Устройство и принцип работы бульдозера: Устройство бульдозера, работа бульдозера | Комек – Виды бульдозеров, устройство и технические характеристики

Содержание

Устройство бульдозера, работа бульдозера | Комек

Бульдозеры — это техника, с которой все начинается. Ее предназначение — разровнять площадку, убрать все лишнее, чтобы началось строительство нового объекта. Но у этой техники есть и другие задачи.

Предназначение и устройство

Машины рассчитаны на циклические действия — послойное копание, перемещение на небольшие расстояния грунта и стройматериалов — и используются при строительстве и ремонте дорог, зданий, каналов, разработке россыпей. С помощью этой техники проводят подготовительные работы для валки леса, расчищают территорию от крупных камней, прокладывают траншеи и канавы, засыпают ямы и овраги, уплотняют почву и многое другое. Нередко эти мощные машины выступают в роли тягачей.

Устройство бульдозера простое и надежное, машина состоит из базовой конструкции, отвала и толкающей рамы, системы управления и дополнительного оборудования (откосников, зубьев и др.). От дополнительного оборудования зависит специализация техники.

Классификация

Бульдозеры делятся по различным признакам: по назначению, рабочему органу, тяговому классу, типу ходовой части и виду управления.

Классификация по назначению

В зависимости от конструкции отвала машины бывают универсальные (общего назначения) и специальные. Универсальные подходят для всех основных видов работ, как правило для разработки грунта 1-й, 2-й и 3-й категории. Специальные ориентированы на использование в особых условиях. Отвалы могут быть прямыми, полусферическими и сферическими, с нависающим козырьком или без него, что также определяет их специализацию. Изменяя весовые и скоростные режимы, оператор управляет отвалом и получает возможность аккуратно работать с различными материалами. Использование сменного навесного оборудования расширяет функционал техники.

Различают около 20 типов бульдозеров, из них основные:

  • строительно-землеройные с шириной отвала до 5,5 м. Точность планировки этих машин до 2 см на 300–400 м. Техника оборудована лазерными датчиками и бортовым компьютером;
  • бульдозеры-нагребатели с узким сферическим отвалом. В их функции входит нагребать грунт и мусор в ковши погрузчиков;
  • бульдозеры-кусторезы с острой нижней кромкой и козырьком на отвале. Используются для подрезания кустов и подлесков;
  • мусорные — с высоким отвалом и козырьком. Эти машины разравнивают свалки и дымящиеся отвалы. Кабины таких бульдозеров оснащены системой очистки воздуха;
  • болотные — с широкими гусеницами и широким отвалом. Применяются на торфяных месторождениях и в различных видах мелиорации.
Классификация по тяговому классу

Машины данного типа делятся на сверхлегкие, легкие, средние, тяжелые и сверхтяжелые. Эффективность бульдозера напрямую связана с его массой и мощностью, поэтому очень важно найти оптимальное соотношение. Сверхлегкие бульдозеры имеют тяговый класс до 0,9 тс и мощность 18–37 кВт, легкие — класс 1,4–4 тс и мощность 37–96 кВт, средние — класс 6–15 тс и мощность 103–154 кВт, тяжелые — класс 25–35 тс и мощность 220–405 кВт, сверхтяжелые — класс свыше 35 тс и мощность 510 кВт и более.

Классификация бульдозера по типу ходовой части: гусеничные или колесные.
gusenechniy-buldozer.jpg

Классификация по виду управления. Техника может поставляться с механическим, гидравлическим и пневматическим управлением. Сейчас наибольшее распространение получило гидравлическое управление бульдозера.

Модельный ряд бульдозеров, штатное и дополнительное оборудование (например, автоматические системы контроля, сигнализационные механизмы, установки создания микроклимата в кабине и многое другое) позволяют заказчикам выбрать технику с учетом конкретных задач, не переплачивая за излишний функционал или не требующуюся мощность.

Кабина — центр управления

Кабины современных бульдозеров — это технологичное пространство, где все продумано до малейших деталей. Здесь располагается эргономичное кресло, размещены системы вентиляции и кондиционирования, контрольные устройства, здесь все легко и интуитивно настраивается под водителя, чтобы ему было комфортно работать, а в случае необходимости — изменяется. Например, джойстик рулевого управления бульдозера Komatsu позволяет оператору управлять машиной легкими движениями без отрыва руки от подлокотника. Отличный обзор в кабине, качественные амортизация, шумоизоляция и защита от пыли — все это облегчает труд водителя и, безусловно, положительно сказывается на качестве работы.

kabina.jpg

Схемы работы бульдозера

Выбор схемы работы бульдозера зависит от возводимого объекта, расположения мест разработки и отсыпки грунта и других факторов. Здесь важно определить, при каком варианте меньше времени расходуется на холостые пробеги, переключение скоростей и повороты.

Распространена такая схема работы бульдозера: отвал опускается на 50–200 мм ниже точки опоры, происходит срез слоя, образовавшийся материал транспортируют (с одновременным подрезанием, чтобы компенсировать потери грунта во время движения) к месту разгрузки. После отсыпки отвал поднимается в транспортное положение, машина возвращается за новой партией. И все повторяется.

Первый среди равных

Бульдозеры Komatsu по праву занимают особое место в пантеоне строительной техники. Они выносливы даже по меркам той суровой сферы деятельности, для которой созданы. Эти неутомимые машины можно встретить в любой точке земного шара, они работают в самых неблагоприятных условия на различных объектах. Техника Komatsu надежна, проста в управлении и обслуживании.

Бульдозеры и их разновидности

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ


КОНСТРУКЦИИ БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ


ГЛАВА I

НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО БУЛЬДОЗЕРОВ, СКРЕПЕРОВ, ГРЕЙДЕРОВ


§ 1.

Бульдозеры и их разновидности

Назначение

. Бульдозер представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, предназначенную в основном для срезания планировки и перемещения на расстояние до 150 м грунтов и материалов. Виды работ, выполняемых бульдозером, описаны в §31.

Состоит бульдозер из базового трактора или тягача, впереди которого в поперечной плоскости навешен рабочий орган — отвал. Бульдозер — это машина цикличного действия: сначала осуществляется рабочий ход (разработка и перемещение грунта, засыпка траншей, срезка кустарника и т.п.), затем холостой ход (возвращение в исходное положение), после чего цикл повторяется.

При установке на бульдозер в задней части трактора рыхлителя получают бульдозер-рыхлитель. Бульдозеры-рыхлители разрабатывают грунты более высокой прочности и смерзшиеся материалы после их предварительного рыхления.

Классификация

. Бульдозеры классифицируют по назначению, типу ходовой части, конструкции рабочего оборудования, форме и назначению рабочего органа, типу привода рабочего оборудования, тяговому классу базовой машины (мощности двигателя). *

По назначению различают бульдозеры общего назначения и специальные.

Бульдозеры общего назначения используют для выполнения основных видов землеройно-транспортных и вспомогательных работ на различных грунтах и в климатических условиях умеренной зоны с температурой окружающей среды ± 40 °С, холодного климата с температурой воздуха до *-60 °С, а также в условиях тропиков с температурой до 50 °С.

Специальные бульдозеры предназначены для выполнения целевых работ в специфических грунтовых или технологических условиях. Выпускают бульдозеры-путепрокладчики, используемые при прокладке дорог и путей, бульдозеры-толкачи — для работы со скреперами, трюмные бульдозеры — для штабелирования материалов и полезных ископаемых в трюмах теплоходов, подземные бульдозеры -для работы в шахтах и штольнях, подводные бульдозеры — для работы в воде.

По типу ходовой части выпускают гусеничные и колесные бульдозеры.

Гусеничный бульдозер распространен наиболее широко, так как может быть использован в тяжелых грунтовых условиях.

Колесный бульдозер применяют при работе в более легких дорожных условиях и необходимости часто перебазироваться с объекта на объект.

По конструкции рабочего оборудования различают бульдозеры с неповоротным отвалом, поворотным отвалом в плане, универсальные и бульдозеры-погрузчики.

В бульдозерах с неповоротным отвалом он установлен перпендикулярно продольной оси машины неподвижно или с небольшим угловым качанием в поперечной плоскости.

В бульдозерах с поворотным отвалом его можно поворачивать на определенный угол в обе стороны от основного положения.

Универсальные бульдозеры оборудованы шарнирно-сочлененным отвалом из двух одинаковых частей, которые могут быть установлены перпендикулярно продольной оси машины, под углом в одну сторону или под утлом в разные стороны.

Бульдозеры-погрузчики характеризуются тем, что на подъемной стреле шарнирно установлен отвал; вместо него можно навешивать грузовой ковш или другие виды сменного рабочего оборудования (например, крюк).

По форме рабочего органа различают прямой, полусферический, сферический отвалы.

 

 

 

 

Рис. I. Гусеничные бульдозеры с неповоротными отвалами: а — с жесткими толкающими брусьями, б — с шарнирными брусьями; 1 — отвал, 2 — несущая рамка, 3 — гидроцилиндр подъема-опускания отвала, 4 — рукав, 5 — подрамник, 6 — поперечная балка, 7 — толкающий брус, 8 — трактор, 9 -нож, 10 — двигатель, 11 — муфта сцепления, 12 — кабина, 13 — коробка передач, 14 — задний мост, 15 — звездочка, 16 — гусеничная тележка, 17 — гусеница, 18 — шарнир, 19 — гидрораскос, 20 — универсальный шарнир; положения отвала: I — нижнее, II — рабочее, III — транспортное

 

 

 

 

 

У прямого отвала — одинаковая форма по всей ширине. Концы полусферического отвала загнуты вперед на ширину боковых ножей. В сферическом отвале боковые секции выдвинуты вперед на V3 ширины.

По назначению отвалы подразделяют на землеройный, скальный, снежный, угольный, а также отвалы для толкания скреперов, уборки древесных отходов, мусора.

Землеройный отвал используют при разработке грунтов и насыпных материалов. Скальный отвал с лобовым листом большей толщины и усиленной металлоконструкцией предназначен для перемещения горных пород и крупнокусковых материалов. Снежный отвал, состоящий из двух половин, установленных под определенным углом один к другому, применяют при уборке снега. Угольный отвал используют при складировании материалов. Отвал для толкания скреперов усиливают в средней части толстым листом. Отвалы для уборки древесных отходов и мусора изготовляют больших размеров и снабжают прорезным козырьком.

По типу привода рабочего оборудования известны бульдозеры с гидравлическим и канатно-блочным управлением.

По классу, который означает номинальную силу тяги базового трактора, различают бульдозеры следующих видов: малогабаритные (класса до 0,9, мощностью 18,5…37 кВт), легкие (классов 1,4…4, мощностью 37…% кВт), средние (классов 6…15, мощностью 103…154 кВт), тяжелые (классов 25…35, мощностью 220…405 кВт), сверхтяжелые (классов 50… 100, мощностью 510…880 кВт).

Устройство бульдозеров. Наиболее распространены бульдозеры с неповоротным отвалом, с поворотным отвалом, бульдозеры-рыхлители, а также бульдозеры-погрузчики.

Бульдозеры с неповоротными отвалами бывают с жесткими (рис. 1, а) и шарнирными (рис. 1, б) толкающими брусьями.

Бульдозер первого типа оборудован отвалом 1, к которому жестко приварены два толкающих бруса 7, охватывающих снаружи базовый трактор 8. Брусья шарнирно установлены на поперечной балке 6, болтами прикрепленной к раме трактора. Спереди к ней также прикреплен подрамник 5, к которому шарнирно через несущую рамку 2 подвешен один гидроцилиндр 3 двойного действия. К гидроцилиндру подведены два рукава высокого давления 4, которые соединяют его с гидросистемой трактора. Она состоит из гидронасоса, гидрораспределителя, гидробака и гидролиний. Подавая давление масла, развиваемое гидронасосом, в одну полость гидроцилиндра, поднимают бульдозерный отвал, в другую — опускают его. Отвал в зоне резания грунта оборудован съемными ножами 9.

Бульдозер второго типа включает в себя прямоугольные толкающие брусья 7, которые с одной стороны шарнирно с помощью упряжных шарниров 18 связаны с тележками 16 трактора, с другой — универсальными шарнирами — с отвалом 1.

 

 

Для сохранения определенного положения и резания грунта с минимальными затратами энергии отвал с одной стороны удерживается гидрораскосом 19, с другой — жесткой тягой. Гидрораскос подсоединен к гидросистеме трактора и осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости. Бульдозер оборудован двумя гидроцилиндрами 3 подъема — опускания, которые также связаны с гидроприводом трактора.

Гидроцилиндрами подъема — опускания 3 отвал устанавливают в нижнее I, рабочее II, транспортное III и промежуточные положения.

В качестве базовой машины может быть использован трактор, тягач или специальное шасси. Двигатель 10 трактора через муфту сцепления 11 или гидротрансформатор приводит в действие коробку

 

передач 13 и задний мост 14. Звездочки 15 передают вращение от двигателя гусеницам 17, которые перемещают всю машину вперед или назад.

Кабину 12 размещают преимущественно в задней (у тракторов типа ДТ-75Н, Т-4АП2, Т-170) или в средней (у трактора ДЭТ-250М2) части, а также впереди машины со стороны бульдозерного оборудования (у трактора Т-330).

Бульдозеры с поворотным отвалом (рис. 2) отличаются от бульдозера с неповоротным отвалом тем, что на базовый трактор 5 на упряжных шарнирах 6 крепят охватывающую раму 3. Впереди рамы приварена шаровая опора, на которой установлен отвал 1, поворачивающийся налево или направо по ходу движения машины.

По краям отвала располагают толкатели 2, предназначенные для крепления его к охватывающей раме. Переставляя вручную толкатели в кронштейнах на раме, устанавливают отвал в правое положение по ходу машины, среднее или левое. В среднем положении отвала буль-

 

дозер выполняет такие же работы, как бульдозер с неповоротным отвалом, при боковых положениях отвала засыпают траншеи или очищают снег. Вертикальные перемещения отвала выполняют гидроцилиндрами подъема-опускания 4. Отвал оборудован средними 8 и крайними 7 ножами.

 

Рис. 2. Гусеничный бульдозер с поворотным отвалом;
1 — отвал, 2 — толкатель с откосом, 3 — рама, 4 — гидроцилиндр» 5 — трактор, 6 — шарнир, 7, 8 — ножи

 

 

 

Рис. 3. Бульдозер-рыхлитель:
1,7 — рамы, 2 — наконечник, 3 — зуб. 4 — рабочая балка, 5 — верхняя тяга, 6 гидроцилиндр подъема-опускания, 8 — гусеничный трактор, 9 — бульдозерное оборудование

 

 

 


Бульдозер-рыхлитель (рис. 3) характеризуется тем, что на тракторы, оборудованные бульдозером с неповоротным или поворотным отвалом, сзади навешивают гидравлический однозубый или многозубый рыхлитель. К заднему мосту базового трактора 8 крепят на шпильках опорную раму 7, на которой внизу шарнирно установлена рама 1, а вверху — тяга 5. К тягам шарнирно прикреплена рабочая балка 4 так, что образуется параллелограммный четырехзвенник.

По диагонали четырехзвенника установлены гидроцилиндры 6. В рабочей балке закреплен зуб 3 прямоугольного сечения, на конце которого установлен быстросъемный наконечник 2.

Выдвигая шток гидроцилиндра, поднимают рабочую балку и зуб в верхнее положение, втягивая шток — заглубляют рыхлитель в грунт. Благодаря параллелограммному четырехзвеннику зуб перемещается при подъеме по траектории, близкой к вертикали. На тяжелых бульдозерах-рыхлителях применяют рыхлители, у которых вместо верхней тяги устанавливают гидроцилиндры, обеспечивающие угловые перемещения рабочей балки и зуба для получения больших разрушающих усилий машин.

Бульдозер-погрузчик (рис. 4) агрегатируют с колесным трактором или шасси. На базовом тракторе 1 неподвижно закреплена рама б, представляющая собой две вертикальные наружные стойки, жестко соединенные между собой. К раме шарнирно подвешивают стрелу 2. Одна сторона стрелы поднимается и опускается в вертикальной плоскости двумя гидроцилиндрами 5, На противоположном конце стрелы на двух шарнирах прикреплена рамка, которая поворачивается относительно стрелы двумя гидроцилиндрами 3. К рамке крепят бульдозерный отвал, погрузочный ковш или другие виды сменного рабочего положения.

 

 

 

 

 

Рис. 4. Бульдозеры-погрузчики на колесном тракторе «Беларусь’’: а — с бульдозерным отвалом, б — с погрузочным ковшом; 1 — трактор, 2 -стрела, 3, 5 ~ гицроцилиндры поворота отвала и подъема-опускании, 4 — отвал, 6 — рама, 7 — погрузочный ковш

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Устройство, технические характеристики и работа бульдозеров — Мегаобучалка

 

Бульдозер состоит из базового трактора, рабочего оборудования, съемных дополнительных рабочих органов.

К рабочему оборудованиюотносятся отвал, толкающая рама, система управления отвалом.

Отвал представляет собой сварную конструкцию, состоящую из лобового листа, изогнутого в средней части, а в нижней части прямого. В нижней части лобового листа приваривается балка, внизу задняя стенка. К балке с левой и правой стороны привариваются ребра и швеллеры. В свою очередь швеллеры и задняя стенка соединены накладками. В средней части отвала, по центру привариваются ребра и швеллеры. Все это создает коробку жесткости, которая в нижней части усиливается диафрагмой и полосой. Коробка жесткости кроме усиления служит для защиты резьбы болтов крепления средних ножей. Верхняя часть отвала усилена козырьком. Для увеличения жесткости к торцам лобового листа к верхней и нижней коробке жесткости приварены боковины с накладками. С тыльной стороны отвала привариваются четыре проушины для присоединения толкателей и раскосов.

С тыльной стороны отвала в нижней части к задней стенке приварены опоры и основания, в которых имеются резьбовые отверстия для крепления сферических крышек соединения с шаровой головкой толкающей рамы.

Толкающая рама предназначена для передачи усилия от базовой машины к отвалу. Она представляет собой жесткую сварную конструкцию из двух полурам коробчатого сечения, охватывающую трактор с обеих сторон. В передней части вварена литая втулка (гнездо), в которой крепится шаровая головка, служащая для соединения рамы с отвалом. С верхней стороны рамы приварены проушины для соединения рамы с головками штоков гидроцилиндров трактора, а также для соединения кронштейнов (по три на каждой полураме) для крепления шаровых пальцев толкателей. К задним торцам рамы приварены шаровые опоры для соединения с опорами, установленными на тракторе.

Система управления отвалом состоит из толкателей, винтовых раскосов, раскосов растяжки.



Толкатели расположены с правой и левой сторон отвала и служат для крепления к толкающей раме. Они выполнены в виде брусьев коробчатого сечения, сваренных из уголков.

С одного конца бруса приварена гайка, в которую ввинчивается винт толкателя и фиксируется стяжным болтом с гайкой. Винт толкателя через крестовину соединяется с проушиной на отвале. С другого конца бруса приварена шаровая опора, в которую вставляется шаровой палец и фиксируется крышкой с двумя болтами. Между опорой и крышкой ставятся прокладки, число которых меняется при износе шаровой поверхности. Сверху на брус толкателя привариваются проушины для крепления винтового раскоса.

Винтовые раскосыпредназначены для изменения угла резания и для установки поперечного перекоса.

Растяжка используется для удержания отвала от падения при изменении его положения в плане. Растяжка серьгой соединяется с верхней частью отвала через серьгу на отвале и серьгой с проушиной на раме. Вращением винтовой растяжки шаровые пальцы толкателей выводятся из кронштейнов, приваренных на толкающей раме, и отвал устанавливается в нужное положение.

Рассмотрим устройство рабочего оборудования бульдозеров, имеющихся в штате дорожных войск, с неповоротным отвалом типа III и поворотным отвалом типа IV.

 
 

 

Рис. 3.5. Рабочее оборудование бульдозера с неповоротным отвалом

и гидроперекосом:

1 – нож; 2 – щека; 3 – козырек; 4 – пояс жесткости; 5, 16 – кронштейны;

6 – винтовой раскос; 7 – рукоятка; 8 – механизм компенсации перекоса;

9, 12 – толкающие брусья; 10 – упряжной шарнир; 11 – гидроперекос;

13 – крестовина; 14, 18, 19 – пальцы; 15 – отвал; 17 – серьга;

20 – втулка; 21 – полусфера; 22 – крепежный болт; 23 — прокладки

 

Рабочее оборудование бульдозера с неповоротным отвалом и гидроперекосом (рис. 3.5) состоит из отвала 15, двух толкающих брусьев 9 и 12, гидроперекоса 11, винтового раскоса 6, механизма компенсации (подкоса) 8 и двух упряжных шарниров 10, которыми оборудование крепят к рамам гусеничных тележек базового трактора. Шарнир представляет собой крестовину 13, к которой на двух взаимно перпендикулярных пальцах 14 шарнирно установлены отвал 15 и толкающие брусья 9 и 12. Шарниры позволяют толкающим брусьям поворачиваться в вертикальной и горизонтальной плоскостях при перекосе отвала.

Отвал 15 представляет собой лобовой лист криволинейного профиля, обеспечивающего минимальную энергоемкость копания и снижающего залипание грунта. Сзади по всей длине листа приварены верхний и нижний пояса жесткости 4, а также соединительный лист, в результате чего образуется объемная металлоконструкция. Торцы отвала закрыты боковыми щеками 2, к которым приварены вертикальные ножи со скошенной режущей кромкой. Сзади приварены кронштейны 5. В зоне установки ножей боковая щека усилена накладкой. Нижняя часть лобового листа образует подножевую плиту, которая сзади отвала подперта рядом продольных приваренных косынок. На подножевую плиту с помощью болтов с потайными головками, гаек и пружинных шайб установлены два средних и два литых боковых ножа 1.

Толкающие брусья 9 и 12 служат для передачи тягового усилия от трактора к отвалу, они имеют коробчатое сечение и сварены из уголков. К передним торцам брусьев приварены литые проушины для крепления через крестовины к отвалу, сзади – полусферы 21 опоры упряжных шарниров.

Гидроперекос 11 и винтовой жесткий раскос 6, которые установлены в плоскостях соответственно левого и правого толкающих брусьев, удерживают отвал в рабочем положении. Одна сторона раскосов прикреплена к толкающим брусьям, другая – к отвалу с помощью двух пальцев. Гидрораскос 11 осуществляет перекос отвала в поперечной плоскости и представляет собой гидроцилиндр двойного действия, который включен в гидросистему трактора с помощью шлангов и трубопроводов. При выдвижении штока гидрораскоса бульдозерный отвал поворачивается в поперечной плоскости направо по ходу машины (по часовой стрелке) на угол до 120; при втягивании его – налево на тот же угол. Гидроперекос состоит из гидроцилиндра, гидрозамка, защищенного кожухом, и штуцеров для подсоединения к гидросистеме базового трактора.

Винтовой раскос служит для механического изменения угла резания ножей в диапазоне ±100 от среднего угла установки, равного 550, и выравнивания отвала в прямое положение после сборки. Раскос представляет собой трубу, с одной стороны которой выполнено резьбовое отверстие, а с другой – вставлена свободно вращающаяся проушина с шестигранником, фиксируемым от свободного проворачивания пружинным стопором. В резьбовую часть трубы ввернут винт с головкой, в отверстие которой запрессован шарнирный подшипник. Поверхности трения винта и проушины смазываются с помощью масленок. При навинчивании трубы на винт с помощью рукоятки, установленной в патрубок, уменьшают угол резания отвала. Повышая межцентровое расстояние раскоса, соответственно увеличивают угол резания, при разработке тяжелых и липких материалов — уменьшают.

Механизм компенсации 8 (см. рис. 3.5) представляет собой цилиндрическую тягу с проушинами, которая одной стороной шарнирно связана с правым толкающим брусом 9, другой – с поперечным шарниром, размещенным в зоне продольной оси на кронштейне левого толкающего бруса 12. В кронштейне установлен палец 18 с резьбовым концом. Палец с помощью серьги 17 шарнирно связан с отвалом 15. Механизм компенсации обеспечивает устойчивость отвала в горизонтальной плоскости и позволяет передавать поперечные нагрузки равномерно двум толкающим брусьям. Оборудование поднимают и опускают с помощью двух гидроцилиндров двойного действия. Их штоки прикреплены к отвалу шарнирно при помощи кронштейнов 5. Противоположные штокам концы гидроцилиндра присоединены к трактору.

Упряжный шарнир выполнен в виде цилиндрического пальца 19, на котором закреплена сферическая втулка 20 с помощью шайбы и болтов. Втулку охватывают две разрезные полусферы 21, одна из которых приварена к концу толкающего бруса, другая прикреплена к втулке двумя болтами 22 с гайками. Для регулирования зазора в упряжном шарнире между полусферами размещены регулировочные прокладки 23. С целью защиты поверхностей трения от попадания абразивных частиц шарнир защищен резиновыми кольцами.

 
 

 

 

Рис. 3.6. Рабочее оборудование бульдозера ДЗ-171.1.05 с поворотным отвалом:

1 – нож; 2, 9 – кронштейны; 3 – козырек; 4 – пояса жесткости; 5 – отвал; 6 – крестовина; 7 – раскос; 8 – толкатель; 10 – упряжной шарнир; 11, 14 – полурамы;

12 – опора; 13 – крышка; 15 – гнездо; 16 – опора; 17 – болт; 18 – полукрышка;

19 – палец; 20 – сменная тяга

Рабочее оборудование бульдозера с поворотным отвалом (рис. 3.6) отличается большей универсальностью за счет возможности установки рабочего органа в плане прямо или под углом налево или направо по ходу движения машины. Оно применяется на бульдозерах среднего типа (сила тяги 5-15 т) и состоит из универсальной рамы, собранной из правой 11 и левой 14 полурам; упряжных шарниров 10; отвала 5; двух толкателей 8 с раскосами; двух гидроцилиндров двойного действия, которые шарнирно подвешены на базовом тракторе.

Отличительная особенность бульдозерного оборудования этого типа – возможность установки отвала в плане под углом налево и направо от его прямого положения. Наибольший угол поворота отвала β в каждую сторону составляет ±270. Упряжные шарниры 10 приварены к рамам гусеничных тележек трактора. Конструкции упряжных шарниров унифицированы с шарнирами, установленными на других бульдозерах.

Универсальная рама охватывает снаружи базовый трактор. Для удобства изготовления, монтажа и транспортирования она состоит из двух полурам 11 и 14, которые в передней части связаны между собой шарнирно с помощью вертикального цилиндрического пальца. На правой полураме спереди приварена сферическая головка, на которой шарнирно установлен отвал своей средней частью. Чтобы зафиксировать отвал относительно рамы, по его краям закреплены два толкателя 8 с винтовыми раскосами. При одинаковой длине винтовых раскосов основной угол резания отвала составляет 550 и может колебаться в пределах ±50 при одинаковом увеличении или уменьшении их длины. При увеличении длины раскосов с одной стороны и удлинении их с другой и наоборот изменяется угол поперечного перекоса отвала е=±50.

Отвал 5 представляет собой объемную металлоконструкцию, сваренную из лобового листа криволинейного профиля, с верхним и нижним задними поясами жесткости 4. В верхней части лобовой лист переходит в козырек 3 со скошенными краями, усиленный листовой накладкой по всей длине отвала. Сбоку торцы отвала закрыты боковыми щеками. В нижний пояс жесткости 4 в середине отвала вварено цилиндрическое гнездо 15, в которое входит шаровая опора 16. Гнездо закрыто двумя полукрышками 18, которые прикреплены к фланцу болтами 17, с тыльной стороны отвала по краям размещены верхний и нижний кронштейны 2 для шарнирного крепления толкателей и раскосов. В нижней части лобового листа размещена подножевая плита, к которой с помощью болтов с потайной головкой и гаек крепят три средних и два боковых ножа 1. Для изменения угла установки отвала в плане опускают бульдозерное оборудование и рабочую поверхность, вынимают с двух сторон штифты и расфиксируют пальцы крепления толкателей на универсальной раме. В зависимости от необходимости поворота отвала в нужном направлении упирают его левый или правый край в упор на рабочей поверхности и движением трактора поворачивают отвал до совпадения пальцев толкателей с отверстиями на универсальной раме. Толкатели фиксируют в новых опорах и закрепляют шаровые пальцы штифтами. Поворотный бульдозерный отвал выполняется большей длины, чем неповоротный. Он применяется при разработке более легких грунтов, перемещении насыпных материалов, проведении планировочных работ и снегоочистке. Боковое положение отвала дает возможность повышать производительность бульдозера при засыпке траншей. При его движении вперед можно очищать дорогу от снега. Так как снег отличается небольшим коэффициентом трения, то он легко стекает по отвалу на сторону.

Универсальная рама прямоугольного сечения сварена из листового проката. Рама называется универсальной, так как вместо бульдозерного отвала на нее можно навешивать корчеватель, снегоочиститель и другое оборудование. Она состоит из двух симметричных левой и правой полурам 11 и 14, которые в передней части связаны между собой шарнирным соединением. Полурама 14 заканчивается шаровой опорой и вертикальным отверстием, полурама 11 – вилкой с отверстием. В вертикальные отверстия правой и левой полурам запрессованы сменные тяги 20. Между собой полурамы соединены вертикальным пальцем 19 с фиксатором.

В задние концы полурам вварены неподвижные полусферы. К ним на двух болтах прикреплена съемная полусфера упряжного шарнира 10. Зазор в шарнире регулируют съемными прокладками, которые зажаты между полусферами. К верхней полке каждой полурамы приварены по три опорных кронштейна 9, в которые вставлены пальцы толкателей. Количество опор соответствует трем положениям отвала (прямому, левому и правому). На скошенной части полурам установлены кронштейны для крепления гидроцилиндров подъема-опускания оборудования. Гидроцилиндры обеспечивают подъем отвала на высоту Н и заглубление ниже опорной поверхности на глубину h.

Толкатель 8 объединен с винтовым раскосом 7 и выполнен в виде балки коробчатого сечения. С одной стороны вварена полусферическая опора, с другой – проушина с цилиндрическим отверстием для крепления на пальце крестовины 6.

Опора закрывается полусферической крышкой. Детали стянуты между собой болтами. Для регулирования зазора между опорой и крышкой установлены съемные прокладки. В наружную трубу раскоса 7 входит винт с проушиной. При вращении этой трубы винт по резьбе входит или выходит из трубы, благодаря чему изменяются длина раскоса и угол наклона или перекоса отвала. Раскос вращается съемной рукояткой, вставляемой в поперечное отверстие трубы. Необходимую длину раскоса 7 устанавливают фиксатором. Толкатель с раскосом передает силу тяги трактора и рабочему органу – отвалу 5.

К съемным дополнительным рабочим органам относятся уширители, открылки, удлинители отвала, рыхлительные съемные зубья, кирковщики, гребенчатые ножи, канавная надставка, откосники, опорные лыжи, грузоподъемные вилы, грузоподъемный крюк.

Уширители применяются при работе на легких грунтах или насыпных материалах. Они увеличивают ширину отвала, призму волочения и производительность бульдозера. Уширители представляют собой секции, изогнутые по профилю основного листа бульдозера. Их жестко крепят к боковым щекам отвала под углом 300 к поверхности.

Открылки предназначены для уменьшения утечки грунта в боковые валики. Выполняются открылки в виде выступающих боковых ножей с заостренными режущими кромками, скошенными назад в верхней части. Ножи жестко привинчены к боковым щекам с двух сторон отвала.

Удлинители отвала изготовляются по форме его лобового листа и усиливаются поясами сзади. К каждой боковой щеке отвала болтами с гайками крепят по одному удлинителю. Применяются удлинители при планировочных работах или перемещении легких насыпных материалов (угля, опилок, силоса).

Рыхлительные съемные зубья применяются в том случае, когда бульдозер не оборудован задним рыхлителем. Их можно устанавливать спереди или сзади отвала. Передний зуб монтируется на лобовом листе отвала. Задние зубья крепятся шарнирно на нижнем поясе жесткости отвала. При переднем ходе машины зубья поворачиваются назад против направления движения и не препятствуют разработке материала отвалом. Во время движения назад отвал приподнимается над рабочей поверхностью, зубья автоматически опускаются на шарнирной оси до упора в нижний пояс и рыхлят грунт. На отвал устанавливают 1-3 поворотных задних рыхлительных зуба.

Кирковщик для взламывания асфальтовых покрытий навешивается со стороны лобового листа по типу передних рыхлительных зубьев.

Гребенчатые ножи применяются для разработки смерзшихся материалов, скалывания льда с дорожного полотна. Устанавливаются гребенчатые ножи на подножевую плиту взамен средних и боковых ножей. На режущей кромке гребенчатых ножей выступают зубья небольшой длины.

Канавная надставка применяется для отрывки мелких траншей и каналов под кабельные линии и водосточные желоба. По конструкции и способу крепления на отвале она подобна переднему рыхлительному зубу, но больше зуба по ширине. Форма надставки соответствует профилю траншеи.

Откосник предназначен для формирования и планировки откосов, выемок и насыпей при сооружении дорог. Он представляет собой отвальный лист, усиленный сзади продольными балками. Сбоку листа приварено посадочное основание, через которое откосник болтами и гайками жестко крепят к левой или правой боковой щеке отвала.

Опорные лыжи устанавливаются спереди или сзади отвала. Они предназначены для улучшения планируемых свойств бульдозера за счет дополнительной опоры на рабочую площадку. Передние лыжи крепятся шарнирно на выступающем кронштейне, который установлен на лобовом листе отвала, задние приваривают жестко к отвалу или к толкающим брусьям.

Грузоподъемные вилы применяются для перемещения пакетированных грузов, строительных конструкций (балок, панелей, оборудования). Вдоль отвала в области верхнего пояса жесткости на болтах с гайками крепят панель, на которой выступают кронштейны с отверстиями. В них на пальцах шарнирно устанавливаются две изогнутые вилки, которые внизу упираются в лобовой лист отвала.

Грузоподъемный крюк служит для подъема, транспортирования и установки грузов. На отвале с помощью болтов с гайками крепят гусек, на консольной части которого шарнирно подвешен грузоподъемный крюк.

Технические характеристики бульдозеров представлены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

2. Рабочие процессы и принципы применения бульдозеров

2.1. Назначение, устройство и классификация бульдозеров

Бульдозер представляет собой землеройно-транспортную машину, состоящую из базовой машины, которой обычно бывает гусеничный трактор мощностью до 450 кВт или колесный двухосный тягач мощностью до 600 кВт, и навесного бульдозерного оборудова­ния (Рис. 2.1). Последнее на базовой машине может быть как основ­ным, так и вспомогательным.

Рис. 2.1. Бульдозер-рыхлитель с неповоротным отвалом

Бульдозерное оборудование состоит из отвала 1 с ножом 2, толкающих брусьев или толкающей рамы 3, подкосов 4, звеньев наклона 5 и гидроцилиндров подъема и опускания отвала 6.

Бульдозеры получили широкое применение в строительстве. В настоящее время их примерно столько же, сколько и экскаваторов. От общего объема земляных работ, выполняемых в строительстве, на долю бульдозеров приходится около 35-40 %. Их широко применяют во всех видах строительства и особенно в дорожном, мелиоративном, ирригационном строительстве, а также в карьерах горно-рудной про­мышленности. Ими производят планировочные работы, устройство ав­тодорожных и железнодорожных насыпей из боковых резервов, транс­портировку грунта на расстояние до 100 м, рытье каналов и котло­ванов, засыпку траншей и ям, очистку дорог и строительных площа­док от снега, валку деревьев и корчевку пней. Иногда их использу­ют в качестве толкачей при работе со скреперами.

Бульдозер является машиной цикличного действия. Цикл его работы слагается из операции рабочего хода, при которой происходит резание и транспортирование грунта к месту его укладки в сооружение или в грунтовый отвал, и операции холостого хода при возвращении бульдозера в забой.

Бульдозеры классифицируют по: назначению; силе тяги базовой машины; мощности силовой установки; типу двигателя; конструктивным признакам; системе управления отвалом.

По назначению бульдозеры делят на бульдозеры общего назначения, приспособленные для ведения разнообразных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры бывают:

малогабаритные — с тяговым усилием до 25 кН;

легкие — 25…135 кН;

средние — 135…200 кН;

тяжелые — 200…300 кН;

сверхтяжелые — более 300 кН.

По мощности двигателей базовых машин бульдозеры делят аналогично на:

малогабаритные с мощностью менее 45 кВт;

легкие — 45…120 кВт;

средние — 120…150 кВт;

тяжелые — 150…225 кВт;

сверхтяжелые — более 225 кВт.

В зависимости от типа движителей различаются бульдозеры колесные, созданные на базе колесных тягачей, и гусеничные, базовой машиной которых является гусеничный трактор.

По конструктивным признакам различаются бульдозеры, имеющие рабочее оборудование впереди и сзади базовой машины и неповоротный и поворотный в горизонтальной плоскости отвал. По системе привода отвала различают бульдозеры с гидравлическим и канатным управлением. Первое, в последнее время, получает преимущественное применение и позволяет как поднимать и опускать отвал, так и принудительно врезаться в грунт, передавая на отвал нагрузку, составляющую до 40 % веса базовой машины.

2. Рабочие процессы и принципы применения бульдозеров

2.1. Назначение, устройство и классификация бульдозеров

Бульдозер представляет собой землеройно-транспортную машину, состоящую из базовой машины, которой обычно бывает гусеничный трактор мощностью до 450 кВт или колесный двухосный тягач мощностью до 600 кВт, и навесного бульдозерного оборудова­ния (Рис. 2.1). Последнее на базовой машине может быть как основ­ным, так и вспомогательным.

Рис. 2.1. Бульдозер-рыхлитель с неповоротным отвалом

Бульдозерное оборудование состоит из отвала 1 с ножом 2, толкающих брусьев или толкающей рамы 3, подкосов 4, звеньев наклона 5 и гидроцилиндров подъема и опускания отвала 6.

Бульдозеры получили широкое применение в строительстве. В настоящее время их примерно столько же, сколько и экскаваторов. От общего объема земляных работ, выполняемых в строительстве, на долю бульдозеров приходится около 35-40 %. Их широко применяют во всех видах строительства и особенно в дорожном, мелиоративном, ирригационном строительстве, а также в карьерах горно-рудной про­мышленности. Ими производят планировочные работы, устройство ав­тодорожных и железнодорожных насыпей из боковых резервов, транс­портировку грунта на расстояние до 100 м, рытье каналов и котло­ванов, засыпку траншей и ям, очистку дорог и строительных площа­док от снега, валку деревьев и корчевку пней. Иногда их использу­ют в качестве толкачей при работе со скреперами.

Бульдозер является машиной цикличного действия. Цикл его работы слагается из операции рабочего хода, при которой происходит резание и транспортирование грунта к месту его укладки в сооружение или в грунтовый отвал, и операции холостого хода при возвращении бульдозера в забой.

Бульдозеры классифицируют по: назначению; силе тяги базовой машины; мощности силовой установки; типу двигателя; конструктивным признакам; системе управления отвалом.

По назначению бульдозеры делят на бульдозеры общего назначения, приспособленные для ведения разнообразных работ в различных грунтовых условиях, и на бульдозеры специального назначения.

По номинальному тяговому усилию бульдозеры бывают:

малогабаритные — с тяговым усилием до 25 кН;

легкие — 25…135 кН;

средние — 135…200 кН;

тяжелые — 200…300 кН;

сверхтяжелые — более 300 кН.

По мощности двигателей базовых машин бульдозеры делят аналогично на:

малогабаритные с мощностью менее 45 кВт;

легкие — 45…120 кВт;

средние — 120…150 кВт;

тяжелые — 150…225 кВт;

сверхтяжелые — более 225 кВт.

В зависимости от типа движителей различаются бульдозеры колесные, созданные на базе колесных тягачей, и гусеничные, базовой машиной которых является гусеничный трактор.

По конструктивным признакам различаются бульдозеры, имеющие рабочее оборудование впереди и сзади базовой машины и неповоротный и поворотный в горизонтальной плоскости отвал. По системе привода отвала различают бульдозеры с гидравлическим и канатным управлением. Первое, в последнее время, получает преимущественное применение и позволяет как поднимать и опускать отвал, так и принудительно врезаться в грунт, передавая на отвал нагрузку, составляющую до 40 % веса базовой машины.

1. Конструкция бульдозера, его работа

Бульдозер – основная машина при выполнении подготовительных работ вдоль трассы будущего магистрального трубопровода. Бульдозер состоит из базовой машины (трактора) и специального навесного оборудования (отвала с рамой или толкающими балками) (рис.1.1).

По способу установки отвала относительно оси трактора, различают бульдозеры неповоротные (рис. 1.2, а) и универсальные (поворотные) (рис. 1.2, б).

Неповоротными называются бульдозеры, у которых отвал располагается строго перпендикулярно к оси трактора, а универсальными – когда отвал может быть установлен как перпендикулярно к оси трактора, так и под некоторым углом (до 600).

Рабочий процесс бульдозера с неповоротным отвалом состоит из операций копания, срезания стружки, перемещения грунта перед ним и разравнивания грунта. Срезанный грунт, поднимаясь вверх по отвалу, накапливается перед ним, образуя валик, близкий по форме к треугольнику в поперечном сечении, называемый призмой волочения. При транспортировании грунта катет призмы, прилегающей в отвалу, может достигнуть его высоты. После этого отвал приподнимают, прекращая тем самым процесс резания, транспортируют срезанный ранее грунт до места разгрузки.

При разработке грунта бульдозером универсального типа срезаемый грунт будет перемещаться по ширине отвала, и отводиться в боковом, к направлению движения машины, направлении. Наиболее эффективно последняя операция совершается при установке отвала под углом к продольной оси, близким к 450. Таким методом могут вестись работы при засыпке траншей, разработке выемок на косогорах, разравнивании валиков грунта и т.п.

Рис. 1.1. Бульдозер (общий вид): 1 – базовая машина;

2 – толкающая балка; 3 – отвал; 4 – система управления отвалом

Рис. 1.2. Конструкция отвала бульдозера:

а – неповоротного типа; б – универсального (поворотного) типа

2. Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами

2.1. Основные теоретические сведения

Роторные траншейные экскаваторы непрерывного действия предназначены для открытия траншей под магистральные трубопроводы в грунтах I…IV категорий и в мерзлых грунтах с промерзанием на всю глубину траншеи и состоят из двух основных агрегатов: тягача, представляющего собой переоборудованный промышленный трактор и рабочего органа (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Конструктивная схема роторного экскаватора:

1– тягач; 2 – механизм подъема рабочего органа; 3 – цепная

передача; 4 – транспортер; 5 – ротор; 6 – задняя опора;

7 – подборный щит; 8 – ножи откосники

Рабочий орган экскаватора состоит из двух основных устройств: ротора и транспортера. Ротор предназначен для разработки грунта и подачи его на транспортер. Он представляет собой жесткое полое колесо с равномерно расположенными ковшами, оснащенными режущим инструментом.

При разработке траншеи в неустойчивых грунтах к раме рабочего органа с двух сторон крепят ножи-откосники, срезающие грунт со стенок траншеи и придающие тем самым последним трапецеидальную форму поперечного сечения. Обрушиваемый грунт подхватывается ковшами ротора и высыпается на транспортер.

Транспортер предназначен для удаления разработанного ротором и ножами-откосниками грунта в отвал (бруствер). Он расположен в верхней части внутренней полости ротора перпендикулярно к продольной оси экскаватора и укреплен на раме рабочего органа. При отрытии траншеи ротор, вращаясь, разрушает зубьями грунт, который, попадая затем в ковши, поднимается ими вверх по специальному щиту, ограничивающему просыпание грунта, до места разгрузки на транспортер. Транспортер подхватывает высыпающийся из ковша грунт, разгоняет его и выбрасывает в сторону от траншеи, образуя ровный отвал.

Рис. 2.2. Схема и определение зависимости между основными

размерами рабочего органа роторного экскаватора и траншеи

Подача экскаватора обеспечивается движением тягача на рабочих скоростях. Современные модели отечественных траншейных экскаваторов имеют 16 рабочих передач, изменяющих скорость рабочего хода в диапазоне 20…500 м/ч.

По конструкции рабочего органа экскаваторы разделяются на цепные многоковшовые, цепные скребковые, роторные многоковшовые и роторные бесковшовые (фрезерные). В индексах серийно выпускаемых экскаваторов непрерывного действия отражены их основные конструктивные особенности.

Для экскаваторов траншейных (ЭТР и ЭТЦ) первые две цифры – глубина копания в дециметрах, третья – порядковый номер модели. При модернизации после цифрового обозначения добавляют буквы по порядку алфавита. Например, индекс ЭТР-204 обозначает: экскаватор траншейный роторный, предельная глубина копания – 20 дециметров, четвертая модель.

Многоковшовые экскаваторы являются машинами непрерывного действия и отличаются высокой производительностью. Рабочим органом у них являются ковши, насаженные через равные интервалы на замкнутой цепи или колесе (ротор), в зависимости от чего различают экскаваторы цепные и роторные (рис. 2.3 а, б).

а

б

Рис. Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами:

а – цепным; б – роторным

По характеру перемещения рабочего органа относительно направления движения экскаваторы бывают продольного и поперечного черпания.

Экскаваторы продольного черпания (цепные и роторные) используют для устройства траншей небольших размеров;

экскаваторы поперечного черпания – для разработки котлованов и траншей большого сечения, планировки откосов, при работе в карьерах.

При устройстве траншей вдоль трассы выполняют планировку поверхности бульдозером на ширину хода многоковшового экскаватора.

Экскаваторы непрерывного действия способны разрабатывать грунты I…III групп, не содержащие камней, пней и крупных включений.

классификация, карьерный, тяговый класс, таблица, типы, назначение

Бульдозер — самодвижущаяся землеройная машина, с помощью которой разрабатывают, планируют грунт, сыпучие материалы. Устройство бульдозера отличается простой конфигурацией, многообразием рабочих органов.

Современные бульдозеры

Назначение и общее устройство

Основные области использования машины — строительство, дорожное хозяйство, добыча полезных ископаемых. Назначение бульдозеров:

  • разрабатывать самостоятельно грунты 1-4 категорий, разрыхленные мерзлые, горные породы, перемещать их;
  • снимать плодородный грунт на этапе подготовки стройплощадки;
  • устраивать насыпи, выемки, каналы;
  • выравнивать территории, пологие откосы;
  • зачищать основания под фундаменты;
  • засыпать траншеи, канавы, котлованы, углубления;
  • подготавливать для добычи ископаемых рабочие зоны;
  • очищать площади, дороги от снега, мусора, камней;
  • рыхлить тяжелые, промерзшие грунты.

Общее устройство бульдозера предполагает наличие составляющих:

  • трактора с гусеничным или колесным движителем;
  • основного оборудования, которое располагается спереди трактора и крепится к его раме, называется отвалом, имеет рабочую поверхность цилиндрического типа, ножи, расположенные внизу, толкающую раму, управляющий поворотом и подъемом/опусканием механизм;
  • вспомогательного оборудования, представленного зубьями, которые используются для рыхления плотных пород, крепятся сзади трактора на раму.

Схема устройства

Принцип работы машины:

  • отвал с помощью системы управления, которая находится внутри кабины трактора, опускается на поверхность грунта;
  • трактор, передвигаясь, толкает отвал вперед;
  • рабочий орган за счет веса и нижних ножей врезается в толщу грунта и, срезая слой, перемещает его на нужное расстояние.

Современные бульдозеры могут:

  • весить — до 106 т;
  • иметь силовой агрегат мощностью до 600 кВт;
  • разрабатывать за 1 проход слой грунта толщиной до 80 см;
  • иметь отвал высотой до 2,3 м (с козырьком), шириной до 6,1;
  • поднимать отвал на высоту до 1,78 м.

Бульдозер с отвалом

Классифифкация

Классификация бульдозеров основана на их конструктивных особенностях, условиях работы. По этим признакам они могут отличаться:

  • климатическим исполнением, адаптированным для условий низких (до -50°С), тропических (до +45°С, с большим количеством осадков) температур;
  • движителем: гусеничным — эффективным для работ при бездорожье; колесным, позволяющим передвигаться по дорогам без нанесения им ущерба;
  • формой отвала, который бывает: прямым — имеет одинаковую форму по ширине; полусферическим — с загнутыми на ширину ножа вперед боковыми сторонами; сферическим — боковые стороны загнуты вперед на треть ширины отвала;
  • типом отвала, который бывает: неповоротным — расположен перпендикулярно оси агрегата и перемещается вверх/вниз; поворотным — имеет возможность установки под углом к направлению движения трактора; универсальным, состоящим из 2 половин, которые устанавливаются в любом положении;
  • назначением отвала: угольный; землеройный; для уборки мусора, отходов; скальный; для толкания скреперов.

Гусеничный бульдозер за работой

По управлению отвалом

Эта характеристика связана с возможностью подъема/опускания, поворота, перекоса, наклона отвала. Зависит от механизма управления, который бывает:

  • механическим: состоит из лебедки и системы канатных блоков (имеет также название канатно-блочного), сегодня практически не используется;
  • электромеханическим — отличается от первого типа присутствием электромоторов, приводящих во вращение лебедки;
  • гидравлическим, работающим от гидронасоса, имеющим исполнительные органы — гидроцилиндры.

По тяговому классу

По классу бульдозера можно определить его производительность. Класс зависит от мощности силового агрегата трактора, общего веса машины. Лучший показатель у изделий с большим значением обоих параметров. Классифицируют по нему механизмы, замеряя усилие, которое развивает машина на заднем крюке, передвигаясь по стерне. Тяговые классы бульдозеров приведены в таблице.

КлассыХарактеристикаМощность (кВт)Тяговое усилие

(т)

Предназначение
0,1-0,9сверхлегкий18,5-37до 0,6Садовые, способные перемещать небольшие объемы сыпучих и легких материалов.
1,4-4легкий37-950,6-3Очистка снега, уборка мусора, перемещение легких стройматериалов.
6-15средний104-1443-9Планировка, очистка территорий, площадок.
25-34тяжелый220-4059-35Является основным парком бульдозеров.
35Сверхтяжелыйболее 510более 35Разработка скальных пород.

Внеклассные бульдозеры

В их числе:

  • мини-бульдозеры с мощностью тракторов ниже класса 0,1, имеющие низкий уровень эффективности даже при снегоуборке;
  • дорожные машины и карьерный бульдозер, отличающиеся сверхмощными силовыми агрегатами, большими габаритами, используемые при возведении крупных сооружений, имеют высокую производительность.

Сверхмощный бульдозер

По назначению

По этому показателю типы бульдозеров бывают общего назначения — выполняют традиционные виды строительных, землеройно-планировочных работ при температурах -40…+40°С. Различают специализированные механизмы, с помощью которых ведутся подземные или подводные разработки, специальные виды работ. Такие механизмы используются при низких (до -60°С) и высоких (до +60°С) температурах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *