Кпп юмз схема: Кпп юмз-6: схема и ремонт – ЮМЗ-6: коробка передач | Подробно о тракторах и сельскохозяйственной технике

ЮМЗ-6: коробка передач | Подробно о тракторах и сельскохозяйственной технике

Коробка передач трактора ЮМЗ предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии — получения различных скоростей, а также изменения направления движения трактора.

Кроме того, коробка передач обеспечивает возможность работы дизеля при неподвижном тракторе и включенной муфте сцепления.

Конструкция

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ:

  1. Механическая
  2. Пятиступенчатая
  3. Без прямой передачи
  4. С тремя передвижными каретками и понижающим редуктором, удваивающим число передач.

В переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста установлены:

  1. Первичный
  2. Вторичный
  3. Промежуточный валы
  4. Вал редуктора.

Вал редуктора смонтирован на приставном кронштейне, закрепленном с правой стороны корпуса. На шлицах первичного вала установлена и закреплена стяжным болтом ведущая шестерня постоянного зацепления.

Вал с шестерней вращается на двух роликовых подшипниках в стакане, установленном в расточках передней стенки и перегородки корпуса.

Наружные обоймы обоих подшипников зафиксированы с наружных торцов между разрезным пружинным кольцом, вставленным в кольцевую выточку стакана, и двумя прижимными пластинами, что ограничивает осевое перемещение узла первичного вала.

1 — первичный вал; 2 — стяжной болт; 3 — ведущая шестерня; 4 — прижимные пластины; 5 и 31 — стаканы; 6 — промежуточный валик; 7 — регулировочная прокладка; 8 — шарико-подшипник; 9 — шестерня включения второй и четвертой передач; 10 — валики переключения передач; 11 — фиксатор валика переключения; 12 — блокировочный валик; 13 — фиксатор блокировочного валика; 14 — тяга; 15 — кулиса;

16 — включатель; 17 — упор; 18 — ось; 19 — рычаг включения блокировки муфты привода ВОМ; 20 — качалка; 21 — подпружиненная защелка; 22 — стойка; 23 — рычаг переключения передач; 24 — болт; 25 — корпус колонки переключения передач; 26 — вилка; 27 — упор; 26 — шестерня включения первой передачи и передачи заднего хода; 29— вторичный вал; 30 — роликоподшипник; 32 — шестерня включения третьей и пятой передач; 33 — круглая гайка: 34 — ведущая шестерня заднего хода; 35 — ведущая шестерня первой передачи: 36 — ведущая шестерня третьей передачи; 37 — промежуточный вал;
38
— ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 39 — ведущая шестерня второй передачи; 40 — упорное кольцо; 41 — пробка для слива масла; 42 — шестерня постоянного зацепления; 43 — корпус коробки передач; 44 — вал привода ВОМ.

Стакан одновременно служит гнездом шарикоподшипника, являющегося передней опорой вторичного вала, установленного соосно с первичным валом.

Между шарикоподшипником и пружинным кольцом установлено упорное кольцо, а подшипник зафиксирован в стакане стопорным кольцом, входящим двумя выступами одновременно в сквозные вырезы стакана и кольцевую канавку на наружной обойме подшипника.

Подшипник закреплен на шейке вторичного вала специальным болтом. Болт застопорен отгибной шайбой.

Стальные прокладки, установленные между корпусом и фланцем стакана, служат для регулирования положения ведущей шестерни главной передачи кпп юмз.

На фланце имеются два резьбовых отверстия, предназначенные для демонтажа стакана при разборке коробки передач.

Вторичный вал изготовлен как одно целое с ведущей шестерней главной передачи.

Сзади вторичный вал опирается на ролико-подшипник, установленный в стакане. Стакан размещен в расточке корпуса и зафиксирован в нем установочным винтом с контргайкой.

На вторичном валу на его шлицах установлены три передвижные каретки-шестерни, с помощью которых включается та или иная передача.

Шестерня, имеющая один зубчатый венец, предназначена для включения первой передачи и передачи заднего хода. Шестерня с двумя зубчатыми венцами предназначена для включения третьей и пятой передач, а шестерня — для включения второй и четвертой передач.

Каждая каретка на заднем конце ступицы имеет кольцевую проточку для вилки, с помощью которой передвигается каретка и включается передача. Положение кареток на валу в продольном направлении определяется положением вилок переключения.

Промежуточный вал кпп юмз — полый, вращается на двух шарикоподшипниках, установленных в нижней части корпуса.

На промежуточном валу установлены:

  1. ведущая шестерня заднего хода
  2. ведущая шестерня первой передачи
  3. ведущая шестерня третьей передачи
  4. двухвенцовая ведущая шестерня четвертой и пятой передач
  5. ведущая шестерня второй передачи
  6. промежуточная шестерня постоянного зацепления.

Причем ведущие шестерни всех передач установлены на шлицах вала, а промежуточная шестерня, имеющие бронзовую втулку, на цилиндрической поверхности

вала.

Кроме того, шестерня имеет дополнительный зубчатый венец, соответствующий внутреннему зубчатому венцу шестерни, и кольцевую проточку на ступице для вилки, с помощью которой ее можно перемещать вдоль вала.

Все шестерни, установленные на шлицах промежуточного вала, плотно сжаты между упорным кольцом и задним подшипником вала круглой гайкой, которая стопорится отгибанием ее контровочного венца в паз вала.

Вал редуктора вращается в двух шарикоподшипниках, установленных в кронштейне.

На цилиндрической части вала установлена ведомая шестерня редуктора, которая вращается на нем на втулке из порошкового материала, а на шлицах вала — зубчатая муфта включения редуктора и ведущая шестерня.

Зубчатая муфта имеет кольцевую проточку для вилки переключения и может передвигаться вдоль вала.

При включении редуктора зубчатая муфта входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни. Одновременно передвигается шестерня, и ее дополнительный зубчатый венец выходит из зацепления с внутренним венцом шестерни и

вводится в зацепление с шестерней редуктора.

При работающем дизеле, включенной муфте сцепления и выключенной передаче вращение от коленчатого вала дизеля передается на первичный вал коробки передач, а от него через шестерню на промежуточную шестерню постоянного зацепления.

Если редуктор выключен, то дополнительный зубчатый венец шестерни находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом шестерни, и промежуточный вал вместе с сидящими на его шлицах шестернями также получает вращение.

Если же редуктор включен, вращение на промежуточный вал от шестерни передается через шестерню, введенную с ней в зацепление зубчатую муфту, вал, шестерню редуктора и находящийся с ней в постоянном зацеплении венец четвертой передачи шестерни.

Для включения той или иной передачи необходимо выключить сцепление, дать остановиться продолжающему вращаться по инерции промежуточному валу, передвинуть соответствующую каретку на вторичном валу и ввести ее венец в зацепление с соответствующим венцом шестерни промежуточного вала.

При включении передачи заднего хода шестерня получает вращение от шестерни через промежуточную шестерню, установленную на оси и вращающуюся в двух шарикоподшипниках.

В требуемом положении перемещаемые рычагом валики удерживаются фиксаторами.

Фиксаторы расположены в перегородке корпуса, в вертикальных отверстиях, находящихся непосредственно над валиками. Каждый фиксатор представляет собой цилиндрический стержень с хвостовиком прямоугольной формы.

Нижний конец фиксатора имеет форму клина. Этим концом фиксатор

входит в один из трех клиновидных пазов, имеющихся на валике переключения.

Средний паз фиксирует валик в нейтральном положении, соответствующем выключенной передаче, а два крайних — определяют его в положениях, соответствующих включению шестерен при перемещении кареток вперед или назад.

Фиксаторы к валикам прижимаются пружинами, которые надеты на хвостовики фиксаторов и поджаты специальной планкой, притянутой к верхней площадке перегородки корпуса двумя болтами.

В средней части планки имеются четыре отверстия прямоугольной формы, через которые проходят хвостовики фиксаторов.

Вследствие прямоугольной формы отверстий в планке и концов хвостовиков, фиксаторы не проворачиваются. При наличии фиксаторов перемещение любого из валиков переключения становится возможным только тогда, когда фиксатор полностью выйдет из паза на валике

, дополнительно сжав пружину.

Для уменьшения торцового износа зубьев, а также для исключения неполного включения шестерен и самовыключения их при работе в механизме переключения передач имеется блокирующее устройство.

Это устройство позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления.

Блокирующее устройство выполнено следующим образом. На крышке коробки передач непосредственно над фиксаторами валиков переключения установлена крышка фиксаторов с блокировочным валиком.

Валик тягой связан с механизмом выключения муфты сцепления. На валике выфрезерован паз.

Когда муфта сцепления включена, валик оказывается повернутым так, что имеющийся на нем паз располагается сбоку фиксаторов. В таком положении переключение передач невозможно, так как фиксаторы, упираясь в блокировочный валик, не могут подняться а освободить валики переключения.

Они могут подняться только тогда, когда паз окажется над фиксаторами. В таком положении паз находится только с момента полного выключения главной муфты сцепления до полного выключения муфты привода ВОМ.

Для удобства переключения передач на качалке установлена стойка, а на рычаге — подпружиненная защелка.

В стойке выполнена прорезь, в которой перемещается рычаг при выборе передач, а на ее поверхности установлена табличка — указатель с обозначением передач.

Защелка передним концом фиксируется выступом стойки, а задним при перемещении рычага скользит по фигурной поверхности стойки.

Механизм блокировки

Для обеспечения безопасности на колонке переключения передач установлен механизм блокировки, предназначенный для исключения случаев пуска дизеля при включенной передаче.

Устройство состоит из:

  1. Включателя, установленного на корпусе колонки переключения передач
  2. Упора, установленного в качалке и действующего на включатель при перемещении качалки.

В нейтральном положении рычага переключения передач контакты включателя разомкнуты.

При включении передачи качалка наклоняется, шарик включателя выходит из выреза на упоре и замыкает контакты. При этом соединяется с «массой» обмотка трансформатора магнето пускового двигателя, и его пуск становится невозможным.

На тракторах ЮМЗ-6КМ вместо включателя установлен выключатель, контакты которого в нейтральном положении рычага переключения передач замкнуты.

При включении передачи контакты выключателя размыкаются и разрывают цепь включения стартера дизеля.

Положение включателя, обеспечивающее нормальную его работу,

регулируется прокладками, устанавливаемыми на его корпус.

Детали коробки передач трактора ЮМЗ смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе коробки передач и заднего моста.

Продукты изнашивания и другие металлические частицы оседают на магните пробки, закрывающей сливное отверстие в корпусе.


Tags: кппЮМЗ

Схема переключения передач на тракторе ЮМЗ

Для включения передачи на тракторе ЮМЗ устанавливают рычаг против соответствующего знака указателя, а затем наклоняют его в направлении указателя до отказа.

Защелка фиксирует положение рычага при выборе передачи, что уменьшает возможность ошибочного ее включения.

Для включения второй или четвертой передачи перемещают рычаг вправо до упора защелки в правый выступ фигурной поверхности стойки, а для включения третьей и пятой передач — влево до упора защелки в левый выступ.

Для включения первой передачи или передачи заднего хода перемещают рычаг вправо дальше, чем для включения второй или четвертой передач, преодолев сопротивление защелки, которая при этом заходит за правый выступ фигурной поверхности стойки сжимая пружину.

Переключение редуктора производят, переместив рычаг и защелку влево за выступ стойки.

Схема переключения передач ЮМЗ

Передачи переключаются с помощью механизма переключения передач.

Основными деталями этого механизма являются:

  1. четыре валика переключения с вилками,
  2. упорами и фиксаторами,
  3. кулиса и двухшарнирная колонка с рычагом.

Валики установлены в верхней части корпуса и имеют возможность передвигаться в продольном направлении. На валиках установлены вилки и упоры.

Вилки своими рожками входят в кольцевые проточки соответствующих кареток и могут благодаря этому передвигать их вдоль оси вторичного вала, не препятствуя вращению каретки.

Для перемещения валиков на вилке валика третьей и пятой передач, а также на упорах остальных трех валиков выполнены пазы, в которые заходит нижний конец рычага переключения передач.

Рычаг качается на оси, установленной в качалке, которая, в свою очередь, также может качаться на двух болтах, закрепленных в корпусе колонки переключения передач.

При поперечном перемещении рычага происходит выбор передачи, а при продольном — ее переключение.

Схема переключения передач на ЮМЗ 8070-8280

При выборе передачи рычаг, поворачиваясь вокруг оси, устанавливается в пазу вилки или упора одного из валиков.

При переключении передачи рычаг поворачивается вместе с качалкой вокруг болтов и передвигает валик переключения передач.

Для предотвращения возможности одновременного включения двух передач предусмотрена кулиса, четыре продольных прорези которые выполнены строго против валиков переключения. Это не дает возможности переместить рычаг для включения последующей передачи, не выключив предыдущую.

На валике переключения редуктора вместо вилки установлен поводок, который своим нижним концом вставлен в отверстие на промежуточном валике и перемещает его в продольном направлении при перемещении основного валика.

На промежуточном валике установлены вилка для перемещения промежуточной шестерни и вилка для перемещения зубчатой муфты.



Модернизация КПП ЮМЗ Ускоряем ЮМЗ-6 | Fermer.Ru — Фермер.Ру — Главный фермерский портал

Как говорится: всем хорош ЮМЗ но чего-то в нем не хватает… laugh

Вот и в моем случае: не хватает коробки переключения передач!

Немножко осмотрев принцип работы самой КПП, родилась мысль «установить на первичный вал больше зубов, а на промежуточный меньше зубов».

Немного пообщавшись с продавцами запчастей, выяснил для себя что КПП ЮМЗ уже есть модернизированная по заводскому!

В стандартном варианте:
-на первичном валу шестерня 19 зубов
-на вторичном валу шестерня 40 зубов

В модернизированном варианте:
-на первичном валу шестерня 21 зубов
-на вторичном валу шестерня 37 зубов

В не сложных подсчетах я брал 10 оборотов первичного вала и таким образом получил:
Сначала посчитал модернизацию:
21:37х10=5.68 оборотов пром вала
24:34х5.68=4.00 оборотов вторичного вала (хвостовика)
Далее нашел соответствие родным передачам (2я передача):
19:40х10=4.75 оборотов пром вала
27:32х4.75=4.00 оборотов вторичного вала (хвостовика)

Не хитрые подсчеты показывают что после переделки трактор ЮМЗ получит новый спектр передач!
Значит 1я и Задний ход будут по скорости как родная 2я передача, в место 5й будет 6я, а первой пониженной вовсе не станет…

Судя по своей работе, я первую пониженную включал только для прикола, она мне попросту не нужна!
Другое дело 6я скорость нужно каждый день!
Главные передачи в моей работе это вторая и задняя (особенно задняя) ток теперь все порядком шустрей!
Теперь первая и задняя в одну скорость что значительно ускоряет рабочий процесс, не маловажно и перегон к месту работы! ya

Каталожные номера шестерен взятых с КПП ЮМЗ-80
Вал первичный 45-1701324
Вал промежуточный 45-1701056

Для установки шестерни на первичный вал нужно изготовить опорную втулочку 55х41х7.

Думаю кому-то еще пригодится…
Могу с шестеренками помочь!

Схема переключения передач юмз 6

§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М
§ 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50
§ 46. Техническое обслуживание коробки передач

§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М

трактора ЮМЗ6Л/М эис. 79) десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения передач. Корпус 2 коробки передач тлит заодно с корпусом заднего моста, который называют иногда корпусом трансмиссии.

Корпус трансмиссии передним фланцем соединен с корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние отверстия служат для становки валиков 11 переключения передач. Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и промежуточного валов коробки передач. С левой стороны от центральных отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось промежуточной шестерни привода сельско хозяйственных машин. Корпус трансмисс разделен литой вертикальной перегородкой  на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм коробки передач.

В центральной части коробки перед размещены три вала: первичный 1, промежуточный 18 и вторичный 12. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане 3 на двух роликовых цилиндрических подшипниках.

Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии. Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соедините ной муфты. На шлицах вала помещена ше терня, которая является ведущей на всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала предотвращается стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.

В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который является пер ней опорой вторичного вала. Под фланец стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых для регулировки осевого смещения вторичного вала Задней опорой вторичного вала служит пиковый цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного расточке  перегородки   корпуса  трансмисс

Вторичный вал изготовлен как одно целое с конической шестерней, которая перед вращение механизму заднего моста на в передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут свободно, перемещаться три каретки 13, с помощью которых можно получить пять различных передач. Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно   установить  самую   высокую   передачу

79. траки ЮМЗ6Л/М:

а — устройство, б — положение фиксатора в момент переключения, в   положение фиксатора при выключенном сцеплении; 1 — первичный вал 2 — корпус, 3 — стакан подшипников, 4 — фиксатор, 5 — валик блокировки, 6 — вилка, 7 — рычаг включения передач, 8 — колонка,9 — крышка, 10 — кулис лик переключения, 12 — вал, 13 — подвижная шестерня (каретка), 14 — блок с двумя шестернями, 15 — шестерня, 16 — пробка,17  — двойная  подвижная  шестерня,18  — промежуточный вал, 19 — вал привода  ВОМ

11

                           6     7                      9    10

15

6

80. Редуктор (а) и шестерня привода сельскохо­зяйственных машин (б):

1 — корпус, 2 — кронштейн, 3 — шестерня с двумя вен­цами, 4 и 5 — пробки контрольных отверстий, 6 — зуб­чатая муфта, 7 — ведущая шестерня, 8 — вал редуктора, 9 — промежуточный вал, 10 — промежуточная шестер­ня заднего хода, 11 — шестерня, 12 — подвижная шес­терня двойная, 13 — шестерня привода сельскохозяй­ственных машин, 14 — крышка. 75 — шестерня проме­жуточного вала, 16 — первичный вал

наоборот, с помощью наибольшей шестер­ни— самую низкую передачу. Каждая ка­ретка со стороны заднего торца на ступице имеет кольцевую проточку прямоугольной формы, в которую входит вилка переключе­ния, передвигающая каретку вдоль вала.

Промежуточный вал пустотелый, распо­ложен ниже вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри вала проходит вал 19 привода ВОМ, который в задней части опирается на бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в передней — на шариковый подшип­ник, установленный в специальном корпусе. В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен, которые от сме

щения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной, установленной в вырез вала перед первой неподвижной шестерней. Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке 14. Первая шестерня 15, кроме наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить малый венец двойной подвижной шестерни 17. Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец этой шестерни по­стоянно находится в зацеплении с шестерней первичного вала. С помощью двойной под­вижной шестерни и встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач, получаемых передвижением каре­ток на вторичном валу.

Редуктор (80, а), необходимый для понижения скоростей и удваивающий число передач, представляет собой обособ­ленный узел. Механизм редуктора смонти­рован на специальном кронштейне, который закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны. Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся опо­рами вала редуктора. Вал 8 редуктора несет на себе ведомую шестерню 3, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой части вала установлены ведущая шестер­ня 7 редуктора и зубчатая муфта б.

Зубчатая муфта может перемещаться вдоль вала под действием вилки переключе­ния, которая входит в кольцевую канавку на ступице муфты. Если переместить зубча­тую муфту вперед, произойдет зацепление ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что будет соответство­вать включенному редуктору.

Если переме­стить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее от ведомой шестерни, кото­рая, оставаясь в зацеплении с двойной шестер­ней 12 промежуточного вала, свободно враща­ется на валу редуктора. Промежуточная шес­терня 10 заднего хода расположена сзади в нижней части переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном зацеп­лении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на промежуточном валу. Шес­терня вращается в двух шариковых подшип­никах на неподвижной оси, закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки пе­редач. От проворачивания в корпусе ось сто­порят установочным болтом, цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный   на оси.

Слева в передней части корпуса коробки передач расположена промежуточная шестер­ня 13 привода сельскохозяйственных машин. Эта шестерня вращается на двух шариковых

подшипниках, установленных на неподвиж­ной оси, которая размещена в расточках передней стенки корпуса и внутренней пере­городки и закреплена от проворачивания сто­порным болтом. Рядом с промежуточной шес­терней привода сельскохозяйственных машин в левой стенке корпуса коробки передач име­ется  люк,   который закрывают крышкой   14.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в кор­пусе трансмиссии. Его заливают через отвер­стие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна редуктора имеются две контрольные пробки. Масло заливают до уровня верхней пробки 5 и доли­вают, когда уровень масла достигнет нижней пробки 4. Сливают грязное масло через два отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают магнитными пробками.

Сверху коробку передач закрывают крышкой 9 ( 79, а). В крышке и в верх­ней части коробки смонтирован механизм переключения передач. Этот механизм со­стоит из рычага, валиков переключения с вил­ками, кулисы, фиксаторов и валика блокирую­щего устройства.

Рычаг 7 переключения передач смонти­рован в колонке 8, установленной на крышке.

На верхней части рычага навернута пласт­массовая рукоятка. В нижней части рычаг имеет сферический шарнир, который входит в сферическую поверхность колонки и прижат к ней пружиной. От проворачивания вокруг оси рычаг удерживается штифтом, запрес­сованным в колонку. На утолщенную часть рычага надет резиновый защитный чехол, который в нижней части на колонке закреплен хомутиком.

Чехол предотвращает попадание пыли и грязи на сферическую поверхность рычага  и  в  полость  коробки.

Валики 11 переключения передач сво­бодно установлены в расточках передней стенки корпуса трансмиссии и перегородки и могут перемещаться в продольном направ­лении. Валики снабжены упорами, которые закреплены болтами и служат для переме­щения валиков рычагом. С этой целью упоры имеют паз, в который входит сферический конец рычага. На трех валиках закреплено по одной вилке б, которые рожками входят в расточки подвижных кареток. Четвертый валик (правый по ходу трактора) соединен промежуточным рычагом с промежуточным валиком, на котором закреплены две вилки. Задняя вилка соединена с зубчатой муфтой редуктора, а передняя—с двойной подвиж­ной  шестерней.

На крышке коробки под колонкой раз­мещена кулиса 10. Она представляет собой выштампованный   лист   квадратной   формы с четырьмя продольными пазами, соединен­ными между собой в середине. Благодаря раз­мерам и расположению пазов на кулисе дает­ся направление движению рычага переклю­чения, ограничивается его перемещение и исключается возможность одновременного включения двух передач. Чтобы устранить неправильную установку кулисы на крышке коробки передач, одно из четырех отверстий крепления кулисы имеет увеличенный диа­метр.

Для уменьшения торцового износа зубьев, исключения неполного включения шестерен и самовыключения их при работе коробка передач снабжена механизмом блокировки. Он состоит из фиксаторов 4 с пружинами и валика блокировки. Фиксаторы установлены в четырех глухих отверстиях, расположенных в перегородке корпуса соосно с горизонталь­ными отверстиями под валики переключения. Пазы на валиках переключения расположены так, что совмещение их с фиксатором соответ­ствует нейтральному положению шестерен в коробке либо их включенному положению. На хвостовики фиксаторов надевают пру­жины, которые поджимают их к валикам. Сверху пружины прижаты планкой, че­рез прямоугольные отверстия которой про­ходят четырехгранные хвостовики фикса­торов.

Над фиксаторами расположен блокиро­вочный валик, соединенный тягой с педалью сцепления. В средней части блокировочного валика выфрезерован паз. Когда сцепление включено, паз валика повернут в сторону от фиксатора ( 79, б). В этом положении переключить передачи нельзя, потому что фиксаторы, упираясь в цилиндрическую часть блокировочного валика, не могут подняться и освободить валики переключения. Если выключить сцепление, то тяга, соединенная педалью сцепления, повернет валик блоки­ровки так, что его паз окажется обращенным вниз к фиксаторам (79, в). В таком поло­жении блокировочного валика можно пере­местить валики переключения и, следова­тельно,   можно  переключать   передачи.

Различные передачи на тракторе ЮМЗ6Л/М (81) включаются следующим образом. От первичного вала через шестер­ню 1 вращение передается на двойную под­вижную шестерню 13 промежуточного вала. Малый венец двойной шестерни может быть включен или выключен с внутренними зубья­ми шестерни 2, причем большой венец двой­ной шестерни не выходит из зацепления с шестерней первичного вала.

Рассмотрим вначале передачу вращения при пониженном диапазоне, когда двойная шестерня выключена из зацепления с внутрен­ними   зубьями   шестерни  2,   как   показано   на

12         3              4         5    6

12     11     10

81. Схема коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М:

1 — шестерня первичного вала, 2 — шестерня проме­жуточного вала, 3 — каретка шестерен II и IV передач, 4 — каретка шестерен V и III передач, 5 — шестерня I передачи и заднего хода, 6 — вторичный вал, 7 — про­межуточная шестерня заднего хода, 8 — промежуточ­ный вол, 9 — вал редуктора, 10 — зубчатая муфта, // — шестерня с двумя венцами, 12 — шестерня приво­да сельскохозяйственных машин, IS — двойная под­вижная  шестерня

81. Поскольку вилки переключения шес­терни и зубчатой муфты находятся на одном валике переключения, то в этом случае зуб­чатая муфта 10 будет включена в зацепление с малым зубчатым венцом шестерни 11, т. е. будет включен редуктор. Вращение на про­межуточный вал 8 передается при этом только через вал 9 редуктора.

При выключенном редукторе (повышен­ном диапазоне) вращение передается проме­жуточному валу напрямую от двойной под­вижной шестерни 13, а малый венец — со­единяется с внутренними зубьями шестерни 2. Включение и выключение редуктора не может передать вращение на ведущие колеса тракгора, а только изменяет частоту вращения 1 диапазон скоростей. Передача вращения ведущим колесам трактора для движения вперед осуществляется только после введе­ния в зацепление одной из подвижных шестерен, расположенных на вторичном валу, соответствующей шестерней промежуточного »ала.

Чтобы включить любую передачу, необходимо выключить главное сцепление, вы­жав педаль до упора в защелку, а затем, пе­ремещая рычаг переключения передач влево

или вправо, совместить его с соответствую­щим пазом кулисы и переместить рычаг вдоль паза вперед или назад. При этом валики пере­ключения передвинут через вилки подвижные каретки вдоль вторичного вала. Если пере­двигать каретку 3 вперед, можно получить II передачу. Если же эту каретку переместить назад — IV передачу. С помощью каретки 4 можно включить III (переместив ее назад) или V передачу (передвинув ее вперед). Пе­ремещая шестерню 5 вперед, получают I пе­редачу. Движение трактора задним ходом обеспечивается шестерней 5, перемещаемой назад, где она зацепляется с промежуточной шестерней 7. В этом случае вращение от про­межуточного вала на вторичный передается через промежуточную шестерню, вращение вторичного вала изменится на обратное.

Коробка передач тракторов ЮМЗ

________________________________________________________________________

Коробка передач тракторов ЮМЗ

Коробка переключения передач тракторов ЮМЗ бывает двух типов:

КПП ЮМЗ с подвижными шестернями.

КПП ЮМЗ с шестернями постоянного зацепления — синхронизированная.

Коробка передач ЮМЗ с подвижными шестернями имеет первичный вал 3 (рис. 10), вторичный 24, промежуточный 28, вал 37 ходоуменьшителя (редуктора), ось 39 шестерни заднего хода.

Рис.10. Коробка передач КПП ЮМЗ с подвижными шестернями

1 — корпус; 2 — вал привода ВОМ; 3 — первичный вал; 4 — стяжной болт первичного вала; 5 — шестерня первичного вала КПП ЮМЗ; 6 — стакан подшипников; 7 — регулировочные прокладки; 8 — блок шестерен II и IV передач; 9, 10, 11 и 12 — ползуны переключения передач и редуктора; 13-фиксатор; 14- блокировочный валик; 15защелка, 16 — поводок промежуточного валика переключения редуктора; 17 — тяга защелки; 18 — предохранительный чехол; 19 — рычаг переключения передач; 20- кулиса; 21 — упор валика переключения КПП ЮМЗ; 22 — блок шестерен III и V передач; 23 — шестерня I передачи и
заднего хода; 24 — вторичный вал; 25, 26 и 27 — ведущие шестерни заднего хода, I и II передач; 28 — промежуточный вал КПП ЮМЗ, 29 — блок шестерен IV и V передач; 30 — пробка; 31 и 36 — ведущие шестерни II передачи и редуктора: 32 и 34 — ведомые шестерни; 33 кронштейн редуктора; 35 — зубчатая муфта; 37 — вал редуктора; 38 — промежуточная шестерня заднего хода; 39 — ось; 40 и 41 — вилки; 42 — валик вилок

На валах коробки передач трактора ЮМЗ неподвижно размещены: шестерня 5 первичного вала, ведомая шестерня 32 постоянного зацепления, ведущая шестерня 31 второй передачи, блок шестерен 29 четвертой и пятой передач, ведущие шестерни 27, 26 и 25, соответственно третьей, первой передачи и заднего хода, промежуточная шестерня 38 заднего хода, ведомая и ведущая шестерни редуктора.

На валах коробки передач ЮМЗ подвижно размещены: блок шестерен второй и четвертой передач, блок шестерен третьей и пятой передач 22, шестерня первой передачи и заднего хода 23, зубчатая муфта редуктора 35.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов с приваренными вилками, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов.

Рычаг переключения передач трактора ЮМЗ установлен на крышке, снабжен кулисой и чехлом, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости.

Устройство механизма переключения передач ЮМЗ аналогично тракторам МТЗ.

На тракторах ЮМЗ-80, ЮМЗ-82 установлена механическая, 12 скоростная, трехдиапазонная, коробка передач ЮМЗ (КПП) с шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами инерционного типа (или девятискоростная с подвижными шестернями).

Схема переключения диапазонов и передач ЮМЗ-80/82 приведена на рис.11.

Рис. 11. Схема переключения диапазонов (а) и передач (б) тракторов ЮМЗ-80, ЮМЗ-82

Ходоуменьшитель трактора ЮМЗ предназначен для использования трактора при работе с машинами, требующими пониженных скоростей (погрузчики
корнеклубнеплодов, подборщики овощей, рассадочно-посадочные машины и др.).

Устройство коробки передач трактора ЮМЗ-6

КПП трактора ЮМЗ-6 десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения передач. Корпус коробки передач отлит заодно с корпусом заднего моста.

Корпус трансмиссии (заднего моста) ЮМЗ-6 передним фланцем соединен с корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние отверстия служат для установки валиков переключения передач.

Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и промежуточного валов КПП ЮМЗ-6. С левой стороны от центральных отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось промежуточной шестерни. Корпус трансмиссии разделен литой вертикальной
перегородкой на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм коробки передач.

В центральной части коробки передач ЮМЗ-6 размещены три вала: первичный, промежуточный и вторичный. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане на двух роликовых цилиндрических подшипниках.

Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии. Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соединительной муфты. На шлицах вала помещена шестерня, которая является ведущей на всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала предотвращается
стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.

В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который является передней опорой вторичного вала КПП ЮМЗ-6. Под фланец стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых для регулировки осевого смещения вторичного вала.

Задней опорой вторичного вала служит цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного в расточке перегородки корпуса трансмиссии.

Вторичный вал КПП ЮМЗ-6 изготовлен как одно целое с конической шестерней, которая передает вращение механизму заднего моста на в передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут свободно перемещаться три каретки, с помощью которых можно получить пять
различных передач.

Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно установить самую высокую передачу.

Промежуточный вал коробки передач ЮМЗ-6 пустотелый, расположен ниже вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри вала проходит вал привода ВОМ, который в задней части опирается на бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в передней — на шариковый подшипник, установленный в специальном корпусе.

В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен, которые от смещения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной, установленной в вырезе вала перед первой неподвижной шестерней. Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке. Первая шестерня, кроме
наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить малый венец двойной подвижной шестерни.

Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец этой шестерни постоянно находится в зацеплении с шестерней первичного вала.

С помощью двойной подвижной шестерни и встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач, получаемых передвижением кареток на вторичном валу.

Редуктор КПП ЮМЗ-6, необходимый для понижения скоростей и удваивающий число передач, представляет собой обособленный узел. Механизм редуктора смонтирован на специальном кронштейне, который закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны.

Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся опорами вала редуктора. Вал редуктора несет на себе ведомую шестерню, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой части вала
установлены ведущая шестерня редуктора и зубчатая муфта.

ЗЗубчатая муфта КПП ЮМЗ-6 может перемещаться вдоль вала под действием вилки переключения, которая входит в кольцевую канавку на ступице муфты. Если переместить зубчатую муфту вперед, произойдет зацепление ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что будет
соответствовать включенному редуктору.

ЕЕсли переместить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее от ведомой шестерни, которая, оставаясь в зацеплении с двойной шестерней промежуточного вала, свободно вращается на валу редуктора.

Промежуточная шестерня заднего хода расположена сзади в нижней части переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на промежуточном валу.

Шестерня вращается в двух шариковых подшипниках на неподвижной оси, закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки передач ЮМЗ-6. От проворачивания в корпусе ось стопорят установочным болтом, цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный на оси.

Детали коробки передач ЮМЗ-6 смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе трансмиссии. Его заливают через отверстие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна редуктора имеются две контрольные пробки.

Масло заливают до уровня верхней пробки и доливают, когда уровень масла достигнет нижней пробки. Сливают грязное масло через два отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают магнитными пробками.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

4.2.3.

Коробка передач тракторов ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ

 

Коробка передач предназначена для изменения передаточных чисел трансмиссии — получения различных скоростей трактора, а также заднего хода и для работы дизеля при неподвижном тракторе. Коробка передач механическая десятиступенчатая, с передвижными каретками, без прямой передачи (см. рис. 41) расположена в переднем отсеке общего корпуса коробки передач и заднего моста. Для получения пяти пониженных скоростей в коробку передач с правой стороны корпуса встроен редуктор (рис. 42).

Каждая из передач переднего хода осуществляется включением или выключением редуктора и включением одной из подвижных шестерен вторичного вала. При этом для первой — пятой передач пониженного диапазона вращение от первичного вала передается через пару шестерен постоянного зацепления на вал редуктора (редуктор включен), с вала редуктора на промежуточный вал и с него через соответствующую включенную пару шестерен на вторичный вал. Для первой — пятой передач повышенного диапазона вращение от первичного вала передается, через пару шестерен постоянного зацепления на промежуточный вал (редуктор выключен) и с промежуточного вала через соответствующую включенную пару шестерен на вторичный вал.

 

 

 

 

 

Рис. 42. Коробка передач (разрез по редуктору):

 

 

 

Ввиду особенности конструкции коробки передач не допускается переключение передач на ходу трактора.

Передачи переключаются с помощью механизма переключения. Основными деталями этого механизма являются качающийся рычаг 19. (см. рис. 41), кулиса 20, валики 9—12 и вилки переключения. Для переключения передач рычаг перемещают вдоль пазов, имеющихся на кулисе. Пазы на кулисе ограничивают перемещение рычага, предотвращают включение одновременно двух передач. Перемещаемые рычагом валики переключения удерживаются в требуемом положении фиксаторами 13.

Механизм переключения передач сблокирован с механизмом переключения муфты сцепления, что позволяет переключать передачи только при полностью выключенной главной муфте сцепления, уменьшает торцовый износ зубьев и исключает возможность неполного включения шестерен и выключения их во время работы.

Механизм блокировки (см. рис. 40) выполнен следующим образом: педаль 1 выключения муфты сцепления соединена тягой 7 с блокировочным валиком 3, расположенным над фиксаторами в корпусе коробки передач. На валике выфрезерован паз. Когда муфта сцепления включена, валик оказывается повернутым так, что имеющийся на нем паз располагается сбоку фиксаторов. В таком положении переключание передач невозможно, так как фиксаторы, упираясь в блокировочный валик, не могут подняться и освободить валики переключения. Они могут подняться только тогда, когда паз окажется над фиксаторами. В таком положении паз находится только с момента полного выключения главной муфты сцепления до полного выключения муфты привода ВОМ.

Уход за коробкой передач заключается в наблюдении за уплотнениями, своевременной доливке и замене масла, а также в периодическом подтягивании наружных резьбовых соединений.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в корпусе коробки передач и заднего моста. Масло заливают через отверстие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой, и сливают через два закрываемых магнитными пробками отверстия в дне корпуса. На стенке корпуса редуктора имеются две контрольные пробки. Масло заливают до уровня верхней пробки и доливают, когда уровень масла опустится до нижней пробки.

В процессе эксплуатации трактора не требуется никаких регулировок коробки передач, за исключением регулировки механизма блокировки, нарушение которой вызывает затруднение при переключении передач.
 

 

4.2.4. Главная передача тракторов ЮМЗ-6АЛ и ЮМЗ-6АМ

 

 

Главная передача предназначена для преобразования крутящего момента изменением направления вращения. Она представляет собой пару конических шестерен со спиральными зубьями. Ведущая шестерня 1 (рис. 43) выполнена как одно целое со вторичным валом коробки передач, а ведомая — в виде венца 7, который закреплен шестью болтами и двумя специальными болтами 6 на ступице 30. Ступица неподвижно сидит на валу 29 главной передачи, вращающемся в двух шарикоподшипниках 25, расположенных в стаканах. Стаканы установлены в расточках боковых стенок корпуса и прикреплены по фланцам к его стенкам болтами. Металлические прокладки 27 между фланцами стаканов и стенками корпуса служат для регулировки бокового зазора конической пары шестерен.

Главная передача установлена в передней части заднего отсека корпуса коробки передач и заднего моста.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о