Башенный кран: технические характеристики, методы перемещения
При возведении многоэтажных зданий присутствует необходимость поднимать строительные материалы на разную высоту. Для быстрого и безопасного достижения этих целей используется специальная техника, представляющая собой универсальный грузоподъёмный механизм и называемая «башенный кран», технические характеристики которого обуславливаются выбором модели.
Конструкционные особенности
Башенный кран быстро собирается и разбирается по необходимости. Устройство башенного крана зависит от выбранной модификации. Комплектация может сильно отличаться, так как модели подъемного спецтранспорта бывают перемещаемыми и неперемещаемыми, приставными и самоподъемными, с разной грузоподъёмностью.
Башенный кран КБ-308
Конструкция самых востребованных разновидностей башенного крана состоит из таких рабочих органов:
- Опора с присоединёнными к ней поворачивающимися частями.
- Башня с закреплёнными на ней кабиной машиниста, управляющего техникой, стрелой, лестницей и смотровыми платформами.
- Поворотные механизмы для осуществления движения по кривым траекториям.
- Ходовые рамы.
- Подвески с захватывающими элементами – крюком, магнитом и другими.
- Дополнительные конструктивные детали (противовесная тяга, балласт).
Устройство башенного крана
Основные технические характеристики
Башенный кран является цикличным механизмом. Его цикл состоит из нескольких шагов – захват и перемещение в заданную точку пространства, выгрузка, холостой прогон в обратном направлении к месту новой погрузки.
На большинстве строительных площадок используются перемещаемые виды подъемного транспортного средства, технические характеристики которых в среднем имеют следующие показатели:
Основные технические характеристики башенных кранов
- Вылет стрелы – 25–40 метров.
- Высота подъёма с захваченным грузом – у передвижных до 90, у приставных модификаций — до 150–220 метров.
- Диапазон грузоподъёмности грузового механизма – в среднем — от 5 до 25 тонн, может доходить и до 200 тонн.
- Скорость подъёма захваченного груза – крайние пределы возможностей — 2–200, но чаще — 10–100 м/мин.
- Частота вращения конструкции башенного крана – от 0,2 до 1 оборота за минуту.
- Минимальная и максимальная скорости передвижения – 10 и 30 м/мин.
Параметры башенных кранов обуславливаются выбором его разновидности – с неповоротной (наращиваемая, подращиваемая или телескопический вариант) или поворотной башней.
Метод перемещения
Для передвижения башенного крана по ряду причин и преимуществ чаще всего применяются рельсы. Иногда на стройплощадках встречаются модификации на пневмоколесном или гусеничном ходу, а также установленные на автомобильную платформу.
Видео по теме: Башенный кран
Сравнение башенных кранов различных типов – Основные средства
Одним из главных этапов при возведении зданий и сооружений является монтаж технологического оборудования и конструкций. Главными критериями выбора монтажных механизмов являются максимальное соответствие параметров выбранного оборудования и конкретных условий выполнения строительно-монтажных работ на возводимом объекте и в конечном итоге обеспечение эффективной деятельности строительной фирмы.
Почему именно башенные?
Сегодня, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, как никогда, возрастает значение рационального выбора монтажной техники из всего диапазона оборудования, предлагаемой рынком. И лучше башенных кранов с задачами монтажа не сможет справиться, пожалуй, ни один вид стройтехники.
В гражданском и промышленном строительстве башенные краны задействованы при строительстве как малоэтажных, так и высотных зданий. Строительные башенные краны отличаются тем, что могут обслуживать огромные подкрановые пространства. Высота подъема груза может значительно превышать 100-метровые отметки, среди лидеров в высотных работах – башенный кран Liebherr 4000 HC 100, который в свободном положении способен поднимать груз массой до 100 т на высоту в 67,6 м, а при максимальном вылете стрелы, а это 96 м, перемещает грузы массой до 22,5 т. Башенные краны монтируются в непосредственной близости от строящегося объекта, и приближение ограничивается лишь габаритами основания крана.
Нижнеповоротная «классическая» схема
Одним из аспектов, который необходимо учитывать покупателю при выборе башенного крана, является конструкция крана с точки зрения расположения механизма вращения стрелы в горизонтальной плоскости. Если опорно-поворотное устройство размещено внизу, непосредственно на портале или на ходовой части крана, то в этом случае поворотная часть объединяет стрелу, башню с оголовком и распоркой, поворотную платформу, на которой размещаются грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и плиты противовеса. Кран с подобной схемой расположения поворотного механизма называют нижнеповоротным, или краном с поворотной башней.
Нижнеповоротные краны широко используются в строительной практике, прежде всего благодаря повышенной устойчивости: центр тяжести в кранах этого типа находится очень низко, поскольку большинство механизмов крана, а также балласт размещаются у основания крана. Машины с поворотной башней также легко монтируются либо демонтируются, так как низкое расположение центра тяжести позволяет делать конструкции стрелы максимально облегченными. К преимуществам нижнеповоротных кранов можно отнести и то, что их относительно просто монтировать, опять же благодаря облегченным конструкциям этих машин. В связи с поворотной башней кранов отсутствует возможность пристегивания к зданию и дальнейшего их наращивания в процессе увеличения высоты возводимых сооружений – то есть в данном случае высота подъема башенных кранов с нижним поворотным устройством ограничена показателем высоты свободного стояния.
При этом с ростом грузоподъемности, увеличением высоты подъема груза, удлинением стрел возрастает нагрузка на нижнее опорно-поворотное устройство, и производство массивных кранов с поворотной башней является экономически неоправданным. Поэтому сегодня многие ведущие производители используют принцип нижнего расположения поворотного устройства при создании легких быстромонтируемых башенных кранов.
Значительных успехов в области выпуска таких кранов достигла упомянутая ранее компания Liebherr. Краны мод. L1-24 с высотой подъема крюка в 19 м и вылетом стрелы в 25 м с максимальной грузоподъемностью (г/п) 2,5 т предназначены для выполнения крановых работ в очень стесненных условиях. При этом оператор управляет краном с пульта дистанционного управления (ДУ). Пульт ДУ также используют операторы быстромонтируемых кранов Liebherr 32 H. Максимальный вылет стрелы этой модели составляет 30 м, максимальная высота под крюком – 22 м, а максимальная г/п – 4 т. При этом на конце стрелы кран
Нижнеповоротная башня также была предусмотрена инженерами Liebherr в моделях 13 HM.1 и 22 HM, относящихся к линейке мобильных быстромонтируемых кранов. Модельный ряд HM дополняет линейку кранов H. При этом они монтируются на колесные оси и могут перемещаться по дорогам общего пользования в виде прицепа. Модель 13 HM.1 обеспечивает максимальную г/п 1,5 т, а модель 22 HM – 2 т. Максимальная высота подъема этих кранов составляет 16 м и 19 м соответственно.
В нижнеповоротных быстромонтируемых кранах Liebherr серии К предусмотрено изменение рабочей высоты подъема за счет регулировки угла наклона стрелы и изменения длины решетчатой башни за счет телескопирования и наращивания дополнительных секций. Вместе с тем регулировка угла подъема стрелы позволяет более гибко использовать эти краны в условиях ограниченного пространства. Серия К охватывает шесть моделей. В результате заказчики могут выбрать кран с максимальной высотой подъема крюка от 26 до 54,8 м и максимальным вылетом стрелы от 33 до 50 м. Управление кранами серии К осуществляется либо с помощью пульта ДУ, либо из кабины оператора, устанавливаемой на башне.
Официальный представитель компании SÁEZ в России компания SÁEZ Rus предлагает строительным компаниям 5 моделей самомонтируемых кранов. Наиболее компактная модель – H 24 с максимальной г/п 1,6 т, вылетом стрелы в 24 м и высотой подъема крюка 18 м при горизонтальной и 23,7 м при наклонной стреле. Более габаритной моделью является быстромонтируемый кран SÁEZ H 40, который в свою очередь отличается увеличенным до 40 м рабочим вылетом стрелы и максимально возможной высотой подъема в 27,7 м. Наилучшими же показателями грузовысотных характеристик в линейке самомонтируемых кранов SÁEZ обладает модель HT 4213, которая помимо вылета в 42 м может подавать груз весом 1,3 т на высоту 35,5 м, а при наклонной 36-метровой стреле – груз весом 900 кг на высоту до 49 м. Краны этого вида от SÁEZ собираются в рабочее состояние и складываются в транспортное положение с помощью гидравлики буквально после нескольких команд оператора. В кранах применяются подъемные 3-скоростные двигатели либо двигатели с инвертором, 2-скоростные двигатели передвижения или также двигатели с инвертором, сам поворотный механизм оснащен также двигателем с инвертором.
Неповоротная башня набирает популярность
В верхнеповоротных кранах, или кранах с неповоротной башней, поворот стрелы над стройплощадкой производится опорно-поворотным устройством, размещенным на вершине башни, в месте установки кабины. Поворотная часть крана при этой схеме вращения – это стрела с оголовком или без него, а также противовесная консоль с закрепленными на ней лебедками, механизмом поворота и противовесом, который нужен для уравновешивания крана при эксплуатации.
Недостатком верхнеповоротного крана по сравнению с нижнеповоротным является, как уже отмечалось, большая металлоемкость: башня верхнеповоротной машины испытывает намного более мощные деформирующие усилия, чем те, что действуют на башню в нижнеповоротном варианте, и для прочности конструкции, а также для уменьшения раскачивания груза при выполнении крановых работ башню приходится дополнительно усиливать.
Недостатком верхнеповоротных кранов можно посчитать и необходимость использования при монтаже мобильного крана. При монтаже нижнеповоротного крана привлекать другие краны не требуется.
К достоинствам этого вида подъемного оборудования относятся высокая грузоподъемность и возможность работы с грузами на большой высоте. Более того, кран с неповоротной башней легко может превращаться в приставной путем пристегивания к зданию, что позволяет наращивать высоту башни вместе с ростом строящегося объекта. Башня приставного крана фиксируется в вертикальном положении либо с помощью жестких тяг, закрепленных на перекрытиях возводимого строения и на башне крана, либо в очень редких случаях с помощью гибких тросовых растяжек, один конец которых крепится к площадке, на которой кран установлен, а другой конец закреплен на башне крана.
Верхнеповоротные краны универсальны, они могут выступать в качестве и самоподъемных, и передвижных. Там, где работы ведутся на небольшой высоте, верхнеповоротные краны выступают в роли передвижных, а при выполнении строительных заданий на значительной высоте верхнеповоротные краны могут применяться в качестве приставных стационарных. Высота башни приставного крана увеличивается путем добавления дополнительных секций (длиной от 1,2 до 6 м) в верхней части башни крана.
Верхнеповоротные краны выпускают практически все ведущие производители кранов, в качестве примера продукции действительно высокого качества можно привести башенные краны компании Terex.
Верхнеповортные краны Terex представлены в трех сериях. Это прежде всего серия SK, в которую включены башенные краны с «классической» конструкцией уравновешенной стрелы с максимальной г/п 16–32 т и длиной стрелы до 80 м. Краны этой серии эффективны на строительстве высотных объектов, где требуется повышенная г/п.
Серия верхнеповоротных кранов Terex CTL объединяет краны с подъемной, или маховой, стрелой. Краны CTL могут работать там, где моделям других конструкций не хватает места для разворота. В серии около 15 моделей, рассчитанных на подъем грузов массой от 8 т (мод. CTL 140-8 TS) до 45 т (мод. CTL 650L). Для повышения производительности краны линейки могут иметь фиксированный или подвижный противовес.
В серию СТТ вошли набирающие все большую популярность краны без оголовка (flat-top). В серии более 30 моделей, модельный ряд охватывает диапазон максимальной г/п от 1,5 т в мод. FC 6.24H до 40 т в мод. CTT 721-40. Вылет стрелы в кранах серии СТТ – от 24 до 84 м.
Схожие по конструкции безоголовочные верхнеповоротные башенные краны марки Sàez производятся испанской промышленной группой компаний GrÚas SÁEZ на протяжении уже 50 лет, присутствуют более чем в 30 странах мира и в настоящее время набирают широкую популярность в России. Причиной высокого спроса на краны SÁEZ в нашей стране являются их высокие показатели грузовысотных характеристик, малые габариты конструкции стрел и башни, низкое энергопотребление и высокая скорость работы, что в совокупности с прочным болтовым соединением башни из высокопрочной легированной стали и механизмами крупнейших европейских производителей (Leroy Somer, Schneider, Telemecanique) позволяет им конкурировать наравне с такими зарекомендовавшими себя на рынке крановой техники заводами, как Liebherr и Potain.
Итальянская компания Raimondi Cranes также успешно поставляет в Россию верхнеповоротные краны. Raimondi предлагает нашим строителям широкий ассортимент крановой техники, кроме кранов без оголовка в арсенале компании верхнеповоротные башенные приставные модели с высотой башни до 280 м и вылетом стрелы в 76 м.
Большое внимание выпуску верхнеповоротных кранов без оголовка уделяет и испанская компания Linden Comansa, хорошо знакомая российским строителям. Компания поставляет на отечественный рынок более 40 моделей безоголовочных кранов серии LC и больше 14 моделей верхнеповоротных кранов с маховой стрелой серии LCL.
Качество исполнения кабины – важный фактор при выборе крана
Эволюционные процессы в башенном краностроении происходят как с основными конструкциями, так и со всеми иными компонентами, включая кабину. Ведь кабина – это основное место нахождения оператора крана, предназначенное не только для создания комфорта при работе, но также оснащенное панелью управления, которая позволяет управлять рабочими механизмами крана и системами безопасности машины.
В башенных кранах используется два типа кабин. Первый – это кабины, интегрированные в конструкцию башни, их еще называют закрытыми кабинами. Установка таких кабин процесс довольно трудоемкий. Корпус кабины, сваренный из листов, помещается внутри башни и приваривается к угловым стойкам и диагональным и горизонтальным соединениям. Главной проблемой при проектировании подобных кабин является обеспечение их продолжительной эксплуатации вопреки динамическим воздействиям, передающимся на детали кабины от несущей конструкции башни.
В сварных соединениях кабины с башней могут возникать трещины, чувствительными к деформациям являются и элементы остекления кабины. В современных закрытых кабинах стекла крепятся в рамах с помощью резиновых уплотнителей, компенсирующих деформации. Положительным фактором использования резиновых уплотнений является и простота замены поврежденных стекол в условиях стройки.
Вход в кабину, как правило, происходит через люк в полу. При этом кресло оператора обычно располагается над люком-входом и поэтому отодвигается, освобождая вход. Недостатком такого конструкторского решения могут стать проблемы при необходимости эвакуации крановщика, ведь в этом случае вход в кабину затруднен, особенно учитывая высотное расположение кабины. Помощь могут оказать только службы МЧС со спецтехникой, предназначенной для работы на высоте.
Еще один недостаток «встроенной» схемы расположения кабины – это повышенный шумовой фон, изолировать кабину в условиях тесного контакта с деталями башни и стрелы практически невозможно. Однако этот недостаток имеет и положительную составляющую: крановщик оперативно может отреагировать на изменяющийся тон или громкость рабочего шума, своевременно принять меры по поиску и устранению дефектов, вызывающих, например, скрежет или удары.
Доступ к приводам крана возможен только через крышу кабины, что, конечно, затрудняет ежедневный осмотр и обслуживание механизмов крана. Впрочем, размеры большей части кабин и способ доступа в них зависят от размеров и модели крана.
Второй тип кабин – навесные, или открытые, используется в большинстве современных кранов. Эти кабины различаются между собой внешней формой, но все являются самонесущими конструкциями, расположение кабины зависит от типа и габаритов крана. Бóльшая часть производителей кранов монтирует кабины с правой стороны, если смотреть в направлении стрелы. Серьезным недостатком открытых кабин является необходимость их демонтажа при транспортировке крана с объекта на объект. «Минусом» навесной конструкции также можно считать то, что в основном закрытые кабины имеют бóльшую площадь, чем открытые.
Вход в открытые кабины происходит через дверь, вырезанную в задней стенке кабины. Доступ через двери удобен в случае оказания помощи оператору крана, а также для обслуживания агрегатов машины.
Надо отметить, что условия работы крановщиков в кабинах постоянно улучшаются. В 1970-х гг. оснащение кабины было довольно примитивным, нередко встречались деревянные сиденья в роли кресла оператора. Отопление, если и было, представляло собой нерегулируемый нагреватель, вентиляция же вообще была редкостью. Рычаги управления перемещались с ощутимым сопротивлением, и это приводило к быстрой утомляемости крановщика.
Кардинальное улучшение условий труда связано с меняющимися тенденциями на рынке труда: все труднее найти квалифицированных работников, согласных работать в примитивных условиях. В настоящее время оснащение кабин у различных производителей примерно одинаково. Кресла крановщиков имеют амортизаторы, используют и другие приемы повышения эргономичности. Управление механизмами крана с помощью джойстиков и кнопок очень простое и легкое. Кабины оборудуют жалюзи и солнцезащитными шторами. Обогрев значительно усилен по сравнению с моделями прошлых лет, используются тепловентиляторы, работает приточно-вытяжная вентиляция. По желанию покупателя в кабине может быть установлен кондиционер. Кстати, выпуском кабин занимаются сегодня в основном специализированные предприятия, а краностроители выступают в роли заказчиков и покупателей кабин.
Одной из наиболее актуальных проблем является сохранение нормального температурного режима в кабине. В зимний период работать крановщикам приходится при –40 °С, а летом тоже при 40 °С, только со знаком плюс.
Ведущие производители кранов оснащают открытые кабины двойными и тройными слоями стекол, вклеиваемыми в вырезанные оконные проемы кабины. И это отлично регулирует тепловой баланс кабины, сохраняя постоянство температуры внутри. В качественных кабинах, изготовленных для работы на Севере, комфортные условия работы машинисту обеспечиваются даже при температуре наружного воздуха –60 °С.
К важнейшим эргономическим требованиям, предъявляемым к кабине, относятся ее обзорность и виброзащита крановщика. Требования обзорности решает остекление кабины, расположение и количество окон в кабине, а вот степень виброзащиты крановщика в основном зависит от конструкции и материала сиденья крановщика.
Одними из лучших кабин в мире по уровню комфорта, эргономики и функциональности являются кабины Ultra View, которыми комплектует свои краны компания Potain. Блок управления, установленный в Ultra View, оснащен информационной системой CSS, которая позволяет достигать высоких характеристик г/п и работать с максимальной скоростью перемещения рабочих органов.
Дополнительная функция Potain Plus в сочетании с работой CSS повышает точность выполнения перемещений, ограничивая воздействие динамических эффектов путем автоматической подстройки скорости и учета внешних погодных явлений. Кроме использования революционной системы CSS, выполняющей самоконтроль и гарантирующей нормальную работу крана, а также блокирующей работу крана при отсутствии крановщика в кресле, в системе управления действует программа диагностики, которая облегчает контроль настроек крана, операций и сервисного обслуживания, и это заметно сокращает затраты на обслуживание крана, уменьшает время простоя при ТО. Использование стандартизированной кабины ускоряет в случае необходимости приобретение запасных частей.
Инновационные кабины устанавливаются на все краны Potain линеек MDT, MD и MR, что, безусловно, упрощает эксплуатацию и обслуживание кранов Potain, позволяет сэкономить время и упростить обучение крановщиков.
Итак, рациональное использование кранов при сооружении различных объектов возможно лишь при правильном выборе крана той конструкции и с теми характеристиками, которые оптимально соответствовали бы характеру выполняемых работ. Расположение поворотного узла и комфорт в кабине – это важные характеристики, но далеко не последние. О других аспектах выбора башенных кранов поговорим в следующих статьях.
Устройство и схема башенных кранов
Башенные краны считаются самой популярной спецтехникой во время строительства высотных зданий. Это объясняется их конструкцией, что позволяет выполнять широкий спектр монтажных работ. Данная спецтехника также часто встречается на складах и полигонах, где используется для организации погрузочно-разгрузочных операций.
Как устроена грузоподъемная спецтехника
Башенный кран оснащен вертикальной поворотной башней, на которой закреплена стрела. Управление данной спецтехникой происходит с кабины машиниста. Обычно она размещается в верхней части башни на значительной высоте от поверхности. Устройство башенного крана позволяет ему совершать следующие операции:
Устройство башенного крана
- подъем и опускание грузов;
- изменение вылета стрелы путем перемещения крюка относительно основной оси;
- поворот на определенный угол;
- перемещение машины.
Поднимание грузов осуществляется благодаря наличию грузовой лебедки, каната и крюковой подвески. Вращение поворотной части происходит относительно неподвижной благодаря наличию специального механизма поворота. Две эти части связываются между собой опорно-поворотным устройством. Именно оно передает опрокидывающие усилия от поворотной части на ходовую раму.
Классификация
Выделяют несколько разновидностей конструкции башенных кранов.
По типу башни
В зависимости от конструктивных особенностей башни, данные грузоподъемные машины могут быть:
- с поворотной. Она с закрепленной стрелой и противовесом вращается вокруг своей оси во всех направлениях;
- с неповоротной. Стрела и противовес закреплены на специальном шатре и вращаются вокруг основной опоры.
Типы кранов по конструкции башни
По типу стрелы
В зависимости от типа данного элемента башенные краны бывают:
- с подъемной стрелой. В конструкции крана присутствует оголовок, который дает возможность изменять угол наклона;
- с балочной стрелой. Она неподвижна, оснащена грузовой тележкой с грузозахватным механизмом.
Башенные краны по типу стрелы
По способу установки
В зависимости от способа монтажа на объекте выделяют несколько схем башенного крана:
Классификация башенных кранов по способу установки
- стационарный (приставной). Устанавливается в определенном месте без возможности перемещения по стройплощадке;
- передвижной. Машина может перемещаться сама или при помощи тягача по подкрановым путям.
Самоходные модели чаще всего оснащаются поворотной башней. Такая конструкция башенного крана стоит дешевле остальных, облегчает его монтаж на строительной площадке и транспортировку. Стационарные модели пользуются не меньшей популярностью из-за отличных показателей грузоподъемности.
Устройство башенного крана неподвижного типа позволяет увеличивать его высоту путем использования специальных механизмов наращивания. Такие машины устанавливаются вначале строительства и жестко закрепляются к зданию. Постепенно, по мере продвижения рабочего процесса, высоту спецтехники наращивают. Такие модели имеют большой вылет стреловой части – около 30–60 м. Это позволяет обслуживать значительную площадь на протяжении всего периода ведения строительства.
Классификация по типу ходового механизма
Башенные краны по типу ходового устройства
В зависимости от ходового устройства данная специализированная техника бывает:
- на рельсовом устройстве. Самые популярные из-за простоты эксплуатации и монтажа;
- автомобильные. Устанавливаются на шасси автомобиля, что обеспечивает технике мобильность;
- на шасси автомобильного типа. Монтируются на специально разработанное для данной модели шасси, имеет кабину;
- пневмоколесные. Для пневмоколёсного шасси характерно отсутствие кабины;
- гусеничные. Такие модели оснащены гусеничным ходовым механизмом;
- шагающие. Оснащаются особым ходовым механизмом шагающего вида.
Базовые элементы конструкции
Благодаря продуманному устройству башенного крана обеспечивается его эффективная и безопасная работа. Основными конструктивными элементами данной спецтехники называют:
Схема башенного крана
- рама. Может быть самоходной или перемещаться при помощи тягача на колесном или гусеничном ходу, на котором закреплены другие элементы;
- опорно-поворотный механизм. Находится внизу или на вершине башни;
- опорная платформа;
- противовес. Предотвращает опрокидывание машины при перемещении тяжелых грузов;
- башня. Основный элемент, который придает спецтехнике необходимую высоту и воспринимает большую часть нагрузки;
- кабина. Размещается на значительной высоте для лучшего обзора за выполняемыми операциями;
- стрела. Обеспечивает горизонтальное перемещение грузов с использованием специальных грузозахватных механизмов;
- ходовая тележка. Содержит ходовую часть рамы;
- консоль. Играет важную роль в обеспечении равновесия специализированной машины и предотвращает ее опрокидывание;
- оголовок. Применяется для изменения положения стрелы в вертикальном направлении;
- грузовая тележка. Присутствует на балочной стреле и служит для перемещения груза.
Габариты башенного крана Liebherr-132EC-H8
Подкрановые пути
Передвижные специализированные машины, оснащенные ходовым рельсовым устройством, требуют присутствия на объекте строительства особых подкрановых путей. Их качественное исполнение обеспечит безопасную и надежную работу техники.
Подкрановые пути все время подвергаются значительным эксплуатационным нагрузкам. Поэтому они должны регулярно проверяться на наличие любых дефектов, изменений геометрических параметров. Рельсовые пути также оснащаются заземлением. Оно необходимо для защиты, поскольку данная техника оснащается большим количеством высоковольтных элементов.
Схема подкрановых путей башенного крана
Видео по теме: Башенный кран
Краны для высотного строительства: куда повернется стрела?
Повсеместная глобализация и бурное развитие мегаполисов диктуют свои правила в области городского строительства. В условиях колоссальной плотности застройки эргономичные высотки из сегмента архитектурных ноу-хау перешли в разряд оптимальных решений максимально эффективного и экономически выгодного зонирования территорий. Строительство таких зданий позволяет не только существенно сэкономить пространство, но и обеспечить максимально комфортные условия жизни для населения с учетом всех потребностей. Особые задачи встают не только перед организациями, осуществляющими застройку, но и перед производителями оборудования и спецтехники для высотных работ. Не остался в стороне и рынок подъемных кранов, стремительно преобразившийся под влиянием новых тенденций.
Башня, которую не сносит
Так уж повелось, что ни одна строительная площадка не обходится без применения грузоподъемных механизмов. Первые подобные конструкции, пусть и достаточно примитивные, использовались еще в Древнем Египте для возведения пирамид, а в готическую эпоху с применением подобного оборудования в Германии был построен Ульмский собор высотой 161,5 метра. Прогресс не стоит на месте, и сейчас в распоряжении людей технологии, позволяющие строить здания намного выше. Закономерно и логично, что и современные краны тоже уже совсем не похожи на своих предков, требования к их характеристикам становятся все жестче и многограннее, но прежним осталось одно – их важная роль при возведении сооружений.
Все современные краны строительного назначения можно разделить на четыре группы: башенные, самоходные стреловые, стационарные, специального назначения. Выбор техники зависит от задач, объемов и специфики работ. Если говорить конкретно о высотном домостроении, то здесь применяются первые два вида. На то есть ряд объективных причин.
Традиционно каркасы высотных зданий имеют высоту от 100-150 и более метров. Учитывая специфические условия монтажа, можно применять грузовые вертолеты, но куда рациональнее и экономически выгоднее использовать в данных целях башенные краны.
Данные краны бывают различных модификаций в зависимости от способа установки. Многолетняя практика показала, что при возведении сооружений высотой более 16 этажей вместо рельсовых кранов общего назначения следует использовать сконструированные непосредственно для этих целей свободно стоящие (приставные) башенные краны либо краны на анкерном основании (самоподъемные).
В тех случаях, когда ведется сборное строительство высотных зданий с железобетонным каркасом, целесообразным является применение приставных башенных кранов, размещенных за пределами контуров здания и не мешающих проведению работ на объекте.
Конструкция машины следующая: башня, верхняя секция с устройством для монтажа девятнадцати промежуточных секций и поворотного оголовка с противовесной консолью и горизонтальной стрелой, по которой движется стреловая каретка. Удлинение башни происходит путем установки сверху дополнительных секций. Для соблюдения требований техники безопасности во время проведения работ по стыкованию секций монтажники располагаются в подвесных люльках, перемещающихся вместе с монтажной стойкой.
Для выполнения широкого спектра задач по возведению сооружений любой высоты также применяются самоподъемные, или, как их еще называют, «ползучие» башенные краны. Данную технику можно использовать на косогорах, в стесненных условиях, во время строительства зданий со сложной конфигурацией, что особенно актуально с учетом последних тенденций в проектировании и архитектуре. Но важно помнить, что краны данной конструкции грузоподъемностью 3-5 тонн и вылете стрелы 22 метра очень массивны, поэтому применять их стоит только для сооружения зданий с металлическим каркасом.
Принцип работы «ползучего» крана следующий: он монтируется на конструкциях строящегося сооружения, а затем посредством собственных приспособлений по необходимости передвигается вверх на несколько этажей в зависимости от темпов и особенностей строительного процесса. Также его можно поднимать с помощью размещенной у основания башни лебедки или с использованием специальных гидравлических устройств выдвижения.
Самоподъемные краны отличаются от приставных большими возможностями, так как их башня позволяет осуществлять поднятие груза на высоту до 1000 метров. На сегодняшний день подобную технику производят несколько компаний в мире: Favelle Favco Group (Австралия), Potein (Франция) и Liebherr (Германия). Крупнейшим отечественным производителем башенных кранов является ОАО «Ржевский Краностроительный Завод». Здесь изготавливают стационарный КБ-473, разработанный ржевским НИИ «Башкран» совместно с питерским НТП «Башкран» и насчитывающий десять исполнений стандартной максимальной грузоподъемностью 8 т. Кран, оснащенный неполноповоротной башней и балочной полноповоротной стрелой с вылетом 35-50 м, предназначен для возведения сооружений зданий высотой до 62 м из монолитного железобетона и кирпича.
Гусеницы для максимальной проходимости и грузоподъемности
Достойную конкуренцию башенным кранам на строительных площадках, где возводят высотные дома, составляют современные самоходные стреловые краны, день ото дня получающие все большее распространение благодаря своим техническим характеристикам.
По типу ходового устройства самоходные краны делятся на гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и установленные на специальное шасси автомобильного типа. Каждая из модификаций обладает определенными преимуществами для выполнения конкретного спектра задач.
Гусеничные краны – тяжелые машины с отличной грузоподъемностью и проходимостью, применяемые для перемещения тяжелых грузов. Благодаря тому, что обширная поверхность опоры гусеницы обеспечивает снижение удельного давления на грунт, кран способен передвигаться в условиях бездорожья, слабых грунтов, легкой заболоченности.
Данные машины выпускают как с решетчатой, так и с телескопической стрелой. Различные модификации кранов первого типа производят следующие компании: Liebherr, Sany, Hitachi, Terex, XCMG, Kobelco, а на выпуске гусеничных кранов с телескопической стрелой специализируются Favelle Favco Group, Hitachi, Link-Belt, Maeda, Sennenbogen и другие предприятия.
Сила гусеничных кранов является одновременно и их слабостью, так как из-за габаритов и сложной конструкции эта техника отличается плохой маневренностью и низким уровнем мобильности, а перемещение с объекта на объект представляется для нее весьма затруднительной задачей. Плюс ко всему тяжелые гусеницы, занимающие порядка 40% всей машины, подвержены быстрому износу деталей, что повышает эксплуатационные расходы.
Мобильность и функциональность
Но если гусеничные краны применяются лишь в определенных случаях, то почти на каждой строительной площадке в России наряду с башенным краном можно увидеть автомобильный кран. Эта техника – образец мобильности среди грузоподъемных машин. Они способны самостоятельно и, что характерно, весьма быстро добраться до объекта строительства, а также оперативно, без долгих предварительных подготовительных работ приступить к выполнению задач.
Автокраны классифицируются по номинальной грузоподъемности, по способу передвижения и по исполнению стрелы крана. В высотном домостроении, а также при монтаже крупных объектов и подъемов/спусков тяжелых грузов на большую высоту/глубину преимущественно применяются машины, обладающие большой грузоподъемностью и высотой подъема крюка.
Примечательно, что если еще буквально несколько лет назад практически все выпускаемые на российских заводах 25-тонные машины, оборудованные 3-секционными 21-метровыми стрелами коробчатого сечения, были идентичны и различались только базовым шасси, то сейчас на рынке представлено множество моделей с различным шасси.
Конструкция автокранов выглядит следующим образом: вместо кузова на шасси автомобиля монтируется ходовая, а также поворотная рама, на которую в свою очередь устанавливаются механизмы подъема и опускания стрелы, поворотный механизм, стрела, кабина и противовес. Данные машины часто называют кранами-вездеходами, так как они способны беспрепятственно перемещаться между объектами как в пределах одного города, так и в труднодоступной местности, позволяя работать и на асфальте, и на строительной площадке.
Но недостатки есть и у данной модели. Главный минус – небольшая устойчивость данных машин. Для того, чтобы автокран мог беспрепятственно и эффективно выполнять свои задачи, его конструкция дополнена гидравлическими или пневматическими опорами. В рабочем состоянии с применением выносных опор кран становится стационарным.
Куда дует ветер
Отечественный рынок автокранов – динамично развивающаяся отрасль, за последние годы совершившая значительный скачок вперед по своему технологическому развитию наряду в связи с изменившимися требованиями и тенденциями в строительстве. Освоение многоосного шасси позволило нашим производителям выпускать автокраны с улучшенными грузовысотными параметрами, что наряду с увеличением грузоподъемности «старших моделей» до 50 тонн привело к расширению возможностей и сфер применения.
В связи с развитием высотного домостроения и появлением возможности применения в нем автокранов вырос спрос на машины большей грузоподъемности. Так, в настоящее время возросла популярность автокрана грузоподъемностью 25 тонн, тогда как еще несколько лет назад лидирующие позиции в сегменте занимала 16-тонная машина.
Современные модели автокранов большой грузоподъемности с повышенной высотой подъема используются в высотном домостроении, при монтаже крупных объектов и для вертикальной транспортировки тяжелых грузов на внушительную высоту и глубину, тогда как краны массой от 7 до 16 тонн применяли для перемещения грузов только ограниченной массы, в малоэтажном строительстве, а также в коммунальном хозяйстве. Но при этом с увеличением габаритных размеров и опорного контура свобода действий данной техники в условиях плотной городской застройки значительно снизилась.
Еще одной отличительной чертой современного российского рынка автомобильных кранов является тот факт, что традиционно сегмент грузоподъемности от 16 до 50 т сформирован преимущественно моделями отечественного производства на местном же шасси («Урал», МАЗ, КамАЗ, МЗКТ), тогда как в сегменте грузоподъемностью от 70 т используется иностранное автошасси с отечественной крановой установкой либо машины зарубежного производства.
Выпуском автокранов в настоящее время занимается ряд российских и зарубежных компаний. Ключевыми иностранными производителями считаются Tadano, Link-Belt, Kato, Liebherr, Grove, Terex, Zoomlion и XCMG; среди российских компаний лидирующие позиции по выпуску автокранов являются следующие предприятия: ОАО «Автокран», ОАО «Клинцовский автокрановый завод», ЗАО «Газпром-Кран», ОАО «Челябинский механический завод», ОАО «Галичский автокрановый завод», ОАО «Ульяновский механический завод №2» и ОАО «Угличский машиностроительный завод».
Секрет востребованности кранов на шасси автомобильного типа кроется в том, что оно эффективно выполняет поставленные задачи даже в самых сложных условиях, при этом обладая впечатляющей грузоподъемностью. Рекордсменом в данном сегменте по праву является кран Liebherr LTM 11200-9 со 100-метровой стрелой и предельной грузоподъемностью 1200 т. Среди российских образцов техники лавры первенства принадлежат ГАКЗ, в линейке которого есть КС-74713, способный работать с 80-тонными грузами, и 110-тонный КС-99713.
Но ошибочно будет назвать автошасси безупречным решением. Есть у него и недостатки, к которым в первую очередь относится ограниченная грузоподъемность и потребность в обвязочной платформе, оснащенной выдвижными опорами, на которую устанавливают крановую установку, придающую вес оборудованию и увеличивающую центр тяжести.
Впрочем, есть модификация, лишенная этих изъянов, – специальное шасси автомобильного типа. Впервые автокран, установленный на такое шасси, появился в 1981 году после того, как компания Liebherr получила заказ от «Машиноимпорта» на изготовление и поставку 330 единиц телескопических кранов. Новая машина с односкатной ошиновкой отличалась повышенной проходимостью и была способна передвигаться по абсолютно любым дорогам вне зависимости полотна.
Зарекомендовав себя во время эксплуатации у заказчика, данная конструкция была перенята другими европейскими производителями кранов, такими как FAUN и Demag. Дальше свое внимание на эту технологию обратили внимание американские и японские инженеры, после чего спецшасси получило широкое распространение на строительных площадках в мире. Сейчас краны на спецшасси успешно эксплуатируются при возведение высотных домов, погрузке и монтаже тяжелых и крупногабаритных грузов.
Но вернемся к небоскребам. С 4 по 6 октября 2017 года в Екатеринбурге в третий раз проходит Международный форум-выставка высотного и уникального строительства 100+ Forum Russia. Мероприятие, объединяющее представителей органов власти, девелоперских организаций, компаний-застройщиков, производителей и дилеров техники, оборудования, материалов и технологий для строительства, выступает в качестве ведущей коммуникационной и презентационной площадки. Здесь не только обсуждают ключевые вопросы, проблематику и перспективы развития высотного домостроения, но и представляют новейшие мировые достижения отрасли. На примере данного форума можно четко проследить, как «небоскребная болезнь» влияет на ситуацию на рынке подъемной техники. Конечно, сказать со 100% уверенностью, куда повернется стрела крана через пару лет, вряд ли получится, но, исходя из уже существующих тенденций, очевидным становится одно: максимальная автоматизация всех процессов и оптимизация функционала техники неизбежна.
Обзор рынка башенных кранов – Основные средства
Каждый день миллионы людей спешат на работу. У кого-то рабочий день начинается с чашечки кофе перед монитором компьютера, кто-то ведет по маршруту переполненный городской автобус, а кто-то спешит на деловую встречу. И никто не замечает, что над всей этой рутинной городской суетой свою работу начинает машинист башенного крана, который поднимается в кабину.
И делает он это ежедневно: идет пешком по специальной лестнице, и не только в начале смены, но еще, например, после обеда, а всего в течение дня крановщик поднимается в кабину минимум два-три раза. Огромная нагрузка на ноги не единственная проблема, ведь даже на уровне пятого этажа ветер свистит в ушах, и кран уже раскачивается от ветра, а представляете, что творится выше? Но все эти трудности компенсируются шикарным видом из окна, и в то время как кто-то, к примеру, не видит ничего в течение дня, кроме цифр бухгалтерского баланса, с башенного крана видно все далеко вокруг, как со смотровой площадки.
Само слово «кран» происходит от голландского kran – «журавль», и означает механизм для подъема и перемещения больших тяжестей или грузов. Примитивные конструкции такого типа использовались еще при строительстве египетских пирамид. Простейшее устройство для поднятия грузов – рычаг – было придумано Пифагором в VI веке до н.э. В конце XVIII в. появился кран, который был изготовлен из дерева и имел ручной привод. В XIX в. подъемные краны стали цельнометаллическими, сначала с ручным, а чуть позже с механическим приводом, самые большие из них поднимали груз не выше 15 м.
До появления башенного крана строительные материалы на стройках поднимали специальные рабочие, переносившие кирпичи в ящиках на спине. Прообраз современного башенного крана – с поворотной платформой в верхней части башни – был создан в 1913 г. Юлиусом Вольфом. В 1928 г. был изобретен первый башенный кран с балочной стрелой и грузовой тележкой, а в 1952 г. – башенный кран с наклонной стрелой.
Башенные краны на строительных площадках нашей страны начали применять еще в годы первых пятилеток. Первые советские башенные краны были изготовлены в 1936 г., и до начала Великой Отечественной войны их выпускали по несколько десятков в год. После войны краны в СССР производили различные неспециализированные предприятия, и только в 1960 г. были разработаны башенные краны восьми базовых типоразмеров. Сами конструкции кранов постоянно совершенствовались, выпускались новые модели, улучшались характеристики, расширялась область их применения. Так, к 1980-м гг. грузоподъемность (г/п) увеличилась с 1,5 до 50 т, а высота подъема выросла с 20 до 150 м. Ежегодно отечественные краностроительные предприятия выпускали от 3000 до 4000 новых башенных кранов, и к моменту распада СССР парк кранов составлял около 50 тыс. ед.
Современный рынок
В наши дни рынок башенных кранов в основном представлен импортной техникой, доля которой составляет уже более 60%. Российских краностроителей, производящих башенные краны, осталось немного, и пересчитать их, к сожалению, можно по пальцам одной руки: это«Ржевский краностроительный завод», «Нязепетровский краностроительный завод» и предприятие «Строммашина». В лучшие времена эти заводы выпускали около 200 кранов в год.
На сегодняшний день, учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, отечественные производители изготавливают башенные краны только под заказ. С падением объемов строительства упал и спрос: количество выпущенных в этом году башенных кранов колеблется у разных российских производителей от нуля до двух-трех в месяц. Несмотря на хорошее качество отечественной продукции, высокий срок эксплуатации кранов, рассчитанный в среднем на 16 лет, заказчики отдают предпочтение импортным башенным кранам таких компаний-производителей, как Liebherr, Potain, Terex, Sáez, Alfa, Linden Comansa, Condecta, Raimondi, Wolff, Wilbert, или кранам производства КНР. Несмотря на то что стоимость зарубежного высотного башенного крана в два-три раза выше отечественного, импорт кранов в Россию постоянно растет.
Продукция TEREX Cranes заслужила высокую репутацию во всем мире благодаря своей производительности, надежности, безопасности и развитой сервисной поддержке. В ассортименте концерна более 70 моделей башенных кранов. TEREX CTL 1600-66 – крупнейший на сегодняшний день башенный кран с подъемной стрелой, произведенный компанией. Кран имеет г/п 66 т, обладает надежной стальной платформой с возможностью установки дополнительных лебедок. Высота крана равна 89 м, стрела собирается из элементов длиной 5 м, и ее длину можно регулировать. Минимальное значение составляет 40 м, а максимальный вылет стрелы равен 75 м, причем на таком вылете кран может поднимать груз весом 16 т. На подъем стрелы в предельно верхнее положение потребуется всего 105 сек., а всего предусмотрено пять различных скоростей подъема. Башня располагается на квадратном основании со сторонами 12,5х12,5 м. Сам башенный кран состоит из 33 сегментов системы HD33, с размерами каждого элемента по 3,3 м в ширину и длину, высотой 6 м, с предварительно смонтированными трапами, платформой для сборки поворотного механизма стрелы.
Кран имеет пошаговый внутренний и внешний монтаж. Для упрощения монтажа имеется специальная служебная лебедка. На конце стрелы предусмотрена сдвоенная платформа. Система противовеса представляет собой комбинацию закрепленного и перемещаемого балласта, что облегчает монтажные работы и повышает устойчивость крана. Электрощитовое оборудование размещено возле входа в кабину непосредственно над балластной площадкой, что сделало более удобным подход к щитам в процессе работы ходовой тележки крана. Кабина оператора имеет систему подогрева, кондиционер и радиоприемник. В наличии цветной монитор с антибликовым покрытием, на который выводятся данные о нагрузке, скорости ветра, высоте, подаются сигналы в случае аварийной ситуации. Улучшенный обзор обеспечивают пять больших окон, плюс две видеокамеры выводят изображение на дисплей с конца стрелы и с противовеса. Порадуют крановщика и раздвижные солнцезащитные жалюзи, расположенные на боковых, на передних и даже на верхних окнах. Два больших стеклоочистителя помогают сохранить хорошую видимость в любую погоду. Управляется кран эргономичным джойстиком, позволяя маневрировать различными нагрузками. Дополнительная система антистолкновения помогает оператору планировать и выполнять подъемы, избегая контакта с другими кранами или зданиями. Электронная система экстренного торможения остановит работу крана быстро, но постепенно во избежание блокировки. Предусмотрены и предупредительные светодиодные огни, сигнализирующие о раскачке стрелы, в базовой комплектации два анемометра, один из которых для определения направления ветра, и система защиты от падения на трапах. Сфера применения такого крана – строительство высотных зданий и сооружений, объектов инфраструктуры и ядерных электростанций.
К популярным брендам башенных кранов относится и испанская марка SÁEZ от GRÚAS SÁEZ S.L. С момента выхода в свет первого крана SÁEZ, более 70-ти лет назад, компания прошла длинный путь непрерывного развития и активного прогресса в разработке своих моделей, которые сейчас пользуются большим спросом во всем мире.
На протяжении всех лет существования неизменной целью компании являлось достижение максимальной эффективности и 100%-ной надежности производимой техники, что подтверждается отзывами многих пользователей. На сегодняшний день компания GRÚÁS SÁEZ S.L. присутствует более чем в 30-ти странах мира, с собственными филиалами в 15-ти из них и официальными дистрибьюторами в других 15-ти странах.
На своем заводе, расположенном в Испании, компания производит башенные краны г/п от 2 до 36 т, с выносом стрелы до 75 м. Краны серии Flat-top c безоголовочной структурой, как одна из надежных разработок SÁEZ, отличаются эргономичным дизайном и использованием самых современных технологий. Модели Flat-top раскрывают новые возможности подъемной техники. Они позволяют выбрать оптимальную комплектацию под конкретную, даже самую перегруженную техникой строительную площадку. Конструкция кранов максимально оптимизирована для уменьшения транспортных расходов.
Не так давно в Мюнхене состоялась масштабная выставка строительной техники BAUMA 2016, на которой компания SÁEZ продемонстрировала новую модель башенного крана с маховой стрелой SÁEZ SL 240 г/п 16 т. Данная модель была положительно отмечена многими крупными европейскими компаниями в сфере строительства.
В 2015 г. в России открыто официальное представительство компании SÁEZ – ООО «САЕЗ Рус» в Москве, благодаря этому значительно улучшились качество сервиса и условия поставок кранов по всей России и странам СНГ. Налажено производство крупноузловой сборки некоторых частей крана на испанском оборудовании завода SÁEZ под контролем испанских инженеров. В итоге новый европейский продукт в России имеет ярко выраженную конкурентоспособную стоимость в отличие от других ведущих марок. По официальным данным таможенных статистик за 2014–2015 гг., SÁEZ стала одним из лидеров по количеству ввоза кранов в Российскую Федерацию.
Многочисленные отзывы и комментарии пользователей говорят о том, что компания SÁEZ всегда идет навстречу своим клиентам, предлагает выгодные коммерческие решения и всегда удовлетворяет технические потребности в строительстве.
Компания Raimondi – один из старейших производителей грузоподъемного оборудования в мире: предприятие основано в 1863 г. в Милане, и за свою многолетнюю историю компания выпустила уже более 15 000 кранов. Сегодня Raimondi Cranes производит широкий спектр башенных кранов, от быстромонтируемых до высотных г/п до 16 т, с башней высотой до 260 м и длиной стрелы до 80 м. Производство секций башни и прочих частей крана в России позволило дополнительно снизить конечную стоимость для российского покупателя.
После смены руководства в январе 2014 г. в компании Raimondi произошли качественные изменения, в том числе позволившие выпустить принципиально новые модели безоголовочных кранов MRT 152 и MRT 189. Изменения коснулись двигателей, редукторов, секций башен, а также систем безопасности. MRT 189 со стрелой 65 м был представлен на выставке BAUMA 2016 в Германии в двух версиях: 8000 и 10 000 кг. Кран может быть установлен в варианте как городского, так и в версии для наращивания и дает представление об инновационных возможностях компании Raimondi.
Новые безоголовочные краны Raimondi комплектуются лебедками с автоматической регулировкой скорости подъема в зависимости от величины груза. Это первые модели Raimondi с автоматическим приводом лебедки, которые могут работать как в автоматическом, так и в обычном режимах. При этом используется 2/4-кратная запасовка или постоянная 2-кратная запасовка даже при максимальных по массе грузах. До настоящего времени подобным новшеством могли похвастаться только производители техники Liebherr. Теперь же подобную опцию клиент может заказать и у Raimondi, при этом значительно выиграв в цене. Модернизированные двигатели стали более надежными в эксплуатации и ремонтопригодными. Мощные редукторы с помощью фланцевых соединений напрямую соединены с двигателем, имеют прямую передачу. Их моторесурс, заявленный производителем, составляет 20 лет.
В июле 2016 г. появится МRT 159 – типичный для Raimondi безоголовочный кран, но с новыми решениями по системе безопасности и монтажу.
Стрела преобретает новую систему соединения. Теперь центрирующий штифт расположен на двух прямоугольных трубах, где ходит тележка, что придает больше точности в выравнивании, верхнее соединение для секций стрелы и консоли – это штыревое гнездовое соединение. Каждая индивидуальная секция будет изначально с завода Raimondi укомплектована канатом безопасности.
Чтобы облегчить монтаж-демонтаж, есть возможность при покупке крана выбрать более легкие секции стрелы, каждая длиной 2 м.
Краны компании Potain от Manitowoc Cranes в особом представлении не нуждаются. Различные модели башенных кранов давно прописались на стройках нашей страны. Производственные мощности компании раскинулись от головного завода во Франции до Италии, Португалии и даже Китая. Основная продукция состоит из серии гидравлических самомонтирующихся башенных кранов для работ в ограниченном пространстве и серии высотных башенных кранов для эксплуатации в условиях пересекающихся рабочих зон.
Новая линейка кранов Potain MDT City CCS от французского концерна обеспечивает более высокую производительность. Система управления краном CCS, которой оснащены краны новой серии, ускоряет выполнение работ и обеспечивает более высокую точность при работе. Именно она отвечает за обмен и анализ информации, контролируя и отслеживая все перемещения крана в режиме реального времени с использованием датчиков. Благодаря такой системе ввод крана в эксплуатацию на стройплощадке займет всего около 15 минут, так как настройка концевых выключателей, ограничителей нагрузки и грузового момента осуществляется на мониторе непосредственно в кабине крана. Дополнительно на ручке управления можно включить функцию Potain Plus, и тогда система будет ограничивать динамические эффекты автоматической подстройки скорости и ускорения для оптимальных характеристик грузоподъемности.
Краны с системой CCS удобны для диагностики и технического обслуживания, так, крановщик может просматривать сведения по техобслуживанию на экране в кабине крана, а при подключении дистанционной функции CraneSTAR Diag информацию о техобслуживании в реальном времени также можно получить на экране любого компьютера. Новая конструкция кабины упрощает работу крановщика, обеспечивая отличный обзор, а также комфорт. Эргономичные органы управления снижают усталость и повышают безопасность при работе на стройплощадке. Точное управление краном обеспечено функцией контроля скорости с возможностью регулировки всех движений крана и увеличением скорости на 25%. Управлять краном можно и с помощью дистанционного пульта, при этом переключение между блоком управления в кабине и пультом происходит автоматически и не требует дополнительных подключений. Стоит отметить, что системой CCS постепенно будут оснащаться и все остальные новые башенные краны Potain, обеспечивая тем самым высокий уровень удобства, эргономичности, точности и грузоподъемности.
Ведущий испанский производитель башенных кранов и один из мировых лидеров завод Linden Comansa основан в начале 1960-х гг. Компания была первой разработавшей в далеком 1977 г. башенный кран без оголовка. Модульная система оригинальной конструкции получила название Flat-Top, была запатентована и с успехом применяется краностроителями всего мира. Она позволяет производить монтаж стрелы крана секциями и существенно экономит свободное пространство на стройплощадке, а при монтаже на одном участке нескольких кранов система Flat-Top уменьшает расстояние между ними, значительно сокращая время монтажа. С даты основания в 1963 г. Linden Comansa на заводе в г. Памплона произведено более 14 000 башенных кранов. В наши дни модельный ряд компании насчитывает 53 различные модели кранов г/п от 4 до 64 т.
Новая серия LC2100 – это краны с конструкцией Flat-Top г/п от 12 до 48 т. Эта серия включает 5 моделей и предназначена для работы в горнодобывающей промышленности, промышленном и гражданском строительстве. Конструкция позволяет использовать большую часть элементов башни и стрелы на любых кранах этой серии, а также в моделях других серий. Кран модели 21LC450, яркий представитель серии, получил усиленную по сравнению с предшественниками конструкцию, а грузоподъемность выросла на 2 т и теперь равна 20 т. Кроме того, с применением системы PowerLift диаграмма нагрузки была оптимизирована. Характеристики улучшились на 10%. Панорамная кабина с тонированными стеклами входит в базовую комплектацию. Рабочее место оператора кроме привычного оборудования оснащено системой Lincomatic, которая выводит на монитор всю информацию, необходимую для контроля крана и безопасности работы. На дисплее отображаются данные о высоте подъема крюка, нагрузке, система предотвращения столкновений дает возможность запрограммировать запретную зону и остановит перемещение стрелы при приближении к опасному месту. Функция позиционирования позволяет оператору эффективно работать при малых скоростях для полного контроля над маневром, а функция Effi-Plus улучшает скорость подъема и опускания. По сравнению с двигателем без нее производительность подъемных операций больше на 27%, причем без увеличения мощности или энергии потребления. Как дополнительная опция возможна установка кабины Panoramic XL повышенного обзора. Большинство стреловых и башенные секции взаимозаменяемы с кранами прошлых моделей, к тому же почти все детали пригодны для транспортировки обычными морскими контейнерами.
Современные башенные краны отличаются очень высоким качеством и огромными возможностями. С их помощью можно поднимать тяжелейшие по весу грузы, строить высотные здания. Без них сложно представить панораму современного города или любую строительную площадку. Основное назначение башенного крана – обслуживать территорию строительных площадок при возведении зданий и сооружений, различных складов, полигонов. Именно с их помощью выполняется погрузка и разгрузка материалов с транспорта при строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. И несмотря на нынешнюю сложную ситуацию в строительной отрасли, производители башенных кранов видят перспективы, создают новые модели, делая кран символом прогресса и развития.
Выбор башенного крана – Основные средства
Рельсы или фундамент – вот в чем вопрос!
Современные грузоподъемные краны – необходимый компонент в реализации строительных проектов, но различные марки и модели этих машин существенно отличаются друг от друга техническими и экономическими показателями. Рациональный выбор необходимого типа крана при возведении объекта является реальной возможностью сократить расходы на устройство подкрановых путей и фундаментов, снизить трудоемкость монтажа и перебазирования кранов, поскольку именно эти операции в общей стоимости эксплуатации крана составляют до 40%.
В строительной практике часто для возведения одного и того же здания могут применяться различные варианты расстановки башенных кранов. Например, здание средней этажности с 1–2 подъездами можно возвести с помощью одного автономно стоящего крана. Но также возможен вариант использования двух менее мощных свободностоящих кранов, которые будут размещены по обеим сторонам строящегося объекта. Для возведения высотного дома понадобится, по крайней мере, один, а лучше два т. н. приставных крана, о которых написано ниже. Сегодня можно строить здание практически любой конфигурации и высотности с помощью башенного крана, который может перемещаться по установленным криволинейным подкрановым рельсам. Такой кран до определенной высоты здания перемещается вдоль объекта строительства, а затем, с ростом этажности, «преображается» в приставной.
Движение – это жизнь
Рельсовые краны получили распространение благодаря тому, что они могут обслуживать значительные площади строительных площадок, порой существенно превосходящие рабочие зоны, обслуживаемые свободностоящими кранами. Рельсовые краны отлично справляются с монтажом конструкций при выполнении «нулевого» цикла, однако они не менее эффективны и при постройках мало- и среднеэтажных зданий. Обязательным элементом конструкции рельсового крана является нижняя рама, на которой закреплены ходовые тележки. Главным элементом каждой ходовой тележки является стальное ходовое колесо.
Большинство наземных монтажных кранов передвигается по рельсам, уложенным на шпалах. Краны, располагаемые прямо на строительных конструкциях зданий или сооружений, опираются на рельсы, закрепленные на металлических или железобетонных балках. Конструкции этих опорных элементов и их форма зависят от назначения и характера работы каркаса сооружения. От величины нагрузки на колесо зависит выбор типа рельса и конструкция кранового пути, а специальные механизмы перемещения, расположенные непосредственно у ходовых колес, обеспечивают их вращение и движение башенного крана по рельсам вдоль строящегося объекта. Мобильность – главное преимущество крана на рельсовом ходу. В процессе работ на объекте могут возникать нештатные ситуации, например поломка одного из кранов, и в этом случае эксплуатация рельсового крана дает возможность «маневра» при поиске выхода из сложного положения. К тому же рельсовый кран может перемещаться с полным грузом, что заметно сокращает производственные потери. Конструкция же безрельсовых кранов движения с грузами не предусматривает. К недостаткам кранов рельсового типа можно отнести высокую стоимость подкрановых путей, необходимость монтажа и демонтажа их при перебазировке кранов. Разница в затратах, необходимых для организации работы рельсового крана, и расходах на установку аналогичного крана на фундамент и анкера может достигать 30%. Однако приобретаемые плюсы – маневренность, устойчивость, уменьшенный балластный груз – часто оправдывают дополнительные затраты.
Ведущие производители башенных кранов стараются закладывать в конструкцию своих кранов максимальную универсальность их эксплуатации. В частности, один из крупнейших европейских производителей башенных кранов компания Liebherr практически во всех моделях предусматривает возможность различных вариантов установки. Например, в описании монтажа популярного у строителей безоголовочного крана Liebherr мод. 90 EC-B 6 указано, что он может устанавливаться на монолитный фундамент, на крестообразную опору, предусмотрен также вариант использования в качестве основания рамы с ходовыми тележками. При этом допустимая скорость движения крана, обеспечиваемая работой ходовых двигателей мощностью 4 кВт, составляет до 25 м/мин.
Максимальная грузоподъемность (г/п) мод. 90 EC-B 6 – 6 т, а вылет стрелы достигает 50 м. Кран может осуществлять подъем груза на высоту до 51,2 м и, что очень важно, перемещаться с грузом по рельсам. Но конструкторы немецкой компании предусмотрели возможность крепления ходовых колес к рельсам с помощью специальных приспособлений. В этом случае Liebherr 90 EC-B 6 с неповоротной башней становится свободностоящим, и если есть возможность закрепить башню крана с помощью мощных связей на строящемся здании, то высота подъема грузов возрастает вплоть до 100 м.
Интересен также опыт строительства градирен высотой в 150 м, входящих в состав Ленинградской АЭС. Строителями на объекте использовался уникальный гусеничный кран Liebherr 11350, выполнявший подъем строительных конструкций и материалов на высоту до 196 м. Радиус обслуживания гигантом, поднимающим максимально груз массой 1350 т г, составлял 128 м!
Но использование гусеничных кранов, так же как и пневмоколесных кранов, при работе на площадках с уклоном в 3–4° приводит к необходимости значительного, на 20–30%, увеличения массы балласта крана, что затратно и не всегда удобно. Чаще при постройке аналогичных сооружений используется комбинированная работа крана. Еще недавно подкрановые пути могли обеспечить крану только прямолинейное движение, однако сегодня разработаны и применяются технологии, позволяющие башенному крану совершать криволинейное перемещение. Вдоль основания градирни прокладывается кольцевой рельсовый путь, который уклона практически не имеет, и по нему движется башенный кран, выполняющий технологические операции. В определенный момент с ростом высоты сооружения в центре объекта устанавливают стационарный башенный кран, закрепляя его вертикальное положение вантами и распорками, а большой вылет стрелы позволяет доставить необходимый груз в любую точку постройки.
Еще один хорошо известный у нас ведущий европейский производитель башенных кранов – испанская компания Linden-Comansa уделяет большое внимание обеспечению возможности эксплуатации своих кранов в рельсовом исполнении. Все модели кранов Comansa могут монтироваться как на стационарном фундаменте, на анкерах, так и на складывающейся крестообразной основе, а также и в качестве рельсовых кранов на крестообразной основе. Ширина колеи в зависимости от высоты башни крана может быть от 3,5 до 10 м, а скорость перемещения крана по рельсам достигает 20 м/мин. При этом за счет модульной конструкции краны Comansa относительно просто и экономично транспортируются по дорогам общего пользования и легко адаптируются к требованиям, возникающим при работе на различных объектах.
Стоять удобней при поддержке
Свободностоящие краны особенно эффективны при строительстве опор мостов, сооружений башенного типа, при строительстве промышленно-технологических объектов, например доменных печей, и конечно, высотных зданий в области гражданского строительства. Нередки также случаи, когда для ускорения темпов строительства на возводимых объектах используется такое количество башенных кранов, что рабочая площадка, обслуживаемая стационарным краном с места его постоянной установки, успешно согласуется с рабочими зонами других кранов и позволяет очень эффективно выполнять задачи строительства.
Любой фундамент, устраиваемый для монтажа свободностоящего башенного крана, должен иметь специальный проект, разработанный на основании геологических изысканий, данных нагрузки на фундамент, взятых из паспорта крана, и некоторых других узкоспециальных характеристик. Фундаментом могут являться отдельно установленные монолитные железобетонные плиты, размеры которых зависят от нагрузок, действующих на башенный кран. Фундамент башенного крана также может составлять единое целое с фундаментной плитой возводимого здания либо же выполняться в виде плиты, на которую монтируется стационарная опорная рама с т. н. пригрузом, или балластом. Но пожалуй, одной из наиболее распространенных конструкций является анкерное крепление крана к свайному фундаменту. Анкерные системы (от нем. anker – «якорь») крепятся к нижней секции башни болтами либо же монтажными пальцами, создавая тем самым жесткое и шарнирное крепление башни к опорной части основания.
При строительстве зданий и сооружений на высоте свыше 70 м используется разновидность свободностоящих башенных кранов – приставные краны. Эти краны крепятся к возводимой постройке, начиная с 40-метровой высоты, специальными рамами, которые устанавливаются по мере «роста» здания через каждые 24–30 м. За счет дополнительных точек крепления приставные краны способны обрабатывать грузы теоретически на любой высоте, а на практике это может быть 400 м и более. «Пристежки», соединяющие башню приставного крана со зданием, изготавливаются строительными организациями для конкретных строительных проектов. Такие крепления шарнирно соединяются с рамами, вмонтированными в башню крана. В строящейся «высотке» связи пропускают через оконные проемы и закрепляют за стены или колонны здания. На башне соединения «здание–кран» устанавливают таким образом, чтобы во время работы крана они надежно удерживали кран вертикально, несмотря на возникающие скручивающие усилия. При отсутствии рабочих нагрузок стяжки в основном компенсируют горизонтальные нагрузки. Применяются различные виды крановых шарнирных пристежек. Это может быть коробчатая многосекционная металлоконструкция, охватывающая башню крана, или же трубчатая, из круглых или прямоугольных полых тяг. Пристежки соединяются с узлами крепления на башне и в здании болтовыми соединениями или монтажными пальцами.
Преимущества приставной конструкции очевидны: металлоконструкции крана могут быть облегчены, поскольку дополнительные точки креплений гарантируют необходимую устойчивость крана, а самоподъемные устройства приставных кранов осуществляют наращивание высоты неповоротной башни по мере увеличения высоты возводимого здания. А такие факторы, как большой вылет стрелы в свободностоящих и приставных кранах и все более широкое применение безоголовочных конструкций, делают во многих проектах преимущества рельсовых кранов малосущественными.
Компания Comedil Terex изготавливает башенные краны с уникальной конструкцией башни, что позволяет свободностоящим кранам Terex работать на значительной высоте. Так, башня безоголовочного крана мод. CTT 721-40 HD23 максимальной г/п 40 т выполнена из мощного двутавра, который не имеет скрытых полостей. Конструкторы компании применяют болтовые крепления секций башни между собой, считая такие соединения намного более долговечными и надежными, чем используемые конкурентами пальцевые крепления. В результате мод. CTT 721-40 HD23 комплектуется 84-метровой стрелой и может поднимать груз в свободностоящем положении на высоту до 79,4 м!
Испанская семейная компания Gruas Sàez, S.L. пошла дальше и разработала модель свободностоящего башенного крана с высотой подъема груза до 110 м. Однако директивы ЕС, принятые несколько лет назад, ограничили максимально допустимую высотность кранов 80 м, поэтому в нашу страну Sàez поставляет свободностоящие краны TLS 7516T с выносом стрелы до 75 м, максимальной г/п 16 т и с высотой подъема груза до 74,4 м. Хотелось бы отметить, что краны Sàez прошли в 2012–13 гг. испытание на надежность и устойчивость при строительстве горнолыжной станции в Альпах, на самой высокой горе Западной Европы Монблане. За счет использования двигателей Leroy Somer 52HP (42 кВт) со специальной тормозной системой, а также установленной защиты от замерзания поворотного устройства и мотора 10-тонные свободностоящие краны мод. TLS 6510 безотказно выполнили строительные задания на высоте в 3,4 км над уровнем моря, причем скорость ветра в горах часто достигала 70 км/ч и более. На максимальном вылете в 65 м кран оперирует грузами массой до 1,65 т, поднимая их на высоту до 54,6 м. Принудительно работу крана останавливает температурный датчик, блокирующий выполнение операций, если температура падает ниже –25 °С.
Но надо сказать, что бывают ситуации, когда ни свободностоящий, ни приставной краны не могут обеспечить выполнение требований строителей. Например, при сооружении самого крупного отеля в Скандинавии Gothia Towers в Швеции инженеры-строители приняли решение на высотных работах использовать кран французской компании Potain мод. МDT 268 J12. Специалисты компании Potain добились того, что в свободностоящем положении 12-тонный кран обеспечивал подъем различных стройматериалов и оборудования на высоту до 92 м, хотя базовая высота данной модели 74,9 м.
Серия flat top кранов MDT популярна у строителей всего мира, встречающихся с необходимостью выполнения сложных крановых работ в стесненных условиях городских строек: краны очень удобны с точки зрения простоты монтажа и обслуживания. Стрела не имеет вантов, к тому же стрелы можно собирать по частям, что облегчает эксплуатацию крана на строительных площадках малой площади. На полном вылете в 65 м на конце стрелы МDT 268 J12 может перемещать грузы массой до 2,9 т. Однако для возведения 100-метровой башни высотных возможностей МDT 268 было недостаточно, а конструкция здания не позволяла применить приставной вариант модели. Для решения проблемы безоголовочный МDT 268 был заменен мод. Potain MDT 368 L16, также краном flat top. Мод. MDT 368 L16 была помещена в шахту лифта строящейся башни и обеспечила успешное завершение строительства, доставляя необходимые грузы массой до 16 т на высоту в 100 м. Вылет стрелы этого крана достигает 75 м, а г/п на конце стрелы – 3 т.
При существующем многообразии конструкций, моделей, марок башенных кранов отдать предпочтение той или иной модели непросто. Определяющими параметрами должны стать габариты, объемно-планировочное решение возводимого строения, характеристики и рабочее положение грузов, избранная технология монтажа, производственные условия. Выбор наиболее подходящей модели башенного крана поможет не только сократить сроки строительства и сэкономить средства, но и снизить износ строительной техники, а также повысить безопасность выполнения работ.
Самоподъемные краны, самоподъемные башенные краны
Компания «КранКомпани» осуществляет поставку самоподъемных башенных кранов, монтаж, демонтаж и сервисное обслуживание. Мы работаем на всей территории России. | Как купить самоподъемный башенный кранОбратиться по телефону Обратиться через электронную почту Отправить онлайн-запрос |
Самоподъемные краны в продаже
Под понятие «самоподъемный кран» подходят несколько видов башенных кранов.
Быстромонтируемые башенные краны с помощью гидравлических приводов. | Башенные краны с монтажной обоймой. Кран поднимает новую секцию и перемещает ее в монтажную обойму, где монтажники закрепляют ее. | Самоподъемные башенные, устанавливаемые внутри контура здания и опирающиеся на смонтированные конструкции. | ||
Самоподъем крана Liebherr в здании
Краны Liebherr с верхним поворотным кругом предназначены также и для подъема в здании. В быстростроящихся сооружениях башенные поворотные краны Liebherr могут быть установлены в лифтовых шахтах или небольших нишах. Такие краны поднимаются вместе с растущим зданием.
Башенная система IC Специально для узких лифтовых шахт была разработана башенная система IC (Internal Climbing – самоподъем внутри здания) Внешние размеры такой башни могут быть от 1,60 м x 1,60 м до 1,90 м x 1,90 м, поэтому она подходит для узких лифтовых шахт. Весь гидроагрегат механизма наращивания находится во внутренней части башенной секции и занимает достаточно мало места.
Самоподъемные башенные краны, устанавливаемые внутри контура здания
Самоподъемные башенные, устанавливаемые внутри контура здания и опирающиеся на смонтированные конструкции. Краны передвигаются вверх по мере выполнения крановой сборки и крепятся к каркасу здания;
Схемы самоподъемных кранов для монтажа высотных зданий: а — краны типа УБК с защемлением в горизонтальной плоскости; б — краны типа СБК с защемлением в вертикальной плоскости; 1 — нижняя опора; 2 — верхняя опора для восприятия горизонтальных реакций; 3 — подвижная обойма для самоподъема крана на следующую стоянку.
В зданиях высотой свыше 150 м применяют самоподъемные краны, размещаемые вне габаритов возводимого здания. Такие краны перемещаются только по вертикали, поэтому их положение в плане определяется радиусом их действия и конфигурацией здания. Обычно принимают такое число самоподъемных кранов, чтобы охватить рабочими зонами все строящееся здание. Каждый кран со своей стоянки монтирует конструкции в пределах одного яруса (двух, трех или четырех этажей), после чего его поднимают на новую стоянку.
Самоподъемные башенные краны решены в универсальном исполнении и перемещаются по высоте внутри одной из ячеек каркаса здания. При обычном решении расположения крана башня в нижней части опирается на опорные балки, обычно расположенные крестообразно. Эти балки имеют по концам поворотные или откидные консоли; опирание крана происходит через эти балки на ригели каркаса здания с помощью съемных хомутов. При необходимости подъема крана консоли убирают, чтобы он, поднимаясь, свободно проходил между ригелями смонтированного каркаса. По высоте перемещается кран с помощью специальной обоймы — пространственной конструкции, которая охватывает башню крана. Конструкция стыков башни позволяет обойме скользить по ней — перемещаться вверх и вниз.
Обойма через свои выносные опорные балки опирается на ригели каркаса. При перестановке крана по высоте первоначально поднимают и устанавливают на верхних ригелях смонтированного каркаса обойму, закрепляют и натягивают подъемный полиспаст, с помощью которого приподнимают башню крана. Откидывают консоли опорных балок, поднимают кран на следующую стоянку через 2…4 этажа, снова разворачивают консоли опорных балок, опускают кран на ригели каркаса, закрепляют опорную площадку хомутами. Обойма при подъеме крана служит направляющей и удерживает башню в вертикальном положении. Полиспаст располагается под центром тяжести крана, что исключает его перекосы при подъеме.
Наземными передвижными кранами можно монтировать здания высотой до 70 м, приставные краны позволяют монтировать здания высотой до 150 м, для самоподъемных кранов высота здания практически не ограничивается.
Самоподъемные и приставные краны могут быть оборудованы горизонтальными стрелами с подвижной кареткой или подъемными стрелами с грузовым полиспастом на конце стрелы.