7 лучших экскаваторов-погрузчиков — Рейтинг 2019
Обновлено: 10.01.2020 12:14:02
Эксперт: Залман Ривлин
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Универсальной современной техникой является экскаватор-погрузчик. Он способен копать ямы и траншеи, грузить сыпучие материалы на самосвалы, убирать мусор на строительных площадках, активно участвовать в уборке парков, улиц и т. д. Благодаря многофункциональности гибридные машины привлекают внимание индивидуальных предпринимателей. Техника способна самостоятельно передвигаться по дорогам, она уверенно чувствует себя на бездорожье. Один умелый оператор способен решить множество проблем в разных сферах жизнедеятельности человека. Так как задачи перед техникой ставятся разные, да и толщина кошелька может отличаться, то без помощи экспертов при выборе экскаватора-погрузчика не обойтись.
Рекомендации по выбору экскаватора-погрузчика
- Назначение. В первую очередь потенциальный покупатель должен определиться с кругом задач, которые должна выполнять спецтехника. Универсальность является одним из главных плюсов этих машин, но в каждом виде работ гибрид будет уступать специализированной технике. Сильными сторонами экскаватора-погрузчика являются многофункциональность, маневренность и мобильность. Отсюда и задачи должны быть по плечу, например, прокладка водопровода, очистка и вывоз снега, бережная работа на асфальтированных улицах.
- Допуски и удостоверения. При выборе экскаватора-погрузчика важно помнить о возможностях оператора. У него должны быть документы водителя погрузчика, машиниста экскаватора и тракториста-машиниста. Следовательно, необходимо успешно пройти обучение по трем курсам.
- Особенности региона. В каждом российском регионе есть свои дилеры известных производителей. Именно у них придется покупать и обслуживать технику. Поэтому следует обозначить круг претендентов, узнать о наличие запчастей и расходных материалов, стоимость ремонта. При этом важно учесть, что каждый день простоя техники обернется прямыми убытками для его владельца.
- Проходимость. Экскаваторам-погрузчикам приходится часто работать в грязи, мусоре и глубоком снегу. Поэтому при выборе машины следует отдать предпочтение вездеходам со всеми ведущими колесами (4х4).
- Экономичность. При решении масштабных проектов спецтехника может работать в течение всей рабочей смены (8 часов). Поэтому остро становится проблема потребления дизтоплива. К тому же, выбирая экономный экскаватор-погрузчик, лучше отдать предпочтение моделям с неприхотливыми моторами, т. к. качество солярки в нашей стране оставляет желать лучшего.
- Оснащение кабины. Длительная работа способна утомить как технику, так и оператора. Чтобы сохранить силы и бодрость, в кабине должны такие полезные опции, как система кондиционирования и отопления, удобные рычаги и джойстики, комфортное откидывающееся сиденье, качественная фильтрация поступающего воздуха. Окна и двери должны быть надежно изолированы от влаги и пыли.
Мы отобрали в обзор 7 лучших экскаваторов-погрузчиков. Приобрести их можно во многих регионах России. При распределении мест редакция журнала expertology опиралась на мнение экспертного сообщества, учитывая отзывы отечественных владельцев спецтехники.
Рейтинг лучших экскаваторов-погрузчиков
JCB 3CX
Рейтинг: 5.0
Огромным запасом прочности обладает британский экскаватор-погрузчик JCB 3CX. Модель находит широкое применение в различных отраслях человеческой деятельности. Эксперты отдали спецтехнике лавры победителя за неубиваемость и долговечность. Технические характеристики способны удовлетворить запросы большинства руководителей. Глубина погружения ковша достигает 4 м, при необходимости этот показатель можно увеличить на 1,5 м с помощью телескопической рукояти (идет в комплекте с погрузчиком). Похвалы заслуживает забота о водителе, кабина надежно загерметизирована, организована фильтрация воздуха, есть система подогрева и кондиционирования.
Владельцы английской спецтехники лестно отзываются о выносливости и надежности, а также неограниченных возможностях. Минусом считается высокая цена.
Достоинства
- надежность;
- выносливость;
- мощный двигатель;
- комфортные условия в кабине.
Cat 426F2
Рейтинг: 4.9
За 35 лет известная американская компания Caterpillar выпустила несколько линеек экскаваторов-погрузчиков, начиная с серии A и заканчивая модельным рядом F2. Современная машина Cat 426F2 оснащена множеством наворотов, которые облегчают жизнь, как оператору, так и работодателю. Система Product Link точно показывает местонахождение техники, расход топлива, моточасы, а также коды ошибок. Модель комплектуется надежным мотором Cat 3054C и 4-ступенчатой МКПП. Благодаря наружному расположению редукторов упрощается доступ к ним для периодического обслуживания. Длина стандартной рукояти составляет 4119 мм, при использовании телескопической рукояти глубина копания возрастает до 5697 мм.
Владельцы довольны качеством и комфортом американской техники. Недостатком считается высокая цена.
Достоинства
- современное оснащение;
- надежный мотор;
- удобное обслуживание;
- большая глубина копания.
NEW HOLLAND B80B
Еще один американский экскаватор-погрузчик попал на призовой подиум нашего обзора. Это модель NEW HOLLAND B80B. В ней производитель реализовал все лучшее от предшественников, добавив немного современных опций. Эксперты по достоинству оценили удобство и комфорт в кабине, она отличается повышенной безопасностью, удобным креслом с амортизаторами. Эффективная система кондиционирования позволяет настроить водителю подходящий микроклимат в любую пору года. Для управления ковшом имеется эргономичный джойстик, благодаря функции отключения трансмиссии повышается безопасность во время проведения земляных работ. Глубина погружения ковша близка к отметке 6 м.
Владельцы довольны глубиной копания, сильной гидравликой и надежным мотором. Но запчасти иногда приходится ждать больше недели.
Достоинства
- высокая безопасность;
- достойная глубина выемки грунта;
- комфортная кабина;
- экономичный мотор.
Недостатки
- нет запчастей.
Hyundai H940S
Рейтинг: 4.7
Одной из последних разработок известной южнокорейской компании Hyundai в области спецтехники стал экскаватор-погрузчик Hyundai H940S. Экспертам больше всего понравился мощный турбодизель, который работает тихо и потребляет мало солярки. Производитель основательно продумал систему охлаждения, а отработанные газы эффективно нейтрализуются до уровня европейских экологических стандартов. Модель несколько уступает лидерам в глубине копания (до 5,3 м), зато передний ковш имеет большой объем (1 куб. м). Долговечность гидравлических цилиндров обеспечивают защитные чехлы, предотвращая попадание пыли и грязи в механизм.
Отечественные владельцы довольны антикоррозионной обработкой всех деталей, мощностью двигателя. Но у дилеров мало запчастей, а срок ожидания достигает 3 недель.
Достоинства
- мощный и экономичный мотор;
- экологичность;
- большой передний ковш;
- надежность.
Недостатки
- высокая цена;
- мало запчастей у дилеров.
Komatsu WB93R-5
Рейтинг: 4.6
Универсальной спецтехникой является японский экскаватор-погрузчик Komatsu WB93R-5. Его ценят эксперты за компактность и маневренность. Машина отличается S-образным стреловым механизмом, она может работать на любых видах грунта. В зависимости от сложности выбирается экономичный или максимальный режим. Производитель предусмотрел возможность установки телескопической рукояти, благодаря которой глубина копания достигает 6 м. К плюсам модели можно отнести высокую скорость (40 км/ч), машина быстро самостоятельно перемещается до 30 км.
Большинство владельцев хвалят японскую технику за надежность и маневренность, простоту и удобство обслуживания. Операторы отмечают такие недостатки, как медленная работа, не откидывающееся сиденье, отсутствие бардачка.
Достоинства
- компактные размеры;
- маневренность;
- большая глубина погружения;
- быстрое передвижение.
Недостатки
- неудобное рабочее место;
- медленная работа.
CASE 570 ST
Рейтинг: 4.5
В ТОП-6 нашего обзора попадает популярный американский экскаватор-погрузчик CASE 570 ST. Его достоинствами эксперты считают выносливость и экономичность. Машина обладает универсальными качествами, она копает на глубину до 5,9 м, перемещает тяжелые и сыпучие грузы на короткие дистанции. Благодаря подъему ковша на высоту 2,7 м проблем с загрузкой самосвалов не возникает. Техника выглядит достаточно сбалансированно, она устойчиво ведет себя при движении и во время копки. В актив модели следует занести комфортную кабину и эргономичную систему управления.
Пользователи довольны демократичной ценой и выносливостью техники. Но перед работой необходимо проверить момент затяжки крепежных элементом, это в первую очередь касается машин, собранных в Индии.
Достоинства
- выносливость;
- экономичность;
- комфортная кабина;
- универсальность.
Недостатки
- некачественная индийская сборка.
ЧЛМЗ-310.1
Рейтинг: 4.4
По самой доступной цене реализуется на отечественном рынке российский экскаватор-погрузчик ЧЛМЗ-310.1. Череповецкая разработка подходит для выемки грунта, погрузки сыпучих материалов, транспортировки грузов на короткие дистанции, выравнивание площадок и формирования траншей. Спецтехника приводится в действие неприхотливым дизельным агрегатом Д-245 производства Минского моторного завода мощностью 90 л. с. Уступает конкурентам машина по глубине выборки грунта (до 4,4 м). Полноприводной экскаватор управляется ручной трансмиссией с 4 передними и 4 задними передачами.
Модель замыкает наш обзор, т. к. техника появилась недавно на рынке и еще находится на гарантийном обслуживании. Уступает она лидерам в плане комфорта и мощности, выигрывая в цене.
Достоинства
- низкая стоимость;
- недорогое техобслуживание;
- неприхотливость;
- наличие запчастей.
Недостатки
- шумная работа мотора;
- скромное оснащение кабины.
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Обзор экскаваторов-погрузчиков – Основные средства
«Коньки-горбунки» нашего времени
В сказке Петра Павловича Ершова «Конёк-Горбунок» фигурирует некое непарнокопытное, которое может многое и при этом выполнено в инновационном дизайне. Экскаватор-погрузчик – это своего рода конек-горбунок, тоже может многое: роет, грузит, возит, да и во внешности есть что-то от горбунка.
Направление экскаваторов-погрузчиков в машиностроении вполне оформилось. Основу модельного ряда практически у всех производителей составляют две базовые модели, или комплектации. Первая – экскаватор-погрузчик с большими одинаковыми колесами на обоих ведущих и управляемых мостах. Модель предлагает максимальные рабочие характеристики, мощность и проходимость. Гидросистема базируется на аксиально-поршневом гидронасосе, который создает возможность совмещать операции на предельных нагрузках и обеспечивает максимальную производительность. При этом аксиально-поршневая гидромашина требовательна к качеству и чистоте рабочей жидкости и дорогá в ремонте.
Вторая модель – с колесами разного размера на передней и задней осях. Как правило, обе оси приводные, передний мост подключаемый.
Экскаваторы-погрузчики с равновеликими колесами получают такую особенность, как трехрежимное рулевое управление: поворот только передних колес, согласованный поворот передних и задних колес в противоположные стороны и согласованный поворот передних и задних колес в одну сторону, или диагональный ход. Трехрежимное рулевое управление обеспечивает превосходную маневренность машины.
Вокруг этих базовых моделей и строят линейку экскаваторов-погрузчиков путем добавления или убавления ведущих и управляемых мостов, телескопической рукояти, джойстикового или рычажного управления, механической или полуавтоматической коробки передач и длинного перечня других опций. Линейку также могут разнообразить разные по размеру рамы базового трактора. Базовый трактор – специализированная машина, его проектируют как носитель экскаваторного и погрузочного рабочего оборудования, и он отличается от универсального трактора прежде всего развесовкой по осям, кабиной, подготовкой к монтажу рабочего оборудования.
Экскаваторы-погрузчики с большими колесами и максимальными возможностями ориентированы на строительство. Машины с разновеликими колесами, более компактные и удобные в городе, а попутно и более простые и доступные по цене, ориентированы больше на городское хозяйство.
Такое странное устройство, как мини-экскаватор-погрузчик, о котором мы не упоминали выше, необычно для российского рынка, тем более сегодня. Далее речь пойдет об экскаваторах-погрузчиках на базе специализированных тракторов, спроектированных как единая машина, и начнем с российской премьеры 2016 г. – экскаваторов-погрузчиков ELAZ «ПО ЕлАЗ», которые представили широкой общественности на «СТТ-2016». Елабужский автомобильный завод показал две базовые модели: ELAZ BL 880 Plus с разновеликими колесами на передней и задней осях и BL 888 с одинаковыми колесами на обеих осях и управляемой задней осью. Сама идея, компоновка, внешний облик, интерьер заимствованы у западных образцов – верный путь, проверенный и доказанный китайскими партнерами. На сегодня уровень локализации доведен до 40% – рама, кабина, передняя и задняя навески собственного производства, гидропривод – российский. Крупные импортные узлы – двигатель Perkins и мосты Carraro – пока сложно локализовать. На выбор заказчика различные комплектации от самых простых без переднего привода и телескопической рукояти до самых насыщенных.
Компания «РМ-Терекс», совместное предприятие корпораций «Русские машины» и Terex Corporation, в 2012 г. запустила сборочное производство экскаваторов-погрузчиков на территории Тверского экскаваторного завода. Сегодня предприятие собирает две базовые модели: TLB 825 с разновеликими колесами и TLB 995 с одинаковыми колесами. Обе модели комплектуют двигателем Perkins с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, двухчелюстным ковшом, быстросменным адаптером для сменных рабочих органов и экскаваторным оборудованием с телескопической рукоятью. На выбор заказчика рычажное или джойстиковое управление. Двигатель Perkins агрегатируют с КП Carraro. Отличная совместимость двигателя, коробки передач и гидронасоса обеспечивает надежную эксплуатацию техники, сокращает продолжительность цикла и повышает производительность.
«РМ-Терекс» продолжает традиции, унаследованные корпорацией Terex от английской фирмы Fermec, знаменитой когда-то своими экскаваторами-погрузчиками. А местная сборка и азиатское происхождение значительной части комплектующих позволяют минимизировать отпускные цены.
Холдинг «АМКОДОР» давно разрабатывает и выпускает погрузочный и экскаваторный обвес для минских тракторов, а экскаваторами-погрузчиками на базе специализированных тракторов начали заниматься сравнительно недавно, и, судя по предлагаемым холдингом моделям, они еще в начале этого пути.
В качестве серийной модели холдинг предлагает АМКОДОР 732 и представленную на «СТТ-2016» модификацию АМКОДОР 732-10. Это машина современного дизайна с разновеликими колесами. Фронтальное погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, заднее экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и вертикальными выдвижными опорами. Телескопической рукояти при этом не предусмотрено.
Вторая модель – АМКОДОР 743 – отличается рабочим оборудованием. Погрузочное оборудование также с параллелограммной кинематикой, но отличается устройством: экскаваторная навеска на центральной колонке, откидные аутригеры и без телескопической рукояти.
Компания Цеппелин Русланд, официальный дилер Caterpillar® в Центральном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, части Приволжского и Южном федеральных округах, поставляет линейку экскаваторов-погрузчиков новой серии F2, состоящую из четырех моделей: 428, 432, 434 и 444. Для европейского и евразийского рынков Caterpillar предлагает экскаватор-погрузчик со смещаемой экскаваторной кареткой, но на американских рынках чаще можно встретить машину с центральной фиксированной кареткой и откидными аутригерами – в Европу такие машины попадают редко.
Модели Cat®428F2 и 432F2 – это машины с разновеликими колесами, отличающиеся максимальной глубиной копания, грузоподъемностью, мощностью гидравлической системы (в обеих моделях используется аксиально-поршневой насос), мощностью двигателя и типом управления экскаваторной установкой – для 428F2 доступны рычаги, для 432F2 – электрогидравлические джойстики. Также для модели 432F2 доступен специальный экорежим, снижающий расход топлива до 14%.
Модели Cat с равновеликими колесами 434F2 и 444F2 поставляются с таким же двигателем Cat 3054С (74,5 кВт), что и на 432F2. Как и в случае с машинами на разновеликих колесах, данные экскаваторы-погрузчики также отличаются основными параметрами – мощностью аксиально-поршневой гидравлической системы, грузоподъемностью, глубиной копания и типом управления экскаваторной установки. 444F2 – самая тяжелая и производительная машина, доступная в линейке Cat для российского рынка. Для нее тоже доступен экорежим.
Гидравлика на рычажных моделях 428F2 и 434F2 является одной из самых мощных среди «одноклассников» – 160 л/мин, что вкупе с самой большой массой машины среди аналогов делает эти модели наиболее производительными в своем классе.
Что же касается комплектации, то в стандарте на всех экскаваторах-погрузчиках Cat установлен челюстной погрузочный ковш, система амортизации передней стрелы при движении (Ride Control), силовая передача с полным приводом и 100%-ной блокировкой дифференциала заднего моста, две мощные аккумуляторные батареи и подогреватель охлаждающей жидкости («зимний пакет»), дополнительная защита трансмиссии и задних фонарей, телескопическая рукоять, двухпоточные линии высокого давления на экскаваторной установке с быстроразъемными соединениями (БРС), механический квик-каплер (быстросъем) и кондиционер.
Volvo Construction Equipment наряду с JCB, Case и Fermec – один из старейших производителей экскаваторов-погрузчиков. Их начали выпускать в 1965 г. под брендом BM-Volvo, но в 2014 г. закончили, закрыв завод экскаваторов-погрузчиков в польском Вроцлаве. Это направление передали китайской компании SDLG (Shandong Lingong Construction Machinery Co., Ltd), которая входит в группу Volvo CE.
SDLG предлагает одну модель В877. Эта компактная машина современного дизайна с разновеликими колесами весит 8800 кг и укомплектована двигателем Weichai мощностью 95 л.с./ 70 кВт, агрегатированным с механической КП Carraro, оба ведущих моста также производства Carraro. В гидроприводе использована аппаратура Husco. Переднее рабочее оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, заднее – со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью. Может быть, при проектировании В877 использовали наработки Volvo CE, но внешне он больше похож на Caterpillar.
С 2009 г. американская корпорация John Deere ведет в России активную деятельность в строительном сегменте и регулярно выводит на рынок новые модели. Недавно корпорация представила обновленные экскаваторы-погрузчики серии L: 315SL и 325SL, представляющие собой развитие экскаваторов-погрузчиков John Deere предыдущих поколений. Обе модели с разновеликими колесами, экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания, погрузочным оборудованием с радиальной кинематикой и двухчелюстным ковшом и различаются главным образом мощностью двигателя и гидросистемой. Обе модели получили 5-ступенчатый «полуавтомат» PowerShift, агрегатированный с турбированным двигателем PowerTech объемом 4,5 л и мощностью 86 л.с./ 64 кВт у младшей модели и 93 л.с./ 70 кВт у старшей. Гидросистема старшей модели построена на аксиально-поршневом гидронасосе, у младшей модели шестеренный гидронасос.
Обе модели с разновеликими колесами, и связано это, скорее всего, с тем, что бизнес строительной техники John Deere только в 2009 г. вышел на международный рынок и в силу инерции пока еще сохраняет национальные американские особенности.
Экскаваторы-погрузчики Komatsu выпускает завод Komatsu Italia Manufacturing S.p.A. в итальянском городе Эсте. В 2013 г. отмечали 50-летие этого производства. Текущее поколение экскаваторов-погрузчиков DASH-5 было запущено в 2005 г. и с тех пор модернизировалось при вступлении в силу очередных экологических норм.
На рынок поставляют две базовые модели в двух исполнениях: WB93S-5 и WB97S-5 с одинаковыми и WB93R-5 и WB97R-5 с разновеликими колесами. Двигатели и коробки передач PowerShuttle и PowerShift используют собственного производства. Погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом, экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и телескопической стрелой.
Компания Hidromek вышла на российский рынок в 2004 г. и с тех пор поставила тысячи единиц техники, представляющей собой привлекательную альтернативу западноевропейским и японским маркам. В 2015 г. Hidromek представила новую серию так полюбившихся пользователям экскаваторов-погрузчиков: HMK 102B Alpha с разновеликими колесами, подключаемым полным приводом, блокировкой гидротрансформатора, челюстным погрузочным ковшом и смещаемой кареткой экскаваторного оборудования в стандартной комплектации. Модель HMK 102S Alpha с равновеликими колесами, имеющая трехрежимное рулевое управление, включает стандартное оснащение, как и у HMK102B. Обе модели экскаваторов-погрузчиков HIDROMEK оснащены наддувным двигателем Perkins мощностью 100 л.с./ 74 кВт и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач типа PowerShift.
Экскаваторы-погрузчики серии Alpha получили более современную и мощную трансмиссию, улучшенную по эргономике кабину оператора и широкий выбор пакетных комплектаций, позволяющих каждому покупателю получить именно такую машину, которая будет отвечать его запросам. Машины комплектуются двигателем Perkins, КПП TURNER, мостами ZF или CARRARO с дифференциалами повышенного трения, гидросистемой HUSCO или Bosch-Rexroth на основе шестеренных или аксиально-поршневых насосов (в зависимости от выбранной комплектации). Вне зависимости от выбранной комплектации машины HIDROMEK обеспечивают высокую производительность и комфорт при выполнении работ.
Турецкая компания Sanko Makina поставляет экскаваторы-погрузчики под маркой MST, которые производят на современном, построенном в 2004 г. заводе в турецком Газиантепе. Первоначально линейку экскаваторов-погрузчиков составляли модели MST М542 и М544, а также их модификации М542 Plus и М544 Plus, к которым позднее присоединились модели М642 и М644. Экскаваторы-погрузчики выполнены в современном, можно сказать, привычном дизайне и оснащены погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой, обеспечивающей автоматическое удержание наклона двухчелюстного ковша, и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и вертикальными опорами. На экскаваторы-погрузчики ставят двигатели Perkins, КП PowerShift и мосты Carraro, гидроаппаратуру Casappa (Италия) и Husco (США).
Модели М542 и М642 с разновеликими колесами, модели М544 и 644 с равновеликими колесами и трехрежимным рулевым управлением. Экскаваторы-погрузчики с приставкой Plus отличаются более насыщенной комплектацией, включающей аксиально-поршневой гидронасос, джойстиковое управление и кондиционер.
Экскаваторы-погрузчики New Holland выпускает завод корпорации CNH в итальянском городе Имола. Линейка состоит из трех базовых моделей: B100C, B110C и B115C с погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью. На них устанавливают двигатели Fiat Powertrain Technologies Industrial (FPT Industrial) F5H объемом 3,4 л: на B100C мощностью 97 л.с./ 75 кВт, на B110C и B115C мощностью 110 л.с./ 82 кВт. Модели B100C и B110C поставляют с разновеликими колесами, механической КП или полуавтоматом PowerShift, старшую модель B115C с равновеликими колесами, полуавтоматом PowerShift, усиленными мостами с дифференциалами повышенного трения, трехрежимным рулевым управлением.
Американская компания Case Construction Equipment поставляет на российский рынок аналогичную New Holland линейку экскаваторов-погрузчиков, тем более, что их производят на том же заводе: 570Т, 580Т, 580ST, 590ST и 695ST с погрузочным оборудованием с параллелограммной кинематикой и двухчелюстным ковшом и экскаваторным оборудованием со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью, двигателями FPT Industrial экологического уровня Tier 3.
Четыре модели 570Т, 580Т, 580ST, 590ST с разновеликими колесами и одна 695ST – с равновеликими. Отличие младшей модели 570Т: 4-цилиндровый турбированный двигатель объемом 3,9 л с механической системой впрыска, механическая КП PowerShuttle, гидросистема со сдвоенным шестеренным насосом. Также есть упрощенная комплектация с моноблочной рукоятью и приводом только задней оси.
На модель 580Т установлен турбированный двигатель объемом 4,5 л и мощностью 97 л.с./ 72 кВт с механической системой впрыска, а на 580ST такой же двигатель такой же мощности, но с системой впрыска Common Rail с электронным управлением. Такой же двигатель с Common Rail, но мощностью 110 л.с./ 82 кВт устанавливают на модели 590ST и 695ST. Также у 580T гидросистема с шестеренными насосами и КП PowerShuttle, у моделей 580ST и 590ST гидросистема с аксиально-поршневым гидронасосом и на выбор КП PowerShuttle или PowerShift.
Топ-модель 695ST оснащена по максимуму: двигатель мощностью 110 л.с., полуавтомат PowerShift, аксиально-поршневой гидронасос, трехрежимное рулевое управление.
На российский рынок JCB поставляет экскаваторы-погрузчики английского и индийского производства. На всех своих экскаваторах-погрузчиках JCB использует погрузочное оборудование с параллелограммной кинематикой, обеспечивающей самостоятельное выравнивание ковша при подъеме.
Самая популярная модель – JCB 3CX. Ее поставляют в нескольких вариантах комплектации: с разновеликими колесами – 3СХ и 3СХ Eco с двигателем JCB Dieselmax экологического уровня Tier 2 мощностью 63 или 68,6 кВт. Модель 3СХ Есо оснащают дополнительными системами для экономии топлива, как, например, отключающая первый гидравлический насос при выборе 4-й передачи. Вариант 3СХ с равновеликими колесами – 3CX Super – оснащается двигателем мощностью 68,6 кВт. Машины с равновеликими колесами поставляют с двух- (без крабового хода) или трехрежимным рулевым управлением.
Старшие модели с равновеликими колесами – 4СХ и 5СХ – получают самые мощные двигатели Dieselmax мощностью 74,2 и 87 кВт, 4-ступенчатую полуавтоматическую или 6-ступенчатую автоматическую КП, трехрежимное рулевое управление, усиленные мосты с дифференциалами повышенного трения. В стандартную комплектацию машины входят челюстной погрузочный ковш, экскаваторное оборудование со смещаемой осью копания и телескопической рукоятью, регулируемый аксиально-поршневой гидронасос, джойстиковое управление, блокировка гидротрансформатора.
Таким образом, у заказчика строительной техники сегодня две проблемы: что выбрать и где взять денег. Сложность выбора не только в широком предложении, но и в схожести предложений конкурирующих фирм. Второй вопрос, где взять денег, сложнее и решается в индивидуальном порядке. Или не решается.
Обзор экскаваторов-погрузчиков – Основные средства
Экскаватор-погрузчик стал, пожалуй, самой популярной землеройной машиной. Чаще всего встречаются отечественные машины на базе универсальных тракторов. В последние годы тракторостроители (о Минском заводе можно сказать с уверенностью) начали выпуск модификаций с адаптированной кабиной с плоским полом и поворотным креслом.
Импортные экскаваторы-погрузчики перестали быть редкостью, сегмент импортных машин растет очень быстро, а рынок имеет ту особенность, что выбирают либо наиболее доступную по цене российскую или белорусскую машину, либо функционально насыщенную, комфортабельную и эстетичную иномарку с полным приводом, двумя-тремя режимами рулевого управления, двухчелюстным погрузочным ковшом, телескопической рукоятью. Не исключены дополнительные удобства оператора, термин «машинист» или «механизатор» с иномаркой как-то не вяжется. Если уж тратить деньги, то иметь с них по максимуму. Но и практические соображения не отбрасываются. Органы управления рабочим оборудованием выбирают, как правило, рычажные с механической связью, а гидронасосы – шестеренные: с ними проще, быстрей и дешевле в ремонте.
Среди поставщиков импортной техники определились лидеры. Это британская частная компания JCB, долгое время ассоциировавшаяся исключительно с экскаваторами-погрузчиками, быстро набирающая обороты New Holland, Caterpillar, которая все никак не может вырваться вперед, Komatsu и Volvo, сосредоточенные первая на бульдозерах, а вторая на сочлененных самосвалах. Кроме них в России представлены Terex, Case, Hydromec, Dressta, но их продажи влияния на рынок не оказывают.
JCB, начиная с 2004 г., радикально обновляет и расширяет свою самую популярную линейку продукции. К основным моделям 1СХ, 2СХ, 3СХ и 4СХ в 2004 г. добавили Mini CX. В 2005 г. выведено на рынок новое поколение 3СХ и 4СХ с двигателем собственного производства JCB 444. За месяц до BAUMA 2007 на «домашнем» мероприятии PRE-BAUMA предъявили концептуально новый экскаватор-погрузчик Midi CX.
Сегодня модельный ряд насчитывает шесть базовых моделей, число модификаций переваливает за два десятка. Так, самую ходовую модель 3СХ поставляют в шести модификациях, различающихся мощностью двигателя, рабочим оборудованием (одно- или двухчелюстной погрузочный ковш, с телескопической рукоятью экскаватора или без нее), размером колес на передней оси и рулевым управлением. С одинаковыми колесами на обеих осях и трехрежимным рулевым управлением поставляют модификации 3CX Super. Модификации семейства 2СХ, очень популярного на родине, разнообразнее. Есть варианты, где вместо экскаваторного оборудования установлен компрессор или трехточечный механизм навески и ВОМ.
Главная особенность экскаваторов-погрузчиков 3СХ и 4СХ нового поколения, поставки которых в Россию начались в том же 2005 г., – это, конечно, двигатель JCB 444 (4 цилиндра, объем 4,4 л), получивший звучную марку Dieselmax. Основу текущей линейки составляют двигатели с топливной системой Bosch Common Rail. До конца 2007 г. продолжался выпуск последней модели с механическим впрыском, которая также соответствует требованиям Stage 3A/ Tier 3.
Двигатели Dieselmax развивают максимальный крутящий момент при 1300 мин-1, а частота вращения ограничена 2200 мин-1. Большой крутящий момент на малой скорости был одним из ключевых критериев и причин, подвигнувших JCB на значительные инвестиции в разработку и производство. Крутящий момент дает машине мощность, необходимую для выполнения тяжелых операций на малых оборотах, позволяет быстро реагировать на изменение нагрузки, сокращает рабочий цикл и снижает шумность. Двигатель массивный и жесткий. Литой чугунный блок цилиндров с расточенными в нем цилиндрами сопряжен снизу с монолитной чугунной опорой коленчатого вала. Головка блока также монолитная и выполнена из чугуна. Двигатель агрегатирован с новым гидротрансформатором с автоблокировкой, рассчитанным на больший крутящий момент. В гидросистеме подняли давление на 10%, что не только увеличило грузоподъемность и усилие отрыва, но и позволило уменьшить габариты и массу узлов гидросистемы.
Внешний вид также претерпел изменения, и не только декоративные. Составной капот заменен цельным, поднимающимся к кабине. В кабине, внешне такой же, как у модельного ряда 2002 г., сделаны некоторые внутренние усовершенствования. Так, рулевая колонка стала уже и совпадает по ширине с капотом. Передние колеса и стрела хорошо видны. Внутренности кабины, как всегда у JCB, отличаются броским дизайном, выполненным в серо-черных тонах со вставками под алюминий. На выбор два варианта систем управления рабочим оборудованием – рычажная и многофункциональными джойстиками. Джойстики вмонтированы в подлокотники и поворачиваются вместе с креслом – можно работать, повернув кресло боком.
Семейство 2СХ, включающее шесть основных модификаций, отличается от «старших» моделей габаритными размерами, грузоподъемностью и кабиной образца 1997 г. Машины 2СХ компактны и маневренны – все колеса управляемые. Все модификации 2СХ поставляют с колесами одинакового размера на обеих осях. Самая маленькая модель 1CX имеет общие черты с погрузчиком с бортовым поворотом Robot – бортовой поворот и гидрообъемная трансмиссия, но у 1СХ двигатель спереди, рабочее место приподнято и достаточно просторно для установки поворотного кресла. Концепция бортового поворота дает значительные преимущества в маневренности – разворот на месте. У JCB имеется навесное экскаваторное оборудование для погрузчиков Robot, но 1СХ сконструирован именно как полноценный экскаватор-погрузчик. Модель 1СХ поставляют как с открытой кабиной, так и с остекленной.
Новинка 2007 г. – экскаватор-погрузчик Midi CX, по замыслу разработчиков занявший технологическую нишу между 1CX и 2CX. Точно такая же внешне, как 2СХ и 3СХ, новинка заключает в себе множество оригинальных технических решений. Прежде всего это быстросъемная экскаваторная навеска. Стрела, рама с опорами и рычагами управления выполнена в виде единого узла, который оператор может за несколько минут в одиночку снять и установить другое оборудование, в том числе сельскохозяйственное – машина оснащена задним валом отбора мощности и гидравлическими разъемами, по заказу установят ходоуменьшитель.
Основной погрузочный ковш также выполнен съемным. Midi CX совместим с широким спектром навесок, выпускаемых для 2СХ, мини-экскаватора модели 803 и погрузчиков Robot. Гидростатическая трансмиссия с полным приводом обеспечивает бесступенчатый набор скорости до 26 км/ч. Она же позволила реализовать плотную компоновку компактной машины. Midi CX оснащен 4-цилиндровым дизелем мощностью 38 кВт. Новый экскаватор-погрузчик будут выпускать в двух исполнениях – с ROPS/ FOPS навесом и остекленной кабиной. Для первого варианта предусмотрена экскаваторная навеска с рычажным управлением, для второго – с джойстиковым.
Первый экскаватор-погрузчик Mini CX публика увидела на BAUMA 2004. На BAUMA 2007 без лишней помпы представили Mini CX 4×4 Series II. В движение Mini приводит 3-цилиндровый дизель, трансмиссия гидрообъемная, у модели 2004 г. привод на задние колеса, модель 2007 г. полноприводная, управляемые колеса передние. На Mini установлена рукоять экскаватора JCB 8015, поэтому ему доступен весь спектр оборудования для мини-экскаваторов. Mini CX – это фактически игрушка и интереса для российского рынка пока не представляет.
Что JCB готовит? Два года на «домашних» выставках показывают концептуальную модель экскаватора-«телескопа» 4СХ ТМ, и не факт, что в 2008 г. концепт воплотится в серийную модель. Машина несет спереди двухсекционную телескопическую стрелу, которая расположена по оси машины поверх капота. Чтобы скомпоновать машину в таком ключе, двигатель сместили вниз, увеличили колесную базу и применили удлиненный оголовок стрелы. Грузоподъемность погрузчика – 2,5 т, высота подъема – 5,2 м. Сзади машины – «обычное» экскаваторное оборудование.
Перетряска продуктовой корзины, устроенная корпорацией CNH (Case-New Holland), дает результаты. Усилия не размываются по четырем частично конкурирующим друг с другом маркам, а сосредоточены на одной – New Holland. Как и в случае с мини-погрузчиками, где New Holland вырвалась на вторую после Bobcat позицию среди импортеров и возглавляет группу догоняющих, в сегменте импортных экскаваторов-погрузчиков она захватила второе место после JCB.
Следует напомнить, что хотя New Holland – американская марка, но корпорация CNH принадлежит итальянскому спруту FIAT Group, экскаваторы-погрузчики выпускает завод в итальянском городке Имола, разработка также итальянская, тем более что сегодняшняя линейка напрямую происходит от линейки Fiat-Kobelco. То есть у американцев взяли только вывеску с целью поддержания продаж итальянской техники в Северной Америке.
Текущая линейка экскаваторов-погрузчиков New Holland LB90.B, LB95.B, LB110.B и LB115. B – это фактически перекрашенные Fiat-Kobelco. Первые три модели выполнены на одной платформе и отличаются мощностью двигателя 71 и 82 кВт, размерами и характеристиками экскаваторного оборудования. Габариты и возможности «старшей» модели LB115.B внушительней. У нее на обеих осях колеса одинакового размера и трехрежимное рулевое управление.
Экскаватор-погрузчик New Holland можно узнать издалека по характерной форме стрелы экскаватора и прямой стреле погрузчика. Шестигранная, остекленная по периметру плоскими тонированными стеклами кабина смотрится современно и стильно, и в целом облик экскаватора-погрузчика гармоничен и радует глаз. Однако составной капот явно устарел. Интерьер кабины неброский, но от этого функциональность только выигрывает – ничто не отвлекает, глаз не цепляется за яркие пустячки. Кабина отделана серым твердым пластиком, качество изготовления и сборки деталей отделки на высоком уровне. Управление рабочим оборудованием рычажное. Джойстиками управления экскаватором с сервоприводом оснащают по заказу. Джойстики установлены на высоких колонках и не связаны с креслом.
В базовой комплектации три «младшие» модели оснащают синхронизированной механической коробкой передач (КП) powershuttle 4×4 (четыре передачи вперед и четыре назад). Функцию сцепления выполняет кнопка на рычаге переключения передач. Для «старшей» LB115. B – стандартная полуавтоматическая КП powershift 4×2 (четыре передачи вперед и две назад) с подрулевым переключателем. Эту же КП предлагают как опцию для «младших» моделей.
На BAUMA 2007 New Holland представила модернизированные модели В110 и В115, выполненные на тех же платформах. Их основные отличия – двигатель CNH 445TA/EGH Stage 3A/ Tier 3 мощностью 82 кВт при 2200 мин-1 с аккумуляторной системой впрыска, турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Несколько переработана форма переднего противовеса с целью улучшить доступ воздуха в моторный отсек. Составная конструкция капота сохранилась. Вывеска New Holland на ветровом стекле призвана, вероятно, улучшить обзор. Дизайн инструментальных панелей освежили, он стал более броским. Так как двигателем Common Rail управляет электроника, логична замена рычага регулировки частоты вращения поворотным регулятором.
Экскаватор-погрузчик Caterpillar легко узнать с тыла по характерно изогнутой стреле экскаватора. До 2006 г. линейку экскаваторов-погрузчиков Caterpillar нельзя было назвать полной – не было мощных моделей с колесами одинакового размера на обеих осях. Серия D была выполнена на одной платформе, и модели отличались друг от друга комплектацией. Отзывы о ней были очень неплохие. В частности, говорили, что в морозную позапрошлую зиму экскаватор-погрузчик Cat в отличие от конкурентов заводился.
В январе 2006 г. Caterpillar вывела на рынок новую серию Е. В линейке стало шесть базовых моделей против четырех, добавлены «старшие» модели 434Е и 444Е, получившие задний мост с управляемыми колесами и колеса одинакового размера на обеих осях. «Младшие» модели 422Е, 428Е, 432Е и 442Е поставляют с колесами разного размера, в стандартной комплектации управляемые колеса передние. В наследство от серии D достался двигатель Caterpillar 3054С с турбонаддувом (для 422Е – атмосферный, турбонаддув – опция). По сравнению с серией D усовершенствовали гидропривод и геометрию рычажных механизмов погрузчика, за счет чего повысили вырывное усилие на 10%. Радикально изменена конструкция телескопической рукояти экскаватора, включенная в расширенную комплектацию. Если у машин серии D телескопируемая секция находилась внутри корпуса рукояти, то у серии Е наоборот – выдвигается внешний корпус.
Модели 422Е и 428Е в базовой комплектации оснащают механической КП powershuttle 4×4 и рычажными органами управления экскаватором, модели 432Е и 442Е – КП powershuttle и джойстиками, по заказу полуавтоматической КП auto-shift 5×3. Джойстики и КП auto-shift входят в базовую комплектацию «старших» моделей 434Е и 444Е. Джойстики установлены на колонках отдельно от кресла – решение, становящееся стандартным.
Если вспомнить, что у экскаваторов-погрузчиков серии D точки ежесменного обслуживания сосредоточены по левому борту и доступны через откидную половинку капота, а для более детального доступа в моторный отсек необходимо вооружиться гаечным ключом, то в серии Е эту ситуацию несколько улучшили. Крышка капота поднимается целиком от кабины. Дизайн кабины освежен как снаружи, так и изнутри. Изменилась геометрия кабины, плоские стекла заменили гнутыми, заднее стекло стало цельным. Несколько изменили дизайн рулевой колонки и инструментальной панели по правому борту.
Линейка экскаваторов-погрузчиков Komatsu включает пять моделей – три модели с передними управляемыми колесами WB91R-5, WB93R-5, WB97R-5 и две (WB93S-5 и WB97S-5) со всеми управляемыми колесами. Российское представительство старается акцентировать внимание покупателей на трех наиболее функционально насыщенных моделях – WB93R-5, WB93S-5 и WB97S-5. Они принадлежат к пятому поколению, выпуск которого начат в 2006 г. на заводе Komatsu Utility Europe в городке Эсте (Италия).
Характерная особенность этого поколения – двигатель Komatsu, на котором можно найти лейбл IVECO. Двигатели не везут из другого полушария, их собирают здесь же, в Италии. Еще одна интересная особенность, полезная для холодного климата, – предпусковой подогреватель, питающийся от внешнего источника 220 В.
Внешность пятого поколения сильно изменилась, приобрела современные обтекаемые формы, кабину оснастили большими гнутыми стеклами, не препятствующими обзору. Изменена и форма стрелы экскаватора: она стала изогнутой, а кронштейн крепления гидроцилиндров переместился в середину.
Три интересующие нас модели по характеристикам довольно близки. «Младшую» модель WB93R-5 комплектуют колесами разного размера на передней и задней осях, 4-ступенчатой механической КП powershuttle. У WB93S-5 все четыре колеса 24-дюймовые, установлена КП powershuttle, на WB97S-5 – 28-дюймовые колеса и полуавтоматическая КП powershift. Передний привод включается как вручную, так и автоматически. При наборе скорости привод отключается автоматически, при торможении вновь включается. На WB93S-5 и WB97S-5 трехрежимное рулевое управление всеми колесами, на «младшей» модели WB93R-5 – только передними. Для переключения рулевых режимов надо нажать одновременно две кнопки на панели управления – это защита от случайного переключения.
Комплектация кабин различается, главным образом, органами управления экскаватором. WB93R-5 и WB93S-5 оснащены рычажными механизмами, WB97S-5 – джойстиками. Джойстики установлены на колонках отдельно от кресла. Рычаг управления погрузчиком заменен многофункциональным, эстетически более выигрышным джойстиком. Изменились дизайн инструментальных панелей и расположение некоторых приборов и переключателей так, чтобы доступ к ним стал легче.
Замыкает пятерку лидеров Volvo СЕ. Компания давно занималась строительством экскаваторов-погрузчиков на базе тракторов и фронтальных погрузчиков с сочлененной рамой, и с 1965 г. из ворот завода в Эскилстуне вышло не одно поколение таких машин. К третьему тысячелетию Volvo начала готовить новое поколение экскаваторов-погрузчиков, идя по пути, проторенному JCB и Fermec. То есть экскаватор-погрузчик должен иметь собственную, предназначенную исключительно для него базовую машину, а не пропашной трактор или переделанный фронтальный погрузчик. Разработка, начатая фактически с нуля, заняла около четырех лет, и весной 2002 г. компания представила первые модели современной линейки LB70 и LB71. Производство развернули на заводе Volvo во Вроцлаве, Польша. В 2004 г. линейку расширили моделями LB60 и LB61, а в 2007 г. появились модификации LB71 Plus и LB61 Plus. Модели LB60 и LB70 отличаются от остальных экскаваторным оборудованием с несмещаемой осью копания и откидными опорами.
Общий для всех моделей 4-цилиндровый 4-литровый дизель Volvo D4D агрегатирован с синхронизированной механической КП powershuttle 4×4. Мощность двигателя различается от модели к модели по нарастающей. Для LB61 Plus, LB71 и LB71 Plus предлагают расширенные комплектации с полуавтоматической КП powershift 4×4, джойстики управления экскаватором и двухчелюстной погрузочный ковш. Для машин, оснащенных механизмами быстрой смены экскаваторного и погрузочного оборудования, доступна навеска аналогичных по размерам экскаваторов и погрузчиков.
Внешний вид экскаватора-погрузчика выполнен в духе современных веяний, кабина просторная и удобная, но интерьер выглядит сегодня старомодно, особенно широкая передняя панель.
К сведению пользователей техники Volvo: масла под маркой Volvo производит ExxonMobil. Собственные масла Mobil имеют допуск Volvo.
Экскаваторы-погрузчики на российском рынке строительной техники
Экскаваторы-погрузчики – машины многофункциональные. Мобильность данного вида техники, простота управления, возможность заменить собой сразу несколько механизмов, использование различного навесного оборудования, высокая маневренность и при этом низкая стоимость по сравнению с большими экскаваторами сделали экскаватор-погрузчик настоящим «королем» на строительной площадке.
Производством таких машин занимаются самые разные заводы. В России в огромных количествах можно увидеть технику европейских, американских, японских, китайских, отечественных и многих других производителей. Но не следует забывать, что, к сожалению, не все модели выпускаемых заводами экскаваторов-погрузчиков официально поставляются в Россию.
На российском рынке строительной техники в силу своей дешевизны преобладают экскаваторы-погрузчики, собранные отечественными производителями, – порядка 50%, хотя следует уточнить, что большинство такого рода техники – это все-таки обычный трактор с навесным фронтальным ковшом и экскаваторной частью. Схожую по устройству технику, около 20%, предлагают заводы из Беларуси, но тут прослеживается тенденция подражания мировым брендам: создание отдельными предприятиями машин рамной конструкции, установка импортных двигателей и комплектующих. Оставшаяся 30%-ная доля рынка – это продукция хорошо известных европейских и американских брендов с догоняющими их заводами из Китая.
Компоновка экскаваторов-погрузчиков разных производителей, за редким исключением, одинакова. Стандартно в передней части размещается погрузочный ковш, с задней стороны экскаваторная надстройка с ковшом, в центре кабина оператора с поворотным креслом. Плюс выдвижные опоры – аутригеры для устойчивости. Но при этом у каждого завода-производителя есть свои особые функции, особенные технические решения, специальные характеристики, что и дает покупателю возможность выбрать экскаватор-погрузчик по своим запросам.
Чтобы облегчить этот выбор, рассмотрим, какие модели экскаваторов-погрузчиков доступны к заказу в России.
Персоналии российского рынка
Надо отдать должное тому, что компания JСB по праву впереди всех, предлагая российскому рынку сразу 8 разных моделей экскаваторов-погрузчиков своего производства. К тому же надо учитывать, что кроме стандартных моделей предлагаются и их специальные версии, например экскаватор-погрузчик 4CX Wastemaster для переработки и утилизации отходов или новейшая модель 1CXT на гусеничном ходу, а значит, общее число моделей реально еще больше.
Титул «Самый маленький экскаватор-погрузчик» опять же принадлежит JСB. Легкая модель JCB 1CX является самой компактной машиной среди экскаваторов-погрузчиков. Компактные размеры позволяют проводить работы в самых тесных условиях. Судите сами, ширина данной модели всего 1,43 м, высота 2,26 м, длина 3,4 м. Чтобы лучше понять габариты этого экскаватора-погрузчика, «примерьте» его к размерам автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» с его шириной 1,42 м и длиной 3,2 м. А теперь представьте, что такой «малыш» копает на глубине почти 3 м, имеет грузоподъемность 610 кг и с помощью гидростатической трансмиссии с полным сервоуправлением быстро набирает скорость 11 км/ч как на переднем, так и на заднем ходу. Кроме того, он может поворачиваться вокруг своей оси, так же как мини-погрузчик.
На машине установлена универсальная быстросъемная каретка, позволяющая быстро менять навесное оборудование. Низкий центр тяжести, кабина стандарта ROPS/ FOPS, опционально полностью застекленная, с отличным обзором обеспечивает безопасную работу оператора. Гидравлические серводжойстики, расположеные на подлокотниках кресла, позволяют работать с максимальной точностью. Для сменного инструмента как опция предусмотрена дополнительная гидролиния, кнопки управления которой также выведены на джойстики для удобства управления навесным оборудованием. Также предусмотрено и подключение ручного рабочего инструмента. Несмотря на миниатюрность JCB 1CX обеспечивает отличный доступ для регулярного технического обслуживания. Этому способствует широко открывающийся капот и расположенный на боковой панели счетчик моточасов с хорошо защищенным от проникновения пыли и грязи блоком предохранителей. А недавно выпущенная новейшая модель экскаватора-погрузчика этой компактной серии – экскаватор-погрузчик JCB 1CXT на гусеничном ходу может похвастаться увеличенным на 14% объемом экскаваторного ковша и повышенным на 30% дорожным просветом в сравнении с колесной моделью JCB 1CX.
Заслуживает также внимания еще одна новая модель JCB 4CX Wastemaster. Это специальная машина для работы в запыленных и жестких условиях по переработке и утилизации отходов. Экскаватор-погрузчик серии WasteMaster оснащен удлиненными задними стабилизаторами и передней рамой с гидравлическими опорами. Благодаря этому вся машина имеет возможность горизонтально подниматься над землей, чтобы видеть контейнер сверху при уплотнении материала с помощью захвата или навесного уплотнительного колеса. Учитывая, что работа связана с мусором, предусмотрена дополнительная защита стрелы, защита фар и днища, а также защищенные от проколов шины. Двигатель мощностью 100 л.с. позволяет перемещаться по дорогам между объектами, быстро и экономично расходуя топливо. В зависимости от характера грузов для погрузчика можно выбрать обычный ковш, ковш увеличенного объема, универсальный ковш «шесть-в-одном» или ковш с верхним захватом, а для стрелы экскаватора гидравлический челюстной ковш или механический захват. Опять же, учитывая сложность работ, в JCB 4CX Wastemaster используются самые надежные стрелы погрузчика и мосты, разработанные для «старшей» модели JCB 5CX.
Почетное второе место по количеству доступных в России моделей делят компании Terex и Sanko Makina (MST). Имя Terex давно известно на российском рынке, а после создания в 2012 г. совместного предприятия «РМ-Терекс» российской корпорации «Русские машины» и многоотраслевого производителя Terex Corporation экскаваторы-погрузчики под этой маркой производятся в нашей стране. Благодаря этому предприятие за неполных три года выпустило уже более 400 экскаваторов-погрузчиков. Наиболее адаптированной для российских условий работы является модель TLB 825 – самая новая и самая большая в линейке Terex. «Изюминка» этой модели – оригинальный механизм привода ковша, расположенный точно по центру погрузочной стрелы, такая компоновка обеспечивает более длительную работу и уменьшает затраты на сервис. Установленная гидромеханическая система самовыравнивания не допускает рассыпания материалов из ковша во время движения, а функция плавающего положения стрелы дает возможность разравнивать материалы на площадке или набирать ковш с ровной поверхности. Высокая грузоподъемность погрузчика допускает его работу как крана, позволяя поднимать грузы весом до 1000 кг. Экскаваторная часть имеет один из самых больших параметров по величине смещения оси копания среди прочих экскаваторов-погрузчиков, каретка смещается на 1,28 м. Удобству работы оператора добавляет сиденье премиум-класса, а также выведенная отдельно педаль для выдвижения телескопической рукояти или работы гидромолота. Стальные цельносварные топливные и гидравлические баки выполнены съемными, что облегчает их чистку или ремонт. Дополнительно на горловинах баков установлены сетчатые фильтры для предохранения от загрязнений. В линейке экскаваторов-погрузчиков Terex кроме четырех моделей со смещаемой осью копания есть и две модели с центральным расположением экскаваторной надстройки.
Турецкий машиностроитель Sanko Makina – дочерняя компании крупнейшего из местных холдингов Sanko Holding – выпускает технику под торговой маркой MST. В 2003 г. в результате покупки холдингом старейшего турецкого производителя, основанного в 1976 г. и выпускавшего экскаваторы-погрузчики, началось активное развитие тяжелого машиностроения компании. В 2006 г. в рамках развития в г. Газиантеп (южная часть Турции) был построен новый завод по производству экскаваторов-погрузчиков MST с производственной мощностью 5000 шт. в год. Компания серьезно нацелена на расширение своей доли российского рынка, что подтверждает увеличившееся количество заказов. Сразу две новые модели под маркой MST предлагаются нашим заказчикам – MST M642 и MST M644. Обе модели имеют усиленную коробку-автомат с переключением под нагрузкой Powershift с четырьмя передними и четырьмя задними скоростями. Система электронного контроля ECU при движении вперед/ назад и выборе скорости защищает коробку передач от возможных повреждений при неправильном включении скорости. Задняя ось с дифференциалом повышенного трения (LSD) препятствует скольжению в условиях мягкого грунта. Передняя ось имеет угол отклонения на 16°, что эффективно работает в самых сложных условиях рельефа. Наличие аккумулятора в тормозной системе позволяет остановить машину легким надавливанием на педаль тормоза даже в экстренных ситуациях. Гидравлическая система оснащена специальными противоударными клапанами, а наличие в системе охладителя позволяет снизить температуру масла гидросистемы в условиях жары. Различаются модели только колесами: MST M642 имеет стандартные шины, а MST M644 – равновеликие.
Пять моделей предлагает известнейший Caterpillar. Среди моделей сложно выделить какую-то одну, все машины нового поколения F имеют боковое смещение каретки экскаваторной части, характерный изгиб стрелы – знаменитый «банан» – легко выделяет технику Caterpillar из всех экскаваторов-погрузчиков. Одинакового много на всех пяти моделях, одинаково хорошего. Это и кузова, окрашенные методом электрофореза, и функция регулирования мощности по реальной нагрузке, плюс стандартная система возврата в положение копания, плюс система регулирования плавности хода. Общее также то, что рычаги стрелы погрузчика автоматически поддерживают параллельность земле.
Вместе с тем каждая модель имеет свои специфические особенности. Так, у Caterpillar 422F – один цилиндр наклона ковша погрузчика, механическая коробка передач, стандартные колеса, возможность установки телескопической рукояти и управление рычагами. Caterpillar 428F имеет аналогичные характеристики, но более мощный двигатель и привычные два гидроцилиндра для ковша погрузчика. Модель 432F отличается мощностью двигателя и управлением джойстиками. Caterpillar 434F уже стоит на равновеликих колесах, оснащена автоматической коробкой передач и управляется рычагами. «Старшая» модель 444F также имеет равновеликие колеса и удобные джойстики управления.
По четыре модели экскаваторов-погрузчиков предлагают сразу несколько производителей. Входящие в один холдинг CNH заводы Case и New Holland выпускают технику со схожими параметрами, мало этого, некоторые модели собираются в одних и тех же цехах, на общих конвейерах. Меньшая в серии Case 580T – это классическая модель экскаватора-погрузчика на разновеликих колесах. Недавно обновленная модель имеет низкий уровень шума, пониженный выброс выхлопных газов. Машина оснащена насосом переменного объема, что снижает потребление топлива на 10%, а система Electronic Service Tool обеспечивает быструю диагностику двигателя с общей топливной магистралью. Компактные размеры экскаваторной надстройки в сложенном состоянии не превышают высоту 3,5 м, тем самым обеспечивая возможность проезжать под мостами, эстакадами или заезжать в здания складов. Несмотря на небольшие размеры, Case 580T поражает грузоподъемностью, благодаря усиленной стреле погрузчик может переносить грузы весом до 4600 кг.
Самая большая в серии экскаваторов-погрузчиков New Holland – модель В115В благодаря большим равновеликим колесам, автоматической КПП, раме повышенной прочности имеет исключительную проходимость по бездорожью. Телескопическая рукоять экскаватора дает возможность копать на глубине 5,6 м. Система отслеживания нагрузки перенаправляет поток гидравлики для обеспечения максимальной мощности в зависимости от проводимых работ. Новый долговечный, эффективный, удобный в эксплуатации и экономичный двигатель CNH с системой впрыска Common Rail существенно снижает эксплуатационные расходы. Трансмиссия с переключением передач под нагрузкой позволяет мягко переключать направление движения даже при полной нагрузке, может работать как в ручном, так и в автоматическом режиме.
Четыре модели поставляет в Россию и турецкий производитель Cukurova. Компания была образована в 1968 г. и в то время занималась производством харвестеров и сельскохозяйственной техники по лицензии John Deere. В 1986 г. Cukurova приступила к производству землеройной и строительной техники под новой торговой маркой на основе собственных конструкторских разработок. Экскаваторы-погрузчики Cukurova известны под брендом Tarsus, так как выпускаются на заводе Cumitas в г. Тарсус. Модель Tarsus-880 имеет гидравлическое управление с помощью джойстиков. Помимо удобства в управлении такая система позволяет плавно изменять скорость и направление движения при любых нагрузках, облегчить работу оператора и улучшить эксплуатационные характеристики техники. Максимальная глубина копания обратной лопаты доходит до 5,8 м, и это отличный показатель не самого большого экскаватора-погрузчика. На машине установлены двигатель Perkins мощностью 62,5 кВт, трансмиссия и мосты Carraro (Италия), гидросистема David Brown (Великобритания). С 2013 г. в Татарстане на территории производственного объединения «Елабужский автомобильный завод» осуществляется сборка из машинокомплектов экскаваторов-погрузчиков Tarsus.
Не так давно пришедший на российский рынок John Deere предлагает три модели экскаваторов-погрузчиков, среди которых уникальная для нашего рынка модель 710 K. Это одна из самых больших машин в классе, официально поставляемых в Россию, с массой почти 12 т, объемом погрузочного ковша 1,05 м3, экскаваторного ковша – 0,51 м3. Грузоподъемность погрузчика – 4043 кг. На машину установлен двигатель собственного производства объемом 6,8 л и номинальной мощностью 128 л.с. Максимальная скорость передвижения – 35,1 км/ч. Управление обратной лопатой осуществляется джойстиками с сервоприводом. В стандартную комплектацию входит функция регулирования плавности хода, что способствует плавной езде по неровной местности с наполненным ковшом без просыпания из него материалов. Помимо впечатляющих технических параметров данная модель обеспечивает уникальную глубину копания – 6,81 м, а радиус копания равен 8,17 м.
Особенность экскаваторной навески John Deere 710 K – это внешняя телескопическая секция рукояти. При работе грунт не попадает на внутренние поверхности рукояти и соответственно не изнашивает их. На телескопической секции у ковша расположены зазубрины, чтобы было удобно захватывать и удерживать бревна, камни, строительные блоки. Аутригеры коробчатой формы направлены назад и обеспечивают надежную устойчивость техники. Такая машина может выступать полноценной заменой колесного или гусеничного экскаватора. Экскаватор также оснащен телематической системой JDLink в стандартной комплектации, которая позволяет контролировать техническую готовность машины и ее местоположение.
Три модели экскаваторов-погрузчиков предлагает еще один турецкий производитель экскаваторов – основанная в 1978 г. компания Hidromek. Для покупателя есть довольно простой выбор машин: мини-класса, среднего класса со стандартными колесами или большого класса с равновеликими колесами. И если маленькая или большая модель экскаваторов-погрузчиков Hidromek явно дань моде на подобные машины, то модель среднего класса HMK 102B – настоящая «рабочая лошадка», которая довольно популярна в России. Усилие отрыва на ковше и стреле погрузчика HMK 102B новой cерии Maestro выше, чем у многих машин своего класса и составляет на ковше погрузчика 7203 кгс, а на ковше экскаватора – 6358 кгс. Все функции ковша осуществляются с помощью одного-единственного многофункционального джойстика. Система RTD (возврат в положение копания) автоматически устанавливает ковш в положение под углом для копания. Угол качания переднего моста составляет 16°, что обеспечивает хороший контакт с грунтом и устойчивость при работе. Модель имеет турбированный дизельный двигатель мощностью 99 л.с. и полуавтоматическую коробку передач, развивает скорость до 40 км/ч. Две педали тормоза обеспечивают возможность независимого включения тормозов левых и правых колес.
Предложенные Komatsu три модели экскаваторов-погрузчиков имеют две серии: 93 и 97. Модели отличаются колесами – так, WB97S-5 имеет большие равновеликие шины, WB93S-5 – равновеликие шины, но меньшего диаметра. Как модификация в 93-й серии есть отдельная модель с индексом R – с разновеликими колесами WB93R-5. Эта модель относится к последнему поколению экскаваторов-погрузчиков Komatsu. Основной конструктивной особенностью гидравлики экскаватора-погрузчика Komatsu является гидравлическая система с закрытым центром (CLSS). Наличие двух рабочих режимов – «мощностного» и «экономичного» – позволяет оператору выбирать между максимальной мощностью и минимальным расходом топлива. Джойстик сервоуправления (РРС) передним ковшом является стандартным оборудованием. Конструкция фронтального погрузчика обеспечивает идеальное самовыравнивание переднего ковша при подъеме. Обратная лопата имеет новую S-образную форму и отличается функционально продуманным расположением гидравлических трубопроводов и шлангов вдоль стрелы.
По две модели поставляют в Россию Volvo и Hyundai. Производители с мировым именем не балуют разнообразием, но берут проверенным качеством своих машин. Экскаваторы-погрузчики Volvo BL61B, BL71B сконструированы и построены с учетом пожеланий заказчиков из разных стран мира. Обе модели предлагаются только на разновеликих колесах. На выбор предлагается механическая коробка передач с сервоприводом переключения или коробка передач с переключением под нагрузкой (Powershift). Запатентованный рычажный механизм погрузчика Volvo отличается одиночным гидроцилиндром, системой самовыравнивания ковша, плавающим режимом и функцией возврата к копанию. Узкая и длинная стрела экскаватора отличается сводчатой и ребристой конструкцией. Это обеспечивает превосходный обзор траншеи и удобную работу вокруг препятствий, например, закопанных в землю. Как опция предлагается система CareTrack, которая предоставит владельцу всю информацию о машине, будь то ежедневные отчеты об эксплуатации и местонахождении или напоминание о сервисном обслуживании. Особенностью модели BL71В является многофункциональный джойстик погрузчика с сервоприводом для управления одной рукой. Дополнительные органы управления, расположенные на джойстике, позволяют изменять направление движения машины, включать автоматическое понижение передачи и выключать коробку передач. Характерной особенностью модели BL61B являются рычаги с механическим приводом.
Выпускаемые экскаваторы-погрузчики Hyundai двух моделей H930S и H940S производятся на площадках Южной Кореи. Данная техника предназначена для России, с ее особенностями климатических условий и разновидностей грунта. Основное требование – это работа при очень низких температурах, и судя по положительным отзывам, кабина оператора получилась с отличными теплоизоляционными свойствами. Наряду с хорошей звукоизоляцией теплая кабина обеспечивает возможность эксплуатации техники при любых погодных условиях. Стрелы погрузчиков изготовлены из бесшовных труб большого диаметра. Крепкая и жесткая рама погрузчика обеспечивает большую грузоподъемность. Предлагаемый как опция полный привод улучшает передвижение на грунтовой поверхности и может быть активирован на ходу. Система безопасности грейферного ковша предотвращает его открытие под весом груза во время погрузки. Многие системы, которые в других экскаваторах-погрузчиках устанавливаются серийно, у Hyundai идут как опции. Сделано это специально, ориентируясь на предпочтения и финансовые возможности покупателя. Согласитесь, не всем нужна техника сразу в максимальной комплектации для выполнения простых работ на небольшой строительной площадке. Изначально Hyundai предлагает базовую машину, а потом, исходя из запросов, собирает ее как конструктор, добавляя те опции, которые необходимы, а выбрать, поверьте, есть из чего. Тут и система регулировки плавности хода, и чувствительная к нагрузке гидравлическая система, также можно установить систему управления регулируемым потоком, при которой оператор переводит неиспользованную гидравлическую жидкость со второго насоса в гидравлический бак.
Как видим, экскаваторы-погрузчики заслуженно пользуются хорошей репутацией на рынке. Такой тип техники является универсальным средством для погрузки-выгрузки сыпучих и негабаритных материалов, перемещения предметов на небольшое расстояние в пределах стройплощадки и выемки грунта при прокладке кабеля или обустройстве фундамента. Повышенная универсальность данной машины позволяет ей работать в стесненных условиях городских дворов, улиц, на небольших строительных площадках среди жилых зданий. Экскаватор-погрузчик пользуется спросом среди организаций и частных лиц. На российский рынок поставляется большое количество экскаваторов-погрузчиков, выбор есть, главное – правильно его сделать.