Буровые Вышки — Техническая библиотека Neftegaz.RU
Буровые вышки
Буровая вышка — ключевой узел оборудования буровой установки. Выполняет следующие функции:
- Поддержание бурильной колонны на талевой системе при бурении с разгрузкой
- Спускоподъемные операций с обсадными и бурильными трубами
- Установка талевой системы и средств механизации спуско-подъемных операций, включая платформы верхового рабочего устройства, механизмы АСП и КМСП.
- Размещение бурильных труб
- Размещение извлеченных из скважины утяжеленных бурильных труб
Буровая вышка устанавливается над буровой скважиной для подъема и спуска бурового оборудования(обсадные трубы, забойные двигатели и тд.). Оборудована лестницами и специальной площадкой для взаимодействия и обслуживания кронблока, а так же платформой верхового рабочего, где устанавливаются бурильные свечи.
Буровая вышка в общем виде выглядит так:
Классификация буровых вышек:
По назначению:
Для мобилиных буровых установок, для морских буровых установок, для устройств капитального ремонта скважин, для кустовых и стационарных буровых установок.
По конструкции
Башенные и мачтовые.
Мачтовые вышки бывают A и П-образными, с открытой гранью и 4х-опорные.
Обычно буровые установки легкого и среднего классов комплектуются буровыми вышками мачтового типа, а в установках тяжелого класса применяют вышки мачтового и башенного типов.
Так же буровые вышки подразделяются на башенные и А-образные. А-образные получили наибольшую популярность и распространение, их особенность — две опоры, которые удерживают всю конструкцию в вертикальном положении.
Буровые вышки башенного типа применяются при бурении на море и при глубинном бурении.
Мачтовые вышки подразделяются на двухмачтовые (А-образные) и одномачтовые (с открытой передней гранью). Обе конструкции изготовляют из цельносварных габаритных секций трехгранного или прямоугольного сечения, соединяемых между собой быстроразъемными или фланцевыми соединениями. Преимущества их состоят в быстрой сборке вышки, хорошей просматриваемости, пониженной металлоемкости по сравнению с башенными буровыми вышками и возможности более удобного и легкого расположения механизмов СПО.
Вышки для буровых установок ВЗБТ
а — Б4.01.00.000; б — Сб01/БУ2500ЭУ;
в — Б1.01.00.000; Б11.01.00.000; Б11.01.000-01
Преимуществом башенных вышек является жесткость их конструкции, меньшая по сравнению с мачтовыми трудоемкость изготовления и стоимость.
В табл. 27-29 приведены параметры мачтовых буровых вышек, изготавливаемых заводом ВЗБТ и ПО «Уралмаш» (рисунки).
Башенная буровая вышка ВБМА 53х320 для морского бурения предназначена для комплектования буровых установок грузоподъемностью 1600…2000 кН для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 3000?5000 м со стационарных морских оснований с применением комплекса оборудования АСП (рисунок).
Башенная вышка ВБ 53×320М предназначена для комплектации оборудования на буровых установках «Уралмаш ЗД» и «Уралмаш 4Э» (подвески талевой системы, размещения кронблока и средств механизации) для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной 3000?5000 м.
Конструкция вышки (рисунок) состоит из рамы подкронблочной площадки 1, секций ног 2, верхнего и нижнего балконов верхового рабочего 3, комплекта маршевых лестниц 4, поясов 5, диагональных тяг 6, арочных подкосов 7 и др.
Вам так же будет интересно:
Кронблоки
Буровые лебедки
Буровые установки
Клапан обратный
Буровая установка — Техническая библиотека Neftegaz.RU
ИА Neftegaz.RU. Буровая установка — один из видов нефтегазового оборудования. Является комплексом оборудования и буровых сооружений, предназначенных для бурения нефтегазовых скважин.Буровые установки для разработки и разведки нефтяных и газовых месторождений в общем виде включают в себя:
— Спускоподъемное оборудование (кронблок, лебедка, крюкоблок)
— Циркуляционное оборудование (буровые насосы, вертлюги, емкости, манифольды)
— Буровые сооружения (буровые вышки, мостики, основания вышки, стеллажи)
— Противовыбросное оборудование
— Оборудование для приготовления буровых растворов (шламовые насосы, гидроворонки, гидромешалки)
— Силовое оборудования для привода лебедки, буровых насосов, ротора (дизельные двигатели, электрические двигатели)
Все буровые установки комплектуются приводом главных механизмов (дизельный с механической трансмиссией или электрический с цифровой системой плавного регулирования)
В некоторых случаях возможна комплектация независимым приводом ротора
Кинетическая основа буровой установки — подъемный механизм
Подъемный механизм запускается при возникновении динамической нагрузки.
Динамические нагрузки возникают при спускоподъемных операциях вследствие действия ускорения или замедления, а также упругих колебаний, создаваемых во время переходных процессов.
В качестве источников динамических нагрузок выступают толчки и удары, возникающие при подхвате колонны труб и переходах талевого каната на последующий слой навивки. Динамической нагрузке также могут способствовать зазоры и монтажные смещения в сочленениях узлов и деталей подъемного механизма и его привода.
Применение буровых установок
Буровые установки применяются:
- Для бурения неглубоких скважин (до 25м) и скважин небольшого диаметра(76-219 мм) при сейсморазведке.
- Для бурения скважин средней глубины (до 600м) — структурных и поисковых скважин на твердые полезные ископаемые
- Для бурения глубоких скважин (до 6000м). Добыча нефти и газа, а так же для разведки новых нефтяных и газовых месторождений.
- Сверхглубокое бурение скважин (до 15000м) для добычи нефти и газа и разработки новых месторождений.
- Бурение скважин на воду.
- Капитальный ремонт нефтегазовых скважин.
- Испытания скважин на нефть и газ.
По функциональному назначению буровые установки делятся на:
- установки для инженерно-геологических изысканий
- установки для добычи воды, работ по водопонижению и геотермальному теплоснабжению, для различных гидрогеологических работ
- установки для строительных работ (бурение под свайные и микросвайные основания, для установки анкеров)
- установки для геологоразведочных работ
- установки для сейсморазведочных работ
- установки для сооружения опор ЛЭП
Конструкция буровых установок
Исполнительные органы (главные) — лебедка, ротор, вышка, талевая система, вертлюг, буровой насос, циркуляционная система.
Энергетические органы — дизельные двигатели, электродвигатели, приводы, силовая гидросистема, пневмо-гидросистема
Вспомогательные органы -механизмы передвижения, вспомогательная лебедка, металлоконструкции, системы освещения, системы водоснабжения, системы отопления, системы вентиляции и др.
Органы информации — контроль параметров бурения
Органы управления
Буровая вышка
Буровая вышка — это ключевой узел в оборудовании буровых установок. Выполняет следующие функции:
- Поддержание бурильной колонны на талевой системе при бурении с разгрузкой.
- Спуско-подъемные опреации с обсадными и бурильными трубами
3. Размещение талевой системы и средств механизации спускоподъёмных операций, в частности механизмов АСП, КМСП или платформы верхового рабочего, устройства экстренной эвакуации верхового рабочего, системы верхнего привода и вспомогательного оборудования.
- Размещение бурильных труб
Классификация буровых вышек
Буровые вышки классифицируются:
По назначению — для капитального ремонта скважин и соответствующих агрегатов, для морских буровых установок, для передвижных буровых установок, для стационарных буровых установок.
По конструкции — мачтовые, башенные.
Буровые лафеты
Буровые лафеты — навесное буровое оборудование. Составляющая буровых установок. Лафеты устанавливают на экскаваторы и гидравлические экскаваторы. Общая масса — от 10 тонн. Буровой лафет обычно состоит из ходового механизма с гусеничным двигателем встроенного гидравлического механизма для тяги (подачи вперед) и бурового функционирования.
Навесные буровые лафеты применяют при работах по частичному упрочнению грунтов, бурении пневмоударником, или при отборе керна, а так же для бурения скважин под сваи, для сооружения скважин на воду и для анкерного бурения.
Роторы
Роторы предназначены для вращения бурильного инструмента и поддержания колонны бурильных труб при бурении скважин.
Лебедки — основной механизм спускоподъемного комплекса буровой установки. Предназначены для выполнения следующих операций:
Спуск и подъем обсадных труб и буровых труб
Передача вращения ротору
Подача инструмента на забой
Нефтяная платформа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2014; проверки требуют 35 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 августа 2014; проверки требуют 35 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Платформа. Нефтяная платформаНефтяная платформа — сложный инженерный комплекс, предназначенный для бурения скважин и добычи углеводородного сырья, залегающего под дном моря, океана либо иного водного пространства.
В СССР проектированием нефтяных платформ и других компонентов морской нефте- и газодобычи занималось ЦКБ «Коралл» (г. Севастополь), в настоящее время ЦКБ Коралл входит в состав ООО «Группа „Каспийская энергия“», Россия. В России строятся нефтяные платформы на судоверфях Выборга, Калининграда, Астрахани и Северодвинска.
Первая нефтеплатформа была помещена в прибрежную область штата Луизиана в 1938 году. Она была построена компанией Superior Oil.
Первая же морская нефтяная платформа, Нефтяные Камни, была построена на металлических эстакадах в 1949 году в Каспийском море, на расстоянии около 40 км к востоку от Апшеронского полуострова на территории Азербайджана. Она числится в списке Книги рекордов Гиннесса как старейшая морская нефтяная платформа[1].
Petronius Platform является гибкой башней в Мексиканском заливе, по образцу платформы Hess Baldpate, который стоит в 2000 футах (610 м) над дном океана. Это одно из самых высоких сооружений в мире.
Hibernia platform в Канаде является самой тяжелой по весу морской платформой, расположена в бассейне Жанны д’Арк в Атлантическом океане у побережья Ньюфаундленда. Основание гравитационного типа (GBS), установленное на дне океана, имеет размеры в 111 метров (364 футов) в высоту и предоставляет емкость для хранения 1,3 млн баррелей (210 тыс. м3) сырой нефти в кессонах высотой 85 метров (279 футов). Платформа действует как небольшой бетонный остров с зубчатыми внешними краями, чтобы выдерживать воздействие айсберга. ОГТ содержит производственные резервуары для хранения, а остальная часть пустого пространства заполнена балластом; общий вес конструкции составляет около 1,2 млн тонн.[2]
Буровая вышка | Справочник
Буровая вышка — это сооружение над скважиной для спуска и подъема бурового инструмента, забойных двигателей, бурильных и обсадных труб, размещения бурильных свечей (соединение двух-трех бурильных труб между собой длиной 25 – 36 м.) после подъема их из скважины и защиты буровой бригады от ветра и атмосферных осадков.
Типы буровых вышек
Различают два типа вышек: башенные и мачтовые. Их изготавливают из труб или прокатной стали.
Башенная вышка представляет собой правильную усеченную четырехгранную пирамиду решетчатой конструкции. Вышки мачтового типа бывают одноопорные и двухопорные (А-образные). Последние наиболее распространены. А-образные вышки более трудоемки в изготовлении и поэтому более дороги. Они менее устойчивы, но их проще перевозить с места на место и затем монтировать.
Основные параметры буровых вышек
Основные параметры вышки — грузоподъемность, высота, емкость «магазинов» (хранилищ для свечей бурильных труб), размеры верхнего и нижнего оснований, длина свечи, масса.
Грузоподъемность вышки — это предельно допустимая вертикальная статическая нагрузка, которая не должна быть превышена в процессе всего цикла проводки скважины.
Высота вышки определяет длину свечи, которую можно извлечь из скважины и от величины которой зависит продолжительность спускоподъемных операций. Чем больше длина свечи, тем на меньшее число частей необходимо разбирать колонну бурильных труб при смене бурового инструмента. Сокращается и время последующей сбор-грузоподъемность вышек увеличиваются. Так, для бурения скважин на глубину 300 … 500 м используется вышка высотой 16 … 18 м, глубину 2000 … 3000 м — высотой — 42 м и на глубину 4000 … 6500 м — 53 м.
Емкость «магазинов» показывает, какая суммарная длина бурильных труб диаметром 114 … 168 мм может быть размещена в них. Практически вместимость «магазинов» показывает на какую глубину может быть осуществлено бурение с помощью конкретной вышки.
Размеры верхнего и нижнего оснований характеризуют условия работы буровой бригады с учетом размещения бурового оборудования, бурильного инструмента и средств механизации спускоподъемных операций. Размер верхнего основания вышек составляет 2×2 м или 2.6×2.6 м, нижнего 8×8 м или 10×10 м.
Общая масса буровых вышек составляет несколько десятков тонн.Способ бурения | Определение |
---|---|
Вращательный | Механическое бурение, при котором разрушающее усилие создаётся непрерывным вращением породоразрушающего инструмента с приложением осевой нагрузки. |
Роторный | Вращательное бурение, при котором буровой снаряд вращается станком с вращателем роторного типа. |
Турбинный | Вращательное бурение, при котором породоразрушающий инструмент вращается турбобуром. |
Объёмный | Вращательное бурение, при котором породоразрушающий инструмент вращается винтовым (объёмным) двигателем. |
Электробуром | Вращательное бурение, при котором породоразрушающий инструмент вращается электробуром. |
Алмазный | Вращательное бурение, при котором горная порода разрушается породоразрушающим инструментом, армированным алмазами. |
Твёрдосплавный | Вращательное бурение, при котором горная порода разрушается породоразрушающим инструментом, армированным твёрдыми сплавами. |
Дробовой | Вращательное бурение, при котором горная порода разрушается дробью. |
Ударный | Механическое бурение, при котором разрушающее усилие создаётся воздействием ударов породоразрушающего инструмента. |
Ударно-канатный | Ударное бурение, при котором возвратно-поступательное движение, создаваемое станком, передаётся породоразрушающему инструменту канатом. |
Ударно-штанговый | Ударное бурение, при котором возвратно-поступательное движение, создаваемое станком, передаётся породоразрушающему инструменту бурильными трубами. |
Ударно-вращательный | Механическое бурение, при котором разрушающее усилие создаётся в результате совместного воздействия ударов и вращения породоразрушающего инструмента.[3] |
Гидроударный | Ударно-вращательное бурение, при котором удары сообщаются породоразрушающему инструменту гидроударником. |
Вибрационный | Механическое бурение, при котором внедрение бурового снаряда осуществляется виброударником. |
Гидродинамический | Бурение, при котором горная порода разрушается высоконапорной струёй жидкости. |
Термический | Бурение, при котором горная порода разрушается тепловым воздействием. |
Электрофизический | Бурение, при котором разрушается горная порода под воздействием сил, возникающих в результате электрического разряда. |
Взрывоударный | Бурение, при котором горная порода разрушается под воздействием сил, возникающих в результате взрыва. |
Химический | Бурение, при котором горная порода разрушается под действием реагентов, вступающих с ней в химическую реакцию. |
С промывкой | Бурение, при котором продукты разрушения горных пород удаляются потоком промывочной жидкости. |
С продувкой | Бурение, при котором продукты разрушения горных пород удаляются потоком газа. |
что это, устройство и виды
Благополучие сегодняшнего мира и человеческой цивилизации на данном этапе ее развития строится на повсеместном использовании топливных ресурсов. Это, в первую очередь, нефть, которая является не только относительно дешевым источником энергии, но и применяется во многих отраслях промышленного производства. Не менее значимым энергетическим ресурсом выступает и природный газ.
Активная разработка данных видов полезных ископаемых началась только в XIX столетии. Она стала следствием научно-технической революции, проходящей в развитых странах в это время. Традиционные источники энергии, которыми являлись уголь, дрова, а также водяной пар, уже не могли удовлетворить растущую гигантскими темпами промышленность. Нефть же стала на долгие годы неким фундаментом научно-технического прогресса человека.
В наше время этот ресурс добывать стало заметно сложнее, поскольку большинство легкодоступных месторождений уже исчерпаны. Если посмотреть на карту, то нефтяные вышки расположены крайне компактно в обособленных районах. Однако государства и крупные компании разрабатывают и внедряют новые технологии и методы нефтедобычи. Особенно перспективно в этом плане выглядит разработка месторождений морского шельфа. Для этого используются специальные добывающие комплексы – морские нефтяные платформы, речь о которых и пойдет в статье далее.
Что такое нефтяная вышка
Базовым методом добычи ресурсов месторождения является сооружение и использование специальной нефтяной вышки, которая представляет собой особую конструкцию, выполненную, как правило, из профильного стального проката.
Монтируется она над скважиной. В устройство вышки может устанавливаться как буровое оборудование для ее обустройства, так и агрегаты для откачки нефти. Таким образом, условно можно разделить эти сооружения на буровые и нефтедобывающие (в зависимости от их назначения).
По типу конструкции выделяют мачтовые и башенные вышки.
Такие сооружения возводятся из нескольких отдельных секций, являющих собой решетчатые фермы. Между собой они крепятся при помощи фланцевых соединений.
Особенностью данной конструкции являются «ноги» вышки, которые сами по себе состоят из 4 отдельных элементов, связанных между собой. Кстати, именно такого типа конструкции используются в популярной игре «Клондайк».
Это более простая конструкция (по сравнению с мачтовой). Она состоит лишь из 4 «ног», которые соединены меду собой и крепятся на специальное основание. Данная конструкция, изначально применявшаяся повсеместно, используется не так часто по причине более низкой надежности, однако отличается дешевизной и простотой монтажа. Нефтяные вышки в России такого типа применяются на шельфе Каспийского моря.
Кроме этого, следует отметить, что вышки бывают наземными и морскими. В последнем случае они выступают в качестве составного элемента более масштабного сооружения – нефтяной платформы.
Устройство нефтяной платформы
Платформы, которые возводятся для добычи углеводородных полезных ископаемых с морского шельфа, являют собой сложные и грандиозные конструкции, состоящие из нескольких частей.
Основой сооружения является корпус, на котором расположены иные элементы данного капитального объекта. По своей сути он представляет собой немаленьких размеров понтон, который имеет, как правило, прямоугольную форму.
Чтобы корпус платформы держался на поверхности воды и не тонул, его поддерживают специальные колонны. Они заполнены атмосферным воздухом и имеют значительное водоизмещение.
Чтобы платформа была стационарной и не испытывала воздействие морских течений, используется специальная якорная система. Она представляет собой стальные тросы, которые крепятся с одной стороны к лебедкам, расположенным на платформе, а другой – к якорям, находящимся на дне моря. Здесь следует отметить, что надежности данного элемента уделяется повышенное внимание. Так, толщина только одних тросов составляет около 8 см в диаметре.
Следующим элементом нефтяной платформы является буровая палуба, которая закреплена на ее корпусе. К прочности материалов, из которых она изготавливается, также предъявляются повышенные требования. Это и неудивительно, поскольку буровая платформа должна выдерживать колоссальные нагрузки, связанные с размещением на ее поверхности буровых и нефтедобывающих установок.
Основным же конструкционным элементом нефтяной платформы является вышка, о назначении которой было рассказано выше. Здесь же следует отметить, что высота мачты может достигать десятков метров.
Нефтяная платформа – дорогостоящее и технически сложное инженерное сооружение. В этой связи крупные компании организуют охрану буровых вышек, чтобы защитить их от возможных посягательств и диверсий.
Стадии строительства
Нефтяная платформа являет собой сборную конструкцию, поэтому возводится поэтапно. Так, сначала в зону, где планируется нефтедобыча, доставляют ее корпус и основание, которое несколько подтапливается и закрепляется на дне при помощи якорной системы. После этого начинают возведение остальных надстроек. К ним относятся буровая платформа и вышки, вертолетные площадки, технические отсеки и прочее.
Раньше строительство платформы заключалось во вбивании в дно свай, к которым крепились отдельные элементы конструкции. Но в условиях разработки месторождений нефти на арктическом шельфе, что предполагает работу на больших глубинах и неустойчивых грунтах, стали создавать кессонные основания, заполненные песком. Таким образом, нефтедобывающие платформы в северных широтах являют собой искусственные насыпи и острова.
Принцип работы
Нефтяные месторождения в море ищут при помощи методов так называемой сейсмической разведки, в основе которой лежит оценка частоты отраженных звуковых волн.
Когда месторождение разведано, а геологи предоставили данные относительно его запасов, нефтяники начинают процесс бурения. Оно отличается повышенной сложностью по сравнению с тем, что происходит на поверхности земли, поскольку толща морской воды создает дополнительное механическое сопротивление. После окончания бурения устанавливается оборудование для откачки нефти и ее добычи. По мере исчерпания запасов в отдельных пластах могут проводиться дополнительные бурильные работы на месторождении.
Типы морских платформ
В зависимости от назначения и функциональности нефтедобывающих платформ выделяют следующие их типы:
- Стационарная нефтяная платформа.
Наиболее распространенный вид нефтегазового оборудования, который позволяет как проводить бурильные работы, так и добывать природные ископаемые с морского дна глубиной от 15 до 500 м.
- Мобильная свободно закрепленная платформа.
Представляет собой нефтеплатформу, которую, при необходимости, можно легко переместить в другое место.
- Полупогруженная нефтяная платформа.
Используется для нефтеразведки.
- Буровая установка самоподъемная.
Специальный вид нефтегазового оборудования, которое являет собой буровую установку, закрепленную на колоннах в толще воды. Используется в геологоразведке.
- Плавучее нефтехранилище.
Многофункциональный инженерный комплекс, который может быть использован для добычи, хранения и транспортировки нефти.
Технологии морской нефтегазодобычи
Добыча нефти и газа с морского дна – сложное и дорогостоящее предприятие. Для повышения его эффективности и сокращения издержек инженеры разработали несколько методов нефтегазодобычи с шельфа, которые используются по всему миру. Их применение зависит непосредственно от глубины, с которой планируется разработка месторождения. Выделяют несколько таких технологий:
- наклонное бурение – при добыче на побережье;
- стационарные платформы на жестком основании – при добыче на глубинах до 40 м;
- стандартные плавучие платформы – при нефтедобыче на глубине не менее 80 м;
- установка полупогружных платформ – на глубине до 200 м.
Если глубина моря, где находится скважина, составляет более 200 м, то добычу осуществляют буровые суда при помощи гибких трубопроводов.
01.11.2019
Полупогружная нефтяная буровая платформа — Википедия
Две популярные схемы глубоководного бурения: Полупогружная плавучая буровая установка (слева) и Буровое судно (справа).Полупогружна́я плавучая бурова́я установка (ППБУ) — тип плавучих буровых установок (ПБУ, вид морского нефтегазового сооружения (МНГС)), используемый при разведке и добыче углеводородов в открытом море для строительства поисково-оценочных, разведочных и добычных скважин.
Используются на глубинах от 60 до 3658м. В зависимости от максимально допустимой глубины моря в точке бурения подразделяются на Midwater (60—1219 м), Deepwater (до 2286 м) и Ultra-deepwater (свыше 2286 м).
По состоянию на 2018 год различают 7 поколений ППБУ.[1] Принадлежность ППБУ к тому или иному поколению определяется её годом постройки, техническими характеристиками и комплексом технологического и бурового оборудования.
Современные ППБУ обычно представляют из себя верхнее технологическое строение, опирающееся на колонное основание (встречаются проекты с различным количеством опорных колонн) с раздельными понтонами по правому и левому борту. Однако, имеются ППБУ однокорпусные, цилиндрической формы.
Во многих случаях понтоны соединены между собой горизонтальными, а опорные колонны — боковыми трубчатыми распорками. Такая конструкция служит для увеличения структурной прочности основания и поглощения волновых нагрузок.
В рабочем положении ППБУ принимает балласт в понтоны и погружается до рабочей осадки, что обеспечивает высокую остойчивость и стабильность. Удержание на точке бурения осуществляется посредством якорения, либо с использованием системы динамического позиционирования (в зависимости от глубины моря в точке бурения).
В транспортном положении ППБУ всплывает до транзитной осадки (понтоны остаются частично под водой), что уменьшает сопротивление воды при движении. Перемещение ППБУ осуществляется буксированием, либо самостоятельно при наличии самоходности.
Наряду с буровыми судами[2], ППБУ применяется для строительства скважин с подводным расположением устья. При удержании на точке бурения имеют место постоянные вертикальные и горизонтальные перемещения ППБУ относительно устья скважины, вследствие чего отличительной особенностью ППБУ и буровых судов является наличие системы компенсации вертикальных перемещений бурильной колонны и системы натяжения морского бурового райзера.
Полупогружная конструкция для осуществления морских буровых работ была впервые разработана в начале 1960-х годов[3]. Сотрудник компании Shell Брюс Коллипп считается[4] изобретателем подобной конструкции, однако, подобные концепции предлагались и ранее. В частности в конце 1920-х Эдвардом Робертом Армстронгом для создания плавучих взлетно-посадочных полос предлагалась идея использования опорных колонн, опирающихся на балластные танки под водой, и закрепленных на якорях ко дну моря[5].
До 1960-х годов для бурения на нефть и газ в море уже использовались самоподъемные и погружные буровые установки, однако их использование было возможно только на мелководье, ориентировочно до 30 м.
Первая ППБУ была изобретена случайно в 1961. Компания Blue Water Drilling владела четырехколонной погружной буровой установкой Blue Water Rig No.1, которая работала на Shell Oil Company в Мексиканском заливе. Буксирование установки между точками работ проводилось на осадке средней между верхом понтонов и палубой, т.к. понтоны буровой не обладали достаточной плавучестью, чтобы выдержать вес буровой установки и ее расходных материалов. Во время буксировки было отмечено, что перемещения установки на такой осадке очень малы, и компании Blue Water Drilling и Shell совместно решили, что установка может работать в «плавающем» режиме[6]. После этого Shell арендовал установку на беспрецедентно долгий для того времени срок в пять лет при условии, что установку можно будет модифицировать, а модификации останутся секретом компании. После модификации и успешного запуска установка Blue Water Rig No.1 стала первым поколением ППБУ, способным работать на глубинах воды до 200 м.
В 1963 году компанией Odeco (Ocean Drilling Exploration Company) была построена первая специализированная ППБУ Ocean Driller. С тех пор для нужд нефтегазовой отрасли было разработано много специализированных проектов ППБУ.
По состоянию на конец 2018 года в отрасли насчитывается более 140 ППБУ различных классов и поколений (активных, находящихся в холодном и горячем отстое, на ремонте/модификации)[7]. Однако, данное число постоянно меняется ввиду вывода из строя и продажи старых установок в утилизацию и постройке новых ППБУ.
Среди полупогружных плавучих буровых установок можно выделить следующие поколения: