Автоцистерны для транспортировки нефтепродуктов – Основные средства
Несмотря на то, что нефтепродукты относятся к категории опасных легковоспламеняющихся грузов, а в конструкциях цистерн необходимо детально учитывать химические и физические свойства различных видов топлива, рынок автоцистерн динамично развивается, причем отечественный производитель занимает на нем достойное место.
В чем сложность?
Перевозка любого топлива – сложная и ответственная задача, которая требует соблюдения правил безопасности и особого внимания. Транспортировка нефтепродуктов регулируется сегодня Федеральным законом № 259-Ф3, принятым в 2007 г. и именуемым «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а также Европейским соглашением о международной перевозке опасных грузов.
Прежде всего надо отметить, что транспортные средства, участвующие в перевозке нефтепродуктов, должны отличаться особой надежностью, потому что маршруты движения часто имеют большую протяженность, а учитывая огромную территорию страны, еще не редкость у нас участки с некачественным дорожным покрытием. Сеть же российских автосервисов далеко не совершенна. Кроме того, как было сказано выше, в конструкции автоцистерны необходимо учитывать свойства транспортируемого вида нефтепродуктов. Например, при работе с темными нефтепродуктами, имеющими высокую вязкость, для предотвращения их застывания при понижении температуры нужны цистерны со встроенным подогревом. Например, в битумовозах температура битума не должна опускаться ниже 180 °С, а оптимальная температура его транспортировки 220 °С.
Для подогрева темных нефтепродуктов в автоцистернах используются специальные термогенераторы с автономными двигателями, работающие на дизтопливе или керосине. В этом случае подогрев содержимого цистерны происходит независимо от работы двигателя тягача. Внутри подогреваемой цистерны, как правило, имеется замкнутая система труб, заполненная термоносителем. Это вещество разогревается генератором до заданной температуры, а затем циркулирует по трубам, не позволяя перевозимым продуктам застыть. Важнейшим требованием при работе подобных конструкций является герметичность. Термоноситель не должен ни в коем случае контактировать с нефтепродуктами, находящимися в цистерне.
Надо сказать, что несмотря на большую потребность в цистернах с автономным подогревом, особенно в регионах с холодным климатом, выпускает их в России только несколько предприятий. Компания «Сеспель» из Чебоксар утепляет по согласованию с заказчиком цистерны битумовозов и мазутовозов термоизоляционным слоем минеральной ваты толщиной 50, 100, 150 мм. Кроме того, специалисты компании подобные автоцистерны предлагают комплектовать нагревательными системами двух типов. Более популярны у покупателей системы подогрева, в основе которых лежит использование дизельных горелок, поскольку с их помощью можно поддерживать температуру битума и мазута на необходимом уровне во время движения автомобиля. Конструкция состоит из нескольких труб, проложенных внутри цистерны. В трубу с одной стороны через форсунку подается жидкое топливо, и там, в трубе, оно горит. А продукты горения отводятся в атмосферу с другой стороны трубы. Температура нагрева автоматически регулируется термодатчиками.
При использовании нагревательной системы второго типа по трубам, проходящим также внутри цистерны, прогоняется разогретый до 200 °С пар. Недостатком метода является, во-первых, то, что для работы системы нужен внешний источник пара. А во-вторых, мазуто- и битумовозы вынуждены простаивать, пока содержимое цистерн не нагреется до нужной температуры. Затем водитель, двигаясь по маршруту, должен контролировать температуру груза, чтобы не допустить его отвердевания в цистерне.
Для сохранения битума в цистерне битумовоза в жидком состоянии ПАО «НЕФАЗ», входящее в группу предприятий ПАО «КАМАЗ», также оснащает автоцистерны системой дополнительного подогрева, которая включает 40-литровый топливный бак, две жаровые трубы, две стационарные горелки, работающие на дизтопливе, топливопроводы от бака к горелкам, воздухопроводы и редукционный пневмоклапан.
Также нужно отметить, что повышенная вязкость темных нефтепродуктов вызывает сложности как на этапе загрузки цистерны, так и при ее выгрузке. Заправлять цистерну необходимо как можно полнее, а сливать битум максимально быстро, остаток в цистерне должен быть минимальным. Для заправки используют специальные пожаро- и взрывобезопасные насосы, поскольку пары темных нефтепродуктов могут взрываться при попадании малейшей искры. Как правило, подобные насосы имеют автономный привод, они работают либо от генератора, либо имеют собственный топливный бак.
Светлые нефтепродукты и их «светлые» стороны
При работе со светлыми нефтепродуктами сложностей с заливкой продукта в цистерну и сливом перевезенного продукта практически не возникает. Для этого используются те же насосы, что и при загрузке/ выгрузке темных нефтепродуктов, с той лишь разницей, что подогревать перекачиваемые вещества не требуется. Однако при изготовлении цистерн производителям приходится учитывать, что светлые нефтепродукты интенсивно испаряются и может произойти взрыв паров содержимого цистерны. Пары керосинов различных марок могут быть взрывоопасны при температурах выше +50 °С, пары дизтоплива опасны только при температурах выше +55 °С, а пары бензина пожароопасны при любых температурах. Если поднести огонь к открытой емкости с бензином, он вспыхивает мгновенно при любых температурах, пары же взрывоопасны только в пределах объемной концентрации 2~6%.
Поэтому при сваривании средней части цистерны для светлых нефтепродуктов обязательно устанавливаются кольца жесткости, а внутренняя ее часть, как правило, оснащается перегородками-волногасителями, которые снижают трение жидкости о поверхности стенок цистерны. В конструкциях цистерн последних лет вместо перегородок стали применять торосферические днища. К тому же такой конструкторский прием делает цистерну более прочной. Для того чтобы избежать излишней нагрузки на трубопроводы и сливные коллекторы при столкновениях и не нарушить герметичности системы, в большинстве цистерн сливные коллекторы и трубопроводы соединяются через резиновые компенсаторы.
Оригинальное решение применили инженеры компании «Бецема» в бензовозах. Донные клапаны имеют специальную проточку на корпусе, которая позволяет при ударе отламываться наружной части вместе с механизмом открывания. При этом донный клапан остается закрытым.
Используемые сегодня системы отвода паров в подземный резервуар непосредственно из цистерны практически устранили риск взрыва бензовозов при погрузке/ разгрузке. Бензовозы оснащаются огневыми предохранителями, дыхательными устройствами, датчиками, контролирующими уровень залитого топлива. Сегодня все шире применяются такие средства безопасности, как устройства беспроливной стыковки, независимые запорные устройства, адаптеры с фланцами переменного диаметра. Слив светлых нефтепродуктов также имеет свои особенности: при прохождении через сливные патрубки больших объемов топлива за счет возникающего трения патрубки могут быстро изнашиваться. Для снижения действия трения на внутреннюю поверхность патрубков наносится слой специального антифрикционного покрытия.
Мобильные АЗС: популярность растет
Автоцистерны для транспортировки светлых нефтепродуктов все чаще сегодня комплектуются узлами учета, превращающими их в передвижные заправочные станции. Этот вид спецтехники сегодня востребован на стройплощадках, в АТП, но чаще в труднодоступных, удаленных местах. Автоцистерна с блоком учета расхода ГСМ может быть полезна и лесозаготовителям, и геологам. Существуют даже заправочные модули, для функционирования которых электроэнергия не нужна. В них используются механические счетчики и механические насосы.
Большой ассортимент передвижных АЗС предлагает ПО «Пензаспецавтомаш». Производство мобильных и стационарных АЗС под торговой маркой Benza – одно из приоритетных направлений в деятельности предприятия. Пензенские инженеры добились того, что срок окупаемости их МТЗС при интенсивном использовании может составлять всего несколько месяцев, и покупателю сегодня зачастую выгодно купить мини-АЗС «Пензаспецавтомаша», чем устанавливать стационарную заправку. Тем более, что все пензенские МТЗС сертифицированы и соответствуют действующим российским нормам.
Поставками высококачественного оборудования для АЗС и дополнительным оснащением автоцистерн занимается известная компания ГК «Новые технологии». Являясь дилером известной компании PiUsi, предприятие успешно реализует на отечественном рынке серию модульных мини-АЗС Cube из Италии. Ассортимент оборудования для мобильных АЗС, топливораздаточные колонки с системами учета сливаемого топлива, датчики уровня топлива в цистерне, предлагаемые ГК «Новые технологии», смогут удовлетворить любого потенциального покупателя.
Цистерны из композитных материалов «подключаются» к доставке ГСМ
Тенденцией последних лет стало все более активное использование мобильных резервуаров из неметаллических материалов. Сегодня уже можно назвать распространенной доставку нефтепродуктов с помощью флекситанков – контейнерных вкладышей из полимерного материала.
ГК «Нефтетанк» выпускает так называемые нефтетанки объемом от 0,025 до 250 м3 и даже до 500 м3. Мягкие резервуары небольшого объема, вставленные в контейнеры, позволяют транспортировать нефтепродукты автотранспортом, а в нефтетанках больших объемов удобно хранить ГСМ в течение длительных сроков. Нефтетанки производятся из эксклюзивного немецкого материала а на европейском оборудовании, с полностью автоматизированным технологическим процессом изготовления, организованным в цехах ООО «Нефтетанк», реализуется запатентованная технология так называемого «двойного шва».
ООО «Завод Специальных Машин» из г. Челябинска специализируется на изготовлении емкостей из композиционных материалов. Недавно предприятие представило цистерны, изготовленные из химически стойкого стеклопластика. Материал обладает отличной устойчивостью к химически активным средам, не уступает по долговечности и прочности металлу. Цистерны, выпускаемые заводом, не корродируют, не становятся хрупкими даже со временем, их прочность в 2–3 раза выше прочности алюминия и в 9 раз превышает прочность ПВХ. Преимуществ у инновационного пластика много: он не подвергается электрохимической коррозии, стеклопластик устойчив к деформациям, долговечен, масса пластиковых цистерн гораздо меньше металлических, а значит, полезная грузоподъемность такого нефтевоза выше. Сегодня «Завод Специальных Машин» монтирует стеклопластиковые цистерны на шасси «Урал-5557».
ООО «Группа компаний ПОЛекс» с головным офисом в Нижнем Новгороде также освоила выпуск цистерн из стеклопластика. «ПОЛекс» монтирует свои изделия на шасси грузовых машин, а также на рамы прицепов и полуприцепов. В компании заявляют, что транспортировать в их цистернах можно любые виды химических и нефтепродуктов, а форма цистерны по желанию заказчика может быть цилиндрической или эллиптической. Размеры и способ крепления цистерн позволяют перевозить емкости, изготовленные в компании «ПОЛекс», на стандартных контейнеровозах и универсальных прицепах-контейнеровозах. Стеклопластиковая цистерна помещается в коробчатую конструкцию, которая обеспечивает защиту от повреждений в случае аварий при транспортировке, а поддон в зоне сливного патрубка и обрамление в зоне заправочной горловины предотвращают проливы агрессивных жидкостей как при заправке, так и при сливе содержимого цистерны.
При изготовлении топливных цистерн из стеклопластика на производстве применяется эпоксивинилэфирная смола Derakane momеntum, стойкая к воздействию топлива и агрессивных компонентов. Вещество разработано компаниями Epoxy Products и Intermediates, входящими в состав международной инжиниринговой компании Ashland Inc. Более чем в 100 странах сотрудники корпорации Ashland предлагают химические продукты и технологии специального назначения, открыто представительство компании и в России.
Смолы Derakane и Derakane momentum обладают превосходной химической стойкостью и наилучшим образом подходят для применения там, где требуются подобные изделия. При изготовлении цистерн в «ПОЛекс» применяется комбинированный метод: напыление и намотка. В зависимости от диаметра цистерны толщина стенки топливного резервуара может составлять от 5 до 18 мм.
Завод компании АО «Флотенк» под Санкт-Петербургом выпускает стеклопластиковые автоцистерны собственного производства, предназначенные для транспортировки и временного хранения любых видов жидкостей, в том числе и нефтепродуктов. Высокотехнологичные процессы намотки и применение современных смол позволили добиться заводчанам высоких показателей прочности, химической стойкости и долговечности. Диапазон рабочих температур стеклопластиковых цистерн «Флотенк» – от –70 до +60 °С.
В 2013 г. компания открыла под Екатеринбургом второй собственный завод по выпуску композитных изделий, поскольку спрос на продукцию «Флотенк» растет. Цистерны компании проходят все необходимые лабораторные испытания, качество изделий подтверждается сертификатами соответствия, а также разрешением «Ростехнадзора». Каждое изделие перед поставкой покупателю, как утверждают на предприятии, всесторонне проверяется специалистами ОТК.
Рынок автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов в стране развивается, причем радует, что новейшее направление – выпуск цистерн для ГСМ из полимерных составов – уже освоено многими отечественными производителями и уверенно совершенствуется. Российские производители полимеров сегодня создали мощности, оснащенные наиболее современным и производительным технологическим оборудованием, они выпускают продукцию мирового уровня качества. Так что отечественным компаниям по производству автоцистерн для нефтепродуктов из стеклопластика недостатка в сырье в обозримом будущем не будет.
Цистерна для нефтепродуктов: прицеп, сколько литров, объем
Современная цистерна – это специальный грузовой прицеп, основой которого является цилиндрический котел с днищем сферического типа. Когда речь идет о транспортировке нефтяных продуктов, в дело вступают цистерны общего назначения. Только такие емкости обеспечивают должный уровень безопасности, и даже многодневная поездка происходит без происшествий.
Применение
Автоцистерна для нефти и ее производных является специальным видом транспорта, грузовая часть которого адаптирована под перевозку пожароопасных веществ. В рабочем обиходе такие машины называют проще – бензовоз. Но стоит понимать, что альтернативное название применимо лишь к вариантам, предназначенным для транспортировки светлых нефтепродуктов.
Когда речь заходит о вариантах для темных нефтепродуктов, в силу вступает другое наименование – битумовоз. Каждая нефтяная цистерна рассчитывается для загрузки вязких тягучих сред.
Виды автомобильных цистерн
Для нефтяных веществ цистерна определяется видом транспорта, используемого для перевозки наполненного контейнера с опасным грузом. Различают 2 основных типа:
- Цистерны для нефтепродуктов общего назначения, которые также называют универсальными;
- Емкости железнодорожного предназначения.
Универсальные модели (номер 1 в списке выше) подразделяются еще на 2 класса:
- Для светлых нефтепродуктов. В таких емкостях перевозятся дизельные составы, нефть, бензин (а также его разновидности), керосин и производные субстанции более узкого назначения. Для пущей безопасности такие модели оснащаются системами верхнего слива жидкости колпачного типа. Они не оборудуются механизмами подогрева для заливки или слива среды при изменяющихся показателях температуры воздуха;
- Для темных нефтепродуктов. Модели применяются в транспортировке вязких составов, таких как битум, мазут, нефть, минеральное масло и других. Система для слива жидкости в таких емкостях устанавливается в нижней части. Такие контейнеры имеют встроенные системы подогрева. Уровень в 250 градусов по Цельсию исключает всевозможные задержки слива, даже если температура окружающей среди низкая. Также данная функция помогает битумовозам без труда перевозить грузы на дальние расстояния.
Справедливо будет отметить, что газ – это такой же востребованный нефтепродукт. Он тоже перевозится в специализированных емкостях, но под постоянным давлением. Это еще один класс оборудования, который используется не менее часто.
Важно: в производстве моделей для светлых нефтепродуктов всегда удовлетворяются самые жесткие требования к правилам безопасности. Классическая цистерна для перевозки бензина за 1 рейс способна транспортировать до 5-ти вариаций горючей жидкости.
Устройство бензовоза
Поскольку нефть и ее производные относятся к 3-му классу опасности, бензовозы должны быть собраны в соответствии со всеми требованиями пожарной безопасности. Для этого в устройстве цистерны предусмотрено сразу несколько факторов:
- Наличие специализированных донных клапанов в цистерне. Большую часть времени поездки они герметично закрыты, дабы предотвратить утечку жидкости из бака. Также клапаны защищают бензиновые трубы от механических повреждений.
- Экранированная система проводки. Несмотря на то, что электронных элементов в машине очень много, попадание искры в емкость невозможно. Чтобы обеспечить безопасность, на специализированной технике устанавливаются проблесковые маячки.
- Тягачи, на которых устанавливается полуприцеп цистерна для нефтепродуктов, работают на базе экологичного двигателя 3-го класса. Выхлопная система выведена таким образом, чтобы исключить ее контакт с заполненной цистерной в процессе движения. Варианты монтажа: передний в правой части, а также правый боковой сразу за кабиной. На каждую выхлопную трубу обязательно надевается искрогаситель.
- На борту бензовоза должен быть огнетушитель и емкости для песка. Это первые инструменты, способные остановить горение нефти, а также предотвратить растекание жидкости в случае возникновения протечки.
Сколько литров вмещает бензовоз
Объем цистерны бензовоза определяется требованиями со стороны заказчика. Назначение и нюансы в процессе выполнения технического задания играют решающую роль для производителя, чтобы достичь максимальной безопасности в процессе перевозки горючих жидкостей.
Когда конкретные условия обговорены, определяется тип материала, из которого будет производиться продукт:
- Сталь (конструктивная или нержавеющая). Самые объемные цистерны для бензина изготавливаются из данного материала;
- Алюминиевый сплав;
- Стеклопластик.
Стальная модель, как правило, характерна самым большим весом (от 7-ми до 9-ти т). Вмещаемый объем – до 50.000 л продукта. Кстати, показатель объема напрямую зависит от числа резервуаров внутри: от 3-х до 5-ти. Если техника производится из нержавейки, то ее показатель вместительности становится чуть ниже – до 34.000 л. Классический вариант умещает внутри до 4-х отсеков, а весит 6,5 т.
Варианты из сплавов алюминия чуть легче (5,7 т), но вмещают больше – до 36.000 л. Что касается стеклопластиковых вариантов, то они обладают низкой стоимостью, но также наименьшей емкостью.
В зависимости от количества оборудованных отсеков, объем разнится в диапазоне 5.000-30.000 л. Все типы цистерн, за исключением последнего, подходят только для работы со светлыми нефтепродуктами. Стеклопластик рассчитан как на топливо, так и на темные горючие жидкости.
Особенности каждой модели автозаправщиков
Поскольку нефтяной рынок развивается все сильнее, существует масса производителей, предлагающих цистерны для перевозки нефтепродуктов разной цены, качества и объема. Ключевыми особенностями для каждой модели являются:
- Герметичность установленной системы для слива;
- Адаптированность к российским климатическим условиям;
- Адаптированность под условия отечественных дорог.
Только проверенный производитель может гарантировать высокое качество продукции. Каждая компания обязана приложить к товару сопроводительную документацию, вне зависимости от вида проданного оборудования. В документе прописывается назначение тары, а также информация по расположению приборов слива.
Необходимым фактором является инструкция по эксплуатации с учетом конструктивных особенностей модели, а также индивидуальных отличий (если была разработана заказная архитектурная разработка от клиента).
Как сделана автоцистерна. — Как это сделано, как это работает, как это устроено — LiveJournal
Я всегда думал, что автоцистерны для транспортировки и временного хранения нефтепродуктов, а также другое спецоборудование производят те же компании, которые выпускают и автомобили. После посещения Грабовского автомобильного завода я понял, что сильно ошибался. Оказывается, цистерны производят на специальных автозаводах и они устанавливаются на все виды специально подготовленных отечественных и импортных шасси по желанию заказчика.Посмотрим, как это сделано.
1. На прошлой неделе мне довелось побывать в Пензенской области в поселке Грабово, а точнее на Грабовском автомобильном заводе. Подробнее о самом заводе, его истории и о социальной политике предприятия я расскажу в отдельном посте, а сегодня смотрим, как делают автоцистерны. Пост не рекламный, так как вряд ли кто-то из моих читателей будет закупать топливозаправочное оборудование. Но если это не так, то я буду рад вдвойне, если вашим выбором будет продукция Грабовского автомобильного завода.
Ассортимент продукции Грабовского автомобильного завода достаточно широк: автоцистерны, топливозаправщики, прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны, мазутовозы, битумовозы, нефтевозы, аэродромные топливозаправщики, вакуумные машины для сбора отработанных и пролитых нефтепродуктов и фекальных вод, гидрантные диспенсеры.
2. Начнем с заготовительного цеха. Здесь производится подгонка металлических листов под необходимый размер. Для изготовления в основном используется нержавеющая сталь российского производства и импортный алюминий. К сожалению, наши предприятия не выпускают алюминивые листы нужного качества.
3. Особо точные координатно-пробивные станки делают все необходимые отверстия.
4. В цехе самое современное оборудование европейского производства. Труд рабочих автоматизирован до максимума.
5. Гильотинные ножницы производят обрезку подготовленных листов металла.
6. На следующем этапе по шаблону произходит сгибание листов — начинает вырисовываться форма будующих автоцистерн.
7. На следующем фото цех производста аэродромных топливозаправщиков, но процесс приблизительно тот же.
8. В сварочном цехе используется много ручного труда. Сврщики на предприятии ценятся «на вес золота».
9. Швы автоцистерны провариваются как изнути, так и снаружи.
10. Цистерна не может существовать без шасси. Их здесь дорабатывают под конкретную модель полуприцепа-цистерны.
11. Никакое современное оборудование не может заменить ручной труд. На заводе работет около 600 человек в 2 смены.
12. Подготовка и монтаж осей шасси.
13. Все необходимые детали размещаются на стелажах, что экономит пространство в цехе. На желтых тележках детали развозятся по рабочим местам.
14. Токарные и фрезерные станки для серийных деталей с ЧПУ, но для индивидуальных изделий используется старое оборудование.
15. Самый фотогеничный процесс производства — сварка.
16. Сварка током высокой частоты уже не такая зрелищная.
16. Сборочный цех.
17. Готовые цистерны устанавливаются на шасси.
18. Производится шлифовка всех швов.
19. Автоцистерна принимает готовый вид.
20. Осталось загрунтовать и покрасить в корпоративный цвет заказчика.
21. Перед покраской делают рентгенографию швов, а также заполняют все отсеки цистерны водой под давлением и проверяют на герметичность.
22. Если все в порядке, то шасси и автоцистерна перемещаются в покрасочный цех. Цистерны, установленные на полушасси, также демонтируются для покраски.
23. И вот, готовый нефтевоз отправляется в сборочный цех.
24. После покраски — окончательная сборка. Все необходимое всегда под рукой.
24. Сердце топливозаправщика тоже собирается на заводе.
25. Устанавливаются как импорные, так и российские комплектующие.
26. Еще немного и автоцистерна готова к поставке заказчику.
27. Авиационный топливозаправщик.
28. Заливочные горловины автоцистерны. В случае переворачивания цистерны ни грамма топлива не должно пролиться на землю.
29. Назначение сего прибора видно из подписи рядом с ним.
30. Контрольная панель аэродромныого топливозаправщика. Не многие российские производители могут похвастаться полным циклом сборки подобного оборудования.
31. Кстати, Грабовский автомобильный завод был основан в октябре 1941 года. Во время войны производил снаряды, а после войны всем известные бензовозы. Фотография из школьного музея грабовской школы № 2, которой завод оказывает шефскую помощь и где мы тоже побывали. Но об этом в следующий раз.
32. Общая фотография с администрацией завода, дилерами ГРАЗ в Москве и регионах и журналистами специализированных изданий.
Спасибо Грабовскому автомобильному заводу, Торговой компании «КОММАШ-ГРАЗ» и Официальному дилеру завода, компании ТЕХИНКОМ, за подготовку и проведение пресс-тура.
Устройство автоцистерн для перевозки нефтепродуктов и газа
Устройство автоцистерн для перевозки нефтепродуктов и газа
Цистерна — это резервуар круглой или овальной формы, который расположен горизонтально, сделан из стали, полимеров либо алюминиевых сплавов. Изнутри поверхность оцинкована с целью предотвращения коррозии.
Если она разделена на герметичные отсеки, то каждый имеет свое сливное оборудование. Кроме того, в целях предотвращения инерционных сил внутри устанавливаются алюминиевые съемные волнорезы, они же препятствуют эмульгированию жидкости.
Особенно актуальна установка таких приспособлений в полуприцепах, которые могут пробуксовывать, если жидкость вдруг станет перемещаться назад при подъеме в гору. При этом для обеспечения нормальной нагрузки на седло разгрузка производится с последних секций.
Каждый отсек либо вся цистерна оборудуется специальной горловиной — ее размер рассчитывается на компенсацию жидкостного расширения, если в пути температура за бортом превысит +20 градусов. Предельный уровень налива контролируется специальным устройством на горловине, автоматика срабатывает на предупреждение перелива. Если используется система налива АСН-5Н, то горловина должна быть не меньше 450 мм в диаметре при высоте не менее 400 мм.
Горловина имеет наливной герметичный люк, оборудованный специальной сеткой, которая ограждает от огня, и предохранительным клапаном. Чтобы не образовывались воздушные мешки, от верха выводятся воздухоотводящие трубки. Для определения уровня налива есть также специальная планка.
Слив в нынешних автоцистернах делается в середине, а трубы выходят в специальный отсек. Сливные трубопроводы имеют запорные вентили и муфты для разъема.. По специальному заказу на автомобилях-цистернах устанавливаются насосы для заполнения и перекачки нефтепродуктов.
Высоковязкие нефтепродукты перевозятся на автомашинах с подогревом, который возникает вследствие выхода выхлопных газов от мотора через змеевик в цистерне. Мазут, нагретый до 60 градусов, при перевозке в зимних условиях не требует подогрева и сливается без проблем за три часа. Чтобы сливать битум, его подогревают специальными горелками-форсунками.
Цены на нефтепродукты с доставкой
Транспортировка нефтепродуктов: безопасность – во главе угла
Много веков «черное золото» и продукты его переработки играют важную роль в жизни людей, являясь неизменным условием прогресса и развития цивилизации. Но при всей своей значимости этот ресурс способен нанести непоправимый ущерб окружающей среде. Поэтому поиск оптимальных способов перевозки и доставки углеводородных ресурсов до производственных площадок и конечного потребителя без экологического ущерба является задачей особой важности.
Вехи истории
Нефть, а также нефтепродукты сотни лет доставлялись достаточно примитивным методом – караванным. Суть следующая: бочонки и бурдюки из дерева наполнялись нефтью или керосином, грузились на повозки и перевозились в нужное место. Был еще один способ – по воде в дубовых, а позже в стальных бочках, в результате чего «черное золото» практически не уступало в цене настоящему.
Особенно остро прочувствовала это Россия, первая начавшая производство керосина, но из-за дороговизны оказавшаяся не способной поставлять по доступным ценам топливо даже на внутренний рынок. Оцените весь комизм ситуации: при собственных обширных ресурсах продукт закупался в Америке! Поворотным стал 1863 год, когда проблемой заинтересовался Д. И. Менделеев. Предложенная им альтернатива перевозке нефтепродуктов бочками – транспортировка в специально оборудованных трюмах судов методом налива – получила название «русский способ» и спустя десять лет, будучи реализованной братьями Артемьевыми, стала наиболее распространенной и востребованной.
Следующей вехой в развитии направления транспортировки углеводородов стал 1878 год. С целью удовлетворения стремительно растущего спроса на нефтепродукты был издан указ о создании железнодорожной ветки Баку – Сураханы – Сабунчи длиной 20 км, окончательно построенной в 1880 году. Тогда нефть впервые стали перевозить в специальных цистернах.
Данный способ по сей день является одним из самых востребованных. Так, география железнодорожных нефтеперевозок от мест добычи на нефтеперерабатывающие заводы, в хранилища или потребителям привязана к так называемым нефтегазовым бассейнам. Некоторые железнодорожные направления, такие как Уральское, Нефте-Камское, Восточно-Сибирское, Бакинское, практически полностью загружены подвижными составами с грузами нефти и ГСМ. Объемы таких перевозок чрезвычайно велики: в настоящее время только по Азербайджанской железной дороге перевозят ежегодно до 14 млн тонн нефти и нефтепродуктов.
При всех преимуществах железнодорожного транспорта на сегодняшний день самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки больших объемов нефти, газа и нефтепродуктов признаны трубопроводы. Нефть в них движется со скоростью до 3 м/с под воздействием разницы в давлении, создаваемой насосными станциями. Их устанавливают с интервалом в 70-150 км в зависимости от рельефа трассы. Трубы изготавливаются из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия. Сейчас всю большую популярность обретают трубопроводы из армированного пластика ввиду своей стойкости к коррозии и практически неограниченным сроком эксплуатации. Современные трубопроводы прокладываются в любых условиях: и по дну морей и океанов, и под землей.
Важно понимать, что нефть и нефтепродукты – очень опасные грузы, поскольку относятся к классу легковоспламеняющихся. И, чтобы лучше разобраться в ситуации, не устраивая пустую полемику, мы обратились к эксперту.
Прямая речь: о трубопроводах, танкерах и экологических катастрофах
Решив разобраться со всеми подводными камнями и особенностями такого деликатного вопроса, как транспортировка нефти и нефтепродуктов, мы побеседовали с руководителем по развитию проекта Gaz & Oil Logistics группы компаний AsstrA Ольгой Лукашевич. Итак, вот что она нам рассказала.
– При транспортировке углеводородов возникает ряд проблем различного характера. В мировом масштабе – глобальные разливы нефти, которые чаще всего происходят по причине халатности людей и имеют необратимые последствия. Только за 2016 год случилось два экологических бедствия. Недалеко от Анапы, в поселке Уташ, нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составил около 1 000 кв. м, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 т нефти в залив Уркт и по реке Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.
Наиболее востребованным способом перевозки нефти по всему миру являются перевозки железнодорожным транспортом – 45 %. На долю морских транспортировок приходится 35 %, а на автомобильный транспорт – 25 %. Если говорить о России, то только лишь 6 % из общего объема перевозимой сырой нефти и конечных продуктов из нее транспортируется с помощью железнодорожного транспорта. Для сравнения, трубопроводным транспортом доставляется 90 % полезного ископаемого. Еще 4 % приходится на автомобильные перевозки.
Одной из глобальных проблем трубопроводного транспорта является то, что срок эксплуатации трубной стали и изоляционных покрытий у 55 % нефтепроводов уже истек. Нужно учитывать также возможные заводские дефекты и коррозию металла. Следствием всех этих факторов и является большинство аварий с разливом нефти, которые в 90 % случаев приводят к необратимым последствиям для всех видов живых организмов, населяющих данную местность.
Главными критериями при выборе вида транспорта являются особенности перевозимого груза и маршрут. Способ транспортировки зависит от мест добычи нефти, которые расположены в основном на значительном удалении от мест ее потребления, причем зачастую они разделены большими водными пространствами, поэтому нефть и нефтепродукты зачастую перевозят именно морским транспортом – специализированным танкерным флотом, который принадлежит нефтяным компаниям и крупнейшим владельцам танкерного флота.
Автомобильный транспорт – эффективность и ответственность
Сегодня моря и океаны мира бороздят более 4000 танкеров. Нефтяные корпорации заключают с ними договоры фрахтования, получая право на использование судна. Речные нефтеперевозки в сравнении с железнодорожными снижают затраты на 10-15 % и на 40 % в сравнении с автомобильными. Расклад был бы идеальным, если бы не одно, но очень существенное «но»: транспортировка нефти танкерами является самой распространенной причиной глобальных экологических катастроф, так как судна периодически тонут и загрязняют окружающую среду.
В тех случаях, когда речь идет о перевозке нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива, сжиженного газа, до места реализации на небольшие расстояния в сжатые сроки, оптимальным решением является перевозка автомобильным транспортом: цистернами, специальными автотопливозаправщиками. Отличаясь большой маневренностью, скоростью доставки, возможностью использования в местах отсутствия железнодорожных и водных путей, такой способ в то же время обладает малой грузоподъемностью, относительно высокой стоимостью транспортировки. Поэтому рентабельность автоперевозок ограничивается расстоянием в 300-400 км, что определяет их локальный характер – от нефтебазы до заправочной станции и обратно.
При этом к автомобильному транспорту предъявляются очень строгие требования. Согласно информации, полученной от Ольги Лукашевич, список получается внушительным. Итак:
- Запрещена установка автоцистерн на транспортных средствах с двигателем, работающем на газу.
- Защита от накопления статического электричества.
- Топливный бак автоцистерны должен быть оборудован щитками со стороны передней и задней стенок и со стороны днища, а расстояние от бака до щитков должно быть не менее 20 мм. При этом в случае утечки топлива из бака щитки не должны препятствовать проливу топлива непосредственно на землю.
- Наличие двух порошковых огнетушителей вместимостью не менее 5 л каждый.
- Прицеп-цистерна и полуприцеп-цистерна должны иметь один порошковый огнетушитель вместимостью не менее 5 л.
- По требованию заказчика транспортное средство должно быть оснащено модульной установкой пожаротушения двигателя базового автомобиля, оборудованной дистанционным управлением привода запуска. Огнетушащие вещества не должны попадать в кабину водителя при работе модульной установки пожаротушения.
- На автоцистерне должны быть предусмотрены места для размещения двух знаков «Опасность», знака «Ограничение скорости», мигающего фонаря красного цвета или знака аварийной остановки, кошмы, емкости для песка массой не менее 25 кг.
- На боковых сторонах и сзади автоцистерна должна иметь надпись «Огнеопасно». Цвет надписи должен обеспечивать ее четкую видимость.
- Наличие проблескового маячка оранжевого цвета.
- Электропроводка, находящаяся в зоне цистерны и отсека с технологическим оборудованием, а также соприкасающаяся с ними, должна быть смонтирована в оболочке, обеспечивающей ее защиту от повреждений и попадания перевозимого нефтепродукта.
- Конструкция автоцистерны должна предусматривать на случай опрокидывания защиту ее оборудования от повреждения, при котором может произойти поступление нефтепродукта или его паров в окружающую среду.
- Управление донным клапаном должно иметь конструкцию, предотвращающую любое случайное открывание при ударе или непредвиденном действии. Донный клапан должен оставаться в закрытом состоянии при повреждении внешнего управления.
- Узлы ограничителя наполнения, расположенные внутри цистерны, должны быть искробезопасными.
- Требования к дыхательным устройствам, предназначенным для снижения количества испаряемого топлива.
- Конструкция дыхательного устройства должна быть обеспечена интенсивность налива (слива) нефтепродуктов в цистерны.
Только при соблюдении всех условий оборудование допускается к эксплуатации. Впрочем, эти требования исходят исключительно из соображений безопасности и в целях предотвращения необратимых последствий.
Цвет имеет значение
Семейство автоцистерн достаточно обширное и включает в себя различные модификации, различающиеся в зависимости от задач, конструкции и материала. Ключевую роль играет тип перевозимых нефтепродуктов.
Так, когда речь идет о светлых нефтепродуктах – керосине, бензине, печном и дизельном топливе, используются автоцистерны, изготовленные из алюминиевых листов марки АМг5 (по ГОСТу 21631) либо из стали марки 09Г2С (по ГОСТу 19281). Непременные атрибуты цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов:
- заливная горловина;
- запорные элементы;
- дыхательный клапан.
При необходимости на емкость может устанавливаться дополнительное оборудование:
- счетчики;
- насосы;
- система вывода паров;
- усовершенствованный узел выдачи топлива и пр.
Цистерны для перевозки и хранения светлых нефтепродуктов в свою очередь делятся на автотопливозаправщики, транспортные автоцистерны.
Основная функция автотопливозаправщиков – это транспортировка и временное хранение нефтепродуктов, а также других нейтральных жидкостей. Спецоборудование автотопливозаправщиков позволяет выполнять несколько операций:
- наполнять цистерну собственным насосом из посторонних емкостей;
- наполнять цистерну посторонним насосом;
- опорожнять цистерну собственным насосом;
- опорожнять цистерну самотеком;
- перекачивать жидкости из одной посторонней емкости в другую.
Большинство распространенных моделей автозаправщиков устанавливаются на шасси КАМАЗ и отличаются по объему. Среди наиболее востребованных модификаций автотопливозаправщиков – АТЗ-10 на шасси КАМАЗ-43118; АТЗ-6606-62 на шасси КАМАЗ-65115 вместимостью 10,45 куб., предназначенный для эксплуатации с прицепом, может использоваться в качестве тягача для транспортирования прицепа-цистерны НЕФАЗ-8602; АТЗ-12 на шасси КАМАЗ-65115; АТЗ-5633-15 на шасси КАМАЗ-53228; АТЗ-16 на шасси КАМАЗ-53228; АТЗ-66052 на шасси КАМАЗ-65115; АТЗ-17 на шасси КАМАЗ-65115; АТЗ-22 на шасси КАМАЗ-6522.
Автоцистерны также предназначены для транспортировки и кратковременного хранения светлых нефтепродуктов. Они позволяют наполнять другие цистерны собственным насосом либо же собственную цистерну сторонним насосом верхним способом, а также сливать топливо из цистерны самотеком.
Эксплуатация возможна в тех же дорожно-климатических условиях, что и для базового шасси. Автоцистерны оснащены комплектом оборудования, включающим патрубок для налива нефтепродукта, дыхательный клапан, стержневой указатель уровня, клиновую быстродействующую задвижку для слива топлива, два шланга с наконечниками и насос с механическим приводом. Объем отдельных автоцистерн достигает 25 м3, а внутри них устанавливаются поперечные и продольные волнорезы для уменьшения силы ударной волны жидкости при движении автомашины.
Распространенные модели (цифра – показатель вместимости м3): АЦ-7,8 на шасси КАМАЗ-43114, АЦ-10 на шасси КАМАЗ-43118, АЦ-10 на шасси КАМАЗ-65115, АЦ-12 на шасси КАМАЗ-43118, АЦ-12 на шасси КАМАЗ-65115, АЦ-16 на шасси КАМАЗ-53228, АЦ-17 на шасси КАМАЗ-65115, АЦ-22 на шасси КАМАЗ-6522 и другие.
Темная сторона силы
Цистерны, используемые для перевозки темных нефтепродуктов – мазута, битума, сырой нефти и прочих углеводородных веществ, в обязательном порядке оснащаются системами постоянного подогрева, так как данные продукты обладают высокой плотностью и вязкостью продукта, которая может быть уменьшена только увеличением температуры вещества.
Для транспортировки таких веществ используются специальные цистерны – битумовозы, устанавливаемые на автомобильное шасси или площадку железнодорожного вагона. В целом, это та же цистерна, но имеющая дополнительное оборудование:
- систему подогрева;
- обязательную теплоизоляцию;
- поддерживающее обогрев электрооборудование.
В качестве основного материала для изготовления битумовоза используется высококачественная и коррозионно-стойкая конструкционная сталь либо специальный алюминиевый сплав. Теплоизоляция цистерны для темных нефтепродуктов обычно выполняется из пенополиуретана. Здесь также присутствуют все атрибуты, обеспечивающие слив нефтепродуктов из железнодорожных и автомобильных цистерн, которые могут быть в виде прицепов, полуприцепов и ж/д цистерн.
Растущая популярность автомобильного транспорта для перевозки грузов приводит к распространению прицепов-цистерн для нефтепродуктов. Подобные конструкции предназначены для перевозки и временного хранения 10-20 т топлива, а управляются с помощью наиболее распространенных седельных тягачей. Котел для горючего изготавливается из стали или легкого алюминиевого сплава, что уменьшает вес полуприцепа.
Отечественные разработки
Для эффективной и безопасной транспортировки углеводородов и продуктов нефтепереработки на рынке сейчас есть множество решений. Отечественная промышленность в последнее время сконцентрировалась на выпуске конкурентных образцов, активно вытесняя с рынка иностранную продукцию. Среди ведущих российских производителей и поставщиков особого внимания заслуживает ряд компаний:
- Ижевский завод «ТехТанк». Это предприятие широкого профиля, среди основных направлений – производство резервуаров для хранения жидкостей различного уровня токсичности, топлива, нефти и нефтепродуктов. Производство емкостей разных объемов осуществляется строго в соответствии с техническими условиями завода-изготовителя. Конструкции могут быть одно- и двустенными, идти с дном плоской либо конической формы, оборудоваться горловинами, люками, местами для размещения автоуровнемеров, клапанов, прочими вспомогательными механизмами.
- ООО «МашСтройСнаб», Киров. Компания узкого профиля, предлагающая клиентам широкий ассортимент цельных безрамных цистерн на заказ или по предоставленным предприятиям образцам.
- Инновационный завод «ЭкоПолимер» из Ростовской области, производящий резервуары для хранения жидкостей общего или специального назначения. Подобные резервуары закрепляются внутри вагон-цистерн для безопасного временного хранения нефтепродуктов и других огнеопасных и токсичных смесей.
- «РосТЭК» – государственная компания из Москвы, предоставляющая промышленные резервуары для хранения различного вида горючих и токсичных жидкостей, в том числе цистерн для нефтепродуктов. Продукция разрабатывается и выпускается в соответствии со всеми требованиями ГОСТа и с применением передовых технологий.
- Bonum. Предприятие было основано в 2013 году в качестве импортера цистерн-полуприцепов, но, оценив недостатки зарубежной продукции, компания занялась самостоятельным производством автоцистерн. Bonum взяли за основу турецкие полуприцепы, доработав их и адаптировав специально под российские условия. Итогом работы стал выпуск первых автоцистерн-полуприцепов для перевозки светлых и темных нефтяных продуктов в 2015 год. В настоящее время компания зарекомендовала себя в качестве надежного поставщика прицепов двух комплектаций – Classic и Premium.
- ТД «ФоксТанк». На производственных мощностях машиностроительного завода налажен выпуск автоцистерн европейского класса для перевозки светлых и темных нефтепродуктов, а также автотопливозаправщики вместимостью от 1200 до 45000 л. Автоцистерны выпускаются на автомобильных шасси отечественных машин, таких как ГАЗ, МАЗ, КАМАЗ, а также импортных образцов – FORD, MAN, VOLVO.
- Машиностроительный завод «УралСпецТранс». Это предприятие, оснащенное современным оборудованием, серийно выпускает и обслуживает автотопливозаправщики, автоцистерны, прицепы-цистерны, полуприцепы-цистерны. Продукция производится с применением передовых технологий по индивидуальному заказу клиентов.
Подводя итог, подчеркнем, что полностью отказаться от альтернативных способов перевозки в пользу одного в настоящее время не представляется возможным, так как каждый вид транспорта используется в зависимости от развития соответствующих транспортных путей, от объема перевозок, характера нефтегрузов, от расположения нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и основных потребителей. Главное – исходить из соображений целесообразности и помнить: основная цель – при минимальных затратах сократить сроки доставки, полностью исключить нерациональные перевозки и минимизировать возможные риски для окружающей среды.
Виды и характеристики автоцистерн для сыпучих грузов
28.04.2018
Транспортировка сырья и готовой сыпучей продукции в упаковке обходится достаточно дорого, поэтому чаще промышленные, торговые и другие предприятия используют более экономичный способ – перевозку автоцистернами.
Сегодня подобная транспортировка настолько распространена, что по степени насыщенности рынка полуприцепами-цистернами можно провести анализ степени развития отдельных отраслей и даже промышленности в целом.
У SteamTrend есть свой автопарк автоцистерн для перевозки сыпучих и наливных грузов. Мы перевозим пищевые и непищевые сыпучие грузы – быстро и с соблюдением необходимых норм безопасности (в т.ч. пищевой — по ХАССП).
Виды полуприцепов-цистерн
Подразделение этого типа транспортных средств проводится по нескольким признакам.
1.Характер груза.
2.Вместимость и грузоподъемность.
Два основных параметра, показывающих, какой объем груза (вместимость) помещается в сосуде и какой вес (грузоподъемность) максимально допустим для определенной модификации автоцистерны.
3.Способ загрузки.
На рынке полуприцепов предлагаются модели самозагружающихся автоцистерн и несамозагружающихся. Система самозагрузки предотвращает потери сыпучих грузов, а также позволяет производить загрузку из любых складских помещений и непосредственно из крытых железнодорожных вагонов, барж с подачей до 25 метров.
4.Скорость разгрузки.
В комплектации материаловозов предусмотрены компрессоры, функционирующие в двойном режиме: при загрузке образуется вакуум, а при выгрузке создается избыточное давление, ускоряющее процесс.
5.Число люков для погрузки и конусов для выгрузки материалов.
Число таких люков разнится от модели к модели, в зависимости от производителя. Чаще всего встречаются 3 или 4 люка для погрузки. Конус для выгрузки обычно один, в некоторых моделях их несколько.6.Резервуар.
Сегодня на рынке представлены автоцистерны с тремя типами резервуаров:
-
форма Миллениум;
-
V-образная форма;
-
цилиндрические (наклонные либо подъемные).
В первом используется двойная система выгрузки, что существенно ускоряет опорожнение цистерны. В резервуарах конструкции Миллениум можно перевозить не только мелкофракционные грузы, но и материалы более крупных фракций.
автоцистерна конструкции Millenium
Самыми востребованными у крупных российских перевозчиков являются автоцистерны с V-образной формой резервуара. Эти модели дешевле предыдущих, а по надежности практически не уступают. Единственный недостаток таких цементовозов — неполная выгрузка материала: технологический остаток может быть 0,1-1,5 тонны (у разных производителей этот показатель отличается).
автоцистерна-цементовоз V-образной формы
Резервуары полуприцепов-цистерн изготавливаются из алюминиевых сплавов или стали. Если муковоз стальной, то внутренняя поверхность обязательно покрывается пищевыми полимерами; внутри монтируется винтовой безмасляный компрессор.
Цилиндрические (в большинстве случае подъемные) автоцистерны используются при перевозке сахара и полимерных гранул.
автоцистерна цилиндрической формы с подъемным механизмом
Производители автоцистерн, представленные на рынке России
Сегодня на рынке современных полуприцепов-цистерн представлен обширный ассортимент моделей зарубежных и отечественных производителей. Турецкие производители активно предлагают продукцию российским автоперевозчикам, но немало предложений поступает и от европейских, и отечественных компаний.
1.Производители Турции
Компания Altinordu пришла на российский рынок в 2008 году. Поставляет 34-кубовый цементовоз с V-образной формой резервуара и пневматической подвеской. Собственный вес изготовленного из 4-миллиметровой стали полуприцепа составляет 7,2 тонны. Для самостоятельной стоянки полуприцепа имеются выдвижные опорные стойки OMS со стационарной нагрузкой до 50-ти тонн. В базовой комплектации предусмотрен электрокомпрессор.
цементовозы Altinordu
Специализация производителя Ali Riza Ustra – автоцистерны для перевозки сыпучих грузов и жидкостей. Российскому потребителю компания поставляет цементовозы Bonum-Aru. Российской компанией Bonum, разместившей заказ у турецкого производителя, запланирован выпуск цементовозов в г.Ростове. Уже сегодня на заводе компании выпускаются цистерны для продуктов нефтепереработки светлых и темных фракций.
цементовозы Bonum-aru
цистерна Bonum-aru для нефтепродуктов
Известная производством линейки прицепной техники, компания OKT Trailer поставляет алюминиевые и стальные цементовозы. Для производства стальных применяется 4 мм сталь, а сделанные автоматами сварные швы незаметны и очень надежны. При собственном весе 34-кубовой цистерны в 7 тонн, грузоподъемность составляет 42 тонны.
цементовоз OKT Trailer
Крупная компания Katmerciler производит двухосные цементовозы, предназначенные для перевозки 25-40 куб.м сыпучего материала. Подвеска пневматическая или рессорная (она дешевле). Установка типа компрессора согласовывается с заказчиком, после чего монтируется автономный дизельный или электрический компрессор. Оборудование создает избыточное давление в автоцистерне до 2-х бар, что позволяет проводить разгрузку со скоростью 1,2-1,5 куб./мин.
автоцистерна Katmerciler
2.Производители Германии на рынке России
Крупнейшая компания Spitzer Silo поставляет на рынки многих стран технику для автоперевозок, в том числе и полуприцепы вместимостью 34-63 кубов. В производстве цистерн для сыпучих грузов используются сплавы алюминия. При относительно небольшой собственной массе полуприцепы имеют хорошую грузоподъемность. К примеру, при весе 4,25т полуприцеп SF2734/2P берет 29,75т. У имеющего собственный вес 6,25 т материаловоза SF2763/4Z с четырехкамерным резервуаром вместимость сосуда составляет 67 кубов. Специалисты компании постоянно проводят работу по оптимизации расхода топлива, разрабатывают новые модели.
полуприцеп Spitzer Silo
В 2002г. Спитцер совместно с итальянским дизайнеров Луиджи Колани выпустили цементовоз будущего, поразив автомобильный мир оригинальным внешним видом. Аэродинамика этой футуристической модели улучшена за счет необычного обвеса.
концепт-цементовоз Spitzer Colani
Один из европейских лидеров по производству спецтехники, компания Feldbinder Spezialfahrzeugwerke (FFB) поставляет на потребительский рынок популярные 35-кубовые цементовозы EUT35.3-2/1, их можно использовать и в качестве муковозов. Изготовленные из алюминиевых сплавов автоцистерны имеют относительно небольшую собственную массу – 4,2 тонны.
Будучи почти на тонну легче подобных стальных моделей, полуприцеп EUT35.3-2/1 имеет грузоподъемность 29,8 тонн. Работать оборудование может при температуре от минус 40 до плюс 80 градусов. Загрузка сыпучего груза проводится через 2 стандартных верхних люка диаметром 0,45 м. В производимой компанией линейке спецтехники 10 цементовозов, вместимость которых составляет от 35 до 65 кубов. Все модели производятся из сплавов алюминия, и любой груженый цементовоз весит не более 34 тонн.
Автоцистерны Feldbinder есть и в автопарке SteamTrend.
автоцистерна Feldbinder с подъемным механизмом
3.Производители автоцистерн из России
На заводе «Сеспель» (Чебоксары) выпускается 10 моделей автоцистерн различной вместимости. Отдельные модификации оснащены системой подъема. В нашем автопарке есть несколько автоцистерн «Сеспеля» — мы используем их для перевозки сахара.
полуприцепы для жидких и сыпучих грузов «Сеспель»
Машиностроительный завод «Бецема» (Красногорск) освоил выпуск 30-кубовой автоцистерны БЦМ-150 для транспортировки сыпучих грузов плотности 0,6т/куб.м. Полуприцеп-цистерна производится из сплавов алюминия.
цементовоз «Бецема»
В Воронежской области, на заводе «Алексеевка ХИММАШ» выпускаются две модели автоцистерн из сплавов алюминия – 38 и 45 кубов.
автоцистерны «Алексеевка ХимМаш»
При сегодняшнем развитии технологий, современных материалах для изготовления, производители готовы реализовать на практике замыслы и требования клиента.
SteamTrend обеспечивает надежные, бесперебойные и безопасные перевозки бестарных грузов для своих клиентов. Вы можете узнать больше о нас и оставить заявку на расчет стоимости перевозки.
статья подготовлена при участии Отдела бестарных перевозок и Транспортного отдела SteamTrend
Статья на тему «Пути снижения безопасности автоцистерн для транспортировки нефтепродуктов»
СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ, СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И.Н. Лобко, преподаватель спецдисциплин
Учреждение «Павлодарский нефтегазовый колледж»
город Павлодар
Проблема, которую мы взяли за основу нашего исследования: обеспечение безопасности при транспортировке нефтепродуктов автомобильным транспортом.
Цель исследования: найти оптимальную конструкцию автоцистерны, обеспечивающую максимальную безопасность автоперевозок, применимую в условиях региона.
Мы поставили перед собой следующие задачи:
Изучение нормативных документов, регламентирующих правила перевозки нефтепродуктов;
Изучить основные причины аварий при транспортировке нефтепродуктов;
Изучить конструктивные особенности автоцистерн различных производителей, выбор оптимального решения.
Основным нормативным документом в Казахстане, которым утверждены правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, является постановление Правительства РК от 19 марта 2013 года за №259. Правила разработаны в соответствии с Законами РК от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте», от 17 июля 2001 года «Об автомобильных дорогах» и иными нормативными правовыми актами РК.
При перевозке опасных грузов применяется классификация опасных грузов согласно действующим стандартам Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) и ГОСТа 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Основные требования безопасности конкретного образца автомобильных средств для транспортирования нефтепродуктов задаются в техническом задании на его разработку.
Прежде чем перевозить нефть и нефтепродукты, необходимо определить: какую опасность для людей и окружающей среды они представляют.
Нефтепродукты обладают целым рядом особенностей, влияющих на организацию их перевозки. Главнейшими из них являются: огнеопасность, взрывоопасность, способность электризоваться при движении, высокая испаряемость и вязкость некоторых нефтепродуктов, а также вредность нефтепродуктов для здоровья 2, стр. 1.
По оценкам специалистов, до 35% опасных ситуаций возникает при наливе автоцистерн на нефтебазе, т.е. у грузоотправителя, до 25% аварийных ситуаций может возникать непосредственно при транспортировании нефтепродуктов, до 25% опасных ситуаций может возникать при сливе нефтепродукта на АЗС или нефтебазе, до 10% опасных ситуаций зафиксировано при движении пустых автоцистерн, имеют место аварийные ситуации при обслуживании автоцистерн (до 5%) 2, стр.1 .
Статистические данные о случаях разгерметизации резервуаров свидетельствуют о том, что основными неисправностями резервуаров, способствующих количественным потерям нефти и нефтепродуктов являются коррозионный износ элементов конструкции (до 60%), деформация геометрической формы (25%) и дефекты сварных швов (15%) 3, стр.79 .
Таким образом, можно сделать вывод, что при проектировании автоцистерн следует обратить особое внимание на коррозионную стойкость покрытия, прочность и целостность конструкции.
Идеальным транспортным средством для перевозки нефтепродуктов является бензовоз.
Бензовоз — это автоцистерна, предназначенная для перевозки и временного хранения бензина и других нефтепродуктов. Они подразделяются на несколько типов: автотеплозаправщик, автоцистерна, прицеп — цистерна, а также — полуприцеп — цистерна. Основное отличие бензовозов от другой грузоперевозочной техники заключается в том, что они являются объектами высокой пожароопасности. Поэтому на многие полуприцепы устанавливается не только обязательный оранжевый проблесковый маячок, но и специальное противопожарное оборудование. Кроме этого поверхность цистерны снаружи может обрабатываться специальными негорючими растворами.
Анализ конструктивных особенностей автоцистерн различных производителей позволяет сделать вывод, что все они в той или иной мере снабжены целой системой устройств обеспечения безопасности, таких как:
дыхательный клапан,
распределительные (пневматические) клапана,
ограничитель налива (механический, электронный),
донный клапан,
клапан отвода паров,
клапан вентиляционный,
оптический датчик,
мерная трубка погружения с оправкой,
устройство блокировки погружения,
предохранительный клапан,
пневматический клапан аварийного закрытия,
пневматический клапан блокировки адаптера отвода паров,
блокировочное устройство предохраняющей решеткой,
клапан донный высокий,
клапан донный низкий,
адаптер отвода паров.
Расскажем о некоторых из них:
Клапан отвода паров устанавливается на основном газовом коллекторе для отвода паров из всех отсеков цистерны, при его включении поток воздуха выходит через нижний клапан в специальный паросборный резервуар или на установку сбора и переработки паров.
Дыхательный клапан муфтовый предназначен для регулирования давления в газовом пространстве резервуаров и защиты от попадания пламени и искр внутрь резервуара.
Клапан донный пневматический предназначен для обеспечения дистанционного налива и слива жидких неагрессивных сред из емкостей для их хранения и перевозки. Клапан оборудован ручным дублером, служащим для принудительного открывания и закрывания затвора.
Ограничитель налива предназначен для перекрытия основного потока топлива во время осуществления операции слива из автоцистерны в резервуар АЗС при достижении уровня топлива в резервуаре заданной величины.
Проанализировав статистику продаж бензовозов на автомобильных рынках Казахстана в системе «цена-качество» мы остановились на российских и корейских производителях.
В России есть автомобильные заводы, которые занимаются успешным выпуском различных моделей бензовозов, один из таковых — это «УРАЛ» — наверное, самый знаменитый.
Автоцистерна типа «УРАЛ АЦ — 5» предназначается для транспортировки не очень больших объемов топливных продуктов на дальние расстояния, которые по многим причинам недоступны габаритному транспорту 4, стр.9 . Расскажем о некоторых плюсах данной модели. Согласимся — объем бензовоза не очень большой, однако — высокая доля маневренности и прочная, надежная цистерна с легкостью восполняют такой недостаток. Данный бензовоз может иметь в своем оборудовании и насос для наполнения цистерны и ее опорожнения. На такую цистерну также может быть установлена лебедка, которая может быть использована для самовытаскивания или же в качестве вспомогательного оборудования для других автомобилей. Объем бензовоза, а точнее цистерны — около 5 метров кубических. Как видно, объем указывается уже в названии. Цистерна бензовоза делается из высокоуглеродистой стали типа СТЗСП или же другой, не менее прочной. Из минусов данной модели следует выделить то, что наружной обшивки, к сожалению, нет. Насосная установка и донные клапаны идут, как дополнительное оборудование — в комплектации бензовоза их нет. Теплоизоляция также не предусмотрена. Выпускаются так же модели объемом 7,5 и 10 кубических метров.
Бензовозы российского производства не могут конкурировать с аналогичными корейскими бочками по той причине, что их объем не позволяет максимально эффективно расходовать время и трудозатраты. Если шасси с бочкой еще пользуются популярность, то однозначно процветает продажа бензовозов типа полуприцеп, сделанных в Южной Корее, таких как, например, Hyundai HD 250. Цистерна установлена на шасси HD 250.
К ее преимуществам можно отнести:
Цистерна разделена на пять отсеков, что позволяет перевозить сразу несколько разных видов нефтепродуктов;
Отсеки оборудованы донными и дыхательными клапанами;
Оборудованы шаровыми кранами, трехметровыми напорно-всасывающими рукавами, быстросъёмными соединениями;
Используется нижний способ залива емкости;
Для слива применяется специальный центробежный насос.
Самый популярный объем корейских бензовозов-полуприцепов, приобретаемых казахстанскими потребителями – 30-33 кубических метра.
Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовыми документами регламентируется обеспечение безопасности автоцистерн любого производителя, но с точки зрения обеспечения качества, надежности, эргономики следует отдавать предпочтение корейским производителям.
Список использованной литературы:
Закон РК от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте»
Н.Е. Сыроедов, Транспортная безопасность автоцистерн для нефтепродуктов, http://www.kazedu.kz
Конова Г.В.,Оборудование транспорта и хранения нефти и газа, М: Машиностроение, 2006
Рыбаков К.В., Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов, М: Машиностроение, 2009
Перепон В.П. Организация перевозок грузов. М.: 2003
http://auto.howstuffworks.com