Зил-157 – самый лучший грузовой «проходимец» советской армии
Грузовой автомобиль ЗИЛ-157 стал настоящей легендой в СССР. Автомобиль, построенный на базе ЗИС-151, превосходит по проходимости не только грузовые автомобили тех лет, но и многие современные внедорожники. Если бы не двигатель автомобиля ЗИЛ-157, который в настоящее время является слишком устаревшим и маломощным, машина бы до сих пор состояла на службе в армии России.
Первые разработки грузового автомобиля повышенной проходимости были начаты на заводе ЗИС во второй половине 1940-х годов.
История появления ЗИЛ-157
Хотя Советская Армия успешно победила в Великой Отечественной войне, она до сих пор испытывала огромные трудности в связи с отсутствием мощного грузовика повышенной проходимости. ЗИС-151, серийный выпуск которого был налажен в 1948 году, не устраивал армию своей низкой проходимостью. Данный автомобиль строился на основе американских грузовиков, переданных СССР по ленд-лизу, и к концу войны был уже достаточно устаревшей и маломощной машиной.
Тяжёлые автомобили ЗИС-151 имели слабые моторы и маленький радиус колес, что значительно снижало их проходимость. Уже в процессе испытаний водители дали им прозвище «Утюги», так как проходимость по бездорожью была просто ужасной. Хотя ЗИС должен был превзойти свой американский прототип, его проходимость была значительно ниже, чем у оригинала.
Уже в 1946 году была проведена попытка создания автомобиля, которому суждено было стать ЗИЛ-157, но в те годы правительство решило, что дешевле будет создать военный грузовик на базе американского Студебекера. Данное решение затормозило разработку советской модели ЗИЛ-157 как минимум на 10 лет.
Многочисленные нарекания, поступающие из армии на ЗИС-151, заставили конструкторов вспомнить о прототипе ЗИЛ-157, который на испытаниях, проходивших в 1946 году, значительно опередил американский Студебекер по всем параметрам. Используя шасси прототипа, созданного в 1946 году, конструкторы завода ЗИС создали новый автомобиль, который, хотя и использовал в своей конструкции элементы ЗИС-151, являлся совершенно иной машиной. Автомобиль был назван «ЗИЛ», так как в 1956 году завод был переименован в завод имени Лихачёва.
Новая машина получила следующие изменения в конструкции:
- Все мосты ЗИЛ-157 получили одинаковую колею;
- Автомобиль получил схему полного привода, при этом передний мост грузовика был подключаемым;
- Колёса стали односкатными, а шины ЗИЛ-157 очень широкими. Это было сделано для увеличения проходимости;
- Общий вес автомобиля значительно снизился, что позволило снизить расход бензина и увеличить внедорожные качества.
Первая партия бортовых ЗИЛ-157 была выпущена в Москве в 1956 году, где они выпускались на протяжении 20 лет. В 1978 году производство было перенесено на автомоторный завод на Урале, где он выпускался вплоть до 1994 года.
Новые шины и система автоматической подкачки колёс
Для того чтобы увеличить проходимость ЗИЛ-157 по бездорожью, конструкторам потребовалось разработать совершенно новые шины, которые могли бы обеспечивать движение грузовика даже при пониженном давлении. Был дан спецзаказ на шинный завод, и в течение короткого времени появились новые шины, обладающие следующими характеристиками:
- Высокой эластичностью;
- Увеличенной шириной профиля;
- Сниженным количеством слоёв корда;
- Использованием специальных мягких сортов резины для изготовления внутренних слоёв шин.
Хотя снижение давления в шинах существенно ограничивало максимальную скорость машины (технические характеристики двигателя ЗИЛ-157 позволяли развивать скорость до 65 км/ч), тем не менее, по своей проходимости он не имеет серийных аналогов до сих пор. С максимально сниженным давлением в шинах, ЗИЛ мог двигаться со скоростью до 10 км/ч. Если грузовик всё же застревал, то его могла выручить лебёдка, которая устанавливалась на некоторые модификации.
С помощью системы автоматической подкачки колёс можно было выставлять различное давление в шинах при движении по разным типам грунта:
- Давление в 2,8 кг/см2 устанавливается для движения по дорогам с твёрдым покрытием и позволяет двигаться с максимальной скоростью до 60 км/ч;
- Если грузовому автомобилю предстояло двигаться по полю или лесу, давление в шинах снижалось до 2 кг/см2, а скорость должна была быть до 30-40 км/ч;
- Если двигаться предстояло по пескам или целине после затяжных ливней, то давление снижалось до 1 кг/см2. Скорость при этом не превышала 20 км/ч;
- Двигаться по болотистым или заснеженным участкам пути предстояло с давлением 0,5 кг/см2. Скорость в этом случае не превышала 10 км/ч.
Естественно, что расход топлива карбюраторного двигателя значительно увеличивался во время движения по бездорожью. Агрессивный «зубастый» протектор на шинах ЗИЛ-157 значительно снижал риск застревания и пробуксовок.
Компрессор подкачки способен не только менять давление в шине, в случае получения прокола, он дает возможность автомобилю доехать до места ремонта. Естественно, данный вариант возможен только при обычном проколе колеса. Если шина лопнет, никакой компрессор её не спасёт.
Изначально, система подкачки колёс размещалась на внешней стороне колёс, но это было достаточно ненадёжное место, так как элементы системы могли повреждаться в процессе эксплуатации ЗИЛ-157. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, систему подкачки установили на внутреннюю сторону колёс. Следующая модернизация, которая прошла в 1978 году позволила системе подкачки поднимать давление в шинах до 3,5 кг/см2 при движении на дорогах с твёрдым покрытием. Это позволило увеличить максимальную скорость до 65 км/ч.
Весьма интересно и необычно для того времени было организованно управление централизованной системой подкачки шин. Она управлялась непосредственно с места водителя и допускала менять давление в шинах прямо во время движения.
Особенности конструкции карбюраторного двигателя ЗИЛ-157
Так как в основе конструкции лежал грузовик ЗИС-151, конструкторы учли все недостатки его карбюраторного мотора. Двигатель был недостаточно мощный для буксировки тяжёлых прицепов, имел повышенный расход топлива, при больших нагрузках постоянно перегревался. Кроме того, ресурс карбюраторного двигателя был небольшим, да и надёжность его не удовлетворяла потребителей, поэтому перед установкой на ЗИЛ-157 данный двигатель был серьёзно доработан и усовершенствован. Главные усовершенствования заключались в следующем:
- Появилась новая алюминиевая головка, которая была установлена на блок, что позволило увеличить степень сжатия. Также был установлен усовершенствованный карбюратор. Все эти нововведения позволили увеличить мощность двигателя до 104 л/с;
- В системе охлаждения появился новый радиатор и мощный вентилятор, который прогонял воздух через него. Благодаря этому усовершенствованию удалось разобраться с проблемой перегрева двигателя;
- В системе смазки появился масляный насос новой конструкции;
- Появились новые сальники коленвала;
- Водяной насос получил новые уплотнения;
- Силовой агрегат получил новую подвеску.
Все эти доработки значительно повысили ресурс двигателя и позволили снизить расход топлива на 8-20%, в зависимости от условий эксплуатации.
За всю историю выпуска ЗИЛ-157, его двигатель был подвергнут модернизации 2 раза. Первая модернизация состоялась в 1961 году, тогда у мотора увеличили мощность до 109 л/с. Второй раз мотор был модернизирован в 1978 году. Тогда двигатель частично унифицировали с мотором ЗИЛ-130.
Сейчас в продаже можно часто встретить ЗИЛ-157 дизель. Это самостоятельная доработка, которая к заводу не имеет никакого отношения. Дизельные двигатели часто устанавливаются на ЗИЛ-157 лесовоз, которые ещё можно встретить на лесозаготовках. Обычно устанавливается дизельный двигатель МТЗ или ЯМЗ.
Трансмиссия и эргономика ЗИЛ-157
На автомобили первых годов выпуска устанавливалась пятиступенчатая коробка передач с понижающей пятой передачей. После модернизации автомобиля, которая прошла в 1961 году, понижающая передача была убрана.
В качестве раздаточной коробки использовалась стандартная раздатка ЗИС-151, которая подверглась глубокой доработке. Карданная передача тоже была переделана, а кожухи полуосей усилены.
Тормоза были установлены новой конструкции, а колёса стали крепиться на восьми шпильках.
Серьезные изменения произошли и в кабине. Теперь водительская кабина была оборудована отопителем салона, системой обогрева переднего стекла, регулируемым водительским сиденьем и прочими полезными мелочами. Если сравнить кабину ЗИЛ-157 с современными грузовиками, то кажется, что ни а каком комфорте не может быть и речи, но по сравнению с первыми послевоенными грузовиками, это был настоящий люксовый салон.
Хотя рулевое управление было лишено гидроусилителя, имеется неофициальная информация, что в середине 1980-х годов в армию была отправлена партия экспериментальных ЗИЛ-157, оснащённых гидроусилителем руля. Хотя многие просто модернизировали свои автомобили, устанавливая на них ГУР от ЗИЛ-131.
Краткие ТТХ грузовика ЗИЛ-157
Автомобиль обладал следующими техническими характеристиками:
- Длина составляет 6 684 мм;
- Высота с тентом – 2 915 мм, без тента – 2 360 мм;
- Ширина — 2 315 мм;
- Полный вес составляет 10 190 кг;
- Масса перевозимого груза зависит от того, по каким дорогам передвигается ЗИЛ-157. На дорогах с твёрдым покрытием он может перевозить до 5 тонн груза, по грунтовым дорогам – не более 2,5 тонн.
Расход топлива ЗИЛ-157 значительно ниже, чем у ЗИС-151 и составляет 40 литров на 100 км пути. Этот показатель может меняться в зависимости от условий эксплуатации автомобиля. Реальные показатели расхода топлива, по отзывам современных владельцев ЗИЛ-157, составляют около 50 литров бензина на 100 км пути.
Модельный ряд ЗИЛ-157
За годы производства было выпущено множество модификаций данной модели:
- ЗИЛ-157 КУНГ, который использовался в армии. КУНГи были самые разнообразные, начиная от жилых модулей, заканчивая различными мастерскими и лабораториями;
- ЗИЛ-157 самосвал, который использовался как в армии, так и в народном хозяйстве;
- Седельный тягач ЗИЛ-157В;
- ЗИЛ-157Г — специализированная военная модель с защитным экраном;
- ЗИЛ-157Ю – модель для тропиков, которая имела увеличенный радиатор и модернизированную систему охлаждения.
Кроме того, после модернизаций 1961 и 1978 годов выпускались те же модификации, только модернизированные.
В настоящее время грузовики ЗИЛ-157 иногда ещё используются на лесозаготовках. Кроме того, небольшим, но устойчивым спросом пользуются КУНГи на базе ЗИЛ-157 у профессиональных охотников и рыбаков. Военный грузовик ЗИЛ-157 — очень харизматичный советский автомобиль, который неизменно привлекает всеобщее внимание на улицах.
ЗИЛ 157 технические характеристики: двигатель, рама, расход топлива
Серийное производство этого автомобиля началось в конце 40-х годов прошлого столетия. Технические характеристики ЗИЛ-157 позволили данной технике быть востребованной на протяжении полувека. Сняли автомобили с производства только в 1994 году.
Применение автомобиля ЗИЛ-157
Первоначальное назначение ЗИЛ-157 – обеспечивать нужды оборонной промышленности. На автомобиле перевозились боеприпасы, различные грузы и солдаты. Дополнительное оснащение лебедкой сделало данный вид транспорта удобным для эвакуации гусеничной и колесной техники.
Со временем, модифицируя грузовик, конструкторы приспособили его и в народном хозяйстве:
Самосвал на базе ЗиЛ 157 в народном хозяйстве
- в строительстве;
- на различных производствах;
- в сельском хозяйстве;
- на лесозаготовках;
- на рыбоводческих фермах;
- в охотничьих угодьях.
Грузовик ЗИЛ-157 был активно востребован и за границей. В Финляндии до сих пор эта техника используется на лесозаготовках.
Благодаря удачной конструкции автомобиль успешно эксплуатировался в любых погодных условиях. Регулировка давления в шинах позволяла передвигаться с оптимальной скоростью на любых грунтах – по пашне и бездорожью, в болотистой местности и по песчаным барханам, а также снежным заносам.
Технические характеристики
ЗИЛ-157 так долго пользовался популярностью благодаря своим техническим параметрам, основные из которых приведены в таблице.
Технические характеристики первых моделей
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Max.заявленная скорость | км/ч | 65 |
Грузоподъемность по трассе/по грунтовке | т | 4,5/2,5 |
Объем топливного бака | л | 150 |
Поворотный наружный радиус | м | 12 |
Max. угол подъема с грузом | град | 28 |
Глубина бродов | м | 0,65 |
В первых моделях для управления применялся червячный рулевой механизм с 5-тиступенчатой коробкой передач. В более современных машинах руль оснащен гидроусилителем. Раздаточная коробка 2-хступенчатая и имеет муфту включения переднего моста. Задние мосты – параллельно-раздельные.
Раздаточная коробка ЗИЛ-157К
В усовершенствованных моделях каждый мост дополнили усиленным кожухом. Подвеска передняя представляет собой комплект рессор полиэллиптических с амортизаторами гидротелескопическими, задняя – балансирный тип рессор.
Основная тормозная система – барабанный, пневмоприводной тип на все колеса. Тормоз стояночный тоже барабанного типа, но имеет механический привод на трансмиссию.
Задний мост ЗИЛ-157
Описание двигателя автомобиля
Первые двигатели на ЗИЛ-157 создавались с учетом устранения недостатков моторов, устанавливаемых на предшественнике (ЗИС-151). Под усовершенствование попали такие параметры как мощность двигателя, степень перегрева, безотказность в работе, расход бензина и т. п. Модернизация мотора длилась вплоть до 1978 года.
Основной тип двигателей данного автомобиля – карбюраторный, работающий на бензине. Но было выпущено несколько моделей на дизельном моторе, и он не оправдал ожидания. Основным минусом можно назвать высокий уровень вибрации и тряски, приводящий к дискомфорту водителя и пассажиров.
Технические характеристики двигателя
Тип бензинового двигателя – 4-хтактный. Блок состоит из 6-ти цилиндров, расположенных в ряд. Выполнен из чугуна, а головка цилиндров – из алюминия. Блок имеет «рубашку» закрытого типа. Охлаждающая жидкость циркулирует по блочному контуру.
Характеристики двигателя:
Характеристики | Ед. изм. | Параметры |
Объем (до/после модернизации) | л | 5,38/5,559 |
Мощность при 2600 об/мин (до/после) | л. с. | 104/110 |
Крутящий момент | H/м | 334 |
Диаметр цилиндра/поршня | мм | 101,6/100 |
Ход поршня | 114,3 | |
Средний расход топлива | л/100 м | 42 |
Объем заправочного бака | л | 150 |
В таблице приведены параметры базового автомобиля. Благодаря улучшению в последующих моделях коленчатого вала, маслонасоса, уплотнений помпы, внедрению замкнутой вентиляции картера многие характеристики двигателя ЗИЛ-157 были улучшены.
В последних моделях появилась возможность установить дополнительный бак емкостью в 65 л. Это дает возможность на одной заправке преодолевать расстояние более 500 км.
Несмотря на простоту конструкции и неприхотливость, двигатель безотказен и надежен в работе. Даже после простоя он быстро заводится, но чувствителен к низким температурам, поэтому зимой требует специального ухода.
Со временем на двигателе был доработан термостат, но машины продолжали до последнего комплектоваться утеплительными кожухами. В модификациях были также устранены и проблемы с перегревом мотора.
Устройство кабины
Первоначальна кабина ЗИЛ-157 была некомфортной ни 2-м пассажирам, ни водителю. Со временем, благодаря телескопическим амортизаторам, конструкторы облегчили рулевое управление, и шофер стал меньше прилагать физических усилий при вождении. Введя дополнительный радиатор с вентилятором-крыльчаткой, появилась возможность отапливать кабину и переднее стекло.
Салон ЗИЛ-157
Оснащение салона приборной панелью позволило контролировать системы автомобиля: передачи моста, выключение фар, манометры смазки и тормозного пневмопривода, ножной запуск, рычаги лебедки и т. п.
Модификации грузовика ЗИЛ-157
За все время, пока с контейнера завода имени Лихачева сходили ЗИЛ-157, автомобили постоянно модернизировались. Для базовых моделей характерно наличие системы давления в шинах, односкатная ошиновка колес, разъемные диски, ножное включение стартера, лебедка, установленная на удлиненных кронштейнах.
Основные этапы модернизации грузовика приведены в таблице.
Модификации ЗИЛ-157:
Буквенный индекс | Особенности |
Б | Не комплектовался системой регулировки давления в шинах |
В | Использовались в качестве тягачей |
Г | Укомплектован электрическим герметизированным, экранизированным электрооборудованием. Катодный вывод аккумуляторной батареи присоединялся к корпусу автомобиля |
К | Второе поколение базовых машин с более мощным двигателем (109 л. с.). Имеет синхронизированную коробку передач, еще одно зеркало заднего вида. На данных моделях стали применяться лебедки на удлиненных кронштейнах |
КГ | Второй базовый вариант дополнен электрическим герметизированным оборудованием с экраном |
КД | Представитель 3-его поколения, дополненный электропуском стартера и новой бортовой платформой. Имеет улучшенные характеристики мотора и повышенную грузоподъемность |
Э | Автомобиль ЗИЛ-157 выпускался исключительно на экспорт для стран, распложенных в средних широтах |
Ю | Экспортный вариант для тропических условий. Является облегченным из-за отсутствия предпускового обогревателя мотора и отопления салона |
Помимо базовых моделей, использовались и другие варианты: спецмашины для армии, мастерские на колесах, автомобили для электроснабжения, пожарные машины.
Видео по теме: Грузовик ЗИЛ 157 — история создания
| ||||
1958–1961 | 1958–1961 | 1958–1978 | 1961–1994 | |
основные | ||||
---|---|---|---|---|
расположение руля | слева | |||
количество дверей | 2 | |||
количество мест | ||||
всего | 3 | |||
из них неполноценных | 0 | |||
конструкция | рамная | |||
геометрия | ||||
габариты | ||||
длина | 6 922 мм | |||
ширина | 2 315 мм | |||
высота | 2 360 мм | |||
колёсная база | 3 665 мм | |||
колея | ||||
передняя | 1 755 мм | |||
задняя | 1 750 мм | |||
дорожный просвет | ||||
стандарт | 310 мм | |||
масса | ||||
снаряженная | 5 800 кг | |||
полная | 8 450 кг | |||
двигатель | ||||
название | ЗиЛ-157К | |||
тип | Поршневой | |||
расположение | спереди, продольно | |||
система питания | карбюратор | |||
материал блока | чугун | |||
цилиндры/клапаны | V6/2 | |||
объем | 5 550 см³ | |||
мощность | ||||
мощность | 110 л.с. | |||
в диапазоне от | 2 800 об/мин | |||
крутящий момент | ||||
крутящий момент | 338 Нм | |||
в диапазоне от | 1 100 об/мин | |||
в диапазоне до | 1 400 об/мин | |||
степень сжатия | 6,5 | |||
топливо | бензин | А-72 | ||
турбонаддув | нет | |||
охлаждение | жидкостное | |||
трансмиссия | ||||
привод | полный | |||
коробка передач | МКПП | МКПП 5 | ||
сцепление | Однодисковое, сухое | |||
подвеска и рулевое управление | ||||
тип рулевого управления | Глобоидальный червяк с трехгребневым роликом, передаточное число 23.5 | |||
тип передней подвески (уст.) | Зависимая | На продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические телескопические | ||
тип задней подвески (уст.) | Зависимая | Балансирная, на продольных полуэллиптических рессорах | ||
динамические характеристики | ||||
максимальная скорость | 65 км/ч | |||
ограничитель скорости | нет | |||
эксплуатационные характеристики | ||||
угол въезда | 33 ° | |||
угол съезда | 43 ° | |||
объем топливного бака | 150+65 л | |||
расход топлива | ||||
Неустановленный метод | ||||
смешанный режим | 42 л/100км | |||
Система «старт-стоп» | нет | |||
разворот | ||||
диаметр | 22,4 м | |||
тормозная система | ||||
ABS | нет | |||
передние тормоза | ||||
описание | Барабанные, с пневматическим приводом | |||
тип | барабанные | |||
задние тормоза | ||||
описание | Барабанные, с пневматическим приводом | |||
тип | барабанные | |||
колёса и диски | ||||
материал дисков | сталь | |||
место производства | Москва, СССР | |||
Обсуждение:ЗИЛ-157 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
До 1994? Сомнительно. Их уже в середине 80-х массово списывали из армии и за бесценок продавали колхозам. Или это вместе с китайской модификацией? —Игоревич 12:44, 20 апреля 2010 (UTC)
Предлагаю убрать народные названия, разве только кто-то найдёт более-менее приличные подтверждения их широкого распространения. Иначе мы там по прозвищу от каждого водителя наберём. green_fr 10:31, 17 февраля 2010 (UTC)
- Есть упоминания «Захара» и «Мормона» [1] -VladimirZhV 11:45, 17 февраля 2010 (UTC)
- Упоминания можно найти. У меня вопрос, во-первых, насколько это распространённые названия, а во-вторых, насколько важно иметь их упоминания в Википедии? Насколько это не «а вот знаете, у меня сосед его ещё называл „Зубром“»? Энциклопедия, всё-таки. green_fr 12:15, 17 февраля 2010 (UTC)
- Думаю, на данном этапе достаточно поставить шаблон «Нет источника» VladimirZhV 13:57, 17 февраля 2010 (UTC)
- Ага, и свалимся в поиск источника, вместо того, чтобы признать информацию в корне несущественной. См. последние правки — есть и «краб», и «Труман», и ещё много чего найдётся. green_fr 09:50, 22 февраля 2010 (UTC)
- Думаю, на данном этапе достаточно поставить шаблон «Нет источника» VladimirZhV 13:57, 17 февраля 2010 (UTC)
- Упоминания можно найти. У меня вопрос, во-первых, насколько это распространённые названия, а во-вторых, насколько важно иметь их упоминания в Википедии? Насколько это не «а вот знаете, у меня сосед его ещё называл „Зубром“»? Энциклопедия, всё-таки. green_fr 12:15, 17 февраля 2010 (UTC)
Яндекс-тест дает 400 с гаком на «Трумана» и 500 с лишним на «Трумена». Сам я про Трумана слышал от совершенно независимых людей в разных областях Урала. Так что весьма распространенное название для машины, которую уже 30 лет толком не выпускают. Mir76 10:10, 18 февраля 2010 (UTC)
Народные названия я бы дополнил еще одним: «Студер». Именно так, как Трумен, Ступа его называли в войсках. В нашей части? в ЗабВО, было много таких автомобилей и при мне в 1984 году их передавали в народное хозяство. 109.173.56.69 20:28, 1 сентября 2011 (UTC)
Особенности эксплуатации[править код]
. Как только любая машина садится на мосты и колесами выгребает грязь из-под себя — все, иди за трактором. У танков днище плоское — в болоте на него садятся, гусеницы грязь выгребают, затем двумя танками тянут. Написавший это под машину не заглядывал, а если заглядывал — почему не написал, что у 157-го 5 карданых валов (как и у 151-го, у Кразов с двухтактными дизелями)? На средний мост 2 кардана шло, затем один через промежуточный уходил на задний? Если в машину вода заливалась — утеплять капоты всем приходилось. Быстро прихватывало на морозе. На холостых оборотах вода в радиатор шла в малом объёме, хватало внутреннего круга циркуляции. И в зеглушенном состоянии замерзала быстро.—Andshel 05:57, 6 февраля 2012 (UTC)
Серьёзным недостатком для столь тяжёлого грузовика является отсутствие гидравлического усилителя рулевого управления. На ЗиЛе, в 1980-х, этот недостаток устранили. И Поларисы в нархоз шли уже с ним. —5.165.59.132 12:23, 11 апреля 2014 (UTC)