Пожарные машины МКЗ и АМО ЗИЛ
Геннадий Бабарика и Александр Говоруха
Фото завода-производителя, Р. Данилова, М. Шелепенкова, Д. Кирюшина, А. Говорухи, И. Жукова, М. Чернявского и из архива авторов
В модельном ряду пожарных машин, созданных на Московском карбюраторном заводе и Заводе имени И. А. Лихачёва, без инсайдерской информации разобраться непросто. Даже с учётом непродолжительной истории выпуска пожарной техники на этих предприятиях. К тому же в цехах ЗИЛа с 2008 года размещалось ЗАО «ПО «Спецтехника пожаротушения». Мы попытаемся представить более-менее полную картину выпуска пожарных машин в разные годы.
Первые модели противопожарной техники были собраны на МКЗ в мае 1993 года, а массовый выпуск и разработка новых машин начались на ЗИЛе в июне 1998 года. К основной продукции завода добавилась специальная техника, выпуск которой ранее не предполагался, – в основном это пожарные автоцистерны. Экономическая ситуация в стране изменилась, и новые условия заставили предприятия заняться новым видом деятельности.
Индексная путаница
Кроме ведомственного обозначения, например АЦ-3,2-40, пожарные машины, созданные на МКЗ да и на ЗИЛе, в первые месяцы не имели собственного индекса. Получается, что идентифицировать пожарную машину могли только заводские специалисты по элементам конструкции, комплектации и модификации базового шасси. Привычный для остальных производителей пожарных машин номер модели, значивший всё, на ЗИЛе вынужденно стали присваивать формально, но это не внесло ясности, так как машины МКЗ и ЗИЛа совпадали.
В истории завода им. Лихачёва есть примеры, когда под одинаковым обозначением строились разные машины. Это объяснялось тем, что ЗИЛ – завод массового производства автомобилей. За моделью, принятой к производству, закрепляли номер, разрабатывали полный комплект конструкторской и технологической документации, оснастки и т. д. Когда модель отклоняли (не шла в производство), то номер использовали для другой машины, упрощая себе жизнь, так как каждый новый номер надо согласовывать с НАМИ.
Бытовала информация, что заводу выделяли ограниченное количество номеров, но полагаем, что эта проблема для известного предприятия надуманная, так как на дефицит номеров здесь не жаловались. Весомей оказалось то, что в рыночных условиях за закрепление и госрегистрацию каждого нового номера модели необходимо платить деньги, и немалые.
Первое время ЗИЛ даже работал по сертификату Московского карбюраторного завода, благо, преемственность между предприятиями полная. Заметим, что для внутреннего производственного использования кроме основного положенного цифрового шестизначного номера модели шасси имелся десятизначный номер потребительской комплектации изделия, в котором учтено всё, включая состав ПТВ. Привычную для ЗИЛа систему обозначения продукции не нарушили и с выпуском новых, не характерных для завода изделий. Если требования заказчика менялись, то тут же создавалась новая потребительская номерная комплектация. Номер модели формально необходим для оформления ТУ, МВК и формуляра. В процессе выпуска машину модернизировали, вносили изменения, тем не менее номер модели оставался прежним! С опытными образцами и вовсе не церемонились, нет серийного производства, значит, не нужны документы и номер модели.
Перечень типов освоенной предприятиями пожарной техники невелик, их всего шесть: АЦ – автомобиль общего применения, АА – аэродромный автомобиль, АЦУ – автомобиль упрощённого типа, АД – автомобиль дымоудаления, АГДЗ – автомобиль газодымозащиты, МЛПК – малый лесопатрульный комплекс.
Передовые технологии «МосКарЗ»
У ЗИЛа в Москве было три филиала: МКЗ (Московский карбюраторный завод), МААЗ (Мироновский автоагрегатный завод), МЗАА (Московский завод автоагрегатов). Карбюраторный завод имел две производственные площадки: основная историческая на Шаболовке и новая – на окраине Москвы в Чертаново. Карбюраторный завод кроме карбюраторов выпускал ещё газовые амортизаторы. На Шаболовке делали карбюраторы, а амортизаторы – в Чертаново. В Чертаново большие производственные площади позволяли собирать спецтехнику – промтоварные фургоны, пожарные, аварийные машины.
Проектированием пожарных машин на МКЗ занялись в 1993 году не от хорошей жизни. Специальная техника создавалась заводчанами на всём своём (шасси, КОМ, трансмиссия), кроме пожарных насосов и ПТВ, покупаемых на специализированных предприятиях.
Пожарные машины МКЗ можно распознать по характерному логотипу на левой боковине облицовки моторного отсека (позже на правой) и конструктивным особенностям кузова. Хотя и не зазорно переосмыслить удачный опыт других, тем не менее, конструкторы МосКарЗа не копировали известные конструкции пожарных машин, а попытались создавать собственные, идти в ногу с техническим прогрессом и тенденциями построения пожарных машин. Но дальше каркасных кузовов, шторных дверей отсеков и рифленого алюминиевого листа для элементов кузова они не продвинулись.
Впрочем, и это было прогрессом по сравнению с архаичными складными подъёмными дверями на первых моделях автоцистерн. Под давлением рекламаций на плохое качество от шторных дверей, не зарекомендовавших своей надёжностью, отказались, но впоследствии вернулись при создании новых моделей пожарных машин. Над созданием машин трудился коллектив технического отдела филиала в Чертаново. Начальник технического отдела О. С. Жуков, главный конструктор Е. Д. Гусев. Конструкторы: Ю. Н. Лютров, В. А. Григорьев, В. И. Романов, И. А. Лукьянов, В. А. Фалеев, О. Ю. Пылёва, П. С. Быков, В. Б. Семёнов, В. И. Аброскин, В. И. Попов, Л. И. Щёлокова, И. Н. Алейников, О. В. Пронина, О. Мельникова. Технологи: С. Н. Кошкин, В. В. Аляев.
На шасси ЗИЛ-4331
Пожарным машинам на шасси ЗИЛ-4331 была уготована благосклонная судьба, выпускались серийно и более того на конвейере самой метрополии – на ЗИЛе! Гуляющие производственные мощности ЗИЛа загрузят изготовлением пожарной техники, но не раньше чем через пять лет после начала выпуска на МКЗ.
На других шасси
На шасси ЗИЛ-5301
Опытные образцы АМО ЗИЛ на шасси ЗИЛ-4331
О месте изготовления первого опытного образца у самих зиловцев нет единого мнения. По одной информации, опытный образец АЦ-3,2-40 с двигателем 508.10 собрали на МКЗ, а складные двери отсеков автомобиль получил на ЗИЛе. По другой информации, машину полностью собрали на ЗИЛе. Вот и разберись, кто тут прав.
Для развёртывания работ по серийному выпуску и проектированию новых моделей пожарных машин группу конструкторов-разработчиков пожарной техники во главе с главным конструктором МКЗ Е. Д. Гусевым переселили в помещение ОГК СТ на ЗИЛе. КБ МКЗ насчитывало всего 7 человек: Е. Д. Гусев, Ю. Н. Лютров, А. В. Григорьев, И. А. Лукьянов, В. А. Фалеев, О. Ю. Пылёва, Л. И. Щёлокова. На усиление испытательной и производственной служб ОГК СТ направили мастера Е. И. Майкова, токаря В. В. Иванова, наладчика станков с ЧПУ П. А. Колесникова и фрезеровщика И. М. Паршина. Они занялись освоением серийного производства АЦ-3,2-40 на шасси семейства ЗИЛ-4331, а в это время остальная часть ОГК СТ занялась проектированием автоцистерны на шасси ЗИЛ-530104, их предыдущих наработок МКЗ.
Как уже говорилось, присвоение номера модели началось на ЗИЛе. К ведомственному обозначению АЦ-3,2-40(433104) добавили сокращённое слово «мод.» с трёхзначным числом 001 и две буквы через дефис, обозначающие производителя ММ (АМО ЗИЛ и МКЗ). Первые серийные пожарные машины поступали в пожарные части Москвы и региона, а с увеличением выпуска – по стране.
Внешне отличить АЦ-3,2-40 мод. 003-ММ от АЦ-3,2-40 мод. 004-ММ практически невозможно. Различие состоит в двигателях и составе ПТВ. Немалое количество машин выпустили по условиям тендеров с особыми требованиями заказчика по составу ПТВ, системе отопления, насосу НЦПК и двум рукавным катушкам и др. Тендерные машины собирали с насосом нормального давления ПН-40УВ или варгашинским НПЦ-40/100.
Углубляясь в тонкости заводского обозначения шасси и изделий на их базе, удалось выяснить, что на шасси ЗИЛ-433115 с двигателем ЗИЛ-508.10 (150 л.с.) строилась пожарная машина АЦ-3,2-40(433114) мод. 003-ММ, но впоследствии сменившая базовое шасси на ЗИЛ-433104М и обозначение на АЦ-3,2-40(433104) мод. 003-ММ. А вот модель 004-ММ следовало бы обозначать АЦ-3,2-40 (433124) мод. 004-ММ, так как у автомобиля с двигателем ЗИЛ-509.10 (175 л.с.) шасси обозначалось ЗИЛ-433125, а изделие на его базе соответственно ЗИЛ-433124. Но с 2004 г. шасси с двигателем ЗИЛ-509.10 и коробкой передач со смоленской КОМ, установленной вместо верхней крышки, стали обозначать ЗИЛ-433115. Поэтому более поздняя модель 005-ММ уже обозначалась АЦ-3,2-40/4 (433114) мод. 005-ММ.
Опытные образцы для Москвы
При проектировании пожарных автоцистерн, конечно, не обошлось без опытных образцов и вариантов исполнения. Некоторые образцы сохранились не только на фото, но и в металле. Как правило, опытные машины проходили подконтрольную эксплуатацию в ПЧ Москвы и региона. Неоднократно машины возвращались на завод для ремонта, некоторые оставались навсегда, а многие до сих пор в боевых расчётах.
Автомобиль газодымозащиты
Наряду с пожарной автоцистерной на ЗИЛе изготовили специальный автомобиль газодымозащиты – АГДЗ. Габариты кузова не изменились, а внутреннего пространства хватило для размещения оборудования – переносных электродымососов, катушек с силовым электрокабелем, пологов для герметизации, дыхательных аппаратов, переносных прожекторов и пр. Для привода вентиляторов вместо пожарного насоса установлен электрогенератор с щитом управления. На крыше в специальном ящике разместили опорные стойки и прочее оснащение. На задней стенке кузова – осветительная мачта с пневмоприводом.
Попытка произвести модернизацию АЦ-3,2-40 привела к экспериментам с насосом и смене конструкции кузова (он стал ниже, оборудован шторными алюминиевыми дверьми отсеков фирмы ВИЛС, стационарными подножками вдоль борта). На машине несколько раз меняли типы насосов и остановились на НЦПК-40/100-4/400В1Т. Но до серийного производства машина не дошла.
Вынужденная конверсия
Борясь за выживание, на заводе выполняли заказы даже непредсказуемые. Однажды пришла бумага: «С целью ликвидации задолженности за потреблённый природный газ просим изготовить пожарные машины в следующей комплектации…» – и дальше следовал список. Так ГУП «Мосгаз» получило автомобили, предназначенные для аварийных работ, но собранные на основе кузова пожарной машины.
На шасси ЗИЛ-5301
Ранний опытный зиловский образец с оригинальной облицовкой радиатора, накладными расширительными арками проёмов над колёсами передней оси, блок-фарами в бампере, низкой надстройкой, с распашными «буфетными» дверьми отсеков в выставках не участвовал. Использовали в качестве машины сопровождения при поездках в Бронницы на испытания. Оригинальная облицовка радиатора появилась в 2004 г. с началом серийного производства пожарных машин экологического класса Euro 2. Дополнительный радиатор системы наддува не помещался в старой облицовке. Предложение конструкторов в УКЭР не поддержали, а решили проблему удалением на внутренней стороне облицовки усилителей.
На шасси ЗИЛ-4334
Нереализованная мощь
АЦ-5,0-40(640904) в заводскую номенклатуру машина не попала, так как к моменту окончания сборки опытного экземпляра модельная стратегия завода изменилась. Идеи В. Носова по расширению типового ряда моделей, в частности создания трёхосных полноприводных автомобилей полной массой 20 т и более, а также пожарной автоцистерны на шасси 6х6 с оригинальной раздаточной коробкой, не нашли воплощения. С приходом К. В. Лаптева, запретившего семейство 133, машина и вовсе оказалась на распутье, о производстве не могло быть и речи, а оборудование отправили в металлолом.
На шасси ЗИЛ-43274Т
«Уж если с тяжёлыми полноприводными пожарными машинами не получилось, так возможно лёгкие и недорогие найдут спрос», – решили на ЗИЛе, к тому же лесные пожары в регионах зачастили и стали регулярным явлением в последние 4–5 лет. Проблема быстрой локализации лесных возгораний, не говоря об оснащении вновь реанимируемых ДПД, где мобильность и своевременное прибытие решают всё. Попытка зиловцев выйти на рынок пожарной техники в этом сегменте привела к разработке пожарной автоцистерны АЦ-1,6-40/2 мод. 009-ММ и МЛПК (42274Н) мод. 010-ММ малого лесопатрульного комплекса на шасси ЗИЛ-43274Т (4х4) со сдвоенной 4-дверной кабиной вместимостью 7 человек с дизельным двигателем ММЗ Д-245.9Е3 мощностью 136 л.с., колёсной базой 4140 мм, ГУР, СРДВШ и лебёдкой с тяговым усилием 5 тс. Пожарная автоцистерна АЦ-1,6-40/2 мод. 009-ММ и мод. 010-ММ укомплектованы агрегатами трансмиссии собственной разработки ЗИЛ, новыми мостами с увеличенной грузоподъёмностью, дифференциалом заднего моста с блокировкой и гидроусилителем ЗИЛ-RBL с повышенной точностью управления и сниженным усилием на руле. Постоянный привод на все четыре колеса реализован через новую раздаточную коробку с симметричным межосевым блокируемым дифференциалом. Новая агрегатная база ЗИЛ-43274Т обеспечивает лучшие маневренность, проходимость и устойчивость, а грузоподъёмность может быть увеличена с 3,5 до 5 т.
И что же из этого вышло? Торжественно переданные в марте 2012 г. высокому руководству лесного ведомства страны два образца остались стоять на территории ЗИЛа до июня, несмотря на бушующие лесные пожары по всей России. И опять фиаско, равно как и возобновлённое в 2011 г. производство шасси семейства ЗИЛ-4334 не поспособствовало получению заказов на выпуск пожарных машин, а было использовано сторонними производителями пожарной техники!
Авторы выражают благодарность Роману Данилову за помощь при подготовке материала.
Тип используемого шасси
| ЗИЛ-131
|
Колесная формула и конфигураций колес
| 6×6, односкатная
|
Тип двигателя и мощность, кВт (л.е.)
| Карбюраторный, 110(150)
|
Число мест в кабинах для пожарного расчета
| 7
|
Угол подъема {спуска), град.
| 30
|
Габаритные размеры, высота, длина, ширина, мм.
| 2950x7640x2550
|
Вес полностью снаряженного автомобиля, кг
| 11050
|
Время движения по прямолинейному пути длиной 2000 м, с.
| 135
|
Максимальная скорость, км/ч
| 80
|
Система пожаротушения на ПА
|
|
Тип насоса
| ПН-40У, центробежный
|
Номинальная производительность подачи насоса при 0,8 МПа,л/с
| 40
|
Привод насоса
| От коробки oтбopa мощности
|
Запас воды в цистерне, л (кг)
| 2400
|
Запас пенообразователя, л.
| 150
|
Тип лафетного ствола
| ПЛС-П20 с пенной насадкой
|
Время непрерывной подачи пены лафетным стволом, с.
| 125
|
Производительность подачи лафетного ствола (по воде), л/с
| 20
|
Запуск, контроль и управление насосом
| Из кабины и с насосного отсека
|
Управление лафетным стволом
| Ручное
|
Возможность подачи ОТВ лафетным стволом при движении и стоянке ПА
| Имеется
|
Дальность подачи ОГВ лафетным стволом, м.
|
|
Диапазон углов поворота стволов установки, не менее, град.
|
|
Обогрев воды в емкости
| Частичный обогрев цистерна выхлопными газами.
|
Обогрев насосного отсека
| Выхлопными газами
|
Наличие бамперной установки водопенного тушения
| Нет
|
Тип системы газавого пожаротушения
| Нет
|
Установка для покрытия ВПП пеной
| Нет
|
Наличие средств радиосвязи
| Имеется место для установки радиостанции
|
Наличие оборудования для освещения места проведения -спасательных работ
| Имеются фары-искатели
|
Пожарные автоцистерны (АЦ) на базе шасси «ЗИЛ»
В роли базового шасси для автоцистерн часто используются автомобили «ЗИЛ». Связано широкое использование автомобилей «ЗИЛ» с их приспособленностью к условиям эксплуатации автотранспорта в России.
- Во-первых, речь идет об их неприхотливости, простоте в обслуживании.
- Во-вторых, пожарные автомобили «ЗИЛ обладают хорошей маневренностью.
- В-третьих, пожарные машины «ЗИЛ» прекрасно сочетают в себе разумную пропорцию цены и качества, чего нельзя сказать о многих других автомобилях того же класса.
Двигатели «ЗИЛ неприхотливы к топливу и зарекомендовали себя с положительной стороны при работе в самых разнообразных климатических условиях, что является неотъемлемым требованием к любым автомобилям, эксплуатируемым в нашей стране.
Ещё одним преимуществом использования пожарных АЦ «ЗИЛ» является простота ремонта и доступность цен на запчасти. А это позволяет производить ремонт своими силами и не прибегать к помощи специализированных центров.
В настоящее время достаточно широко используются в эксплуатации пожарные автоцистерны, смонтированные на базе шасси «ЗИЛ» самого разного назначения. Объясняется это их продуманной конструкцией, в которой учтены требования к бесперебойной работе техники в реальных условиях.
Наряду с производством дизельных среднетоннажных автомобилей завод «ЗИЛ» выпускает также и бензиновые автомобили, которые ещё более неприхотливы к топливу. В связи с тем, что автомобили «ЗИЛ», оснащенные бензиновыми двигателями, могут быть укомплектованы газобаллонным оборудованием, их несложно перевести на работу на природном газе, что во много раз удешевит эксплуатацию и содержание подобного автомобиля.
И наконец, следует отметить, что автомобили такого класса других российских заводов весьма массивны и обладают плохой маневренностью, чего нельзя сказать о технике на шасси «ЗИЛ». Пожарный «ЗИЛ», благодаря своей маневренности и сравнительной легкости, может успешно использоваться также и в городских условиях.
Автоцистерны пожарные (АЦ) «ЗИЛ» обычно выпускаются с 3-4 тонными цистернами, небольшим пенобаком (около 250 литров) и насосом НПЦ-40, что обеспечивает высокую мобильность, не очень большие размеры и универсальность применения. Пожарная автоцистерна на шасси «ЗИЛ» экономична, маневренна, неприхотлива в ремонте и обслуживании, эффективна в городских условиях.
Опытный ЗИЛ-Sides VMA-30. Самый красивый советский пожарный автомобиль.: picturehistory — LiveJournal
Очень трудно поверить, что этим под красивым кузовом скрывается обычный ЗИЛ 131. Авторами художественно-конструкторской части проекта были В.И. Арямов, Л.А. Кузьмичёв, А.С. Ольшанецкий, Т.А. Шепелева. Им удалось разработать действительно красивую пожарную машину.
Первым опытным образцом пожарного автоцистерны вагонной компоновки стал изготовленный в 1973 г. в ОКБ пожарных машин на шасси ЗИЛ-130. Первый экземпляр получился достаточно сырым, но его показали на международной выставке 1975 года и там удалось привлечь внимание французов. В том году были начаты совместные работы ВО «Внештехника» с французской фирмой Sides по разработке пожарных машин . В ходе работ Sides старалась строго придерживаться советского дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ и ВНИИПО, но внутри машина была сделана «по-французски», и по французской же классификации получила название VMA-30. Они предложили взять за основу более грузовое шасси от ЗИЛ 131.
Впрочем, и советских деталей и концепций в машине хватало. Так, в частности, для ускорения посадки-высадки бойцов — машина имела сравнительно низкопольный салон с дверями-гармошками автобусного типа. По сравнению с вылезанием из пассажирской кабины обычной пожарной машины — покинуть кабину этой машины можно мгновенно.
Экипаж сидел в двух «полукабинках» по бокам от рамы, а на самой раме был эдакий «кокпит» для бойца, работавшего с лафетным стволом. Ствол, кстати, тоже необычный — это «двустволка», способная подавать как воду, так и пену или вообще вместе «дуплетом», причем по 40 литров в секунду у каждого.
В 1977 году одна из двух машин была, после испытаний в г. Сен-Назер передана в СССР, где экспонировалась на выставках и активно предлагалась на внешнем рынке. Заказов, правда, не воспоследовало, машина была существенно дороже обычных и требовала отдельной номенклатуры запчастей, что сильно осложняло ее совместную с серийными пожарными машинами эксплуатацию…
Поэтому, единственная в стране «дизайнерская» пожарная машина была использована на Олимпиаде-80, где гордо представляла советскую пожарную охрану на самых важных соревнованиях.
Пожарные рассказывают, что ЗИЛ-Sides поступил на боевое дежурство в пожарную часть Московского района Ленинграда, после Олимпиады, где прослужил до 1990-х. Лет за 10–15 износился до первой «капиталки» двигатель. Машина еще могла двигаться своим ходом, но из-за износа колец загрязнялись свечи, работали не все цилиндры. Порой двигатель во время вызовов не заводился или внезапно глох. Казалось, перебрать обычный «зиловский» мотор не составит труда. Однако из-за непривычной компоновки механики просто не смогли снять двигатель (!), и, чтобы не мучиться, начальство списало уникальную машину. К счастью, нашелся человек, понимавший, что отправить ЗИЛ-Sides VMA-30 в утиль – преступление.
Неужели конструкторы забыли, что с машины рано или поздно придется снимать двигатель для ремонта? Конечно нет! Над мотором в крыше кабины предусмотрен большой люк. Чтобы открыть его, понадобится снять плиту крыши, изготовленную из цельного листа нержавейки, и только потом через люк, с помощью тельфера извлечь двигатель.
По проекту наружные панели кузова должны были сделать из стеклопластика. Оказывается, они из нержавейки, а не из пластика. В результате пожарные, эксплуатировавшие автомобиль, жаловались на его избыточную тяжесть (полная масса – 12 120 кг).
Внешне ЗИЛ-Sides напоминает многочисленные игрушечные грузовички неопределимых марок, в 1970-х продававшиеся в советских магазинах. По современным мировым меркам его дизайн уже устарел, но среди сегодняшних российских грузовиков и автобусов Sides не кажется «олдтаймером». Во всяком случае, его дизайн ближе к XXI веку, чем у ЗИЛ-131 или «Урал-4320». Возможно, в случае начала серийного выпуска VMA-30, чтобы производство стало более массовым и дешевым, кабину с теми же передком и дверьми могли применить на автокранах, машинах аэродромных служб.
Габариты кузова не позволяют VMA-30, выехав из узких ворот, повернуть в дворовый проезд. Длина и ширина по сравнению с ЗИЛ-131 увеличились, а угол поворота передних колес остался прежним. Где-нибудь на аэродроме это не имеет значения, а в тесном дворе проблема маневренности пожарного автомобиля встанет в полный рост. Уже в 1970–1980-х частные машины в узких проездах жилых дворов мешали пожарным командам.
Непривычно смотрятся передние «зиловские» буксирные крюки, выглядывающие из объемной панели бампера между фарами и облицовкой. Сзади видна траверса рамы ЗИЛа с фаркопом. По ее расположению заметно, как опущен относительно рамы кузов.
В кабине органы управления серийного ЗИЛа расположены в непривычных местах: за длинным рычагом переключения тянуть руку приходится не вниз, а вверх, а за ручкой стояночного тормоза – вниз. Привыкнуть, конечно, можно, тем более что кабина не показалась мне тесной и посадка за рулем вполне приемлемая. Хорошо продумано расположение рычагов управления пожарным оборудованием.
«Баранка» ЗИЛа сочетается с импортным подрулевым переключателем, рулевая колонка буквально «протыкает» приборную панель. Создатели кабины разумно решили поставить стрелочные приборы, предназначенные для контроля систем автомобиля на переднюю, а для контроля систем пожаротушения – на боковую панель приборов. Но места для контрольных лампочек на боковой панели не хватило, и «пожарные» лампочки пришлось поставить в ряд с «автомобильными» в углу передней панели. У каждой лампы и прибора – табличка, поясняющая назначение. Не ошибешься!
Контрольные приборы круглые, но от ЗИЛа остались только спидометр и манометр тормозной системы. Остальные приборы иностранные. У ног правого пассажира (командира экипажа) под «торпедо» мы видим вместительную нишу. Оказывается, там стояла радиостанция.
Пожарному расчету положены неудобные жесткие пластиковые кресла. Как правило, ехать от части до места возгорания недалеко, а робы после пожара мокрые и грязные.
Двигатель расположен так, что радиатор оказался между сиденьями водителя и пассажира. Левая и правая створки капота снимаются по отдельности. От серийного воздушного фильтра наверх идет заборная труба, которую на крыше машины венчает грибок, похожий на применявшийся для вентиляции салона санитарного РАФ-22031. Доступ к мотору кажется приемлемым, но для обслуживания придется влезть коленями на сиденье водителя, пассажира или сидящего спиной к движению бойца и перегнуться через спинку.
На том месте, где у ЗИЛа находится бензобак, у Sides – левая кабина боевого расчета, и бензобак пришлось разместить в заднем свесе под рамой. Поэтому теперь бензин приходится подавать из канистры в кабине: где-то засорилась проходящая через всю машину магистраль.
Агрегат, в котором объединены насосы низкого и высокого давления, по словам специалистов, был для советских пожарных сенсацией. В 1970-х на наших серийных «пожарках» не было насосов высокого давления. Импортный насосный агрегат находится между правым и левым отсеками для бойцов. Заводского шильдика мы не нашли, но изящная форма корпуса насоса выдает изделие европейского производства.
Боковые стенки кожуха, накрывающего насос, снимаются, открывая отличный доступ к насосу. Ловкий, не страдающий лишним весом механик сможет залезть в кожух через левый люк, чтобы добраться до коробки отбора мощности и карданного вала, связывающего ее с насосом.
Сзади на правом борту – рукавная катушка с тормозным механизмом. С нее легко и быстро разматывается шланг с пистолетом на конце, через который вода подается под постоянным высоким давлением. Для оперативности катушка снаружи не прикрыта никакой крышкой. Длина рукава 80 м позволяла достать до 24-го этажа, но пожарные вспоминают, что с помощью этой системы чаще всего тушили горящие помойки.
У старых советских «пожарок» были неудобные откидные крышки боковых ящиков для снаряжения. На Sides установили современные двери-шторки. На европейских пожарных машинах 1970-х они применялись, но в СССР тех лет были новинкой. Пожарное оборудование было стандартное отечественное, сейчас почти все утрачено, только в отдельных ящиках лежат старые рукава. Два ящика для рукавов находятся сзади под крышей, доступ еще к четырем – через люки, находящиеся по краям крыши.
Предполагалось, что пожарные могут заливать пламя, стоя на крыше автомобиля. Именно поэтому вся крыша сделана в виде ровного цельного листа нержавеющей стали, и на ней нет ни пеналов, ни лестницы. Но стоять на крыше хорошо, когда она сухая. Похоже, в дождь и зимой панель станет опасно скользкой, и ее хочется накрыть резиновыми или пластиковыми ковриками. Забираться на крышу надо по вмонтированной в заднюю стенку кузова лесенке из такой же нержавейки.
Сзади в отсеке под крышей – люк цистерны. Заглянув в резервуар, видишь огромный цилиндрический поплавок, а на дне – нагревательный элемент – ТЭН. По мере расхода воды или пенного раствора поплавок опускается, и оператор по приборам определяет, что надо снова подключить насос, подающий воду. А ТЭН необходим в холодную погоду для подогрева воды или пенного раствора.
ЗИЛ-Sides по эргономике превосходил старые советские машины и его можно было совершенствовать. Например, компенсировать избыточную массу, установив более мощный и тяговитый дизель ЯМЗ-236, попробовать поставить этот кузов на шасси КамАЗа.
Судьба французского близнеца сложилась примерно также: два десятилетия службы, а с 1998 года машина поступила в экспозицию Музея гражданской войны во французском Бресте.
Обидно, что данная машина никому так и не пригодилась. Но она хорошо показывает, что стоило только развязать советским конструкторам руки, и сразу получился красивый и революционный продукт, пусть даже на доисторическом шасси.
Безусловно, опыт французской фирмы помог, но почему в наше время, 40 лет спустя пожарные до сих пор трудятся, спасая чужие жизни, на тех же пожарных автомобилях ЗИЛ 131.
См.также:
Пожарный мотоцикл «Днепр» с мотопомпой
Пожарная автолестница АЛГ-17(51)ЛЧ
Редкие фотографии из архива ЗиЛа
«ЗИЛ-134»: лучший советский грузовик-тягач 60-х
ЗИЛ -170. «КАМАЗ», созданный в Москве
Пламя ЗИЛа — Авторевю
На фотографии мы с водителем пожарного КАМАЗа делаем вид, что тушим огонь. А на самом деле — просто поливаем бетонную площадку. Потом заправим цистерну по новой прямо из Москвы-реки — и отвезем воду в цех, который фирма «Спецтехника пожаротушения» арендует у завода ЗИЛ. Потому что в процессе ликвидации ЗИЛа пожаростроителям отключили водоснабжение…
До сих пор я был на ЗИЛе лишь пару раз, и то давно. Посещал музей и кабинет директора Лихачева, где на стене висела шеренга портретов его расстрелянных предшественников. Однажды меня неофициально провели через служебный выход музея к ближайшему корпусу, где собирали первые советские грузовики АМО-Ф-15. Сейчас тот корпус, как и многие другие, снесли. На его месте — и это хорошо видно с Третьего транспортного кольца — новенький Ледовый дворец. В помещении зиловского музея, одиноко стоящего на обочине Третьего кольца, — музей хоккейной славы…
Эта техпомощь уже никому не поможет. И ей — никто
При въезде через проходную на завод (точнее, то, что от него осталось) — щит, сохранившийся от былых времен: «Скорость не выше 30 км/ч». Да здесь выше 10 км/ч не разгонишься: дороги — как после бомбежки! Окружающая территория «сметена могучим ураганом»: бескрайние поля с осколками битого камня. Только китайские самосвалы один за другим увозят обломки былой эпохи.
Примерно так выглядят многие зиловские цеха
Но в глубине, ближе к пойме Москвы-реки, сохранились и гигантские корпуса, и подъездные дороги, и центральный проспект, заросший буйной зеленью. В прежние времена ЗИЛ выпускал по 200 тысяч (!) грузовиков в год. Здесь работало около 80 тысяч человек. Едва ли не к каждому цеху вела железнодорожная ветка. Ходили собственные автобусы. Это был город в городе.
Кажется, что из этой железнодорожной будки весовщица ушла только вчера. Но взвешивать уже нечего: поезда не ходят, рельсы выкорчеваны
А сейчас знаете, что он напоминает? Зону из «Пикника на обочине» Стругацких. «Так вот посмотришь на нее — земля как земля. Солнце на нее как на всю остальную землю светит, и ничего вроде бы на ней не изменилось, все вроде бы как тринадцать лет назад. Папаша, покойник, посмотрел бы и ничего бы особенного не заметил, разве что спросил бы: чего это завод не дымит, забастовка, что ли?.. Желтая порода конусами, кауперы на солнышке отсвечивают, рельсы, рельсы, рельсы, на рельсах паровозик с платформами… Индустриальный пейзаж, одним словом. Только людей нет. Ни живых, ни мертвых».
«…Прозрачная пустота схватила его и скрутила, как хозяйки скручивают воду…»
Лишь кое-где остались арендаторы (говорят, даже гигантский автосборочный цех превратили в склад). Я перешагиваю через ржавые рельсы (там, где их еще не выкорчевали) и чувствую себя Сталкером из фильма, снятого Тарковским по той же книге. Вот по земле разбросаны останки ЗИЛа-130 со спортивными номерами на дверцах: кажется, будто его растерзал неведомый хищник, таящийся в одном из заброшенных корпусов.
Поодаль — шеренга полуразбитых, полуразворованных грузовиков, среди которых почти целая «сто тридцать первая» техпомощь. Я открываю — скри-ип! — дверцу ее кунга: стены оклеены выцветшими постерами с красотками, под лавкой — аптечка с порыжевшими бинтами. Над кабиной — подкова, «на счастье».
На прицепе-цистерне — желтый номер: такие выдавали с 1946 по 1959 годы
Рядом — фантастическая автозаправка с древними колонками, как на какой-нибудь американской Дороге 66, и ржавыми прицепами-цистернами. Один — с желтым номерным знаком. Знаете, когда отменили такие номера? В шестидесятых годах.
На бывшей маневровой станции, заросшей травой, — железнодорожная будка. Целехонькая, с занавесочками. И дверь распахнута. «Зайдем?» — спрашиваю спутницу Машу, которая работает на фирме «Спецтехника пожаротушения». Маша морщится: «Да ну, будку, наверное, в туалет превратили…» Ничего подобного. На ЗИЛе не живут ни гастарбайтеры, ни бомжи: что им там делать? Еды нет, работы нет, вокруг забор, до цивилизации — семь суток на оленях.
На этом постаменте стоял ЗИС-5. От него остались только подставки
В полу будки — люк. Я тяну его на себя и просовываю голову вниз: лестница уходит в воду, виден подземный коридор. Бывший коммерческий директор ЗИЛа рассказывал мне в свое время, что под зиловской территорией едва ли не столько же всего, сколько над ней: подземные цеха, автомобильные и железные дороги. На случай атомной войны. И это одна из проблем, которые не позволят так просто построить на всей территории бывшего завода бизнес- и прочие парки: что делать с секретными коммуникациями, которые наверняка идут до самого Кремля?
Все это оставляет нереальное ощущение, особенно когда понимаешь, что находишься практически в центре Москвы. И на этом фоне контрастом — прямо-таки европейские цех и офис «Спецтехники пожаротушения». «У нас немного пыльно, — извиняются представители фирмы. — Соседний корпус сносят». И водопровод отключен — около умывальника стоит бак с ковшиком…
Там, где были шпинделя
«Спецтехника пожаротушения» поселилась на территории ЗИЛа в 2008 году, арендовав бывший цех шпинделей (слово-то какое!). Тогда ЗИЛ пытался наладить дружбу с австрийской противопожарной фирмой Rosenbauer, но из этого ничего не получилось, а собственное зиловское производство «пожарок» загнулось еще раньше. Тут-то упавшее знамя пожаростроения и подхватило совместное предприятие, где 49% акций принадлежит фирме Rosenbauer, а 51% — российским акционерам.
Сейчас завод выполняет госзаказ на 50 машин для различных городов страны: это Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Красноярск… План июня — 20 автомобилей
Сперва заводчане устанавливали купленные «розенбауэровские» надстройки — но на шасси КАМАЗов, а не ЗИЛов, — а затем постепенно начали локализацию «начинки» машин.
Сейчас пожаростроители гордятся тем, что получают от Розенбауэра только насосы, водопенные коммуникации и удобные сиденья для пожарных. И остальных импортных комплектующих немного: это, к примеру, открывающиеся ступеньки кабины боевого расчета и мигалки с модными плафонами-обтекателями (и то, и другое поступает из Германии). Но эти обтекатели тоже будут локализованы: «Пожарные регулярно просят их заменить: плавятся, когда машины близко к огню подъезжают!»
Цистерны для воды — прямоугольные, из полипропилена
Все остальное — отечественное, причем очень достойного качества: цистерны — из полипропилена (что позволяет их использовать и для доставки питьевой воды), надстройки — из алюминия и окрашенного стеклопластика. Алюминиевые детали делают в самом цеху, здесь же собирают шторные дверцы отсеков из профилей, которые приходят из Малоярославца (я был убежден, что эти шторки — импортные). Готовые надстройки не привинчивают к надрамнику, а приклеивают: заводчане уверяют, что такое соединение лучше работает на изгиб и кручение и не разбалтывается.
Насосы с коммуникациями поставляет австрийский Rosenbauer
А как устроено сочленение откидывающейся кабины водителя с кабиной боевого расчета? Когда я лет десять назад знакомился с пожарными КАМАЗами, сделанными на камазовском же заводе КИСМ, мне очень не понравились защелки этого соединения: попадет рука — будет травма! На «Спецтехнике пожаротушения» вопрос решили необычно: по периметру проема проложили магнитную раму на мягком сочленении-гармошке. В итоге обе кабины примагничиваются друг к другу и, когда необходимо, легко разъединяются вручную.Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписанПожарная техника АМО ЗИЛ – Основные средства
В. Аляев
Есть просто трудная работа, а есть – требующая полной отдачи. Именно такова борьба с пожарами. Во все времена развитию противопожарных служб уделялось повышенное внимание.
Автомобильный московский завод АМО, в последствии ЗИС, ЗИЛ, и наконец, АМО ЗИЛ, стал первым предприятием автостроительной отрасли, начавшим изготовление пожарной техники. В 1925 году здесь были изготовлены 12 пожарных линеек. Это был универсальный и самый распространенный тип пожарной техники того времени. Поначалу их строили на базе грузовиков АМО-Ф15 как непосредственно на АМО, так и на ленинградском заводе «Промет».
Пожарный «Бычок» готов к борьбе со стихией |
С 1931 года специализированным предприятием по выпуску пожарной техники стал Миусский завод пожарных машин. Это предприятие было филиалом АМО, располагалось в Москве (в районе станции метро «Новослободская») и выпускало пожарные машины вплоть до Великой Отечественной войны.
Пожарных линеек, базировавшихся на шасси АМО-Ф15, с 1926 по 1929 год было выпущено 145 штук. А в 1931 году на базе АМО-4 появился более совершенный пожарный автомобиль. Он перевозил 12 человек (на линейке), имел запас воды в 360 л, лестницы, 360 м пожарного рукава и главное, центробежный насос, способный подавать 1400 л воды в минуту. В последующие годы, когда появились заводы, специализирующиеся на производстве пожарной техники, ЗИЛ продолжал выпускать различные типы шасси для таких машин.
Распад Cоюза и экономический кризис привели к резкому снижению производства пожарных автомобилей. Автопарк, имеющийся в распоряжении боевых расчетов пожарной охраны, требует капитального ремонта и немедленного обновления. Все это заставило руководство АМО ЗИЛ принять решение о возобновлении выпуска как автомобилей-шасси для пожарной техники, так и самих пожарных машин.
Автомобиль быстрого реагирования АЦ-40 (433114) с бензиновым двигателем |
Производство специальных автомобилей для борьбы с пожарами – задача не простая. Одно дело изготавливать специализированные шасси, и совсем другое – собирать новую для завода технику: пожарную автоцистерну первого хода или, как еще ее называют, машину быстрого реагирования.
Такой автомобиль, оснащенный всем необходимым оборудованием и удобный в эксплуатации, должен быстро достигать места оперативных событий даже в самых сложных условиях. Машина должна иметь максимальные надежность, долговечность и маневренность, высокий уровень безопасности и быть дешевой в эксплуатации.
Развитие производства пожарных автомобилей на АМО ЗИЛ идет поэтапно, с освоением шасси с дизелем ЗИЛ-645 и бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10. Примером могут служить пожарные автоцистерны АЦ-40 (433104) и АЦ-40 (433114). Их можно отнести к основным пожарным автомобилям, в функции которых входит оперативная доставка к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса средств для тушения с последующей подачей их в очаги горения. Обе машины максимально приспособлены для работы в черте городов и других населенных пунктов. Внешне обе цистерны очень схожи. Они имеют одинаковую компоновку, оснащены цистернами для воды вместимостью 3200 литров, 180-литровыми пенобаками и центробежными насосами.
Цистерна АЦ-40 на шасси ЗиЛ-433104 с дизелем |
АЦ-40 (433114) монтируется на шасси ЗИЛ-433114 с колесной базой 4500 мм и грузоподъемностью 7,5 тонны. Бензиновый двигатель ЗИЛ-508.10 мощностью 150 л.с., работающий с пятиступенчатой коробкой передач, позволяет автомобилю полной массой 11 700 кг развивать максимальную скорость в 90 км/ч. Установленный на базовом шасси ЗИЛ-433104 более мощный 185-сильный дизель ЗИЛ-645, работающий с 9-ступенчатой коробкой передач, способен разогнать автоцистерну АЦ-40 (433104) полной массой 11 725 кг до 95 км/ч.
Базовой кабиной для пожарных машин стала кабина ЗИЛ-4331. Двухрядная, четырехдверная, она позволяет разместить боевой расчет из 7 человек включая водителя. Просторный, светлый, отапливаемый зимой салон обеспечивает экипажу максимальный комфорт на всем пути следования к пожару.
Подрессоренное сиденье, регулируемая рулевая колонка и рулевое управление с гидроусилителем обеспечивают водителю удобство работы и позволяют сосредоточить все внимание на дороге. Высокое ветровое стекло с трехщеточным стеклоочистителем и большие обогреваемые зеркала заднего вида дают прекрасную обзорность.
АЦ-40 имеет большое количество просторных отсеков, которые позволяют компактно, разумно и удобно разместить специальное аварийно-спасательное и пожарное оборудование, защитную одежду и снаряжение, средства спасения и оказания первой помощи, разнообразные механизмы и приспособления. Для их крепления есть надежные быстродействующие механизмы, приспособления и зажимы.
Насос НЦПК-40/100 |
Просторный насосный отсек позволяет без лишних помех работать с помпой. Все рабочие отсеки имеют индивидуальное освещение. Закрываются они либо створчатыми дверцами, складывающимися вверх, либо шторными механизмами. На крыше кузова размещаются всасывающие рукава и лестницы: штурмовая, трехколенная и лестница-палка. На крыше кабины расположена громкоговорящая система.
Все это может иметь решающее значение при тушении пожара.
Пожарная техника АМО ЗИЛ создается не только на базе среднетоннажных автомобилей. Очень опасны пожары в старых районах, где тесные улочки, а в небольших двориках стоят здания, имеющие много деревянных конструкций – перекрытий, а порою даже и стен. Основной технике в таких местах работать сложно: нет возможности подойти, да и развернуться негде. Поэтому на помощь был призван длиннобазный ЗИЛ-5301 «Бычок».
Колесная база, равная 3650 мм, позволила установить на машину двухрядную кабину для боевого расчета из 7 человек. А грузоподъемности в 3750 кг оказалось достаточно для монтажа цистерны вместимостью 1500 литров и 180-литрового пенобака. Для подавления пламени используется 60-метровый напорный рукав, который в транспортном положении намотан на специальную катушку. Мощность двигателя оказалась достаточной для применения новых отечественных насосов.
Там, где не повернуться полноразмерной технике, может действовать АЦ1,5-30/4 на шасси «Бычка» |
Сегодня пожарные цистерны комплектуются, как правило, известным насосом ПН40УВ, выпускаемым Ливенским машзаводом. На нескольких шасси ЗИЛ-433104 с дизельным двигателем были установлены пожарные насосы фирмы «Розенбауэр» (Австрия). На опытном пожарном автомобиле на базе ЗИЛ-5301 «Бычок» использовали насос «Ивеко–Магирус». На серийных «Бычках» стоят центробежные двухступенчатые насосы НЦПВ-4/100, НЦПК-40/100 и НЦПН-40 с автоматическими системами водонаполнения и пеносмешения, разработанные НПЦ «Инфра» в г. Миассе.
Масса подготовленного к борьбе с огнем пожарного автомобиля, получившего обозначение АЦ1,5-30/4 (5301), составляет менее 7 тонн. Дизель Д245.12 минского моторного завода мощностью 80 кВт (109 л.с.) в комплекте с 5-ступенчатой коробкой передач позволяет машине разгоняться до 95 км/ч. Хорошая маневренность (радиус поворота менее 7 м), необходимая при движении в стесненных условиях, достигается большим углом поворота управляемых колес, а гидроусилитель руля облегчает работу водителя. Эти юркие пожарные машины уже получили положительную оценку при испытаниях как в столице, так и в старинных городах Туле и Клину.
Когда-то, сотни лет назад, Москва не единожды выгорала дотла. И сегодня в огне продолжает гибнуть кров, безвозвратно пропадает имущество, нажитое тяжким трудом. Потому-то роль пожарных машин всегда была велика. АМО ЗИЛ продолжает работы по освоению производства пожарной техники. Так пожелаем зиловским «пожаркам» с честью выдержать все испытания, которые встретятся на их пути.
Основные пожарные автомобили: общего и целевого применения
Основные пожарные машины – пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.
Основные пожарные машины, как следует из определения, это основная группа пожарных автомобилей, которые предназначены для тушения пожаров.
Пожарные автомобили общего применения применяются для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в жилых секторах.
Пожарные автомобили целевого применения применяются для тушения пожаров на промышленных объектах.
Группы
Основные пожарные автомобилиКлассификация
Общего применения
- АЦ – автоцистерны:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.
- АНР – автомобили насосно-рукавные:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.
- АПП – автомобили первой помощи:
Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.
- Пожарные автомобили с насосом высокого давления (АВД):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по тушению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.
- Автомобили пожарно-спасательные (АПС):
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.
Целевого применения
- АА – автомобили аэродромные:
Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
- АП – автомобили порошкового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
- АПТ – автомобили пенного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на предприятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
- АКТ – автомобили комбинированного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
- АГТ – автомобили газового тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
- ПНС – пожарные автонасосные станции:
Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
- АГВТ – автомобили газоводяного тушения:
Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
- ППП – пожарные пеноподьемники:
Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.
По массе и проходимости
Классификация по массе и проходимости пожарных автомобилейПожарные автоцистерны преимущественно выпускают на базах автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, Камаз, Урал.
Основное отличие данных автомобилей – это технические характеристики, а именно объем вывозимого огнетушащего вещества и параметры насоса для подачи огнетушащего вещества.
Примеры
АЦ-2,5-40 (Зил)
Объем цистерны (вода), л – не менее 2500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 150
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-3,5-40 (Зил)
Объем цистерны (вода), л – не менее 3500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 210
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-5,0-40 (Камаз)
Объем цистерны (вода), л – не менее 5000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 360
Производительность пожарного насоса, 40 л/сек
АЦ-15-100 (Урал)
Объем цистерны (вода), л – не менее 15000
Объем пенобака (пенообразователь), л – 900
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль насосно-рукавный (АНР) данный автомобиль предназначен для подачи воды от водопроводной сети (пожарных гидрантов) либо водоема. При помощи АНР возможно осуществлять перекачивание воды с подобными автомобилями на значительные расстояния. Автомобиль так же оборудован емкостью с пенообразователем.
АНР-100-3000 (Камаз)
Запас напорных рукавов, шт./м
D77 мм – 250/5000
D51 мм – 175/3500
Производительность пожарного насоса, 100 л/сек
Автомобиль первой помощи (АПП) – это одни из самых быстрых автомобилей базируются как правило на шасси ГАЗ, Соболь, такие автомобили способны в кратчайшие сроки прибыть к месту происшествия, благодаря своей компактности очень мобильны и проходимы в жилых секторах дворовых территориях с большим скоплением автомобилей. АПП оборудованы достаточным минимумом пожарно-технического вооружения и достаточным запасом огнетушащих веществ для проведения локализации пожаров до прибытия основных сил и средств.
АПП-0,5-2,0 (ГАЗ)
Объем цистерны (вода), л – не менее 500
Объем пенобака (пенообразователь), л – 50
Производительность пожарной мотопомпы – 0,8 л/сек
Источники:
- ГОСТ Р 53247-2009 “Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения”;
- М.Д. Безбородько, Учебник Пожарная техника, Москва, 2004;
- ГОСТ Р 53328-2009 Техника пожарная. Основные пожарные автомобили. Общие технические требования. Методы испытаний.