Выжимной подшипник что это
Сцепление считается наиболее важным механизмом в машинах с ручной КПП, а выжимной подшипник — одной из важных его деталей. Как работает этот узел? Какие возможны неисправности, и чем они себя проявляют? Что стоит знать об алгоритме замены неисправного подшипника? Рассмотрим эти моменты подробнее.
Выжимной подшипник сцепления бывает двух видов с механическим и гидравлическим действием. Ели на первый усилие передается с помощью тяг, тросиков, то на второй при помощи гидравлики, особенность которой оказание помощи при нажатии на педаль сцепления. Задача сцепления заключается в плавном разделении движка и трансмиссии в момент переключения передач в требуемую позицию.
Устройство и назначение выжимного подшипника
Попробуем объяснить попроще, как это все работает. Выжимной подшипник устроен довольно просто, он состоит из муфты и подшипника на которую он запрессован (на фото ниже). Находится он на фланце первичного вала коробки передач, по которому он и перемещается, разумеется в зависимости от нажатия педали сцепления.
Работа его довольно проста и заключается в следующем, вы выжимаете педаль сцепления, после чего за счет тяг или тросика (Ваз 2108 и последующих моделей) или гидравлики (Ваз 2101—2107) усилие передается на вилку сцепления, которая в свою очередь перемещает выжимной подшипник по фланцу первичного вала, он в свою очередь давит на лепестки корзины сцепления после чего происходит разъединение дисков и сцепление выключается, в этот момент происходит переключение передач.
Если вы отпускаете педаль, то выжимной подшипник возвращается в исходное положение, как и лепестки диафрагменной пружины, то есть давление у же на них подшипником не происходит и диски, ведомый, нажимной и маховик соединяются и происходит включение сцепления. Вот в принципе и вся работа выжимного подшипника.
На фото муфта с подшипником
Достаточно нажать на педаль сцепления, чтобы запустить механизм. Более того, при длительном удерживании педали в сработанном состоянии подшипник испытывает повышенную нагрузку. Итог — возрастает скорость износа детали, а в последующем ломается и основной узел.
Итак, для чего нужен выжимной подшипник сцепления? В первую очередь для объединения и отделения сцепления при срабатывании педали, то есть для обеспечения работоспособности механизма.
Как распознать поломку выжимного подшипника?
Как и другие запчасти автомобиля, рассматриваемый узел не вечен и подвержен естественному износу. Выжимной подшипник работает при нажатии на педаль, поэтому от частоты срабатываний зависит и срок службы устройства.
Кроме того, выжимной подшипник быстрее ломается у автовладельцев, которые не убирают ногу с педали сцепления. Распознать поломку можно по многим признакам, игнорирование которых может стать причиной выхода из строя механизма.
Неисправности выжимного подшипника сцепления можно распознать по следующим симптомам:
- Появление посторонних звуков.
- При нажатии на педаль, шум, свист.
- Сложности с включением передач.
Игнорировать поломку не рекомендуется, ведь результатом может стать отказ сцепления и невозможность эксплуатировать машину. Проблемы с выжимным подшипником, как правило, связаны с его износом.
Здесь ключевое значение имеют:
- Условия эксплуатации (попадание грязи, воды или прочих посторонних предметов).
- Уровень механической нагрузки.
- Температурные условия и вибрации.
Характерный признак поломки выжимного подшипника «предсмертный» визг, сигнализирующий о необходимости его замены, если этого не сделать подшипник может развалиться или заклинить.
Как добраться до СТО если подшипник заклинил?
В случае поломки подшипника движение можно продолжить несколькими способами это конечно же с помощью буксира и без сцепления то есть не выжимая педали.
Чтобы доехать до СТО самостоятельно, сделайте следующее:
- Включайте первую скорость.
- Пускайте стартер.
- После начала движения сбрасывайте газ и переводите рычаг КПП в позицию 2-й скорости.
- Разгоняйтесь и переключайтесь на 3-ю скорость. При этом ловите момент, когда скорости двигателя и вала будут примерно на одном уровне.
Помните, что применение такого способа не рекомендуется из-за риска «угробить» корзину сцепления и возможно даже КПП. Как только удалось добраться до СТО, попросите поменять подшипник и если необходимо, то стоит заодно, поменять сцепление. Если лишних денег нет, работу по установке новой детали можно сделать и самому. Краткий алгоритм действий приведен ниже.
Самостоятельная замена
Демонтаж выжимного подшипника производится так:
- Отворачиваете все болты которые соединяют КПП и двигатель.
- Снимайте коробку передач
- Отсоединяете подшипник с зацепления с вилкой.
- Демонтируйте подшипник.
- Меняете на новый.
- Устанавливаете все в обратном порядке.
Обратите внимание! Новый выжимной подшипник не должен подклинивать, греметь, хрустеть и быть смазанным.
Заводской ресурс выжимного подшипника составляет в среднем 130-150 тысяч километров. На практике этот параметр ниже из-за ряда негативных факторов — движения по плохим дорогам, нехватки опыта у водителей или низкого качества применяемых деталей. Как следствие, узел служит в два раза меньше и требует замены уже через 70 тысяч километров.
Видео по замене подшипника и вилки
При этом для проведения таких работ не обязательно обращаться на СТО. Главное — своевременно диагностировать проблему и следовать рекомендациям производителя при замене. Кроме того, ставьте только оригинальные детали, которые отличаются максимальным ресурсом. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Практически все транспортные средства, как грузовые, так и легковые, не обходятся без механизма сцепления. Одним из важных узлов этого механизма является выжимной подшипник. Наибольшее распространение получили двухдисковые системы сцепления.
Один диск жёстко соединяют с маховиком силового агрегата, его называют ведущим. Второй диск называют ведомым, который должен передавать крутящий момент от двигателя коробке перемены передач. Для обеспечения возможности переключения передач или работы мотора на холостых оборотах нужен выжимной подшипник.
Виды выжимных подшипников
Наибольшего распространения сегодня получили два вида выжимных подшипников:
- Механические узлы с роликовым или шариковым подшипником. Они взаимодействуют с жёсткими тягами для включения в работу с ведомым диском.Система гидравлического воздействия на механизм сцепления, что значительно уменьшает усилие на педаль включения.
Так выглядит роликовым подшипником
Для чего нужен выжимной подшипник
Ведущий и ведомый диски находятся в постоянном зацеплении, чем обеспечивается передача вращение коленчатого вала на коробку передач и трансмиссию.
Транспортные средства передвигаются по дорогам на различных скоростях, это станет возможным после перехода с низших передач на более высокие. Для снижения скорости переходят с более высоких передач на низкие. Если попытаться произвести переключение передач без механизма сцепления, будут наблюдаться рывки в узлах трансмиссии.
Это неизбежно вызовет поломку деталей коробки передач, ведущего моста, а в некоторых случаях и мотора. О комфорте передвижения в таком случае можно забыть. Чтобы избежать таких неприятных моментов двигатель с коробкой передач связывают механизмом сцепления. Выжимной подшипник этого узла позволяет в нужный момент отодвинуть ведомый диск от ведущего, чем обеспечивается возможность для выбора нужной передачи.
Принцип работы
- Механизм сцепления устроен таким образом, что диски прижимаются друг к другу и маховику лепестками диафрагменной пружины. Чтобы разъединить эти диски нужен выжимной подшипник. Диски вращаются вместе с маховиком, а выжимной подшипник в это время остаётся неподвижным.
- При нажатии на педаль сцепления он подводится к лепесткам пружины и при контакте с ними начинает вращаться и надавливать на них.
- Если бы он оставался в неподвижном состоянии и дальше, трение будет сильно нагревать механизм, что вызовет его перегрев с последующей деформацией лепестков диафрагменной пружины и подшипника.
- Передвижение выжимного подшипника вилкой сцепления отводит ведомый диск от ведущего, что позволяет произвести переключение передач или осуществить перевод работы двигателя в режим холостого хода.
Какие признаки неисправностей бывают
- Появившиеся проблемы с выжимным подшипником сделают невозможным продолжением поездки автомобиля. Силовой агрегат будет продолжать работать, а сдвинуть машину с места будет невозможно.
- Чтобы избежать появления таких проблем водитель должен уметь своевременно обнаруживать первые признаки появления неисправности и устранять их самостоятельно или с помощью специалистов.
- Ускоряется износ диска сцепления, фрикционные накладки которого могут растрескаться и высыпаться из кожуха сцепления.
- Также водителя должен насторожить факт затруднительного включения передач.
- Помогает ускорению износа этого узла в сцеплении пагубная привычка некоторых водителей. Они продолжают держать ногу на педали сцепления, когда переключать передачу нет необходимости.
На видео — признаки неисправности выжимного подшипника сцепления:
Как можно определить неисправность
Если водитель заметил появление посторонних шумов в районе кожуха механизма сцепления, определить источник появления их определить легко.
Для этого следует выполнить несколько действий:
- Запустите силовой агрегат автомобиля, после чего внимательно прислушайтесь к появившимся звукам;
- Далее следует полностью выжать педаль сцепления;
- Исчезновение посторонних звуков говорит о том, что их источник принадлежит коробке переключения передач;
- Усиление шумов свидетельствует о неисправности выжимного подшипника;
- Стадия износа этой детали может быть разной, в соответствии с этим будут меняться шумы из зоны механизма сцепления.
Несколько слов о продлении срока эксплуатации
В первую очередь следует научиться правильно пользоваться механизмом сцепления и ручкой переключения передач. Многие водители, остановившись на красный свет светофора на перекрёстке, продолжают удерживать нажатой педаль сцепления.
В это время подшипник вращается и изнашивается. Лучше всего перейти на нейтральную передачу, а машину удерживать педалью тормоза.
Ускоряет износ подшипника движение автомобиля в пробках на дорогах, когда часто приходится переключать передачи.
На видео — своевременная проверка продлит срок эксплуатации:
Водителю необходимо стараться как можно меньше держать включенной педаль сцепления, это только на пользу выжимному подшипнику. Если по каким-то причинам имеется доступ к этому узлу, следует проверить его вращение, наличие шумов или стуков. Это поможет своевременно выявить возможные проблемы этой детали.
Главная задача выжимного подшипника — давить на диафрагменную пружину корзины сцепления, чтобы освободить ведомый диск сцепления. Отсюда и название: мы выжимаем педаль сцепления, и срабатывает выжимной подшипник. Также его еще называют подшипником выключения сцепления, что грамотнее. Но в народе прижился именно термин «выжимной». Иногда он также называется НАжимным подшипником, что сути не меняет.
Основной рабочий механизм выжимного — это, собственно, радиально-упорный подшипник, роликовый или шариковый. Зачем он вообще нужен? Почему нельзя нажимать на диафрагменную пружину обычным каким-нибудь металлическим кулаком? Потому что корзина сцепления вместе со своей пружиной жестко закреплена на маховике и вращается со скоростью в тысячу или даже несколько тысяч оборотов в минуту. Жестко закрепленная деталь, соединяемая с вращающейся деталью, попросту бы разрушила корзину сцепления.
Таким образом, выжимной подшипник сам по себе не вращается, вращается лишь его подвижная часть, контактирующая с корзиной сцепления. Он ходит туда-сюда по специальной направляющей втулке. Иногда она же является защитным кожухом первичного вала коробки передач. Поскольку по внутреннему диаметру выжимной подшипник имеет пластмассовое кольцо, то смазки между ним и втулкой нет.
Есть автомобили, в которых выжимной подшипник всегда прилегает к диафрагменной пружине корзины, и его контактная часть всегда вращается. Есть другой вариант, когда между подшипником и пружиной изначально есть зазор, и только при выжиме педали подшипник прижимается к лепесткам корзины. Контактная поверхность выжимного подшипника при этом может быть как плоская, так и выпуклая.
Осталось понять, что заставляет выжимной подшипник двигаться по направляющей. На старых автомобилях используется вилка сцепления, то есть связь с педалью — чисто механическая. На более современных уже достаточно давно используется гидропривод подшипника — его двигает жидкость, нагнетаемая поршнем в цилиндр. Соответственно, гидравлические выжимные подшипники обходятся значительно дороже, чем обычные. Но их плюс в том, что усилие на педали сцепление за счет гидпропривода — минимальное, тогда как с обычной механической системой нажимать труднее.
На первый взгляд, в выжимном подшипнике первым делом должна изнашиваться контактная часть, которая прилегает к корзине. Но она-то как раз изготовлена из высокопрочной стали и весьма долговечна. Чаще всего изнашивается обойма, в которой движутся шарики. Главный симптом износа выжимного подшипника — шум или стук, который проявляется исключительно при выжатой педали сцепления. То есть тогда, когда подшипник прижат к корзине и его контактная часть вращается.
Теоретически, шум и стук обоймы — это не повод срочно бежать в сервис менять выжимной подшипник, потому что он может прослужить еще достаточно долго. Однако затягивать с устранением неисправности сильно не стоит.
Предельно изношенный подшипник может развалиться на части, и контактная половинка в этом случае «улетает» внутрь корзины. Своим ходом после этого автомобиль передвигаться, скорее всего, не сможет.
Выжимной подшипник что это — Все о Здоровье
Сцепление считается наиболее важным механизмом в машинах с ручной КПП, а выжимной подшипник — одной из важных его деталей. Как работает этот узел? Какие возможны неисправности, и чем они себя проявляют? Что стоит знать об алгоритме замены неисправного подшипника? Рассмотрим эти моменты подробнее.
Выжимной подшипник сцепления бывает двух видов с механическим и гидравлическим действием. Ели на первый усилие передается с помощью тяг, тросиков, то на второй при помощи гидравлики, особенность которой оказание помощи при нажатии на педаль сцепления. Задача сцепления заключается в плавном разделении движка и трансмиссии в момент переключения передач в требуемую позицию.
Устройство и назначение выжимного подшипника
Попробуем объяснить попроще, как это все работает. Выжимной подшипник устроен довольно просто, он состоит из муфты и подшипника на которую он запрессован (на фото ниже). Находится он на фланце первичного вала коробки передач, по которому он и перемещается, разумеется в зависимости от нажатия педали сцепления.
Работа его довольно проста и заключается в следующем, вы выжимаете педаль сцепления, после чего за счет тяг или тросика (Ваз 2108 и последующих моделей) или гидравлики (Ваз 2101—2107) усилие передается на вилку сцепления, которая в свою очередь перемещает выжимной подшипник по фланцу первичного вала, он в свою очередь давит на лепестки корзины сцепления после чего происходит разъединение дисков и сцепление выключается, в этот момент происходит переключение передач.
Если вы отпускаете педаль, то выжимной подшипник возвращается в исходное положение, как и лепестки диафрагменной пружины, то есть давление у же на них подшипником не происходит и диски, ведомый, нажимной и маховик соединяются и происходит включение сцепления. Вот в принципе и вся работа выжимного подшипника.
На фото муфта с подшипником
Достаточно нажать на педаль сцепления, чтобы запустить механизм. Более того, при длительном удерживании педали в сработанном состоянии подшипник испытывает повышенную нагрузку. Итог — возрастает скорость износа детали, а в последующем ломается и основной узел.
Итак, для чего нужен выжимной подшипник сцепления? В первую очередь для объединения и отделения сцепления при срабатывании педали, то есть для обеспечения работоспособности механизма.
Как распознать поломку выжимного подшипника?
Как и другие запчасти автомобиля, рассматриваемый узел не вечен и подвержен естественному износу. Выжимной подшипник работает при нажатии на педаль, поэтому от частоты срабатываний зависит и срок службы устройства.
Кроме того, выжимной подшипник быстрее ломается у автовладельцев, которые не убирают ногу с педали сцепления. Распознать поломку можно по многим признакам, игнорирование которых может стать причиной выхода из строя механизма.
Неисправности выжимного подшипника сцепления можно распознать по следующим симптомам:
- Появление посторонних звуков.
- При нажатии на педаль, шум, свист.
- Сложности с включением передач.
Игнорировать поломку не рекомендуется, ведь результатом может стать отказ сцепления и невозможность эксплуатировать машину. Проблемы с выжимным подшипником, как правило, связаны с его износом.
Здесь ключевое значение имеют:
- Условия эксплуатации (попадание грязи, воды или прочих посторонних предметов).
- Уровень механической нагрузки.
- Температурные условия и вибрации.
Характерный признак поломки выжимного подшипника «предсмертный» визг, сигнализирующий о необходимости его замены, если этого не сделать подшипник может развалиться или заклинить.
Как добраться до СТО если подшипник заклинил?
В случае поломки подшипника движение можно продолжить несколькими способами это конечно же с помощью буксира и без сцепления то есть не выжимая педали.
Чтобы доехать до СТО самостоятельно, сделайте следующее:
- Включайте первую скорость.
- Пускайте стартер.
- После начала движения сбрасывайте газ и переводите рычаг КПП в позицию 2-й скорости.
- Разгоняйтесь и переключайтесь на 3-ю скорость. При этом ловите момент, когда скорости двигателя и вала будут примерно на одном уровне.
Помните, что применение такого способа не рекомендуется из-за риска «угробить» корзину сцепления и возможно даже КПП. Как только удалось добраться до СТО, попросите поменять подшипник и если необходимо, то стоит заодно, поменять сцепление. Если лишних денег нет, работу по установке новой детали можно сделать и самому. Краткий алгоритм действий приведен ниже.
Самостоятельная замена
В принципе поменять подшипник можно и самому если вы обладаете хоть каким то опытом и у вас есть инструменты, место в гараже, яма, эстакада.
Демонтаж выжимного подшипника производится так:
- Отворачиваете все болты которые соединяют КПП и двигатель.
- Снимайте коробку передач
- Отсоединяете подшипник с зацепления с вилкой.
- Демонтируйте подшипник.
- Меняете на новый.
- Устанавливаете все в обратном порядке.
Обратите внимание! Новый выжимной подшипник не должен подклинивать, греметь, хрустеть и быть смазанным.
Заводской ресурс выжимного подшипника составляет в среднем 130-150 тысяч километров. На практике этот параметр ниже из-за ряда негативных факторов — движения по плохим дорогам, нехватки опыта у водителей или низкого качества применяемых деталей. Как следствие, узел служит в два раза меньше и требует замены уже через 70 тысяч километров.
Видео по замене подшипника и вилки
При этом для проведения таких работ не обязательно обращаться на СТО. Главное — своевременно диагностировать проблему и следовать рекомендациям производителя при замене. Кроме того, ставьте только оригинальные детали, которые отличаются максимальным ресурсом. Удачи на дорогах и конечно же без поломок.
Практически все транспортные средства, как грузовые, так и легковые, не обходятся без механизма сцепления. Одним из важных узлов этого механизма является выжимной подшипник. Наибольшее распространение получили двухдисковые системы сцепления.
Один диск жёстко соединяют с маховиком силового агрегата, его называют ведущим. Второй диск называют ведомым, который должен передавать крутящий момент от двигателя коробке перемены передач. Для обеспечения возможности переключения передач или работы мотора на холостых оборотах нужен выжимной подшипник.
Виды выжимных подшипников
Наибольшего распространения сегодня получили два вида выжимных подшипников:
- Механические узлы с роликовым или шариковым подшипником. Они взаимодействуют с жёсткими тягами для включения в работу с ведомым диском.Система гидравлического воздействия на механизм сцепления, что значительно уменьшает усилие на педаль включения.
Так выглядит роликовым подшипником
Для чего нужен выжимной подшипник
Ведущий и ведомый диски находятся в постоянном зацеплении, чем обеспечивается передача вращение коленчатого вала на коробку передач и трансмиссию.
Транспортные средства передвигаются по дорогам на различных скоростях, это станет возможным после перехода с низших передач на более высокие. Для снижения скорости переходят с более высоких передач на низкие. Если попытаться произвести переключение передач без механизма сцепления, будут наблюдаться рывки в узлах трансмиссии.
Это неизбежно вызовет поломку деталей коробки передач, ведущего моста, а в некоторых случаях и мотора. О комфорте передвижения в таком случае можно забыть. Чтобы избежать таких неприятных моментов двигатель с коробкой передач связывают механизмом сцепления. Выжимной подшипник этого узла позволяет в нужный момент отодвинуть ведомый диск от ведущего, чем обеспечивается возможность для выбора нужной передачи.
Принцип работы
Перед выжимным подшипником любого типа стоит всего одна задача, это своевременное разъединение и соединение ведущего и ведомого дисков сцепления.
- Механизм сцепления устроен таким образом, что диски прижимаются друг к другу и маховику лепестками диафрагменной пружины. Чтобы разъединить эти диски нужен выжимной подшипник. Диски вращаются вместе с маховиком, а выжимной подшипник в это время остаётся неподвижным.
- При нажатии на педаль сцепления он подводится к лепесткам пружины и при контакте с ними начинает вращаться и надавливать на них.
- Если бы он оставался в неподвижном состоянии и дальше, трение будет сильно нагревать механизм, что вызовет его перегрев с последующей деформацией лепестков диафрагменной пружины и подшипника.
- Передвижение выжимного подшипника вилкой сцепления отводит ведомый диск от ведущего, что позволяет произвести переключение передач или осуществить перевод работы двигателя в режим холостого хода.
Какие признаки неисправностей бывают
- Появившиеся проблемы с выжимным подшипником сделают невозможным продолжением поездки автомобиля. Силовой агрегат будет продолжать работать, а сдвинуть машину с места будет невозможно.
- Чтобы избежать появления таких проблем водитель должен уметь своевременно обнаруживать первые признаки появления неисправности и устранять их самостоятельно или с помощью специалистов.
- Ускоряется износ диска сцепления, фрикционные накладки которого могут растрескаться и высыпаться из кожуха сцепления.
- Также водителя должен насторожить факт затруднительного включения передач.
- Помогает ускорению износа этого узла в сцеплении пагубная привычка некоторых водителей. Они продолжают держать ногу на педали сцепления, когда переключать передачу нет необходимости.
На видео — признаки неисправности выжимного подшипника сцепления:
Как можно определить неисправность
Если водитель заметил появление посторонних шумов в районе кожуха механизма сцепления, определить источник появления их определить легко.
Для этого следует выполнить несколько действий:
- Запустите силовой агрегат автомобиля, после чего внимательно прислушайтесь к появившимся звукам;
- Далее следует полностью выжать педаль сцепления;
- Исчезновение посторонних звуков говорит о том, что их источник принадлежит коробке переключения передач;
- Усиление шумов свидетельствует о неисправности выжимного подшипника;
- Стадия износа этой детали может быть разной, в соответствии с этим будут меняться шумы из зоны механизма сцепления.
Несколько слов о продлении срока эксплуатации
В первую очередь следует научиться правильно пользоваться механизмом сцепления и ручкой переключения передач. Многие водители, остановившись на красный свет светофора на перекрёстке, продолжают удерживать нажатой педаль сцепления.
В это время подшипник вращается и изнашивается. Лучше всего перейти на нейтральную передачу, а машину удерживать педалью тормоза.
Ускоряет износ подшипника движение автомобиля в пробках на дорогах, когда часто приходится переключать передачи.
На видео — своевременная проверка продлит срок эксплуатации:
Водителю необходимо стараться как можно меньше держать включенной педаль сцепления, это только на пользу выжимному подшипнику. Если по каким-то причинам имеется доступ к этому узлу, следует проверить его вращение, наличие шумов или стуков. Это поможет своевременно выявить возможные проблемы этой детали.
Главная задача выжимного подшипника – давить на диафрагменную пружину корзины сцепления, чтобы освободить ведомый диск сцепления. Отсюда и название: мы выжимаем педаль сцепления, и срабатывает выжимной подшипник. Также его еще называют подшипником выключения сцепления, что грамотнее. Но в народе прижился именно термин «выжимной». Иногда он также называется НАжимным подшипником, что сути не меняет.
Основной рабочий механизм выжимного – это, собственно, радиально-упорный подшипник, роликовый или шариковый. Зачем он вообще нужен? Почему нельзя нажимать на диафрагменную пружину обычным каким-нибудь металлическим кулаком? Потому что корзина сцепления вместе со своей пружиной жестко закреплена на маховике и вращается со скоростью в тысячу или даже несколько тысяч оборотов в минуту. Жестко закрепленная деталь, соединяемая с вращающейся деталью, попросту бы разрушила корзину сцепления.
Таким образом, выжимной подшипник сам по себе не вращается, вращается лишь его подвижная часть, контактирующая с корзиной сцепления. Он ходит туда-сюда по специальной направляющей втулке. Иногда она же является защитным кожухом первичного вала коробки передач. Поскольку по внутреннему диаметру выжимной подшипник имеет пластмассовое кольцо, то смазки между ним и втулкой нет.
Есть автомобили, в которых выжимной подшипник всегда прилегает к диафрагменной пружине корзины, и его контактная часть всегда вращается. Есть другой вариант, когда между подшипником и пружиной изначально есть зазор, и только при выжиме педали подшипник прижимается к лепесткам корзины. Контактная поверхность выжимного подшипника при этом может быть как плоская, так и выпуклая.
Осталось понять, что заставляет выжимной подшипник двигаться по направляющей. На старых автомобилях используется вилка сцепления, то есть связь с педалью – чисто механическая. На более современных уже достаточно давно используется гидропривод подшипника – его двигает жидкость, нагнетаемая поршнем в цилиндр. Соответственно, гидравлические выжимные подшипники обходятся значительно дороже, чем обычные. Но их плюс в том, что усилие на педали сцепление за счет гидпропривода – минимальное, тогда как с обычной механической системой нажимать труднее.
На первый взгляд, в выжимном подшипнике первым делом должна изнашиваться контактная часть, которая прилегает к корзине. Но она-то как раз изготовлена из высокопрочной стали и весьма долговечна. Чаще всего изнашивается обойма, в которой движутся шарики. Главный симптом износа выжимного подшипника – шум или стук, который проявляется исключительно при выжатой педали сцепления. То есть тогда, когда подшипник прижат к корзине и его контактная часть вращается.
Теоретически, шум и стук обоймы – это не повод срочно бежать в сервис менять выжимной подшипник, потому что он может прослужить еще достаточно долго. Однако затягивать с устранением неисправности сильно не стоит.
Предельно изношенный подшипник может развалиться на части, и контактная половинка в этом случае «улетает» внутрь корзины. Своим ходом после этого автомобиль передвигаться, скорее всего, не сможет.
Выжимной подшипник сцепления, как важнейший элемент сцепления автомобиля
Сцепление относится к важнейшим системам автомобиля. Поэтому важно изучить принцип работы выжимного подшипника. Этот основной элемент играет важнейшую роль. Он подает нажимное усилие с вилки, корзина сцепления передает его ступице ведущего диска.
К выжимным подшипникам предъявляются особые требования: прочность и надежность детали. В процессе эксплуатации они испытывают достаточно серьезные нагрузки при включении/отключении, что может привести к неисправности системы. Эта важная деталь принимает все усилие в момент нажатия педали сцепления и прямо действует на лепестки нажимного диска (корзина сцепления).
выжимной подшипникПри щадящем управлении автомобилем, бережной эксплуатации, даже на наших дорогах, выжимные подшипники служат долго.
Быстрее приходится менять сцепление из-за его неисправности. При жестком стиле вождения их срок эксплуатации уменьшается, и могут проявиться признаки выхода детали из строя.
Принцип работы
Выжимной подшипник бывает нажимного действия либо оттягивающего. Он выполняет включение и отключение механизма. Корзина сцепления соединена с диском. Сегодня производится два вида этих подшипников:
- Роликовый;
- Гидравлический.
Сцепление используется для плавного разъединения двигателя с трансмиссией в момент переключения передач. Такой подход предохраняет элементы трансмиссии от излишних перегрузок и возникновения неисправности.
Одна сторона выжимного подшипника выполнена по типу круглой нажимной площадки, соизмеримой с диаметром выжимных пружин, размещенных по центру детали, называемой корзина сцепления.
РоликовыйВыжимной подшипник размещается на выступающем из КПП первичном вале, но крепится он к защитному кожуху вала и приводит в движение вилку привода ( коромысло). Последняя давит на нажимную оправку, оснащенную специальными выступами. Ступица свободно перемещается то первичному валу. Демпферные пружины, находящиеся внутри погашают крутильные колебания, они обеспечивают плавное включение.
Нажимной диск с диафрагменной пружиной и корпусом образуют блок, который называется корзина сцепления. Для создания требуемого усилия на нажимной диск давит диафрагменная пружина. Внутри она выполнена, как металлические лепестки, на которые действует выжимной подшипник. Он размещается на оси вращения в качестве передаточного устройства, связывающего привод со сцеплением. Вилка ( коромысло) предназначена для перемещения муфты выключения с подшипником.
ГидравлическийНеисправности
Если выжимные подшипники повреждаются, то появляется посторонний шум в работе валов.
Чтобы узнать, что за неисправность, надо выжать педаль (двигатель работает). Если после этого шум исчезает, то деталь не виновата. Эти признаки указывают на проблемы с коробкой передач, ее надо ремонтировать. Когда шум еще и усиливается, то неисправность относится к подшипнику, и его срочно необходимо заменить.
Крутящий момент действует на выжимной подшипник сцепления исключительно в момент нажатия. При выжатой педали он идет назад вместе с ведомым диском (корзина сцепления). И тогда, если включена передача, а педаль долго удерживается в нажатом положении, то на деталь воздействуют неравномерные нагрузки. Это обычно ведет к быстрому износу, если же соблюдать все правила эксплуатации, то ремонт не понадобится долго.
Но стук при выжатой педали сцепления (двигатель заведен), может усиливаться в холода. Тогда, вполне возможно, что не стоит беспокоиться. Эта деталь изготовлена из сверхпрочной стали с маленьким коэффициентом линейного расширения. Стакан, где размещены все элементы подшипника, наоборот подвержен температурным воздействиям, поэтому стук может периодически возникать. Это не говорит о неисправности системы
Процесс замены
Снятие выжимного подшипника выполняется в определенном порядке:
- Во-первых, снимается КПП;
- Далее аккуратно выводятся из соеднения с муфтой концы фиксатора пружин;
- Деталь снимается с направляющей втулки;
- Снимается корзина сцепления;
- Затем отжимаются лапки держателя пружин, он снимается;
- Теперь с муфты, на которой он размещен, снимается подшипник.
Новую запчасть необходимо предварительно тщательно проверить. Важно, чтобы новый подшипник очень легко вращался: его не заедало, не клинило, но и не было люфтов.
Установка запчасти производится:
- При установке новой детали на муфту необходимо обратить внимание, чтобы выступающая часть внутреннего ее кольца была направлена в сторону;
- Надо зафиксировать ее держателем в таком положении;
- Направляющая втулка покрывается консистентной смазкой;
- Затем на нее надевается новая запчасть;
- Муфта вместе с ним закрепляется фиксатором пружин;
- Устанавливается корзина сцепления;
- Коробка передач устанавливается на свое место.
Признаки неисправности выжимного подшипника сцепления: как выявить и устранить?
В автомобиле, как и в организме человека, нет ни одной неважной детали – каждая гайка должна быть на месте и находиться в полном порядке. То же относится и к каждому отдельному узлу. Выжимной подшипник сцепления, являясь важной частью всего механизма, влияет на общую работоспособность автомобиля. Его задачей является отключение и включение сцепления при помощи отделения диска сцепления от корзины. Этот принцип сохраняется в авто любых марок и моделей.
Выжимной подшипник сцепления встречается двух типов:
- Роликовый или шариковый, называемый также механическим – его работа основана на жесткой связке тяг, передающих усилие на подшипник.
- Гидравлический – работа выполняется при помощи гидравлики, что делает педаль сцепления более чувствительной. При нажатии усилий затрачивается меньше.
Механические выжимные подшипники использовались преимущественно на старых отечественных автомобилях, хотя и сейчас их еще можно встретить в тех моделях, на которые они устанавливаются для упрощения и экономии. Современные авто оснащены преимущественно выжимными подшипниками гидравлического типа.
В чем причина досрочного износа детали?
Примерный срок бесперебойной работы системы сцепления в целом – 120-130 т.км и зависит во многом от стиля и навыков вождения. Объясняется это тем, что при отпускании педали диск сцепляется с корзиной и маховиком, при этом он проскальзывает и истирается – этот процесс естественен. Для начинающих водителей характерно слишком жесткое сцепление без проскальзывания диска – при этом глохнет двигатель (поэтому новички часто предпочитают АКПП). Либо происходит рывок и колеса пробуксовывают, если обороты двигателя высоки. Поскольку выжимной подшипник включается в работу только во время нажатия педали, срок его эксплуатации зависит от длительности этого процесса. То есть чем дольше выжимается педаль, тем скорее произойдет выработка подшипника. Именно по этой причине вполне надежная деталь у водителей-новичков требует скорой замены.
Основные признаки проблем с подшипником и самостоятельная диагностика
Определить, что выжимной подшипник не в порядке, поможет появление нехарактерных звуков при выжимании педали сцепления:
- если слышен свист, гул или скрежет, пропадающий либо снижающийся после отпускания педали, деталь скорее всего износилась и требует замены;
- легкий стук при нажатии педали в летний период также сулит скорый ремонт, а вот в зимнее время это может означать уменьшение размеров стакана подшипника вследствие морозов – после прогрева двигателя такой стук исчезнет;
- если коробка передач стала работать некорректно (не включаются некоторые передачи, при включении или во время движения автомобиль дергается) это также служит поводом проверить подшипник;
- увеличение свободного хода педали сцепления либо тугой ход, легкий запах гари в салоне при пробуксовке и отпускании педали, ухудшение движения авто может свидетельствовать о вырабатывании подшипника и близком визите на СТО.
Поскольку основными признаками проблем с выжимным подшипником являются нехарактерные шумы, диагностику проводят на слух при выжатой педали. При этом на разных стадиях и при разном характере износа звуки отличаются. Если вы заметили звуки в то время, когда не выжата педаль сцепления, это указывает на проблему с другим подшипником (первичного вала).
Поскольку выжимной подшипник обладает большой прочностью, можно некоторое время просто понаблюдать за появившимися звуками. При их усилении стоит задуматься о подборе СТО для выполнения ремонта.
Как продлить работу / срок службы выжимного подшипника сцепления?
Ранний износ этого подшипника не подлежит гарантийной замене даже на новых автомобилях, поскольку он полностью зависит от мастерства водителя. Безусловно, состояние наших дорог тоже не способствует долгой работе всей системы сцепления, но в силах автовладельца свести вред к минимуму:
- избегайте резких стартов;
- слишком плавное трогание с места при высоких оборотах двигателя быстро изнашивают диск и корзину, приводя к полной замене механизма. Лучше трогаться на небольших оборотах (1-1,5 т. об/мин) и быстро отпускать педаль;
- полностью отпускайте педаль сцепления во время движения. Даже слабое нажатие создает пробуксовку и приводит к износу;
- избегайте по возможности ситуаций, где приходится буксовать.
Но основной рекомендацией, берегущей подшипник, остается отсутствие длительных удержаний педали в нажатом положении. Стоя в пробке, лучше перейдите на нейтральную передачу и отпустите педаль.
Процедура замены выжимного подшипника
Износ любой детали механизма сцепления требует и замены выжимного подшипника, даже если его ресурс еще не исчерпан. Это связано с риском преждевременных проблем взаимодействующих с ним диска и корзины. Поскольку подшипник — не самая дорогостоящая деталь, экономия на покупке не оправдает повторный визит в автосервис для ремонта.
Процедура замены выжимного подшипника не слишком сложна, если есть некоторые навыки и хороший набор инструментов:
- Демонтируем КПП (она помешает добраться до нужной детали) и отсоединяем от муфты концы пружинного фиксатора.
- Снимаем с направляющей втулки выработанный подшипник.
- Лапки пружинного держателя разжимаем для его отсоединения, после чего легко снимаем с муфты нашу деталь.
- Проверяем новый подшипник, чтобы убедиться в легком вращении (никакого люфта и заеданий быть не должно).
- Устанавливаем на муфту проверенный подшипник (отводим выступающую часть на внутреннем кольце в сторону). В этом положении фиксируем ее пружинным держателем.
- Смазываем деталь (используется специальная консистентная смазка) и устанавливаем ее на направляющую втулку.
- Подсоединяем пружинный фиксатор и возвращаем на место КПП.
Конечно же, обязательно проверяем новый подшипник в работе – при запущенном двигателе нажимаем на педаль сцепления и слушаем. Если лишних звуков не обнаруживается, можно отправляться в дорогу.
Если вы не уверены в своих навыках, обратитесь на любую удобную СТО – процедура замены выжимных подшипников не слишком дорогостоящая. К тому же специалист может заметить и другие дефекты, требующие устранения – это поможет сэкономить на повторных визитах в автомастерские.