Устройство гур мтз 80: Гидроусилитель руля МТЗ-82: Устройство, принцип работы, ремонт – Регулировка рулевой колонки МТЗ-80

Содержание

Гидроусилитель руля МТЗ-82: Устройство, принцип работы, ремонт

Читайте также: Кун на трактор МТЗ

Рулевое управление используется для смены направления движения и его сохранения. Это становится возможным за счёт поворота на определённый угол направляющих колёс (передних) по отношению к задним. Рулевое управление на тракторах МТЗ обустроено таким образом, что позволяет обеспечить правильную кинематику движения и безопасного поворота, снизить толчковую передачу, идущую от неровных поверхностей на рулевое колесо и минимизировать усилия, прилагаемые к нему. Именно для этого и предусмотрен гидроусилитель руля, об особенностях работы которого мы и поговорим подробнее в этой статье.

Гидроусилитель – предназначение и устройство

Трактор МТЗ-82 руль

Трактор МТЗ-82 рульГидроусилитель рулевого управления не только позволяет снизить усилия, прилагаемые трактористом для управления транспортным средством, но и в значительной степени повышает его маневренность, особенно при прохождении трудных участков пути. Он являет собой промежуточный агрегат, выполняющий гидравлическую и механическую связь между направляющими колёсами, угол поворота которых пропорционален по отношению к имеющемуся углу поворота рулевого колеса, и непосредственно самим рулевым колесом.

Механизм агрегата (сектор косозубого типа и червяк двухзаходной вариации), а также его гидроагрегаты (распределительный узел, гидроцилиндр рулевого управления, блокировочный датчик и гидробак усилителя) скомпонованы в единый узел, установленный перед радиатором. С внешней стороны гидроусилитель находится под защитой тракторной облицовки.

Гидравлика ГУРа включает в себя такие компоненты:

  • Бак, используемый для рабочей жидкости. В его роли выступает полость гидроусилительного корпуса;
  • Шестеренный насос, смонтированный на левой стороне двигателя. В движение он приводится посредством шестерен на распределителе;
  • Силовой цилиндр, который отвечает за передачу движения непосредственно на трапецию руля;
  • Предохранительный клапан шарикового типа;
  • Блокировочный датчик дифференциала.

Принцип действия устройства

Схема устройства ГУР МТЗ-82Схема устройства ГУР МТЗ-82ГУР, регулировка которого должна проводиться согласно установленным срокам технического обслуживания, соединяется с корпусом гидроусилителя и силовым цилиндром, а также вмонтированным в корпус двигателя насосом посредством маслопроводного распределителя. На сливной магистрали оборудован специальный фильтр, дополненный клапаном редукционного типа. Включение системы невозможно, если сопротивление при повороте колёс является незначительным. За передачу усилия, идущего на сошку от рулевого колеса, отвечает червяк, отправляющий его посредством поворотного вала. Усилие, которое получает сошка, является на порядок меньшим, нежели то, которое необходимо для перемещения распределительного золотника и одновременного сжатия трёх пружин. Если же золотник занимает нейтральную позицию, масло, идущее от насоса, выходит на слив корпуса посредством имеющегося распределителя. Если сопротивление при повороте весьма существенное, золотник меняет свою позицию касательно нейтрального положения, при этом одна из полостей гидроусилительного цилиндра соединяется со сливом, а вторая с насосным маслопроводом. При давлении масла на рейку, сектор вместе с сошкой и валом проворачивается, а пружины обеспечивают удерживание золотника в нейтральной позиции. Излишнее давление стравливается посредством предохранительного клапана.

Возможные неисправности и ремонт рулевого управления

Рассматривая основные неисправности агрегата, стоит отметить, что наиболее часто встречаются такие из них:

  • Износ на зубьях сектора;
  • Проблемы с герметичностью предохранительного клапана и его изнашивание;
  • Нарушение гидравлики деталей прецизионного типа;
  • Износ на червячном валу и зубчатой рейке.

Тракторный гидроусилитель руля

Тракторный гидроусилитель руляВ случае если проведённый техосмотр выявил наличие неисправностей, не поддающихся обычной регулировке, рулевой гидроусилитель подлежит демонтированию с последующей разборкой и проведением технической экспертизы, призванной определить перечень деталей подлежащих замене. Прежде чем приступать к демонтажу, необходимо полностью слить рабочую жидкость и отвернуть крепёжную гайку на поворотном валу. В процессе сборки следует обращать особое внимание на корректность совпадения значений поворотного вала, моменты затяжки гаек, показатели вертикального смещения вала, фиксацию сошки и рейки. Разборка, ремонт, регулировочные операции и сборка агрегата являются достаточно сложными процедурами, проведение которых невозможно без наличия особых контрольно-измерительных приборов. По окончании работ, проводят испытание ГУРа на специальном стенде, что позволяет установить его исправность и пригодность к дальнейшей эксплуатации. 

Гур на мтз 80 ремонт и регулировка

Рулевое управление трактора МТЗ необходимо для создания и поддержки прямолинейного движения, а также для осуществления поворотов трактором передними управляемыми колесами.

Устройство

Рулевое управление состоит из рулевого механизма, трапеции управления и рулевого привода. Все трактора МТЗ 82 оснащаются гидроусилителем руля. Рулевая трапеция отвечает за поворот правого и левого передних колес на разные углы, при которых задние и передние колеса поворачиваются относительно общего центра поворота, размещенного на продолжении оси задних колес. В следствии чего, качение колес осуществляется по концентрическим окружностям без бокового скольжения. Рулевая трапеция состоит из двух поперечных рулевых тяг, соединенных между собой сошкой; балки переднего моста и двух поворотных рычагов.

 

 

1 — наконечник рулевой тяги; 2 — контргайка; 3 — труба рулевой тяги; 4 — сошка; 5 — палец; 6 — поворотный рычаг.

Во время движения трактора по прямой траектории сошка находится в среднем положении. Ход поршня гидроусилителя руля ограничивает крайние положения сошки при поворотах. Максимальный угол поворота внутреннего колеса равен 40º, при этом наружное колесо поворачивается на угол 30 градусов. Устройство рулевой тяги состоит из соединительной трубы и пары наконечников, один из которых с рулевой резьбой, а второй — с левой.

 

 

Схема рулевого управления трактора МТЗ 82: 1 — рулевое колесо; 2 — маховичок; 3 — рулевой вал; 4 — МТЗ-80 5 — промежуточный вал; 6 — труба рулевой колонки; 7 — серьга; 8 и 12 — карданные шарниры; 9 — стойка; 10 — средний вал; 11 — промежуточная опора; 13 — передний вал; 14 — шлицевая втулка; 15 — винт; 16 — правая стенка стойки; 17 — фиксатор; 18 — пружина; 19 — рукоятка; 20 — штифт; 21 и 24 — гайка; 22 — втулка; 23 — амортизатор; 25 — контргайка.

Устройство и принцип действия гидроусилителя руля МТЗ-80 (ГУР)

На тракторах серии МТЗ применяется ГУР 70-3400020 раздельно – агрегатного типа с цилиндром двухстороннего действия и однозолотниковым распределителем следящего типа. Гидроусилитель представляет собой промежуточный механизм, при помощи которого осуществляется гидравлическая и механическая связь между рулем и направляющими колесами. Механизм рулевого управления (червяк и сектор) и гидроагрегаты системы (силовой цилиндр, распределитель, бак) находятся в одном узле, установленном перед радиатором тракторного двигателя. Снаружи ГУР закрывает облицовка радиатора.

Поворот рулевого колеса до упора или поворот колес трактора в глубокой регулировке могут привести к повышению давления рабочей жидкости в гидромеханизме усилителя. В подобной ситуации сработает предохранительный клапан и жидкость уйдет на слив в бак.

При появлении неисправностей гидроусилителя руля МТЗ-80 возникает “тяжелое” рулевое управление. Это может быть вызвано: а) появлением пены в системе из-за недостаточного объема рабочей жидкости в корпусе ГУР или попадания воздуха в систему. В первом случае необходимо произвести проверку уровня жидкости в баке и долить до нормы при необходимости. Во втором проверяется на герметичность всасывающая магистраль, находятся и устраняются места подсоса воздуха; б) нарушением регулировки предохранительного клапана, вызванным падением давления в системе. В этом случае необходимо произвести регулировку клапана на давление в диапазоне 7,5-8,5 MIIа; в) большими утечками в насосе. При их обнаружении насос подлежит замене; г) заеданием зацепления червячно-секторной пары. Регулировка зацепления производится поворотом эксцентричной втулки, после регулировки фиксируемой двумя болтами.

 

Устройство МТЗ гур: 1 – поворотный вал; 2 – корпус; 3 – верхняя втулка; 4 – сектор; 5 – червяк; 6 – колпачок предохранительного клапана; 7 – пробка; 8 – верхняя крышка; 9 – гайка; 10 – регулировочный болт; 11 – подводящий трубопровод; 12 – сливной фильтр; 13 – корпус клапана; 14 – трубопровод клапана; 15 – поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 16 – регулировочные прокладки; 17 – золотник датчика блокировки дифференциала; 18 – упор рейки; 19 – рейка; 20 – всасывающий трубопровод; 21 – нижняя втулка; 22 – сошка; 23 – гайка сошки; 24 – манжета; 25 – сливная пробка; 26 – спускной патрубок.

Наконечник рулевой тяги

Наконечники вкручены в резьбовые отверстия трубы и зафиксированы контргайками. Во внутренней полости наконечника имеется сферический шарнир, состоящий из шарового пальца и пары вкладышей (капронового и резинового). В заводских условиях шарнир заполняется специальной смазкой, не требующая пополнения во время эксплуатации. Резиновый чехол и резиновая регулировочная пробка, поджимающая вкладыши шарнира, защищают шарнир от попадании грязи, влаги и пыли. Конусные концы шаровых пальцев с резьбой вставляют в отверстия сошки и поворотных рычагов, затягивают прорезными гайками и шплинтуются.

Привод рулевого механизма и рулевая колонка

Привод рулевого механизма используется для передачи вращения от руля трактора к рулевому механизму и ГУР. Усилие передается при помощи валов, соединенных между собой карданными шарнирами.

Регулировка рулевой колонки осуществляется по высоте, а также имеется возможность ее наклона вперед по ходу трактора. Положение руля по высоте регулируется для комфортного управления, а наклон рулевой колонки — для свободного выхода и входа из кабины.

Труба рулевой колонки соединена с серьгой, которая в свою очередь шарнирно соединена со стойкой при помощи двух винтов, оси которых совмещены с осью крестовины шарнира. Это дает возможность рулевой колонке прокручиваться относительно стойки, присоединенной болтами к передней стенке кабины. Фиксация рулевого привода в кабине, смонтированной на остове трактора на амортизаторах, снижает передачу вибраций на руль.

Фиксатор, заходящий в паз правой стенки стойки и прижимаемый пружиной, удерживает в нижнем рабочем положении рулевую колонку. Для того, чтобы повернуть рулевую колонку необходимо выдвинуть на себя рукоятку и фиксатор выйдет из паза. После чего колонка с легкостью повернется вверх, при этом фиксатор будет скользить по поверхности стенки стойки. В верхнем, не рабочем положении рулевая колонка не фиксируется, а удерживается за счет силы трения фиксатора о поверхность стенки стойки.

Рулевое колесо или попросту руль трактора МТЗ 82 установлен на шлицах полого вала, внутри которого находится винт, соединенный с пластмассовым маховиком. Винт вкручивается в гайку, в которую вмонтирован штифт. Штифт входит в продольный паз промежуточного вала и блокирует вращение гайки. На валу и гайке предусмотрены раскосы, прилегающие друг к другу. При вкручивании винта происходит обоюдное расклинивание по скосам вала и гайки и их прижатие к противоположным внутренним стенкам промежуточного вала. Это в полной мере исключает самовольное осевое перемещение руля вместе с валом.

Усилие, приложенное к рулю, передается гайкой и валом посредством штифта на промежуточный вал и затем через валы и шарниры на шлицевую втулку, которая монтируется на шлицы червяка гидроусилителя руля и фиксируется стяжным болтом.

Регулировка рулевой колонки трактора

Положение рулевой колонки регулируется по высоте в диапазоне 120 мм. Тракторист может установить руль в комфортное для себя положение отвернув на 3-5 оборотов против часовой стрелки маховик; далее, переместить по высоте в требуемое положение руль вместе с валом и закрутить обратно до упора маховичок.

Промежуточный вал вращается в трубе рулевой колонки при помощи капроновых втулок, установленные в резиновые амортизаторы, для снижения уровня вибрации рулевого колеса. Осевое перемещение промежуточного вала ограничивают гайка и контргайка. Во время эксплуатации трактора следует иногда проверять состояние компонентов рулевого привода, затяжку резьбовых соединений и каждые 960 часов смазывать шарниры.

Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Техническое обслуживание состоит в контроле уровня масла в корпусе и отсутствии его течи по соединениям гидроусилителя, проверке различных резьбовых соединений, крепления сошки, рулевых тяг; в периодичном смазывании карданных шарниров, колонке масла, промывке масляного фильтра.

Следите за тем, чтобы при промывке масляного фильтра, проверке уровня масла и его заливки в систему гидроусилителя не попадала грязь.

Промывка масляного фильтра осуществляется каждые 960 часов работы в данной последовательности:

  1. отсоедините маслопровод от редукционного клапана и крышки;
  2. снимите верхнюю крышку, предварительно вывернув все болты;
  3. отсоедините оставшиеся два маслопровода от редукционного клапана и, держа рукой фильтр, выверните клапан, чтобы освободить фильтр;
  4. промойте фильтр в солярке или бензине, полностью удаляя грязь с его внутренней полости. Вместе с этим, подтяните гайку крепления сектора на валу и осмотрите зубчатое зацепление рейка-сектор.

В том случае, если зазор между зубьями рейки и сектора превысит 0,3 мм, то необходимо отрегулировать зацепление. Для этого открутите четыре болта крепления упора рейки корпуса АБД и, попарно вынимая прокладки, уменьшите зазор в зацеплении до 0,1-0,3 миллиметра. При помощи щупа замерьте зазор между зубьями.

Установка фильтра происходит в обратной последовательности. После монтажа крышки необходимо, заранее открутив контргайку, закрутить до упора болт, который регулирует осевое перемещение поворотного вала. Далее выверните болт на 1/10-1/8 оборота и законтрите гайкой.

Регулировка зацепления червяк-сектор и подтяжка гайки червяка

Свободный ход руля при повороте передних колес стоящего на твердой поверхности трактора с работающим двигателем не должен превышать 30&ordm. Если свободный ход превышает данное значение, то следует осмотреть и при необходимости подтянуть до упора гайки поворотных рычагов и сошников, а также отрегулировать шарнирные соединения рулевых тяг. Если эти действия не решили проблему, тогда следует отрегулировать зазор в зацеплении червяк-сектор и затяжку гайки червяка.

Для регулировки зацепления сектор-червяк выполните следующие действия:

  1. Используя домкрат поднимите передний мост или отсоедините рулевые тяги от сошки;
  2. Ослабьте болт крепления регулировочной эксцентричной втулки и поверните ее по часовой стрелке до упора червяка в зубья сектора. Далее на заведенном дизеле по вращайте рулевое колесо. Если присутствует ощутимое заедание в зацеплении червяк-сектор, то поверните втулку против часовой стрелки пока не исчезнет заедание при повороте руля.
  3. Затяните болт крепления регулировочной втулки и соедините рулевые тяги с сошкой.

Источник: https://loskzapchast.com.ua/index.php?route=journal2/blog/post&journal_blog_post_id=50

Рекомендуем: Регулировка сцепления МТЗ-82 видео

Производительность тракторного агрегата, качество выполняемой им работы и безопасность движения во многом зависят от технического состояния рулевого управления трактором. Для проверки его общего технического состояния пускают двигатель трактора и, несколько раз поворачивая рулевое колесо влево и вправо до отказа, прогревают масло в гидросистеме. При этом лучше повернуть рулевое колесо в любую сторону до отказа и удерживать его в таком положении около 3…5 мин. В этом положении руля срабатывает предохранительный клапан гидроусилителя, и масло за счет его дросселирования через клапан быстрее прогревается. После прогрева масла поворачивают направляющие колеса из одного крайнего положения в другое. Вращение рулевого колеса при этом должно быть плавным, без рывков и без заметного усилия. Скачкообразный поворот колес указывает на увеличенный зазор в упорных подшипниках золотника распределителя гидроусилителя. При повороте рулевого колеса могут наблюдаться: большое прилагаемое к нему усилие, затрудненный поворот только в одну сторону, большой люфт при перемене поворота.

Возможные неисправности рулевого управления МТЗ-80/82. Способы обнаружения и устранения

Среди механизаторов бытует мнение, что если гидроусилитель руля неисправен, то его нужно менять. На самом же деле его меняют только в крайних случаях: при появлении течи масла в месте крепления вала сошки, при образовании трещин на корпусе усилителя и обломе мест крепления его к полураме. Чтобы снять гидроусилитель, отсоединяют трубопроводы и их крепления.

Опытный тракторист или механик по внешним признакам работы гидросистемы ГУРа может определить неисправность гидроусилителя, а при наличии в хозяйстве комплекта прибора КИ-5473-ГОСНИТИ – точно выяснить техническое состояние агрегатов системы гидроусилителя и одновременно его отрегулировать.

Если регулировкой механизмов не удалось восстановить работоспособность гидроусилителя в целом или нормальное состояние его сопряжений, то его частично разбирают для замены неисправных или изношенных деталей, не снимая гидроусилитель с трактора.

Большой люфт рулевого колеса при работающем двигателе указывает на изношенность крестовин вала привода, увеличенный зазор или изношенность шарниров рулевых тяг, увеличенный зазор в зацеплениях сектор–рейка, червяк–сектор,изношенность подшипников направляющих колес.

Большой свободный люфт (более 15°) рулевого колеса при остановленном двигателе указывает на износ крестовин вала привода или появление зазора в зацеплении червяк–сектор.

В этом случае сначала проверяют техническое состояние крестовин вала привода и при значительном люфте в цапфах заменяют их новыми, а затем приспособлением КИ-402 проверяют люфт в зацеплении червяк–сектор. Приспособление крепят хомутом на ободе рулевого колеса, указатель – неподвижно на рулевой колонке. Поворачивая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазора, определяют свободный ход (люфт).

При отсутствии приспособления зазор в зацеплении червяк–сектор можно отрегулировать и проконтролировать простейшим лимбом (рис. 1), который можно изготовить в мастерских.

Циферблат лимба градуируют по обычному транспортиру. Лимб 1 крепят под болт 3, фиксирующий от поворота эксцентриковую втулку 4 червяка, на шлицевой конец червяка 5 закрепляется стрелка-указатель 2. Слегка поворачивая шлицевой конец в обе стороны гаечным ключом, по лимбу отмечают угол свободного поворота червяка (до касания зубьев сектора). Он должен быть не более 6°.

Рис. 1. Регулировка зазора в зацеплении червяк–сектор поворотом регулировочной втулки:
1 – лимб; 2 – стрелка-указатель; 3 – стопорный болт; 4 – регулировочная эксцентриковая втулка червяка; 5 – червяк

Регулируют люфт поворотом эксцентриковой втулки 4: по часовой стрелке люфт (зазор в зацеплении червяк–сектор) уменьшается. Если люфт червяка не изменяется, значит предельно изношены червяк и зубья сектора. В этом случае червяк и сектор заменяют новыми.

Иногда люфт червяка удается уменьшить регулировкой, но при этом возрастает усилие свободного поворота рулевого колеса, что говорит о нарушении геометрических форм зубьев сектора и червяка и о необходимости их замены.

Усилие свободного поворота рулевого колеса проверяют также приспособлением КИ-402. Усилие характеризует трение в рулевом механизме. При проверке отсоединяют поперечные рулевые тяги от рулевой сошки, пускают двигатель и устанавливают максимальную частоту вращения коленчатого вала. Ставят рулевое колесо в среднее положение и медленно потягивают за рукоятку динамометра приспособления. По положению фиксаторного кольца приспособления определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. При исправном состоянии механизмов гидроусилителя руля усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 20…30 Н (2…3 кгс).

Для замены червяка и сектора болтами 3 (рис. 2) спрессовывают крышку 5 корпуса 4 гидроусилителя, предварительно отсоединив трубопроводы 1 от распределителя 2. Отворачивают гайку крепления сошки, вынимают поворотный вал 1 (рис. 3) в сборе с сектором 2 из корпуса, а затем, сняв крышку 5, извлекают из эксцентриковой втулки, крепящейся болтом 4, червяк 7 в сборе с распределителем 6.

Рис. 2. Снятие крышки гидроусилителя:
1 – трубопровод; 2 – распределитель; 3 – болты-съемники; 4 – корпус; 5 – крышка

Рис. 3. Снятие поворотного вала и червяка
1 – поворотный вал; 2 – сектор; 3 – гайка; 4 – болт; 5 – крышка; 6 – распределитель; 7 – червяк

Сектор с поворотного вала снимают двухлапчатым съемником (рис. 4), предварительно отвернув гайку 3 (рис. 3). При установке нового сектора совмещают метку 1 (рис. 5), нанесенную на торце шлица поворотного вала, с меткой 2 на шлицевой канавке сектора.

Рис. 4 Снятие сектора съемнимком

Рис. 5. Совмещение меток при сборе сектора с валом
1 – метки; 2 – поворотный вал; 3 – сектор

Для замены червяка (рис. 6) расшплинтовывают и отворачивают сферическую гайку 4, снимают шайбу 3 и извлекают червяк 5 из корпуса распределителя.

Рис. 6. Разборка распределителя и снятие червяка
1 – корпус; 2 – подшипник; 3 – шайба; 4 – сферическая гайка; 5 – червяк

Если шариковые подшипники 2 червяка не имеют большого износа, то их снимают съемником (рис. 7).

Рис. 7. Снятие подшипников червяка съемником

При установке нового червяка сферическую гайку затягивают (рис. 8) моментом не более 20 Н·м (2 кгс·м), а затем отпускают до совпадения ближайшей прорези на гайке с отверстием в резьбовой части червяка и шплинтуют. Червячный вал в сборе с распределителем устанавливают в эксцентриковую втулку и затягивают крышку болтами.

Рис. 8. Затяжка сферической гайки динамометрическим ключом

При установке поворотного вала в корпус гидроусилителя совмещают метки на среднем зубе сектора и впадине рейки (рис. 9).

Рис. 9. Совмещение меток рейки и сектора при установке поворотного вала
1 – метки; 2 – рейка; 3 – сектор

Устанавливают корпус датчика блокировки дифференциала (упор) и, подложив, под его фланец регулировочные прокладки (рис. 10), проверяют величину зазора между ним и рейкой (рис. 11). Зазор должен находиться в пределах 0,1…0,3 мм.

Рис. 10. Установка регулировочных прокладок под фланец датчика блокировки дифференциала

Рис. 11. Замер зазора между упором и рейкой

Затем устанавливают сливной фильтр, крышку корпуса и регулируют вертикальное перемещение поворотного вала (рис. 12).

Рис. 12. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала

Для этого, отпустив контргайку 2, заворачивают регулировочный болт до касания с валом, а затем отворачивают его на 30…45° и фиксируют в этом положении контргайкой.

Правила замены или регулировки шарниров рулевых тяг, подшипников направляющих колес были описаны ранее.

4.1.1. МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов «Беларусь». Ремонт рулевого управления. ГУР. — «ВАЖНО ВСЕМ»

Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР):
а — общий вид; 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка.

К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей.
Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9 — 2.3.30.

Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки:
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала:
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11 — кран.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя:
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала:
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис.Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис.Рис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.19. Снятие цилиндра ГУРа.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.21. Снятие распределителя.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала:
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой, гайки червяка.

 

Момент затяжки не более 20Н.м.

При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала:
1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе секретного вала и секторе:
1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня.

 

Момент затяжки 120Н.м.

 

МТЗ-80, МТЗ-82. Практическое пособие по текущему ремонту тракторов

Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала:
1 — регулировочный болт; 2 — контргайка.

 

Заверните болт до касания с поворотным валом, а затем отверните его на 30 — 45° и зафиксируйте контргайкой.

Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки. Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированнoм вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4 — 6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5 — 6МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50Н.

ГУР МТЗ 80 и его устройство

Современный гидроусилитель руля МТЗ или сокращенно ГУР обеспечивает:

  • Снижение толчковой передачи;
  • Высокую безопасность поворота.

Благодаря продуманному устройству ГУР МТЗ 80, 82 механизатору необходимы незначительные усилия для управления трактором.

Функции гироусилителя МТЗ 80

Устройство современной техники позволяет:

  • Повысить маневренность машины даже на сложных участках;
  • Быстро и надежно связать направляющие колес трактора в единую систему.

Устройство гидроусилителя МТЗ 80 включает в себя множество элементов.

Распределительный узел, гидробак, датчик блокировки, ГУР МТЗ располагаются в едином корпусе.

Агрегат монтируется непосредственно перед поверхностью радиатора трактора.

Благодаря надежной защите облицовки МТЗ гидроусилитель МТЗ выдерживает большие нагрузки.

Рассмотрим более подробно устройство ГУР МТЗ 80:

  • Датчик дифференциала блокировки;
  • Бак для наполнения рабочей жидкостью;
  • Слева от мотора устанавливается шестеренный насос;
  • Клапан предохранительный;
  • Силовой цилиндр.

Все детали гидроусилителя руля МТЗ 80 снабжены крепким корпусом.

Благодаря применению прочных материалов комплектующие служат долго.

Напомним, что все для замены, установки и ремонта ГУР МТЗ вы можете купить в каталоге.

Как работает гидроусилитель МТЗ 80?

Принцип функционирования комплектующих очень прост.

Не забывайте, что ГУР МТЗ должен проходить периодическую регулировку согласно правилам ТО.

Итак, как же работает гидроусилитель руля МТЗ 80 или 82?

гидрораспределитель мтз

 

Сначала ГУР соединяется маслопроводным распределителем с цилиндром, насосом и корпусом гидравлического усилителя.

Современный гидроусилитель МТЗ снабжается фильтром, расположенным на магистрали для слива.

В устройство также входит и редукционный клапан. При незначительном сопротивлении колес при совершении трактора поворота невозможно включение системы.

Однако благодаря специальному червяку, который вмонтирован от рулевого колеса и сошки, осуществляется быстрая передача усилия на системы гидроусилителя руля МТЗ 80.

Последующая энергия отправляется на сошку, затем на золотник. Если он находиться в нейтральном положении на слив корпуса поступает масло благодаря работе распределителя.

При смене положения золотника одна из полостей гидроусилителя МТЗ сливается со сливом. После этого происходит соединение еще нескольких полостей с маслопроводом.

Поворот вала и сошки осуществляется благодаря значительному давлению на рейку (усилие производится маслом).

В свою очередь в нейтральной позиции находится пружина. Деталь удерживается золотником.

Гидроусилитель руля МТЗ сконструирован таким образом, что при оказании излишнего давления на элементы системы балансировка усилий осуществляется предохранительным клапаном.

О том, как сделать ремонт гидроусилителя руля трактора читайте здесь.

Не забывайте, что ООО «» предоставляет надежные гидроусилители для современных тракторов модификации МТЗ 80, 82. Купить запчасти легко через наш каталог.

Устройство и принцип действия гидроусилителя руля МТЗ-80 (ГУР)

На тракторах серии МТЗ применяется ГУР 70-3400020 раздельно – агрегатного типа с цилиндром двухстороннего действия и однозолотниковым распределителем следящего типа. Гидроусилитель представляет собой промежуточный механизм, при помощи которого осуществляется гидравлическая и механическая связь между рулем и направляющими колесами. Механизм рулевого управления (червяк и сектор) и гидроагрегаты системы (силовой цилиндр, распределитель, бак) находятся в одном узле, установленном перед радиатором тракторного двигателя. Снаружи ГУР закрывает облицовка радиатора.

Поворот рулевого колеса до упора или поворот колес трактора в глубокой колее могут привести к повышению давления рабочей жидкости в гидромеханизме усилителя. В подобной ситуации сработает предохранительный клапан и жидкость уйдет на слив в бак.

При появлении неисправностей гидроусилителя руля МТЗ-80 возникает “тяжелое” рулевое управление. Это может быть вызвано: а) появлением пены в системе из-за недостаточного объема рабочей жидкости в корпусе ГУР или попадания воздуха в систему. В первом случае необходимо произвести проверку уровня жидкости в баке и долить до нормы при необходимости. Во втором проверяется на герметичность всасывающая магистраль, находятся и устраняются места подсоса воздуха; б) нарушением регулировки предохранительного клапана, вызванным падением давления в системе. В этом случае необходимо произвести регулировку клапана на давление в диапазоне 7,5-8,5 MIIа; в) большими утечками в насосе. При их обнаружении насос подлежит замене; г) заеданием зацепления червячно-секторной пары. Регулировка зацепления производится поворотом эксцентричной втулки, после регулировки фиксируемой двумя болтами.

ГУР МТЗ (Д-240) 70-3400020 гидроусилитель руля

Рис. 1 — Гидроусилитель руля 70-3400020 тракторов серии МТЗ

1 – поворотный вал; 2 – корпус; 3 – верхняя втулка; 4 – сектор; 5 – червяк; 6 – колпачок предохранительного клапана; 7 – пробка; 8 – верхняя крышка; 9 – гайка; 10 – регулировочный болт; 11 – подводящий трубопровод; 12 – сливной фильтр; 13 – корпус клапана; 14 – трубопровод клапана; 15 – поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 16 – регулировочные прокладки; 17 – золотник датчика блокировки дифференциала; 18 – упор рейки; 19 – рейка; 20 – всасывающий трубопровод; 21 – нижняя втулка; 22 – сошка; 23 – гайка сошки; 24 – манжета; 25 – сливная пробка; 26 – спускной патрубок.

Рекомендуемые товары


Изучить устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80

Практические занятия № 21, 22, 23

Изучение устройства и взаимодействия деталей рулевых механизмов автогрейдера, колесного трактора

Изучить устройство и принцип работы гидрообъемного рулевого управления трактора МТЗ 80.1.

Изучить устройство гидростатического рулевого управления автогрейдера ДЗ-98

Изучить устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80

Рис.1 – Схемы поворота и рулевое управление колесных тракторов:

А – четырехколесного универсального трактора; б – трактора общего назначения с четырьмя ведущими колесами; в – рулевое управление; 1 – цапфы; 2 – шкворни; 3 – рулевые рычаги; 4 – поперечная тяга; 5 – поворотный рычаг; 6 – продольная тяга; 7 – рулевая сошка; 8 – вал рулевой сошки; 9 – сектор; 10 – червяк; 11 – рулевой вал; 12 – рулевое колесо.

Рулевое управление тракторов и автомобилей с передними управляемыми колесами состоит из рулевого колеса 12 с валом 11, рулевого механизма, включающего в себя в данном случае червяк 10, сектор 9 и вал 8 с рулевой сошкой 7, и рулевого привода, состоящего из продольной тяги 6 и рулевой трапеции.

Рулевой механизм преобразует вращательное движение рулевого колеса в ограниченный поворот рулевой сошки. Для удобства управления передаточное число рулевого механизма выбирают с таким расчетом, чтобы отклонение управляемых колес от нейтрального положения на максимальный угол 35.. .40° происходило за 1,25…2,0 оборота рулевого колеса в каждую сторону. Передаточное число рулевого механизма у многих тракторов и автомобилей составляет 15…25.

Рисунок 9.1 Схемы рулевого управления и установки передних колес: а — схема рулевого управления: 1 — гидроусилитель; 2 — рулевое колесо; 3 — рулевая колонка; 4 — вал рулевого механизма; 5 — карданная передача; б — винт гидроусилителя; 7 -поршень-рейка; 8 — зубчатый сектор; 9 — стойки; 10- вал сошки; 11 — поворотный рычаг; 12 — поперечная тяга; 13 — поворотная цапфа; 14 — передняя ось; 15 — рулевая сошка; б — развал колес и поперечный наклон шкворня; в — продольный наклон шкворня; г — схождение На цапфах закреплены рычаги 11, связанные шарнирно с поперечными тягами 12, Рычаги 11 и поперечные тяги 12 с передней осью 14 составляют трапецию управления, предназначенную для поворота колес.

Управляемые (направляющие) колеса трактора (автомобиля) должны быть установлены правильно, чтобы износы шин и затраты мощности на качение были наименьшими, устойчивость — хорошей, а управление — легким. Установка управляемых (передних) колес характеризуется их развалом в вертикальной плоскости и схождением в горизонтальной, а также наклоном шкворней поворотных цапф в продольной и поперечной плоскостях.
Развал колес (рисунок 9.1, б) определяется установкой цапф колес с наклоном их шипов вниз. Это позволяет уменьшить нагрузки на внешний подшипник и улучшить управляемость. Угол развала колес различных машин а <2°.


Схождение колес (рисунок 9.1, г) находят по разнице размеров А и Б между серединами колес впереди и сзади, если смотреть на них сверху. Схождение колес обеспечивает правильное параллельное качение их при наличии развала и зазоров в шкворнях, рулевых тягах и подшипниках колес. В руководстве по каждой машине указывают требуемые размеры А и Б, которые проверяют специальными приспособлениями и регулируют, изменяя длину поперечной тяги рулевого управления. Схождение колес находится в пределах 2… 12 мм.

Поперечный (3 (см. рисунок 9.1, б) и продольный у (рисунок 9.1, в) наклоны шкворня способствуют повышению устойчивости колеса в среднем положении. Угол у, характеризующий поперечный наклон шкворня, составляет у автомобилей 6…8° и определяется соответствующей формой передней оси. Угол у, характеризующий продольный наклон шкворня, изменяется в пределах 0…40 и определяется установкой цапфы передней оси в наклонном положении. Углы наклона шкворней в процессе эксплуатации машин регулировкам не подлежат.

Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.

Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.

Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:

· бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя

· шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22

· силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию

· шарикового предохранительного клапана

· датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала

Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.

Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.

Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.

При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.

При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.

При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.

При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.

Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.

При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.

Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.

Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад — в корпус.

При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).

Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.

Рис. Схема рулевого управления с усилителем: 1 — сливная магистраль; 2 — насос; 3 — тяга; 4 — управляемые колеса; 5 — рычаг; 6, 10 — реактивные камеры; 7— силовой цилиндр; 8 — распределитель; 9 — золотник; 11 — нагнетательная магистраль; 12 — сошка; 13 — рулевое колесо; 14 — рулевой механизм; А, Б — полости силового цилиндра

· При повороте рулевого колеса 13, например, вправо сошка 12 рулевого механизма 14 повернется по часовой стрелке. В результате золотник 9 распределителя 8 сместится, и рабочая жидкость начнет подаваться от насоса 2 в полость А силового цилиндра 7, который будет поворачивать управляемые колеса 4 в необходимую сторону. При этом полость Б силового цилиндра соединится через распределитель со сливной магистралью 1. Поршень силового цилиндра переместится, а его шток, воздействуя на привод управления, повернет управляемые колеса на угол, значение которого пропорционально углу поворота рулевого колеса. При этом усилитель будет обеспечивать необходимое «чувство дороги».

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Рулевой механизм и гидроусилитель МТЗ-80, МТЗ-82

________________________________________________________________________

Рулевой механизм и гидроусилитель ГУР МТЗ-80, МТЗ-82

Для передачи усилия от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен привод рулевого механизма. Привод рулевого механизма и гидроусилитель (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 включает рулевой 16 (рис, 1), промежуточный 18, средний 5 и передний 2 валы, соединенные карданными шарнирами 7 и 3.

Рис. 1. Привод рулевого механизма трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — шлицевая втулка; 2 -передний вал; 3, 7 — карданные шарниры; 4 — промежуточная опора; 5 — средний вал; 6 — стойка; 8 — штифт; 9, 12 — гайки; 10 — втулка; 11 — амортизатор; 13 — контр­гайка; 14 — рулевое колесо; 15 -маховичок; 16 — рулевой вал; 17, 21 — винты; 18 — промежуточный вал; 19 — труба рулевой колонки; 20 — серьга; 22 — правая стенка стойка; 23 — фиксатор; 24 — пружина; 25 — рукоятка

От рулевого колеса усилие передается валом 16 и гайкой 9 через штифт 8 промежуточному валу 18 и далее через валы 5, 2 и шарниры 3, 7 — шлицевой втулке 1, которую устанавливают на шлицы червяка гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 и закрепляют стяжным болтом. Это усилие частично передается непосредственно валу 18 прижатым к нему валом 16.

Вращение промежуточного вала 18 в трубе 19 рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82 обеспечивается капроновыми втулками 10. Последние для уменьшения вибрации рулевого
колеса установлены в резиновые амортизаторы 11. Втулки 10 смазывают солидолом при сборке. В процессе эксплуатации смазка не требуется. Осевое перемещение промежуточного
вала 5 ограничено гайкой 12 и контргайкой 13. Затяжка гайки 12 должна исключать осевое перемещение вала, однако не должна затруднять вращение рулевого колеса.

Положение рулевого колеса (для удобства управления) можно менять по вертикали до 120 мм. Регулировку выполняют с помощью клинового зажима, расположенного в трубе 19
рулевой колонки трактора МТЗ-80, МТЗ-82.

Чтобы изменить положение рулевого колеса, маховичок 15 поворачивают против хода часовой стрелки на 3-5 оборотов, устанавливают рулевое колесо в удобное положение и заворачивают маховичок по ходу часовой стрелки до стопорения рулевого вала 16 клиновыми зажимами гайки 9.

Кроме того, предусмотрено откидывание рулевого колеса вперед по ходу трактора с целью обеспечения удобного входа и выхода из кабины. Для этого рукоятку 25, расположенную
справа под рулевым колесом, перемещают вверх (на себя) до отказа и подают рулевую колонку вперед по ходу трактора до отказа. Затем, сидя на сиденье, подают рулевое колесо на
себя до срабатывания автоматического фиксатора.

Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80, МТЗ-82 объединен с рулевым механизмом. Их назначение — передавать и увеличивать усилие от рулевого колеса и привода к
сошке и поворотным рычагам рулевой трапеции и тем самым снижать усилие на рулевом колесе.

Рулевой механизм трактора МТЗ-80, МТЗ-82 представляет собой двухзаходный червяк и косозубый сектор. Его передаточное число 17,5. Гидросистема усилителя автономна. Она
включает в себя насос, распределитель с золотником, цилиндр с поршнем и датчик гидроуправляемой блокировки дифференциала заднего моста, поскольку включение-выключение
блокировки дифференциала связано с углом поворота рулевого колеса.

Рис. 2. Гидроусилитель рулевого управления ГУР МТЗ-80, МТЗ-82

1 — пробка; 2 клапанная крышка; 3 регулировочный винт клапана; 4 червяк; 5 — болт крепления регулировочной втулки; 6 — регулировочная втулка; 7 — сектор; 8 — гайка; 9 — рейка; 10 —
регулировочный болт; 11 — верхняя крышка; 12 — гайка; 13 — сливной фильтр; 14 — редукционный клапан; 15 — кран управления АБД; 16 — золотник датчика блокировки дифференциала; 17 — маховичок крана управления; 18 — сошка; 19 — гайка сошки; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — шайба; 30 — сферическая гайка; 31 – золотник

Рулевой механизм МТЗ-80, МТЗ-82 состоит из червяка 4 (рис. 2) и сектора 7, ступица которого установлена на конических шлицах поворотного вала 21. На конические шлицы нижнего
конца поворотного вала посажена сошка 18. Сектор и сошку затягивают и стопорят от осевых перемещений гайками 8 и 19.

Сектор имеет два зубчатых венца, один из которых зацепляется с червяком, а другой — с рейкой 9, связанной пальцем со штоком 25 поршня 26 гидроусилителя. Запрессованный в шток палец установлен в отверстия проушин рейки с небольшим зазором, что позволяет рейке перемещаться.

Поворотный вал 21 установлен на трех опорах: двух втулках в корпусе и одной в крышке 11. Червяк 4 размещен на двух шариковых подшипниках в эксцентриковой регулировочной втулке 6. Он может перемещаться в осевом направлении относительно втулки благодаря подвижной посадке в ней наружных колец подшипников. На конце червяка закреплен золотник 31 распределителя.

Корпус распределителя закреплен в корпусе гидроусилителя ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 болтами. С двух сторон золотника установлены специальные упорные шариковые подшипники 28,
которые затягивают сферической гайкой 30. Червяк 4 и золотник 31 перемещаются в осевом направлении как одно целое. При этом благодаря наличию радиальных и упорных
подшипников червяк может свободно вращаться вокруг своей оси.

Рис. 3. Схема работы гидроусилителя рулевого управления ГУР и блокировки дифференциала МТЗ-80 и МТЗ-82

а — среднее положение золотника; б — положение золотника при повороте направо; в — при повороте налево; А — бесштоковая полость; Б — штоковая полость; 1 — редукционный клапан; 2 —
крышка распределителя; 3 — гайка, 4 — золотник; 5 — ползун; 6 ~ центрирующая пружина; 7-предохранительный клапан; 8 — фильтр; 9 — насос; 10 — эксцентриковая втулка; 11 — червяк; 12 —
сектор; 13 — сошка; 14 — рейка; 15 — упор рейки; 16 — цилиндр блокировки; 17 -маслопровод датчика; 18 — маховичок крана; 19 — кран датчика; 20 — щуп; 21 — золотник датчика; 22 — корпус
гидроусилителя; 23 — задняя крышка цилиндра; 24 — шток; 25 — поршень; 26 — передняя крышка цилиндра; 27 — маслопровод крана блокировки; 28 — поворотный вал

При затяжке гайки 3 червяка ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 внутренние кольца упорных подшипников сжимают пружины 6 (рис. 3) трех пар ползунов 5, равномерно расположенных по окружности вокруг золотника 4. Кроме того, каждая пара ползунов с одной стороны упирается в корпус гидроусилителя, с другой — в крышку 2 распределителя.

Для перемещения золотника осевое усилие на червяке должно обеспечивать сжатие всех трех пружин 6 ползунов, что имеет место, когда сопротивление повороту колес увеличивается и в работу включается гидроусилитель. Если сопротивление повороту колес небольшое, то усилие на червяке невелико и пружины ползунов удерживают золотник в среднем (нейтральном) положении и поворот колес обеспечивается только рулевым механизмом без включения в работу гидроусилителя МТЗ-80, МТЗ-82.

В этом случае вращение от рулевого колеса передается на сошку 18 (см. рис. 2) червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21, а поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 22 гидроусилителя, внутренняя полость которого служит баком гидросистемы рулевого управления трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При увеличении сопротивления повороту колес осевое усилие на червяке превышает усилие предварительного сжатия пружин ползунов, центрирующих золотник распределителя.

Внутренние кольца упорных подшипников перемещают золотник в осевом направлении, и поток масла направляется в одну из полостей цилиндра, передвигая поршень со штоком и рейкой, которая и поворачивает зубчатый сектор 7 и поворотный вал 21. Когда воздействие на рулевое колесо прекращается, золотник возвращается пружинами в нейтральное положение и поворот колес прекращается.

В корпусе ГУР МТЗ-80, МТЗ-82 установлен фильтр 13. Сливают масло через отверстие, закрываемое пробкой 20. Часть масла, поступающего на слив в корпус гидроусилителя, отводится через подводящий маслопровод — верхнюю крышку 2 для смазывания верхней опоры поворотного вала 21. В клапанной крышке 2 распределителя находится предохранительный шариковый клапан, ограничивающий давление в гидросистеме.

В обычных условиях работы давление масла в гидросистеме рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82 находится в пределах 2-4 МПа. При больших вертикальных нагрузках на передние
колеса, например при агрегатировании трактора с машинами фронтальной навески, давление в системе может повышаться до величины срабатывания предохранительного клапана.
Тогда масло, минуя цилиндр, поступает в сливную магистраль.

Датчик автоматической блокировки дифференциала (АБД) трактора МТЗ-80, МТЗ-82 предназначен для включения/выключения блокировки дифференциала заднего моста трактора МТЗ в зависимости от угла поворота рулевого колеса, а также принудительного включения/выключения независимо от поворота направляющих колес.

Датчик автоматической блокировки дифференциала МТЗ-80, МТЗ-82 установлен в упоре 23 рейки. В гидросистему АБД входят золотник 16, кран 15, маховичок 17, щуп 20 (см. рис. 3), с
помощью которого определяют среднее положение рейки и соответственно устанавливают среднее положение передних колес и редукционный нерегулируемый клапан 1, который
должен обеспечивать давление масла в пределах 0,7-1,0 МПа при температуре 40-70°С.

АБД трактора МТЗ-80, МТЗ-82 управляют с помощью рукоятки, расположенной в кабине и соединенной тросом с краном 15 (см. рис. 2) датчика. Рукоятка и кран могут находиться в трех положениях.

Первое положение — «Блокировка дифференциала выключена». Рукоятка расположена в крайнем переднем положении по ходу трактора, а прорезь маховичка крана совпадает с риской «Выкл.» на крышке датчика. Второе положение — «Блокировка дифференциала автоматическая». Рукоятка перемещена назад по ходу трактора в среднее положение и зафиксирована поворотом на угол 90° по ходу часовой стрелки, а прорезь маховичка крана совпадает с риской «Вкл.» на крышке датчика,

Масло под давлением поступает в диафрагменную полость цилиндра 16 (см. рис. 3) ГПМ блокировки, блокируя дифференциал трактора МТЗ-80, МТЗ-82. При повороте передних
колес на угол более 13° от среднего положения рейка 14 перемещается так, что золотник 21 датчика выходит из паза рейки, соединяя диафрагменную полость цилиндра 16 ГПМ
блокировки со сливом и разблокируя дифференциал.

Третье положение — «Блокировка дифференциала принудительная». Рукоятка выдвинута в крайнее заднее по ходу трактора не фиксируемое положение, маховичок крана повернут против хода часовой стрелки до упора. В этом положении кран соединяет напорную магистраль редукционного клапана с диафрагменной полостью цилиндра 16 ГПМ блокировки независимо от положений рулевого колеса и рейки 14. Если рукоятку отпускают, то она и кран под действием пружины возвращаются в первое положение, разблокируя дифференциал МТЗ-80, МТЗ-82.

С помощью щупа 20, при техническом обслуживании, определяют среднее положение рейки 14. Рейка находится в среднем положении, когда щуп максимально приближен к плоскости упора 15 рейки. При этом направляющие колеса должны располагаться в положении, строго соответствующем прямолинейному движению трактора. Тогда повороты колес в левую и правую стороны будут одинаковыми.

Насос гидроусилителя НШ10Л-У2 шестеренный. Он установлен на дизеле с правой стороны по ходу трактора и приводится в действие от шестерни распределения. Насос постоянно
включен и соединен маслопроводами с цилиндром поршня и масляным баком гидроусилителя.

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *