Основная классификация тракторов
Трактор – безрельсовое средство передвижения, используемое как тягач при разнообразных видах работ в сельском хозяйстве, дорожном строительстве. Может сам оборудоваться навесными или полунавесными машинами различного назначения.
Основные параметры, по которым можно классифицировать трактора, следующие:
— По области применения существуют три группы: общего применения, универсально-пропашные и специальные.
Группа общего применения включает в себя тракторы, применяемые для основных работ в сельском хозяйстве, возделывание и обработка земляных угодий (дискование, боронование, вспашка, посев, культивация, уборка). Тракторы этой группы имет небольшое значение дорожного просвета и двигатель повышенной мощности.
Группа универсально-пропашных тракторов это машины применямые при пахоте и других работах сельскохозяйственной направленности, связанной с пропашными культурами. Поэтому такие тракторы имеют возможность смены ведущих колёс, широкие на узкие в зависимости от характера работ (общие или в междурядьях).
Группа специальных тракторов включает в себя модификации моделей первых двух групп, выполненные в соответствии с узкими запросами какой-либо отрасли. Например, работы по сбору хлопка, винограда, либо в соответствии с условиями работы ( в горах, на болотах).
— По типу устройства ходовой части тракторы делятся на колёсные и гусеничные.
Гусеничная машина с широкой площадью опоры на поверхноть слабо спрессовывает почву. Имея высокие показатели проходимости, показатели тягового усилие значительны.
Трактор на колёсной ходовой части является более универсальным в применении, хотя и имеет более слабое сцепление с грунтом.
— Классификация по типу наличия или отсутсвия рамы:
Рамные, корпус которых является рамой.
Полурамные, их корпус состоит из двух продольных балок, соединённых с задним мостом.
Безрамные – корпус этого типа тракторов, это соединённые воедино корпуса составляющих его механизмов и элементов.
— По показателям тягового усилия существует 9 классов тракторов. Учитывается номинальное усилие, которое означает значение, при котором трактор наиболее эффективен на средне-статистическом по влажности и твёрдости грунте.
Система или типаж – это совокупность моделей, обусловленная задачими технического, экономического и технологического плана. Каждый из 9 классов тягового усилия имеет основные базовые модели и их модификации, которые унифицированы с базовыми, что облегчает их производство и обслуживание.
Модель, это машина с специфической конструкцией и размещением агрегатов. Самые распространённые или универсальные модели, называются базовыми. Модификации базовых моделей создаются для удовлетворения специфических нужд и являются унифицированным с основной моделью.
Марка трактора — кодовое название условно принятое для обозначения той или иной модели. Вначале обычно пишут буквенные знаки, которые являются абревиатурой завода, или начальные буквы какого либо слова и через чёрточку показатели мошности в лош. силах или модельный номер.
Технику, готовую к производству и вышедшую в серию вносят в каталог.
Ниже будут приведены модели и модификации тракторов, разделённых по тяговым классам.
Тяговый класс 0,1. Мотоблок на одной оси, который управляется оператором при помощи рычагов.
Тяговый класс 0,2. Мини-трактора (МТЗ-082, МТ-15, T-012, АМЖК-8 и др.), применяемые для малых или селеционных полях и фермерских угодьях. Это трактор имеющий малые габариты, очень универсален, имеет две оси или гусенецы. Такие тракторы могут быть соединены с косилкой, прицепной тележкой, культиватором, плугом и другими агрегатами, предусмотренными для этих моделей.
Тяговый класс 0,6. Самоходные шасси и тракторы (ХТЗ-2511, СШ-25, T-30A-80, Т-25ФМ, TT3-30, T-25A и Т-16МГ) используются в междурядной обработке и посеве, посадке садов и овощей, уборка сена, уход за посевами, различные транспортные работы. Самоходные шасси являются разновидностью трактора, которая имеет грузовую платформу на раме, предназначенную для перевозки грузов, а также для навеса различных агреготов, орудий и машин для работы в сельском или коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси Т-16МГ и СШ-25 применяются в садоводстве, животноводстве, овощеводстве и полеводстве.
Тяговой класс 0,9. Это тракторы (JIT3-55AH, JIT3-55A, JIT3-55, Т-28Х4М, ТТЗ-80.10 и BT3-45AT) обладают широким диапазоном передач, реверсивным ходом, а также регулировкой ширины колеи, поэтому могут очень широко применяться в сельском хозяйстве и на транспортных работах. Это может быть предпосевная и междурядная обработка, посев, уборка культур, вспашка на малой площади лёгких почв и уборка сена, борьба с вредителями.
Тяговый класс 1,4. Эти тракторы (ЮМЗ-6АКМ, МТЗ-80, ЮМЗ-6ДМ , ЛТЗ-бОАБ, МТЗ-82) с успехом применяются на уборке овощных и технических культур, а также при их возделывании. Для вспашки, боронования, посадки, посева, вспашки, применяются в совокупности с различным навесным оборудованием. На них можно заготавливать корма, распределять по полю удобрения, перевозить различные грузы. К этой группе относятся машины «Беларусь», имеющие более 25 модификаций. Различие модификаций между собой заключается в комплектации. Например, 920-ая модель снабжена двигателем с мощностью 90 л.с. Также у него все колёса ведущие, коробка передач синхронизирована, передачи имеет несколько диапазонов и могут переключаться на ходу.
Базовые модели классов 0,6; 0,9 и 1,4 являются универсально-пропашными колёсными тракторами. Сюда же относятся трактора повышенной проходимости, у которых все колёса ведущие, тракторы горные для работы на крутых склонах и др.
Тяговой класс 2. Сюда относятся трактора Т-90С, на гусеничном ходу (а также T-70B, виноградниковый и T-70CM, свекловодческий) и трактора на колёсном ходу «Беларусь-1221», JIT3-95, JIT3-155, а также шасси универсальное «Беларусь» Шу-356.
«Беларусь-1221» имеет дизельный двигатель с шестью цилиндрами, общая мощность которого 130 л.с. Имеется турбонаддув. Переключаемая на ходу коробка передач. Есть передняя и задняя навеска, может быть оснащён дополнительным ВОМ.
Трактор JIT3-155 считается интегральным, так как в нём сопряжены вместе различные части и виды агрегатов, как простые, так и комбинированные. Двигатель имеет мощность 150 л.с. Этот трактор имеет принцип строения называемый модульным. Три основные модули (части) это технологическая, управляющая и энергетическая. Первая (технологическая) часть, это задний мост вместе с устройствами для работы с орудиями сельского хозяйства и машинами, уборочным оборудованием, платформой для груза и т.д. Есть возможность изменения дорожного просвета. Вторая (управляющая) часть, это расположенный в кабине пост управления, который может вращаться на 180 градусов. И третья (энергетическая) часть представлена дизельным двигателем, коробкой предач, ведущий передний мост, ВОМ и навесное оборудование.
Шасси ШУ-356 имеет двигатель на 80 л.с. и сконструированно для использования на различных полевых работах, транспортировки грузов. Платформа имеет объём 2,5 куб.метра.
Тяговый класс 3. Трактора этого класса (колесные ХТЗ-121, T-15K, T-150K, BT-130K и гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, BT-100, BT-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, T-150, XT3-180P, ХТЗ-200) используются для почвенной обработки, уборки, посева транспортных работ. Колесные варианты имеют одинаковые по размеру и все ведущие колёса.
Трактор ДТ-175М оснёщён двигателем в 170 л.с., коробкой передач с гидротрансформатором, автоматической передачей в зависимости от тягового усилия.
Трактор ВТ-130 имеет двигатель на дизеле с регулируемой мощностью от 120 до 145 л.с. Наивысшие показатели мощности достигаются при помощи турбонаддува. Кабина трактора откидывается набок, есть система автоматического контроля процесса работы трактора. Гусеничные модификации Т-150 и ВТ-130К унифицированны с их базовой колёсной моделью.
Тяговый класс 4. Гусеничный трактор Т-4А предназначен для мощных энергоёмких работ. Применяют для работы на крупных полях. Есть модификация Т-402 для работы в степных зонах.
Тяговый класс 5. Предствален тракторами со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колёсами («Кировец» K-701M, К-744 и K-700A). Подобные модели используют для крупномассштабной вспашки, посева, снегозадержания, культивации, а также в транспортных работах. Двигатели таких тракторов имеют мощность до 350 л.с. Существует гусеничная модификация Т-250.
Тяговый класс 6. Примером является трактор на гусеничной тяге Т-170М. Этот трактор используется для тяжёлых мелеоративных и сельскохозяйственных работ большого объёма и площади.
Классификация тракторов | Спецтехника
Тракторы различных марок отличаются мощностью двигателя, габаритами, массой и другими параметрами, но в основном схожи по конструкции. Далее рассмотрено устройство наиболее распространённых в нашей стране сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82) и ДТ-75МЛ (ДТ-75Д), уделено особое внимание оригинальным механизмам и системам тракторов Т-ЗОА-80, ЛТЗ-55 и Т-150К.
Классификация тракторов
Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов. Тракторы классифицируют по следующим признакам.
По назначению тракторы делят на три группы: общего назначения, универсально-пропашные и специальные.
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ при возделывании сельскохозяйственных культур (вспашка, дискование, сплошная культивация, боронование, посев и уборка). Эти тракторы отличаются от других малым дорожным просветом и повышенной мощностью двигателя.
Универсально-пропашные тракторы используют при уходе за пропашными культурами и выполнении других сельскохозяйственных работ. В связи с этим некоторые универсально-пропашные тракторы снабжены сменными ведущими колесами с широкими (для выполнения работ общего назначения) и узкими (для работ в междурядьях) шинами, а также имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую по ширине междуряднй.
Специальные тракторы — это модификации какого-либо тракгора общего назначения или универсanьно-пропацшого, предназначенные для выполнения определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике) или разных работ, но в строго определенных условиях (на болотистых почвах, в горном земледелии).
По конструкции ходовой части (по типу движителя) тракторы бывают гусеничными и колёсными.
Гусеничный трактор с большой опорной поверхносгью незначительно уплотняет почву. При высокой проходимости он способен развивать значительное тяговое усилие. Колесный трактор более универсален по сравнению с гусеничным, и его можно использовать как на полевых, так и на транспортных работах, несмотря на худшее сцепление с почвой.
По типу остова тракторы делят на рамные, остов которых представляет собой раму; полурамные — образуют две короткие продольные рамки, привернутые или приваренные к корпусу заднего моста; безрамные — состоят из соединенных корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию в зависимости от конструкции тракторы подразделяют на девять классов. Номинальным считают тяговое усилие, при котором трактор работает с наибольшей производительностью на стерне средней влажности и твердости. Девять тяговых классов составляют типаж сельскохозяйственных тракторов.
Система тракторов
Система тракторов — это технически, технологически и экономически обоснованная совокупность всех моделей тракторов, рекомендуемых в производство. В каждом тяговом классе существуют базовые модели (основные наиболее массовые тракторы) и модификации, на которых установлены унифицированные с базовыми моделями двигатели и ряд других составных частей. При их унификации (единообразии) облегчаются изготовление и эксплуатация тракторов.
Модель — машина с определёнными конструкцией и расположением агрегатов. Базовой называют наиболее распространенную и универсальную модель тракторов, имеющую специализированные модификации.
Модификация — видоизмененная базовая модель. Она специализирована по назначению и унифицирована с базовой моделью.
Марка трактора — условное кодовое название модели определенной конструкции. Для обозначения марки трактора вначале пишут буквенные знаки, обозначающие сокращенное название завода-изготовителя, первые буквы определенного слова или характерное для трактора слово и через черточку — цифру, указывающую мощность двигателя в лошадиных силах или номер модели.
Серийную и готовую к производству сельскохозяйственную технику включают в каталог. Рассмотрим модели и модификации сельскохозяйственных тракторов различных тяговых классов.
Мини-тракторы тягового класса 0.2 (Т-012, АМЖК-8, МТЗ-082, МТ-15 н др.) предназначены для работы на мелкоконтурных,селекционных полях и в фермерских хозяйствах. Их можно агрегатировать с плугом, косилкой, культиватором, прицепной тележкой и другими орудиями и машинами, изготовленными специально для них.
Мини-трактор, или малогабаритный трактор, — это универсальное мобильное энергетическое средство с двухосным колесным шасси или гусеничным движителем.
Мотоблок — универсальное мобильное энергетическое средство на базе одноосного шасси, управляемое с помощью штанговых рычагов идущим следом оператором. Условно мотоблок можно отнести к тяговому классу 0,1.
Тракторы и самоходные шасси тягового класса 0,б (Т-25А, Т-ЗОА-80, ТТЗ-ЗО, ХТЗ-2511, Т-25ФМ, СШ-25 и Т-16МГ) служат для выполнения междурядной и предпосевной обработок, посева, посадки овощных культур и санов, ухода за посевами, уборки сена, транспортных работ и могут приводить в действие стационарные машины.
Самоходные шасси — это разновидность трактора, на раме которого смонтирована грузовая платформа для перевозки грузов или навешены рабочие органы сельскохозяйственных машин и орудий, а также агрегаты для работы в коммунальном хозяйстве. Самоходные шасси СШ-25 и Т- I6МГ используют в овощеводстве, садоводстве, полеводстве и животноводстве.
Тракторы тягового класса 0,9 ЛТЗ-55, ЛТЗ-55А, ЛТЗ-55АН, ВТЗ-45АТ, ТТЗ-80.10 и Т-28Х4М) благодаря широкому диапазону передач, реверсивному ходу на всех передачах и регулируемой колее колёс применяют на многих сельскохозяйственных работах (предпосевная обработка, посев, борьба с вредителями, междурядная обработка и уборка пропашных, технических и овощных культур, вспашка легких почв на малой площади и уборка сена), а также на транспортных работах и для привода стационарных машин.
Тракторы тягового класса 1,4 (МТЗ-80, МТЗ-82, ЮМЗ-6АКМ, ЮМЗ-6ДМ, ЛТЗ-60АБ) эффективно используют при возделывании и уборке технических и овощных культур. В агрегате с навесными, полунавесными и прицепными сельскохозяйственными машинами и орудиями они служат для вспашки, культивации, боронования, посева, посадки, междурядной обработки и заготовки кормов, разбрасывання удобрения, перевозки, а также приводят в действие стационарные машины.
Для работы в различных условиях выпускают тракторы 25 модификаций марки «Беларусь». Они отличаются комплектацией. Например, трактор «Беларусь-920» имеет двигатель мошностыо 90 л.с. и все ведущие колеса. У него синхронизированная коробка передач с постоянным зацепленнем шестерен и несколькими диапазонами передач, которые переключаются на ходу, как у автомобиля.
Все базовые модели в тяговых классах 0,6; 0,9 и 1,4 — это колесные универсально-пропашные тракторы. В число их модификаций входят тракторы повышенной проходимости со всеми ведущими колесами, пропашные тракторы для высокостебельных культур с высоким агротехническим просветам и горные тракторы для работы на склонах.
Тракторы тягового класса 2 (свекловодческий Т-70СМ и виноградниковый Т-70В) гусеничные. Разработаны гусеничный трактор Т-90С, колесные тракторы «Беларусь-1221», ЛТЗ-155, ЛТЗ-95 и универсальное шасси «Беларусь» ШУ-356.
На тракторе «Беларусь-1221» установлен шестицилиндровый дизель мощностью 130 л.с. с турбонаддувом. Коробка передач с переключением на ходу. Трактор снабжен передней и задней навесками и может быть оборудован редуктором вала отбора мощности (ВОМ) и дополнительным ВОМ.
Трактор ЛТЗ-155 называют интегральным, потому что в нём объединены (интегрированы) составные части различных видов агрегатов — от простых до комбинированных (совмещенных). Мощность двигателя 150 л.с. Особенность интегрального трактора — модульный принцип построения. Его собирают из трех основных частей-модулей: энергетического, управляющего и технологического. Энергетический модуль состоит из дизеля, трансмиссии, переднего ведущего моста с колесами, навесного устройства и ВОМ. Управляющий модуль — это пост управления, расположенный в кабине. Его можно повернуть на 180 гр. для продолжительной работы задним ходом, например, с волокушей или на уборке в качестве комбайна.
Технологическим модулем служит задний мост в сочетании с различными устройствами для работы с сельскохозяйственными орудиями и машинами, навешенным уборочным агрегатом на уборке, грузовой платформой или седельным устройством на транспортных и даже лесохозяйственных работах. У тракторов возможно увеличить или уменьшить агротехнический просвет.
Шасси ШУ-356 с двигателем мощностью 80 л.с. предназначено для выполнения различных сельскохозяйственных полевых работ и перевозки грузов на платформе вместимостью 2,5 м3.
Тракторы тягового класса 3 (гусеничные ДТ-75Д, ДТ-75Н, ДТ-175М, ВТ-100, ВТ-130, ДТ-75МЛ, ДТ-75Т, Т-150, ХТЗ-180Р, ХТЗ-200 и колесные ВТ-130К, Т-150К, Т-15К, ХТЗ-121) предназначены для основной обработки почвы, посева и уборки урожая, а также для транспортных работ. Колесные тракторы имеют все ведущие и одинаковые по размеру колеса.
Трактор ДТ-175М имеет двигатель мощноспю 170 л.с. В трансмиссию включен гидротрансформатор для автоматического измерения скорости движения в зависимости от тягового сопротивления орудия. Дизель трактора ВТ-130 регулируется по мощности (145 л.с. н 120 л.с.). Мощность (145 л.с.) обеспечивается за счет турбонаддува с промежуточным охлаждением воздуха. Кабина откидывается набок и снабжена системой автоматизированного контроля работы трактора.
Гусеничные тракторы ВТ-130 и Т-150 унифицированы по основным сборочным узлам с их колесными модификациями ВТ-130К и Т-150К.
Тракторы тягового класса 4 (гyсеничный Т-4А) служат для выполнения энергоёмких работ. Их применяют на полях большой площади. Разработан модернизированный трактор для степных зон Т-402.
Тракторы тягового класса 5 (Кировец К-701М, К-700А и К-744 со всеми ведущими и одинаковыми по размеру колесами) используют для вспашки, культивации, лущения стерни, посева, снего-задержания на большой мощами и транспорпiровання. Мощность ди-зеля этих тракторов 350 л.с. Разработан гусеничный трактор Т-250 этого тягового класса.
Тракторы тягового класса 6 (гусеничный трактор Т-170М) применяют на полях большой площади при выполнении энергоёмких сельскохозяйственных и мелиоративных работ.
1.4 тс

Малогабаритный трактор с низкопрофильной кабиной
Беларус МТЗ-921 – это колёсный трактор 1,4 тягового класса с колёсной формулой 4х4, предназначенных для выполнения полного комплекса сельскохозяйственных работ в растениеводстве и животноводстве. Он отличается компактными габаритами, оснащён специальной низкой кабиной и уменьшенным дорожным просветом – для того, чтобы его удобно было использовать в садоводстве и виноградарстве, внутри больших теплиц, парников, животноводческих ферм.

Несостоявшийся конкурент МТЗ-82
Самым большим спросом в России и СНГ всегда пользовались колёсные трактора 0,6 и 1,4 тяговых классов. В обоих этих сегментах в течение первого десятилетия 2000-х годов Владимирский моторо-тракторный предложил новые модели универсально-пропашных тракторов: Агромаш 30ТК и Агромаш 85ТК. Первый – на смену устаревшему Т-25 «Владимирец»; второй – как прямой конкурент минского МТЗ-82 «Беларус». Остановимся подробнее на этой попытке сделать трактор «как у МТЗ, только лучше».
Читать дальше

Никогда ещё модельный ряд Минского тракторного завода не был таким широким, как сейчас. Стратегия предприятия максимально амбициозна: охватить все без исключения сегменты рынка сельхозтехники, от мотоблоков и мини-тракторов до гусеничных и мощных энергонасыщенных тракторов. В актуальном прайс-листе МТЗ – 105 моделей тракторов, созданных на основе 18-ти базовых моделей, мощностью от 9 до 355 лошадиных сил. Плюс ещё спецтрактора и спецтехника; лесные и шахтовые машины; навесное и прицепное оборудование. Каждый потенциальный покупатель имеет возможность подобрать трактор, идеально подходящий для масштабов и потребностей именно его хозяйства.
Читать дальше

«Переиздание» полноприводного «МТЗ-82»
«Беларус МТЗ-952» – универсальный колёсный трактор 1,4 тягового класса, полноприводной, оснащённый турбированным дизельным двигателем мощностью от 84,3 до 89-ти лошадиных сил. Является дополненным и усовершенствованным вариантом распространённой классической модели Минского тракторного завода с колёсной формулой 4х4 – трактора «Беларус МТЗ-82.1». Как и его предшественник, «МТЗ-952» является многофункциональной машиной, которая может найти своё применение как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях.
Читать дальше

Самый популярный экскаватор-погрузчик на планете Земля
Всё большее распространение в различных отраслях хозяйства в России получает строительная и промышленная техника компании «JCB». Особое место в линейке продукции под данным брендом занимают универсальные экскаваторы-погрузчики. Яркий представитель – «JCB 3CX». Многие в России уже смогли по достоинству оценить этот экскаватор-погрузчик. Трактора «фирменного» жёлтого цвета уже очень «примелькались» на больших и малых строительных объектах и являются весьма узнаваемыми. Подробный обзор этой популярной модели – в данной публикации.
Читать дальше

Полноприводной «Беларус» с комфортной кабиной
Колёсные трактора «Беларус» 80-ой серии, к которой относится и «МТЗ-82.1», являются самыми массовыми тракторами не только на постсоветском пространстве, но и во всей мировой истории. Эти неприхотливые, долговечные и надёжные, как автомат Калашникова, машины прочно заняли ведущие места в сельском хозяйстве и других отраслях многих стран мира. В чём отличия трактора «БеларусМТЗ-82.1» от других тракторов 80-го семейства; каковы особенности его конструкции и технических характеристик – далее в данной публикации.
Читать дальше

Универсальный турбо-работник
Трактор «Беларус МТЗ-892.2» представляет собой универсально-пропашной колёсный трактор 1,4 тягового класса. Он относится к полноприводной технике, колёсная формула «4х4». Предназначен трактор для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными машинами и орудиями; а также для работ в коммунальном хозяйстве. Обо всех сильных и слабых сторонах «МТЗ-892.2» – в данной публикации.
Читать дальше

Многие фермеры задавались в последние годы вопросами: какой трактор лучше приобрести: проверенный временем «МТЗ-82», или же более современную модель минского завода – «МТЗ-920»? Чем хорош этот трактор, представляющий собой более «продвинутую» модификацию 82-й модели, и стоит ли за него переплачивать? В этой статье можно найти не только ответ на эти актуальные вопросы, но и подробное описание технических характеристик и особенностей трактора «МТЗ-920».
Читать дальше

С прицелом на будущее. Новая перспективная разработка ЯМЗ
Премия «Лучшая инновация/технологический прорыв» была в 2010 году присуждена Институтом Адама Смита Ярославскому моторному заводу именно за осуществление проекта по разработке и внедрению в серийное производство качественно нового, современного семейства 4х и 6ти-цилиндровых дизельных двигателей «ЯМЗ-530».
Одна из основных моделей данной серии – это L-образный четырёхцилиндровый турбированныймотор «ЯМЗ-534» Евро-4. Это самый первый серийный российский дизельный двигатель подобного класса.
Читать дальше

Оптимальное решение для фермерских хозяйств
Современная серия комбайнов «Вектор» от компании «Ростсельмаш» была создана специально для удовлетворения потребностей средних и небольших фермерских хозяйств, коих в России большинство в нынешних экономических реалиях. Модель «Vector-410» является готовым и оптимальным решением именно для полей небольшой площади. При средней сезонной наработке в 750 га, невысокой стоимости владения, достойных показателях экономичности эта сельхозмашина является, на сегодняшний день, наиболее эффективным и актуальным средством для решения задач малого и среднего сельскохозяйственного бизнеса. Читать дальше
Классификация тракторов по тяговому классу
Машины сельскохозяйственного предназначения отличаются между собой не только по моделям, внешнему виду, но и по тяговому классу. Это одна из важных характеристик, показывающая какое наибольшее тяговое усилие может развивать трактор. Параметр зависит от условий эксплуатации машины и вида грунтовой поверхности. При работе в топкой местности трактор способен перемещать груз меньшей массы, чем по песку или сухой поверхности земли. Трактора классифицируются по тяге, развиваемой на поверхности земли.
Классификация тракторов
Тяговый класс техники относится к ведущему показателю, который учитывается при приобретении трактора. Чтобы выполнить работы в сложных условиях этот показатель должен быть как можно выше. Трактор с тягой большей мощности потребляет много топлива и прочих смазочных материалов.
Модели машин сельскохозяйственного предназначения подразделяются на основные тяговые классы:
- Класс 01; 02. Этот тип тракторов относится к мелким представителям машин: модели маленьких габаритов и мотоблоки. Техника применяется для выполнения простых работ на дорогах с твердым грунтовым покрытием. В основном используются для проведения работ в личных домашних усадьбах.
- Класс 0,4; 0,6 и 0,9. Модели машин небольшой мощи колесного типа, используемые при сельскохозяйственных работах, без применения прицепных устройств большой мощности. Машины безупречны для посева и уборке сельскохозяйственных культур.
- Класс 1,4. Машины этого типа относятся к категории со средней мощностью. К ним могут применяться специальные агрегаты для проведения пропашных работ. Сфера их эксплуатации обширна: пахота, посевные работы, распространение удобрений, прополка, полив посевов, работы по заготовке леса и другие работы.
- Класс 2. Техника колесного типа с большей мощностью, эксплуатируемые практически везде, одни из распространенных и востребованных моделей. Используются машины практически во всех сельскохозяйственных работах, а также в сфере коммунального хозяйства и строительстве. Имеют возможность монтажа дополнительных механических установок для выполнения работ по погрузке грузов и их выгрузке, а также для их перемещения к месту назначения.
- Класс 3. Этот тяговый класс техники включает в себя тракторы колесные и гусеничные. Основное предназначение машин заключается в выполнении сельскохозяйственных работ. Помимо этого допускается эксплуатация машин в промышленных отраслях и при добыче горной руды в карьерах открытого типа.
- Класс 4. Тракторы, производятся специально для работ в степи, гусеничного типа. Техника имеет большую степень проходимости по рыхлой и болотистой почве, где колесные машины не справятся с выполнением требуемых работ.
- Класс 5. Машины колесного типа, приспособлены к выполнению работ в местах с трудной проходимостью. Это возможно выполнить благодаря полному приводу и большим размерам колес, оснащенным особыми протекторами. В большинстве случаев используются в для работ в сельском хозяйстве в период посевной кампании и проведения работ по уборке урожая, а также для перемещения прицепов, грузов в период распутицы.
- Класс 8; 10; 15; 25 и 75. Трактора обладают большой проходимостью, эксплуатируются в болотистых вязких местах и с рыхлым грунтом. Могут выполнять работы на территории с сильной заболоченностью. Работы можно выполнять независимо от условий погоды и присутствия дорог.
ГОСТ 27021-86 (СТ СЭВ 628-85) Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Тяговые классы, ГОСТ от 10 октября 1986 года №27021-86
ГОСТ 27021-86
(СТ СЭВ 628-85)
Группа Д23
ОКП 47 2000
Дата введения 1987-07-01
ВНЕСЕН Министерством тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 10 октября 1986 г. N 3047 стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 628-85 «Тракторы сельскохозяйственные и лесохозяйственные. Тяговые классы»
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ непосредственно в качестве государственного стандарта СССР с 1 июля 1987 г.
1. Настоящий стандарт распространяется на колесные и гусеничные сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы и устанавливает тяговые классы тракторов.
Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 628-85.
2. Тяговые классы тракторов и соответствующие им номинальные тяговые усилия должны соответствовать указанным в таблице.
Тяговый класс | Номинальное тяговое усилие, кН |
0,2 | От 1,8 до 5,4 |
0,6 | Св. 5,4 до 8,1 |
0,9 | » 8,1 » 12,6 |
1,4 | » 12,6 » 18,0 |
2 | » 18,0 » 27,0 |
3 | » 27,0 » 36,0 |
4 | » 36,0 » 45,0 |
5 | » 45,0 » 54,0 |
6 | » 54,0 » 72,0 |
8 | » 72,0 » 108,0 |
3. Тяговый класс трактора, указанный в таблице, определяют по значению номинального тягового усилия, вычисленному по методу, указанному в рекомендуемом приложении 2, или фактическому тяговому усилию, определенному по методу, указанному в рекомендуемом приложении 3.
Соотношение между тяговыми классами, установленными в пункте 2 настоящего стандарта, и категориями трактора, установленными международными стандартами ИСО, указано в справочном приложении 4.
Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, указаны в справочном приложении 5.
4. Модификации тракторов следует относить к тяговому классу их базовых моделей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ ССЫЛОК НА СТАНДАРТЫ СЭВ ССЫЛКАМ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
Раздел, в котором приведена ссылка | Обозначение стандарта СЭВ | Обозначение государственного стандарта |
Приложение 3 | СТ СЭВ 4767-84 | ГОСТ 7057-81* |
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 7057-2001. — Примечание изготовителя базы данных.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (рекомендуемое). РАСЧЕТНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОМИНАЛЬНОГО ТЯГОВОГО УСИЛИЯ ТРАКТОРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое
Номинальное тяговое усилие трактора в килоньютонах определяют по формуле
,
где — коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида трактора;
— эксплуатационная масса трактора, кг.
Коэффициент принимают равным:
для сельскохозяйственных тракторов:
3,24·10 — для тракторов с эксплуатационной массой до 2600 кг;
3,73·10 — для четырех- и трехколесных тракторов с двумя ведущими колесами (4К2 и 3К2) с эксплуатационной массой свыше 2600 кг;
3,92·10 — для четырехколесных тракторов с четырьмя ведущими колесами (4К4) и эксплуатационной массой свыше 2600 кг;
4,9·10 — для гусеничных тракторов;
для лесохозяйственных тракторов:
4,4·10 — для гусеничных;
3,4·10 — для колесных.
При отсутствии данных для определения эксплуатационной массы ее принимают равной:
1,15 значения конструкционной массы для колесных тракторов;
1,08 значения конструкционной массы для гусеничных тракторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯГОВОГО УСИЛИЯ ТРАКТОРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое
Экспериментальную проверку номинального тягового усилия сельскохозяйственного трактора проводят при тяговых испытаниях на невзлущенной стерне озимых колосовых по СТ СЭВ 4767-84.
Для тракторов, у которых буксование при максимальном тяговом КПД меньше предельного (18, 16 и 5% соответственно для колесных 4К2 и 3К2, 4К4 и гусеничных тракторов) за номинальное тяговое усилие принимают , определенное в соответствии с рекомендуемым приложением 2, если оно находится в зоне максимальных значений тягового КПД между тяговыми усилиями, соответствующими максимальному КПД и предельному буксованию.
Если , определенное в соответствии с рекомендуемым приложением 2, не попадает в зону максимальных значений КПД, то за номинальное принимают значение тягового усилия трактора, соответствующее ближайшей границе зоны, ограниченной максимальным значением тягового КПД и предельным буксованием.
Экспериментальную проверку номинального тягового усилия лесохозяйственного трактора проводят при тяговых испытаниях трактора по СТ СЭВ 4767-84.
По тяговой характеристике определяют .
Номинальное тяговое усилие вычисляют по формуле:
,
где равно 0,5 — для гусеничного трактора; 0,6 — для колесного трактора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (справочное). СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ТЯГОВЫМИ КЛАССАМИ, УСТАНОВЛЕННЫМИ В П.2 НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА, И КАТЕГОРИЯМИ ТРАКТОРА, УСТАНОВЛЕННЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТАНДАРТАМИ ИСО 730/1-77, 730/2-79 и 730/3-82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Справочное
Соотношения между тяговыми классами и категориями тракторов приведены в таблице.
Тяговый класс трактора | Ниже 0,6 | 0,6; 0,9 | 0,9; 1,4; 2 | 2; 3; 4 | 5; 6; 8 |
Категории трактора по ИСО 730/1-77, ИСО 730/2-79, ИСО 730/3-82 | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 (справочное). ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ПОЯСНЕНИЯ К НИМ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справочное
Номинальное тяговое усилие сельскохозяйственного и лесохозяйственного трактора — усилие, которое трактор развивает на стерне средней плотности и нормальной влажности почвы (от 8 до 18%) в зоне максимального значения тягового КПД при эксплуатационной массе, предусмотренной технической характеристикой (для колесных тракторов с балластным грузом) при предельном буксовании, значения которого указаны в рекомендуемом приложении 3.
Эксплуатационная масса трактора — масса, состоящая из конструкционной массы трактора с основным оборудованием; массы груза на сиденье, соответствующей массе оператора, массы полной заправки всех емкостей горюче-смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, массы инструмента и массы балластных грузов (для колесных тракторов).
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1986