КПП 152
1.2 КПП 152
На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;
— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;
— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;
— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.
Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.
При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназванных деталей, которая начинается с числа 152.
Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:
— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
— передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;
—
вместо маслонагнетательного кольца
на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
— масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.
Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152
На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый первичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12
— опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28
— кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44
— втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.
Таблица 6
Тип коробки передач | механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора — делителя передач, соединенных в одном агрегате |
Макс, входной крутящий момент, Н-м | 850 |
Передаточные числа | 2Н-4,03 5Н-1,00 2В-3,29 5В-0,815 ЗН-2,5 ЗХН — 7, 38 2В-2,04 ЗХВ — 6, 02 |
Подшипники валов: первичный вал коробки передач первичный вал коробки делителя вторичный ват промежуточный вал коробки передач промежуточный вал делителя | передний роликовый, задний шариковый шариковые передний роликовый, задний шариковый передний роликовый, задний двухрядный роликовый сферический передний шариковый, задний роликовый |
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи роликовый, без сепаратора |
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами |
Шестерни | с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления |
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен |
Система смазывания | комбинированная, все детали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающе-го устройства |
Отбор мощности | от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правой стороны—от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала |
Управление коробкой передач | механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторнос для делителя |
Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарикоподшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).
Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя
1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-
1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер- ключения; 3 — крышка смотрового люка;
вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные;
шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под- 7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-
шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —
— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер- поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-
ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14
первичного вала; 10 — роликоподшипник зад- — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-
ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник хораспределителя; 18 — заглушка
В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:
1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;
2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;
3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до соприкосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подаваемого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;
4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воздуха 981 кПа:
— при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;
— при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.
5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1
заглушить пробкой поз. 13 и устано-
вить транспортную пластину
поз. 12.
На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.
При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 перемещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.
В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.
Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.
После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:
— ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при
нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась
крана;
— ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к
боковому выводу Д воздухораспределителя;
— нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;
— ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока крана пневматического;
— дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание головки штока на 4,5.. .5 мм;
— завернуть контрогайку.
Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечайки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопроводов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спиральной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.
Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»
Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач
Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металлокерамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.
Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152
1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —рычаг передней тяги; 17 — тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца
Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шайбу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления делителем.
Рис. 32 Опора рычага переключения передач
1 — кронштейн; 2 — шпонка сегментная; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 — диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 — диск фрикционный тормоза; 9 — держатель колпака; 10 — пружина; 11 — шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 — наконечник рычага; 14 — чехол резиновый; 15 — гайка упорная пружины; 16 — штифт; 17 — винт установочный; 18 — контргайка
Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.
Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач
1 — клапан включения делителя; 2 — упор штока клапана; 3 — кран управления; 4 — клапан редукционный; 5 — механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В — низшая и высшая передачи в делителе
Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним расположением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной передачи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.
Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа привода такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.
Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач
Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.
Рис. 36 Клапан включения делителя передач Рис. 37 Редукционный клапан
1 — корпус пружины клапана; 2 — прокладка; 3 — пру- 1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапа-
жина впускного клапана; 4 — корпус клапана; 5 — на; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток
сапун; 6 — прокладка ушютнительная; 7 — крышка впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная;
клапана; 8 — шток клапана; 9 — пылепредохранитель 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 —
штока; 10 — ограничитель штока; 11 — шплинт раз- пружина уравновешивающая; 12 — пробка; 13 —
водной; 12 — кольцо ушютнительное; 13 — шайба
прокладка
регулировочная
упорная;
14 — пружина штока; 15 — клапан впускной
КПП КАМАЗ 152 с делителем: схема, передаточные числа
КПП 152 – тип трансмиссии, который подходит для установки на грузовики, мощные тягачи. В частности, он может встретиться на таких моделях КАМАЗ, как 4326, 43118. Данные машины могут быть задействованы при строительстве домов, а также для перевозки крупногабаритных грузов. Проблем с буксировкой отмечаться не будет.
Характеристика системы трансмиссии 152 на КАМАЗ
Внешний вид КПП 152
Система трансмиссии позволяет осуществлять изменения в крутящем моменте двигателя. КПП состоит из 5-ти ступенчатой механики и делителя, который обеспечивает наличие 10-ти дополнительных скоростей переднего хода, а также 2-х задних передач. Данная КПП характеризуется высокой степенью надежности, длительным сроком работы и межремонтным ресурсом.
Коробка включает следующие детали:
- картер, с первичным, вторичным и промежуточным валом;
- верхняя крышка коробки;
- механизм, отвечающий за осуществление смены скоростных режимов;
- блок шестерен;
- делитель.
Блок шестерен обеспечивает включение заднего хода. На данном типе КПП устанавливается двухдисковое сцепление. Ведомый диск может быть оснащен безасбестовыми фрикционными накладками. Так как валы при работе принимают на себя высокие нагрузки, они выполнены из износоустойчивого материала.
Подшипники шестерен являются роликовыми двухрядными, отлично переносят приходящиеся нагрузки. Синхронизаторы инерционного типа, дополненные конусными кольцами. Они обеспечивают плавное переключение скоростей, а также снижают шум при смене передач.
Основу воздухораспределителя коробки составляет литой корпус. К воздухораспределителю относятся воздухопровода, которые расположены на корпусе делителя. Данный механизм надежно зафиксирован в посадочном месте. Его техническое обслуживание заключается в проверке на герметичность узлов и трубопроводов. При обнаружении утечки воздуха решить проблему представляется возможным путем затяжки соединений или замены деформированных комплектующих деталей.
Схема КПП 152
Механическая коробка, дополненная делителем, позволяет осуществлять в широком диапазоне регулировку тяговых и скоростных характеристик. В результате повышается эффективность управления транспортным средством.
Передаточные числа. Что касается передаточных чисел, то на 1-ой пониженной передачи показатель равен 7.82, в то время как на 2-ой – 4.03, 3-ей – 2.5, 4-ой – 1.53, 5-ой — 1.
Схема коробки отображает то, что на данном типе трансмиссии привод спидометра является двухступенчатым. Что касается системы смазывания, то она на механике комбинированная, т.е. рабочие механизмы коробки смазываются путем разбрызгивания.
Особенности КПП с пневмомеханической системой управления
Делитель передач улучшает тягово-экономические качества КАМАЗа, обеспечивает щадящий режим функционирования автомобильной системы. Учитывая это, машину с механической коробкой данной модели можно использовать во многих отраслях промышленности, которые связаны с грузоперевозками. Пневматическая система переключения передач делителя включает редукционный клапан. Его функция заключается в поддержании на постоянном уровне давления на выходе.
Клапан включения делителя передач включает следующие элементы:
- корпус пружины клапана;
- прокладка;
- впускной клапан с пружиной;
- шток клапана с пружиной;
- корпус, крышка клапана;
- сапун.
Также, присутствует уплотнительная прокладка, шплинт, шайба, пылепредохранитель, кольцо, ограничитель штока. Следует отметить, что пневматическая схема системы управления делителем передач отображает наличие механизма смены скоростей.
Таким образом, скоростная коробка КАМАЗ 152 с делителем обеспечивает комфортные условия для транспортировки грузов. Установленный пневмопривод тормозов позволяет создавать практически неограниченное приводное усилие со стороны тормозных механизмов. Благодаря делителю КПП сводиться к минимуму количество совершаемых водителем переключений ручного рычага.
КПП КАМАЗ 152 – основные причины поломок
Неисправности в системе трансмиссии возникают в результате естественного износа их механизмов. Ремонт данной коробки может заключаться в установке новых подшипников, манжет и иных комплектующих деталей, которые относятся к КПП.
Основные признаки наличия поломок в системе трансмиссии:
- pатруднительное включение скоростных режимов.
- cамовольное выключение передач.
- cтали хуже активизироваться скоростные режимы при передвижении.
- течь масла.
Основная причина появления течи масла КПП – утрата манжетой эластических свойств. Данная комплектующая деталь нуждается в замене.
Если во время передвижения стали отмечаться посторонние шумы, причина этого – износ зубьев шестеренок. Шестерни не должны иметь сколов. Одна из причин разрушения подшипников – неправильно работающее сцепление (требуется регулировка).
Проверить дистанционный привод целесообразно, если стали хуже включаться передачи. Решить проблему затруднительного включения скоростей позволяет правильная его регулировка. Обращать внимание следует и на сапун. Данный элемент необходимо поддерживать в чистоте.
Затрудненное переключение передач нередко связано с наличием пониженного количества трансмиссионного масла в КПП. Качество топлива необходимо проверить, если при смене скоростей отмечаются резкие рывки.
Обслуживание механической коробки передач
КАМАЗ, оснащенный КПП 152 отлично подходит для перемещения по бездорожью или стройплощадкам. Присутствующий тип трансмиссии значительно облегчает управление транспортным средством. Благодаря наличию делителя снижается необходимость частого переключения передач.
При регулярном обслуживании пневмосистемы КАМАЗа, система управления делителем будет надежно работать. Благодаря этому будет обеспечено качественное переключение скоростных режимов.
Техническое обслуживание КПП 152 КАМАЗ подразумевает:
- регулировку привода, отвечающего за смену скоростей;
- измерение величины зазора в клапане активации делителя;
- замена трансмиссионного масла.
Как правило, трудности при осуществлении включения передач возникают в результате нарушения регулировок механизмов КПП.
Замена трансмиссионной жидкости должна осуществляться минимум 1 раз за календарный год. Данную процедуру нужно осуществлять на прогретом моторе.
Особенности замены масла в коробке
ТСп-15К
Как заменить трансмиссионное масло? Чтобы слить жидкость из механики, следует открутить три сливных отверстия. Они находятся в нижней части картеров. Обратить внимание нужно и на магниты. Данные элементы очищаются от осевшей грязи.
Картер вместе с делителем необходимо промыть маслом. Как правило, для этого требуется около 12 л. Далее нужно перевести рычаг в положение «N», примерно на 10 мин., после чего жидкость стекает, закручиваются сливные пробки. На последнем этапе добавляется трансмиссионное масло до верхней метки индикатора уровня. Данную процедуру можно осуществить самостоятельно.
Какое масло заливать в механическую коробку? Для данного устройства рекомендуется применять ТСп-15К. Оно имеет оптимальный индекс вязкости, обеспечивает эффективную защиту деталей трансмиссий от износа, снижает риск вспенивания топлива.
КПП 152 / Агрегаты трансмиссии автомобиля КамАЗ / Техсправочник / Кама-Автодеталь
1.2 КПП 152
На автомобилях-тягачах, предназначенных для работы в составе автопоездов используется — десятиступенчатая коробка передач модели 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднего двухступенчатого редуктора-делителя (Рис. 26). Делитель имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
Конструктивные отличия коробки передач модели 152 от модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;
— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;
— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол утонения зубьев муфт каретки синхронизатора 4…5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;
— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.
Первичный вал делителя, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.
Шестерня промежуточного вала делителя и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.
При ремонте коробок передач следует обращать внимание на маркировку вышеназванных деталей, которая начинается с числа 152.
Основная пятиступенчатая коробка передач модели 152 максимально унифицирована с коробкой передач модели 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:
— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
— передней опорой первичного вала является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;
— вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта
синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
— масляные ванны коробки передач и делителя сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
В Таблица 6 приведена техническая характеристика коробки.
Рис. 25 Коробка передач десятиступенчатая модели 152
На Рис. 25: 1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый первичного вала; 5 — вал первичный КП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12
— опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28
— кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44
— втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.
Таблица 6
Тип коробки передач | механическая десятиступенчатая, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач и переднегодвухступенчатого редуктора — делителя передач, соединенных в одномагрегате |
Макс, входной крутящий момент, Н-м | 850 |
Передаточные числа | 1Н-7,824Н-1.53lB-6,384B-1,25 2Н-4,035Н-1,00 2В-3,295В-0,815 ЗН-2,5ЗХН — 7, 38 2В-2,04ЗХВ — 6, 02 |
Подшипники валов: первичный вал коробки передач первичный вал коробки делителя вторичный ват промежуточный вал коробки передач промежуточный валделителя | передний роликовый, задний шариковый шариковые передний роликовый, задний шариковый переднийроликовый, задний двухрядный роликовый сферический переднийшариковый, задний роликовый |
Подшипники шестерен | роликовые двухрядные с сепараторами без колец,подшипник шестерни четвертойпередачи роликовый, без сепаратора |
Синхронизаторы | инерционного типа, пальчиковые с латуннымиконусными кольцами |
Шестерни | с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачизаднего хода, постоянного зацепления |
Привод спидометра | двухступенчатый, состоит из постоянной червячнойпары и сменной пары цилиндрическихпрямозубых шестерен |
Система смазывания | комбинированная, вседетали смазываются разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителяимеют, кроме того, дополнительнуюподпитку от маслонагнетающе-го устройства |
Отбормощности | от основнойкоробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323—66; с правойстороны—от зубчатого венца блокашестерен заднего хода; с левой—от зубчатого венца шестерни заднегохода промежуточного вала |
Управлениекоробкой передач | механическое, сдистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторносдля делителя |
Делитель передач (Рис. 26) — механический редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, первичного 2 и промежуточного 11 валов, синхронизатора 7 и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход первичного вала регулируется набором металлических прокладок 1 толщиной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой 5 и наружным кольцом шарикоподшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца. Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор 7 пальчикового типа.
Ведущая шестерня 8 вращается на двух роликовых подшипниках 9. Маслонагнетающее кольцо 3 подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.
Промежуточный вал 11 делителя с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем 12 и заднем 10.
Механизм переключения передач делителя закреплен на картере делителя слева (Рис. 27).
Рис. 26 Делитель передач Рис. 27 Механизм переключения передач делителя
1,5 — винты установочные; 2 — корпус механизма иере-
1 — прокладки регулировочные; 2 — вал пер- ключения; 3 — крышка смотрового люка;
вичный; 3 — кольцо маслонагнетающее; 4 — 4 — контргайка; 6, 17 — кольца уплотнительные;
шарикоподшипник; 5 — крышка задняя под- 7 — крышка цилиндра; 8 — поршень цилиндра; 9 — ман-
шипника первичного вала; 6 — крышка люка; 7 жета поршня; 10, 16 — прокладки уплотнительные; 11 —
— синхронизатор делителя в сборе; 8 — тестер- поршень воздухораспределителя; 12 — цилиндр воздухо-
ня первичного вала; 9 — подшипники шестерни распределителя; 13 — гнездо воздухораспределителя; 14
первичного вала; 10 — роликоподшипник зад- — золотник воздухораспределителя; 15 — корпус возду-
ний; 11 — вал промежуточный; 12 — подшипник хораспределителя; 18 — заглушка
В качестве воздухораспределителя в механизме переключения передач делителя может использоваться воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат», показанный на Рис. 28. При сборке необходимо:
1. Трущиеся поверхности смазать ЦИАТИМ 221 ГОСТ 9433-80;
2. Затяжку винтов 17 производить Мкр=7,35.. .9,8 Нм;
3. После сборки проверить перемещение золотника 5: влево — до соприкосновения упора 6 с втулкой корпуса 1 под действием пружин поз.9,10,11; вправо — до соприкосновения поршня 7 с втулкой корпуса 1 под действием воздуха, подаваемого к отв. И под давлением 392,4…441,5 кПа. Перемещение золотника должно быть плавным, без рывков и заеданий;
4. Воздухораспределитель проверить на герметичность при давлении сжатого воздуха 981 кПа:
— при заглушённом отв. Г и подводе воздуха к отв. Е;
— при заглушённом отв. Д и подводе воздуха к отв. Е и И. Утечки воздуха из-под золотника — не более 6 см3/мин.
5. После испытаний отверстия в корпусе поз.1 заглушить пробкой поз. 13 и устано-
вить транспортную пластину поз. 12.
На Рис. 29 изображена общая компоновка такого воздухораспределителя.
При отсутствии воздуха в полости И, усилие трех сжатых пружин перемещает золотник 6 в крайнее левое положение. При подаче управляющего давления в полость И, поршень 7 перемещается вправо открывая доступ воздуха в рабочий цилиндр механизма переключения. Из другой полости цилиндра идет сброс давления в атмосферу.
В полость Е подводится давление от редукционного клапана 25.
Установка пневмопривода управления переключателем делителя показана на Рис. 30.
После сборки произвести регулировку положения болта 9 для чего:
— ввернуть болт 9 в кронштейн так, чтобы при нажатой до упора педали сцепления
головка болта не касалась крана;
— ^трубку 38 (маркированную на конце изолентой синего цвета) присоединить к
боковому выводу Д воздухораспределителя;
— нажать педаль сцепления до упора и удерживать в этом положении;
— ввернуть болт 9 до соприкосновения его сферической части с плоскостью головки штока крана пневматического;
— дополнительно вывернуть болт 9 на 3,5…4 оборота, обеспечив утапливание головки штока на 4,5.. .5 мм;
— завернуть контрогайку.
Соединить между собой трубки 40 и П (маркированные на концах изолентой синего цвета), присоединить к крестовине 11. Трубку 40 (маркированную на конце изолентой белого цвета). На чистую коническую резьбу угольника 26 и ответной детали нанести герметик «Лок-ктайт 5922». Хомут 13 установить вместо шайбы полоской 8×20 1/26467/01, входящей обечайки вентилятора. Перекручивание воздухопроводов не допускается. Соединение воздухопроводов проверить на герметичность сжатым воздухом под давлением (588,6+49,5) кПа. Утечка воздуха не допускается. Воздухопроводы 7, 38, 40 скрепить хомутами Г или лентой спиральной с пучком воздухопроводов пневмосистемы автомобиля.
Рис. 28 Воздухораспределитель производства «Саратовдизельаппарат»
Рис. 30 Установка пневмопривода управления переключением делителя передач
Дистанционный привод управления основной коробкой передач (Рис. 31) состоит из качающегося рычага 4 переключения передач, опоры 2 рычага переключения передач, укрепленной на переднем торце блока цилиндров двигателя, передней 10 и промежуточной 17 тяг управления, которые перемещаются в сферических втулках 13 изготовленных из металлокерамики, которые уплотнены резиновыми кольцами 12 и поджаты пружиной 14 к сухарю 11. Сферические опоры передней тяги размещены в расточке кронштейна опоры 2 и в картере маховика. Опора промежуточной тяги установлена на картере сцепления. На задний конец промежуточной тяги навернут на резьбе и закреплен двумя стяжными болтами 24 регулировочный фланец 18.
Рис. 31 Привод управления механизмом переключения передач коробки передач модели 152
1 — кран управления делителем; 2 — опора рычага переключения передач; 3 — переключатель крана; 4 — рычаг переключения передач; 5 — трос крана управления с оплеткой; 6 — головка передней тяги управления; 7 — рычаг наконечника; 8, 22 — контргайки; 9. 21 — болты установочные; 10 — тяга передняя управления; 11 — сухарь шаровой опоры; 12 — кольцо уплотнительное; 13 — втулка шаровой опоры; 14 — пружина; 15 — крышка; 16 —рычаг передней тяги; 17 — тяга промежуточная; 18-фланец стяжной регулировочный; 19 — болт; 20 — опора; 23 — шток рычага переключения передач; 24 — болт крепления регулировочного фланца
Опора рычага переключения передач (Рис. 32) состоит из кронштейна 1, опоры 7 уплотнителя люка, держателя 9 колпака, наконечника 13 рычага. Наконечник рычага через шайбу 11 поджат пружиной 10, пружина другим концом упирается в гайку 15, которая после заворачивания раскернивается в паз кронштейна. Верхняя плоскость гайки является рабочей поверхностью фрикционного тормоза. Фрикционный тормоз представляет собой устройство, состоящее из фрикционного диска 8, нажимного диска 6 и пружины. Сила трения фрикционного устройства гасит вибрации рычага переключения передач. Установочный винт 17 фиксирует рычаг переключения в нейтральном положении. В рабочем положении болт должен быть вывернут на 31 мм и застопорен контргайкой.
Дистанционный привод управления основной коробкой передач модели 152 отличается от привода коробки передач модели 142 удлиненной промежуточной тягой и рукояткой переключения передач, в которой смонтирован переключатель 3 (Рис. 31) крана управления делителем.
Рис. 32 Опора рычага переключения передач
1 — кронштейн; 2 — шпонка сегментная; 3 — чехол; 4 — рычаг наконечника; 5 — манжета ушютнитель-ная наконечника; 6 — диск нажимной тормоза; 7 -опора уплотнителя люка; 8 — диск фрикционный тормоза; 9 — держатель колпака; 10 — пружина; 11 — шайба опорная пружины; 12 — ось наконечника рычага; 13 — наконечник рычага; 14 — чехол резиновый; 15 — гайка упорная пружины; 16 — штифт; 17 — винт установочный; 18 — контргайка
Пневматическая система переключения передач делителя (Рис. 33) состоит из следующих основных сборочных единиц: редукционного клапана 4, крана 3 управления, механизма 5 переключения передач делителя с воздухораспределителем 6, клапана 1 включения — пеоедач, упора 2 клапана и воздуховодов.
Рис. 33 Пневматическая схема системы управления делителем передач
1 — клапан включения делителя; 2 — упор штока клапана; 3 — кран управления; 4 — клапан редукционный; 5 — механизм переключения передач; 6-воздухораспределитель; I — из пневмопривода тормозов; Н, В — низшая и высшая передачи в делителе
Для управления механизмом переключения передач разработан привод с верхним расположением его элементов (Рис. 34). Перемещение рычага Г в поперечной полости вызывает осевое перемещение вперед-назад поворот его на угол 15+1° и включение выбранной передачи. Схема включения передач также показана на Рис. 34.
Привод управления механизмом переключения передач коробки, устанавливаемой на автомобили КАМАЗ 4308, показан на Рис. 35. принцип переключения передач и работа привода такая же, как и с верхним расположением рычага, отличается только конструкция.
Рис. 34 Привод управления механизмом переключения передач
Рис. 35 Привод управления механизмом переключения передач
Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переключателя крана в положение В или Н, который через трос, заключенный в оплетку, перемещает золотник крана.
Подача воздуха из редукционного клапана под поршень силового цилиндра производится клапаном (Рис. 36) включения делителя передач, открывание которого осуществляется упором 2 (Рис. 33), закрепленным на толкателе поршни пневмогидроусилителя выключения сцепления. Клапан открывается в конце хода толкателя, то есть при полностью выключенном сцеплении.
Рис. 36 Клапан включения делителя передач Рис. 37 Редукционный клапан
1 — корпус пружины клапана; 2 — прокладка; 3 — пру- 1 — корпус пружины; 2 — пружина впускного клапа-
жина впускного клапана; 4 — корпус клапана; 5 — на; 3 — прокладка; 4 — клапан впускной; 5 — шток
сапун; 6 — прокладка ушютнительная; 7 — крышка впускного клапана; 6 — корпус; 7 — гайка накидная;
клапана; 8 — шток клапана; 9 — пылепредохранитель 8 — мембрана; 9 — шайба; 10 — крышка корпуса; 11 —
штока; 10 — ограничитель штока; 11 — шплинт раз- пружина уравновешивающая; 12 — пробка; 13 —
водной; 12 — кольцо ушютнительное; 13 — шайба прокладка регулировочная
упорная; 14 — пружина штока; 15 — клапан впускной
Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе? 
Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.
Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работыКак осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном автоРазбираем схему переключения передач на КамАЗеСоветы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах
Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы
Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом — нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ — это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.
Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым прицепом).
При этом на многих автомобилях для переключения с высшей передачи на низшую не требуется использование рычага КПП. Для этого водителю КамАЗа всего лишь необходимо поднять или опустить специальный рычажок — переключатель управления делителем передач, и на некоторое время выжать педаль сцепления. Передачи переключатся автоматически — при опущенном рычаге авто будет двигаться в облегченном режиме, а при поднятом в усиленном (рекомендуется включать при полной загрузке автомобиля).
Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто
Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:
1. Первая «В».
2. Вторая «В».
3. Третья «В».
4. Переключаемся на вторичную «Н» и переходим на четвертую передачу.
5. Обратно переключаемся на первичную «В», но при этом остаемся на четвертой.
6. Включаем «Н» и переходим на последнюю пятую передачу.
7. Возвращаемся на облегченный вариант «В» и продолжаем движение на пятой.
Как видите, главной особенностью езды с КПП КамАЗа с дизелем является необходимость осуществления легкого старта с пониженных скоростей и плавного набора скорости. Если же речь идет о сложных условиях движения или же большой загруженности самого автомобиля, то, хотя старт по-прежнему необходимо будет осуществлять с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется активировать в утяжеленном вторичном режиме «Н», после чего четвертую передачу перевести на режим «В», переключиться на пятую «Н» и по возможности снова перейти на «В».
Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:
1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.
2. Переход на вторую передачу возможен только после того, как тахометр зарегистрирует 3 тыс. об. /мин (его стрелка покажет цифру «3»).
Важно! Правильный старт и езда на КамАЗе являются не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяют его владельцу и водителю существенно экономить на топливе.
Разбираем схему переключения передач на КамАЗе
Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.
Коробка передач модели 152 Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:
1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.
2. Выжимаем сцепление.
3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.
Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109
Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию — активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.
На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.
Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах
Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.
Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон
При подъеме обязательно переключитесь на режим «Н», что сразу же заставит трансмиссию автомобиля работать в условиях повышенного напряжения. В остальном же не забывайте о таких аспектах вождения КамАЗа:
1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.
2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.
3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.
Но самое важное во время подъема — это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.
Как управлять КамАЗом на спусках
Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.
Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.
При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.
Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге
В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:
1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.
2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.
3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.
Важно! Никто не запрещает вам тормозить на обледенелой дороге только при помощи двигателя без вспомогательных систем. Однако при этом вы должны понимать, что такая эксплуатация будет негативно отражаться на состоянии двигателя. Поэтому при таком торможении обязательно переходите на пониженные передачи, что снизит скорость вращения коленчатого вала.
Если вас все-таки занесло на КамАЗе, ни в коем случае не снимайте ноги с педали сцепления. При этом руль лучше выворачивать в ту сторону, которую понесло автомобиль, что позволит вам выровнять его на дороге. А если КамАЗ при этом еще и начал буксовать, то обязательно снимите ногу с «газа» и заблокируйте дифференциал и начинайте двигаться со второй повышенной передачи. Когда трудный участок останется позади, дифференциал необходимо разблокировать.
Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.
Ремонт КПП КАМАЗ | avto-mechanik.ru
В этой статье я хотел бы поделиться опытом ремонта КПП автомобиля КАМАЗ, а именно КПП модели 152. Данная модель КПП практична и достаточно вынослива, но в процессе эксплуатации из за нарушений связанных с её обслуживанием, она выходит из строя. Первое с чем приходится сталкиваться при ремонте это отсутствие необходимого уровня трансмиссионного масла в картере коробки, вместо положенных 12 литров, с трудом обнаруживаешь 3 литра масла. А уже о том, что это масло менялось в положенный срок и говорить не приходится. Некоторые где-то находят нигрол, а если к нему добавить качество продаваемых запасных частей, долго о причине поломок раздумывать не приходится. Всё это ведет к разрушению подшипников, осколки и ролики которых попадают между зубьев шестерен, ломают их, или в виду отсутствия правильно работающего сцепления разрушаются сами шестерни.
Вы решили отремонтировать КПП, не прибегая к услугам ремонтного завода. Если поломка КПП не повлекла за собой механических повреждений корпуса или износ посадочных мест подшипников не превышает нормативного значения, то замену подшипников синхронизаторов , шестерен можно произвести самостоятельно, в условиях обычной мастерской. Большой сложности это не составляет и не требует применения специальных технологий. Единственное, хочу вас предостеречь от замены шестерен промежуточного вала. Шестерни посажены с посадкой и чтобы их демонтировать необходимо применять гидравлический пресс и соответствующие приспособления, при их отсутствии, это может либо не дать никаких результатов либо привести к травматизму.
Разбираем КПП, в первую очередь снимаем крышку КПП, затем снимаем первичный вал. Для этого необходимо снять крышку заднего подшипника первичного вала и выбить подшипник, вал вместе с ним выходит из корпуса КПП, при снятии крышки, поосторожнее, со стопорами крепёжных болтов, как правило, их тяжело найти в магазинах запчастей. Сняв первичный вал нам необходимо раскрутить стяжную гайку, имейте ввиду у неё левая резьба, раскрутив гайку, снимаем шайбу и прижимную обойму синхронизатора, затем снимаем подшипник и меняем его на новый.
Снимаем вторичный вал в сбое, для этого необходимо снять крышку подшипника вторичного вала, и через технологические отверстия шестерни первой передачи, выбить задний подшипник вторичного вала, задача не очень простая, следите за тем, чтобы не повредить шестерню и корпус КПП. Сняв подшипник, мы можем вынуть из корпуса вторичный вал в сборе. Удобнее всего это сделать при помощи не жесткой проволоки, один конец которой необходимо закрепить за шестерню первой передачи, просунув её через технологическое отверстие, второй конец закрепляем за обойму синхронизатора. Вал тяжёлый осторожнее лучше всего его вынимать вдвоём, так как необходимо направлять шестерню первой передачи, что бы она не цепляла за корпус КПП.
Сняв вторичный вал мы имеем возможность замены шестерён : первой передачи, заднего хода, второй передачи и синхронизатора второй- третьей передач. Для того чтобы заменить шестерню третьей передачи, шестерню четвёртой передачи и синхронизатор четвертой – пятой передач необходимо снять опорный роликовый подшипник, для чего снимаем стопорное кольцо, подшипник снять удобнее всего при помощи съёмника.
Снимаем блок шестерен заднего хода, для этого откручиваем болт крепления стопора и снимаем стопор, затем с внутренней стороны КПП выбиваем вал наружу и вынимаем блок шестерён.
Для снятия промежуточного вала необходимо раскрутить крышку сферического роликового подшипника, расстопорить болты крепления опорной шайбы раскрутить болты и снять шайбу. Сферический подшипник находится в стакане его удобнее всего снять из корпуса вместе со стаканом. После этого вал легко можно извлечь.
Мы полностью разобрали КПП теперь можно сделать деффектовку деталей и при необходимости заменить их на новые. На что необходимо обратить внимание:
-все шлицевые соединения не должны иметь видимого износа и сколов
— роликовые подшипники шестерён желательно заменить, осмотрев внимательно места их качения, нет ли износа или мест продавленных роликами
-подшипники валов тоже желательно заменить, так как в связи с поломкой и попаданием в масло металлической стружки и осколков места качения подшипников, скорее всего имеют повреждения, которые в последствии приведут к повторной поломке КПП.
— Внимательно осмотрите все шестерни на предмет сколов , раковин, недопустимого пятна контакта и износа зубьев шестерен, хочу повториться не желательно самостоятельно менять шестерни промежуточного вала у вас это скорее всего не получится, в лучшем случае вы испортите вал в худшем нанесёте себе травму.
-конические обоймы синхронизаторов не должны быть подожжены и изношены, направляющие валы не должны болтаться и на шлицах не должно быть следов износа и сколов.
Собирать КПП необходимо в обратном порядке. Помещаем промежуточный вал в корпус КПП, устанавливаем подшипники передний роликовый и задний сферический со стаканом. Прикручиваем опорную шайбу, стопорим её и закрываем заднюю крышку крепления сферического подшипника, установив предварительно прокладки. Вал должен вращаться легко по инерции, при этом не должно быть даже малейших заеданий и закусываний вала.
Если промежуточный вал вращается легко и свободно, переходим к установке блока шестерен задней передачи. Устанавливаем шайбы осевого смещения таким образом, чтобы находящиеся в них стопора, попали в пазы корпуса КПП, направляем блок шестерен по ходу вала и вставляем вал, стопорим его стопорной пластиной.
Собираем первичный вал. На вал насаживаем подшипник, обращая внимание на проточку стопорного кольца в подшипнике, она должна быть расположена от корпуса КПП. Одеваем обойму,. Одеваем шайбу. Закручиваем гайку. Вал готов к установке.
Собираем вторичный вал. В первую очередь устанавливаем шестерню третьей передачи, предварительно установив роликовый подшипник, затем устанавливаем шестерню четвёртой передачи в сборе со стаканом и наборными роликами.
Устанавливаем стопор с пружиной в специальный паз на вале и опорную шайбу. Шайбу проворачиваем по канавке в шлицах вала, предварительно утопив стопор, до щелчка стопора. Здесь обратите внимание на то, что стопор не заклинило, он свободно выжимается и возвращается пружиной обратно, становясь в своё посадочное место. Если стопор ходит туго, это может привести к тому, что он сможет освободить опорную шайбу, и она провернется по шлицам и шестерня четвертой передачи начнет свободно двигаться по шлицам, что приведет к выпадению роликов, в связи с чем, КПП выйдет из строя.Устанавливаем синхронизатор четвертой пятой передачи. Обратите внимание на то, что с разных сторон у него разный диаметр шлицевой части, поставьте его шлицевые части правильно, согласно шлицам сопрягаемых деталей.Устанавливаем опорный роликовый подшипник , так чтобы его опорная шайба была прижата к шлице вой части вала, после чего установите стопорное кольцо.
С другой части вала устанавливаем синхронизатор второй-третьей передачи, обратите внимание на то чтобы, выступающая часть его шлицов, была направлена в сторону первичного вала.Устанавливаем роликовый подшипник и шестерню второй передачи, следим за тем, чтобы коническая часть шестерни была направлена в сторону синхронизатора.
Устанавливаем стакан и роликовый подшипник шестерни заднего хода, при этом отверстия масляного канала на валу и стакане должны совпасть, устанавливаем муфту и стакан с роликовым подшипником шестерни первой передачи, устанавливаем шестерню первой передачи. Устанавливаем опорную шайбу.
Вторичный вал в сборе помещаем в корпус КПП. Устанавливаем задний подшипник вторичного вала в корпус КПП. Ставим первичный вал в сборе.
Теперь наша задача установить крышки заднего подшипника первичного вала и заднего подшипника вторичного вала, они должны плотно прижимать подшипники к корпусу КПП, что подшипники не имели возможность вращаться в корпусе. Для этого используем регулировочные прокладки. Подбирая регулировочные прокладки учитываем толщину уплотнительных прокладок крышек так, чтобы прижав подшипник, крышка плотно прижалась к корпусу КПП.
Установив заднюю крышку, устанавливаем фланец крепления карданного вала и затягиваем гайку.
Перед установкой верхней крышки КПП проверяем: не болтаются ли вилки переключения передач на валах, и в каком состоянии находятся сухари, без необходимости их лучше не трогать, в магазине вы приобретёте, как правило, самодельные изделия непонятного качества. Да и вообще запчасти в недобросовестных магазинах рассчитаны на уровень камазиста , который сам ремонтирует свою машину, и о качестве запасной части самостоятельно судить не может, а поэтому процветает брак.
Как видите ни с чем сложным, при сборке КПП, мы не столкнулись, здесь важнее внимание и аккуратность, проверяйте за собой каждый шаг, спешка выльется в неисправность.
И не экономьте на хорошем трансмиссионном масле, то что КПП КАМАЗ должны работать на нигроле это дедовское заблуждение.
1 | 870014 | — | 6 | Болт M10x1,25-6qх28 |
---|---|---|---|---|
2 | 870851 | 6 | 6 | Шайба замковая 10 |
3 | 15.1701040 | — | 1 | Крышка подшипника первичного вала |
4 | 141701035 | * | * | Прокладка регулировочная (по потребности) |
5 | 14.1701036 | * | * | Прокладка регулировочная (по потребности) |
6 | 14.1701306 | 1 | 1 | Пробка с магнитом в сборе |
7 | 14.1701015 | 1 | 1 | Картер |
В | 1/02826/60 | 6 | 6 | Прокладка пробки |
9 | 1/55400/23 | 6 | 6 | Болт М12х1,25-6qх16 |
10 | 870632 | 1 | 1 | Шайба уплотнительная 30х42х2 |
11 | 14.1701440 | 1 | 1 | Указатель уровня масла |
12 | 14.1701047 | 1 | 1 | Вал промежуточный в сборе |
13 | 15.1701031 (264706) | — | 1 | Подшипник |
14 | 15.1701025 | — | 1 | Вал первичный в сборе |
15 | 870511 | — | 1 | Гайка круглая М50х1,5-6Н |
16 | 15.1701044 | — | 1 | Шайба |
17 | 15.1770190 | — | 1 | Муфта синхронизатора |
18 | 14.1701034 | 1 | 1 | Кольцо установочное |
19 | 15.1701032 (170412П) | 1 | 1 | Подшипник |
20 | 15.1701027 | — | 1 | Вал первичный с втулкой в сборе |
21 | 14.1701043 | 1 | 1 | Втулка маслоперепускная |
22 | 14.1701100 | 1 | 1 | Вал вторичный в сборе |
23 | 14.1701082 | 1 | 1 | Блок шестерен заднего хода |
24 | 14.1701084 | 1 | 1 | Втулка промежуточная |
25 | 14.1701083 (64907К) | 2 | 2 | Подшипник |
26 | 14.1701086 | 2 | 2 | Шайба упорная в сборе |
27 | 14.1701092 | 1 | 1 | Ось блока шестерен |
28 | 870862 | 1 | 1 | Шайба стопорная 11 |
29 | 1/05168/73 | 1 | 1 | Шайба пружинная 10 |
— | 870029 | 1 | 1 | Болт в сборе |
30 | 870764 | 1 | 1 | Штифт 3,6×5 |
31 | 870030 | 1 | 1 | Болт |
32 | 152.1701240 | 1 | 1 | Фланец |
33 | 14.1701243 | * | 1 | Шайба тарельчатая |
34 | 870510 | 1 | 1 | Гайка специальная М33х2-6Н |
35 | 1/05200/01 | 5 | 5 | Шайба плоская 12,6х22х3 |
36 | 1/05170/73 | 5 | 5 | Шайба пружинная 12 |
37 | 1/55407/21 | 3 | 3 | Болт М12х1,25-6qх45 |
38 | 1/55414/21 | 2 | 2 | Болт М12х1,25-6qх80 |
39 | 14.1701200 | 1 | 1 | Крышка заднего подшипника в сборе |
40 | 14.1701203 | 1 | 1 | Прокладка |
41 | 14.1701036 | * | * | Прокладка (по потребности) |
42 | 14.1701035 | * | * | Прокладка (по потребности) |
43 | 14.1701034 | 1 | 1 | Кольцо стопорное |
44 | 14.1701032 (50412) | 1 | 1 | Подшипник шариковый |
45 | 14.1701075 | 2 | 2 | Прокладка |
46 | 14.1701078 | 1 | 1 | Гнездо подшипника |
47 | 14.1701073 | 1 | 1 | Подшипник задний |
48 | 14.1701060 | 1 | 1 | Шайба упорная |
49 | 14.1701076 | 1 | 1 | Планка стопорная |
50 | 1/55404/33 | 2 | 2 | Болт М12х1,25qх30 |
51 | 1/55409/21 | 4 | 4 | Болт М12х1,25-6qх55 |
52 | 1/05170/73 | 4 | 4 | Шайба пружинная 12 |
53 | 1/05200/01 | 4 | 4 | Шайба плоская 12.6х22х3 |
54 | 14.1701074 | 1 | 1 | Крышка |
55 | 14.1701350 | 2 | 2 | Рым-болт |
56 | 1/59703/21 | 12 | 12 | Болт М10х1,25-6qх16 |
57 | 1/05168/73 | 12 | 12 | Шайба пружинная 10 |
58 | 14.1701020 | 2 | 2 | Крышка люка |
59 | 14.1701021 | 2 | 2 | Прокладка |
60 | — | 1 | 1 | Пробка сливная |
61 | 15.1701072 | — | 1 | Втулка распорная |
Коробка переключения передач с делителем КПП 152 тягачей Камаз
_______________________________________________________________________________________
Коробка передач 152 с делителем устанавливается на автомобили-тягачи Камаз 4326, 43114, 43118, 55111, 43253.
На автомобилях-тягачах Камаз, предназначенных для работы в составе автопоездов используется модернизированная десятиступенчатая коробка передач КПП 152, состоящая из основной пятиступенчатой коробки передач Камаз и переднего двухступенчатого редуктора-делителя.
Делитель КПП Камаз 152 имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной пятиступенчатой коробкой позволяет получать десять передач переднего хода и две заднего хода.
Применение делителя передач улучшает тягово-экономические качества автомобиля, облегчает управление автомобилем, так как при его использовании уменьшается частота переключения передач рычагом переключения.
При модернизации усилены шлицы первичного вала делителя кпп 152 Камаз, а также муфты шестерни первичного вала и муфты синхронизатора делителя за счет увеличения высоты зуба, применено, бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя.
Конструктивные отличия коробки передач Камаз-152 от модели 15:
— усилены шлицы первичного вала делителя, каретки, шестерни первичного вала и муфты синхронизатора за счет увеличения высоты зубьев;
— применено бесшпоночное соединение шестерни и промежуточного вала делителя;
— исключено замковое устройство в шлицевом соединении каретка синхронизатора 4…5 передач и вторичный вал;
— для предотвращения самовыключения 4 и 5 передач увеличен угол зубьев муфт каретки синхронизатора 4/5 передач и, соответственно, зубьев муфты первичного вала и шестерни 4-й передачи, увеличена высота зубьев муфт;
— расширен зубчатый венец шестерни 4-й передачи.
Первичный вал делителя КПП 152 Камаз-55111, 43114, шестерня первичного вала и зубчатая муфта синхронизатора коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15. Синхронизатор делителя коробки передач модели 152 допускается устанавливать в делитель коробки передач модели 15.
Шестерня промежуточного вала делителя КПП 152 Камаз-55111, 43114 и сам промежуточный вал делителя коробки передач модели 152 не взаимозаменяемы с аналогичными деталями коробки передач модели 15.
При ремонте коробок передач Камаз-152 следует обращать внимание на маркировку вышеназванных деталей, которая начинается с числа 152.
Основная пятиступенчатая коробка передач Камаз-152 максимально унифицирована с коробкой передач 142, кроме небольшого числа деталей, изменение конструкции которых вызвано применением делителя передач:
— изменена конструкция первичного вала и крышки заднего подшипника. Между крышкой и картером коробки передач отсутствует уплотнительная прокладка;
— передней опорой первичного вала КПП 152 Камаз-55111, 43114 является роликовый подшипник, расположенный в отверстии первичного вала делителя;
— вместо маслонагнетательного кольца на валу на шлицах закреплена гайкой муфта синхронизатора;
— отсутствует передняя крышка промежуточного вала, вместо нее осевое смещение переднего подшипника промежуточного вала ограничивает распорная втулка, которая одновременно является и маслоотражательной шайбой;
— масляные ванны коробки передач и делителя Камаз-152 сообщаются между собой двумя отверстиями, имеющимися в нижней части переднего торца коробки передач и в задней стенке делителя.
Осевой ход первичного вала регулируется стальными прокладками толщиной 0,2 и 0,3 мм.
Технические параметры и характеристики коробки переключения передач КПП Камаз 152 с делителем
Номер передачи и передаточные числа: 1-я назад – 7,82; 1-ая вперед – 4,03; 2-ая назад – 2,5; 2-ая вперед – 1,53; 3-я назад – 1; 3-я вперед – 7,38; 4-ая назад – 1,53; 4-ая вперед – 1,25; 5-ая назад – 1; 5ая вперед – 0,815; Задний ход – 7,38/6,02
Подшипники валов КПП 152 Камаз — В опорах первичного вала делителя применяются шариковые подшипники, у промежуточного вала делителя передняя опора — шариковый подшипник, а задняя опора — роликовый без внутреннего кольца.
В опорах первичного вала КПП 152 Камаз-55111, 43114 применяются спереди роликовый подшипник без колец, сзади — шариковый подшипник. Для вторичного вала КПП применяются передний роликовый и задний шариковый подшипники.
Промежуточный вал КПП Камаз 152 опирается спереди на роликовый подшипник, сзади — на роликовый двухрядный сферический подшипник.
Подшипники шестерен КПП камаз 152 — роликовые двухрядные с сепараторами без колец, подшипник шестерни четвертой передачи без сепаратора.
Синхронизаторы коробки передач 152 Камаз — инерционного типа, пальчиковые с латунными конусными кольцами.
Шестерни КПП Камаз 152 — с косыми зубьями, кроме первой передачи и передачи заднего хода, постоянного зацепления.
Система смазывания коробки передач Камаз 152 — комбинированная. Все детали смазывается разбрызгиванием, подшипники шестерен коробки передач и делителя имеют, кроме того, дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.
Отбор мощности — от основной коробки передач с двух сторон через люки по ГОСТ 12323-66;
С правой стороны — от зубчатого венца блока шестерен заднего хода; с левой — от зубчатого венца шестерни заднего хода промежуточного вала; возможна установка КОМ вместо верхней крышки КПП.
Управление коробкой передач 152 Камаз-55111, 43114 — механическое, с дистанционным приводом для основной коробки и пневматическое преселекторное для делителя.
Спидометр — привод спидометра двухступенчатый, состоит из постоянной червячной пары и сменной пары цилиндрических прямозубых шестерен.
Устройство и детали КПП Камаз-152
Рис.1. Коробка передач КПП Камаз-152
1 — вал первичный делителя; 2 — крышка заднего подшипника первичного вала делителя; 3, 9, 30 — прокладки регулировочные; 4 — подшипник передний роликовый первичного вала; 5 — вал первичный КПП; 6 — гайка кольцевая; 7 — шайба; 8 — муфта синхронизатора; 10 — крышка заднего подшипника первичного вала КПП; 11 — кронштейн реактивной тяти; 12-опора рычага; 13 — рычаг; 14 — шпонка; 15 — валик; 16 — гайка; 17 — болт регулировочный; 18 -прокладка; 19 — ось блока шестерен заднего хода; 20, 38 — шайбы упорные; 21 — блок шестерен заднего хода; 22 — роликоподшипник; 23 — болт; 24 — шайба стопорная; 25 — крышка верхняя; 26, 39- прокладки уплотнительные; 27 — крышка заднего подшипника вторичного вала; 28 — кольцо стопорное; 29 — шарикоподшипник задний вторичного вала; 31 — червяк привода спидометра; 32, 47 — манжеты уплотнительные; 33 — гайка крепления фланца; 34 — фланец крепления карданного вала; 35 — стакан заднего подшипника промежуточного вала; 36 -крышка подшипника; 37 — роликоподшипник сферический; 40 — вал промежуточный; 41 — картер коробки передач; 42 — вал вторичный; 43 — коробка передач основная пятиступенчатая; 44 — втулка распорная; 45 — прокладка уплотнительная; 46 — делитель передач; 48 — вилка выключения сцепления; 49 -вал вилки выключения сцепления; 50 — муфта выключения сцепления.
Делитель передач КПП 152 Камаз -55111, 43114- механический редуктор состоит из одной пары цилиндрических шестерен, первичного и промежуточного валов, синхронизатора и механизма переключения передач. Управление механизмом переключения передач пневматическое.
Осевой ход первичного вала коробки передач Камаз-152 регулируется набором металлических прокладок толщиной 0, 2 и 0, 3 мм, устанавливаемых между задней крышкой и наружным кольцом шарикоподшипника. На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца.
Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца для создания «замка», предотвращающего самовыключение передач в делителе. На шлицах подвижно посажен инерционный синхронизатор пальчикового типа.
Ведущая шестерня КПП 152 Камаз-55111, 43114 вращается на двух роликовых подшипниках. Маслонагнетающее кольцо подает масло по наклонным сверлениям первичного вала в его внутреннюю полость, откуда оно попадает в каналы первичного и вторичного валов основной коробки передач.
Промежуточный вал делителя КПП Камаз-152 с напрессованной шестерней привода промежуточного вала вращается на двух подшипниках: переднем и заднем.
Механизм переключения передач делителя КПП 152 Камаз закреплен на картере делителя слева.
Коробка передач 152, применяющаяся с серийным сцеплением Камаз 142
КПП Камаз 152.1700050 — Опора рычага переключения передач 14.1702200-10 (серия), фланец 142.1701240 с торцевыми шлицами, делитель 152.1770010-30 (с кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками), первичный вал делителя 152.1770044 (шлицы серийные Ø 42), крышка заднего подшипника вторичного вала 14.1701200 (14.1701205) широкая под спидометр.
КПП Камаз 152.1700053 — Опора рычага переключения передач 14.1702200-10 (серия), фланец 152.1701240 (большой круглый), делитель 152.1770010-30 (с кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками), первичный вал делителя 152.1770044 (шлицы серийные Ø 42), крышка заднего подшипника вторичного вала 14.1701200 (14.1701205) широкая под спидометр. Устанавливается на автомобиль без подпедального клапана включения делителя.
КПП Камаз 152.1700050-90 под КОМ от промежуточного вала — Опора рычага переключения передач 14.1702200-10 (серия), фланец 142.1701240 с торцевыми шлицами, делитель 152.1770010 (без кронштейном 15.1772327 и металлическими трубками), первичный вал делителя 152.1770044 (шлицы серийные Ø 42) 14.1701048-90 промвал, крышка заднего подшипника вторичного вала 14.1701200 (14.1701205) широкая под спидометр.
КПП Камаз 152.1700070-90 — Опора рычага переключения передач 14.1702200 (боковой вывод), фланец 152.1701240 (с торцевыми шлицами), делитель 152.1770011 нет кронштейна и металлических трубок, первичный вал делителя 152.1770044 (шлицы серийные Ø 42) 14.1701048-90 промвал, крышка заднего подшипника вторичного вала 14.1701200 (14.1701205) широкая под спидометр. Устанавливается на автомобиль без подпедального клапана включения делителя.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________