Дробильщики камней: Дробильщики камня (Курбе) — Википедия – Дробильщик камня — Википедия

Дробильщики камня (Курбе) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Дробильщики камня» (фр. Les Casseurs de pierres; другие названия «Дробильщики шоссейного камня», «Каменотёсы») — картина французского художника Гюстава Курбе, написанная в 1849 году[1]. Хранилась в дрезденской галерее. Была уничтожена в 13 февраля 1945 года. Во время перевозки 154 картин в Крепость Кёнигштайн, транспорт попал в район бомбардировки союзными войсками[2][3][4][5].

На картине изображены двое мужчин в натуральную величину, занятых тяжелым, изнуряющим трудом, на фоне темного холма. В изношенной одежде, отвернувшись от зрителя они поглощены своей работой. Один несёт большую корзину с уже раздробленным камнем, в то время как другой, стоящий на одном колене, — замахнулся молотком с длинной рукоятью. Вокруг фигур изображена различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — горшок, ложка и кусок чёрного хлеба.

Внизу слева находится большая оранжевая подпись художника.

Дробильщик (1849), холст, масло, 45,5 × 54,5, Милан, частная коллекция.

Картина была написана в 1849 году и была одной из трёх работ, представленных Курбе на парижский салон 1850—1851 («Крестьяне Флаже возвращаются с ярмарки» и «Похороны в Орнане» )

Курбе писал, что случайно встретил этих рабочих на краю дороги[6][7] :

«Я шёл в замок Сен-Дени, чтобы написать пейзаж, (…) Я остановился, чтобы рассмотреть двух мужчин на краю дороги, редко можно встретить более полное выражение страдания, так и появился эскиз…»

Рабочие согласились позировать для художника.

Курбе представляет свою картину следующим образом:

«Это картина изображает двух дробильщиков, которых очень жаль; один старик, как старая машина, ставшая жесткой из за работы и возраста; смуглая голова, покрытая соломенной шляпой, почерневшей от пыли и дождя. Его руки видны из под грубой льняной рубашки; табакерка из рога с медной окантовкой выглядывает из кармана полосатого жилета; его колено лежит на соломенном факеле, сквозь изношенные синие чулки видна пятка потрескавшейся стопы. Позади него, молодой человек лет пятнадцати, имеющий стригущий лишай; лохмотья грязного белья служат ему рубашкой, которая не закрывает его руки и бока: его брюки поддерживают кожаный ремешок, а на ногах у него поношенные старые туфли отца.
Lettre de Courbet à Jules Champfleury, Ornans, printemps 1850
»

Впервые картина была выставлен в парижском салоне 1850—1851 годах. Затем — на персональной выставке Курбе в 1867 году, после чего её купил Лоран-Ричард, который перепродал полотно в 1871 году Бинану. В 1909 году, после смерти Бинана, картина была приобретена Галерей старых мастеров из Дрездена [8]. Холст был уничтожен во время бомбардировки города в феврале 1945 года.

Сохранилось два первых подготовительных эскиза маслом. Первый, размером 65 х 66 см, показывает двух рабочих, стоящих слева, с подписью справа внизу. Он выставлен в музее Оскара Рейнхарта «Am Römerholz» (Винтертур, Швейцария)[7]. На втором, размером 45 х 54,5 см, изображен только один рабочий в шляпе. Хранится в частной коллекции. Сохранился также карандашный рисунок молодого дробильщика (Музей Эшмола).

Философ Прудон называл картину «первым социальным манифестом»[9][10].

  1. ↑ Смена. — Правда, 1998. — 884 с.
  2. Schlesser, Thomas. Le journal de Courbet. — Paris: Hazan, 2007. — 391 pages с. — ISBN 9782754100243, 2754100245.
  3. Philip Hook. The Stonebreakers. — Hodder & Stoughton, 2013-12-19. — 332 с. — ISBN 9781444784923.
  4. National Gallery of Art (U.S.), Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Metropolitan Museum of Art (New York N.Y.), Fine Arts Museums of San Francisco. The Splendor of Dresden, Five Centuries of Art Collecting: An Exhibition from the State Art Collections of Dresden, German Democratic Republic : the National Gallery of Art, Washington, June 1-September 4, 1978, the Metropolitan Museum of Art, New York, Oct. 21, 1978-January 13, 1979, the Fine Arts Museums of San Francisco, February 18-May 26, 1979. — Metropolitan Museum of Art, 1978. — 281 с. — ISBN 9780870991776.
  5. Robert Adams. The Lost Museum: Glimpses of Vanished Originals. — Viking Press, 1980. — 264 с. — ISBN 9780670441075.
  6. Fried, Michael, 1939- … 2 // Le réalisme de Courbet. — [Paris]: Gallimard, 1993. — 416 p.-[56] p. de pl. en noir et en coul. с. — ISBN 2070730514, 9782070730513.
  7. 1 2 Clark, T. J. (Timothy J.). Image of the people : Gustave Courbet and the 1848 revolution. — Berkeley: University of California Press, 1999. — 208 pages с. — ISBN 0520217454, 9780520217454.
  8. Gazette des beaux-arts, juillet 1929, P..
  9. ↑ 1000 шедевров мирового искусства. — Litres, 2019-02-21. — 355 с. — ISBN 9785041415129.
  10. Владимир Миронов. Народы и личности в истории. — Litres, 2017-09-05. — 964 с. — ISBN 9785425096746.

Дробильщики камня (Курбе) Википедия

«Дробильщики камня» (фр. Les Casseurs de pierres; другие названия «Дробильщики шоссейного камня», «Каменотёсы») — картина французского художника Гюстава Курбе, написанная в 1849 году[1]. Хранилась в дрезденской галерее. Была уничтожена в 13 февраля 1945 года. Во время перевозки 154 картин в Крепость Кёнигштайн, транспорт попал в район бомбардировки союзными войсками[2][3][4][5].

Описание[ | ]

На картине изображены двое мужчин в натуральную величину, занятых тяжелым, изнуряющим трудом, на фоне темного холма. В изношенной одежде, отвернувшись от зрителя они поглощены своей работой. Один несёт большую корзину с уже раздробленным камнем, в то время как другой, стоящий на одном колене, — замахнулся молотком с длинной рукоятью. Вокруг фигур изображена различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — горшок, ложка и кусок чёрного хлеба.

Внизу слева находится большая оранжевая подпись художника.

История[ | ]

Дробильщик (1849), холст, масло, 45,5 × 54,5, Милан, частная коллекция.

Картина была написана в 1849 году и была одной из трёх работ, представленных Курбе на парижский салон 1850—1851 («Крестьяне Флаже возвращаются с ярмарки» и «Похороны в Орнане» )

Курбе писал, что случайно встретил этих рабочих на краю дороги[6][7] :

«
Я шёл в замок Сен-Дени, чтобы написать пейзаж, (…) Я остановился, чтобы рассмотреть двух мужчин на краю дороги, редко можно встретить более полное выражение страдания, так и появился эскиз…»

Рабочие согласились позировать для художника.

Курбе представляет свою картину следующим образом:

«Это картина изображает двух дробильщиков, которых очень жаль; один старик, как старая машина, ставшая жесткой из за работы и возраста; смуглая голова, покрытая соломенной шляпой, почерневшей от пыли и дождя. Его руки видны из под грубой льняной рубашки; табакерка из рога с медной окантовкой выглядывает из кармана полосатого жилета; его колено лежит на соломенном факеле, сквозь изношенные синие чулки видна пятка потрескавшейся стопы. Позади него, молодой человек лет пятнадцати, имеющий стригущий лишай; лохмотья грязного белья служат ему рубашкой, которая не закрывает его руки и бока: его брюки поддерживают кожаный ремешок, а на ногах у него поношенные старые туфли отца.
Lettre de Courbet à Jules Cha

Дробильщики камня (Курбе) Википедия

«Дробильщики камня» (фр. Les Casseurs de pierres; другие названия «Дробильщики шоссейного камня», «Каменотёсы») — картина французского художника Гюстава Курбе, написанная в 1849 году[1]. Хранилась в дрезденской галерее. Была уничтожена в 13 февраля 1945 года. Во время перевозки 154 картин в Крепость Кёнигштайн, транспорт попал в район бомбардировки союзными войсками

[2][3][4][5].

Описание

На картине изображены двое мужчин в натуральную величину, занятых тяжелым, изнуряющим трудом, на фоне темного холма. В изношенной одежде, отвернувшись от зрителя они поглощены своей работой. Один несёт большую корзину с уже раздробленным камнем, в то время как другой, стоящий на одном колене, — замахнулся молотком с длинной рукоятью. Вокруг фигур изображена различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — горшок, ложка и кусок чёрного хлеба.

Внизу слева находится большая оранжевая подпись художника.

История

Дробильщик (1849), холст, масло, 45,5 × 54,5, Милан, частная коллекция.

Картина была написана в 1849 году и была одной из трёх работ, представленных Курбе на парижский салон 1850—1851 («Крестьяне Флаже возвращаются с ярмарки» и «Похороны в Орнане»

)

Курбе писал, что случайно встретил этих рабочих на краю дороги[6][7] :

Я шёл в замок Сен-Дени, чтобы написать пейзаж, (…) Я остановился, чтобы рассмотреть двух мужчин на краю дороги, редко можно встретить более полное выражение страдания, так и появился эскиз…

Рабочие согласились позировать для художника.

Курбе представляет свою картину следующим образом:

Это картина изображает двух дробильщиков, которых очень жаль; один старик, как старая машина, ставшая жесткой из за работы и возраста; смуглая голова, покрытая соломенной шляпой, почерневшей от пыли и дождя. Его руки видны из под грубой льняной рубашки; табакерка из рога с медной окантовкой выглядывает из кармана полосатого жилета; его колено лежит на соломенном факеле, сквозь изношенные синие чулки видна пятка потрескавшейся стопы. Позади него, молодой человек лет пятнадцати, имеющий стригущий лишай; лохмотья грязного белья служат ему рубашкой, которая не закрывает его руки и бока: его брюки поддерживают кожаный ремешок, а на ногах у него поношенные старые туфли отца.
Lettre de Courbet à Jules Champfleury, Ornans, printemps 1850

Впервые картина была выставлен в парижском салоне 1850—1851 годах. Затем — на персональной выставке Курбе в 1867 году, после чего её купил Лоран-Ричард, который перепродал полотно в 1871 году Бинану. В 1909 году, после смерти Бинана, картина была приобретена Галерей старых мастеров из Дрездена [8]. Холст был уничтожен во время бомбардировки города в феврале 1945 года.

Сохранилось два первых подготовительных эскиза маслом. Первый, размером 65 х 66 см, показывает двух рабочих, стоящих слева, с подписью справа внизу. Он выставлен в музее Оскара Рейнхарта «Am Römerholz» (Винтертур, Швейцария)

[7]. На втором, размером 45 х 54,5 см, изображен только один рабочий в шляпе. Хранится в частной коллекции. Сохранился также карандашный рисунок молодого дробильщика (Музей Эшмола).

Критика

Философ Прудон называл картину «первым социальным манифестом»[9][10].

Примечания

  1. ↑ Смена. — Правда, 1998. — 884 с.
  2. Schlesser, Thomas. Le journal de Courbet. — Paris: Hazan, 2007. — 391 pages с. — ISBN 9782754100243, 2754100245.
  3. Philip Hook. The Stonebreakers. — Hodder & Stoughton, 2013-12-19. — 332 с. — ISBN 9781444784923.
  4. National Gallery of Art (U.S.), Staatliche Kunstsammlungen Dresden, Metropolitan Museum of Art (New York N.Y.), Fine Arts Museums of San Francisco. The Splendor of Dresden, Five Centuries of Art Collecting: An Exhibition from the State Art Collections of Dresden, German Democratic Republic : the National Gallery of Art, Washington, June 1-September 4, 1978, the Metropolitan Museum of Art, New York, Oct. 21, 1978-January 13, 1979, the Fine Arts Museums of San Francisco, February 18-May 26, 1979. — Metropolitan Museum of Art, 1978. — 281 с. — ISBN 9780870991776.
  5. Robert Adams. The Lost Museum: Glimpses of Vanished Originals. — Viking Press, 1980. — 264 с. — ISBN 9780670441075.
  6. Fried, Michael, 1939- … 2 // Le réalisme de Courbet. — [Paris]: Gallimard, 1993. — 416 p.-[56] p. de pl. en noir et en coul. с. — ISBN 2070730514, 9782070730513.
  7. 1 2 Clark, T. J. (Timothy J.). Image of the people : Gustave Courbet and the 1848 revolution. — Berkeley: University of California Press, 1999. — 208 pages с. — ISBN 0520217454, 9780520217454.
  8. Gazette des beaux-arts, juillet 1929, P..
  9. ↑ 1000 шедевров мирового искусства. — Litres, 2019-02-21. — 355 с. — ISBN 9785041415129.
  10. Владимир Миронов. Народы и личности в истории. — Litres, 2017-09-05. — 964 с. — ISBN 9785425096746.

Картины, описание картин — Дробильщики камней

Описани е картины Гюстава Курбе: Дробильщики камней.

Работа Гюстава Курбе» Дробильщики камней» повествует о глубокой нищете, какая только может встретиться на пути за городом. Сам же художник рассказывал, что возвращался из поездки, когда увидел этих двоих.
Только бедственное положение способно заставить человека заняться таким. Будучи любителем самых неожиданных образом для своих полотен, Курбе в голову пришла мысль нарисовать их. Назначив встречу у себя в мастерской, он приступил выполнению картины.
К сожалению, оригинал картины не сохранился, так как она была уничтожена во времена Второй Мировой войны. Находясь в одном из галерей города Дрездена, который подвергся массивной бомбардировке, картина превратились в прах.
Первым, кто из персонажей бросается в глаза – это старик в широкополой шляпе. Занимаясь постройкой дороги, которая требует материала, он размельчает крупные булыжники в мелкие камни свои молотом. Из под шляпы можно заметить, к чему приводит такая работа. Худые щеки, острый нос и нездоровый цвет кожи. Его ботинки имеют дыры, из которых выглядывают обнаженные пятки.
Размолотив очередной булыжник, старик отдает его остатки молодому рабочему – второму персонажу картины. Того ждет еще больший труд – донести корзину с камнями на строящуюся дорогу. У него нет ни тележки, ни какого другого приспособления, чтобы транспортироват ь груз. Остается только таскать одну тяжелую корзину за другой. Его одеяние мало чем отличается от старика. Порванные лохмотья обнажают его худое загорелое тело. Рядом с молодым человеком лежат уже порванные корзины. Это еще раз подчеркивает, насколько тяжек труд этих двоих.
Смысл картины был в следующем – те, кто так начинают, заканчивают также. Именно это и сказал художник, когда демонстрировал свое гениальное творение.

Дробильщики камней — Курбе Гюстав

Дробильщики камней, Курбе Гюстав

Картина «Дробильщики камней». Художник Курбе Гюстав.

  • Размер: 257×165 см.

Гюстав Курбе – французский художник, скульптор и график, проявивший также себя, как общественный деятель. Работы Курбе являются ярчайшими образцами реалистического направления в искусстве Франции 19 столетия. Творческое наследие этого художника представлено полотнами с жанровыми сценами из жизни разнообразных сословных представителей общества. Писал Густав Курбе картины со сценами охоты, натюрморты, морские пейзажи, портреты и так называемые работы  в стиле «ню» –  обнаженные натуры. Во Франции картины Курбе подвергались яростной критике со стороны не только пуританской публики, но и просвещенных творческих деятелей, современников художника. При этом популярность Курбе вне пределов родной страны была довольно высока, некоторые европейские государства удостоили его картины высокими наградами. В 1871 году Г. Курбе принял активное участие в событиях связанных с Парижской Коммуной, а после подавления восстания художник был заключен в тюрьму и приговорен к огромному штрафу за причастность к низвержению Вандомской колонны. После отбытия срока, Курбе, преследуемый реакционными властями, эмигрировал в Швейцарию, где умер в нищете и забвении.

Полезные ссылки для туристов:
  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сначала выберите понравившийся отель через Booking (у них самая большая база), а затем проверьте, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перелет: самые дешевые билеты ищет Aviasales, также можете находить выгодные акции авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Ж/д билеты: надежный сервис по поиску билетов на поезда Zhdbilet.com;
  • Туры: пакетные туры на любой вкус и кошелек лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel. Есть туры от всех туроперторов, бывают акции, скидки и распродажи.

Дробильщики камня (Курбе) Википедия

На картине изображены двое мужчин в натуральную величину, занятых тяжелым, изнуряющим трудом, на фоне темного холма. В изношенной одежде, отвернувшись от зрителя они поглощены своей работой. Один несёт большую корзину с уже раздробленным камнем, в то время как другой, стоящий на одном колене, — замахнулся молотком с длинной рукоятью. Вокруг фигур изображена различная утварь: слева — плетёная корзина, справа — горшок, ложка и кусок чёрного хлеба.

Внизу слева находится большая оранжевая подпись художника.

Дробильщик (1849), холст, масло, 45,5 × 54,5, Милан, частная коллекция.

Картина была написана в 1849 году и была одной из трёх работ, представленных Курбе на парижский салон 1850—1851 («Крестьяне Флаже возвращаются с ярмарки» и «Похороны в Орнане» )

Курбе писал, что случайно встретил этих рабочих на краю дороги[6][7] :

«Я шёл в замок Сен-Дени, чтобы написать пейзаж, (…) Я остановился, чтобы рассмотреть двух мужчин на краю дороги, редко можно встретить более полное выражение страдания, так и появился эскиз…»

Рабочие согласились позировать для художника.

Курбе представляет свою картину следующим образом:

«Это картина изображает двух дробильщиков, которых очень жаль; один старик, как старая машина, ставшая жесткой из за работы и возраста; смуглая голова, покрытая соломенной шляпой, почерневшей от пыли и дождя. Его руки видны из под грубой льняной рубашки; табакерка из рога с медной окантовкой выглядывает из кармана полосатого жилета; его колено лежит на соломенном факеле, сквозь изношенные синие чулки видна пятка потрескавшейся стопы. Позади него, молодой человек лет пятнадцати, имеющий стригущий лишай; лохмотья грязного белья служат ему рубашкой, которая не закрывает его руки и бока: его брюки поддерживают кожаный ремешок, а на ногах у него поношенные старые туфли отца.
Lettre de Courbet à Jules Champfleury, Ornans, printemps 1850
»

Впервые картина была выставлен в парижском салоне 1850—1851 годах. Затем — на персональной выставке Курбе в 1867 году, после чего её купил Лоран-Ричард, который перепродал полотно в 1871 году Бинану. В 1909 году, после смерти Бинана, картина была приобретена Галерей старых мастеров из Дрездена [8]. Холст был уничтожен во время бомбардировки города в феврале 1945 года.

Сохранилось два первых подготовительных эскиза маслом. Первый, размером 65 х 66 см, показывает двух рабочих, стоящих слева, с подписью справа внизу. Он выставлен в музее Оскара Рейнхарта «Am Römerholz» (Винтертур, Швейцария)[7]

Курбе Гюстав

 

Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

 

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом моего знакомства с историей искусства».

 

Затем Курбе провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

 


Приехав в Париж, Курбе был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности. У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали «Курбе-проповедник». Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед картинами Эжена Делакруа и спросили, что он думает о них. Затем повторяли его дерзкие слова:

 

«Я завтра бы сделал также, если бы посмел».

 

Автопортрет («Отчаявшийся», 1843-1845)

Курбе пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в музеях. Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки. Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру. Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов. В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами «Реформ» и «Насиональ» за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории.


Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться, и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»


Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов — это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них — «Автопортрет с собакой» — был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году — «Гитаристка», в 1846 году — «Автопортрет».

 

Автопортрет с собакой


В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника. Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами. Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

 

Человек с трубкой

 

История жизни Гюстава Курбе

 

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады:

 

«Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек».


Для французского искусства осенняя выставка 1849 года в Салоне имела особенно важное значение. Курбе представил жюри семь картин, все были приняты. Среди них были «Сбор винограда в Орнане», автопортрет «Человек с кожаным поясом» и «Послеобеденное время в Орнане». Последняя картина вызвала наибольшую сенсацию. В общество знаменитых французских художников ворвался молодой живописец, и в связи с его творчеством впервые было произнесено слово «реализм». Эта картина получила вторую золотую медаль.

 

После обеда в Орнане


В том же 1849 году Курбе создает грандиозную картину (3,14 на 6,65 метра) «Похороны в Орнане». Курбе не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, также как и викария. Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении «Курбе универсален. В «Похоронах в Орнане» плачущие женщины — это все женщины, собака — это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем. Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

 

Похороны в Орнане


Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность. Особо надо отметить картины «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850) и «Здравствуйте, господин Курбе! (Автопортрет)» (1854).

 

 

«Здравствуйте, господин Курбе»


На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая композиция «Мастерская художника». В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» из 39 картин и 4 рисунков. Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика называет «революционностью Гюстава Курбе».


В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось «Реализм, совокупность моих работ…»

 

Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый» «Дробильщики камня», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста — «Мастерская художника». Об этой картине сам автор сказал «Мастерская художника» — реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе. По своему живописному и идей ному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

 

Купальщицы


Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены», по словам Прудона — наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».

 

Девушки на берегу Сены


Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок. Незаурядность и мощь — вот чего не могли простить ему его враги. Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал также естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.


Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил:

 

«Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

 

В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника:

 

«Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков»,

 

на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови:

 

«Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».


Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, — густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы «Убежище ланей» (1866), «Водопада Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах»(1874).

 

Убежище ланей

 

Хижина в горах


Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году орден, он пишет министру изящных искусств М. Ришару:

 

«Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах».


Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил 136 своих работ «Травлю оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар», а также скульптуру «Маленький рыболов». Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве.

 

Матушка Грегуар


С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание. В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он в центре внимания. Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

 

Дробильщики камней


В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев. Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.


После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи.

 

«Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», — вздыхает Курбе.


Написанные в тюрьме картины — великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа «Это не относится к области искусства».

 

Натюрморт. Фрукты


Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…


Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти.


Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур де Пейлтц на берегу Женевского озера.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о