Трактор запорожец: Запорожец (трактор) — Википедия – Первенец отечественного машиностроения

Запорожец (трактор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2016; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 января 2016; проверки требуют 9 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Запорожец.
«Запорожец»
Проект, г 1923
Конструктор Л. А. Унгер
Выпускался, гг. 1923—1927
Производитель завод «Красный Прогресс»
Экземпляры ~500
Назначение общего назначения
Тип движителя колёсный
Рабочая скорость, км/ч 3,6
Транспортная скорость, км/ч 4,2
Полная масса, т 2,390
Двигатель переднее
Ширина, мм 2030
Высота, мм 1630
Марка двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Мощность, л.с. (кВт) 12 (8,8)

«Запоро́жец» — один из первых советских тракторов. Выпускался с 1923 года на заводе «Красный Прогресс» (впоследствии Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова) в городе Большой Токмак Запорожской области УССР[1].
Трактор был построен на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя калоризаторного типа[1]. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 16 л. с.

Табличка трактора «Запорожец»

Трактор создавался для обработки небольших наделов. Изготовлялся он из дешёвых и доступных материалов, поэтому был прост в производстве и эксплуатации[1].

Предназначался в основном для работы с двухкорпусным плугом. Также была возможность работы с другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения

[1].

«Запорожец» имел весьма необычную по теперешним меркам конструкцию. Трактор работал на нефтяном двигателе, зажигание смеси в котором происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя разогревали до каления. Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, сзади устанавливалось одно ведущее колесо[2]. . Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов[3].

Запорожець (трактор) — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Запорожець.

Запорожець — перший радянський трактор. Випускався з 1923 року на заводі «Красный Прогресс» (нині Дизелебудівний завод) в місті Великий Токмак Запорізької області Української РСР. Трактор був побудований на базі 12-сильного одноциліндрового двотактного нафтового двигуна калоризаторного типу. Згодом потужність двигуна збільшили до 16 к. с.

Проект трактора[ред. | ред. код]

Ще перед Першою світовою війною у селі Кічкас один із заводів приступив до розробки трактора за американськими зразками, але війна змусила припинити розробку. Лише в 1921 році, коли діяльність промислових підприємств стала потроху налагоджуватися, технічні керівники кічкаського заводу інженери Р. Ремпель і А. Унгер за підтримки запорізького Губметалу вирішили побудувати перший оригінальний трактор. Його будували без будь-яких креслень, ескізів, з випадкових матеріалів, а то й інших деталей машин, що опинилися під рукою. Головною своєю метою інженери ставили з’ясування практичної придатності двох конструктивних рішень: простого одноциліндрового двигуна, працюючого на чорній нафті, і одного робочого колеса, щоб в результаті отримати нескладний і недорогий трактор для сільського господарства

[1].

Протокол випробувань дослідного зразка (літо 1922 року) свідчив:

«Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5-3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)»[2].

Проект трактора для виробництва був переданий на токмацький завод «Красный прогресс» 29 вересня 1923 року, де на хвилі розпочатої політики українізації трактор назвали Запорожцем. Було запропоновано освоїти серійне виробництво. Цікаво, що свій шлях до заводу, майже в 90 верст від села Кічкас «Запорожець» пройшов своїм ходом. По шляху проходження для селян кілька разів демонструвалася оранка землі.

У газеті «Красное Запорожье» писали:

«Соревнования „Запорожца“ первого выпуска и гусеничного трактора „Холт“ Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине „Запорожец“ в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор „Холт“ — 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод № 14 удостоился Почетного диплома I степени»[2].

Серійне виробництво[ред. | ред. код]

Програма виробництва передбачала довести до 1924–1925 років випуск «Запорожців» до 300 штук на рік. Але реалізувати цей план не вдалося. Товарищ Сталін вимагав, що б на одній лінії випуску тракторів можна було б протягом декількох днів перейти на випуск танків, бронемашин… Півкустарне виробництво «Запорожця» не підходило до таких вимог.

Всього тракторів «Запорожець» на заводі «Красный прогресс» — з 1923 по 1926 рік було випущено близько 500 штук. З 1925 року на нього встановили вже 16 сильний двигун замість 12-и сильного.

Трактор «Запорожець» № 107 у Чернігівському історичному музеї ім. Тарновського

107й Запорожець[ред. | ред. код]

Відомий один факт використання на колгоспних полях трактора «Запорожець» у Чернігівській області Української РСР. На тракторі з номером № 107, тракторист і механік М. І. Роскот з Чернігівської області беззмінно відпрацював з 1924 по 1958 рік.

Колгоспники і сам тракторист любили і поважали свій трактор. Існує легенда, що під час Великої вітчизняної війни на колгоспне поле несподівано ступили німецькі солдати. Раптовість нападу змусила колгоспників кинути роботу і сховатися. Німецькі солдати побачивши, що в полі стоїть дивного вигляду машина, злякались і вирішили не чіпати невідомий механізм та пішли геть.

Врятовані таким чином колгоспники вирішили зберегти свій трактор. Роскот розібрав його, вузли та деталі надійно законсервував і закопав у надійному місці. Після визволення Чернігівщини деталі трактора викопали, «Запорожець» зібрали і він прийшов на допомогу зруйнованому колгоспу.

У 1958 році трактор визнали застарілим і замінили на нову машину. «Запорожець», завдяки інциденту в роки війни, потрапив до Чернігівського історичного музею, де зберігається донині.

У музею немає ані приміщення, ані місця під постамент для демонстрації трактора, тому він зберігається у внутрішньому дворі в приміщенні музейного складу.

  • Заводська табличка трактора «Запорожець» № 107

Запорожец (трактор) — Википедия. Что такое Запорожец (трактор)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Запорожец»
Проект, г 1923
Конструктор Л. А. Унгер
Выпускался, гг. 1923—1927
Производитель завод «Красный Прогресс»
Экземпляры ~500
Назначение общего назначения
Тип движителя колёсный
Рабочая скорость, км/ч 3,6
Транспортная скорость, км/ч 4,2
Полная масса, т 2,390
Расположение
Двигатель: переднее
Основные размеры
Ширина, мм 2030
Высота, мм 1630
Двигатель
Марка двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Мощность, л.с. (кВт) 12 (8,8)

«Запоро́жец» — один из первых советских тракторов. Выпускался с 1923 года на заводе «Красный Прогресс» (впоследствии Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова) в городе Большой Токмак Запорожской области УССР[1].
Трактор был построен на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя калоризаторного типа[1]. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 16 л. с.

Особенности конструкции

Табличка трактора «Запорожец»

Трактор создавался для обработки небольших наделов. Изготовлялся он из дешёвых и доступных материалов, поэтому был прост в производстве и эксплуатации

[1].

Предназначался в основном для работы с двухкорпусным плугом. Также была возможность работы с другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения[1].

«Запорожец» имел весьма необычную по теперешним меркам конструкцию. Трактор работал на нефтяном двигателе, зажигание смеси в котором происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя разогревали до каления. Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, сзади устанавливалось одно ведущее колесо. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов[2].

Примечания

Ссылки

Трактор Запорожец

Array
(
    [TAGS] => Трактора
    [~TAGS] => Трактора
    [ID] => 67965
    [~ID] => 67965
    [NAME] => Трактор Запорожец
    [~NAME] => Трактор Запорожец
    [IBLOCK_ID] => 1
    [~IBLOCK_ID] => 1
    [IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104
    [DETAIL_TEXT] => 


История создания трактора "Запорожец"

В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без  чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. 

Опытный образец трактора Запорожец был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8. 

Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до красна. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды. 

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов. 

Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как Запорожец, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)». 

Запорожец решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторовмодернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. 

 Спрос на трактор марки Запорожец был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли Запорожец, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного аналога. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск Запорожцев до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу Запорожца. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Всего тракторов Запорожец было выпущено около 500 штук

Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. Запорожец прост в производстве и эксплуатации. Трактор Запорожец имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.




ТРАКТОР ЗАПОРОЖЕЦ: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.

Технические характеристики трактора Запорожец

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Номинальная мощность двигателя, л.с. 12
Мощность на крюке, л.с. 6
Топливо сырая нефть
Количество передач 
вперед 1
назад отсутствует
Скорость движения, км/ч 
вперед 3,6
Габариты размеры, мм 
длина 
ширина 2030
высота (по капоту) 1630
Масса трактора, кг 1920

Читайте также:

ТРАКТОР Т-4А: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО, РЕМОНТ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

Т-150КМ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРАКТОРА

ТРАКТОР МТЗ-82 — СУРОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ

ТРАКТОР Т-150 ИЛИ В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

Источник:  zazsila.ru

[~DETAIL_TEXT] =>


История создания трактора "Запорожец"

В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без  чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. 

Опытный образец трактора Запорожец был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8. 

Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до красна. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды. 

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов. 

Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как Запорожец, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)». 

Запорожец решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторовмодернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. 

 Спрос на трактор марки Запорожец был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли Запорожец, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного аналога. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск Запорожцев до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу Запорожца. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Всего тракторов Запорожец было выпущено около 500 штук

Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. Запорожец прост в производстве и эксплуатации. Трактор Запорожец имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.




ТРАКТОР ЗАПОРОЖЕЦ: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.

Технические характеристики трактора Запорожец

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Номинальная мощность двигателя, л.с. 12
Мощность на крюке, л.с. 6
Топливо сырая нефть
Количество передач 
вперед 1
назад отсутствует
Скорость движения, км/ч 
вперед 3,6
Габариты размеры, мм 
длина 
ширина 2030
высота (по капоту) 1630
Масса трактора, кг 1920

Читайте также:

ТРАКТОР Т-4А: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО, РЕМОНТ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

Т-150КМ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРАКТОРА

ТРАКТОР МТЗ-82 — СУРОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ

ТРАКТОР Т-150 ИЛИ В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

Источник:  zazsila.ru

[DETAIL_TEXT_TYPE] => html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html [PREVIEW_TEXT] => В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без  чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. [~PREVIEW_TEXT] => В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. [PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [TIMESTAMP_X] => 13.09.2017 09:05:03 [~TIMESTAMP_X] => 13.09.2017 09:05:03 [ACTIVE_FROM] => 13.09.2017 [~ACTIVE_FROM] => 13.09.2017 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/67965/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/67965/ [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [CODE] => traktor_zaporozhets [~CODE] => traktor_zaporozhets [EXTERNAL_ID] => 67965 [~EXTERNAL_ID] => 67965 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LID] => s1 [~LID] => s1 [NAV_RESULT] => [DISPLAY_ACTIVE_FROM] => 13.09.2017 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Трактор Запорожец [SECTION_META_KEYWORDS] => трактор запорожец [SECTION_META_DESCRIPTION] => В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. [SECTION_PAGE_TITLE] => Трактор Запорожец [ELEMENT_META_TITLE] => Трактор Запорожец [ELEMENT_META_KEYWORDS] => трактор запорожец [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Трактор Запорожец [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Трактор Запорожец [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Трактор Запорожец [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Трактор Запорожец [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Трактор Запорожец [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Трактор Запорожец [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Трактор Запорожец [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Трактор Запорожец [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Трактор Запорожец ) [FIELDS] => Array ( [TAGS] => Трактора ) [DISPLAY_PROPERTIES] => Array ( ) [IBLOCK] => Array ( [ID] => 1 [~ID] => 1 [TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [LID] => s1 [~LID] => s1 [CODE] => news [~CODE] => news [NAME] => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [SORT] => 500 [~SORT] => 500 [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [PICTURE] => [~PICTURE] => [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [RSS_TTL] => 24 [~RSS_TTL] => 24 [RSS_ACTIVE] => Y [~RSS_ACTIVE] => Y [RSS_FILE_ACTIVE] => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N [RSS_FILE_LIMIT] => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 [RSS_FILE_DAYS] => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 [RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N [XML_ID] => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 [TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [~TMP_ID] => c83b747129a532c27a029fc5ccf0d07c [INDEX_ELEMENT] => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y [INDEX_SECTION] => Y [~INDEX_SECTION] => Y [WORKFLOW] => N [~WORKFLOW] => N [BIZPROC] => N [~BIZPROC] => N [SECTION_CHOOSER] => L [~SECTION_CHOOSER] => L [LIST_MODE] => [~LIST_MODE] => [RIGHTS_MODE] => S [~RIGHTS_MODE] => S [SECTION_PROPERTY] => N [~SECTION_PROPERTY] => N [PROPERTY_INDEX] => N [~PROPERTY_INDEX] => N [VERSION] => 1 [~VERSION] => 1 [LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [EDIT_FILE_BEFORE] => [~EDIT_FILE_BEFORE] => [EDIT_FILE_AFTER] => [~EDIT_FILE_AFTER] => [SECTIONS_NAME] => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы [SECTION_NAME] => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел [ELEMENTS_NAME] => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости [ELEMENT_NAME] => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость [CANONICAL_PAGE_URL] => [~CANONICAL_PAGE_URL] => [EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [LANG_DIR] => / [~LANG_DIR] => / [SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru ) [SECTION] => Array ( [PATH] => Array ( [0] => Array ( [ID] => 104 [~ID] => 104 [TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 [MODIFIED_BY] => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 [DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 [CREATED_BY] => 1 [~CREATED_BY] => 1 [IBLOCK_ID] => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 [IBLOCK_SECTION_ID] => [~IBLOCK_SECTION_ID] => [ACTIVE] => Y [~ACTIVE] => Y [GLOBAL_ACTIVE] => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y [SORT] => 5 [~SORT] => 5 [NAME] => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи [PICTURE] => [~PICTURE] => [LEFT_MARGIN] => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 [RIGHT_MARGIN] => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 [DEPTH_LEVEL] => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 [DESCRIPTION] => [~DESCRIPTION] => [DESCRIPTION_TYPE] => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text [SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [CODE] => [~CODE] => [XML_ID] => 104 [~XML_ID] => 104 [TMP_ID] => [~TMP_ID] => [DETAIL_PICTURE] => [~DETAIL_PICTURE] => [SOCNET_GROUP_ID] => [~SOCNET_GROUP_ID] => [LIST_PAGE_URL] => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ [SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ [IBLOCK_TYPE_ID] => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news [IBLOCK_CODE] => news [~IBLOCK_CODE] => news [IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 [EXTERNAL_ID] => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 [IPROPERTY_VALUES] => Array ( [SECTION_META_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_META_KEYWORDS] => интересные статьи [SECTION_META_DESCRIPTION] => [SECTION_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_META_KEYWORDS] => интересные статьи [ELEMENT_META_DESCRIPTION] => [ELEMENT_PAGE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [SECTION_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_PREVIEW_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_ALT] => Интересные статьи [ELEMENT_DETAIL_PICTURE_FILE_TITLE] => Интересные статьи ) ) ) ) [SECTION_URL] => /news/104/ )
Трактор Запорожец

13.09.2017


История создания трактора «Запорожец»

В Кичкассе еще перед первой мировой войной один из заводов приступил к опытной постройке трактора по образцу американского «Флоур-Сити», а Южные заводы общества А. Копп выпустили несколько тракторов с немецкими двигателями мощностью 35 л.с. Но война заставила прекратить опыты. Лишь в 1921 году, когда деятельность промышленных предприятий стала понемногу налаживаться, технические руководители кичкасского завода инженеры Г. Ремпель и А. Унгер при поддержке запорожского Губметалла решили построить первый оригинальный трактор. Его строили без  чертежей, по эскизам, нарисованным карандашом, из подручных материалов, а то и деталей других машин, оказавшихся под рукой. Главной своей целью инженеры ставили выяснение практической пригодности двух конструктивных решений — простого одноцилиндрового двигателя, работающего на черной нефти, и одного рабочего колеса, чтобы в результате получить несложный и недорогой трактор для сельского хозяйства. 

Опытный образец трактора Запорожец был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8. 

Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до красна. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой. Из-за низкого КПД и негерметичности для вспашки одной десятины расходовалось 28 кг черной нефти и 50 литров воды. 

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов. 

Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как Запорожец, мог легко освоить даже малограмотный крестьянин. Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)». 

Запорожец решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторовмодернизированной конструкции. Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. 

 Спрос на трактор марки Запорожец был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «Фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли Запорожец, уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзод» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного аналога. Программой-максимумом предполагалось довести к 1924—1925 годам выпуск Запорожцев до 300 штук в год. Однако ход дальнейших событий сложился не в пользу Запорожца. Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Всего тракторов Запорожец было выпущено около 500 штук

Трактор предназначен для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов. Запорожец прост в производстве и эксплуатации. Трактор Запорожец имеет следующие конструктивные особенности: рамная конструкция и три колеса (одно ведущее заднее и два направляющих передних). При такой схеме не нужен сложный в производстве дифференциал. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Коробка передач отсутствовала. Изменение скорости и направления движения происходило при изменении частоты и направления вращения коленчатого вала. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.




ТРАКТОР ЗАПОРОЖЕЦ: 1 — передний мост, 2 — радиатор, 3 — помпа, 4 — двигатель, 5 — муфта сцепления, 6 — система разогрева двигателя, 7 — многоступенчатый редуктор, 8 — выхлопная труба, 9 — бак для горючего, 10 — тяга газа, 11 — рычаг сцепления, 12 — кожух ведущего колеса, 13 — ведущее колесо, 14 — прицепной узел.

Технические характеристики трактора Запорожец

Тип трактора колесный, общего назначения
Тип двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Номинальная мощность двигателя, л.с. 12
Мощность на крюке, л.с. 6
Топливо сырая нефть
Количество передач 
вперед 1
назад отсутствует
Скорость движения, км/ч 
вперед 3,6
Габариты размеры, мм 
длина 
ширина 2030
высота (по капоту) 1630
Масса трактора, кг 1920

Читайте также:

ТРАКТОР Т-4А: ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ФОТО, РЕМОНТ

ГУСЕНИЧНЫЕ ТРАКТОРА СССР. ИСТОРИЯ ТРАКТОРОВ В СССР

Т-150КМ ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТРАКТОРА

ТРАКТОР МТЗ-82 — СУРОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ

ТРАКТОР Т-150 ИЛИ В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ

Источник:  zazsila.ru

Просмотров: 1769


Запорожец (трактор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Запорожец.
«Запорожец»
Проект, г 1923
Конструктор Л. А. Унгер
Выпускался, гг. 1923—1927
Производитель завод «Красный Прогресс»
Экземпляры ~500
Назначение общего назначения
Тип движителя колёсный
Рабочая скорость, км/ч 3,6
Транспортная скорость, км/ч 4,2
Полная масса, т 2,390
Двигатель переднее
Ширина, мм 2030
Высота, мм 1630
Марка двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Мощность, л.с. (кВт) 12 (8,8)

«Запоро́жец» — один из первых советских тракторов. Выпускался с 1923 года на заводе «Красный Прогресс» (впоследствии Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова) в городе Большой Токмак Запорожской области УССР[1].
Трактор был построен на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя калоризаторного типа[1]. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 16 л. с.

Особенности конструкции

Табличка трактора «Запорожец»

Трактор создавался для обработки небольших наделов. Изготовлялся он из дешёвых и доступных материалов, поэтому был прост в производстве и эксплуатации[1].

Предназначался в основном для работы с двухкорпусным плугом. Также была возможность работы с другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения[1].

«Запорожец» имел весьма необычную по теперешним меркам конструкцию. Трактор работал на нефтяном двигателе, зажигание смеси в котором происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя разогревали до каления. Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, сзади устанавливалось одно ведущее колесо[2]. . Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов[3].

Примечания

Ссылки

Запорожец (трактор) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Запорожец.
«Запорожец»
Проект, г 1923
Конструктор Л. А. Унгер
Выпускался, гг. 1923—1927
Производитель завод «Красный Прогресс»
Экземпляры ~500
Назначение общего назначения
Тип движителя колёсный
Рабочая скорость, км/ч 3,6
Транспортная скорость, км/ч 4,2
Полная масса, т 2,390
Расположение
Двигатель: переднее
Основные размеры
Ширина, мм 2030
Высота, мм 1630
Двигатель
Марка двигателя 1-цилиндровый двухтактный калоризаторного типа
Мощность, л.с. (кВт) 12 (8,8)

«Запоро́жец» — один из первых советских тракторов. Выпускался с 1923 года на заводе «Красный Прогресс» (впоследствии Дизелестроительный завод имени С. М. Кирова) в городе Большой Токмак Запорожской области УССР[1].
Трактор был построен на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя калоризаторного типа[1]. Впоследствии мощность двигателя увеличили до 16 л. с.

Особенности конструкции

Табличка трактора «Запорожец»

Трактор создавался для обработки небольших наделов. Изготовлялся он из дешёвых и доступных материалов, поэтому был прост в производстве и эксплуатации[1].

Предназначался в основном для работы с двухкорпусным плугом. Также была возможность работы с другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения[1].

«Запорожец» имел весьма необычную по теперешним меркам конструкцию. Трактор работал на нефтяном двигателе, зажигание смеси в котором происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя разогревали до каления. Чтобы не применять сложный в изготовлении дифференциал, сзади устанавливалось одно ведущее колесо. Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов[2].

Примечания

Ссылки

Без малого сто лет назад, в 1882 году, был построен на берегах тогда полноводного Токмака завод земледельческих машин. Чтобы обрабатывать плодородные запорожские земли, понадобились орудия. Собственно, заводов было два: германского и австрийского подданных, Фукса и Клейнера. Рабочие — украинцы, русские, немцы, трудовой окрестный люд — жили бедно, работали честно.

С ранней весны 1904 года рабочие завода Фукса объявили забастовку, а в мае помогали бастовавшей Корчи. В Большом Токмаке имелась партийная организация, распространялись прокламации РСДРП. Именно здесь подпольно печаталось знаменитое воззвание героев-потемкинцев; годы первой революции, столыпинской реакции, гражданской войны прочно связаны с именами революционеров Петра Моисеенко, П. М. Никифорова, красного командира П. Е. Дыбенко, большевика, впоследствии ставшего первым советским директором завода, И. Т. Леппика…

Рабочие не являлись на мобилизацию в «добровольческую» армию белых, они поддерживали и установили окончательно Советскую власть. Выгнав со своей земли «черных баронов», жители местечка продолжали думать не только о себе — среди других насущных дел заготовили и отослали эшелон хлеба голодающей трудовой Москве… Конечно, народное движение не кончилось с установлением власти, оно только набирало силу. Изменилось название города, менялся и рос завод. Некогда самые крупные предприятия Токмака — заводы Фукса и «Киранон» в 22-м году слились в один, получивший название «Красный прогресс».

Шли годы. Первые пятилетки. Война. Завод работает на оборону страны. Принцип солидарности — за всех, ради всех — живет в сердцах.

Восстановление. Переход к выпуску дизелей. Завод растет. Вспоминает о былом. Ничего не забыть: ни героев, ни достижений. Таков его характер. Появляются мемориалы в честь первых революционеров и доски Почета передовиков-современников, книга «Так рождались традиции», музей завода…

На дизелестроительном заводе имени С. М. Кирова возникает почин: восстановить самый первый, «23-го года рождения» отечественный трактор. Этот «Запорожец» первой партии в том же году был отправлен в Москву на первую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку, предшественницу нашей ВДНХ.

Было решено: к 110-й годовщине со дня рождения Ильича «Запорожцы» первого выпуска будут стоять в подмосковных Горках, Ульяновском мемориале и ленинградском филиале Центрального музея В. И. Ленина. За право поездки в эти замечательные места для торжественной установки сделанных своими руками экспонатов соревновалась вся молодежь завода.

И как соревновались? Собственно сборка моделей началась в заводских мастерских профтехучилищ — здесь учатся ребята, решившие овладеть профессией токаря, зуборезчика, слесаря, лекальщика, и, освоив ее, работать на заводе (предприятие, к слову сказать, огромное и давно выпускает не сельскохозяйственный инвентарь, а мощные дизели, турбины — весьма сложную современную продукцию).

В свободное время бесплатно каждый участник изготавливал в своем цехе одну из 3500 деталей трактора. А руководил сборкой старый мастер, одно из глазных действующих лиц почина, Евгений Григорьевич Щуров. Он был учеником на заводе, когда тот изготовлял «Запорожец», работал здесь же, учил молодежь в заводском ФЗУ, потом ПТУ, ушел на пенсию, но ненадолго: вернулся ради дела. Он, очевидец, вспоминает: опытный образец конструкции инженера Л. А. Унгера был создан поблизости, на небольших кичкасских госзаводах и передан «Красному прогрессу» для серийного выпуска.

Каким он был с виду? Довольно забавным по нынешним временам. Меньше «фордзона». Тракторист сидел высоко, как на велосипеде. Сходство заключалось еще в том, что трактор был трехколесным, с одним ведущим задним колесом, и только это колесо имело 218 деталей. На поворотах машина не обладала еще достаточной устойчивостью, иногда опрокидывалась, зато была проста в эксплуатации.

Ее свойства демонстрировались на сельхозвыставке в Москве, которую осматривал В. И. Ленин, на полях Петровской сельскохозяйственной академии, и за границей, в Персии, на первой сельскохозяйственной выставке в Тегеране. Тогда советские экспонаты были награждены золотой медалью, дипломами, Почетными грамотами. Молодая советская техника вызвала восхищение у персидских крестьян.

Глазной отличительной чертой трактора было то, что он работал на сырой нефти, а не на бензине, как европейские (баллон, из которого горючее самотеком поступало в двигатель, крепился на крыле). Это было проще и дешевле. Известный советский ученый-машиностроитель Л. К. Мартенс уже в те дни, говоря о «Запорожце», утверждал, что «будущий русский трактор должен быть простой, дешевой и долговечной машиной, работающей на нефти, а не на бензине»…

Старый мастер и молодые рабочие увлечены восстановлением «Запорожца» для будущего. Но возродить исчезнувшее всегда трудно. До наших дней дожил только «Запорожец» серийного выпуска за № 107, хранимый Черниговским музеем. Стали искать. И удача. Фото из семейного архива, на котором изображены первые трактора на заводском дворе, ждущие отправки, принес рабочий — сын рабочего, сделавшего снимок. Разыскали и другие фото тракторов, «братьев» черниговского экспоната, имевших уже не 12, а 18 лошадиных сил, и несколько иной внешний вид. От них решили вернуться к модели первой.

— Берегу для истории, — говорит Щуров и протягивает папку с документами, конструкциями, рабочими чертежами, кропотливо воссозданными по описаниям и фотографиям.

Его фраза звучит многозначительно и гордо. Да, он вправе сказать так…

— В двадцать втором цехе и других делают по нашим чертежам только отдельные детали, а сюда приходят посмотреть, что получается в целом, — продолжает Евгений Григорьевич. Но тут подходит помощник его по сборке на этот день комсомолец Станислав Дубинин. В руках у него только что изготовленный из латуни, как в давние времена, радиатор.

Сборка первого трактора (и сам процесс, и соревнование за право поездки в Ульяновск, Москву, Ленинград) — лишь этап начатого ранее движения: восстановить и сохранить для потомков историю завода.

Еще один старожил, главное действующее лицо этой заводской эпопеи — Николай Петрович Сосна, Этот человек начинал в Токмаке собкором запорожской газеты. Заинтересовался историей города и завода; будучи журналистом, собрал и посейчас собирает обширный и любопытнейший материал.

Конечно, Сосна связан со сборщиками первого трактора. Они идут к нему за советом. Николай Петрович — основатель и общественный директор заводского музея. Многие его экспонаты, находки помогли воссоздать первый трактор. Да и сама идея возрождения машины родилась среди активистов музея. Это и ветераны, как, например, Борис Николаевич Киба (30 лет на заводе, 12 помогает музею), и прежний секретарь комитета комсомола Сергей Ивахненко, и экскурсоводы, ученики Николая Петровича, молодые работницы Людмила Овчаренко, Ирина Марусина… Находятся все новые документы, свидетельства минувших лет.

Заводчане решили сделать несколько экземпляров первой модели. Один вместе с копиями найденных документов будет передан в новый городской краеведческий музей; другой оставлен в заводском. Хотят подарить трактор и своему техучилищу, где он начал обретать вторую жизнь. Собираются поставить и у проходной — глядите, мол, входящие гости, с чего начинался наш завод в начале 20-х…

Нынешний секретарь комитета комсомола Николай Кривцун рассказал, что комитет взял в свои руки бразды правления этим своеобразным соревнованием. Каждый месяц подводились итоги. В заводской газете «Кировец» из номера в номер публиковались материалы о каком-либо передовике сборки исторического трактора, рассказывалось, что нового внес именно он в общее дело.

Сейчас имена победителей уже названы. В год недавнего ленинского юбилея они сами отвезли свои подарки — модели первого отечественного трактора — в Ульяновск, Ленинград и подмосковные Горки.

Л. СЕРГЕЕВА

Опытный образец трактора «Запорожец» был создан на небольших кичкасских госзаводах сельскохозяйственного машиностроения № 14 и № 11 под руководством инженера Л. А. Унгера. Трактор строился на базе 12-сильного двухтактного одноцилиндрового нефтяного двигателя «Триумф» производства большетокмакского госзавода № 8.

Зажигание смеси в нем происходило от запальной головки, которую перед пуском двигателя минут 15—20 разогревали до каления. Момент зажигания регулировался подачей воды в цилиндр, охлаждался двигатель водой.

Редуктор, закрытый в плотный металлический корпус, предохранял шестерни от грязи и пыли. Вместо шариковых подшипников и баббитовых вкладышей применялись бронзовые втулки. В случае износа их можно было изготовить в любой мастерской. Мощность от двигателя к колесам передавалась через фрикционную муфту с обшивкой из сыромятной кожи.

Трактор передвигался только с одной скоростью — 3,6 км/ч. Правда, в некоторых пределах она все же изменялась воздействием на маятниковый регулятор изменения числа оборотов.

Тракторное дело в молодой Советской Республике только зарождалось, не было и речи о высококвалифицированных механиках, база эксплуатации и ремонта ограничивалась сельской кузницей. Работу же на такой несложной машине, как «Запорожец», мог легко освоить даже малограмотный крестьянин и ухаживать за ней как за «механической лошадью». Протокол испытаний опытного образца (лето 1922 года) констатировал: «Трактор с 12-сильным двигателем, расходующим около двух пудов черной нефти на десятину, при глубине вспашки до четырех вершков свободно снимал пласт земли в 65 квадратных вершков. Трактор мог вспахать 1,5—3 десятины земли в день (в зависимости от глубины вспашки)».

«Запорожец» решили усовершенствовавать и обеспечить его изготовление чертежами и моделями. Было построено 10 тракторов модернизированной конструкции.

Образец прибыл на токмакский завод «Красный прогресс» 29 сентября 1923 года. Здесь предусматривалось освоить его серийное производство. Путь почти в 90 верст от села Кичкаса «Запорожец» проделал своим ходом без малейших поломок. В пути следования дли крестьян несколько раз демонстрировалась вспашка земли «механическим конем»…

«Соревнования «Запорожца» первого выпуска и гусеничного трактора «холт» Обуховского завода на полях Петровской сельскохозяйственной академии осенью 1923 года прошли в пользу отечественного первенца. На вспашку десятины земли при четырехвершковой глубине «Запорожец» в среднем тратил около 30 кг нефти. Трактор «холт» — 36 кг керосина. За оригинальную конструкцию трактора применительно к условиям СССР, при хорошей сборке, производительности и тяговых усилиях госзавод N14 удостоился Почетного диплома I степени.

Спрос на трактор марки «Запорожец» был большой. Особенно он возрос после испытаний, проведенных вместе с американским «фордзоном» весной 1925 года. Вспашку десятины земли «Запорожец», уже имевший 16 л. с., заканчивал на 25 минут раньше. При этом расход нефти составлял 17,6 кг. «Фордзон» сжигал 36 кг керосина. По всем показателям питомец «Красного прогресса» выглядел лучше заграничного коллеги.

Ход дальнейших событий сложился не в пользу «Запорожца». Победило направление массового производства. К этому времени уже прояснились горизонты первой пятилетки, перед страной стояли грандиозные задачи, нужны были крупные предприятия.

Строительство тракторов «Запорожец» продолжалось до конца 1926 года. Их было выпущено более 500 шт. (по некоторым данным — до 800 шт.). Но еще долго урчал на полях первых колхозов этот непритязательный «трехколесник», помогая крестьянам идти в «коммунию».

На тракторе «Запорожец» №107, например, замечательный тракторист и механик М. И. Роскот из Черниговской области бессменно работал с 1924 по 1958 год. В годы немецко-фашистской оккупации он разобрал трактор, узлы и детали надежно спрятал. После освобождения. «Запорожец» пришел ка помощь разоренной земле.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *