Тракторы гусеничные: Гусеничные трактора российского производства – Категория:Гусеничные тракторы — Википедия

Сравнение колесных и гусеничных тракторов — Agrovesti.net

В точке соприкосновения резины с почвой мощность двигателя трактора превращается в полезное тяговое усилие. В последние годы одновременно с рабочей шириной агрегатов значительно возросла мощность тракторов. На сегодняшний день стандартный трактор „подбирается“ к отметке в 400 л.с. Но, главное то, что еще больше мощности с таким техническим концептом передать на землю почти невозможно.

Что тянет трактор?

Будет ли в перспективе происходить передача тягового усилия на почву только с помощью гусениц или же новый колесный концепт позволит равную по эффективности передачу мощности? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели эксперимент, создав команду „Колеса или гусеницы“. Эта команда при тяжелой обработке почвы провела практическое сравнение различных концептов ходовой части фирмы Fendt и Challenger и обсудила с инженерами различные решения.

Только 25 % своей дизельной энергии трактор может превращать в действительное тяговое усилие. Большая часть теряется в ходовой части на образование колеи и пробуксовку. Простое наращивание мощности двигателя зачастую не приводит напрямую к увеличению тяговой мощности, так как сила должна быть передана на почву. Границу здесь обозначает физика! Многие факторы влияют на поведение трактора при тяговых работах, как например, вес (в частности балласт) шасси и площадь его опоры, пробуксовка и сцепление с почвой.

Вес

Для тяговых работ каждый трактор нуждается в определенной массе. Все равно – колесный или гусеничный – он не может тянуть больше собственного веса. Стандартные тракторы достигают тяговых показателей в пределах от 0,4 до 0,7 части своего собственного веса. Это – коэффициент тягового усилия. Он зависит от шасси и состояния почвы (асфальт или грязь бездорожья). Коэффициент 0,5 означает, что трактор ровно половину своего собственного веса может превратить в тяговую силу.

Тяговое усилие

Если суммировать движущие силы всех мостов и отнять от них сопротивление качению, получится общее тяговое усилие трактора. График показывает влияние вида ходовой части на тяговое усилие.

Так, 10-тонный трактор с коэффициентом 0,5 имеет на поле тяговое усилие примерно 5 000 даН. Это соответствует примерно 5 тоннам. Если трактор при одинаковом состоянии почвы должен тянуть больше, то одного увеличения мощности двигателя для этого недостаточно. Наряду с мощностью, он должен увеличить также свой вес, что для стандартных тракторов означает потерю полезной нагрузки. В этом и есть отличительная особенность шарнирно-сочлененных и гусеничных тракторов – они должны, в первую очередь, тянуть, а не везти. Поэтому уже при выпуске с завода они имеют большую собственную массу, чтобы быть в состоянии передать почве мощность двигателя около 600 л.с.

Один только собственный вес в 20 тонн намного превышает допустимую общую массу стандартных тракторов большого класса. Полностью загруженные они потянули на весах 27 тонн – это вдвое больше собственного веса Fendt 936! Пересчитываем теперь с минимальным коэффициентом использования тягового усилия 0,5, что приводит уже к величине более 13 т.

Балластировка

Балластировка имеет существенное влияние на тяговое усилие. Например, при увеличении сцепного веса трактора массой 10 т балластом в 2 т увеличивается расчетное тяговое усилие на 1 000 даН (на 1 т). Такой же эффект достигается тракторами при работе с навесными агрегатами, которые дополнительно загружают заднюю ось трактора. Это распределение веса без дополни тельных затрат увеличивает тягово-сцепные свойства трактора.

Так, например, функционирует регулировка тягового усилия. При перегрузке трактора с плугом, например, когда плуг натыкается на более твердый слой почвы, система реагирует так, что плуг автоматически поднимается на несколько сантиметров. Вес плуга дополнительно нагружает заднюю ось, и тяговое усилие увеличивается. Некоторые производители используют это смещение усилий с помощью гидравлических верхних рычагов, передавая силу тяжести от агрегата на заднюю ось трактора.

По этой причине стандартные тракторы конструктивно ориентированы на трехточечное соединение. В конечном итоге они должны не только тянуть агрегаты, но и нести их. В соответствии с этим на тракторе устанавливаются оси и шины: сзади – большие, а спереди – поменьше. Сопровождающий эффект: трактор очень маневренный.

Трактор почти не имеет возможности перевозить широкие навесные агрегаты. Они слишком тяжелые и нуждаются в собственном шасси. Благодаря этому отсутствует нагрузка на заднюю ось, за исключением опорной нагрузки. Поэтому здесь нужна другая балластировка. Тяжелые грузы во фронтальной и задней части, хотя и компенсируют недостающую силу тяжести, но все же должны перемещаться по полю.

У шарнирно-сочлененных тягачей, интегральников, а также у многоосевых тракторов ситуация иная, чем у стандартных тракторов: в первую очередь они должны тянуть, а не транспортировать на себе. Поэтому они передвигаются на огромных, одинаковых по размеру колесах, и их вес равномерно распределяется на оси. Распределение веса у шарнирно-сочлененных тракторов еще более экстремальное. Здесь на переднем мосту „покоятся“ даже до 60 % веса, из-за чего фронтальная часть у шарнирно-сочлененных тракторов сильно выступает перед осью. 20 тонн собственного веса таких тракторов можно превратить при помощи дополнительной балластировки в 27 тонн и сделать трактор настоящим великаном.

При тяжелых тяговых работах стандартный трактор работает на пределе своих возможностей.

Также и для гусеничного трактора очень важна хорошая балластировка. Гусеничные тракторы существенно короче шарнирно-сочлененных. Благодаря колоссальному крутящему моменту, который передается посредством расположенной сзади ведущей шестерни, трактор может „встать на дыбы“, разгружая тем самым переднюю часть шасси. В таком случае у шасси почти нет возможности передавать усилие. Гусеничная лента должна полностью прилегать к земле – только тогда гусеничный трактор полностью передает тяговое усилие на землю. Поэтому точно в местах опорной нагрузки при помощи балласта во фронтальной или ходовой части необходимо уравновесить требующуюся тяговую силу агрегата.

Площадь опоры

Колесные тракторы при одинаковом весе и одинаковом буксовании в меньшей степени преобразуют собственный вес в тяговое усилие.

Площадь опоры – это поверхность соприкосновения с почвой. Чтобы высокую мощность действительно превратить в приличное тяговое усилие надо, чтобы при удваивании мощности двигателя и веса, площадь опоры увеличилась в четыре раза. Простой способ увеличения тягового усилия у колесных тракторов – снижение давления в шинах, что увеличивает площадь опоры шин. Практические эксперименты показали, что снижение давления приводит даже к большему увеличению тягового усилия, чем дополнительная балластировка. И, напротив, слишком высокое давление в шинах вызывает точно так же, как и избыток балласта, глубокие колеи. Это увеличивает сопротивление качению и затраты топлива. При движении по полю трактор, в силу своего проваливания в почву, постоянно преодолевает образующиеся перед колесами земляные клинья. Если в экстремальных случаях сопротивление качению приравнивается к тяговуму усилию, то трактор не может двигаться. Поэтому тяговое усилие возрастает на мягких почвах не только благодаря увеличению площади опоры, но и за счет невысокого значения сопротивления качению. И, чем мягче грунт, тем большее влияние оказывает снижение давления воздуха в шинах на повышение тягового усилия.

Применение широкопрофильных шин и сдвоенных колес не увеличивает автоматически тяговое усилие. По сравнению с одинарными, сдвоенные колеса при одинаковом давлении воздуха имеют только на 35 % большую площадь опоры. Так как нагрузка на каждую из сдвоенных шин меньше, чем у одинарной, то при одинаковом давлении не происходит удвоение площади опоры, как это кажется в первый момент. Следовательно, и у сдвоенных шин также необходимо понижать давление!

Шарнирно-сочлененные тракторы с двойным пакетом одинаковых по размеру шин (например, 8х710/70 R42) имеют гораздо большую площадь опоры, чем стандартные тракторы и почти такую же, что и гусеничные.

Но, при этом ширина трактора доходит до 5 м, что не позволяет ему двигаться по проезжим дорогам. По другому обстоят дела у тягачей с тремя или большим количеством осей – Fendt Trisix с шестью шинами размером 800/60 R34, например, занимает площадь почти в 3,5 м2 и все равно находится в трехметровой „границе“. Это „узаконивает“ его движение по европейским дорогам.

Гусеничная лента до настоящего времени дает самую большую площадь опоры, сравнимую с площадью полностью спущенной и растянутой в длину шины. Большой гусеничный трактор фирмы Сhallenger занимает площадь 4,2 м2.

Дополнительные опорные валики, расположенные между ведущим и направляющим колесом, обеспечивают лучшую опору. Правда, давление под лентой распределяется не совсем равномерно, так что фактическая площадь опоры меньше приблизительно на 30 %. Особенно важно натяжение гусениц. Плохо натянутая гусеничная лента выглядит как мятый коврик. Конечно же, из-за этого теряется еще и тяговое усилие, так как напряжение на ведущих и направляющих роликах создает дополнительное сопротивление, которое трактор должен преодолеть.

Буксование и сцепление с почвой

При тяговых работах ходовая часть трактора должна передавать усилие на землю. Чем интенсивнее сцепление с почвой – тем лучше. Естественная граница передачи сил достигнута, если почва начинает срезаться гусеницей, и имеющегося трения между шасси и землей больше не достаточно для передачи тягового усилия. В этом случае речь идет о буксовании гусениц.

Шины и почва изменяют свою форму при взаимодействии. При увеличении буксования почва срезается.

Буксование понижает объем мощности, затраченной на единицу площади, соответственно, повышая расход топлива на гектар. Это нежелательное явление принято называть „потерей мощности на пробуксовку“.

Совсем без буксования не обходится. Колесам необходимо буксование при тяжелых тяговых работах, поскольку они имеют лишь несколько шипов в сцеплении. При буксовании 10-15 % шины и грунт изменяют форму, улучшая этим сцепление. В этот момент шины имеют сцепление своей полной площадью.

Чем ниже давление в шинах, тем больше шипов входит в сцепление с землей. Таким образом, при тяговых работах лучше понизить давление в шинах. В момент непосредственно перед буксованием происходит максимальная передача усилия на почву. При большом буксовании (особенно на влажной почве) происходит потеря мощности, уплотнение и повреждение почвы.

Гусеничный привод в силу большой площади опоры имеет гораздо больше шипов для сцепления. При сухой почве он достигает буксования в 2-5 %, что является значительным преимуществом при тяговых работах. Хуже выглядит картина гусеничного привода во влажных условиях. Из-за большой площади гусеницы не про исходит глубокого проникновения шипов в почву, и гусеница пробуксовывает.

Эти различия приводов влияют на продуктивность работы тракторов. Стандартные тракторы при тяговых работах имеют буксование 15 %. Например, на 1 000 часов пахотных работ с постоянным буксованием приходится 150 часов потерь. В это время трактор и водитель „работают“, не обрабатывая ни одного метра почвы.

Конечно же, при гусеничном приводе тоже имеются потери времени, но при среднем буксовании 5 % потери составляют на 100 часов меньше, чем у колесного трактора.

Многоосные тракторы-тягачи имеют другой концепт: поскольку все колеса одинаковые и движутся друг за другом по одной колее, уменьшаются потери на преодоления сопротивления качению и уплотнение почвы.

Отсюда преимущество – грунтозацепы шин задних колес входят в уже проложенную передними колесами колею. Движение по принципу „след в след“ уменьшает коэффициент сопротивления, т.е. буксование.

Кто король тяговой силы?

Если речь идет об универсальном применении, стандартные тракторы – выбор номер один. Они маневренны на полях и достаточно быстры в транспортном режиме. Но их тяговосцепные свойства имеют свои границы. Чтобы передать на почву мощность двигателя в 400 л.с. необходимы сдвоенные колеса и балласт. Но, и это не приблизит стандартные тракторы к большим гусеничным и шарнирно-сочле ненны м тракторам. Колеса еще больших размеров и еще большая масса трактора при таком техническом решении почти невозможны. Мощность двигателей шар нирно-сочленен ных тракторов достигает мощности двигателей гусеничных. Вследствие простоты конструкции и жесткого шасси они более приемлемы по цене.

Одинаковая величина колес и огромная масса дают им определенные преимущества, но, чтобы передать тяговое усилие на почву, им необходимы двойные или даже тройные колеса. Это делает их слишком широкими для движения по дорогам и автомагистралям, поэтому они применимы в основном на больших полях стран Восточной Европы и России.

В качестве альтернативы в будущем возможно появление трех- или четырехосных тракторов с 6-ю или 8-ю одинаковыми колесами. Не намного шире, чем стандартные тракторы, но, с почти удвоенной площадью опоры они могут передвига ться по дорогам без специального разрешения. При этом на тяговых работах за счет движения колес „след в след“, у них меньше буксование.

Король тяговой силы в сухих условиях – конечно же, гусеничный трактор. С длинными гусеницами он имеет максимальную площадь опоры и лучший контакт с почвой. С существенно меньшим буксованием по сравнению с колесным, гусеничный трактор тянет по полю более тяжелые рабочие орудия.

Гусеничный трактор — это… Что такое Гусеничный трактор?

Производство тракторов в СССР и РФ, тыс. штук (график)

Тра́ктор (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием).

Типы тракторов

Два основных типа тракторов — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.

Колёсный трактор

Колёсные трактора можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжелые модели оснащаются сдвоенными колесами, как правило, на обеих осях).

Гусеничный трактор

Гусеничные трактора имеют большую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (30—40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости.

В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.

Сельскохозяйственный трактор

Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:

  • возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
  • возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможность работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
  • необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
  • возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.

Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:

  • двигатель с повышенным числом оборотов;
  • многоступенчатая коробка передач;
  • возможность установки ходоуменьшителя;
  • подрессоренная подвеска;
  • унифицированная задняя маятниковая навеска;

Колёсный трактор 1948 год Германия

Универсально-пропашной трактор МТЗ-52 «Беларусь»

Пахотный трактор «Рено»

Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора (с закрепленным водяным насосом дождевального агрегата)

Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора. Узкие колёса обеспечивают движение по междурядьям

Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75

Колея пропашного трактора устанавливается точно кратной ширине междурядий

Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на универсально-пропашные, пахотные и транспортные.

  • Универсально-пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку легких почв в садах и теплицах. Используются для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колесные, но встречаются и гусеничные (в СССР — Т-38 и Т-70). Энергоемкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Особенность пропашых тракторов — регулируемая ширина колеи
  • Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели тяговый класс от 4 до 10 тонно-сил и энергоемкость от 25 до 30 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колесные — 10-20 км/ч. Пахотные тракторы имеют смещенный вперед центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.
  • Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъемности. В России в качестве транспортных тракторов в период сенокоса и уборки урожая используются колёсные пахотные тракторы.

Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами легких строительных бульдозеров и коммунальной техники.

В СССР ряд сельскохозяйственных тракторов (Т-74, МТЗ-82, Т-150, К-700) имели промышленные модификации для работы с прицепными скреперами, грейдерами, погрузчиками и другими строительными и дорожными машинами, требущими повышенных рабочих скоростей.

Промышленный трактор

Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:

  • эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
  • работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
  • возможность работы на твердых (в том числе скальных) грунтах;
  • возможность работы на переувлажненных грунтах;
  • необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
  • доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10 на базе промышленного трактора Т-170

Для улучшения обзора машинистом бульдозерного оборудования промышленный трактор Т-330 имеет переднее расположение кабины. Сравнительно редкое техническое решение

ДЭТ-250М — один из немногих в мире тракторов с электромеханической трансмиссией

Жесткая подвеска и усиленная гусеница помогают трактору работать на твердых грунтах. Для буксировки прицепных землеройных машин (скрепера, грейдера) трактор имеет тягово-сцепное устройство

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Caterpillar D9 (США)

Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:

  • малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом;
  • применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше.
  • коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением;
  • жесткая (или полужесткая) подвеска;
  • ходовая часть и рама усиленной конструкции;
  • бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал;
  • наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров;
  • гидравлическое оборудование повышенной энергоемкости;
  • улучшенная обзорность из кабины вперед;
  • возможность работы при низких температурах.

Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещенный назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20% веса трактора) распределение веса на всю длину гусенциц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.

Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоемкость — порядка 15 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.

Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М.

В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).

Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).

В СССР на базе промышленных тракторов создавались сельскохозяйственные тракторы для пахоты целинных земель (Т-100М, Т-130М, Т-170М), отличавшиеся установкой задней навески сельскохозяйственного типа.

Трелевочный трактор

Двигатели и кабина трелевочного трактора расположены спереди. За ними платформа для трелевки леса

Трелевочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелевочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу. Трелевочные тракторы оборудуются лебедками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эррозионное действие на лесную подстилку.

Армейский трактор

Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марш-броске, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. В настоящее время применяются редко. Заменяются автомобилями-тягачами.

Устройство трактора

Так женщины Танганьики заправляли водой военный английский паровой трактор. Германо-английский фронт в Африке. 1916 Мирный трактор, 1920-е годы

Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.

Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

История

Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. Первый гусеничный трактор был построен в России уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Это устройство приводилось в действие паровой машиной в 20 лошадиных сил. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

В 1896 году американскими инженерами Хартом и Парром был создан первый трактор с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 года такие тракторы поступили в продажу. Первоначально фермеры охотно их раскупали, однако скоро новые машины стали вызывать нарекания: они были очень тяжелы и поэтому слишком сильно утрамбовывали почву. К тому же для средней фермы они были слишком велики. Страдали тракторы и «детскими болезнями»: часто ломались, а ремонт был долог и дорог. Однако в 1907 году в продаже появилась новая модель трактора, лишённая недостаков своего предшественника. К тому времени в Америке стала создаваться система ремонтных мастерских для тракторов.

В 1912 году фирма «Холт-Парр» начала выпуск гусеничных тракторов.

В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919г изобретатель Я. В.Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922г начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова. В 1922-1923годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году начал выпускаться трактор «Коммунар» на Харьковском паровозостроительном заводе. В 1924г также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3…4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и реверсом). С 1924 по 1932 г. Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

«Гном»,«Коломенец-1»,«Карлик»,«Запорожец»,«Коммунар» — первые советские трактора. Первые трактора выпускались относительно небольшими партиями, но благодаря им они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930г (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод в 1931г (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933г (выпускал гусеничные тракторы С-60). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. Благодаря этим успехам планового развития экономики — отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупное механизированное.

См. также

В искусстве

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

СХТЗ-НАТИ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июня 2019; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 июня 2019; проверки требуют 3 правки.
СХТЗ-НАТИ
Выпускался, гг. 1937-1952
Производитель

Сталинградский тракторный завод,
Харьковский тракторный завод,

Алтайский тракторный завод
Экземпляры 191000
Тип движителя гусеничный
Рабочая скорость, км/ч 3,8 — 7,9
Полная масса, т 5,1
Кабина сзади
Двигатель спереди
Мощность, л.с. (кВт) 52 (38,2)
Тип подвески сблокированная попарно, на винтовых пружинах
Пневмооборудование нет
Последующая модель ДТ-54
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

СХТЗ-НАТИ (СТЗ-3) — марка гусеничного трактора, выпускавшегося с 1937 года по 1952 год на тракторостроительных заводах СССР.

В 1937 году Сталинградский и Харьковский тракторные заводы прекратили выпуск колёсных тракторов СХТЗ 15/30 и перешли на выпуск гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ. Это были первые тракторы массового производства с конструкцией отечественной разработки[1].

В связи с тем, что в ходе Великой Отечественной войны Харьковский завод был эвакуирован в город Рубцовск Алтайского края, производство тракторов было начато там, в создававшемся в военные годы Алтайском тракторном заводе. Первые трактора СХТЗ-НАТИ вышли из цехов Алтайского завода в августе 1942 года[2].

На Алтайском тракторном заводе производство тракторов, получивших обозначение АТЗ-НАТИ, продолжалось до 1952 года, на Сталинградском и Харьковском заводах производство было свёрнуто ранее, в 1949 году они уступили на сборочном конвейере место тракторам ДТ-54[3].

Трактор СХТЗ-НАТИ имел рамную конструкцию с клёпаной рамой, состоящей из двух лонжеронов и четырёх поперечин.

Эластичная подвеска ходовых частей на четырёх балансирных каретках с витыми цилиндрическими пружинами.

Кабина трактора была полузакрытой.

Керосиновый карбюраторный четырёхцилиндровый двигатель мощностью 52 л. с. крепился на раме в трёх точках. Охлаждение двигателя — водяное.

Коробка передач — зубчатая трёхходовая, гусеница выполнена из звеньев, отлитых из высокомарганцовистой стали.

Показан в советском фильме «Поезд идет на восток» 1948 года.

Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов

Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.

Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.

Остов трактора может быть рамным, полурамным или безрамным.

Рамный остов (рама) состоит из двух продольных и нескольких поперечных брусьев, жестко соединенных между собой. Такой остов имеют тракторы Т-74, ДТ-75 и ДТ-75М.

Остов тракторов всех других представленных марок полурамный и состоит из короткой рамы под двигатель (или навесные орудия у самоходных шасси), прикрепленной к литому корпусу силовой передачи.

Движитель трактора может быть гусеничным или колесным. У гусеничного движителя большая площадь соприкосновения и хорошее сцепление с почвой.

Поэтому гусеничные тракторы могут работать на полях без значительного буксования в любое время года. Однако такой движитель уступает колесному по весу и простоте устройства. Колесный движитель состоит из колес, оборудованных пневматическими шинами. Площадь соприкосновения шин ведущих колес с почвой и сцепной вес колесных тракторов меньше, чем гусеничных (того же класса). (Сцепным весом называется вес, приходящийся на ведущие колеса или опорные поверхности гусениц. Он определяет максимально возможную величину силы тяги трактора.)

Поэтому колесные тракторы из-за повышенного буксования колес не всегда могут работать на полях ранней весной и поздней осенью.

Чтобы уменьшить буксование, у некоторых колесных тракторов все колеса могут служить ведущими. Для этого же тракторы могут быть оборудованы полугусеничным ходом (рис.).

полугусеничный ход трактора МТЗ-50

Полугусеничный ход трактора МТЗ-50:

1 — почвозацеп; 2 — резиновая лента; 3 — направляющее колесо с натяжным устройством

Подвески тракторов подразделяются на жесткие, полужесткие и эластичные. Колесные тракторы имеют жесткую подвеску всех или только ведущих колес; толчки от почвы смягчаются пневматическими шинами. Передние колеса некоторых тракторов имеют эластичную пружинную подвеску. Гусеничные тракторы оборудованы полужесткой или эластичной подвеской.

Схемы гусеничных движителей трактора

Схемы гусеничных движителей:

а — движитель с эластичной подвеской; б — движитель с полужесткой подвеской; 1 — ведущая звездочка; 2 — цепь-гусеница; 3 — опорный каток; 4 — каретка; 5 — натяжное (направляющее) колесо; 6 — натяжное устройство; 7 — пружина; 8 — амортизатор каретки; 9 — остов трактора; 10 — поддерживающий ролик; 11 — тележка движителя

Движитель гусеничного трактора состоит из двух ведущих колес-звездочек 1 (рис. выше), стальных цепей-гусениц 2, тележек с опорными катками 3, поддерживающих роликов 10 и направляющих колес 5 с механизмом 6 натяжения гусениц. Замкнутые гусеницы перемещаются вращающимися звездочками по грунту и образуют два бесконечных рельсовых пути, по которым на опорных катках подвесок движется остов трактора.

Ролики 10 уменьшают провисание гусеницы трактора и удерживают ее от раскачивания. Колесо 5 направляет движение гусеницы и используется для регулировки ее натяжения. Пружины 7 и 8 смягчают толчки, возникающие при движении трактора по неровностям почвы.

Гусеничный движитель соединен с остовом полужесткой или эластичной подвеской. У трактора, имеющего полужесткую подвеску, гусеница со всеми ее узлами образует отдельную тележку, которая соединена с остовом спереди через поперечную рессору (рис.), а сзади надета на ось 2.

схемы подвесок остова трактора

Схемы подвесок остова трактора

а — полужесткая подвеска; б —эластичная подвеска; в — схема преодоления препятствия одним гусеничным ходом полужесткой подвески; г —схема преодоления препятствия кареткой эластичной подвески; д — полужесткая подвеска с торсионным рессорным устройством; 1 — поперечная рессора; 2 — ось рессоры; 3 — тележка движителя; 4—задний кронштейн тележки; 5 — ось кронштейнов тележки; 6 — пружина каретки; 7 — опорный каток каретки; 8—балансир, 9 — ось каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — остов трактора; 12 — торсионный вал; 13 — рычаг торсиона; 14 — соединительное звено рычага

Благодаря шарнирному соединению средней части рессоры с остовом каждая тележка может приспосабливаться к рельефу почвы, не вызывая значительных боковых наклонов трактора (рис. в). По такой схеме устроена ходовая часть трактора Т-100М.

У трактора Т-54В вместо рессоры ставятся торсионные валы 12 (рис. д) с двумя кривошипами, направленными в разные стороны. Смягчение толчков при движении трактора достигается за счет упругого скручивания вала. Задний шарнир тележки расположен не на оси звездочки, а впереди нее.

Эластичную подвеску имеют тракторы Т-74 и ДТ-75. Она состоит из четырех кареток. Каждая из них включает два балансира 8, шарнирно соединенных между собой, опорные катки 7 и пружину 6. Каретка свободно надета на ось 9, прикрепленную к раме трактора. При переезде через препятствия она может поворачиваться на оси, как показано на рис. г, а толчки, которые возникают при этом, будут восприниматься пружиной 6 каретки.

Гусеница состоит из стальных звеньев, шарнирно соединенных между собой пальцами. Звенья могут быть цельнолитыми или составными, шарниры — открытыми или закрытыми.

элементы гусеничных движителей

Элементы гусеничных движителей:

гусеница с открытыми (а) и закрытыми (б) шарнирами; в — цевочное зацепление гусеницы с ведущим колесом; направляющее колесо с натяжным устройством; г — кривошипным; д — ползунковым; 1 — проушина звена гусеницы; 2 — палец с головкой; 3 — шайба пальца; 4 — шплинт; 5 — палец; 6 — звено; 7 — втулка; 8 — башмак; 9 — болт крепления башмака; 10 — остов трактора; 11 — кривошип натяжного устройства; 12 — рама тележки; 13 — ползун

Цельнолитые звенья с открытыми шарнирами (рис. а) механической обработке не подвергаются, имеют небольшой вес и легко соединяются стальными термически обработанными пальцами. Однако из-за недостаточной защищенности шарниров такая гусеница при работе на песчаной почве менее долговечна, чем гусеница с закрытыми шарнирами.

Цельнолитые и составные звенья с закрытыми шарнирами (рис. б) подвергаются механической обработке, устроены сложнее, имеют больший вес. Для сборки и разборки звеньев гусеницы с закрытыми шарнирами нужно специальное оборудование. К достоинствам такой гусеницы относится ее большая износоустойчивость.

Звенья гусениц входят в зацепление со звездочкой цевками (рис. в). Цевкой служит проушина 1 или втулка 7 звена, в которую упирается зуб звездочки при движении трактора.

Натяжное устройство может быть ползунковое (рис. д), как у трактора Т-100М, Т-4, или кривошипное (рис. г), как у тракторов Т-74, ДТ-75, ДТ-75М.
 

Гусеничный трактор — это… Что такое Гусеничный трактор?

Производство тракторов в СССР и РФ, тыс. штук (график)

Тра́ктор (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги. Широко применяется в сельском хозяйстве для пахоты и перемещения несамоходных машин и орудий. Трактор может оборудоваться навесным и полунавесным оборудованием сельскохозяйственного, строительного или промышленного назначения (например, буровым оборудованием).

Типы тракторов

Два основных типа тракторов — колёсные и гусеничные. Оба типа имеют преимущества и недостатки.

Колёсный трактор

Колёсные трактора можно использовать на дорогах общего пользования, где они могут развивать большую скорость. Однако их сила сцепления с грунтом ограничена, а следовательно, ограничена и сила тяги. На рыхлой почве такие тракторы могут пробуксовывать. Для устранения этого недостатка были созданы тракторы с приводом на все колёса, однако такие машины отличаются большим весом и при движении по полю они слишком сильно уплотняют землю. Для снижения давления на почву ширина шин тракторов в последнее время увеличивается (особо тяжелые модели оснащаются сдвоенными колесами, как правило, на обеих осях).

Гусеничный трактор

Гусеничные трактора имеют большую силу тяги, чем колёсные. Основной недостаток большинства гусеничных тракторов — невозможность перемещения по асфальтированным дорогам без разрушения покрытия, исключение составляют трактора с резинотросовыми гусеницами. Небольшие скорости движения гусеничных тракторов (30—40 км/ч) компенсируются уменьшенным давлением на грунт по причине большой площади контакта с грунтом, при той же массе, что и у колёсного трактора. Гусеничные тракторы широко применяются в сельском хозяйстве, на слабонесущих почвах и в промышленности из-за своей неприхотливости.

В зависимости от назначения тракторы существенно отличаются конструктивными решениями.

Сельскохозяйственный трактор

Особенности эксплуатации тракторов на сельскохозяйственных работах, а именно, сезонность работ и большие обрабатываемые площади предъявляют к конструкции трактора следующие требования:

  • возможность быстрой смены навесного и прицепного оборудования;
  • возможность работы и передвижения на повышенных скоростях при сохранении возможность работать с некоторыми машинами (например, картофелекопалками) на предельно малых скоростях;
  • необходимость унификации присоединительных устройств у различных моделей тракторов и навесных машин;
  • возможность обслуживания и ремонта в полевых условиях.

Поэтому в конструкции сельскохозяйственных тракторов применяются следующие решения:

  • двигатель с повышенным числом оборотов;
  • многоступенчатая коробка передач;
  • возможность установки ходоуменьшителя;
  • подрессоренная подвеска;
  • унифицированная задняя маятниковая навеска;

Колёсный трактор 1948 год Германия

Универсально-пропашной трактор МТЗ-52 «Беларусь»

Пахотный трактор «Рено»

Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора (с закрепленным водяным насосом дождевального агрегата)

Унифицированная маятниковая навеска сельскохозяйственного трактора. Узкие колёса обеспечивают движение по междурядьям

Ходовая часть быстроходного гусеничного трактора ДТ-75

Колея пропашного трактора устанавливается точно кратной ширине междурядий

Сельскохозяйственные тракторы подразделяются на универсально-пропашные, пахотные и транспортные.

  • Универсально-пропашные тракторы предназначены для послепахотной обработки почвы и посевов, используются на сенокосах, уборке овощных и кормовых культур. Могут осуществлять вспашку легких почв в садах и теплицах. Используются для привода стационарных машин. Универсально-пропашные тракторы в основном колесные, но встречаются и гусеничные (в СССР — Т-38 и Т-70). Энергоемкость универсально-пропашных тракторов лежит в пределах от 18 до 60 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Особенность пропашых тракторов — регулируемая ширина колеи
  • Пахотные тракторы предназначены для сплошной пахоты почв на полях. Пахотные тракторы производства СССР имели тяговый класс от 4 до 10 тонно-сил и энергоемкость от 25 до 30 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги. Гусеничные тракторы осуществляют вспашку на скоростях 6-10 км/ч, а колесные — 10-20 км/ч. Пахотные тракторы имеют смещенный вперед центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы при работе с плугом равномерно распределить вес на всю длину гусеницы.
  • Транспортные тракторы бывают только колёсными. Предназначены для перевозки сельскохозяйственных грузов на прицепах. Имеют высокие рабочие скорости — до 50 км/ч (Т-150). Перевозка сельскохозяйственных грузов транспортными тракторами менее затратна, чем грузовыми автомобилями повышенной проходимости аналогичной грузоподъемности. В России в качестве транспортных тракторов в период сенокоса и уборки урожая используются колёсные пахотные тракторы.

Ввиду большой универсальности сельскохозяйственных тракторов они также являются базовыми машинами легких строительных бульдозеров и коммунальной техники.

В СССР ряд сельскохозяйственных тракторов (Т-74, МТЗ-82, Т-150, К-700) имели промышленные модификации для работы с прицепными скреперами, грейдерами, погрузчиками и другими строительными и дорожными машинами, требущими повышенных рабочих скоростей.

Промышленный трактор

Промышленный трактор предназначен для работы в качестве базовой машины в землеройном или строительном агрегате: бульдозере, скрепере, трубоукладчике. Промышленный трактор характеризуется следующими особенностями:

  • эксплуатация в течение всего срока службы с одним и тем же типом рабочего оборудования;
  • работа на пониженных скоростях с большим тяговым усилием в условиях буксования ходовой части;
  • возможность работы на твердых (в том числе скальных) грунтах;
  • возможность работы на переувлажненных грунтах;
  • необходимость точного позиционирования рабочего органа относительно грунта;
  • доставка к месту проведения работ на спецтранспорте.

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Б-10 на базе промышленного трактора Т-170

Для улучшения обзора машинистом бульдозерного оборудования промышленный трактор Т-330 имеет переднее расположение кабины. Сравнительно редкое техническое решение

ДЭТ-250М — один из немногих в мире тракторов с электромеханической трансмиссией

Жесткая подвеска и усиленная гусеница помогают трактору работать на твердых грунтах. Для буксировки прицепных землеройных машин (скрепера, грейдера) трактор имеет тягово-сцепное устройство

Бульдозерно-рыхлительный агрегат Caterpillar D9 (США)

Конструкция промышленных тракторов отличается следующими решениями:

  • малооборотистый двигатель с высоким крутящим моментом;
  • применение гидротрансформатора на тракторах тягового класса 15 и выше.
  • коробка перемены передач с шестернями постоянного зацепления, смазываемыми под давлением;
  • жесткая (или полужесткая) подвеска;
  • ходовая часть и рама усиленной конструкции;
  • бронированные капот и нижняя часть моторного отсека для защиты двигателя от камней, переваливающихся через отвал;
  • наличие усиленных шарниров для крепления отвала, рыхлителя и гидроцилиндров;
  • гидравлическое оборудование повышенной энергоемкости;
  • улучшенная обзорность из кабины вперед;
  • возможность работы при низких температурах.

Отличительно особенностью промышленных тракторов является смещенный назад центр тяжести. Это необходимо для того, чтобы в составе бульдозерного агрегата (вес отвала может составлять до 20% веса трактора) распределение веса на всю длину гусенциц было равномерным. Поэтому, при использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес.

Низкие рабочие скорости (2-3 км/ч) промышленных тракторов обуславливают их сравнительно невысокую энергоемкость — порядка 15 лошадинных сил на одну тонно-силу тяги.

Для промышленных тракторов оптимальна гидромеханическая трансмиссия, позволяющая реализовывать полную мощность двигателя на особо малых скоростях. Встречаются тракторы с электрической передачей (например, ДЭТ-250М.

В отличие от сельскохозяйственных тракторов, промышленные являются узкоспециализированными, изначально проектируемые для работы в составе конкретного типа машины (обычно бульдозерно-рыхлительного агрегата).

Промышленные тракторы преимущественно гусеничные, но для работы с погрузчиками и некоторыми дорожными машинами применяют и колёсные тракторы (в основном, модификации сельскохозяйственных тракторов).

В СССР на базе промышленных тракторов создавались сельскохозяйственные тракторы для пахоты целинных земель (Т-100М, Т-130М, Т-170М), отличавшиеся установкой задней навески сельскохозяйственного типа.

Трелевочный трактор

Двигатели и кабина трелевочного трактора расположены спереди. За ними платформа для трелевки леса

Трелевочный трактор предназначен для перевозки стволов деревьев от места рубки до места промежуточного складирования. Трелевочные тракторы обычно строятся на базе сельскохозяйственных тракторов и отличаются от них компоновкой, позволяющей разместить на задней части рамы платформу. Трелевочные тракторы оборудуются лебедками. Отличительной особенностью трелёвочных тракторов является ходовая часть с большой опорной площадью, что снижает эррозионное действие на лесную подстилку.

Армейский трактор

Армейский трактор предназначен для буксировки артиллерийских орудий и других прицепных систем вооружения. Основные требования, предъявляемые к армейским тракторам — высокая скорость на марш-броске, высокая проходимость, приспособленность для работы в различных климатических условиях. В настоящее время применяются редко. Заменяются автомобилями-тягачами.

Устройство трактора

Так женщины Танганьики заправляли водой военный английский паровой трактор. Германо-английский фронт в Африке. 1916 Мирный трактор, 1920-е годы

Основные элементы трактора: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, механизмы управления, рабочее и вспомогательное оборудование. Вне зависимости от типа силовой установкой современных тракторов является дизельный двигатель (раньше также использовались бензиновые двигатели). Рулевое устройство колёсных тракторов аналогично автомобильному; для осуществления поворота гусеничных тракторов притормаживают одну из гусениц фрикционом.

Рабочее оборудование: Тракторы оборудуются гидравлической навесной системой (ГНС), которая служит для соединения трактора с навесной и полунавесной машиной, и управления работой этих машин. ГНС состоит из двух основных частей: из навесного устройства и гидравлической системы. Так же на многих тракторах имеется вал отбора мощности (ВОМ), который предназначен для привода рабочих органов, агрегатируемых с тракторами передвижных или стационарных машин.

История

Первые подобные тракторам машины появились ещё в XIX веке и были паровыми. Так, ещё в 1850 году английский изобретатель Уильям Говард использовал для пахоты локомобиль. Во второй половине XIX века на полях Великобритании работало уже около двух тысяч таких машин. Первый гусеничный трактор был построен в России уроженцем села Никольское Вольского уезда Саратовской губернии крестьянином Фёдором Абрамовичем Блиновым, в 1879 году он получил патент («привилегию») на «вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». Это устройство приводилось в действие паровой машиной в 20 лошадиных сил. Однако этот трактор так и не стал востребованным ни в промышленности, ни в сельском хозяйстве и дальше прототипа тракторов в России дело не пошло.

В 1896 году американскими инженерами Хартом и Парром был создан первый трактор с двигателем внутреннего сгорания. С 1901 года такие тракторы поступили в продажу. Первоначально фермеры охотно их раскупали, однако скоро новые машины стали вызывать нарекания: они были очень тяжелы и поэтому слишком сильно утрамбовывали почву. К тому же для средней фермы они были слишком велики. Страдали тракторы и «детскими болезнями»: часто ломались, а ремонт был долог и дорог. Однако в 1907 году в продаже появилась новая модель трактора, лишённая недостаков своего предшественника. К тому времени в Америке стала создаваться система ремонтных мастерских для тракторов.

В 1912 году фирма «Холт-Парр» начала выпуск гусеничных тракторов.

В России оценило важность тракторов для страны только Советское правительство после 1917 года, выделив деньги на постройку тракторов в трудные для страны годы интервенции. Начиная с 1918г. по указанию В. И. Ленина осуществляется подготовка производства для выпуска тракторов. В 1919г изобретатель Я. В.Мамин создал трактор «Гном» с нефтяным двигателем мощностью 11,8 кВт. Производство тракторов было настолько важным, что был издан Декрет Совета Народных Комиссаров от 1 апреля 1921 г. о признании сельскохозяйственного машиностроения делом чрезвычайной государственной важности. В 1922г начинают выпускаться тракторы «Коломенец-1» конструкции Е. Д. Львова. В 1922-1923годах создается трактор «Запорожец» под руководством инженера Л. А. Унгера. В 1924 году начал выпускаться трактор «Коммунар» на Харьковском паровозостроительном заводе. В 1924г также налаживается производство тракторов «Карлик» конструкции Я. В. Мамина с двигателем мощностью 8,8 кВт (12 л. с), в двух вариантах: трактор «Карлик-1» (трехколесный, с одной передачей вперед, со скоростью движения 3…4 км/ч) и «Карлик-2» (четырехколесный, с одной передачей и реверсом). С 1924 по 1932 г. Ленинградский завод «Красный путиловец» освоил и выпустил около 50 тыс. тракторов «Фордзон-Путиловец», а затем с 1934 г. на этом заводе стал выпускаться трактор «Универсал» с керосиновым двигателем и металлическими колесами. «Универсал» был первым отечественным трактором, экспортируемым за границу.

«Гном»,«Коломенец-1»,«Карлик»,«Запорожец»,«Коммунар» — первые советские трактора. Первые трактора выпускались относительно небольшими партиями, но благодаря им они многому научили, воспитали первые кадры тракторостроителей и по праву вошли в историю отечественного тракторостроения. Дальнейшее развитие страны требовало строительства крупных специализированных тракторных заводов. Были построены: Сталинградский тракторный завод в 1930г (выпускал тракторы СТЗ-15/30), Харьковский тракторный завод в 1931г (выпускал тракторы ХТЗ, подобные тракторам СТЗ), Челябинский тракторный завод в 1933г (выпускал гусеничные тракторы С-60). За десять предвоенных лет отечественная промышленность произвела для сельского хозяйства порядка 700 тыс. тракторов. Общий выпуск отечественных тракторов составил 40% их мирового производства. Благодаря этим успехам планового развития экономики — отсталое, раздробленное сельское хозяйство дореволюционной России превратилось в крупное механизированное.

См. также

В искусстве

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *