Червячная пара своими руками: червячная пара из подручных материалов — Зубообработка – Простой электроскутер с червячным мотором на 24В

Самодельная червячная пара для приспособления — Обработка резанием

Здравствуйте, вдохновлён примером товарища Akondr и его темой про мн-80 .

вот и решил посоветоваться.

 

нужна приспособа что то наподобие поворотного стола.

 

поворот на определённый угол будет осуществлять червячный редуктор. изготовление его наверное всем известно и не раз описывалось.

 

для этого нужно изготовить » метчик» для нарезки зубьев в шестерне редуктора. мой станок умеет резать резьбы с шагом 1; 1.25; 1.5; 1.75; 2; 2.5, более мелкие шаги в расчет не берем.

 

я хочу чтоб за один оборот червяка зубчатое колесо поворачивалось на 1 градус. это для простоты расчётов и удобства работы.

 

рассчитаем диаметр зубчатого колеса для шага 1мм. точнее я для рассчётов беру желаемое количество зубьев (360) умножаю на шаг получаю периметр окружности . а из периметра получаю диаметр (сложно объяснить) я получаю диаметр тот который образуют зубчики на шестерне в местах углублений. получилось 114,59156 мм этот диаметр.пока примем его как базовый для расчётов.

пересчитаем для шага 1.25 базовый внутренный диаметр по впадинкам на зубчатом колесе уже 143,23945 (просто умножил прошлый расчёт на 1.25).

 

меня этот диаметр устроил. имею в наличии патрон 130 мм. заготовку под зубчатое колесо диаметром 155мм и толщиной (переменная толщина 8 от центра до диаметра121мм а потом до краев 10мм) по краям 10мм.материал сталь.

 

я знаю лишь диаметр тот по которому уже получатся впадины зубьев( и то не знаю верно ли рассчитал)

высота зуба по моим прикидкам получилась 1.08мм при шаге 1.25мм . это значит 143.23945+1.08*2.

получаем

145.4 мм

 

при прокатывании «метчиком» по заготовке мы знаем что зуб на ней сойдется только когда сожрётся до определённого диаметра. по моим рассчётом это 145.4 я хочу для облегчения нарезания зубьев на заготовке пррточить имеющийся блин до диаметра 147-149 мм с вогнутым профилем профилем по торцу . вогнутость определится диаметром червяка.

«метчик» для нарезки предполагаю делать или из напильника круглого может и из любой другой закаливающейся стали,или взять обычный для нарезания резьбы(что мне кажется менее предпочтительным) а червяк сделать такой же как и метчик .по параметрам шага и сечению.

 

а вот теперь скажите правильно ли я рассуждаю , есть ли ошибки? и какого диаметра выбрать червяк?

хватит ли заготовки блина тот что я описал или тонка?

 

это часть одной моей задумки общий вид которой пока не раскрываю по причине непродуманности и чтоб не закидали тапками)))

 

предложения «иди и купи готовое » прошу не высказывать. считаю таковые излишними на этом форуме. я принял решение изготавливать(хотя бы попытаться) но это скорее всего ближе к весне сейчас проработка узлов моей задумки и поиск материала.

 

всем спасибо и успехов в труде.

Колесо червячное зубчатое: расчет, изготовление, материал

Зубчатые зацепления могут иметь оси валов в разных плоскостях Ведущая деталь – червяк, не имеет зубьев. Вместо них нарезается резьба с модулем, аналогичным шестерни. Червяк передает вращение на колесо червячное посредством давления поверхности резьбовой нити на эвольвенту зуба при скольжении плоскостей относительно друг друга. У червячного узла маленький КПД и невозможна понижающая передача. Большое сопротивление не позволяет колесу сдвинуть червяк. Это используется в подъемных механизмах и устройствах с точностью перемещения.

Колесо червячноеКолесо червячное

Конструкция

Червячная передача получила свое название по ведущей детали, передающей крутящий момент. Ведомая деталь имеет зуб с косой нарезкой. По ободу радиальное занижение поверхности. Это увеличивает линию контакта нити резьбы и зуба.

Оси вращение деталей располагаются под углом. Обычно это 90°, но может быть 45°. Применяется такое расположение деталей в сильно нагруженных тихоходных передачах, со скоростью движения точки на наружной поверхности менее 5 м/сек.

При взаимодействии передачи поверхность резьбы не толкает зубья в направлении вращения, а скользит по эвольвенте, как бы отодвигая ее. В результате возникает сильное трение и нагрев деталей в месте контакта.

Беззазорная червячная передачаБеззазорная червячная передача

Червячная пара должна хорошо смазываться, охлаждаться и обладать антифрикционными свойствами. Материал червяка изменять нельзя, он нарезается из хромистой стали и проходит закалку, шлифовку поверхности резьбы или шугаровку – обработку пластиной с малой глубиной реза. Инструмент скорее продавливает поверхность резьбы, чем режет ее. Создается на верхнем слое наклеп, упрочняющий рабочую поверхность, делающий ее гладкой.

Материал для венца

Венец зубчатого колеса выполняется из относительно мягкого материала с высоким сопротивлением стиранию. В основном применяются оловянные бронзы и латунь. Для низкоскоростных передач с ручным управлением можно делать венец из серого чугуна. В зависимости от скорости вращения зубчатый венец изготавливается из материала:

  • 5 – 25 м/сек – оловянистые бронзы ОФ10-1, ОНФ;
  • ≤ 5 м/сек – Бр.АЖ9-4, алюминиево-железистая бронза;
  • ≤ 2 м/сек – венец может быть из чугуна.

Червячное колесо из бронзыЧервячное колесо из бронзы

Бронза стоит значительно дороже стали и мягче. Полностью из нее делаются детали, размеры которых в пределах 160 мм. Большие детали вытачиваются из стали и бронзовый на них только венец. Он нагорячо сажается на вал и закрепляется штифтами по линии соединения, чтобы венец не прокручивался. После остывания производится чистовая обработка колеса и нарезается зуб.

Расчет диаметра

Диаметр колеса рассчитывается по средней линии зуба – ширины зуба и впадины равны. Наружный, используемый для изготовления и расчетов радиус, определяется теоретически. После завершения обработки, он находится за пределами фактического обода колеса.

Скольжение происходит по линии делительного диаметра – середина зуба по высоте. Он рассчитывается по формуле:

d2 = m · z2,

где d2 — делительный диаметр шестерни; m – модуль; z2 – количество зубьев колеса.

Наружный радиус зуба имеет один центр с осью червяка.

Ширина зубчатого венца

Ширину венца червячного колеса определяют по числу витков винта по формуле:

при Z1 = 1 или 2, b2 = 0.355aw; 

если Z1 = 4, то b2 = 0,315aц,

где b2 – ширина венца; 0,315 и 0,355 – расчетный коэффициент; Z1 – количество заходов винтовой резьбы; a – межцентровое расстояние; a

w – расстояние с учетом смещения червяка относительно зубчатого колеса.

Расстояние смещения определяет размер зазора между рабочими элементами деталей.

Расчет передаточного числа червячной передачи

Ведущая деталь, передающая вращение – червяк, не имеет зубьев. На нем нарезается резьба с числом заходов: 1, 2, 4. Червяки с 3 витками ГОСТом не предусмотрены. Их можно рассматривать и рассчитывать только теоретически. При расчете передаточного числа вместо количества зубьев шестерни берется число заходов резьбы.

Рассчитать передаточное число червячной передачи, формула аналогична другим зубчатым зацеплениям:

U = Z2 ÷ Z1,

где U – передаточное число; Z1 – число заходов на червяке; Z2 – количество зубьев на колесе.

Пример расчетаПример расчета

Обратная передача крутящего момента от колеса на червячный вал невозможна. Из-за сильного трения зубьев и низкого КПД передачи колесо не может быть ведущим. Это позволяет не делать тормоза в подъемных механизмах. Достаточно регулировать вращение червячного вала.

Расчет передаточного отношения

Величина передаточного отношения червячной передачи рассчитывается по отношению скорости скольжения червяка и вала.

Формула расчета скоростей вращения червякаФормула расчета скоростей вращения червяка

Формула расчета скоростей вращения валаФормула расчета скоростей вращения вала

Где V1 – скорость скольжения червяка; V2

– скорость скольжения червячного колеса. Аналогично w1 и w2 угловые скорости; dδ1, dδ2 – диаметры.

Произведя подстановку формул значений скоростей скольжения, и математические сокращения получает формулу передаточного отношения червячной передачи:

Формула расчета передаточного отношения червячной передачиФормула расчета передаточного отношения червячной передачи

Где i – передаточное отношение. В червячном зацеплении оно равно передаточному числу.

Характеристики червячных передач нормируются по ГОСТ 2144-76. Для червяка с 1 и 2 заходами передаточное число может иметь значение 8-80. Для 4-заходных червяков разбег значений меньше, в пределах 30-80.

Скачать ГОСТ 2144-76

Классификация

По направлению витка передачи в большинстве своем бывают правыми. Иногда встречается левое направление нити.

Червячные зацепления классифицируются по форме наружной поверхности червяка:

  • цилиндрические;
  • глобоидные.

Вогнутая поверхность ведущей детали увеличивает количество зубьев, находящихся одновременно в зацеплении. В результате возрастает КПД и мощность передачи. Недостаток глобоидных червяков в сложности изготовления. Витки должны быть одинаковой высоты при вогнутой наружной поверхности.

По форме нити резьбы различают червяки:

  • архимедов;
  • конволютный;
  • нелинейный.

Установка резца при нарезании архимедовых, конволютных и эвольвентных червяков.

Установка резца при нарезании архимедовых, конволютных и эвольвентных червяков.

Архимедов червяк отличается прямой в сечении эвольвентой. У конволютного конфигурация выпуклая, близкая к форме обычной шестерни. Нелинейные профили имеют выпуклую и вогнутую поверхность.

Зубчатое колесо имеет зуб наклонный обратной конфигурации, по форме совпадающий с впадиной между нитями.

Расположение червяка относительно колеса может быть:

  • верхнее;
  • боковое;
  • нижнее.

Верхнее оптимально подходит для скоростных передач. Боковое наиболее компактное. При картерном способе смазки – масло находится в поддоне и нижняя деталь, вращаясь, смазывает остальные, удобнее нижнее расположение червяка.

Червячные колеса относятся к косозубым. Оси деталей располагаются обычно под углом 90°. В сильно нагруженных механизмах угол может быть 45°.

Зубчатые колеса по профилю зуба делят:

  • роликовые;
  • вогнутые;
  • прямые.

По типу они могут быть:

  • с непрерывным вращением – полные;
  • зубчатый сектор.

Сектор может быть разной величины, от половины круга, до рабочей длины короче червяка.

Достоинства и недостатки

Особенностью червячной передачи является наличие тормозящего момента и большой интервал передаточных чисел и крутящего момента. К положительным характеристикам относятся:

  • передаточное число в пределах 8–100;
  • работает тихо;
  • начало вращения и остановка происходят плавно;
  • высокая точность перемещений;
  • возможность смещения на малую величину;
  • компактность узла;
  • самотормозящая передача.

Передача движения в паре червяк и червячное колесо возможна только в одном направлении. При попытке ведомой детали провернуться, возникает тормозящий момент. Это используют в приводе поворота и подъемных механизмах.

Основной недостаток в потерях мощности, связанных с большим трением. Это приводит к быстрому износу деталей, особенно колеса. К недостаткам относятся:

  • низкий КПД;
  • трение;
  • сильный нагрев;
  • изготовление венца из дорогих материалов;
  • частое заедание;
  • быстрое изнашивание;
  • постоянная регулировка зацепления подтягиванием червяка;
  • сложное изготовление.

Изготовление червячного колесаИзготовление червячного колеса

Червячное зацепление требует высокой точности изготовления винтового зацепления и чистоты обработки. Передача не переносит попадание в рабочую зону пыли и другого мусора. Требует интенсивной смазки и охлаждения.

Применение механизма

Червячный механизм способен при малых габаритах заменить многоступенчатый редуктор. Его передаточное число определяется значением 100, в отдельных узлах может быть значительно больше.

Применение червячной передачи целесообразно в механизмах, требующих высокой точности при небольшой скорости:

  • червячные редуктора;
  • в подъемниках;
  • лифтах;
  • лебедках;
  • рулевых механизмах;
  • точная доводка положения инструмента в станках;
  • корректировка в ЧПУ;
  • приборах.

Червячный редукторЧервячный редуктор

В основном используется самоторможение и точность перемещения.

Нарезание червячных колес

При проектировании создается модель червячного колеса. По ней легко определится со способом нарезки:

  • заход фрезы снизу;
  • торцевой.

Торцевой требует инструмента, в точности повторяющего червяк. Дает хорошую точность и чистоту обработки. Фрезу выставлять сложно, необходимо, чтобы в конце обработки она имела положение относительно колеса, в точности соответствующее червяку.

Нарезка зубьев на венце

По наружному диаметру червячное колесо имеет полукруглое углубление. Это позволяет лучше прилегать деталям по эвольвенте и смещать ось, увеличивая площадь контакта. Центр радиуса углубления должен совпадать с осью червяка.

Фрезы для нарезания червячного колеса должны быть с таким же наружным диаметром, как червяк. Внешне она повторяет форму ведущей детали, только вместо непрерывной линии резьбы ряды резцов. Режущая пластина по форме точно повторяет нитку резьбы, но шире нее на размер зазора. В результате конфигурация ответной детали – червячного колеса, точно повторяет формы резьбы, впадины совпадают с выступами нитей.

Фреза выставляется в плоскости оси червяка, касаясь его поверхности. Зубчатый венец вращается вокруг вертикальной оправки или собственного вала, обеспечивая тангенциальную подачу наружной поверхности относительно оси режущего инструмента. Нарезка червячных колес происходит при синхронном движении инструмента и детали, вращающихся вокруг своих осей. Отношение скорости вращения определяется передаточным числом. С каждым оборотом венец придвигается ближе к вращающейся фрезе.

Нарезание червячных колесНарезание червячных колес

Подача режущего инструмента возможна снизу и сверху. Но в большинстве случаев используют радиальную нарезку, как наиболее удобную и точную.

Ремонтная нарезка

Иногда надо сделать одну деталь, чтобы заменить ее в редукторе. В мастерской не всегда имеется полный набор фрез со всеми нормализованными диаметрами.

Если червячное колесо нарезать фрезой большим диаметром, чем радиус червяка, то прилегание будет хуже, пятно контакта меньше. Линия скольжения сместится к вершине зуба. При нарезке меньшим диаметром с таким же модулем, нагрузка будет на вершину нити резьбы. Погрешность можно компенсировать смещением инструмента и регулировкой расстояния между осями. Но трение и износ все равно будут больше, КПД упадет.

Нарезать червячное колесо фрезой с диаметром больше червяка можно для беззазорного сцепления. В этом случае используется специальная фреза с разными углами профиля для правой и левой стороны. Ось фрезы выворачивается в сторону увеличения наклона зуба. Обычные зубофрезерные станки надо переделывать для обработки беззазорного сцепления.

Из-за отсутствия зазора между рабочими элементами, поверхность быстро стирается и приходится постоянно производить регулировку. Беззазорные сцепления применяются при высокой точности и большой нагрузке с малой активностью пары, например, в прокатных станах для регулировки прижима валков – толщины прокатываемого металла.

Для изготовления одного или нескольких колес с нестандартными размерами может применяться оправка с одним резцом по форме впадины между зубьями. Инструмент вращается постоянно. Колесо вращается синхронно с инструментом. После каждого оборота реза проворачивается на размер модуля зуба и за полный оборот, подвигается к оправке с резцом на глубину реза.

Недостаток способа изготовления венца в длительности процесса. Один резец обрабатывает деталь в несколько раз дольше, чем фреза. Учитывая стирание резца, надо делать черновую и чистовую обработку.

Червячное колесо отличается от других своим внешним видом и способом обработки. Оно делается точно под определенный червяк.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Очередной заход к изготовлению червячной пары, нужна помощь — Зубообработка

После озвучивания цены изготовления/покупки пары червяк/шестерня я понял, что изготовление этой вещи своими силами просто неизбежно.

Решил не торопиться и постараться сделать все правильно (правда уэе накосячил чуть чуть).

 

Отпилил кусок винта tr22х4, проточил отверстие на 16 под оправку

 

Косяк в том что винт короткий — не хватит пропилить на всю глубину. Но сделаю проставки и будет ок.

 

Теперь вопрос — как правильно из этого сделать инструмент для изготовления шестерни? Какие канавки и чем лучше резать?

 

В предыдущих попытках делал пропилы болгаркой, пытался закаливать но как-то не срослось:

 

Desti ответил в блоге:

Надо делать какую-то оснастку для одинаковых пропилов и затыловки зубов. Можно болгаркой, но не на руках, не получится.Количество зубов — максимально возможное. Принцип примерно такой, несколько пазов тонким отрезным (1-1.2 мм), затем отступив 1.5 мм от острия будущего зуба срезаете клин в глубину до ближайшего паза. После этого с несильной затыловкой (5-7 град) срезаете от острия эти 1.5 мм. Вот тут вам и понадобится какое-то приспособление, чтобы не провалить концы. Потом по результату можно будет увеличить угол за счет поднутрения паза, но это уже для высокопроизводительной обработки, один червяк и без поднутрения сгрызет.

Червячная передача | autoposobie.ru

Червячная передача

Червячная передача или передача червячного типа — это механизм, состоящий из двух зубчато-винтовых деталей (червячная пара), взаимодействующих между собой. Червячная передача используется для того, чтобы выполнить передачу вращательного движения между двумя валами, с углом пересечения 90°.То есть, одна шестерня, которую необходимо привести в движение под прямым углом относительно другой шестерни, в таком случае и используется червячная передача.

Конструктивные особенности

Главным звеном всей конструкции является так называемый «червяк» или червячная шестерня (червячный винт), которая собой представляет продольный винт с трапециевидной резьбой. Червячная передача лежит в основе червячного мотор редуктора.

Червячная передача (анимация)

Главным преимуществом червячной передачи является простота устройства и высокая степень эффективности такого соединения. Весь механизм состоит из нескольких шестеренок, среди которых главную роль играет червячный винт, он покрыт дуговидными зубами, увеличивающими значение контактных линий.

Из-за высокой скорости скольжения, материалы для изготовления червячной пары, должны обладать антифрикционными свойствами, а также высокой степенью износостойкости. Сам червяк, как правило, изготовлен из углеродистой или легированной стали. Наивысшей прочностью обладают червячные шестерни с термообработкой. В результате поверхность становится очень прочной и за счет шлифования не склонная к заеданию. Червячные колеса изготавливают преимущественно из бронзы, реже из чугуна.

Применение

Чаще всего червячная передача встречается в автомобильной промышленности, а также в промышленных изделиях и подъемно-транспортных агрегатах. Область применения червячной пары ограничена мощностью устройств, номинальной для использования червячного привода, является мощность не более 100 кВт. В более мощных системах червячная передача работать не сможет и причиной тому является низкий КПД, а также высокая степень нагрева поверхностей во время эксплуатации. В результате возникает необходимость использования дополнительного охлаждения.

Червячная пара фото

Плюсы червячной передачи:

  • Бесшумность;
  • Простота конструкции;
  • Плавная работа;
  • Компактные размеры.

Недостатки:

  • Мотор-редукторы и прочие агрегаты, построенные на червячной передаче имеют относительно небольшой КПД;
  • Склонность к заеданию, из-за чего существенно снижается срок эксплуатации;
  • Невозможность использования на мощных устройствах;
  • Нагревание при интенсивной эксплуатации и необходимость использования дополнительного охлаждения;
  • Высокая себестоимость за счет использования дорогостоящих антифрикционных материалов.

Текст: www.autoposobie.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о