Т 150 регулировка сцепления: Сцепление Т-150: регулировка и схема – Детали и регулировка сцепления трактора Т-150

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 30

 

 

121 

Для  исключения  добавочных  напряжений  боковых  опор  и  несущих 

корпусных деталей из-за перекосов при установке силового агрегата отре-

гулируйте опоры двигателя в следующем порядке: 

— 

закрепите амортизатор 10 (см. рисунки 54 и 55) вместе с защитным 

колпаком 12 и опорой 9 на опорном шипе 11 двигателя, установите опору 

1 на нижнюю полку рамы, подложив под опорные фланцы косые шайбы, 

и закрепите; 

Бонка-метка  должна  быть  с  левой  стороны  по  ходу  трактора.  Затем 

положите  на  опорную  поверхность  кронштейна  1  нижнюю  подушку 

амортизатора 13. 

— 

установите кронштейны с амортизаторами 2 и 6 на раму 8 трактора; 

— 

установите силовой агрегат всеми опорами на раму; 

— 

образовавшийся  зазор  между  опорными  лапами  кронштейна  9  и 

верхними  полками  лонжеронов  рамы  заполните  регулировочными  про-

кладками 7. Толщина набора прокладок должна быть одинаковой с каж-

дой стороны и на 1,5 – 2 мм превышать величину зазора; 

— 

после установки прокладок закрепите все опоры к раме болтами. 

В случае отсутствия зазора между кронштейном 9 и верхними полка-

ми лонжеронов рамы подложите с двух сторон регулировочные проклад-

ки 3 между средними опорами 5 и колпаками 4 боковых амортизаторов до 

появления видимого зазора между кронштейном 9 и рамой 8, а затем за-

полните зазор, как указано выше. 

Во время эксплуатации трактора следите за тем, чтобы на амортиза-

торы не попадали масло и топливо. Это выводит их преждевременно из 

строя. 

Периодически контролируйте затяжку крепления опор. 
 

5.4.2 Регулировка приводов управления двигателем 
 

Регулировка приводов управления двигателем трактора  

Т-150-05-09. 

Для регулировки привода управления подачей топлива: 
— 

переведите рычаг 3 (см. рисунок 56) в крайнее переднее положение, 

соответствующее выключенной подаче топлива. Проверьте длину пружи-

ны 12 тяги 9 в поджатом состоянии, которая должна быть 58 – 62 мм. Ве-

личину поджатия регулируйте гайками 11; 

— 

отрегулируйте выступание упорного болта 10, которое должно быть 

54-

56 мм над полом кабины, а педаль 6 уприте в болт 10. Рычаг 16 регуля-

тора топливного насоса должен занять крайнее переднее положение, со-

ответствующее полной подаче топлива, а тяга 9 – удлиниться на величину 

зазора А между упором Б и трубкой тяги 9, равного 8-10 мм. Величину 

зазора А регулируйте изменением длины тяги. После регулировки затяни-

те контргайку 18; 

— 

отпустите  педаль  6,  рычаг  16  под  действием  пружины  15  переме-

стится в положение, соответствующее выключенной подаче топлива; 

 

 
122 

— 

установите рычаг 3 в переднее положение, не доведя его до упора на 

2-

4 мм. Палец 8 должен касаться нижнего конца прорези серьги 7. Вилкой 

4 отрегулируйте длину тяги 5. 

Правильно  отрегулированное  управление  при  крайних  положениях 

педали  6  и  рычага  3  ручного  управления  должно  обеспечивать  макси-

мальную и минимальную подачу топлива. 

 

 

 

1 – 

трос; 2 – рукоятка; 3, 14, 16 – рычаги; 4 – вилка; 5, 9 – тяги; 6 – педаль; 7 – серь-

га; 8 – палец; 10 – упорный болт; 11 – гайка; 12, 15 – пружины; 13 – планка;  
17 – 

винт; 18 – контргайка 

 

Рисунок 56 

 

Приводы управления двигателем трактора Т-150-05-09 

 

Для  регулировки  привода  останова  двигателя  рукоятку  2  троса  1 

установите в крайнее положение. Другой конец троса 1 соедините с рыча-

гом 14 и закрепите винтом 17, зафиксируйте оболочку тяги планкой 13. 

Регулировка приводов управления двигателем трактора ХТЗ-181. 

Для  регулировки  привода  управления  подачей  топлива  установите 

рукоятку 6 (см. рисунок 57) в крайнее переднее положение и гайками 14 

отрегулируйте длину троса 15 так, что бы рычаг 4 регулятора топливного 

насоса двигателя занимал положение соответствующее максимальной по-

дачи  топлива,  при  этом  болт  12  должен  упираться  в  гайку  10,  а  педаль 

своим упором в коврик пола кабины. 

Если педаль 13 при максимальной подаче топлива не будет упираться 

своим упором в коврик пола кабины, то необходимо отпустить контргай-

ку 20, нажать на педаль упора и застопорить переходник 19 контргайкой 
20.  

Для  регулировки  привода  останова  двигателя  рукоятку  9  троса  11 

установите в крайнее переднее положение «от себя». Другой конец тяги 11 

Муфта сцепления трактора Т-150

Категория:

   Трактор Т-150

Публикация:

   Муфта сцепления трактора Т-150

Читать далее:



Муфта сцепления трактора Т-150

Муфта сцепления предназначена для временного отъединения двигателя от силовой передачи и плавного их соединения при переключении передач и трогании трактора с места. На тракторы устанавливают сухую двухдисковую постоянно-замкнутую муфту сцепления.

Устройство муфты сцепления. Ведущей частью муфты сцепления является маховик с жестко прикрепленным кожухом, нажимной и промежуточный диски. Соединение ведущих дисков с маховиком осуществляется четырьмя шипами, которые свободно входят в пазы маховика.

Ведомая часть муфты состоит из ведомых дисков и вала. Каждый ведомый диск имеет шлицевую ступицу, свободно посаженную на шлицах вала муфты, и стальной диск, к которому для увеличения трения с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки. Стальной диск соединен со ступицей гасителем крутильных колебаний.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Ступица ведомого диска свободно помещена на шлицы вала муфты. Передний конец вала муфты опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке маховика, а задний конец соединен шлицами с первичным валом коробки передач и опирается на его передний подшипник.

Ведомые диски муфты сцепления зажаты между торцовыми поверхностями маховика и ведущих дисков двадцатью пружинами, которые равномерно расположены в кожухе.

Ведомые части муфты отъединяются от ведущих механизмом выключения, который состоит из четырех отжимных рычажков, выжимного подшипника, сервомеханизма, педали и тормозка.

Отжимные рычажки прикреплены к кожуху вилками и гайками. Наружные концы рычажков шарнирно соединены с нажимным диском, а внутренние их концы —с кольцом. При включенной муфте сцепления менаду кольцом отжимных рычажков и упором выжимного подшипника должен быть определенный зазор (3,5—4,0 мм), равный свободному ходу педали. Педаль муфты сцепления связана с подшипником через вилку выключения, рычаги и тяги.

При нажатии на педаль подшипник переместит вперед кольцо с внутренними концами отжимных рычажков, а наружные концы рычажков отведут назад нажимной диск. Под действием разжимных пружин промежуточный диск отойдет от маховика, а нажимной диск — от промежуточного, и вращение на ведомые диски от коленчатого вала передаваться не будет.

Рис. 1. Схема силовой передачи трактора: а — гусеничного, б— колесного; 1—муфта сцепления, 2 — коробка передач, 3 — карданный вал, 4 — ведущий мост, 5 — конечная передача, 6 — задний ведущий мост, 7 — колесный редуктор, 8 — редуктор вала отбора мощности, 9— передний ведущий мост

Для быстрой остановки ведомых частей муфты сцепления при ее выключении применен тормозок. Основной деталью его является колодка с приклепанной к ней фрикционной накладкой, которая при торможении прижимается к валу муфты. Другой конец колодки через пружину соединен с рычагом, закрепленным на вилке выключения. Чтобы легче выключить муфту сцепления, в механизм выключения гусеничного трактора введен сервомеханизм.

Рис. 2. Муфта сцепления трактора Т-150: 1 — вал, 2 — корпус, 3 — пружина, 4 — корпус выжимного подшипника, 5 — кожух, 6—выжимное кольцо, 7 — регулировочная гайка, 8 — отжимной рычажок, 9 — нажимной диск, 10 — разжимная пружина, 11 — промежуточный диск, 12 — ведомые диски, 13 — паз маховика, 14 — вилка выключения, 15 — регулировочная гайка тормозка, 16 — тормозная колодка ки, а другим соединена через рычаги и тягу с вилкой выжимного подшипника. Рычаг 8 сервомеханизма изготовлен заодно с педалью муфты. При выключении муфты сцепления пружина 7 вначале растягивается до тех пор, пока рычаг сервомеханизма не пройдет мертвую точку. Затем пружина сжимается, помогая трактористу выключить муфту сцепления.

У колесного трактора легкость выключения муфты сцепления обеспечивается пневматическим сервомеханизмом. Пневмосервоме-ханизм состоит из пневматической камеры, закрепленной на корпусе муфты с левой стороны, и следящего устройства. Корпус следящего устройства соединен через тягу с педалью муфты, а плунжер — с рычагом вилки выключения.

Если нажать на педаль муфты сцепления, сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан поступит в пневматическую камеру и переместит ее шток, который, воздействуя на рычаг вилки, выключит муфту. При возвращении педали в исходное положение между клапаном и плунжером образуется зазор, и сжатый воздух из пневматической камеры, выпускается через следящее устройство.

Во время работы трактора нельзя без надобности держать ногу на педали муфты сцепления, чтобы преждевременно не износились фрикционные накладки ведомых дисков, кольцо отжимных рычажков и нажимной подшипник.

Рис. 3. Гаситель крутильных колебаний: а — устройство, б — схема работы; 1—диски гасителя крутильных колебаний, 2— стальной диск, 3 — ступица, 4 — пружина

Выключать муфту сцепления следует быстро, а включать плавно и без задержки педали в промежуточном положении.

Необходимо помнить, что муфту сцепления и двигатель балансируют в сборе, поэтому при сборке муфты нажимной диск и кожух устанавливают относительно маховика в такое положение, при котором они находились до разборки, для чего на маховике, нажимном диске и кожухе выбиты метки «1» и «2».

Техническое обслуживание муфты сцепления. Долговечность работы муфты зависит от частоты ее включения и выключения, продолжительности буксования, от правильной сборки и своевременного технического обслуживания: наблюдения за состоянием резьбовых соединений, своевременной смазке подшипников и ее регулировке.

Ежесменно проверяют наружные крепления деталей муфты.

Через каждые 240 ч работы двигателя смазывают передний подшипник вала муфты сцепления через масленку, расположенную на маховике двигателя, и выжимной подшипник — через масленку на его корпусе. Для этого снимают крышки люков на корпусе муфты в картере маховика. Проверяют свободный ход педали муфты сцепления и при необходимости регулируют его.

Регулировка муфты сцепления. Свободный ход педали муфты сцепления должен соответствовать 30—40 мм, а зазор между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков при включенной муфте сцепления — 3,5—4 мм.

Рис. 4. Схема работы муфты сцепления трактора: а — гусеничного, 6— колесного; 1 — педаль, 2 — регулировочная гайка тормозка, 3 — нажимной диск, 4 — разжимные пружины, 5 — тормозная колодка, 6 — регулировочная тяга, 7 — пружина сервомеханизма, 8 — рычаг сервомеханизма, 9 — пневматическая камера, 10 — тяга, 11 — стакан, 12 — болт стопорной пружины, 13— регулировочная гайка, 14 — рычаг вилки выключения, 15 — плунжер, 16 — сетчатый фильтр, 17 — клапан, 18 — тяга

По мере износа трущихся поверхностей дисков зазор уменьшается, отчего пробуксовывают диски муфты. Когда муфта пробуксовывает, крутящий момент от двигателя на ведущие колеса передается не полностью, а диски нагреваются. При отпущенной педали и включенной передаче трактор трогается с места очень медленно, а от муфты пахнет горелым маслом.

Если зазор велик, свободный ход педали муфты сцепления увеличивается, и муфта выключается не полностью (муфту «ведет»), В этом случае при переключении скоростей слышен шум в коробке передач.

Для восстановления, нормального зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков изменяют длину тяги у гусеничного и тяги у колесного тракторов. Чтобы восстановить зазор, ослабляют контргайки вилок тяг и ввертывают тягу для увеличения зазора или вывертывают ее для уменьшения зазора. Затем затягивают контргайки и проверяют зазор.

У сильно изношенных фрикционных накладок ведомых дисков после многократной регулировки тяги корпус выжимного подшипника упрется в торец стакана. Дальнейшую регулировку зазора между упором выжимного подшипника и кольцом отжимных рычажков необходимо осуществлять гайками. Для этого снимают крышку люка корпуса муфты сцепления. Провернув коленчатый вал двигателя, ослабляют болты крепления стопорных пружин и отвертывают каждую регулировочную гайку на полтора оборота. Поворот гайки на одну грань соответствует перемещению кольца отжимных рычагов на 1,1 мм.

Увеличивая длину тяги, регулируют свободный ход выжимного подшипника (расстояние от кольца отжимных рычажков 3,5—4 мм). Затем проверяют равномерность зазора, стопорят регулировочные гайки пружинами и затягивают болты. Потом регулируют ход корпуса выжимного подшипника, который при полностью выключенной муфте сцепления (ход педали 150—160 мм) должен быть 21—22 мм.

После регулировки зазора между выжимным подшипником и кольцом осматривают и при необходимости регулируют тормозок.

Рис. 5. Необходимый зазор между фрикционной 1 — вал заднего хода и ходоуменьшителя, 2 — первичный вал, 3 — промежуточный вал, 4 — вторичный вал

Рекламные предложения:


Читать далее: Коробка перемены передач трактора Т-150

Категория: — Трактор Т-150

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Регулировка сцепления трактора Т-150К — Ремонт трактора

В том случае, если Вам понадобилось произвести ремонт сцепления трактора, сначала необходимо отрегулировать зазор в изумительном тормозке, для чего своевременно поверните тщательно рычаг против движения стрелки часов до самого упора. Аккуратно изменяя длину существующей тяги изумительного тормозка, обязательно добейтесь четкого совпадения всех отверстий в добротной вилке тяги и реально прижатом до возможного упора рычаге. Потом тягу присоедините к идеальному рычагу и, если она практически свободно соединяется с рычагом, постарайтесь ее вновь отъединить. Внимательно ее укоротите всего лишь на 7 мм, качественно поставьте на место, тщательно зашплинтуйте палец и по возможности затяните имеющиеся контргайки тяги. При достаточно правильно отрегулированном управлении прекрасным тормозком, технологичная пружина тяги при полном выключении сцепления непременно должна дополнительно четко сжиматься на 3…4 мм.

При ювелирно точной регулировке сцепления трактора Т-150К, надо значительно изменить длину тяги, если между отменным корпусом механизма полного выключения и качественным торцом стакана есть какой-либо зазор. Если такого зазора практически нет, то вследствие износа накладок качественных ведомых дисков, данное сцепление обязательно регулируйте полным восстановлением первоначального удобного положения кольца комфортных отжимных рычагов, которое все время определяется существующим зазором между кольцом и реальным упором прочного выжимного подшипника. Для точной регулировки примерного изменения длины тяги, что является в данном случае исключительно наружной регулировкой, надо обязательно отъединить шток удобной пневматической камеры от качественного поворотного рычага. В этом случае непременно ослабьте изумительное крепление мощных контргаек на тяге и, удобно вращая тягу в нужную Вам сторону, достаточно грамотно установите требуемый зазор, после чего не забудьте затянуть ранее ослабленные контргайки и аккуратно вновь проверьте, есть ли зазор.

Значительно постарайтесь ослабить гайки крепления жесткой пневматической камеры и, тщательно вращая необходимую вилку штока, внимательно совместите отверстие вилки с аналогичным отверстием поворотного рычага. А вот уже после этого, аккуратно соедините их пальцем так, чтобы удобный шток находился в требуемом крайнем заднем положении, и тщательно уже затяните ослабленные гайки мощного крепления прекрасной пневматической камеры.

 

Трактора Т-150-05-09, ХТЗ-181. Руководство — часть 31

 

 

127 

Для проверки и регулировки зазора между шкивом 3 (см. рисунок 60) 

вала  муфты  сцепления  и  фрикционной  накладкой  4  колодки  тормозка  5 

полностью  выключите  муфту  сцепления  (нажмите  на  педаль),  а  затем 

гайкой  2  болта  тормозка  отрегулируйте  зазор  А  между  торцами  бонки 

тормозной колодки 5 и гайки 2. Для этого отверните гайку 2 до полного 

выхода  ее  выступа  из  паза  бонки  колодки  тормозка  (до  прекращения 

щелчков), а затем заверните ее на 2-3 щелчка. 

Замену троса 4 (см. рисунок 59) дистанционного управления на трак-

торе ХТЗ-181 проводите в следующей последовательности: 

— 

отверните гайки 13 и 19 крепления троса к полу 14 кабины и крон-

штейну 15; 

— 

расшплинтуйте и выньте пальцы крепления троса к рычагу педали 9 

и рычагу 24, снимите трос 4; 

— 

подсоедините один конец троса 4 к рычагу 23, закрепив его вилку 3 

с помощью пальца и шплинта; 

— 

закрепите трос 4 на кронштейне 15 гайками 19; 

— 

подсоедините трос 6 к рычагу педали 9, закрепив его вилку 12 с по-

мощью пальца и шплинта, при этом рычаг педали должен упираться сво-

им  упором  в  верхнюю  полку  кронштейна  кабины.  Перед  продеванием 

троса через отверстие в полу кабины наверните на него одну гайку 13; 

— 

закрепите трос на полу 14 кабины гайками 13; 

— 

проверьте и, при необходимости, отрегулируйте величину зазора В 

между вилкой 3 (см. рисунок 60) выключения сцепления и муфтой 19 вы-

ключения  сцепления,  регулировку  тормозка  и  работу  механизма  блоки-

ровки переключения диапазонов коробки передач.  

 
5.4.4 

Регулировка  механизма  блокировки  переключения  диапа-

зонов 

 

Регулировка механизма блокировки переключения диапазонов перед-

него и заднего хода заключается в изменении длины тяги, соединяющей 

рычаг управления муфтой сцепления с рычагом валика блокировки. 

 

 

 

1 

 

педаль муфты сцепления; 2 

 

тяга; 3 

 

контргайка; 4 

 

вилка: 5 

 

рычаг;  

 

палец; 7 

 

риски 

 

Рисунок 61 – Схема регулировки механизма блокировки переключе-

ния диапазонов 

Ремонт сцепления трактора Т-150К

Сцепление трактора Т-150К постоянно замкнутого типа двухдисковое, сухого трения, с демпферами колебаний крутящего момента двигателя.

Корпус сцепления. К основным дефектам относятся трещины, изломы и износ сопряженных поверхностей. Износ отверстия стакана выжимного подшипника допускается до диаметра 160,14 мм, а диаметр отверстий под установочные штифты должен быть не больше 14,13 мм. Диаметры втулок под валик выключения и ось рычага не должны превышать соответственно 32,25 и 18,07 мм.

Вал сцепления. К основным дефектам относятся износ шлицов и поверхностей под подшипник, сальник, тормозок и первичный вал коробки передач. Износ шлицов под ведомые диски и первичный вал коробки передач допускается до толщины соответственно 5,2 и 4,09 мм. Величина износа шеек под подшипник, сальник и тормозок допускается до диаметров соответственно 44,95; 49,7; 108,77 мм.

Изношенные шлицы под ведомые диски наплавляют в среде углекислого газа проволокой 1,2 Нп-30ХГСА. После наплавки вал нормализуют и обтачивают на токарном станке. Фрезеруют шлицы и закаливают их при помощи токов высокой частоты, затем вал шлифуют до номинального размера. При износе шлицов под первичный вал коробки передач вал сцепления обычно выбраковывают.

Поверхности под сальник и подшипник восстанавливают наплавкой в среде углекислого газа с последующей механической обработкой.

Диски сцепления. Износ рабочих поверхностей нажимного и промежуточного дисков допускается до трехкольцевых канавок глубиной 0,1 мм. Рабочие поверхности их, если необходимо, исправляют шлифованием или расточкой с последующей тщательной зачисткой мелким наждачным полотном. При этом допускается уменьшение толщины нажимного диска до 24,5 мм, а промежуточного — до 24,0 мм.

Величина износа шлицов по ширине и коробления дисков допускается соответственно до 5,2 и 0,3 мм.
Ремонт ведомых дисков сцепления сводится главным образом к замене изношенных или поврежденных фрикционных накладок 4 (рис. 1).

Рис. 1. Ведомый диск сцепления:

1 — упорный штифт; 2 — стяжкой болт; 3 — тарельчатая пружина; 4 — накладка; 5 — диск накладок; 6 — защитный кожух; 7 — диск демпфера; 8 — фрикционное кольцо; 9 — ступица; 10 — гайка; 11 — опорная пластина; 12 — демпферная пружина; а — зазор между упорным штифтом и подковообразным вырезом во фланце ступицы.

Износ накладок допускается до толщины диска 10 мм. Номинальная толщина — 12,5 0,37 мм. Если необходимо, заменяют обе накладки вместе, так как небольшая разница в толщине может нарушить нормальную работу сцепления. Накладки к дискам приклепывают при помощи пневматического пресса модели 127 (рис. 2).

Рис. 2. Пневматический пресс для приклепывания фрикционных накладок:

1 — кронштейн; 2 — корпус; 3 — резьбовая втулка; 4 — контргайка; 5 — втулка; 6 — шток; 7 — вилка; 8 — манометр; 9 — коромысло; 10 — воздушный редуктор; 11 — пневматический цилиндр; 12 — кран управления; 13 — тяга; 14 — педаль.

Величина утопания головок заклепок по отношению к рабочей поверхности новых фрикционных накладок должна быть не менее 1,55 мм. Накладки при замене должны плотно прилегать по диску, допускаются местные неплотности между диском и накладками после склепывания до 0,1 мм, а на расстоянии до 20 мм от разрезов диска — не более 0,2 мм. Торцевое биение поверхностей приклепанных накладок относительно оси шлицевой ступицы диска не должно превышать 0,9 мм на радиусе 195 мм. Разница в толщине диска, собранного с накладками, допускается до 0,3 мм.

Усилие сжатия пружин 3 (см. рис. 1) регулируют гайками 10. Диск 5 может проворачиваться относительно ступицы 9 под действием момента 10…35 Н·м (1,0…3,5 кгс·м). Этот момент гасит колебания крутящего момента двигателя.

Отжимные рычаги проверяют по состоянию поверхности кулачка, износ которой допускается до 2 мм. Допускается наварка и обработка изношенных поверхностей кулачков. Твердость рабочей поверхности восстановленного кулачка должна быть не менее HRC 50 на глубине не менее 2 мм.

Кольцо отжимных рычагов. Рабочие поверхности кольца отжимных рычагов при изнашивании восстанавливают шлифованием до толщины 11,0 мм.
Пружины сцепления. В свободном состоянии их высота должна быть в пределах 88 мм, а при сжатии усилием 524 ±60 Н (52,4 ± 6,0 кгс) — 54 мм. Допустимое усилие должно быть не менее 450 Н (45 кгс).

Корпус муфты выключения. В корпусе муфты выключения, если необходимо, обрабатывают цапфы под поминальный или ремонтный размер. Отремонтированные цапфы закаливают токами высокой частоты на глубину 1,5…3,0 мм до твердости HRC 40…50.

Упор муфты выключения. Рабочую поверхность упора муфты выключения при наличии рисок шлифуют. Уменьшение толщины бурта его при этом допускается до 16 мм.

Стакан выжимного подшипника. Износ наружной поверхности стакана выжимного подшипника под корпус муфты выключения допускается до диаметра 79,66 мм. Основные сопряжения деталей сцепления приведены в таблице. [Ремонт тракторов Т-150 и Т-150К. Малахов В.С. 1982 г.]

Схема установки сервомеханизма сцепления т 150. Ремонт муфты сцепления

К атегория:

Трактор Т-150

Муфта сцепления трактора Т-150

Муфта сцепления предназначена для временного отъединения двигателя от силовой передачи и плавного их соединения при переключении передач и трогании трактора с места. На тракторы устанавливают сухую двухдисковую постоянно-замкнутую муфту сцепления.

Устройство муфты сцепления. Ведущей частью муфты сцепления является маховик с жестко прикрепленным кожухом, нажимной и промежуточный диски. Соединение ведущих дисков с маховиком осуществляется четырьмя шипами, которые свободно входят в пазы маховика.

Ведомая часть муфты состоит из ведомых дисков и вала. Каждый ведомый диск имеет шлицевую ступицу, свободно посаженную на шлицах вала муфты, и стальной диск, к которому для увеличения трения с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки. Стальной диск соединен со ступицей гасителем крутильных колебаний.

Ступица ведомого диска свободно помещена на шлицы вала муфты. Передний конец вала муфты опирается на шариковый подшипник, установленный в расточке маховика, а задний конец соединен шлицами с первичным валом коробки передач и опирается на его передний подшипник.

Ведомые диски муфты сцепления зажаты между торцовыми поверхностями маховика и ведущих дисков двадцатью пружинами, которые равномерно расположены в кожухе.

Ведомые части муфты отъединяются от ведущих механизмом выключения, который состоит из четырех отжимных рычажков, выжимного подшипника, сервомеханизма, педали и тормозка.

Отжимные рычажки прикреплены к кожуху вилками и гайками. Наружные концы рычажков шарнирно соединены с нажимным диском, а внутренние их концы -с кольцом. При включенной муфте сцепления менаду кольцом отжимных рычажков и упором выжимного подшипника должен быть определенный зазор (3,5-4,0 мм), равный свободному ходу педали. Педаль муфты сцепления связана с подшипником через вилку выключения, рычаги и тяги.

При нажатии на педаль подшипник переместит вперед кольцо с внутренними концами отжимных рычажков, а наружные концы рычажков отведут назад нажимной диск. Под действием разжимных пружин промежуточный диск отойдет от маховика, а нажимной диск — от промежуточного, и вращение на ведомые диски от коленчатого вала передаваться не будет.

Рис. 1. Схема силовой передачи трактора: а — гусеничного, б- колесного; 1-муфта сцепления, 2 — коробка передач, 3 — карданный вал, 4 — ведущий мост, 5 — конечная передача, 6 — задний ведущий мост, 7 — колесный редуктор, 8 — редуктор вала отбора мощности, 9- передний ведущий мост

Для быстрой остановки ведомых частей муфты сцепления при ее выключении применен тормозок. Основной деталью его является колодка с приклепанной к ней фрикционной накладкой, которая при торможении прижимается к валу муфты. Другой конец колодки через пружину соединен с рычагом, закрепленным на вилке выключения. Чтобы легче выключить муфту сцепления, в механизм выключения гусеничного трактора введен сервомеханизм.

Рис. 2. Муфта сцепления трактора Т-150: 1 — вал, 2 — корпус, 3 — пружина, 4 — корпус выжимного подшипника, 5 — кожух, 6-выжимное кольцо, 7 — регулировочная гайка, 8 — отжимной рычажок, 9 — нажимной диск, 10 — разжимная пружина, 11 — промежуточный диск, 12 — ведомые диски, 13 — паз маховика, 14 — вилка выключения, 15 — регулировочная гайка тормозка, 16 — тормозная колодка ки, а другим соединена через рычаги и тягу с вилкой выжимного подшипника. Рычаг 8 сервомеханизма изготовлен заодно с педалью муфты. При выключении муфты сцепления пружина 7 вначале растягивается до тех пор, пока рычаг сервомеханизма не пройдет мертвую точку. Затем пружина сжимается, помогая трактористу выключить муфту сцепления.

У колесного трактора легкость выключения муфты сцепления обеспечивается пневматическим сервомеханизмом. Пневмосервоме-ханизм состоит из пневматической камеры, закрепленной на корпусе муфты с левой стороны, и следящего устройства. Корпус следящего устройства соединен через тягу с педалью муфты, а плунжер — с рычагом вилки выключения.

Если нажать на педаль муфты сцепления, сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан поступит в пневматическую камеру и переместит ее шток, который, воздействуя на рычаг вилки, выключит муфту. При возвращении педали в исходное положение между клапаном и плунжером образуется зазор, и сжатый воздух из пневматической камеры, выпускается через следящее устройство.

Во время работы трактора нельзя без надобности держать ногу на педали муфты сцепления, чтобы преждевременно не износились фрикционные накладки ведомых дисков, кольцо отжимных рычажков и нажимной подшипник.


Рис. 3. Гаситель крутильных колебаний: а — устройство, б — схема работы; 1-диски гасителя крутильных колебаний, 2- стальной диск, 3 — ступица, 4 — пружина

Выключать муфту сцепления следует быстро, а включать плавно и без задержки педали в промежуточном положении.

Необходимо помни

Муфта сцепления трактора Т-150К

Рис. 1. Муфта сцепления и привод ее управления:

1 — педаль; 2 — пневматическая камера; 3 — стакан; 4 — корпус выжимного подшипника; 5 — масленка; 6 — вилка; 7 — регулировочная гайка; 8 — болт; 9 — стопорная пластина; 10 — выжимной подшипник; 11 — упор выжимного подшипника; 12 — упорное кольцо; 13 — отжимной рычаг; 14 — кожух; 15 — маховик; 16 — промежуточный диск; 17 — нажимной диск; 18 — рычаг; 19 — валик выключения; 20 — пневмосервомеханизм; 21 — двойная вилка; 22 — пружина тормозка; 23 — колодка тормозка; 24 — гайка корпуса следящего устройства; 25 — тяга сервомеханизма; 26 — контргайка; 27 — вилка тяги; 28 — рычаг педали.

Муфта сцепления трактора (рис. 1) — фрикционная, двухдисковая, постоянно замкнутая, предназначена для передачи крутящего момента от дизеля на трансмиссию трактора, а также служит для кратковременного разъединения дизеля с трансмиссией при работающем дизеле, для обеспечения безударного переключения передач и плавного трогания с места. Она установлена на маховике 15 дизеля и закрыта чугунным корпусом. Ведомые диски муфты сцепления имеют гасители крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа. Упругим элементом гасителя являются восемь витых цилиндрических пружин, равномерно расположенных по окружности фланца ступицы.

Механизм выключения муфты сцепления состоит из четырех отжимных рычагов 13 с упорным кольцом 12, четырех вилок 6, корпуса 4 с установленными в нем выжимным подшипником 10, упором 11 выжимного подшипника, двойной вилки 21 и валика 19. Отжимные рычаги пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6.

Первоначальная установка отжимных рычагов 13 в одной плоскости, а также восстановление их положения при износе фрикционных накладок ведомых дисков, осуществляется регулировочными гайками 7.

Для сокращения времени и обеспечения безударного введения в зацепление шестерен II и III диапазонов в раздаточной коробке, а также шестерен I диапазона и заднего хода коробки передач, в корпусе муфты сцепления установлен колодочный тормозок.

Для уменьшения усилия, необходимого для выключения муфты сцепления, в ее привод установлен пневматический усилитель.

Выключение муфты сцепления производится педалью 1 через рычаг 28, тягу 25, пневмосервомеханизм 20, рычаг 18 валика вилки отвода, корпус 4, выжимной подшипник 10.

Рис. 2. Следящее устройство пневмосервомеханизма:

1 — клапан; 2 — манжета; 3 — сальник; 4 — регулировочная гайка; 5 — вилка; 6 — корпус; 7 — плунжер; 8 — пружина плунжера, 9 — пружина клапана; 10 — гайка переходная.

При нажатии на педаль муфты сцепления плунжер 7 (рис. 2) пневмосервомеханизма открывает клапан І, и сжатый воздух из пневматической системы трактора поступает в пневматическую камеру привода управления муфтой сцепления Шток пневматической камеры, перемещаясь, поворачивает рычаг валика вилки выключения и выключает муфту сцепления. При отпускании педали муфты сцепления клапан закрывается, и сжатый воздух из пневматической камеры через пневмосервомеханизм выхолит в атмосферу, и муфта сцепления включается.
[Трактор Т-150К. 1983 г.]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *