Кто изобрел гусеничный трактор: Трактор — Википедия – Блинов, Фёдор Абрамович — Википедия

Блинов, Фёдор Абрамович — Википедия

Фёдор Абрамович Блинов (25 июля 1831, Никольское, Саратовская область — 24 июня 1902, Балаково) — русский механик-самоучка, предприниматель (заводчик). По одной из версий — изобретатель первого в мире трактора на гусеничном ходу, получивший в 1879 году «привилегию» (патент) 2245 на изобретение «вагона с безконечными рельсами, для перевозки грузов» (цит. по: Указатель, 1884). Из-за того, что в патенте не было указания на наличие у вагона двигателя, некоторые исследователи оспаривают право Блинова считаться изобретателем гусеничного трактора.

Гусеничный ход придумал Ричард Эджуорт в 1770 г., в России первый патент получен в 1837 году Д. Загряжским, который не смог реализовать свою идею по недостатку средств. Приоритет Блинова заключается в способе поворота гусеничной повозки.[⇨]

Первые биографы Блинова (писатели Лев Давыдов и Лев Гумилевский, инженер А. С. Исаев, А. М. Кирюхин и др.) не видели документы и допускали ошибки при описании его жизни[1].

Из крепостных крестьян Сергея Семёновича Уварова. Родился в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии (ныне — в Вольском районе Саратовской области) в семье кузнеца

[2].

Во второй половине 1840-х г.г. во время засухи получил от помещика «отпускную» и работал бурлаком. В 1850 г. устроился на пароход (буксир) «Геркулес» кочегаром[2][1].

Приблизительно с 1855 г. работал машинистом на «Геркулесе». Однажды, при поломке коленвала, отремонтировал пароход, разделив приводы правого и левого гребных колес, таким образом усовершенствовал его — судно получило возможность поворачиваться на месте[2].

В 1877 году вернулся в Никольское[2].

В 1877 году, благодаря содействию действительного статского советника К. Ф. Бентковского, Блинов получил возможность выступить в Санкт-Петербурге перед членами Императорского русского технического общества с представлением проекта гусеничного трактора[3].

Договорившись о финансировании с купцом Канунниковым, Блинов работал над постройкой гусеничного «вагона» и другими изобретениями, в частности, создал оригинальный одноцилиндровый насос удачной конструкции

[2].

15 марта 1878 года написанная Блиновым патентная заявка на привилегию подана в Департамент мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов от имени купца Канунникова, который также оплатил пошлину. Привилегия №2245 была выдана 20 сентября (2 октября) 1879 года[2]:

Крестьянину Фёдору Блинову, на особаго устройства вагонъ съ безконечными рельсами, для перевозки грузовъ по шоссейнымъ и проселочнымъ дорогамъ, 20 Сентября, на 10 л.

Хронологический указатель привилегий, выданных на основании Высочайше утверждённого 30 марта 1770 г. мнения Государственного Совета[4]

В 1880 г. (приблизительно) Ф. А. Блинов переехал в Вольск и поступил на работу на цементный завод Плигина[2].

В январе 1881 года Ф. А. Блинов несколько раз демонстрировал на улицах г. Вольска построенный им гусеничный вагон (платформу) на конной тяге[5][6].

В 1881 году Ф. А. Блинов переехал в Балаково[2].

В 1887 Ф. А. Блинов арендовал чугуно-литейный завод и организовал производство пожарных насосов «Благословение» своей конструкции. По словам Я. В. Мамина, ученика Ф. А. Блинова, завод также выпускал сельскохозяйственный инвентарь и производил ремонт разнообразных деталей и механизмов[2].

В 1889 году Ф. А. Блинов демонстрировал свой насос на земской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Саратове и был награждён серебряной медалью[2].

Умер 24 июля 1902 г. в возрасте (полных) 70 лет, похоронен в с. Балаково на местном приходском кладбище[7].

Гусеничный вагон Блинова[править | править код]

Блинову приписывают изобретение гусеничного трактора с паровым двигателем. Однако он изобрёл гусеничную повозку с независимыми гусеницами, тем самым решив проблему поворота гусеничного транспорта. Путаница возникла потому, что первые биографы допускали ошибки при описании его жизни[1].

С 1881 года Блинов начал строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888 году. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л. с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час).[источник не указан 125 дней]

По легенде, «Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 году он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 год — на Нижегородской ярмарке.[источник не указан 125 дней

]

Выставка 1889 года была подробно освещена в прибавлении (приложении) к газете «Саратовский дневник» № 206, где есть сведения о награждении Блинова серебряной медалью за его насос, но нет никаких сведений о «вагоне» или «самоходе» Блинова[2].

Как указывает публицист Тимофей Скоренко [8] каких-либо свидетельств, что паровая версия была реально построена и экспонировалась на выставках не найдено. Неизвестно ни одной фотографии трактора с Нижегородской и Самарской выставок, хотя других фотографий есть немало. Известный чертёж трактора Блинова имеет позднее происхождение (1949 год). Заявочный лист Нижегородской выставки с упоминанием «паровоза с бесконечными рельсами для проселочных дорог» относится к лекторию выставки, а не к экспозиции. Сведения о тракторе Блинова основаны на творчестве писателя Давыдова[9].

В книге «Русская техника»[10] историк техники В. В. Данилевский упомянул Ф. А. Блинова только как русского конструктора механизмов на гусеничном ходу и только во втором издании книги

[11].

Информация об изобретении Блиновым гусеничной повозки появилась 4 января 1881 года в газете «Саратовский листок»[5]:

Некто крестьянин Блинов, служивший механиком у Г. Плигина, изобрел машину для перевозки тяжестей с подвижными под колесами рельсами. Устройство незамысловатое — рельсы, пристроенные к маленьким плиткам, особым устройством передних и задник колес движутся наподобие приводного шкива. Машина обещает громадные выгоды и приложение во всех местностях.

Цит. по кн. «Волжский самородок»[12]

Ещё раз о повозке Блинова «Саратовский листок» написал 8 января 1881 года[6]:

…г. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружёная 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда.

Новизна изобретения Блинова заключается в независимом движении гусениц, это решило проблему поворота гусеничного транспорта[13].

Другие изобретения[править | править код]

Блинов создал не только гусеничную повозку. Он создал первый реальный проект кинематической схемы поворота гусеничного транспорта, применимый к любой гусеничной машине. Также изобрёл запальник (вариант калоризатора) для «нефтянки» (тогда так назывались дизельные ДВС, работающие на сырой нефти)[14].

На рубеже XIX−XX веков Ф. А. Блинов изобрел свой вариант четырехтактного двигателя внутреннего сгорания, который работал на сырой нефти (и его сын открыл завод по производству таких двигателей)

[14].

Жена — Матрёна Афанасьевна (род. 1841, в девичестве Лепилина). Сыновья — Фёдор (1862—1864), Александр, Порфирий. Дочь — Устинья.[источник не указан 313 дней]

Порфирий Фёдорович Блинов открыл «Фабрику нефтяных двигателей и пожарных насосов „Благословение“ П. Ф. Блинова», на которой работало 150 человек[14].

В честь Ф. А. Блинова названа улица в Ленинском районе города Саратова. На родине в селе Никольское установлен памятник бюст Федора Абрамовича Блинова.[15]

В 2018 году общественность Балаково предложила установить в городе памятник Ф. А. Блинову[16]

  1. 1 2 3 Деревянченко, 1991.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Исаев, 1965.
  3. Илья Носырев. Первый тракторист (рус.). Русская планета (2 августа 2015). Дата обращения 13 ноября 2016.
  4. ↑ Указатель, 1884.
  5. 1 2 Саратовский листок №3, 1881.
  6. 1 2 Саратовский листок №5, 1881.
  7. ↑ Деревянченко, 1991, с. 66.
  8. ↑ Изобретено НЕ в России • Тимофей Скоренко • Научно-популярная лекция из видеотеки «Элементов» (рус.). elementy.ru. Дата обращения 6 мая 2018.
  9. ↑ Скоренко, 2017.
  10. ↑ Данилевский, 1947.
  11. ↑ Данилевский, 1949.
  12. ↑ Деревянченко и Чулков, 1990.
  13. ↑ Артоболевский и Благонравов, 1975.
  14. 1 2 3 Блинов Ф. А. (рус.). Летопись Саратовской губернии. Молодежный Информационный Центр, Центральная городская библиотека г. Саратова. — [Cтатья на основе Деревянченко и Чулков, 1990]. Дата обращения 15 мая 2019.
  15. ↑ Вольский район, село Никольское, памятник Ф. А. Блинову (неопр.) (29.08.2016). Дата обращения 7 мая 2018.
  16. ↑ Общественная палата рассмотрит предложение установить в Балаково памятники Фёдору Блинову, Владимиру Перегудову и Геннадию Голобокову (неопр.) (13.02.2018).
  • 1879 г. // Указатель хронологический, предметный и алфавитный выданных в России привилегий с 1814 по 1883 год : (за исключением выданных по Министерству Государственных Имуществ) : Печатано по распоряжению Департамента Торговли и Мануфактур. —
    СПб.
     : Типография В. Киршбаума, 1884. — Отд. III. : Привилегии, выданные по Министерству Финансов на основании Высочайше утверждённого в 30 день марта 1770 г. мнения Государственного Совета. — С. 219. — VI+391, [2] с.
  • Новость // Саратовский листок : газ.. — 1881. — № 3 (4 января). — [Экземпляр газеты хранится в Государственном архиве Саратовской области].
  • Блинов Фёдор Абрамович — механик-самоучка из крестьян Вольского уезда // Саратовский листок : газ.. — 1881. — № 5 (8 января). — [Экземпляр газеты хранится в Государственном архиве Саратовской области].
  • Харизоменов, С. А. Обозрение земской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1889 года в Саратове. — Саратов, 1890.
  • Данилевский В. В.
    Русская техника. — Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1947. — 516 с.
  • Данилевский В. В. IV Машины и машиноведение. 4. Творческий поток // Русская техника. — 2-е изд. — Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1949.
  • Давыдов Лев Давыдович. Родина трактора: стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. — Правда, 1949. — 30 с.
  • Давыдов (Ломберг) Лев Давыдович. Родина трактора. — Профиздат, 1950. — 372 с.
  • Давыдов Л. Творцы народной машины. — М.: Детгиз, 1951.
  • Гумилевский, Лев. Русские инженеры. — Молодая гвардия, 1953. — С. 101−104. — 438 с.
  • Исаев, А. С. Федор Абрамович Блинов // Люди русской науки : Очерки о выдающихся деятелях естествознания и техники / Под редакцией И. В. Кузнецова. —
    М.
     : Наука, 1965. — Кн. 4 : Техника. — С. 227−239. — 784 с. : ил. — 7000 экз. — УДК 62(09)(G).
  • Артоболевский, И. И. Локомобили и тракторы // Очерки истории техники в России : 1861−1917 : транспорт, авиация, связь, строительство, химическая технология, текстильная техника, сельское хозяйство / И. И. Артоболевский, А. А. Благонравов. — М. : Наука, 1975. — С. 346. — 397 с. — ББК 6(09c).
  • Деревянченко, Анатолий Александрович. Волжский самородок / Анатолий Александрович Деревянченко, Алексей Григорьевич Чулков. — Саратов : Приволжское книжное изд-во, 1990. — 172 с.
  • Деревянченко, А. А. Новые сведения о жизни и творчестве русского механика Ф. А. Блинова (1831-1902) // Вопросы истории естествознания и техники. — М. : Наука, 1991. — С. 65−71. — ISSN 0507-3367.
  • Скоренко Т. Изобретено в России. История русской изобретательской мысли от Петра I до Николая II.. — М.: Альпина нон-фикшн, 2017. — С. 463,492—502. — 533 с. — ISBN 978-5-91671-786-0.
  • Фёдор Абрамович БЛИНОВ (1827—1902) : [арх. 26 октября 2005] // Великая Россия : Личности. Год 2003-й : Альманах / Международная Ассоциация Журналистов АСМО-пресс. — АСМО-пресс, 2004. — Т. II. — Перепечатка на сайте издательства.
  • Блинов Ф. А. : [арх. 10 июля 2004] / Молодежный Информационный Центр Централизованной библиотечной системы г. Саратова // Электронная летопись Саратовской губернии : [сайт].
  • Блинов, Фёдор Абрамович на «Родоводе». Дерево предков и потомков
  • Агапеев, Леонид. Гений // Случаи, изменившие мир. — Ирина Агапеева. — С. 148—153. — 350 с.

Гусеничная лента — Википедия

Гу́сеничная ле́нта, «гу́сеница» — замкнутая сплошная лента или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков), применяемая в гусеничном движителе. На внутренней поверхности гусеницы имеются впадины или выступы, с которыми взаимодействуют ведущие колёса, опорные и поддерживающие катки машины. Внешняя поверхность гусеницы снабжена выступами («грунтозацепами»), которые обеспечивают сцепление с грунтом. Для увеличения сцепления гусеницы на грунтах с низкой несущей способностью используются дополнительные съёмные «шпоры».

Гусеницы могут быть металлическими, резино-металлическими и резиновыми. На тяжёлых транспортных средствах наибольшее распространение получили металлические гусеницы с разборными или неразборными звеньями. Для повышения износостойкости и срока службы гусениц их звенья, а также соединительные элементы (пальцы, втулки) изготовляют из специальной высокомарганцовистой стали и подвергают термической обработке, а также используют резино-металлические шарниры, шарниры с игольчатым подшипником и др.

На снегоходах и лёгких вездеходах применяют преимущественно резино-металлические или резиновые гусеницы.

Изобретателем гусеницы в России считается русский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов. В 1877 году он изобретает вагон на гусеничном ходу. В нижней части рамы крепились на рессорах две тележки, которые могли поворачиваться в горизонтальной плоскости вместе с осями опорных колёс. Бесконечные рельсы вагона представляли собой замкнутые железные ленты, состоящие из отдельных звеньев. Вагон имел четыре опорных колеса и четыре ведущие звёздочки. В 1878 году купец Канунников, рассчитывая на прибыли от внедрения гусеничного хода, вошёл с ходатайством в Департамент торговли и мануфактур с прошением о выдаче Блинову привилегии, каковая за № 2245 и была получена год спустя. Вводная часть гласила: «Привилегия, выданная из Департамента торговли и мануфактур в 1879 году крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам…»

В США изобретателями гусеничного хода считаются Бэст и Хольт, которые создали трактор с навешенным на него бульдозерным оборудованием — он и стал прообразом современного бульдозера. Caterpillar — название компании, основанной этими изобретателями, в переводе означает «гусеница».

Во Франции прообраз современного гусеничного движителя впервые был создан в 1713 году д’Эрманом; проект, получивший положительный отзыв французской академии, представлял собой тележку для тяжёлых грузов, перекатывающуюся на бесконечных лентах из деревянных катков, концы которых шарнирно соединены планками. Годом создания гусеничного движителя можно считать 1818-й, когда француз Дюбоше получил привилегию на способ устройства экипажей с подвижными рельсовыми путями.

Помимо гусеницы как части гусеничного движителя для автотранспортной техники и задолго до изобретения гусеничных амфибий гусеница также применялась в качестве движителя для водного транспорта. Такая гусеница представляла собой конвейер с веслами. Она была изобретена в 1782 году изобретателем по имени Десбланкс. В США она была запатентована в 1839 году Уильямом Левенуорфом.

Гусеница применялась в качестве движителя для водного транспорта. Гусеница танка Т-70 Caterpillar track segments.jpg Caterpillar track segments.jpg Смена гусеничной ленты на танке Меркава Mk.3
  • По материалу изготовления:
    • металлическая.
    • резино-металлическая.
    • резиновые.
  • По типу используемого шарнира:
    • с параллельным шарниром.
    • с последовательным шарниром.
  • По типу смазки шарнира:
    • сухая (или с открытым металлическим шарниром). Достоинствами конструкции является простота и надёжность в эксплуатации. Необходимый ресурс обеспечивается высокими механическими свойствами деталей шарнира.
    • закрытая. Оригинальное уплотнение в шарнире «звено-втулка» обеспечивает сохранность смазки между трущимися поверхностями пальца и втулки в течение всего срока службы гусеницы.
    • с жидкой смазкой. Оригинальное уплотнение из армированного полиуретана и резины обеспечивает полную герметичность шарнира, чем достигается наибольший срок службы гусеницы.
    • с резино-металлическим шарниром. Между пальцем шарнира и звеном используется резиновая втулка, изгиб гусеницы в местах сочленения траков происходит за счёт смещения слоев резины, благодаря чему исключается трение сталь по стали и значительно повышается ресурс пальцев и звеньев гусеницы.
    • с игольчато-подшипниковым шарниром. В качестве втулки используется игольчатый подшипник. Ресурс гусеницы возрастает, но значительно усложнена её конструкция.
  • По типу звеньев:
    • литые.
    • штампованные.
    • сварные.

На гусеничную технику могут устанавливаться различные типы гусениц.

Наиболее распространенными являются гусеницы с открытым шарниром (ОШ), резино-металлическим шарниром (РМШ) и цельнолитые армированные резиновые гусеницы.

Также гусеницы разделяются на асфальтоходные и не асфальтоходные.

К асфальтоходным относятся гусеницы с резиновыми (полиуретановыми и т. п.) башмаками, исключающими соприкосновение металлических частей звеньев о дорожное покрытие, а также цельнолитые резиновые гусеницы.

Асфальтоходные гусеницы с РМШ[править | править код]

Рис.1 Асфальтоходные гусеницы с РМШ

На легкие снегоболотоходы (например ГАЗ-3409 «Бобр») могут быть установлены гусеницы с резинометаллическим шарниром, обрезиненными беговыми дорожками и резиновыми башмаками. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из звеньев 4 (рис. 1), соединённых шарнирно одно с другим пальцами 5, резиновых башмаков 6 и деталей крепления: болтов 2 и пружинных шайб 3. Пальцы запрессованы в проушины так, что сплошная сторона резиновых втулок обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины и дополнительного стопорения не требуют. Башмак 6 представляет собой резинокордную конструкцию. Закреплён башмак подкладками 7 с помощью двух болтов 2 и пружинных шайб 3.

Болты затягиваются динамометрическим ключом. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте тремя проушинами вперёд, а двумя назад. Гусеницы с лёгкими тонкостенными звеньями и резиновыми башмаками рассчитаны на преимущественную эксплуатацию снегоболотохода по мягким грунтам (снежная целина, болото и т. п.), вызывая минимальные повреждения растительного покрова. Следует ограничивать эксплуатацию техники на дорогах с твёрдым покрытием (каменистые дороги, просеки и т. п.), так как это вызывает максимальный износ и повреждение башмаков гусениц. При эксплуатации гусеницы ослабевают, поэтому рекомендуется периодически их проверять и, при необходимости, подтягивать. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами может привести к спаданию гусениц и повреждению при этом резиновой ошиновки опорных катков, а также обрезиненной беговой дорожки. При чрезмерном натяжении гусениц возрастают потери мощности на их перематывание, снижаются динамические качества техники и возрастает износ зубьев ведущих колёс и цевок гусениц. Когда натянуть гусеницы механизмом натяжения не удаётся, следует удалить из каждой гусеницы по одному звену и снова их натянуть.

Гусеницы РМШ[править | править код]

Рис.2 Резино-металлический шарнир (РМШ)

Каждая гусеница состоит из N звеньев 1 (рис.2), соединённых одно с другим пальцами 2. Правая и левая гусеницы взаимозаменяемы. При замене палец запрессовывается в проушины так, чтобы сплошная сторона резиновых втулок была обращена к наружной стороне проушин. Пальцы удерживаются в проушинах за счёт натяга резины. Гусеницы монтируются на ходовую часть таким образом, чтобы звенья располагались на грунте двумя проушинами вперёд, а тремя назад.

Гусеницы рассчитаны на преимущественную эксплуатацию техники по мягкому грунту (снежная целина, заболоченная местность, грунтовые дороги и т. п.). Развитые грунтозацепы звеньев создают хорошее сцепление гусениц с грунтом, обеспечивая высокую проходимость снегоболотохода по снегу и болотам. При износе грунтозацепов сцепные качества гусениц падают. Аналогичные гусеницы устанавливаются на снегоболотоходы ГАЗ-34039 «Ирбис», ТТМ и т. п.

Гусеницы ОШ[править | править код]

Каждая гусеница состоит из N-количества штампованных звеньев(траков) (рис. 3), соединённых шарнирно друг с другом при помощи пальцев.

Рис.3 Открытый шарнир (ОШ)

Гусеницы надеваются на ходовую часть так, чтобы звенья располагались на земле тремя проушинами вперёди двумя назад. Пальцы ставятся головками наружу, а стопорными кольцами внутрь к корпусу снегоболотохода. Таким образом, по положению пальцев различаются правая и левая гусеницы. Данный тип гусениц также применяется на снегоболотоходах ГАЗ-34039. По мере износа пальцев и проушин звеньев гусеницы удлиняются, и натяжение их ослабевает. Движение с чрезмерно ослабленными гусеницами приводит к разрушению резиновой ошиновки направляющих колёс, а также к спаданию гусеницы на ходу и повреждению при этом шин опорных катков. Поэтому необходимо периодически проверять и подтягивать гусеницы, не допуская их излишнего провисания. Следует помнить, что чрезмерное натяжение гусеницы увеличивает её износ и ухудшает разгон техники. При натяжении гусениц учитывать, что во время движения техники талый снег и липкая грязь набиваются на беговую дорожку гусеницы, увеличивая её натяжение, по этому для движения в этих условиях гусеницы можно натягивать слабее. Систематически при выезде и в пути необходимо следить за состоянием пальцев гусениц, чтобы не допустить их выпадания из-за спадания стопорного кольца. Выпадание пальца приводит к разъединению гусеницы на ходу. Установка новых стопорных колец производится при помощи специальной оправки, имеющейся в комплекте инструмента водителя.

Асфальтоходные резиновые армированные гусеницы[править | править код]

Рис.4 Резиновая гусеница рис.5 Сечение резиновой гусеницы

Гусеницы состоят из одного резинового элемента, упрочнены в поперечном направлении стальными поперечинами, а в продольном направлении — полосами текстильного корда.

На гусенице имеются грунтозацепы для увеличения сцепления при передвижении по пересечённой местности (например по глубокому снегу). Стрелки по краям гусениц показывают направление движения. Тяговое усилие передаётся гусенице через зубья ведущих колес в зацеплении с поперечинами гусениц (рис. 4, 5). Данные гусеницы применяются на снегоболотоходах ГАЗ-3351.

  • Как и у колеса, в отсутствие буксования скорость относительно земли верхней части гусеницы вдвое выше скорости самого транспорта, а соприкасающейся с землей части гусеницы — равна нулю[1].
  • Стержни, скреплявшие гребенчатые звенья гусениц танка Т-34, не имели фиксатора. Для того, чтобы стержень не выпадал при движении, на броневом корпусе были сделаны специальные выступы, которые забивали его обратно в гусеницу. Этот факт был особо отмечен в отчёте Абердинского полигона как «гениальный».
  1. Сергеев Л.В. Теория танка. — М., 1973. — С. 191. В качестве задачи (№ 28.6) для частного случая скорости трактора 5 м/с этот факт также упоминается в 1 томе «Элементарного учебника физики» под ред. Г.С.Ландсберга (ответ — 10 м/с и нуль соответственно приведён в конце тома).

Первый в мире гусеничный трактор.

27 марта 1878 года русский крестьянин Ф.Блинов* подал заявку на получение патента на изобретенный им «вагон с нескончаемыми рейками» (первый в мире гусеничный трактор).

Первый гусеничный трактор был построен в России уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, а 20 сентября 1879 года он уже получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам».

Вводная часть гласила:

«Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…»

«Саратовский листок» писал 8 января 1881:

«Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружённая 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Трактор Блинова имел паровой двигатель и двухгусеничную паровую систему. Все агрегаты устанавливались на раме. Вертикальный котел располагался в центральной части рамы. В качестве топлива использзовалась сырая нефть. Два бака: для топлива и воды, были закреплены на передней части рамы. Силовой агрегат состоял из двух тихоходных паровых машин, обеспечивающих прямой и реверсивный ход при переключении кулисного механизма. Оригинальная двухгусеничная ходовая система Блинова состояла из двух гусеничных лент, пары ведущих и пары направляющих колес, а также двух колес, расположенных между ними и выполняющих функции опорных катков и поддерживающих роликов. Оси всех колес имели жесткое соединение с рамой.

Обслуживали трактор два человека: водитель управлял ходом из будки, а машинист обслуживал котел и паровые цилиндры. Сиденье машиниста размещалось за котлом.

Образец трактора Блинова до настоящего времени не сохранился, макет изготовлен по чертежам, выполненным под руководством Я.М.Мамина — ученика Ф.А.Блинова.

Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

* Фёдор Абрамович Блинов (1827 — 24 июня 1902) — русский изобретатель-самоучка. Родился в 1827 г. в селе Никольское, Вольского уезда Саратовской губернии. Родители были крепостными крестьянами. Получив «вольную», Фёдор работал бурлаком, а зачем кочегаром, помощником машиниста и машинистом на пароходе.

Первый в мире гусеничный трактор

Саратовский крестьянин Фёдор Абрамович Блинов (25 июля 1831 — 24 июня 1902) с юности отличался необыкновенной природной силой и смекалкой, живо интересовался техникой, хорошо разбирался в механике, много читал. Родился будущий механик-самоучка в семье крепостных крестьян старообрядцев в деревне Никольское Вольского уезда Саратовской губернии. Не имея возможности получить систематическое образование, будущий великий изобретатель своими силами, своим умом пробивался к знаниям. В самообразовании виделся ему выход из деревенской темноты и суеверия. Позднее Блинов писал жене и детям:

Я убедился: жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, в науках силища неодолимая

Фёдор Абрамович Блинов

Федор был первым членом семьи, получившим «вольную», что позволило ему войти в число вольнонаемных рабочих и оказать домочадцам существенную денежную поддержку. Однако работа, выбранная Федором, оказалась не самой «чистой» и легкой: сначала он пошел в бурлаки, а затем кочегаром и помощником машиниста на пароходе. Обе этих специальности сыграли огромную роль в становлении изобретательского таланта Блинова. Федор начал разработку универсального и полезного для бурлацкого дела устройства. В 1877 г., вернувшись в Никольское, изготовил «вагон» на гусеничном ходу, напоминавший железнодорожный вагон с деревянным кузовом. В 1878 г. было подано ходатайство в Департамент торговли и мануфактур о выдаче Блинову «привилегии» (патента) на изобретение первого в России гусеничного трактора, который был выдан 20 сентября 1879 г. Вводная часть гласила:

«Привилегия, выданная из Департамента торговли в 1879 г. крестьянину Фёдору Блинову, на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам…»

Газета «Саратовский листок» писала 8 января 1881 г.:

«Вольск, 23 января… Позвольте поделиться с вами нашими новостями и интересами последних дней. Новость наша самого приятного содержания. Это изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружённая 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряженная парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».

Первый в мире паровой гусеничный трактор русского изобретателя Федора Блинова

С 1881 г. Блинов начал строительство «самохода» на гусеничном ходу, который был построен через 7 лет, в 1888 г. Он имел устройство по типу вагона, в котором была установлена паровая машина мощностью 12 л.с. При этом машина развивала скорость 3 версты в час (3,2 км/час). «Самоход» Блинова выставлялся на русских промышленных выставках, в 1889 г. он был показан в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове, в 1896 году — на Нижегородской ярмарке.

Умер Фёдор Абрамович и похоронен в Балаково. Дело Блинова продолжил Яков Мамин, став пионером тракторных дизель-моторов.

История создания гусеничного трактора — Latifundist.com

Служба новостей

Служба новостей

10 мая 2015, 09:00

Agroweekend: История создания гусеничного трактора

В начале мая 1935 года было принято решение о перепрофилировании Харьковского завода на выпуск гусеничных тракторов. К очередной годовщине этого события мы решили вкратце вспомнить историю тракторной гусеницы.

Казалось бы, что общего может быть у гусеничного трактора и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне нередко оказывались в тылу врага, преодолевая болота, казавшиеся непроходимыми. Ганнибалу приписывается изобретение «передвижной гати». Воины шли по собственным щитам, уложенным под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно передавались вперед. Собственно говоря, был реализован принцип гусеницы, в которой опоры сзади постепенно перемещаются вперед и снова укладываются под колеса.

А вот первая «гусеница», напоминающая современную, изобретена была, как считают, французом д’Эрманом. Она представляла собой бесконечную ленту из вращающихся катков, подвижно соединенных планками на торцах. Такая тележка была испытана в 1713 году. Основным ее недостатком оказалась неповоротливость. Кроме того, сама тележка прекрасно преодолевала даже тяжелое бездорожье, но «проходимость» приводивших ее в движение людей или животных оставалась прежней.

Изобретение д’Эрмана опередило время. Понятно, что все его преимущества могли быть реализованы лишь в самоходном экипаже. Нельзя сказать, что идея была забыта совсем. Так, в литературе встречаются рассказы о попытках создать такой «вездеход», приводимый в движение посредством рычагов, продеваемых между нижними и верхними катками. Но отсутствие каких-либо достоверных сведений об успешном (или провальном) использовании такого болотохода заставляет думать, что в данном случае речь идет о художественном вымысле, подхваченном другими авторами. Хотя, утверждать что-то со стопроцентной уверенностью трудно.

Практически одновременно с появлением первых железных дорог возникла идея создания рельсов, которые можно было бы «носить с собой». Вот тут-то и вспомнили о бесконечной ленте д’Эрмана. Ровно через сто лет его соотечественник Дюбоше впервые демонстрирует свой «бесконечный рельс», патент на который был получен в 1818 году. Практически можно говорить о создании гусеницы, очень похожей на современную. Наличие «бесконечного рельса» и паровой машины предопределило дальнейшее направление творчества десятков изобретателей. John Heathcoat широко известен как изобретатель промышленного ткацкого станка. Но, вероятно, именно ему принадлежит честь и создания в 1837 году первого в мире парового гусеничного трактора. Однако, проблемой оставалась управляемость таких машин.

Первой конструкцией, в которой удалось решить проблему управления, стал «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам» бывшего крестьянина, а впоследствии механика и предпринимателя Фёдора Абрамовича Блинова, уроженца деревни Никольской Черкасской волости Вольского уезда Саратовской губернии. Для каждой гусеницы он использовал свою паровую машину, управляемую отдельно. Это позволяло изменять направление движения, регулируя скорость каждой гусеницы. Департаментом торговли и мануфактур 20 сентября 1879 был выдан патент («привилегия») на это изобретение. Сам же трактор был построен в 1877 году.

Принцип управления гусеничными машинами был придуман, но реализовать его на практике удалось не сразу. Поэтому многие разработки еще достаточно долго выполнялись по «полугусеничной» схеме. Таким был, например, запатентованный уже в феврале 1893 года трактор, который предложил американский изобретатель C. H. Stratton.

Все описанные выше конструкции оказались «мертворожденными» и не нашли практического применения. Пожалуй, первым успешно использовавшимся гусеничным тягачом стал трактор, разработанный английской фирмой «Ричард Хорнсби и сыновья» для доставки угля на электростанцию на Аляске. Железный монстр массой в 40 т оснащался восьмидесятисильной паровой машиной и мог одновременно транспортировать 8 прицепов массой по 12,5 т. За один рейс на электростанцию доставляли около 60 т угля. Кстати, на этом тракторе впервые на практике был использован и прототип современного механизма управления. Трактор успешно работал с 1910 до 1927 года.

Но для триумфального прорыва «в мир» гусеничным (да и колесным тоже) тракторам пришлось дождаться появления относительно надежного двигателя внутреннего сгорания. Одной из первых дизельные трактора начала выпускать все та же «Ричард Хорнсби и сыновья». Но в продаже тракторов она не очень преуспела и основной доход ей принесла реализация патента на усовершенствованный ленточный движитель, который приобрел Бенджамин Холт (Benjamin Holt). Кстати, его трактора некоторое время тоже оставались полугусеничными.

Именно Холт первым заметил сходство «бесконечного рельса» с гусеницей. И компания, появившаяся в августе 1925 года в результате слияния «Holt Manufacturing Ко» с конкурирующей «CL Best Tractor gaz Ко» стала называться «Caterpillar Tractor Company» («Caterpillar» как раз и переводится как «гусеница»). Кстати, в Советском союзе «гусеничное тракторостроение» начиналось с машины С-60, точной копии Caterpillar Sixty.

Первым же украинским гусеничным трактором стал СХТЗ-НАТИ, разработанный на Харьковском тракторном заводе в тесном сотрудничестве со специалистами Научного автотракторного института. Почти полтора десятилетия он оставался основным гусеничным трактором в СССР.

А вершиной отечественного «гусеничного тракторостроения» стал обновленный ХТЗ-181.

Мы отдаем себе отчет в том, что за рамками нашего обзора остались десятки интересных конструкций. Нельзя объять необъятное. Поэтому для иллюстрации истории создания гусеничных тракторов мы выбрали машины, которые посчитали наиболее характерными.

Служба новостей

Служба новостей

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу рассылку.

Первый в мире гусеничный трактор

Array
(
    [TAGS] => Трактора
    [~TAGS] => Трактора
    [ID] => 82302
    [~ID] => 82302
    [NAME] => Первый в мире гусеничный трактор
    [~NAME] => Первый в мире гусеничный трактор
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [DETAIL_TEXT] => 

Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне.

Первый гусеничный трактор представлял собой платформу для паровоза, двигающегося на нескончаемых рельсах-гусеницах. Фёдор Абрамович так и назвал его – вагоном-гусеницей. Гусеничные ленты были составлены из небольших секций и замыкались, образуя непрерывный круг. Учитывая российское бездорожье, этот вид транспорта имел преимущества и над колёсными машинами, и над поездами, так как мог двигаться в любом направлении по любой дороге, а также по болотистому бездорожью. 


Состояние дороги для него не имеет никакого значения, потому что гусеничный трактор опирается всей своей массой на широкую ленту, что снижает величину давления на грунт. Это уникальное изобретение заслуживало внимания, но государственные чиновники без должного внимания отнеслись к изобретателю-самородку. Мелкие местные купцы пытались привлечь к изобретению интерес и даже похлопотали о выдаче патента на изобретение, но дальше дело не пошло. 


В благодарность за хлопоты, изобретатель сконструировал одному из них самоходный буксир и металлический сельхозинвентарь вместо деревянных плугов и сох, и первый прицеп, представляющий такой же трактор гусеничный, только объединённый с другими в одну цепь (подобно поезду). Таким образом, появился паровой транспорт, имеющий несколько двигателей и достигающий мощности в несколько десятков лошадиных сил. 

Правда, все эти паровые машины не использовались самостоятельно. Они были разработаны как вспомогательный механизм для лошадиной упряжки. Через три года Ф.А. Блинов изобретает первый нефтяной двигатель и только теперь конструирует абсолютно самоходный гусеничный трактор. 


Денег не разработку этого сложного механизма у изобретателя не было, поэтому Блинов начал и сам заниматься предпринимательской деятельностью. Он сконструировал насосы для тушения пожаров и начал их производить. В деревянной России пожары случались постоянно, поэтому заказов на насосы было много. Вырученные средства он вкладывал в свой главный проект – усовершенствованный нефтяной гусеничный трактор. 

Со временем он оснастил его кабиной для механика, являющегося одновременно кочегаром, водителем, тормозящим и останавливающим транспортное средство. Кто проявлял неподдельный интерес к его тракторам, так это немецкие предприниматели. Они постоянно просили продать им гусеничный трактор. Но он этого не сделал, продолжая усовершенствовать устройство, пришёл к изобретению двигателя внутреннего сгорания, сделавшего ненужными дорогие моторы Р. Дизеля. 

Позднее Блинов открыл собственное производство по выпуску гусеничных тракторов на нефтяных двигателях. После его смерти дети не продолжили его дело. Зато в западных странах началось промышленное производство гусеничных тракторов.

Читайте также:

ПАРОВОЙ ТРАКТОР ХОРНСБИ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

ТРАКТОР, КОТОРЫЙ СМОГ !

КАК СОБИРАЮТ "КИРОВЦЫ"

ТРАКТОР Т-25: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПИСАНИЕ, УСТРОЙСТВО И ОТЗЫВЫ

Источник:  fb.ru

[~DETAIL_TEXT] =>

Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне.

Первый гусеничный трактор представлял собой платформу для паровоза, двигающегося на нескончаемых рельсах-гусеницах. Фёдор Абрамович так и назвал его – вагоном-гусеницей. Гусеничные ленты были составлены из небольших секций и замыкались, образуя непрерывный круг. Учитывая российское бездорожье, этот вид транспорта имел преимущества и над колёсными машинами, и над поездами, так как мог двигаться в любом направлении по любой дороге, а также по болотистому бездорожью. 


Состояние дороги для него не имеет никакого значения, потому что гусеничный трактор опирается всей своей массой на широкую ленту, что снижает величину давления на грунт. Это уникальное изобретение заслуживало внимания, но государственные чиновники без должного внимания отнеслись к изобретателю-самородку. Мелкие местные купцы пытались привлечь к изобретению интерес и даже похлопотали о выдаче патента на изобретение, но дальше дело не пошло. 


В благодарность за хлопоты, изобретатель сконструировал одному из них самоходный буксир и металлический сельхозинвентарь вместо деревянных плугов и сох, и первый прицеп, представляющий такой же трактор гусеничный, только объединённый с другими в одну цепь (подобно поезду). Таким образом, появился паровой транспорт, имеющий несколько двигателей и достигающий мощности в несколько десятков лошадиных сил. 

Правда, все эти паровые машины не использовались самостоятельно. Они были разработаны как вспомогательный механизм для лошадиной упряжки. Через три года Ф.А. Блинов изобретает первый нефтяной двигатель и только теперь конструирует абсолютно самоходный гусеничный трактор. 


Денег не разработку этого сложного механизма у изобретателя не было, поэтому Блинов начал и сам заниматься предпринимательской деятельностью. Он сконструировал насосы для тушения пожаров и начал их производить. В деревянной России пожары случались постоянно, поэтому заказов на насосы было много. Вырученные средства он вкладывал в свой главный проект – усовершенствованный нефтяной гусеничный трактор. 

Со временем он оснастил его кабиной для механика, являющегося одновременно кочегаром, водителем, тормозящим и останавливающим транспортное средство. Кто проявлял неподдельный интерес к его тракторам, так это немецкие предприниматели. Они постоянно просили продать им гусеничный трактор. Но он этого не сделал, продолжая усовершенствовать устройство, пришёл к изобретению двигателя внутреннего сгорания, сделавшего ненужными дорогие моторы Р. Дизеля. 

Позднее Блинов открыл собственное производство по выпуску гусеничных тракторов на нефтяных двигателях. После его смерти дети не продолжили его дело. Зато в западных странах началось промышленное производство гусеничных тракторов.

Читайте также:

ПАРОВОЙ ТРАКТОР ХОРНСБИ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

ТРАКТОР, КОТОРЫЙ СМОГ !

КАК СОБИРАЮТ "КИРОВЦЫ"

ТРАКТОР Т-25: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПИСАНИЕ, УСТРОЙСТВО И ОТЗЫВЫ

Источник:  fb.ru

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне. [~PREVIEW_TEXT] => Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 11.01.2018 09:28:46 [~TIMESTAMP_X] => 11.01.2018 09:28:46 [ACTIVE_FROM] => 11.01.2018 [~ACTIVE_FROM] => 11.01.2018 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/82302/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/82302/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => pervyy_v_mire_gusenichnyy_traktor [~CODE] => pervyy_v_mire_gusenichnyy_traktor [EXTERNAL_ID] => 82302 [~EXTERNAL_ID] => 82302 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 11.01.2018 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [SECTION_META_KEYWORDS] => первый в мире гусеничный трактор [SECTION_META_DESCRIPTION] => Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне. [SECTION_PAGE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_META_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_META_KEYWORDS] => первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Первый в мире гусеничный трактор [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Первый в мире гусеничный трактор [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Первый в мире гусеничный трактор [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Первый в мире гусеничный трактор ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Трактора ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [~TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ )
Первый в мире гусеничный трактор

11.01.2018

Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно подхватывал Запад и внедрял в свою экономику. Такая же история произошла с вышедшим из народа механиком-новатором Федором Абрамовичем Блиновым, разработавшим в 1877 году самодельный гусеничный трактор, радикально изменивший аграрную технологию не только России, но и всего мира. Его изобретение стало основой танкостроения и было широко использовано в техническом оснащении тяжёлой промышленности и космической техники, высаженной на Луне.

Первый гусеничный трактор представлял собой платформу для паровоза, двигающегося на нескончаемых рельсах-гусеницах. Фёдор Абрамович так и назвал его – вагоном-гусеницей. Гусеничные ленты были составлены из небольших секций и замыкались, образуя непрерывный круг. Учитывая российское бездорожье, этот вид транспорта имел преимущества и над колёсными машинами, и над поездами, так как мог двигаться в любом направлении по любой дороге, а также по болотистому бездорожью. 


Состояние дороги для него не имеет никакого значения, потому что гусеничный трактор опирается всей своей массой на широкую ленту, что снижает величину давления на грунт. Это уникальное изобретение заслуживало внимания, но государственные чиновники без должного внимания отнеслись к изобретателю-самородку. Мелкие местные купцы пытались привлечь к изобретению интерес и даже похлопотали о выдаче патента на изобретение, но дальше дело не пошло. 


В благодарность за хлопоты, изобретатель сконструировал одному из них самоходный буксир и металлический сельхозинвентарь вместо деревянных плугов и сох, и первый прицеп, представляющий такой же трактор гусеничный, только объединённый с другими в одну цепь (подобно поезду). Таким образом, появился паровой транспорт, имеющий несколько двигателей и достигающий мощности в несколько десятков лошадиных сил. 

Правда, все эти паровые машины не использовались самостоятельно. Они были разработаны как вспомогательный механизм для лошадиной упряжки. Через три года Ф.А. Блинов изобретает первый нефтяной двигатель и только теперь конструирует абсолютно самоходный гусеничный трактор. 


Денег не разработку этого сложного механизма у изобретателя не было, поэтому Блинов начал и сам заниматься предпринимательской деятельностью. Он сконструировал насосы для тушения пожаров и начал их производить. В деревянной России пожары случались постоянно, поэтому заказов на насосы было много. Вырученные средства он вкладывал в свой главный проект – усовершенствованный нефтяной гусеничный трактор. 

Со временем он оснастил его кабиной для механика, являющегося одновременно кочегаром, водителем, тормозящим и останавливающим транспортное средство. Кто проявлял неподдельный интерес к его тракторам, так это немецкие предприниматели. Они постоянно просили продать им гусеничный трактор. Но он этого не сделал, продолжая усовершенствовать устройство, пришёл к изобретению двигателя внутреннего сгорания, сделавшего ненужными дорогие моторы Р. Дизеля. 

Позднее Блинов открыл собственное производство по выпуску гусеничных тракторов на нефтяных двигателях. После его смерти дети не продолжили его дело. Зато в западных странах началось промышленное производство гусеничных тракторов.

Читайте также:

ПАРОВОЙ ТРАКТОР ХОРНСБИ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

ТРАКТОР, КОТОРЫЙ СМОГ !

КАК СОБИРАЮТ «КИРОВЦЫ»

ТРАКТОР Т-25: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОПИСАНИЕ, УСТРОЙСТВО И ОТЗЫВЫ

Источник:  fb.ru

Просмотров: 1276


от первых проектов до стальных конструкций

Гусеничные тракторы, с лучшей проходимостью, появились практически параллельно с колесными. И впоследствии каждый из них демонстрировал свои преимущества, доказывал свою необходимость и конкурентоспособность. Гусеничный ход появился гораздо позднее колеса. Колесо, посаженное на ось, уже в IV тысячелетии до н. э. использовали на практике, а первый проект гусеничного движителя появился в XVIII веке.

Четки Эрмана

В 1713 году некий д’Эрман представил во Французскую академию наук проект «тележки нового устройства с приспособлением для уменьшения трения». Грузовая платформа стояла на раме, внизу которой вращалась широкая цепь из деревянных катков. Сам изобретатель назвал это четками из катков. Однако практического применения изобретение не нашло.

Бесконечные рельсы

Появление железных дорог повлияло и на изобретателей гусеничного движителя. Неслучайно в подобных проектах, которых было немало в это время, упоминаются «бесконечные рельсы». В 1770 году ирландский изобретательный помещик Ричард Ловел Эджворт придумал дополнить обычный экипаж деревянными переносными рельсами – «катящейся дорогой, образуемой деревянными плашками, несомыми повозкой и выстилаемыми регулярно таким образом, что они всегда имеют соприкосновение с почвой, достаточное для движения повозки». Подобные изобретения предложили Томас Джердман (в 1801 году) и Уилям Палмер (1812), несколько иные – Джон Ричард Бари (1821) и Джордж Кейли (1825). Все они были рассчитаны на облегчение работы лошадей, ведь повозки на гусеницах все-таки по-прежнему должны были тащить эти животные.

Башмаки и шагающие колеса

То, что проходимость повозки повышается, если увеличить диаметр колеса, было известно человечеству давно. Позже большое колесо решили дополнить опорными башмаками (деревянными плашками), уменьшающими давление повозки на грунт. В 1831 году Льюис Гомперс предложил надевать на колесо цепь из башмаков, шарнирно соединенных друг с другом. Так, чтобы при движении на грунте под колесом всегда оказывалось два трака.

В 1835 году братья Диетц изобрели «дорожный поезд», на ведущих колесах трактора-локомотива которого были башмаки, шарнирно подвешенные по ободу. В 1846 году подобное «колесо с бесконечным рельсовым путем» запатентовал Джеймс Бойделл.

Идея шагающего колеса приходила многим изобретателям. Так, только во Франции в 1871-1874 годах было выдано 36 патентов на подобные изобретения. Практическое же применение колеса на башмаках нашли в артиллерийских орудиях. «Артиллерийское колесо» служило не только и не столько для увеличения проходимости, сколько для уменьшения отката орудия при выстреле. В Первую мировую войну шагающие колеса довольно широко использовали в тяжелой артиллерии.

Деревянные гусеницы

Появление парового двигателя вызвало новый всплеск изобретений, связанных с усовершенствованием ходовой части. В 1932 году Джордж Гиткот поставил паровой локомобиль на гусеничный ход: большие колеса охватывала полотняная лента с наклеенными на нее деревянными рейками. Тогда дерево еще оставалось основным материалом для изготовления деталей различных конструкций. Но уже в 1936 году Доминик Кабарюс, мечтавший о покорении песчаных и снежных пустынь, сделав тачку с деревянными «подвижными бесконечными рельсами», утверждал, что она была бы эффективнее с металлическими.

В 1857 году Уильям Ньютон получил патент на «усовершенствованное устройство подвижных рельсов для движения паровых машин по обыкновенным дорогам и вовсе без дорог». Джеймс Уэлч впервые предложил крепить гусеничный ход к корпусу через полуэллиптическую рессору, то есть упругую подвеску. В 1859 году Уоррен П. Миллер, подавая заявку на патент «машины-локомотива», уже представлял ее как тягач для плуга, бороны или сеялки. На его паровом тракторе гусеница состояла из башмаков, соединенных продольными звеньями, и была перекинута через большие передние и задние колеса и опорные катки меньшего диаметра.

Как видим, гусеницу в XIX веке изобретали много раз в разных местах. Поскольку «старые» изобретения оставались неизвестными (большинство существовали лишь в проектах), появлялись все новые. К концу XIX века было запатентовано несколько десятков гусеничных движителей.

Стальные конструкции

В конце XIX века изобретатели гусеничного хода все больше склонялись к стальным конструкциям. И здесь следует еще раз вспомнить русского конструктора парового трактора Федора Блинова. В его машине гусеница состояла из взаимозаменяемых стальных траков, трак – из верхних звеньев (рельсов) и нижних (шпал, или башмаков). Кроме опорных катков машина имела два ведущих колеса заднего расположения, с чугунными зубчатыми венцами, зацеплявшими гусеницу за шарниры звеньев. Каждую гусеницу приводил в действие отдельный паровой двигатель (при едином котле), что позволяло, регулируя скорость вращения одной гусеницы делать повороты.

В 1888 году Блинов первым построил и испытал реальную машину такого типа, независимо от зарубежных аналогов. Однако практическое применение и серийное производство гусеничных тракторов, как в России, так и за рубежом, началось только в XX веке.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о