Ремонт ямочный — это… Что такое Ремонт ямочный?
- Ремонт ямочный
- ремонтные работы, устраняющие на покрытии дефекты в виде выбоин, отдельных волн, наплывов, бугров и др. При выполнении ремонта соблюдается следующая общая технологическая последовательность: ограждение мест производства работ; очистка покрытия; определение зон разрушения покрытия; разметка мест ремонта, нарезка, вырубка и очистка «карт»; огрунтовка стенок и дна «карты»; укладка, разравнивание и уплотнение смеси; отделка мест сопряжения, уборка и погрузка отходов; контроль качества работ; снятие ограждений.
Источник: Справочник дорожных терминов
Строительный словарь.
- Ремиксинг (термосмешение)
- Рециклинг
Смотреть что такое «Ремонт ямочный» в других словарях:
Ямочный ремонт. — 3.13.5. Ямочный ремонт. Ямочный ремонт заключается в удалении и замене материала выбоин на проезжей части. Место выбоины обрабатывается фрезой на глубину 5 см, вдоль и поперек существующей дороги. Бетон удаляется с поврежденного места на полную… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология snip id 9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Подготовка — 5. Подготовка* Преобразование принятых сигналов согласно настоящему стандарту в форму, которая позволяет измерять, обрабатывать или выдавать информации (например усиление, преобразование в код) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Подготовка поверхности. — 3.07.4. Подготовка поверхности. Перед нанесением подгрунтовки поверхность подготавливается, в соответствии с главами 3.04 3.05 следующим образом: а. Ямочный ремонт. Неровные края выбоины обрубаются по контуру, захватывая 3 5 см неповрежденного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Литой асфальтобетон — … Википедия
Пятигорск — Город Пятигорск Флаг Герб … Википедия
Зыряновск — Город Зыряновск Зыряновск Герб … Википедия
Старая Смоленская дорога — Мост через Днепр около Соловьёво … Википедия
А162 (автодорога) — А162 … Википедия
Ямочный ремонт. — это… Что такое Ямочный ремонт.?
- Ямочный ремонт.
3.13.5. Ямочный ремонт. Ямочный ремонт заключается в удалении и замене материала выбоин на проезжей части. Место выбоины обрабатывается фрезой на глубину 5 см, вдоль и поперек существующей дороги. Бетон удаляется с поврежденного места на полную глубину. Если подстилающий слой окажется неустойчивым, он также удаляется и заменяется подходящим материалом. Укладка бетона и уход за ним осуществляются в соответствии с п. 4.04.6.
3.13.6. При устройстве верхних макрошероховатых слоев (слои износа, тонкие дорожные покрытия) из БМО смесей следует руководствоваться главами 3.10 (дорожные покрытия) и 3.09 (слои износа и тонкие слои) с учетом дополнений. Толщина слоев принимается, исходя из условия, что: слой не должен работать как самостоятельный слой, а должен иметь отличное сцепление с обрабатываемым цементобетонным покрытием. Практически это означает, что толщина слоя должна быть не более 3,5 мм в уплотненном состоянии.
Подгрунтовка цементобетонного покрытия должна выполняться в соответствии с главой 3.07.
3.13.7. При устройстве двойной поверхностной обработки (только двойной, одиночная не приживается) следует руководствоваться документами, указанными в главе 3.06. Обязательна двойная подгрунтовка в соответствии с главой 3.07.
3.13.5. Ямочный ремонт. Ямочный ремонт заключается в удалении и замене материала выбоин на проезжей части. Место выбоины обрабатывается фрезой на глубину 5 см, вдоль и поперек существующей дороги. Бетон удаляется с поврежденного места на полную глубину. Если подстилающий слой окажется неустойчивым, он также удаляется и заменяется подходящим материалом. Укладка бетона и уход за ним осуществляются в соответствии с п. 4.04.6.
3.13.6. При устройстве верхних макрошероховатых слоев (слои износа, тонкие дорожные покрытия) из БМО смесей следует руководствоваться главами 3.10 (дорожные покрытия) и 3.09 (слои износа и тонкие слои) с учетом дополнений. Толщина слоев принимается, исходя из условия, что: слой не должен работать как самостоятельный слой, а должен иметь отличное сцепление с обрабатываемым цементобетонным покрытием. Практически это означает, что толщина слоя должна быть не более 3,5 мм в уплотненном состоянии.
Подгрунтовка цементобетонного покрытия должна выполняться в соответствии с главой 3.07.
3.13.7. При устройстве двойной поверхностной обработки (только двойной, одиночная не приживается) следует руководствоваться документами, указанными в главе 3.06. Обязательна двойная подгрунтовка в соответствии с главой 3.07.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- Ямки
- ЯМР-анализатор
Смотреть что такое «Ямочный ремонт.» в других словарях:
Ремонт ямочный — ремонтные работы, устраняющие на покрытии дефекты в виде выбоин, отдельных волн, наплывов, бугров и др. При выполнении ремонта соблюдается следующая общая технологическая последовательность: ограждение мест производства работ; очистка покрытия;… … Строительный словарь
snip-id-9182: Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них
Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них — Терминология Технические спецификации на виды работ при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них: 3. Автогудронатор. Используется при укреплении асфальтобетонного гранулята битумной эмульсией.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Подготовка — 5. Подготовка* Преобразование принятых сигналов согласно настоящему стандарту в форму, которая позволяет измерять, обрабатывать или выдавать информации (например усиление, преобразование в код) Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Подготовка поверхности. — 3.07.4. Подготовка поверхности. Перед нанесением подгрунтовки поверхность подготавливается, в соответствии с главами 3.04 3.05 следующим образом: а. Ямочный ремонт. Неровные края выбоины обрубаются по контуру, захватывая 3 5 см неповрежденного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Литой асфальтобетон — … Википедия
Пятигорск — Город Пятигорск Флаг Герб … Википедия
Зыряновск — Город Зыряновск Зыряновск Герб … Википедия
Старая Смоленская дорога — Мост через Днепр около Соловьёво … Википедия
А162 (автодорога) — А162 … Википедия
Ямочный ремонт дорожного покрытия: современные методы
Чем ямочный ремонт дорожного покрытия отличается от остальных? В чем его преимущества и недостатки?
Автомобильная дорога‚ как любое другое инженерное сооружение‚ рассчитана на определенный срок службы‚ в течение которого она подвергается различного рода воздействиям транспорта и погодно-климатических факторов (влага‚ температура). Самым первым и наиболее незащищенным ее элементом‚ испытывающим такие воздействия‚ является асфальтобетонное (в большинстве своем) покрытие.
Ремонтно-дорожные работы
Как правило‚ ремонтные работы в России планируются и выполняются чаще всего весной с наступлением устойчивой теплой (не ниже +5°С) и сухой погоды‚ хотя порой может возникать потребность в проведении и срочного внепланового или аварийного ремонта практически в любое время года и при любых погодных условиях.
При текущем ремонте покрытий‚ по мере надобности‚ выполняют‚ во-первых‚ ямочный ремонт (ликвидация ям‚ выбоин‚ сколов)‚ во-вторых‚ заделку трещин и‚ в-третьих‚ поверхностную обработку или укладку тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).
Критерии ямочного ремонта
Выбор технологического метода ямочного ремонта должен отвечать следующим требованиям или критериям:
- высокое качество заделки дефекта‚ соответствующее показателям плотности‚ прочности‚ ровности и шероховатости основной части покрытия;
- продолжительный срок службы отремонтированного места;
- наличие или доступность требуемых материалов‚ машин и установок для выполнения ремонта по выбранному методу;
- сложность или простота реализации намеченного метода ремонта в азличных погодных условиях;
- оперативность открытия движения транспорта по месту ремонта;
- низкая стоимость или высокая экономичность ремонтных работ.
В России‚ как и во многих других странах‚ на большей части дорог (до 95–96%) с усовершенствованным типом покрытий уложен асфальтобетон. Поэтому вполне оправданно‚ что основное количество и наибольшее разнообразие ремонтных материалов‚ машин‚ технологий и новых разработок относится именно к асфальтобетонным покрытиям.
Методы ямочного ремонта
- Пожалуй‚ самым доступным и наиболее распространенным ямочным ремонтом такого типа покрытий является метод заделки ям‚ выбоин и других дефектов горячей асфальтобетонной смесью соответствующего состава. Объясняется это широкой сетью имеющихся у дорожников АБЗ‚ доступностью и наличием всех традиционных исходных материалов (щебень‚ песок‚ минеральный порошок‚ битум) для приготовления горячей смеси и‚ наконец‚ накопленным опытом выполнения асфальтобетонных работ.
- Вторая группа технологических методов ремонта получила достаточно широкое распространение и популярность во многих странах за свою простоту и меньшую строгость правил и требований‚ в первую очередь‚ к погодным условиям‚ за более продолжительный сезон использования и высокую экономичность. Особенно эффективна‚ хорошо отработана и освоена эмульсионная технология ямочного ремонта покрытий. Холодные смеси на эмульсиях‚ полученных из высокосортных битумов или полимербитумов‚ хорошо себя показали на ямочном ремонте покрытий всех категорий дорог.
- К третьей группе методов ямочного ремонта покрытий можно отнести ремонт нетрадиционными и не очень распространенными в дорожной отрасли специальными материалами и смесями на основе специальных битумных‚ полимерных‚ полимербитумных‚ цементных и других вяжущих‚ которые не столь широко применяемы‚ как обычные горячие и холодные битумосодержащие материалы и смеси‚ и которые используются лишь в некоторых особых случаях‚ например‚ при аварийном ремонте‚ заделке дефектов на цементобетонных покрытиях‚ на покрытиях мостов и т. п.
Выбор того или иного метода ямочного ремонта покрытий автомобильных дорог и мостовых сооружений является правом и обязанностью заказчика и подрядчика работ. Однако при этом не следует игнорировать имеющиеся требования‚ рекомендации и результаты новых разработок и практического опыта.
В первую очередь‚ это касается подготовки дефектного места к ремонту‚ которая должна способствовать выполнению ямочного ремонта с наиболее высоким качеством‚ обеспечивающим соблюдение требований ГОСТ Р 50597-93 и повышающим его срок службы до 3–4 лет‚ а иногда и больше (в отдельных странах гарантию на ямочный ремонт выдают на 5 лет). Ямочный ремонт‚ выполненный без тщательной подготовки и соблюдения других правил и требований‚ служит‚ как правило‚ в 2–4 раза меньше.
Подготовка к ремонту дорог
Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя следующие операции:
- очистка поверхности дороги от пыли‚ грязи и влаги;
- разметка границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3–5 см‚ при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;
- вырезка‚ вырубка или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины‚ но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными;
- очистка дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги;
- обработка дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии.
Струйно-инъекционная холодная технология
Заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке она с успехом применяется уже давно.
Суть ее состоит в том‚ что все необходимые операции выполняются рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.
Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операция обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии может не производиться.
Сама заделка выбоины осуществляется посредством ее заполнения мелким щебнем‚ предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей‚ его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение)‚ практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.
Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5–10 (15) мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например‚ гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например‚ известняка) битумную эмульсию 60-процентной концентрации.
Предварительно в лаборатории следует проверить прилипаемость битума к щебню и время распада эмульсии‚ которое не должно превышать 25–30 мин. При необходимости следует внести коррективы в состав эмульсии и адгезионных добавок.
Расход эмульсии указанной концентрации для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3–5% по массе щебня (по расходу битума – не более 2–3%).
Не рекомендуется проводить ремонтные работы таким способом при дожде и снегопаде‚ когда затруднена или даже исключена очистка выбоины от влаги‚ пыли и мусора и ее подгрунтовка битумной эмульсией.
Как правило‚ таким способом ремонтируются выбоины в начальной стадии ямочного разрушения покрытий‚ т. е. в основном небольшого размера (диаметр не более 40–60 см)‚ хотя нет принципиальных и серьезных возражений и препятствий для ремонта выбоин и карт большего размера.
Технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия: рассмотрим подробно
Ямы на асфальте возле дома можно заделать и самостоятельно
Латание выбоин в асфальте привычная работа дорожных служб. Однако данный вид материала часто используют и для приусадебных участков. Нанимать дорожников для небольшого ремонта невыгодно.
Поэтому рассмотрим, что собой представляет технология ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия, чтобы сделать все самостоятельно. На самом деле это не так уж и сложно.
Многие асфальтируют дорожки возле дома
Поэтому не будем рассматривать нереализуемые без специального оборудования способы. К тому же техника, рассчитанная на большие объемы работ, может и не разместиться на узких дорогах, ведущих к дому.
К тому же в случае когда, например, машина, выполняющая ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий струйно инъекционным методом даже и сможет проехать к месту работ, разогревать емкость эмульсии для двух трех ям нецелесообразно.
Такие агрегаты просто не разместятся на многих участках возле дома
Использование специальной дорожной техники имеет смысл только тогда, если она заделает проблемные места в вашем дворе попутно, выполняя работы на автодороге или передвигаясь по ней. Но отметим, работы своими руками простейшими методами, даже если досконально выполнены требования, которые включает в себя технологическая карта на ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия, все-таки не обеспечивают такого качества как более современные методы устранения дефектов с применением сложного оборудования.
Сначала дадим немного теории, чтобы потом были более понятны методы ремонта асфальтобетона.
Содержание статьи
Что представляет собой асфальтобетон и почему на нем проявляются дефекты
Поверхность асфальтобетона
Асфальт состоит заполнителей и битумного вяжущего. Для придания особых свойств в смесь могут добавляться модификаторы.
Внимание. Правильнее называть не асфальт асфальтобетон, так как асфальт это скорее природный материал, одна из разновидностей битума без заполнителей.
Месторождение природного асфальта
Немного подробнее о составляющих для асфальтных смесей.
Заполнители
Для изготовления асфальтобетона применяют обычный щебень
Песок тоже обычный
Это обычный песок и щебень, как и для бетона на основе цемента. Подбирают их состав по фракциям (размерам) так чтобы между заполнителями были минимум простого пространства. То есть промежутки между крупными камнями заполняются более мелкими между ними еще заполнитель еще более мелкий.
Для точного подбора существует математическая теория плотнейших упаковок. Иногда для более полного заполнения объема вводят молотый песок.
Асфальтобетон с более крупным заполнителем получается более твердым, но его поверхность трудно сделать идеально ровной, поэтому покрытие обычно укладывают в несколько слоев. Нижний — основной с крупными фракциями щебня, верхний — выравнивающий с меньшими или вообще на основе только песка.
Разрез дорожного покрытия со слоями из мелкозернистого и крупнозернистого асфальта
Как и для обычного бетона лучше выбирать дробленый щебень и песок из отсевов, чем округлый гравий и речной песок. Также не желательно наличие пыли и примесей, поэтому заполнители часто предварительно промывают.
Характеристики и маркировка битумов
Битум
Свойства асфальтобетона в первую очередь определяются свойствами вяжущего. Для изготовления смеси для асфальтобетонных покрытий чаще всего используют битумы нефтяные дорожные маркируемые БНД.
Приведем таблицу с характеристиками наиболее распространенных марок согласно ГОСТ 22245-90:
Показатель | Марки битума | ||||||||
БНД 200/300 | БНД 130/200 |
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЯМОЧНОГО РЕМОНТА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ
Небольшие по площади выбоины (до 2–3 м2) можно оконтуривать с помощью довольно уже распространенных ручных нарезчиков швов‚ снабженных специальными тонкими (2–3 мм) алмазными дисками диаметром 300–400 мм.
Обрезанный материал слоя покрытия может разламываться и удаляться с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником.
Отбойный молоток гидравлического типа весом‚ как правило‚ 16–20 кг может быть подключен либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания‚ либо к гидроприводу участвующих в ямочном ремонте самоходной холодной фрезы‚ самоходного виброкатка или другой машины.
В отдельных случаях для указанной работы может быть использован пневматический отбойный молоток мощностью 0‚8–1‚0 кВт с подключением его к соответствующему компрессору (расход воздуха не менее 0‚5 м3/мин‚ давление не ниже 6–7 атм.).
При подготовке к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2–3 м2 или трещин с разрушенными краями целесообразно использовать малогабаритные и компактные самоходные (рис. 1)‚ прицепные или навесные (рис. 2) холодные фрезы‚ срезающие дефектный материал покрытия шириной 200–500 мм на глубину 50–150 мм (регулируется). Как правило‚ за час непрерывной работы фреза может пройти 200–300 пог. м.
На значительных площадях разрушенного покрытия возможно применение более крупных холодных фрез с большей шириной срезаемого материала (500–1000 мм) и максимальной глубиной до 200–250 мм.
Отдельные модели холодных фрез дополнительно оснащаются ленточным транспортером‚ подающим срезаемый материал в ковш фронтального погрузчика или кузов транспортного средства‚ что заметно сокращает объем ручных работ.
Обработку (смазку) или подгрунтовку дна и стенок оконтуренной выбоины‚ очищенной от мелких кусков и пыли‚ тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии (расход битума 0‚3–0‚5 л/м2) можно выполнять с использованием тех средств‚ которые имеются в наличии (битуморазогреватель передвижной‚ битумный котел‚ автогудронатор‚ дорожный ремонтер и т. п.).
При этом следует иметь в виду‚ что избыточная смазка битумом так же плоха для качества сцепления нового слоя покрытия со старым‚ как и недостаточная (слабая).
Очень эффективны для смазки ремонтируемой выбоины малогабаритные установки (5 л. с.)‚ подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3–4 м (рис. 3). Есть и более простые подобные агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС.
При малых объемах работ и небольших размерах выбоины подгрунтовку эмульсией можно выполнять из переносных емкостей (10–20 л) с разбрызгиванием сжатым воздухом по принципу пульверизатора (рис. 4).
В идеальном случае при использовании горячих асфальтобетонных смесей целесообразно было бы требовать заделки выбоины или ямы битумосодержащей смесью‚ соответствующей составу смеси ремонтируемого покрытия. Однако сделать это сложно и не всегда возможно.
Очевидно‚ следует стремиться к использованию такой смеси‚ которая была бы близка к смеси в покрытии по показателям прочности‚ деформативности и шероховатости. В реальных условиях для ремонта выбоин чаще всего используют мелкозернистые и горячие среднезернистые асфальтобетонные смеси типов Б‚ В и Г.
Жесткие и прочные крупнозернистые и многощебенистые смеси (тип А) не очень технологичны для ручной работы лопатами‚ граблями и гладилками на вспомогательных операциях.
Для ремонтных целей лучше всего использовать горячую асфальтобетонную смесь с АБЗ‚ где она может быть приготовлена с наиболее высоким качеством и наименьшими издержками.
Доставку смеси с АБЗ к месту ремонта покрытия целесообразно производить транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов.
Раньше таких специализированных транспортных средств в России не было. Сейчас они начали выпускаться‚ а на рынке дорожной техники появились также зарубежные образцы.
В ряде стран (Германия‚ Голландия и др.) нормативными документами узаконено обязательное использование теплоизолированных контейнеров (термосных бункеров) на ремонте дорожных покрытий‚ так как укладываемая смесь с температурой ниже 110–120°С признается браком.
Обычно зарубежные термоконтейнеры в зависимости от типоразмера и потребностей вмещают от 2–2‚5 до 8–10 т горячей смеси (объем 1‚5–6 м3) и сохраняют ее высокую температуру‚ в том числе за счет небольшого подогрева‚ в течение всего рабочего дня.
Примером подобного наиболее совершенного средства доставки горячей смеси с эффективным термосным бункером емкостью 4 м3 (хватит для заделки примерно 80–100 выбоин и ям размером около 100х100х5 см) может служить универсальная машина ТР4 американской фирмы «Акзо Нобель» (рис. 5).
Этот ремонтер‚ оснащенный всеми необходимыми материалами‚ инструментами и приспособлениями (горячая смесь‚ битумная эмульсия для подгрунтовки‚ бункер для отходов‚ гидромолоток‚ виброплита и др.)‚ имеет также специальный масляный обогреватель смеси с пропановой горелкой и дополнительный электрический подогреватель для круглосуточного хранения смеси в бункере машины в выходные дни. Дорожники России теперь имеют возможность приобретать такое оборудование‚ смонтированное на грузовике завода ЗИЛ.
Другим примером эффективного средства локального (ямочного) ремонта покрытий горячей асфальтобетонной смесью может служить несколько иначе устроенная установка SSG25 немецкой фирмы «ТельTомат» (рис. 6). Основным ее агрегатом является тоже хорошо теплоизолированный бункер вместимостью 2‚5 т горячей смеси (130°С).
В состав установки входят также пылесос с отстойником (очистка ремонтируемого места от осколков асфальтобетона‚ мусора‚ пыли и влаги)‚ емкость 200 л для горячего битума (подгрунтовка удочкой-разбрызгивателем)‚ ручной электромолоток‚ виброкаток или виброплита.
Все агрегаты по нагреву и механической подаче смеси и битума‚ подготовке выбоины к ремонту и уплотнению смеси электрифицированы от дизель-генератора. Энергоснабжение возможно также от промышленной электросети‚ что удобно для поддержания требуемой температуры смеси и битума в ночное время на базе.
Монтируются перечисленные узлы и агрегаты на переставляемой раме-платформе длиной 4‚2 м‚ которая в течение 30 мин. устанавливается в кузов обычного бортового грузовика грузоподъемностью не менее 8 т. В этом привлекательность и полезное удобство машины SSG25. Аналогично устроен ремонтер датской фирмы «Олетто» (рис. 7).
К сожалению‚ зачастую используемые для перевозки смеси бункеры российских пескоразбрасывающих КДМ не могут обеспечить сохранности тепла смеси‚ особенно ранней холодной весной или сырой поздней осенью‚ что значительно ухудшает качество и сокращает срок службы заделки выбоин.
В тех случаях‚ когда АБЗ не работает (поздняя осень‚ зима и ранняя весна) или когда дальность перевозки смеси с АБЗ слишком велика‚ рекомендуется использовать технологию рециклинга – вторичной переработки асфальтобетонного материала в виде кусков‚ лома или продуктов фрезерования (крошка) путем его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта в специальной прицепной или самоходной машине – рециклере (рис. 8).
Перемешивание загрm
Традиционные и новые методы – Основные средства
С. Дорохин
Автомобильная дорога, как любое инженерное сооружение‚ рассчитана на определенный срок службы‚ за который она подвергается воздействиям транспорта и погодно-климатических факторов. Наиболее незащищенным элементом дороги является асфальтобетонное покрытие.
Из-за нагрузок и перегрузок материалы дорожного покрытия изнашиваются и стареют. Износ происходит и по другим причинам, например из-за изначального невысокого качества материалов, нетехнологичного выполнения дорожно-строительных операций. Распространенной технологической ошибкой является недостаточное уплотнение дорожного полотна‚ из-за чего со временем образуются неровности‚ деформации, шелушения‚ выкрашивания‚ трещины‚ сколы‚ выбоины‚ ямы.
Практика установила‚ что ежегодно локальный текущий ремонт покрытия требуется для 2…3% общей площади дороги. Когда серьезные повреждения и дефекты достигают 12…15%‚ общепринято ставить на ремонт все 100% этой площади. Систематическое «лечение» дорожного покрытия осуществляют разными методами‚ средствами и материалами‚ что в совокупности определяет качество‚ срок службы и стоимость‚ т. е. эффективность ремонтных работ, главная цель которых – обеспечить на дороге безопасное движение автотранспорта с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
В России ремонт дорожных покрытий выполняют чаще всего с наступлением устойчивой теплой, не ниже +5 °С, и сухой погоды, хотя потребность в проведении срочного внепланового или аварийного ремонта возникает практически в любое время года и при любых погодных условиях.
В апрельском номере журнала речь шла о заливке швов как первой, упреждающей дальнейшее разрушение мере. Сегодня мы поговорим об устранении дорожных ям, выбоин и сколов, проще говоря – о ямочном ремонте.
Выбор технологического метода ямочного ремонта должен отвечать определенным требованиям или критериям. Заделка дефекта должна быть высокого качества и соответствовать требуемым показателям плотности‚ прочности‚ ровности и шероховатости основной части покрытия. Отремонтированный участок в результате правильно проведенной работы прослужит долго. Для соблюдения технологического процесса ремонта дорожного покрытия необходимо наличие или доступность требуемых материалов‚ машин и установок. В зависимости от погодных условий выбирают метод ремонта простой или сложный, но в любом случае он должен соответствовать критериям оперативности для своевременного открытия дорожного движения. И, естественно, ремонтные работы должны быть низкозатратными.
В России на большей части дорог с усовершенствованным типом покрытий уложен асфальтобетон (95…96%), поэтому основное количество и наибольшее разнообразие ремонтных материалов‚ машин‚ технологий и новых разработок относится именно к асфальтобетонным покрытиям.
Самым доступным и распространенным методом их ремонта является ямочный ремонт горячей асфальтобетонной смесью, поскольку в распоряжении дорожных служб имеется широкая сеть заводов по производству асфальта и все традиционные исходные материалы (щебень‚ песок‚ минеральный порошок‚ битум), необходимые для приготовления смеси.
При использовании горячей технологии качество заделки дорожного покрытия очень высокое, но этот метод ремонта зависит от погодных условий и точности соблюдения технологии, в том числе жесткого температурного режима. В меньшей степени это влияние сказывается в случае применения холодных битумосодержащих смесей и материалов на основе жидких или разжиженных битумов и битумных эмульсий.
Российские дорожники медленно осваивают альтернативные материалы‚ особенно на основе битумных эмульсий, хотя эта группа технологических методов ремонта популярна во многих странах благодаря простоте и менее строгим правилам и требованиям к погодным условиям‚ высокой экономичности и более длительному сезону для использования такого покрытия.
При выборе между горячей и холодной технологиями ремонта асфальтобетонных покрытий следует обязательно учитывать‚ что прочность и водостойкость холодного асфальтобетона‚ приготовленного на жидком или разжиженном битуме‚ в 2…3 раза ниже‚ чем горячего, и по этой причине его используют в основном при устройстве и ремонте покрытий дорог III…IV категорий. Горячие асфальтобетонные смеси и литой асфальт применяют преимущественно при ремонте дорог I…II категорий.
К третьей группе можно отнести ремонт с применением нетрадиционных и мало распространенных в дорожной отрасли смесей на основе битумных‚ полимерных‚ полимербитумных‚ цементных и других вяжущих специальных материалов. Их используют лишь в особых случаях‚ например при аварийном ремонте‚ заделке дефектов на цементобетонных покрытиях‚ на покрытиях мостов и т. п. Выбор метода ямочного ремонта покрытий автодорог и мостовых сооружений является правом и обязанностью заказчика и подрядчика работ. При этом не следует игнорировать требования‚ рекомендации и результаты новых разработок и практического опыта, в первую очередь при подготовке дефектного места для ремонта. Правильно выполненные подготовительные работы способствуют выполнению ямочного ремонта с высоким качеством‚ а значит, соблюдение требований ГОСТ Р 50597–93 и гарантируют полноценную эксплуатацию дорожного покрытия 3…4 года и более (в некоторых странах гарантию на ямочный ремонт дают на 5 лет).
Подготовка ремонтируемого места покрытия включает в себя несколько операций:
1. разметку границ ремонта выбоин прямыми линиями вдоль и поперек оси дороги с захватом неразрушенного слоя покрытия на 3…5 см‚ при этом несколько близко расположенных выбоин объединяют одним контуром или картой;
2. разламывание и удаление обрезанного материала покрытия с помощью отбойного молотка с соответствующим наконечником. Отбойный молоток гидравлического типа массой обычно 16…20 кг подключают либо к специальной малогабаритной переносной гидростанции с двигателем внутреннего сгорания (ДВС)‚ либо к гидроприводу задействованных в технологическом процессе ремонта самоходной холодной фрезы‚ самоходного виброкатка или другой машины.
В отдельных случаях для такой работы можно применять пневматический отбойный молоток мощностью 0‚8…1‚0 кВт с подключением его к компрессору с расходом воздуха не менее 0‚5 м3/мин и давлением не ниже 6…7 атм;
3. подготовку к ремонту узких и длинных выбоин площадью более 2…3 м2 или трещин с разрушенными краями, для чего целесообразно использовать холодные фрезы, а также вырезку‚ вырубку или холодное фрезерование материала ремонтируемого места покрытия по очерченному контуру на всю глубину выбоины‚ но не менее толщины слоя покрытия, при этом боковые стенки должны быть вертикальными. Существуют холодные фрезы разных видов: малогабаритные и компактные самоходные, прицепные или навесные‚ срезающие дефектный материал покрытия шириной 200…500 мм на глубину 50…150 мм. Обычно за час непрерывной работы фреза может пройти 2300 м погонной длины. На значительных площадях разрушенного покрытия возможно применение более крупных холодных фрез с большей шириной срезаемого материала (500…1000 мм) и максимальной глубиной до 200…250 мм. Отдельные модели холодных фрез дополнительно оснащены ленточным транспортером‚ подающим срезаемый материал в ковш фронтального погрузчика или кузов транспортного средства‚ что заметно сокращает объем ручных работ;
4. очистку дна и стенок места ремонта от мелких кусков‚ крошки‚ пыли‚ грязи и влаги, для чего в основном используют вспомогательные машины типа «пылесос» фирмы Johnston или щеточные;
5. обработку дна и стенок тонким слоем жидкого (горячего) или разжиженного битума или битумосодержащей эмульсии. Обработку или подгрунтовку дна и стенок оконтуренной выбоины‚ очищенной от мелких кусков и пыли‚ тонким слоем жидкого битума или битумной эмульсии (расход битума 0‚3…0‚5 л/м2) можно выполнять с использованием тех средств‚ которые есть в наличии (битуморазогреватель передвижной‚ битумный котел‚ автогудронатор‚ дорожный ремонтер и т. п.). При этом следует иметь в виду‚ что избыточная смазка битумом‚ как и недостаточная, снижает качество сцепления нового слоя покрытия со старым. Очень эффективны для смазки выбоины малогабаритные установки (5 л.с.)‚ подающие насосом битумную эмульсию в разбрызгивающее сопло ручной удочки со шлангом длиной 3…4 м. Есть и более простые агрегаты и установки с подачей эмульсии из бочки ручной помпой или переносным насосом с ДВС. При малых объемах работ и небольших размерах выбоины подгрунтовку эмульсией можно выполнять из переносных емкостей (10…20 л) с разбрызгиванием сжатым воздухом по принципу пульверизатора.
Как сказано выше, для ремонта лучше использовать горячую асфальтобетонную смесь с АБЗ‚ где ее приготовят с высоким качеством и наименьшими издержками. Доставлять смесь с АБЗ к месту ремонта целесообразно транспортным средством‚ оборудованным специальным термосным бункером‚ сохраняющим смесь в горячем состоянии несколько часов. В некоторых странах (Германии‚ Голландии, Швеции и др.) нормативными документами узаконено обязательное применение теплоизолированных контейнеров (термосных бункеров) на ремонте дорожных покрытий‚ так как укладываемая смесь с температурой ниже 110…120 °С считается браком.
Обычно термоконтейнеры зарубежного производства в зависимости от типоразмера и потребностей вмещают от 2…2‚5 до 8…10 т горячей смеси (объем 1‚5…6 м3) и сохраняют ее высокую температуру‚ в том числе за счет небольшого подогрева‚ в течение всего рабочего дня. Примером подобного наиболее совершенного отечественного средства доставки горячей смеси с эффективным термосным бункером вместимостью 4 м3 (хватит для заделки примерно 80…100 выбоин и ям размером около 100х100х5 см) может служить универсальная машина ЭД-105.1.
Базовое шасси | КамАЗ-53215 |
---|---|
Вместимость термоса бункера, м3 | 3 |
Вместимость битуморазогревателя геометрическая, м2 | 0,6 |
Подача компрессора, м3/мин | 2,5 |
Расход топлива при работе базовой машины и основного оборудования, л/ч | 40 |
Вместимость дополнительной кабины, чел. | 4 |
Масса навесного оборудования, кг | 3650 |
Машина для ремонта дорог горячей смесью ЭД-105.1 предназначена для механизации ямочного ремонта дорог с покрытием из асфальтобетона и битумоминеральных смесей (ликвидация ямочности, ремонт картами) при температуре окружающей среды не ниже +4 °C и при отсутствии снежного покрова. В состав ремонтного комплекса входят: кабина для обслуживающего персонала, кабина для технологического оборудования, термос-бункер для асфальтобетона, котел битумный, компрессор, оборудование для получения горячей воздушной струи («Хот Дог» – лицензионное производство), виброплита VS-134 (опция), обрезчик кромок CS-146 (опция), краскопульт, пневмодрель, отбойный молоток. Привод гидронасоса и компрессора осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. Для перемещения материала внутри бункера служат шнеки, приводимые в движение через редуктор. Выдача разогретого битума осуществляется битумным насосом.
Раньше таких специализированных транспортных средств в России не было. Этот ремонтер оснащен всеми необходимыми материалами‚ инструментом и приспособлениями (горячая смесь‚ битум для подгрунтовки‚ гидромолоток‚ виброплита и др.). К сожалению‚ зачастую используемые для перевозки смеси бункера российских пескоразбрасывающих КДМ не могут обеспечить сохранность тепла смеси‚ особенно ранней холодной весной или сырой поздней осенью‚ что значительно снижает качество и сокращает срок службы заделки выбоин.
В тех случаях‚ когда АБЗ не работает (поздняя осень‚ зима и ранняя весна) или если дальность перевозки смеси с АБЗ слишком велика‚ рекомендуется использовать технологию рециклинга – вторичной переработки асфальтобетонного материала в виде кусков‚ лома или продуктов фрезерования (крошка) путем его разогрева и тщательного перемешивания на месте ремонта в специальной прицепной или самоходной машине – рециклере. Перемешивание загружаемых материалов происходит гравитационным способом в цилиндрическом барабане‚ оборудованном лопастями и специальной горелкой. Масса одного замеса (вместимость барабана-мешалки) в зависимости от типа и размеров рециклера составляет от 200 до 1600 кг. Время приготовления одного замеса после загрузки материала и разогрева барабана до требуемой температуры – 10…20 мин.
Наиболее эффективно рециклер работает‚ если в него загружают мелкую асфальтобетонную крошку‚ полученную путем холодного фрезерования. Для улучшения свойств смеси при загрузке крошки или кускового лома рекомендуется добавлять твердый или полутвердый битум в количестве 1…2% по массе. Порционную или полную выгрузку горячей смеси из рециклера производят непосредственно на ремонтируемое место либо в малогабаритную ручную тележку или ковш погрузчика для подачи смеси к месту укладки.
Экономическая эффективность и целесообразность использования технологии рециклинга очень высока. При наличии асфальтобетонной крошки или кускового лома на месте заделки выбоин расходы на ямочный ремонт можно снизить на 50…60% по сравнению с доставкой новой смеси с АБЗ, однако рециклеры в России пока не прижились.
Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных‚ несмотря на то‚ что в некоторых странах Европы и в Америке ее применяют давно и успешно. Суть технологии в том‚ что все необходимые операции выполняют рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.
Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной ее очистке от пыли‚ мусора и влаги путем продувки высокоскоростной струей воздуха, промывке и обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операции обрезки‚ разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии можно не проводить.
При заделке выбоины ее заполняют мелким щебнем, смешанным с битумной эмульсией. За счет вовлечения и подачи щебня воздушной струей его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью‚ что обеспечивает хорошее уплотнение‚ практически исключающее необходимость дополнительного использования виброплит и виброкатков. Подобные агрегаты и машины предусматривают выход ремонтера-машиниста из кабины транспортного средства для выполнения ямочного ремонта сзади автомобиля или прицепа.
Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5…10 (15) мм и быстро распадающуюся катионную (для кислых каменных пород‚ например гранита) или анионную (для основных каменных пород‚ например известняка) битумную эмульсию 60%-ной концентрации. Расход эмульсии для подгрунтовки выбоин и обработки щебня в камере смешения машины ориентировочно может составлять 3…5% по массе щебня (по расходу битума – не более 2…3%).
- базовое шасси, КамАЗ-5511
Струйно-инъекционной ямочный ремонт: описание применение, видео
Ямочный ремонт дорожного покрытия по струйно-инъекционной технологии пока еще не получил широкого распространения в странах постсоветского пространства. Однако, в Европе этот способ уже давно и достаточно успешно используется. Рассмотрим суть технологии, ее преимущества и недостатки, а также рациональность ее применения для ямочного ремонта в конкретных случаях.
Описание струйно-инъекционной технологии
Автомобильные дороги невероятно сильно подвержены разрушению. Ежедневно на любой дороге появляются небольшие ямки или выбоины. Происходит это из-за нескончаемого потока машин, в результате чего на дорожное покрытие оказывается огромная нагрузка, кроме того, немаловажным фактором являются погодные условия и климатические. Все это в большей или меньшей степени способствует разрушению дорожного полотна.
Именно ямочный ремонт дорожного покрытия обеспечивает его поддержание в должном состоянии пригодном для его эксплуатации. Для ямочного ремонта на сегодняшний день считается наилучшей технологией именно струйно-инъекционная. Такая технология предполагает выполнение всех необходимых операций с применением всего лишь одной рабочей установки. А заделка ямы производится путем заполнения ее некрупным щебнем, который предварительно обрабатывается битумной эмульсией в специальной камере смешения. Щебень укладывается в выбоину за счет подачи его воздушной струей, это обеспечивает высокую плотность слоя.
Данная технология относится к категории холодных, это обозначает, что нет никакой необходимости в нагревании применяемого материала. Струйно-инъекционная технология позволяет осуществлять ямочный ремонт дорожного покрытия круглый год о и не привязываясь к температурному режиму. Даже если температура воздуха будет составлять пятнадцать градусов ниже нуля, то качество ремонта все равно будет высоким.
Применение струйно-инъекционной технологии
Технология струйно-инъекционная может применяться практически круглый год. Допустимые температурные показатели для проведения работ варьируются в диапазоне от +40 до -15 градусов Цельсия. После ремонта подобной технологией дороги могут выдерживать поток до тысячи машин в час. Стоит отметить, что для дорог общего назначения, с частым курсированием грузовых автомобилей, данная технология не будет высоко эффективной. Это связано с тем, что под действием больших грузов дорожные заплатки будут относительно быстро продавлены и дорожное покрытие снова станет непригодным для поездок.
Применять эту технологию актуально для ремонта парковок, тротуаров, пешеходных дорожек. Одним из е преимуществ является меньшая, сравнительно с литиевыми и традиционными методами, стоимость ремонтных операций. СИТ упраздняет необходимость нарезать карты и подготавливать смеси, в результате чего, все работы производятся быстро и достаточно удобно.
Что следует знать перед тем, как делать ямочный ремонт дорожного покрытия
Струйно-инъекционная технология обладает целым рядом преимуществ, она обеспечивает:
- Отличное качество устранения дорожных ям, с учетом соблюдения всех требований к дорожному покрытию.
- Участок, на котором производились ремонтные работы, пригоден к длительной эксплуатации.
- Для выполнения работ требуются небольшие временные затраты.
- Экономически выгодный ремонт – достигается максимальная эффективность при невысокой стоимости материалов и работ.
- Возможность осуществлять ремонт небольших участков, что достаточно проблематично при применении горячей смеси для реставрации дорожного полотна.
Прежде чем делать ямочный ремонт дорожного покрытия следует тщательно подготовить покрытие к этому процессу. Чтобы подготовить покрытие, имеющиеся трещины или ямы продувают специальными воздуходувами: механическими или ручными, в зависимости от размеров повреждений. Когда очистка окончена, то ямы обрабатываются водно-битумной эмульсией для улучшения адгезии заплатки и основания.
В качестве оборудования рационально использовать машины ремонтеры – это исключает необходимость применять дополнительную технику для работ. Такая машина обеспечивает требуемый воздушный поток, необходимый для очищения от различных загрязнений. После чего с помощью все того же ремонтера производится обработка водно-битумной эмульсией, после засыпается щебень и снова обрабатывается эмульсией.
Этапы проведения работ
Весь процесс проведения ямочного ремонта по струйно-инъекционной технологии можно разделить на несколько обязательных этапов, которые более детально рассмотрим далее.
Укладка щебня
При ремонте используется только щебень твердых горных пород, предварительно очищенный. Фракция составляет 5-10 миллиметров. Выбирается только тот щебень, который отвечает требованиям ГОСТ и СНиП. Использовать более крупный щебень нерентабельно, это приведет к недостаточной плотности и, как следствие, плохой крепости отремонтированного участка.
Прежде чем укладывать щебень его обрабатываются водно-битумной эмульсией, после этого им заполняют поврежденные участки и осуществляют разравнивание. Не исключается возможность применения специально изготовленного черного щебня на асфальтобетонном заводе. Если используется ремонтер, то обработка производится в процессе подачи щебня к месту, требующему ремонт.
Обработка эмульсией
После укладки и уплотнения щебня его специально тщательно поливают водно-битумной эмульсией. Очень важно, чтобы эмульсия качественно пропитала щебень, от качества пропитки щебня эмульсией зависит срок службы отремонтированного покрытия.
Для особо нагруженных участков, таких как подъемы, повороты и спуски после пропитки эмульсией необходимо еще засыпать место ремонта щебнем для лучшего сцепления заплатки.
Уплотнение
Сегодня небольшое количество ремонтных организаций осуществляют уплотнение щебня. Однако, стоит отметить, что данное действие с применением ручных катков или виброплиты, значительно улучшает качество покрытия и продлевает срок его службы приблизительно на десять-двадцать процентов.
В завершении можно отметить, что струйно-инъекционный метод, хоть не так сильно распространен пока, он имеет большое количество положительных сторон:
- Для выполнения всех ремонтных операций применяется только одна машина – ремонтер.
- Минимизируется необходимость трамбовки материала, однако, данный этап улучшает качество покрытия.
- Исключает необходимость разделки дефекта, а высокая скорость и давление подачи материала обеспечивает качественное заполнение щелей и ям ремонтным материалом. Отдельно выполняются только подготовительные этапы по очистке покрытия.
- Отличная адгезия материала с основанием достигается за счет впечатывания материала в выбоину путем его подачи высоким давлением.
Метод позволяет проводить ремонт небольших участков и выбоин в любое время года, а также гарантирует качественное и надежное устранение ям, трещин и выбоин в самые короткие сроки. Наблюдается значительная экономия временных и финансовых ресурсов, что является несомненным плюсом для данной технологии. Отремонтированное покрытие будет служить долгое время.