом Д генератора, вывод Б — с выводом «плюс» генератора, а вывод С — с переключателем посезонного регулирования. Конструкция ИРН — не разборная. Основание ИРН имеет ориентирующий выступ, предотвращающий неправильную установку его на теплоотвод.

В генераторе юмз-6 применено циркуляционное охлаждение с помощью центробежного вентилятора. Воздух забирается через заднюю крышку, а выбрасывается через переднюю.

Внутренние полости генератора от попадания крупных частиц отходов сельскохозяйственного производства защищены сетчатой пластмассовой крышкой. Крышка легкосъемная, и ее нужно периодически снимать и удалять скопившиеся под ней мякину или хлопок.



Как подключить тракторный генератор — Трактор Т-40 полное руководство

Продукция Минского тракторного завода повсеместно используется в строительной, коммунальной и сельскохозяйственной сфере, что обусловлено её надежностью и отличными характеристиками. Генератор на МТЗ-80 представляется важной частью конструкции, служит для трансформации вращательной энергии коленвала в электрический аналог.

Устройство и принцип работы генератора

Прежде чем выяснить размер ремня генератора, необходимо изучить этот элемент, его конструкцию и принцип работы более подробно. Несмотря на то что на тракторы МТЗ устанавливались различные виды генераторов, они абсолютно идентичны по своим рабочим показателям и особенностям.

Данный элемент имеет идентификационный номер, который может варьироваться и зависит от используемой модификации:

Для его корректной работы необходимым требованием представляется наличие постоянного тока. Конструкция генератора предполагает прохождение тока через выпрямитель с тремя фазами, что позволяет трансформировать его из переменного в постоянный.

Характеристики генератора обусловлены работой его основных элементов, в роли которых выступают статор и ротор. Первый производится из листовой стали, а также трехфазной катушки, закрепленной на специальном выступе. Ротор является звездообразным элементом, имеющим 6 углов, устанавливается на вал. Принцип работы крайне прост: с помощью клинового ремня вращение коленвала передается на генераторный шкив. Из-за вращательных движений роторного механизма создается электромагнитное поле, которое под действием обмоток приводит к появлению тока, проходящего через выпрямитель.

Основные элементы

Планируя купить генератор на МТЗ 82 для его последующей установки, необходимо более подробно ознакомиться с его конструкцией. Как было сказано ранее, её основу составляет статор и ротор, однако есть и множество других элементов, за счет которых обеспечивается корректная работа агрегата. Среди них упоминания заслуживает:

  • передняя, задняя крышка, а также защита регулятора;
  • выпрямитель, изолятор, катушка и вентилятор;
  • регулировочные и крепежные элементы;
  • втулки роторные и распорные.

Зная, из каких элементов состоит конструкция подобного устройства, владельцу трактора МТЗ будет значительно проще самостоятельно установить его или выполнит ремонт, что позволит сократить затраты на услуги специалиста.

Подключение генератора

Подключение данного элемента к электросети тракторной техники МТЗ может показаться для неопытного пользователя сложной задачей, однако для её успешного выполнения достаточно придерживаться ряда простейших рекомендаций:

  1. Провод «+» от АКБ подключить к клемме «В».
  2. Соединить клемму «Ш» с реле-регулятором.
  3. Клемма «М» должна быть подключена к корпусу трактора.

Необходимо руководствоваться схемой подключения, которая содержит основные элементы электросети, например, аккумуляторную батарею, что позволит избежать ошибок при выполнении работ.

Схема подключения

Используя схему подключения, мастер сможет без затруднений определить основные элементы электросети трактора, а также их расположение. К числу наиболее значимых объектов на схеме можно отнести сам генератор, резистор, конденсатор и контакты замка зажигания, АКБ, контрольную лампу и обмотки.

Техническое обслуживание устройства

Благодаря удачной конструкции подобных элементов они могут длительное время работать без необходимости осуществления ремонтных работ даже в сложных условиях, например, при наличии большого количества пыли, жары. Генератор демонстрирует стабильную работу даже на высоких оборотах, что свидетельствует о его надежности.

Но даже самое прочное устройство требует ухода и обслуживания, что позволит продлить срок его службы и избежать необходимости выполнять ремонт генератора МТЗ 80 своими руками. Следует проверять крепления элемента, а также степень натяжки его ремня. Прогиб не должен быть больше 3 см, при превышении подобных показателей ремень настоятельно рекомендуется подтянуть.

Необходимо регулярно проводить дефектовку изделия, что позволит своевременно выявить наличие трещин, а также других повреждений, способных нарушить корректную работу узла. Электрические соединения генератора следует регулярно очищать при окислении, предварительно отсоединив их от аккумуляторной батареи.

Проверка исправности работы

Чтобы быть уверенным в используемом агрегате, целесообразно проверять его на работоспособность перед каждым использованием. С этой целью применяется специальная контрольная лампа. При активации зажигания трактора она должна гореть, а при успешном запуске двигателя сразу же гаснуть.

Лампа может выключаться только после увеличения частоты вращения коленвала. Если же этого не происходит, речь идет о наличии неисправностей в работе генератора. Для этого следует отключить двигатель, после чего придерживаться следующей инструкции:

  1. Проверить степень натяжения ремня генератора, скорректировать его при необходимости.
  2. Соединить минусовой провод от аккумулятора с клеммой «М», а другой — с «В».
  3. Включение лампы на данном этапе свидетельствует о неисправности выпрямителя.
  4. Далее «-» от аккумулятора потребуется соединить с клеммой переменного тока, а «+» с клеммой «В». Если лампа будет гореть, имеет место пробивание диода выпрямителя.

Также можно совместить «+» от батареи с клеммой переменного тока, а «-» с «М» генератора. При включении лампы проблема скорее всего кроется в кротком замыкании обмотки статора либо пробивании диода.

Следует соблюдать осторожность при работе с электрическими комплектующими, поскольку при неправильных действиях они способны быстро прийти в негодность.

Заключение

Генератор от МТЗ представляется важной частью конструкции, от правильной работы которой во многом зависит функционал многих элементов трактора. Для подключения узла следует руководствоваться подробной схемой, что позволит выполнить установку изделия без каких-либо неудобств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

(097) 056-05-93, (099) 429-92-85, (093) 651-44-42

Магазин

Ремонт

Генератор МТЗ. Разновидности генераторов МТЗ и их приминение. Генератор Д-240, Генератор Д-245, Генератор Д-260.

Купить новые генераторы МТЗ (Д-240). Доставка по всей Украине. (097)056-05-93. Отправляем в день заказа без предоплаты.

Генератор на тракторах, как и на других самоходных машинах, предназначен для преобразования механической энергии от вращения коленчатого вала двигателя в электрическую энергию для питания бортовой сети трактора и для зарядки аккумуляторной батареи. На тракторы МТЗ устанавливали несколько видов генераторов, в зависимости от комплектации и года выпуска, но по конструкции все они схожи. Это трехфазные электромеханические машины переменного тока.

Электрическая бортовая сеть и аккумулятор трактора работают на постоянном токе, поэтому совместно с генератором устанавливается выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, а также реле-регулятор – устройство, которое удерживает напряжение, выдаваемое генератором, в пределах 14 – 15 вольт при 12-и вольтовой бортовой сети, или в пределах 28-и вольт, если бортовая сеть на 24 вольта, независимо от скорости вращения и количества одновременно включенных приборов.

ок возникает в генераторе за счет взаимодействия электрических магнитных полей вращающегося ротора и неподвижного статора. Начальный момент возникновения магнитного поля называется «возбуждение». В генераторах, которые устанавливались на тракторы МТЗ разных годов выпуска, имеется отдельная обмотка возбуждения, на которую подается питание от аккумулятора при включении массы или зажигания. Однако старые модели тракторов не во всех комплектациях имели стартер и аккумулятор. Запуск дизеля производился с помощью пускового двигателя, который, в свою очередь, запускался механизатором вручную. На таком тракторе необязательным было наличие аккумуляторной батареи. В таких комплектациях проблема возбуждения решалась использованием генераторов на постоянных магнитах вместо обмотки возбуждения, которым не требовался ток от батареи для образования электромагнитного поля. Примером является получивший широкое распространение в то время Г 46.3701. Современные трактора всегда комплектуются стартерами и аккумуляторными батареями, поэтому потребность установки самовозбуждающихся моделей отпала.

Мощность генераторов, устанавливаемых на тракторы МТЗ, варьируется от 700 до 1500 Ватт, и подбирается исходя из условий работы и оснащения трактора электрическими приборами.

История Минского Тракторного Завода начинается с 1946 года. Ранние модели тракторов не имели богатого оснащения электрическими приборами, современная техника имеет множество электрических систем и сложных элементов, таких как бортовые компьютеры, системы кондиционирования воздуха, множественные системы контроля, соответственно возросли требования к мощности и надежности генераторов.

Более 30-и лет поставщиком генераторов для тракторов МТЗ является Гродненский завод «Радиоволна», который производит весь модельный ряд, устанавливаемый на технику Минского Тракторного Завода.

ПОДКЛЮЧЕНИЕ И ПРИНЦИП РАБОТЫ ГЕНЕРАТОРА МТЗ

Рассмотрим подключение на примере генератора Г-306 Д, который устанавливался на трактор МТЗ-82 на протяжении длительного периода времени.

Плюсовой провод с аккумулятора присоединен к клемме «В» или «+». Параллельно с этой клеммы идет подключение к одноименной клемме регулятора напряжения. На клемму «+» или «В» внутри генератора выводится вырабатываемое напряжение с обмоток статора через диодный выпрямитель. Параллельно с этой клеммой, через реле, подключена контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи.

При исправной работе генератора контрольная лампа загорается при включении зажигания и гаснет при запущенном двигателе. Дополнительно в некоторых моделях тракторов МТЗ устанавливается амперметр, который показывает силу тока в Амперах, или вольтметр, который показывает напряжение в Вольтах. Эти устройства позволяют механизатору оперативно получать информацию о работе генератора и состоянии бортовой сети во время работы трактора.

Клемма «Ш» соединена с аналогичной клеммой реле-регулятора. Через неё подается напряжение на катушки возбуждения.

Клемма «М» (масса) присоединяется к корпусу (минус) трактора, и параллельно — к клемме «М» реле-регулятора. Клемма «М» регулятора также подключена к корпусу трактора. В цепь между клеммой «Ш» и «М» регулятора напряжения может быть включен вольтметр, установленный на щитке приборов трактора для контроля за напряжением в бортовой сети.

В некоторых моделях дополнительно имеется клемма «Д», к которой подключается реле стартера, для блокировки включения стартера при работающем двигателе.

На неработающем двигателе ток от АКБ подается на клемму «Ш» которая присоединена к обмотке возбуждения, создающей начальное электромагнитное поле. При запуске двигателя трактора, вращение от коленчатого вала передается через клиновой ремень на шкив генератора, жестко закрепленный на валу ротора. При вращении ротор вращает электромагнитное поле шунтируемых обмоток возбуждения, которое, взаимодействуя с обмотками статора, создает на них переменный электрический ток. Ток имеет пиковые значения в момент прохождения выступающих частей ротора мимо обмоток статора. Чтобы выровнять импульсы, вырабатываемый ток со статора проходит через выпрямитель, преобразуясь в постоянный. Выходы диодов выпрямителя присоединены к клемме «+» или «В» генератора, с которой снимается выходное напряжение для зарядки АКБ и питания электроприборов трактора.

Одновременно реле-регулятором ток удерживается в пределах 14 – 15 вольт, для корректной работы приборов и исключения перезаряда аккумуляторной батареи.

При достижении двигателем высоких оборотов, генератор вырабатывает ток, превышающий номинальное значение. Проходя через обмотку реле регулятора (в старом исполнении), или через транзисторы (в современном исполнении), ток, при превышении значений, попадает на блок сопротивлений, которые снижают силу электромагнитного поля возбуждения, вследствие чего снижается ток.

Сравнительные характеристики регуляторов напряжения
Наименование РР 362 Б1 РР 356
Номинальное напряжение, В 14 28
Напряжение бортовой сети, В 12 24
Ток нагрузки, А 3 1,5
Применяемость К-700-701-702-703, ТЛ-28,Т-40,Т-75, СКД-5, МТЗ-50,-52,-80-82, Д 804, ДТ 75 КАМАЗ, МАЗ, Т-150, МТЗ-1221
Примечания Имеет сезонную регулировку напряжения

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГЕНЕРАТОРА МТЗ

Генераторы, устанавливаемые на тракторы МТЗ, имеют простую и надежную конструкцию, которая позволяет им работать длительное время в тяжелых условиях, таких как запыленность, воздействие высоких температур, влаги, длительная работа на повышенных оборотах.

Систематическое профилактическое обслуживание необходимо для бесперебойной работы устройства. При обслуживании необходимо проверить состояние креплений генератора и силу натяжения приводного ремня. Прогиб ремня при усилии 3 кг/см не должен превышать 3 см, в противном случае ремень следует подтянуть. Ремень не должен иметь надрывов, трещин, и других следов повреждения.

Электрические соединения проверяются на качество крепления и отсутствие следов окисления. При наличии окисления выводных клемм следует отсоединить аккумуляторную батарею, снять клеммы с генератора и зачистить. Клеммы, которые находятся под напряжением, должны иметь защитные колпачки, исключающие воздействие факторов окружающей среды и предотвращающие короткое замыкание.

Исправность устройства проверяется при каждом пуске двигателя с помощью контрольной лампы заряда АКБ. При включении зажигания лампа должна гореть, и погаснуть, как только двигатель запущен. Допускается, что лампа гаснет только с увеличением частоты вращения коленчатого вала до 1400 оборотов в минуту, так как некоторые модели имеют частоту оборотов возбуждения выше оборотов холостого хода двигателя.

Если контрольная лампа не гаснет или измерительные приборы на панели, такие как амперметр или вольтметр, показывают разряд (для вольтметра это значения ниже 12,5 вольт), необходимо произвести диагностику генератора. Делается это только на неработающем двигателе.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ ГЕНЕРАТОРА МТЗ

  1. Проверить натяжение ремня генератора. При недостаточном натяжении ремень может проскальзывать под нагрузкой, и не давать генератору достаточной частоты вращения.
  2. «Минус» от АКБ соединить с клеммой «М», а «плюс» — с клеммой «В». Если при этом горит контрольная лампа заряда АКБ, это означает, что неисправен выпрямитель (замыкание диодов, пробой изоляции, замыкание положительного вывода на корпус генератора).
  3. «Минус» от АКБ соединить с одной из клемм переменного тока, а «плюс» АКБ – с клеммой «В» генератора. Контрольная лампа гореть не должна. Если лампа горит – пробит диод выпрямителя прямой полярности (или несколько).
  4. «Плюс» от АКБ через контрольную лампу соединить с одной из клемм переменного тока генератора, а «минус» АКБ – с клеммой «М». Если при этом горит контрольная лампа, это свидетельствует о том, что пробит диод выпрямителя обратной полярности (или несколько), или имеется короткое замыкание обмотки статора на корпус генератора.

Таблица технических характеристики генераторов МТЗ (Д-240)

Технические характеристики моделей, устанавливаемых на тракторы МТЗ
Тип Номинальная мощность, Вт Номинальное напряжение, В Максимальная нагрузка тока, А Номинальная частота вращения, Об/мин Максимальная частота возбуждения, Об/мин Применяемость с двигателями Применяемость по моделям Масса, кг
С АКБ Без АКБ
Г460.3701 (-1)
Г4607.3701
700 14 50 5000 1450 1650 Д-50, Д-65 МТЗ-50 6,3
Г464.3701 (-1) 700 14 50 5000 1450 1650 Д-245 МТЗ-80/82 6,2
Г468.3701 (-1) 700 14 50 5000 1450 1650 Д-245 МТЗ-100, 102, 1021, 1022, 520/522, 592 6,7
Г964.3701 (-1)
Г9647.3701 (-1)
1000 14 72 4500 1250 1250 Д-260, Д-245.5, Д-245.7 МТЗ-80/82, 1221 6,3
Г994.3701 (-1)
Г9947.3701 (-1)
1000 28 36 4500 1250 1250 Д-260, Д-245 МТЗ-1221 6,3
Г9702.3701 1400 14 100 7000 1400 1400 Д-245, Д-260 МТЗ-80/82, 102, 520/522 7,3

Наконец дошли руки до генератора от трактора МТЗ, лежащего на работе на полочке уже 2-й месяц и ожидающего своего часа) Генератор МТЗ-82, мощность 1кВт.

Из переделок: перенос реле-регулятора и конденсатора, которые упираются в подушку двигателя

изготовление переходника под штатный кронштейн натяжителя и втулки на кронштейн крепления генератора

Из недоделок: надо шкив подобрать…родной генератора чуть больше штатного нивского — недозаряд на холостых(( Уверенно держит напругу только с 1300 оборотов…но это уже мелочи)

Генератор 15.3701 трактора ТТ-4М

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 


Генератор 15.3701 трактора ТТ-4М

 

 В системе электрооборудования применяется генератор 15.3701. Генератор представляет собой бесконтактную пятифазную одноименно-полюсную электрическую машину с односторонним электромагнитным возбуждением, с выпрямительным блоком БПВ 12-100, состоящим из регулятора напряжения, переключателя посезонной регулировки напряжения, основного (силового) выпрямителя и дополнительного выпрямителя для предотвращения разряда аккумуляторной батареи на обмотку

возбуждения генератора при остановленном дизеле. Электрическая схема генератора показана на рис. 74. Привод генератора осуществляется ремнем от шкива вентилятора дизеля.

 

 

Техническая характеристика генератора
Номинальная мощность» Вт………………………………1000

Номинальное напряжение, В …………………………….14

Частота вращения ротора при номинальной частоте вращения коленвала дизеля, мин-1 …………………. 4500±500

Масса генератора без шкива, кг, не более………………….10

Направление вращения со стороны привода ………. правое

 

 

 

 

 

 

Рис. 74. Электрическая схема генератора

 

 

 

Статор 9 генератора (рис. 75) имеет 10 зубцов, на которых закреплены катушки пятифазной обмотки, выполненные проводом марки ПЭВ-2 диаметром 1,6 мм с числом витков 23 каждая. Соединение катушек в фазе последовательное. Концы фаз выведены гибкими монтажными проводами на силовой выпрямитель. Ротор 8 представляет собой пакет шестилучевой звезды, напрессованный на вал. В передней 6 и задней 10 крышках генератора расположены шариковые подшипники 3 и 4 закрытой конструкции типа 70180504С9Ш, 70180504КС9Ш или

76180504С9, не требующие добавления или замены смазки в течение всего срока эксплуатации генератора. Крышки имеют отверстия для стока конденсата и воды. Катушка возбуждения 7 располагается в передней крышке и представляет собой стальную втулку с фланцем и обмоткой, имеющей 510 витков провода марки ПЭВ-2 диаметром 0,85 мм. Концы обмотки присоединены один к клемме Ш (см. рис. 74) регулятора напряжения, другой — к дополнительному выводу генератора.

Выпрямительный блок 2 (см. рис. 75) марки БПВ12-100 состоит из силового и дополнительного выпрямителей, блока регулятора напряжения и переключателя 16 посезонной настройки «зима — лето». Силовой и дополнительный выпрямители смонтированы в одном корпусе, а блок регулятора напряжения и переключатель посезонной регулировки напряжения на крышке 14 выпрямителя. Корпус 12 и пластина 13 силового выпрямителя изолированы между собой электроизоляционной прокладкой 15. Пластина крепится к корпусу через изоляционные втулки пятью болтами. В корпусе выпрямителя имеется пять отверстий для прохода пяти фазных выводов обмотки статора к фазосборникам и выводов обмотки возбуждения. В корпусе закреплены пять диодов обратной полярности, в пластине пять диодов прямой полярности. Выводы диодов прямой и обратной полярностей попарно соединены с выводами фазных обмоток статора. Дополнительный выпрямитель состоит из трех диодов прямой полярности, запрессованных в шинки, соединяющие попарно диоды прямой и обратной полярностей силового выпрямителя, и обеспечивает автоматическую защиту аккумуляторной батареи от разряда на обмотку возбуждения генератора при неработающем дизеле.

Блок регулятора напряжения 1 расположен на крышке выпрямителя и состоит из корпуса регулятора, интегрального

устройства ИУ (см. рис. 74) с радиатором, резистора, переключателя посезонной настройки «зима — лето», конденсатора фильтра, резистора подпитки для улучшения самовозбуждения генератора.

 

 

 

 

Рис. 75. Генератор:
1 — блок регулятора напряжения; 2 — выпрямительный блок; 3, 4 — шариковые подшипники; 5 — вентилятор; 6 — передняя крышка; 7 — катушка возбуждения; 8 — ротор; 9 — статор; 10 — задняя крышка; 11 —крыльчатка; 12 — корпус; 13 — пластина; 14 — крышка выпрямителя; 15 — прокладка; 16 — переключатель

 

 

 Электрическая схема ИУ и соединение его со схемой генератора показано на рис. 74. Интегральное устройство имеет четыре вывода С, Б, Ш, Д в виде контактных площадок, изолированных от его основания, и вывод (минус), которым служит основание ИУ. Маркировка выводов Я/, Б, Д, С нанесена на пластмассовой крышке ИУ. Конструкция ИУ неразборная. Основание ИУ имеет ориентирующий выступ, исключающий возможность его неправильной установки. Регулирование выпрямленного напряжения генератора осуществляется ИУ посредством изменения величины тока возбуждения. Вывод от обмотки возбуждения присоединен к выводу Ш ИУ через установленную на его контактную площадку клемму. Конденсатор фильтра Сф плюсовым выводом соединен с выводом С ИУ через установленную на его контактную площадку клемму. Вывод «минус» конденсатора соединен с корпусом генератора. Для подпитки при возбуждении генератора от аккумуляторной батареи между выводами Б и Д подключен резистор R2 марки МЛТ-2 — 120 Ом.

Принцип работы генератора состоит в следующем: ток от плюсовой клеммы аккумуляторной батареи через резистор R2, подается на обмотку возбуждения, затем через клемму Ш и открытые транзисторы Т2 и 73 интегрального устройства на корпус. Постоянный ток, проходя через обмотку возбуждения, создает магнитный поток, пронизывающий втулку катушки возбуждения, втулку ротора, переднюю крышку, зубцы ротора и статора. При вращении ротора под каждым зубцом статора попеременно находятся зубец и впадина ротора. При этом магнитный поток, пронизывающий зубцы статора и расположенную на них обмотку, изменяется по величине от максимума до минимума и в обмотке статора наводится переменная электродвижущая сила. Переменное напряжение обмотки статора выпрямляется дополнительным выпрямителем. Выпрямленный ток подается на обмотку возбуждения и с его увеличением увеличивается и выпрямленное напряжение генератора, которое, достигая напряжения настройки ИУ. открывает стабилитрон Д1 и транзистор 71, закрывающие в свою очередь транзисторы Т2 и Т3. Ток возбуждения уменьшается, уменьшается и напряжение, стабилитрон Д1 и транзистор Т1 закрываются и открываются транзисторы 72 и 73, ток возбуждения увеличивается и процесс повторяется.

Для улучшения качества регулирования ИУ при отсутствии аккумуляторной батареи устанавливается конденсатор фильтра Сф, который плюсовым выводом соединен с выводом С, а минусовым выводом — с корпусом. Самовозбуждение генератора без аккумуляторной батареи осуществляется за счет остаточной

индукции системы возбуждения. При включении переключателя посезонной настройки в положение «зима» резистор R1 марки МЛТ-1-2,7 кОм одним выводом подключается к выводу С ИУ,

другим выводом — к корпусу генератора. При установке переключателя в положение «лето» резистор R1 марки МЛТ-1-2,7 кОм отключается от схемы генератора.

Генератор имеет две клеммы В и Д, расположенные на крышке выпрямителя. Клемма В является плюсовым выводом генератора, а клемма Д предназначена для подключения реле блокировки стартера.

Охлаждение генератора осуществляется осевым вентилятором 5 (см. рис. 75), закрепленным на приводном шкиве. Для съема шкив имеет три резьбовых отверстия М5. Охлаждение выпрямителя осуществляется крыльчаткой 11, установленной на валу генератора.

При эксплуатации генераторной установки запрещаются: подключение, даже кратковременное, аккумуляторной батареи обратной полярностью, а также запуск дизеля от постороннего источника обратной полярности, приводящие к выходу из строя

генератора и регулятора; запуск дизеля от постороннего источника напряжением более 13 В; неправильная установка ИУ (см. рис. 74) (поворот в плоскости основания на 180 °), так как при этом выходит из строя ИУ; мытье генератора дизельным топливом, бензином, струей воды под давлением; эксплуатация генератора при температуре окружающего воздуха выше 80 °С.

Способы проверки генератора на тракторе. Для проверки генератора необходимо включить потребители электроэнергии, установить обороты дизеля близкие к номинальным, подключить вольтметр между выводом В и незакрашенным местом корпуса генератора, затем замерить напряжение. Оно должно быть в пределах: для генератора климатического исполнения У при положении Л переключателя посезонной регулировки 13,1… 14,1 В; при положении 3 14,2… 15,3 В; для генератора климатического исполнения Т 13,1… 14,1 В. Если напряжение генератора значительно отличается от указанных пределов или отсутствует при отключенной аккумуляторной батарее, необходимо снять генератор и сдать для проверки и ремонта.

Способы проверки генератора с его разборкой. Исправность генератора проверяется при помощи омметра или контрольной лампы А12-21 (32 св) и аккумуляторной батареи. Для этого необходимо снять крышку выпрямителя и отсоединить провода от клеммы Д генератора и клеммы Ш ИУ. Присоединить клемму «минус» прибора или аккумуляторной батареи к незакрашенному месту корпуса генератора, а клемму

«плюс» прибора или аккумуляторной батареи через контрольную лампу к выводу В генератора. Лампа не должна гореть,

а стрелка прибора — отклоняться. Горение лампы или отклонение стрелки прибора свидетельствуют об одной из следующих

неисправностей: пробита изоляция между пластиной выпрямителя и его корпусом; плюсовой вывод замкнут на корпус генератора; закорочены, минимум по одному, диоды прямой и обратной полярностей. При эксплуатации об этих неисправностях указывает перегорание предохранителя при нормально заряженной аккумуляторной батарее и исправной электропроводке.

Для проверки обмотки возбуждения генератора необходимо: отсоединить от крышки выпрямителя все провода, подходящие к ней от генератора, таким образом, чтобы они не замыкали на корпус генератора; отсоединить выводы фаз статора от выпрямителя; присоединить клемму «плюс» аккумуляторной батареи к одному из выводов обмотки возбуждения, клемму «минус»

через контрольную лампу к одному из выводов обмотки статора. Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о замыкании обмотки возбуждения на обмотку статора.

Выпрямитель проверяется при помощи контрольной лампы и аккумуляторной батареи следующими способами:

клемма «минус» аккумуляторной батареи подключается к незакрашенному месту корпуса генератора, а клемма «плюс» через контрольную лампу—к плюсовому выводу выпрямителя; лампа не должна гореть; горение лампы свидетельствует о пробое изоляции между корпусом выпрямителя и пластиной или о замыкании, минимум по одному, диодов прямой и обратной полярности;

клемма «минус» аккумуляторной батареи подключается к катоду каждого диода, а клемма «плюс» — через контрольную лампу соответственно к аноду этих диодов; лампа не должна гореть; горение лампы свидетельствует о коротком замыкании (пробое) в диодах;

клемма «плюс» подключается через контрольную лампу к катоду каждого диода, а клемма «минус» — к аноду этих диодов; лампа должна гореть; если лампа не горит, значит в диодах произошел обрыв.

Катодом в диоде прямой полярности является корпус самого диода. Корпус диода обратной полярности является анодом. Диоды обратной полярности запрессованы в корпус выпрямителя, а диоды прямой полярности — в пластину выпрямителя. Для проверки обмоток статора одна клемма аккумуляторной

батареи подсоединяется к корпусу генератора, к другой клемме присоединяется один из концов провода контрольной лампы.

Свободным концом провода контрольной лампы поочередно касаются выводов фаз обмоток. Лампа не должна гореть. Если лампа горит, значит, обмотка замыкает на корпус статора. После проверки необходимо замерить сопротивление между двумя соседними выводами фаз обмотки статора, которое

должно быть не более 0,061 … 0,003 Ом при окружающей температуре 20 °С.

Сопротивление обмотки катушки возбуждения проверяется между ее выводами. Сопротивление должно быть 3,8±0,2 Ом. Значительное увеличение сопротивления свидетельствует о плохом контакте в местах паек, а меньшее значение — о межвит-ковом замыкании.

Проверка исправности катушки возбуждения генератора производится следующими способами:

клемма «плюс» аккумуляторной батареи присоединяется к одному из выводов обмотки возбуждения; клемма «минус» через контрольную лампу — к другому выводу обмотки возбуждения; лампа должна гореть; если лампа не горит, то в цепи обмотки возбуждения обрыв;

клемма «плюс» аккумуляторной батареи присоединяется к одному из выводов обмотки возбуждения, клемма «минус» через контрольную лампу — к незакрашенному месту корпуса

генератора; лампа не должна гореть; горение лампы свидетельствует о замыкании обмотки возбуждения на корпус генератора.

Исправность ИУ (см. рис. 74) проверяется при помощи заведомо годного ИУ. Для этого необходимо отвернуть винты крепления радиатора с интегральным устройством к корпусу блока регулятора напряжения; отвернуть винты крепления ИУ и заменить ИУ, собрать блок и генератор. При работающем генераторе замерить напряжение, если оно соответствует 14,1 … 15,3 В, то снятое ИУ неисправно.

Для проверки исправности конденсатора необходимо вывернуть винты, крепящие держатель конденсатора; подключить клемму «минус» аккумуляторной батареи к корпусу конденсатора, а клемму «плюс» через контрольную лампу к плюсовому выводу конденсатора. Лампа не должна гореть. Горение лампы свидетельствует о коротком замыкании в конденсаторе. Обрыв внешней цепи конденсатора проверяется визуально. Его емкость замеряется специальным прибором. При емкости конденсатора ниже 3 мкФ его нужно заменить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *