Самоходный башенный кран — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1
Самоходный башенный кран
Cтраница 1
Самоходные башенные краны для монтажа сборных конструкций, краны кабельные, а также консольные для сборки пролетных строений, мачтово-стреловые, ползучие ( для радиомачт), портально-поворотные, стреловые грузоподъемностью более 5 т, транспортеры ленточные звеньевые, ленточные передвижные и переносные ( питатели. [1]
Самоходные и башенные краны кроме грузоподъемности характеризуются так называемым гр-зочым миличшюм, являющимся произведением веса груза па вылет стрелы. Этот параметр определяет устойчивость крана против опрокидывания в процессе работы. [2]
Самоходный башенный кран марки Т-178-1 грузоподъемностью 1 — 2 5 т на вылете 25 — 10 м ( со стрелой, состоящей из пяти секций длиной 23 9 м) и грузоподъемностью 1 5 — 3 т на вылете 20 — 10 м ( со стрелой из четырех секций длиной 19 м) предназначен для подъема строительных материалов и монтажа конструкций при возведении зданий и сооружений высотой до пяти этажей. [3]
Различают самоходные башенные краны, передвигающиеся по рельсовому или безрельсовому пути, и стационарные, устанавливаемые на фундаменте. [5]
Крупногабаритные машины и узлы — самоходные и башенные краны, башни, стрелы и другие — могут транспортироваться без упаковки. Съемные узлы и детали небольших размеров, запасные части и инструмент должны быть упакованы в тару и закреплены. Крепление должно исключить возможность перемещения узлов и деталей во время транспортирования. [6]
Для малоэтажного строительства наиболее пригодны передвижные самоходные башенные краны. За смену кран может лодать 17000 кирпичей или 36 м3 раствора в переносных бункерах. [7]
Крупногабаритные машины и узлы — самоходные и башенные краны, башни, стрелы и другие — могут транспортироваться без упаковки. Съемные узлы и детали небольших размеров, запасные части и инструмент должны быть упакованы в тару и закреплены. Крепление должно исключить возможность перемещения узлов и деталей во время транспортирования. [8]
Из условий транспортирования крупногабаритные машины — самоходные и башенные краны, прицепы-тяжеловозы и другие-могут поставляться без разборки, либо с разборкой на минимальное количество частей. [10]
Из условий транспортирования крупногабаритные машины — самоходные и башенные краны, прицепы-тяжеловозы и другие — могут поставляться без разборки, либо с разборкой на минимальное количество частей. [11]
Одним из параметров, влияющих на устойчивость самоходных и башенных кранов против их опрокидывания в процессе работы, является грузовой момент, определяемый произведением веса груза на вылет стрелы. [12]
На монтаже крупноблочных зданий в 3 этажа и выше используются преимущественно самоходные башенные краны ( см. гл. [13]
Вес элементов каркаса, панелей стен, блоков перекрытий, маршей лестниц не превышает 1 5 т, что позволяет монтировать каркасно-панельные здания
Самоподъемным башенным краном Пионер грузоподъемностью 1 т кирпич поднимается в двух контейнерах емкостью по 120 шт. Производительность указанных кранов примерно такая же, как самоходных башенных кранов и соответствует их грузоподъемности. [15]
Страницы: 1 2
6.10. Самоходные стреловые краны
П
Термин «самоходные краны» объединяет большую группу стреловых кранов, характеризуемых высокой транспортной маневренностью, независимым энергоснабжением и разнообразным рабочим оборудованием.
Маневренность обеспечивается ходовым оборудованием (гусеничным или пневмоколесным), приспособленным для передвижения как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунтовым. Гусеничным ходом оборудуют преимущественно краны большой грузоподъемности, используемые на монтажных работах больших объемов с крупногабаритными грузами. Разновидностью гусеничных кранов являются краны небольшой грузоподъемности на базовых гусеничных тракторах или на базе тракторных узлов, в частности, краны-трубоукладчики, применяемые в трубопроводном строительстве.
Пневмоколесное ходовое оборудование, более маневренное, чем гусеничное, допускает движение с большой скоростью по дорогам с твердым покрытием и с умеренной скоростью по грунтовым и подготовленным дорогам стройплощадок. Краны с пневмоколесным ходовым оборудованием изготовляют на базе шасси стандартных грузовых автомобилей (автомобильные краны), специализированных пневмоколесных шасси (нормальных или короткобазовых) и многоосных шасси автомобильного типа.
За исключением кранов-трубоукладчиков, рабочий режим которых включает их передвижение, большая часть самоходных кранов выполняет работу в основном рабочем режиме позиционно. При этом для повышения устойчивости и по условиям допустимой загрузки пневматических шин краны с пневмоколесным ходовым оборудованием устанавливают на располагаемые по углам неповоротной рамы выносные опоры в виде выдвижных балок, поворотных или вертикальных откидных кронштейнов, на свободных концах которых устанавливают опирающиеся на клетки из деревянных брусьев винтовые домкраты или, чаще, гидравлические цилиндры. Кроме того, у кранов с подрессоренной ходовой частью рессоры на время работы крана блокируют специальными v устройствами. При работе на неустойчивых грунтах иногда выносные опоры применяют и в гусеничных кранах.
Все механизмы стреловых самоходных кранов оборудуют тормозами. При этом в механизмах передвижения автомобильных и пневмоколесных кранов, а также кранов на спецшасси автомобильного типа устанавливают управляемые тормоза нормально открытого типа вместе со стояночными тормозами. Иногда нормально открытые тормоза устанавливают также в кранах с башенно-стреловым оборудованием (см. ниже). Во всех других случаях тормоза нормально закрытые, размыкаемые при включении привода.
Всамоходных кранах применяют разнообразные стрелы: прямые короткие (рис.6.38, а) — для перегрузочных работ и работ со штучными и сыпучими грузами, называемые основными, для которых определяется номинальная грузоподъемность крана на всех вылетах; удлиненные вставками (рис. 6.38, б) для подъема грузов на большую высоту; с гуськами, оснащенными крюком вспомогательного подъема (рис. 6.38, в) — для перегрузочных работ с объемными штучными грузами, в том числе с контейнерами, требующими увеличенных размеров подстрелового пространства. Гусек крепят к голове стрелы шарнирно, а второй его конец закрепляют гибкой оттяжкой у основания стрелы. Для работы на монтажных работах гусек делают управляемым, закрепив конец канатной оттяжки на барабане лебедки.
Вторую разновидность составляют телескопические стрелы, которыми оборудуют, в основном, краны с гидроприводом — автомобильные и на специальных самоходных шасси. В зависимости от грузоподъемности крана телескопические стрелы бывают двух-, трех-, четырех- и пятисекционными.
Самоходный стреловой кран (рис. 6.39) состоит из ходовой части 1, опорно-поворотного устройства 2, поворотной платформы 3 с расположенным на ней крановым оборудованием, стрелового 4 или башенно-стрелового рабочего оборудования, силовой установки, механизмов привода и системы управления.
Основными параметрами самоходных стреловых кранов являются: масса крана, грузовой момент, максимальная грузоподъемность, вылет крюка l, А1 и А2 соответственно относительно оси вращения поворотной платформы и ребра опрокидывания без выносных опор и с выносными опорами (ребром опрокидывания называют ось, относительно которой возможно опрокидывание крана при потере им устойчивости), максимальная высота подъема крюка Н, глубина его опускания h, колея ходовой тележки К, ее база, удельное давление на грунт (для гусеничных кранов) или нагрузка на ходовую ось (для кранов на колесном ходу), скорости подъема, опускания, посадки, отрыва и горизонтального перемещения груза, частота вращения поворотной части, рабочая и транспортная скорости передвижения, мощность силовой установки, производительность крана и др.
Согласно ГОСТ 22827-85 в технической документации и деловой переписке самоходным стреловым кранам, в зависимости от вида ходового устройства, присваивают индексы следующих типов: КА-0000 — для автомобильных кранов; КП-0000 — для пневмоколесных кранов; КГ-0000 — для гусеничных кранов; КШ-0000 — для кранов на шасси автомобильного типа; КК-0000 — для кранов на короткобазовом шасси. Для конкретной модели крана первый нуль цифровой части индекса заменяют цифрами от 1 до 9, обозначающими размерную группу (грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и более 100 т). Второй нуль заменяют цифрами, обозначающими тип ходового устройства (1 — гусеничное с минимальной опорной поверхностью, 2 — то же с увеличенной опорной поверхностью, 3 — пневмоколесное, 4 — на специальном шасси автомобильного типа, 5 — шасси грузового автомобиля, 6 — тракторное, 7 — прицепное, 8 — короткобазовое шасси, 9 — резерв для иных ходовых устройств). Третий нуль заменяют цифрами от 6 до 9, обозначающими исполнение стрелового оборудования (6 — с гибкой — канатной — подвеской, 7 — с жесткой — гидравлической, подвеской, 8 и 9 — резерв). Последний нуль заменяют цифрой, обозначающей порядковый номер модели. Дополнительно, как и для башенных кранов, буквами русского алфавита обозначают очередную модернизацию, а также специальное климатическое исполнение.
До введения указанного выше стандарта для обозначения стреловых кранов использовались другие системы индексов, например приведенный в п. 1.5.
Гусеничные краны (рис. 6.40) работают без выносных опор (об исключениях см. выше) и могут передвигаться в пределах строительной площадки без предварительной подготовки трассы со скоростью 0,5 … 1 км/ч, а при специальной подготовке они могут перемещаться с номинальным грузом на крюке. Грузоподъемность отечественных гусеничных кранов составляет от 16 до 250 т. Высокая маневренность и большая грузоподъемность обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на объектах с большими, в том числе с рассредоточенными объемами работ для монтажа укрупненных конструкций и технологического оборудования. Этими качествами предопределяется высокая конкурентная способность гусеничных кранов по отношению к специальным башенным кранам, требующим устройства подкрановых путей.
Гусеничные краны имеют, как правило, индивидуальный электрический привод с первичным силовым агрегатом — дизелем и элетрогенератором переменного трехфазного тока частотой 50 Гц, напряжением 380 и 220 В, что допускает работу от внешней электросети. Дизель-генератор устанавливают в хвостовой части поворотной платформы. Приводы всех механизмов — грузового, стрелоподъемного, поворотного, ходового и др. — построены по стандартным схемам: электродвигатель — тормоз — редуктор — рабочий орган. На кранах малой грузоподъемности, преимущественно изготовленных на базе одноковшовых экскаваторов или из экскаваторных узлов, встречается также дизельный привод с механической или гидравлической трансмиссиями.
Ходовая часть гусеничных кранов состоит из неповоротной рамы, опирающейся на две приводные гусеничные тележки с многоопорными гусеничными звеньями, обеспечивающими низкие (до 0,1 МПа) давления на грунт. Каждая гусеница приводится в движение собственным механизмом. При движении на разворотах одну гусеницу затормаживают или включают двигатели гусениц для движения в разные стороны. Для повышения устойчивости в направлении поперек гусениц у ряда моделей гусеничных кранов применяют раздвижные гусеничные тележки.
Пневмоколесные краны имеют одинаковое с гусеничными кранами назначение и сходное с ними устройство поворотной части, но отличаются пневмоколесным ходовым оборудованием — с нормальной базой или короткобазовые. Последние обладают повышенной маневренностью, что особенно важно для работы в стесненных условиях, в том числе внутри производственных помещений. В настоящее время в нашей стране производятся и находятся в эксплуатации пневмоколесные краны типов КС и МКП грузоподъемностью 16, 25, 36 и 100 т. На рис. 6.41 представлен пневмоколесный кран грузоподъемностью 25 т.
Пневмоколесное ходовое оборудование может быть двухосным и многоосным (до пяти осей). Короткобазовые краны имеют две оси со всеми поворотными колесами, что существенно повышает их маневренность. Рабочая скорость передвижения не превышает 5 км/ч, а транспортная достигает 35 км/ч и более (до 70 км/ч).
Все грузоподъемные операции пневмоколесные краны выполняют обычно будучи установленными на выносные обычно гидравлические опоры. Работа без выносных опор допускается только с малыми грузами. Этим обстоятельством предопределена невысокая маневренность кранов, являющаяся причиной их замедленного развития.
Перспективными для работы в стесненных условиях являются пневмоколесные краны на короткобазовом шасси с гидравлическим приводом всех механизмов и всеми поворотными колесами (рис. 6.43) с многослойными шинами, допускающими повышенные нагрузки и обеспечивающими малый радиус разворота крана. Стрелу у таких кранов выполняют раздвижной телескопической, состоящей обычно из трех секций.
В строительстве широко используют самоходные стреловые краны на базе двух- или трехосных серийно выпускаемых или усиленных шасси грузовых автомобилей, называемые автомобильными кранами (Рис. 6.44). Их применяют как на погрузо-разгрузочных работах, так и на монтаже конструкций и оборудования небольших масс и габаритов. В последнее время автомобильные краны широко используют для выполнения грузоподъемных работ при строительстве небольших зданий. Оборудованные двухканатным грейфером, автомобильные краны используют на перегрузке сыпучих материалов.
Грузоподъемность автомобильного крана обусловлена параметрами базового автомобиля. В настоящее время отечественная промышленность выпускает автомобильные краны грузоподъемностью 4; 6,3; 10; 16; 25 и 32 т. Паспортная грузоподъемность крана обеспечивается только при работе на четырех выносных опорах. При работе без выносных опор (но с включенными стабилизаторами, блокирующими рессорную подвеску заднего моста) допустимая грузоподъемность резко снижается. Допускается передвижение крана на малой скорости (до 5 км/ч) с заблокированной рессорной подвеской с грузом на крюке массой не более 25 … 30% от паспортных грузов, поднятых не выше 0,5 м стрелой, расположенной сзади автомобиля и ориентированной строго по его продольной оси. Транспортная скорость автомобильных кранов по дорогам достигает 60 … 70 км/ч.
Базовый автомобиль является ходовой неповоротной частью крана. Поворотная часть крана с закрепленной на ней стрелой, кабиной и крановыми механизмами соединена с его неповоротной частью опорно-поворотным устройством роликового, реже шарнирного типа.
Краны на спецшасси автомобильного типа(рис. 6.45) предназначены для строительно-монтажных работ, для монтажа технологического оборудования промышленных предприятий, а также для погрузочно-разгрузочных работ. Обладая высокой подвижностью и большой грузоподъемностью, эти краны не требуют монтажа при установке в рабочее положение, обеспечивают низкую посадочную скорость груза, а также большую высоту подъема крюка. Грузоподъемности кранов на спецшасси — 25, 40, 50, 63, 100 и 250 т — являются продолжением ряда грузоподъемностей автомобильных кранов. Известны зарубежные краны на спецшасси грузоподъемностью до 1000 т. Специальные многоосные шасси (от 3 до 8 осей) этих кранов отличаются от автомобильных шасси возможностью воспринимать большие нагрузки от кранового оборудования повышенной грузоподъемности. Транспортная скорость таких кранов составляет от 45 до 60 км/ч.
Краны рассматриваемого типа состоят из двух частей — неповоротной (собственно специального шасси) и поворотной, соединенных между собой опорно-поворотным устройством обычного типа. Колесные формулы отечественных кранов суть 6×4, 8×4, 12×6, 14×6. Ходовая часть оборудована пневматическими двухконтурными тормозами. Каждый контур затормаживает часть колес, поэтому даже при выходе из строя одного контура надежность торможения обеспечивается вторым контуром.
Краны на спецшасси оборудуют телескопическими стрелами из 3 — 5 секций, раздвигаемыми гидроцилиндрами. Краны большой грузоподъемности оборудуют также решетчатыми стрелами и дополнительно — решетчатыми удлинителями, гуськами или стрелами. В последнем случае рабочее оборудование крана превращается в башенно-стреловое. При транспортировании кранов большой грузоподъемности стрелы перевозят отдельно от крана на специальной тележке.
Механизмы крана также имеют гидравлический привод высокого давления (до 32 МПа). Механизмы лебедок состоят из одного или двух гидромоторов, планетарных редукторов, встроенных в барабаны, колодочных или дисковых тормозов. В качестве первичных двигателей используют дизели, при этом на кранах большой грузоподъемности устанавливают два дизеля: один — на шасси — для передвижения и привода насосов, питающих гидроцилиндры выносных опор, второй — на поворотной платформе — для привода гидромоторов крановых механизмов и гидроцилиндров подъема стрелы и выдвижения ее секций. В приводе кранов чаще используют двухпоточные насосы, обеспечивающие совмещение рабочих движений, а также широкий диапазон их скоростей за счет совмещения подачи рабочей жидкости двух напорных линий. Силовая установка включает также электрогенератор и аккумуляторную батарею напряжением 24 В для запуска основного двигателя, освещения и питания электроэнергией контрольно-предохранительной и другой аппаратуры. Управляют краном из кабины, расположенной на поворотной части. Возможно также дистанционное управление.
Краны на спецшасси работают на выносных гидравлических опорах с автоматическим контролем горизонтальности поворотной платформы.
Для работы на строительстве нефте-, газо- и других трубопроводов широко используют краны-трубоукладчики (рис. 6.46, а) на базе гусеничных тракторов специальной трубоукладочной модификации, либо с усовершенствованным ходом обычных гусеничных и пневмоколесных тракторов промышленной или сельскохозяйственной модификаций. Эти машины оборудованы А-образной стрелой 1 коробчатого сечения, расположенной сбоку относительно продольной базы (на лонжероне гусеницы — у гусеничных машин, на нижней раме — у пневмоколесных) и удерживаемой либо полиспастной системой, либо гидроцилиндрами. Для обеспечения устойчивости с противоположной стороны установлен откидывающийся противовес (контргруз) 2, вылет которого, в зависимости от реализуемого грузового момента, регулируют гидроцилиндром 3. У трубоукладчиков малой грузоподъемности противовес обычно невыдвижной. Отличительной особенностью кранов-трубоукладчиков от других стреловых кранов является их способность передвигаться с грузом на крюке, соответствующим максимально возможному грузовому моменту.
Основное назначение кранов-трубоукладчиков — укладка в траншею предварительно сваренного и изолированного трубопровода, одиночных труб, запорной арматуры и других штучных грузов. Эти машины используют также на погрузо-разгрузочных работах при перевозке труб и трубных секций (плетей) трубовозами и плетевозами, укрупненной сборке плетей из труб на трубосварочных базах и сварке в линию плетей перед укладкой трубопровода в траншею. В пределах своей технической характеристики краны-трубоукладчики используют как краны общего назначения на монтажных работах при сооружении насосных и компрессорных станций и других объектов. Пневмоколесные трубоукладчики (грузоподъемностью 6,3 т) используют преимущественно в условиях городского строительства. Отечественная промышленность выпускает краны-трубоукладчики с номинальной грузоподъемностью от 6,3 до 50 т на минимальном вылете, составляющем 1,5 м, при высоте подъема крюка 4,5 … 7,5 м.
описание, технические характеристики и виды
Для механизации погрузо-разгрузочных работ, подачи конструкций и материалов на строящиеся объекты, а также для поддержания элементов при их закреплении используется кран стреловой – грузоподъемная транспортировочная машина, у которой грузозахватное приспособление закреплено на концевой части грузовой балки либо подвешено на тележку, перемещающуюся вдоль стрелы.
Классификация стреловых кранов
Стреловые краны подразделяют на несколько видов в зависимости от сферы применения и конструктивных особенностей.
Принято выделять шесть типов оборудования:- Кран стреловой самоходный, у которого стрела закреплена на подвижной платформе или ходовом устройстве.
- Портальный устанавливается на портальной конструкции, предназначенной для пропуска транспорта.
- Башенный, у которого стрела закреплена на вертикальной ферме, башне.
- Судовой устанавливается на плавучих судах для проведения погрузо-разгрузочных работ.
- Мачтовый, или деррик-кран, имеет вертикальную мачту, на которой подвижно закреплена стрела.
- Монтажная стрела устанавливается непосредственно на месте проведения работ, стационарная, неповоротная.
Каждому экземпляру стрелового крана присваивается индекс, в котором зашифрованы основные конструктивные особенности и технические характеристики.
Передвижные краны
Среди всех групп грузоподъемных машин самыми распространенными являются стреловые самоходные краны, которые оборудуются различными движителями в зависимости от условий эксплуатации и поставленных задач.
Широкое распространение этой группы спецтехники было обеспечено:- автономным приводом;
- мобильностью и высокой маневренностью;
- способностью перемещаться вместе с грузом;
- высокой грузоподъемностью;
- способностью к быстрой транспортировке на другой объект;
- универсальностью – возможностью установки различного сменного оборудования.
Самоходные краны имеют сменную стрелу, что позволяет менять параметры спецтехники и использовать ее для выполнения различных работ. Передвижной кран стрелового типа широко применяется при строительстве мостов и объектов энергетической промышленности, а также для погрузки тяжеловесного транспорта перед его транспортировкой.
Классификация стреловых кранов
Основными параметрами, согласно которым стреловые краны подразделяют на классы, являются: грузоподъемность, тип ходовой части, конструкция привода и технические особенности.
Согласно типу ходовой части спецтехнику делят на несколько видов:
- Автомобильный – подъемное оборудование установлено на автотранспортном средстве.
- Железнодорожный монтируется на платформы, перемещающиеся по железнодорожным путям.
- Стреловой кран гусеничный перемещается на гусеничном движителе.
- Пневмоколесный оборудуется собственным пневмоколесным шасси, управляемым непосредственно из кабины.
- Рельсовой – то же самое, что и железнодорожный кран, но самостоятельно перемещающийся вдоль линии.
Некоторые строители выделяют тракторный тип, где стрела с подъемным оборудованием выступает в качестве сменного навесного оборудования. Такая техника применяется для выполнения работ, связанных с перемещением грузов в условиях бездорожья.
Привод стреловых кранов
Основным рабочим элементом является привод, который отвечает за перемещение грузов. Наибольшее распространение получил кран стреловой с механическим типом привода. В нем все узлы приводятся в действие двигателем внутреннего сгорания на дизельном топливе или бензине.
Краны с электрическим приводом широко применяются на городских строительных площадках, где подключаются к электрическим линиям. Для автономной работы требуют установку дизельного генератора. В связи с этим за городской чертой стала популярна спецтехника с гидравлическим приводом, где каждый механизм машины оснащается собственным гидравлическим двигателем.При этом краны делят на одномоторные, где все рабочие узлы приводятся в действие силовыми установками, работающими на один вал, и многомоторные, где каждый механизм получает движение от собственного отдельного двигателя.
Конструкция стрелы
В зависимости от конструкции стреловые устройства кранов бывают двух видов – телескопические и решетчатые. Первый тип стрелы представляет собой полый короб, внутри которого располагается одна или несколько выдвижных балок. При необходимости изменения длины стрелы гидроцилиндры выдвигают телескопические элементы. Подобное оборудование чаще всего устанавливается на краны с гидравлическим приводом.
Решетчатые стрелы делят еще на четыре группы:- прямолинейные наиболее распространенные, предназначены для решения широкого круга задач;
- криволинейные имеют перегиб, в зоне которого устанавливают таль. Такие стрелы используются для перемещения крупногабаритных грузов;
- наращиваемые способны увеличивать свою длину установкой дополнительных секций;
- шарнирно-сочлененные – стрелы, состоящие из наклонной части и присоединенного к ней с помощью шарнира гуська, который существенно увеличивает вылет стрелы.
Каждый тип стрелового оборудования оснащается гибкой или жесткой подвеской. В первом случае кран стреловой поднимает груз системой канатов и полиспаста, а во втором – гидравлическими цилиндрами.
Грузоподъемность стреловых кранов
Основной величиной, характеризующей кран, является его грузоподъемность – максимальная масса груза, которую способен поднять кран.
- легкой – до 10 тонн;
- средней – до 25 тонн;
- тяжелой – более 25 тонн.
В величину грузоподъемности также включают массу рабочего оборудования – грузозахватных приспособлений, грейферов или электромагнитов. Грузоподъемность зависит от радиуса действия стрелы с учетом устойчивости спецтехники к опрокидыванию, а также прочности рабочих узлов.
Характеристики стреловых кранов
ГОСТ 22827-85 регламентирует основные характеристики и типоразмеры, которыми могут обладать самоходные стреловые краны. Характеристики – основные параметры, определяющие область применения и назначение спецтехники. Они бывают:
- высотные – вылет крюка от ребра опрокидывания, длина стрелы, глубина опускания и высота подъема грузозахватного оборудования;
- характеристики скорости – определяют скорость подъема, поворота груза, изменения вылета стрелы, движения в рабочем и в подготовленном к транспортировке состоянии;
- параметры наклона – расчетный уклон, при котором обеспечена возможность перемещения по вертикали максимально тяжелого груза при всех положениях поворотной части;
- показатели угла поворота – угол, на который спецтехника может повернуться.
Эти же характеристики применимы для описания стационарных стреловых кранов. Для получения более подробной информации следует обращаться к соответствующим ГОСТам.
«Стреловые самоходные и башенные краны».
Стреловые краны: общие сведения, классификация, общее устройство, работа. Определение устойчивости.
Башенные краны: классификация, область определения, расчет, работа.
Стреловые самоходные краны широко применяются в строительстве из-за своей маневренности и возможности работать без устройства специального подкранового пути.
Схема стрелового оборудования самоходных кранов а — прямолинейная стрела и башенно-стреловое оборудование; б — жесткоподвесная телескопическая стрела; 1 — базовая машина; 2 — стрела прямолинейная; 3 — башенно-стреловое оборудование; 4 — телескопическая стрела |
Рабочее оборудование самоходных стреловых кранов выполняется в виде канатно – подвесной прямолинейной стрелы, канатно – подвесной стрелы с гуськом, в виде башенно – стрелового оборудования и жесткоподвесной телескопической стрелы. Стреловые краны оборудуются прямолинейными стрелами, что обеспечивает подъем грунта на большую высоту.
По конструктивному исполнению ходового устройства стреловые самоходные краны разделяются на:
— автомобильные
— тракторные
— пневмоколесные
— пневмоколесные автомобильного типа
— гусеничные
— железнодорожные
В каждой из этих групп краны классифицируются по грузоподъемности, типу силового оборудования (дизель или бензин), виду привода от силовой установки к исполнительным механизмам. (механический, электрический, гидравлический), виду рабочего оборудования, типу стрелы (прямолинейная, телескопическая, стрела с гуськом, башня со стрелой), типу подвески стрелы (канатная или жесткая).
Для обозначения моделей стреловых кранов принята система индексации:
КС – кран стреловой
1 –я цифра после букв – группа грузоподъемности:
Группа грузоподъемности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Грузоподъемность (т) | 4 | 6,3 | 10 | 16 | 25 | 40 | 63 | 100 | >100 |
2 – я цифра – тип ходового устройства:
1 – гусеничный ход
2 — гусеничный уширенный ход
3 – пневмоколесный ход
4 – шасси автомобильного типа
5 – автомобильный ход
6 – тракторный ход
7 – прицепной ход
3 – я цифра – тип стрелового оборудования:
6 – канатоподвесное
7 – жесткоподвесное
8 – телескопическое раздвижное
4 – я цифра — очередной номер модели.
Следующая за цифрами буква – номер модернизации ( А – 1я, Б – 2я, В -3я, и т.д)
Последняя буква – тип исполнения:
С – северное
Т – тропическое
ТВ – тропическое влажное.
Пример: КС 5463 БС
Кран грузоподъемностью 25 т, на шасси автомобильного типа, с канатоподвесным оборудованием, третьей модели, второй модернизации в северном исполнении.
Устойчивость самоходных стреловых и портальных кранов.
Стреловые самоходные краны согласно «Правилам устройства и безопасности эксплуатации подъемных кранов» должны быть устойчивы, в рабочем состоянии.
На свободно стоящий кран действуют нагрузки, которые могут создать опрокидывающий момент, это такие нагрузки как:
— вес поднимаемого груза и грузозахватных устройств
— ветровое давление на ветреную поверхность крана и груза
— инерционные нагрузки при пуске, торможении и изменении скорости механизмов
— центробежные силы (при вращении поворотной части и изменении наклона стрелы).
Противодействие опрокидыванию оказывает только собственный вес крана, если его Ц.Т лежит внутри опорного контура. При расчете устойчивости кранов необходимо учитывать уклон пути:
— для стреловых кранов не менее 3 градусов
— для портальных – 1 градус.
Коэффициент грузовой устойчивости , определяется как отношение удерживающего момента, который создается весом всех частей крана без учета дополнительных нагрузок и уклона пути, к моменту, создаваемому рабочим грузом – должен быть не менее 1,5.
где, G – вес крана;
b – расстояние оси вращения до ребра опрокидывания;
с – расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения, до Ц.Т крана;
a — расстояние от плоскости, проходящей через ось вращения крана до Ц.Т подвешенного наибольшего рабочего груза при установки крана на горизонтальной плоскости;
Q – вес поднимаемого груза.
Коэффициент собственной устойчивости крана определяют из формулы:
где, — сила движения ветра, действующая в сторону противовеса на наветренную сторону крана при нерабочем состоянии крана
— расстояние от Ц.Т крана до плоскости, проходящей через точку опорного контура
— расстояние от плоскости, проходящей через точки опорного контура до центра приложения ветровой нагрузки.
Опорный контур при расчете устойчивости крана, без выносимых спор, принимают по осям и колее ходовых колес и осям крайних опорных роликов; при расчете устойчивости крана с выносными спорами – по осям выносимых опор.
колесных кранов имеет 2 значения:
1) меньшее – при работе крана, опирающегося на собственное ходовое оборудование;
2) большее – при описании крана на выносные опоры. (Эти значения указываются в паспорте крана).
.
Выносные опоры, устанавливаемые вручную, выполняют в виде выдвижных балок в коробчатых направляющих, прикрепленных к ходовой раме, или в виде откидных или поворотных кронштейнов, шарнирно приспособленных к опорной раме. Так как на это уходит много времени, сейчас краны оборудуются выносными опорами с гидроприводом и управлением из кабины машиниста: масло из бака нагнетается гидронасосом и через гидрораспределитель и запорные краны подается к гидроцилиндрам, штоки которых поднимают рычажно – кулисные выносные опоры.
Отличительной особенностью башенных кранов является высокое расположение агарного шарнира стрелы на верхней части башни и следовательно высокое расположение стрелы. Башенные краны применяются в жилищном, коммунальном и д.р. видах строительства, для выполнения монтажных работ и строительных изделий на сооружаемые объекты.
По конструктивному исполнению башенные краны делятся на 3 группы:
— самоходные по наземным подкрановым рельсовым путям
— приставные краны с башней, прикрепленной к возводимому сооружению
— самоходные, опирающиеся на каркас здания.
По конструктивному исполнению башенные краны делятся на краны с подвижной башней, краны с неподвижной башней.
По способу изменения вылета крюка различают башенные краны с управляемой (маневровой) стрелой – при изменении наклона которой, автоматически изменяется вылет крюка. И краны с балочной стрелой и с грузовой тележкой, перемещающейся по стреле.
Металлоконструкции основных элементов башенных кранов могут быть решетчатые или сплошные трубчатые. Наиболее существенной характеристикой башенного крана является грузоподъемность, соответствующая максимальному вылету крюка, которая определяет в большей степени производственные возможности крана, поэтому краны изготавливают в большинстве с неизменной (постоянной) грузоподъемностью для всех вылетов крюка. Но имеются краны и с изменяемой грузоподъемностью, определяемой для каждого вылета крюка. Наиболее распространены краны грузоподъемностью 5,8 и 10 т. Наибольший вылет крюка 20…30 м.
Башенные краны с поворотной башней.
Башенный кран КБ – 160-2 1 – ходовое устройство; 2 – контргруз; 3 – башня; 4 – кабина; 5 – стрела; 6 – крюк; 7 – поворотная платформа |
При такой конструкции все механизмы крана и противовес располагают на поверхностной платформе крана на сравнительно небольшой высоте над уровнем основания, что обеспечивает снижение высоты общего центра тяжести крана, а следовательно улучшение устойчивости и обеспечение условий монтажа и демонтажа.
Башня крана опирается на поверхностную платформу, на которой расположена грузовая лебедка, лебедка изменения вылета крюка, механизм поворота и контргруз в виде железобетонных блоков. Поворотная платформа соединена с рамой ходового устройства опорно – поворотным кругом. Ходовые двухколесные балансирные тележки соединены с рамой флюгерами, которые компенсируют не точность укладки рельсового пути и создают возможность перемещения по криволинейному пути небольшим радиусом закругления. Трубчатая стрела крана составлена из 2-х пустотелых балок, соединенных перемычками. Удерживают стрелу в заданном положении канатная тяга, полиспаст и стрелоподъемная лебедка. Предусмотрена возможность наращивания снизу отдельными секциями, которые заводятся в П – образный проем ее нижней секции. Благодаря такому устройству облегчаются условия монтажа крана – КБ – 100 – 2.
Башенный кран с неповоротной башней КБ-674 а – общий вид; б – запасовка грузового каната; в – то же, передвижения грузовой каретки; г – наращивание башни; 1 – основание; 2 – монтажная стойка; 3 – секция башни; 4 – кабина; 5 – верхняя секция; 6–опорно-поворотное устройство; 7 – противовесная консоль; 8 – оголовок; 9 – стрела; 10 – канат; 11 – направляющие блоки; 12 — каретка |
Башенные краны с неповоротной башней — по сравнению с предыдущими, требуют большого времени на монтаж и осмотр, более сложное обслуживание, поэтому такие краны выпускают грузоподъемностью 15…20 т, а так же приставными и самоподъемными – серия БКСМ.
Самоходный кран с башенным оборудованием | Краны
ФГБОУ ВО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ (СИБАДИ)»
Кафедра “ПТТМ и Гидропривод”
Курсовой проект по дисциплине «Грузоподъемные машины (ГПМ)»
На тему: «Самоходный кран с башенным оборудованием»
Омск 2019
Грузоподьёмность=25т, Скорость подьема груза= 0.54 м/с, группа режима М8
Оглавление
Введение
1. Расчёт механизма подъёма груза
1.1 Расчет полиспаста
1.2 Расчёт усилий в канате и выбор каната
1.3 Выбор конструкции барабана и определение его размеров
1.4 Расчет крепления каната
1.5 Расчет грузовой подвески
1.5.1 Выбор подшипника блока
1.5.2 Расчёт оси блока
1.5.3 Выбор крюка, расчет гайки крюка
1.5.4 Выбор подшипника под гайку крюка
1.5.5 Расчет траверсы
1.5.6 Расчет щеки
1.6 Определение мощности и выбор электродвигателя
1.7 Выбор стандартных элементов
1.7.1 Выбор редуктора
1.7.2 Выбор муфты
1.8 Выбор тормоза
2. Расчёт механизма поворота крана
2.1 Определение вертикальной силы
2.2 Определение грузового момента
2.3 Выбор поворотного круга
2.4 Определение моментов сопротивления повороту относительно оси поворотной части крана.
2.5 Определение мощности и выбор электродвигателя
2.6 Проверка электродвигателя по пусковому моменту
2.7 Выбор стандартных элементов
2.7.1 Выбор муфты.
2.7.2 Выбор редуктора
2.7.3 Выбор тормоза
2.8 Предохранительное устройство
Заключение
Состав: Самоходный кран (СБ), Механизм подьема груза (СК), Кинематическая схема (СК), Спецификация
Софт: КОМПАС-3D 17.1