Топливная система камаз: Система питания топливом / Камаз-6560. Руководство по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту / Техсправочник / Кама-Автодеталь – Система питания топливом двигателя КамАЗ 740

Содержание

Система питания КамАЗ | ООО «Эверест»

Система питания разделенного типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления, топливоподкачивающих насосов, форсунок, фильтров гру­бой и тонкой очистки, топливопроводов низкого и высо­кого давления, топливных баков.

Топливо из бака 1 засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтры грубой 4 и тонкой 18 очи­стки по топливопроводам низкого давления 2, 7, 11 и 19 подается к топливному насосу высокого давления 12, который в соответствии с порядком работы двигателя по­дает топливо по топливопроводам 8 высокого давления к форсункам 6. Они впрыскивают топливо в камеры сго­рания.

Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки ив дренажным топливопроводам 17 и 20 в топливный бак. Топливо, просочившееся в по­лость пружины форсунки через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через дренажные топливопроводы 5, 15 и 21.

Топливные баки установлены на кронштейнах и за­креплены хомутами. Поддерживающие кронштейны при­тянуты к лонжеронам рамы болтами.

Топливный бак состоит из корпуса, наливной горло­вины и выдвижной трубы с сетчатым фильтром. Налив­ную горловину закрывают герметичной крышкой с про­кладкой. В топливном баке имеются перегородки, пре­пятствующие взбалтыванию топлива и образованию пены, а также увеличивающие жесткость баков. В ниж­ней части корпуса предусмотрен кран для слива от­стоя.

Расход топлива в баке контролируют по прибору, находящемуся на щитке приборов и связанному с рео­статным датчиком уровня топлива, установленным в топ­ливном баке.

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива КамАЗ

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения колен­чатого вала. Муфта значительно улучшает пусковые ка­чества двигателя, а также его экономичность на различ­ных скоростных режимах. Она состоит из двух полумуфт: ведомой 5 и ведущей 1.

Первая шпонкой и гайкой с шайбой закреплена на ко­нической поверхности переднего конца кулачкового вала топливного насоса. Вторая установлена на ступице ведо­мой полумуфты и может поворачиваться на ней. Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 8. Ведущая полумуфта приводится в действие распределительной промежуточной шестерней через вал с гибкими соедини­тельными муфтами. Вращение ведомой полумуфты осу­ществляется двумя грузами 11. Грузы качаются на осях 2, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты. Проставка 10 ведущей полумуфты упирается одним концом в палец груза, другим в профильный выступ. Усилие пружин 14 стремится удержать грузы на упоре во втулке 5 ведущей полумуфты.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием центробежных сил расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта поворачивается от­носительно ведущей в направлении вращения кулачкового вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыска топлива. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием пружин сходятся. Ведомая полу­муфта поворачивается вместе с валом насоса в сторону, противоположную вращению вала, что вызывает умень­шение угла опережения подачи топлива.

Воздушный фильтр КамАЗ

Воздушный фильтр, предназначенный для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли, сухого типа, двухступенчатый с инерционной решеткой, автоматическим отсосом пыли и сменным картонным филь­трующим элементом. Он состоит из корпуса 1, изготов­ленного из листовой стали, фильтрующего элемента, крышки 8. Герметичность корпуса (соединения крышки с корпусом) обеспечивает уплотнительное кольцо 5.

Крышка 8 крепится к корпусу с помощью четырех за­щелок 6.

Фильтрующий элемент состоит из наружного и внут­реннего кожухов, изготовленных из перфорированной стали и гофрированного фильтрующего картона 2. Осно­вание 9 фильтрующего элемента, соединяющее кожухи и фильтрующий картон, изготовлено из стали и залито пластизолем. Фильтрующий элемент плотно прижат к ос­нованию 14.

Воздух через колпак трубы воздухозаборника и вход­ной патрубок 4 попадает для предварительной очистки в первую ступень с инерционной решеткой. В результате резкого изменения направления потока воздуха в инер­ционной решетке крупные частицы пыли отделяются и под действием разрежения в патрубке 13, соединенного с эжектором отсоса пыли, выбрасываются с отработавшими газами в атмосферу. Очищенный предварительно в пер­вой ступени воздух поступает во вторую ступень со смен­ным картонным фильтрующим элементом для более тонкой очистки, где, проникая через поры картона, оставляет на его поверхности мелкие частицы пыли. Очищенный воздух через патрубок 15 и соединительные трубы посту­пает в коллекторы, распределяющие воздух по цилиндрам.

На левом впускном коллекторе установлен индика­тор, регистрирующий загрязненность воздушного фильтра. По мере засорения воздушного фильтра возрастает ве­личина разрежения во впускных коллекторах двигателя, вследствие чего индикатор срабатывает, сигнализируя о необходимости промывки или замены картонного филь­трующего элемента.

Привод управления по­дачей топлива КамАЗ

Привод управления по­дачей топлива механиче­ский, состоит из педали, тяг, рычагов поперечных валиков, а также ручного привода постоянной пода­чи топлива и останова двигателя.

Педаль подачи топлива связана с расположенным на крышке регулятора частоты вращения рычагом управления регулятором топливного насоса высоко­го давления.

Кнопки ручного при­вода установлены на уплотнителе рычага короб­ки передач. Левая (для включения постоянной по­дачи топлива) связана гибким тросом (в защитной оболочке) с рычагом управ­ления регулятором; пра­вая (для останова двигателя) — с рычагом останова двигателя, расположен­ным на крышке регулято­ра частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя.

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала КамАЗ

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала всережимный прямого дей­ствия, изменяет количество подаваемого в цилиндр топ­лива в зависимости от на­грузки и тем самым поддерживает заданную частоту вращения.

Регулятор помещен в развале топливного насоса вы­сокого давления. На кулачковом валу насоса установ­лена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на ко­торую передается через резиновые сухари 22.

Ведомая шестерня выполнена как одно целое с дер­жавкой 9 грузов, установленной на двух шарикоподшип­никах. При вращении державки грузы 13, которые ка­чаются на осях 10, под действием центробежных сил рас­ходятся и через упорный подшипник 11 перемещают муфту 12.

Муфта упирается через упорную пяту в палец 14 рычага 32 регулятора и перемещает его. Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим соединен через штифт с рейкой топливного насоса. На оси 33 закреплен один конец и рычага 31, второй конец которого переме­щается до упора в регулировочный болт подачи топ­лива 24. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через кор­ректор 15. Рычаг управления подачей топлива жестко связан с рычагом 20. К рычагам 20 и 31 присоединена пружина 26, а к рычагам 30 и 25 — стартовая пру­жина 28.

При работе регулятора на определенном режиме цен­тробежные силы грузов уравновешены усилием пружины. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы регулятора, преодолевая сопротивление пру­жины 26, перемещают рычаг 32 регулятора с рейкой топ­ливного насоса — подача топлива уменьшается. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала центро­бежная сила грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса под действием усилия пружины перемещается в обратном направлении — подача топ­лива и частота вращения коленчатого вала увеличи­ваются.

Подача топлива выключается поворотом рычага 4 останова до упора в болт 6. Тогда рычаг 4, прео­долевая усилие пружины 16 (см. рис. 35), повернет за штифт 29 рычаги 32 и 31; рейка переместится до положе­ния полного выключения подачи топлива, а рычаг 4 упрется в ограничительный болт 6. При отпуска­нии рычаг останова под действием пружины 16 возвра­тится в положение «работа», а стартовая пружина 28 через рычаг 30 вернет рейку топливного насоса в необхо­димое для пуска положение максимальной подачи топ­лива.

Ручной топливоподкачивающий насос КамАЗ

Ручной топливоподкачивающий насос предназначен для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха. Насос поршневого типа крепится к фланцу топливного насоса низкого давления через уплотняющую медную шайбу.

Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелкой и уплотнения.

Прокачивание системы осуществляется движением руко­ятки со штоком и поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом пространстве создается разрежение. Впускной клапан 1, сжимая пру­жину 2, открывается, и топливо поступает в полость А топливного насоса низкого давления. При движении рукоятки вниз нагнетательный клапан 6 открывается, и топливо под давлением поступает в на­гнетательную магистраль. Далее процесс повторяется.

После прокачки рукоятка должна быть плотно навернута на верхний резьбовой хвостовик ци­линдра. При этом поршень при­жимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость топ­ливного насоса низкого давления.

Система питания двигателя воздухом КамАЗ

Система питания двигателя воздухом предназначена для забора воздуха из атмосферы, очистки от пыли и распределения его по цилиндрам. Она состоит из воздушного фильтра 8, воздухозаборника 6, трубы 3 воздухозаборника, колпака 1, патрубков и труб, соеди­няющих воздухозаборник с воздушным фильтром, впуск­ными коллекторами, патрубков и труб системы автомати­ческого отсоса пыли из воздушного фильтра.

Воздухозаборник 6 — гофрированный резиновый пат­рубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служа­щий опорой для распорной пружины. Последняя обес­печивает герметичность соединения воздухозаборника с трубой 3 воздухозаборника.

Топливный бак КамАЗ

Топливные баки установлены на кронштейнах и за­креплены хомутами. Поддерживающие кронштейны при­тянуты к лонжеронам рамы болтами.

Топливный бак состоит из корпуса, наливной горло­вины и выдвижной трубы с сетчатым фильтром. Налив­ную горловину закрывают герметичной крышкой с про­кладкой. В топливном баке имеются перегородки, пре­пятствующие взбалтыванию топлива и образованию пены, а также увеличивающие жесткость баков. В ниж­ней части корпуса предусмотрен кран для слива от­стоя.

Расход топлива в баке контролируют по прибору, находящемуся на щитке приборов и связанному с рео­статным датчиком уровня топлива, установленным в топ­ливном баке.

Топливный насос высокого давления КамАЗ

Топливный насос высокого давления плунжерного типа предназначен для подачи под высоким давлением (в зависимости от ре­жима двигателя) в форсунки в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива.

В корпусе 1 насоса имеются восемь секций, каждая из которых состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера, плунжера 11, поворотной втулки 8, нагнетательного клапана 19, при­жатого через уплотнительную прокладку 18 к втулке плунжера штуцером 20.

Плунжер совершает возвратно-поступатель­ное движение под действием кулачка вала 44 и пружины 9. Проворачиванию толкателя в корпусе препятствует сухарь 6.

Кулачковый вал вращается в роликоподшип­никах 42, установленных в прикрепленных к корпусу насоса крышках. Осевое перемещение кулачкового вала устраняют подбором регу­лировочных прокладок 48.

Для увеличения подачи топлива поворачи­вают плунжер поворотной втулкой, которая через ось поводка соединена с рейкой 15 на­соса. Рейка перемещается в направляющих втулках 57 по каналу, который закрыт проб кой 54. С противоположной стороны насоса находится регулировочный винт подачи топлива насосом. Этот винт обычно закрыт пробкой и опломбирован.

Топливо к насосу подво­дится через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого дав­ления. Далее по каналам в корпусе оно поступает к на­гнетательным секциям.

Смазка насоса циркуля­ционная, под давлением от общей системы смазки дви­гателя.

Топливный насос низкого давления КамАЗ

Топливный насос низкого давления поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к впускной полости насоса вы­сокого давления.

Насос установлен на задней крышке регулятора ча­стоты вращения. Он приводится во вращение от эксцен­трика кулачкового вала топливного насоса высокого давления.

В корпусе насоса низкого давления установлены пор­шень, пружина поршня, втулка 25 штока, шток толкателя, пружина 28 толкателя, толкатель 29 поршня, ролик 32 толкателя.

Во фланце корпуса установлены впускной клапан и пружина клапана.

Эксцентрик кулачкового вала топливного насоса вы­сокого давления через толкатель и шток сообщает поршню насоса возвратно-поступательное движение. Схема работы насоса показана.

При опускании толкателя поршень 4 под дей­ствием пружины 10 дви­жется вниз. Во всасываю­щей полости А создается разрежение, и впускной клапан 1, сжимая пружи­ну 2, пропускает в эту по­лость топливо. Одновре­менно топливо, находя­щееся в нагнетательной полости Б, вытесняется в нагнетательную маги­страль.

Нагнетательный кла­пан 6 каналами соединен с полостями всасывания и нагнетания. В свободном состоянии нагнетательный клапан закрывает канал полости всасывания. При движении поршня 4 вверх топливо, заполнившее полость всасывания, через нагнетательный клапан 6 поступает в полость Б под поршнем. Впускной клапан 1 при этом закрывается. Когда давление в нагнетательной маги­страли повысится, поршень прекратит совершать вслед за толкателем полный ход, а останется в положении, кото­рое определяется равновесием сил от давления топлива, с одной стороны, и усилия пружины — с другой.

Фильтр грубой очистки КамАЗ

Фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топ­ливный насос низкого давления. Фильтр установлен на всасывающей магистрали системы питания и прикреплен к лонжерону двумя болтами.

Фильтр состоит из корпуса 10, стакана 2, фильтрую­щей сетки 4, успокоителя 3, отражателя 5, распредели­теля 6. Корпус соединен со стаканом болтами и гайками и уплотнен резиновым кольцом 9. Снизу в бобышку ста­кана ввернута сливная пробка. Топливо, поступающее из топливного бака через подводящий штуцер, подается к распределителю 6 и стекает в стакан. Крупные посто­ронние частицы и вода собираются в нижней части ста­кана. Из верхней части через сетчатый фильтр 4 топливо идет к отводящему штуцеру, а из него по топливопрово­дам к топливоподкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки КамАЗ

Фильтр тонкой очистки предназначен для окончательной очистки топлива перед поступлением его в топливный насос высокого давления. В силу того, что он установлен в самой верхней точке (выше всех других приборов), в нем скапливается проникший в систему питания воздух, который вместе с частью подаваемого насосом воздуха сбрасывается через клапан-жиклер 12 в бак. Клапан-жиклер открывается, когда давление в по­лости А 0,25—0,45 кгс/см2, а начало перепуска топлива из полости А в полость Б — при давлении в полости А 2,2 ± 0,2 кгс/см2.

Фильтр тонкой очистки состоит из двух секций и имеет два колпака 8 с приваренными к ним стержнями 11, корпус 1 и фильтрующие элементы 7. Снизу в стержни ввернуты сливные пробки 10.

Между колпаками и корпусом, фильтрую­щим элементом и корпусом проложены уплот­няющие прокладки 5 и 6. Колпаки соединены с корпусом болтами 2 и уплотнены шайбами 3.

Форсунка КамАЗ

Форсунка закрытого типа с распылителем и гидрав­лически управляемой иглой. Все детали форсунки размещены в кор­пусе 6. К нижнему торцу корпуса гайкой 2 присоединены проставка 3 и корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла 14. Кор­пус и игла распылителя состав­ляют прецизионную пару. Распы­литель имеет четыре сопловых от­верстия. Проставка 3 и корпус 1 зафиксированы относительно кор­пуса 6 штифтами 4. Пружина 13 одним концом упирается в штан­гу 5, передающую усилие от пру­жины к игле распылителя, а дру­гим — в набор регулировочных шайб 11.

Топливо к форсунке подводит­ся через штуцер 8, в котором размещен сетчатый фильтр 9.

Далее по каналам в корпу­се 6, проставке и корпусе распылителя топливо поступает в полость иглы и, отжимая последнюю, — в цилиндр.

Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится из форсунки через ка­налы в корпусе. Форсунки установлены в головке цилин­дров и закреплены скобой. Торец гайки распылителя уп­лотнен от прорыва газов медной гофрированной и сталь­ной шайбами. Уплотнительное кольцо 7 предохраняет полость между форсункой и головкой цилиндра от попа­дания пыли и воды.

Система питания двигателя КамАЗ топливом

Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное
распределение его по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.

На двигателях применена система питания топливом разделенного типа,
состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок, фильтров
грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого давления,
топливопроводов высокого и низкого давления, топливных баков,
электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного
пускового устройства.

Рис. 1. Схема системы питания:
1 — топливный насос высокого давления с топливоподкачивающим насосом и
муфтой опережения впрыска топлива; 2 — форсунки; 3 — фильтр грубой
очистки топлива; 4 — топливный бак; 5 — датчик указателя уровня
топлива; 6 — фильтр тонкой очистки топлива; 7 — приемная труба с
фильтром; 8 — свеча электрофакельного устройства; 9 — электромагнитный
топливный клапан.

Принципиальная схема системы питания показана на рис. 1. Топливо из
бака 4 через фильтр 3 грубой очистки засасывается топливоподкачивающим
насосом и через фильтр 6 тонкой очистки по топливопроводам низкого
давления подеется к топливному насосу 1 высокого давления, который в
соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по
трубопроводам высокого давления к форсункам 2. Форсунки впрыскивают
топливо в мелкораспыленном состоянии в камеры сгорания. Избыточное
топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух через перепускной
клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра
тонкой очистки по дренажным трубопроводам отводятся в топливный бак.
Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой,
сливается в бак через сливные трубопроводы.

Фильтр грубой очистки (отстойник) предварительно очищает
топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого давления. Он
установлен на всасывающей магистрали системы питания с левой стороны
автомобили на раме.

Фильтр тонкой очистки, окончательно очищающий топливо перед
поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в самой
высокой точке системы питания. С помощью фильтра воздух, проникший в
систему питания вместе с частью топлива через клапан-жиклер удаляется в
бак.

Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого давления, т. е, 390-1960 кПа (4-20 кгс/см2), и высокого — более 19 600 кПа (200 кгс/см2).
Топливопроводы высокого давления изготовлены из стальных трубок, концы
которых выполнены конусными и прижаты накидными гайками через шайбы к
конусным гнездам штуцеров топливного насоса и форсунок. Во избежание
поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобами.

Топливный насос высокого давления (ТНВД), предназначенный для
подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго
дозированных порций топлива под высоким давлением, восьмиплунжерный с
V-образным расположением секций. Смазывание насоса циркуляционное,
пульсирующее под давлением от общей смазочной системы двигателя.

В развале корпуса топливного насоса высокого давления установлен
всережимный регулятор частоты вращения, который изменяет количество
топлива, подаваемого в цилиндр, в зависимости от нагрузки, поддерживая
заданную частоту вращения коленчатого вала.

На задней крышке регулятора размещен топливный насос низкого
давления поршневого типа, обеспечивающий подачу топлива к топливному
насосу высокого давления во время работы двигателя. Насос низкого
давления приводится в действие кулачковым валом топливного насоса
высокого давления. На конической поверхности переднего конца
кулачкового вала топливного насоса закреплена автоматическая муфта
опережения впрыска топлива, которая предназначена для изменения момента
начала подачи топлива в цилиндры двигателя в зависимости от частоты
вращения коленчатого вала.

Ручной топливоподкачивающий насос, который установлен на топливном
насосе низкого давления и предназначен для заполнения системы топливом
и удаления из нее воздуха перед пуском двигателя.

Фильтр грубой очистки топлива: 1 — пробка сливная; 2 — стакан; 3 — успокоитель; 4 — сетка фильтру­ющая; 5 — отражатель; 6 — распределитель; 7 — болт: 8 -фланец; 9 — кольцо уплотнительное; 10 — корпус

Фильтр тонкой очистки топлива: 1 — корпус; 2 -болт; 3 — шайба уплотнительная; 4 — пробка; 5, 6 -прокладки уплотнительные; 7 — элемент фильтрующий; 8 — колпак; 9 — пружина фильтрующего элемента; 10 — пробка сливная; 11 — стержень

Топливный насос высокого давления: 1 — кор­пус; 2, 32 — ролики толкателей; 3, 31 — оси роликов; 4 -втулка ролика; 5 — пята толкателя; 6 — сухарь; 7 — тарелка пружины толкателя; 8 — пружина толкателя: 9,34,43,45, 51 — шайбы; 10 — втулка поворотная; 11 — плунжер; 12, 13, 46, 55 — кольца уплотнительные; 14 — штифт устано­вочный; 15 — рейка; 16 — втулка плунжера; 17 — корпус секции; 18 — прокладка нагнетательного клапана; 19 -клапан нагнетательный; 20 — штуцер; 21 — фланец корпуса секции; 22 — насос ручной топливоподкачива-ющий; 23 — пробка пружины; 24, 48 — прокладки; 25 -корпус насоса низкого давления; 26 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 27 — втулка штока; 28 — пружина толкателя; 29 — толкатель; 30 — винт стопорный; 33, 52 — гайки; 35 — эксцентрик привода насоса низкого давления; 36, 50 — шпонки; 37 — фланец ведущей шестерни регулятора; 38 — сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 — шестерня ведущая регулято­ра; 40 — втулка упорная; 41, 49 — крышки подшипника; 42 — подшипник; 44 — вал кулачковый; 47 — манжета с пружиной в сборе; 53 — муфта опережения впрыскива­ния топлива; 54 — пробка рейки; 56 — клапан перепус­кной; 57 — втулка рейки; 58 — ось рычага реек; 59 -прокладки регулировочные

Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива:
1 — шайба регулировочная; 2 — пробка клапана; 3-пружина; 4 — клапан-жиклер

Топливные баки на автомобилях имеют вместимость 170 и 250 л.
Герметичная крышка наливной горловины бака снабжена выдвижной трубкой с
сетчатым фильтром. Кран слива отстоя расположен в нижней части корпуса
бака. Уровень топлива контролируется по указателю, расположенному на
щитке приборов, сигналы к которому поступают от реостатного датчика,
установленного в топливном баке.

Рис. 2. Схема привода управления подачей топлива:
1 — педаль подачи топлива; 2 — уплотнитель педали; 3 — тяга переднего
рычага; 4 — передний кронштейн; 5 — передний рычаг; 6 — промежуточная
тяга; 7 — пружина; 8 и 11 — задние рычаги; 9 — кронштейн задний; 10 -
вал поперечный; 12 — тяга рычага регулятора; 13 — болт ограничения
минимальной частоты вращения; 14 — рычаг управления регулятором; 15 -
болт ограничения максимальной частоты вращения; 16 — рукоятка тяги
управления подачей топлива; 17 — рукоятка тяги останова двигателя.

Привод управления подачей топлива (рис. 2) механический и
состоит из педали, тяг, рычагов, поперечных валиков, предусмотрен также
ручной привод постоянной подачи топлива и останова двигателя. Педаль 1
подачи топлива связана с рычагом 14 управления регулятором топливного
насоса высокого давления, расположенным на крышке регулятора частоты
вращения.

Рукоятки ручного привода установлены на уплотнителе рычага коробки
передач: левая 16 — для включения постоянной подачи топлива — связана
гибким тросом в защитной оболочке с рычагом управления регулятором,
правая 17 — для останова двигателя — соединена тросом с рычагом
останова, расположенным на крышке регулятора частоты вращения.

Топливная система автомобиля КАМАЗ Полезные статьи о грузовиках КАМАЗ

Топливная система автомобиля КАМАЗ


                    Топливная система на автомобилях КАМАЗ обеспечивает очистку топлива, а также его равномерное растекание в моторные цилиндры по точным дозированным порциям.
Принцип системы питания топливом:
— Топливо из топливного бака проходит через аппаратфильтр-элемента грубой очистки, всасывается при помощи насоса, качающего топливо, и через фильтрующий элемент по топливным проводам с низким давлением, входит к топливо-насосу высокого давления.

— Согласно нормам работы мотоцилиндров, происходит рассредоточение дизельного топлива, в трубопроводах высокого давления к форсунке. Форсунки осуществляют впрыскивание и распыление дизельного топлива к камерам сгорания.

— Избыток топлива с воздухом, который попал в систему,проходит через аппарат перепускного клапана насоса высокого давления, а также через клапан-жиклертонко очищающий фильтр по системе дренажных топливных проводов проходит в топливный бак.

— Оставшееся топливо, между промежутками иглы и корпуса распылителя идет к топливному баку по сливным топливным проводам. При помощи фильтрующего элемента грубой очистки заранее ведется очистка топлива.


Двигатели КАМАЗ имеют разделенный тип системы питания топливом, которая состоит из:


— топливные баки,

— с высоким давлением топливный насос,

— насос с низким давлением, подкачивающий топливо,

— высокого и низкого давления топливные провода,

— с тонкой и грубой очисткой фильтры и форсунки,

— факельные свечи электро-факельного пускового механизма,

— электромагнитный клапан.

Топливо-проводы разделяют на:
— топливо-проводы с низким давлением (от 392 до 1961 кпа (от 4 до 20 кгс/см2)),

— топливо-проводы с высоким давлением (>19614 кпа (200 кгс/см2)).


                      Топливо-проводы с высоким давлением состоят из стальных трубок. Концы трубок сделаны в виде конуса, они прикреплены через шайбы гайками к конусному гнезду штуцера у форсунок и топливного насоса. Чтобы избежать поломки вследствии вибрации, топливные провода фиксируются кронштейнами и скобами.

                      Топливные насосы с высоким давлением (ТНВД)применяются для дозированной подачи дизельного топлива под высоким давлением к цилиндрам мотора за определенные промежутки времени.

Топливный насос высокого давления предусмотрен на использование при температуре окружающей среды от -50 до +50, при относительной влажности воздуха до 98 процентов.

                      Всережимный регулятор частоты оборотов, расположенный в развале корпуса топливного насоса. Показатели нагрузки регулируют количество дизеля поступающего в цилиндр при помощи регулятора. Регулятор частоты оборотов постоянно поддерживает устоявшуюся частоту вращения коленвала.

                       Топливный насос с низким давлением поршневого типарасположен на задней крышке регулятора. Во время работы двигателя ТНВД с низким давлением осуществляет прохождение дизельного топлива к ТНВД с высоким давлением. ТНВД низкого давленияприводится в действие кулачковым валом ТНВД высокого давления.

                       Ручной насос, подкачивающий топливо, находящийся на ТНВД низкого давления, заполняет систему топливом, а также перед запуском двигателя КАМАЗа удаляет из нее лишний воздух.

Вместимость топливных баков ТНВД – 170 и 250 литров. Нижняя часть корпуса бака имеет кран слива отстоя. Указатель щитка приборов контролирует уровень топлива, сигналы к нему приходят от реостатного датчика, расположенного в баке.

 

Автор : Виктория

Компоненты топливных систем АЗПИ

Одним из приоритетных направлений деятельности Алтайского завода прецизионных изделий является изготовление компонентов системы
питания для двигателей как российского, так и импортного производства, в том числе и первой отечественной системы Altay Common Rail System

Алтайский завод прецизионных изделий выпускает широкий ассортимент компонентов топливных систем: механические форсунки, распылители, управляющие клапаны, электрогидроуправляемые инжекторы, иные детали, из которых формируются ремкомплекты. Кроме того, на предприятии освоено производство электронноуправляемых систем питания Common Rail. Эти компоненты обеспечивают стабильную и эффективную работу дизельных двигателей в течение длительного времени, поэтому такая продукция востребована всеми крупнейшими производителями дизельных двигателей на территории Российской Федерации и стран СНГ. В частности, предприятие поставляет на сборочный конвейер КАМАЗа полнокомплектные системы Altay Common Rail экологических классов Евро‑4 и Евро‑5. Моторы с такой системой питания устанавливаются на автомобили КАМАЗ 6520.
Камский автомобильный завод – один из основных партнеров АЗПИ, их сотрудничество началось в 2004 году с поставок механических форсунок с малогабаритным распылителем. Первоначально эти форсунки были составными: распылитель производства немецкой фирмы Bosh, а все остальные детали выпускались алтайским заводом. Но благодаря совместной работе специалистов АЗПИ и КАМАЗа в короткие сроки было разработано и запущено в серию полностью российское изделие – ​форсунка модели «216», которая не только отлично себя зарекомендовала в реальной эксплуатации, но и стала полноценной заменой импортных деталей.
В ходе дальнейшего сотрудничества автозавода и АЗПИ в 2006 году прошли моторные испытания топливоподающей системы аккумуляторного типа с электроуправляемыми насос-форсунками на двигателе КАМАЗ. После детального анализа результатов испытаний и работы конструкторов технические характеристики топливоподающей системы по схеме классического Common Rail удалось значительно улучшить, а производство основных комплектующих максимально локализовать в России.В дальнейшем в 2015 году были проведены испытания двигателя КАМАЗ с электроуправляемыми форсунками АЗПИ и подтверждено соответствие двигателя экологическому стандарту Евро‑5. А уже через два года, в декабре 2017-го, КАМАЗ выпустил первые автомобили с дизелями, оснащенными полнокомплектной топливной аккумуляторной системой высокого давления Altay Common Rail System (ACRS).
ACRS – это топливоподающая система аккумуляторного типа Common Rail с электронным управлением подачей топлива. Она обеспечивает:

  • точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима и многофазный впрыск;
  • регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вращения, нагрузки, температуры;
  • гибкое регулирование давления впрыскивания топлива в широком диапазоне;
  • легкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях и корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ;
  • совместимость с электронными системами автомобиля и бортовой системой контроля и диагностики по каналу CAN, обеспечивает диагностику, выполняет функции ограничения скорости, аварийной защиты двигателя, круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора. Система включает в себя контур низкого давления с элементами подачи и фильтрации топлива, контур высокого давления, в который входят топливный насос высокого давления (ТНВД), топливные аккумуляторы высокого давления, форсунки и топливопроводы высокого давления. Слаженную работу всех компонентов обеспечивает электронный блок управления с датчиками и исполнительными механизмами.

Конструкция топливной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Страница 1 из 2

Система питания топливом обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя дозированными порциями и в строго определенные моменты времени

На двигателях применена система питания топливом разделенного типа, состоящая из ТНВД модели типа 337 с регулятором частоты вращения, топливоподкачивающим насосом, форсунок, фильтров грубой и тонкой очистки, насоса предпусковой прокачки, топливных трубок высокого и низкого давления, электромагнитного клапана и факельных свечей ЭФУ.

Схема системы питания топливом показана на рисунке 1.

Фильтр грубой очистки топлива и насос предпусковой прокачки топлива должны быть установлены в системе питания топливом объекта, на котором применяется двигатель.

Топливо из бака подается через фильтр грубой очистки и насос предпусковой прокачки 18 топливоподкачивающим насосом в фильтр 16 тонкой очистки.

Из фильтра гонкой очистки по топливной трубке низкого давления 14 топливо поступает в ТНВД 21, который в соответствии с порядком работы цилиндров распределяет топливо по трубкам 1-8 высокого давления к форсункам 10. Форсунки впрыскивают топливо в камеры сгорания.

Избыточное топливо, а вместе с ним попавший в систему воздух через перепускной клапан ТНВД 24 по трубке 12 и клапан — жиклер 23 фильтра тонкой очистки отводится в топливный бак.

 

Форсунка (см. рис. 2) закрытого типа, с пятисопловым распылителем и гидравлическим управлением подъёма иглы мод. 273-31 для двигателя мод. 740.11-240. мод. 273-21 с распылителем ОАО «ЯЗДА» или мод. 273-51 с распылителем фирмы «BOSCH» для двигателей мод. 740.13-260 и 740.14-300.

Все детали форсунки собраны в корпусе 6. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединены проставка 3 и корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла 12.

Корпус и игла распылителя составляют прецизионную пару. Распылитель имеет пять распыливающих отверстий.

Проставка 3 и корпус 1 зафиксированы относительно корпуса 6 штифтами 4.

Пружина 11 одним концом упирается в штангу 5, которая передает усилие на иглу распылителя, другим — в набор регулировочных шайб 9, 10.

Топливо к форсунке подается под высоким давлением через штуцер 8 со встроенным в него щелевым фильтром 13, далее по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса распылителя 1 — в полость между корпусом распылителя и иглой 12 и, поднимая ее, впрыскивается в цилиндр.

Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо, отводится через каналы в корпусе форсунки и сливается в бак через сливные дренажные трубки 9 и 11 (см. рис. Система питания двигателя топливом).

Форсунка установлена в головке цилиндра и закреплена скобами. Торец гайки распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной медной прокладкой. Уплотнительное кольцо 7 предохраняет полость между форсункой и головкой цилиндра от попадания пыли и воды.

Ввиду возможности выхода из строя двигателя категорически запрещается установка распылителей других моделей, кроме оговоренных в руководстве.

На двигатель мод. 740.11-240 допускается установка форсунок мод. 273-21 и 273-51, применяемых на двигателях мод. 740.13.-260 и 740.14-300

ТНВД (см. рис. ТНВД) предназначен для подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива под высоким давлением

На двигатель 740.11-240 устанавливается ТНВД мод. 337-40 с диаметром плунжера – 11 мм и ходом плунжера — 13 мм, корпусом ТНВД усиленной конструкции с туннелем под кулачковый вал увеличенного диаметра и усиленными подшипниками, нагнетательным клапаном повышенной пропускной способности диаметром 7 мм.

ТНВД укомплектован автоматической муфтой опережения впрыскивания топлива (АМОВТ) с номинальным углом разворота ведомой полумуфты относительно ведущей — 1 °.

На двигатель 740.14-300 устанавливается ТНВД мод. 337-80.01 с диаметром плунжера — 10 мм и ходом плунжера — 13 мм.

ТНВД укомплектован АМОВТ с номинальным углом разворота ведомой полумуфты относительно ведущей — 4°30 .

На двигатель 740.13-260 устанавливается ТНВД мод. 337-42 с диаметром плунжера 11 мм и ходом плунжера 13 мм. ТНВД без АМОВТ.

В корпусе ТНВД 1 установлены восемь секций, которые состоят из корпуса 6, втулки 8 плунжера, плунжера 7, поворотной втулки 4, нагнетательного клапана 10, прижатого к втулке плунжера штуцером 11 через уплотнительную прокладку 12.

Плунжер совершает возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 35 и пружины 3.

Толкатель от проворачивания в корпусе зафиксирован сухарем 49.

Кулачковый вал вращается в роликовых подшипниках 34, установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор кулачкового вала регулируется прокладками 33. Зазор должен быть не более 0,1 мм.

Для увеличения подачи топлива плунжер 7 поворачивают втулкой 4, соединенной через ось поводка с рейкой 5 насоса.

Рейка перемещается в направляющих втулках 30. Выступающий ее конец закрыт пробкой 31.

С противоположной стороны насоса находится болт 48, регулировки подачи топлива всеми секциями насоса, болт закрыт пробкой и запломбирован.

Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к которому болтом прикреплена трубка низкого давления 14. Далее по каналам в корпусе топливо поступает к впускным отверстиям втулок 8 плунжеров.

На переднем торце корпуса в месте выхода топлива из насоса, установлен перепускной клапан 29, который обеспечивает давление в линии низкого давления на рабочих режимах 0,13-0.19 МПа (1.3-1.9 кгс/см2).

Давление открытия клапана регулируется подбором регулировочных шайб 50 внутри пробки клапана.

Смазывание насоса циркуляционное, пульсирующее, под давлением от общей смазочной системы двигателя.

Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Камаз-740

________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Обслуживание топливной системы
дизельного двигателя Камаз-740

Система питания топливом (топливная система)
Камаз-740 обеспечивает очистку топлива и равномерное распределение его
по цилиндрам двигателя строго дозированными порциями.

На двигателях применена система питания топливом разделенного
типа, состоящая из топливного насоса высокого давления, форсунок,
фильтров грубой и тонкой очистки, топливоподкачивающего насоса низкого
давления, топливопроводов низкого и высокого давлений, топливных баков,
электромагнитного клапана и факельных свечей электрофакельного пускового
устройства.

Принципиальная схема топливной системы Камаз-740 показана на рис. 1.
Топливо из бака 1 через фильтр грубой очистки 2 засасывается
топливоподкачивающим насосом и через фильтр тонкой очистки 17 по
топливопроводам низкого давления 3, 9, 15, 21 подается к топливному
насосу высокого давления; согласно порядку работы цилиндров двигателя
насос распределяет топливо по трубопроводам 6 высокого давления к
форсункам 5.

Рис. 1. Схема топливной системы двигателя Камаз-740

1 — бак топливный; 2 — фильтр грубой очистки топлива; 3-трубка топливная
подводящая к насосу низкого давления; 4 — трубка топливная дренажная
форсунок левых головок; 5 — форсунка; 6 — трубка топливная высокого
давления; 7 — насос топливоподкачивающий низкого давления; 8 — насос
топливоподкачивающий ручной; 9 — трубка топливная отводящая насоса
низкого давления; 10 — насос топливный высокого давления; 11 — клапан
электромагнитный; 12-трубка топливная к электромагнитному клапану; 13 —
свеча факельная; 14 — трубка топливная дренажная форсунок правых
головок; 15 — трубка топливная подводящая ТНВД; 16 — трубка топливная
отводящая ТНВД; 17 — фильтр тонкой очистки топлива; 18 — трубка
топливная фильтра тонкой очистки топлива; 19 — тройник крепления
топливных трубок; 20 — трубка топливная сливная; 21 – топливопровод к
фильтру грубой очистки; 22 — труба приемная с фильтром

Форсунки распыляют и впрыскивают топливо в камеры сгорания.
Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в топливную систему
воздух через перепускной клапан топливного насоса высокого
давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки по дренажным
топливопроводам 16 и 18 отводятся в топливный бак.

Топливо, просочившееся через зазор между корпусом распылителя и иглой,
сливается в бак через сливные топливопроводы 4, 14, 20.

Фильтр грубой очистки (отстойник) Камаз-740 (рис. 2) предварительно
очищает топливо, поступающее в топливоподкачивающий насос низкого
давления.

Рис. 2. Фильтр грубой очистки топлива Камаз-740

1 – пробка; 2 – стакан; 3 – успокоитель; 4 – сетка фильтрующая; 5 –
отражатель; 6 – распределитель; 7 – болт; 8 – фланец; 9 – кольцо
уплотнительное; 10 – корпус

Фильтр грубой очистки установлен на всасывающей магистрали системы
питания с левой стороны автомобиля на раме. Стакан 2 соединен
с корпусом 10 четырьмя болтами 7 и уплотнен кольцом 9.

Снизу в бобышку колпака ввернута сливная пробка 1. Топливо, поступающее
из топливного бака через подводящий штуцер, стекает в стаканы.

Крупные частицы и вода собираются в нижней части стакана. Из верхней
части через фильтрующую сетку 4 по отводящему штуцеру и топливопроводам
топливо подается к топливоподкачивающему насосу.

Фильтр тонкой очистки Камаз-740 (рис. 3), окончательно очищающий топливо
перед поступлением в топливный насос высокого давления, установлен в
самой высокой точке системы питания для сбора и удаления в бак
проникшего в систему питания воздуха вместе с частью топлива через
клапан-жиклер, установленный в корпусе 1.

Рис. 3. Фильтр тонкой очистки топлива Камаз-740

1 – корпус: 2 – болт; 3 – шайба уплотнительная; 4 – пробка; 5, 6 –
прокладки уплотнительные; .7 – элемент фильтрующий; 8 – колпак; 9 –
пружина фильтрующего элемента; 10 – пробка сливная; 11 – стержень

Начало сдвига клапана-жиклера 4 (рис. 4) происходит при давлении в
полости 24,5… 44,1 кПа (0,25… 0.45 кгс/см2), а начало перепуска
топлива из полости А в полость В — при давлении в полости А 196,2…
235,3 кПа (2,0… 2,4 кгс/см2). Регулируется клапан подбором
регулировочных шайб 1 внутри пробки клапана.


Рис. 4. Клапан-жиклер фильтра тонкой очистки топлива Камаз-740

1 — шайба регулировочная; 2 — пробка клапана; 3-пружина; 4 —
клапан-жиклер

Топливопроводы подразделяются на топливопроводы низкого 392…
1961 кПа (4… 20 кгс/см2) и высокого более 19614 кПа (200 кгс/см2)
давления.

Топливопроводы высокого давления топливной системы изготовлены
из стальных трубок, концы которых выполнены конусообразными, прижаты
накидными гайками через шайбы к конусным гнездам штуцеров топливного
насоса и форсунок. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы
закреплены скобками и кронштейнами.

Топливный насос ТНВД дизеля Камаз-740

Топливный насос высокого давления (ТНВД) Камаз-740 предназначен для
подачи в цилиндры двигателя в определенные моменты времени строго
дозированных порций топлива под высоким давлением.

В корпусе ТНВД (рис. 5) установлены восемь секций, каждая
состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера 11, поворотной втулки 10,
нагнетательного клапана 19, прижатого через уплотнительную прокладку 18
к втулке плунжера штуцером 20. Плунжер совершает
возвратно-поступательное движение под действием кулачка вала 44 и
пружины 8.

Рис. 5. Топливный насос Камаз-740

1 — корпус; 2, 32 — ролики толкателей; 3, 31 — оси роликов; 4 -втулка
ролика; 5 — пята толкателя; 6 — сухарь; 7 — тарелка пружины толкателя; 8
— пружина толкателя: 9,34,43,45, 51 — шайбы; 10 — втулка поворотная; 11
— плунжер; 12, 13, 46, 55 — кольца уплотнительные; 14 — штифт
установочный; 15 — рейка; 16 — втулка плунжера; 17 — корпус секции; 18 —
прокладка нагнетательного клапана; 19 -клапан нагнетательный; 20 —
штуцер; 21 — фланец корпуса секции; 22 — насос ручной
топливоподкачивающий; 23 — пробка пружины; 24, 48 — прокладки; 25
-корпус насоса низкого давления; 26 — насос топливоподкачивающий низкого
давления; 27 — втулка штока; 28 — пружина толкателя; 29 — толкатель; 30
— винт стопорный; 33, 52 — гайки; 35 — эксцентрик привода насоса низкого
давления; 36, 50 — шпонки; 37 — фланец ведущей шестерни регулятора; 38 —
сухарь ведущей шестерни регулятора; 39 — шестерня ведущая регулятора; 40
— втулка упорная; 41, 49 — крышки подшипника; 42 — подшипник; 44 — вал
кулачковый; 47 — манжета с пружиной в сборе; 53 — муфта опережения
впрыскивания топлива; 54 — пробка рейки; 56 — клапан перепускной; 57 —
втулка рейки; 58 — ось рычага реек; 59 — прокладки регулировочные

Толкатель от проворачивания в корпусе топливного насоса зафиксирован сухарем 6. Кулачковый вал вращается в роликоподшипниках 42,
установленных в крышках и прикрепленных к корпусу насоса. Осевой зазор
кулачкового вала регулируется прокладками 48. Величина зазора должна
быть не более 0,1 мм.

Для увеличения подачи топлива плунжер 11 поворачивают втулкой 10,
соединенной через ось поводка с рейкой 15 насоса. Рейка перемешается в
направляющих втулках 57. Выступающий ее конец закрыт пробкой 54.

С противоположной стороны ТНВД находится винт, регулирующий
подачу топлива всеми секциями насоса. Этот винт закрыт пробкой и
запломбирован.

Топливо к насосу подводится через специальный штуцер, к
которому болтом крепится трубка низкого давления. Далее по каналам в
корпусе оно поступает к впускным отверстиям втулок 16 плунжеров.

На переднем торце корпуса топливного насоса Камаз-740 и на выходе
топлива из него установлен перепускной клапан 56, открытие которого
происходит при давлении 58,8… 78,5 кПа (0,6… 0,8 кгс/см2). Давление
открытия клапана регулируется подбором регулировочных шайб внутри пробки
клапана. Смазывание насоса циркуляционное, под давлением от обшей
системы смазывания двигателя.

На двигателе с турбонаддувом установлен топливный насос с повышенной энергией впрыскивания, с противодымным корректором и
номинальной цикловой подачей топлива 96 мм3/цикл.

Регулятор частоты вращения ТНВД Камаз-740 всережимный, прямого
действия, изменяет количество топлива, подаваемого в цилиндр в
зависимости от нагрузки, поддерживая заданную частоту.

Регулятор установлен в развале корпуса топливного насоса высокого
давления Камаз-740. На кулачковом валу ТНВД установлена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на которую
передается через резиновые сухари 22. Ведомая шестерня выполнена заодно
с державкой 9 грузов, вращающейся на двух шарикоподшипниках.

При вращении держателя грузы 13, качающиеся на осях 10, под действием
центробежных сил расходятся и через упорный подшипник 11 перемещают
муфту 12. Муфта, упираясь в палец 14, в свою очередь перемещает рычаг 32
муфты грузов.

Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим – через штифт
соединен с рейкой 27. На оси 33 закреплен рычаг 31,
другой конец которого перемещается до упора в регулировочный болт 24
подачи топлива. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через корректор 15.

Рычаг 1 управления подачи топлива (рис. 7) жестко связан с рычагом. К рычагам 20, 31 присоединена пружина 26, к рычагам 25, 30
– стартовая пружина 28. Во время работы регулятора в определенном режиме
центробежные силы грузов уравновешены усилием пружины 26.

Рис. 7. Крышка регулятора частоты вращения Камаз-740

1 -рычаг управления регулятором подачи топлива; 2 — болт ограничения
минимальной частоты вращения; 3 — рычаг останова; 4 — пробка заливного
отверстия; 5 — болт регулировки пусковой подачи; 6 — болт ограничения
хода рычага останова; 7 — болт ограничения максимальной частоты
вращения; I — работа; II — выключено

При увеличении частоты вращения коленчатого вала регулятора, преодолевая
сопротивление пружины 26, грузы перемещают рычаг 32 регулятора – подача топлива уменьшается.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала центробежная сила
грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса под
действием усилия пружины перемешается в обратном направлении—подача
топлива и частота вращения коленчатого вала увеличиваются.

Подача топлива выключается поворотом рычага 3 останова (см. рис. 7) до
упора в болт 6, при этом рычаг 3, преодолев усилие пружины, через штифт 29 повернет рычаги 31 и 32; рейка переместится до
полного выключения подачи топлива.

При снятии усилия с рычага останова под действием пружины рычаг
возвратится в рабочее положение, а стартовая пружина 16 через рычаг 30
вернет рейку топливного насоса в положение максимальной подачи топлива,
необходимой для пуска.

Топливный насос низкого давления и топливоподкачивающий насос Камаз-740

Насос топливный низкого давления Камаз-740 поршневого типа предназначен
для подачи топлива от бака через фильтр грубой и тонкой очистки к
впускной полости насоса высокого давления. Насос установлен на задней
крышке регулятора.

В корпусе 25 (см. рис. 5) установлены поршень, пружина поршня, втулка 27
штока и шток толкателя, во фланце корпуса – впускной клапан и пружина
клапана. Эксцентрик кулачкового вала через ролик 32, толкатель 29 и шток
сообщает поршню топливоподкачивающего насоса возвратно-поступательное
движение.

Схема работы насоса низкого давления показана на рис. 8.
При опускании толкателя поршень 10 под действием пружины 4 движется
вниз. В полости А всасывания создается разрежение, и впускной клапан 1,
сжимая пружину 2, пропускает в полость топливо.

Рис. 8. Схема работы топливного насоса низкого давления и ручного
топливоподкачивающего насоса Камаз-740

1 — клапан впускной; 2, 4, 5, 9 — пружины; 3 — поршень ручного
топливоподкачивающего насоса; 6 — толкатель; 7 -эксцентрик; 8 — клапан
нагнетательный; 10 — поршень; А — полость всасывания; В — полость
нагнетающая: С -подача к топливному насосу; Е -подача от
фильтра грубой очистки топлива

Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости В,
вытесняется в магистраль, минуя нагнетательный клапан 8, соединенный
каналами с обеими полостями. В свободном положении нагнетательный клапан
закрывает канал всасывающей полости.

При движении поршня 10 вверх топливо, заполнившее всасывающую полость,
через нагнетательный клапан 8 поступает в полость В под поршнем, при
этом впускной клапан 1 закрывается.

При повышении давления в нагнетательной магистрали поршень не совершает
полного хода вслед за толкателем, а остается в положении, которое
определяется равновесием сил от давления топлива с одной стороны, от
усилия пружины – с другой стороны.

Топливоподкачивающим ручным насосом заполняется система
топливом и удаляется воздух из нее. Насос поршневого типа закреплен на
фланце топливного насоса низкого давления с уплотнительной медной
шайбой.

Топливоподкачивающий насос Камаз-740 состоит из корпуса, поршня,
цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелки и уплотнения.
Систему питания прокачивают движением рукоятки со штоком и
поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом
пространстве создается разрежение.

Впускной клапан 1, сжимая пружину 2, открывается, и топливо поступает в
полость А топливного насоса низкого давления. При движении рукоятки вниз
нагнетательный клапан 8 открывается, и топливо под давлением поступает в
нагнетательную магистраль.

После прокачки рукоятку наверните на верхний резьбовой хвостовик
цилиндра. При этом поршень прижмется к резиновой прокладке, уплотнив
всасывающую полость топливного насоса низкого давления.

Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива Камаз-740 (рис. 9)
изменяет начало подачи топлива в зависимости от частоты вращения
коленчатого вала двигателя.

Рис. 9. Муфта автоматическая опережения впрыскивания топлива Камаз-740

1 — полумуфта ведущая; 2,4 — манжеты; 3 -втулка ведущей полумуфты; 5 —
корпус; 6-прокладки регулировочные; 7 — стакан пружины; 8 — пружина; 9,
15 — шайбы; 10 — кольцо; 11 — груз с пальцем; 12 — проставка с осью; 13
— полумуфта ведомая; 14 — кольцо уплотнительное; 16 — ось грузов

Применение муфты обеспечивает оптимальное для рабочего процесса начало
подачи топлива по всему диапазону скоростных режимов. Этим
обеспечивается экономичность и приемлемая жесткость процесса в различных
скоростных режимах работы двигателя.

Ведомая полумуфта 13 закреплена на конической поверхности переднего
конца кулачкового вала топливного насоса шпонкой и гайкой с
шайбой, ведущая полумуфта 1 — на ступице ведомой полумуфты (может
поворачиваться на ней).

Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 3. Грузы 11 качаются на
осях 16, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости,
перпендикулярной оси вращения муфты. Проставка 12 ведущей полумуфты
упирается одним концом в палец груза, другим — в профильный выступ.
Пружина 8 стремится удержать груз на упоре во втулку 3 ведущей
полумуфты.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под
действием центробежных сил расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта
поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового
вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыскивания топлива.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием
пружин сходятся, ведомая полумуфта поворачивается вместе с валом насоса
в сторону, противоположную направлению вращения вала, что вызывает
уменьшение угла опережения подачи топлива.

Форсунка дизеля Камаз-740

Форсунка Камаз-740 (рис. 10) закрытого типа с многодырчатым распылителем
и гидравлически управляемой иглой. Все детали форсунки собраны в корпусе
6.

Рис. 10. Форсунка Камаз-740

1- корпус распылителя; 2-гайка распылителя; 3 — проставка распылителя; 4
— штифты установочные; 5 – штанга форсунки; 6 — корпус форсунки; 7 —
кольцо уплотнительное; 8 — штуцер; 9, 10 –шайбы регулировочные; 11 –
пружина форсунки; 12

К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 2 присоединены проставка 3 и
корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла. Корпус и игла
распылителя составляют прецизионную пару.

Распылитель имеет четыре сопловых отверстия. Проставка 3 и корпус 1
зафиксированы относительно корпуса штифтами. Пружина 11 одним концом
упирается в штангу 5, которая передает усилие на иглу распылителя,
другим – в упор.

Топливо к форсунке подается под высоким давлением через штуцер
8. Далее по каналам корпуса 6, проставки 3 и корпуса 1 распылителя
топливо поступает в полость между корпусом распылителя и иглой и,
отжимая ее, впрыскивается в цилиндр.

Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо
отводится через каналы в корпус форсунки. Форсунка установлена
в головке, цилиндра и закреплена скобой. Торец гайки распылителя
уплотнен от прорыва газов гофрированной шайбой.

Уплотнительное кольцо предохраняет полость между форсункой и головкой
цилиндров от попадания пыли и воды. На двигателе с
турбонаддувом форсунка модели 271 с повышенной пропускной способностью
топлива и диаметром сопловых отверстий 0,32 мм.

Привод управления подачей топлива
двигателя Камаз-740

Привод управления подачей топлива Камаз-740 (рис. 11) механический, с
телескопическим толкателем, состоит из педали, тяг, рычагов и поперечных
валиков. Предусмотрен также ручной привод подачи топлива и останова
двигателя. Педаль 13 подачи топлива связана с рычагом 7 управления
регулятором частоты вращения.

Рис. 11. Привод управления подачей топлива Камаз-740

1 — рукоятка тяги останова двигателя; 2 — рукоятка тяги ручного
управления подачей топлива; 3, 10 -задние рычаги; 4 — тяга рычага
управления регулятором; 5 — ТНВД; 6 — рычаг останова двигателя; 7-рычаг
управления регулятором; 8 — поперечный валик; 9 — задний кронштейн; 11-
телескопическая тяга; 12 — кронштейн педали; 13 — педаль; 14 —
регулировочный болт

Рукоятки тяг дистанционного управления двигателем установлены
в кабине на кронштейне в нижней части панели: левая 2 — для включения
постоянной подачи топлива, связана гибким тросом в защитной оболочке с
рычагом управления регулятором частоты вращения; правая 1 — для останова
двигателя, соединена тросом с рычагом останова двигателя, который
находится на крышке регулятора частоты вращения.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о