Со скольки тонн действует платон: какие машины под нее попадают в 2020 году? – Платон (система взимания платы) — Википедия

Содержание

«За «Платон» не платят самые упрямые»: оператор системы раскрыл количество уклонистов – Автомобильные грузоперевозки – АТИ, Центр: Система грузоперевозок

Сколько их и как они умудряются избегать штрафов?

Оператор системы «Платон», компания «РТ-инвест Транспортные Системы» ежемесячно публикует отчеты о количестве зарегистрированных грузовиков и объеме собранных с перевозчиков средств, направленных на дорожное строительство. В отчете, опубликованном 16 мая, приведены расширенные данные о структуре автопарка большегрузных машин в России. 

Сообщается, что количество зарегистрированных в «Платоне» грузовиков достигло 1,17 млн. При этом всего в России зарегистрировано около 1,3 млн крупнотоннажных грузовиков. 

Порядка 130 тыс. большегрузов (т.е. 10% от общего числа) в системе не зарегистрированы.

67% машин, зарегистрированных в «Платоне», принадлежат физическим лицам. Это, конечно, не значит, что с системой работает 784 тысячи «частников»: многие перевозчики сознательно регистрируют тягачи на «физиков», чтобы не соблюдать строгие требования, предъявляемые к корпоративным автопаркам. На сегодняшний день физические лица, обладающие собственным грузовиком, должны лишь поддерживать свою машину в надлежащем техническом состоянии: предрейсовые медосмотры, как и соблюдение режима труда и отдыха, для них не обязательны. 

Индивидуальным предпринимателям принадлежит 11% от зарегистрированных в системе грузовиков, а юридическим лицам – 22%.

Крупные компании с большими автопарками как правило не регистрируют свои автомобили на физлиц, а потому сложив количество последних с количеством зарегистрированных в системе ИП можно получить приблизительную долю т.н. мелких перевозчиков – 78%.

Любопытна информация о марках крупнотоннажных автомобилей, оснащенных бортовыми устройствами. 29% грузовиков выпущены на Камском автозаводе; на втором месте с более скромными 12,7% Volvo. Замыкает тройку лидеров DAF (10%). Вслед за ними идут MAN, Scania, MAЗ, Merceders, Renault и Iveco. Несмотря на лидерство КАМАЗа, в целом иностранных грузовиков в России больше, чем отечественных (32% против 68%).

«Самый простой способ избежать штрафа – скрыть свой номер»

– Существует определенная прослойка перевозчиков, которая игнорирует существование «Платона», – рассказал нам президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Может это 10% от общего числа перевозчиков, а может и больше. Статистика РТИТС учитывает зарегистрированные в системе большегрузы, но и их владельцы могут не платить за проезд по федеральным трассам: иногда они просто не берут с собой бортовое устройство.

Самый легкий способ избежать штрафа – скрыть свой номер. Некоторые водители просто завешивают номерной знак тряпкой, а некоторые используют более технологичные решения, например «рамки-перевертыши».

– Это относится не только к «Платону». Таким же образом перевозчики скрывают номера, проезжая АСВГК, – рассказывает Матягин. – Недавно мы провели эксперимент в Краснодарском крае, наблюдали за грузовиками, проезжающими мимо пункта автоматического весового контроля. Машины с открытыми номерами оказались в меньшинстве.

Довольно часто за «Платон» не платят те перевозчики, машины которых лишь изредка оказываются на федеральных трассах – в их числе немало владельцев спецтехники (миксеров, самосвалов и т.д.).

Чаще всего уклоняются от оплаты «частники», а крупные фирмы предпочитают играть по правилам – для них наказание может быть строже. Исключение могут составлять компании, регистрирующие свои машины на физических лиц.

В целом же, по мнению Матягина, главная проблема системы заключается в её недостаточной эффективности. Вызывает вопросы как сравнительно небольшая (₽73,7 млрд) сумма денежных средств, собранных за все время работы «Платона», так и несовершенство механизмов контроля над перевозчиками.

Ространснадзор ослабил хватку

Осенью 2018 года полномочия по контролю за неплательщиками были переданы Ространснадзору.

– Поначалу Ространснадзор просто борзел, – рассказал нам координатор ОПР Сергей Владимиров. – Сотрудники службы могли поставить блокиратор на незарегистрированную в системе машину и требовали немедленно оплатить штраф. Сейчас такое происходит гораздо реже. Месяца четыре назад штрафы стали приходить менее интенсивно, сейчас их вообще практически нет. Штрафы не приходят даже тем, кто не скрывает номера.

В ОПР не верят официальной статистике: по мнению перевозчиков, количество грузовиков, не зарегистрированных в системе, может достигать 30%.

– Ездить без регистрации сейчас совсем несложно, – объясняет Сергей Владимиров. – После того, как Ространснадзор перестал блокировать машины, самое страшное, что может случиться – это штраф. Много и тех, кто зарегистрирован в системе, но избегает оплаты проезда различными способами: скрывает номера, ставит глушилки или вообще не оплачивает штрафы.

По мнению перевозчика, борьба против нарушителей будет продолжаться. «Платон» могут внести в Налоговый кодекс, а на базе рамок системы Минтранс намерен развернуть сеть АСВГК. При этом у контролирующих органов вряд ли получится полностью взять под контроль перевозчиков.

– За «Платон» не платят самые упрямые, – резюмирует Сергей Владимиров. 

*   *   *

«Платон» работает в России с 2015 года. Перевозчики успели к нему привыкнуть: практически все крупные транспортные компании оборудовали свой автопарк бортовыми устройствами, их примеру последовали многие ИП и частники. В Сибирской ассоциации автоперевозок (СААП) нам рассказали, что все без исключения члены объединения оплачивают проезд по федеральным автодорогам. 

Однако немало и тех, кто не спешит регистрировать свои грузовики в системе. Некоторые перевозчики не платят за проезд из соображений экономии, а другие считают незаконными требования, предъявляемые контролирующими органами. И хотя в обозримом будущем власти намерены усиливать контроль над отраслью, непохоже, что число «уклонистов» значительно снизится, ведь на сегодняшний день существует огромное количество способов уклоняться от штрафов за неоплаченный проезд по федеральным трассам. 

Деньги для «Платона»: как будет оплачиваться проезд по федеральным трассам

С 15 ноября фурам грузоподъемностью свыше 12 тонн придется платить за проезд по федеральным трассам. Разработанную в кратчайшие сроки систему взимания платы, получившую необычное название «Платон», презентовали в Ростове-на-Дону.

Название «Платон» — это сокращение от словосочетания «плата за тонны», объясняют разработчики из компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные Системы». Хоть наз­вание и отдает древностью, технология оплаты самая что ни на есть современная. Все, что требуется от владельца большегруза, — это получить специальное бортовое устройство на базе ГЛОНАСС/GPS, подав заявку на сайте компании-оператора или в офисе. Устройство выдадут и установят бесплатно, а далее оно будет фиксировать маршрут движения автомобиля и автоматически списывать со счета необходимые суммы. Те, кому автоматика не по душе, могут выб­рать дедовский метод оплаты — маршрутную карту: ее придется оформлять и оплачивать заранее перед каждой поездкой, что, как вы понимаете, неудобно, поэтому разработчики рассчитывают, что число пользующихся маршрутными картами будет стремиться к нулю.

DSC03466

Даже в регионах с разветвленной дорожной сетью водители не смогут найти бесплатной дороги

Даже в регионах с разветвленной дорожной сетью водители не смогут найти бесплатной дороги

Даже в регионах с разветвленной дорожной сетью водители не смогут найти бесплатной дороги

Внедряемая в России система оплаты на базе ГЛОНАСС — одна из самых передовых в мире, она разрабатывалась по аналогу успешно зарекомендовавшей себя словацкой системы, которую недавно переняла Германия — страна с одной из лучших в мире дорожных сетей. Был и еще один вариант — абонемент на проезд по дорогам. Этот способ оплаты самый простой и на данный момент самый распространенный в мире, однако разработчики отвергли его из-за недостаточной эффективности — одинаковую цену пришлось бы платить тем, кто едет 100 и 1000 км. Кроме того, сборы с системой на базе ГЛОНАСС обещают быть гораздо выше.

Нарушителей будут ловить не сотрудники ДПС, так что возможности откупиться у дальнобойщиков, решивших обмануть систему, не будет. Контроль станет осуществ­ляться полностью в автоматическом режиме — на федеральных трассах установят почти 500 рамок, которые будут определять в потоке машин большегруз, фиксировать его номер и проверять по базе. Если на фуре нет бортового устройства или на нее не оформлена маршрутная карта, то ждите «письмо счастья». Помимо стационарных комплексов фотофиксации, по федеральным трассам будут колесить еще около 100 мобильных комплексов. Создатели системы подчеркнули, что ей все равно, едет машина пустой или полной, взвешивание производить никто не будет. Такое правило должно положить конец массовой практике езды порожняком.

Установленная правительством стоимость проезда сегодня составляет 3,75 рубля за километр. Однако неожиданно в борьбу за сох­ранность водительских ко­шельков вступило Минэкономразвития России — по мнению экс­пертов министерства, высокие тарифы приведут к 5-процентному удорожанию потребительс­ких товаров. В связи с этим ведомство рекомендовало снизить тариф в шесть (!) раз — до 64 копеек за километр.

По другую сторону баррикад оказался Росавтодор. Глава ведомства Роман Старовойт на презентации в Ростове опроверг доводы Минэкономразвития, заявив, что расходы на перевозки не оказывают существенного влияния на стоимость товаров. Кроме того, у транспортных компаний останется выбор — использовать один 12-тонный автомобиль и платить или везти груз бесплатно на двух шеститонниках.

1395761823_046088_67

Роман Старовойт — руководитель Федерального дорожного агентства

Роман Старовойт — руководитель Федерального дорожного агентства

Роман Старовойт — руководитель Федерального дорожного агентства

Старовойт также поделился плохой новостью для любителей халявы — бесплатной альтернативы у большегр

Обновленные правила использования системы Платон для тяжелых грузовиков с 15 ноября 2016 года

Грузовик

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновленных Правилах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, которые начали действовать 15 ноября 2016 года.

Данный документ был существенно доработан. Достаточно сказать лишь о том, что изменения заняли более 50 листов формата А4. При желании Вы можете самостоятельно изучить обновленный текст Правил полностью, а в рамках данной статьи будут рассмотрены самые интересные нововведения:

В первую очередь изменения затронули структуру правил взимания платы. Ранее это был относительно небольшой документ, содержащий всего 12 пунктов.

Начиная с 15 ноября 2016 года эти 12 пунктов были объединены в раздел номер 1. Кроме того, в правила добавлены разделы 2, 3, 4, 5, а также приложения №1 и №2. В общем, текст документа увеличился в несколько раз.

Расчетные записи для владельцев транспортных средств

Первое интересное нововведение — возможность создания расчетных записей для владельцев транспортных средств:

«расчетная запись» — запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета;

51. По заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляется перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств.

Открытие и закрытие для собственника (владельца) транспортных средств дополнительных расчетных записей осуществляется в соответствии с пунктами 73 — 79 настоящих Правил.

Итак, в чем суть расчетных записей. Они позволяют собственнику транспортных средств группировать свои автомобили и для отдельных групп иметь собственный счет для оплаты. Это полезная функция для тех, кто владеет большим количеством транспортных средств.

Например, в строительной организации 100 транспортных средств. Можно разделить их на несколько групп. Например, самосвалы, краны, бензовозы. У каждой группы при этом будет собственный баланс. Если самосвалы полностью исчерпают выделенный им бюджет на передвижение по федеральным автодорогам, то это никак не повлияет на краны и бензовозы.

Так что начиная с 15 ноября 2016 года существует возможность разделить транспортные средства в группы по приоритету и для самых важных автомобилей зарезервировать больше средств.

Возможность отмены оформленной маршрутной карты

Еще одно интересное нововведение затронуло маршрутные карты:

102. Маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.

Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия, указанной в маршрутной карте.

Во-первых, правила теперь четко указывают, что маршрутная карта может использоваться только один раз без всяких исключений.

Во-вторых, существует возможность отменить оплаченную маршрутную карту. Однако сделать это можно только до начала ее действия.

Обратите внимание, нельзя отменить маршрутные карты, оформленные на автомобиль, бортовое устройство которого неисправно или утеряно.

Особенности работы с системой Платон для иностранных водителей и организаций

Обновленные правила также регламентируют и особые условия работы с системой Платон для автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам или организациям:

Для подтверждения соблюдения условий получения отсрочки по внесению платы собственник (владелец) транспортного средства представляет оператору заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в Российской Федерации собственника (владельца) транспортного средства — юридического лица, а также подтверждающих, что адресом места жительства или места пребывания собственника (владельца) транспортного средства — физического лица является Российская Федерация и местом регистрации транспортного средства является Российская Федерация.

1. Иностранные транспортные средства могут пользоваться системой Платон только после предварительной оплаты проезда (после внесения денег на лицевой счет), это были известно и ранее. Однако начиная с 15 ноября для получения рассрочки владельцы автомобилей должны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию собственника и самого автомобиля на территории РФ. Данный пункт предназначен для защиты от махинаций со стороны иностранных водителей.

51. Собственниками (владельцами) транспортных средств, зарегистрированными в соответствии с законодательством другого государства, или их уполномоченными представителями документы представляются оператору с переводом на русский язык, верность которого нотариально удостоверяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Иностранные владельцы транспортных средств при использовании системы Платон должны предоставить документы оператору вместе с нотариально заверенным переводом. Данный пункт снимает существовавший ранее вопрос по поводу перевода документов, написанных на других языках. Теперь тут все однозначно, нужен перевод, заверенный нотариусом.

91. Для собственников (владельцев) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, оператором устанавливаются дополнительные обеспечительные меры, исполнение которых такими собственниками (владельцами) транспортных средств необходимо для получения бортового устройства.

В качестве обеспечительной меры собственник (владелец) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, предоставляет оператору денежные средства, эквивалентные стоимости получаемых бортовых устройств, путем их перечисления на счет оператора по реквизитам, предоставленным оператором.

В случае возврата оператору собственником (владельцем) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, бортовых устройств оператор возвращает такому собственнику (владельцу) транспортных средств денежные средства, предоставленные в качестве обеспечительной меры, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 101 настоящих Правил.

3. Залог при использовании системы Платон. Напомню, бортовые устройства системы Платон выдаются пользователям бесплатно во временное пользование.

Для иностранных водителей теперь действуют особые условия, которые требуют внести залог за бортовое устройство. После выезда иностранного автомобиля с территории РФ и сдачи бортового устройства оператору системы Платон, залог возвращается владельцу автомобиля.

До 15 ноября 2016 года подобных правил не было, поэтому иностранцы могли спокойно увозить бортовые устройства к себе на родину. Естественно, за рубежом такое устройство превращается в бесполезную вещь. Однако оператор системы несет убытки, если значительное число устройств просто пропадает из оборота. Новый пункт позволит предотвратить кражу бортовых устройств иностранцами.

Возможность возврата излишне уплаченных или списанных средств

Вопросы возврата излишне уплаченных средств подробно рассмотрены в главе III обновленного документа.

На практике могут возникнуть 2 ситуации:

  • Возврат средств, внесенных на баланс, но не израсходованных во время движения.
  • Возврат средств, ошибочно списанных оператором системы.

В первом случае по поводу возврата нужно обращаться непосредственно к оператору (в центр информационной поддержки) с заявлением. Порядок обращения подробно описан в главе III. В целом, возврат средств не должен вызвать проблем.

Что касается средств, которые ошибочно списаны оператором системы, то здесь дело обстоит сложнее. Для возврата нужно обращаться в Федеральное казначейство. Тем не менее и здесь проблем возникнуть не должно.

Подробные требования к бортовым устройствам

Ну и последний интересный вопрос, которому уделено много внимания в обновленных Правилах. Речь идет о подробных технических требованиях, предназначенных для разработчиков сторонних бортовых устройств.

71. Информация о технических параметрах функционирования системы взимания платы в отношении бортовых устройств и сторонних бортовых устройств, включая информацию о протоколах передачи данных и процедуре персонализации криптографических модулей таких устройств, предоставляется оператором лицам, не являющимся собственниками (владельцами) транспортных средств, по согласованию с Федеральным дорожным агентством.

72. Оператор ведет реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение об одобрении для использования определенного типа стороннего бортового устройства в системе взимания платы и включение его в указанный реестр принимает оператор в течение 30 рабочих дней со дня предоставления ему изготовителем такого стороннего бортового устройства на основании результатов испытаний образцов такого стороннего бортового устройства.

Для обычных водителей в данном случае важен первый абзац пункта 72, который говорит о том, что одобренные модели сторонних бортовых устройств публикуются на официальном сайте системы Платон. Так что если Вы планируете приобрести подобное устройство, то рекомендую для начала удостовериться, есть ли оно в списке одобренных.

Что касается разработчиков сторонних бортовых устройств, то для них в новом документе также довольно много информации. Во-первых, пункт 72 дает информацию о том, как получить одобрение для разработанного устройства.

Во-вторых, в правилах есть Приложение № 1, в котором подробно описан порядок функционирования бортовых устройств. В этом разделе описаны:

  • Модули, из которых должно состоять бортовое устройство.
  • Функции каждого из модулей.
  • Требования к каждому из модулей, а также к устройству в целом.
  • Стандарты, в соответствии с которыми должно работать устройство.

В общем, все требования теперь есть в свободном доступе. И это облегчит работу разработчиков сторонних бортовых устройств.

В завершение хочу отметить, что хотя нововведения имеют очень большой объем, нельзя назвать их неприятными для владельцев транспортных средств. В основном Правила дополнены новыми полезными функциями. Что касается стоимости проезда, то начиная с 15 апреля 2017 года она составляет 1,91 рубля за км.

Удачи на дорогах!

Замена бортовых устройств будет бесплатна для грузоперевозчиков

24 июля 2018

В этом году начнется замена бортовых устройств государственной системы «Платон», полученных грузоперевозчиками в 2015 году. Эта обязательная процедура обусловлена требованиями ФСБ России к средствам криптографической защиты информации (СКЗИ). Разрешенный срок их эксплуатации составляет 3 года. Замена устройств обеспечит сохранение надежности защиты данных пользователей системы от несанкционированного доступа. Бортовые устройства выдаются бесплатно для российских перевозчиков.

Срок эксплуатации (3 года) изначально указан в паспорте бортового устройства. Согласно текущим правилам взимания платы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации № 504 от 14.06.2013 г.) и условиям договора безвозмездного пользования, перевозчику необходимо заменить бортовое устройство по истечению срока службы в любом центре облуживания пользователей. При этом сдать старое в исправном состоянии и в полной комплектации.

Для удобства грузоперевозчиков оператор системы «Платон» доработал личный кабинет пользователя, где указана точная дата окончания срока службы каждого бортового устройства.

Также оператор за месяц до окончания срока службы устройства оповестит пользователя о необходимости прийти в центр обслуживания пользователей.

При этом грузоперевозчики могут выбрать в личном кабинете удобную для себя дату замены оборудования.

В данный момент вносятся изменения в Правила взимания платы, которые обеспечат упрощение процедуры замены бортовых устройств. В частности, грузоперевозчик сможет получить новое устройство, если он сдал старое с истекшим сроком службы в неполной комплектации. А также пользователь системы сможет получить новое бортовое устройство и потом сдать старое с истекшим сроком службы. Это изменение удобно в первую очередь перевозчикам с большим парком автомобилей.

Проект постановления правительства, который в случае принятия установит эти нормы, размещен на официальном портале проектов нормативных правовых актов.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о