5. Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы автомобиля КамАз-4310
Обслуживание заключается в осмотре, очистке механизмов и проверке креплений, а также в регулировке зазоров между колодками и барабаном. При осмотре тормозных механизмов необходимо проверить следующее.
1. Надежность крепления суппорта к фланцам мостов.
2. Затяжку гаек осей колодок и гаек болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков.
3. Состояние фрикционных накладок. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок менее 0,5 мм, то надо сменить тормозные накладки. Необходимо предохранять накладки от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промывкой. Если требуется заменить одну из накладок левого или правого тормоза, нужно менять все у обоих тормозных механизмов (левого и правого колес). После установки новых фрикционных накладок колодку необходимо расточить. Радиус колодки 200-0,4 мм дан применительно к новому барабану. После расточки барабана при ремонте радиус колодки должен быть равен радиусу расточенного барабана. Барабаны допускается растачивать до диаметра не более 406 мм. 4. Вращение вала разжимного кулака. Вал должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. В противном случае нужно очистить опорные поверхности вала кронштейна, после чего смазать их тонким слоем консистентной смазки.
Регулировка тормозного механизма может быть полой или частичной. В обоих случаях необходимо проверить, правильно ли затянуты подшипники ступиц коле. Тормозные барабаны должны быть холодными. Стояночный тормоз следует выключить.
Полную регулировку проводят только после разборки и ремонта тормозов или в случае нарушения центровки Рабочих поверхностей фрикционных накладок и тормозного барабана.
Необходимые операции надо выполнять в такой последовательности.
1. Ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси метками одну к другой. Метки поставлены на наружных выступающих над гайками торцах осей. Отпустить болты крепления кронштейна разжимного кулака. 2. Подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 1—1,5 кгс/см2 (нажать на педаль тормоза при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки).
При отсутствии сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану.
Поворачивая эксцентрики в одну и другую сторону, сцентрировать колодки относительно барабана и добиться плотного прилегания их к барабану. После этого через окна в щитке тормоза, расположенные на расстоянии 20—30 мм от наружных концов накладок, направить щуп Толщиной 0,1 мм под накладку: он не должен проходить вдоль всей ее ширины. 3. Не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру, а при отсутствии сжатого воздуха — не от-1пуская регулировочного рычага и удерживая оси колодок от проворачивания, надежно затянуть гайки осей и гайки болтов крепления кронштейна разжимного кулака к суппорту тормоза.
4. Прекратить подачу сжатого воздуха, а при отсутствии сжатого воздуха отпустить регулировочный рычаг и присоединить шток тормозной камеры.
5. Повернуть оси червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры был в пределах 20—30 мм.
Убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий.
6. Проверить, как вращаются барабаны: они должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок.
После указанной регулировки между тормозным барабаном и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм, у осей колодок 0,2 мм.
Частичную регулировку проводят только для уменьшения зазора между колодками и барабаном, который увеличивается при эксплуатации вследствие износа накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штоков тормозных камер (ход штока не должен превышать 40 мм). Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяков регулировочных рычагов так же, как и при полной регулировке. При этом не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может нарушить нормальное прилегание колодок к барабану при торможении. В случае изменения установки осей необходимо проводить полную регулировку.
При частичной регулировке надо устанавливать наименьший ход штоков тормозных камер, равный 20 мм.
Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес необходимо, чтобы ходы штоков правых и левых камер каждого моста мало отличались один от другого.
При проверке тормозов на роликовом стенде необходимо, чтобы разность тормозных сил правого и левого колес испытуемого моста не превышала 15% максимальной величины.
Пневмопривод. Надежность работы пневмопривода тормозов автомобиля зависит от правильного обращения с приборами тормозной системы и ухода за ними.
1. При обслуживании пневмопривода автомобиля прежде всего нужно убедиться в герметичности системы в целом и ее отдельных элементов. Особо тщательно следует проверять герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще всего возникают утечки сжатого воздуха. Места большой утечки воздуха определяются на слух, а небольшой утечки — с помощью мыльной эмульсии. Устраняют утечку воздуха, из соединений трубопроводов подтягиванием или заменой отдельных элементов соединений.
Давление воздуха в воздушных баллонах должно уменьшаться не более чем на 0,15 кгс/см2 за 15 мин при свободном положении органов управления тормозного привода (педали и рукоятки тормозных кранов, кнопок кранов аварийного растормаживания и привода вспомогательного тормоза) и на 0,3 кгс/см2 после включения органов управления.
2. Для обеспечения нормальной работы пневмопривода необходимо постоянно сливать конденсат из воздушных баллонов через краны слива его. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, так как это может привести к попаданию его в приборы привода и выходу их из строя.
При высокой влажности окружающего воздуха следует ежедневно сливать конденсат. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. Зимой и в случае безгаражной стоянки автомобилей нужно более часто сливать конденсат из воздушных баллонов во избежание замерзания его в приборах и трубопроводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым огнем. Для этой цели следует использовать горячую воду.
После полного слива конденсата из воздушных баллонов рекомендуется заполнить систему воздухом, доведя его давление до номинального, и только после этого остановить двигатель.
3. Приборы пневматического тормозного привода (кроме указанных ниже) не нуждаются в специальном обслуживании и регулировке. В случае неисправности разборка этих приборов и устранение их дефектов могут проводиться только квалифицированными специалистами.
Вспомогательный тормоз. Обслуживание вспомогательного тормоза заключается в периодической проверке его крепления и вращения заслонки.
Если заслонка вращается туго, вследствие отложения на ее оси кокса, следует снять корпус с заслонкой, очистить, промыть в керосине, обдуть сжатым воздухом и установить на место.
Компрессор. При обслуживании компрессора необходимо проверять затяжку гаек его крепления к двигателю, затяжку гаек шпилек, крепящих головку, и других крепежных деталей. Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно, в два приема. Окончательный момент затяжки должен быть в пределах 1,2— 1,7 кгс-см2.
Через 80 000—100 000 км пробега при сезонном обслуживании (весной) надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел. Клапаны, не обеспечивающие герметичности, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам (до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке «на краску»).
Признаками неисправности компрессора являются появление шума и стука при его работе, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов. Последнее обычно является следствием износа поршневых колец, масляного уплотнения заднего торца коленчатого вала или подшипников нижних головок шатунов.
Предохранитель от замерзания. При температуре окружающего воздуха 5°С и выше предохранитель должен быть выключен. При температуре ниже 5 °С его необходимо заправить этиловым спиртом.
Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку предохранителя нужно опустить в нижнее положение и зафиксировать, повернув на 90°. Затем надо вывинтить пробку со щупом и залить в предохранитель через воронку спирт. После этого следует закрыть заливное отверстие и, повернув рукоятку на 90°, поднять ее в рабочее положение.
Ежедневно с помощью щупа следует контролировать уровень жидкости. Перед началом заморозков (при сезонном обслуживании) внутренние полости испарителя очищают и промывают.
Тормозной кран. Обслуживание двухсекционного тормозного крана заключается в его периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке герметичности и работы.
Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как при попадании грязи на рычажную систему и трущиеся поверхности тормозной кран выходит из строя.
Герметичность тормозного крана проверяют с помощью мыльной эмульсин в двух положениях; в заторможенном и расторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана при этих положениях свидетельствует о том, что в одной из секций либо нарушилась герметичность впускного клапана, либо вышел из строя выпускной клапан. Кран с такими дефектами необходимо заменить.
Тормозной кран срабатывает полностью при усилии на рычаге 80 кгс и ходе рычага 26 мм. Начальная нечувствительность крана примерно 15 кгс. Разность давления в секциях крана может составлять до 25 кгс/см2.
Обслуживание привода тормозного крана заключается в периодическом осмотре, очистке и смазке шарнирных соединений. Следует проверить состояние защитного чехла (он не должен иметь разрывов) и убедиться в том, что он плотно прилегает к корпусу тормозного крана по всему периметру.
Необходимо следить за состоянием кронштейнов, а также тяг и рычагов, связывающих тормозную педаль с тормозным краном, периодически очищать их от грязи и посторонних предметов (веток, проволоки и т. д.).
Полностью нажатая педаль тормоза не должна доходить до пола на 10—30 мм. Полный ход ее должен быть в пределах 100—130 мм, а свободный 20—30 м.
В случае необходимости следует отрегулировать ход педали тормоза, изменяя с помощью регулировочной вилки длину тяги, соединяющей педаль с первым промежуточным рычагом привода.
Если по каким-либо причинам разбирался привод тормозного крана, то при сборке надо добиться совмещения нижнего отверстия промежуточного рычага с осью опрокидывания кабины. Затем, изменяя длину тяги, идущей от педали к переднему рычагу, установить педаль в требуемое положение по отношению к полу кабины.
Регулятор тормозных сил. Обслуживание регулятора тормозных сил заключается в осмотре его крепления, в проверке состояния тяги упругого элемента и рычага регулятора, в очистке от грязи и посторонних предметов. Если мосты задней тележки тягача снимались для ремонта или замены, то при последующем их монтаже необходимо •отрегулировать длину рычага регулятора. Эту операцию должен выполнять квалифицированный специалист.
Тормозные камеры. Обслуживание тормозных камер заключается в проверке их крепления к кронштейну и герметичности. Для проверки герметичности надо нажать на педаль тормоза, наполнить камеры сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут, отверстие в корпусе и место присоединения трубопровода в камере. Утечку обнаруживают по образованию мыльных пузырей. Ее устраняют подтягиванием болтов хомута. Если при подтягивании болтов утечка не устраняется, необходимо сменить диафрагму камеры. Срок службы диафрагмы тормозных камер 2 года, по истечении этого срока диафрагму надо заменить.
Цилиндры с пружинными энергоаккумуляторами. Обслуживание цилиндров с пружинными энергоаккумуляторами заключается в периодическом осмотре и очистке от грязи, а также в проверке их герметичности и работы. Проверять герметичность этих камер следует при наличии сжатого воздуха в контурах приводов стояночного тормоза и рабочего тормоза задней тележки автомобиля. При этом необходимо выключить стояночный тормоз — цилиндры энергоаккумуляторов наполняются сжатым воздухом. Если воздух утекает через дренажное отверстие или из-под винта устройства для механического растормаживания, то неисправно уплотнение поршня энергоаккумулятора, а если через входной штуцер диафрагменной тормозной камеры — нижнее уплотнение толкателя.
Утечку воздуха из-под фланца крепления цилиндра следует устранить подтягиванием болтовых соединений. Если этим приемом не удастся ликвидировать неисправность, то тормозные камеры следует заменить.
Для проверки герметичности диафрагменных тормозных камер следует нажать на педаль рабочего тормоза. Если воздух будет выходить через входной штуцер цилиндра энергоаккумулятора, неисправно нижнее уплотнение толкателя.
При выходе воздуха из-под хомута следует обстучать его молотком и подтянуть болты крепления хомута. Если негерметичность не устраняется, следует сменить диафрагму.
Диафрагму также следует заменить при утечке воздуха через отверстия в корпусе камеры. Срок службы диафрагмы 2 года, по истечении его диафрагму следует заменить.
Разбирать, осматривать, чистить и смазывать детали цилиндра с пружинным энергоаккумулятором должен квалифицированный механик только в условиях мастерской на специальном приспособлении с соблюдением мер безопасности.
Соединительные головки. Обслуживание соединительных головок заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке герметичности соединения головок автомобиля и прицепа.
Проверку герметичности следует проводить при сцепке автомобиля с прицепом, последовательно в заторможенном и в расторможенном положениях.
Эксплуатация автомобилей с негерметичными соединениями тормозных магистралей запрещается.
Для устранения негерметичности в соединительных головках необходимо заменить уплотнительные кольца или соединительные головки в сборе.
При эксплуатации автомобиля без прицепа нужно соединительные головки закрыть крышками, защищающими их от попадания грязи, снега, влаги.
Проверка работоспособности пневматического тормозного привода заключается в определении выходных параметров давления воздуха по контурам с помощью контрольных манометров и штатных приборов, размещенных в кабине водителя (двухстрелочный манометр и блок контрольных ламп тормозной системы). Контрольные манометры устанавливают на клапанах контрольного вывода, имеющихся во всех контурах пневмопривода, и соединительных головках — типа «Палм» питающей (аварийной) и тормозной магистралей двухпроводного привода и типа А соединительной магистрали однопроводного привода тормозов прицепа.
Клапаны 2 контрольного вывода (см. рис. 7) смонтированы:
-на клапане 9 ограничения давления — контура привода тормозных механизмов колес передней оси;
-на левом лонжероне рамы в зоне заднего моста — контура привода тормозных механизмов колес среднего и заднего мостов;
-на правом лонжероне рамы в зоне заднего моста и воздушном баллоне 24 — контура привода механизмов стояночного и запасного тормозов;
-в воздушном баллоне 25 — контура привода механизма вспомогательного тормоза и питания потребителей сжатого воздуха.
Перед проверкой работоспособности пневматического тормозного привода следует устранить утечки сжатого воздуха из пневмосистемы.
Основные работы по техническому обслуживанию тормозной системы. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО). Проверить герметичность соединений привода тормозов и действие тормозов при движении автомобиля.
Первое техническое обслуживание (ТО-1). Проверить состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, шплинтовку пальцев штока тормозных камер пневматического привода тормозов, свободный и рабочий ход педали тормоза у автомобилей с гидравлическим приводом тормозов. При необходимости отрегулировать тормоза. Проверить привод тормозного крана (пневматический привод тормозов), исправность привода и действие стояночного тормоза.
Спустить конденсат из воздушного баллона.
Проверить после ежедневного обслуживания тормозной системы действие тормозов.
Второе техническое обслуживание (ТО-2). Проверить работу компрессора. При необходимости отрегулировать натяжение ремня и закрепить компрессор. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, действие предохранительного клапана; при необходимости устранить утечку воздуха. Проверить привод тормозного крана и крепление крана к раме. Закрепить воздушные баллоны. Снять и проверить ступицы с тормозными барабанами. Проверить состояние колодок, накладок и пружин. Прикрепить тормозные камеры к кронштейнам и кронштейны к мостам, опоры разжимных кулаков и осей колодок рабочего тормоза передних и задних колес, опорные тормозные диски к поворотным цапфам и кожухам полуосей. Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер. Проверить уровень жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра и долить, если ее недостаточно. Проверить и, если нужно, отрегулировать зазор между, колодками и тормозным барабаном. Закрепить детали стояночного тормоза.
Проверку действия тормозной системы производить на специальном стенде.
Действие тормозов можно проверить и при движении автомобиля. В этом случае автомобиль необходимо разогнать до скорости 40 км/ч и на контрольном участке остановить его рабочим тормозом. Пусть торможения, определяемый по тормозному пути, и замедление, определяемое деселерометром, должны соответствовать нормам для данного автомобиля.
Стояночный тормоз считается исправным, если автомобиль надежно удерживается на уклоне в 16%. Для смазки валов разжимных кулачков осей рычагов и колодок стояночного тормоза применяют универсальную смазку УС-1 и УС-2.
3. Принцип действия тормозной системы автомобиля КамАз-4310
Автомобили оборудованы современными тормозными приборами, которые управляют рабочим (с раздельным приводом), стояночным, вспомогательным и запасным тормозами; устройствами для аварийного растормаживания стояночного тормоза, а также выводами для питания других потребителей сжатым воздухом.
Автомобили-тягачи, предназначенные для работы с прицепом или полуприцепом, оборудованы тормозными приборами для подключения тормозной системы прицепа или полуприцепа с однопроводным или двухпроводным пневматическими приводами тормозных механизмов.
Рабочий, стояночный и запасной тормоза управляют тормозными механизмами, установленными на всех колесах автомобиля. В действие тормозные механизмы приводятся с помощью тормозных камер типа 24, расположенных на передней оси, и тормозных камер типа 20, расположенных на среднем и заднем мостах и выполненных как одно целое с пружинными энергоаккумуляторами. Во время движения автомобиля силовые пружины энергоаккумуляторов сжаты под действием давления воздуха; при падении давления воздуха в цилиндрах энергоаккумуляторов силовые пружины приводят в действие тормозные механизмы колес задней тележки.
Принцип действия вспомогательного тормоза основан на использовании компрессии двигателя (торможение двигателем) путем создания противодавления с помощью дроссельных заслонок в системе выпуска газов. Применение вспомогательного тормоза значительно снижает нагрузку на тормозные механизмы автомобиля и увеличивает срок их службы. При торможении автомобиля-тягача рабочим, стояночным, вспомогательным или запасным тормозами одновременно затормаживаются также прицеп или полуприцеп.
4. Основные неисправности тормозной системы
Слабодействующие тормоза исключают возможность своевременной остановки автомобиля в обычных условиях, а в усложненной обстановке являются причиной дорожно-транспортного происшествия. Плохое растормаживание колес вызывает перегрев тормозных барабанов, быстрый износ тормозных накладок и, как следствие, слабое действие тормозов.
Причиной слабого действия тормозов может быть негерметичность системы пневматического провода, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок и барабанов, недостаток воздуха в тормозной системе из-за плохой работы компрессора. Негерметичность системы пневматического приводов тормозов устраняют подтягиванием соединений или заменой поврежденных деталей.
Снижение давления воздуха при неработающем двигателе в системе с пневматическим приводом говорит о негерметичности соединений. Утечку воздуха определяют на слух или при помощи мыльного раствора, которым смачивают места возможной неплотности в соединении. Если давление воздуха в системе пневматического привода понижается только при работающем двигателе, то неисправен компрессор. Масло на тормозные колодки и в тормозные барабаны может попадать через неисправный сальник. Такой сальник следует заменить, колодки и барабаны промыть, а накладки тормозных колодок зачистить стальной щеткой или рашпилем. Изношенные накладки тормозных колодок следует заменить. Для замены накладок тормозные колодки необходимо снять и высверлить заклепки. Приклепывая новые накладки, заклепки ставят так, чтобы их головки были ниже поверхности накладки, а сама накладка по всей длине плотно прилегала к колодке. Накладки можно не только приклепывать, но и приклеивать к колодке специальным клеем. Неодновременность действия тормозов на колеса может быть результатом нарушения регулировки привода или тормозных механизмов, заедания тяг, валиков привода тормозов, а также засорения трубопроводов или шлангов. Заевшие валики или трос необходимо снять, очистить их, очистить втулку и все детали смазать. После этого узел собрать. Нарушенную регулировку нужно восстановить. В результате заедания тормозов колеса плохо растормаживаются. Заедание тормозов может быть из-за поломки стяжных пружин тормозных колодок, обрыва накладок тормозных колодок, примерзания накладок к тормозному барабану, заедания валиков, привода, неисправности тормозного крана, засорения компенсационного и воздушных отверстий в главном тормозном цилиндре. Примерзание колодок устраняют обогревом тормозных барабанов.
Неисправности тормозов Камаз
В статье рассмотрим возможные неисправности тормозной системы автомобиля и способы устранения неисправностей
— Причина неисправности
(Способ устранения)
Ресиверы пневмосистемы не заполняются сжатым воздухом или заполняются медленно. Регулятор давления не срабатывает:
— Повреждены шланги и трубопроводы
Заменить шланги и трубопроводы;
— Ослаблена затяжка мест соединений трубопроводов, шлангов, соединительной и переходной арматуры
Подтянуть места соединений. Заменить неисправные детали соединений и уплотнений;
— Ослаблена затяжка корпусных деталей аппаратов
Подтянуть крепление корпусных деталей;
— Неисправность аппаратуры. Нарушена герметичность ресивера
Заменить неисправный аппарат. Заменить ресивер;
Часто срабатывает регулятор давления при заполненных ресиверах пневмосистемы:
— Утечка сжатого воздуха в магистрали от компрессора до блока защитных клапанов
Устранить утечку
Ресиверы пневмосистемы не заполняются сжатым воздухом. Регулятор давления срабатывает:
— Неправильно отрегулирован регулятор давления
Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить;
— Засорены трубопроводы на участке от регулятора давления до блока защитных клапанов
Осмотреть трубопроводы, при необходимости снять и продуть, поврежденные заменить;
Не заполняются ресиверы контура III
— Неисправен двойной защитный клапан
Заменить неисправный клапан;
-Засорены питающие трубопроводы
Продуть трубопроводы;
— Деформирован корпус двойного защитного клапана вследствие чрезмерной затяжки болтов крепления клапана к лонжерону рамы
Обеспечить равномерную затяжку болтов крепления двойного защитного клапана к лонжерону рамы
Не заполняются ресиверы контуров I и II
Несправен тройной защитный клапан
Засорены питающие трубопроводы
Заменить клапан. Продуть трубопроводы
Не заполняются ресиверы прицепа (полуприцепа)
Неисправны аппараты управления тормозными механизмами прицепа, расположенными на тягаче или в пневмосистеме прицепа (полуприцепа)
Заменить неисправный аппарат
Давление в ресиверах контуров I и II выше или ниже при работающем регуляторе давления
Неисправен двухстрелочный манометр. Нарушена регулировка регулятора давления
Заменить двухстрелочный манометр. Отрегулировать регулятор давления, при необходимости заменить
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля при полностью нажатой педали:
— Неисправен тормозной кран
— Утечка сжатого воздуха в магистралях контуров I и II за тормозным краном
Заменить тормозной кран. Устранить утечку;
— Нарушена регулировка привода тормозного крана
Отрегулировать привод тормозного крана;
— Неправильно отрегулирован привод регулятора тормозных сил
Отрегулировать регулятор тормозных сил или заменить его;
— Неисправен клапан ограничения давления
Заменить клапан ограничения давления;
— Превышена допустимая величина хода штоков тормозных камер
Отрегулировать ход штоков тормозных камер
Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля запасным тормозом, недостаточная эффективность стояночного тормоза:
— Неисправен ускорительный клапан, кран управления стояночным тормозом
Заменить неисправный тормозной аппарат;
— Засорены трубопроводы или шланги контура III
Очистить трубопроводы и продуть их сжатым воздухом. При необходимости заменить;
— Неисправны пружинные энергоаккумуляторы
Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором;
— Превышена допустимая величина хода штоков тормозных камер
Отрегулировать ход штоков тормозных камер
— Неисправны тормозные механизмы задней тележки
Отремонтировать
При установке рукоятки крана стояночного тормоза в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается
— Утечка воздуха из трубопроводов контура III или атмосферного вывода ускорительного клапана
Устранить утечку способами, указанными в п. 1
При движении автомобиля происходит подтормаживание задней тележки без приведения в действие рабочего тормоза и крана управления стояночным тормозом
— Неисправен двухсекционный тормозной кран. Нарушена регулировка привода тормозного крана
Заменить кран. Отрегулирован привод тормозного крана
— Неисправен пружинный энергоаккумулятор с рабочей камерой
Заменить тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором
Причина неисправности | Способ устранения | |
1. Не заполняются или заполняются медленно ресиверы пневмосистемы. Не срабатывает регулятор давления | ||
Повреждение шлангов и трубок подвода воздуха | Заменить шланги и трубки | |
Недостаточная затяжка в местах соединений трубок, шлангов, соединительной и переходной арматуры | Подтянуть места соединений Заменить неисправные детали соединений и уплотнений | |
Наличие забоин, вмятин на торцовых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха. Значительная неперпендикулярность торцовых поверхностей относительно осей резьбовых отверстий | Зашлифовать мелкие забоины, вмятины, устранить неперпендикулярность | |
Негерметичность ресивера, аппарата | Заменить ресивер, аппарат | |
Пониженная производительность компрессора | Проверить компрессор, при необходимости заменить | |
2. Часто срабатывает регулятор давления при заполненной воздухом пневмосистеме | ||
Утечка сжатого воздуха в магистрали на участке от регулятора давления до защитного клапана | Устранить утечку способами, указанными п. 1 | |
3. Ресиверы пневмосистемы не заполняются воздухом. Регулятор давления срабатывает | ||
Неправильная регулировка регулятора давления | Отрегулировать регулятор давления регулировочным винтом. При необходимости заменить регулятор | |
Засорение трубок на участке от регулятора давления до защитного клапана | Осмотреть трубки, если требуется, снять и продуть. Если трубка неправильно изогнута (имеется излом), заменить ее | |
4. Не заполняются воздухом ресиверы контуров I, II или III | ||
Неисправность защитного клапана | Заменить неисправный аппарат | |
Засорение питающих трубок | Продуть трубки. При наличии в трубках посторонних предметов удалить их | |
5. Не заполняются воздухом ресиверы прицепа | ||
Неисправность аппаратов управления тормозными системами прицепа, расположенных на тягаче; тормозных аппаратов прицепа | Заменить неисправный аппарат | |
Засорение питающих трубок | Продуть трубки При наличии в трубках посторонних предметов удалить их | |
6. Давление в ресиверах контуров I и II выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления | ||
Неисправность двухстрелочного манометра | Заменить манометр | |
Неправильная регулировка регулятора давления | Отрегулировать регулятор регулировочным винтом. Если требуется, регулятор заменить | |
7. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля рабочей тормозной системой при полностью нажатой педали | ||
Неисправность тормозного крана | Заменить тормозной кран | |
Загрязнение полости под чехлами рычага двухсекционного тормозного крана. Разрыв или демонтаж чехлов с посадочного места | Очистить от грязи полости. Заменить чехлы в случае их непригодности | |
Неисправность ускорительного клапана | Заменить ускорительный клапан | |
Значительная утечка сжатого воздуха в магистралях контуров I и II на участке после тормозного крана | Устранить утечку способами указанными в п. 1 | |
Нарушение регулировки тормозного крана | Отрегулировать тормозной кран | |
Превышение допустимого хода штоков тормозных камер | Отрегулировать ход штоков | |
Попадание влаги на тормозные накладки | Тормозные механизмы просушить несколькими торможениями | |
Заедание валов разжимных кулаков | Очистить, смазать втулки валов разжимных кулаков | |
Износ тормозных накладок | Заменить | |
8. Неэффективное торможение или отсутствие торможения автомобиля стояночной тормозной системой | ||
Неисправность ускорительного клапана; крана управления стояночной тормозной системой | Заменить неисправные аппараты | |
Засорение трубок или шлангов контура III | Очистить трубки и продуть их сжатым воздухом При необходимости заменить на исправные | |
Неисправность пружинных энергоаккумуляторов | Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором | |
Превышение допустимого хода штоков тормозных камер | Отрегулировать ход штоков | |
9. При установке рукоятки крана управления стояночной тормозной системой в горизонтальное положение автомобиль не растормаживается | ||
Утечка воздуха из трубок контура III, из атмосферного вывода ускорительного клапана | Устранить утечку способами, указанными в п. 1 | |
Выход из строя пружинного энергоаккумулятора | Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором | |
Заедание валов разжимных кулаков | Смазать втулки валов | |
10. При движении автомобиля тормозится задняя тележка без приведения в действие тормозной педали и крана управления стояночной тормозной системой | ||
Неисправность двухсекционного тормозного крана | Заменить кран | |
Неправильная регулировка тормозного крана | Отрегулировать кран | |
Нарушение уплотнения между полостью энергоаккумулятора и рабочей камерой пружинного | Заменить неисправную тормозную камеру с пружинным энергоаккумулятором | |
11. Неэффективное торможение прицепа или отсутствие торможения при нажатой тормозной педали или включенном кране управления стояночной тормозной системой | ||
Утечка сжатого воздуха | Устранить утечку способами, указанными в п. 1 | |
Неисправность следующих аппаратов привода: одинарного защитного клапана, клапана управления тормозными системами прицепа с однопроводным приводом, клапана управления тормозными системами прицепа с двухпроводным приводом, соединительных головок, магистральных фильтров, комбинированного воздухораспределителя тормозных систем прицепа | Заменить неисправные аппараты | |
Превышение допустимого хода штоков тормозных камер прицепа | Отрегулировать ход штоков | |
Разрыв мембраны тормозной камеры | Заменить мембрану | |
12. Тормозные механизмы не растормаживаются при вытянутой кнопке крана растормаживания прицепа | ||
Неисправность крана растормаживания прицепа | заменить кран | |
13. При нажатии на тормозную педаль при приведении в действие крана управления стояночной тормозной системой фонари сигнала торможения не загораются | ||
Неисправность выключателей сигнализатора включения сигнала торможения или аппаратов пневмопривода | Заменить неисправные выключатели или аппараты | |
14. Наличие значительного количества масла в пневмосистеме | ||
Износ поршневых колец компрессора | Заменить компрессор | |
15. При торможении автомобиль уводит в сторону | ||
Нарушена регулировка тормозных механизмов | Отрегулировать выход штоков | |
Замасливание накладок тормозных колодок отдельных тормозных механизмов | Промыть накладки или заменить | |
Неисправности тормозной системы автомобиля КАМАЗ и способы их устранения. Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ
Существует четыре основные неисправности, приводящие к нарушению работу тормозных систем:
— неисправность защитных клапанов,
— засорение или не герметичность ресиверов, трубопроводов и шлангов
— не должным образам производиться работа поршневых колец и датчиков,
— происходит утечка сжатого воздуха.
С целью предотвратить возможные неисправности в тормозной системе КАМАЗ, необходимо своевременно проводить проверку действия ее систем. Делать это можно 1 раз в два года.
Итак, внизу представлен перечень возможных неисправностей тормозной системы КАМАЗ и способы ее устранения.
1. Много масла в пневмосистеме.
Износ поршневых колец.
Способ устранения: произвести замену компрессора.
2. Ресиверы контура 1, 2 и 3 не наполняются воздухом.
Причина: питающие трубки засорены.
Способ устранения: просто продуть трубки, и если там обнаружены посторонние предметы, извлечь их.
Причина: защитный клапан поломан.
Способ устранения: поменять клапан.
3. Пневмосистемные ресиверы наполняются очень медленно или вовсе не наполняются.
Причина: Недостаточно затянуты трубки, шланги или переходная и соединительная аппаратура
Способ устранения: Натянуть места, где соединяются детали, в случае необходимости заменить неисправленные детали.
Причина: не герметичная закрепленность ресивера, аппарата.
Способ устранения: поменять ресивер, аппарат.
Причина: шланги и трубки по подводу воздуха повреждены.
Способ устранения: заменить агрегаты шлангов и трубок.
Причина: производительность компрессора на низком уровне
Способ устранения: проверить компрессор, если надо заменить его.
Причина: присутствие вмятин на поверхности бобышек отвода или подвода воздуха. В значительной степени заметно, что поверхности не перпендикулярны относительно осей отверстий в резьбах.
Способ устранения: отшлифовать мелкие забоины и вмятины. Устранить проблему неперпендикулярности.
4. В ресиверах контуров 1 и 2 наблюдается повышенное или пониженное давление во время работающего регулятора давления.
Причина: регулятор давления отрегулирован некорректно.
Способ устранения: произвести регулировку при помощи регулировочного винта, при необходимости заменить регулятор.
Причина: поломка 2-стрелочного манометра
Способ устранения: заменить манометр.
5. Автомобиль плохо тормозит или отсутствует торможение при нажатии тормозной педали.
Причина: утечка сжатого воздуха.
Устранить утечку воздуха.
6. Плохое торможение автомобиля или отсутствие торможения.
Причиной является засоренность шлангов контура 3 или трубки.
Способ устранения: почистить трубки с последующим продувом их сжатым воздухом. Если надо – заменить.
Причина: пружинные энергетические аккумуляторы не работают.
Способ устранения: заменить пружинный энергоаккумулятор и тормозную камеру.
Причина: ускорительный клапан неисправен.
Способ устранения: заменить неисправные детали.
Причина: повышение нормы хода штоков тормозной камеры.
Способ устранения: отрегулировать ход штоков
7. Увод в сторону автомобиля при торможении.
Причина: накладки тормозных колодок механизмов тормоза замаслены.
Способ устранения: заменить или промыть накладки тормозных колодок.
Причина: плохо отрегулирован тормозной механизм.
Способ устранения: Произвести регулировку выхода штоков.
Автор : Виктория
Неисправности тормозной системы Камаз | ООО «Эверест»
Особенности конструкции тормозной системы автомобилей КамАЗ обусловили появление неисправностей, которые не характерны для автомобилей других марок с одноконтурным приводом тормозов.
В тормозной системе автомобиля КамАЗ могут возникнуть следующие неисправности:
1. Воздушные баллоны пневмомагистрали не заполняются или заполняются медленно, при этом регулятор давления часто срабатывает. Причиной неисправности является утечка сжатого воздуха из-за повреждения корпусов деталей, наличия вмятин и забоин на торцевых поверхностях бобышек подвода (отвода) сжатого воздуха.
2. Не заполняются воздушные баллоны III и IV контуров. Причиной неисправности являются засорение питающих трубопроводов, деформация корпуса двойного защитного клапана и неисправность двойного защитного клапана.
3. Не заполняются воздушные баллоны I и II контуров. Причинами неисправности могут быть установка без зазора тройного защитного клапана при монтаже, засорение тройного защитного клапана, засорение питающих трубопроводов.
4. Не заполняются воздушные баллоны прицепа (полуприцепа) из-за неисправности агрегатов управления тормозами прицепа, расположенные на тягаче или на самом прицепе (полуприцепе).
5. Давление в воздушных баллонах I и II контуров выше или ниже нормы при работающем регуляторе давления. Причиной неисправности может быть неправильно отрегулированный регулятор давления или неисправный двухстрелочный манометр.
6. Отсутствие торможения автомобиля рабочим тормозом. Причинами этого могут быть неотрегулированный привод тормозного крана, неисправный тормозной кран, неправильная установка привода регулятора тормозных сил, неисправный клапан ограничения давления, увеличенный ход штоков тормозных камер, превышающий установленную величину (40 мм).
7. Не работают стояночный и запасной тормоза. Причинами могут быть неисправный ускорительный клапан, тормозной кран обратного действия с ручным управлением, кран аварийного растормаживания, неисправные пружинные энергоаккумуляторы, увеличенный ход штока тормозных камер, превышающий установленную величину 40 мм.
8. Автомобиль не растормаживается при установке рукоятки крана обратного действия с ручным управлением в положение «движение». Причиной может быть утечка воздуха из трубопроводов III контура или из атмосферного вывода ускорительного клапана, а также поломка упорного подшипника пружинного энергоаккумулятора.
9. При движении автомобиля происходит торможение задней тележки. Причинами могут быть неисправность двухсекционного тормозного крана, неправильность регулирования привода тормозного крана, нарушение уплотнения в энергоаккумуляторе.
10. Отсутствие торможения или неэффективное торможение прицепа при нажатой тормозной педали или включении крана обратного действия с ручным управлением из-за неисправности одинарного защитного клапана, клапана управления тормозами прицепа, разобщительных кранов, соединительных головок.
11. Отсутствует торможение автопоезда при включении вспомогательного тормоза. Это может возникнуть по причине неисправностей следующих приборов: пневматического крана включения вспомогательного тормоза, механизмов заслонок, датчика включения вспомогательного тормоза, электромагнитного клапана.
12. Не загорается лампочка стоп-сигнала по причине перегорания лампочки, неисправности датчика включения стоп-сигнала или агрегата пневмопривода.
13. Попадание масла в пневмосистему. Причиной является износ поршневых колец и цилиндров компрессора.
14. Медленное заполнение воздухом всех баллонов тормозной системы по причине износа поршневых колец и цилиндров компрессора и дефектов деталей пневматического привода.
1. Назначение и характеристика тормозной системы автомобиля КамАз-4310
Введение
Для снижения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили оборудуют тормозной системой. Различают следующие виды тормозных систем: стояночную, которая служит для удержания машины на склоне, и рабочую, необходимую для снижения скорости движения машины и ее полного останова с необходимой эффективностью.
Тормозная система состоит из тормозного механизма и его привода. Тормозной механизм служит для создания искусственного сопротивления движению автомобиля. Наибольшее распространение получили фрикционные тормоза, принцип действия которых основан на использовании сил трения между неподвижными и вращающимися деталями. Фрикционные тормоза могут быть барабанными и дисковыми. В барабанном тормозе силы трения создаются на внутренней цилиндрической поверхности вращения, а в дисковом — на боковых поверхностях вращающегося диска.
По месту установки различают тормоза колесные и центральные (трансмиссионные). Первые действуют на ступицу колеса, а которые — на один из валов трансмиссии. Колесные тормоза используют в рабочей тормозной системе, центральные — в стояночной.
Большегрузные автомобили КамАЗ, предназначенные для перевозки различных грузов в основном на большие расстояния, отличаются высокой экономичностью и эксплуатационной надежностью, комфортабельностью рабочего места водителя.
Эти преимущества, выдвигающие грузовики КамАЗ в первые ряды со-временных автомобилей в своем классе, определяются целым рядом конструктивных достоинств и высоким уровнем технологии изготовления и контроля на всех этапах производства.
Массовое производство автомобилей семейства КамАЗ и их поступление в народное хозяйство началось в 1976 г. В ходе их производства отлаживались технологические процессы, совершенствовалась конструкция автомобилей, повышалось их качество и надежность, накапливался и пристально изучался опыт эксплуатации и ремонта автомобилей.
Камское объединение выпускает грузовые автомобили различного назначения, типа и грузоподъемности. На основе базовых автомобилей создаются и почти ежегодно поступают в эксплуатацию новые модели и модификации.
Семейство грузовых автомобилей КамАЗ включает в себя машины с колесными формулами 6X4, 4X2 и 6X6 и с различными мощностными, размерными и весовыми параметрами. Каждый тип автомобилей имеет свою окраску: бортовые автомобили-тягачи — голубую, седельные тягачи — красную, самосвалы — оранжевую, хотя по специальному заказу может быть и другой цвет.
На примере автомобиля КамАЗ-4310 рассмотрим более подробно тормозную систему (характеристику, назначение, принцип работы и техническое обслуживание).
Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозами: рабочим, запасным, стояночным и вспомогательным. Хотя эти тормоза имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации. Кроме того, автомобиль оснащен приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позволяющими следить за работой пневмопривода.
Рабочая тормозная система предназначена для служебного и экстренного торможения автомобиля или полной его остановки. Привод рабочего тормоза — пневматический, двухконтурный, он приводит в действие раздельно тормоза передней оси и задней тележки автомобиля. Управляется привод ножной педалью, механически связанной с тормозным краном. Исполнительными органами привода рабочего тормоза являются тормозные камеры на колесах.
Запасная тормозная система предназначена для плавного снижения скорости или остановки движущегося автомобиля в случае полного или частичного выхода из строя рабочего тормоза.
Стояночная тормозная система на автомобилях КамАЗ выполнена как единое целое с запасным. Для его включения рукоятку ручного крана следует установить в крайнее (верхнее) фиксированное положение. Таким образом, на автомобилях КамАЗ тормозные механизмы задней тележки являются общими для рабочего, запасного и стояночного тормозов.
Вспомогательная тормозная система автомобиля служит для уменьшения нагруженности и температуры тормозных механизмов рабочего тормоза. Вспомогательным тормозом на автомобилях КамАЗ является моторный тормоз-замедлитель, при включении которого перекрываются выпускные трубопроводы двигателя и отключается подача топлива.
Система аварийного растормаживания предназначена для растормаживания пружинных энергоаккумуляторов при их автоматическом срабатывании и остановке автомобиля вследствие утечки сжатого воздуха в приводе. Привод системы аварийного оттормаживания сдублирован: кроме пневматического привода,, имеются винты механического оттормаживания в каждом из четырех пружинных энергоаккумуляторов, что позволяет растормозить последние и механическим путем.
Система аварийной сигнализации и контроля состоит из двух частей:
1. Световой и акустической сигнализации о работе тормозов и их приводов.
2. Клапанов контрольных выводов, с помощью которых диагностируется техническое состояние пневматического тормозного привода, а также (при необходимости) отбор сжатого воздуха.
Таблица 2. Техническая характеристика тормозной системы автомобиля КамАЗ-4310.
Тормозные механизмы | Барабанного типа с двумя внутренними колодками и разжимным устройством с S-образным кулаком |
Диаметр барабана, мм | 400 |
Ширина накладок, мм | 140 |
Суммарная площадь накладок, мм² | 6300 |
Длина регулировочного рычага, мм передней оси среднего и заднего мостов: | 125 125 |
Ход штоков тормозных камер, мм передней оси среднего и заднего мостов | 20-30 20-30 |
Тормозные камеры | Передняя типа 24, средняя и задняя типа 20/20, диафрагменные |
Компрессор | Поршневого типа, двухцилиндровый |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 60×38 |
Подача при противодавлении 7 кгс/см² и частоте вращения 2000 об/мин, л/мин | 220 |
Привод | Шестеренный, от распределительных шестерен |
Передаточное отношение | 0,94 |
Воздушные баллоны: всего общая вместимость | 6 120 |
Вместимость предохранителя от замерзания, мл | 200 и 1000 |
Противодавление в выпускной системе при закрытых заслонках вспомогательного тормоза, кгс/см² | 1,7-1,9 |
Стояночный тормоз | Функцию стояночного тормоза выполняют тормозные механизмы колес задней тележки |
Привод стояночного тормоза | Механический, от пружинных энергоаккумуляторов |
Вспомогательный тормоз | Газодинамический, компрессионного типа |
Привод вспомогательного двигателя | Пневматический, от пневматических цилиндров |
Запасной тормоз | Функцию запасного тормоза выполняют тормозные механизмы колес задней тележки |
Управление запасным тормозом | Краном управления стояночного тормоза |
Автоматический регулятор тормозных сил | Рычажный, диафрагменного типа, со следящим устройством поршневого типа |