Марки дорожного битума: ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1) – Марки вязких дорожных битумов и других видов битума по ГОСТу. Какие виды дорожного, кровельного, строительного битума существуют

Содержание

Марки вязких дорожных битумов и других видов битума по ГОСТу. Какие виды дорожного, кровельного, строительного битума существуют

По показателям вязкости, пластичности, плотности, температуры размягчения и области использования выделяют следующие марки битума: дорожные, строительные и кровельные. У каждого из этих видов свои буквенные обозначения по ГОСТу — например, большинство дорожных имеют аббревиатуру БН, а кровельных — БНК.

2/3 битумов, выпускаемых в мире, относятся к дорожным. Это объясняется широкой сферой их применения и постоянной востребованностью для строительства дорог. Регулирует стандарты качества для всех марок дорожного битума ГОСТ 22245-90. Однако прежде, чем обратиться к этому документу, необходимо разобраться в ключевых характеристиках смесей и понять, на что они влияют.

марки вязких дорожных битумов

Виды битума: разбираемся в свойствах

  1. Пенетрация. Это показатель, который определяет глубину проникания иглы при определенном температурном режиме. Чем выше пенетрация, тем выше теплостойкость, соответственно, смесь может использоваться при более широком диапазоне температур.
  2. Температура хрупкости. При ней покрытие разрушается даже при кратковременных нагрузках. Чем ниже температура хрупкости, тем лучше, поскольку смесь может использоваться даже при отрицательных температурах. Как правило, она достигает до -30 °С. Температура хрупкости показывает минимальный температурный диапазон и отличается у разных марок битума.
  3. Температура размягчения. При ней битумы переходят в текучее состояние, полностью размягчаясь.
  4. Растяжимость и вязкость. Это показатели, характеризующие консистенцию. Желательно, чтобы вязкость была наибольшей при максимальной температуре применения. Растяжимость (способность вещества растягиваться в нить) также должна быть как можно выше: для марок вязких дорожных битумов этот показательно должен составлять более 40 см.
  5. Адгезия. Это способность «прилипать» к поверхностям. Чем выше адгезия, тем лучше, при этом адгезия должна быть хорошей в широком диапазоне температур. Адгезия косвенно влияет на долговечность покрытий из разных видов битума: за счет нее дорожное покрытие удерживается от разрушения под колесами автомобилей.

Какие марки вязких дорожных битумов выделяют?

Вязкие битумы, в отличие от жидких, применяют для производства асфальтобетонных смесей. Они подходят и для горячих, и для теплых, и для холодных составов. Чаще всего для укладки асфальта выбирают две марки битума — БНД и БН. Чем они отличаются?

БНД расшифровывается как битум нефтяной дорожный. Это специализированная марка, предназначенная для изготовления дорожного покрытия. Такой вид битума имеет высокую температуру размягчения, большую пенетрацию и низкую температуру хрупкости. За счет этого асфальт получается устойчивым к перепадам температур и нагрузкам. У битумов марки БН ниже пенетрация и выше температура хрупкости. Их шире всего применяют в строительстве: для обработки фундамента, внутренней и внешней гидроизоляции зданий, при прокладке трубопроводов, изготовлении мастик и лаков.

Если говорить о марках вязких дорожных битумов, то в ГОСТе 22245-90 прописаны следующие типы:

  • БНД 200/300;
  • БНД 130/200;
  • БНД 90/130;
  • БНД 60/90;
  • БНД 40/60.

Распишем ключевые технические характеристики разных видов битума:

БНД 40/60БНД 60/90БНД 90/130БНД 130/200БНД 200/300
Глубина проникновения иглы при 0 °С, 0,1 мм1320283545
Температура размягчения5147434035
Растяжимость при 0 °С, см03,54,06,0
20
Температура хрупкости, не выше-12 °С-15 °С-17 °С-18 °С-20 °С
Индекс пенетрацииОт — 1,0 до +1,0

Какие виды дорожного битума используются для строительства дорог в разных регионах?

В зависимости от приведенных выше показателей разные марки вязких дорожных битумов используются для создания дорожного покрытия в тех или иных регионах. От характеристик зависит, насколько прочным и долговечным будет асфальт. Эксперты дают следующие рекомендации:

  • БНД 40/60 подходит для теплых регионов с летней температурой выше 30 °С. Он хорошо выдерживает высокие температуры и не размягчается, в то же время температура хрупкости достаточно высокая, поэтому покрытие обладает низкой морозостойкостью.
  • БНД 60/90 — также преимущественно используется в регионах с теплым климатом.
  • БНД 90/130 — самая универсальная марка битума. Его можно использовать практически во всех регионах России. Еще один плюс — возможность проведения дорожных работ в холодное время года. Рабочая температура смеси составит от -20 до +5 °С.
  • БНД 130/200 — подходит для укладки в регионах с умеренным и холодным климатом.
  • БНД 200/300 — применяется преимущественно в районах с большими минусами осенью, зимой и весной (среднемесячная температура до -20 °С), поскольку обладает самой высокой морозостойкостью и не растрескивается под воздействием отрицательных температур.

Если вы не знаете, какую марку битума выбрать для проведения дорожных или строительных работ, сотрудники компании «Өскемен-Ресурс» с удовольствием проконсультируют. Мы обеспечиваем круглогодичные поставки битума от проверенных поставщиков из России и Казахстана и предлагаем конкурентные цены и гибкие условия работы.

 

Марки нефтяных битумов

Битум нефтяной – это твердый, вязкопластичный или жидкий продукт переработки нефти. Химический состав битумов говорит о том, что они являются сложными смесями высокомолекулярных углеводородов и их неметаллических производных, таких как, азот, кислород и сера, полностью растворимых в сероуглероде.

Где добывают природные битумы

Процедура получения и комплексного превращения природных битумов осуществляется в следующем порядке:

  • промысел битумосодержащей породы
  • выделение из битумосодержащей породы органической и минеральной частей
  • перевозка битума
  • этапы переработки битума.

Исходя из условий расположения и физических характеристик сырья процесс разработки месторождений природных битумов ведется такими методами:

  • карьерный и шахтный очистной метод подразумевает извлечение породы на поверхность с дальнейшим экстрагированием битума при помощи растворителя или горячей воды с добавкой эмульгирующих компонентов
  • шахтный дренажный метод подразумевает добычу природных битумов в шахте самотёком посредством системы восходящих дренажных скважин, пробурённых из горных выработок
  • скважинный внутрипластовой метод отличается добычей природных битумов при помощи термического или иного действия на битумонасыщенные породы через скважины, пробурённые с поверхности.

Рудничные (карьерный и шахтный) методы подходят для разработки месторождений с битумонасыщенностью вмещающих пород более 10 % и глубиной залегания 60 — 90 метров. Доля добычи битума при этом составляет около 85 — 90 %. Именно так добывается битум на Ярегском нефтяном месторождении в Республике Коми.
Скважинные методы подходят для разработки месторождений жидких природных битумов, к примеру, битуминозной нефти. Глубина залегания таких месторождений превышает 100 метров. Такой метод позволяет добиться коэффициента нефтеотдачи лишь 30 %.

Различные природные битумы – это еще не товарный продукт, как нефть или газ. Чтобы получить товарный продукт нужно осуществлять дополнительные технологические процессы.
Нефтяные битумы можно получить на нефтеперерабатывающем заводе из различных видов нефти, которые имеют различный химический состав. На перерабатывающем предприятии нефть перегоняют с выделением фракций:

  • светлые продукты — бензин, лигроин, керосин
  • смазочные масла
  • другие виды нефтепродуктов.

Остаточные продукты по окончанию отбора более легких по массе фракций — гудрон, крекинг — далее применяют как сырье для производства нефтяных битумов определенных параметров. Сегодня существуют такие методы получения нефтяных битумов:

  • атмосферно-вакуумная перегонка нефти с получением остаточных битумов, которые имеют низкую вязкость и чаще всего подвергаются окислению 
  • окисление нефтяных остатков с получением окисленных битумов. Такие продукты имеют более высокую вязкость
  • смешение остатков, образующихся при перегонке нефти с получением компаундированных битумов. Их производят при помощи смешения битума деасфальтизации (конечный продукт обработки гудрона жидким пропаном) с масляными дистиллятами.

Битумы нефтяные строительные

Битум строительный бывает:

  • для общестроительных работ. В этой категории три марки нефтяных битумов: БН-50/50; БН-70/30 и БН-90/10, где числитель – коэффициент температуры размягчения, а знаменатель – средний показатель пределов изменения пенетрации
  • для кровельных работ, марок БНК45/180; БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190
  • БНИ — нефтяной изоляционный — марок БНИ-IV-3, БНИ-IV и БНИ-V. Такие битумы применяются в процессе изоляции поземных трубопроводов для их защиты от коррозии.

Помимо перечисленных марок, бывает еще жидкий дорожный битум. Он отличается низким показателем вязкости и применяется в дорожном строительстве в составе асфальтобетона, если его нужно укладывать при пониженных температурах воздуха. Жидкие битумы изготавливают при помощи смешивания вязких битумов БНД с дистиллятными фракциями-разжижителями, медленно испаряющимися после укладки дорожного покрытия. Однако вследствие высокой пожароопасности и колоссальным вредом для природы, его используют довольно редко.

Свойства битумов

К главным свойствам битумов можно отнести:

  • вязкость 
  • пластичность
  • температуру размягчения и хрупкости
  • адгезию. 

Самая главная характеристика структурно-механических свойств битумов – это вязкость, которая зависит от температуры и группового состава. Вязкость характеризует сопротивление внутренних слоев битума перемещению относительно друг друга. Многие битумы обладают непостоянной и уменьшающейся вязкостью с ростом напряжения сдвига или градиента скорости деформации. С ростом температуры вязкость уменьшается, а при понижении наоборот моментально увеличивается. В условиях минусовых значений битум имеет повышенную хрупкость. Чтобы измерить вязкость используют такой метод, как проникновение иглы в битум (пенетрация) и измерение глубины. Глубина вхождения иглы в битум определяется на устройстве — пенетрометре. Для этого на иглу действует груз, вес которого 100 г, на протяжении 5 с при температуре 25°С или 0°С. Пенетрация твердых или вязких битумов определяется в единицах (градусах), равных 0,1 мм проникания иглы в битум. Боле вязкие типы битумов имеют более низкий показатель пенетрации.
Пластичность, также немаловажная характеристика битумов. Показатель пластичности растет с повышением уровня масел, длительности действия нагрузки и ростом температуры. К примеру, с увеличением количества смол и асфальтенов пластичность при постоянной температуре увеличивается.
Температуру размягчения определяют на устройстве «кольцо и шар» («К и Ш»). Температура размягчения битума, измеряемая в градусах Цельсия, равна температуре водяной бани в стакане устройства тогда, как битум, находящийся в латунном кольце диаметром 16,0 мм, изменяясь под влиянием металлического шарика массой 3,5 г и плавного нагрева жидкости со скоростью 5°С в минуту, дотронется до нижней полки подставки. Температура размягчения вязких и твердых битумов колеблется на уровне от 20 до 95°С.
Интересная особенность битумов — высокая адгезия, то есть налипание на поверхность разных минеральных и органический соединений.

Марки нефтяных битумов

По разным показателям главных свойств, особенно вязкости, пластичности и температуры размягчения, все нефтяные битумы делят на марки:

  • для дорожного строительства ГОСТ предусматривает пять марок от БНД (битум нефтяной дорожный)-200/300 до БНД-40/60. Численные показатели отражают допустимые для конкретной марки пределы изменения коэффициентов пенетрации при 25°С, и четыре марки БН от 200/300 до БН-60/90
  • для строительных работ ГОСТ предусматривает три марки, которые обозначаются «БН» — битум нефтяной: БН-50/50, БН-70/30 и БН-90/10. В данном случае цифры числителя дроби отражают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а знаменатель — это средние значение показателей изменения пенетрации при 25°С
  • для кровельных работ ГОСТ предусматривает такие марки: БНК (битум нефтяной кровельный)-45/180, БНК-90/40 и 90/30, а также БНК-45/190. Тут показатель числителя дроби отражает среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а знаменатель — среднее значение показателей пенетрации на 25С.

Битум нефтяной кровельный

Вязкие нефтяные битумы незаменимы в обеспечении гидроизоляции зданий. Низкая цена и 100% непроницаемость влаги давно сделала битум очень востребованным в строительстве жилых, бытовых, промышленных и прочих зданий.
Все виды кровельных битумов отличаются высокой температурой самовоспламенения, которая составляет более 300 градусов, и температурой вспышки не менее 240 градусов. Кровельные битумы применяют в процессе пропитки кровельных материалов, а также как самостоятельный материал для гидроизоляции кровли.
Среди кровельных материалов, в производстве которых использовался битум, относятся:

  • битумная бумага
  • рубероид
  • рубемаст
  • пергамин
  • рубитэкс и другие. 

Для пропиток используют битумы следующих марок: БНК 45/90 и БНК 45/180. Покровным материалом выступает битум БНК 90/30 или БНК 90/40.
Стоит отметить, что все битумы гидрофобны, они не пропускают влагу и не смачиваются водой. В структуре битумов отсутствуют поры, поэтому они водонепроницаемы. Кровельным битумам не страшны и водные растворы агрессивных веществ, к примеру, солей, большинства щелочей или кислот. Однако отрицательное действие на битумы оказывают органические растворители (бензол, ацетон, скипидар, бензин).
Кровельные битумы отличаются морозостойкостью, поэтому они так востребованы в строительных работах. Если добавить в битум специальные вещества, то получается материал, не требующий нагревания для нанесения на поверхность. Такой материал называют битумной мастикой. Работать с ней нужно также, как с обмазочной гидроизоляцией.

Технические требования к битумам нефтяным дорожным (БНД) и битумам нефтяным (БН)

№ п/п

Наименование показателей

БНД 200/300

БНД 130/200

БНД 90/130

БНД 60/90

БНД 40/60

БН 200/300

БН 130/300

БН 90/130

БН 60/90

Метод испытаний

1

Глубина проникания иглы, °С, не менее:

 

по ГОСТ 11501

при 25 °С

201-300

131-200

91-130

61-90

40-60

201-300

131-200

91-130

60-90

при 0 °С

45

35

28

20

13

24

18

15

10

2

Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже

35

40

43

47

51

33

38

41

45

по ГОСТ 11506

3

Растяжимость, при 0 °С см, не ниже:

-20

70 6

65 4

55 3,5

45-

80-

80-

70-

по ГОСТ 11505

4

Температура хрупкости, °С, не выше

-20

-18

-17

-15

-12

-14

-12

-10

-6

по ГОСТ 11507 с допол. по п.3.2

5

Температура вспышки, °С, не ниже

200

220

230

230

230

220

230

240

240

по ГОСТ 4333

6

Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более

7

6

5

5

5

8

7

6

6

по ГОСТ 18180, 11506, допол. по п.3.3

7

Индекс пенетрации

от-1,0 до+1,0

от -1,5 до + 1,0

по прил. к ГОСТ 22245-90

8

Массовая доля водорастворимых соединений, %, не более

0,20 0,20 0,30 0,30 0,30        

по ГОСТ 11510

Битум нефтяной дорожный

Битумы дорожные в основном используются для строительства и ремонта дорожных и аэродромных покрытий. Нефтяные дорожные битумы делятся на вязкие и жидкие.

Вязкие битумы различаются: БНД (битумы нефтяные дорожные) и БН (битумы нефтяные).

Вязкие нефтяные дорожные битумы вырабатывают пяти марок: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200, БНД 130/200; нефтяные (БН) — четырех марок: БН 60/90, БН 90/130, БН 130/200, БН 200/300.

Буквы БНД означают «битум нефтяной дорожный», цифры-дроби 40/60, 60/90 и т.д. указывают на допустимые для марки пределы показателей глубины проникания стандартной иглы при 25 °С, косвенно характеризующие вязкость битума. Битумы марок БНД отличаются хорошим сцеплением с каменными материалами и имеют достаточно высокую пластичность при отрицательных температурах, стойки к климатическим воздействиям. Технические условия на вязкие нефтяные битумы нормированы ГОСТ 22245-90.

Вязкие нефтяные дорожные битумы применяют для приготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей, для поверхностной обработки, пропитки, а также для разжижения с целью получения жидких битумов, применяемых для приготовления холодного асфальтобетона, поверхностной обработки и для смешения на дороге и т.п.

Свойства дорожного битума обуслов­лены особенностями его состава и струк­туры. Главными показателями этого ма­териала является вязкость, пластич­ность и теплостойкость. Эти показатели взаимосвязаны. С увеличением содержа­ния масел, повышением температуры и длительности воздействия нагрузок по­нижается вязкость и возрастает пластич­ность. Смолы обусловливают вяжущие свойства битумов и дегтей, придают им пластичность, увеличивают клеящую способность. Асфальтены в битумах и свободный углерод в дегтях повышают температуру размягчения и твердость.

Вязкие битумы относятся к той или иной марке на основании трех основных показателей: глубины проникания иглы, температуры размягчения и растяжимости. Глубина проникания иглы и растяжимость нормируются при двух температурах: 25 °С и О °С.

 Показатели качества вязких дорожных битумов марки БНД

    

Наименование показателя

БНД

200/300

БНД 

130/200

БНД 

90/130

БНД

60/90

БНД

40/60
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С201-300131-20091-13061-9040-60
при 0°С45352820

13

Температура размягчения по кольцу и шару, °С, не ниже:3539434751
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С65605040
при 0°С2064,23,5
Температура хрупкости, °С, не выше:-20-18-17-15-10
Температура вспышки, °С, не ниже:200220220220220
Сцепление с мрамором или пескомВыдерживает по контрольному образцу №2
Изменение температуры размягчения после прогрева, °С, не более:87666
Индекс пенетрации:+1-1-1-1
Содержание водорастворимых соединений, %, не более:0,2

0,2

0,30,30,3

Битум БНД 200/300 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом,а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумоминеральных щебеночных гравийных смесей.

Битум БНД 130/200 применяется для поверхностной обработки покрытий в районах с умеренным климатом, для пропитки щебеночных покрытий в районах с холодным и умеренным климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с холодным климатом.

Битум БНД 60/90 применяется для пропитки дорожных щебеночных покрытий в районах с теплым климатом, для приготовления горячих асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с теплым климатом.

Битум БНД 40/60 применяется для приготовления  асфальтобетонных и битумоминеральных смесей в районах с летними температурами >30°C.

Показатели качества вязких дорожных битумов марки БН

Наименование показателя

БН

200/300

БН

130/200

БН

90/130

БН

60/90
Глубина проникания иглы в битум, 0,1 мм:
при 25°С:201-300131-20091-13061-90
при 0°С:
Температура, °С:
размягчения, не ниже33374045
то же после прогрева, не выше:
хрупкости, не выше:8766
вспышки, не ниже:200220220220
Растяжимость, см, не менее:
при 25°С:706050
при 0°С:
Испытание на сцепление с мрамором или песком:выдерживает по контрольному образцу №2
Содержание водорастворимых соединений, %, не более:
Индекс пенетрации:+1-1,5-1,5

нефтяные и дорожные технические характеристики

Битум – незаменимая составляющая строительства. Благодаря своим уникальным характеристикам, битум надежно закрепился в строительной промышленности. Его практичность, долговечность и дешевизна не оставляют ни единого шанса альтернативным стройматериалам.

Характеристики битума

Битум – это асфальтоподобный материал, полученный искусственным образом. Является итоговым продуктом переработки натуральных битумов, остатков после обработки угля, нефти, сланцевых смол и торфяных экстрактов.

В зависимости от составляющих и характеристик различают несколько разновидностей битума:

  • Природный/натуральный битум – является побочным материалом при добыче нефтепродуктов из разнообразных горных пород. Характеризуются высокой устойчивостью к воздействию кислот, щелочей, воды.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki
  • Строительный битум – продукт нефтяной перегонки и смешивания с разнообразными строительными компонентами (остатками маслопроизводства, асфальтом и пр.). Для работы с кровельными материалами и для высотных работ обычно используется битум марки БНК 45/180, БНК 45/90, БНК 90/40 или БНК 90/30. Характеризуются высокой устойчивостью к намоканию и воздействию высоких температур. По сравнению с кровельными битумами, строительные имеют большую сопротивляемость возгоранию.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-1

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-1
  • Дорожный битум – самый востребованный вид битумов. Основные марки дорожного битума: БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БНД 130/200 и БНД 200/300. Характеризуется большим коэффициентом пенетрации (проникновения в среду). Битумы с большими показателями пенетрации актуальны для северных районов, с меньшими – для южных.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-2

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-2

Характеристики битумов постоянно изменяются и совершенствуются. Так, для того чтобы улучшить качества этого стройматериала, в него добавляют различные искусственные добавки, которые направленно усиливают те или иные характеристики. Как правило, такие химические ингредиенты позволяют повысить сопротивление резким перепадам температур, холоду или жаре.

Основные характеристики, по которым можно оценить качество битума:

• растяжимость,

• показатели температуры по хрупкости,

• показатели температуры по размягчению,

• уровень пенетрации.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-3

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-3

Соответственно, химические добавки для битумов направлены на улучшение этих характеристик. Цена битума напрямую зависит от качества и целевого применения стройматериала. Оптимизированные марки, устойчивые к большим нагрузкам и обладающие хорошей растяжимостью, будут стоить дороже. Как правило, все необходимые показатели отражены на маркировке битума.

Применение битума

Разновидность битума определяет сферу его применения в строительстве.

Природный битум

Сегодня строительный или дорожный битум пользуется большой популярностью. Но не смотря на очевидное превосходство искусственного битума в массовом строительстве, натуральный или природный битум активно применяется в других промышленных отраслях.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-4

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-4

Натуральный битум с особыми характеристиками (неокисленный состав) очень популярен для строительства дорог в западных странах. Неокисленный качественный битум можно производить только на оборудовании нового поколения.

На Западе имеется масса подобных производств, чем и объясняется разница в востребованности природного битума на территории постсоветского пространства и в западных странах. Прочувствовать эту разницу может каждый автомобилист, сравнив качество дорожного полотна.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-5

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-5

Дорожный битум

Дорожный битум прекрасно зарекомендовал себя при работе в самых тяжелых и неблагоприятных условиях. Он отлично выдерживает большие нагрузки, что и делает его идеальным материалом для строительства дорожного покрытия. Он широко применяется в изготовлении асфальтобетона и асфальта.

В качестве составляющего асфальтных покрытий, дорожный битум выполняет функцию связующего компонента, удерживая все ингредиенты вместе. Благодаря его отличительным характеристикам щебень, речной песок и остальные ингредиенты асфальтовой смеси образуют прочную однородную массу.

Плотность битума разделяет его на два вида:

  • вязкий,
  • жидкий.

Вязкий битум актуален в роли вяжущего средства для строительства или ремонта дорог. Жидкий битум используется для увеличения сезона постройки дорожного покрытия.

Качество и долговечность дорожного покрытия во многом зависит от характеристик дорожного битума и степени его соответствия нормам ГОСТа. Использование высококачественных материалов значительно повышает сроки эксплуатации дорог, позволяет избежать появления трещин, выбоин и подобных дефектов. Купить битум высокого качества можно у завода-производителя или у прямых поставщиков.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-6

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-6

Строительный битум

Без строительного битума не возможна ни одна работа по заливке фундамента, кровельные или ремонтные манипуляции. Строительный битум получается в процессе переработки нефти и бывает двух видов: твердый и жидкий.

  • Твердую разновидность битума удобно транспортировать, но она требует разогрева на месте проведения строительных работ. Размягчение твердых слитков осуществляется при помощи специального оборудования – битумоварок. Температура битума должна быть довольно высокой, чтобы успешно применять его для строительства кровли или гидроизоляции.

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-7

bitum-neftyanye-i-dorozhnye-texnicheskie-xarakteristiki-7
  • Жидкий битум требует специальных условий транспортировки – он доставляется на место проведения строительных работ в специальной машине-битумовозе, приспособленной для транспортировки темных нефтяных продуктов. Особенность жидкой разновидности битума в том, что ее необходимо использовать в максимально сжатые сроки. Он применяется для заделки швов на зданиях, изготовления битумных мастик и кровельных работах.
Смотрите также:
  • Кладка печной трубы своими руками
  • Каким материалом можно обшить фасад дома?
  • Как правильно подобрать мебель для спальной?
  • Что из себя представляют торговые стеллажи?
  • Что из себя представляет наливной пол?
  • Технология штукатурки газобетона
  • как выбрать в зависимости от условий эксплуатации

    дорожный битум

    Основная сфера использования дорожного битума — строительство и ремонт дорог и аэродромных покрытий. Его используют в качестве связующего компонента при производстве асфальта и асфальтобетона. Благодаря битуму под действием кислорода, ультрафиолета, адсорбции каменным материалом, высоких температур из асфальта испаряются низкокипящие фракции, а высокомолекулярные соединения уплотняются. За счет этого покрытие становится прочным.

    Чтобы обеспечить удобство укладки и гарантировать хорошие эксплуатационные характеристики битума, для разных климатических зон рекомендуется применять разные марки. Они могут отличаться:

    • вязкостью;
    • пластичностью;
    • показателями температуры битума по хрупкости;
    • плотностью;
    • пенетрацией;
    • температурой размягчения;
    • наличием специальных добавок.

    Наиболее широкое применение нашли два вида дорожного битума — вязкий и жидкий. Рассмотрим каждую разновидность подробнее.

    Основные особенности жидкого битума 

    Жидкий битум при температуре 25 °С имеет своеобразную текучую консистенцию, за счет чего его можно применять при проведении строительных работ и в нагретом состоянии, и в холодном (при температуре 15-20 °С). Со временем под воздействием атмосферных воздействий состав загустевает. В зависимости от того, как быстро формируется структура жидких битумов, их подразделяют на два класса:

    • среднегустеющие (СГ) — получают путем разжижения вязкого битума жидкими нефтепродуктами, такими как бензин, лигроинин и т.д.;
    • медленногустеющие битумы (МГ и МГО) — производятся из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов (мазут, смолистые нефти и т.д.).

    Жидкий битум с маркировкой СГ рекомендуют использовать для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий. Доступно устройство оснований во всех климатических зонах. Медленногустеющий битум подойдет для получения холодного асфальтобетона и укладки покрытий облегченного типа во II-V климатических зонах.

    Вязкий дорожный битум 

    Вязкие битумы применяют для изготовления горячих, теплых и холодных асфальтобетонных смесей. Наиболее широко используемыми являются марки БНД и БН. При этом именно БНД — битум нефтяной дорожный — является специализированным составом, используемым для укладки дорожных покрытий. Марки БНД будут иметь более высокую температуру размягчения, более низкую температуру хрупкости, большие значения пенетрации, чем БН. У битума нефтяного дорожного более строгие требования к термостабильности, поэтому марки БНД чаще выбирают для дорожных работ. Соотношение физико-химических показателей битума нефтяного дорожного обеспечивает покрытию наибольшую морозостойкость, трещиностойкость, устойчивость к сдвигам и воздействию влаги.

    В зависимости от таких характеристик дорожного битума, как вязкость, теплоустойчивость и пластичность, выделяют пять марок БНД. У каждой есть приоритетная сфера использования:

    1. Битум БНД 200/300 — используется в регионах с холодным климатом, для приготовления теплых асфальтобетонных смесей.
    2. Битум БНД 130/200 — используется для поверхностной обработки покрытий в областях с умеренным климатом, изготовления горячих асфальтобетонных смесей, пропитки щебеночных покрытий в регионах с холодным и умеренным климатом.
    3. Битум БНД 90/130 — универсальная марка, которая подходит для проведения работ в холодное время года: рабочая температура от -20 до +5 °С.
    4. Битум БНД 60/90 — применяется в регионах с теплым климатом, для приготовления горячих смесей.
    5. Битум БНД 40/60 — используется исключительно в районах, где температура летом превышает 30 °С.

    Битум строительный для гидроизоляции


     

    Содержание статьи:

    .

    Что такое битум?

    Термин «битум» принято использовать в следующих значениях:

    1. генетическом – под понятие «природный битум» подпадают такие полезные ископаемые органического происхождения, как:  газ, нефть, горный деготь, смолы, мальта, горный воск, озокерит, асфальт и т.п.;
    2. аналитическом —  под битумом понимают вещества, которые извлекают из горных пород с использованием органических растворителей;
    3. техническом – вещества природного и искусственного происхождения, используемые для покрытия дорог, устройства гидроизоляции, приготовления мастик, лаков, праймеров и т.д.

    Битум может быть как природным, так и иметь искусственное происхождение. Нефтяной битум получают на нефтеперерабатывающих заводах из нефти, которую подвергают фракционной перегонке. В результате  получают светлые продукты (бензин, лигроин, керосин),  смазочные масла и др. виды нефтепродуктов. Нефтяные остатки (после отбора более легких по массе фракций)  используют в качестве сырья для производства нефтяных битумов. При атмосферно-вакуумной перегонки нефти получают остаточные битумы, при окислении нефтяных остатков — окисленные, при смешении остатков, образующихся при перегонке нефти, — компаундированные.

    Материал имеет углеводородную основу и состоит из углерода (70-98%), водорода (1-14%), кислорода (0,3-10%), серы (0,2-10%), азота (0,1-3%). Важнейшие его свойства – способность растворяться в органических растворителях (бензин, бензол, ацетон, хлороформ), способность гореть, а также высокая адгезия (способность прилипать к различным поверхностям). В зависимости от состава и назначения битум нефтяной относят к одной трех классификационных групп:

    1. жидкие – в дальнейшем подразделяются на разжиженные и остаточные;
    2. вязкие;
    3. твердые – в дальнейшем подразделяются на пластичные и хрупкие.

    .

    Области применения

    Области назначения нефтяных битумов весьма обширны:

    • дорожное строительство;
    • кровельная промышленность;
    • изоляция и гидроизоляция;
    • кабельная промышленность
    • резиновая и шинная промышленность;
    • аккумуляторы;
    • лаки и краски;
    • металлургия;
    • углебрикетное производство;
    • нефтедобывающая промышленность.

    Применение в индивидуальном строительстве

    Битум — самый распространенный материал для гидроизоляции в индивидуальном строительстве.  Свою популярность, в том числе и при строительстве погреба своими руками, этот гидроизоляционный материал получил благодаря относительной простоте применения и низкой стоимости. При строительстве погребов и подвалов его используют для устройства оклеечной гидроизоляции и склейки полотнищ гидроизоляционных материалов.

    .

    Какие марки битумов бывают?

    Использование марок битума для конкретных областей применения регламентируется соответствующими ГОСТами. Ниже дано описание основных марок:

    1. Битум нефтяной дорожный вязкий регламентируется ГОСТом 22245-90, в соответствии с которым предусмотрены следующие марки битума нефтяного дорожного (цифры дроби в марке отражают допустимые для данной марки пределы изменения показателей пенетрации при 25°С):

    Показатель

     

    Нормативное значение, в зависимости от марки

    БНД 200/300

    БНД 130/200

    БНД 90/130

    БНД 60/90

    БНД 40/60

    БН 200/300

    БН 130/200

     БН 90/130

       БН 60/90

    Глубина проникания иглы (0,1 мм):

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    — при 25 °С

    201-300

    131-200

    91-130

    61-90

    40-60

    201-300

    131-200

    91-130

    60-90

    — при 0 °С, не менее

    45

    35

    28

    20

    13

    24

    18

    15

    10

    Температура размягчения по кольцу и шару (°С), не ниже

    35

    40

    43

    47

    51

    33

    38

    41

    45

    Растяжимость
    (см), не менее:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    — при 25 °С

    70

    65

    55

    45

    80

    80

    70

    — при 0°С

    20

    6,0

    4,0

    3,5

    Температура хрупкости (°С), не выше

    -20

    -18

    -17

    -15

    -12

    -14

    -12

    -10

    -6

    Температура вспышки (°С), не ниже

    220

    220

    230

    230

    230

    220

    230

    240

    240

    Изменение температуры размягчения после прогрева (°С), не более

    7

    6

    5

    5

    5

    8

    7

    6

    6

    Индекс пенетрации

    от -1,0 до +1,0

    Oт -1,5 до +1,0

     

    Чтобы выбрать марку дорожного битума, нужно воспользоваться данными таблицы:

    Дорожно-климатическая зона

    Среднемесячные температуры наиболее холодного времени года (°С)

    Марка битума дорожного

    I

    Не выше -20

    БНД 90/130,БНД 130/200,БНД 200/300

    II и III

    От-10 до-20

    БНД 60/90,БНД 90/130, БНД 130/200,БНД 200/300

    II,III,IV

    От-5 до -10

    БНД 40/бО,БНД 60/90, БНД 90/130,БНД 130/200, БН 90/130,БН 130/200, БН 200/300

    IV-V

    Не ниже +5

    БНД 40/60,БНД 60/90, БНД 90/130,БН 60/90, БН 90/130

     

    2. Нефтяные битумы (БН), используемые для строительных работ, регламентируются ГОСТом  6617-76, в соответствии с которым установлены три марки битумов нефтяных строительных — БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10 (цифры в числителе дроби показывают температуру размягчения по «К и Ш» (кольцо и шар), а в знаменателе — указывают среднее значение пределов изменения пенетрации при 25°С):

    Наименование

    Норма для марки

    БН 50/50

    БН 70/30

    БН 90/10

    Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

    41-60

    21-40

    5-20

    Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

    50-60

    70-80

    90-105

    Растяжимость (при 25 °С), не менее

    40

    3,0

    1,0

    Растворимость (%), не менее

    99,50

    99,50

    99,50

    Изменение массы после прогрева (%),не более

    0,50

    0,50

    0,50

    Температура вспышки  (°С), не ниже

    230

    240

    240

    Массовая доля воды

    Следы

     

    БН 50/50:

    • температура размягчения: около 50 0С;
    • свойства: хорошо прилипает, легкотекучий, на ровной поверхности постепенно оплывает (растекается).

    БН 70/30:

    • температура размягчения: 70-72 0С;
    • свойства: хороша адгезия, разбивается без осколков на крупные куски; наиболее пригоден для устройства гидроизоляционных покрытий.

    БН 90/10:

    • температура размягчения: около 90 0С;
    • свойства: высокая адгезия, малочувствителен к высокой температуре,  разбивается молотком и образует осколки с блестящей поверхностью.

    С течением времени материал теряет часть входящих в него масляных фракций, в результате чего становиться  жестким, хрупким. При низких температурах также происходит потеря его эластичности, материал приобретает жесткость и ломкость.

    3. Битумы нефтяные кровельные (БНК), регламентируются ГОСТом 9548-74, в соответствии с которым установлены три марки кровельных битумов — БНК-40/180 (битум для пропитки), БНК-45/190 (битум для пропитки и получения покровного битума), БНК-90/30 (материал, для покровного слоя), в числителе дроби в марке указано среднее значение показателей температуры размягчения по «К и Ш», а в знаменателе — среднее значение показателей пенетрации при 25°С:

    Наименование

    Норма для марки

    БНК-40/180

    БНК-45/190

    БНК-90/30

    Глубина проникания иглы (при 25 °С), 0,1 мм

    160-210

    160-220

    25-35

    Температура размягчения по кольцу и шару (°С)

    37-44

    40-50

    80-95

    Температура хрупкости (°С), не выше

    -10

    Растворимость в толуоле или хлороформе (%), не менее

    99,50

    99,50

    99,50

    Изменение массы после прогрева, (%), не более

    0,80

    0,80

    0,50

    Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева (% от первоначальной величины), не менее

    60

    60

    70

    Температура вспышки (°С) не ниже

    240

    Массовая доля воды, не более

    Следы

    Массовая доля парафина (%), не более

    5,0

    Индекс пенетрации

    От 1,0 до 2,5

    .

    Как работать с битумом

    Строительные  и кровельные битумы традиционно широко  применяются в строительстве для производства гидроизоляционных и кровельных работ. Битум разогревают в котле или битумоварке до текучего состояния и в жидком виде наносят на обеспыленное основание шпателем, кистью либо разливают и выравнивают специальными гребками (раклями).

    Битум остывает очень быстро, поэтому разогрев материала производят после подготовки основания к нанесению битума.

    Разогрев битума

    производят в варочном  котле из толстого металла с плотно закрывающейся крышкой, Толщина стенок котла должна быть не менее 4 мм, так как   в тонкостенных емкостях материал будет быстро подгорать. Перед разогревом битум очищают от упаковки и раскалывают на небольшие куски, лучше делать это утром пока материал не размяк. Полученные куски укладывают в битумоварку (котел), заполняя на 2/3 объема.

    Нагрев  производят на малом огне, чтобы обеспечить постепенный и равномерный прогрев. Битум расплавляют до получения однородной массы, а при появлении на его поверхности посторонних примесей, удаляют их металлическим ситом (например, жестяной банкой с пробитыми в ней гвоздем отверстиями) на длинной палке. При разогревании материал шипит и пенится, так как выпаривается лишняя жидкость.

    Температура нагревания — от 160 до 200 °С. При температуре 160-170 °С материал можно разогревать в течение 3 часов, а при большей температуре — не долее 1 часа.  Для контроля температуры разогретого материала используют термометр со шкалой делений более  200 0С.

    При температуре свыше 220 °С свойства материала ухудшаются, так как в нем образуется кокс. Появление зелено-желтого дыма и пузырей – явный признак перегрева (происходит процесс коксования).

    При нагревании до 240 °С и более материал может легко воспламениться. В этом случае нужно немедленно закрыть крышку котла (накрыть котел листом металла), чтобы потушить огонь. Такой битум при затвердевании будет хрупким и быстро потрескается, поэтому использовать его уже нельзя.

    Битум разогревают до тех пор, пока масса не станет однородной, а ее поверхность – глянцевой, при этом от неё поднимается густой серый дым.

    Расход для гидроизоляции:

    Битум, разогретый до жидкого состояния, наносят слоем толщиной 1,5 — 2,5 мм.
    Расход  составляет 1,0 — 1,5 кг на кв.м.

    .

    Техника безопасности

    При работе с горячим битумом необходимо проявлять большую осторожность во избежание ожогов. Для предотвращения несчастных случаев, необходимо помнить следующие требования техники безопасности:

    • битумы – вещества горючие с температурой вспышки  220-300 0С;
    • минимальная температура самовоспламенения строительных нефтяных битумов — 368 0С;
    • котел для разогрева (варки) битума устанавливают на выровненной свободной площадке;
    • при огневом подогреве котла необходимо следить, чтобы жидкий битум не попал в огонь. Для этого котел устанавливают с небольшим уклоном в сторону, противоположную топке;
    • в непосредственной близости от котла располагают ящик с песком, лопаты и огнетушитель;
    • при загорании небольшого количества битума, его тушат песком, пенным огнетушителем, кошмой.  При развитии пожара разлитого на большой площади продукта, огонь тушат пенной струей;
    • в процессе варки битумных мастик соблюдают правила смешивания битумов разных марок: после закладки в котел, расплавления битума БН-Ш и прекращения образования пены можно добавлять битумы более высоких марок;
    • сухие куски битума опускают в варочный котел по борту котла, чтобы избежать брызг;
    • необходимо  следить, чтобы в варочный котел не попадала вода, снег или лед;
    • в расплавленный битум нельзя добавлять битум третьей марки. Это может привести к большому пенообразованию, в результате чего содержимое котла выплеснется;
    • котел нельзя загружать более чем на две трети его объема;
    • при работе с горячим битумом и битумными мастиками необходимо надевать брезентовые рукавицы и костюмы, а также очки и кожаные ботинки.

    Битум нефтяной строительный незаменим при устройстве гидроизоляции построенных своими руками погребов и подвалов. При покупке материала помните, что  гарантийный срок  хранения составляет один год с момента его производства.

    ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ от 25 августа 1982 года №11955-82


    ГОСТ 11955-82

    Группа Б43



    МКС 75.140
    ОКП 02 5611 0000

    Дата введения 1984-01-01

    1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерством транспортного строительства СССР

    2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 25.08.82 N 3367

    Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 6 от 21.10.94)

    За принятие проголосовали:

    Наименование государства

    Наименование национального органа по стандартизации

    Азербайджанская Республика

    Азгосстандарт

    Республика Армения

    Армгосстандарт

    Республика Беларусь

    Госстандарт Беларуси

    Грузия

    Грузстандарт

    Республика Казахстан

    Госстандарт Республики Казахстан

    Киргизская Республика

    Киргизстандарт

    Республика Молдова

    Молдовастандарт

    Российская Федерация

    Госстандарт России

    Республика Узбекистан

    Узгосстандарт

    Украина

    Госстандарт Украины



    Изменение N 3 принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 17 от 22.06.2000)

    За принятие проголосовали:

    Наименование государства

    Наименование национального органа по стандартизации

    Азербайджанская Республика

    Азгосстандарт

    Республика Армения

    Армгосстандарт

    Республика Беларусь

    Госстандарт Республики Беларусь

    Республика Казахстан

    Госстандарт Республики Казахстан

    Кыргызская Республика

    Кыргызстандарт

    Республика Молдова

    Молдовастандарт

    Российская Федерация

    Госстандарт России

    Республика Таджикистан

    Таджикгосстандарт

    Туркменистан

    Главгосинспекция «Туркменстандартлары»

    Республика Узбекистан

    Узгосстандарт

    Украина

    Госпотребстандарт Украины

    3. ВЗАМЕН ГОСТ 11955-74

    4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

    5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 3-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 5-6-93)

    6. ИЗДАНИЕ (октябрь 2009 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, утвержденными в декабре 1987 г., августе 1995 г., октябре 2000 г. (ИУС 4-88, 10-95, 12-2000), Поправкой (ИУС 1-2006)


    Настоящий стандарт распространяется на жидкие нефтяные дорожные битумы, применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий, оснований и для других целей.

    Обязательные требования к качеству продукции изложены в п.2.2 (таблица, п.4) и п.4.2.

    (Измененная редакция, Изм. N 2).

    1. МАРКИ

    1.1. В зависимости от скорости формирования структуры жидкие битумы подразделяются на два класса:

    — густеющие со средней скоростью, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (СГ) и предназначенные для строительства капитальных и облегченных дорожных покрытий, а также для устройства их оснований во всех дорожно-климатических зонах страны;

    — медленногустеющие, получаемые разжижением вязких дорожных битумов жидкими нефтепродуктами (МГ), и получаемые из остаточных или частично окисленных нефтепродуктов или их смесей (МГО), предназначенные для получения холодного асфальтобетона, а также для строительства дорожных покрытий облегченного типа и оснований во II-V дорожно-климатических зонах и других целей.

    1.2. В зависимости от класса и вязкости устанавливаются следующие марки жидких битумов:

    СГ 40/70, СГ 70/130, СГ 130/200;

    МГ 40/70, МГ 70/130, МГ 130/200;

    МГО 40/70, МГО 70/130, МГО 130/200.

    1.3. Для получения разжиженных битумов используют вязкие дорожные битумы по ГОСТ 22245 с глубиной проникания иглы не более 90.

    Фракционный состав нефтепродуктов, применяемых в качестве разжижителей:

    СГ

    МГ

    Температура начала кипения, °С, не ниже

    145


    50% перегоняется при температуре, °С, не выше

    215

    280

    96% перегоняется при температуре, °С, не выше

    300

    360


    В жидкие битумы для обеспечения требования по сцеплению с мрамором или песком, при необходимости, вводят поверхностно-активные вещества (анионные или катионные).

    2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    2.1. Жидкие битумы должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.

    2.2. По физико-химическим показателям жидкие битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице.

    Наименование показателя

    Норма для марки

    СГ 40/70

    CГ 70/130

    СГ 130/200

    МГ 40/70

    МГ 70/130

    ОКП
    02 5611 0202

    ОКП
    02 5611 0203

    ОКП
    02 5611 0204

    ОКП
    02 5611 0302

    ОКП
    02 5611 0303

    1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с

    40-70

    71-130

    131-200

    40-70

    71-130

    2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

    10

    8

    7

    8

    7

    3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

    37

    39

    39

    28

    29

    4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

    45

    50

    60

    100

    110

    5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

    Выдерживает в соответствии с контрольным образцом N 2



    Продолжение

    Наименование показателя

    Норма для марки

    Метод испытания

    МГ 130/200

    МГО 40/70

    МГО 70/130

    МГО 130/200

    ОКП
    02 5611 0304

    ОКП
    02 5611 0403

    ОКП
    02 5611 0401

    ОКП
    02 5611 0402

    1. Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с

    131-200

    40-70

    71-130

    131-200

    По ГОСТ 11503 с дополнением по п.5.3 настоящего стандарта

    2. Количество испарившегося разжижителя, %, не менее

    5

    По ГОСТ 11504

    3. Температура размягчения остатка после определения количества испарившегося разжижителя, °С, не ниже

    30

    По ГОСТ 11506

    4. Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °С, не ниже

    110

    120

    160

    180

    По ГОСТ 4333

    5. Испытание на сцепление с мрамором или с песком

    Выдерживает в соответствии
    с контрольным образцом N 2

    По ГОСТ 11508 и п.5.2 настоящего стандарта


    Примечания:

    1. (Исключено, Изм. N 1).

    2. Для жидких битумов марки МГО 70/130, вырабатываемых из бакинских нефтей, температура вспышки допускается не ниже 140 °С.

    (Измененная редакция, Изм. N 3).

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    3.1. Жидкие битумы — горючие вещества с температурой самовоспламенения не ниже 300 °С.

    3.2. При разжижении вязких битумов в открытой системе температура битума, поступающего на смешение с разжижителем, не должна превышать 120 °С.

    Перемешивание вязкого битума с разжижителем проводят инертным газом или циркуляцией.

    3.3. При работе с жидкими битумами запрещается использовать открытый огонь и курить в местах проведения работ.

    3.4. Подогрев жидких битумов следует проводить при помощи пара. Допускается использовать электроподогрев при условии хорошей изоляции нагревательных элементов.

    При сливе, наливе и применении жидких битумов установлены следующие температуры нагревания для марок:

    от 70 до 80 °С — для СГ 40/70; МГ 40/70;

    » 80 » 90 °С » СГ 70/130; МГ 70/130;

    » 90 » 100 °С » СГ 130/200; МГ 130/200; МГО 40/70; МГО 70/130; МГО 130/200.

    3.5. При производстве, сливе, наливе и отборе проб битумов применяют спецодежду, индивидуальные средства защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, утвержденными Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и Президиумом ВЦСПС.

    3.6. При загорании небольших количеств битума его тушат песком, кошмой или огнетушителем, специальными порошками; развившиеся пожары разлитого продукта на большой площади тушат пенной струей.

    4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

    4.1. Жидкие битумы принимают партиями. Партией считают любое количество битума, однородного по своим показателям качества и сопровождаемого одним документом о качестве по ГОСТ 1510 с обязательным указанием товарного знака. В документе о качестве указывают также минеральный материал (песок или мрамор), с которым проводилось испытание на сцепление.

    (Измененная редакция, Изм. N 1).

    4.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517.

    4.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания пробы от удвоенной выборки.

    Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.

    5. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

    5.1. Пробы жидких битумов отбирают по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки жидких битумов — 1,0 кг.

    5.2. Испытание на сцепление с мрамором или песком проводят по ГОСТ 11508 для жидких битумов марок МГО методом А, для марок СГ и МГ — методом Б.

    Жидкие битумы, к которым добавлены катионоактивные вещества, испытывают на сцепление с песком; жидкие битумы с анионоактивными веществами — с мрамором.

    5.3. Условную вязкость определяют по ГОСТ 11503 со следующим дополнением: пробу предварительно охлаждают до комнатной температуры, выдерживают не менее 1 ч, затем нагревают на 2-3 °С выше температуры испытаний.

    (Введен дополнительно, Изм. N 3).

    6. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

    6.1. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение жидких битумов — по ГОСТ 1510.

    По степени транспортной опасности жидкие битумы относят к 9-му классу опасности, подклассу 9.1, категории 9.12 по ГОСТ 19433.

    Жидкие битумы классов СГ и МГ следует хранить в резервуарах, оборудованных предохранительной арматурой.

    (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

    7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества жидких битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.

    7.2. Гарантийный срок хранения жидких битумов со дня изготовления должен быть для класса СГ — 6 мес; класса МГ — 8 мес; класса МГО — 1 год.


    Электронный текст документа

    подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
    официальное издание
    М.: Стандартинформ, 2009

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *