Трактор Т-16. Устройство системы питания дизельного двигателя, топливный бак дизеля Д-16
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Система питания двигателя
Д-16 (рис. 17) устроена из
следующих основных устройств: топливного бака 5, фильтра-отстойника 6,
топливного фильтра 11, топливного насоса 9 с подкачивающим насосом,
регулятора 7, топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок 1,
воздухоочистителя 3, впускного коллектора 2, выпускного трубопровода с
искрогасителем.
Из бака топливо через фильтр-отстойник поступает по топливопроводу к
подкачивающему насосу. Под небольшим давлением от подкачивающего насоса
топливо по топливопроводу 10 низкого давления поступает в фильтр, где
очищается от механических примесей. Очищенное топливо по топливопроводу
10 поступает в канал головки топливного насоса высокого давления (ТНВД).
Из головки насоса топливо попадает во внутреннюю полость гильз
плунжерных пар и под давлением 12,5 МПа по топливопроводам 8 высокого
давления поступает в форсунки, которые в конце такта сжатия впрыскивают
топливо в предкамеры головок цилиндров.
Рис. 17. Устройство системы
питания дизельного двигателя Д-16:
1 — форсунка; 2 — впускной коллектор; 3 — воздухоочиститель; 4 —
подкачивающий насос; 5 — топливный бак дизеля; б — фильтр-отстойник; 7 —
регулятор; 8 и 10 — топливопроводы; 9 — ТНВД с подкачивающим насосом; 11
— топливный фильтр.
Избыток топлива из головки насоса возвращается по трубке в подкачивающий
насос. Просочившееся через зазоры между деталями форсунки топливо
стекает по сливным трубкам.
Трактор Т-16. Топливный бак дизеля Д-16
Топливный бак дизеля (рис. 18) расположен под сиденьем оператора и прикреплен болтами к стойкам сиденья.
Рис. 18. Топливный бак дизеля
(Д-16):
1 — патрубок; 2 — крышка; 3 — заливная горловина; 4 — указатель уровня
топлива; 5 — бак; 6 — амортизационные прокладки; 7 и 14 — сетчатые
фильтры; 8 — сливной краник; 9, 12 и 15 — трубки; 10 — расходный краник;
11 — перегородки бака; 13 и 16 — штуцеры.
Для амортизации между фланцем топливного бака трактора
Т-16 М и трактора
Т-16 МГ и стойками помещены резиновые прокладки 6. Бак состоит из
двух частей, выштампованных из листовой стали и приваренных друг к
другу.
К верхней и нижней частям бака приварены перегородки 11, которые служат
для придания баку жесткости и смягчения гидравлических ударов при
движении шасси. В верхней части приварена заливная горловина в которую
вставлены воронка 1 и указатель уровня топлива 4. Горловина закрыта
крышкой 2. Боковая поверхность воронки имеет отверстия для прохода
топлива и обернута приваренной к ней сеткой. Топливо, проходя через
сетку, очищается от примесей.
В два отверстия нижней части вставлены и приварены к ней штуцера 13 к
которым припаяны сетчатые фильтры 7 и 14. Через отверстия в штуцерах по
трубкам 9, 12 через расходный краник топливо поступает в трубку 15 и из
нее в топливную магистраль шасси. Проходя через фильтры 7 и 14, топливо
очищается. Фильтры расположены относительно дна бака так, чтобы нельзя
было полностью израсходовать топливо. В этом случае на дне бака остается
часть топлива, которое вместе с примесями сливают через сливной краник
8. К штуцеру 16 присоединяют трубку подкачивающего насоса.
Рис. 19. Топливный фильтр
дизеля (Д-16):
1 — корпус; 2 — крышки фильтра с трубкой в сборе; 3 — краник; 4 —
фильтрующий элемент; 5 — прокладка крышки фильтра; 6 — стержень; 7 —
болт поворотного угольника; 8 — защитная втулка; 9 — соединительная
гайка; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — упорная шайба; 12 — поджимные
шайбы; 13 — пружина; 14 — пробка.
Фильтрующий элемент состоит из хлопчатобумажной пряжи, намотанной на
сетчатую трубку. Трубку для лучшей фильтрации топлива перед намоткой
пряжи обертывают фильтрующей бумагой. Топливо, просачиваясь через нитки
и бумагу в сетчатую трубку, очищается от примесей и воды.
Профильтрованное топливо через каналы в головке и болте поворотного
угольника по топливопроводу поступает в головку топливного насоса.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Устройство системы питания дизельного двигателя, топливный бак дизеля | Автор: Administrator | 20681 |
Топливный фильтр дизеля Т-16 | Автор: Administrator | |
Топливный насос высокого давления (ТНВД) Т-16 | Автор: Administrator | 23694 |
Плунжерная пара топливного насоса | Автор: Administrator | 13984 |
Подкачивающий топливный насос, регулятор | Автор: Administrator | 11773 |
Форсунка насоса дизеля, распылитель | Автор: Administrator | 10332 |
Топливопровод высокого давления | Автор: Administrator | 18298 |
Топливный насос ТНВД НД-21 | Автор: Administrator | |
Регулятор давления ТНВД | Автор: Administrator | 13162 |
Подкачивающий топливный насос | Автор: Administrator | 13185 |
Форсунка и воздухоочиститель Д-21А | Автор: Administrator | 7963 |
Трактор Т-16. Топливопровод высокого давления дизеля Д-16
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Устройства топливной системы сообщаются между собой топливопроводами
низкого и высокого давления. Топливопроводами низкого давления соединяют
друг с другом топливный бак, подкачивающий насос, топливный фильтр,
головку топливного насоса. Эти топливопроводы соединяются посредством
поворотных угольников, штуцеров и накидных гаек.
Топливопроводы высокого
давления
Топливная система дизеля Д-21А состоит из топливного бака 1 (рис. 25), ТНВД 7 с всережимным механическим регулятором и топливоподкачивающим насосом, комбинированного топливного фильтра 2 и 3, форсунок 6, трубопроводов высокого давления.
Рис. 25. Схема системы
питания двигателя Д-21А топливом:
1 — топливный бак; 2 — фильтр тонкой очистки; 3 — фильтр грубой очистки;
4 — трубка слива; 5 — трубка отвода воздуха; 6 — форсунка; 7 — топливный
насос высокого давления.
Комбинированный топливный
фильтр дизеля с
кронштейном устанавливается на специальной площадке крышки
распределительных шестерен с левой стороны дизеля и предназначен для
очистки топлива от механических примесей и воды. Он состоит из двух
фильтров: фильтра 5 (рис. 26) грубой очистки и фильтра 8 тонкой очистки
топлива.
В корпусе 7 ввернут фильтруюший элемент 5 грубой очистки топлива,
идущего по топливопроводам высокого давления. В нижней части стакана 4
установлен успокоитель 2.
Рис. 26. Топливные фильтры
(Д-21А):
1 — гайка-барашек; 2 — уплотнитель; 3 — дужка; 4 — стакан; 5 —
фильтрующий элемент грубой очистки в сборе; 7 — корпус; 8 — полость
фильтра тонкой очистки; 9 — колпак; 10 — упорная шайба; 11 — пружина; 12
— пробка сливного отверстия.
Бумажный фильтрующий элемент 8 тонкой очистки топлива установлен в
колпаке 9 и уплотнен в верхней и нижней частях резиновыми кольцами.
Топливо из бака за счет разрежения, создаваемого топлипоподкачивающим
насосом, поступает в фильтр 7 грубой очистки топлива и, обтекая
коническую поверхность отражателя фильтрующего элемента по зазору между
ним и стаканом 4 попадает в нижнюю часть стакана. Под успокоителем 2
оседают грязь и вода, которые удаляются при техобслуживании. Затем
топливо поднимается вверх и через сетку поступает в канал корпуса 7
далее по трубке к топливоподкачивающему насосу. Из топливоподкачивающего
насоса оно под давлением поступает в фильтр тонкой очистки топлива,
заполняет пространство между колпаком 9 и бумажным фильтрующим элементом
8. За счет давления, создаваемого топливоподкачивающим насосом, топливо
проходит через фильтрующий элемент, где очищается от мелких механических
примесей. Очищенное топливо по каналу в корпусе фильтра и топливопроводу
высокого давления поступает к секции высокого давления топливного
насоса.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Трактор Т-16. Система пуска дизельного двигателя Д-16
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Для пуска рассматриваемых дизелей Т-16 применяется
электрический стартер. Облегчение проворачивания коленчатого вала, когда
осуществляется пуск при низких температурах окружающего воздуха,
обеспечивается декомпрессионным механизмом. Дополнительно в системе
пуска: у дизеля Д-16 имеется специальное устройство для подачи в
цилиндры вместе с подогреваемым воздухом паров дизельного топлива, а у
дизеля Д-21А — свеча накаливания для подогрева всасываемого воздуха.
Устройство для облегчения запуска дизеля Д-16 при низких температурах
действует следующим образом.
Ручным пусковым насосом 3 (рис. 48) подкачивают дизельное топливо,
которое по топливопроводу 4 поступает к форсунке 1, установленной на
впускном коллекторе. Топливо распыляется форсункой и попадает на спираль
накала, смонтированную во впускном коллекторе. Таким образом, при
запуске двигателя, в его цилиндры попадают нагретый воздух и пары
топлива, что значительно облегчает запуск.
Рис. 48. Устройство дли
облегчения запуска двигателя Д-16 при пониженных температурах:
1 — пусковая форсунка; 2 — болт крепления поворотного угольника; 3 —
подкачивающий насос; 4 и 5 — топливопроводы; 6 и 7 — прокладки.
Спираль накала (рис. 49) состоит из непосредственно спирали 6,
изготовленной из нихромовой проволоки, центрального электрода 5,
изоляционной втулки 2, шайбы 3 и корпуса 4, ввертываемого во впускной
коллектор. Для включения спирали применена кнопка включения ВК-50,
смонтированная на раме сиденья шасси.
Ручной пусковой насос в системе
пуска дизельного двигателя
Т-16 (рис. 50)
состоит из бронзового или дюралевого корпуса 6, внутри которого
перемещается шток 3 с двумя резиновыми уплотнительными манжетами на
конце. Через штуцер 11 с всасывающим клапаном 7 в полость корпуса
засасывается дизельное топливо из бака. В штуцере установлен сетчатый
фильтр 9. Через нагнетательный клапан 1 в штуцере 10 топливо под
действием усилия, приложенного к штоку, нагнетается к пусковой форсунке.
Рис. 49. Спираль накала
(Д-16):
1 — зажимной винт; 2 — изоляционная втулка; 3 — изоляционная шайба; 4 —
корпус; 5 — центральный электрод; 6 — спираль.
Рис. 50. Подкачивающий
пусковой насос (Д-16):
1 — нагнетательный клапан; 2 — пружина всасывающего клапана; 3 — шток; 4
— гайка крепления насоса; 5 — рукоятка насоса; 6 — корпус насоса; 7 —
всасывающий клапан; 8 — прокладка; 9 — фильтр; 10 и 11 — штуцер.
Насос гайкой 4 закрепляют на штампованном кронштейне, расположенном на
сиденье водителя.
Пусковая форсунка центробежного типа (рис. 51) состоит из корпуса 1,
стопора 2, фильтра 3, центробежной направляющей 4 и сопла 5.
Рис. 51. Пусковая форсунка
(Д-16):
1 — корпус; 2 — стопор; 3 — фильтр; 4 — центробежная направляющая; 5 —
сопло.
Работает система
пуска дизеля следующим
образом. Топливо, нагнетаемое в корпус форсунки, через отверстие в
стопоре 2 и сетку фильтра 3 поступает к центробежной направляющей 4.
Вследствие расположения отверстий на касательной в боковых стенках
направляющей топливо приобретает вращательное движение и выбрасывается
через сопло 5 в виде мелкораспыленного широкого конуса.
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Проверка системы питания трактора Т-16
Техническое состояние системы питания во многом определяет эффективность использования шасси. Для того, чтобы она исправно работала нужно соблюдать определенные требования, в частности:
— при техническом обслуживании тракторов Т-16 осуществлять проверку системы питания;
— заливать в бак чистое топливо рекомендованных марок, избегая попадания в него воды и пыли;
— проверять и, при необходимости, доливать масло в корпус топливного насоса;
— сливать отстой из топливного бака и фильтра тонкой очистки топлива;
— очищать дренажное отверстие в крышке заливной горловины топливного бака;
— при работе и особо пыльных условиях через каждые 20 часов проверять и, при необходимости, заменять масло в поддоне воздухоочистителя;
— не допускать работу дизеля с подсосом воздуха в топливной системе и попадание воды в воздухоочиститель во время мойки.
Запрещается подогревать воздух перед всасывающей трубкой при пуске дизеля открытым огнем (факелом, паяльной лампой).
Топливный бак рекомендуется заполнять в конце рабочего дня, этим предупреждается возможность конденсации паров поды. При сезонном техническом обслуживании промывать сетчатый фильтр заливной горловины.
Техническое обслуживание топливных фильтров, в ходе проверки системы питания, состоит в периодическом удалении отстоя, промывании и смене фильтрующих элементов тонкой очистки.
Для слива отстоя из фильтра тонкой очистки нужно подставить под него емкость и открутить сливную пробку.
Для слива отстоя из фильтра грубой очистки нужно закрыть кран топливного бака, снять колпак, удалить отстой, промыть колпак в чистом дизельном топливе, поставить колпак на место, заполнить систему топливом и удалить воздух.
Для замены фильтровального элемента тонкой очистки нужно:
— слить топливо, открыть сливную пробку;
— отъединить колпак фильтра вместе с фильтрованным элементом;
— извлечь фильтр;
— промыть все детали в чистом дизельном топливе;
— собрать фильтр, обеспечить плотность прилегания торцовой поверхности к плоскости корпуса;
— заполнить систему топливом и удалить из нее воздух (у насоса НД для удаления воздуха отворачивают болт крепления поворотного угольника топливопроводящей магистрали или специальную пробку и прокачивают систему ручным насосом). Признаками неисправной работы топливной системы являются дымление и перебои при работе двигателя, паление мощности. Падение мощности двигателя без дымления вызывается засорением топливного фильтра или недостаточной подачей топлива вследствие нарушения регулировки топливного насоса. Перебои в работе двигатели и появление белого дыма имеют место при попадании воздуха в топливную систему, а также вследствие неисправной работы форсунок, которые можно выявить при проверке системы питания Т-16.
См. также: Коленчатый вал дизеля Т-16. Топливный фильтр дизеля.
- < Назад
- Вперёд >
Трактор Т-16. Подкачивающий топливный насос дизеля Д-16
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Для преодоления гидравлического сопротивления топливных фильтров и для подачи топлива к ТНВД с некоторым избытком используется подкачивающий топливный насос самоходного шасси Т-16. Он кренится к корпусу ТНВД и привозится в действие эксцентриком его флика.
Насос состоит из корпуса 1 (рис. 31, а), поршня 2 с пружиной 3 и пробкой 12, роликового толкателя, штока 5 с направляющей втулкой 4, впускного 26 и выпускного 14 клапанов с пружинами 15.
Рис. 31. Устройство (а) и
схема работы (б) подкачивающего топливного насоса:
1 — корпус; 2 — поршень; 1 — пружина; 4 — втулка штока; 5 — шток; 6 —
толкатель;7, 8 и 10 — ось, ролик и пружина толкателя; 9 — стопорное
кольцо; 11 — уплотнительное кольцо; 12 и 13 — пробки; 14 — выпускной
клапан; 15 и 16 — пружина и седло клапана; 17, 18, 19, 20 и 23 —
рукоятка, крышка насоса; 21 — штифт; 22 — уплотнительное кольцо; 24 и 25
— прокладки; 26 — впускной клапан; 27 — эксцентрик; А и Б — полости
насоса; В — всасывание; Н — нагнетание.
При вращении эксцентрика поршень двигается возвратно-поступательно.
Когда поршень перемещается в сторону полости А происходит
подготовительный ход — сжимается пружина 3 и топливо через выпускной
клапан 14 перекачивается от полости в полость Б (положение 1).
Рабочий ход — поршень перемещается в обратном направлении под действием пружины 3 (положение II). При этом поршень вытесняет топливо из полости Б в корпус фильтра тонкой очистки, а в полости А в это время создается разрежение и через клапан 26 она заполняется топливом.
Топливный насос ручной подкачки задействован при удалении из системы воздуха; при перемещении рукоятки штока 19 вверх под поршнем создается разрежение, впускной клапан 26 открывается и топливо заполняет полость цилиндра; при обратном движении впускной клапан закрывается и топливо через полость А и клапан 14 нагнетается в систему. После заполнения системы топливом рукоятка штока должна быть плотно закручена на крышке цилиндра.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
Для отвода воздуха на головке топливного фильтра дизеля закреплен
продувочный краник 3, состоящий из шарикового клапана, штуцера и иглы с
рукояткой.
Рис. 20. Топливный насос
высокого давления (ТНВД) 2НТ-8,5х10:
содержание .. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 ..
|
|
|