Зил 4102: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

История создания ЗИЛ-4102. Неизвестный «членовоз».

 История создания ЗИЛ 4102 «Мишка» и «Райка»

 

ЗИЛ-4102 «Мишка»

ЗИЛ-4102 «Райка»

 

    Этот автомобиль разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041. В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка». Планировалось, что на базе этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут. Несмотря на то, что в качестве «образца» брался Rolls-Royce, дизайн экстерьера и интерьера был выполнен с оглядкой на американские автомобили. Автомобиль очень похож на 
Cadillac Fleetwood Limousine 1985
 года: низкая плечевая линия, плоские фары и молдинги по бокам. При взгляде сбоку форма окон напоминает модели Volvo 760 тех лет. Неудивительно, ведь в Союзе шведские автомобили были в почете. По сравнению со своим монументальным предшественником ЗИЛ-41041, новый седан смотрелся «демократичнее».

 

 

 

Caddillac Fleetwood Limousine 1985

Volvo 760

Rolls-Royce Silver Spirit купленный ЗИЛом для изучения

Сейчас у вас есть уникальная возможность посмотреть, как делался ЗИЛ 4102, 

от макетов до готовых машин. 

 Так называемые «поисковые» макеты, ранние. Видно влияние американской дизайнерской школы и монументальности «ноль четвёртой». Собственно, начиналось всё с попыток рестайлинга предыдущей модели:

 

  

А здесь уже поздние двусторонние макеты, на них уже есть окончательный индекс модели:

  

  

 

   Для аэродинамических испытаний создали масштабные модели поисковых макетов. Заметим что аэродинамика ЗИЛ-4102 заметно улучшилась по сравнению с ЗИЛ-41041 за счёт более покатого лобового стекла и обтекаемому кузову.  

Ну и наконец готовый автомобиль:

  Седан ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы. В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова. Новый седан был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были сделаны из стеклопластика.

   На автомобиль установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7,68 л  мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию. За счет уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд. Расход топлива на 100 км составлял 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л при120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто. 

   В салоне отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны, так что вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырех персон, включая водителя. Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров. Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона, отделанного белой кожей с коврами «под леопарда» и деревянными панелями. Электрические стеклоподъемники, радиоприемник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическая система с 10 динамиками сейчас не кажутся чем-то особенным, но не стоит забывать, что это был конец 1980-х. Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована. 

 

 В Журнале rusautomobile были выложены новые уникальные подробные фотоматериалы и описание последнего сохранившегося ЗИЛа 4102. Вот как автор описывает этот автомобиль:

   Время, конечно, оставило на ней свой отпечаток – на кузове меньше, на элегантном светло-кремовом салоне – больше. Чувствуется, машину не очень берегли и уж совсем не лелеяли. Кажется, на ней проехали не одну сотню тысяч километров, в то же время известно: машина ездила не так уж много, на одометре всего 10 000 км. 

   Много в этой машине сделано на скорую руку – обходные технологии не очень позволяют идеально подогнать пластиковые панели. Под салазками водительского кресла — деревянные проставки, в моторном отсеке обнаружились медные трубочки, не ведущие никуда… Большую часть багажника занимает бензобак, а в правой нише должен стоять аккумулятор, которого здесь, разумеется, не было. Машину вообще не заводили много лет и даже на выставке катали по залу вручную. Никто и не знает, как быстро можно её реанимировать.

   Любопытный прибор забыли испытатели в переднем бардачке – это двадцатиканальный цифровой термометр четвертьвековой давности. Впрочем, не уверен, что это испытатели, не исключено, что прибор входил в комплектацию климатической установки. Очень заинтересовала кассетная магнитола. Это явно специальный образец, сделанный непосредственно для этой машины, серийно таких наша промышленность не выпускала. Там куча наворотов для кассетной деки – программное управление, поиск по паузам, автореверс с бесконечным режимом, продвинутые звуковые регулировки… Смешно, но привод ЛПМ остался механическим – не было в 1986 году в СССР ни одной «электронного» автомобильного лентопротяжного механизма!

  

  

  

  

   В 2011 году состоялась выставка «XVII Олдтаймер

галерея Ильи Сорокина» посвещённая 90-летию ГОНа, на которой впервые на всеобщее обозрение были представлены редкие и эксклюзивные автомобили. Среди них был представлен чудом сохранившийся ЗИЛ-4102 «Райка». По непроверенным слухам, машина находится в частной коллекции одного из топ-менеджеров «Лукойла».

Это всё что осталось от образца №1, также находится в частной коллекции

В статье использованы материалы и фотографии из журнала Rusautomobile 

Каким был президентский седан ЗиЛ-4102 тридцатилетней давности

В середине 1980-х годов в СССР вновь назрел тот момент, когда высшие государственные чины захотели сменить «главный лимузин». На тот момент пятиместный ЗИЛ-41041 уже устарел, а потому конструкторскому отделу предприятия было поручено создать новую машину. Поговаривают, что распоряжение об этом пришло с самого верха, якобы такую задачу поставил лично первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев.

Работы над новым автомобилем начали в 1985 году. В качестве образца был выбран новенький Rolls-Royce Silver Spirit. Уже в 1988 году шестой цех ЗиЛа предоставил сразу два опытных образца. Первый был выкрашен в черный цвет, а второй в золотистый. Машины получили прозвища «Мишка» и «Райка».

В тот год планировалось, что на базе нового ЗиЛ-4102 со временем будет создано целое семейство разнообразных авто. Позиционировалась машина, как более «демократичное» транспортное средство, относительного своего «чопорного» предшественника.

В отличие от всех предыдущих советских лимузинов ЗиЛ-4102 не имел рамы. Многие элементы в авто были сделаны из стеклопластика, например бампера, крышка багажника, панели крыши и пола, а также капот. Очень интересным решением было дублирование отдельных узлов и агрегатов машины. Так, в ЗиЛ-4102 было сразу два аккумулятора, две системы зажигания, два бензонасоса и даже дублированная тормозная система.

В движение автомобиль приводился V-образным 8-цилиндровым силовым агрегатом ЗИЛ-4104. Рабочий объем мотора составлял 7.68 литров, а выходящая мощность достигала 315 лошадиных сил. Работал мотор вкупе с автоматической трансмиссией. До 100 км/ч новинка разгонялась за 10.5 секунд. Это стало возможным за счет сокращения массы авто, которое достигалось благодаря использованию современных материалов. При движении на скорости в 90 км/ч машина потребляла около 18 литров топлива на 100 км. При скорости в 120 км/ч – 21 литр.

Закончилась история 4102-го печальной. Автомобиль показали Горбачеву. Руководителю страны машина пришлась совсем не по вкусу. Сначала инженеры надеялись доработать свое творение, однако денег на внесение изменений тогда найти не удалось.

Спустя некоторое время о проекте и вовсе все забыли, а потом он был закрыт окончательно. До наших дней сохранился только один седан, который в данный момент стоит в музее.

В продолжение темы есть еще вот такая подборка крутых ЗИЛовских прототипов, которые были незаслуженно позабыты в наше время.

ЗиЛ-4102 автомобиль для последнего президента СССР

29.04.2019

ЗиЛ-4102 — советский автомобиль представительского класса, который не вошёл в серийное производство по указу первого президента СССР. Машина разрабатывалась спецкомандой завода имени Лихачёва. Инженеры собрали два опытных образца, которые продемонстрировали первому лицу государства.

ЗиЛ-4102ЗиЛ-4102

История создания ЗиЛ-4102

Когда Михаил Горбачёв пришёл к власти, ЗиЛ разработал новую модификацию 115-й модели. Президент принял ЗиЛ 41047, положительно отозвался о транспорте. В последующие несколько лет использовал авто для поездок по Москве и стране (управлял самостоятельно). К 1986 году лимузин устарел. Михаил Горбачёв выразил желание получить новый транспорт, который получит современный дизайн, станет быстрее, манёвреннее и динамичнее. В следующем году предприятия получило госзаказ на разработку нового лимузина для транспортировки важных политиков.

Спецподразделение завода работало постоянно: с 80-го года велось создание базы под новый автомобиль, разрабатывался новый, уникальный дизайн, отвечающий современным требованиям. Отличительной особенностью являлось отсутствие угловатых элементов, к которым привыкли люди за последние годы.

Первый макет ЗиЛ-4102Первый макет ЗиЛ-4102

Концептуальный образец появился в 1985 году. Новое поколение планировали представить двумя моделями — 4101 (лимузин с колёсной базой 3 760 миллиметров) и 4102 (укороченный седан с колёсной базой 3 300 миллиметров). Позднее планировали разработать фаэтон на базе стандартной версии. Поступление государственного заказа заставило специалистов предприятия перейти от концептуальной модели к практическому воплощению проекта. Требовалась максимальная оперативность — первый опытный образец должен был быть готов через полгода.

Работать приходилось сутками без перерывов и выходных. Дизайнеры занимались доработкой внешнего вида и интерьера. Инженеры готовили техническую документацию на сборку первого экземпляра. Для упрощения работы специалисты собрали полноразмерный макет, на который «примеряли» архитектурные решения, проверяли на совместимость технические узлы и агрегаты. Проектом руководил главный конструктор ЗИЛа — Е.Д. Гусев.

Устройство и конструкция ЗиЛ-4102

Машина получила уникальный дизайн, который значительно отличался от предыдущих отечественных разработок премиум-класса. Появился несущий кузов. Инженеры не использовали платформу старого поколения, они разработали новую и уникальную. Это позволило избавиться от крупной конструкции, сделав машину компактнее и динамичнее.

Кузов стал легче и жёстче. Это стало возможным за счёт использования стеклопластика для изготовления панелей днища, крыши, капота и багажника. Заднее и переднее лобовые стёкла крепились в проёмы с помощью специального, сверхпрочного клея. Для крепления панелей крыши к раме использовали клей, применяемый в аэрокосмической отрасли.

Независимая пружинная подвеска всех колёс стала новацией для российского автомобилестроения. Конструкция подвески дополнялась несущими подрамниками с «антиклековым» эффектом. В основе передней подвески лежала двухрычажная технология. В устройство задней подвески легла кинетическая схема Mercedes. Для повышения качества заднего подрамника применены некоторые технологии Rolls-Royse. Увеличение тормозных механизмов привело к увеличению дисков на колёсах — они получили 17-дюймовый размер. Каждое колесо оснащалось дисковыми тормозами с плавающими скобами.

Двигатель ЗиЛ-4102Двигатель ЗиЛ-4102

Силовой агрегат и гидромеханическая передача, по сравнению с последним поколением, изменений не получили. Мотор ЗиЛ-4104 обладает следующими характеристиками:

  • Объём — 7,7 литров;
  • Количество цилиндров — 8;
  • Расположение цилиндров — V-образное;
  • Тип двигателя — карбюраторный;
  • Карбюратор — четырёхкамерный;
  • Мощность — 315 лошадиных сил при 4,4-4,6 тысячах оборотах.

Последнее обновление 41047 получило бесконтактную систему зажигания. Инновационную разработку перенесли на новое поколение правительственного авто. Силовая установка давала облегчённому седану качества спортивного автомобиля. Шарниры равных угловых скоростей отвечали за привод на задние колёса. Задний мост сделан по разрезному типу — корпус редуктора неподвижно установили на отдельном подрамнике посредством упругих опор.

Салон ЗиЛ-4102Салон ЗиЛ-4102

Дизайнеры упростили интерьер салона, но не сделали его менее представительским. Чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно, особое внимание уделили звуко- и термоизоляции. Для этого двигатель заключили в специальную капсулу, снижающую шум в салоне. После проведения многочисленных испытаний конструкторам удалось добиться полного устранения вибрации кузовных панелей. Автомобиль ЗиЛ-4102 лишился стеклянной перегородки. Вместо неё добавлена возможность электрорегулировки двух секций заднего дивана, который вмещает трёх человек. Уникальной особенностью стало наличие бортового компьютера с функцией голосового оповещения. Его разработали немецкие специалисты по специальному заказу ЗиЛ.

Передняя оптика заимствована у шведской компании Volvo (в те годы ЗиЛ и Volvo тесно сотрудничали). Фары взяли от первого прототипа Volvo-850 (серия впоследствии получила другие передние фонари). Благодаря оставшейся мощной силовой установке и сниженной массе, удалось улучшить разгон до 100 км/ч — новому седану требовалось 10,5 секунд. Средний расход топлива составлял 18-21 литров на 100 километров в зависимости от средней скорости.

ЗиЛ-4102 на выставкеЗиЛ-4102 на выставке

Что произошло потом?

Первые экземпляры подготовили к маю 1988 году. Первую демонстрацию провели для председателя Совета министров СССР И.С. Силаева. Ему новое поколение авто понравилось. После этого транспорт продемонстрировали президенту, но его новая разработка не устроила. Конкретных претензий Горбачёв не высказал, сказав общее «Что-то не то…». Инженеры предприятия не понимали, что делать с такой оценкой. Прежде руководитель страны либо принимал автомобиль, либо отправлял на доработку, после чего приступали к серийному выпуску.

Несмотря на отсутствие конкретики, опытные образцы продолжали испытывать на заводских полигонах и вносили улучшения в конструкцию. В августе 1991 года из-за сложной ситуации в стране стало понятно, что проект не получит спрос. Когда страна начала переходить к рыночной системе, ЗиЛ мог самостоятельно начать выпуск нового седана и лимузина. Для этого требовалось найти финансирование, а затем клиентов для покупки дорого транспорта, что в условиях кризиса, практически, невозможно. Проект закрыли, лимузин утилизировали, а седан после многолетнего простоя на заводе отправился в частную коллекцию топ-менеджера «Лукойла».

ЗиЛ-4102 с современными номерамиЗиЛ-4102 с современными номерами

Какой можно сделать вывод?

ЗиЛ-4502 приравнивают к числу перспективных разработок советских специалистов, которые могли получить широкий спрос, но их развитие остановилось на стадии нескольких экземпляров. Объяснение решению Михаила Горбачёва так и не нашли. По неофициальным данным, сейчас наработки 4102 используют для модернизации и внедрения в новый транспорт представительского класса, который разрабатывается в рамках проекта «Кортеж».

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Артемов Антон

Автор статьи:

Артемов Антон

Любитель оружия и мастер красивого слова.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 — Северная линия

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 разрабатывался по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва.

Пятиместный седан ЗИЛ-41041Пятиместный седан ЗИЛ-41041

Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.

ЗИЛ-4102ЗИЛ-4102

В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.

Пятиместный седан ЗИЛ-41041Пятиместный седан ЗИЛ-41041

ЗИЛ-4102 был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.

Оригинальный дизайн колёсных дисков ЗИЛ-4102 был защищён специальным патентомОригинальный дизайн колёсных дисков ЗИЛ-4102 был защищён специальным патентом

Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см³  мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд. Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сиденияВ салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя.

Раздельные задние сидения ЗИЛ-4102 регулировались с помощью электроприводовРаздельные задние сидения ЗИЛ-4102 регулировались с помощью электроприводов

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Передние кресла ЗИЛ-4102 разделял широченный центральный тоннельПередние кресла ЗИЛ-4102 разделял широченный центральный тоннель

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева. 

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.

Автомобиль ЗИЛ-4102 был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речиАвтомобиль ЗИЛ-4102 был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты.

До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.

В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Автомобиль ЗИЛ-4102Автомобиль ЗИЛ-4102

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

Кузов — четырёхдверный седан

Компоновка:

двигатель — спереди

ведущие колёса — задние

Максимальная скорость, км/ч — 190

Двигатель — ЗИЛ-4104, бензиновый, карбюраторный, V-образный

число цилиндров — 8

объём двигателя — 7756 см³

число клапанов — 16

расположение — верхнее

мощность, л.с/кВт — 315/231,8 при 4600 об/мин

Коробка передач — автоматическая трехступенчатая (первая передача — 2,02, третья — прямая, главная пара — 3,6)

Подвески:

передняя — независимая, на продольных торсионах задняя независимая, пружинная

Тормоза — гидравлические, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями

спереди — дисковые

сзади — дисковые

Электрооборудование — 12 В

Размер шин — 9.35-15

что стало с последним ЧЛЕНОВОЗОМ ссср

Замена, которая не состоялась

Как пишет авторитетное интернет-издание «Мotor.ru», ЗиЛ-4102 должен был по своей «начинке» превзойти устаревший «членовоз» ЗиЛ-4104. К 1988 году специалисты завода имени Лихачева успели сделать два седана. Принципиальными отличиями от предыдущих автомобилей правительственного премиум-класса в плане функциональности были несущий кузов и независимые подвески. За 10 секунд новый ЗиЛ набирал скорость да 100 километров в час, из «членовоза» можно было выжать 190 км/ч.
Салон лимузина отделали натуральным деревом, для конца 80-х у автомобиля была более чем современная «начинка» – аудиопроигрыватель компакт-дисков западного образца, бортовой компьютер, синтезирующий речь. По данным «Мotor.ru», ключевые агрегаты ЗиЛ-4102 имели свои дубликаты на случай форс-мажорных ситуаций.

«Михаила» разобрали, «Раиса» осталась
Поскольку новый автомобиль предназначался для конкретных высокопоставленных лиц (а к моменту изготовления опытных образцов ЗиЛ-4102 уже было известно, что Михаила Сергеевича часто на официальных мероприятиях сопровождает супруга Раиса Максимовна), то на заводе конструкторы и дизайнеры в шутку дали двум готовым машинам имена первого лица государства и его жены.

Обозреватель журнала «За рулем», автор автомобильных энциклопедий Сергей Канунников писал, что две модели ЗиЛ-4102, черную и золотистую, вместе с М. С. Горбачевым оценивали делегаты XIX партконференции КПСС. В результате опытные образцы одобрены не были – по одной из версий, Михаил Сергеевич решил, что не стоит тратиться на производство данного автомобиля из-за его чрезмерной затратности. В конечном итоге «черную», «мужскую», модель в середине 90-х годов разобрали на металлолом, а «женская» сохранилась до наших дней в качестве экспоната уходящей эпохи.

С чего его копировали
Автоэксперты говорят, что ЗиЛ-4102 скопировали с модели «Роллс-Ройс Сильвер Спирит». Длина «членовоза» была больше на 50 см, чем у «Волги», но вес у нового автомобиля оказался на 500 кг меньше, чем у его предшественника. Именно за счет этой особенности данный правительственный агрегат так быстро разгонялся до максимальной скорости. В ЗиЛ-4102 помимо аудиосистемы и компьютера было полно других «наворотов» – электроприводы, регулирующие сиденья, велюр и кожа в салоне, агрегаты-«близнецы», дублирующие аккумулятор, зажигание, тормоза и бензонасос…
… О конкретных обоснованиях отказа в запуске ЗиЛ-4102 в серийное производство на сегодняшний день доподлинно ничего не известно – все это на уровне догадок. Российские автоэскперты утверждают, что одной из главных причин, по которой «зарубили» данный проект, могла стать кризисная ситуация, сложившаяся в отечественном автопроме, которая к концу 80-х уже давала о себе знать. Во всяком случае, косвенно данное предположение подтверждается тем, что современная российская политическая элита до сих пор предпочитает пользоваться иностранными автомобилями премиум-класса.

ЗИЛ-4105 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗИЛ-4105 («Бронекапсула») — советский и российский бронированный автомобиль большого[1] (представительского) класса с кузовом типа лимузин. Бронированная модификация автомобиля на шасси ЗИЛ-4104. Производился на заводе имени Лихачёва.

После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущёв, подчёркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа Фаэтон. Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 года во время которого водитель ЗИЛ-111 И. Е. Жарков получил смертельные ранения.

Сдача на испытания первых экспериментальных автомобилей планировалась к 19 декабря 1982 года, ко дню рождения Леонида Ильича, но была отложена в связи с его смертью. В 1983-1985 годах автомобили прошли ряд огневых тестов на обстрел из винтовки СВД, с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Кроме того были проведены сравнительные испытания с основным[источник не указан 376 дней] конкурентом — автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine, бронированным компанией O’Gara Hess & Eisenhardt. Испытания показали, что поставленные перед разработчиками задачи реализованы, защита ЗИЛ-4105 превосходила[источник не указан 376 дней] защиту американского автомобиля[2].

Автомобиль имел три модификации, отличающихся внешним обвесом: ЗИЛ-4105 (внешне ЗИЛ-4104), ЗИЛ-41051 (внешне ЗИЛ-41045) и ЗИЛ-41052 (внешне ЗИЛ-41047).

Бронекапсулы автомобилей идентичны, сваривались на Курганском машиностроительном заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗИЛ-4105). Капсулы изготавливались из стали марки 68ХГСЛМН. Толщина брони от 4 до 10 мм. Толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм.

Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали[3]. Снаряжённый вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160—5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером.

Уникальные советские автомобили » Blog Archive » ЗИЛ-4102 — прототип последнего «членовоза»

ЗИЛ-4102 — перспективный лимузин, который должен был заменить устаревший пятиместный седан ЗИЛ-41041. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы, в связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова. Новый седан был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были сделаны из стеклопластика.

На автомобиль установили автоматическую трансмиссию и прежний V-образный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 7,68 л, мощностью 315 л.с.– такой же как и на других московских лимузинах. За счет уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.Расход топлива на 100 км составлял 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л при120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны, так что вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырех персон,включая водителя. Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов,на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером,а на полу были откидные упоры для ног пассажиров. Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона, отделанного белой кожей с коврами «под леопарда» и деревянными панелями.Электрические стеклоподъемники, радиоприемник с электронной настройкой,проигрыватель компакт-дисков и акустическая система с 10 динамиками сейчас не кажутся чем-то особенным, но не стоит забывать, что это был конец 1980-х. Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована.

В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей,была создана своя школа, однако, тяжелое положение на заводе в начале1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей. «Остается надеяться на богатых патриотов с меценатскими наклонностями»,- с таким пафосом заканчивалась статья в журнале «Авто», опубликованная15 лет назад. К сожалению, их не нашлось. По свидетельству очевидцев, вживую ЗИЛ-4102 последний раз видели в 1997 году на территории завода, а в 2000 году автомобиль проходил перерегистрацию в ГИБДД. Один из экземпляров в данный момент действительно находится на заводе, второй был утрачен.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *