Спортивный камаз: 403 — Доступ запрещён – История спортивных грузовиков «КАМАЗа» — Чемпионат

История спортивных грузовиков «КАМАЗа» — Чемпионат

В середине февраля 1976 года на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах с конвейера сошёл новый тягач. Семитонная машина несла на себе лозунг: «Наш подарок XXV съезду КПСС». Это был тягач «КАМАЗ-5320», первый автомобиль татарстанского завода. С тех пор прошло ровно 38 лет, за которые марка могла стать брендом — не в последнюю очередь благодаря спорту. Среди достижений «КАМАЗа» есть 12 жемчужин, блеск которых сливается воедино, — команда «КАМАЗ-мастер» побеждала в этой гонке дюжину раз. Вспомним, на каких грузовиках выступали камазовцы в Африке и Южной Америке.

«КАМАЗ С4310»: начало начал

Команда «КАМАЗ-мастер» была создана в 1988 году. Её первой машиной стала модель С4310. Первоначально мощность двигателя серийной модели за счёт турбокомпрессора была увеличена до 290 л.с., но после ралли-рейда «Обжектив Зюд» мотор форсировали до 400 «лошадок». Это потребовало также доработки системы охлаждения. Впрочем, для «Дакара» этих усилий оказалось недостаточно — в 1990 году на «КАМАЗах» отказал двигатель.

К следующему году на автомобиль был установлен совершенно другой двигатель, изначально проектировавшийся для ралли-рейдов. Кроме того, была доведена трансмиссия и гидроусилитель руля, а также доработана подвеска. Грузовик получился достаточно крепким и пришёл к финишу «Дакара-1991» вторым.

KAMAZ 4310

KAMAZ 4310

«КАМАЗ 49250»: настоящая боевая машина

В команде решили, что для победы необходимо сделать качественный шаг вперёд, в связи с чем в сотрудничестве с заводскими инженерами был разработан новый спортивный грузовик 49250. Это была первая двуосная конструкция, двигатель которой был смещён в середину шасси для устойчивости в условиях ралли-рейда.

KAMAZ 49250

KAMAZ 49250

Не выдерживавшие перегрузок рессоры были заменены на амортизаторы, применявшиеся для тяжёлого бронированного военного транспорта. Однако новинку снова подвёл двигатель — все три машины сошли с дистанции.

«КАМАЗ 49252»: первая победа

Камазовские двигатели не выдерживали нагрузок «Дакара», и в «КАМАЗ-мастере» отказались от их использования. После экспериментов с американским мотором CUMMINS был выбран отечественный агрегат — Ярославского моторного завода. Также для автомобиля разработали прямую жёсткую раму, чтобы на пересечённой местности она перенимала часть нагрузки на себя, не повреждая двигатель. За счёт изменения формы кузова была улучшена аэродинамика, при том что кабина оставалась как у предшественников.

Десятитонный 49252-й разгонялся до 100 км/ч за 16 секунд и на твёрдой поверхности был способен достигать 180 км/ч. Жёсткая подвеска обеспечивала машине беспрецедентную проходимость, за счёт чего гонщики могли на полном газу проходить те места, где соперники сбрасывали скорость. В 1996 году Виктор Московских, Анатолий Кузьмин и Наиль Багаветдинов в упорнейшей борьбе финального этапа «Дакара» с экипажем Карела Лопраиса вырвали победу в знаменитом ралли-рейде. Впервые победителем «Дакара» стал экипаж, выступавший под российским флагом.

К следующему году ФИА запретила использование на грузовиках 25-дюймовых шин. А приближенные к серийным 20-дюймовые привели к снижению максимальной скорости и вынудили инженеров переработать систему охлаждения. Грузовик пришлось переделывать, за одной модернизацией следовала другая, и к 2000 году на него была установлена новая трансмиссия. Она увеличивала крутящий момент, но вместе с ним и температуру масла, но хуже того — в новой конструкции оно вытекало из автомобиля на каждой стоянке. Экипаж собирал жидкость и заливал её обратно, из-за чего приходилось заводить двигатель за час до старта. Однако это не помешало Владимиру Чагину выиграть свой первый «Дакар», в 2000 году.

KAMAZ 49252

KAMAZ 49252

«КАМАЗ 49256»: снова вопреки запретам

В 2001 году стало известно, что ФИА ввела новые ограничения в зачёте грузовиков — были запрещены машины со среднемоторной компоновкой. В ответ на это в «КАМАЗ-мастер» разработал 49256-ю модель с двигателем под кабиной.

KAMAZ 29256

KAMAZ 29256

Новая модель получила доработанную переднюю ось, поскольку эта часть автомобиля теперь получала дополнительную нагрузку. Работа в общей сложности заняла полгода.

Но усилия того стоили — новый автомобиль позволил Владимиру Чагину разгромить всех конкурентов. Уже после шестого этапа гонки отрыв Владимира от Андре де Азеведу на «Татре» составил почти 38 минут, а после девятого и вовсе перевалил за полтора часа.

«КАМАЗ 4911»: король «Дакара»

Уже к следующему году «КАМАЗ-мастер» подготовил новый грузовик — 4911. С одной стороны, инженерам снова пришлось идти на уступки — например, вернуть прямоугольный кузов. Но вместе с этим машина получила более тонкую раму. За счёт дополнительных вставок она была столь же прочной, но обладала меньшей массой. Грузовик стал «мягче» и приобрёл плавность хода, сохранив при этом проходимость и скорость. 11-тонный грузовик разгонялся до 100 км/ч за десять секунд и был способен разгоняться до 180 км/ч.

«КАМАЗ 4911» под управлением Владимира Чагина с преимуществом в целый час одержал победу в своём дебютном «Дакаре», в 2003 году. Затем последовали ещё три триумфа подряд, сделавшие «КАМАЗ-мастер» самой успешной командой в своей категории. В 2006 году Чагин принёс коллективу уже седьмую победу на «Дакаре», что позволило опередить по этому показателю «Татру».

KAMAZ 4911

KAMAZ 4911

«КАМАЗ 4326»: новая эпоха

К 2007 году «КАМАЗ-мастер» сконструировал ещё один гоночный грузовик — 4326. В связи с новыми требованиями к омологации машин инженеры перенесли в сторону задней оси кабину и двигатель, улучшив развесовку. Также значительно была модернизирована подвеска, что улучшило проходимость. Правда, инженерам пришлось скорректировать регулировки топливной системы, а это в свою очередь снизило мощность двигателя.

Впрочем, это не помешало грузовику выиграть ещё четыре «Дакара». В общей сложности «КАМАЗ-мастер» выигрывал самый престижный ралли-рейд 12 раз, в том числе два последних. «КАМАЗ» же, с которого всё начиналось ровно 38 лет назад, в 2012 году выпустил с конвейера свой двухмиллионный грузовик…

KAMAZ 4326

KAMAZ 4326

КАМАЗ-мастер: Автомобиль КАМАЗ 4911

КАМАЗ 4911

Года использования: с 2002г. по 2015гг.

Автомобиль специальный, с колесной формулой 4х4, предназначен для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по дорогам с осевой нагрузкой до 78 кН (8тс), а также по грунтовым дорогам и пересеченной местности. Грузовик пригоден для эксплуатации в климатических зонах с температурой воздуха от -30 ° до +50 °С. 

Этот гоночный полноприводный грузовик прозвали «летучим» за то, что он с легкостью и изяществом отрывался от земли. Он был серийным, не имевшим аналогов в основном камазовском производстве (для признания серийности по требованиям FIA того времени было достаточно выпустить 15 автомобилей в год, сейчас – 50 за два года) . На нем стоял турбодизельный двигатель ЯМЗ 7Э846.10 V8 мощностью в 830 л/с, с двумя турбокомпрессорами BorgWarner. Автомобиль был способен развивать скорость до 180 км/ч, разгоняться до 100 км/ч всего за 10 секунд. 

Машине была возвращена классическая прямоугольная платформа. Это произошло потому, что организаторы Дакара в очередной раз потребовали от участников привести свои спортивные большегрузы в соответствие с обычными – серийными грузовиками, предназначенными для перевозки груза. С целью уменьшения веса на грузовик поставили более тонкую раму, которая, за счет дополнительных вставок не потеряла свою мощность. Машина стала «мягче», плавность хода повысилась за счет более длинных рессор (1900 мм) и модернизации гидропневматических амортизаторов. Автомобиль получил возможность прыгать с большой высоты мягко приземляясь на колеса, без поломок и ущерба для экипажа. 

Дебютная гонка большегруза принесла команде первое и третье места на ралли «Телефоника- Дакар 2003». В том же году последовали победы на Кубке России, Чемпионате России, ралли «Хазарские степи», ралли «Каппадокия 2003» и «Дезерт Челлендж». На протяжении нескольких лет, после каждого дакаровского ралли внедорожник КАМАЗ 4911 подвергался доработке и модернизации.


 

  Характеристики КАМАЗ 4911(спортивный)
Основные характеристики и геометрические параметры
Колесная формула 4х4
Максимальная скорость км/ч 180
Габаритная длина 7300
Габаритная высота
3590
Габаритная ширина 2550
Колея 2155
Колесная база 4200
Весовые параметры 
Снаряженная масса а/м без топлива, кг 10300
Полная масса а/м, кг 11500 
 
Двигатель
Модель ЯМЗ-7Э846.10
Тип Дизельный с турбонаддувом и промежуточным охлаждением
Максимальная мощность, кВт (л.с.) / при оборотах, мин-1
625(850)/2500
Максимальный крутящий момент, Н м(кгсм)/при оборотах, мин-1 2700 (275)/1500
Число и расположение цилиндров 8, V-образно 
Рабочий объём, л 17,24 
Вместимость топливного бака, л 1000
 
Трансмиссия
Сцепление ZF-SАСНS  MFZ430
Тип фрикционное, сухое, однодисковое
Коробка передач ZF 16S-251
Привод тросовый, дистанционный
Тип механическая, синронизированная, 16-тиступенчатая
Раздаточная коробка «ZF» VG2000/300 
Тип механическая, 2-ступенчатая
 
Подвеска
Тип Рессорная,зависимая
Тип применяемых элементов Многолистовая рессора, гидропневморессора «ВгТЗ»
Тормозная система
Привод Пневматический
Тип применяемых элементов Барабанные 
Колеса и шины
Тип колес Дисковые, аллюминовые с ситсемой регулирования давления
Шины Бескамерные «MICHELIN», XZL 14R20
   

Индекс экстрима – КамАЗ-4911 — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Не имеющий аналогов. Это определение лучше всего подходит к полноприводному КамАЗ-4911 Extreme. Серийный грузовик-вездеход ценой в $200 тыс. (в спортивном исполнении — $250 тыс.) действительно уникален по проходимости, динамике и маневренности.

Не имеющий аналогов. Это определение лучше всего подходит к полноприводному КамАЗ-4911 Extreme. Серийный грузовик-вездеход ценой в $200 тыс. (в спортивном исполнении — $250 тыс.) действительно уникален по проходимости, динамике и маневренности. Неспроста к его индексу сделана эта приставка.

КамАЗ-4911 появился не в результате технической эволюции модельного ряда  автозавода, а «сам по себе». В основу  грузовика были заложены принципы многофункциональности, автономности, способности преодолевать расстояния при полном отсутствии дорог. Важность появления именно этой машины была подчеркнута тем, что ее «анонсировал» лично генеральный директор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. А вскоре он же, стоя на пьедестале внедорожного ралли-рейда «Телефоника-Дакар-2003», держал в руках знаменитый кубок. Добытый, между прочим, на гоночной версии КамАЗ-4911 Extreme.

Гражданская и спортивная версии: найдите 10 отличий Гражданская и спортивная версии: найдите 10 отличий

Тогда, год назад, наш экипаж в составе пилота Владимира Чагина, штурмана и руководителя команды «КамАЗ-Мастер» Семена Якубова, механика Сергея Савостина финишировал первым. На трассе общей протяженностью более восьми с половиной тысяч километров, соединившей два континента и пять стран, камазовцы на Extreme «привезли» ближайшим преследователям больше часа. Позади остались соперники на полусотне грузовиков именитых марок: DAF, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Tatra, Mitsubishi… Кстати, «КамАЗ-Мастер» — единственная из команд, выставивших более одного автомобиля, которая финишировала в полном боевом составе.

После прошлогоднего «Дакара» были и другие победы КамАЗ-4911 Extreme, и в частности в ралли-рейде Desert Challenge в Объединенных Арабских Эмиратах. В этой стране чуть раньше, на весенней выставке вооружений и военной техники IDEX-2003 в Абу-Даби, блеснул своими возможностями уже обычный, а не спортивный вариант КамАЗ-4911. Пилотировавший его трехкратный чемпион мира по внедорожным ралли-рейдам Владимир Чагин на скорости 100 км/ч влетал на 14-метровый трамплин, после чего приземлялся точно на все четыре колеса. Именно тогда КамАЗ-4911 удостоился эпитета flying truck — «летающий грузовик».

Попытавшийся повторить трюк белорусский экипаж постигла неудача: их машина «клюнула носом», сломала торсион и выбыла из демонстрации. Разочарование ждало и других спортсменов, пробовавших «летать» на трамплинах поменьше, – попытки окончились разбитой подвеской. Озлобленные конкуренты пытались сорвать выступление россиян: в один из дней ребята обнаружили, что у оставленного возле зоны демонстрации КамАЗ-4911 течет тосол. Оказывается, радиатор пробили острым металлическим предметом с внутренней стороны, куда могла дотянуться рука человека… А вот организаторы оценили заслуги завода иначе и наградили КамАЗ одним из главных призов – «За самую совершенную технику, представленную на демонстрационных выступлениях».

КамАЗ-4911 Вот он, профиль новизны: КамАЗ-4911 Extreme Его призвание – покорять бездорожье

Кстати, о совершенстве. Двигатель КамАЗ-4911 расположен за кабиной. Впервые такую схему использовал в начале 90-х годов прошлого века DAF, затем Perlini. А первый заднемоторный КамАЗ-двухосник появился в 1994-ом. Случай с КамАЗ-4911 вообще особый. Обычно разработка новой модели грузовика занимает несколько лет. На создание Extreme ушло 6 месяцев. Когда об этом слышат иностранцы, они нередко переспрашивают: лет или месяцев? И, получив уточняющий ответ, удивленно вскидывают брови.

Есть повод удивляться и при знакомстве с машиной. Кинематическая скорость автомобиля составляет 215 км/ч, но реальная, как говорят сами создатели — 200 км/ч. Впрочем, на «Дакаре» они больше 186 км/ч по солончаку не выжимали — чревато последствиями. На прошлой гонке, например, на скорости 160 км/ч от перегрева лопнуло переднее левое колесо (Michelin гарантирует сохранность резины только при 130 км/ч). Результат: с дороги улетели, но, к счастью, не перевернулись. Что было бы на другой машине и с другим водителем — подумать страшно…

Завод позиционирует КамАЗ-4911 (4х4) как автомобиль специальный, предназначенный для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по любым типам дорог и пересеченной местности. Грузовик пригоден для эксплуатации в климатических зонах с температурой воздуха от -30 до +50°С. Его конструкция — рамная, сварная. Лонжероны коробчатого сечения имеют толщину 6-8 мм. Ходовая часть гарантирует надежное движение в любых режимах и обеспечивает преодоление брода глубиной до 1.7 м.

Его призвание – покорять бездорожье Мощь КамАЗа не вызывает сомнений Вход в кабину выдает "мускулистый" характер грузовика КамАЗ-4911

На раме установлен форсированный 730-сильный двигатель ЯМЗ-7Э846 производства ОАО «Автодизель». От обычной модификации он отличается турбонаддувом с двумя турбокомпрессорами и системой охлаждения наддувного воздуха. Для увеличения мощности служит ТНВД 5Э178 с большей размерностью плунжерной пары. В числе новых технических решений — трехступенчатая система фильтрации топлива и воздушный фильтр с двумя фильтрующими элементами и предочистителями. На машине установлены два алюминиевых водяных радиатора и пластмассовый вентилятор с автоматически включаемой вязкостной муфтой.

Наиболее насыщенная иностранными агрегатами часть автомобиля — трансмиссия. В ней используется сцепление Sachs, коробка передач ZF, раздаточная коробка Steyr. А вот карданная передача с четырьмя валами и мосты — отечественные. Зарубежные комплектующие удорожают стоимость автомобиля, но от этого никуда не денешься. Впрочем, российские детали дешевыми тоже не назовешь. Скажем, красноярские диски стоят, как и французские шины, по $1000 за штуку. Кстати, о шинах. На Extreme есть система регулирования давления воздуха, раздельная для  переднего и заднего мостов.

Трехместная цельнометаллическая сварная кабина крепится к раме четырьмя опорами. Крепление жесткое, как и крепление кресел к полу кабины. Это позволяет водителю чувствовать машину «кожей» и адекватно реагировать на дорожную обстановку. В целях безопасности – внутри кабины сварной каркас из стальных труб диаметром 60 мм. Вообще,  свежих решений в конструкции столько, что сами камазовцы говорят о машине так: «Она, как и прежде, имеет 4 колеса. Все остальное — новое».

Так штурмуются высоты Эргономика на уровне необходимого минимума Конструкция рассчитана на преодоление бродов глубиной до 1.7 м

КамАЗ-4911 оказался настолько удачным, что его первая серия из 15 штук начала расходиться на ура. Несколько машин заказала ФСБ, одну — сам премьер-министр Украины. Приобретены и две спортивные модификации, но не для участия в гонках. Заявки на новую модель поступили из Франции и ОАЭ. Присматриваются к ней покупатели в Пакистане и в Индии. Специалисты говорят, что на сегодняшний день это лучший грузовик для армии не только в нашей стране, но и в мире. Как майор запаса готов под этим подписаться лично.

КАМАЗ-мастер — мировой лидер гонок на грузовиках

Команда «КАМАЗ-Мастер» уже 20 лет является неоспоримым мировым лидером гонок на грузовиках-внедорожниках: 10 побед на Дакаре и несколько десятков побед в других международных ралли.

В 2011 году на Дакаре все четыре машины, участвовавшие в гонке, заняли с 1 по 4 место! Посмотрим, в чем состоит секрет.

21 фото

Как все начиналось

Рассказывает Рустем Адагамов

В 1988 году на ралли «Ельч» в Польше приехали три советских грузовика-внедорожника из Набережных Челнов. Про них еще никто ничего не знал, поэтому отнеслись к русским соответственно — ну, приехали и приехали, пускай гоняются. А русские взяли и заняли второе место, неожиданно для всех и для себя, в том числе. Так, собственно, и началась история феноменального успеха команды «КАМАЗ-Мастер.

Я приехал в Набережные Челны вместе с группой журналистов, которых пригласили на тест-драйв «боевой» машины последнего поколения, победившей в гонке Дакар-2011, и экскурсию по спортивному центру команды «КАМАЗ-Мастер». Тест-драйв проводил легендарный Владимир Чагин, заслуженный мастер спорта, семикратный победитель Дакара.

Тест-драйв


КАМАЗ-4326 последнего поколения. 8-цилиндровый дизель объемом 18.47 л и мощностью 850 л.с., разгон до 100 км/час за 10 сек. Вес этого монстра 9 300 кг. Максимальная скорость этого КАМАЗа — 195 км/час. Бак на 1000 литров — в кузове под кожухом автомобиля:

Нас по двое сажали в кабину КАМАЗа, надевали на голову шлемы, крепко фиксировали гоночными ремнями. Проинструктировав нас и рассказав о своем КАМАЗе, Чагин сел за руль и начал показывать класс:

Гоняла машина и в самом деле очень впечатляюще. Особенно, когда Чагину удавалось въезжать в сугробы и белый снег комьями летел из-под колес, а за кормой клубилось облако, засыпая объективы наших фото и видеокамер.

Был момент, когда грузовик занесло и он чуть не въехал в тех, кто пытался сделать особенно эффектные кадры:

Залезть в эту адскую колесницу можно только по стремянке:

Центр «КАМАЗ-Мастер»

В недавно отстроенном спортивном центре «КАМАЗ-Мастер» стоят главные трофеи команды — призы за победы в гонках Дакар:

А это человек, который всё это придумал — создатель и бессменный руководитель команды Семен Семенович Якубов. В качестве штурмана Семен Якубов не раз побеждал в самых престижных международных гонках.

В цехе на стапелях стоят будущие гоночные грузовики-внедорожники. Здесь их собирают от начала до конца, рама постепенно обрастает деталями, чтобы потом превратиться в такую же машину, на который мы ездили сегодня.

Всего в «КАМАЗ-Мастере» работают всего 100 человек, включая менеджеров, инженеров, техников, спортсменов, обслуживающий персонал.

Гоночные КАМАЗы, как и любые другие машины для гонок, собираются вручную по индивидуальным проектам, с применением собственных инженерных разработок и технологий, которые отрабатываются годами испытания в жестких условиях международных ралли. По сути, от серийного КАМАЗа здесь только двигатель и коробка передач.


Здесь делают не только машины для своей команды, но и собирают грузовики по спецзаказам, для всех желающих.

Вернувшиеся с Дакара «боевые» машины будут разобраны до винтика и тщательно изучены для дальнейшего совершенствования конструкций автомобиля. Наши спортсмены на гонках не раз заставали конкурентов с фотоаппаратами, лежащими под КАМАЗами — фирменные секреты есть у всех и разгадать их, конечно, пытаются.

Спортивный центр сделан отменно, здесь есть всё для работы и отдыха.

Включая, например, столовую для сотрудников со странными ценами:

Здесь оборудован прекрасный тренажерный центр для физической подготовки спортсменов — многодневные гонки забирают у гонщика все силы — физические и моральные. Здесь борются с главной бедой всех автогонщиков — компрессией позвоночника:

Бассейн, а рядом сауны — турецкая и финская. Все с иголочки — центру чуть больше двух лет:

Такими гонками занимаются по-настоящему одержимые люди — здесь очень мало от бизнеса, это, по сути, чистый спорт, изматывающей, забирающей у людей здоровье, а зачастую и жизни. В гонке Дакар приз за первое место — всего 15 тысяч евро.

Владимир Чагин закончил выступать за команду, покинул большой спорт, однако остается ключевой фигурой команды, директором НП «КАМАЗ-Автоспорт».

КамАЗ-49250 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 октября 2017; проверки требуют 2 правки.
КамАЗ-49250
Производитель КамАЗ
Годы производства 1993
Класс спортивный грузовик (T-4)
Компоновка полный привод
Колёсная формула 4 × 4
КамАЗ-7482
Производитель КамАЗ
Тип дизельный с турбонаддувом, четырёхтактный
Максимальная мощность 500 (форсирование) л. с.
Рекомендованное топливо ДТ
ZF (механическая, шестнадцатиступенчатая)

КамАЗ-49250 — спортивный грузовой автомобиль высокой проходимости, разработанный и построенный раллийной командой «КамАЗ-мастер» для участия в международных соревнованиях по ралли-рейдам. Является первым двухосным спортивным грузовым автомобилем, построенным командой «КамАЗ-мастер»[1].

Использовался в гонках в течение 1994 года[1].

При создании своего первого двухосного спортивного грузовика команда «КамАЗ-мастер» выбрала за основу серийное камазовское шасси из серии «Мустанг»[1]. Штатный заводской двигатель «КамАЗ-7482», был форсирован до 500 л.с. и установлен в середину шасси, что придало автомобилю бо́льшую устойчивость на раллийной трассе. Вместо штатных заводских, на автомобиль были установлены трубчатые поперечины и 16-ступенчатая коробка переключения передач в блоке с раздаточной коробкой производства немецкой фирмы «ZF»[1].

Поскольку стандартные грузовые рессоры скручивались и ломались, не выдерживая перегрузок, неизменно возникающих во время скоростной езды по пересечённой местности, команда приняла решение установить на «КамАЗ-49250» гидропневматические амортизаторы, аналогичные устанавливаемым на Боевую машину десанта (БМД). По заказу «КамАЗ-мастер» на Волгоградском тракторном заводе была изготовлена специальная партия таких амортизаторов, которые были адаптированы для установки на спортивный грузовик. Кроме того, на автомобиль были установлены более прочные кронштейны[1]. Кабина цельнометаллическая, усилена каркасом безопасности.

Дебют двухосника «КамАЗ-49250» состоялся на ралли «Париж-Дакар-Париж 1994» и оказался провальным: у двигателей всех трёх машин не выдержал нагрузок газовый стык, и всем экипажам команды «КамАЗ-мастер» пришлось сойти с дистанции гонки[1]. Результатом этого стал постепенный отказ команды от использования камазовских двигателей в качестве силового агрегата для своих спортивных грузовиков.

Тест гоночного КАМАЗ 43509 с автоматом: быстрее, выше, сильнее

В преддверии ралли-рейда «Шелковый путь 2019» спортивная команда «КАМАЗ-мастер» пригласила прессу в гости, чтобы показать автомобили и ознакомить  с процессом подготовки к гонке. Этим летом в тест-драйве на полигоне впервые участвовали спортивные грузовики КАМАЗ-43509 с автоматической коробкой и новым приборным оснащением.

Летний жаркий день. Два десятитонных спортивных грузовика носятся по грунтовке тестовой трассы в Тарловке, разгоняясь на прямиках до максимально разрешенных 140 км/ч. Это первая показательная тренировка КАМАЗ-43509 образца 2018 года — новой разработки команды «КАМАЗ-мастер». Ранее в кабину автомобиля, внешне отличающегося от старших собратьев более агрессивным дизайном, журналисты не попадали.

В кабине КАМАЗ-43509 нет аналоговых приборов; рабочие места водителя, механика и штурмана оснащены цифровыми дисплеями.

Сухие щелчки пряжки ремней безопасности, чуть шипящий фон в наушниках шлема, перед глазами панель со штурманским оборудованием. Место пилота занимает Айрат Мардеев, бронзовый призер ралли «Дакар-2018». Готовясь к очередному старту дня, спортсмен всматривается в плоский экран приборной панели. Прежде всего, его интересует остаток топлива. Неудивительно, ведь желающих почувствовать собственной шкурой, что такое ралли-рейд в категории грузового зачета, сегодня больше обычного.

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач.

К слову, в своей новой разработке команда «КАМАЗ-мастер» полностью отказалась от аналоговых приборов, оснастив рабочие места водителя, механика и штурмана цифровыми дисплеями и связав их CAN-шиной. «В интерьере новой кабины все поменялось. Убрали аналоговые приборы и все лишнее, оставили только необходимое», — говорит Мардеев.

Видеотерминал ОКО собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-камер.

В перечень необходимого вошел видеотерминал ОКО, подключенный к облачной платформе Omnicomm, одного из давних партнеров гоночной команды. Устройство собирает, хранит и передает в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер, которые фиксируют все события даже в режиме ночной съемки. Терминал также фиксирует местоположение грузовика. Данное решение помогает на тренировках и при перегонах машин к месту соревнования, а вот перед стартом гонки ОКО демонтируют — на «Шелковом пути» использование систем мониторинга запрещено.

Новый спортивный грузовик разгоняется до 100 км/ч всего за 6 секунд. «На этом участке трассы мы испытываем двигатели, — слышу в наушниках голос Айрата. — А теперь держись, нас немного потрясет». Опыт предыдущих подобных покатушек (обычно их устраивают перед отправкой команды на «Дакар») подсказывает, что нужно плотнее вжаться в ковш сиденья. А ведь на трассе еще и трамплин…

На автомобилях техпомощи применяется интерактивный дисплей ICON, он позволяет отправлять служебные сообщения водителю, назначать задания.

Пилоты называют этот темп прогулочным. Трудно представить, какие нагрузки приходится выдерживать экипажу в условиях реальных гонок, когда протяженность скоростных участков составляет несколько сотен километров. А ехать нужно так, чтобы в каждое мгновение быть готовым к любой нештатной ситуации. Тем не менее, Айрат играючи обращается с «летающим» грузовиком, одной рукой держась за руль, а другой — за джойстик АКП (пилот выбирает передачу самостоятельно).

Подвеска на спортивных автомобилях будет совершенствоваться всегда.

Российская команда окончательно переходит на автоматическую коробку передач: на «Шелковом пути» механика будет стоять лишь у Сергея Куприянова, так как у его автомобиля другой двигатель — газодизельный, и адаптация к нему коробки — отдельный процесс. На остальных КАМАЗах шестиступенчатая АКП Allison прошла тесты, показав свои достоинства и недостатки, и была признана надежной и более удобной для пилотов.

Датчик уровня топлива LLS 5 обеспечивает точность показаний до 99,5%.

Подробнее о подготовке к ралли «Шелковый путь» рассказал Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию. Беседа состоялась в техническом центре «Синей армады», где происходящее говорило о важности ближайшего старта. Само собой, больше всего вопросов касалось трансмиссии грузовиков. Савостин объяснил все на пальцах: «В песках и горах с обычным сцеплением лучше не рисковать переключаться: можно либо там и остаться, либо вообще укатиться. Коробка с гидротрансформатором позволяет переключаться без потери момента. Также пилот меньше отвлекается, уделяя внимание дороге.

Нет предела совершенству и в вопросах подвески. Здесь команда всегда в поиске новых интересных решений. Прежде всего, это касается настроек рессор и пружин в амортизаторных стойках. Причем каждый экипаж подбирает настройку, подходящую под себя. Продолжаются эксперименты с подпружиниванием кабины. Скорости и нагрузки на экипаж в гонках растут. Понятно, что это является вызовом не только для спортсменов, но и для инженеров и конструкторов. Другой пример профессионального решения задачи — форсировка силового агрегата. В новом спортивном грузовике, как и в ранее получившем широкую известность капотнике с индексом 43509 K, использован рядный шестицилиндровый мотор Cummins DCEC ISZ-13. В данном случае с объема 13 л (ограничен правилами «Дакара») инженерам «КАМАЗ-мастера» удалось получить 980 л. с.

Когда видишь всю работу над подвеской и новой силовой установкой, складывается ощущение, что российскую команду на «Шелковом пути» не остановит ничто. Однако и соперники не стоят на месте, также улучшая свои автомобили. Мардеев философски замечает: «Им во многих вещах проще и быстрее получать какие-то детали, проводить тестовые заезды. У наших конкурентов всегда стоит две задачи: выиграть гонку и победить ”КАМАЗ”».

Евгений Дешкин, ведущий инженер НП «КАМАЗ-АВТОСПОРТ»

Все три спортивных автомобиля, участвующих в ралли «Шелковый путь 2019», оснащены новыми датчиками уровня топлива LLS 5 компании Omnicomm. Основное их назначение — сбор информации для расчета расхода топлива: мгновенного и в пересчете на 100 км. Для обработки сигнала используется специальная программа. Данные выводятся на электронную приборную панель. Такой способ более точен, чем интерпретации информации от блока управления двигателем. Датчики выполнены по технологии Fuelscan, поэтому подстраиваются под свойства измеряемого топлива и обеспечивают точность показаний до 99,5%. Новая линейка имеет максимально возможный уровень защиты от влаги и пыли IP69k.

На автомобилях «тылового звена» применяется интерактивный дисплей ICON, он позволяет отправлять служебные сообщения водителю, назначать и изменять задания. Технички также оснащаются датчиками LLS5, а также датчиками уровня воды. Кстати, решение по датчикам уровня воды, очень важное для сопровождения гонки, есть только у Omnicomm.

Сергей Савостин, заместитель директора команды «КАМАЗ-мастер» по производству и развитию

Команда продолжит осваивать авто­матические коробки. Они установлены на машинах Андрея Каргинова, Айрата Мардеева и Антона Шибалова. Механическая коробка останется только на автомобиле Сергея Куприянова, где мы решили сохранить проверенную схему «мотор-механическая коробка передач». Его машина работает на смеси дизельного топлива и газа, что позволяет быстрее разгоняться и достигать максимальных мощностей на низких оборотах, чрезвычайно необходимых в песках. Вообще, тему экологичного топлива, тему газодизельного спортивного грузовика, начатую еще в 2013 году при поддержке ПАО «Газпром» и Банка ВТБ, мы активно поддерживаем и начинаем развивать.

Александр Зиновьев, руководитель направления «Датчики уровня топлива» Omnicomm

«Омникомм» сотрудничает со спортивной командой «КАМАЗ-мастер» более 6 лет. Мы поставляем датчики уровня топлива, навигационные и видеотерминалы. Команда одной из первых в мире тестирует все наши разработки, в этом году мы оснастили гоночные «КАМАЗы» датчиками уровня топлива нового поколения LLS 5. Во время гонки важно контролировать расход топлива  так, чтобы его хватило от старта до финиша и при этом не перегружать машину. В гонке каждый килограмм на счету. Поэтому при разработке датчика самым сложным является расчет математической модели с точностью измерения 99,5%. Но когда мы собрали прототип LLS 5 и увидели, как показания датчика подстраиваются под различные виды топлива, то поняли, что новая разработка внесет свой вклад в победы «КАМАЗ-мастер».

 

Хочу получать самые интересные статьи

Спортивная одежда от «КАМАЗа»

ОАО «КАМАЗ» выпустило линейку спортивной одежды под материнским брендом KAMAZ sport.

Продажи одежды, обуви и аксессуаров под собственным брендом традиционно приносят существенный доход западным производителям автомобильной, военной и дорожно-строительной техники, например, Caterpillar или JCB. В большинстве случаев компании продают лицензии на использование своего бренда производителям одежды, обуви и аксессуаров, которые занимаются разработкой и дизайном моделей, а также развитием каналов дистрибуции.

На «КАМАЗе» давно витала идея запустить под собственным брендом продажи одежды в стиле casual и аксессуаров. Однако к её воплощению приступили только в прошлом году, в ходе реализации молодёжного проекта, представленного молодыми специалистами ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ», «дочки» «КАМАЗа», занимающейся оптовой торговлей запасными частями. Наличие такой продукции в дилерских и сервисных центрах – практически обязательная составляющая для любого европейского бренда, поэтому дилеры «КАМАЗа» проявляли заинтересованность в недорогой и качественной сувенирной продукции под брендом KAMAZ.

В декабре 2013 года стартовали первые продажи футболок, курток, бейсболок и другой молодёжной одежды, брендированной KAMAZ sport, через дилерскую сеть. Костюмы пошиты из флиса, футболки – из натурального хлопка. Выяснилось, что у «КАМАЗа» немало патриотов в России. И многие с удовольствием готовы носить одежду с его логотипом. Для ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ», как и для дилерской сети, это и дополнительная статья их доходов, ведь от перепродажи сувениров они получают прибыль. Есть уверенность, что бренд KAMAZ sport сможет стать не просто брендом сувенирной продукции, а завоюет сердца молодёжи в качестве стильной повседневной одежды.

Для KAMAZ sport был выбран оранжевый цвет, а не традиционно синий, поскольку разработчикам хотелось подчеркнуть энергичность и активную жизненную позицию потребителей, партнёров, сотрудников.

Линейка одежды KAMAZ sport будет расширяться: в коллекции появятся новые летние вещи, планируется расширение и каналов продаж. Скоро будет запущен новый сайт «КАМАЗа», на котором в интернет-магазине также можно будет купить одежду. Для сотрудников «КАМАЗа» планируется продажа одежды совместно с SODEXO по специальным ценам, со значительными скидками. После завершения реконструкции аэропорта «Бегишево» летом 2014 года в зоне вылета откроется первый розничный магазин KAMAZ sport. Пока же ознакомиться с одеждой от KAMAZ sport можно в социальной сети «Вконтакте», обратившись по ссылке http://vk.com/kamazsport.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *