Виды экскаваторов: Экскаватор, типы и виды – Виды экскаваторов по устройству и области применения

Содержание

виды и оборудование. Описание и характеристики машин

Экскаватор, в переводе с латинского языка, означает «вынимаю». Так называются землеройные машины, что имеют ковш. Идея создания подобных машин принадлежит великому Леонардо да Винчи. Именно он в 1500 году сделал чертеж землечерпалки. Практическое применение устройство получило в Миланской долине при прокладке каналов. Но есть сведения, что восемьдесятью годами ранее в Венеции публиковался текст о землеройной машине, используемой для расширения морских гаваней и углубления каналов. Еще древние египтяне и римляне механизировали работы по углублению русел рек.

Идею экскаваторного дела подхватили американцы. Нехватка рабочих при строительстве железных дорог в 30-е годы XIX столетия привела к изобретению одноковшового экскаватора. В дальнейшем машины продолжали усовершенствоваться. По принципу использования рабочего времени все экскаваторы делятся на:

  • циклического действия – одноковшовые;
  • непрерывного действия (роторный стреловой, траншейный и др.) – многоковшовые.

Одноковшовые экскаваторы. Конструкция их такова, что подвижная часть позволяет проводить выемку грунта, оставаясь на одном месте. Не передвигаясь, машина осуществляет поворот ковша на разгрузку.

Многоковшовые экскаваторы. Операции по копанию грунта и его переносу выполняются одновременно. Следовательно, производительность его выше, чем у одноковшового «родственника», но область применения значительно уже. Ими роют траншеи или используют в карьерах с однородными материалами без камней.

Одноковшовые экземпляры получили большое распространение благодаря их универсальности, широкому набору сменного оборудования и рабочих инструментов. Используют экскаваторы везде, где идут земляные работы. В основном применяют на всевозможных стройках, в карьерах, горных выработках. О них и пойдет речь дальше.

Передвигаются экскаваторы на гусеницах, колесах или шагают с оборудованием драглайна. Двигатель зависит от условий работы экскаватора. Дизельные двигатели больше используют, если агрегат необходимо часто перевозить при строительстве путепроводов, шоссейных дорог, железнодорожных магистралей и гражданском строительстве. Электродвигатели дешевле в эксплуатации, их используют на экскаваторах, что работают длительно на одном месте.

Эскаваторы  - виды

Экскаваторы в каждой группе рознятся назначением, мощностью и размерами. По назначению одноковшовые экскаваторы делятся на:

  • Строительные универсальные;
  • Карьерные;
  • Вскрышные.

Первые применяют на погрузочно-разгрузочных и земляных работах в строительстве. Вторые – при разработке скальных пород, рудных и угольных месторождений. Третьи – при добыче полезных ископаемых открытым способом или строительстве больших гидротехнических сооружений. Есть и специальные экскаваторы, что не входят в основные группы. Они предназначены для определенных условий: туннельные, подземные, торфяные

.Одноковшовые экскаваторы цикличного действия

Одноковшовые экскаваторы состоят из трех частей: рабочего оборудования, ходового устройства и поворотной части. Последняя крепится на раму ходового устройства и поворачивается относительно его в горизонтальной плоскости. Одинаковые поворотные платформы можно размещать на разных ходовых устройствах. По величине угла поворота платформы экскаваторы бывают как полноповоротными, так и неполноповоротными. Если поворотная часть вращается на неограниченный угол, то есть вокруг вертикальной оси, экскаватор считается полноповоротным. Двигатель и рабочие механизмы с оборудованием у него располагаются на поворотной платформе. Неполноповоротные экскаваторы имеют ограниченный угол поворота. Такие модели изготовляют на базе тракторов. Оборудование крепится непосредственно на ходовой части.

Колесный одноковшовый экскаватор

Передвижение экскаватора и передача нагрузок, что возникают при работе агрегата, зависит от устройства ходовой части. Различают такие типы:

  • Г – гусеничные;
  • ГУ – гусеничные с увеличенной опорой для работы на грунтах, у которых низкая несущая способность;
  • П – пневмоколесные, обеспечивающие самостоятельное передвижение;
  • Ш – специальные шасси автомобильного типа для передвижения с большой скоростью;
  • Тр – тракторные.

Наиболее распространенные универсальные гусеничные экскаваторы для строительства. На поток поставлено производство экскаваторов мощностью в 20-33 тонны. На российском рынке широким выбором таких экскаваторов обладает ивановский «КРАНЭКС» http://www.kraneks.ru/ru/.КРАНЭКС Экскаваторы

Рабочее оборудование – это целый комплекс агрегатов, что обеспечивает копание грунта, поднятие разных грузов. Рабочим органом могут быть ковш, грейфер или крюк. Самый используемый, конечно, ковш. Им копают, перемещают грунт или другой материал. Различают три вида конструкций рабочего оборудования:

  1. Экскаваторы с гибкой подвеской – ковш приводится в движение с помощью канатов.
  2. Стальной землекоп с жесткой подвеской – здесь гидроцилиндры двигают шарнирные соединения рабочих элементов.
  3. Телескопическую стрелу имеют экскаваторы-планировщики, для них выдвижение и втягивание стрелы суть рабочего движения.

Рабочее оборудование второго и третьего вида ставят только на гидравлических машинах.

Универсальные экземпляры экскаваторов комплектуются оборудованием на разные условия эксплуатации. Сменное оборудование легко меняют. Крепление рабочего органа к рабочему оборудованию может быть гибким или жестким.

Рабочий цикл одноковшового экскаватора делится на операции:

  • Заполнение ковша срезанным грунтом;
  • Поднятие ковша;
  • Поворот платформы в сторону транспортного средства или отвала;
  • Разгрузка содержимого ковша;
  • Обратный поворот платформы;
  • Опускание ковша и подготовка к новому циклу.

В момент, когда уже нет возможности продолжать работу с места стоянки, экскаватор передвигается. При движении работа не проводится. Для увеличения КПД максимально сокращают время передвижек. Для экскаватора основным считается рабочее оборудование для копания

, другие операции выполняют дополнительные устройства.Многоковшовые эскаваторы

Различают виды основного рабочего оборудования, представленные ниже:

  • Прямая лопата;
  • Роторный ковш;
  • Обратная лопата;
  • Струг;
  • Драглайн;
  • Грейфер.

Прямая лопата предназначена для копания грунта, что находится выше уровня стоянки экскаватора. Разработка грунта идет в направлении от экскаватора, имеет наибольшую производительность благодаря максимальному усилию при копании. Применяется на погрузочных работах и в процессе добычи полезных ископаемых. При разгрузке ковш гидравлических экскаваторов опрокидывается, а в механических – открывается днище.

Обратная лопата служит для копания грунта, что находится ниже уровня стоянки экскаватора. Она не заменима при прокладке траншей, рытье котлованов, отсыпке насыпей и планировке откосов. Работа идет по направлению к экскаватору. Ее тоже можно использовать для погрузочных работ. Она менее эффективна при копании грунта гидравлическими экскаваторами на высоте. Как разновидность такой лопаты используют планировщик откосов. Применяя разные типы приводов, изменяем и рабочие циклы. Высокая точность при работе ковшом с обратной лопатой обеспечила ему звание универсального рабочего оборудования.Гусеничный одноковшовый экскаватор

Экскаваторы с ротатором ковша будут работать как прямой лопатой, так и обратной. Модель обеспечивает переворот ковша.

Струг позволяет тоже работать в двух направлениях. Это достигается при перестановке ковша относительно тележки. Устанавливают струг на механические экскаваторы и используют для планировки местности. От угла наклона стрелы зависит угол планируемой площадки.

Драглайн разрабатывает грунт, как и обратная лопата, имеет ковш, подвешенный на канатах. По сравнению с другими типами рабочего оборудования обладает большим радиусом и глубиной копания, имеет большую погрузочную высоту. Кроме прочего используют его для углубления дна на водоемах.

Для устройства колодцев или узких глубоких котлованов подойдет грейфер.

Дополнительное рабочее оборудование предназначено рыхлить мерзлый или твердый грунт, разрушать асфальтобетонные покрытия и строительные конструкции, корчевать пни, заменять подъемный кран. К ним относят и манипулятор. В основу маркировки машин положены тип экскаватора и основная характеристика.

Какие бывают виды экскаваторов

Землеройные работы – одни из самых трудоемких и самых необходимых во все времена. Машины, снабженные специальным рабочим органом для копания – ковшом и предназначенные для выемки и перемещения грунта и/или полезных ископаемых, известны с глубокой древности; их конструировал еще Архимед. Римляне назвали их экскаваторами, от excavao– долбить, делать полость, углубление.

Во времена Великого Леонардо экскаватор не был гениальным прозрением – их использование при фортификации и для расчистки и углубления каналов в Венеции было обычным делом. Тогдашние экскаваторы приводились в действие силой людской или тягловых животных. На Восток идею экскаватора привез Марко Поло, за что заслужил особое благоволение пятого монгольского великого кагана и одновременно первого императора китайской династии Юань Хубилая.

Первый экскаватор с механическим – паровым – двигателем изготовил американский инженер Джеймс Отис (James Otis) в 1843 г. Отис был прямым потомком одного из «отцов нации», тоже Джеймса Отиса, выдвинувшего принцип: «Нет налогов без представительства», под которым и началась война за независимость США.

Экскаватор Отиса был мощностью в 15 л.с., давал производительность в 40-50 куб. м в час (что весьма и весьма неплохо для такой мощности и по современным представлениям) и заменял 50 опытных сильных землекопов. Один из первых экскаваторов сохранился, в довольно-таки поврежденном состоянии, и выставлен в музее.

Первые паровые экскаваторы тут же нашли применение на тогдашних стройках века: Суэцком канале и Николаевской железной дороге в России. Впрочем, казенные подрядчики оказались не в восторге от них: крепостные работники и колодники-арестанты обходились дешевле. Все 4 машины в 1848 г. были проданы на Урал Демидовым, где тут же показали высокую эффективность на вскрышных работах. Именно появление на Урале экскаваторов Отиса дало толчок развитию там тяжелого машиностроения.

Экскаваторы в наши дни

Сейчас экскаватор – самый распространенный, самый продаваемый и самый окупаемый вид спецтехники. Есть экскаваторы, которые четверо взрослых мужчин могут переносить руками, и экскаваторы составляют тройку самых грандиозных сухопутных машин. Кстати, широко распространенное мнение, что самые большие экскаваторы – шагающие, неверно. Все три механических титана: Bagger 288, Bucyrus-Erie 1850-В «Big Brutus» и Marion 6360 «Captain» – гусеничные самоходные машины, причем два последних одноковшовые. «Кэптен» уже на пенсии, но еще жив – выставлен в техническом музее штата Арканзас, а «Баггер» с «Брутом» до сих пор работают. Самый легонький из них тянет на 12 тыс. тонн.

Экскаваторы выполняют самые разнообразные работы в самых различных условиях. Все виды экскаваторов вряд ли известны даже опытному инженеру-механику. Вы слышали о специальных экскаваторах для снятия верхнего плодородного слоя грунта? О подземных экскаваторах? О подводных донных экскаваторах? Все такие есть и работают.

Тем не менее, абсолютно доминирующий вид могучих, послушных и полезных «эксказавров» – универсальные строительные экскаваторы, одноковшовые, с гидроприводом, ломающейся стрелой, на гусеничном или пневмоколесном ходу. Именно они прежде всего ассоциируются со словом «экскаватор».

Универсальные экскаваторы чаще всего снабжаются бульдозерным отвалом и тогда представляют собой экскаватор-бульдозер. Нередко вместо отвала может навешиваться перегрузочный ковш на вилке, движущейся в вертикальной плоскости. Тогда получается экскаватор-погрузчик. Есть и специальные экскаваторы-погрузчики, у которых другого дела нет, как загребать спереди и швырять за спину.

Классификация экскаваторов

Описать все виды экскаваторов и «разложить по полочкам» озадачило бы и самого Линнея. Экскаваторы разделяют на типы по разным критериям, и следует учесть, что каждая конкретная машина присутствует в нескольких из них.

По назначению

  • Универсальные – уже описаны.
  • Экскаваторы-погрузчики – с опрокидывающимся ковшом-коробом (описаны выше), с ковшом-лопатой цельным и с откидным днищем, с грейфером, с транспортером и бункером-дозатором. Экскаваторы-погрузчики отличаются от прочих тем, что высыпают отмеренную по весу или объему порцию грунта, не превышающую грузоподъемности средств вывоза.
  • Карьерные – вскрышные и добывающие.
  • Специальные – железнодорожные, болотные, спасательные, экскаваторы-разрушители, подземные, подводные и т.д., и т.п.

По мобильности

  • Самоходные – могут самостоятельно перемещаться с объекта на объект.
  • Полусамоходные – могут сами перемещаться в пределах рабочей зоны.
  • Ограниченно-самоходные – могут перемещаться по специально проложенным путям, напр. по железнодорожным рельсам.
  • Полноповоротные.
  • Неполноповоротные.

По типу ходовой части

  • Навесные – на колесные и гусеничные, тракторные и автомобильные шасси.
  • Пневмоколесные.

  • Гусеничные.
  • Рельсовые: железнодорожные, портовые краны-экскаваторы и карьерные.
  • Шагающие.
  • Катковые и передвижные лыжные (ныне вышли из употребления).
  • Плавающие – ковшовые, грейферные, рыхлящие и эрлифтовые драги.
  • Подземные – шахтные машины, перегружающие добытую проходческим щитом породу. При разработке мощных пластов щит с экскаватором объединяют в одно, и получается проходческий комплекс (комбайн).

Примечание 1: эрлифт – устройство для подъема мягкого и сыпучего грунта с больших глубин. В трубу возле ее нижнего конца вдувается воздух, пузыри тянут за собой воду, а получающийся подсос втягивает грунт. Чем глубже эрлифт, тем он эффективнее. Для разработки залежей железо-марганцевых конкреций в Тихом океане разработаны эрлифты с рабочей глубиной до 6 км. Трубу, чтобы не порвалась, поддерживают пояса поплавков.

По приводу рабочего органа

  • Механические – уже почти в прошлом.
  • Гидравлические – самые распространенные.
  • Дизель-электрические – тяжелые и особо тяжелые автономные.
  • Электрические – сверхтяжелые с питанием от ЛЭП.

По рабочему циклу

  • Непрерывного действия – роторные многоковшовые, с дисковой или цилиндрической (фронтальной) фрезой, с зубчатой цепью (траншейные).
  • Циклического действия (одноковшовые).

Классификация одноковшовых циклических экскаваторов

Одноковшовые экскаваторы – самые распространенные, самые многочисленные, самые универсальные и самые разнообразные одновременно. Они, так сказать, царство в царстве. Поэтому их классификация – предмет особого разговора.

По номеру размерной группы

  • 0 – особо легкая: до 3 т, 10-40 л.с., ковш до 0,1 куб.м.
  • 1 – легкая-1: 5-6 т, 30-50 л.с., 0,15-0,4 куб.м.
  • 2 – легкая-2: 8-9 т, 40-60 л.с., 0,25-06 куб.м.
  • 3 – средняя-1: 10-12 т, 50-80 л.с., 0,3-1,0 куб.м.
  • 4 – средняя-2: 19-30 т, 80-130 л.с., 0,65-1,6 куб.м.
  • 5 – тяжелая-1: 30-40 т, 100-200 л.с., 1,2-2,5 куб.м.
  • 6 – тяжелая-2: 55-60 т, 200-350 л.с. 1,6-4,0 куб.м.
  • 7 – особо тяжелая-1: 80-100 т, 300-500 л.с., 2,5-6,3 куб.м.
  • 8 – особо тяжелая-2: 100-160 т, 400-800 л.с., 5-10 куб.м.

Экскаваторы тяжелее 8 группы считаются сверхтяжелыми и проектируются по индивидуальным ТУ.

По типу несущей ковш конструкции

  • Качающаяся мачта – жесткая ажурная конструкция. Чаше всего к мачте на тросах подвешивают волочащийся ковш. Опрокидывание ковша осуществляется тоже тросами. Такая конструкция называется драглайном. Применяется в карьерных шагающих экскаваторах, вскрышных и добывающих. Но грейфер плавучего экскаватора или экскаватора-погрузчика тоже может быть подвешен на мачте.
  • Телескопическая стрела устроена аналогично стреле автокрана. В экскаваторах применяется редко, там, где нужна повышенная жесткость стрелы при однообразном характере работы.
  • Шарнирная стрела. Именно ее использовал Отис. Громоздка, тяжела, но прочна и подвижна. Применяется в тяжелых и особо тяжелых машинах.
  • Ломающаяся стрела. В сочетании в гидроприводом используемся в большинстве универсальных экскаваторов.

По типу рабочего органа

  • Ковш.
  • Ковш с откидным днищем.
  • Ковш – прямая лопата.
  • Ковш – обратная лопата.
  • Грейфер.
  • Перегрузочный ковш (короб).

Примечание 2: Ковш вгрызается в грунт, ковш-лопата его загребает. Грейфер, состоящий из двух шарнирно соединенных половин, раскрытым опускают на грунт, при подъеме он захватывает грунт и захлопывается. Грейфер применяют на рыхлых и жидких грунтах. Короб загребает уже разрыхленную землю сбоку.

Мини-экскаваторы

Типичный мини-экскаватор – это внекатегорийный одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу с ломающейся стрелой и гидроприводом рабочего органа, массой до 1,5-1,7 т, с двигателем 10-20 л.с. и ковшом до 0,15 куб. м. Бульдозерным отвалом они если и оснащаются, то «для лишь бы было»: тягового усилия недостаточно для бульдозерных работ. Зато оснащаются обширным комплектом дополнительного оборудования (см. ниже).

Есть среди мини и совсем малютки, с двигателем до 50 куб.см. Для управления такими не нужны разрешения, права, удостоверения тракториста. Купил – и пользуйся.

Несмотря на трудности транспортировки (ПДД не пускают любые гусеничные машины на дороги общего пользования с твердым покрытием), мини-экскаваторы благодаря своей экономичности, универсальности и способности работать в самых стесненных условиях, приобретают все большую популярность в мелком строительстве.

Что еще может экскаватор

У многих экскаваторов с рабочим гидроприводом можно вместо ковша навешивать гидромолот, гидроперфоратор, ножницы, бур, вилы, зажим/захват, рыхлители, зуб-долото и т.д. Так что одноковшовый экскаватор с ломающейся стрелой – удивительно универсальная машина.

Виды экскаваторов — MTZ-80.ru

Экскаватор, в переводе с латинского языка, означает «вынимаю». Так называются землеройные машины, что имеют ковш. Идея создания подобных машин принадлежит великому Леонардо да Винчи. Именно он в 1500 году сделал чертеж землечерпалки. Практическое применение устройство получило в Миланской долине при прокладке каналов. Но есть сведения, что восемьдесятью годами ранее в Венеции публиковался текст о землеройной машине, используемой для расширения морских гаваней и углубления каналов. Еще древние египтяне и римляне механизировали работы по углублению русел рек.

Идею экскаваторного дела подхватили американцы. Нехватка рабочих при строительстве железных дорог в 30-е годы XIX столетия привела к изобретению одноковшового экскаватора. В дальнейшем машины продолжали усовершенствоваться. По принципу использования рабочего времени все экскаваторы делятся на:

  • циклического действия – одноковшовые;
  • непрерывного действия (роторный стреловой, траншейный и др.) – многоковшовые.

Одноковшовые экскаваторы. Конструкция их такова, что подвижная часть позволяет проводить выемку грунта, оставаясь на одном месте. Не передвигаясь, машина осуществляет поворот ковша на разгрузку.

Многоковшовые экскаваторы. Операции по копанию грунта и его переносу выполняются одновременно. Следовательно, производительность его выше, чем у одноковшового «родственника», но область применения значительно уже. Ими роют траншеи или используют в карьерах с однородными материалами без камней.

Одноковшовые экземпляры получили большое распространение благодаря их универсальности, широкому набору сменного оборудования и рабочих инструментов. Используют экскаваторы везде, где идут земляные работы. В основном применяют на всевозможных стройках, в карьерах, горных выработках. О них и пойдет речь дальше.

Передвигаются экскаваторы на гусеницах, колесах или шагают с оборудованием драглайна. Двигатель зависит от условий работы экскаватора. Дизельные двигатели больше используют, если агрегат необходимо часто перевозить при строительстве путепроводов, шоссейных дорог, железнодорожных магистралей и гражданском строительстве. Электродвигатели дешевле в эксплуатации, их используют на экскаваторах, что работают длительно на одном месте.

Экскаваторы в каждой группе рознятся назначением, мощностью и размерами. По назначению одноковшовые экскаваторы делятся на:

  • Строительные универсальные;
  • Карьерные;
  • Вскрышные.

Первые применяют на погрузочно-разгрузочных и земляных работах в строительстве. Вторые – при разработке скальных пород, рудных и угольных месторождений. Третьи – при добыче полезных ископаемых открытым способом или строительстве больших гидротехнических сооружений. Есть и специальные экскаваторы, что не входят в основные группы. Они предназначены для определенных условий: туннельные, подземные, торфяные.

Одноковшовые экскаваторы состоят из трех частей: рабочего оборудования, ходового устройства и поворотной части. Последняя крепится на раму ходового устройства и поворачивается относительно его в горизонтальной плоскости. Одинаковые поворотные платформы можно размещать на разных ходовых устройствах. По величине угла поворота платформы экскаваторы бывают как полноповоротными, так и неполноповоротными. Если поворотная часть вращается на неограниченный угол, то есть вокруг вертикальной оси, экскаватор считается полноповоротным. Двигатель и рабочие механизмы с оборудованием у него располагаются на поворотной платформе. Неполноповоротные экскаваторы имеют ограниченный угол поворота. Такие модели изготовляют на базе тракторов. Оборудование крепится непосредственно на ходовой части.

Передвижение экскаватора и передача нагрузок, что возникают при работе агрегата, зависит от устройства ходовой части. Различают такие типы:

  • Г – гусеничные;
  • ГУ – гусеничные с увеличенной опорой для работы на грунтах, у которых низкая несущая способность;
  • П – пневмоколесные, обеспечивающие самостоятельное передвижение;
  • Ш – специальные шасси автомобильного типа для передвижения с большой скоростью;
  • Тр – тракторные.

Наиболее распространенные универсальные гусеничные экскаваторы для строительства. На поток поставлено производство экскаваторов мощностью в 20-33 тонны. На российском рынке широким выбором таких экскаваторов обладает ивановский «КРАНЭКС» http://www.kraneks.ru/ru/.

Рабочее оборудование – это целый комплекс агрегатов, что обеспечивает копание грунта, поднятие разных грузов. Рабочим органом могут быть ковш, грейфер или крюк. Самый используемый, конечно, ковш. Им копают, перемещают грунт или другой материал. Различают три вида конструкций рабочего оборудования:

  1. Экскаваторы с гибкой подвеской – ковш приводится в движение с помощью канатов.
  2. Стальной землекоп с жесткой подвеской – здесь гидроцилиндры двигают шарнирные соединения рабочих элементов.
  3. Телескопическую стрелу имеют экскаваторы-планировщики, для них выдвижение и втягивание стрелы суть рабочего движения.

Рабочее оборудование второго и третьего вида ставят только на гидравлических машинах.

Универсальные экземпляры экскаваторов комплектуются оборудованием на разные условия эксплуатации. Сменное оборудование легко меняют. Крепление рабочего органа к рабочему оборудованию может быть гибким или жестким.

Рабочий цикл одноковшового экскаватора делится на операции:

  • Заполнение ковша срезанным грунтом;
  • Поднятие ковша;
  • Поворот платформы в сторону транспортного средства или отвала;
  • Разгрузка содержимого ковша;
  • Обратный поворот платформы;
  • Опускание ковша и подготовка к новому циклу.

В момент, когда уже нет возможности продолжать работу с места стоянки, экскаватор передвигается. При движении работа не проводится. Для увеличения КПД максимально сокращают время передвижек. Для экскаватора основным считается рабочее оборудование для копания, другие операции выполняют дополнительные устройства.

Различают виды основного рабочего оборудования, представленные ниже:

  • Прямая лопата;
  • Роторный ковш;
  • Обратная лопата;
  • Струг;
  • Драглайн;
  • Грейфер.

Прямая лопата предназначена для копания грунта, что находится выше уровня стоянки экскаватора. Разработка грунта идет в направлении от экскаватора, имеет наибольшую производительность благодаря максимальному усилию при копании. Применяется на погрузочных работах и в процессе добычи полезных ископаемых. При разгрузке ковш гидравлических экскаваторов опрокидывается, а в механических – открывается днище.

Обратная лопата служит для копания грунта, что находится ниже уровня стоянки экскаватора. Она не заменима при прокладке траншей, рытье котлованов, отсыпке насыпей и планировке откосов. Работа идет по направлению к экскаватору. Ее тоже можно использовать для погрузочных работ. Она менее эффективна при копании грунта гидравлическими экскаваторами на высоте. Как разновидность такой лопаты используют планировщик откосов. Применяя разные типы приводов, изменяем и рабочие циклы. Высокая точность при работе ковшом с обратной лопатой обеспечила ему звание универсального рабочего оборудования.

Экскаваторы с ротатором ковша будут работать как прямой лопатой, так и обратной. Модель обеспечивает переворот ковша.

Струг позволяет тоже работать в двух направлениях. Это достигается при перестановке ковша относительно тележки. Устанавливают струг на механические экскаваторы и используют для планировки местности. От угла наклона стрелы зависит угол планируемой площадки.

Драглайн разрабатывает грунт, как и обратная лопата, имеет ковш, подвешенный на канатах. По сравнению с другими типами рабочего оборудования обладает большим радиусом и глубиной копания, имеет большую погрузочную высоту. Кроме прочего используют его для углубления дна на водоемах.

Для устройства колодцев или узких глубоких котлованов подойдет грейфер.

Дополнительное рабочее оборудование предназначено рыхлить мерзлый или твердый грунт, разрушать асфальтобетонные покрытия и строительные конструкции, корчевать пни, заменять подъемный кран. К ним относят и манипулятор. В основу маркировки машин положены тип экскаватора и основная характеристика.

Классификация экскаваторов по основным типам конструкции

Классификация и устройство экскаватора в самом простом описании. Виды и типы машин для работы с грунтом и сыпучими материалами. Какими бывают шасси, стрела и ковши экскаватора, навесное оборудование.


Виды, устройство и варианты классификации экскаваторов

Виды экскаваторов, используемых на строительных площадках, карьерах и в других условиях, разнообразны, а их классификация строится на основных параметрах — весе машины, типе ковша и его рабочем объеме. Если не вдаваться в сложные технические детали и точные цифры, то возникает вопрос — какого типа экскаватор лучше выбрать для привлечения определенной задачи. Рассмотреть весь спектр использования этой техники крайне сложно, поэтому стоит описать основные признаки и отличия.

На сегодняшний день наиболее распространенные экскаваторы, привлекаемые к решению строительных задач — это универсальные машины с колесным или гусеничным шасси, одним ковшом, работающим от гидравлического привода, установленном на стреле сложной конфигурации, так называемой “ломающейся”.

Расширить функциональность такой машины может дополнительное оборудование, и тогда аренда экскаватора погрузчика с гидромолотом позволит решить широкий спектр задач. Это может быть рытье котлована и траншей, перемещение грунта, разбивка твердых пород и бетонированных площадок.


Назначение и тип экскаватора по функциональности

Классифицировать экскаваторы по одному или нескольким признакам очень сложно, поэтому имеет смысл рассмотреть ряд принципиальных конструктивных и функциональных отличий, по которым можно определить пригодность техники к решению определенных задач.


  1. Экскаватор универсального назначения — машина, способная выполнять различные операции, от рыхления и извлечения грунта до его помещения в транспортные средства.
  2. Экскаватор-погрузчик — машина, оборудованная ковшом большой вместимости, способным опрокидываться. Форма короба позволяет взять много грунта, использовать откидное днище для вертикальной разгрузки ковша. На такую машину можно установить дозирующие бункеры для точного отмеривания количества грунта или сыпучего материала.
  3. Экскаваторы карьерного типа — предназначенные для вскрытия и добычи пород, измельченных скальных обломков, руды.
  4. Специальные машины для работы на спасательных операциях, разрушения строений, осушения болот с выемкой грунтов, экскаваторы на железнодорожном шасси — их видов очень много.

Устройство экскаватора может отличаться не только по типу шасси, но и по возможности его перемещения. Можно выделить машины мобильные, самоходные, полусамоходные, способные на перемещение только в рабочей зоне, перемещающиеся по отдельно организованным путям, в том числе и рельсовым.

Имеет значение и маневренность рабочей части по которой различаются экскаваторы полно- и неполновопротные, то есть, способные вращение рабочей части на ограниченные углы.


Разные виды шасси, привода и ковша экскаватора

Шасси экскаватора может иметь различную конструкцию, которая определяет проходимость и функциональность машины. Наиболее распространенные:


  • навесные — экскаваторы, которые можно установить на универсальные шасси с колесами или гусеницами от автомобилей и тракторов;
  • пневмоколесные — машины с собственным, конструктивно предусмотренным колесным ходом;
  • гусеничные — на траках различной ширины и конструкции;
  • рельсовые, шагающие, плавающие — весьма специфические машины для использования в определенных условиях.

В зависимости от типа экскаватора на нем может использоваться гидравлический, электрический или механический привод стрелы и ковша, причем существуют модели, требующие подключения к внешним сетям питания. Наиболее распространенными в строительной практике остаются одноковшовые гусеничные или колесные машины с циклической функциональностью — они выполняют несколько связанных действий от забора грунта ковшом до его выгрузки в отвал или кузов транспорта. В современных экскаваторах используется так называемая “ломающаяся” стрела с гидроприводом, дающая максимальные возможности при работе за счет изменения формы и сложного профиля движения.

Установленный на стреле ковш может быть оборудован откидным днищем, иметь формы прямой или обратной лопаты, короба и грейфера. Короб особенно удобен при выполнении работы, связанной с перемещением и подъемом больших масс грунта. Большим спросом пользуется аренда экскаватора погрузчика в СПб, позволяющая оперативно работать на строительных площадках, выполнять задачи по планированию и очистке территорий, загружать автомобили и вагоны.

На рытье котлованов и траншей используются экскаваторы с лопатой прямого и обратного действия — загребающие “на себя” или “от себя”. Для подъема большой массы сыпучего материала применяется грейфер, состоящий из двух смыкающихся частей.

Более сложная и подробная классификация видов экскаваторов учитывает их массу, грузоподъемность, объем ковша, характеристики двигателя и ходовой части.


Какие бывают экскаваторы

экскаватор

Экскаваторами называют группу машин, предназначенных для одновременного осуществления землеройных и погрузочно-разгрузочных работ. На сегодняшний день это основной вид техники, используемый в подобных работах.

По принципу действия эти машины можно разделить на две группы: непрерывного действия (многоковшовые) и цикличного действия (одноковшовые).

Многоковшовые экскаваторы обеспечивают непрерывный процесс забора и погрузки грунта. Как правило, они используются совместно с конвейером, который транспортирует постоянно высыпающийся на него грунт на грузовую машину или укладывает в валы. Такие экскаваторы используются на объектах, где требуется постоянное перемещение грунта, к примеру, при строительстве дорог.

Гораздо чаще используются в строительстве экскаваторы цикличного действия. К примеру, на сайте http://www.td-v.ru/exkavator/ представлены одноковшовые экскаваторы самой разной мощности и с разным объёмом ковша. Эти машины отличаются высокой производительностью, а благодаря возможности использования различного навесного оборудования их можно считать практически универсальными.

экскаватор

Экскаваторы также различаются по типу ходовой части. Среди них различают:

  • Колёсные, которые базируются на тракторном или автомобильном (автомобили высокой проходимости) шасси. Эти экскаваторы отличаются хорошей мобильностью и высокой скоростью перемещения.
  • Гусеничные, снабжённые резиновыми, резино-металличскими или металлическими гусеничными шасси. Основным преимуществом этих машин является высокая проходимость. К примеру, они незаменимы на рыхлых грунтах. К месту работы их, как правило, доставляют при помощи вспомогательной техники.
  • Шагающие, передвигающиеся при помощи специальных опорных башмаков или лап. Основная сфера их использования —  разработка горных пород, добыча полезных ископаемых. Часто они оснащаются стрелой (драглайном).
  • Железнодорожные, их устанавливают на железнодорожных платформах и используют для работ в непосредственной близости от ЖД полотна.
  • Плавучие, эта техника фиксируется на понтонах. Используют её для углубления русла реки, очистки водоёма или добычи песка со дна.

экскаватор

Кроме того, экскаваторы могут различаться и по функциональности. Существуют следующие разновидности экскаваторов:

  • С механической лопатой – классическая модель, осуществляющая землеройно-погрузочные работы.
  • Экскаватор драглайн работает с грунтом, находящимся ниже уровня самой машины.
  • Экскаватор-струг расчищает снег на железнодорожных путях.
  • Экскаватор-планировщик работает над планировкой насыпей и выемок на земляном полотне.
  • Траншейный экскаватор осуществляет разработку траншей для магистральных трубопроводов, используется при мелиоративных работах, засыпке траншей, рекультивации земель.
  • Мини-экскаватор используется для выполнения земляных работ небольшого объёма.

виды, принцип работы и характеристики


Карьерный экскаватор – это класс крупногабаритной землеройной спецтехники, широко используемый для добычи полезных ископаемых в карьерах, наряду с карьерными самосвалами. Его конструкция специально разработана для функционирования на открытых пространствах при любых погодных условиях. Он перемещается на гусеничном ходу, чтобы легко преодолевать уступы карьера, а копание грунта и перемещение добытой породы осуществляется с помощью ковша.

Применение карьерного экскаватора

Карьерный гидравлический экскаваторПредок современного экскаватора был изобретен в Америке в конце XIX века, но его конструкция уходит корнями в Древний Египет. Но в том виде, в котором этот вид техники известен сейчас, он появился в 1936 году. В то время американская горнодобывающая промышленность переживала свой расцвет, поэтому срочно требовались большие машины, способные справляться с большим объемом работы и перемещаться по карьеру, минуя препятствия.

Поскольку полезные ископаемые до сих пор добываются преимущественно открытым способом, этот вид техники востребован и сегодня.

Карьерный транспорт – это крупногабаритная техника, предназначенная для работы с большими объемами грунта. Она разработана специально для горнодобывающей промышленности.

Применение этого вида техники требуется для разработки месторождений, перемещения грунта к месту отвала и погрузке добытых полезных ископаемых в машины для транспортировки. Он используется в следующих сферах:

  • прокладка дорог и магистралей;
  • черная и цветная металлургия;
  • добыча угля;
  • разработка месторождений рудных и нерудных ископаемых.

Если объем работ небольшой, то используется машина с небольшими габаритами – мини-экскаватор.

При небольших объемах работ, применяются мини-экскаваторы

При небольших объемах работ, применяются мини-экскаваторы

Виды карьерных экскаваторов

Маркировка зарубежных и отечественных производителей подобных экскаваторов имеет свои различия. По российским нормативным документам такие машины должны маркироваться по следующей схеме:

Экскаваторы бывают разные

Экскаваторы бывают разные

  • Карьерный экскаватор ЭКГ – это техника на гусеничном ходу, ковш поднимается канатным способом.
  • ЭГ – как и предыдущий вид, этот экскаватор тоже на гусеничном ходу, но у него установлен гидравлический механизм поднятия ковша.
  • ЭГО – техника, на которой установлена обратная лопата.
  • ЭДГ – экскаватор на гусеничном ходу, предназначенный для карьерных работ, на котором в качестве навесного инструмента размещен драглайн.

Экскаватор ЭКГ – это техника с одним ковшом, может использоваться в строительстве для рытья котлованов. Основными его достоинствами являются экономичный расход топлива, простота в эксплуатации, маневренность, высокая производительность. Кроме вышеперечисленных, существуют еще ЭКР и ЭКГВ.

Карьерный экскаватор ЭКГ

ЭКР – это роторный экскаватор, машина на гусеничном или рельсово-шагающем ходу с несколькими ковшами. Помимо разработки месторождений и добычи угля, он используется для рытья траншей под трубопровод и оконтуривания котлованов. Он чаще используется для однотипных задач на протяженных рабочих областях. Его главные плюсы – хорошая устойчивость и возможность рытья как радиальным, так и поперечным образом.

ЭКР – это роторный экскаватор

ЭКГВ – это гидравлический экскаватор. Это универсальная машина с одним ковшом, который приводится в движение системой гидравлических цилиндров и насосов. Он широко применяется в строительстве как гражданских, так и военных объектов, рытье ям, зачистных операциях в котлованах, удалении скальных грунтов. Это надежная техника, не наносящая вреда окружающей среде. Одним из ее плюсов является возможность работы в тесных условиях.

Гидравлический экскаватор ЭКГВ

Гидравлический экскаватор ЭКГВ

Дополнительные классификации

Есть несколько характеристик, по которым можно осуществлять классификацию этого вида карьерной техники:

  • Они различаются по числу гусениц, которых может быть две, четыре или восемь.
  • В них может быть установлен привод: механический, гидравлический, смешанный (гидромеханический) или электрический.
  • Большая часть моделей оснащена электрическим двигателем, но иногда встречаются дизельный или смешанный вариант.
  • По углу вращения эта карьерная техника делится на полноповоротную и неполноповоротную.
  • По типу рабочего цикла они подразделяются на непрерывные и циклические виды.

Принцип работы карьерного транспорта

Рабочий цикл карьерного экскаватора состоит из двух действий:

  • копка земли;
  • транспортировка грунта в место отвала или к технике, предназначенной для его вывоза.

Мехлопаты типа ЭКГ характеризуются способностью работать в разнообразных условиях, в том числе в особо тяжелых

На характер работ влияет, какой тип навесного оборудования размещен на экскаваторе. Это может быть грейфер, драглайн, кран, прямая или обратная лопата:

  • Грейфер – это вид ковша, состоящий из пары «челюстей». Такая конструкция позволяет ему проделывать узкие ямы в земле и вытаскивать из них грунт без расширения стенок. Могут использоваться также для погрузочно-разгрузочных работ.
  • Драглайн – это конструкция, где стрела и канат соединены между собой гибким сцеплением канатного типа. Используется в основном в карьерных работах, иногда может применяться в строительстве для рытья или очистки водоемов.
  • Кран – предназначен для перемещения грузов.
  • Прямая лопата – это вид ковша, у которого днище способно откидываться. На нем также есть сменные зубья и засов. В зависимости от рукояти он делится на однобалочные и двубалочные. Стрела представляет собой стальную конструкцию из стали.
  • Обратная лопата – инструмент, состоящий из ковша, стрелы, рукояти и стойки. Рукоять монтируется к стойке, а ковш закреплен на ней. Когда канат подтягивается, рукоять совершает движения против часовой стрелки, а ковш попадает в землю.

Особенности устройства карьерного экскаватора

Конструкция экскаватора условно делится на три области (ходовую, рабочую и силовую) и включает в себя следующие элементы:

Устройство карьерного экскаватора

Устройство карьерного экскаватора

  • ковш;
  • кузов;
  • стрела;
  • поворотная платформа;
  • рукоять;
  • нижняя рама;
  • гусеничная рама;
  • двуногая стойка.

Такая конструкция позволяет машине легко перемещаться по неровным поверхностям и преодолевать препятствия без риска перевернуться. Некоторые модели могут быть дополнительно оснащены индивидуальными электроприводами, иметь систему контроля и безопасности.

Технические параметры карьерных экскаваторов

Технические характеристики этого вида карьерной техники напрямую влияют на объем работ, который она может выполнить.

Самым важным параметром является вместимость ковша, которая в некоторых моделях может достигать 50 кубических метров. Чем выше значение этой характеристики, тем больший объем груза машина способна перемещать. Чем больше стрела (она может достигать 55 метров в длину), тем выше могут быть стены карьера.

Помимо вышеуказанного, экскаватор обладает следующими параметрами:

  • самые быстроходные модели перемещаются со скоростью 2,5 км/ч.;
  • ширина гусеницы может составлять до 24 метров;
  • рабочий цикл длится 50 секунд;
  • экскаватор давит на грунт с силой до 0,42 МПа;
  • радиус черпания и разгрузки составляет 24 метра;
  • высота разгрузки может составлять 24 метра, а высота копания – до 21 метра;
  • максимальный радиус копания равен 30 метрам, а радиус зачистки – 20,4 метра.
Параметры экскаваторов марки ЭКГ

Параметры экскаваторов ЭКГ

Правила выбора карьерного экскаватора

Карьерный экскаватор – это один из самых востребованных видов техники, когда речь идет о задачах, связанных с большим объемом земельных работ. Его широко используют в областях открытой выработки.

Именно эта техника влияет на то, с какой скоростью будет продвигаться работа. То есть она отвечает за интенсивность разработки месторождений. А объем и качество добытых полезных ископаемых, в свою очередь, влияют на российскую экономику.

С учетом всего вышесказанного, нетрудно понять, почему выбирать карьерный транспорт нужно с умом.

Чтобы определить, какая техника нужна для работ, обращают внимание на следующие факторы:

Устройство одного из самых популярных карьерных экскаваторов ЭКГ-12,5

Устройство одного из самых популярных карьерных экскаваторов ЭКГ-12,5

  • условия, в которых она будет эксплуатироваться;
  • мощность машины;
  • число ковшей.

Если горнодобывающие работы будут вестись на земле со слабой несущей способностью, стоит сделать выбор в пользу гусеничного экскаватора. Конструкция этой машины такова, что ее масса равномерно распределена по поверхности. Благодаря этому она легко преодолевает различные препятствия.

Этот вид техники отличается большой надежностью и приспособлен к работе в любых климатических условиях в любое время года. Для удобства и комфорта операторов все современные модели оснащены специальной климатической аппаратурой.

В условиях густых застроек, например, в черте города, с работой лучше справятся пневмоколесные экскаваторы. Это машины с небольшими габаритами, довольно быстрые и маневренные, чтобы свободно перемещаться между зданиями. При передвижении они не повреждают дорожное покрытие и не оставляют вмятины и ямы в грунте.

Для разработки месторождений этот тип экскаватора почти не используется, так как обладает низкой проходимостью и не способен преодолевать серьезные препятствия.

Видео по теме: Тест-драйв экскаватора ЭКГ-5А


Виды работ, выполняемые экскаватором

Экскаватор – это тот же землекоп, только с высокой производительностью труда. Ни одна стройка не сможет обойтись без землеройной машины. До изобретения этого чуда техники, люди тратили много сил и времени для копания земли.

Теперь весь землеройный труд легко выполняет машина, управляемая человеком. Работа копающей машины состоит из нескольких циклов, следующих один за другим: копка грунта, его подъем, загрузка на другое транспортное средство или отвал. Услуги экскаватора в Сургуте недорого предлагает компания surgut-f150.ru.


Применение экскаваторов в строительных работах

Строители просто не могут себе представить, как можно в их деятельности обходиться без этого вида техники. Универсальность этой машины позволяет ее использование во многих видах строительной деятельности:

  • выемке грунта под фундамент;
  • прокладке траншей под коммуникации;
  • отсыпке насыпей;
  • рыхление мерзлого грунта;
  • уплотнение земли.

Другие виды работ экскаватора

Незаменимы экскаваторы при добыче полезных ископаемых открытым способом и в карьерах. Они снимают верхний слой земли или взорванной породы, расчищая доступ к добываемым ископаемым. Удаляют пустые породы в отвалы, грузят на машины для их вывоза за территорию карьера.

Экскаватор незаменим не только на строительной площадке, ему подвластен большой спектр работ:

  • рытье котлованов под здания, заборы, бассейны, гаражные и выгребные ямы;
  • строительство тепловых сетей;
  • погрузо-разгрузочные работы в строительстве, сельском хозяйстве;
  • сооружение дамб и насыпей вдоль рек;
  • захват и передвижение больших объемов грузов;
  • расчистка территорий от строительного мусора, от снега;
  • углубление прудов, бассейнов, водохранилищ;
  • расчистка и углубление колодцев, с последующим вывозом лишнего грунта;
  • рытье траншей под трубы, кабеля;
  • корчевание пней на участке;
  • подготовка и перемешивание почвы при дорожных работах;
  • уборка обледенения с крыш;
  • вскрытие и последующая засыпка уже имеющихся сетей.

Экскаваторы не заменимы в промышленном и жилищном строительстве, открытых разработках полезных ископаемых, в горнорудной промышленности, в гидротехническом строительстве. На их долю выпадает 40-45% всех земляных работ.


Сфера применения экскаватора

В зависимости от классификации и места применения экскаваторы могут быть: для мобильности – на колесной базе, для болотистого и сыпучего грунта – на гусеничном ходу, в горных разработках – на лыжах или лапах. Шагающие механизмы применяют для прокладки трубопроводов на болотистых участках, для очистки рек и озер.

Эта техника в состоянии работать и выше платформы, на которой стоит, и ниже ее уровня. Она достает почву из-под воды, очищая дно, грузит в транспорт или высыпает в отвал на значительном удалении от места выемки.

Она самостоятельно зачищает стенки траншей и котлованов, утрамбовывает дно котлованов или строительные площадки. Для их работы не требуется много свободного пространства, что позволяет сохранить нетронутой близлежащую территорию.

Специалисты уже не представляют себе выполнение большинства объемных строительных, дорожных, гидротехнических работ без этой спецтехники.

Твитнуть

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *