Нарезание карт при использовании холодных асфальтобетонных смесей
В этой статье описывается ремонт повреждений верхнего покрытия асфальтобетонного полотна с помощью холодных асфальтобетонных смесей.
В чем особенность этой технологии, какие преимущества и недостатки имеют холодные асфальтобетонные смеси, на что стоит обратить внимание.
Что такое холодные смеси?
Основное отличие холодных асфальтобетонных смесей (ХАБС) от горячих в том, что в холодных смесях разжижение битума обеспечивается различными растворителями и водно-битумными эмульсиями (ВБЭ), в отличие от нагрева в горячих смесях. Поэтому работа с ХАБС более безопасна, чем с горячими.
Некоторые составы ХАБС замешиваются с добавлением воды, что позволяет хранить составы долгое время, и замешивать непосредственно на месте проведения работ. Для приготовления ХАБС используют только щебень мелких фракций. ХАБС не применимы для создания полноценного слоя дорожного покрытия или для ремонта повреждений больше чем одного слоя асфальтобетона.
ХАБС применяют только для ямочного ремонта, укладки на пешеходные дорожки, стадионы, парковки возле небольших магазинов.
Холодные асфальтобетонные смеси
Плюсы и минусы холодных смесей
По сопротивлению сжатию ХАБС несколько уступает литым или уплотненным асфальтобетонным смесям, несмотря на то, что состоят они из одних и тех же материалов – битумов, щебня, песка и минеральных порошков. Различные пропорции и способы разжижения битума сильно влияют на эксплуатационные свойства готового асфальтобетона.
- Плюсы ХАБС. К плюсам можно отнести приготовление смесей на месте проведения работ, меньшую опасность работ, простоту в использовании, меньшую стоимость работ, это достигается сокращением числа операций. ХАБС можно укладывать при температурах до минус пяти градусов и уложенная смесь не требует сильного уплотнения.
- Минусы ХАБС. Оборудование для приготовления ВБЭ стоит достаточно дорого. Без него, используя покупные эмульсии, добиться снижения стоимости не получится. Стоимость самой ХАБС заметно выше, чем горячей. Невозможно использовать для укладки нижних слоев асфальтобетонного покрытия, потому что там требуется более стойкая к сжатию асфальтобетонная смесь, которая подвергается уплотнению тяжелыми катками.
Приготовление холодных смесей на месте проведения работ
Состав холодных смесей
Состав ХАБС напрямую зависит от условий эксплуатации отремонтированного участка дороги и используемых для его производства битумов. Точный состав ХАБС должен определяться с учетом ГОСТ, СНиП и нормативных документов.
Все применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ и СНиП. В этом случае отремонтированное покрытие будет служить многие годы.
Обеспечение безопасности
Правила техники безопасности не отличаются от правил для любого другого вида ремонта асфальтобетонных покрытий. Проведение работ и маршруты объезда автотранспорта должны быть согласованы с ОАТИ и ГИБДД. Должны быть выставлены ограждения и временные дорожные знаки. Рабочие должны быть обеспечены одеждой оранжевого цвета, имеющей белые или желтые светоотражающие полосы.
Место проведения работ должно быть оборудовано бытовкой с ящиками для чистой и рабочей одежды, аптечкой и чистой питьевой водой. Все рабочие и операторы должны проходить ежедневный медосмотр. Вся техника перед выходом на работу должна быть осмотрена и проверена.
Транспортировка готовых холодных смесей
Готовые ХАБС транспортируют в обычных самосвалах. Никаких особых условий транспортировки они не требуют. Время жизни смеси напрямую зависит от количества и вида полимеров, добавленных в ее состав.
Подготовка карт для ремонта с холодными асфальтобетонными смесями
Подготовка карт
Карты размечаются по общим для ямочного ремонта правилам. Оптимальным является прямоугольная форма карты, расположенная параллельно или перпендикулярно направлению движения. Можно вырезать карты любой формы, но с точки зрения удобства ремонта, лучше делать прямоугольной.
Это поможет качественней разгладить и уплотнить асфальтобетон.
Карта должна быть вырезана на всю глубину поврежденного слоя асфальтобетона. Карты вырезают как с помощью фрезеровальных механизмов, так и с помощью грунторезов и отбойных молотков. Карта размечается таким образом, чтобы любое повреждение было удалено с запасом не менее 15 см в каждую сторону. Если несколько ям расположены близко, имеет смысл объединить их одной картой. После фрезерования карты необходимо удалить и вывезти весь снятый асфальтобетон.
Обработка карт перед укладкой
Перед укладкой готовой смеси карты должны быть очищены от грязи, пыли и мусора. Это можно сделать с помощью воздуходувных аппаратов или механизмов. Сильно загрязненные карты можно мыть струей воды, после чего из карт удалить воду, и просушить газовыми горелками. Непосредственно перед укладкой ХАБС карты обрабатывают ВБЭ.
Обработка карт перед ремонтом с использованием холодных асфальтобетонных смесей
Приготовление смеси на месте
При небольшом объеме ремонта ХАБС можно приготовить на месте, загрузив смесительную машину сухую смесь, и добавив воды, ВБЭ или иные жидкости, в зависимости от рекомендаций производителя смеси. Такая смесь не подлежит хранению, и должна быть уложена сразу же после приготовления.
Укладка смеси
Необходимое количество смеси выгружается в карту, после чего смесь распределяется по всей площади карты. Для этого применяются лопаты и гладилки. После укладки и выравнивания смесь уплотняется легкими ручными катками или виброплитой весом до 60 кг. Никаких дополнительных действий укладка ХАБС не требует.
Перед проведением ямочного ремонта внимательно оценивайте все плюсы и минусы технологий.
Холодный асфальтобетон: плюсы и минусы, укладка
Холодный асфальтобетон – один из множества видов дорожных материалов, который готовят по специальной технологии с введением в состав особых модифицирующих добавок при определенном температурном режиме. Основное отличие холодных асфальтобетонных смесей от традиционных – возможность хранить полностью готовый материал довольно длительный срок в рыхлом состоянии.
Холодные асфальтобетонные смеси можно укладывать при сравнительно низких температурах. Такая возможность появляется за счет введения в состав средне-густеющего и медленногустеющего дорожного битума, который выступает в качестве вяжущего вещества, является основным компонентом и должен соответствовать маркам СГ 70/130 и МГ 70/30. Содержание вяжущего средства равно объему 4-6%.
Вязкость и класс материала для приготовления смеси выбирают в зависимости от планируемого способа хранения (навалом в бортах, в полиэтиленовых мешках в складских условиях и т.д.) и ожидаемого качества итогового материала (свойства минеральных составляющих, оптимальная температура хранения готового состава и т.д.).
Свойства материала и способность длительный срок быть в рыхлом состоянии объясняются наличием нефтебитумной пленки на минеральных фракциях, что делает структурные связи слабыми и способными разрушаться даже при минимальных усилиях. Благодаря такому свойству смеси долго хранятся до 12 месяцев в нормальном состоянии для укладки, легко ложатся тонким слоем на дорожное покрытие.
Преимущества холодного асфальта и подойдет ли он для дачи
Рассматривая особенности горячего и холодного асфальта, необходимо тщательно изучить их характеристики и подобрать наиболее оптимальный материал для выполнения конкретных работ.
Основные достоинства холодного асфальта:
- Возможность использовать при минусовых температурах (конкретные показатели зависят от качества и состава смесей)
- Отсутствие необходимости в привлечении тяжеловесных и габаритных дорожных машин
- Сокращенное время укладки, простота монтажа, что особенно актуально в условиях индивидуального строительства – достаточно просто насыпать асфальт на место, разравнять, утрамбовать и покрытие готово
- Возможность купить уже готовый материал в удобной таре весом до 50 килограммов и не тратить время на его приготовление, что делает транспортировку более простой и дешевой, не требует навыков, знаний и инструментов для приготовления состава
- Значительный срок хранения в разнообразных вариантах без потери исходных свойств
- Возможность использовать в самых разных сферах для реализации тех или иных задач
- Прекрасная способность устранять мелкие дефекты дорожного полотна – технология укладки холодного асфальта позволяет все исправить быстро и просто, в отличие от использования других материалов
- Качество и безопасность готового покрытия при условии, что все работы выполнены по ГОСТу
Ввиду всех перечисленных преимуществ и недостатков, описанных ниже, становится понятно, что наиболее актуальным применение холодного асфальта становится в индивидуальном строительстве – где нет возможности привлекать тяжелую технику, но есть необходимость сделать качественное покрытие. Садовые дорожки на приусадебных участках, обустройство территории дачи и загородного дома – тут свойства холодного асфальта подходят как нельзя лучше и позволяют выполнить поставленные задачи быстро, просто и достаточно качественно.
Недостатки асфаколда и насколько они велики
Несмотря на явные преимущества, холодная асфальтобетонная смесь обладает несколькими существенными минусами. Основным является высокая стоимость материала – в среднем в 3-7 раз выше, чем обычного асфальта, из-за чего обычно асфаколд используют для обустройства небольших площадей покрытия, в индивидуальном строительстве и там, где нужно выполнить работы быстро и качественно. Покрытие больших площадей не актуально из-за слишком высокой цены.
К недостаткам стоит отнести не очень высокий уровень прочности, что ограничивает сферу применения холодного асфальта. Также материал демонстрирует меньшую стойкость к воздействию влаги, чем традиционный вариант.
Стоит упомянуть плохое сопротивление сдвигающим нагрузкам, уменьшенный срок службы (в 2 раза меньше в сравнении с горячим аналогом), предъявление строгих требований к поверхности, на которой осуществляется укладка асфальтобетонной смеси своими руками или с использованием специальной техники.
Классификация холодных составов
В производстве материала строго ориентируются на установленные правила и нормы, свойства холодного асфальта во многом зависят от его состава и пропорций материалов, соблюдения технологии. В состав холодного асфальта входят цемент, щебень и песок, битум, специальные добавки. Большое значение имеет качество минеральных добавок.
По объему щебня в составе выделяют такие типы холодного асфальта: Бх с 40-50% щебня и Вх с объемом, равным 30-40%. По типу и объему песка в составе асфаколд бывает: Гх с объемом до 30% и Дх, где песка 30-70% (щебня нет). По остаточной пористости выделяют плотные смеси (1-5%), пористые (5-12%) и высокопористые (от 12% до 18%).
Марки асфальта:
- 3 – горячий асфальт, в составе которого есть отсев дробления, битум, минеральные компоненты, песок
- 2 – смесь щебня и отсева дробления, песка, минерального порошка, битума
- 1 – смесь битума, песка, минерального порошка и щебня
Холодный асфальт характеристики и свойства свои может менять в зависимости от того, какую марку портландцемента использовали в производстве, какой объем минеральной части смеси выбран.
Технология укладки
1) До того, как уложить холодный асфальт, необходимо очень тщательно подготовить поверхность. Выполняются разметка, демонтаж остатков прошлого полотна фрезой или отбойным молотком, нарезка швов болгаркой или специальным нарезчиком. Место, где планируется создать покрытие или поврежденный участок полотна обозначают линиями в поперечном и продольном направлениях с захватом более 5 сантиметров.
Когда выполняется ямочный ремонт дорожных покрытий и ям сразу несколько рядом, то из них делают одну и укладывают асфальт сплошным слоем.
2) Выполнение очистки – сначала демонтируются крупные части разрушенного полотна, удаляется крошка после нарезки, яма или место, где будет постелено полотно, очищаются от мусора, влаги (можно использовать строительный фен).
3) Выбоины на поврежденных участках дороги обрабатывают битумом, что повышает длительность эксплуатации полотна и адгезию материала с основанием в месте укладки.
4) Укладка холодного асфальта слоем максимум 5-6 сантиметров. Если слой будет больше, не удастся его хорошо утрамбовать и прочность окажется ниже. Лучше постепенно досыпать материал, укладывать слоями. Уровень должен быть выше основного полотна (или предполагаемой высоты покрытия) на несколько сантиметров, так как асфальт в процессе утрамбовки сядет. Если укладывается садовая дорожка, то возвышение делать не нужно, так как вес человека не сможет дать достаточную для усадки нагрузку.
Трамбуют обычно вручную или виброплитой. Уплотнение осуществляется по траектории спирали. Как только перестают оставаться следы от прохода трамбовки – слой готов. Больше всего внимания стоит уделить месту стыка.
5) На месте укладки нужно сделать отсыпку, чтобы смесь не прилипала к ногам и колесам авто – место отсыпают песком, цементом с учетом расхода около 3-5 килограммов на м2.
Укладка своими руками
Процесс мало чем отличается от вышеописанного, так как для укладки холодного асфальта редко используют специальную технику. Большие участки покрытия выполнять с использованием материала не актуально, поэтому в основном он применяется лишь для ямочного ремонта в не очень проходимых местах либо в обустройстве приусадебных территорий.
Процесс укладки холодного асфальта своими руками:
- Разметка территории и удаление старого покрытия.
- Нарезка швов подходящим инструментом.
- Очистка выбоины от пыли, остатков старого покрытия, влаги, прогрев строительным феном.
- Выполнение грунтовки с применением битумных эмульсий, которая заполнит микротрещины и обеспечит прочность покрытию.
- Укладка холодного асфальта, уплотнение смеси лопатой или ручным катком.
- Выполнение подсыпки из сухого цемента либо песка.
Расход асфальта составляет около 50 килограммов смеси на метр квадратный покрытия при условии его толщины в 5 сантиметров. Если укладывать покрытие более толстым слоем, не обойтись без выполнения подушки из мелкого щебня.
Вместо заключения:
Холодный асфальт – современный материал, который в ремонтно-строительных работах используют пока редко. Но благодаря простоте и скорости монтажа, эксплуатационным характеристикам постепенно асфальт приобретает все большую популярность при обустройстве индивидуальных объектов и реализации ямочного ремонта покрытий. Для укладки масштабных полотен не используется ввиду высокой стоимости и некоторых свойств.
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
Холодный асфальтобетон
Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ
Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.
Важность решения этой задачи определяется тем, что дорожные асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом покрытий автомобильных дорог, рассчитанных на современное скоростное движение. Такие дороги составляют основу дорожной сети страны и выдерживают основной объем автотранспортных перевозок.
Значительные усилия дорожных организаций, наряду с ремонтом дорожно-строительной техники, затрачиваются на поддержание сети дорог с асфальтобетонными покрытиями в состоянии, обеспечивающем требуемые показатели ровности и сцепления, поэтому необходимо проведение своевременного ремонта асфальтобетонных покрытий с целью устранения возникающих в процессе эксплуатации повреждений.
К основным видам текущего ремонта асфальтобетонных покрытий относят устранение повреждений в виде выбоин, трещин, колей, обломов и неровностей кромок. При ремонте соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного участка, приготовление, укладку, разравнивание и уплотнение смеси (в случае необходимости).
Одним из распространенных видов повреждений является образование выбоин, заделка которых требует проведения ямочного ремонта покрытий.
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий осуществляется в следующей последовательности:
- ограждение места производства работ;
- очистка покрытия от пыли и грязи;
- определение зон разрушения покрытия и разметка мест ремонта;
- нарезка контуров «карт»;
- вырубка и их очистка;
- сушка «карты»;
- огрунтовка стенок и дна «карты»;
- укладка и разравнивание смеси;
- уплотнение смеси и отделка мест сопряжения;
- уборка и вывоз асфальтобетонного лома;
- контроль качества ремонтных работ;
- снятие ограждений.
Технология ямочного ремонта с использованием холодных асфальтобетонных смесей
Наиболее перспективными и экономически выгодными являются технологии, позволяющие проводить ремонт в течение года с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее. Ее приготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают в холодном состоянии. При ее приготовлении можно применять местные материалы, в том числе отходы камнедробления, пески. Лучшие результаты обеспечиваются при использовании карбонатных материалов с максимальной величиной зерен 20 мм.
В качестве жидких вяжущих применяют нефтяные остаточные битумы (гудроны) или разжиженные битумы. Вязкость вяжущих для проведения работ летом принимается в пределах C560 = 60 — 100 с, для работ весной или осенью — в пределах 20 — 60 с. Зерновые составы минеральной части смеси подбирают по принципу плотной смеси, при этом ориентировочное содержание частиц мельче 0,071 мм в смеси составляет 3 — 12 %. Оптимальное количество жидкой фазы в смеси, обеспечивающее максимальную плотность, определяют с помощью прибора стандартного уплотнения.
Ориентировочное содержание битумного вяжущего в смеси составляет 4 — 8 % (сверх 100 % по массе минеральной части). Состав уточняется в лаборатории. При применении кислых минеральных материалов в смесь вводят известь или цемент, а в битум следует добавлять адгезионные добавки.
Требования к уплотненной холодной асфальтобетонной смеси следующие: водонасыщение пористых смесей должно быть в пределах 5 — 12 %, плотных — не выше 5 %. Прочность при сжатии при температуре 20 °С сухих образцов должна быть не менее 1 МПа, коэффициент водостойкости — не менее 0,7.
Смесь готовят на асфальтобетонных установках, снабженных системой подачи и дозирования воды (например, с помощью дозировочного бачка или водомера, установленного на водопроводной трубе). Для равномерного распределения воды в смесителе в нем устанавливают трубу с отверстиями диаметром 10 — 15 мм, шагом 50 мм.
Предварительно отдозированные минеральные материалы (с влажностью, равной или ниже проектной) без подогрева и высушивания подают в смеситель. В случае если влажность материала превышает проектную, его следует подогреть в сушильном барабане до температуры 60 — 90 °С. При необходимости в смесь добавляют активатор, дозируя его после минеральных материалов. При влажности минеральных материалов ниже проектной в смеситель вводят необходимое количество воды и перемешивают в течение 5 — 10 с.
Вяжущее при рабочей температуре (70 — 90 °С) дозируют в смеситель за один прием. Время перемешивания смеси составляет 25 — 50 с. Готовую смесь выгружают в автомобиль-самосвал и вывозят к месту производства работ [1].
Одним из преимуществ этой технологии является возможность заготавливать смесь впрок, что позволяет проводить ремонтные работы зимой и ранней весной. Условная вязкость вяжущих (по вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С) при использовании карбонатных минеральных материалов должна быть в пределах 20 — 30 с, кислых материалов — 40 — 60 с. Количество вяжущего в этом случае должно быть минимально допустимым, обеспечивающим требуемые свойства смеси.
Согласно данным, приведенным в работе [1], допустимая температура смеси на карбонатных материалах при складировании ее в штабель для длительного хранения должна быть не выше 40 °С, при этом смесь может храниться в штабеле высотой не выше 2 м до шести месяцев. Смесь на гранитном песке допускается хранить в штабеле высотой до 4 м в течение 1 года. Смесь при хранении во избежание переувлажнения желательно накрыть любым водонепроницаемым материалом.
Ремонтные работы по устранению выбоин можно осуществлять с использованием традиционных составов холодных асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже -10 °С, при этом снег или мелкий несильный дождь не являются препятствием к проведению ремонта. На участках с интенсивностью движения до 1000 авт./сут необходимо применять смеси плотного типа, выше 1000 авт./сут допускается использование и пористых смесей. При глубине выбоины до 3 см ее необходимо углубить до 5 см с помощью перфоратора или мотобетонолома. При глубине выбоины более 10 см нижнюю ее часть заполняют необработанным щебнем или щебнем, обработанным органическим вяжущим, с уплотнением трамбовкой, дно и стенки выбоины перед укладкой смеси очищают от грязи, тщательно промывают водой, после чего воду удаляют метлами или с помощью мешковины и заполняют асфальтобетонной смесью. При этом огрунтовку дна и стенок выбоины не делают. Заполнение смесью ведут постепенно с трамбованием и с некоторым запасом по высоте, учитывая последующее доуплотнение движущимися транспортными средствами. Этот запас составляет ориентировочно 1,0 — 1,5 см на 5 см глубины выбоины. Окончательное уплотнение ремонтируемого участка проводят катком за 3 — 5 проходов по одному следу. Диагностику и ремонт гидросистемы катка лучше поручить специалисту закончившему курсы гидравликов. Движение по дороге можно открывать сразу после проведения ремонтных работ.
Формирование структуры материала происходит в течение 3 — 30 сут в зависимости от погодных условий и интенсивности движения транспортных средств. Опыт эксплуатации показывает, что на участках, отремонтированных в неблагоприятные периоды года, «заплаты» имеют, как правило, срок службы не более 1 года. Более высокое качество работ достигается при использовании для ремонта холодных складируемых асфальтобетонных смесей, приготавливаемых на основе битумных эмульсий или битумов, содержащих растворители.
Холодные складируемые асфальтобетонные смеси, приготавливаемые с применением битумных эмульсий, предназначены для круглогодичного ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог III — V категорий при температуре воздуха не ниже -5 °С. Они представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления и катионной битумной эмульсии, взятых в определенных соотношениях, приготовленную в установке и укладываемую в холодном состоянии в подготовленные «карты». Эти смеси могут упаковываться в герметичную тару и храниться на складе в открытых штабелях. Срок хранения в герметичной таре — до шести месяцев, в штабелях — до трех месяцев.
По зерновому составу эти смеси подразделяются на мелкозернистые с наибольшим размером зерен 5 или 6 мм и среднезернистые с наибольшим размером зерен 10 — 12 мм или 15 — 16 мм в зависимости от используемых производителем размеров сит.
Для производства холодных складируемых смесей используют катионные битумные эмульсии на пластифицированном битуме со средней скоростью распада.
Ориентировочное содержание вяжущего в холодных складируемых асфальтобетонных смесях назначается для смесей с размером зерен минеральной части 0 — 15 мм 4,5 — 5,5 %, 0 — 10 мм — 5,0 — 5,5 %, 0 — 5 мм — 5,5 — 6,0 %. Уточненное содержание вяжущего устанавливают в лаборатории по результатам испытаний образцов на прочность. Содержание пластификатора в нефтяном битуме для этого типа смесей назначается в соответствии с необходимой продолжительностью хранения и температурным режимом планируемого периода укладки смеси.
Для производства холодных складируемых асфальтобетонных смесей используют смесительное оборудование периодического действия, оснащенное мешалками принудительного перемешивания, а также весовыми дозаторами минеральной части смесей и объемными дозаторами для битумной эмульсии и воды. Точность дозирования минерального материала должна быть не ниже ± 5 % по массе, эмульсии — ± 3 % по массе. Время цикла перемешивания в двухвальном смесителе периодического действия составляет 15 — 25 с, время подачи эмульсии в смеситель — 5 — 10 с.
Приготовленная холодная асфальтобетонная смесь по завершении цикла перемешивания должна быть отгружена в транспортное средство или фронтальный погрузчик и отправлена на склад или к месту производства ремонтных работ.
Показатели физико-механических свойств холодных складируемых асфальтобетонных смесей в зависимости от условий их применения должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.
Холодная складируемая асфальтобетонная смесь при хранении на складе проходит активный процесс «вызревания», обеспечивающий повышение ее структурно-механических свойств. Для ускорения этого процесса она должна находиться на складе в штабелях высотой не более 2 м. При этом допускается образование на поверхности штабеля корки повышенной прочности, которая легко разрушается при работе погрузочных средств. Смесь, подлежащая затариванию в герметичную тару, должна пройти на складе период «вызревания» в течение 7 — 8 сут.
После проведения ремонтных работ с использованием холодной смеси на отремонтированную поверхность перед открытием движения транспортных средств наносится защитный слой путем розлива эмульсии с расходом 0,3 — 0,4 кг/м2 и россыпи по ней песка с расходом 3 — 5 кг/м2.
Как правило, проведение работ по ямочному ремонту проводится в теплое время года. Это обстоятельство не позволяет своевременно устранять повреждения, возникающие в осенне-зимний период, что приводит к ускоренному их развитию и отражается не только на состоянии поверхности покрытий, но и снижает срок службы всей дорожной конструкции и влияет на безопасность движения.
Несвоевременность проведения работ по устранению выбоин в неблагоприятные периоды года объясняется погодными факторами. В условиях пониженных температур и высокой влажности воздуха затрудняется обеспечение качественного сцепления асфальтобетонной смеси, используемой для ремонта, с ремонтируемым покрытием.
Для ямочного ремонта большой площади можно использовать автогрейдер с хорошей нивелировкой.
Асфальтобетонные (Аэродромные) Смеси Дорожные ГОСТ: Укладка
Процесс укладки автодорожного полотна
Приветствуем тебя, уважаемый читатель! Сегодня тема нашего повествования — асфальтобетонные смеси дорожные ГОСТ. Мы постараемся наиболее подробно разобрать основной документ, нормирующий производство и технические характеристики данных смесей.
Содержание статьи
Основная информация
Итак, действующим документом на сегодня является стандарт 9128-2009, который пришел на смену ГОСТ 9128-97 «Смеси асфальтобетонные дорожные». Документ распространяется на все асфальтобетонные смеси, которые применяются для обустройства покрытий и оснований автомобильных дорог, городских улиц, площадей, аэродромов, а также дорог, которые эксплуатируются на промышленных предприятиях.
Асфальтобетонные смеси дорожные аэродромные и асфальтобетон
Классификация асфальтобетонных смесей
Асфальтобетонные дорожные смеси
Сразу стоит отметить, что термины асфальтобетонная смесь и асфальтобетон имеют отличающееся значение.
- Первый — это смесь из материалов минерального происхождения (в частности, гравий, щебень, песок, который может содержать минеральный порошок) и битума. Все компоненты берутся в определенном соотношении и смешиваются при нагревании.
- Второй — это та же асфальтобетонная смесь, но уже уплотненная.
В зависимости от того, какие минералы использованы, асфальтобетонные смеси принято делить на: щебеночные смеси, гравийные и песчаные.
Также делятся они и в зависимости от вязкости битума и рабочей температуры укладки смеси:
Смеси асфальтобетонные дорожные горячие: укладка
- Первый тип готовится на жидких дорожных нефтяных битумах, которые укладываются при температуре от 120 градусов по Цельсию.
Холодная асфальтобетонная смесь
- Второй тип называется холодным, так как применяемые жидкие нефтяные битумы могут укладываться при температуре от +5 по Цельсию.
Следующая классификация ориентируется на размер зерен минерального наполнителя.
- В крупнозернистом асфальтобетоне допускается использовать наполнитель фракцией до 40 мм;
- В мелкозернистом размер минеральных включений достигает 20 мм;
- Самые мелкие асфальтобетонные смеси называются песчаными, в которых фракция используемого наполнителя до 10 мм.
Делят асфальтобетоны также и по остаточной пористости:
- С высокой плотностью — остаточная пористость 1-2,5%;
- Плотные — 2,5-5%;
- Пористые — 5-10%;
- С высокой пористостью — выше 10%.
Вода не задерживается на асфальтобетоне с высокой пористостью
Интересно знать! Высокопористые асфальтобетоны могут пропускать сквозь свою толщу воду, что очень удобно для организации дренажных систем. Однако такое покрытие имеет невысокую прочность, из-за чего неприменимо для обустройства автомобильных дорог. Используют их в основном для тротуаров или, в крайнем случае, для автомобильных парковок.
Количество щебеночно-гравийного наполнителя тоже влияет на тип щебеночных и гравийных смесей, а также плотных горячих асфальтобетонов.
- Тип А — содержание щебня выше 50, но меньше 60%;
- Тип Б — щебня или гравия от 40 до 50%;
- Тип В — от 30 до 40%.
Высокоплотные смеси должны содержать щебня от 50 до 70%.
Холодные асфальтобетонные смеси тоже делятся в зависимости от содержания в них щебня — выделяют типы Вх и Бх. Вид песка тоже влияет — Г и Гх сделаны на песках, полученных из отсевов дробления, и Д и Дх — смеси, использующие природные пески, или его смеси с отсевами дробления.
Все смеси и асфальтобетоны разделяются на марки, которые напрямую зависят от применяемых материалов и итоговых физико-механических свойств. Все марки представлены в следующей таблице.
Соотношение видов и типов асфальтобетонных смесей с марками
К примеру, смеси асфальтобетонные дорожные горячие крупнозернистые тип I являются пористыми или высокопористыми.
Технические нормативы
Даже несведущему человеку сразу понятно, что все смеси должны соответствовать требованиям, которые предъявляет ГОСТ, и изготавливаться согласно установленному регламенту, который утверждается предприятием- изготовителем.
Основные характеристики
Асфальтобетон дорожный — состав минеральной части смеси
- Минеральный состав любой смеси, предназначенной для оснований и нижних слоев дорожных покрытий, должен соответствовать значения, которые указаны в таблице выше.
Состав минеральной части для верхних слоев
- Для верхних слоев предъявляются другие требования, поэтому состав минеральной части устанавливается другой таблицей.
- Документ также устанавливает физико-механические и максимальное водонасыщение свойства асфальтобетонов разной плотности из различных марок горячих смесей, эксплуатируемых в разных дорожных и климатических зонах. Для более подробной информации можете обратиться к тексту документа, таблицы 4, 5 и 6.
- Физико-механические свойства холодных асфальтобетонных смесей представляются в отдельной таблице.
Данные для холодных асфальтобетонов
Отдельно отметим, что слеживаемость для холодных смесей должна быть не менее десяти (число ударов).
Температуры смесей
- В следующей таблице указывается, какой должна быть температура холодных и горячих смесей при отгрузке на склады и потребителям. Данные показатели зависят, прежде всего, от применяемых битумов.
- Асфальтобетонная смесь, ко всему прочему, должна пройти испытание на сцепляемость верхней поверхности минерального наполнителя с битумом.
- Получаемые смеси должны быть однородными, а абсолютное отклонения содержания битума от нормативного не должно быть больше 0,5% во всей массе.
Для оценки однородности горячих смесей применяется коэффициент вариации для предела прочности, определяемого во время сжатия при температуре +50 градусов по Цельсию. Для холодных же смесей используется коэффициент вариации водонасыщения. Данные по указанным коэффициентам вариации содержатся в следующей небольшой таблице.
Коэффициенты вариации предела прочности и водонасыщения
Требования к сырью
Материалы для производства асфальтобетонных смесей
Требования для щебня, сделанного из горных пород высокой плотности устанавливает ГОСТ 8267. Для щебня из шлаков применяется другой нормативный документ — ГОСТ 3344. Однако стандарт не запрещает использовать в производстве щебень и гравий, которые были выпущены по зарубежным нормам, но при условии, что они будут соответствовать требованиям рассматриваемого нами документа.
Среднее содержание зерен игловатой и лещадной (плоской) формы в составе смеси щебня и гравия не должно превышать:
- Для высокоплотных и смесей типа А — не более 15%;
- Для высокопористых, также смесей типа Б и Бх — не более 25%;
- Для пористых смесей и типов В и Вх — не более 35%ю
Данные по прочности и морозостойкости гравия и щебня
ГОСТ 8736 определяет качество используемого природно песка, а также песка из отсевов дробления, получаемого из горных пород. Для определения количества частиц глины и прочности песка применяется метод набухания. Все данные по этим параметрам в документе также представлены в виде следующей таблицы.
Марки прочности песка
Требования к битумам
На фото — битум дорожный
Для производства асфальтобетонных смесей применяют следующие типы битумов:
- Вязкие дорожные битумы, нефтяные — требования к ним предъявляет ГОСТ 22245;
- Жидкие нефтяные битумы — ГОСТ 11955;
- Битумы модифицированные;
- Битумные вяжущие на основе полимеров;
- Прочие битумы, у которых улучшены некоторые технические свойства.
Содержания битума в смесях
Для приготовления холодных смесей марки I применяются жидкие битумы класса СГ, а также модифицированные битумы. Помимо этого допускается применение битумов классов МГО и МГ, но при условии, что используются активированные минеральные порошки или поверхность минеральных наполнителей предварительно обрабатывается смесью их ПАВ (поверхностно-активные вещества) и битума.
Для изготовления холодных асфальтобетонных смесей марки II применяются битумы класса МГО, МГ и СГО.
Приемка асфальтобетонных смесей
Смеси асфальтобетонные дорожные ГОСТ 9128 принимаются партиями. В качестве партии берется выпущенная за одну смену и на одном оборудовании смесь, в количестве не более 1000 тонн. Это же касается и холодных смесей, однако максимальное количество ограничено цифрой в 300 тонн.
Интересно знать! Помещенная после приемки асфальтобетонная смесь на склад может перемешиваться с другой остывшей смесью, при условии совпадения их составов.
Грузовой автомобиль
- Количество отгружаемой смеси определяют массой, взвешивая вагоны или автомобили на специальных автомобильных или железнодорожных весах. Если погрузка осуществляется на плавучее средство, то вес определяется по осадке судна.
- Чтобы определить качество асфальтобетонной смеси проводят набор испытаний, приемных и периодических.
- Для проведения приемо-сдаточных мероприятий отбираю из партии пробу, по которой определяют температуру смеси во время отгрузки из бункера или смесителя; состав; водонасыщение; водостойкость; предел прочности при сжатии и слеживаемость.
Интересно знать! Для холодных смесей данные испытания производятся до прогревания.
Периодический контроль за асфальтобетоном производится не реже одного раза в месяц, либо при каждом изменении используемых при изготовлении материалов.
Во время таких испытаний проверяется следующее:
Проба для испытаний асфальтобетона
- Определяется пористость минерального наполнителя и остаточная пористость смеси;
- Водостойкость при условии длительного водонасыщения;
- Предел прочности на сжатие при температуре 20 градусов по Цельсию для холодных и 0 градусов для горячих смесей;
- Качество сцепления битума с минеральной частью;
- Трещиностойкость и сдвигоустойчивость;
- Однородность.
Отдельно проводится анализ на радиоактивность естественных нуклидов. Все полученные данные указываются в сопроводительных документах. Документ о качестве смеси выдается после проверок на каждую партию.
В нем указывают не только результаты и обозначения рассматриваемого нами стандарта, но и следующую информацию:
Зафиксированные результаты испытаний
- Название организации, изготовившей смесь;
- Дата и номер выдачи документа;
- Название и адрес потребителя;
- Марка смеси, ее тип и вид;
- Все смеси;
- Срок, допускающий хранение готовой холодной смеси;
- И так далее по испытаниям.
Дополнительно партия должна сопровождаться транспортными документами, в которых дополнительно прописываются, время и дата изготовления, а также ее температура. Потребитель вправе организовать собственную проверку качества отгруженной ему асфальтобетонной смеси, соблюдая всю законную процедуру отбора проб и проведения испытаний.
Укладка асфальтобетонной смеси
Теперь давайте рассмотрим, как выполняется укладка дорожного покрытия из асфальтобетона, согласно технологической карте, действующей на территории РФ.
Подготовка основания
Асфальт можно укладывать и своими руками, зная технологию, однако без нужной техники в лучшем случае укатать получится лишь узенькую дорожку
Вот пошаговая инструкция, которой должны придерживаться рабочие при укладке асфальтобетонного покрытия. Начинается все с основания, которое должно соответствовать требованиям и нормам СНиП III-40-78.
Итак.
- Основание предварительно очищается от пыли и грязи при помощи щетки в несколько проходов. Если удалить лишнюю грязь таким способом не представляется возможным, то дополнительно привлекается поливочная машина для промывки, после чего оно хорошо подсушивается.
- В осенние и осенние периоды очень часть идут дожди, поэтому большое внимание уделяется удалению воды и просушке основания.
- Если на поверхности основания имеется ледяная корка, то ее удаляют при помощи поваренной соли, после чего выполняется очистка и просушка основания. Сушится поверхность горячим песком либо специальными нагревателями.
Грунтование основания жидким битумом
- Где-то за 2 часа перед укладкой смеси выполняется грунтование основания жидким битумом. Для этого подходят классы МГ или СГ или битумная эмульсия, наносимые автогрундонатором.
Автогудронатор ЗИЛ 4314
- В случаях, когда требуется укладка покрытия по новому основанию на поверхность из материалов, которые обработаны битумом, а также укладка верхнего слоя на недавно уложенный, из перечисленных мер ограничиваются лишь очисткой основания от пыли.
В завершение подготовки на основание наносятся линии, обозначающие границы будущего покрытия.
Укладка асфальтобетона
Начинается все с того, что рабочие прогревают свой инструмент на специальной жаровне, а также устанавливают по периметру территории ограждения и шлагбаумы.
- По краю дороги натягивается металлическая струна (копировальная), чтобы укладчик мог работать в автоматическом режиме. Степень натяжения струны определяется при помощи динамометра, а ее расположение по высоте — нивелиром.
- Далее машинист выводит укладчик на стартовое положение, ровняя его по натянутой ранее струне (агрегат оборудован копир-датчиком).
- Выглаживающая плита укладчика приводится в рабочее положение и включается ее прогрев. Для этого под нее подкладывается рейка или доска, толщина которой должна быть на 15-25% больше, чем проектная толщина укладываемого слоя.
- Регулировка положения плиты производится специальными винтами до тех пор, пока между ней и доской не останется просвета, после чего доска убирается и производится осмотр рабочих органов агрегата.
Асфальтоукладчик компании CAT
- Из бункера асфальтоукладчика удаляются застывшие куски асфальтобетона, после чего шиберные заслонки, расположенные на задней стенке, выставляются в соответствии с толщиной укладываемого слоя.
- К бункеру асфальтоукладчика задним ходом подают самосвал, который засыпает с него асфальтобетонную смесь. Автомобиль останавливается при касании упорных роликов. Перемещение автомобиля осуществляется одновременно с асфальтоукладчиком.
- После выгрузки смеси рабочий вычищает кузов самосвала при помощи лопаты с длинной ручкой, после чего снимается фиксирующая цепь и водителю подается сигнал, чтобы он мог отъехать в сторону.
- Из бункера смесь при помощи специальных скребков (питателей) подается в срединную часть асфальтоукладчика, откуда она равномерно распределяется по всем рабочим органам агрегата, при помощи специального шнека.
- Асфальтоукладчик оснащен трамбовочным брусом, который при движении подрезает лишнюю часть смеси, из-за чего остающийся слой получается частично утрамбованным. А так часть смеси, которая была срезана, перемещается за счет отражательного щита, обеспечивается необходимый запас смеси для укладываемого слоя.
- Далее поверхность смеси выравнивается плитой.
Асфальтоукладчик за работой
- Скорость передвижения агрегата машинист определяется в зависимости от типа смеси и погодных условий, однако наилучшее качество слоя достигается при медленном темпе провоза. Если скорость будет слишком высокой, то с высокой долей вероятности могут появиться разрывы, пустоты и трещины в покрытии.
- Когда асфальтоукладчик заканчивает свой проезд, рабочие проверяют толщину слоя, его ровность, а также поперечный уклон. При обнаружении дефектов их оперативно устраняют, подсыпая пустоты и убирая излишки — подготавливают поверхность к проходу катков.
Укатывание свежеуложенной поверхности
- Ровность покрытия проверяется ровной дюралюминиевой рейкой, 3-х метровой длины. Операция выполняется после прохода асфальтоукладчика и нескольких проходов катков.
- Внутренняя кромка полотна подравнивается по прямой линии лопатой. Когда потребуется продолжить полотно, ее промажут битумом и подогреют.
- Затем по слою пропускают пневмокаток в 1-2 прохода, после чего за работу берутся тяжелые катки, которые выполняют 4-5 прохода.
- Затем рабочие срезают излишки, и швы заглаживаются горячим утюгом.
Укладка геосетки в асфальтобетонное дорожное покрытие
В некоторых случаях, например, при усилении дорожной одежды, из-за несоответствия ее прочности, или создании более совершенного покрытия, дорожное полотно дополнительно армируется специальными материалами, о чем вы можете во всех подробностях прочитать в ОДМ 218.5.001-2009. Стоимость такого покрытия, безусловно, будет более высокой, однако и служить оно будет намного дольше.
На этом, пожалуй, закончим. Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий, конечно же, рассмотрено нами вкратце, но и так становится понятной суть всех мероприятий. Для более подробного ознакомления с темой советуем просмотреть видео в этой статье.
Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ
Руденский А.В.
Холодный асфальтобетон. Возможности продления сезона строительных и ремонтных работ
Новости в дор. деле: Науч.-техн. информ. сб.
Информавтодор. М., 2006. — Вып. 1. — с. 11 — 42.
Извлечение
Холодные асфальтобетонные смеси применяют для устройства покрытий на дорогах местной сети с небольшой интенсивностью движения, а также при ремонте дорожных асфальтобетонных покрытий всех типов. Особенностью использования таких смесей является возможность проведения строительных и ремонтных работ при более низких температурах воздуха, чем это допускается при применении горячих асфальтобетонных смесей.
Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.
Важность решения этой задачи определяется тем, что дорожные асфальтобетонные покрытия являются преобладающим типом покрытий автомобильных дорог, рассчитанных на современное скоростное движение. Такие дороги составляют основу дорожной сети страны и выдерживают основной объем автотранспортных перевозок.
Значительные усилия дорожных организаций затрачиваются на поддержание сети дорог с асфальтобетонными покрытиями в состоянии, обеспечивающем требуемые показатели ровности и сцепления, поэтому необходимо проведение своевременного ремонта асфальтобетонных покрытий с целью устранения возникающих в процессе эксплуатации повреждений.
К основным видам текущего ремонта асфальтобетонных покрытий относят устранение повреждений в виде выбоин, трещин, колей, обломов и неровностей кромок. При ремонте соблюдают общую технологическую последовательность, которая включает подготовку поврежденного участка, приготовление, укладку, разравнивание и уплотнение смеси (в случае необходимости).
Одним из распространенных видов повреждений является образование выбоин, заделка которых требует проведения ямочного ремонта покрытий.
Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий осуществляется в следующей последовательности:
— ограждение места производства работ;
— очистка покрытия от пыли и грязи;
— определение зон разрушения покрытия и разметка мест ремонта;
— нарезка контуров «карт»;
— вырубка и их очистка;
— сушка «карты»;
— огрунтовка стенок и дна «карты»;
— укладка и разравнивание смеси;
— уплотнение смеси и отделка мест сопряжения;
— уборка и вывоз асфальтобетонного лома;
— контроль качества ремонтных работ;
— снятие ограждений.
Технология ямочного ремонта с использованием холодных асфальтобетонных смесей
Наиболее перспективными и экономически выгодными являются технологии, позволяющие проводить ремонт в течение года с использованием холодной асфальтобетонной смеси, которая содержит минеральный материал подобранного зернового состава, воду и жидкое органическое вяжущее. Ее приготавливают на асфальтобетонном заводе, складируют и укладывают в холодном состоянии. При ее приготовлении можно применять местные материалы, в том числе отходы камнедробления, пески. Лучшие результаты обеспечиваются при использовании карбонатных материалов с максимальной величиной зерен 20 мм.
В качестве жидких вяжущих применяют нефтяные остаточные битумы (гудроны) или разжиженные битумы. Вязкость вяжущих для проведения работ летом принимается в пределах C560 = 60 — 100 с, для работ весной или осенью — в пределах 20 — 60 с. Зерновые составы минеральной части смеси подбирают по принципу плотной смеси, при этом ориентировочное содержание частиц мельче 0,071 мм в смеси составляет 3 — 12 %. Оптимальное количество жидкой фазы в смеси, обеспечивающее максимальную плотность, определяют с помощью прибора стандартного уплотнения.
Ориентировочное содержание битумного вяжущего в смеси составляет 4 — 8 % (сверх 100 % по массе минеральной части). Состав уточняется в лаборатории. При применении кислых минеральных материалов в смесь вводят известь или цемент, а в битум следует добавлять адгезионные добавки.
Требования к уплотненной холодной асфальтобетонной смеси следующие: водонасыщение пористых смесей должно быть в пределах 5 — 12 %, плотных — не выше 5 %. Прочность при сжатии при температуре 20 °С сухих образцов должна быть не менее 1 МПа, коэффициент водостойкости — не менее 0,7.
Смесь готовят на асфальтобетонных установках, снабженных системой подачи и дозирования воды (например, с помощью дозировочного бачка или водомера, установленного на водопроводной трубе). Для равномерного распределения воды в смесителе в нем устанавливают трубу с отверстиями диаметром 10 — 15 мм, шагом 50 мм.
Предварительно отдозированные минеральные материалы (с влажностью, равной или ниже проектной) без подогрева и высушивания подают в смеситель. В случае если влажность материала превышает проектную, его следует подогреть в сушильном барабане до температуры 60 — 90 °С. При необходимости в смесь добавляют активатор, дозируя его после минеральных материалов. При влажности минеральных материалов ниже проектной в смеситель вводят необходимое количество воды и перемешивают в течение 5 — 10 с.
Вяжущее при рабочей температуре (70 — 90 °С) дозируют в смеситель за один прием. Время перемешивания смеси составляет 25 — 50 с. Готовую смесь выгружают в автомобиль-самосвал и вывозят к месту производства работ [1].
Одним из преимуществ этой технологии является возможность заготавливать смесь впрок, что позволяет проводить ремонтные работы зимой и ранней весной. Условная вязкость вяжущих (по вискозиметру с отверстием 5 мм при температуре 60 °С) при использовании карбонатных минеральных материалов должна быть в пределах 20 — 30 с, кислых материалов — 40 — 60 с. Количество вяжущего в этом случае должно быть минимально допустимым, обеспечивающим требуемые свойства смеси.
Согласно данным, приведенным в работе [1], допустимая температура смеси на карбонатных материалах при складировании ее в штабель для длительного хранения должна быть не выше 40 °С, при этом смесь может храниться в штабеле высотой не выше 2 м до шести месяцев. Смесь на гранитном песке допускается хранить в штабеле высотой до 4 м в течение 1 года. Смесь при хранении во избежание переувлажнения желательно накрыть любым водонепроницаемым материалом.
Ремонтные работы по устранению выбоин можно осуществлять с использованием традиционных составов холодных асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже -10 °С, при этом снег или мелкий несильный дождь не являются препятствием к проведению ремонта. На участках с интенсивностью движения до 1000 авт./сут необходимо применять смеси плотного типа, выше 1000 авт./сут допускается использование и пористых смесей. При глубине выбоины до 3 см ее необходимо углубить до 5 см с помощью перфоратора или мотобетонолома. При глубине выбоины более 10 см нижнюю ее часть заполняют необработанным щебнем или щебнем, обработанным органическим вяжущим, с уплотнением трамбовкой, дно и стенки выбоины перед укладкой смеси очищают от грязи, тщательно промывают водой, после чего воду удаляют метлами или с помощью мешковины и заполняют асфальтобетонной смесью. При этом огрунтовку дна и стенок выбоины не делают. Заполнение смесью ведут постепенно с трамбованием и с некоторым запасом по высоте, учитывая последующее доуплотнение движущимися транспортными средствами. Этот запас составляет ориентировочно 1,0 — 1,5 см на 5 см глубины выбоины. Окончательное уплотнение ремонтируемого участка проводят пневмокатком за 3 — 5 проходов по одному следу. Движение по дороге можно открывать сразу после проведения ремонтных работ.
Формирование структуры материала происходит в течение 3 — 30 сут в зависимости от погодных условий и интенсивности движения транспортных средств. Опыт эксплуатации показывает, что на участках, отремонтированных в неблагоприятные периоды года, «заплаты» имеют, как правило, срок службы не более 1 года. Более высокое качество работ достигается при использовании для ремонта холодных складируемых асфальтобетонных смесей, приготавливаемых на основе битумных эмульсий или битумов, содержащих растворители.
Холодные складируемые асфальтобетонные смеси, приготавливаемые с применением битумных эмульсий, предназначены для круглогодичного ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог III — V категорий при температуре воздуха не ниже -5 °С. Они представляют собой смесь щебня, песка из отсевов дробления и катионной битумной эмульсии, взятых в определенных соотношениях, приготовленную в установке и укладываемую в холодном состоянии в подготовленные «карты». Эти смеси могут упаковываться в герметичную тару и храниться на складе в открытых штабелях. Срок хранения в герметичной таре — до шести месяцев, в штабелях — до трех месяцев.
По зерновому составу эти смеси подразделяются на мелкозернистые с наибольшим размером зерен 5 или 6 мм и среднезернистые с наибольшим размером зерен 10 — 12 мм или 15 — 16 мм в зависимости от используемых производителем размеров сит. Зерновой состав минеральной части смесей должен соответствовать требованиям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Зерновой состав минеральной части холодной асфальтобетонной смеси
Сита с размером отверстий, мм |
Количество частиц минеральной части мельче данного размера зерен, % по массе |
||
0 — 5 мм |
0 — 10 мм |
0 — 15 мм |
|
15 |
— |
— |
95 — 100 |
10 |
— |
95 — 100 |
45 — 70 |
5 |
95 — 100 |
25 — 50 |
20 — 70 |
2,5 |
5 — 25 |
5 — 25 |
5 — 25 |
1,25 |
5 — 15 |
5 — 15 |
5 — 15 |
0,63 |
4 — 10 |
4 — 10 |
4 — 10 |
0,315 |
3 — 6 |
5 — 6 |
3 — 6 |
0,14 |
2 — 5 |
2 — 5 |
2 — 5 |
0,071 |
0 — 4 |
0 — 4 |
0 — 4 |
Для производства холодных складируемых смесей используют катионные битумные эмульсии на пластифицированном битуме со средней скоростью распада.
Ориентировочное содержание вяжущего в холодных складируемых асфальтобетонных смесях назначается для смесей с размером зерен минеральной части 0 — 15 мм 4,5 — 5,5 %, 0 — 10 мм — 5,0 — 5,5 %, 0 — 5 мм — 5,5 — 6,0 %. Уточненное содержание вяжущего устанавливают в лаборатории по результатам испытаний образцов на прочность. Содержание пластификатора в нефтяном битуме для этого типа смесей назначается в соответствии с необходимой продолжительностью хранения и температурным режимом планируемого периода укладки смеси.
Для производства холодных складируемых асфальтобетонных смесей используют смесительное оборудование периодического действия, оснащенное мешалками принудительного перемешивания, а также весовыми дозаторами минеральной части смесей и объемными дозаторами для битумной эмульсии и воды. Точность дозирования минерального материала должна быть не ниже ± 5 % по массе, эмульсии — ± 3 % по массе. Время цикла перемешивания в двухвальном смесителе периодического действия составляет 15 — 25 с, время подачи эмульсии в смеситель — 5 — 10 с.
Приготовленная холодная асфальтобетонная смесь по завершении цикла перемешивания должна быть отгружена в транспортное средство или фронтальный погрузчик и отправлена на склад или к месту производства ремонтных работ.
Показатели физико-механических свойств холодных складируемых асфальтобетонных смесей в зависимости от условий их применения должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-97.
Холодная складируемая асфальтобетонная смесь при хранении на складе проходит активный процесс «вызревания», обеспечивающий повышение ее структурно-механических свойств. Для ускорения этого процесса она должна находиться на складе в штабелях высотой не более 2 м. При этом допускается образование на поверхности штабеля корки повышенной прочности, которая легко разрушается при работе погрузочных средств. Смесь, подлежащая затариванию в герметичную тару, должна пройти на складе период «вызревания» в течение 7 — 8 сут.
После проведения ремонтных работ с использованием холодной смеси на отремонтированную поверхность перед открытием движения транспортных средств наносится защитный слой путем розлива эмульсии с расходом 0,3 — 0,4 кг/м2 и россыпи по ней песка с расходом 3 — 5 кг/м2.
Как правило, проведение работ по ямочному ремонту проводится в теплое время года. Это обстоятельство не позволяет своевременно устранять повреждения, возникающие в осенне-зимний период, что приводит к ускоренному их развитию и отражается не только на состоянии поверхности покрытий, но и снижает срок службы всей дорожной конструкции и влияет на безопасность движения.
Несвоевременность проведения работ по устранению выбоин в неблагоприятные периоды года объясняется погодными факторами. В условиях пониженных температур и высокой влажности воздуха затрудняется обеспечение качественного сцепления асфальтобетонной смеси, используемой для ремонта, с ремонтируемым покрытием.
Просмотров статьи: 13031 с 13.01.2009
Ознакомиться с изданиями из категории «Дорожное строительство»