Первый в россии трактор: Трактор — Википедия – история и фото :: SYL.ru

Содержание

СХТЗ 15/30 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

СХТЗ 15/30
KHTZ tractor 15-30.jpg
Выпускался, гг. 1930—1950
Производитель Сталинградский тракторный завод
Экземпляры 390 500
Тип движителя колёсный без резины
Рабочая скорость, км/ч 3,5 — 7,4
Полная масса, т 3
Кабина сзади
Двигатель спереди
Мощность, л.с. (кВт) 31,5 (23,2)
Тип трансмиссии механическая
Тип подвески жёсткая
Способ управления поворотом передними колёсами
Пневмооборудование нет
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

СХТЗ 15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом[1].

Всего было выпущено 390 500 тракторов, на тракторостроительных заводах производство тракторов было свёрнуто в 1937 году (оба завода были переориентированы на производство пахотных гусеничных тракторов СХТЗ-НАТИ)[2], позднее, в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе

[1].

Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин[1].

Commons-logo.svg Трактор Интернешнл 15/30 Commons-logo.svg Монумент «Слава труженикам села» в Москве

Трактор был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени «Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester».

Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра, рамную конструкцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч[1].

Трактор СХТЗ установлен около краеведческого музея в городе Славгород Алтайского края

  • Частично восстановленный трактор СТХЗ 15/30 установлен на постаменте в центре посёлка Магнитный Агаповского района Челябинской области, год выпуска 1936.
  • Модель трактора СХТЗ 15/30 в масштабе 1:43 07.08.2015 под номером 14 вышла в журнальной серии «Тракторы: история люди машины».
  • Трактор СХТЗ 15/30 появляется в игре «В тылу врага 2: Братья по оружию» под именем «Ultra-1».

10 российских тракторов | Журнал Популярная Механика

В наших сельских угодьях можно встретить много тракторов иностранного производства. Это и практические родные Belarus, и заокеанские John Deere. Но в России тоже делаются свои трактора, причём на мировом уровне.

Самый популярный трактор в России — это, конечно, «Беларус». Он не только поставляется из братского государства, но и производится по лицензии на нескольких заводах в России. Также у нас есть лицензионные производства, например, немецких Claas и ещё ряда иностранных тракторов.

Но сегодня мы поговорим о собственном трактором производстве — наш бренд, наш трактор.

«Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону). Российский лидер по производству сельхозтехники — комбайнов, тракторов, косилок и так далее, в общем — полная гамма для ухода за пашнями и пастбищами. Причём это компания с серьёзной историей — первые грабли, плуги и сеялки были выпущены заводом в далёком 1929 году. На снимке — Rostselmash Versatile 2375 — сверхсовременный трактор с двигателем Cummins, одна из самых популярных моделей бренда.

«Агромаш» (Чебоксары). Крупный тракторный бренд, входящий в состав концерна «Тракторные заводы». Производит комбайны, тракторы, коммунальную технику, сельскохозяйственное оборудование. Производство интегрировано с другим брендом «Тракторных заводов», «Промтрактором», и ведёт родословную от основанного в 1972 году Чебоксарского завода промышленных тракторов. Также тракторы бренда строятся на других заводах холдинга — во Владимире и в Волгограде. На снимке — универсальный трактор «Агромаш-180ТК».

Terrion (Санкт-Петербург — Тамбов). Бренд предприятия «Агротехмаш», делающего комбайны, спецтехнику и, конечно, трактора. Основные производственные мощности расположены в Тамбове. Компания появилась в 1997 году, начинала как дилер иностранной техники, а в 2002-м представила первый собственный трактор, разработанный совместно с немцами. На снимке — одна из основных моделей компании, Terrion ATM 7360.

«Кировец» (Санкт-Петербург). Легендарный советский бренд, основанный как Кронштадтский чугунолитейный завод ещё в 1801 году. Тракторы строит с 1924 года, ныне работает под брендом дочернего предприятия АО «Петербургский тракторный завод». На снимке — пятое поколение тракторов «Кировец», модель серии К-744Р. Производится эта модель в 7 комплектациях — с двигателями Mercedes-Benz, ТМЗ и ЯМЗ.

«Балтиец» (Санкт-Петербург). Духовный собрат «Кировца», но — молодой. Завод и бренд появились в 2000 году, сперва там производилось навесное оборудование, а с 2006-го — и собственные трактора. Сегодня «Балтиец» делает лесную, аэродромную, коммунальную и прочую технику очень широкого спектра. На снимке — сельскохозяйственный трактор общего назначения «Балтиец» К-707Т с двигателем ЯМЗ.

КАМТЗ (Набережные Челны). Камский тракторный завод делает трактора под брендом ТТХ, что расшифровывается как «Тракторы твоего хозяйства». Было несколько попыток открыть производство тракторов на мощностях «КамАЗа», первая в 1985 году, но лишь эта, образца 2012 года, имела успех. На снимке — универсальный трактор КАМТЗ ТТХ-215.

ВТЗ (Волгоград). Входя в концерн «Тракторные заводы», основанный в 1930 году Волгоградский тракторный завод делает трактора «Агромаш» и разное навесное оборудование. Но есть в линейке и один трактор под собственным брендом — ВТЗ ДТ-75. Это неизменная модель завода с 1963 года, пережившая множество доработок и рестайлингов. На снимке — последняя версия с новой кабиной.

ЧТЗ (Челябинск). Челябинский тракторный завод основан в 1933 году и в основном производит бульдозеры, погрузчики, трубоукладчики и так далее. В линейке есть один трактор Т10 в двух конфигурациях — обычной и болотоходной. На снимке — ЧТЗ Т10МБ (болотоходная конфигурация).

«Алттрак» (Рубцовск). Завод «Алтайский трактор» специализируется на лесозаготовительной технике разного назначения, а также на технике для различных нужд тяжёлого машиностроения. Одно из направлений — это гусеничные трактора для сельхозцелей. Основан завод в 1941 году и, как ни странно, не «проглочен» концерном «Тракторные заводы». На снимке гусеничный сельскохозяйственный трактор «Алттрак Т-501».

«Петра-ЗСТ» (Санкт-Петербург). Компания, основанная в северной столице в 2003 году, сегодня производит различную дорожно-строительную технику, снегоочистители и несколько разновидностей сельскохозяйственных и промышленных тракторов. На рекламном снимке — модель «Петра-ЗСТ 390», универсальный трактор, один из наследников классического «Кировца».

10 основных производителей тракторов из России

Думаете производство тракторов в России не существует, а на наших полях можно встретить лишь легендарные «Беларус» из братского государства и американские John Deere? Как бы не так! Вот 10 российских производителей тракторов.

«Ростсельмаш» (Ростов-на-Дону)

Ростовская компания считается лидером в России по производству самой разной сельскохозяйственной техники — от комбайнов до тракторов. Интересно, что первые плуги и сеялки были выпущены в далеком 1929 году, т.е. у «Ростсельмаша» серьезная история. На фотографии — Rostselmash Versatile 2375 с двигателем Cummins. Один их самых популярных тракторов компании.

«Агромаш» (Чебоксары)

Этот тракторный бренд является частью объединения «Тракторные заводы», который производит полный спектр сельскохозяйственной техники. Производство объединено с другим тракторым брендом, «Промтрактором», история которого началась в 1972 году. На фотографии — универсальный трактор «Агромаш-180ТК».

Terrion (Санкт-Петербург — Тамбов)

Terrion — это бренд компании «Агротехмаш», которая занимается производством комбайнов, тракторов и спецтехники. Компания была основана в 1997 году и занималась продажей иностранной спецтехники. Первый трактор был выпущен в 2002 году, который они разрабатывали совместно с немцами. На фотографии — основная модель предприятия — Terrion ATM 7360.

«Кировец» (Санкт-Петербург)

Трактора легендарного бренда «Кировец» производит АО «Петербургский тракторный завод». История начинается еще в 1801 году, когда был основан Кронштадтский чугунолитейный завод, начавший выпуск тракторов в 1924 году. На фотографии — трактор пятого поколения с сочлененной рамой К-744Р.

«Балтиец» (Санкт-Петербург)

Трактор, очень похожий по компоновке на «Кировец». Их выпуск начался лишь в 2006 году, хотя компания и бренд существуют с 2000 года. «Балтиец» кроме тракторов выпускает лесозаготовительную, аэродромную, коммунальную и прочую спецтехнику. На фотографии — трактор общего назначения «Балтиец» К-707Т с двигателем ЯМЗ.

КАМТЗ (Набережные Челны)

Камский Тракторный завод выпускает трактора под брендом ТТХ — «Тракторы Твоего Хозяйства». Компания использует мощности КамАЗа для выпуска тракторов. Первая неудачная попытка организовать подобное производство была сделана в 1985 году, но удалось это сделать лишь в 2012 г. На фотографии — универсальный трактор КАМТЗ ТТХ-215.

ВТЗ (Волгоград)

Волгоградский Тракторный Завод был основан в 1930 году. Сейчас он производит тракторы «Агромаш» и входит в концерн «Тракторные заводы». У ВТЗ есть один трактор, который продолжает выпускаться под собственным брендом — это неоднократно модернизированный старичок ДТ-75. На фотографии — ВТЗ ДТ-75 с новой кабиной.

ЧТЗ (Челябинск)

Челябинский Тракторный Завод был основан в 1933 году. Сейчас он производит, в основном, строительную спецтехнику: бульдозеры, трубоукладчики и т.д., но линейка включает также трактор Т-10. На фотографии — ЧТЗ Т10МБ (болотоходная конфигурация).

«Алттрак» (Рубцовск)

Завод «Алтайский трактор» является специалистом по производству лесозаготовительной техники, но в их производственной линейке есть также сельскохозяйственные трактора. Завод был основан в 1941 году и сохраняет свою независимость. На фотографии — гусеничный трактор «Алттрак Т-501».

«Петра-ЗСТ» (Санкт-Петербург)

Еще один производитель из Северной столицы, который производит тяжелые трактора с сочлененной рамой. Компания была основана в 2003 году и кроме тракторов также выпускает различную спецтехнику. На фотографии — универсальный трактор «Петра-ЗСТ 390» — один из наследников «Кировца».

Трактор (хоккейный клуб) — Википедия

«Тра́ктор» — российский хоккейный клуб из Челябинска, выступающий в Континентальной хоккейной лиге.

Основан в 1947 году. С 2008 года выступает в КХЛ. Обладатель Кубка Континента, бронзовый призёр КХЛ в сезоне 2011/2012 и 2017/2018, а также серебряный призёр 2012/2013.

Команда основана 27 декабря 1947 года[1] по инициативе И. М. Зальцмана директора Челябинского Кировского завода. Представляла СК Челябинского тракторного завода. В чемпионатах страны выступала под названиями «Дзержинец» (1948—1953), «Авангард» (1954—1958) и «Трактор» (с сезона — 1958/1959).

Участие в чемпионатах СССР[править | править код]

В первенстве страны челябинцы дебютировали 1 января 1948 г. в турнире команд второй группы и в первом же сезоне завоевали право выступать в первой группе.

12 декабря 1948 года — день дебюта челябинского «Дзержинца» в высшей лиге. Первый соперник — чемпион страны ЦДКА. Автор первой шайбы челябинцев в высшей лиге — Георгий Женишек. Лучший бомбардир в первом сезоне — Виктор Шувалов, впоследствии выступавший в сборной СССР в одной тройке с Всеволодом Бобровым и Евгением Бабичем.

Сергей Иванович Захватов стал первым из челябинцев заслуженным тренером СССР в 50-х годах XX века (в советском хоккее под номером четыре).

В сезоне 1954/1955 «Авангард» впервые занял почётное четвёртое место. В сезоне 1961/1962 «Трактор» впервые победил знаменитый ЦСКА. В составе «Авангарда» (впоследствии «Трактора») в период с 1957—1964 годы играли: лучший вратарь команды тех лет — Юрий Никонов, Валерий Киселёв, защитники, среди которых — Борис Ржанников, Станислав Малков, Виктор Перегудов, Эдуард Поляков, Владимир Толстик, Геннадий Цыгуров, нападающие, среди которых — Анатолий Ольков, Геннадий Казаков, Виктор Кунгурцев, Герман Бурачков, Владимир Каравдин, Владислав Смирнов, Владимир Загородных, Владимир Курбатов, Владимир Пыжьянов, Геннадий Иванов (Савушкин), Анатолий Юшков, Юрий Садиков, Виктор Соколов, Николай Бец, Рудольф Документов и др.

С 1965 по 1968 годы «Трактор» играл во второй группе. Вернули команду в первую группу тренеры Виктор Иванович Столяров и Виктор Евгеньевич Соколов.

А наивысшего успеха в Кубке СССР «Трактор» добился, прорвавшись в финал — в переполненных «Лужниках» 6 сентября 1973 года в борьбе с именитым соперником ЦСКА челябинцы даже вели 2:0, но проиграли 2:5. Состав «Трактора»: вратарь Владимир Коршакевич; Владимир Суханов — Николай Макаров, Валерий Белоусов — Анатолий Картаев — Николай Шорин; Владимир Шабунин — Геннадий Цыгуров, Пётр Природин — Юрий Могильников — Валерий Аровин; Валерий Пономарёв — Сергей Григоркин, Михаил Природин — Николай Бец — Анатолий Егоркин; Александр Корниченко. Тренировал команду Альберт Петрович Данилов, впоследствии работавший в Омске и Ярославле.

Затем четыре сезона челябинцев тренировал заслуженный тренер СССР Кострюков, Анатолий Михайлович, приведший в сезоне 1976/1977 «Трактор» к бронзовым наградам (впервые за всю историю существования челябинского клуба в СССР). Состав: вратари Леонид Герасимов, Сергей Мыльников; защитники Борис Белов, Николай Макаров, Валерий Пономарёв, Сергей Стариков, Владимир Суханов, Сергей Тыжных, Геннадий Цыгуров, Владимир Шабунин; нападающие Валерий Белоусов, Николай Бец, Владимир Бородулин, Юрий Валецкий, Анатолий Егоркин, Валерий Евстифеев, Анатолий Картаев, Анатолий Махинько, Сергей Макаров, Борис Молчанов, Михаил Природин, Николай Шорин, Юрий Шумаков.

МХЛ, Суперлига и Высшая лига[править | править код]

В сезонах 1992/1993 и 1993/1994 «Трактор» дважды становился бронзовым призёром Межнациональной хоккейной лиги (так в те годы именовался чемпионат России). Состав: вратарь Андрей Зуев, защитники Вадим Гловацкий, Олег Давыдов, Валерий Никулин, Андрей Сапожников, Сергей Тертышный, Алексей Чикалин, Александр Шварев, нападающие Константин Астраханцев, Игорь Варицкий, Сергей Гомоляко, Равиль Гусманов, Сергей Иванов, Валерий Карпов, Андрей Кудинов, Павел Лазарев, Олег Мальцев, Максим Смельницкий, Игорь Федулов, Сергей Хрущев, Олег Черкасов, Евгений Бобыкин, Дмитрий Демидов, Евгений Зиновьев, Евгений Момот, Матвей Белоусов, Станислав Туголуков. К этим высоким достижениям привел команду тренер Валерий Белоусов.

После расформирования МХЛ в 1996 году создается Суперлига, в которой ХК «Трактор» участвовал до 1999 года, когда «вылетел» в Высшую лигу. Высшим достижением было 11-е место в сезоне 1996/1997.

Долгих семь лет клуб не мог вернуться в суперлигу и только в сезоне — 2005/2006 «Трактор», под руководством Г. Цыгурова, становится чемпионом России в высшей лиге и получает право участвовать в суперлиге.

Сезон-2006/2007 команда проводит упорно и занимает 17-е место, однако «прописку» в суперлиге сохраняет.

В межсезонье «Трактор» покидает главный тренер Г. Цыгуров, а ему на смену приходит воспитанник команды, бывший игрок НХЛ и ряда российских клубов А. Назаров. Старт сезона-2007/2008 для «Трактора» начинается с поражения от питерского СКА. Но два дня спустя, что именно такой хоккей нужен команде и городу в целом. 20 сентября «Трактор» уже на выезде в Балашихе берет свои очки, побеждая ХК МВД. Затем — поражение в Москве от «Динамо», дома — проигрыш московскому «Спартаку» и омскому «Авангарду». В январе 2008 года хоккеисты «Трактора» и «Ак Барса» установили мировой рекорд по количеству штрафного времени, набранного командами в одном матче — 378 минут. На следующий день после интервью капитана команды Андрея Николишина он был признан зачинщиком драки и получил 5+20 минут штрафного времени. Таким образом, рекорд составил 403 минуты. По итогам регулярного чемпионата, ХК «Трактор» занял 14-е место и гарантировал себе участие в плей-офф. На первой стадии плей-офф «Трактору» достался московский ЦСКА. Проиграв три матча со счётом: 6:0, 6:1, 3:2, «Трактор» уступил в серии со счётом 3:0.

КХЛ[править | править код]

Первые сезоны[править | править код]

Перед стартом первого сезона Континентальной хоккейной лиги команда пополнилась несколькими новыми игроками, такими как: Олег Кваша, Пьер Дажене, Мартен Гренье, Ян Платил, Андре Лакос. По ходу сезона в Трактор вернулся Равиль Гусманов. Первую половину чемпионата команда уверенно шла в первой десятке, даже успев полидировать в своем дивизионе на старте сезона. Однако ближе к новому году «Трактор» не смог сохранить набранного темпа и постепенно все ниже опускался в турнирной таблице.

17 января 2009 года была торжественно открыта новая домашняя арена ХК «Трактор»[2]. В матче открытия «белые медведи» обыграли своих соседей из Магнитогорска со счётом 3:2.

В концовке же чемпионата из десяти последних игр «Трактор» проиграл в восьми, заняв в итоге 12-е место в чемпионате. В первом раунде плей-офф «Трактору» достался мытищинский «Атлант». Проиграв три матча подряд с общим счётом 13:2, «Трактор» закончил выступление в розыгрыше кубка Гагарина. По итогам сезона, лучшим игроком команды болельщики признали Олега Квашу. В целом выступление команды в сезоне 2008/2009 руководством было признано удовлетворительным.

В связи с сокращением бюджета команды на 30 %[3] тренеры команды не смогли приобрести тех игроков, которых хотели, и удержать своих лидеров — Олега Квашу, Евгения Дадонова, Алексея Заварухина. Несмотря на это, команда хорошо стартовала, в первых восьми матчах хоккеисты одержали шесть побед (включая победу над СКА) при двух поражениях. Однако потом последовала череда поражений (4 победы, 17 поражений), в которую уложилась серия из четырёх поражений с разницей шайб 2—24. В дальнейшем команда чередовала победы с поражениями. Концовка регулярного чемпионата также не получилась, были проиграны последние пять матчей. Но «Трактор» смог завоевать место в плей-офф[4]. Из-за нестабильного выступления, почти весь сезон прошёл под знаком конфликта болельщиков и руководства «Трактора».[5][6]

В 1/8 финала кубка Гагарина хоккеисты «Трактора» встретились со своими принципиальными соперниками из магнитогорского «Металлурга». Хотя команда и проиграла в серии со счетом 3—1, но смогла навязать борьбу сопернику. По итогам чемпионата команда заняла 15-е место.

Бронза и серебро под руководством Белоусова[править | править код]

Перед новым сезоном в команду приходит новый главный тренер А. Сидоренко, который до этого возглавлял пензенский Дизель, однако провалив старт чемпионата он был уволен и на его место был утверждён Валерий Белоусов, который вернулся в «Трактор» спустя 15 лет. В сезоне 2010/11 «Трактор» финишировал на 9-м месте в Восточной конференции, не попав тем самым в плей-офф. По итогам чемпионата команда заняла 18-е место.

В межсезонье команда провела активную трансферную политику, в результате в команду пришли такие игроки как Ян Булис, Владимир Антипов, Петри Контиола, Станислав Чистов, Константин Панов, Майкл Гарнетт. В первых шести матчах «Трактор» одержал лишь одну победу в основное время, две по буллитам и потерпел три поражения. Однако в последовавшей серии из семи подряд побед в основное время обыграны такие команды как «Ак Барс», «Металлург» Магнитогорск, «Авангард» и «Динамо» Москва. В ноябре последовала шестиматчевая победная серия, в январе Трактор одерживает победу ещё в пяти матчах подряд. В ходе регулярного чемпионата «Трактор» одержал 32 победы в основное время, 2 в овертайме и 5 в серии буллитов и набрав 114 очков завоевал Кубок Континента, заняв первое место по итогам регулярного первенства. В первом раунде плей-офф «Трактор» встретился с «Югрой» из Ханты-Мансийска, которая была обыграна в пяти матчах. В третьем матче серии хоккеистам «Трактора» удалось отыграться со счета 2:6 и выиграть игру 7:6. Во втором раунде челябинские хоккеисты встретились с двукратным обладателем Кубка Гагарина, «Ак Барсом» и обыграли его в шести матчах. Запоминающимся стал пятый матч который закончился только в третьем овертайме и лишь 17 секунд не хватило чтоб побить рекорд КХЛ по продолжительности матча.[7] В финале Восточной конференции «трактористы» уступили омскому «Авангарду» (счёт в серии 1—4) и по итогам чемпионата завоевали бронзовые медали, впервые с 1994 года.

Лидерами команды стали Евгений Кузнецов, Константин Панов, Петри Контиола, Александр Рязанцев. Надёжную игру в воротах показывал Майкл Гарнетт, пропуская в среднем 1,97 при 92,2 % отражённых бросков.

Главной задачей клуба в межсезонье было переподписание своей молодой звезды Евгения Кузнецова. В итоге игрок продлил отношения с командой еще на два года[8]. Старт сезона команда провела уверенно. В первых десяти матчах «Трактор» одержал восемь побед при двух поражениях. После чего команда чередовала победы с поражениями. В итоге регулярный чемпионат ХК «Трактор» закончил на третьем месте в Восточной конференции. В плей-офф «Трактор» завоевал Кубок Восточной конференции и впервые вышел в финал Кубка Гагарина. На пути к первому финалу в истории челябинского клуба были обыграны: астанинский «Барыс» (счёт в серии 4—3), омский «Авангард» (счёт в серии 4—1) и казанский «Ак Барс» (счёт в серии 4—3). В финале Кубка Гагарина «трактористы» играли против московского «Динамо», которым уступили в упорнейшей серии со счётом 2—4, завоевав тем самым впервые в своей истории серебряные медали и почётное второе место чемпионата Континентальной Хоккейной Лиги.

Залогом успеха команды в сериях плей-офф стала надёжная игра вратаря Майкла Гарнетта, который провёл 5 «сухих матчей», пропуская в среднем 1,86 при 93,3 % отражённых бросков, а также успешные действия нападающих — Петри Контиолы, Яна Булиса, Станислава Чистова, Евгения Кузнецова, Максима Якуцени, Владимира Антипова, Андрея Костицына, Максима Карпова, Антона Глинкина, Егора Дугина, и главного открытия КХЛ сезона 2012/2013 в составе «Трактора» Валерия Ничушкина.

Общепризнанно, что этот сезон был лучшим за всю 65-летнюю историю челябинского клуба.[9]

Из лидеров в середняки[править | править код]

Летом команду покинули сразу 13 хоккеистов, особенно масштабной перестройка стала в оборонительных рядах. Команду покинули шесть защитников — Александр Шинин, Вячеслав Белов, Геннадий Разин, Дерон Куинт, Никита Нестеров и Дмитрий Костромитин. На их места взяли опытных — Рената Мамашева, Максима Кондратьева, Александра Гуськова, Алексея Бондарева, а также молодого защитника Михаила Флягина. Из игроков нападения из клуба ушли — Владимир Антипов, Максим Якуценя, Николай Лемтюгов, Максим Карпов и Валерий Ничушкин. Им на смену пришли лучшие бомбардиры карагандинской «Сарыарки» из ВХЛ — Семён Кокуёв и Дмитрий Цыбин, а также Лаурис Дарзиньш и Денис Абдуллин, перешедшие из казанского «Ак Барса». Также клуб пополнил Антон Курьянов, перешедший из омского «Авангарда». По ходу сезона в главную команду был переведён защитник Артём Бородкин из челябинского «Челмета». В итоге, «Трактор» финишировал на 9-м месте в Восточной конференции, не попав тем самым в плей-офф. По итогам чемпионата команда заняла 19-е место.

В межсезонье команду покинули Евгений Кузнецов, Петри Контиола, а также главный тренер Валерий Белоусов. 19 мая 2014 года новым наставником клуба стал финн Карри Киви, который стал первым иностранным главным тренером в истории «Трактора». Из-за неудачного старта команды в чемпионате, Карри Киви был освобождён от занимаемой должности уже 22 октября 2014, а на его место был назначен бывший игрок «Трактора», Андрей Николишин, для которого это стало дебютом в качестве главного тренера. По итогам регулярного чемпионата «Трактор» занял 7-е место в Восточной конференции. В первом раунде плей-офф в соперники «челябинцам» досталась «Сибирь» из Новосибирска, которая оказалась сильнее в шести матчах.

Перед сезоном 2015/16 команду покинул голкипер Майкл Гарнетт, а на его место пришел Павел Францоуз. Также была полностью изменена линия защиты. Евгений Катичев, Виталий Атюшов, Алексей Васильченко, Максим Кондратьев и Олег Пиганович ушли из «Трактора». Их заменили Филип Новак, вернулся Александр Шинин, Владимир Денисов, по ходу сезона пришёл Андрей Первышин. Среди нападающих в другие клубы ушли Ян Булис, Константин Панов. Сезон для челябинцев стартовал плохо, вследствие чего 23 ноября был уволен Андрей Николишин. На его место пришел бывший главный тренер «Белых Медведей» Анвар Гатиятулин. Команда заняла 10-е место в Восточной конференции и не вышла в плей-офф.

Финал конференции[править | править код]

Регулярный чемпионат сезона 2016/17 «Трактор» под руководством Гатиятулина завершил на 4-м месте в Восточной конференции и в первом раунде плей-офф встретился с «Барысом», которому уступил в серии в шести матчах. Следующий сезон для «Трактора» стал самым успешным с 2013 года. Команда набрала 96 очков и заняла 3-е место в конференции. В первом раунде плей-офф в пяти матчах был обыгран нижнекамский «Нефтехимик». Во втором раунде «Трактор» в семиматчевой серии обыграл «Салават Юлаев». В финале восточной конференции челябинцы в четырёх матчах уступили казанскому «Ак Барсу». По итогам чемпионата нападающий клуба Виталий Кравцов был признан лучшим новичком сезона.

В межсезонье команду покинул главный тренер Анвар Гатиятулин, а также основной вратарь Павел Францоуз, который перебрался «за океан». На место Гатиятулина был назначен Герман Титов[10], однако 12 октября 2018 года по семейным обстоятельствам он покинул свой пост[11]. Команду в качестве исполняющего обязанности возглавил Алексей Тертышный. По итогам регулярного чемпионата «Трактор» занял 8-е место в конференции и в первом раунде «всухую» уступил «Автомобилисту» из Екатеринбурга.

Перед сезоном 2019/20 «Трактор» претерпел масштабные изменения. Со сменой власти в Челябинской области, в команде полностью поменялось руководство. Генеральным директором клуба стал бизнесмен Борис Видгоф, а на пост главного тренера был назначен Петерис Скудра. Также кардинально был обновлён и состав «Трактора». В межсезонье команду покинули 14 игроков[12], вместо которых были подписаны как новые хоккеисты так и воспитанники клуба, среди которых Томаш Гика, Лукаш Седлак, Дмитрий Калинин и другие[13][14]. После двух месяцев регулярного чемпионата «Трактор» в 27 матчах набрал 22 очка и расположился на дне турнирной таблице, в результате чего 1 ноября с поста главного тренера был уволен Петерис Скудра, на чьё место пришёл Владимир Юрзинов-младший[15].

Вклад в сборную[править | править код]

Трое хоккеистов челябинского «Трактора» на рубеже 70—80-х гг. стали чемпионами мира, непосредственно привлекаясь в сборную СССР из челябинского «Трактора»: нападающий Сергей Макаров (ЧМ-78), защитники Сергей Стариков (ЧМ-79) и Николай Макаров (ЧМ-81). Сергей Стариков и Сергей Макаров завоевали более десятка золотых наград каждый в составе сборной СССР на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.

Вратарь «Трактора» Сергей Мыльников назывался лучшим вратарем страны, а в 1988 году в Калгари стал олимпийским чемпионом, в 1986, 1989, 1990 — чемпионом мира. Был финалистом Кубка Канады 87. Всего за сборную страны он провел 62 игры, пропустил 107 шайб.

В конце 80-х годов в команде появилась группа талантливых хоккеистов 1969—1972 годов рождения: нападающие Сергей Гомоляко, Игорь Варицкий, Равиль Гусманов, Валерий Карпов, Андрей Кудинов, защитники Вадим Гловацкий, Олег Давыдов, Валерий Никулин, Андрей Сапожников, Сергей Тертышный.

Чемпионами мира в 1993 году стали сразу пять хоккеистов челябинского «Трактора»: вратарь Андрей Зуев, защитник Андрей Сапожников, нападающие Константин Астраханцев, Игорь Варицкий, Валерий Карпов. Андрей Зуев четыре сезона защищал ворота сборной России (17 игр).

На Олимпиаде 1994 в Лиллехаммере (Норвегия) сразу 6 хоккеистов «Трактора» были привлечены в состав сборной России: вратарь А. Зуев, защитники О. Давыдов и С. Тертышный, нападающие И. Варицкий, В. Карпов и Р. Гусманов. Однако Россия была лишь четвёртой.

Чемпионом мира 2012 года в составе сборной России стал Евгений Кузнецов, который был вызван в сборную непосредственно из «Трактора».

Всего за первую сборную страны непосредственно из «Трактора» призывались: вратари С. Мыльников и А. Зуев, защитники О. Давыдов, Н. Макаров, В. Никулин, А. Сапожников, С. Стариков и С. Тертышный; нападающие К. Астраханцев, В. Белоусов, И. Варицкий, С. Гомоляко, Р. Гусманов, Е. Дадонов, В. Карпов, П. Лазарев, С. Макаров, О. Мальцев, А. Ольков, И. Федулов, А. Чистяков и Е. Кузнецов. Кроме того, за первую сборную страны играли выступавшие в других клубах воспитанники «Трактора»: Виктор Шувалов, Владимир Киселев, Владимир Меринов, Сергей Бабинов, Петр Природин, Сергей Стариков, Александр Тыжных, Вячеслав Быков, Евгений Давыдов, Денис Цыгуров, Валерий Иванников, Владимир Алексушин, Сергей Гончар, Валерий Карпов, Равиль Гусманов, Дмитрий Калинин и Александр Сёмин.

Чемпионами мира среди молодёжи становились:

Сергей Бабинов (дважды 1974, 1975), Валерий Евстифеев, Евгений Новиченко, Геннадий Иконников (все — 1976), Александр Тыжных, Сергей Мыльников, Сергей Стариков, Сергей Макаров, В. Евстифеев (все — 1977), А. Тыжных, С. Мыльников, С. Стариков, Сергей Парамонов, С. Макаров, Павел Езовских (все — 1978), Андрей Сидоренко (1979), Евгений Давыдов (1986), Сергей Гомоляко (1989), Артем Копоть и Равиль Гусманов (1992), Константин Гусев (1999), Станислав Чистов и Кирилл Кольцов (оба — 2002), Евгений Кузнецов, Антон Бурдасов, Артемий Панарин (все трое — 2011).

Континентальная хоккейная лига:

Россия:

СССР:

Международный:

В челябинском «Тракторе» выросли тренеры:

Валерий Белоусов — три раза приводил клубы (магнитогорский «Металлург» и омский «Авангард») к званию чемпионов России, дважды (магнитогорский «Металлург» к званию чемпионов Евролиги, челябинский «Трактор» к серебряным медалям в чемпионате КХЛ.

Вячеслав Быков — В 2007 году на домашнем чемпионате мира сборная России под его руководством завоевала бронзовые медали, а в 2008 году на чемпионате мира в Канаде впервые за 15 лет выиграла титул чемпионов мира, защитив его через год в Швейцарии. Возглавил клуб КХЛ «Салават Юлаев» (Уфа) и в сезоне 2009—2010 выиграл бронзовые медали чемпионата России, а уже в следующем сезоне 16 апреля 2011 года под его руководством клуб выиграл Кубок Гагарина. В первом же сезоне под руководством Быкова СКА впервые в истории выиграл Кубок Гагарина.

Олег Знарок — ХК «Динамо» (Москва) впервые стал обладателем Кубка Гагарина, а далее и двукратным обладателем кубка Гагарина, а ХК МВД России (Балашиха) привел к серебряным медалям в чемпионате КХЛ.

Геннадий Цыгуров — приводил тольяттинскую «Ладу» к званию чемпиона России и Кубка Европы, молодёжную сборную России к званию чемпионов мира (1999), омский «Авангард» к серебряным медалям в чемпионате России.

Рафаиль Ишматов — приводил дважды молодёжную сборную России к званию чемпионов мира (2002, 2003), уфимский «Салават Юлаев» к бронзовым медалям чемпионата России.

Сергей Михалев — приводил уфимский «Салават Юлаев» к золотым наградам чемпионата России (2008).

Сергей Николаев — создал хоккейные школы в Ярославле, Новокузнецке.

Владимир Каравдин — создал хоккейную школу в Уфе.

В создании хоккейных школ в Омске, Казахстане (Усть-Каменогорске, Темиртау, Караганде), Белоруссии (Новополоцке) участвовали воспитанники «Трактора».

Все главные тренеры[править | править код]

Тракторостроение в России — обзор отрасли, крупнейшие игроки

Тракторное машиностроение специализируется на производстве промышленных и сельскохозяйственных тракторов, комбайнов, силовых агрегатов, навесного оборудования, платформ, запасных частей, узлов и деталей.

Огромная территория страны и ее природные ресурсы придают российскому тракторостроению значимую роль в экономике. Эти машины незаменимы в сельском хозяйстве, лесозаготовках, строительстве и стройиндустрии, прокладке дорог и тоннелей, в горнодобывающей, нефтяной и газовой промышленности. Деятельность всех этих отраслей важна для страны, обеспечить ее без регулярного обновления тракторного парка практически невозможно. Продукция машиностроения всегда востребована, и при оптимальной организации работы заводы могут рассчитывать на неплохие перспективы и высокую прибыль.

Историческая справка

Первые серийные тракторы сошли с конвейера предприятия Форда в США в 1917 г. В 20-е годы минувшего века отрасль стала развиваться в Европе и СССР. Родиной советского тракторостроения стал петроградский завод «Красный Путиловец» (позже – Кировский завод), где в 1923 году на базе американской модели Fordson собрана первая отечественная серийная машина.

В период индустриализации в СССР крупные тракторные заводы построены в Сталинграде, Харькове и Челябинске. В годы Великой Отечественной войны все они были эвакуированы за Урал и перешли на выпуск бронетехники.

В послевоенный период потребность лежавшей в руинах страны в тракторах различного назначения серьезно возросла, и для удовлетворения спроса в СССР с 1945 по 1960 годы было построено 6 новых тракторостроительных предприятий. Своеобразным символом послевоенной эпохи стал трактор ДТ-54, который позже широко использовался при освоении целинных и залежных земель.

Пик производства тракторов в СССР пришелся на середину 70-х годов. Тогда 16 заводов, действующих в различных республиках, ежедневно выпускали до 1500 машин. Самой массовой моделью, производимой в Советском Союзе, стала гусеничная машина ДТ-75, серийный выпуск которой был налажен на Волгоградском тракторном заводе. Всего за годы производства построено свыше 250 млн такой техники.

С развалом СССР отечественное тракторостроение оказалось в глубоком кризисе. Многие предприятия были закрыты или перепрофилированы, а спрос на эти машины все больше удовлетворялся за счет закупок из-за рубежа. К середине 2000 гг. в отрасли наметились положительные тенденции. Выжившие в период кризиса 90-х предприятия постепенно стали восстанавливать свои позиции на рынке и налаживать производство новых моделей, соответствующих современным требованиям.

Структура и дислокация отрасли

Большинство предприятий ориентировано на глобальный и расширенный цикл изготовления, не специализируясь при этом на выпуске определенной номенклатуры узлов и агрегатов. Подобное было характерно для СССР, где создавались крупные производства, призванные полностью покрывать потребности заказчиков страны. У тракторостроительных предприятий и сегодня наблюдается низкий уровень специализации и межотраслевой кооперации.

По своей характеристике компании отрасли являются универсальными, обладающими полным комплектом заготовительных, сборочных, инструментальных и ремонтных мощностей.

Реалии рыночной экономики поставили перед тракторостроением задачу более узкой специализации производств, позволяющей оптимизировать логистику и повысить рентабельность машиностроения в целом.

По территориальному признаку тракторостроительные предприятия расположены в наиболее экономически развитых регионах страны. Заводы, специализирующиеся на выпуске сельскохозяйственных тракторов, построены в районах интенсивного земледелия и вблизи крупных агропромышленных комплексов.

Помимо ориентации на регионы потребления, тракторостроительные предприятия находятся недалеко от центров металлургии (это базовые источники сырья для отрасли).

Приоритеты развития российского тракторостроения

Как было отмечено выше, в последние годы в развитии тракторного машиностроения обозначилась положительная динамика. Несмотря на значительное сокращение количества отраслевых предприятий, заводы, сумевшие приспособиться к новым условиям хозяйствования, смогли нарастить производство и увеличить свою долю на отечественном рынке.

Особо заметен рост в сегменте сельскохозяйственного тракторостроения, чему способствовала реализация федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники. В сегменте промышленных и строительных тракторов успехи не столь очевидны, однако позитивные тенденции присутствуют и здесь.

Специфика российского тракторостроения такова, что отечественные предприятия практически не конкурируют друг с другом – каждый завод имеет свою специализацию и ориентируется на определенную категорию потребителей. Однако российским тракторостроителям в условиях свободного рынка приходится серьезно конкурировать с зарубежными производителями, и эта конкуренция на сегодняшний день определяет приоритеты развития отрасли.

Самым главным для российских заводов является повышение эффективности выпускаемой продукции за счет разработки и внедрения в серийное производство современных машин, оснащенных электроникой и автоматизированными системами. Для достижения этих целей создаются либо новые конструкции с широким набором гидравлических и пневматических устройств, либо старые модели подвергаются глубокой модернизации.

Не менее важной задачей для российского тракторостроения является повышение топливной эффективности машин. В советский период значительный расход дизеля для тракторов считался нормой, так как это повышало мощность машин до необходимых значений. С приходом на российский рынок зарубежных моделей стало очевидно, что импортная техника при аналогичной мощности потребляет значительно меньше топлива. В условиях роста стоимости горюче-смазочных материалов повышение топливной эффективности выпускаемых российскими заводами тракторов стало первоочередной задачей для инженеров и конструкторов.

Только успешное решение вышеназванных целей позволит российскому тракторостроению составить серьезную конкуренцию многочисленным иностранным предложениям.

Тракторостроительные предприятия России

Крупнейшими игроками рынка являются:

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Тракторные заводы.

17.12.2019

Первый трактор в России

Идея обработки земли с помощью механической тяги возникла давно. В 1836 г. впервые была высказана идея использования для пахоты паровых тракторов на гусеничном ходу. Однако не был решен важнейший вопрос о повороте гусеничного тягача. Эту про­блему решил в 1879 г. пароходный механик, изобретатель — самоучка Ф. А. Блинов путем создания устройства, обеспечивающего разные посту­пательные скорости движения левой и правой гусениц. В 1888 г. в се­ле Балаково, Саратовской губернии провел первые ходовые испыта­ния первого трактора с паровой машиной.

В июне 1896 г. на Всероссийской промышленной и художест­венной ярмарке в Нижнем Новгороде впервые состоялась публичная демонстрация первого в мире гусеничного трактора с двумя горизон­тально расположенными паровыми двигателями, и этот год принято считать годом рождения российского тракторостроения.

Ученик Ф. А. Блинова, талантливый изобретатель — самоучка Я. В. Мамин, видя сложности с внедрением «не ко времени рожден­ного» гусеничного трактора с паровым двигателем, начал работать над созданием более легкого двигателя. Такой двигатель с высокой степенью сжатия и с насосным распыливанием топлива был построен в 1899 г. почти одновременно с двигателем Дизеля в Германии (в 1897 г.). К 1911 г. Я. В. Мамин создал серию двигателей, работающих на нефти, мощностью от 16 до 60 л.с, которые в общем проекте «Рус­ский трактор» установил на первых тракторах собственной конструкции с ме­таллическими колесами — «Универсал» (16 л.с), «Посредник» (30 л.с.) и «Прогресс» (60 л.с). Они начали производиться на его не­большом Балаковском заводе.

В то время в Рос­сии было всего 180 тракторов, да и то в большинстве зарубежного производства, эксплуатировавшихся в основном в крупных помещичьих и хуторских хозяйствах.

Мотоцикл чоппер это не просто красивое средство передвижения, это стиль жизни его хозяина.

Обзор тракторной промышленности России – Основные средства

А.Нефёдов, фото производителей и Л. Малютина

Тракторная промышленность России в ближайшем будущем должна преодолеть трудности кризисного периода, чему будет способствовать постепенное возрождение тракторных заводов с реализацией имеющегося у них конструкторского задела по новой перспективной технике. Мониторинг ее технического уровня подтверждает в целом соответствие уровню лучших зарубежных аналогов.

2010 г. российские производители с.-х. тракторов резко сократили объемы выпуска: колесных тракторов произведено за год всего 8143 ед., из них тракторов тягового класса 0,6 на ОАО «ВМТЗ» только 637 ед., причем ОАО «Липецкий трактор» и ОАО «Уралвагонзавод» не выпустили ни одного трактора тяговых классов 0,9–2, а ЗАО «АгроТехМаш» освоило производство только 33 ед. тракторов тягового класса 3. При такой, откровенно говоря, слабой работе традиционных тракторных заводов можно было бы рассчитывать на дополнительный выпуск тракторов предприятиями так называемой «отверточной сборки», действующими в России. Это ОАО «ЕлАЗ», ОАО «САРЭКС», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Смолспецтех», которые изготавливают по лицензии РУП «МТЗ» колесные тракторы «Беларус» тяговых классов 1,4–2. Суммарно эти заводы произвели в 2010 г. почти 5 тыс. тракторов, или почти в 9 раз больше, чем все вместе взятые традиционные тракторные заводы России, причем характерно, что спрос на эти белорусские тракторы пока многократно превышает объемы, которые способны производить эти заводы на принципах «промышленной сборки».

Также в России по лицензиям ведущих зарубежных фирм выпускают колесные тракторы тяговых классов 2–3 ООО «Клаас», ОАО «Ростсельмаш», ООО «CиЭнЭйч» и ООО «Саме Дойтц-Фар», которые в сумме в 2010 г. произвели почти 300 ед. тракторов. В Россию продолжают также поставлять и закупаемые по импорту тракторы ведущих зарубежных фирм из дальнего зарубежья.

К сожалению, объемы всей этой тракторной техники для такой огромной страны, как Россия, крайне недостаточны. В этих трудных для отечественных сельхозтоваропроизводителей условиях АПК России вынужден прибегать к помощи, предлагаемой ее юго-восточным соседом – Китаем, имеющим многолетний опыт создания качественных колесных тракторов для села. В данном случае речь идет о продукции ведущей в Китае тракторостроительной корпорации YTO Grouр, поставляемой более чем в 100 стран мира.

Можно ожидать, что в условиях большого дефицита в России колесных тракторов, прежде всего тяговых классов 0,6–3, ввод в г. Лежнёво Ивановской области на машиностроительном заводе еще одного лицензионного предприятия «отверточной, промышленной сборки», но теперь тракторов YTO Group, будет способствовать увеличению поставок в АПК колесных тракторов массовых тяговых классов. Эти тракторы хорошо известны российским специалистам и успели за короткий срок хорошо зарекомендовать себя при эксплуатации в наших условиях. Они отличаются вполне современным, приемлемым техническим уровнем, качеством изготовления и доступной ценой, которая не превышает цены аналогичных моделей ведущих зарубежных фирм, не только производимых по лицензии в России, но и поставляемых по импорту. Именно последнее обстоятельство должно заинтересовать потенциальных отечественных покупателей китайских тракторов.

В настоящее время в России большая нехватка колесных полноприводных тракторов тяговых классов 0,6–3 классической компоновки 4К4а: для АПК России не поставляется целый ряд типоразмеров тракторов, которые или вообще не выпускаются, или выпускаются малыми партиями. Это в первую очередь тракторы самого популярного тягового класса 1,4 мощностью 80–120 л.с. и мощностью 120–160 л.с. тягового класса 2, весьма ограниченно выпускаются тракторы тягового класса 3. Предприятия России доминируют пока только в тяговых классах 0,6–0,9, в основном это продукция ОАО «ВМТЗ», тогда как предприятия Белоруссии и Украины – соответственно в более высоких тяговых классах 1,4 и 3. В результате для обеспечения нормальной работы сельхозтоваропроизводителей России при общей потребности в колесных тракторах тяговых классов 0,6–3 необходимо было на 2010 г. иметь их около 520–530 тыс. ед., тогда как сейчас обеспеченность в тракторах по потребности не превышает 58%. Для нормального восполнения парка тракторов и его стабильной работы сельскому хозяйству надо закупать до 80 тыс. тракторов ежегодно, а для наращивания их числа хотя бы до минимально необходимых объемов эта цифра должна быть увеличена до 120 тыс., т. е. более чем в 5 раз по сравнению с сегодняшним уровнем (даже с учетом тракторов РУП «МТЗ»).

Сейчас в России наблюдается нехватка исправных колесных тракторов всех тяговых классов и мощностей с нормативным сроком эксплуатации, причем в парке тракторов в основном физически устаревшие модели с максимальным возрастом, увеличенным до 17 лет в 2010 г., тогда как в 1990 г. этот показатель составлял 9 лет, т. е. эти тракторы давно отслужили свой срок.

В результате в настоящее время Россия отстает от ведущих стран Запада по числу тракторов на 100 га пашни, в частности, от США при сопоставимых площадях пашни более чем в 5 раз, при этом парк тракторов России почти в 8 раз меньше.

Усугубляет положение и то, что тракторные заводы России медленно ведут, в основном по своей инициативе, разработку новых, высокоэффективных моделей тракторов для села.

Возрождению отечественного тракторостроения в первую очередь должно способствовать скорейшее освоение в производстве практически недавно разработанных и практически готовых конструкций новых или модернизированных тракторов с последующим наращиванием их выпуска до необходимых объемов.

Российские тракторные заводы, обладая достаточно мощным производственным потенциалом, способны в перспективе переломить сложившуюся ситуацию, потеснив на внутреннем рынке иностранных поставщиков как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Отечественное тракторостроение сейчас активно реструктуризируется с образованием новых промышленных объединений (например, «Агромашхолдинг» и др.), делая ставку на эффективность, новизну и рост производства тракторов усовершенствованных конструкций. Именно такой путь конкурентной борьбы с зарубежными фирмами является единственно правильным и беспроигрышным. Это позволит России освободиться от поставок тракторов из ближнего и дальнего зарубежья или существенно уменьшить их. Поставленная задача для России реально может быть решена при реализации перспективного конструктивного ряда тракторов на период до 2020 г. (табл. 1).

Таблица 1. Перспективный конструктивный ряд тракторов России на период до 2020 г.
Тяговый класс0,60,91,423456–78
Диапазон мощности, л.с.25–455060–115140–180100–180140–220250–420315–455428–516
Компоновочная схема*4К2, 4К4а4К4а4К4а4К4а, 4К4б4К4а, 4К4б, гусеничная4К4а, гусеничная4К4а,4К4б’, 4К4а, гусеничная4К4б’, 4К4’гусеничная
Типоразмеры тракторов, ед.колесных2,211,522,212  
гусеничных2331
Завод-изготовительВМТЗВМТЗВМТЗ, ЛТЗЛТЗАгротехмаш, УВЗ, ВгТЗАгротехмаш, ВгТЗ, АТЗАТЗ, ВгТЗ,Агротехмаш, ПетТЗПетТЗ

Перспективный конструктивный ряд тракторов России включает в себя не только уже освоенные модели, но и представляет собой дальнейшее развитие их тягово-мощностных показателей до 2020 г., учитывает в основном разработанные и частично освоенные конструкции новых с.-х. тракторов, количественный состав и компоновочные схемы их основных типоразмеров, а также заводы-изготовители по принадлежности.

Анализ типоразмеров перспективных, более экономичных, комфортных и надежных тракторов для села позволяет выявить следующие важнейшие особенности, выгодно отличающие их от тракторов – предшественников серийных конструкций. Так, к примеру, Владимирский моторо-тракторный завод (ВМТЗ), продолжая производство небольших универсально-пропашных тракторов с новым дизайном типа ВТЗ-2027/ 2032/ 2048А мощностью 25–45 л.с., способен увеличить производство современных тракторов типа Т-50 и Т-85 мощностью соответственно 50 и 85 л.с., оснащенных узлами и агрегатами прогрессивных конструкций, в том числе экономичными дизелями, производительными синхронизированными трансмиссиями, эффективными дисковыми тормозами и др.

ОАО «Липецкий трактор» (ЛТЗ) перейдет в перспективе на выпуск новых, более энергонасыщенных тракторов типа ЛТЗ-95Б, ЛТЗ-120Б и ЛТЗ-140 мощностью 90, 115 и 140 л.с. соответственно и будет продолжать выпуск интегрального трактора типа ЛТЗ-155, форсированного до 160–180 л.с. Последний будет пользоваться большим спросом благодаря большей универсальности, применению узлов и агрегатов прогрессивных конструкций и возможности работать не только на возделывании пропашных культур, но использоваться и на работах общего назначения, в том числе со шлейфом широкозахватных машин к тракторам МТЗ, составления на его базе комбинированных агрегатов.

Волгоградский тракторный завод (ВгТЗ), выпуская гусеничные тракторы общего назначения типа ВТ-100/ 150 мощностью соответственно 100 и 150 л.с., в дальнейшем перейдет на выпуск перспективных тракторов ВТ-200/ 250 мощностью соответственно 215 и 250 л.с., оборудованных гидромеханической трансмиссией с гидротрансформатором.

Уралвагонзавод (УВЗ) расширит производство своего детища – интегрального трактора РТ-М-160 мощностью 160 л.с., прекрасно зарекомендовавшего себя при агрегатировании одновременно с несколькими с.-х. машинами, навешенными как сзади, так и спереди, и способного выполнять операции по интенсивным с.-х. технологиям. В перспективе предполагается оснащать его как механической КП, так и по заказу более производительной ГМП.

ЗАО «АгроТехМаш» (АТМ) предусматривает наряду с наращиванием выпуска отлично зарекомендовавшего себя на многих видах аграрных работ, в том числе междурядной обработке пропашных культур, семейства современных тракторов Terrion АТМ 3180/ 4200/ 5280, ранее освоенных с использованием комплектующих ведущих мировых производителей, мощностью соответственно 180, 200 и 280 л.с. С 2012 г. АТМ планирует производство дополнительно, но уже в тяговом классе 7, еще двух новых моделей того же семейства, конструкции которых уже разработаны. Вначале это будет трактор АТМ 7360 мощностью 360 л.с. с бесступенчатой трансмиссией, соответствующий по техническому уровню лучшим зарубежным аналогам, а затем еще более энергонасыщенный АТМ 7400 мощностью 400 л.с.

Петербургский тракторный завод (ПетТЗ) наряду с выпуском популярных моделей типа К-744Р мощностью от 300 до 420 л.с. освоит производство тракторов новой серии К-9000 мощностью от 354 до 516 л.с., отличающихся от предыдущих «Кировцев» дизайном, усовершенствованным экономичным двигателем, надежной автоматизированной трансмиссией с автоматизированным переключением под нагрузкой, кабиной с низким уровнем шума, более мощными гидросистемой и навесным устройством.

«Алттрак» (АТЗ) перейдет на выпуск новых экономичных многоцелевых гусеничных тракторов, вначале Т-5.01, а затем А-600 (на базе трактора Т-250) мощностью 320 л.с. общего назначения, имеющего современную трансмиссию с автоматизированным, электронным переключением под нагрузкой, усиленные узлы и агрегаты, способного более чем вдвое повысить производительность при пахоте тяжелых почв в засушливых районах в сравнении с серийно выпускаемым заводом в настоящее время гусеничным трактором Т-402 мощностью 160 л.с.

Агромашхолдинг способен выпускать скоростной гусеничный трактор ЧЕТРА 6СТ 315 мощностью 315 л.с. общего назначения собственной конструкции, в том числе для обработки средних и тяжелых почв, посевных, уборочных и транспортных работ в почвенно-климатических зонах 1–19, который будет востребован в аграрном секторе на многих энергоемких работах.

Указанный конструктивный ряд тракторов соответствует разрабатываемой в настоящее время Минпромторгом РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 г.». При освоении в производстве этих тракторов до 2020 г. отечественное тракторостроение может совершить прорыв в их техническом уровне и существенно приблизиться по их параметрам к уровню тракторов передовых производителей из Западной Европы и Северной Америки, таких как Claas, Deutz-Fahr, Fendt, Valtra, Case IH, Challenger, John Deere, Massey Ferguson, New Holland (табл. 2, 3, 4). Для сравнения взяты наиболее важные эксплуатационные показатели: мощность; наличие турбонаддува, средства автоматизации, пневмопривод тормозов прицепа; запас крутящего момента; тип трансмиссии; максимальная скорость; грузоподъемность; дорожный просвет; уровень шума в кабине.

Можно предположить, что перспективные отечественные колесные тракторы 4К4а и 4К4б средней и высокой мощности, а также гусеничные тракторы аналогичной мощности при их освоении производством к 2020 г. в связи с их высокой конкурентоспособностью по многим параметрам, в том числе по единичным мощностям, оснащению современными двигателями с турбонаддувом, типам трансмиссии, максимальной транспортной скорости, по наборам и числам передач, оснащению пневмоприводом тормозов прицепов, основным геометрическим показателям и др., будут пользоваться хорошим спросом не только на внутреннем рынке России, но и на рынках стран Запада.

При сопоставлении данных таблиц видно, что по некоторым показателям, в частности по запасу крутящего момента (тракторы Т-85, ЛТЗ-140, АТМ-7360 и 6СТ-315), грузоподъемности навесной системы (Т-85 и ЛТЗ-140), уровню шума в кабине (АТМ-7360, К-9520 и 6СТ-315), номенклатуре применяемых средств автоматизации указанные перспективные тракторы еще не достигли уровня лучших зарубежных аналогов, поэтому тракторным заводам по этим показателям предстоит в ближайшие годы провести соответствующие НИОКР.

Таблица 2. Сопоставление основных параметров колесных тракторов тяговых классов 1,4 и 2 с зарубежными аналогами
ПараметрАгромашхолдинг Т-85Case IH JXU85ЛТЗ-140Claas Arion 630C
 Схемы 4К4а класса 1,4Схемы 4К4а класса 2
Мощность, л.с.8585140141
ТурбонаддувЕстьЕстьЕстьЕсть
Запас крутящего момента, %304030н. д.
ТрансмиссияСинхронизи-рованнаяСинхронизи-рованнаяС переключением под нагрузкойС переключением под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч37,74040,540
Грузоподъемность навесной системы, кг3000445070008470
Дорожный просвет, мм450450560547
Уровень шума в кабине, дБ (А)7675,57674
Средства автоматизацииНетНетЕстьЕсть
Пневмопривод тормозов прицепаЕстьЕсть (по заказу)ЕстьЕсть (по заказу)
Таблица 3. Сопоставление основных параметров колесных тракторов тяговых классов 7 и 8 с зарубежными аналогами
ПараметрАТМ-7360Fendt 936 VarioК-9520John Deere 9630
 Схемы 4К4а класса 7Схемы 4К4б’ класса 8
Мощность, л.с.345360516525
ТурбонаддувЕстьЕстьЕстьЕсть
Запас крутящего момента, %35403538
Трансмиссия, типБесступенчатаяБесступенчатаяС переключением под нагрузкойС переключением под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч40 (50 по заказу)504040
Грузоподъемность навесной системы, кг13 50010 00010 0009030
Дорожный просвет, мм600500н. д.н. д.
Уровень шума в кабине, дБ (А)н. д.70н. д.72
Средства автоматизацииЕстьЕстьЕстьЕсть
Пневмопривод тормозов прицепаЕстьЕстьЕстьЕсть
Таблица 4. Сопоставление основных параметров гусеничных тракторов тяговых классов 5 и 6–7 с зарубежными аналогами
Основные параметрыВТ-200Аналога нетАгромашхолдинг 6СТ-315/А-600Challenger МТ 755С
 Класс 5Класс 6–7
Мощность, л.с.215315/ 320305
ТурбонаддувЕстьЕстьЕсть
Запас крутящего момента, %2035/ н. д.42
ТрансмиссияС гидротрансформаторомС переключением под нагрузкойС переключением под нагрузкой
Максимальная скорость, км/ч1732/19,540
Грузоподъемность навесной системы, кг42007000–8000/ н. д.7200
Дорожный просвет, мм380390/ н. д.370
Уровень шума в кабине, дБ(А)н. д.н. д./ 8274
Средства автоматизацииЕстьЕстьЕсть
Пневмопривод тормозов прицепаЕстьЕстьЕсть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *