Зачем нужен плуг: Для чего нужно приобретать плуг при земляных работах? – Плуг — это… Что такое Плуг?

Содержание

Для чего нужно приобретать плуг при земляных работах?

Для обработки почвы сегодня применяются самые разные способы и агрегаты. К примеру, для работ можно выбрать плуг, а можно культиватор. В чем тут будет разница и для чего нужен плуг при земляных работах, а когда нужно все-таки выбрать культиватор?

Наши деды и прадеды при полевых работах обрабатывали землю именно с помощью плуга – они ее вспахивали. В этом легко убедиться, вспомнив любую сказку про крестьян. Там обязательно будет дед или мужик, который уходит в поле с плугом или бороной и пашет землю. Это привычный и традиционный для нас способ обработки почву.

При этом относительно недавно в альтернативу данному варианту появился такой способ земляных работ как безотвальная обработка почвы. В чем тут разница? При обычном вспахивании плугом происходит оборачивание слоя почвы, при безотвальной обработке рыхление осуществляется без оборачивания. Это основное отличие между двумя методами по принципу работы. Есть еще разница по используемым агрегатам. Так, основным рабочим инструментом для традиционной пахоты станет плуг, а для безотвальной обработки – культиватор.

Вы, возможно, уже и сами заметили, что в аграрных магазинах за последние годы значительно вырос ассортимент культиваторов – а что, способ обработки земли тут получается хороший, быстрый, не слишком трудозатратный. Вот и популярность его растет.

Тем не менее и привычные нам плуги спрос не теряют. И это легко объяснить. Дело в том, что использовать безотвальный метод обработки почвы можно не всегда, и вот такие примеры:

— если вы живете в климатической зоне с повышенной влажностью,
— если обрабатываемая почва плохо крошится или сильно жесткая,
-если вы несколько сезонов подряд использовали безотвальную обработку.

Поясним каждый пункт.

На безотвальную обработку почвы активно переходят аграрии в нашей стране потому, что с ее помощью удается еще и хорошо задерживать воду в почве. Если же почва и без того хорошо снабжается водой, то ее культивация может стать причиной избыточной увлажненности земли.

Если почва плохо крошится или слишком жесткая, то есть риск просто сломать об нее культиватор, поэтому в данных случаях лучше будет использовать плуг.

И слишком долгое использование безотвальной обработки – специалисты рекомендуют хотя бы раз в три-четыре сезона все же вспахивать землю. Это поможет избавиться от ряда проблем, например, победить сорняки, произвести качественное удобрение почвы и так далее.

Плуг — это… Что такое Плуг?

Немецкий крестьянин работает с плугом

Плуг — сельскохозяйственное орудие для основной обработки почвы. Плугами также называются устройства для работы под водой, для прокладки кабелей, для подготовки земной поверхности перед звуковым зондированием и гидролокацией бокового обзора при поиске нефти. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.

Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.

История плуга

Доиндустриальная эпоха

Распашка с использованием плуга и волов. Миниатюра поэмы «God Spede ye Plough», относящаяся к началу XVI века. Британский музей

Когда появилось сельское хозяйство, земля обрабатывалась вручную либо с помощью мотыг на мягких плодородных почвах, например на берегах Нила, где ежегодные приливы омолаживали почву и облегчали её обработку. Чтобы регулярно выращивать зерновые культуры в менее плодородных областях, более низкий слой почвы с питательными веществами требовалось поднять на поверхность.

Приручение волов в Месопотамии, произошедшее, возможно, уже в VI тысячелетии до нашей эры, дало человечеству достаточную тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Самые первые плуги имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы. Как лемех, так и дышло выделывались из одного куска дерева, о чём свидетельствует, например, сиракузская бронзовая монета.[1]

Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тыс. до н. э. плуг был известен в Китае.

Плуг на лошадиной тяге.

Древними римлянами был изобретён отвал, который отбрасывал землю в сторону, погребая сорняки и остатки предыдущего урожая под слой земли, в то же время вытаскивая питательные вещества на поверхность. Такой плуг мог также быть использован на сырой земле, вода стекала по бороздам, оставленным плугом. Кроме этого, римляне поставили передок на колёсах, позволявший регулировать глубину хода плуга; и применили нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы.[2]

В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к

подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность.[1]

Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттерхамский плуг», разработанный Джозефом Фольямбе (Joseph Foljambe) в 1730 году в Ротерхаме, Англии. Он был прочным, лёгким, и созданным по математическим расчётам шотландского конструктора

Джеймса Смола (James Small). Плуг позволял срезать, поднимать и переворачивать слой земли.

Индустриальная революция

Британский крестьянин за плугом. Различные плуги конца XIX — начала XX века. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени

дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидение на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.

Одна лошадь как правило может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.

С появлением парового трактора стало возможно использовать его для вспашки. В Европе уравновешенные плуги на колёсах тянулись проволочными канатами (в качестве средства передачи), управляемых парой паровых двигателей английского инженера Джона Фоулера (John Fowler). В Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.

В Австралии в 1870-е годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов. С помощью такого плуга первые поселенцы в долине МакЛарен обрабатывали все самые старые виноградники в регионе. [3]

Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.

Современный плуг

Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.

Современные оборотные плуги имеют двойные переворачивающиеся лемеха: пока один работает на земле, второй переворачивает её в воздухе(ошибочное суждение — в текущий момент времени работает один комплект — так же, как у обычного плуга). Доходя до края поля, плуг под действием гидравлики переворачивается, и при втором обратном проходе новые борозды отваливаются в ту же сторону, что и в первый раз, что позволяет избежать гребней. Оборотный плуг не производит никаких дополнительных операций с пластом. Его использование позволяет пахать «челночным» методом — каждый последующий проход вплотную к предыдущему. Для этого необходимы два комплекта лемехов «зеркальной» конструкции на одной раме. При проходе один комплект работает, второй «смотрит в небо». После прохода и разворота агрегата «зеркальные» лемеха с помощью гидравлики меняются местами. Такая схема вспашки позволяет получить однородную вспаханную поверхность с гребнями, ориентированными в одну сторону (гладкая вспашка). Кроме того, экономится время и топливо на переездах между загонами. При вспашке же обычным плугом половина загона имеет гребни справа от борозды, половина — гребни слева. При этом в центре загона образуется либо двойной гребень (при вспашке «в свал», когда агрегат начинает движение с середины загона и ходит по расширяющейся спирали), либо двойная борозда (при вспашке «вразвал», когда агрегат начинает движение у края загона и ходит по сужающейся спирали).

Пахота в Южной Африке.

Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полу-закреплённые плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.

Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.

Широкое распространение виноградников, плодовых насаждений и лесопосадок потребовало создания специального плантажного плуга, вспахивающего землю на большую, чем обычный плуг, глубину (до 100 см), что способствует созданию более благоприятных условий для развития корней растений. Плантажный плуг может иметь двойные лемеха на разной глубине, почвоуглубители и другие рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Конструкция плуга позволяет улучшить водный режим почвы и уменьшить выщелачивание питательных веществ из верхних слоев грунта. Одновременно с плантажной вспашкой может проводиться внесение органических и минеральных удобрений[4].

Эрозия почвы

Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы. Под действием воды и ветра земля перемещается, и использование плуга способствует этому процессу. В результате неконтролируемого использования сельскохозяйственных процедур на США в 1930-е годы обрушилась волна пыльных бурь.

Детали плуга

Ручной плуг XIX века

Ручной плуг XIX века.

В отдельности главные части плуга (рис. справа) производят следующую работу. Нож (а) — отрезает пласт в вертикальной плоскости. Лемех (б) в горизонтальной, оборачивает и разрыхляет пласт — отвал (в). К ним присоединяются ещё полевая доска (г), дающая плугу опору в вертикальной плоскости, подошва (д), служащая опорой плуга снизу и принимающая на себя вес плуга и лежащего на нём во время работы пласта; одна или две стойки (е), к которым прикрепляются с одной стороны вышеупомянутые части, а с другой — грядиль (ж, дышло), за который с переднего конца зацепляется упряжной валек и прикрепляется регулятор (и), а с заднего рукоятки (з). Обе последние части служат для управления плугом. К каждому плугу прикладываются ещё ключ для отвинчивания и закрепления гаек, молоток для заклепывания и или плуговой башмак, который надевается на лемех, или плужные салазки, служащие для перевозки плуга с одного места на другое.

Разновидности плуга на территории России XIII—XX вв

Сибирский сабан («колесуха») конца XIX века.

В европейской части России, по меньшей мере с X века[5], наибольшее распространение имела традиционная «великорусская» соха, вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже XIX—XX вв.[6] В Поволжье, на Урале и в большинстве областей Сибири имели распространение колёсные разновидности плуга, такие как малороссийский деревянный плуг-«лемех» и сабан-«колесуха»[7].

В духовной культуре

В религии и мифологии

В земледельческих культурах плуг или соха имеют огромное культовое значение, поскольку участвуют в многочисленных ритуалах — например «первой борозды». В мифологических представлениях плуг нередко приобретает фаллическую символику, поскольку «оплодотворяет» Мать-Землю. С этим связан и тот факт, что пашут и сеют в традиционном обществе обычно исключительно мужчины, как носители оплодотворяющего начала[8].

У восточных славян и на Балканах во время Святок (в сочельник, под Новый год) проводился обряд «кликанья плуги». Он заключался в шествии с плугом, его величании и даже заклинании, а также в инсценировке пахоты и сева[9]. Этот обряд, базировавшийся на магии подобия и магии «первого дня», должен был обеспечить в наступающем году плодотворную обрабоку земли и обильные всходы.[10]

У многих индоевропейских народов известен архаичный ритуал опахивания. Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей сакральное, «окультуренное» пространство от хаоса окружающей среды.

Сразу два мифоритуальных аспекта плуга отразились в образе индуистской богини Ситы. Согласно «Рамаяне», она родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака, опахивая место для жертвоприношения. Даже имя (др.-инд. Sītā) переводится как «борозда». С другой стороны, рождение Ситы и её упоминания в Ведах говорят о связи этой богини с плодородием и Матерью-Землёй, при том что плуг обладает фаллической символикой.

В геральдике

Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948—1989 гг.).

Как эмблема новой жизни, плуг использовался в конце XVIII — начале XIX века в Северной Америке, а в нынешнее время изображен на государственном гербе Либерии[11].

Также в настоящее время изображён на государственных печатях штатов США Пенсильвания, Орегон, Оклахома, Северная Дакота, Невада, Монтана и Миннесота[12].

В музыке

В 1991 году группа «Сектор Газа» записала песню «Плуги-вуги».

См. также

Ссылки

  1. 1 2 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, Москва, 1968
  3. The Stump Jump
  4. Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство
  5. Ю. Краснов. Ранняя история сохи. «Советская археология», № 1, 1986 г.
  6. Соха (сельскохозяйственное орудие) / Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  7. Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е, испр. и дополн. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — 336 с. ISBN 5-85981-049-0
  8. Интересно, что индоевропейская мифопоэтическая традиция нередко отождествляла человека и землю. К примеру, во многих индоевропейских языках семена растений и мужское семя обозначаются одним словом, равно как и рождение у человека и у земли, в отличие от животных (земля обладает плодородием и рождает урожай, женщина рожает, а животное котится; человек, земля и природа умирают, а животное издыхает).
  9. См. также: Посевание // Российский Этнографический Музей
  10. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Терра, 1995. С. 59-61.
  11. Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
  12. Символика США
Сельскохозяйственный (садовый) инструмент

 

Плуг — это… Что такое Плуг?

        с.-х. орудие для основной обработки почвы — вспашки (См. Вспашка). П. наиболее древнее почвообрабатывающее орудие, формы которого были известны по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних П. в торфяниках на территории Польши. Ранее 1-го тыс. до н. э. П. был известен в Китае. Все эти П. изготовлялись из дерева и уже имели дышло для запряжки животных, рукоятки или раздвоенную рассоху для управления. Рабочий орган П. — лемех — закрепляли горизонтально (собственно П.) или наклонно (соха). В 1-м тыс. до н. э. появились П. с железным лемехом; римлянами был изобретён передок на колёсах, позволявший регулировать глубину хода П.; применены нож, размещаемый перед лемехом для разрезания почвы, и доски (отвалы), прикрепляемые под углом к лемеху для рыхления и сдвигания почвы в сторону.

         В России П. появился в лесостепной полосе уже в 8—9 вв. накануне образования Киевской Руси. Начало развития современного П. относится к 17 в. Первые металлические конные П. появились в конце 18 в. Заводское производство конных П. в России началось в 1802. Выпускали П. беспередковый и с русским передком. П. механической тяги начали выпускать только после Октябрьской революции 1917. Первые серийные тракторные П. были выпущены в СССР Одесским заводом им. Октябрьской революции в 1925. Дальнейшее развитие конструкции П. велось по пути замены прицепных П. навесными и полунавесными, а также изменения ширины захвата П. для более эффективного агрегатировання с тракторами. В 1973 в сельском хозяйстве СССР насчитывалась 961 тыс. тракторных П. общего назначения. Современные П. разделяют: по типу рабочих органов — на лемешные и дисковые; по роду тяги — на тракторные (навесные, полунавесные и прицепные), конные и канатные; по числу рабочих органов — на одно-, двух- и многокорпусные; по назначению — для основной вспашки (общего назначения) и специальные; по способу вспашки — на бороздные, работающие всвал и вразвал (с образованием свальных гребней и разъёмных борозд), и для гладкой пахоты.

         В СССР применяют преимущественно лемешные тракторные навесные (рис. 1), прицепные и полунавесные П. Основные узлы этих П. — рабочие органы, механизм регулирования глубины пахоты, автоматический гидроцилиндр, опорные колёса, навеска (у навесных П.) или прицеп (у прицепных П.). Все узлы П. смонтированы на плоской или крючковой раме. К рабочим органам лемешного П. относят: корпус (рис. 2), состоящий из стойки с закрепленными на ней лемехом, отвалом и полевой доской; предплужник, аналогичный по конструкции корпусу, но имеющий меньшие размеры; дисковый или черенковый нож. Для углубления подпахотного слоя на 5—12 см без выноса на поверхность поля на корпусах дополнительно крепят почвоуглубители. При работе П. предплужники, размещенные на 30—35 см впереди корпусов, снимают слой почвы на глубину 10 см и сбрасывают его на дно борозды, образованной впереди идущим корпусом. Корпуса отрезают лемехами и отрывают полевой кромкой отвалов почвенные пласты. Отвалы поднимают, крошат и оборачивают пласты, прикрывая ими почву, сброшенную предплужниками на дно борозды. Дисковый нож, расположенный у заднего корпуса, отрезает пласт, оставляя необрушенную стенку и незасорённую борозду. При вспашке целинных и залежных земель дисковые ножи крепят перед каждым корпусом. Полевая доска задним концом опирается на дно, а боковой стороной прижимается к стенке борозды и воспринимает давление, возникающее в результате действия пласта на рабочую поверхность корпуса. Для рыхления почвы на глубину до 40 см без оборота пласта применяют корпуса, которые не имеют отвала. Опорные колёса прицепного и полунавесного П., являющиеся опорами при их работе, предназначены, кроме того (как и опорные колёса навесного П.), для изменения глубины пахоты, для чего их поднимают или опускают винтовыми регулировочными механизмами. Автомат (у прицепного П.) и гидроцилиндр (у полунавесного П.) служат для перевода П. в транспортное положение. Навесной П. поднимают и опускают гидросистемой трактора.

         Дисковые П. применяют в основном для вспашки новых земель после раскорчёвки леса, тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этих П. являются сферические диски, вращающиеся на осях, смонтированных на раме П.

         П. общего назначения используют для основной вспашки почвы на глубину 20—30 см. Для свально-развальной пахоты на раме П. монтируют правооборачивающие корпуса. Гладкую пахоту (без гребней и борозд) получают, применяя оборотные, клавишные и челночные П. Оборотный П. (рис. 3) имеет право-и левооборачивающие корпуса, закрепленные на общей раме. После каждого прохода П. его раму поворачивают вокруг продольной оси на 90° механизмом поворота. Клавишный П. оборудован секциями право- и левооборачивающих корпусов, включаемыми в работу попеременно. Челночный П. состоит из двух секций право- и левооборачивающих корпусов, одну из которых навешивают на навеску трактора спереди, а другую на его навеску сзади. Этот пахотный агрегат работает поперёк склона (по горизонталям) челночным способом. При этом переднюю или заднюю секцию П. включают в работу попеременно.

         Специальные П. подразделяют на кустарниково-болотные, плантажные, садовые, виноградниковые (см. Виноградниковый плуг-рыхлитель), ярусные, лесные, для пахоты каменистых почв и др. Кустарниково-болотный П. (рис. 4) применяют для вспашки болотных и торфяных почв, лесных раскорчёвок, расчисток после кустореза, почв, покрытых кустарником и древесной порослью высотой 2—4 м. Ярусный П. предназначен для двухъ- и трёхъярусной вспашки солонцовых и подзолистых почв. При трёхъярусной пахоте передний корпус (рис. 5) снимает верхний слой почвы, оборачивает его и укладывает на дно борозды, образованной при предыдущем проходе заднего корпуса: средний корпус поднимает 3-й слой и вместе с лежащим на нём верхним слоем сдвигает их в сторону, не оборачивая; одновременно задний корпус поднимает 2-й слой, оборачивает и сбрасывает на дно борозды, образованной средним корпусом. При двухъярусной вспашке верхний слой либо укладывают на поверхность поля, а средний и нижний слои перемешивают между собой, либо верхний слой заделывают на глубину, а 2 нижних слоя без оборота поднимают на поверхность. Плантажный П. используют для обработки почвы на глубину до 40 см под виноградники, садовые и лесные насаждения. Садовый П. применяют для вспашки почвы в междурядьях садов. Он снабжен устройством, обеспечивающим боковое смещение П. от продольной оси трактора, что позволяет обрабатывать почву под кронами полновозрастных деревьев. Лесной П., снабженный одновременно работающим корпусом с право-и левооборачивающими отвалами, отрывает борозды для посадки и посева лесных культур на нераскорчёванных вырубках. Имеет приспособление для посева в отрываемые борозды семян хвойных пород. П. для ооработки каменистых почв снабжен рычажным механизмом для выглубления корпусов при встрече с препятствием и заглубления после преодоления его.

         Для улучшения качества обработки почвы в начале 60-х гг. 20 в. советскими и зарубежными научными учреждениями и конструкторскими бюро предложены конструкции П. с роторными отвалами и ротационные П. Корпус П. с роторным отвалом хорошо оборачивает и рыхлит пласт при работе на повышенных скоростях. Тяговое сопротивление его на 30% меньше, чем у лемешного. Однако роторный рабочий орган недостаточно хорошо заделывает растительные остатки и слабо перемешивает слои почвы.

         Лит.: Сельскохозяйственная техника. Каталог, 3 изд., М., 1967; Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, М., 1968; Каталог тракторов, сельскохозяйственных, землеройных и мелиоративных машин, транспортных средств, машин и оборудования для механизации животноводческих ферм, М., 1972.

         В. Комаристов.

        Рис. 1. Навесной тракторный плуг: 1 — предплужник; 2 — корпус; 3 — рама; 4 — дисковый нож; 5 — опорное колесо; 6 — винтовой механизм регулирования глубины пахоты; 7 — навеска плуга.

        Рис. 1. Навесной тракторный плуг: 1 — предплужник; 2 — корпус; 3 — рама; 4 — дисковый нож; 5 — опорное колесо; 6 — винтовой механизм регулирования глубины пахоты; 7 — навеска плуга.

        Рис. 2. Корпус плуга: 1 — лемех; 2 — отвал; 3 — полевая доска; 4 — стойка; 5 — полевой обрез лемеха; 6 — полевой обрез отвала; 7 — перо; 8 — рама плуга; 9 — скоба; 10 — брус жёсткости; 11 — крыло; 12 — грудь.

        Рис. 2. Корпус плуга: 1 — лемех; 2 — отвал; 3 — полевая доска; 4 — стойка; 5 — полевой обрез лемеха; 6 — полевой обрез отвала; 7 — перо; 8 — рама плуга; 9 — скоба; 10 — брус жёсткости; 11 — крыло; 12 — грудь.

        Рис. 3. Оборотный навесной плуг: 1 — правооборачивающий корпус; 2 — левооборачивающий корпус; 3 — опорное колесо; 4 — левооборачивающий предплужник; 5 — навеска плуга; 6 — гидроцилиндр поворота; 7 — шток; 8 и 9 — механизм поворота плуга.

        Рис. 3. Оборотный навесной плуг: 1 — правооборачивающий корпус; 2 — левооборачивающий корпус; 3 — опорное колесо; 4 — левооборачивающий предплужник; 5 — навеска плуга; 6 — гидроцилиндр поворота; 7 — шток; 8 и 9 — механизм поворота плуга.

        Рис. 4. Кустарниково-болотный плуг: 1 — черенковый нож; 2 — лемех; 3 — отвал; 4 — перо; 5 — рама; 6 — пруток; 7 — винтовой механизм регулирования опорного колеса; 8 — навеска плуга.

        Рис. 4. Кустарниково-болотный плуг: 1 — черенковый нож; 2 — лемех; 3 — отвал; 4 — перо; 5 — рама; 6 — пруток; 7 — винтовой механизм регулирования опорного колеса; 8 — навеска плуга.

        Рис. 5. Схема ярусного плуга: 1 — передний корпус; 2 — средний корпус; 3 — задний корпус.

        Рис. 5. Схема ярусного плуга: 1 — передний корпус; 2 — средний корпус; 3 — задний корпус.

Оборотные плуги: преимущества и недостатки

Обладатели сельскохозяйственных угодий знают, что без надлежащей обработки земли получить хороший урожай невозможно. Выращивание любых культур начинается с посевной. Но без хорошей подготовки почвы начать посевную невозможно. Тут на помощь людям приходит особая техника: плуги. Плуги бывают навесные, полунавесные, оборотные. Чем полезны плуги оборотные и почему они так необходимы в любом рентабельном сельском хозяйстве?

 

Какие виды плугов сегодня используют

Почву готовят как перед посевом, так и для улучшения ее состава. Для этого вносят удобрения и прикормки. Для максимального проникновения минералов в почву, ее нужно взрыхлить. Эту работу отлично выполняют оборотные плуги.

Выбирать ту или иную технику нужно в зависимости от вида возделываемой почвы и вида выращиваемых культур. Самые популярные и часто используемые это оборотные модели. Они делают глубокую вспашку, рыхлят и переворачивают почву. Это дает возможность повысить плодородность почвы и провести посевы.

Оборотные плуги имеют двойные переворачивающие лемехи. Один работает на почве, а второй в воздухе переворачивает почву. Лемехи изготавливают из прочного сплава.

После каждой проходки поля техника под воздействием гидравлики переворачивается, и можно продолжать работать. Борозда при каждом новом проходе имеет отвал в одну сторону. Это дает возможность избежать появления гребня. Поверхность поля будет иметь однородную и ровную структуру. Работа оборотным видом будет проходить быстро и качественно.

Если пахать обычным плугом, то половина гребней будет расположена справа, а половина слева, при этом по центру появляется двойной гребень. Оборотный агрегат поможет этого избежать.

Присоединение к трактору оборотной техники трехточечное навесное. У большинства моделей 2–5 отвалов, у полузакрепленных оборотных машин может быть до 18. Это большое количество будет поддерживаться колесом, диаметр которого равен длине модели.

Оборотные виды рассчитаны на вспашку земель большой площади. Эта техника быстро выполнит поставленную перед ней задачу, повысит рентабельность предприятия. Кроме того, в почве сохранится нужное количество влаги и микроэлементов.

Навесные модели тоже часто используют при вспашке, так как такие машины тоже имеют хорошее качество и надежны. Но такую технику чаще используют для нечерноземья и глинистой почвы.

 

Как правильно выбрать плуг

Выбирая оборотный агрегат, следует учитывать следующие факторы:

1. Мощность вашего трактора. Все оборотные машины в зависимости от мощности трактора делятся на количество корпусов от 2 до 12.

2. Защита техники – рессорная или болтовая.

3. Сечение рамы. Например, 140х140, 180х180.

Самой распространенной считается модель 3-корпусного оборотного плуга. Эта модель предназначена для работы на глубину до 27 см, на незасоренной камнями и плетнями земле сопротивлением 0,9 кг на см2. Имеющаяся гидравлика позволяет поворачивать модель на 1800. Применяется на полях с большим количеством растительных остатков, например, после кукурузы. Применение «челночный» способ вспашки вместе с ленточным корпусом экономит ГСМ и повышает количество урожая.

3-корпусные оборотные плуги агрегатируются с тракторами класса 1,4, например ЮМЗ-82, МТЗ-80/82, МТЗ-100/102 и др. Тяговое сопротивление техники не более 12кН.

Конструкция 3-корпусного плуга имеет сварную раму, подвес, который служит для переворота и навешивания его на трактор, корпуса с углоснимами, которые дают возможность осуществить вспашку влево и вправо, опорного колеса, гидравлики.

Основание и углосним состоят из башмака, на котором смонтированы лемехи, отвал и полевая доска. Перемещая стойку опорного колеса, можно регулировать глубину пахоты в пределах 20–27 см. Скорость для лучшей работоспособности не должна превышать 9 км/ч. 3-корпусный агрегат обеспечивает заделку растительных остатков на 99%.

 

Плуги «Lemken»

Ювель от LemkenПлуги «Лемкен» бывают навесными оборотными и полунавесными оборотными. Каждый агрегат этой компании собран индивидуально, по требованию покупателя и учитывая его потребности. «Лемкен» имеют ступенчатую систему ширины захвата 30–50 см. Модельный ряд может быть с 1–6 корпусами. Расстояние между корпусами у моделей 90 или 100 см. Агрегатируется с тракторами 45–250 л. с. «Лемкен» предлагает своим покупателям плуги в ОF версии, которые дают возможность проводить пахоту как в борозде, так и вне ее.

Все машины «Лемкен» имеют современную гидравлику «Унитрон» и переключающийся цилиндр двойного действия, автоматическую фиксацию вертикального положения плуга в борозде. Это дает возможность быстро разворачивать технику и при работе ну нужно дополнительно регулировать угол уклона плуга. В базовой комплектации имеется ящик для инструментов, каждый срезной болт всегда находиться под рукой.

 

Технические характеристики модельного ряда «Лемкен» (каждая модель отличается сечением рамы и имеет характеристики в зависимости от количества корпусов):

Технические характеристики

Количество корпусов

2

3

4

5

6

рама 110х110х8 мм (Европал)

Ширина обрабатываемой почвы, см

60–100

90–150

120–200

  

Масса, кг

552

707

862

  

Мощность, л. с.

70

80

100

  

рама 120х120х10 мм (ВариОпал)

Ширина обрабатываемой почвы, см

 

90–150

120–200

150–200

 

Масса, кг

 

753

949

1180

 

Мощность, л. с.

 

100

130

160

 

рама 140х140х10 мм (Ювель)

Ширина обрабатываемой почвы, см

  

120–200

150–250

180–300

Масса, кг

  

1210

1410

1610

Мощность, л. с.

  

160

190

230

рама 160х160х10 мм (ВариДиамант)

Ширина обрабатываемой почвы, см

  

120–200

150–250

180–300

Масса, кг

  

1280

1495

1710

Мощность, л. с.

  

180

210

250

Плуги «OVERUM» Kongskilde

OVERUM от KongskildeПлуги этого изготовителя имеют повышенную прочность и их можно применять на любых видах почвы. Это навесные плуги, имеющие индивидуальную конструкцию. Рама сделана из высокопрочного сплава, и применение даже на самых засоренных и твердых почвах не повредиться. Тракторы, с которыми можно использовать машину «Оверум» могут иметь мощность до 250 л. с. Машина может иметь 5–7 корпусов с расстоянием между ними 100 см.

Грузоподъемность плуга улучшена большим опорным колесом, диаметром 125 см и шириной 42 см. «Сковательные» болты разработаны специально для этой конструкции «NONSTOP».

Плуги Kongskilde имеют различные модели:

1. Серия ВХ2. Это легкая 4-корпусная модель агрегатирующаяся с трактором мощности 50–120 л. с.

2. Серия СХ. Это средняя модель, имеющая 3–5 корпусов. Агрегатируется с трактором 70–150 л. с.

3. Серия DХ. Это тяжелая модель на 4–6 корпусов. Агрегатируется с тракторами мощностью 120–180 л. с.

4. Серия DХL. Это вагонная категория, имеющая 7–10 корпусов. Мощность используемого трактора должна составлять 200–350 л. с. Эта модель имеет еще большее переднее колесо, благодаря чему достигнута идеальная устойчивость.

 

Плуги Kverneland

«Квернеланд» производит плуги полунавесные оборотные с центральным колесом и регулировкой ширины обрабатываемой почвы 30, 40, 45 см. Рама плуга сделана из высокопрочного металла и имеет квадратную форму. Металл проходит специальную термическую обработку, что придает плугу особую прочность. Таким плугом можно работать на самых твердых почвах с большим количеством камней.

Плуги «Квернеланд» бывают несколько моделей:

1. «Квернеланд EM/LM». Этот плуг был разработан для тех, кому нужна мощная модель с фиксированной шириной захвата почвы и цельной рамой сечением 150х150 мм. У этой техники есть присоединительной стойкой, которая требует дополнительной физической силы. Этот агрегат оснащен системой возврата корпуса плуга в исходное положение Auto-reset. Имеет от 2 до 5 корпусов, но модели 2–4 корпусов могут иметь один добавочный. Дисковые ножи имеют различный тип, как и предплужники, и опорные колеса.

Kverneland PN2. «Квернеланд PN/RN». Это базовая модель «Квернеланд», с пошаговой регулировкой ширины обрабатываемой почвы 35, 40, 45 см. Рама сечением 120×200 мм (для 8-корпусного 200х200) сделана из металла прошедшего специальную термическую обработку, что позволяет работать модели на почве любого типа.

Kverneland PW3. «Квернеланд PW/RW». Этот вид имеет два центральных колеса и разработан по новейшей конструкции «три в одном». Впереди расположен плуг с устойчивой колесной платформой, а сзади конструкция оборотного плуга. Для этой модели разработаны системы защиты: рессорная или срезного болта. Техника имеет пошаговую регулировку ширины 70, 75 см.

Технические характеристики модельного ряда «Квернеланд».

Технические характеристики

Количество оснований

3

4

5

Квернеланд EM (количество 3–5)

Ширина обрабатываемой почвы, см

70–75

70–75

70–75

Масса, кг

890

1190

1420

Расстояние между корпусами, см

85–100

85–100

85–100

Квернеланд EL (количество 3–5)

Ширина обрабатываемой почвы, см

70–80

70–80

70–80

Масса, кг

800

1110

1380

Расстояние между корпусами, см

85–100

85–100

85–100

Квернеланд PN (количество 5–8)

Количество оснований

5

6

7

8

Ширина обрабатываемой почвы, см

30–40–45

30–40–45

30–40–45

30–40–45

Масса, кг

2820

3090

3360

3630

Расстояние между корпусами, см

100

100

100

100

Квернеланд RN

Ширина обрабатываемой почвы, см

35–40–45

35–40–45

35–40–45

35–40–45

Масса, кг

2650

3885

3120

3360

Расстояние между корпусами, см

100

100

100

100

Квернеланд PW

Количество оснований

7

8

9

10

12

Ширина борозды, см

35–50

35–50

35–50

35–50

35–50

Масса, кг

5150

5630

6150

6630

7620

Расстояние между корпусами, см

100

100

100

100

100

Квернеланд RW

Ширина борозды, см

35–50

35–50

35–50

35–50

35–50

Масса, кг

4800

5250

5700

6200

7120

Расстояние между корпусами, см

100

100

100

100

100

Плуг — Википедия

Немецкий крестьянин работает с плугом

Плуг — орудие для вспашки плотной почвы, поднятия целины[1]. Плугами также называются устройства для работы под водой, для прокладки кабелей, для подготовки земной поверхности перед звуковым зондированием и гидролокацией бокового обзора при поиске нефти. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади и мулы. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.

Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев. В процессе вспашки повреждаются уже тронувшиеся в рост, но ещё недостаточно окрепшие однолетние сорняки. Кроме того, оборот пласта земли способствует перемещению непроросших семян сорняков в нижний (более глубокий) слой плодородной почвы, что, в свою очередь, создаёт дополнительное препятствие на пути прорастания сорных трав — многие семена при этом погибают. При этом поднимаются семена сорняков прошлых годов, которые обладают хорошей всхожестью.

История плуга

Известно, что люди всегда с большим уважением относились к орудиям обработки почвы. Так, в средние века кражу плуга считали тяжким преступлением и наказывали вора колесованием. Нельзя было принимать плуг в заклад. Тот, кто становился за плуг, считался взрослым человеком[2].

Этимологический словарь русского языка Шанского Н. М. сближает русское «плуг» с «плыть»: «плуг по сравнению с сохой кажется „плывущим“»[3].

М. Фасмер даёт следующее объяснение происхождения слова: «укр. плуг, др.-русск. плугъ (Пов. врем. лет под 981 г.), сербск.-цслав. плугъ, болг. плуг, сербохорв. плу̏г, словен. plùg, род. п. plúga, чеш. pluh, plouh, слвц. pluh, польск. pɫug, в.-луж. pɫuh, н.-луж. pɫug, полаб. pläug Заимств. из д.-в.-н. pfluog „плуг“, др.-исл. plógr, англос. plóg, которые сближают частью с нов.-в.-н. рflеgеn „ухаживать“, частью — с нов.-в.-н. Рflосk „колышек“».

Доиндустриальная эпоха

Распашка с использованием плуга и волов. Миниатюра поэмы «God Spede ye Plough», относящаяся к началу XVI века. Британский музей

Самые первые плуги (фактически соха) появились в III тыс. до н. э.[4] и имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы. Как лемех, так и дышло выделывались из одного куска дерева, о чём свидетельствует, например, сиракузская бронзовая монета[5].

Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко второму тысячелетию до нашей эры), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тысячелетия до нашей эры плуг был известен в Китае.

Плуг на лошадиной (конной) тяге

Любор Нидерле противопоставляет древний плуг (соху) классическому плугу, который был изобретен древними римлянами. В отличие от сохи плуг имел колеса и металлический наконечник. Такой плуг позволял регулировать глубину борозды и отбрасывать землю в сторону[6]. От римлян плуг перешел к германцам (нем. Pflug, англ. Plough, швед. Plog), а от них к славянам[источник не указан 275 дней]. Повесть временных лет упоминает плуг у вятичей в 981 году.

В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность[5].

Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттерхамский плуг», разработанный Джозефом Фулджембом (Joseph Foljambe) в 1730 году в Ротерхаме, Англии.

Индустриальная революция

Британский крестьянин за плугом Различные плуги конца XIX — начала XX века. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона

Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидении на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.

Одна лошадь как правило может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.

С появлением парового трактора стало возможно использовать его для вспашки. В Европе уравновешенные плуги на колёсах тянулись проволочными канатами (в качестве средства передачи), управляемых парой паровых двигателей английского инженера Джона Фоулера (John Fowler). В Северной Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.

В Австралии в 1870-е годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов. С помощью такого плуга первые поселенцы в долине МакЛарен обрабатывали все самые старые виноградники в регионе[7].

Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.

Современный плуг

Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.

Современные плуги разделяют[8]:

  • по типу рабочих органов — на лемешные и дисковые;
  • по роду тяги — на тракторные (навесные, полунавесные и прицепные), конные и канатные;
  • по числу рабочих органов — на одно-, двух- и многокорпусные;
  • по назначению — для основной вспашки (общего назначения) и специальные;
  • по способу вспашки — на бороздные, работающие всвал и вразвал (с образованием свальных гребней и разъёмных борозд), и для гладкой пахоты.

Современные оборотные плуги имеют двойные переворачивающиеся лемеха: пока один работает на земле, второй переворачивает её в воздухе (ошибочное суждение — в текущий момент времени работает один комплект — так же, как у обычного плуга). Доходя до края поля, плуг под действием гидравлики переворачивается, и при втором обратном проходе новые борозды отваливаются в ту же сторону, что и в первый раз — это позволяет избежать образования гребней.

Оборотный плуг не производит никаких дополнительных операций с пластом. Его использование позволяет пахать «челночным» методом — каждый последующий проход вплотную к предыдущему. Для этого необходимы два комплекта лемехов «зеркальной» конструкции на одной раме. При проходе один комплект работает, второй «смотрит в небо». После прохода и разворота агрегата «зеркальные» лемеха с помощью гидравлики меняются местами. Такая схема вспашки позволяет получить однородную вспаханную поверхность с гребнями, ориентированными в одну сторону (гладкая вспашка). Кроме того, экономится время и топливо на переездах между загонами.

При вспашке же обычным плугом половина загона имеет гребни справа от борозды, половина — гребни слева. При этом в центре загона образуется либо двойной гребень (при вспашке «в свал», когда агрегат начинает движение с середины загона и ходит по расширяющейся спирали), либо двойная борозда (при вспашке «вразвал», когда агрегат начинает движение у края загона и ходит по сужающейся спирали).

Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полу-закреплённые плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.

Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.

Дисковый плуг

Дисковый плуг в основном применяют при освоении новых территорий для вспашки новых земель после раскорчёвки леса, тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этой разновидности плуга являются смонтированные на раме плуга сферические диски, вращающиеся на осях[8].

Кустарниково-болотный плуг

Кустарниково-болотный плуг применяют для вспашки болотных и торфяных почв, лесных раскорчёвок, расчисток после кустореза, а также почв, покрытых кустарником и древесной порослью высотой 2—4 метра[8].

Плантажный плуг

Широкое распространение виноградников, плодовых насаждений и лесопосадок потребовало создания специального плантажного плуга, вспахивающего землю на большую, чем обычный плуг, глубину (до 100 см), что способствует созданию более благоприятных условий для развития корней растений. Плантажный плуг может иметь двойные лемеха на разной глубине, почвоуглубители и другие рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Конструкция плуга позволяет улучшить водный режим почвы и уменьшить выщелачивание питательных веществ из верхних слоев грунта. Одновременно с плантажной вспашкой может проводиться внесение органических и минеральных удобрений[9].

Ярусный плуг

Для двух- и трёхъярусной вспашки солонцовых и подзолистых почв применяют специально предназначенный ярусный плуг[8]. При трёхъярусной пахоте:

  • передний корпус снимает верхний слой почвы, оборачивает его и укладывает на дно борозды, образованной при предыдущем проходе заднего корпуса;
  • средний корпус поднимает третий слой и вместе с лежащим на нём верхним слоем сдвигает их в сторону, не оборачивая;
  • одновременно задний корпус поднимает второй слой, оборачивает и сбрасывает на дно борозды, образованной средним корпусом.

В процессе двухъярусной вспашки

  • либо укладывают верхний слой на поверхность поля, а средний и нижний слои перемешивают между собой,
  • либо верхний слой заделывают на глубину, а 2 нижних слоя без оборота поднимают на поверхность.

Садовые плуги

Для вспашки почвы в междурядьях садов обычно применяют садовый плуг, который снабжён специальным приспособлением — устройством, обеспечивающим боковое смещение плуга относительно продольной оси трактора, что позволяет обрабатывать почву под кронами полновозрастных деревьев[8].

Лесной плуг

Отрывает борозды для посадки и посева лесных культур на нераскорчёванных вырубках специально приспособленный лесной плуг, снабжённый одновременно работающим корпусом с право- и левооборачивающими отвалами, имеющий приспособление для посева в отрываемые борозды семян хвойных пород[8].

Плуг для пахоты каменистых почв

Для обработки каменистых почв применяют специальный плуг, который снабжён рычажным механизмом для выглубления корпусов при встрече с препятствием и заглубления после преодоления его[8].

Плуг оснащен системой рессорной защиты, которая служит для выглубления корпусов плуга при наездах на препятствия (камни, плитняк и другие предметы) и автоматического их заглубления после преодоления препятствий, а также для обеспечения устойчивой работы корпусов при пахоте почв различного механического состава, плотности и влажности. На плуге устанавливаются корпуса с удлинёнными полувинтовыми отвалами. Носок лемеха усилен специальным долотом. Все интенсивно изнашиваемые детали корпусов изготавливаются из высококачественной стали и термически обрабатывается.

Плуг оснащен механизмом изменения ширины захвата корпусов (в пределах 30- 50 см для каждого корпуса) позволяющим регулировать (в зависимости от почвенно- климатических условий) ширину захвата плуга, что способствует выбору оптимального режима работы трактора и экономии расхода топлива. Изменение ширины захвата осуществляется с помощью тяг и гидросистемы трактора.

Плуг для гладкой пахоты

На огромных и незащищённых от воздействия ветровой эрозии почвы равнинах (земли Северной Америки, целинные земли Казахстана) применение традиционного отвального плуга себя не оправдало. Специально для гладкой пахоты учёные разработали безотвальный плуг (плоскорез). Таким образом, для рыхления почвы на глубину до 40 см без оборота пласта применяют корпуса, которые не имеют отвала[8].

Эрозия почвы

Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы. Под действием воды и ветра земля перемещается, и использование плуга способствует этому процессу. В результате неконтролируемого использования сельскохозяйственных процедур на США в 1930-е годы обрушилась волна пыльных бурь.

Детали плуга

Ручной плуг XIX века

Ручной плуг XIX века

В отдельности главные части плуга (рис. справа) производят следующую работу. Нож (а) — отрезает пласт в вертикальной плоскости. Лемех (б) в горизонтальной, оборачивает и разрыхляет пласт — отвал (в). К ним присоединяются ещё полевая доска (г), дающая плугу опору в вертикальной плоскости, подошва (д), служащая опорой плуга снизу и принимающая на себя вес плуга и лежащего на нём во время работы пласта; одна или две стойки (е), к которым прикрепляются с одной стороны вышеупомянутые части, а с другой — грядиль (ж, дышло), за который с переднего конца зацепляется упряжной валек и прикрепляется регулятор (и), а с заднего рукоятки (з). Обе последние части служат для управления плугом. К каждому плугу прикладываются ещё ключ для отвинчивания и закрепления гаек, молоток для заклепывания и или плуговой башмак, который надевается на лемех, или плужные салазки, служащие для перевозки плуга с одного места на другое.

Разновидности плуга на территории России XIII—XX вв.

Сибирский сабан («колесуха») конца XIX века

В европейской части России, по меньшей мере с X века[10], наибольшее распространение имела традиционная «великорусская» соха, вплоть до постепенной замены её железным плугом на рубеже XIX—XX вв[11]. В Поволжье, на Урале и в большинстве областей Сибири имели распространение колёсные разновидности плуга, такие как малороссийский деревянный плуг-«лемех» и сабан-«колесуха»[12].

В духовной культуре

В религии и мифологии

В земледельческих культурах плуг или соха имеют культовое значение, поскольку участвуют в календарных обрядах — например, «первой борозды». В мифологических представлениях плуг нередко приобретает фаллическую символику, поскольку «оплодотворяет» Мать-Землю. С этим связан и тот факт, что пашут и сеют в традиционном обществе обычно мужчины, как носители оплодотворяющего начала[13].

У восточных славян и на Балканах во время Зимних Святок (в Крещенский, а с XVIII века — в Васильев вечер) проводился обряд «кликанья плуги». Он заключался в шествии с плугом, его величании и даже заклинании, а также в инсценировке пахоты и сева[14]. Этот обряд, базировавшийся на магии подобия и магии «первого дня», должен был обеспечить в наступающем году плодотворную обрабоку земли и обильные всходы[15].

У многих земледельческих народов известен ритуал опахивания. Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей освоенное, окультуренное пространство от хаоса внешней окружающей среды.

В мифологиях земледельческих народов имеют место персонажи, родившиеся из борозды, проведенной плугом. Согласно «Рамаяне», богиня Сита (др.-инд. Sītā «борозда») родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака, опахивая место для жертвоприношения. По преданиям этрусков, из борозды на поле вблизи Тарквиний родился Тагес — мальчик с умом старца.

В геральдике

Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948—1989 гг.).

Как эмблема новой жизни, плуг использовался в конце XVIII — начале XIX века в Северной Америке, а в нынешнее время изображен на государственном гербе Либерии[16].

Также в настоящее время изображён на государственных печатях штатов США Пенсильвания, Орегон, Оклахома, Северная Дакота, Невада, Монтана и Миннесота[17].

Изображение плуга присутствует на гербе Петах-Тиквы.

В музыке

В 1989 году группа «Сектор Газа» записала песню «Плуги-вуги», а в 1991 году перезаписала её в новой аранжировке.

См. также

Примечания

  1. ↑ Шангина, 2003.
  2. В. А. ГОРСКИЙ. Из истории плуга / Школа и труд. Школа и труд.
  3. ↑ Этимологический словарь русского языка
  4. ↑ Зворыкин А. А. и др. История техники. М., 1962. С.37
  5. 1 2 Клюсс Г. А. Плуг, землеобработное орудие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. ↑ Карпенко Н. А., Зеленев А. А., Сельскохозяйственные машины, Москва, 1968
  7. ↑ The Stump Jump
  8. 1 2 3 4 5 6 7 8 БСЭ: В. Комаристов, Безотвальный плуг
  9. ↑ Большой энциклопедический словарь. Сельское хозяйство
  10. ↑ Ю. Краснов. Ранняя история сохи. «Советская археология», № 1, 1986 г.
  11. ↑ Соха (сельскохозяйственное орудие) / Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  12. ↑ Андюсев Б. Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии XIX — начала XX вв.: Учебное пособие для учащихся и студентов. Изд. 2-е, испр. и дополн. — Красноярск: РИО КГПУ, 2003. — 336 с. ISBN 5-85981-049-0
  13. ↑ Индоевропейская мифопоэтическая традиция нередко отождествляла человека и землю. К примеру, во многих индоевропейских языках семена растений и мужское семя обозначаются одним словом, равно как и рождение у человека и у земли, в отличие от животных (земля обладает плодородием и рождает урожай, женщина рожает, а животное котится; человек, земля и природа умирают, а животное издыхает).
  14. ↑ См. также: Посевание // Российский Этнографический Музей
  15. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. СПб.: Терра, 1995. С. 59-61. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  16. ↑ Похлёбкин В. Словарь международной символики и эмблематики
  17. ↑ Символика США

Литература

  • Шангина И.И. Плуг. Плуг малороссийский. Плуг русский // Русский традиционный быт : энциклопедический словарь. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — С. 201—205. — 688 с.
  • Каталог тракторов, сельскохозяйственных, землеройных и мелиоративных машин, транспортных средств, машин и оборудования для механизации животноводческих ферм, М., 1972.
  • Сельскохозяйственная техника. Каталог. 3-е изд. — М., 1967.
  • Анучин Д.Н. Плуг, происхождение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Клюсс Г.А. Плуг, землеобработное орудие // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Плуг // Большая российская энциклопедия. Том 26. — М., 2014. — С. 452.

Оборотный плуг. Причины популярности.

Многие знают, что плуг необходим для вспашки земли. Для этих целей он используется многие века. Время меняет его конструкцию, условия использования и силовой агрегат, но предназначение этого сельскохозяйственного инструмента остается неизменным.

Содержание:
Соединения с буксирующим агрегатом
Конструктивные особенности
Преимущества оборотных плугов
Полунавесной оборотный плуг
Устройство оборотного плуга
Вспашка оборотным плугом

С помощью этого механического устройства подготавливается почва к новому посеву, и удаляются сорняки. После обработки земля становится рыхлой и легкой. Зерно, попавшее в такую землю, будет быстро всходить и легко прорастать. Этот факт очень важен в период посевных работ, когда влага из почвы старается быстро уйти.

Соединения с буксирующим агрегатом разделяются на типы:

  • Навесные;
  • Полунавесные
  • Прицепные.

По конструктивным особенностям устройства разделяются на типы:

  • Оборотные;
  • Чизельные.

Самым популярным среди всех известных стал оборотный плуг. Отличительной особенностью является наличие горизонтальной рамы, на которой устанавливаются комплекты лемехов. Каждая пара лемехов расположена вертикально симметрично друг другу.

В начале процесса обработки один ряд корпусов опускается в почву, а второй ряд находится выше несущей рамы. В конце прохода нижний и верхний ряды меняются местами, и направление положения следующего ряда меняется на противоположное. Если при первом проходе корпус располагается под углом +15 градусов к борозде, то во втором проходе он составляет – 15 градусов.

Изменение происходит автоматически после переворота рамы с лемехами на 180 градусов. После обработки таким устройством достигаются качественные показатели:

    • Почва становится рыхлой и однородной;
    • Поверхность поля выравнивается, пропадают глубокие борозды и разброс почвы;
    • Сорняки после второго прохода измельчаются и частично уничтожаются;
    • На обработанной почве не образуется корка, мешающая проникновению влаги;
  • Отпадает необходимость в частой прополке и рыхлении.

Полунавесной оборотный плуг

(0 votes, average 0 out of 5)

Полунавесной тип отличаются тем, что имеет транспортировочные колеса. Такая система агрегатирования позволяет использовать больше корпусов, потому что навеска трактора теперь не ограничивает их количество. При использовании простой опрокидываемой полунавесной конструкции не требуется много места для разворота трактора.

Устройство оборотного плуга

Местом установки всех корпусов является горизонтальная рама. Она изготавливается из балок квадратного сечения. Друг к другу они крепятся с помощью шарнирных устройств. Несущая балка рамы соединяется с поворотной балкой. К трактору она крепится с помощью узла крепления. К раме монтируется механизм для опорных колес. Толщина рамы от 140 до 180 мм.

Чем мощнее трактор, тем больше корпусов может применяться. Наиболее ходовыми считаются конструкции с тремя, пятью и восемью корпусами. Плуги с 3 и 5 корпусами хорошо работают при вспашке на глубину до 20 – 27 см только в навесном положении. Пахота с таким комплектом может проходить на скорости до 9 км/час.

Восьмикорпусной механизм является полунавесным инструментом к трактору. Агрегат должен иметь около 280 л.с. мощности. Рама полунавесного плуга имеет два транспортировочных колеса и одно рабочее. Скорость обработки восьмикорпусным полунавесным плугом составляет около 9 км/час.

Вспашка оборотным плугом

Перед выполнением основных работ конструкцию необходимо настроить. При правильной настройке конструкцию не уводит ни влево, ни вправо. Вспашка осуществляется на нужную глубину с оптимальной нагрузкой на агрегат.

У края поля корпуса опускают на нужный уровень, который регулируется специальными скобами. С началом движения корпуса углубляется в почву и производит рыхление. По окончании прохода рама поднимается и оборачивается.

Вспашка начинается у края поля. Устройство переворота конструкции исключает необходимость перестановки, что во много раз сокращает время пахоты. Такой метод в 1,5 раза рентабельнее обычного.

Стоимость на оборотные плуги несколько выше чем на традиционные механические конструкции, но такая разница вполне оправдывается высокой производительностью и надежностью.

Статья была полезной? Понажимай на кнопочки!

Верный пахарь. Особенности выбора и эксплуатации плугов -Агротехника и технологии

Об этом журналу «Агротехника и технологии» рассказали представители мировых компаний-производителей таких агрегатов: Amazone, John Deere, Kverneland, Pöttinger, Lemken и KUHN.

Даже в тех хозяйствах, где практикуются ресурсосберегающие технологии обработки почвы (mini-till и no-till), без плугов не обойтись: по статистике раз в несколько лет эти агрегаты все же выходят на поля. Кроме того, это необходимый инструмент для тех сельхозпроизводителей, которые вводят в оборот залежные земли. А пропашные и овощные культуры могут технологически возделываться только с применением пахоты.

Загрузить по максимуму

Определяющими факторами при выборе плуга специалист по продукту (почвообрабатывающая, посевная и опрыскивающая техника) компании John Deere Абишек Мишра называет возможности машинно-тракторного парка хозяйства, геометрию и размер полей, а также типы почв, где предстоит работать агрегату. Так, если в хозяйстве имеются мощные тракторы, их можно загрузить прицепными или полунавесными широкозахватными плугами, имеющими 10-13 корпусов.

При этом руководитель направления «Плуги» компании Kverneland Игорь Иванов обращает внимание, что в базовой комплектации мощных тракторов, представленных на нашем рынке, часто отсутствует трехточечная навеска. Потому в хозяйстве должны заранее подумать о заказе этой опции на заводе или найти другие решения для агрегатирования таких тракторов с плугами, советует он. Например, существует специальная тележка-переходник, позволяющая использовать с такими тракторами широкозахватные высокопроизводительные плуги.

Продукт-менеджер компании Amazone Анатолий Павлов подчеркивает, что необходимо внимательно отнестись к значению предела мощности, рекомендуемой для работы с тем или иным плугом. «Если номинальная мощность трактора превосходит это значение, то его нельзя агрегатировать с данным плугом: машина будет плохо чувствовать орудие. А отсюда возможно возрастание пиковых нагрузок и, как следствие, риск повреждения рамы, а также другие последствия», — предупреждает он. Впрочем, бывает и обратная ситуация: из-за нехватки мощности трактора будет страдать качество пахоты и производительность, добавляет Игорь Иванов.

При подборе пары трактор-плуг, директор регионального развития компании Pöttinger Дмитрий Муратов советует ориентироваться на соотношение 40 л. с. на корпус. Соответственно, при восьмикорпусном плуге нужен трактор мощностью около 280 л. с. (плюс-минус 20 «лошадей»), подсчитывает специалист.

Особенности выбора и эксплуатации плугов

Не широкозахватом единым

Однако широкозахватные плуги будут оптимально работать далеко не на всех больших по площади полях, замечает продукт-менеджер направления почвообработка компании «КУН ВОСТОК» Василий Лебедь. «Иногда поле, средний размер клетки которого 80 га, девятикорпусным плугом можно вспахать быстрее, чем двенадцатикорпусным, благодаря тому, что первый меньше времени тратит на развороты», — поясняет он.

Кроме того, после работы такого «монстра» требуется дополнительная вспашка разворотных полос маленькими навесными плугами. А стало быть, хозяйству потребуется дополнительно еще один плуг. «Или, например, восьмикорпусный полунавесной плуг по производительности проигрывает навесному семикорпусному, потому что последний более маневренный (при развороте ему нужно только поднять навеску), и после него вспашка разворотных полос практически не требуется», — добавляет Василий Лебедь.

В целом, для огромных полей с правильной геометрией в ЮФО, Зауралье и других регионах Анатолий Павлов советует выбирать широкозахватные машины, для небольших полей сложной геометрии или рисовых чеков — маленькие трех-четырехкорпусные орудия, а для основной массы хозяйств, имеющих поля среднего размера, — плуги, состоящие из 6-8 корпусов.

По наблюдениям Абишека Мишры, самыми популярными у сельхозпроизводителей остаются плуги, имеющие 7-8 корпусов.

Как объясняет Игорь Иванов, ширина захвата корпусов на разных моделях плугов может быть фиксированной (неизменяемой), ступенчато регулируемой (как правило, пошагово, с шагом 5 см) или гидравлически изменяемой из кабины трактора. И если в хозяйстве актуально изменение ширины захвата корпусов в процессе работы (например, при работе на разных типах почв, на холмистой местности, при вспашке в разные сезоны и т. д.), то стоит подумать о гидравлическом регулировании.

Так, когда слякотной весной пашут в предгорьях, то при заезде в гору ширину захвата слегка уменьшают, чтобы помочь машине, а с горки — увеличивают, чтобы не терять производительность, объясняет Игорь Иванов. Сделать это с помощью гидравлики легко и просто, в отличие от моделей с пошаговой регулировкой, где изменение ширины захвата корпусов занимает определенное время, так как необходимо менять значение на каждом корпусе.

Дмитрий Муратов также рекомендует отдавать предпочтение плугам с гидравлической регулировкой, если нужно будет часто менять настройку ширины захвата. «Иначе трудоемкость процесса в конце концов заставит механизатора игнорировать данную необходимость, — поясняет специалист, — что приведет к повышенному износу машины и агрегата, лишнему расходу ГСМ и другим нежелательным последствиям».

В борозде и вне ее

Сейчас на рынке все чаще используются тракторы с шинами шириной 710 мм и больше, а также гусеничные модели и тракторы на спаренных колесах. Как объясняет Игорь Иванов, в этом случае хозяйству следует выбирать плуги с системой on-land, то есть работающие вне борозды.

Кроме того, по мнению Абишека Мишры, у плугов, не оснащенных этой системой, есть недостаток: вспашка в борозде имеет влияние не только на ресурс трактора (в том числе, двигателя и трансмиссии), но и на здоровье оператора: при работе в борозде трактор постоянно наклонен в одну сторону, что плохо сказывается на осанке и работоспособности человека.

Более того, в Южном Округе осенняя вспашка в борозде, при условиях очень засушливой погоды чревата ежегодной заменой комплекта шин, так как они стираются о края борозды до металлического корда, добавляет Василий Лебедь.

По наблюдениям Абишека Мишры, возможность работать on-land имеет более широкие перспективы: можно   задействовать больше единиц тракторов, при этом, и качество вспашки улучшается, и меньше устает водитель. Поэтому все больше клиентов, купив обычный плуг, в процессе эксплуатации просят переделать его в универсальный — для работы как в борозде, так и вне ее.

С связи с этим Дмитрий Муратов советует сразу покупать универсальный плуг — это избавит хозяйство от лишней траты ресурсов.

Особенности выбора и эксплуатации плугов

Защита

При выборе защиты корпуса специалисты советуют учитывать условия работы и тип почвы. Василий Лебедь, рекомендует сельхозпроизводителям, имеющим каменистые и переуплотненные почвы, приобретать плуги с пружинной, рессорной или гидравлической защитой корпусов. Иначе частое срабатывание традиционной болтовой защиты приведет к повышенному расходу запчастей или, что еще хуже, использованию не оригинальных запчастей, поясняет он.

«Часто защитный болт заменяют сомнительным металлическим профилем, параметры которого значительно отличается, от оригинального болта, — рассказывает Василий Лебедь. — Отсюда нередки повреждения стоек плуга при встрече корпуса с препятствием». Он советует обратить внимание на гидравлическую защиту: помимо прочего, в гидравлической защите нет сложных трущихся деталей, которые со временем начинают разбалтываться. Более того, усилие срабатывания гидравлической защиты на плуге легко отрегулировать так, чтобы защитить рабочий орган, не выворачивая при этом все камни на поверхность поля.

Если плуг работает на твердых каменистых почвах, а также часто используется для расчистки залежных земель, то лучше всего брать усиленные модели с увеличенными стойками и корпусами и специальной износостойкой «лесной» резиной на колесах, советует сервисный инженер российского представительства компании Lemken («Лемкен-Рус») Дмитрий Носов.

Если же в хозяйстве липкие, тяжелые или каменистые почвы, эксперты рынка рекомендуют применять не стандартные (плоские), а перьевые (полосовые) отвалы. На них меньше налипает почва, что делает такие плуги подходящими для применения в любое время года. Кроме того, изношенные компоненты отвала плуга проще и дешевле поменять на перьевых моделях, чем на плоских, утверждает Абишек Мишра. К тому же показатели крошения почвы с такими отвалами выше, добавляет он.

Дмитрий Носов отмечает, что на полях с обильными пожнивными остатками, например, после кукурузы и подсолнечника, лучше работать плугом с увеличенным отвалом. Также при вспашке по таким полям рекомендуется установка предплужников. В этом случае растительные остатки лучше заделываются в почву, поясняет Анатолий Павлов.

На усиленных плугах, работающих по «залежам», кроме предплужника еще дополнительно ставится «углосъем», который позволяет лучше заделывать растительные остатки на дно борозды, и проводить тем самым профилактику забивания, добавляет Дмитрий Носов.

Требуйте испытаний

Общим трендом в сельском хозяйстве постепенно становится автоматизация процесса. На рынке также появляются ISOBUS-совместимые плуги (например, уже есть у Kverneland и Lemken). Это значит, что любые настройки для идеальной борозды можно выполнять прямо из кабины трактора, поясняет Игорь Иванов, что существенно облегчает работу механизаторов.

Работа по навигации уже стала нормой при вспашке плугами. Такая автоматизация сильно облегчает труд оператора и уменьшает нагрузку, связанную с контролем за работой. И если в хозяйстве сильная кадровая текучка (а это довольно частое явление) или практикуется работа с сезонными механизаторами, Абишек Мишра рекомендует обязательную установку навигационного оборудования в трактор с плугом.

Игорь Иванов при выборе плуга советует считать стоимость владения плугом, то есть учитывать стоимость запчастей, обращать внимание на вес плуга, ведь все это будет влиять на скорость работы, производительность, расход ГСМ и т. д. «Кроме того, пользуйтесь тем, что некоторые компании не боятся и предоставляют свои плуги для испытаний, для сравнения с плугами других производителей», — призывает он.

Особенности выбора и эксплуатации плугов

Настройки: начинаем с трактора

Плуг — достаточно трудоемкое в настройках орудие. И 50% успешности его работы, по мнению Анатолия Павлова, зависят от настроек трактора. При этом начинать настройки нужно с трактора, а не с плуга, убежден Дмитрий Носов. По его наблюдениям, довольно часто поступают наоборот. Или действуют бессистемно, настраивая то одно, то другое. «Этого делать нельзя, — предупреждает специалист, — необходимо методично придерживаться последовательности: трактор, затем плуг. Иначе начнутся огрехи во время вспашки, и настройка превратится в бесконечный процесс подлаживания и подкручивания».

Игорь Иванов отмечает, что в первую очередь нужно догрузить трактор балластами (грузами), которые предоставлены заводом-изготовителем. «Согласно инструкции, балластировка трактора традиционной компоновки осуществляется в соотношении 40/60, однако у машин с шарнирным сочленением соотношение отличается, об этому нужно помнить», — замечает Василий Лебедь.

Далее необходимо проверить давление в шинах трактора, чтобы оно было одинаковым во всех колесах, а также длину рычагов задней навески трактора. Чего в хозяйстве зачастую не делают. Это вообще считается среди аграриев «дурным тоном», иронизирует Василий Лебедь. Однако от этого напрямую зависит правильность дальнейших настроек.

Ширина борозды

Также очень важная настройка для тракторов, которые пашут в борозде, — установка одинаковой ширины между задними и передними колесами (различия в ширине должны составлять не более 5 см).

Как объясняет Анатолий Павлов, правильно настроенная ширина передней борозды создает эффект слитности, а значит, граница между проходами не будет видна. Ширина передней борозды должна соответствовать ширине захвата плуга (каждого корпуса). Также смещение первого корпуса относительно центра плуга поможет адаптировать орудие к конкретной колее трактора. Такая настройка рассчитывается по специальной формуле, учитывающей ширину колеи и ширину захвата корпусов плуга (внутреннее расстояние между колесами трактора, поделенное пополам, минус ширина захвата одного корпуса даст расстояние от полевой доски переднего корпуса до центра плуга).

Например, если расстояние между внутренними стенками колес задней оси трактора 120 см, а плуг настроен на ширину корпуса 50 см, то получится следующий расчет: 120:2-50=10 см. «То есть, имея это значение, можно настроить ширину передней борозды и адаптировать плуг к данной колее трактора, смещая первый корпус относительно центра, — поясняет Анатолий Павлов. — Если же ширина передней борозды настроена неверно, трактор будет выходить из борозды, его будет тянуть в сторону, и не будет слитности между проходами». Специалист Amazone также добавляет, что сам процесс настроек про

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *