Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы
От дорожного покрытия требуется прочность и надежность, оно должно выдерживать многотонную нагрузку и не деформироваться под воздействием природных явлений. Асфальтобетон обладает именно такими свойствами и поэтому используется при строительстве дорог. Асфальтобетонная смесь различается по составу, каждый вид предназначен для определенных дорожно-строительных работ. «Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы» — так звучит тема данной статьи.
Общие сведения об асфальтобетонной смеси
Во всем мире асфальтобетон является самым оптимальным материалом для создания и ремонта пешеходных и проезжих зон, территорий при аэродромах и взлетных полос. Качество покрытия зависит от многих факторов: соблюдены ли технологии укладки и состава смеси, добавляются ли в нее дополнительные компоненты, повышающие стойкость и пластичность материала. Основу асфальтобетонной смеси составляют измельченный в крошку гравий (или щебень) и песок, связывает эти компоненты битум.
- Битум исполняет роль «клея», связывающего твердые и сыпучие компоненты. Получить битум можно при разработке природных асфальтовых залежей или путем химического синтеза нефтепродуктов.
Щебень и песок заполняют пустоты, усиливая конструкцию и обеспечивая ее долговечность. Если данных компонентов в смеси недостаточно, асфальт не держит форму уже на этапе укладки, а в дальнейшем механическая прочность становится еще меньше.
Внимание! Слишком большое количество щебня и песка также пагубно для состава асфальтобетона. В этом случае покрытие крошится и быстро изнашивается.
- Минеральный порошок получают при размалывании известняка, шлаков и доломитов. Он необходим для придания битуму меньшей текучести. Кроме того, порошок позволяет существенно сократить расход битума.
Нужно отметить, что асфальтобетонные смеси используются не только для создания нового дорожного полотна, литой асфальт подходит для ремонта – он не требует уплотнения и выравнивания и не создает перепадов с уровнем старого покрытия.
Современные технологии изменили асфальтобетон
Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.
Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.
Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.
Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.
Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.
Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Асфальтобетон может использоваться не только для стандартных типов покрытий, но и при создании особого дизайна пешеходных зон. С помощью цветного асфальта наносится разметка на проезжей части.
Нестандартный вид покрытия получается путем тиснения или рифления, цвет придают минералы и цветные инертные материалы. Яркость оттенков регулируется осветлением битума или использованием искусственного.
Главным недостатком данной технологии является ее высокая стоимость. Для сокращения расходов цветные гранулы не добавляются в основную смесь на стадии изготовления. Крошку втирают в верхний слой уже положенного, но не застывшего асфальта.
Физико-механические характеристики
ГОСТ 9128-97 фиксирует нормативы физических параметров, соблюдение которых влияет на качество полученной асфальтобетонной смеси:
- Плотность состава варьируется в зависимости от типа песка. Шлаковый дает плотность 2300 кг/м3, а кварцевый — 2100 кг/м3. Как видно, шлаковый песок лучше уплотняет смесь. Данные показатели важны при количественных расчетах материала перед его изготовлением.
- Нормы расхода материала при укладке прописаны в СНиПе 3.06.06-88.
ГОСТ 9128-97 регулирует вес смеси, он не должен превышать 2000-2200 кг/м3.
Важно! Возможны погрешности ввиду геодезических особенностей участка и используемой марки асфальта.
Расход дорожной смеси
При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.
Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.
Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.
Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.
Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью
Продлить срок службы часто используемого дорожного покрытия (например, трасса между городами) можно путем долевого изменения состава классической асфальтобетонной смеси. Увеличение количества измельченного щебня повышает износостойкость полотна и усиливает сцепление. ГОСТ 31015-2002 определяет пропорциональную составляющую щебня, она может доходить до 80%. Также в состав добавляется мастика, ее доля составляет до 7,5%. Для снижения расхода материала используются целлюлозосодержащие добавки.
Основные составляющие заявлены в названии: «щебеночно-мастичный асфальтобетон», укладка производится в горячем виде. Высокое качество дорожного полотна из ЩМА является причиной приоритетного использования именно этой смеси для укладки международных трасс и взлетных площадок аэропортов.
Что входит в состав асфальтобетона?
Состав смеси предусматривает пропорциональные изменения в зависимости от характеристик строящегося участка и используемого на нем асфальтобетона.
Вяжущее вещество
Для связки сыпучих компонентов применяется смолоподобный продукт – битум. Каждая марка асфальта предусматривает свою величину, но не более 6% битума на всю смесь. Задача битума в обеспечении прочности, пластичности и влагостойкости дорожного покрытия.
Использование битума в разных пропорциях приводит к получению асфальтобетонной смеси с различными характеристиками. Делается это для облегчения работы с материалом в разных климатических зонах, а также для повышения прочности готового дорожного полотна.
Битум может быть вязким или жидким. При нагревании материала вязкость уменьшается. Жидкий битум используется в зимнее время. Добавляются растворители и присадки, которые возвращают битум в вязкое состояние при затвердевании.
Каменный наполнитель
Основа любой асфальтобетонной смеси – это различный по фракциям щебень и гравий. На консистенцию влияет каждая мелочь: размер и форма камней, их происхождение, характеристики сопротивляемости. Не последняя роль у процентного соотношения компонентов.
- Осадочные и метаморфические породы подходят для производства материалов высокой плотности.
- Щебень из шлака или гравия невозможно использовать для высокоплотного слоя покрытия.
Зерновой состав тщательно проверяется. Соотношение зерен по диаметру, процент пыли и глины в составе влияет на качество покрытия. Недопустимо чрезмерное количество пластинчатых или игольчатых зерен. Согласно ГОСТу 8267, а также ГОСТу 3344 процентное содержание таких зерен не должно превышать 15% для плотной смеси, 25% для типа Б и 35% для типа А.
Песок
Нормативные данные прописаны в ГОСТ 8736. Песок обязательно входит в состав любой разновидности асфальтобетонной смеси. При том одинаково возможно использование отсева или карьерного материала.
- В зависимости от необходимой пористости используется материал разного класса прочности, чем выше пористость, тем ниже класс: от 800 или 1000, до 400.
- Глина в смеси влияет на морозостойкость, поэтому диаметр таких частиц не превышает 0,16 мм. Плотные смеси допускают содержание до 0,5 %, а пористые 1%.
Минеральный порошок
Цементная пыль применяется для заполнения мельчайших пустот в асфальтобетоне для обеспечения прочности покрытия. Зерна в размере не превышают 0,074 мм. Основные производители этого компонента — цементные и металлургические предприятия. Материал собирается при помощи системы пылеуловителей. ГОСТ 16557 регламентирует основные характеристики.
Дополнительные компоненты
Изменение классического состава возможно для придания асфальтобетону специфических особенностей. В этом случае добавляются компоненты, которые можно разделить на 2 типа:
- Специально разработанные для стабилизации или продления срока эксплуатации, пластификаторы. Этот тип компонентов дороже.
- Вторичное сырье, например, переработанные покрышки и сера. Стоимость таких компонентов ниже.
Как проходит производство асфальтобетонных смесей?
Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.
Технологический процесс состоит из следующих этапов:
- Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
- Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
- Порционное деление всех компонентов.
- Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
- Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.
Плотность асфальта. Состав асфальта, ГОСТ, марки, характеристики
В качестве одного из самых часто используемых дорожно-строительных материалов сегодня используется асфальт, ГОСТ которого предполагает необходимость соблюдения плотности и состава. На сегодняшний день известно несколько марок, разновидностей и типов данного материала. Основанием для классификации служат не только исходные компоненты, но и соотношение в составе их массовых долей. Подразделяется асфальт по категориям еще и по той причине, что составляющие могут иметь разную фракцию, что касается щебня и песка, а также степень очистки минерального порошка.
Состав
Состав асфальта предполагает наличие:
- гравия;
- щебня;
- песка;
- битума;
- минерального порошка.
Что касается щебня, то некоторые разновидности данного покрытия не предусматривают его использования. Однако щебень или гравий необходимы, если осуществляется асфальтирование территории с учетом сильных кратковременных нагрузок и высокого трафика на покрытие. Упомянутые материалы при этом выступают в роли каркасообразующего защитного элемента.
В качестве обязательного исходного сырья используется минеральный порошок, он содержится в составе любых разновидностей и марок асфальта. Массовая доля этого порошка определяется с учетом требований и задач к вязкости. Если использовать минеральный порошок в большом объеме, то материал получит способность гасить колебания мостовых конструкций, не покрываясь трещинами.
Как было упомянуто выше, песок используется в большинстве марок и типов асфальта. Его качество определяется степенью очистки и способом получения. Материал может быть добыт открытым способом, в этом случае он предусматривает необходимость тщательной очистки. Краеугольным камнем индустрии является битум. Это продукт переработки нефти.
Массовая доля битума в большинстве сортов асфальта не превышает 5%. Однако при необходимости асфальтирование территорий, которые имеют сложный рельеф, битум может применяться в объеме до 10% и больше. Это сырье придает плотность и упругость смеси после затвердевания. Готовый состав легко распределяется по площадке, ведь он обладает текучестью.
Плотность и основные характеристики природного асфальта
Плотность асфальта – это одна из первых характеристик, которая интересует профессионалов и частных застройщиков. Природная его разновидность представляет собой легкоплавкую твердую массу чёрного цвета. На изломе материал может иметь тусклый или блестящий цвет.
Плотность асфальта составляет 1,1 г/см³. Температура плавления может изменяться в пределах от 20 до 100 °С. В составе содержится масло в объеме от 25 до 40%, а также смолисто-асфальтеновое вещество, которое может содержаться в объеме от 60 до 75%. Что касается элементного состава в процентах то он выглядит следующим образом:
- C – 80—85.
- Н – 10—12.
- S – 0,1—10.
- О – 2—3.
Плотность асфальта вам уже известна, однако эта характеристика не является единственной, которая интересует потребителей. Среди прочих особенностей следует выделить способ образования из остатков или фракций нефти в результате испарения лёгких составляющих и окисления под влиянием гипергенеза.
Характеристики искусственного асфальта
Искусственный асфальт еще называется асфальтобетонной смесью. Он представляет собой уплотненный состав из минерального порошка, щебня, битума и песка. Встречается горячий асфальт, который укладывается методом уплотнения при воздействии температуры в 180 °С и больше. Если в процессе производства используется маловязкий битум, то укладка ведется при температуре в пределах от 40 до 80 °С. Если используется жидкий битум, то асфальт является холодным и уплотняется при температуре до -30 °С.
Основные марки асфальта и ГОСТ
Плотность асфальта крупнозернистого была упомянута выше, однако следует знать еще и о том, что процентное содержание ингредиентов в составе влияет на марки и типы асфальта. Сегодня общеприняты три разновидности, которые изготавливаются по ГОСТ 9128-2009. В этих стандартах можно узнать о возможности добавления присадок, которые повышают гидрофобность, морозостойкость, износоустойчивость и гибкость покрытия.
В составе асфальта марки 1 содержатся:
- отсев;
- песок;
- щебень;
- бетон;
- минеральный порошок.
К этому покрытию относятся плотные материалы, в которых содержание щебня может изменяться в пределах от 30 до 60%. Сюда следует отнести высокоплотные, щебеночные высокопористые и пористые асфальты. Асфальт, ГОСТ которого должен быть учтен при производстве, может изготавливаться под маркой 2. В составе данного материала содержатся:
- щебень;
- бетон;
- отсев дробления;
- песок;
- минеральный порошок.
К этой категории следует отнести высокопористые песчаные, пористые, а также плотные асфальты, в которых содержание щебня может изменяться от 30 до 50%, тогда как смесь из отсева дробления и песок может составить объем до 70%.
Плотность асфальта вам уже известна, однако необходимо знать ещё и о том, что существует марка асфальта 3, в ней содержатся:
- отсев дробления;
- песок минеральный;
- порошок битума.
В этом случае речь идет о смесях, щебня и гравия в которых может содержаться в пределах от 30 до 50%. Отсев дробления и песок содержатся в объеме от 30 до 70%.
Описание марок
Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Однако это не всё, что следует знать о свойствах. Например, асфальт марки 1 может быть высокопористым или плотным с высоким содержанием щебня. Областью использования данного покрытия выступает дорожное благоустройство и строительство. Что касается асфальта марки 2, то диапазон его плотности остается примерно таким же, но процентное содержание гравия и песка варьируется в широких пределах. Этот асфальт считается самым среднестатистическим. Применяется смесь для возведения автомобильных дорог, обустройства территорий, ремонта покрытий, а также формирования площадок и паркингов.
Заключение
Плотность асфальта (т/м3) составляет 1,1. Но этот параметр не является единственным, который следует знать. Например, стоит упомянуть еще и о месторождении асфальта, которое распространяется на территории бывшего СССР, острове Тринидад, Венесуэлы, Франции и Канады. Смешиваясь с минеральными составляющими, среди которых гравий и песок, материал превращается в мощную кору на поверхности нефтяных озёр. Такое покрытие распространено в районах выхода и неглубокого залегания к поверхности земли нефтеносных пород.
ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ |
ГОСТ Р |
Дороги автомобильные общего пользования
АСФАЛЬТОБЕТОН ДОРОЖНЫЙ ЛИТОЙ ГОРЯЧИЙ
Технические требования
EN 13108-6:2006
(NEQ)
Москва Стандартинформ 2012 |
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») и Открытым акционерным обществом «Асфальтобетонный завод № 1», г. Санкт-Петербург (ОАО «АБЗ-1», г. Санкт-Петербург)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2011 г. № 297-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского регионального стандарта ЕН 13108-6:2006 «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 6. Литой асфальт» (EN 13108-6:2006 «Bituminous mixtures — Material specifications — Part 6: Mastic Asphalt», NEQ)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Содержание
ГОСТ Р 58401.2-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования, ГОСТ Р от 31 мая 2019 года №58401.2-2019
ГОСТ Р 58401.2-2019
ОКС 93.080.20
Дата введения 2019-06-01
Предисловие
1
РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Центр
метрологии испытаний и стандартизации» (ООО «ЦМИиС») совместно с
Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский
институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК»)
2
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное
хозяйство»
3
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
от 31 мая 2019 г. N 256-ст
4
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5
ДЕЙСТВУЕТ ВЗАМЕН ПНСТ
127-2016
Правила применения
настоящего стандарта установлены в статье
26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О
стандартизации в Российской Федерации». Информация об
изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по
состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе
«Национальные стандарты», а официальный текст изменений и
поправок — в ежемесячном информационном указателе
«Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены
настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано
в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и
тексты размещаются также в информационной системе общего
пользования — на официальном сайте Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
Введение
Настоящий стандарт
разработан на основе системы объемного проектирования
асфальтобетонных смесей «Superpave» и входит в комплекс стандартов,
нормирующих систему объемно-функционального проектирования
асфальтобетонных смесей в Российской Федерации.
1 Область применения
Настоящий стандарт
распространяется на щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси и
асфальтобетон, запроектированные по системе объемно-функционального
проектирования, и устанавливает технические требования к ним, а
также к исходным материалам для их приготовления.
2 Нормативные ссылки
В
настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие
стандарты:
ГОСТ
12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная
безопасность. Общие требования
ГОСТ
12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие
санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ
12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные
вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ
12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы
производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ
12.4.131 Халаты женские. Технические условия
ГОСТ
12.4.132 Халаты мужские. Технические условия
ГОСТ
12.4.252 Система стандартов безопасности труда. Средства
индивидуальной защиты рук. Перчатки. Общие технические требования.
Методы испытаний
ГОСТ
17.2.3.02 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих
веществ промышленными предприятиями
ГОСТ
30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной
эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ
32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий
из горных пород. Технические требования
ГОСТ
32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый.
Технические требования
ГОСТ
32761 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок
минеральный. Технические требования
ГОСТ
32826 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок
шлаковые. Технические требования
ГОСТ
33029-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и
гравий из горных пород. Определение гранулометрического состава
ГОСТ
33049 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий
из горных пород. Определение сопротивления дроблению и износу
ГОСТ
33053 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий
из горных пород. Определение содержания зерен пластинчатой
(лещадной) и игловатой формы
ГОСТ Р 58400.1 Дороги автомобильные
общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные.
Технические требования с учетом температурного диапазона
эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2 Дороги автомобильные
общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные.
Технические требования с учетом уровней эксплуатационных
транспортных нагрузок
ГОСТ Р
58401.4-2019 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные щебеночно-мастичные. Система
объемно-функционального проектирования. Правила проектирования
ГОСТ Р
58401.5 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система
объемно-функционального проектирования. Правила приемки
ГОСТ Р 58401.7 Дороги автомобильные
общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон. Метод определения ползучести и прочности при
непрямом растяжении (IDT)
ГОСТ Р
58401.11 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения
усталостной прочности при многократном изгибе
ГОСТ Р 58401.13 Дороги автомобильные
общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон. Метод приготовления образцов вращательным
уплотнителем
ГОСТ Р
58401.15 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания
битумного вяжущего методом выжигания
ГОСТ Р
58401.18 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения
водостойкости и адгезионных свойств
ГОСТ Р 58401.19 Дороги автомобильные
общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом
экстрагирования
ГОСТ Р 58401.21 Дороги автомобильные
общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон. Методы определения динамического модуля упругости и
числа текучести с использованием установки динамического нагружения
(AMPT)
ГОСТ Р
58401.23 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси
асфальтобетонные дорожные щебеночно-мастичные. Система
объемно-функционального проектирования. Метод определения стекания
вяжущего
ГОСТ Р
58402.2 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы
минеральные для приготовления асфальтобетонных смесей. Система
объемно-функционального проектирования. Метод определения потери
массы под действием сульфата натрия или сульфата магния
ГОСТ Р
58402.3 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы
минеральные для приготовления асфальтобетонных смесей. Система
объемно-функционального проектирования. Метод определения
содержания дробленых зерен щебня из гравия
ГОСТ Р 58402.6 Дороги автомобильные
общего пользования. Материалы минеральные для приготовления
асфальтобетонных смесей. Система объемно-функционального
проектирования. Метод определения плотности и абсорбции щебня
ГОСТ Р 58402.7 Дороги автомобильные
общего пользования. Материалы минеральные для приготовления
асфальтобетонных смесей. Система объемно-функционального
проектирования. Метод определения пустот Ригдена в минеральном
порошке
ГОСТ Р 58406.3 Дороги
автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и
асфальтобетон. Метод определения стойкости к колееобразованию
прокатыванием нагруженного колеса
Примечание — При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие
ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования —
на официальном сайте Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному
информационному указателю «Национальные стандарты», который
опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам
ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за
текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана
недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую
версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию
изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана
датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого
стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после
утверждения национального стандарта в ссылочный стандарт, на
который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее
положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется
применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт
отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В
настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими
определениями:
3.1 щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь: Горячая смесь
минеральных заполнителей, битумного вяжущего (с полимерными или
другими добавками, или без них) и стабилизирующей добавки,
подобранная в таких пропорциях, чтобы обеспечить непосредственное
соприкосновение зерен крупного заполнителя друг с другом.
3.2 воздушные
пустоты , %: Общее количество
пустот в уплотненной щебеночно-мастичной смеси, выраженное в
процентах от объема.
3.3 пустоты в
минеральном заполнителе; ПМЗ, %: Общее количество пустот
между зернами минерального заполнителя в уплотненной
щебеночно-мастичной смеси, выраженное в процентах от объема.
3.4 крупный
заполнитель: Каменный материал с крупностью зерен более 4,0
мм.
3.5 пустоты в крупном
заполнителе; ПКЗ, %: Общее количество пустот между
зернами крупного заполнителя в уплотненной щебеночно-мастичной
смеси, выраженное в процентах от объема.
3.6 номинально
максимальный размер минерального заполнителя, мм: Размер минерального заполнителя в щебеночно-мастичной
асфальтобетонной смеси, соответствующий размеру ячейки сита,
которое на один размер больше первого сита, полный остаток
минерального заполнителя на котором составляет более 10%.
Примечание — Для смеси
SMA-8 номинально максимальный размер минерального заполнителя
соответствует размеру ячейки сита, которое на один размер больше
первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором
составляет более 32%.
3.7
максимальный размер
минерального заполнителя, мм: Размер минерального
заполнителя в асфальтобетонной смеси, который на один размер
больше, чем номинально максимальный размер минерального
заполнителя. |
3.8
коэффициент
водостойкости; TSR: Коэффициент, выраженный как отношение
предела прочности при непрямом растяжении серии образцов,
подверженных водонасыщению и циклу «замораживание-оттаивание», к
пределу прочности при непрямом растяжении серии образцов,
выдержанных при комнатных условиях. |
4 Классификация
В
зависимости от номинально максимального размера применяемого
минерального заполнителя щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси
подразделяют на следующие виды:
—
SMA-8 — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь с номинально
максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным
8,0 мм;
—
SMA-11 — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь с номинально
максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным
11,2 мм;
—
SMA-16 — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь с номинально
максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным
16,0 мм;
—
SMA-22 — щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь с номинально
максимальным размером применяемого минерального заполнителя, равным
22,4 мм.
5 Технические требования
5.1 Требования к
исходным материалам
5.1.1 Требования к
щебню
5.1.1.1 Щебень из горных
пород (в том числе щебень из гравия и валунов) или щебень из шлаков
(далее — щебень), входящие в состав щебеночно-мастичных смесей,
должны соответствовать требованиям ГОСТ
32703 или ГОСТ
32826 соответственно.
5.1.1.2 Требования к
щебню по абсорбции, содержанию дробленых зерен, содержанию зерен
пластинчатой (лещадной) и игловатой форм, определяемому в
соотношениях 5:1 и 3:1, к марке по сопротивлению дроблению и
износу, а также потере массы после пяти циклов под воздействием
сульфата натрия или сульфата магния указаны в таблице 1.
Содержание дробленых
зерен в щебне из гравия и валунов определяют по ГОСТ Р
58402.3.
Содержание зерен
пластинчатой (лещадной) и игловатой форм определяют по ГОСТ
33053, но с применением средств измерения, позволяющих
определять размеры зерен щебня как в соотношении 3:1, так и в
соотношении 5:1.
Значения марки щебня по
показателю «сопротивление дроблению и износу» определяют в
соответствии с ГОСТ
33049.
Значение потери массы
щебня после пяти циклов под воздействием сульфата натрия или
сульфата магния определяют по ГОСТ Р
58402.2.
Значение абсорбции щебня
определяют по ГОСТ Р
58402.6.
5.1.2 Требования к
дробленому песку
5.1.2.1 Дробленый песок
из горных пород (далее — песок), входящий в состав смесей, должен
соответствовать требованиям ГОСТ
32730.
5.1.2.2 Песок по потере
массы после пяти циклов под воздействием сульфата натрия или
сульфата магния должен соответствовать значению, приведенному в
таблице 1.
Значение потери массы
песка после пяти циклов под воздействием сульфата натрия или
сульфата магния определяют по ГОСТ Р
58402.2.
5.1.3 Требования к
минеральному порошку
5.1.3.1 Минеральный
порошок, входящий в состав смесей, должен соответствовать
требованиям ГОСТ
32761 для марок МП-1 или МП-2.
5.1.3.2 Минеральный
порошок должен соответствовать значению по показателю «*количество
пустот Ригдена, указанному в таблице 1.
________________
*
Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя
базы данных.
Количество пустот Ригдена
в минеральном порошке определяют по ГОСТ 58402.7.
При соответствующем
технико-экономическом обосновании допускается частично взамен
минерального порошка применять минеральный материал из системы
пылеулавливания, но не более 50% массы минерального порошка.
Таблица 1 — Требования к минеральным заполнителям для
щебеночно-мастичного асфальтобетона
Наименование показателя | Требуемое значение | |
Требования к щебню | ||
Сопротивление дроблению и износу, марка, не ниже | ИЗ | |
Абсорбция, % по объему, не более | 2,0 | |
Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм, % по массе, не более | в соотношении 3:1 | 20 |
в соотношении 5:1 | 5 | |
Содержание дробленых зерен в щебне из гравия, % по массе, не менее | с одной дробленой поверхностью | 100 |
с двумя и более дроблеными поверхностями | 90 |
ГОСТ Р 55052-2012 Гранулят старого асфальтобетона. Технические условия (Переиздание), ГОСТ Р от 09 ноября 2012 года №55052-2012
ГОСТ Р 55052-2012
Группа Ж18
ОКС 93.080.20
ОКП 079000
Дата введения 2013-07-01
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 ноября 2012 г. N 705-ст
4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений европейского стандарта ЕН 13108-8:2005* «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 8. Регенерированный асфальт» (EN 13108-8:2005 «Bituminous mixtures — Material specifications — Part 8: Reclaimed asphalt», NEQ), а также в части методов расчета показателей свойств битума в асфальтобетонной смеси на основе гранулята — ЕН 13108-1:2006 «Смеси битумные. Технические условия на материал. Часть 1. Асфальтобетон» (EN 13108-1:2006 «Bituminous mixtures — Material specifications — Part 1: Asphalt Concrete», NEQ)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на гранулят старого асфальтобетона (далее — гранулят), предназначенный в качестве материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, площадей и других сооружений, и устанавливает типы и основные параметры, технические требования, методы контроля, требования безопасности и охраны окружающей среды, правила приемки, транспортирования и хранения, гарантии изготовителя.
Область применения, характеристики и содержание гранулята определяются нормативными документами на смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята (далее — смеси), а также технологическими регламентами на виды работ, которые предусматривают повторное использование старого асфальтобетона.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002-75 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 17.2.3.02-78 Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний
ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний
ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия
ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия
ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы
ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару
ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний
ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 гранулят старого асфальтобетона: Продукт, полученный в результате холодного фрезерования асфальтобетонных покрытий или дробления асфальтобетонного лома и последующего грохочения.
3.2 асфальтобетонный лом: Куски асфальтобетона размером более толщины ремонтируемого покрытия.
3.3 агрегатный состав: Состав гранулята по содержанию и крупности агрегатов (комков асфальтобетона).
3.4 смеси органоминеральные и асфальтобетонные на основе гранулята: Искусственные смеси гранулята, минеральных материалов и битумных вяжущих (вязких или жидких битумов, вспененных битумов, дорожных эмульсий, битумных паст и др.) с добавлением минеральных вяжущих или без них.
3.5 органическое вяжущее: Вяжущее, выделенное из гранулята или из асфальтобетонной смеси методом экстрагирования по ГОСТ 12801.
3.6 инородные примеси: Включения чужеродного происхождения, присутствующие в общей массе гранулята.
4 Типы и основные параметры
4.1 Гранулят в зависимости от крупности характеризуют максимальным размером агрегатов , наибольшим и наименьшим размерами зерен минеральной части, а также, при необходимости, половиной суммы наибольшего и наименьшего размеров зерна. Наименьший размер зерен минеральной части гранулята допускается не определять, условно приняв его значение равным 0.
4.2 Условное обозначение гранулята при заказе и поставке должно отражать его крупность в миллиметрах и иметь вид:
.
Пример условного обозначения гранулята
.
4.3 Гранулят классифицируется по содержанию инородных включений. Примеси строительного мусора, не относящиеся к старому асфальтобетону, принято подразделять на две группы:
1 — неорганические материалы, такие как бетон, цементный раствор, металл, кирпич, керамика, стекло;
2 — синтетические материалы, куски древесины и различные пластмассы.
4.4 По содержанию инородных примесей гранулят принято относить к следующим категориям:
— содержание примесей группы 1 не превышает 1% и группы 2 не более 0,1%;
— содержание примесей группы 1 не превышает 5% и группы 2 не более 0,1%.
Допускаются другие категории гранулята по виду и содержанию примесей, декларируемые поставщиком.
5 Технические требования
5.1 Гранулят должен соответствовать требованиям настоящего стандарта и требованиям технологических регламентов и стандартов на смеси, предусматривающих повторное применение старого асфальтобетона.
5.2 Агрегатный состав гранулята характеризуется содержанием агрегатов крупнее 5; 20; 40 и 80 (70) мм, что должно оговариваться в договоре на поставку.
5.3 Зерновой состав минеральной части гранулята характеризуется содержанием зерен крупнее 5, мельче 0,63 и 0,071 мм.
Допускается характеризовать зерновой состав минеральной части гранулята типом асфальтобетона в зависимости от содержания щебня (гравия) в соответствии с ГОСТ 9128:
А — | с | содержанием | зерен | крупнее | 5 | мм | св. | 50% | до | 60%; |
Б — | « | « | « | « | « | « | « | 40% | « | 50%; |
В — | « | « | « | « | « | « | « | 30% | « | 40%; |
Д — | « | « | « | « | « | « | менее 30%. |
5.4 Выделенные из гранулята фракции минеральных зерен должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 для щебня и гравия, ГОСТ 8736 — для песка, ГОСТ 31424 — для обогащенного и фракционированного песка, ГОСТ Р 52129 — для минерального порошка, и требованиям стандартов на смеси с их применением.
5.5 При применении гранулята в органоминеральных и асфальтобетонных смесях в количестве более 10% необходимо определять глубину проникания иглы при температуре 25 °С и температуру размягчения органического вяжущего, выделенного из старого асфальтобетона методом экстрагирования.
5.6 Содержание органического вяжущего в грануляте определяют и декларируют в процентах от массы его минеральной части.
5.7 Гранулят в поставляемой партии должен быть однородным по составу. Однородность гранулята характеризуется коэффициентом вариации содержания определяющего компонента, который оказывает наибольшее влияние на качество смеси. Определяющим компонентом гранулята в зависимости от области применения может быть агрегатный состав, щебень (фракция 5-20 мм), песок (фракция 0,071-5 мм), минеральные зерна размером менее 0,071 мм или органическое вяжущее.
5.8 Допускается оценивать однородность гранулята пределами варьирования его свойств в каждой партии. Перечень и значения показателей однородности гранулята устанавливают в договоре на поставку.
5.9 Коэффициент вариации содержания определяющего компонента в партии гранулята, предназначенного для приготовления органоминеральных и асфальтобетонных смесей, должен быть не более 0,25. Требуемая однородность достигается перемешиванием гранулята в штабеле.
6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
6.1 При применении гранулята должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002 и требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004.
6.2 По характеру вредности и степени воздействия на организм человека гранулят относится к малоопасным веществам в соответствии с классом 4 опасности по ГОСТ 12.1.007. При разогреве гранулята нормы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу устанавливают по ГОСТ 17.2.3.02.
6.3 Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в грануляте не должна превышать значений, установленных ГОСТ 30108.
7 Правила приемки
7.1 Приемку гранулята проводят партиями.
7.2 При приемке и отгрузке гранулята партией считают количество материала одного и того же состава. Объем партии устанавливают в зависимости от области применения гранулята, но не более 2000 т. Допускается перемешивание гранулята одного вида при хранении на складе.
7.3 Количество поставляемого гранулята определяют по массе.
В договоре на поставку указывают расчетную влажность гранулята по согласованию с потребителем и поставщиком.
При отгрузке в вагоны или автомобили гранулят взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу гранулята, отгружаемого на суда, определяют по осадке судна.
7.4 Для проверки соответствия качества гранулята декларированным требованиям проводят приемо-сдаточные испытания. Результаты испытаний приводят в документе о качестве гранулята.
7.5 Каждая партия отгруженного гранулята сопровождается документом о качестве, в котором указывают обозначение настоящего стандарта и результаты приемо-сдаточных испытаний, в том числе:
— наименование и адрес поставщика;
— наименование и адрес потребителя;
— дату отгрузки;
— массу гранулята;
— условное обозначение гранулята в соответствии с настоящим стандартом и декларируемые показатели его качества;
— удельную эффективную активность естественных радионуклидов.
При выполнении полного комплекса работ одной организацией (фрезерование или разборка асфальтобетонных слоев покрытия, транспортирование, дробление, сортировка и применение гранулята) вышеперечисленные данные должны отражаться в журнале (на бумажных или электронных носителях). Ответственный за ведение журнала назначается приказом или распоряжением по организации.
7.6 Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия гранулята предъявляемым требованиям, соблюдая методы отбора проб и испытаний, указанные в настоящем стандарте.
8 Методы контроля
8.1 Общие положения
8.1.1 Пробы гранулята взвешивают в воздушно-сухом состоянии (состоянии естественной влажности) с погрешностью до ±0,1% массы, если в методе испытаний отсутствуют другие указания.
8.1.2 Результаты испытаний рассчитывают с точностью до второго десятичного знака методом округления. Расхождения между результатами параллельных определений не должны превышать допустимых для метода испытания.
8.1.3 Методы испытаний гранулята и извлеченных из него материалов должны соответствовать ГОСТ 12801 для гранулята, ГОСТ 8269.0 — для щебня и гравия, ГОСТ 8735 — для песка, ГОСТ Р 52129 — для минерального порошка, ГОСТ 11501 и ГОСТ 11506 — для битумов.
8.2 Отбор проб
8.2.1 Для определения состава и свойств гранулята отбирают не менее пяти проб от партии материала. Минимальное число проб отбирают из расчета одной пробы на каждые 500 т испытываемого гранулята.
Допускается проводить испытание объединенной пробы, составленной из нескольких точечных проб, в соответствии с ГОСТ 8269.0. Масса объединенной пробы должна соответствовать условиям проводимых испытаний.
8.2.2 Точечные пробы гранулята отбирают совком из штабеля в местах, расположенных равномерно по поверхности склада, и из лунок глубиной 0,2-0,4 м. Лунки размещают в шахматном порядке на расстоянии не более 10 м друг от друга. Масса точечной пробы должна быть не менее 5,0 кг.
8.2.3 Перед испытанием пробу гранулята тщательно перемешивают и сокращают методом квартования. При квартовании пробы (после ее перемешивания) конус материала разравнивают и делят взаимно перпендикулярными линиями, проходящими через центр, на четыре части. Две любые противоположные четверти отбирают для пробы. В результате последовательного квартования сокращают пробу в два, четыре раза и т.д. до получения образца требуемой массы.
8.3 Определение агрегатного состава гранулята
8.3.1 Агрегатный состав определяют в результате рассева пробы гранулята на стандартном наборе сит для щебня по ГОСТ 8267.
8.3.2 За максимальный размер агрегатов принимают наименьший размер отверстий стандартного сита в миллиметрах, сквозь которые проходит 100% гранулята.
8.4 Определение состава гранулята
8.4.1 Состав гранулята определяют методами по ГОСТ 12801, которые заключаются в определении содержания органического вяжущего и зернового состава минеральной части.
8.4.2 Средний состав гранулята определяют в результате лабораторных испытаний не менее пяти точечных проб методом экстрагирования или другими стандартными методами.
8.4.3 Средний состав гранулята определяют как среднеарифметическое результатов лабораторных испытаний по формуле
, (1)
где — значение показателя в -й пробе;
— число испытанных проб в партии гранулята.
8.4.4 Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации содержания отдельных компонентов в партии вычисляют по формулам:
, (2)
. (3)
8.5 Определение свойств органического вяжущего
8.5.1 Образцы органического вяжущего, извлеченного из старого асфальтобетона, приготавливают в результате отгонки растворителя из очищенного от мелких минеральных частиц экстракта, полученного при определении состава гранулята методом экстрагирования. Растворитель отгоняют из экстракта органического вяжущего на песчаной бане либо на ротационном испарителе, а колбы с остатком высушивают при температуре (105±5) °С в термостате или в вакуумном термостате.
8.5.2 Свойства составленного органического вяжущего (глубину проникания иглы при температуре 25 °С и температуру размягчения) допускается определять расчетным методом по приложению А.
8.6 Содержание инородных примесей в грануляте определяют выделением их по характерным признакам аналогично определению содержания зерен слабых пород в щебне (гравии) в соответствии с ГОСТ 8269.0.
8.7 Влажность гранулята определяют в соответствии с ГОСТ 8735.
9 Транспортирование и хранение
9.1 Гранулят перевозят автомобильным, железнодорожным и водным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на транспорте конкретного вида.
9.2 Гранулят хранят в штабелях высотой не более 2 м в условиях, предохраняющих его от слеживания и загрязнения.
9.3 Срок хранения гранулята не ограничен.
10 Гарантии изготовителя
Изготовитель гарантирует соответствие качества гранулята требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Приложение А (рекомендуемое). Расчет показателей свойств битума в смеси, содержащей гранулят
Приложение А
(рекомендуемое)
А.1 Общие сведения
Представленные методы расчета глубины проникания иглы при температуре 25 °С и температуры размягчения органического вяжущего допускается применять при использовании вязких дорожных битумов в смесях с добавками гранулята.
А.2 Расчет глубины проникания иглы при температуре 25 °С
Условную вязкость битума в смеси, содержащей гранулят, рассчитывают по формуле
, (А.1)
где — расчетная глубина проникания иглы вяжущего в смеси, содержащей гранулят;
— глубина проникания иглы выделенного из гранулята вяжущего;
— глубина проникания иглы добавляемого в смесь битума;
и — массовые доли вяжущего из гранулята и добавляемого битума в смеси; 1.
Пример — 20; 90; 0,25; 0,75.
;
62.
Глубину проникания иглы вводимого в смесь битума и выделенного из гранулята вяжущего определяют в соответствии с ГОСТ 11501.
А.3 Расчет температуры размягчения битума
Температуру размягчения вяжущего в смеси рассчитывают по формуле
, (А.2)
где — температура размягчения выделенного из гранулята вяжущего;
— температура размягчения добавляемого в смесь битума;
и — массовые доли вяжущего из гранулята и добавляемого битума в смеси соответственно; 1.
Пример — 62 °С; 48 °С; 0,25; 0,75.
0,25·62 + 0,75·48 = 51,5 °С.
Температуру размягчения вводимого и выделенного из гранулята битума определяют по ГОСТ 11506.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2013
ОДМ 218.3.087-2017 Рекомендации по применению асфальтобетонных смесей на основе металлургических шлаковых материалов для условий Центрального Федерального округа, ОДМ от 20 апреля 2017 года №218.3.087-2017
ОДМ 218.3.087-2017
ОКС
93.080.20
1
РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным
учреждением высшего образования «Воронежский государственный
технический университет».
2
ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и
информационного обеспечения Федерального дорожного агентства
3
ИЗДАН на основании распоряжения
Федерального дорожного агентства от 20.04.2017 N 744-р
4
ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
5
ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой
дорожный методический документ распространяется на асфальтобетонные
смеси и асфальтобетон, приготовленные с применением
металлургических шлаковых материалов: щебня из доменных шлаков
(кислых и основных), гранулированных доменных шлаков, шлаковых
песков (фракция от 0 до 5 мм дробления доменных шлаков на
фракционированный щебень), шлакопемзовых песков (фракция от 0 до 5
мм, дробления шлаковой пемзы) и щебня из сталеплавильных
шлаков.
1.2 Требования настоящих
рекомендаций предназначены для применения организациями,
занимающимися проектированием, строительством, приемочной
диагностикой и контролем качества строительства автомобильных дорог
Центрально-федерального округа. Также могут быть использованы
органами управления дорожного хозяйства Федерального дорожного
агентства. В остальных случаях рекомендации могут использоваться по
усмотрению органов управления автомобильными дорогами субъектов
Российской Федерации.
2 Нормативные ссылки
В
настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на
следующие документы:
ГОСТ
12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная
безопасность. Общие требования».
ГОСТ
12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные
вещества. Классификация и общие требования безопасности».
ГОСТ
12.3.002-2014 «Система стандартов безопасности труда. Процессы
производственные. Общие требования безопасности».
ГОСТ
17.2.3.02-2014 «Правила установления допустимых выбросов
загрязняющих веществ промышленными предприятиями».
ГОСТ
8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов
промышленного производства для строительных работ. Методы
физико-механических испытаний.
ГОСТ
8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.
ГОСТ
9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и
асфальтобетон. Технические условия.
ГОСТ
9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные,
асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и
аэродромов. Технические условия.
ГОСТ
11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания
иглы.
ГОСТ
11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной
вязкости.
ГОСТ
11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества
испарившегося разжижителя из жидких битумов.
ГОСТ
11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости.
ГОСТ
11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры
размягчения по кольцу и шару.
ГОСТ
11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры
хрупкости по Фраасу.
ГОСТ
11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с
мрамором и песком.
ГОСТ
11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические
условия.
ГОСТ
12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного
и аэродромного строительства. Методы испытаний.
ГОСТ
22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические
условия.
ГОСТ
30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение
удельной эффективной активности естественных радионуклидов».
ГОСТ
32496-2013 Заполнители пористые для легких бетонов. Технические
условия.
ГОСТ
32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и
гравий из горных пород. Технические требования.
ГОСТ
32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок
дробленый. Технические требования.
ГОСТ
32761-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок
минеральный. Технические требования.
ГОСТ
32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок
природный. Технические требования.
ГОСТ
32826-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и
песок шлаковые. Технические требования.
ГОСТ
33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы
нефтяные дорожные вязкие. Технические требования.
СП
34.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги.
СП
78.13330.2012 Свод правил. Автомобильные дороги.
ОДН
218.046-01 Проектирование нежестких дорожных одежд.
ВСН
8-89 Инструкция по охране природной среды при строительстве,
ремонте и содержании автомобильных дорог.
3. Термины и определения
В
настоящем отраслевом дорожном методическом документе применены
следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 металлургические
шлаковые материалы: Побочные продукты металлургического
производства, получаемые в процессе выплавки чугуна или стали.
3.2 шлаковый
щебень: Материал, получаемый в результате дробления медленно
охлажденного шлакового расплава. В зависимости от характера
исходного материала перед дроблением — литой или отвальный
металлургический шлак, шлаковый щебень может иметь мелкозернистую
структуру, массивную текстуру с многочисленными мелкими порами или
менее однородную структуру с пемзовидными включениями наряду с
материалом плотной мелкозернистой структуры.
3.3 шлаковый
песок: Материал, являющийся отсевом, получаемым при дроблении
литого или отвального шлака на фракционированный шлаковый щебень.
Отсевы дробления, которые в зависимости от установленных грохотов
имеют фракции 0-15 мм или 0-5 мм. Частицы шлаковых отсевов имеют
угловатую форму и шероховатую поверхность.
3.4 гранулированный
шлак: Материал, получаемый при быстром охлаждении шлакового
расплава водой или паровоздушной смесью. В процессе охлаждения
образуются гранулы размером до 0,5 см или 1,0 см, имеющие хрупкое
строение, аморфную структуру с высоким содержанием шлакового
стекла.
3.5 шлакопемзовый
песок: Материал, являющийся отсевом фракции от 0 до 5 мм
получаемый при дроблении шлаковой пемзы на фракционированный
щебень. Шлаковая пемза имеет пористую ноздреватую структуру.
4 Обозначения и сокращения
В
настоящем отраслевом дорожном методическом документе применены
следующие обозначения и сокращения:
БНД: Битум
нефтяной дорожный.
СГ: Битум,
густеющий со средней скоростью.
МГ:
Медленногустеющий битум.
5 Общие указания применения шлаковых материалов в асфальтобетонных смесях
5.1 Асфальтобетонные
смеси на основе шлаковых материалов предназначены для устройства
покрытий и верхних слоев оснований автомобильных дорог общего
пользования, городских улиц.
5.2 Применение
металлургических шлаковых материалов обуславливает особенности
свойств шлаковых асфальтобетонов. Асфальтобетонные смеси и
асфальтобетон на основе шлаковых материалов, технология их
изготовления, укладки и уплотнения, а также расчетные
характеристики слоев дорожных одежд из данных асфальтобетонов
должны соответствовать требованиям настоящих рекомендаций.
5.3 Металлургические
шлаковые материалы обладают повышенной энергетической активностью
по отношению к битуму, что способствует переводу последнего в более
плотное, структурированное состояние и предопределяет повышенную
водоустойчивость, морозостойкость и устойчивость против старения
шлаковых асфальтобетонов.
Применение
модифицированных битумов в шлаковых асфальтобетонах
нецелесообразно.
5.4 Асфальтобетоны на
основе шлаковых материалов, как правило, относятся к категории
открытых, обладая повышенной остаточной пористостью (до 15 или 20%)
и повышенным водонасыщением (до 8 или 13%), что не является
препятствием для укладки их в покрытиях автомобильных дорог.
5.5 При использовании
гранулированных шлаков, шлакопемзовых и шлаковых песков в
асфальтобетонных смесях и соответствии их гранулометрического
состава требованиям настоящих рекомендаций введение дополнительного
количества минерального порошка не рекомендуется.
5.6 В результате
разнопрочности и угловатого строения отдельных частиц шлаковых
материалов, асфальтобетоны на их основе обладают повышенной
шероховатостью, которая сохраняется длительный период при
эксплуатации покрытий. Устройство дополнительных шероховатых слоев
на шлаковых асфальтобетонных покрытиях автомобильных дорог можно не
производить.
6 Классификация асфальтобетонных смесей на основе металлургических шлаков
6.1 Шлаковые
асфальтобетонные смеси в зависимости от вида шлакового материала и
состава смеси подразделяют на:
—
щебеночные, состоящие из шлакового щебня (доменного или
сталеплавильного), природного песка, минерального порошка и битума,
далее — асфальтобетонные смеси на основе шлакового щебня,
природного песка и минерального порошка;
—
щебеночные, состоящие из шлакового щебня (доменного или
сталеплавильного) и песчаной составляющей из гранулированного
шлака, шлакового и шлакопемзового песка, минерального порошка и
битума — далее асфальтобетонные смеси с применением гранулированных
шлаков, шлаковых и шлакопемзовых песков;
—
песчаные, состоящие из гранулированного шлака, шлакового или
шлакопемзового песка, минерального порошка и битума, далее —
асфальтобетонные смеси на основе гранулированных шлаков, шлаковых и
шлакопемзовых песков.
Асфальтобетонные смеси на
основе гранулированных шлаков, шлаковых и шлакопемзовых песков, а
также асфальтобетонные смеси с применением данных материалов могут
приготавливаться без добавления минерального порошка.
6.2 Шлаковые
асфальтобетонные смеси в зависимости от наибольшего размера зерен
минерального материала подразделяют на следующие виды:
—
крупнозернистые, с размером зерен до 40 мм;
—
мелкозернистые, с размером зерен до 20 мм;
—
песчаные, с размером зерен до 10 мм.
В
зависимости от содержания в них щебня подразделяют на типы:
—
А с содержанием щебня свыше 50% до 60%
—
Б с содержанием щебня свыше 40% до 50%
—
В с содержанием щебня свыше 30% до 40%
Шлаковые асфальтобетонные
смеси и асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной
пористости подразделяют на следующие виды:
—
плотные с остаточной пористостью свыше 2,5% до 5,0%;
—
пористые с остаточной пористостью свыше 5,0% до 10,0%;
—
высокопористые с остаточной пористостью свыше 10,0%.
Шлаковые щебеночные
холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них
щебня подразделяют на типы Бх и Вх.
Шлаковые горячие и
холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида
песка подразделяют на типы:
—
Г и Гх — на песках из отсевов дробления;
—
Д и Дх — на смесях с применением гранулированных шлаков.
6.3 В зависимости от
вязкости используемого битума, температуры приготовления и
температуры укладки в покрытие шлаковые асфальтобетонные смеси
подразделяются:
—
на горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких
нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 70
или 100°С в соответствии с таблицей 1;
—
холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных
битумов и укладываемые с температурой не менее 5°С в соответствии с
таблицей 1.
6.4 Температурные режимы
приготовления и укладки в покрытие различных видов шлаковых
асфальтобетонных смесей должны соответствовать показателям таблицы
1.
6.5 Горячие и холодные
смеси на основе шлакового щебня, природного песка, минерального
порошка и битума, в зависимости от показателей физико-механических
свойств применяемых материалов подразделяются на марки, в
соответствии с таблицей 2.
Условия использования
смесей на основе гранулированных шлаков, шлаковых и шлакопемзовых
песков, а также смесей с их применением в покрытиях и основаниях
дорожных одежд должны соответствовать Приложению А.
Таблица 1 — Температурные режимы приготовления и укладки шлаковых
асфальтобетонных смесей
Наименование
шлаковой асфальтобетонной смеси | Вид и тип
асфальто- | Марка битума в
смеси | Температура на
выходе из смесителя °С | Температура
смеси при укладке °С не ниже |
Асфальтобетонные смеси на
основе шлакового щебня, природного песка и минерального
порошка | Горячие: А, Б, В | БНД 60/90 (БНД 70/100) БНД 90/130 (БНД 100/130) | 110-130 | 100 |
Холодные: Бх, Вх | СГ 130/200 СГ 70/130 МГ 130/200 МГ 70/130 МГО 130/200 | 90-110 | 5 | |
Асфальтобетонные смеси с применением гранулированных шлаков, шлаковых и шлакопемзовых песков, а также смеси на их основе | Горячие: А, Б, В, Г, Д | БНД 60/90 (БНД 70/100) БНД 90/130 (БНД 100/130) БНД 200/300 | 110-130 | 70 |
Холодные: Бх, Вх, Гх, Дх | СГ 130/200 СГ 70/130 МГ 130/200 МГ 70/130 МГО 130/200 | 90-110 | 5 | |
Примечание — В скобках указаны марки битумов в соответствии с классификацией ГОСТ 33133-2014 |
Таблица 2 — Подразделение на марки шлаковых асфальтобетонных
смесей
Вид и тип
смесей и асфальтобетонов | Марка |
Горячие: — плотные типов: | |
А | I, II |
Б, Г | I, II,
III |
В, Д | II, III |
— пористые | I, II |
— высокопористые
щебеночные | I |
— высокопористые
песчаные | II |
Холодные: — типов: | |
Бх, Вх | I, II |
Гх | I, II |
Дх | II |
— высокопористые
щебеночные | I |
7 Технические требования к асфальтобетонным смесям на основе металлургических шлаков
7.1 Показатели
физико-механических свойств асфальтобетонов на основе шлакового
щебня, природного песка, минерального порошка и битума из горячих и
холодных смесей должны соответствовать требованиям ГОСТ
9128-2009, ГОСТ
9128-2013.
7.2 Показатели
физико-механических свойств мелкозернистых асфальтобетонов с
применением гранулированных шлаков, шлаковых и шлакопемзовых песков
типов А, Б, В и песчаных асфальтобетонов на основе гранулированных
шлаков, шлаковых и шлакопемзовых песков типов Г и Д из горячих
смесей должны соответствовать требованиям таблицы 3, из холодных
смесей типов Бх, Вх, Гх, Дх — требованиям таблицы 4.
Таблица 3
Наименование
показателей | Значения для
асфальтобетонов из горячих смесей марок | ||
I | II | III | |
1. Остаточная пористость, % по
объему | 8-15 | ||
2. Водонасыщение, % по объему
для асфальтобетонов типа: | |||
А | 6-8 | ||
Б и В | 8-10 | ||
Г и Д | 8-12 | ||
3. Предел прочности при сжатии, МПа не менее при температурах: | |||
20°С для асфальтобетонов всех типов: 50°С для асфальтобетонов типа: | 2,5 | 2,2 | 2,0 |
А | 1,0 | 0,9 | — |
Б и В | 1,2 | 1,0 | 0,9 |
Г и Д | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
0°С для асфальтобетонов всех
типов, не более | 11,0 | 12,0 | 12,0 |
4. Коэффициент водостойкости,
не менее | 0,90 | 0,85 | 0,75 |
5. Коэффициент водостойкости
при длительном водонасыщении, не менее | 0,85 | 0,70 | 0,65 |
6. Сдвигоустойчивость по
коэффициенту внутреннего трения, не менее, для асфальтобетонов
типов: | |||
А | 0,87 | 0,87 | — |
Б и В | 0,81 | 0,81 | 0,80 |
Г и Д | 0,80 | 0,78 | 0,78 |
7. Сцепление при сдвиге МПа
при 50°С не менее, для асфальтобетонов типов: | |||
А | 0,25 | 0,24 | — |
Б и В | 0,37 | 0,35 | 0,34 |
Г и Д | 0,37 | 0,36 | 0,35 |
8. Трещиностойкость, для всех
типов, МПа | |||
не менее | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
не более | 6,0 | 6,0 | 6,0 |
Таблица 4
Наименование
показателей | Значения для
асфальтобетонов из холодных смесей марок | |
I | II | |
1. Остаточная пористость, % по
объему | 14-22 | |
2. Водонасыщение, % по
объему | 9-13 | |
3. Предел прочности при сжатии, МПа не менее при температуре 20°С сухих: | ||
Бх и Вх | 1,5 | 1,0 |
Гх и Дх водонасыщенных: | 1,7 | 1,2 |
Бх и Вх | 1,1 | 0,7 |
Гх и Дх после длительного водонасыщения: | 1,2 | 0,8 |
Бх и Вх | 0,8 | 0,5 |
Гх и Дх | 0,9 | 0,6 |
4. Слеживаемость по числу
ударов, не более | 10 | |
Примечания |
7.3 Горячие и холодные
асфальтобетонные смеси должны быть однородными. Абсолютное значение
отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно
превышать 0,5% по массе.
Однородность горячих
смесей одного состава оценивают коэффициентом вариаций прочности
при сжатии при температуре 50°С, холодных коэффициентом вариаций
водонасыщения. Значения коэффициентов вариаций должно быть не более
0,15.
7.4 Показатели
физико-механических свойств горячих крупнозернистых шлаковых
асфальтобетонов для устройства слоев оснований и слоев покрытий при
стадийном порядке строительства должны отвечать показателям таблицы
5.
Таблица 5
Наименование
показателей | Значения для
асфальтобетонов из крупнозернистых смесей |
1. Остаточная пористость, % по
объему | 18-26 |
2. Водонасыщение, % по
объему | 14-18 |
3. Предел прочности при сжатии, МПа не менее при температурах: | |
20°С | 1,2 |
50°С | 0,5 |
4. Коэффициент водостойкости,
не менее | 0,7 |
5. Коэффициент водостойкости
при длительном водонасыщении, не менее | 0,5 |
7.5 Минеральная часть из
природных материалов в шлаковых асфальтобетонах должна выдерживать
испытания на сцепление с битумом в соответствии с требованиями
ГОСТ
12801-98.
Шлаковые материалы всех
разновидностей выдерживают испытания на сцепление с битумом,
проведение данных испытаний для шлаковой минеральной части можно не
предусматривать.
7.6 Зерновые составы
минеральной части горячих и холодных шлаковых асфальтобетонных
смесей после приготовления и уплотнения нагрузкой 40 МПа должны
удовлетворять требованиям ГОСТ
9128-2013, ГОСТ
9128-2009 для нижних слоев покрытий и оснований и для верхних
слоев покрытий.
При подборе
асфальтобетонных смесей на основе гранулированных шлаков, шлаковых
и шлакопемзовых песков типа Г, Гх, Д, Дх, а также смесей с
применением данных материалов типа А, Б, Бх, В, Вх допускается в
зерновых составах нижние пределы фракций 0,16 мм и 0,071 мм
понизить на 2% в сравнении с требованиями ГОСТ
9128-2013, ГОСТ
9128-2009 при соблюдении физико-механических показателей.
Зерновые составы
минеральной части смесей на основе гранулированных шлаков, шлаковых
и шлакопемзовых песков должны соответствовать таблице 6 для нижних
слоев покрытий и слоев оснований и таблице 7 — для верхних слоев
покрытий.
Таблица 6
В процентах по
массе | |||||||||||
Вид и тип смесей и асфальтобетонов | Размер зерен,
мм, не более | ||||||||||
40 | 20 | 15 | 10 | 5 | 2,5 | 1,25 | 0,63 | 0,315 | 0,16 | 0,071 | |
Плотные
типов: | Непрерывные
зерновые составы | ||||||||||
А | 90-100 | 66-90 | 56-70 | 48-62 | 40-50 | 28-38 | 20-28 | 14-20 | 10-16 | 6-12 | 4-10 |
Б | 90-100 | 76-90 | 68-80 | 60-72 | 50-60 | 38-48 | 28-37 | 20-28 | 14-22 | 10-16 | 6-12 |
Прерывистые
зерновые составы | |||||||||||
А | 90-100 | 66-90 | 56-70 | 48-62 | 40-50 | 28-50 | 20-50 | 14-50 | 10-28 | 6-16 | 4-10 |
Б | 90-100 | 76-90 | 68-80 | 60-72 | 50-60 | 38-60 | 28-60 | 20-60 | 14-34 | 10-20 | 6-12 |
Пористые | 90-100 | 75-100 (90-100) | 64-100 |