Новый бронированный камаз: Бронеавтомобили КАМАЗ – Бронеавтомобиль КамАЗ-53949

Содержание

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949

В 2013 году Камский автомобильный завод впервые представил свою новую разработку – бронированный автомобиль КамАЗ-53949. Эта машина предназначается для перевозки личного состава и грузов, а также для их защиты от стрелкового оружия и взрывных устройств. В настоящее время специалисты ведут испытания и доводку этого броневика. Ориентировочно к 2018 году планируется развернуть серийное производство новой техники в интересах министерства обороны и министерства внутренних дел.

Броневик КамАЗ-53949 представляет собой защищенный автомобиль с колесной формулой 4х4 и корпусом, защищающим от пуль и взрывных устройств. По некоторым данным, машина разрабатывается в качестве платформы, на базе которой будут строиться модификации техники для различных заказчиков. К примеру, МВД и Минобороны смогут закупать броневики в различной комплектации, с разными характеристиками и возможностями, соответствующими требованиям заказчика.

Машина КамАЗ-53949 разрабатывается с широким использованием наработок по проектам бронетехники семейства «Тайфун», реализуемым Камским автозаводом в настоящее время. По этой причине новый броневик нередко именуют «Тайфуненком». Кроме того, известно о существовании названия «Патруль-А». По некоторым данным, такое имя получила модификация броневика для внутренних войск и министерства внутренних дел.

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949 должен перевозить до двух тонн груза или до десяти человек, включая экипаж. Это сказалось на его размерах и массе. Длина машины достигает 6,4 м, ширина – 2,5 м, высота – 3,3 м. Клиренс – 433 мм. Снаряженная масса броневика составляет 13,7 т, полная – 15,7 т. Габариты и вес машины сформированы с учетом требований к грузам, перевозимым военно-транспортными самолетами и вертолетами. Броневик может транспортироваться самолетами Ил-76, Ан-124 или вертолетами Ми-26.

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949
Бронеавтомобиль КамАЗ-53949

Машина оснащается корпусом типа фургон с традиционным для такой техники размещением объемов. В передней части, внутри бронекожуха-капота, находится двигатель, а остальные объемы отданы под размещение экипажа и десанта либо грузов. Корпус соответствует 3 уровню стандарта STANAG 4569 и защищает экипаж от бронебойных пуль патрона 7.62х54R. Также обеспечивается защита от осколков артиллерийских снарядов или взрывных устройств.

Днище корпуса имеет специальную V-образную форму, предназначенную для отведения взрывной волны в стороны от обитаемого объема. Заявлена возможность спасения экипажа при подрыве 3 кг тротила под колесом или любым участком днища.

В корпусе предусмотрен набор дверей для посадки и высадки экипажа и десанта. В бортах корпуса имеются четыре двери для водителя и трех пассажиров, размещающихся в передней части машины. Еще одна дверь находится в кормовом листе. Ее должен использовать десант, размещающийся в кормовой части машины. В крыше десантного отделения предусмотрены два люка. Все двери оснащены окнами с бронестеклами. Для сохранения внутренних объемов блоки стекла помещены на внешней поверхности корпуса. Кроме того, имеются два стекла в бортах десантного отделения. Водитель располагает крупным лобовым стеклом.

Под капотом броневика КамАЗ-53949 находится дизельный двигатель американского производства Cummins 6ISBe 350 P-6 мощностью 350 л.с.. Автоматическая коробка передач поставлена американской компанией Allison. В ходовой части используется независимая гидропневматическая подвеска с автоматической подкачкой колес. Машина оснащается пулестойкими бескамерными шинами размерности 14.00 R20. По имеющимся данным, шины с пробоинами должны обеспечивать движение со скоростью до 50 км/ч и позволять проехать не менее 50 км.

Бронеавтомобиль «Тайфуненок» на шоссе должен развивать скорость до 100 км/ч. Запас хода, согласно некоторым источникам, не менее 800-850 км.

Внутри бронекорпуса машины имеются десять сидений для экипажа и десанта. Для повышения уровня защиты используются специальные «противоминные» кресла, поглощающие часть энергии взрыва под машиной. В передней части обитаемого объема располагаются водитель и командир. За ними имеются еще два места для десантников. Шесть кресел установлены вдоль бортов десантного отделения. Ввиду использования V-образного днища корпуса десантники должны сидеть лицом друг к другу. Такая посадка позволила использовать сравнительно узкую кормовую дверь.

Приборная доска броневика оборудована, что называется, по последнему слову техники. Для вывода информации используются два жидкокристаллических дисплея. Один располагается на приборной доске, над рулевой колонкой, второй – справа от руля. При этом на доске сохранены индикаторы и переключатели привычной конструкции.

Для удобства посадки в сравнительно высокую кабину на корпусе предусмотрен набор ступенек. На ранних фотографиях броневика-прототипа под бортовыми дверями находились ступеньки характерной рамной конструкции. На более поздних изображениях видно, что они были заменены широкими откидными ступеньками. Под кормовой дверью на шарнире крепится лестница. Для посадки и высадки ее нужно опускать. При этом конструкция кормовой лестницы вызывает определенные вопросы. Например, не совсем понятно, как предлагается поднимать ее после посадки экипажа и десанта в машину и опускать во время экстренной высадки. Возможно, в конструкции предусмотрены некие механизмы для подъема и опускания лестницы, однако точных данных на этот счет пока нет.

Бронеавтомобиль КамАЗ-53949

На крыше корпуса броневик КамАЗ-53949 имеет посадочное место для установки боевого модуля с дистанционным управлением. Машина может вооружаться различным стрелковым оружием, вплоть до крупнокалиберных пулеметов и автоматических гранатометов. В нынешнем состоянии «Тайфуненок» не имеет амбразур для стрельбы из личного оружия. Для самообороны и уничтожения целей, по-видимому, предлагается использовать только боевой модуль.

К настоящему времени существует только один экземпляр бронеавтомобиля КамАЗ-53949. Сейчас этот прототип проходит предварительные испытания. Кроме того, в Набережных Челнах строится еще один опытный броневик, который в дальнейшем присоединится к испытаниям. Какие-либо результаты испытаний еще не оглашались. Вероятно, испытания первого прототипа находятся на тех стадиях, когда рано подводить итоги и делать выводы.

Известно, что бронеавтомобиль КамАЗ-53949 может быть доработан по требованию тех или иных структур, желающих заказать его. Так, сухопутные войска требуют заменить гидропневматическую подвеску на пружинную, сократить количество электроники, а также принять иные меры по упрощению машины. Воздушно-десантные войска, в свою очередь, желают получить технику с возможностью десантирования с самолетов. По желанию иных структур в конструкцию могут быть внесены и другие изменения, призванные привести броневик в соответствие с требованиями заказчика.

В то время как первый прототип броневика «Тайфуненок»/«Патруль-А» находится на испытаниях, проект столкнулся с неожиданными трудностями. Одна из особенностей предлагаемой машины такова, что при определенном негативном стечении обстоятельств может поставить крест на всех работах. Дело в том, что в конструкции броневика КамАЗ-53949 широко используются зарубежные комплектующие. Двигатель и коробка передач закупаются в США, элементы подвески в Ирландии, а «противоминные» кресла поступают из Великобритании. Даже бескамерные шины закуплены за рубежом, у французской фирмы Michelin.

Таким образом, дальнейшая судьба проекта КамАЗ-53949 в определенной мере зависит от планов руководства ряда зарубежных государств. В настоящее время на фоне украинского кризиса некоторые зарубежные страны ввели санкции в отношении России. Если Вашингтон, Лондон или Париж, вдобавок к существующим санкциям, решат прекратить любое военно-техническое сотрудничество с российскими предприятиями, то новый отечественный броневик рискует остаться без некоторых важнейших комплектующих.

По имеющимся данным, к настоящему времени Минпромторг и ряд профильных предприятий подготовили программу действий, направленных на замену импортных комплектующих в новых броневиках Камского автозавода. Производство необходимых узлов и агрегатов планируется развернуть в ближайшее время. Такая новость выглядит весьма оптимистично, хотя и может стать поводом для появления вопросов. Использование новых агрегатов, таких как двигатель или трансмиссия, фактически делает из базового броневика новую машину с иными характеристиками, которая должна пройти весь цикл испытаний и доводки. Как планируется решать эту проблему – неизвестно.

В существующем виде бронеавтомобиль КамАЗ-53949 выглядит достаточно интересно. Судя по опубликованным данным, он является удобным многоцелевым транспортным средством, имеющим защиту от стрелкового оружия и взрывных устройств. Такая техника может использоваться в зонах конфликтов низкой интенсивности, а также при выполнении различных спецопераций. Кроме того, большим плюсом выглядит возможность создания различных модификаций базовой машины, приспособленных для эксплуатации в различных структурах, как в армии, так и в подразделениях МВД.

Тем не менее, не стоит забывать, что на данный момент существует только один прототип перспективного броневика, который проходит испытания на полигонных трассах. До тех пор, пока не будут проверены и подтверждены расчетные характеристики, можно будет делать только примерные предположения о дальнейшей судьбе разработки. Первый этап испытаний должен завершиться в этом году. Далее понадобится провести ряд работ, в первую очередь, по исправлению выявленных недостатков. Серийное производство и поставки новых броневиков предполагается развернуть к 2017-18 годам. Если проект не столкнется с серьезными затруднениями технического или политического характера, то подобные сроки выглядят вполне реальными. Если же понадобится проводить комплекс работ по замещению импортных комплектующих, то сроки завершения проекта и начала эксплуатации серийной техники могут заметно сдвинуться вправо.

По материалам сайтов:
http://arms-expo.ru/
http://русская-сила.рф/
http://vestnik-rm.ru/
http://wroom.ru/
http://twower.livejournal.com/

Бронеавтомобили КАМАЗ

— Когда состоятся государственные испытания модульного «Тайфуна»?

— Государственные испытания начнутся в январе и продлятся до сентября 2015 года. За этот период запланировано провести полный цикл Государственных испытаний и при положительных результатах испытаний принять автомобили на снабжение Вооруженных Сил России.
А в 2016 году запланирована уже серийная поставка промышленных партий.

— Каково предназначение «Тайфуна»? Перевозка личного состава?

— Сегодня в военном ведомстве по этому поводу споры идут. Для перевозки личного состава и его защиты, понятно. Как автомобили войсковой разведки, химической разведки, командно-штабные машины, санитарные машины, в конце концов. Но все это мы слышим не от военного ведомства, а от разработчиков. Сегодня к нам идут разработчики из других Российских компаний, которые хотят на базе этих машин создавать спецмашины. И мы от них узнаем, что на этой машине (шасси) планируется установка минометной установки, РСЗО «Град», минных заградителей и так далее.

— То есть, работы в этом направлении уже ведутся? Ранее КАМАЗ анонсировал возможную линейку специальной техники на базе «Тайфуна».

— Эта линейка, конечно же, взята нами не с потолка, а по предложениям наших партнеров. Пока на бумаге прорабатываем, но многие бы уже не отказались закупить машины и делать на их основе специализированную технику. Надеемся, что начнется массовый спрос на эти машины после завершения государственных испытаний.

— Автомобильный завод «УРАЛ» также работает над своим вариантом «Тайфуна». Не боитесь, что конкуренты могут оказаться успешнее?

— Конкурент-то всегда конкурент, поэтому опасения естественны. Для сравнения как отечественных, так и зарубежных образцов сегодня существует так называемый «показатель технического уровня», который рассчитывается по специальной методике, учитывает множество факторов, и является наиболее достоверным. Например, очень удачной оказалась компоновка наших машин, при которой «Тайфун» 6х6 получил нестандартные два передних управляемых ведущих моста. И это оказалось правильным решением главного конструктора, потому что получилась сбалансированная нагрузка на оси. Из-за этого показатели проходимости, маневренности, управляемости, устойчивости гораздо выше, чем, если бы на старой схеме остановились: два моста сзади, один управляемый передний. Передний мост бы все время тонул, изнашивалась резина, и рулевое управление тяжелее было бы. Это только один показатель, но еще есть много показателей, которые заложены в электронных системах, бортовой автоматизированной системы управления и информирования, которые следят, и облегчают работу водителя. Это ABS, системы автоматического горизонтирования, курсовой устойчивости, система автоматического выключения подвески при работе дистанционно управляемого модуля вооружения, системы автоматической блокировки межколесных и межосевых дифференциалов, системы диагностирования и др.

Бронеавтомобили КАМАЗ бронеавтомобиль, камаз

«Волки», «Рыси» и «Тигры»: какие машины используют российские военные — Армия и ОПК

Автомобили являются самым массовым транспортным средством в российской армии и используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество автомобилей различных классов. В войсках в целом их количество многократно превосходит суммарную численность всех видов другой техники.

Общий парк военной автомобильной техники в ВС РФ составляет более 410 тысяч единиц. В последние годы около 90% автопарка идет под монтаж различного вооружения и военной техники, около 10% используется как средства буксировки различных комплексов вооружения и под другие цели.

‘YouTube/Минобороны России’

По данным Минобороны России, ключевым требованием войск к автомобилю XXI века является защита экипажа и оборудования. В настоящее время в этом направлении ведутся работы в проекте «Тайфун», где воплощены в железо требования по противопульной и противоминной защищенности.

Только за последний год прошли испытания 37 образцов военной автомобильной техники, на них проведено около 540 лабораторных работ. В настоящее время ведутся 31 научно-исследовательская и 21 исследовательско-испытательная работы. 

ТАСС рассказывает о самых популярных военных автомобилях российской армии.

Новейшие бронеавтомобили «Тайфун» — семейство бронеавтомобилей повышенной защищенности. Первые образцы были представлены на показе военной техники на полигоне в Бронницах в 2011 году.

Предназначены для перевозки личного состава, а также для установки на модульные варианты различного оборудования или систем вооружений. Семейство послужит единой унифицированной платформой для «легких» бригад Сухопутных войск.

Все автомобили этого семейства имеют гидропневматические, независимые подвески, коробку-автомат, двигатели нового, революционного образца и бортовые информационные системы.

В данный момент «Тайфуны» находятся в войсках на опытной эксплуатации.

Бронеавтомобиль «Тайфун-К»

Предназначен для Сухопутных войск и ВМФ. Представляет собой бронированный автомобиль, созданный на базе шасси КамАЗа. Может перевозить до 16 человек в модуле для транспортировки личного состава воинских подразделений к месту проведения боев.

Максимальная скорость — 80 км/ч. Для него не являются препятствием склоны с углом до 23º и броды глубиной до 1,75 м (при этом водитель сидит уже по пояс в воде, а машина продолжает двигаться).

Имеет противопульную и противоминную защиту экипажа, груза, а также основных узлов и агрегатов. На машинах применена комбинированная броня, состоящая из лайнера, стальной основы и керамических броневых плит на основе керамических элементов. Лоб кабины обладает усиленным бронированием, которое обеспечивает защиту от 30-миллиметровых снарядов.

Автомобили этого семейства защищены от подрыва мины весом не менее 8 кг в тротиловом эквиваленте в любом месте под днищем и колесом.

Бронеавтомобиль «Тайфун-У»

Производится на Уральском автомобильном заводе.

Шасси автомобиля капотное, рамное, полноприводное, трехосное. Может быть использован в качестве разведывательной, командно-штабной машины, машины РЭБ/РТР или связи, санитарной машины или для ведения инженерной, радиационной, химической и биологической разведки, осуществления грузоперевозок.

«Тайфун-У» бронирован и выдерживает обстрел из снайперской винтовки и автомата Калашникова. Более того, днище машины имеет V-образную форму — стенки, расположенные под углом к земле, рассеивают ударную волну, если «Урал» наедет на мину. Большинство сидений в салоне подвешены к потолку, что снижает риск травмы при подрыве, а те, что привинчены к полу, стоят на противоминных опорах.

Коробка передач — гидромеханический «автомат» МЗКТ белорусского производства с кнопочным включением блокировки дифференциала и понижающего ряда в «раздатке». Подвеска — гидропневматическая, которая способна «поджимать» колеса при прохождении неровностей, как на Range Rover последнего поколения.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел»

Легкобронированный бронеавтомобиль, применение возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля.

Бронеавтомобиль по проходимости препятствий не уступает танку Т-80УК. Одновременно на борту «Выстрела» может находиться до 10 бойцов, включая водителя и старшего машины.

16-миллиметровая броня обеспечивает экипажу и десанту полное локальное бронирование при обстреле по 6-му классу защиты. Автомобиль рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С, при относительной влажности воздуха 98%, скорости ветра до 30 м/с, в горной местности на высотах до 4500 м.

Существует пять модификаций, для Сухопутных войск ВС РФ используется БПМ-97. В 2009 году несколько машин приняли участие в крупномасштабных учениях «Запад».

По данным из открытых источников, в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»

Специальный бронированный автомобиль предназначен для перевозки по дорогам всех категорий в различных климатических условиях и защиты личного состава.

Защищен от подрыва безоболочных взрывных устройств массой до 1 кг в тротиловом эквиваленте под днищем и взрыва гранаты Ф-1 на поверхности крыши. Внутри бронеавтомобиль может быть оснащен антиосколочной и антирикошетной защитой.

Бронеавтомобиль создан на базе агрегатов автомобиля КамАЗ с колесной формулой 6 х 6. В передней части бронекорпуса расположены две боковые распашные двери (водителя и командира), в кормовой части — две распашные двери, а в крыше — шесть люков. Лобовое стекло с электрообогревом.

Вместимость — 10 членов экипажа. Кресла десанта подвесные со встроенными амортизационными устройствами, позволяют снизить нагрузку на человека при подрыве автомобиля на мине.

Пригоден к эксплуатации по дорогам всех категорий в любых климатических условиях в диапазоне температур от –45 до +50 °С.

Автомобиль «Урал-4320»

Грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колесной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе (Россия).

Был разработан для транспортировки грузов, людей и трейлеров на всех типах дорог.

Обладает значительными преимуществами по сравнению с аналогичными автомобилями: он легко преодолевает заболоченные участки, брод до 1,5 м, канавы до 2 м, рвы, подъемы до 60%.

На сегодняшний день серия «Урал-4320» производится с дизельными двигателями ЯМЗ мощностью 230–312 л. с. экологического класса «Евро-4».

Грузовики и шасси этой линейки начали выпускать в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде. В 2014 году автомобиль «Урал-4320ВВ» с усиленной бронезащитой был представлен на выставке «Оборонэкспо».

Защищенный модульный автомобиль «Волк»

Полноприводная легкая колесная платформа модульного типа для создания бронетранспортеров, грузовиков, тягачей, шасси для ПТУР и ЗРК ближнего действия, командно-штабных, разведывательно-дозорных, медицинских автомобилей.

Автомобили ВПК-3927 «Волк» предназначены для перевозки личного состава (от 8 до 18 человек), грузов, буксирования прицепов массой до 2,5 т. Максимальная скорость — 120 км/ч.

Они не имеют цельносварного корпуса, что является важным отличием от бронеавтомобиля «Тигр». Модульное исполнение семейства является основой в создании унифицированных транспортных платформ нового поколения.

Навесная броня обеспечивает круговую защиту экипажа от всех основных видов стрелкового оружия (даже при стрельбе бронебойной пулей из винтовки СВД) и осколков снарядов.

Одна из особенностей машины — возможность изменения дорожного просвета от 250 мм до 550 мм.

Бронеавтомобиль «Рысь»

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.

Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

‘ТАСС/Минобороны РФ’

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве «Рысей» в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить «Рыси» с аналогичными машинами российской разработки, например «Тигром».

Многоцелевой армейский автомобиль «Водник»

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке «Средства спасения — 1994».

Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

«Водники» способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства «Водник» сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль «Тигр»

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

«Тигр» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. «Тигр» способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках «Тигра» имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На «Тигр» дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.

Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

В 2016 году стало известно, что на базе «Тигра» ведется разработка новой машины. «Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен», — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.

Бронеавтомобиль «Скорпион»

Бронированный автомобиль «Скорпион», вмещающий восемь человек, является многоцелевым. Он может использоваться как для транспортировки личного состава и эвакуации раненых, так и для доставки грузов, ведения разведки, проведения спецопераций, буксировки вооружения и т. д.

Машина с 166-сильным «дизелем» выполнена по колесной формуле 4 х 4 со всеми ведущими колесами, имеет полностью независимую подвеску и способна передвигаться по любому типу покрытий, демонстрируя высокую скорость (до 130 км/ч) и маневренность.

На «Скорпионы» можно устанавливать различное вооружение, включая пулеметы «Корд», КПВТ, гранатомет «Пламя». Машина оборудована защитой шестого класса от стрелкового оружия (АКМ, СВД). Также имеет днище V-образной формы, выдерживает подрыв на минах и фугасах до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Бортовой тягач КамАЗ-6350 из семейства «Мустанг»

Автомобиль КамАЗ-6350 «Мустанг» используется для транспортировки личного состава, а также сопутствующих грузов и буксировки крупных прицепов практически по всем типам местности.

Температурный интервал, в котором можно эксплуатировать КамАЗ-6350, варьируется от –45 и до +40 °С включительно. Колесная формула 8 х 8 делает его практически незаменимым для несения военной службы. Машина способна работать при любых условиях, при этом практически полностью исключены отказы и перебои.

Основные отличия машины — увеличенная грузоподъемность, а также довольно большая длина рамы транспортного средства. Все направлено на обеспечение возможности установки дополнительных модулей и других специализированных надстроек.

На базовом шасси машины монтируются многие спецнадстройки для армии: кузов-контейнер, автомобильные кухни-столовые, опытный образец ЗРПК 96К6 «Панцирь-С1» и т. д.

Автомобиль «Гусар»

Боевой автомобиль создан на базе внедорожника УАЗ. По классификации НАТО относится к классу легких штурмовых автомобилей.

На усиленной раме, размещенной внутри салона, предусмотрена установка на турели пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм и автоматического гранатомета калибра 30 мм.

Армейский внедорожник оснащен 2,5-литровым бензиновым двигателем мощностью 203 л. с. (150 кВт). Весит автомобиль 1,8 т, развивает скорость до 180 км/ч, имеет запас хода 500 км, грузоподъемность машины — 1 т.


Роман Азанов

КамАЗ-43269 — Википедия

КамАЗ-43269

КамАЗ-43269 «Выстрел» на выставке «Технологии в машиностроении» в Москве. 2012 год.
Классификация бронеавтомобиль
Боевая масса, т 10,840
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 4
Разработчик Россия НПЦ СМ МГТУ им. Н. Э. Баумана,
Россия КамАЗ
Производитель Россия Ремдизель,
Россия Муромтепловоз
Длина корпуса, мм 7240
Ширина, мм 2550
Высота, мм 2780
Тип брони противопульная
(класс защиты Бр5)
Пулемёты 1 × 14,5-мм КПВТ +
1 × 7,62-мм ПКТ,
или
1 × 12,7-мм «Корд» +
1 × 7,62-мм ПКТМ,
или
1 × 12,7-мм «Утёс»/«Корд»
Другое вооружение 1 × 30-мм АГ-17,
или
1 × 30-мм АГ-17 +
1 × ПУ ПТРК «Фагот»
Тип двигателя
Скорость по шоссе, км/ч 90
Запас хода по шоссе, км 1100
Тип подвески рессорная
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Выстрел К-43269 (БПМ-97) — российский легкобронированный бронеавтомобиль.

Применение боевой машины возможно в вариантах штабного, патрульного, санитарного, пограничного или разведывательного автомобиля, а также в качестве мобильного противотанкового или зенитного ракетного комплекса.

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном центре «Специальное машиностроение» (НПЦ СМ) МГТУ имени Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России[1]. Первым серьёзно обратил внимание на БПМ-97 директор ФПС России генерал армии А. И. Николаев. Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось, и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины[2].

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили стали использоваться для перевозки взрывчатых веществ, различных ценных грузов, а также для инкассации.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт, пробные партии машин были проданы вооружённым силам Казахстана (ВС РК) и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьёзных дефектов (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах), послуживших поводом к отказу от покупки уже произведённой второй партии машин для ВС РК. В результате, в 2008 году Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) решило выкупить данную партию броневых автомобилей[1].

После этого были созданы три доработанные единицы для государственных испытаний, по окончанию которых специально созванная межведомственная комиссия рекомендовала принять бронированную пограничную машину БПМ-97 на вооружение Пограничной службы ФСБ России. В результате, приказом директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ФСБ России) бронеавтомобиль БПМ-97 Выстрел К-43269 был принят на снабжение пограничных органов.

Вслед за ФСБ России, Минобороны России также провело ускоренные испытания Выстрел К-43269, по результатам которых приказом начальника Главного автобронетанкового управления от 14 августа 2008 года бронеавтомобиль Выстрел К-43269 принят на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России).

В 2009 году несколько машин Выстрел К-43269 приняли участие в учениях «Запад-2009»[3].

«Выстрел» собирается на заводе АО «Ремдизель» в Набережных Челнах. В броневой корпус производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4×4.

Модернизация бронеавтомобиля с установкой комплекса средств связи, вооружения и другого оборудования производится на ОАО «Муромтепловоз»[4][5].

Конструктивно БПМ-97 представляет полноприводный бронеавтомобиль с несущим сварным корпусом от Курганмашзавода. Автомобиль разделен на моторный отсек и отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего по автомобилю. При создании автомобиля использовались узлы и агрегаты серийного автомобиля повышенной проходимости КАМАЗ-4326. Применение унифицированных серийных узлов и агрегатов позволило упростить процессы производства и ремонта автомобиля, снизить стоимость автомобиля, обеспечить технический осмотр и ремонт техническими средствами, предназначенными для серийных автомобилей и шасси производства ПАО «КАМАЗ». Пробег до капитального ремонта составил 270 тыс. километров.

На БПМ-97 установлены два 125-л протектированных бака и дополнительный 20-л бак в броневом корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем, позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Также на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Особенность бронеавтомобиля Выстрел К-43269 состоит в том, что по желанию заказчика на нём может быть смонтирован боевой модуль в комплектации, выбранной из широкого ряда продукции, предлагаемой ОАО «Муромтепловоз» — производителем модулей для данного автомобиля, который осуществляет сборку машины в целом: устанавливает на изделие комплекс средств связи, вооружения и другое оборудование по требованию заказчика, исходя из чего состав вооружения бронемашины непостоянен и может быть изменён в соответствии с поставленными задачами[5].

  • Место механика-водителя

Отчётливо видны: руль, педали, приборная панель в форме торпеды, рычаг переключения коробки передач, рычаги привода стеклоочистителей, указателей поворотов, подачи звукового сигнала (клаксон), спидометр, выключатели отопления и освещения в кабине, фар и грузовой лебёдки, а также другие приборы, тумблеры и индикаторы.

Бронирование противопульное — 6 класса защиты[6] (с 2014 года соответствует классу Бр5). Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано.

Вооружение монтируется во вращающейся башне, либо в турельном исполнении (по желанию заказчика):

  • 14,5-мм пулемёт КПВТ со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ — в башенной пулемётной установке БПУ-1;
  • различные варианты комплекса вооружения в унифицированных башенных пулемётных установках (БПУ)[5]:
    • 12,7-мм пулемёт «Корд» со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ — в БПУ типа МА7[7][8] или МА8[9],
    • 12,7-мм пулемёт НСВТ — в БПУ 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149)[11],
    • 2 × 12,7-мм пулемёта «Корд» — в БПУ МА9[12],
    • 7,62-мм пулемёт ПКТМ — в БПУ МА3[13];
  • 12,7-мм пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» или «Корд» на турели — в безбашенной модификации бронеавтомобиля.

На различных вариантах башен возможна дополнительная установка 30-мм автоматического гранатомёта (АГ): АГ-17 «Пламя» — на БПУ МА7-02[8], МА8[9] и 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149)[11], или АГ-30 — на БПУ МА3[13], а также противотанкового ракетного комплекса (ПТРК): 1 пусковой установки (ПУ) ПТУР «Фагот» — на БПУ 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149)[11], или 4 ПУ ПТУР «Конкурс» — на БПУ МА3[13]. На бронеавтомобилях всех модификаций возможна установка унифицированной системы отстрела дымовых гранат 902В «Туча».

Ещё одним вариантом вооружения является боевой модуль типа МБ2, включающий в себя 30-мм автоматическую пушку 2А42 со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ, а также вспомогательным вооружением: либо 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 «Пламя»[14], либо 12,7-мм пулемётом «Корд»[15], либо 2 пусковыми установками ПТРК «Конкурс»[16]. В боевом положении полная масса «Выстрела» не превышает 12 т[4][5].

На шасси бронированного Выстрел К-43269 может быть собран зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия с боевым отделением, в башне которого находится пусковая установка ЗУР «Стрела-10М»[5].

  • БПМ-97 КамАЗ-43269 — бронированная пограничная машина, базовая модификация для пограничных войск[17].
  • КамАЗ-43269 «Дозор» — модификация в варианте бронированной разведывательно-дозорной машины для сухопутных войск[17], оборудованная комплексом средств автоматизации разведки (КСАР) и комплексом БПЛА ZALA 421-08 «Стрекоза».
  • Выстрел К-43269 (модернизированный) — бронеавтомобиль поздних выпусков (после модернизации): с изменённым лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесённым воздухозаборником, установленной системой очистки воздуха и пр.
  • Выстрел К-43269 с БППУ МБ2 — модификация с боевым модулем МБ2-03 (30-мм пушка 2А42, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, 30-мм гранатомёт АГ-17)[4][5].
  • Выстрел К-43269 с ЗРК «Стрела-10М» — модификация с ЗРК «Стрела-10М»[5].

Модификации 6 × 6[править | править код]

В 2008 году КАМАЗ планировал помимо существующего двухосного броневика «Выстрел» создать аналогичные трёх- и четырёхосные машины, рассчитанные на 13 и 18 бойцов соответственно[18].

В 2009 году на форуме сайта Radikal.ru была опубликована схема 3- и 4-осных броневиков аналогичной «Выстрелу» конструкции[19], а позже появились и фотографии трёхосного броневика[20][21], предположительно называемого «Изделие 69501»[22].

В 2010 году ОАО «Краснодарский приборный завод „Каскад“» на выставке МВСВ-2010 была анонсирована машина 15М107 на базе Выстрел К-43269[23], предназначенная для дистанционного поиска и обезвреживания минно-взрывных заграждений, имеющих в своем составе электронные схемы управления[24].

В 2011 году ЗАО «Корпорация „Защита“» представила специальный бронированный автомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6×6) с использованием узлов и агрегатов серийного грузовика КамАЗ-5350 «Мустанг» и броневика Выстрел К-43269. В бронеавтомобиле 8 посадочных мест для десанта + 2 места спереди, включая водительское.[25]

  • Бронеавтомобиль Выстрел К-43269 и его модификации
  • БПМ-97 Выстрел К-43269 до модернизации, 2009 год.

  • KAMAZ-43269 Vistrel (108-28).jpg

    Модернизированный Выстрел К-43269 на демонстрационном показе в Бронницах, 2011 год.

  • KAMAZ-43269 Vistrel (108-28).jpg

    Выстрел К-43269 с боевым модулем МБ2-03.

  • Трёхосный спецбронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат» (6 × 6).

Подразделения антитеррора всех дивизий РВСН оснащены бронеавтомобилями Выстрел К-43269 на 3 мая 2013 года сообщил журналистам официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Игорь Егоров[26].

На январь 2017 года в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации[27].

Кроме ВС РФ и Пограничной службы ФСБ России, довольно большое количество Выстрел К-43269 в невооружённой модификации было приобретено Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН России) для вооружения её спецподразделений. В настоящее время «Выстрелы», вместе с другими типами спецавтомобилей, состоят на вооружении большинства отделов специального назначения (ОСН) ФСИН России[28][29].

На базе БПМ-97 была разработана плавающая разведывательная машина «Выдра», созданная по предложению командующего ВДВ. Существование разработок по данной теме подтвердил в своих статьях в журнале «Новый оборонный заказ» главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана к. т. н. С. Д. Попов[30].

Параллельно, под руководством директора программы «Специальные автомобили» ПАО «КАМАЗ» Р. А. Азаматова, ведётся разработка по теме «Бронеавтобус» 6 × 6 (бронешасси «Воин») на узлах и агрегатах шасси «КАМАЗ».

  • Николай Мордовцев. «Выстрел» грянет… // За рулём : журн. — 2006. — № 2 (февраль). — С. 134—136. — ISSN 0321-4249.
  • Попов С. Д., к. т. н., главный конструктор Научно-производственного центра «Специальное машиностроение» МГТУ им. Н. Э. Баумана. Потенциальные возможности // Новый оборонный заказ. Стратегии : журн. — 2010. — № 2 (9).
  • URIADNIK. Он же «Выстрел», он же «Дозор», он же БПМ-97, он же КамАЗ-43269, он же «Булат». Часть 1 (неопр.). Блог-платформа «LiveJournal» (23 декабря 2015). Дата обращения 20 марта 2018.
  • URIADNIK. Он же «Выстрел», он же «Дозор», он же БПМ-97, он же КамАЗ-43269, он же «Булат». Часть 2 (неопр.). Блог-платформа «LiveJournal» (25 декабря 2015). Дата обращения 20 марта 2018.
  • Денис ‘TWOWER’ Мокрушин. КАМАЗ-43269 «Выстрел» (неопр.). Блог-платформа «LiveJournal» (10 августа 2011). Дата обращения 20 марта 2018.
  • АО «Ремдизель».
  • ОАО «Курганмашзавод».
  • Army Guide.
  • Фотографии Выстрела, используемого в спецподразделении ФСИН России.
  • Фотографии модернизированного Выстрела К-43269 на демонстрационном показе в Бронницах.
  • Фотографии модернизированного Выстрела К-43269 на выставке Интерполитех-2011.
  •  Выстрел К-43269 (БПМ-97) на полигоне ЛНР, начиная с 36.
  •  Выстрел К-43269 (БПМ-97) захваченный Исламским Халифатом.
⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе Российской Федерации

АРМИЯ-2019. Военная автотехника: новый призыв

В подмосковном КВЦ «Патриот» состоялся очередной международный военно-технический форум «АРМИЯ-2019». Мы традиционно прошлись вдоль рядов выстроившейся в его обширнейшей экспозиции боевой и транспортной техники, знакомясь с новыми моделями автомобилей. Таких оказалось немало!

Перейдя под крыло концерна «Алмаз-Антей», занимающегося производством зенитного вооружения, Брянский автозавод получил второе дыхание: с каждым годом на форум «АРМИЯ» приезжает все больше как боевых, так и вспомогательных армейских машин, разработанных на базе брянских шасси повышенной проходимости. Вот одна из них: унифицированный наземный модуль помех 1Л269Э, предназначенный для радиоэлектронного подавления радаров противника. В качестве шасси использован БАЗ-6910 с колесной формулой 8х8.

А вот четырехосник БАЗ-6910 в качестве шасси пусковой установки новейшей зенитно-ракетной системы С-350 «Витязь», для которой «АРМИЯ-2019» стала местом официальной премьеры. В едином пакете здесь скомпонованы 12 пусковых ракетных стволов. «Витязь» ведет огонь по самолетам и вертолетам противника на максимальную высоту и максимальную дальность, соответственно, 30 и 60 км. Время развертывания зенитно-ракетного комплекса С-350 «Витязь» не превышает 5 мин.

Главная новинка от Брянского автозавода – дебютировавшее на форуме «АРМИЯ-2019» корпусное шасси для размещения вооружения зенитно-ракетного комплекса ближнего радиуса действия «Тор-М2». В Российскую армию этот комплекс поступает на гусеничных шасси, а вот многие зарубежные заказчики, особенно с Ближнего Востока, предпочитают колесную ходовую часть. Поэтому им «Торы» экспортируют на корпусном шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922. Теперь этот комплекс получил отечественное шасси, причем не с тремя, а четырьмя осями, что повысило его грузоподъемность и проходимость.

Пока о новом корпусном шасси Брянского автозавода информации совсем немного. Оно имеет бронирование кабины и полноприводную трансмиссию. Управляемыми сделаны две пары передних колес. Габаритные размеры 11,0х3,15х2,5 м, дорожный просвет 400 мм. Подвеска всех колес независимая, судя по всему, пружинно-торсионная. Двигатель развивает 530 л.с., обеспечивая машине максимальную скорость 80 км/ч. Новый зенитно-ракетный комплекс, рассчитанный на поражении воздушных целей на высоте и дальности, соответственно, 12 и 16 км, получил официальное название БМ 9А331М.

«Мотовозы» приняты на снабжение и уже поступают в войска: на форуме «АРМИЯ-2019» на базе нового уральского шасси семейства «Мотовоз-М» можно было увидеть сразу несколько специальных машин самого разного назначения. Автомобили повышенной проходимости «Мотовоз-М» по сути представляют собой дальнейшее развитие семейства 4320, имея аналогичную ходовую часть с зависимой подвеской и мостами собственного производства завода.

Главное отличие «Мотовоз-М» от классических грузовиков завода – кабина, полностью соответствующая современным требованиям российского министерства обороны. Она каркасно-панельная: металлический каркас с навешенными на него пластиковыми панелями. Элементы капота тоже изготовлены из пластика. Так что для «Мотовоз-М» не потребовалось закупать дорогостоящую штамповую оснастку! Вызывает некоторое удивление оснащение «Мотовоз-М» устаревшими ярославскими V-образными «восьмерками», а не более современными ЯМЗ-536: видимо, выбор в их пользу сделан по причине полной локализации и сравнительно невысокой себестоимости.

В прошлом году на «АРМИИ» дебютировала двухосная 8-местная бронемашина «Урал-53099», созданная на основе ходовой части модели 43206, но с применением современного ярославского дизеля ЯМЗ-536 мощностью 312 л.с. А в этом году на ее базе представлено шасси «Урал-53095» с двухместной защищенной кабиной. Защита более чем серьезная: при возможности перевозить в бортовой платформе 3 тонны груза полная масса автомобиля при габаритной длине всего 6,5 м достигает 14,5 тонн. Предусмотрена буксировка прицепа массой до 5 тонн.

На армейские уральские грузовики с односкатной ошиновкой начали устанавливать так называемые тактические колеса, то есть колеса, способные обеспечивать возможность движения автомобиля даже при проколе или пробитии шин. Такое колесо включает в свою конструкцию расположенный внутри шины алюминиевый облегченный диск и трехсегментную композитную вставку. Размерность колеса 20х10, максимальная скорость при движении на вставке 90 км/ч, дальность – 50 км с возможностью при необходимости увеличения до 100 км.

Если на «АРМИЯ-2018» модернизированный «Тигр» дебютировал в желтой «пустынной» расцветке, то в этом году он предстал в черном цвете. Напомним, что модернизация внедорожника заключается в более защищенном капоте, теперь получившем частичное бронирование, в применении отделенных от основного корпуса передних крыльев, которые не препятствуют распространению взрывной волны при наезде на мину, а также в использовании камер кругового обзора. Кроме того, показанная в этом году модификация доработанного «Тигра» по желанию зарубежного заказчика получила зарешеченные окна, круговую защиту для стрелка вокруг верхнего люка, а главное – автоматическую гидромеханическую коробку передач.

Модернизированный «Тигр» в экспортном варианте оснащен автоматической гидромеханической коробкой передач китайского производства с шестью диапазонами, которую производит компания Fast Gear. К сожалению, отечественная промышленность автомобильных гидромеханических коробок передач не производит. Никаких.

На форуме «АРМИЯ-2019» впервые показали преемника «Тигра», разработанный компанией «ВПК» четырехосный бронеавтомобиль АМН-2 «АТЛЕТ». Он создан с использованием ходовой части и трансмиссии предшественника, но значительно доработан с учетом опыта его применения. По сути, получилась новая машина. Какие главные отличия «Атлета» от «Тигра»? Если у последнего бронезащита капота, и то частичная, появилась лишь в модернизированной версии, то у «Атлета» она полная, выполненная на более серьезном уровне. Кроме того, «Атлет» на порядок лучше защищен от последствий наезда на мину – должен выдержать подрыв 6 кг тротила под колесом против 0,6 кг у «Тигра». Естественно, из-за усиления защиты новый бронеавтомобиль потяжелел, прибавив 700 кг – его полная масса достигла 9 тонн.

В отличие от утилитарной передней панели в кабине «Тигра», его преемник «Атлет» получил пусть тоже упрощенную, но уже вполне цивильную переднюю панель. Механизмы блокировки межосевого и межколесных дифференциалов включаются кнопками на центральной консоли. Увы, трансмиссия «Атлета» механическая, поэтому переключение ступеней коробки передач осуществляется водителем – для полностью локализованной в соответствии с пожеланиями российского Минобороны техники отечественную автоматическую коробку передач взять негде за полным отсутствием таковой.

Все сиденья в кузове «Атлета» выполнены на подрессоренном подвесе (включая подножки) – это убережет водителя и пассажиров от серьезных травм при подрыве машины на мине. В сравнении с «Тигром» внутренняя компоновка «Атлета» выглядит более эргономично и рационально.

Новая разработка компании «ВПК»: бронированный автомобиль многоцелевого назначения на базе ходовой части модели 43206, получивший обозначение «ВПК-Урал». Под капотом – современный дизель ЯМЗ-536. Габаритные размеры: 6500х2550х2800 мм. Класс защиты обитаемого отделения – третий.

Интерьер кабины «ВПК-Урал» получил весьма качественную и вполне современную приборную панель – с такой отделкой машину не стыдно демонстрировать самым придирчивым зарубежным заказчикам! Впрочем, скорее всего именно для них «ВПК-Урал» и предназначен – справа от сиденья водителя виден селектор управления ГМП  Allison: экспортный вариант! А российским силовым структурам скорее всего  придется довольствоваться опцией в виде механической 5-ступенчатой КПП. Единственное замечание к эргономике кабины: нет удобных поручней, чтобы надежно ухватиться при посадке и высадке через проем передних дверей.

В десантном отделении «ВПК-Урал» установлены амортизирующие сиденья для восьми бойцов. Еще четыре таких же сиденья расположены в передней части салона – они развернуты по ходу движения. Общая вместимость машины – 11 человек плюс водитель.

Принятая на снабжение специальная полицейская машина ВПК-3924 «Медведь» в этом году получила небольшие внешние изменения. Экипаж включает 8 бойцов и водителя. Главное отличие «Медведя» от близкого по характеристикам и назначению «ВПК-Урал» – полностью независимая подвеска, обеспечивающая повышенную динамику при движении по бездорожью. Правда, коробка передач здесь не с автоматическим, а с ручным переключением – то есть силовая линия полностью отечественного производства.

Разработанный заводом «Ремдизель» из Набережных Челнов тяжелый четырехосник с бронированной кабиной «Торнадо К-53958» на форуме «АРМИЯ-2018» демонстрировали в варианте шасси, а в этом году его показали уже в варианте седельного тягача, способного работать в составе автопоезда массой до 106 тонн. При снаряженной массе 21,7 тонны допустимая нагрузка на его седельно-сцепное устройство составляет 20 тонн, а допустимая масса буксируемого полуприцепа – 85 тонн. В моторном отсеке установлен новый отечественный рядный 6-цилиндровый дизель мощностью 600 л.с., с которым по-прежнему агрегатирована китайская ГМП. Интересно, что подвеска «Торнадо К-53958» зависимая, с неразрезными мостами, при этом в качестве упругих элементов использованы пружины.

Новейшее четырехосное шасси «Торнадо К-53958» получило первую надстройку, да какую! На форуме «АРМИЯ-2019» четырехосник с бронекабиной дебютировал в качестве передвижного ракетно-пушечного зенитного комплекса ближнего действия «Панцирь-СМ». Видимо, защитить водителя и экипаж от обстрела во время марша или стоянки было решено после его применения в Сирии, то есть в районе активной борьбы партизанскими методами. Предельная высота поражения целей комплексом «Панцирь-СМ» составляет 15 км, предельная дальность поражения – 40 км.

Один из самых распространенных отечественных армейских грузовых автомобилей повышенной проходимости, трехосный полноприводник из семейства «Мустанг», на форуме «АРМИЯ-2019» предстал в модернизированном исполнении. Причем модернизация весьма серьезная! «Мустанг М 5350» получил кабину, унифицированную с гражданскими грузовиками этой модели как по внешнему, так и по внутреннему оформлению, прямые лонжероны рамы, новую «раздатку», более современные светодиодные фары, пневмоподвеску сидений, повысившие плавность хода передние рессоры увеличенной до 1800 мм длины, тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров, а также более современную модификацию дизеля. Кроме того, грузовик стал на тонну грузоподъемнее – предельная масса перевозимого груза теперь составляет 7 тонн.

Двигатель армейского «Мустанг М 5350» теперь мало отличается от двигателя гражданской модификации этого грузовика-внедорожника. Он получил систему впрыска топлива Common Rail с электронным управлением, один турбокомпрессор вместо двух, электронное управление оборотами. Все это позволило увеличить максимальную мощность классической V-образной «восьмерки», которая у трехосного «Мустанга» теперь составляет 300 л.с. Повышена и мощность генератора, который вместо прежних 2 кВт выдает 3-4 кВт.


Интересное от редакции:

06.09.2018 в 08:54

армейский автомобиль, АРМИЯ 2019, АРМИЯ-2019, Внедорожник, военная техника, военные автомобили, военный грузовик, ВПК, выставка военной техники, КАМАЗ-5350, Мустанг-5350, КАМАЗ 6х6, КАМАЗ Мустанг, а, Ремдизель, РД, К-53958, танковоз, модернизированный Мустанг, Мустанг М-5350

28.08.2017 в 05:15

24.07.2017 в 05:00

09.09.2016 в 08:00

26.08.2015 в 22:17

18.06.2015 в 12:13

Читайте также:

24.11.2014 в 18:45

армейский автомобиль, АРМИЯ 2019, АРМИЯ-2019, Внедорожник, военная техника, военные автомобили, военный грузовик, ВПК, выставка военной техники, КАМАЗ-5350, Мустанг-5350, КАМАЗ 6х6, КАМАЗ Мустанг, а, Ремдизель, РД, К-53958, танковоз, модернизированный Мустанг, Мустанг М-5350

03.12.2014 в 08:38

07.10.2016 в 07:30

01.12.2014 в 21:27

04.12.2014 в 09:02

24.12.2014 в 07:16

09.12.2014 в 12:04

05.12.2014 в 13:36

20.05.2019 в 05:00

11.12.2014 в 07:58

КАМАЗ-43269 «Выстрел»

КАМАЗ-43269 "Выстрел"
Бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 (КамАЗ-43269) разработана открытым акционерным обществом «Камский автомобильный завод» совместно с ООО «Центр технического сотрудничества при МГТУ им. Баумана» в соответствии с утвержденным тактико-техническим заданием (ТТЗ) от 06 октября 1996 года. Производство корпусов для БПМ-97 было налажено на ОАО «Курганмашзавод». Сама же бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 собиралась на дочернем предприятии ОАО «КАМАЗ» ЗАО «Ремдизель».

Межведомственная комиссия, назначенная приказом Пограничной службы ФСБ России провела Государственные приемочные испытания и утвердила конструкторскую документацию, доработанную по результатам государственных испытаний, для серийного производства.

В ходе выполнения работ была разработана конструкторская документация на КАМАЗ-43269, в том числе, на бронекорпус линейной машины (без башни) и корпус с башенным боевым отделением; изготовлены один макетный (небронированный) и 3 опытных бронированных образца; проведены заводские и приемочные испытания и оценка защитных свойств отстрелом одного образца; проведена сертификация машин на соответствие ПДД и международным требованиям и получено от Госстандарта Одобрение Типа Транспортного Средства.

Решением межведомственной комиссии рекомендовано принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97

Приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

«Выстрелы»

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

2.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

3.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

4.

Разведывательно-патрульная машина «Дозор» на базе «Выстрела» с различными вариантами вооружения

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

5.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

6.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

7.

На достигнутом результате ОАО «КАМАЗ» не планировало завершение работ по данной тематике. В период с 2005 по 2008 году за счет собственных средств ОАО «КАМАЗ» была реализована корпоративная программа, предусматривающая модернизацию двухосного автомобиля типа 4х4 и создание модификаций колесной формулы типа 6х6, 8х8 в рамках согласованного ГАБТУ МО тактико-технического задания.
В связи с наступившим в 2008 году мировым финансовым кризисом, для оптимизации и сокращения затрат ОАО «КАМАЗ» работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 приостановлены на этапе проведения испытаний опытных образцов и на сегодняшний день, учитывая начало работ по ОКР «Тайфун», продолжение работы по автомобилям колесной формулы типа 6х6, 8х8 оценено как нецелесообразные.

Совместным с ГАБТУ МО РФ Решением «О порядке организации работ по оценке соответствия бронированного полноприводного автомобиля КАМАЗ- 43269 (проект «Выстрел») требованиям Министерства обороны Российской Федерации» было принято решение о проведении ускоренных Государственных испытаний опытного образца защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 .
Целью испытаний были проверка и подтверждение соответствия тактико-технических и эксплуатационных характеристик опытного образца автомобиля КАМАЗ-43269 требованиям ТТЗ в согласованном объеме и выдача рекомендаций о возможности принятия защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Был разработан и создан опытный образец защищенного автомобиля КАМАЗ-43269 для поставки Минобороны РФ. С целью оптимизации конструкции корпуса и экономии финансовых средств корпус на защищенный автомобиль был изготовлен на ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

8.

После проведения Государственных испытаний была создана межведомственная комиссия по рассмотрению результатов испытаний и изменений конструкторской документации, по результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Преодоление рва с водой (Бронницы)

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

9.

Стрельбы на испытаниях

В рамках модернизации (конструкторских изменений) базового шасси КАМАЗ-43269 по результатам войсковой эксплуатации и типовых испытаний внесен ряд конструкторских изменений, в частности:
— Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
— Применена новая конструкция лобового стеклопакета
— Введены новые распашные люки
— Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
— Установлена ФВУ в задней части корпуса
— Введена распашная крышка кожуха ТБ
— Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
— Изменены координаты люк водителя
— Введена дополнительная защита днища
— Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
— Введена установка запасного колеса
Дополнительно:
— Изменена прокладка трубопроводов
— Отопитель вынесен из под капота
— Увеличена высота крыши на 150 мм
— Введена механическая КПП
— Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
— Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
— Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.

Модернизированный «Выстрел» выглядит так (Поскольку процесс модернизации не стоит на месте, на фото нет запасного колеса, которое располагается на месте правой кормовой двери)

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

10.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

11.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

12.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

13.

ТТХ

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

Бронирование. Заявлено, что верх корпуса держит 12.7-мм пули из пулемета НСВ, нижняя часть корпуса и корма — пули 7.62-мм из СВД.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

14.

Схемы машины

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

15.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

16.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

17.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

18.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

19.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

20.

Наглядное отображение того, что поменялось в модернизированной машине

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

21.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

22.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

23.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

24.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

25.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

26.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

27.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

28.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

29.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

30.

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

31.

Новое в защите

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

32.

Еще некоторые улучшения на видео http://www.youtube.com/watch?v=f9s9AIx21T0

Кроме того:
— вызывавшая нарекания старая лебедка заменена на более современную;
— на машине появился стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси, будет устанавливаться и на передней;
— чтобы приборы не давали ночью засвет на стекло перед водителем, что было в старых версиях, делают козырек;
— сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
— появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
— появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
— для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;
— планируется заменить нынешние отопители 1х4кВт и 1х8кВт, на 2х8кВт, сопряженных с фильтро-вентиляционной установкой.

В 90-е годы «Выстрел» разрабатывался, как машина для пограничных патрулей, что накладывает определенный отпечаток на возможности модернизации, т.е. сделать из него MRAP, например, не получится.

Испытания модернизированного «Выстрела» в горах

КАМАЗ-43269 "Выстрел"

33.

КАМАЗ Тайфун — бронеавтомобиль будущего

В первую очередь это автомобиль привлекает внимание нестандартной формой кузова.


Он выполнен в форме шестигранной гайки, с V – образным дном. Причем снабженный композитной керамоброней, что в сочетании с нестандартной формой днища дает возможность выдерживать взрывы до 8кг в тротиловом эквиваленте. Таков он – КАМАЗ Тайфун, презентованный заводом с Набережных Челнов в 2011 году.

КАМАЗ «Тайфун»

Появление семейства «Тайфун»

История этих автомобилей начиналась еще в начале восьмидесятых, когда партия и правительство поручили союзным предприятиям военно – промышленного комплекса разработать унифицированную линейку бронированных грузовых автомобилей – большегрузов для перевозки воинских подразделений специального назначения.

В центр, некогда секретной, программы разработки, получившей название “Гараж”, попали, в первую очередь, конечно же Маз, Камаз и Ульяновский автозавод. Предполагалось, что бронированные грузовики, разработанные по этой программе, будут с унифицированными, взаимозаменяемыми узлами.

Развал страны поставил крест на “Гараже”, однако определенные наработки, приобретенные в конце восьмидесятых, понадобились уже в 2010 году, когда правительство России вернулось к идее разработки и производства бронированных автомобилей для десантных спецподразделений. Что поделать, военная теория потерпела серьезные изменения, и мобильности и защищенности особо подготовленных и вооруженных профессиональных групп придается огромное значение.

Спецавтомобили для спецвойск

Американцы, например, уже давно производят так называемые MRAP – спецавтомобили с высокой степенью бронезащиты для своих спецвойск. Удосужились подобного подхода и войска специального назначения России. КАМАЗ «Тайфун» первая серьезная попытка сделать шаги в этом направлении.

Реализована бронезащита на уровне стандарта STANAG 4569

Планируется, что на основе нескольких разрабатываемых платформ будет выпускаться целая линейка представителей военной автомобильной техники – семейство бронеавтомобилей «Тайфун», различного назначения, различной комплектации и различного оснащения.

Техника на грани фантастики

КАМАЗ «Тайфун» планируется производить в двух вариантах – с модульным и корпусным кузовом и с центральным расположением двигателя. Двигатель ЯМЗ – 5367 с объёмом в семь тысяч кубических сантиметров в сочетании с фирменным турбонаддувом выдает мощность в четыреста пятьдесят лошадиных сил, при этом расходует всего тридцать пять литров дизтоплива на сотню.

Число мест личного состава в Тайфуне предусмотрено (в зависимости от типа кузова) девятнадцать – в корпусном и тринадцать – в модульном. Шестискоростная коробка передач вкупе с независимыми подвесками на каждое из шести ведущих колес придают КАМАЗ 63968 «Тайфун» повышенную проходимость, а регулируемая из водительской кабины система автоподкачки шин поможет не только в случае повреждения колес броневика, но и при преодолении труднопроходимых участков. Как тут не вспомнить легендарный ЗИЛ-157 в котором эта система была опробована впервые.

Главное — защита

Но главное в Тайфуне – все таки технологии бронирования и повышения живучести машины. Разработанная специалистами института Стали керамическая броня в состоянии выдержать пулю, выпущенную из крупнокалиберного пулемета Владимирова (КПВ) калибром в четырнадцать с половиной миллиметра с расстояния в двести метров – весьма и весьма приличный результат. Тем более, что используемая на Тайфунах керамоброня намного легче аналогичной бронестали.

Место водителя КАМАЗ 63968 «Тайфун»

А вот оснастить автомобиль «Тайфун» бронированными стеклами удалось не сразу, и далась эта процедура достаточно тяжело из-за проблем с поставщиками. Квадратный метр бронестекла разработанного для Тайфуна, весит триста килограмм. Не лучший показатель, но зато “держит” ту же пулю от КПВТ.

Еще более впечатляет противоминная защита, которой снабжен бронеавтомобиль. В соответствии с требованиями минобороны автомобиль выдерживает подрыв СВУ 8кг. в тротиловом эквиваленте с возможностью продолжения движения.

Конкурирующая техника

Впервые вниманию общественности КАМАЗ 63968 «Тайфун» был представлен в Астане, на выставке военной техники “Кадекс 2011”. И испытания, судя по отзывам, произвели на военных хорошее впечатление. Во всяком случае где -то через год российская армия отказалась от идеи приобретения большой партии бронированных “Iveko” предназначенных для выполнения той же функции MRAP каждый стоимостью порядка четырехсот пятидесяти тысяч евро (включая вооружение и специальную оснастку).

Причем стоит, пожалуй, упомянуть, что автомобиль «Тайфун» планировался к производству не только Камазом (классический бескапотник), но и Ульяновским автозаводом. Утверждают, что Уралы – Тайфун в достаточной степени унифицированы с Камазом, и у них достаточно взаимозаменяемых узлов и агрегатов.

В различных ипостасях

“Тайфун” предусмотрено производить в различных версиях, начиная от техники, выполняющей вспомогательные функции (пожарные машины, минные тральщики и саперные “поисковики”, понтоновозы и эвакуационные тягачи) до самых что ни на есть боевых — оперативная переброска войск специального назначения с обеспечением противоминной и стрелковой защиты.

Причем с достаточно высокой, для такого веса, скоростью в сто километров в час по твердому покрытию.

Кроме того, предусмотрены модели и модификации Тайфуна, которые будут служить передвижными пусковыми платформами для зенитно – ракетных комплексов и мобильных артиллерийских систем. Существуют проекты, на которых планируется устанавливать зенитно – ракетные комплексы С-400.

На данный момент список модификаций «Тайфун» созданных КАМАЗом выглядит так:

  • КАМАЗ-5388 — шасси с колесной формулой 4х4 предназначенное для монтажа бортового кузова, кранов, мультилифтов и другой военной техники, не требующей специальной защиты;
  • КАМАЗ-53888 модификация на основе того же 5388, но с установленной броней;
  • КАМАЗ-6396 — трехосное шасси, не предназначенное для установки бронезащиты;
  • КАМАЗ-63968 — бронированный вариант модификации КАМАЗ-6396;
  • КАМАЗ-6398 — четырёхосный вариант КАМАЗ-6396 без бронирования;
  • КАМАЗ-63988 — бронированная версия «6398». 

Современные технологии

Ну и, пожалуй, самая главная из технических новинок, примененных на «Тайфуне» – комплекс бортовой информационно – управляющей системы (БИУС), которая собирает и анализирует информацию со множества датчиков, установленных на всех основных узлах и агрегатах автомобиля и вырабатывает оптимальные опции для настроек и регулировок ходовых коэффициентов.

БИУС принимает данные с аппаратуры параметрии о углах наклона и состояния дороги, определяет режимы наибольшей эффективности работы подвески и регулировки клиренса.

Бронекапсула для личного состава КАМАЗ «Тайфун»

На самом деле достаточно много информации по “Тайфуну” не раскрыто ни в прессе, ни в официальной опубликованной документации. Скорее всего какая – то часть параметров бронеавтомобиля все еще находится на стадии разработки, и окончательных паспортных данных попросту все еще не существует.

Ведь, не будем забывать, современного опыта и наработок по противоминной защите серийных военных автомобилей в российском ВПК практически не существует. Все приходится либо перенимать, либо разрабатывать “с нуля”.

Секреты тактические

Одно можно сказать с уверенностью – современная методика ведения боевых действий предполагает применение тактики высокой мобильности групп войск специального назначения. Когда необходимо бывает перебросить группу десантников максимально оперативно – то есть, обычно бывает недостаточно времени для того, чтобы разведать подъездные пути и, следовательно, высок риск нарваться на засаду или на минированные участки дороги.

Семейство автомобилей «Тайфун»

Именно для этого и необходимы в войсках бронеавтомобили с максимально возможно высоким уровнем бронезащиты как днища, так и бортов и пассажирских отсеков. Боевой опыт Афганистана, Ирака, Северного Кавказа, когда против кадровых частей эффективно воевали с применением самодельных устройств, в силу низкой эффективности доставшейся в наследство советской техники – тому подтверждение.

Что в итоге

По заявлениям конструкторов, в автомобилях почти нет серийных элементов, все разрабатывалось и доводилось «с нуля» и будем надеяться, что наиболее удачные решения камские инженеры решатся применить и на гражданской технике.

Не зря попытки создать унифицированную автомобильную платформу для войск предпринимаются еще с советских времен. Насколько это эффективно в экономическом плане, думается, даже и говорить не стоит. Пожелаем же камазовским «Тайфунам» удачи.

Видео подборка КАМАЗ «Тайфун»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *