Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
Категория:
Устройство автомобиля
Публикация:
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
Читать далее:
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
По устройству она аналогична системе охлаждения двигателя ЗМЗ-66: жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Заправочная емкость 29 л (с расширительным бачком 31 л).
Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,28—0,38 кгс/см2, а воздушный — при разрежении 0,01—0,12 кгс/см2.
Водяной насос центробежного типа установлен на переднем торце блока цилиндров. Привод водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала двигателя клиновидным ремнем. Насос состоит из корпуса, корпуса подшипников, валика, крыльчатки, сальника, ступицы шкива и шкива привода.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Корпус насоса чугунный. Корпус подшипников имеет масленку и контрольное отверстие для выхода смазки, а внизу контрольное отверстие для выхода охлаждающей жидкости в случае повреждения сальника. Валик насоса вращается в двух шарикоподшипниках. На переднем конце валика установлены шкив вентилятора и ступица шкива водяного насоса. Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы шкива в эксплуатации в случае ослабления крепления. Крыльчатка насоса изготовлена из чугуна и закреплена на валике болтом.
Рис. 1. Водяной насос с вентилятором двигателя ЗИЛ-131:
1 — ступица шкива вентилятора; 2 — вентилятор; 3 — шкив вентилятора; 4 — шкив привода водяного насоса; 5 — шкив привода компрессора; 6 —масленка; 7 — корпус подшипников; 8 водосбрасыватель; 9 — корпус насоса; 10 — крыльчатка; 11 — сальник; 12 — обойма сальника; 13 — валик; 14 — конусная втулка шкива; 15 — масленка для смазки подшипников вентилятора
Термостат с твердым наполнителем помещен в патрубке, подводящем охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров в радиатор. Термостат состоит из медного баллона, закрытого крышкой, между которыми закреплена мембрана. Баллон заполнен активной массой, состоящей из церезина (нефтяной воск) и медного порошка. На мембрану опирается шток, который шарнирно соединен с заслонкой. Заслонка пружиной удерживается в закрытом положении.
При холодном двигателе активная масса в баллоне находится в твердом состоянии и заслонка термостата под действием пружины закрыта. Охлаждающая жидкость через радиатор не циркулирует. При нагревании до 70—83 °С активная
масса баллона плавится и, увеличиваясь в объеме, приподнимает мембрану. Мембрана действует на шток, приподнимаясь, открывает заслонку, которая пропускает охлаждающую жидкость в радиатор. При снижении температуры церезин уменьшается в объеме и заслонка под действием пружины закрывается.
Вентилятор шестилопастный, изготовлен из листовой стали. Привод вентилятора осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала, причем вентилятор приводится в действие независимо от водяного насоса, что позволяет при преодолении бродов отключать вентилятор ослаблением ремня, не останавливая вращения водяного насоса, компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления. Натяжение ремня привода вентилятора осуществляется перемещением генератора на кронштейне. При нормальном натяжении прогиб ремней привода водяного насоса и вентилятора под действием усилия 4 кгс должен быть 8—14 мм на середине ветви.
Жалюзи установлены перед радиатором, привод их осуществляется из кабины водителя. Рукоятка управления расположена с левой стороны в кабине.
Для контроля за температурой охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термометр, датчик которого находится в канале впускного трубопровода двигателя, а указатель на щитке приборов. Кроме того, система охлаждения имеет контрольную лампу, которая загорается при достижении температуры охлаждающей жидкости 115 °С.
Рис. 2. Схема работы термостата:
а — термостат и закрытом положении; б — термостат в открытом положении, 1 — возвратная пружина; 2—корпус: 3 — заслонка; 4 — коромысло; 5 — шток; 6 — мембрана; 7 — активная масса; 8 — баллон
Смазка подшипников водяного насоса и вентилятора осуществляется через масленки смазкой ЯНЗ-2 (1-13с).
Охлаждающая жидкость из системы охлаждения сливается через три краника: один находится на патрубке радиатора и два — на пусковом подогревателе.
Рекламные предложения:
Читать далее: Пусковой подогреватель двигателя автомобиля
Категория: — Устройство автомобиля
Главная → Справочник → Статьи → Форум
жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. — МегаЛекции
К системе охлаждения двигателей предъявляют следующие требования:
— поддержание нормального теплового режима двигателя при температуре окружающего воздуха от -50° до +50°С;
— обеспечение возможности длительной стоянки автомобиля при низкой температуре и быстрое приведение двигателя в рабочее состояние;
— иметь минимальные габариты, не требовать больших трудозатрат при обслуживании и ремонте.
Емкость системы — 29 л (с расширительным бачком — 31 л), поддерживает тепловой режим 80 — 95°.
Особенности КамАЗ-740:
— емкость системы охлаждения с системой отопления и предпусковым подогревателем — 35 л;
— без системы отопления и предпусковым подогревателем — 29.4 л,
— поддерживает тепловой режим 75 — 98°.
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131 включает:
1. Радиатор;
2. Водяной насос;
3. Рубашку охлаждения;
4. Термостат;
5. Вентилятор;
6. Жалюзи;
7. Соединительные патрубки, шланги, трубопроводы;
8. Сливные краники – 4шт;
9. Контрольные приборы;
В общую схему охлаждения включен предпусковой подогреватель.
Особенности КамАЗ-740:
— установлены 2 термостата;
— вентилятор приводится от гидромуфты, имеет 3-х позиционный переключатель;
— имеет расширительный бачок.
При объяснении использовать материальную часть и плакаты. Обратить внимание на действие пробок радиатора и расширительного бачка. Использовать слайд №12. |
Состоит из:
верхнего бачка;
нижнего бачка;
сердцевины.
Место установки: впереди двигателя. Верхний бачок имеет заливную горловину. Пробка заливной горловины имеет паро-воздушный клапан.
Паровой клапан открывается при избыточном давлении в системе 1 кгс/см².
Воздушный клапан открывается при разрежении в системе 0.01 — 0.13 кгс/см².
Особенности КамАЗ-740:
— радиатор трехрядный, с стальными трубками,
— крепление в 3-х точках на резиновых подушках.
— для увеличения теплорассеивающей поверхности пространство между трубками заполнено гофриро-ванной медной лентой, расположенной горизон-тально и в перегибах припаянной к боковым поверх-ностям трубок.
— Расширительный бачок компенсирует изменение объема жидкости при ее расширении, способствует удалению из охлаждающей жидкости воздуха и кон- денсации пара. В заливной горловине бачка установ-лена пробка с впускным и выпускным клапанами, отрегулированными на 1-13 кПа и 65 кПа соотв
Рубашка охлаждения выполнена в блоке цилиндров и головках блока. На обоих рядах цилиндров через отверстия против каждого цилиндра жидкость поступает одновременно ко всем гильзам цилиндров. Затем охлаждающая жидкость поступает в полость рубашки охлаждения головок цилиндра и наиболее нагретым частям головок.
Водяной насоссоздает в системе охлаждения принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости (центробежного типа).
ЗиЛ – 131 — объединен с вентилятором и имеет с ним общий привод – клиноременной передачей от коленчатого вала.
КамАЗ – 740 — установлен на передней части блока цилиндров с левой стороны, приводится в действие клиноремен-ной передачей от шкива коленчатого вала.
Вентиляторслужит для повышения скорости и количества воздуха, проходящего через радиатор,способствует охлаждению жидкости интенсивным обдувом радиатора и двигателя потоком воздуха, осевого типа.
ЗиЛ – 131 — шкив вентилятора установлен на переднем конце вала водяного насоса на подшипни-ках, что позволяет при преодолении брода отключить вентилятор, не останавливая вра-щение водяного насоса, компрессора и гид-роусилителя рулевого управления.
КамАЗ – 740 — крепится на ступице ведомого вала гидромуфты. Привод вентилятора гидравлический с автоматичес-ким поддержанием оптимального температурного режима. Привод состоит из гидромуфты и регуля-тора-выключателя режима ее работы. Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленвала к вентилятору. Регулятор-выключатель обеспечивает автоматическое изменение частоты вращения вентилятора в зависимости от темпера-туры охлаждающей жидкости путем регулирования количества масла, поступающего в полость гидро-муфты, а также при необходимости включение и выключение вентилятора. Гидравлический привод обеспечивает работу вентилятора в 3-х режимах:
“П” – принудительное включение;
“О” – принудительное выключение.
Термостат – служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического поддержания его оптимального теплового режима при движении автомобиля
ЗиЛ – 131 — одноклапанный, с твердым наполнителем (церезин), установлен на выходе из рубашки охлаждения. Когда двигатель не прогрет, клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не поступает в радиатор. При нагревании церезин плавится, объем его увеличивается клапан термостата открывается и жидкость циркулирует через радиа-тор.Клапан термостата полностью откры-вается при температуре 81-85 °С.
КамАЗ – 740 — два термостата помещены в отдельном корпусе, который закреплен на переднем конце правого ряда цилиндров, начало открытия при температуре 80° ±2°, полное открытие при температуре 93º±2º, работа термостатов параллельна.
Жалюзирегулируют интенсивность обдува радиатора встречным потоком воздуха.
ЗиЛ – 131 — створчатые, вертикальные, управляются из кабины. Установлены впереди водяного радиатора в специальной рамке и крепятся к корпусу радиатора.
КамАЗ – 740 — жалюзи горизонтальные.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Охлаждение двигателя ЗИЛ-131
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса.
Схема системы охлаждения показана на рис. 1.
Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).
Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм.
При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм.
При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.
В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель.
В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.
Работа непрогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров.
Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление.
При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.
Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя.
При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище.
Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка.
В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя.
Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.
При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.
В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.
При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.
Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора.
Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.
В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать.
В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-131
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости.
В систему охлаждения введен перепускной патрубок (байпас), соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса. Схема системы охлаждения показана на рис. 1.
Температура охлаждающей жидкости должна находиться в пределах 80—95° С. По особому требованию на автомобиль может быть установлен расширительный бачок (рис. 2).
Во время эксплуатации необходимо следить за тем, чтобы система охлаждения была всегда полностью заполнена; уровень воды должен не дох5дить до верхней кромки заливной горловины на 40—50 мм. При применении жидкости, замерзающей при низкой температуре (антифриз), ее уровень должен не доходить до верхней кромки заливной горловины на 80—90 мм. При наличии расширительного бачка радиатор надо заполнять полностью, а бачок — до половины.
В радиатор необходимо заливать чистую и лучше всего мягкую воду. Нельзя заливать холодную жидкость в горячий двигатель. В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя, и внимательно следить за указателем температуры охлаждающей жидкости.
Работа не прогретого двигателя ведет к интенсивному износу поршневых колец и цилиндров. Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения от замерзания, во время сильных морозов, рекомендуется применять специальную жидкость, замерзающую при низкой температуре (антифриз). Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм может вызвать тяжелое отравление. При заливании охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после появления из него жидкости. Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран радиатора и два крана пускового подогревателя. При наличии расширительного бачка добавляется четвертый кран, установленный на его днище. Необходимо помнить, что при сливе жидкости из системы охлаждения надо открывать все краны, а также пробку радиатора или расширительного бачка. В зимнее время после слива воды из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя. Краны снабжены дистанционным управлением (рис. 3), что обеспечивает легкую доступность к ним при открытом капоте двигателя. |
Рукоятки управления выведены в подкапотное пространство над двигателем. Кран котла подогревателя и кран расширительного бачка не имеют дистанционного управления. Краны винтовые, с шариковым уплотнением.
При необходимости слива жидкости из системы охлаждения рукоятку привода крана отвертывают на несколько оборотов.
В случае необходимости слива охлаждающей жидкости в какую-либо посуду на сливные краны необходимо надевать резиновые шланги, концы которых следует пропускать в специальные отверстия подмоторных брызговиков. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля следует оставить краны открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, после того как из кранов потечет жидкость.
При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Если двигатель холодный, клапан термостата будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе. Тем не менее, в период сильных морозов удалять термостат из системы охлаждения двигателя не разрешается.
Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
Категорически запрещается пуск и кратковременная работа двигателя без охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также прогрев двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления остатка охлаждающей жидкости из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению алюминиевой головки.
В тех случаях, когда система охлаждения загрязнена, ее надо промывать. В летнее время года необходимо систематически следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения и обязательно прочищать их при значительной засоренности. Чистку можно производить струей сжатого воздуха, направляемой в воздушные каналы сердцевины радиатора со стороны кожуха вентилятора.
Устройство системы охлаждения | АвтоКлуб ЗиЛ 131
Система охлаждения двигателя (рис. 1) жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. Для нормальной работы двигателя температуру охлаждающей жидкости поддерживают в пределах 80—95° С.
В систему охлаждения входят: рубашка охлаждения блока и головок цилиндров, водяной насос с приводом, вентилятор с кожухом (диффузором), радиатор, пробка с клапанами, жалюзи радиатора, термостат, соединительные патрубки со шлангами, сливные краники и контрольные приборы. К системе охлаждения подключен котел пускового подогревателя.
Охлаждающая жидкость, нагретая до температуры 80—95° С, поступает из нижнего бачка радиатора 2 к водяному насосу 5 через патрубок и резиновые шланги; затем нагнетается насосом в обе полости рубашки охлаждения блока цилиндров 16, омывая гильзы цилиндров со всех сторон. Одновременно жидкость через отверстия в блоке цилиндров устремляется в полость рубашки охлаждения головок цилиндров, омывая и охлаждая приливы для гнезд клапанов, после чего жидкость поступает в полость впускного трубопровода 11, где подогревает рабочую смесь, поступающую в цилиндры двигателя. Из полости впускного трубопровода жидкость поступает в верхний бачок радиатора, проходя через верхний патрубок 9У термостат 10 и резиновый шланг. В радиаторе жидкость охлаждается, и снова повторяется процесс циркуляции по замкнутому кругу через полости охлаждения двигателя.
В том случае, когда двигатель холодный, и пока жидкость прогревается, она циркулирует по (малому) замкнутому кругу в следующем порядке. Из полости впускного трубопровода И жидкость поступает через шланг 7 в полость компрессора, затем через шланг 6 тз полость насоса 5, откуда снова направляется в систему охлаждения двигателя, минуя радиатор. Когда охлаждающая жидкость прогреется и достигнет определенной температуры, клапан термостата откроется и начнет пропускать в радиатор жидкость, которая будет циркулировать по (большому) замкнутому кругу через радиатор.
Для улучшения условий работы системы охлаждения двигателя и для исключения возможности перегрева двигателя с 1967 г. введена отводная магистраль, соединяющая полости рубашки охлаждения головок цилиндров с всасывающей полостью водяного насоса через дополнительный шланг 22 и нижний патрубок 21. При этом отвод горячей воды происходит постоянно при закрытом и при открытом клапане термостата.
Двигатели ЗИЛ-130 первых выпусков имели термостат жидкостного типа. Двигатели последующих выпусков имеют термостат с твердым наполнителем.
Система охлаждения | АвтоКлуб ЗиЛ 131
При техническом обслуживании проверяют уровень воды в радиаторе, который должен быть на 40 мм ниже верхнего края наливной горловины; уровень низкозамерзающей жидкости — на 70—50 мм. В систему рекомендуется заливать чистую и мягкую воду.
В сильные морозы необходимо утеплять радиатор, используя для этого утеплительные чехлы на облицовку радиатора и на капот двигателя. Работа непрогретого двигателя ведет к его интенсивному износу.
Во время сильных морозов рекомендуется систему заправлять антифризом. Наиболее распространенным и надежным является антифриз марки 40 (ГОСТ 159—52), замерзающий при температуре —40° С. Антифриз ядовит, поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ним.
Зимой в систему охлаждения горячую воду следует заливать при открытых кранах. Краны следует закрывать, как только из них начнет вытекать теплая вода. Пуск двигателя без охлаждающей жидкости недопустим, так как при заливке холодной воды в нагретый двигатель могут образоваться трещины в стойках головки и блока цилиндров. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора и систематически следить за состоянием всех уплотнений, не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
Конденсационный бачок следует заполнять только на половину его емкости (2 л). Радиатор необходимо периодически промывать снаружи теплой водой, очищать от пыли, грязи и масла, продувать сжатым воздухом. Особое внимание следует обращать на радиатор при работе автомобиля на грязных и пыльных дорогах.
При использовании для охлаждения двигателя «жесткой» воды в его системе охлаждения образуется накипь. При отложении накипи, а также при обнаружении в воде значительного количества продуктов коррозии систему охлаждения двигателя следует промыть. Промывать систему охлаждения рекомендуется один раз в год (желательно осенью).
Удаление накипи из системы охлаждения двигателя рекомендуется производить так. Для промывки в систему охлаждения заливают воду, в которой на 1 л воды предварительно растворено 20 г технического трилона. После одного дня работы автомобиля (не менее 6—7 ч) отработавший раствор сливают н заливают свежий. Промывка продолжается в течение 4—5 дней. После окончания промывки систему охлаждения заливают водой с примесью 2 г трилона на 1 л воды. Можно промывать систему также добавлением в воду гексамета (гексамета-фосфата натрия). Дозировка 5—6 мг на 1 л воды.
При промывке системы охлаждения водой последовательность операций следующая. Промыть раздельно сначала рубашку охлаждения блока цилиндров, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе. Промывать систему охлаждения нужно водопроводной водой из шланга. Для этого снять патрубок термостата и вынуть термостат. Установить патрубок, после чего воду под давлением 2—3 кГ/см2 направить в патрубок термостата. При этом сливные краны должны быть открыты. Промывать надо до тех пор, пока чистая вода не потечет из патрубка водяного насоса и сливных кранов. После промывки слить воду из двигателя. Радиатор промывают отдельно. Воду под давлением направить в нижний патрубок радиатора с тем, чтобы она выливалась через верхний патрубок. Пробка радиатора должна быть закрыта. После того как сливаемая вода станет совершенно чистой, вновь установить шланги, соединяющие двигатель с радиатором, и закрыть сливиые краны.
ЗИЛ-131
Длительная работа двигателя с неправильными зазорами может привести к преждевременному износу деталей клапанного механизма — обгоранию клапанов, износу коромысел, опорных поверхностей толкателей и кулачков распределительного вала.
Блок цилиндров двигателя чугунный, со вставными гильзами из серого чугуна с кислоупорной вставкой в верхней части гильзы осуществляется зажимом бурта гильзы между блоком и головкой блока через асбостальную прокладку, а нижней части — двумя резиновыми кольцами
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Пусковой подогреватель двигателя предназначен для прогрева двигателя перед его пуском при низкой окружающей температуре воздуха. Подогреватель работает на топливе, применяемом для двигателя
Фильтр очистки масла (рис. 1) центробежный, с реактивным приводом, включен в систему смазки последовательно
Поршни (рис. 1) выполнены из алюминиевого сплава и покрыты оловом. Юбка поршня имеет форму эллиптического конуса, большое основание, которого расположено у нижнего края юбки, а наибольшая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца
Топливный насос Б10 диафрагменный, герметизированный, с тремя выпускными и тремя впускными клапанами и рычагом для ручной подкачки топлива. Насос установлен слева в верхней части двигателя и приводится в действие эксцентриком распределительного вала с помощью штанги.
Система смазки двигателя смешанная. Схема смазки показана на рис. 1.
Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, к подшипникам распределительного вала, к опорам промежуточного валика привода распределителя зажигания и валика масляного насоса и к толкателям
Распределительный вал стальной, с закаленными кулачками и шестерней привода распределителя зажигания, приводится во вращение двумя шестернями
Вентиляция картера принудительная, отсосом картерных газов во впускной газопровод двигателя через специальный клапан 3, установленный на впускном газопроводе