Задний мост юмз 6 схема: Задний мост трактора ЮМЗ. Ремонт и регулировка – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Задний мост трактора ЮМЗ. Ремонт и регулировка

Задний мост трактора ЮМЗ, а в частности дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной частотой при движении трактора на повороте и по неровной поверхности.

Дифференциал заднего моста трактора — шестеренный, открытого типа, с двумя сателлитами, представляющими собой конические шестерни с прямым зубом. Сателлиты с запрессованными в них бронзовыми втулками размещены в специальных окнах ступицы и могут свободно вращаться на неподвижных осях, закрепленных болтами. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями, каждая из которых выполнена как одно целое с ведущей шестерней конечной передачи и вращается на двух цилиндрических роликоподшипниках, установленных в стаканах независимо от вала главной передачи. Резьбовые отверстия в осях сателлитов предназначены для выпрессовки их из ступицы дифференциала при разборке заднего моста трактора ЮМЗ.

Схема заднего моста трактора ЮМЗ: 1 — ведущая шестерня; 2 — полуосевая шестерня; 3 — сателлит; 4 — опорная шайба; 5 — ось сателлита; 6 и 22 — болты; 7 и 21 — ведомые шестерни; 8 — педаль механизма блокировки дифференциала; 9 — рычаг включения ВОМ; 10 — пружина; 11 — сапун; 12 — вилка; 13 — соединительная муфта; 14 — валик; 15 — тормозная шестерня; 16 — тормоз; 17 — крышка; 18 и 25 — шарикоподшипники; 19 — полуось; 20 — рукав полуоси; 23 — вал отбора мощности; 24 — муфта включения ВОМ; 26 — роликоподшипник; 27 — регулировочные прокладки; 28 — стакан; 29 — вал главной передачи; 30 — ступица.

Во время движения трактора вращение ведущей шестерни вторичного вала коробки передач передается ведомой шестерне. Вместе с ведомой шестерней и ступицей вращаются и оси с надетыми на них сателлитами. При движении трактора по прямой, когда оба ведущих колеса испытывают одинаковое сопротивление, вся система дифференциала вращается как одно целое.

Сателлиты являются как бы клиньями, соединяющими обе полуосевые шестерни в одну целую ось; колеса трактора вращаются с одинаковой частотой, соответствующей частоте вращения шестерни.

При повороте трактора одна из полуосевых шестерен из-за увеличения сопротивления колеса, расположенного ближе к центру поворота, замедляет вращение по сравнению с шестерней. Сателлиты зубьями упираются в зубья замедлившей вращение полуосевой шестерни и начинают поворачиваться вокруг своих осей; при этом они заставляют другую полуосевую шестерню ускорить вращение по сравнению с шестерней ровно настолько, насколько замедлилось вращение первой полуосевой шестерни.

Осевые усилия, возникающие при работе дифференциала на сателлитах и полуосевых шестернях, воспринимаются стальными шлифованными опорными шайбами сателлитов и полуосевых шестерен. Боковой зазор между зубьями сателлитов и полуосевой шестерней в пределах 0,3—0,7 мм выдерживается при сборке подбором толщины опорной шайбы полуосевой шестерни, которую изготовляют толщиной 5,75, 6 и 6,25 мм. Этот зазор можно косвенно проверить, измеряя зазор между ступицей дифференциала и опорной шайбой сателлита, который должен быть в пределах 0,7—1,5 мм при беззазорном зацеплении сателлита с полуосевой шестерней.



Регулировка моста юмз 6 видео

§ 47. Основные механизмы заднего моста
§ 48.1. Механизм  блокировки дифференциала и тормоза
§ 49. Передний ведущий мост
§ 50. Техническое обслуживание ведущих мостов
§ 48.2. Задние тормоза и управление тормозами МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.3. Стояночно-запасной тормоз МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.4. Управление стояночно-запасным тормозом МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.5. Пневмопереходник МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.6. Трубопроводы и арматура пневмопривода тормозов МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.7. Регулятор давления тормозной системы МТЗ-80, МТЗ-82
§ 48.8. Тормозной кран МТЗ-80, МТЗ-82

§ 47. Основные механизмы заднего моста

Задний мост у тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ-6Л/М — ведущий. Механизмы заднего моста служат для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки передач на ведущие колеса. Задний мост (85) состоит из главной передачи 2, дифференциала   3,   конечных   передач   4,   механизма  6 блокировки дифференциала. Эти механизмы помещены в чугунном корпусе 7. К корпусу заднего  моста снаружи  крепятся   тормоза  8.

Дифференциал (86) предназначен для распределения крутящего момента между ведущими колесами и обеспечивает разную  частоту  их  вращения  при   повороте.

Внутри корпуса 2 дифференциала расположены сателлиты 4, надетые на стальные пальцы    10,   и   две   полуосевые   конические

85. Схема механизмов заднего моста:

1—  коробка передач. 2 — главная передача, 3 — дифференциал, 4 — конечная передача, 5 — полуось ведущего колеса, 6 — механизм блокировки дифференциала.

—  корпус, 8 — тормоз

шестерни 5. Полуосевые шестерни жестко связаны с полуосями 1 ведущих шестерен конечных передач 8 и находятся в постоянном зацеплении с сателлитами. При движении трактора вращение от главной передачи передается корпусу дифференциала, вместе с которым вращаются пальцы с сателлитами. В случае прямолинейного движения трактора по ровной местности, когда частота вращения ведущих колес трактора одинакова, полу-осевые шестерни имеют равную частоту вращения, испытывая одинаковое давление от зубьев  сателлитов.

На повороте колеса трактора проходят разную длину пути.

Вращение внутреннего колеса трактора замедляется, а наружного увеличивается за счет проворачивания сателлитов вокруг пальцев. Вращаясь вместе : корпусом, сателлиты зубьями упираются в зубья замедлившей вращение полуосевой шестерни и сообщают дополнительную скорость другой  полуосевой  шестерне.

Когда одно из ведущих колес попадает на скользкую почву, оно начинает буксовать. Чтобы исключить буксование одного из ведущих колес при прямом ходе трактора, влючают механизм блокировки дифференциала, который жестко соединяет одну из полуосей колес с корпусом дифференциала или с другой полуосью.

У трактора ЮМЗ-6Л/М (87) дифференциал открытого типа с двумя сателлитами. Сателлиты 2 размещены в окнах ступицы 4 ведомой шестерни главной передачи и сво-бодно вращаются на неподвижных осях, закрепленных в ступице болтами. Для уменьшения износа поверхностей ступицы и сателлита между ними помещена упорная шайба.

Полуосевые шестерни 11 изготовлены заодно с ведущими шестернями конечной передачи и выполнены полыми. Внутри их свободно проходит вал 13 главной передачи. Полуосевые шестерни установлены в стаканах 10 на двух цилиндрических роликовых подшипниках. В промежутках между подшипниками стаканы имеют местные вырезы, куда входят ведомые шестерни б конечных передач. Боковой зазор между коническими зубьями полуосевых шестерен и сателлитов во время эксплуатации не регулируется.

От осевых перемещений полуосевые шестерни удерживаются шайбой, привернутой болтами к торцу вала главной  передачи.

Главная передача предназначена для увеличения крутящего момента трансмиссии и передачи вращения с продольного вала на поперечный. Для этого используется одна пара конических шестерен разного диаметра со спиральными зубьями. Главная передача расположена в передней части заднего отсека  корпуса  трансмиссии.

Ведущая шестерня 14 изготовлена заодно со вторичным валом коробки передач. Ведомая шестерня 3 установлена на цилиндрический поясок ступицы 4 и закреплена шестью

установочными и двумя стопорными болтами, которые использованы одновременно для крепления осей сателлитов дифференциала. Ступица ведомой шестерни изготовлена из стали. Она имеет два окна для размещения сателлитов дифференциала. В центре ступицы

есть отверстие, которым она напрессовывается на вал 13 главной передачи до упора в его буртик.

Вал главной передачи опирается на два шариковых подшипника, которые вместе с  подшипниками   полуосевых   шестерен поме

87. Основные механизмы заднего моста трактора ЮМЗ-6Л/М:

1— крышка корпуса, 2 — сателлит, 3 — ведомая шестерня главной передачи, 4 — ступица ведомой шестерни, 5 — рукоятка включения ВОМ, 6 — ведомая шестерня конечной передачи, 7 — корпус заднего моста 8 — рукав, 9 — полуось ведущего колеса, 10 -подшипников, 11 — полуосевая шестерня и шестерня конечной передачи, 12 — регулировочные прокладки, 13 — вал главной передачи, 14 —ведущая  шестерня главной передачи, 15 — муфта включения ВОМ.

86. Схема дифференциала:

1 — полуось, 2 — корпус дифференциала, 3 — ведомая шестерня главной передачи, 4 — сателлит, 5 — полуосевая коническая шестерня, 6 — муфта блокировки дифференциала, 7 — рычаг включения механизма блокировки дифференциала, 8 — конечная передачи, 9 — ведущее колесо,  10 — пальцы  сателлитов

щены в стаканах 10. Стаканы подшипников установлены в расточках боковых стенок корпуса заднего моста. Фланцы стаканов вместе с крышками закрепляют болтами к корпусу. Между фланцами стаканов и боковыми стенками корпуса установлены регулировочные прокладки 12, выполненные для удобства регулировки в виде полуколец различной толщины.

С помощью прокладок регулируют боковой зазор между коническими шестернями главной передачи. Для облегчения демонтажа во фланцах стакана сделаны два диаметрально расположенных резьбовых отверстия, в которые можно ввертывать болты-съемники.

Конечные передачи — последняя ступень трансмиссии, обеспечивающая дальнейшее увеличение крутящего момента и передачу его на ведущие колеса. На тракторе имеются две конечные передачи, расположенные по обеим сторонам отсека заднего моста.

Каждая конечная передача состоит из пары цилиндрических шестерен с прямыми зубьями. Ведущая цилиндрическая шестерня выполнена заодно с полуосевой шестерней дифференциала. Ведомая шестерня во много раз больше, чем ведущая. Ступица ведомой шестерни имеет шлицевое отверстие, которым она устанавливается на внутренний шлице-вой конец полуоси 9. От осевого перемещения ведомая шестерня удерживается нажимной шайбой, привернутой болтами к торцу полуоси. Оба конца полуоси шлицевые. На наружный конец полуоси закрепляют ступицу ведущего колеса трактора. От осевых смещений полуось фиксируется внутренним подшипником.

Полуось с ведущим колесом вращается на двух шариковых подшипниках, закрепленных в рукаве 8. С внутренней стороны рукав имеет обработанный цилиндрический поясок и фланец. Поясок устанавливают в расточку корпуса 7 заднего моста, после чего рукав закрепляют к корпусу по фланцу семью болтами. Для большей жесткости внутри рукава сделаны   ребра.

В верхней части рукав имеет прямоугольную площадку, используемую для крепления крыльев задних колес. К его торцу закрепляют крышку. В расточке крышки помещены два самоподжимных сальника, которые предотвращают вытекание масла из корпуса заднего моста.

Механизмы заднего моста смазываются разбрызгиванием масла, находящимся в его корпусе. Поскольку полости заднего моста и коробки передач сообщаются между собой, уровень масла в них одинаков. Проверяют уровень и заливают масло в корпус трансмиссии через отверстия, расположенные в короб-

ке передач. Сливают загрязненное масло из корпуса заднего моста через отверстие в днище, которое закрывают пробкой с встроенным магнитом.

В нижней части корпуса заднего моста проходит вал отбора мощности. Его включают с помощью муфты 15, которая передвигается рукояткой 5 через поводок, смонтированный на вертикальном валу механизма включения ВОМ.

Механизмы заднего моста трактора МТЗ-50 (88) имеют подобную конструкцию. В отличие от трактора ЮМЗ-6Л/М ведущая шестерня 1 главной передачи изготовлена отдельно от вторичного вала. Венец ведомой шестерни 5 главной передачи   приклепан   к   ступице.

Дифференциал выполнен закрытым с разъемным корпусом 6 и четырьмя сателлитами 20. Корпус дифференциала прикреплен болтами к ступице ведомой шестерни и вра-

                                                  20       19        18

88. Задний мост трактора МТЗ-50:

1— ведущая шестерня главной передачи, 2 — корпус заднего моста, 3 — педаль механизма блокировки дифференциала, 4 — полуосевые шестерни, 5 — ведомая шестерня главной передачи, 6 — корпус дифференциала, 7 — неподвижная кулачковая муфта, 8 — подвижная кулачковая муфта, 9 — пружина, 10 — ведомая шестерня конечной передачи, 11 — рукав, 12 — масленка, 13 — полуось ведущего колеса, 14 — кожух, 15 — соединительные диски, 16 — нажимные диски, 17 — ведущая шестерня конечной передачи, 18 — стакан подшипников, 19 — регулировочные прокладки, 20 — сателлит

щается в двух конических роликовых подшипниках, которые регулируют во время эксплуатации трактора. Полуосевая шестерня 4 дифференциала изготовлена отдельно от ведущей шестерни конечной передачи. Ведущая шестерня 17 конечной передачи выполнена заодно с валом, имеющим на концах шлицы.

На шлицы вала с внутренней стороны надета полуосевая шестерня дифференциала, а с наружной стороны размещают детали тормоза, который монтируют на стакане подшипников.

Вал главной передачи на тракторе МТЗ-50 отсутствует. Его роль выполняют валы ведущих шестерен. Ведомая шестерня 10 конечной передачи опирается на два шариковых подшипника. На внешнем конце полуоси 13 ведущего колеса выполнены поперечные прорези для бесступенчатой регулировки колеи   трактора.

На шлицы внутренних концов полуосей жестко закрепляют кулачковую муфту 7 механизма   блокировки   дифференциала.

Ремонт главной передачи трактора ЮМЗ-6.

Главная передача представляет собой пару конических шестерен с круговыми зубьями. Ведущая шестерня 1 (рис. 1) выполнена как одно целое с вторичным валом коробки передач, а ведомая 7 — в виде венца, который закреплен шестью болтами и двумя специальными болтами 6 на ступице 30.
Ступица неподвижно установлена на валу 29 главной передачи, вращающемся в двух пошипниках 25, расположенных в стаканах 28. Стаканы установлен в расточках боковых стенок корпуса и прикреплены по фланца к его стенкам болтами. Металлические прокладки 27 между фланцами стаканов и стенками корпуса служат для регулирования бокового зазора конической пары шестерен.

Рис.1. Задний мост. 1 — ведущая шестерня; 2 — полуосевая шестерня; 3 — сателлит; 4 — опорная шайба, 5 — ось сателлита; 6, 22 — болты; 8, 21- ведомые шестерни; 18 — педаль механизма блокировки дифференциала; 9 — рычаг включения ВОМ; 10 — пружина; 11 — сапун; 12 — вилка; 13 — соединительная муфта; 14 — валик; 15 — тормозная шестерня; 16 — тормоз; 17 — крышка; 18, 25 — шарикоподшипники; 19 — полуось; 20 — рукав полуоси; 23 — вал отбора мощности; 24 — муфта включения ВОМ; 26 — роликовый подшипник, 27 — регулировочные прокладки; 28 — стакан; 29 — вал главной передачи; 30 — ступица.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной частотой при движении трактора на повороте и по неровной поверхности. Дифференциал трактора — шестеренный, открытого типа, с двумя сателлитами, представляющими собой конические шестерни с прямым зубом. Сателлиты 3 (рис. 1) с запрессованными в них бронзовыми втулками размещены в специальных окнах ступицы 30 и могут свободно вращаться на неподвижных осях 5, закрепленных болтами 6. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 2, каждая из которых выполнена к одно целое с ведущей шестерней конечной передачи и вращает на двух цилиндрических роликоподшипниках 26, установленных в стаканах 28 независимо от вала 29 главной передачи. Резьбовые отверстия в осях 5 сателлитов предназначены для выпрессовки их из ступицы дифференциала при разборке.

Осевые усилия, возникающие при работе дифференциала на сателлитах и полуосевых шестернях, воспринимаются стальными шлифованными опорными шайбами 4 сателлитов и полуосевых шестерен. Боковой зазор между зубьями сателлитов и полуосевой шестерней в пределах 0,3 — 0,7 мм выдерживается при сборке подбором толщины опорной шайбы полуосевой шестерни, которую изготовляют толщиной 5,75; 6 и 6,25 мм. Этот зазор можно косвенно проверить, измеряя зазор между ступицей дифференциала и опорной шайбой сателлита, который должен быть в пределах 0,7 — 1,5 мм при беззазорном зацеплении сателлита с полуосевой шестерней.

Ремонт заднего моста ЮМЗ-6.

В случае невозможности осуществления поворотов трактора вправо, влево, при повышенных шумах и стуках в корпусе заднего моста, течи смазки через уплотнения, биении задних колес на полуосях в следствии разрушения подшипников вскройте задний мост, снимите дифференциал в сборе и конечные передачи. Устраните неисправности, замените негодные детали.

Рис. 2. Главная передача и дифференциал. 1 — ведущая шестерня; 2 — венец; 3 — специальный болт; 4, 9 — стаканы подшипников; 5 — шариковые подшипники; 6 — вал главной передачи; 7 — призонный болт; 8 — ступица; 10 — полуосевая шестерня; 11 — болт; 12 — металлические прокладки; 13 — роликовые подшипники; 14 — сателлиты; 1 5 — ось.

Разборка заднего моста. Приподнимите трактор и поставьте его заднюю часть на подставки. Отверните сливные пробки и слейте масло из корпуса коробки передач и заднего моста. Отверните гайки и снимите задние колеса. Снимите кабину в сборе, топливный бак, тяги и педали управления тормозами и муфтой сцепления, валик педали, тягу блокировочного механизма в сборе, пружину привода механизма блокировки, механизм блокировки дифференциала в сборе, механизм включения вала отбора мощности. Отверните болты и снимите крышку заднего моста в сборе и прокладку. Расшплинтуйте и отверните гайки, снимите барабаны левого и правого тормозов. Расшплинтуйте и отверните болты, снимите диски в сборе правого и левого тормозов. Снимите стакан в сборе с ведущим валиком левого тормоза, придерживая соединительную муфту механизма блокировки дифференциала. Расшплинтуйте и отверните болты крепления ведомой шестерни конечной передачи. Отверните болты крепления рукава полуоси с правой стороны трактора. Заверните два монтажных болта М16х120 в отверстия рукава, зацепите рукав полуоси схваткой и, завертывая монтажные болты, выпрессуйте рукав полуоси. Снимите левый рукав полуоси, повторив операции, перечисленные выше. Отверните болты и снимите крышки стаканов подшипников оси дифференциала. Расшплинтуйте и отверните болты и снимите шайбу с вала главной передачи. Заверните монтажные болты М14х80 и с помощью съемника выпрессуйте из корпуса правые и левые стаканы подшипников в сборе с полуосевыми шестернями. Выньте кран-балкой из корпуса заднего моста дифференциал в сборе. Отверните болты крепления стакана подшипников вала отбора мощности, вверните два монтажных болта в стакан и выпрессуйте его. Извлеките вал в сборе с соединительной муфтой из корпуса коробки передач и заднего моста. Уложите снятые составные части и детали в корзину (или специальную моечную тару) и промойте. Установите дифференциал в сборе на монтажный стол. Отверните специальные болты 3 (рис. 2), установите съемник и выпрессуйте оси 15 сателлитов. Снимите сателлиты 14 и упорные шайбы. Расшплинтуйте и отверните гайки призонных болтов 7. Выбейте болты и снимите венец 2 ведомой шестерни со ступицы 8 дифференциала. Проверьте состояние деталей. На рабочих поверхностях полуосевых шестерен, сателлитов, крестовин и опорных шайб заусенцы, острые кромки и другие дефекты не допускаются При необходимости замените детали; при этом раскомплектовка приработанных конических шестерен не рекомендуется.

Рис. 3. Приспособление для регулировки положения шестерни вторичного вала коробки передач: 1 — валик; 2 — центрирующий конус подвижный; 3 — центрирующий конус неподвижный; 4 — гайка; 5 — зажимная гайка; 6 — кольцо с контрольным штифтом.

Регулировка положения ведущей шестерни главной передачи (осуществляется в коробке передач). Установите приспособление (рис. 3) для проверки установки конической шестерни вторичного вала в отверстие корпуса заднего моста и проверьте положение торца конической шестерни вторичного вала по отношению к оси дифференциала. Положение вторичного вала в корпусе коробки передач и заднего моста устанавливается регулировочными прокладками, которые ставят на стакан первичного вала. Если первичный вал установлен правильно, то палец приспособления должен касаться обработанной поверхности торца конической поверхности шестерни. Расстояние от поверхности торца конической шестерни до оси дифференциала должно быть 129,85-130,15 мм.

Сборка заднего моста. Соберите дифференциал в последовательности, обратной последовательности разборки. Застопорите оси сателлитов в ступице шестерни болтами с замковыми шайбами. Сателлиты должны вращаться на осях свободно, без заеданий. Заверните в корпус коробки передач и заднего моста сливные пробки. Закрепите венец конической шестерни на ступице болтами с гайками. Гайки болтов должны быть зашплинтованы. Отвертывание гаек для совмещения их пазов с отверстиями болтов под шплинты не допускается. Установите дифференциал в сборе в корпус заднего моста. Запрессуйте стаканы в сборе с полуосевыми шестернями в корпус заднего моста. Резиновые кольца должны плотно лежать в кольцевых выточках на наружных поверхностях стаканов, не должны иметь надрезов и надрывов. Проверьте и при необходимости отрегулируйте боковой зазор в зацеплении ведущая шестерня — венец ведомой шестерни главной передачи. Боковой зазор должен быть 0,2 — 0,5 мм. Регулировка зазора осуществляется увеличением количества прокладок под левым стаканом главной передачи и уменьшением их числа под правым стаканом без изменения их общего количества.

Источник газета “Автодвор” за декабрь 2013

офф. сайт http://avtodvor.com.ua

Регулировка элементов заднего моста ЮМЗ-6.

Регулировка подшипников дифференциала.

Проверять осевой зазор в подшипниках дифференциала следует после 3000 ч работы при очередном техническом обслуживании. Проверка проводится перемещением дифференциала с помощью монтажной лопатки или рукой. Перед проверкой следует подтянуть болты фланцев корпуса и крышки моста. Если перемещение дифференциала ощутимо от руки, то подшипники надо регулировать. Например, осевой зазор составляет 0,25 мм, тогда толщину пакета прокладок между фланцами корпуса и крышки моста надо уменьшить, изъяв прокладку толщиной 0,2 мм. Если осевое перемещение равно 0,3 — 0,4 мм, следует убрать по две прокладки толщиной 0,2 мм. Предварительный натяг в подшипниках дифференциала не должен превышать 0,1 мм. После регулировки нужно проследить за нагреванием корпусов на транспортных передачах (температура более 60°С свидетельствует о перетяжке подшипников).

Регулировка зацепления шестерен главной передачи.

Зацепление шестерен главной передачи при эксплуатации регулировать даже при весьма ощутимых износах зубьев не рекомендуется, так как их износ практически не нарушает нормальной работы передачи. Объясняется это тем, что удовлетворительный контакт зубьев получается только в одном взаимном положении ведущей и ведомой шестерен, когда образующая начальных конусов является общей для обеих шестерен. Попытка уменьшить боковой зазор в изношенных передачах может привести к поломкам из-за нарушения контакта в зубьях. Однако если повышенный боковой зазор (1,2 — 1,5 мм) обнаружен в новой передаче, то это свидетельствует о ее неправильной сборке и зазор следует отрегулировать до нормальных пределов. Регулировка зацепления необходима также в случаях замены подшипников, корпуса моста, корпусов дифференциала, стакана ведущей шестерни. Положение ведомой шестерни регулируется прокладками , которые ставят между стаканами подшипников и корпусом, переставляя из под одного стакана под другой. Положение ведущей шестерни и боковой зазор в зацеплении регулируют регулировочными прокладками, которые ставят на стакан первичного вала коробки передач . Боковой зазор в зубьях зависит от осевого зазора подшипников ведущей шестерни и дифференциала, поэтому перед проверкой зацепления следует убедиться в отсутствии зазоров в подшипниках.

Рис. 1. Пятно контакта зубьев конических шестерен главной передачи. а — правильное пятно контакта; б — контакт на вершине зуба; в — контакт у основания зуба; г — контакт на узком конце зуба; д — контакт на широком конце зуба

После регулировки бокового зазора проверяют пятно контакта зубьев. При правильном контакте в работе под нагрузкой участвует вся длина зуба. Несколько зубьев ведомой шестерни покрывают тонким слоем густоразведенной краски (сурик) и проворачивают ведущую шестерню несколько раз в обе стороны. При правильном контакте пятно (рис. 1, а) должно занимать не менее 50% длины зуба, иметь ширину не менее 50% рабочей высоты зуба и располагаться ближе к узкому концу зуба (к вершине делительного конуса). При неправильном контакте необходимо изменить положение ведущей или ведомой шестерни: если контакт на вершине зуба (рис. 1, б), то ведущую шестерню следует приблизить к ведомой, изменив толщину прокладок на первичном вале коробки передач; при, контакте у основания зуба (рис. 1, в) ведущую шестерню надо отодвинуть от ведомой; если пятно расположено ближе к узкому концу зуба (рис. 1, г), отодвинуть ведомую шестерню от ведущей; при расположении пятна контакта на широком конце зуба (рис. 1, д) ведомую шестерню приблизить к ведущей. При значительных износах зубьев шестерен конечных передач рекомендуется поменять их местами. При этом ведущую и ведомую шестерни нужно переставлять одновременно. Установите рукава полуосей до упора в задний мост. Прокладки перед установкой смажьте  герметиком. Уплотнительные манжеты устанавливайте рабочими кромками в сторону подшипников. При установке крышки рукава в подшипник заложите 40 — 50 г солидола.

Ремонт главной передачи трактора ЮМЗ-6. Статьи компании «ООО Гидро-Максимум»

Главная передача представляет собой пару конических шестерен с круговыми зубьями. Ведущая шестерня 1 (рис. 1) выполнена как одно целое с вторичным валом коробки передач, а ведомая 7 — в виде венца, который закреплен шестью болтами и двумя специальными болтами 6 на ступице 30.

Ступица неподвижно установлена на валу 29 главной передачи, вращающемся в двух пошипниках 25, расположенных в стаканах 28. Стаканы установлен в расточках боковых стенок корпуса и прикреплены по фланца к его стенкам болтами. Металлические прокладки 27 между фланцами стаканов и стенками корпуса служат для регулирования бокового зазора конической пары шестерен.

Рис.1. Задний мост. 1 — ведущая шестерня; 2 — полуосевая шестерня; 3 — сателлит; 4 — опорная шайба, 5 — ось сателлита; 6, 22 — болты; 8, 21- ведомые шестерни; 18 — педаль механизма блокировки дифференциала; 9 — рычаг включения ВОМ; 10 — пружина; 11 — сапун; 12 — вилка; 13 — соединительная муфта; 14 — валик; 15 — тормозная шестерня; 16 — тормоз; 17 — крышка; 18, 25 — шарикоподшипники; 19 — полуось; 20 — рукав полуоси; 23 — вал отбора мощности; 24 — муфта включения ВОМ; 26 — роликовый подшипник, 27 — регулировочные прокладки; 28 — стакан; 29 — вал главной передачи; 30 — ступица.

Дифференциал обеспечивает вращение ведущих колес с различной частотой при движении трактора на повороте и по неровной поверхности. Дифференциал трактора — шестеренный, открытого типа, с двумя сателлитами, представляющими собой конические шестерни с прямым зубом. Сателлиты 3 (рис. 1) с запрессованными в них бронзовыми втулками размещены в специальных окнах ступицы 30 и могут свободно вращаться на неподвижных осях 5, закрепленных болтами 6. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 2, каждая из которых выполнена к одно целое с ведущей шестерней конечной передачи и вращает на двух цилиндрических роликоподшипниках 26, установленных в стаканах 28 независимо от вала 29 главной передачи. Резьбовые отверстия в осях 5 сателлитов предназначены для выпрессовки их из ступицы дифференциала при разборке.

Осевые усилия, возникающие при работе дифференциала на сателлитах и полуосевых шестернях, воспринимаются стальными шлифованными опорными шайбами 4 сателлитов и полуосевых шестерен. Боковой зазор между зубьями сателлитов и полуосевой шестерней в пределах 0,3 — 0,7 мм выдерживается при сборке подбором толщины опорной шайбы полуосевой шестерни, которую изготовляют толщиной 5,75; 6 и 6,25 мм. Этот зазор можно косвенно проверить, измеряя зазор между ступицей дифференциала и опорной шайбой сателлита, который должен быть в пределах 0,7 — 1,5 мм при беззазорном зацеплении сателлита с полуосевой шестерней.

Ремонт заднего моста ЮМЗ-6.

В случае невозможности осуществления поворотов трактора вправо, влево, при повышенных шумах и стуках в корпусе заднего моста, течи смазки через уплотнения, биении задних колес на полуосях в следствии разрушения подшипников вскройте задний мост, снимите дифференциал в сборе и конечные передачи. Устраните неисправности, замените негодные детали.

Рис. 2. Главная передача и дифференциал. 1 — ведущая шестерня; 2 — венец; 3 — специальный болт; 4, 9 — стаканы подшипников; 5 — шариковые подшипники; 6 — вал главной передачи; 7 — призонный болт; 8 — ступица; 10 — полуосевая шестерня; 11 — болт; 12 — металлические прокладки; 13 — роликовые подшипники; 14 — сателлиты; 15 — ось.

 

Разборка заднего моста трактора.

Приподнимите трактор и поставьте его заднюю часть на подставки. Отверните сливные пробки и слейте масло из корпуса коробки передач и заднего моста. Отверните гайки и снимите задние колеса. Снимите кабину в сборе, топливный бак, тяги и педали управления тормозами и муфтой сцепления, валик педали, тягу блокировочного механизма в сборе, пружину привода механизма блокировки, механизм блокировки дифференциала в сборе, механизм включения вала отбора мощности. Отверните болты и снимите крышку заднего моста в сборе и прокладку. Расшплинтуйте и отверните гайки, снимите барабаны левого и правого тормозов. Расшплинтуйте и отверните болты, снимите диски в сборе правого и левого тормозов. Снимите стакан в сборе с ведущим валиком левого тормоза, придерживая соединительную муфту механизма блокировки дифференциала. Расшплинтуйте и отверните болты крепления ведомой шестерни конечной передачи. Отверните болты крепления рукава полуоси с правой стороны трактора. Заверните два монтажных болта М16х120 в отверстия рукава, зацепите рукав полуоси схваткой и, завертывая монтажные болты, выпрессуйте рукав полуоси. Снимите левый рукав полуоси, повторив операции, перечисленные выше. Отверните болты и снимите крышки стаканов подшипников оси дифференциала. Расшплинтуйте и отверните болты и снимите шайбу с вала главной передачи. Заверните монтажные болты М14х80 и с помощью съемника выпрессуйте из корпуса правые и левые стаканы подшипников в сборе с полуосевыми шестернями. Выньте кран-балкой из корпуса заднего моста дифференциал в сборе. Отверните болты крепления стакана подшипников вала отбора мощности, вверните два монтажных болта в стакан и выпрессуйте его. Извлеките вал в сборе с соединительной муфтой из корпуса коробки передач и заднего моста. Уложите снятые составные части и детали в корзину (или специальную моечную тару) и промойте. Установите дифференциал в сборе на монтажный стол. Отверните специальные болты 3 (рис. 2), установите съемник и выпрессуйте оси 15 сателлитов. Снимите сателлиты 14 и упорные шайбы. Расшплинтуйте и отверните гайки призонных болтов 7. Выбейте болты и снимите венец 2 ведомой шестерни со ступицы 8 дифференциала. Проверьте состояние деталей. На рабочих поверхностях полуосевых шестерен, сателлитов, крестовин и опорных шайб заусенцы, острые кромки и другие дефекты не допускаются При необходимости замените детали; при этом раскомплектовка приработанных конических шестерен не рекомендуется.

 

Регулировка положения ведущей шестерни главной передачи (осуществляется в коробке передач). Установите приспособление (рис. 3) для проверки установки конической шестерни вторичного вала в отверстие корпуса заднего моста и проверьте положение торца конической шестерни вторичного вала по отношению к оси дифференциала. Положение вторичного вала в корпусе коробки передач и заднего моста устанавливается регулировочными прокладками, которые ставят на стакан первичного вала. Если первичный вал установлен правильно, то палец приспособления должен касаться обработанной поверхности торца конической поверхности шестерни. Расстояние от поверхности торца конической шестерни до оси дифференциала должно быть 129,85-130,15 мм.

 

Сборка заднего моста. Соберите дифференциал в последовательности, обратной последовательности разборки. Застопорите оси сателлитов в ступице шестерни болтами с замковыми шайбами. Сателлиты должны вращаться на осях свободно, без заеданий. Заверните в корпус коробки передач и заднего моста сливные пробки. Закрепите венец конической шестерни на ступице болтами с гайками. Гайки болтов должны быть зашплинтованы. Отвертывание гаек для совмещения их пазов с отверстиями болтов под шплинты не допускается. Установите дифференциал в сборе в корпус заднего моста. Запрессуйте стаканы в сборе с полуосевыми шестернями в корпус заднего моста. Резиновые кольца должны плотно лежать в кольцевых выточках на наружных поверхностях стаканов, не должны иметь надрезов и надрывов. Проверьте и при необходимости отрегулируйте боковой зазор в зацеплении ведущая шестерня — венец ведомой шестерни главной передачи. Боковой зазор должен быть 0,2 — 0,5 мм. Регулировка зазора осуществляется увеличением количества прокладок под левым стаканом главной передачи и уменьшением их числа под правым стаканом без изменения их общего количества.

Рис. 3. Приспособление для регулировки положения шестерни вторичного вала коробки передач: 1 — валик; 2 — центрирующий конус подвижный; 3 — центрирующий конус неподвижный; 4 — гайка; 5 — зажимная гайка; 6 — кольцо с контрольным штифтом.

Передний мост трактора ЮМЗ | Подробно о тракторах и сельскохозяйственной технике

Передний мост трактора ЮМЗ представляет собой качающуюся литую трубчатую балку с разрезными концами. Балка имеющимися в ней приливами соединена через ось качания с проушинами переднего бруса остова трактора. Ось качания зафиксирована от осевых перемещений и проворачивания в переднем брусе клиновидным болтом. С обоих концов в балку вставлены выдвижные кулаки, состоящие из сваренных между собой кронштейна и трубы.

Труба имеет шесть отверстий с интервалом 50 мм для фиксатора. Это дает возможность получить шесть положений выдвижного кулака в трубе осн. Каждое из этих положений соответствует определенной колее направляющих колес. Труба зажата в балке стяжными болтами.

В кронштейне выдвижного кулака на двух втулках и упорном шарикоподшипнике установлена поворотная цапфа, в которую запрессована полуось переднего колеса. Полость втулок и подшипника уплотнена в нижней части двумя резиновыми кольцами, а в верхней — резиновым кольцом и сальником из войлока. На верхние концы поворотных цапф переднего моста ЮМЗ установлены на шлицах и закреплены стяжными болтами поворотные рычаги. Рычаги шарнирно соединены через поперечную и толкающую тяги с центральным рычагом, установленным на рулевом рычаге, связанном через продольную тягу с рулевым управлением. Длина поперечной и толкающей рулевых тяг регулируется, что необходимо при изменении колеи и регулировании сходимости направляющих колес. Рулевой рычаг вращается на двух бронзовых втулках, установленных в приливе балки. В верхней части вал рычага уплотнен резиновым уплотнителем, а в нижней — войлочным.

Передний мост трактора ЮМЗ: 1 — кронштейн; 2 и 27 — поворотные рычаги; 3 — труба; 4 — фиксатор; 5 — болт; 6 — балка; 7 — ось качания; 8 — прилив; 9 — рулевой рычаг; 10, 19 и 22 — масленки; 11 —продольная тяга; 12 — пружина; 13 — резиновая муфта; 14 — вкладыш; 15 — накладка; 16 — регулировочная пробка; 17 — шаровой палец; 18 — упор; 20 — сальник; 21 и 24 — резиновые кольца; 23 — шарикоподшипник; 25 — полуось; 26 — поворотная цапфа; 28 — пробка шарнира; 29 — нижний вкладыш; 30 — шаровой палец шарнира; 31 — верхний вкладыш; 32 — уплотнительный чехол; 33 — толкающая тяга; 34 — центральный рычаг; 35 — шарнир наконечника; 36 — поперечная тяга.

Угол поворота направляющих колес переднего моста ЮМЗ ограничивается углом поворота рулевого рычага, который при повороте упирается в прилив на балке оси. Конструкции шарниров наконечников поперечной и толкающей рулевых тяг одинаковы. Шаровой палец шарнира вращается в двух вкладышах: верхнем из полиамида и нижнем из резины. Вкладыши прижимаются к головке пальца регулировочной пробкой, завернутой в корпус наконечника и удерживаемой от отворачивания шплинтовочной проволокой. Шарнир смазывается смазочным материалом, закладываемым в него при сборке. От попадания пыли и воды шарнир закрыт резиновым уплотнительным чехлом.

Шаровой палец шарнира продольной рулевой тяги вращается в двух стальных вкладышах, прижимаемых к головке пальца пружиной, поджатой регулировочной пробкой. В головках тяги пружины относительно шаровых пальцев расположены так, что действующее ка тягу усилие в зависимости от его направления передается только через какую-нибудь одну пружину. Для предохранения пружины от поломки, возможной при сильных толчках, сжатие ее ограничивается упором.

Шарниры продольной рулевой тяги смазываются через масленки, завернутые в тягу. От попадания пыли и влаги шарниры защищены резиновыми муфтами с накладками.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *