Двухсекционный тормозной кран
тормозной кранСодержание
1 Основные неисправности тормозного крана
2 Ремкомплект тормозного крана
3 Принцип работы
4 Разборка крана
5 Сборка крана
6 Регулировка крана
Основные неисправности тормозного крана
1 Потеря воздуха из системы, износ резиновых колец, манжет.
2 Заедание крана, плохое растормаживание тормозов автомобиля
Ремкомплект тормозного крана
ремкомплект тормозного кранаТормозной кран применяется в автомобилях ЗИЛ, КАМАЗ, МАЗ, КРАЗ, ПАЗ. Тормозной кран имеет 2 независимых контура на переднюю ось и на заднюю для безопасности. При нажатии на педаль, кран обеспечивает подачу воздуха к тормозным механизмам.
Все узлы тормозного крана подвергаются нагрузкам сжатого воздуха и идет износ деталей. Для этого производят ремкомплекты тормозных кранов. С их помощью можно восстановить работоспособность тормозного крана.
Принцип работы
Сделан для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, ЗИЛ-130, а также для включения клапанов управления тормозной системой прицепа.
Тормозной кран установлен на кронштейне, прикрепленном к лонжерону рамы. Выход воздуха из крана происходит вниз через вывод 5.
На тормозном кране есть две независимые секции, расположенные последовательно. Выводы 1 и 2 крана соединены с ресиверами раздельных приводов рабочей тормозной системы.
Усилие от рычага тормозного крана через резиновый упругий элемент 31 передается на верхний поршень 30. Перемещаясь вниз, поршень закрывает выпускное отверстие клапана 29, а затем отрывает его от седла. Через вывод 3 сжатый воздух поступает в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг не уравновесится давлением сжатого воздуха на поршень 30 снизу.
Одновременно с повышением давления в выводе 3 сжатый воздух через канал А в корпусе крана попадает в полость В над большим поршнем 28 второй секции тормозного крана. Поршень, имеющий большую площадь, перемещается вниз при небольшом давлении в над поршневом пространстве и воздействует на малый поршень 15. При движении поршня закрывается выпускное отверстие клапана 17, а затем он отрывается от седла. Сжатый воздух через вывод 4 поступает в тормозные камеры колес переднего моста.
При повышении давления в выводе 4, а следовательно, и в полости С под поршнями 15 и 28 происходит уравновешивание силы, действующей на поршни сверху. Благодаря этому в выводе 4 также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана (следящее действие).
При повреждении контура и если нет давления в выводе 3 первой секции, усилие от рычага тормозного крана будет передаваться через шпильку 11 непосредственно на толкатель 18 малого поршня. Таким образом, вторая секция будет управляться механический, а не пневматический и полностью сохранит работоспособность.
При повреждении другого контура и если нет воздуха в выводе 4 второй секции, первая секция работает аналогично.
Привод двухсекционного тормозного крана состоит из педали, соединенной тягой с рычагом тормозного крана. Необходимое положение педали на полу кабины устанавливается изменением длины тяги с помощью резьбовой вилки. Педаль в исходное положение возвращается пружиной.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
РАЗБОРКА КРАНА
+Перед разборкой кран нужно зажать в тиски. Круглогубцами снимаем стопорное кольцо 2. Из корпуса крана вытаскиваем клапан 3 и клапан 9 с уплотнителем и пружиной 7. Откручиваем болты 11 из корпуса. Вытаскиваем пружину 30 из корпуса 15 вместе с поршнем 16. Зажав плоскогубцами вытаскиваем большой поршень 19.
Для снятия клапана 28 нужно снять стопорное кольцо 21 и вытащить клапан 22 с кольцами и пружиной 26. Чтобы убрать упругий элемент 34 надо держать поршень 32, открутить гайку 40 после чего его вытащить. Все разобранные детали нужно промыть раствором МС-6ТУ. Все резинки и манжеты нужно заменить на новые. В начале сборки все детали нужно смазать смазкой циатим-221.
СБОРКА КРАНА
Берем клапан 28 устанавливаем в корпус 30. Буртик стопора 25 направляем в сторону конической пружины 26. Удерживая клапан ставим стопорное кольцо 21в паз круглогубцами. Ставим поршень 19 меньший поршень 16 пружина 15 резиновый уплотнитель и корпус 13. Закручиваем корпус 13 болтами 11 с гравером.
Далее в корпус 13 ставим клапан 3 и стопорим кольцом. Переворачиваем кран на 180 градусов и собираем поршень 32 с элементом 34 манжетой и тарелкой 35 закручиваем шпильку 36.
Расстояние между шпилькой 1 и клапаном 5 должно быть +0,8мм и законтрогаено гайкой. Поршень 32 вставляем в корпус 30 с пружиной 31 и уплотнительным кольцом.
РЕГУЛИРОВКА КРАНА
Подаем давление в выводы 1 и 2 и пробуем перемещать рычаг до упора и назад несколько раз и смотрим с какой разницей выходит воздух в выводах 3 и 4 и регулировочным болтом 1 регулируем подачу воздуха чтобы он выходил равномерно на переднюю ось и на заднюю. Так мы отрегулируем очередность срабатывании тормозов.
СМОТРИТЕ ВИДЕО
Смотрите следующие статьи
Двухсекционный тормозной кран
Двухсекционный тормозной кран служит для управления механизмами рабочей тормозной системы автомобиля и комбинированным приводом тормозных механизмов прицепа.
При торможении усилие от тормозной педали передается через упругий элемент крана на ступенчатый поршень, который, перемещаясь вниз, закрывает выпускное отверстие клапана, отсекая вывод контура тормозных механизмов от окружающей среды. При движении верхнего поршня вниз сжатый воздух поступает в контур рабочих тормозных механизмов колес задней тележки. Действие сжатого воздуха и пружины ступенчатого верхнего поршня снизу уравновешивает силу, приложенную к тормозной педали.
Двухсекционный тормозной кран и его работа:
а —внешний вид; б — конструкция; в — схема работы крана в расторможенном состоянии; г — схема работы крана при торможении; 1, 4 — выводы к ресиверам; 2 — ускорительный поршень; 3 и 13 — клапаны; 5 и 10 — ступенчатые поршни; 6 — упругий элемент; 7 — шпилька; 8 и 12 — пружины ступенчатых поршней; 9 и 11 — выводы в контур рабочих тормозных механизмов задних и передних колес соответственно задней тележки; 14 — толкатель; 15 — вывод в окружающую среду; а — канал.
При повышении давления в выводе в контур задней тележки, сжатый воздух по каналу проходит в полость над ускорительным поршнем и, перемещая его вниз, заставляет перемещаться ступенчатый нижний поршень, который вначале закрывает выпускное отверстие клапана, перекрывая вывод в окружающую среду, а затем открывает этот клапан, обеспечивая поступление сжатого воздуха через вывод в тормозные камеры передних колес.
При повышении давления в выводе на передние колеса сжатый воздух, пройдя под ускорительным поршнем и нижнем ступенчатым поршнем, вместе с его пружиной уравновешивает силу, действующую на поршень сверху. Следовательно, в выводе контура передних колес устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Таким образом, в обеих секциях крана осуществляется следящее действие в зависимости от усилия водителя, прикладываемого к тормозной педали.
Ручной тормозной кран управления приводом стояночной и запасной тормозных систем управляет пневматическими механизмами, работающими при выпуске сжатого воздуха. В расторможенном состоянии направляющий колпачок и шток занимают нижнее положение. Шток опускает вниз выпускной клапан, закрывая его внутреннее отверстие, и отводит его от поршня. Вывод в окружающую среду, осуществляемый через внутреннее отверстие выпускного клапана, в этом случае закрыт, а подпоршневая полость через кольцевую щель между выпускным клапаном и поршнем сообщается с надпоршневой полостью. Сжатый воздух из вывода к ресиверу через отверстие в поршне, в подпоршневую и надпоршневую полости поступает через вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; пружины энерго аккумуляторов сжимаются, что соответствует расторможенному состоянию тормозных механизмов колес задней тележки.
Для включения стояночной тормозной системы рукоятку поворачивают до отказа и в таком положении ее фиксируют стопорной защелкой. При этом весь воздух через вывод к энергоаккумуляторам выходит в окружающую среду, пружины энергоаккумуляторов срабатывают, полностью затормаживая колеса задней тележки.
Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами:
a — конструкция; 6 — схема работы при отсутствии торможения; в — схема работы при торможении; 1 — пружина выпускного клапана; 2 — уравновешивающая пружина; 3 и 5 — пружины штока; 4 — кулачок; 6 — направляющий колпачок; 7 — шток; 8 — фиксатор рукоятки; 9 — седло; 10 — выпускной клапан; 11— поршень; 12 — вывод к воздушному баллону; 13 — вывод в окружающую среду; 14 — вывод к энергоаккумуляторам; А и Б — полости.
При частичном повороте рукоятки крана сжатый воздух из полостей энергоаккумуляторов, из управляющей магистрали ускорительного клапана и вывода к энергоаккумуляторам через вывод выходит в окружающую среду до тех пор, пока усилие от давления в подпоршневой полости не превысит суммарное усилие уравновешивающей пружины и давление на поршень в надпоршневой полости. После этого поршень вместе с выпускным клапаном поднимется вверх до соприкосновения выпускного клапана со штоком, отверстие внутри клапана закроется и выпуск воздуха прекратится. Таким образом, осуществляется следящее действие. При включении тормозного механизма стояночной тормозной системы следящее действие отсутствует вследствие того, что выпускной клапан не сможет переместиться до штока, так как раньше поршень упирался в стакан пружины штока.
Клапан ограничения давления: 1 — уравновешивающая пружина; 2 — большой поршень; 3— ступенчатый поршень; 4— впускной клапан; 5— стержень клапанов; 6—выпускной клапан; 7 — вывод в окружающую среду; 8 — вывод к тормозным камерам передних колес; 9— вывод к тормозному крану.
Двухсекционный тормозной кран Камаз
Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочего тормоза
Основными элементами крана (рис. а) являются большой поршень 1, верхний 2 и нижний 11 клапаны, следящий 3 и малый 9 ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, шпилька 7, пружины 8 и 10, толкатель малого поршня 12.
Выводы I и II крана через промежуточные пневмоаппараты соединены с тормозными камерами соответственно передних и задних колес, выводы III и IV — с ресиверами раздельных контуров привода рабочего тормоза.
В исходном положении (тормозная педаль отпущена) клапаны 2 к 11 (рис. б) под действием своих пружин закрыты, вывод I разобщен с выводом IV и вывод II — с выводом III с атмосферой они сообщаются через клапан 13.
При нажатии на тормозную педаль (рис.а) усилие через систему тяг и рычагов привода передается на рычаг 5 тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3.
Перемещаясь вниз, поршень 3 сжимает пружину 8, закрывает выпускное окно при касании клапана 2 и разобщает вывод II с атмосферой, а затем отрывает клапан 2 от седла.
Сжатый воздух, подводимый к выводу III, через открытый клапан 2 поступает к выводу II и далее через регулятор тормозных сил в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 5 не будет уравновешена давлением сжатого воздуха и пружины 8 на поршень 3.
Таким образом осуществляется следящее действие поршня в верхней секции тормозного крана.
Одновременно с повышением давления в выводе II сжатый воздух через канал в корпусе крана проходит в полость над большим поршнем 1 второй секции тормозного крана, поршень 1 перемещается вниз и воздействует на малый поршень 9 второй секции тормозного крана.
Перемещаясь, поршень 9 сжимает пружину 10, закрывает выпускное окно клапана 11 и разобщает вывод I с атмосферой, а затем отрывает клапан 11 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу IV, через открытый клапан 11 поступает к выводу I и далее в тормозные камеры передних колес.
С повышением давления в выводе I возрастает давление в полости под поршнями 1 и 9, которое уравновешивает усилие, действующее на поршень 9 сверху. Вследствие этого в выводе I также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана.
Таким образом осуществляется следящее действие поршня в нижней секции тормозного крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана (отсутствует давление в выводе II) нижняя секция управляется механически через шпильку 7 и толкатель 12, полностью сохраняя свою работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием усилия, приложенного к рычагу 5 сверху, и давлением воздуха и пружины 10 на малый ступенчатый поршень 9 снизу.
Выход из строя нижней секции крана (отсутствует давление в выводе I) не влияет на работу верхней секции.
При снятии усилия с тормозной педали рычаг 5 тормозного крана под действием упругого элемента 4 возвращается в исходное положение.
Следящий поршень 3 усилием сжатой пружины 8 перемещается вверх, клапан 2 садится в седло, и доступ воздуха из ресивера к выводу II прекращается.
При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и вывод II сообщается с атмосферой через клапан 13.
Давление в выводе II, а следовательно, и в полости надпоршневого пространства большого поршня 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины 10 перемещаются вверх, клапан 9 садится в седло, и доступ воздуха из ресивера к выводу I прекращается.
При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 вверх открывается выпускное окно и вывод I сообщается с атмосферой через клапан 13.
Замена двухсекционного тормозного крана
Двухсекционный тормозной кран подлежит замене при следующих неисправностях:
1. Нарушение герметичности крана. Внешним признаком является утечка воздуха через атмосферный клапан в местах крепления секций корпуса.
2. Механические повреждения корпуса, рычага, заедания поршней, нарушающие его нормальную работу.
Снятие двухсекционного тормозного крана
1. Выпустите воздух из ресиверов пневмопривода тормозных систем переднего и заднего мостов
2. Отверните накидные гайки крепления наконечников пневматических трубопроводов к тройникам и переходнику крана 14 (см. рисунок – привод тормозного крана)
3. Расшплинтуйте и выньте палец соединения вилки задней тяги 12 привода с рычагом крана
4. Отверните гайки болтов крепления пластины верхнего корпуса крана к кронштейнам рамы и снимите кран
Установка двухсекционного тормозного крана
5. Установите кран на кронштейны левого лонжерона рамы и закрепите болтами с гайками и пружинными шайбами
6. Присоедините к рычагу вилку задней тяги 12 привода, вставьте палец и зашплинтуйте его
7. Подсоедините к тройникам и переходнику крана наконечники пневматических трубопроводов, наверните и затяните накидные гайки
8. Пустите двигатель и заполните воздухом пневмопривод тормозных систем. Проверьте герметичность трубопроводов и тормозного крана.
Технические условия
Утечка воздуха из атмосферного клапана крана как при отпущенной, так и при нажатой тормозной педали, не допускается.
В соединениях трубопроводов пневмопривода утечка воздуха не допускается.
9. Проверьте и при необходимости отрегулируйте ход рычага тормозного крана, который должен быть 31,1— 39,1 мм, в следующем порядке:
— отверните на несколько оборотов контргайку вилки средней тяги, расшплинтуйте и выньте палец соединения вилки с маятниковым рычагом, снимите вилку с маятникового рычага;
— доведите до складывания промежуточный рычаг с первой тягой и установите с помощью резьбовой вилки (заворачивая или отворачивая) необходимую длину средней тяги, соедините ее с маятниковым рычагом, выбрав зазоры в приводе и не допуская принудительного перемещения рычага тормозного крана. При этом полный ход педали должен быть 100—140 мм, свободный ход —20 — 40 мм.
Педаль должна не доходить до пола на 10 — 30 мм. Замеряйте на расстоянии 210—220 мм от оси педали, при необходимости регулируйте резьбовой вилкой на первой тяге.
Двухсекционный тормозной кран Камаз
Двухсекционный тормозной кран предназначен для управления исполнительными механизмами двухконтурного привода рабочего тормоза
Основными элементами крана (рис. а) являются большой поршень 1, верхний 2 и нижний 11 клапаны, следящий 3 и малый 9 ступенчатые поршни, упругий элемент 4, рычаг 5, толкатель 6, шпилька 7, пружины 8 и 10, толкатель малого поршня 12.
Выводы I и II крана через промежуточные пневмоаппараты соединены с тормозными камерами соответственно передних и задних колес, выводы III и IV — с ресиверами раздельных контуров привода рабочего тормоза.
В исходном положении (тормозная педаль отпущена) клапаны 2 к 11 (рис. б) под действием своих пружин закрыты, вывод I разобщен с выводом IV и вывод II — с выводом III с атмосферой они сообщаются через клапан 13.
При нажатии на тормозную педаль (рис.а) усилие через систему тяг и рычагов привода передается на рычаг 5 тормозного крана и далее через толкатель 6 и упругий элемент 4 следящему поршню 3.
Перемещаясь вниз, поршень 3 сжимает пружину 8, закрывает выпускное окно при касании клапана 2 и разобщает вывод II с атмосферой, а затем отрывает клапан 2 от седла.
Сжатый воздух, подводимый к выводу III, через открытый клапан 2 поступает к выводу II и далее через регулятор тормозных сил в тормозные камеры задних колес до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 5 не будет уравновешена давлением сжатого воздуха и пружины 8 на поршень 3.
Таким образом осуществляется следящее действие поршня в верхней секции тормозного крана.
Одновременно с повышением давления в выводе II сжатый воздух через канал в корпусе крана проходит в полость над большим поршнем 1 второй секции тормозного крана, поршень 1 перемещается вниз и воздействует на малый поршень 9 второй секции тормозного крана.
Перемещаясь, поршень 9 сжимает пружину 10, закрывает выпускное окно клапана 11 и разобщает вывод I с атмосферой, а затем отрывает клапан 11 от седла. Сжатый воздух, подводимый к выводу IV, через открытый клапан 11 поступает к выводу I и далее в тормозные камеры передних колес.
С повышением давления в выводе I возрастает давление в полости под поршнями 1 и 9, которое уравновешивает усилие, действующее на поршень 9 сверху. Вследствие этого в выводе I также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана.
Таким образом осуществляется следящее действие поршня в нижней секции тормозного крана.
При отказе в работе верхней секции тормозного крана (отсутствует давление в выводе II) нижняя секция управляется механически через шпильку 7 и толкатель 12, полностью сохраняя свою работоспособность. При этом следящее действие осуществляется уравновешиванием усилия, приложенного к рычагу 5 сверху, и давлением воздуха и пружины 10 на малый ступенчатый поршень 9 снизу.
Выход из строя нижней секции крана (отсутствует давление в выводе I) не влияет на работу верхней секции.
При снятии усилия с тормозной педали рычаг 5 тормозного крана под действием упругого элемента 4 возвращается в исходное положение.
Следящий поршень 3 усилием сжатой пружины 8 перемещается вверх, клапан 2 садится в седло, и доступ воздуха из ресивера к выводу II прекращается.
При дальнейшем перемещении поршня 3 вверх открывается выпускное окно и вывод II сообщается с атмосферой через клапан 13.
Давление в выводе II, а следовательно, и в полости надпоршневого пространства большого поршня 1 падает, поршни 1 и 9 под действием пружины 10 перемещаются вверх, клапан 9 садится в седло, и доступ воздуха из ресивера к выводу I прекращается.
При дальнейшем перемещении поршней 1 и 9 вверх открывается выпускное окно и вывод I сообщается с атмосферой через клапан 13.
Замена двухсекционного тормозного крана
Двухсекционный тормозной кран подлежит замене при следующих неисправностях:
1. Нарушение герметичности крана. Внешним признаком является утечка воздуха через атмосферный клапан в местах крепления секций корпуса.
2. Механические повреждения корпуса, рычага, заедания поршней, нарушающие его нормальную работу.
Снятие двухсекционного тормозного крана
1. Выпустите воздух из ресиверов пневмопривода тормозных систем переднего и заднего мостов
2. Отверните накидные гайки крепления наконечников пневматических трубопроводов к тройникам и переходнику крана 14 (см. рисунок – привод тормозного крана)
3. Расшплинтуйте и выньте палец соединения вилки задней тяги 12 привода с рычагом крана
4. Отверните гайки болтов крепления пластины верхнего корпуса крана к кронштейнам рамы и снимите кран
Установка двухсекционного тормозного крана
5. Установите кран на кронштейны левого лонжерона рамы и закрепите болтами с гайками и пружинными шайбами
6. Присоедините к рычагу вилку задней тяги 12 привода, вставьте палец и зашплинтуйте его
7. Подсоедините к тройникам и переходнику крана наконечники пневматических трубопроводов, наверните и затяните накидные гайки
8. Пустите двигатель и заполните воздухом пневмопривод тормозных систем. Проверьте герметичность трубопроводов и тормозного крана.
Технические условия
Утечка воздуха из атмосферного клапана крана как при отпущенной, так и при нажатой тормозной педали, не допускается.
В соединениях трубопроводов пневмопривода утечка воздуха не допускается.
9. Проверьте и при необходимости отрегулируйте ход рычага тормозного крана, который должен быть 31,1— 39,1 мм, в следующем порядке:
— отверните на несколько оборотов контргайку вилки средней тяги, расшплинтуйте и выньте палец соединения вилки с маятниковым рычагом, снимите вилку с маятникового рычага;
— доведите до складывания промежуточный рычаг с первой тягой и установите с помощью резьбовой вилки (заворачивая или отворачивая) необходимую длину средней тяги, соедините ее с маятниковым рычагом, выбрав зазоры в приводе и не допуская принудительного перемещения рычага тормозного крана. При этом полный ход педали должен быть 100—140 мм, свободный ход —20 — 40 мм.
Педаль должна не доходить до пола на 10 — 30 мм. Замеряйте на расстоянии 210—220 мм от оси педали, при необходимости регулируйте резьбовой вилкой на первой тяге.