Бензопила Дружба — технические характеристики Дружбы 4 и дружбы 4м Электрон, цена, запчасти, видео
Первая модель бензопилы Дружба была разработана в 1953 году, а выпущена в 1955 г. Производились они на машиностроительных заводах в городах Бийске и Перми. Все модели этих бензопил имеют двухтактный одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением и карбюратором. Благодаря удобной конструкции и высокой производительности Дружба до сих пор пользуется спросом, причём в рабочем состоянии находятся и пилы первых моделей. Основное предназначение бензопилы Дружба – валка леса и распиловка брёвен.
Перед эксплуатацией любой бензопилы, обязательно следует изучить инструкцию от производителя и соблюдать все правила техники безопасности.
Модели бензопил
Общая конструкция пилы со временем значительно не менялась, лишь дорабатывались отдельные детали. Цифра в конце названия модели указывает на её мощность, например, Дружба 2 – 2 л.с. В первой выпущенной бензопиле, ручки крепились к крышке вентилятора, позднее их стали крепить к хомуту, который соединял редуктор и двигатель. В модели 4А, производимой до 80-х г., уже использовалось контактное магнето и карбюратор КМП-100. Также впервые стало применяться автоматическое смазывание цепи. Позднее она была снята с производства и вместо неё начали выпускать модель 4А-Электрон с электронным зажиганием.
В 90-х г. был заменён прежний карбюратор на новый КМП-100У. Цепная пила стала называться Дружба-4М и оснащалась обновлёнными цепями. На основе бензопилы Дружба была разработана пила «Урал» с более мощными характеристиками. Последняя выпускаемая модель с подобной конструкцией – Дружба 5Э.
Дополнительная маркировка буквой Э или словом «Электрон» означает, что в бензопиле используется система электронного зажигания.
Характеристики
Дружба-2
Эта модель стала одной из самых популярных из всей первоначальной серии. Работает бензопила Дружба-2 за счёт двухтактного одноцилиндрового двигателя с мощностью около 2,2 кВт со скоростью вращения 3200 об/мин. По сравнению с предыдущей версией эта выполнялась уже более качественно. Рама и рукоятка сделаны таким образом, чтобы пользователь не смог обжечься о горячий двигатель. Корпус создан из качественного сплава, который не боится перепадов температур. В отличие от первой модели в этой уже есть цепной механический тормоз для безопасного пользования. В случае отскока или обрыва он остановит цепь. Пила предназначалась как для бытовых нужд, так и для профессиональной валки леса. Вес 12,5 кг.
Дружба-4
В бензопиле дружба 4 используется такой же двигатель, как и у предыдущей модели, но большей мощности – 4 л.с. или 2,94 кВт. Двигатель и силовой агрегат установлены с помощью фланцевого соединения, закреплённого хомутом. Двигатель в случае необходимости (ремонта, замены) можно легко снять в любых условиях. На основе пилы Дружба 4 производилось две модификации с маркировками 4А и 4Э. В первую была добавлена система автоматической смазки пильной цепи, а во второй использовалось электронное зажигание. Также были учтены недоработки предыдущих моделей, например, усилен подшипник коленвала. Все версии выпускались с аварийной тормозной системой.
В бензопиле дружба 4М-Электрон применяется аналогичный двигатель с мощностью 2,94 кВт и частотой вращения 5200 об/мин. Цилиндр выполнен из алюминиевого сплава, и изнутри обработан хромом для повышения износостойкости. В отличие от ранних версий, в этой бензопиле установлен поворотный редуктор, который позволяет повернуть пильный аппарат на 60-90° для более удобной эксплуатации. Вес распределён равномерно по всему корпусу, чтобы работа была максимально комфортной. Также имеется виброгасящее устройство, расположенное между рулём с рукоятками, стойками и бензобаком.
Для снижения уровня шума пила оборудована глушителем, а уровень издаваемого шума 106 дБ. В бензопилу Дружба 4М-Электрон установлен карбюратор КМП-100У или КМП-100-АР. Присутствуют системы автоматического торможения и смазки пильной цепи. Вес 12,5 кг.
Дружба-5Э
Последняя выпущенная версия этой серии бензопил. Оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем с мощностью 5 л.с. или 3,7 кВт. Благодаря чему её производительность заметно выше, чем у предыдущих моделей. Скорость вращения 6200 об/мин. При этом уровень издаваемого шума немного ниже, чем у Дружба-4М Электрон, и составляет 105 дБ. Вес бензопилы 5Э меньше на 800 гр – 11,7 кг.
Таблица с техническими характеристиками бензопил Дружба:
Дружба-2 | Дружба-4М Электрон | Дружба-5Э | |
Тип двигателя | Одноцилиндровый, двухтактный, бензиновый | ||
Мощность, кВт | 2,2 | 2,94 | 3,7 |
Частота вращения, об/мин | 3200 | 5200 | 6200 |
Длина шины, см | 45 | ||
Тип запуска | Ручной | ||
Автоматическая смазка цепи | — | + | + |
Объём топливного бака, л | 1,5 | ||
Объём бака смазочной системы, мл | |||
Электронное зажигание | — | + | + |
Вес без расходных материалов, кг | 12,5 | 12,5 | 11,7 |
Габариты, см (ШхВхГ) | 46х50х86,5 | 46х46х88 | |
Поворотный редуктор | — | + | + |
Шаг цепи, дюйм | 0,404 | ||
Смазка двигателя | Бензин, смешанный с маслом |
Преимущества и недостатки
Положительные качества бензопил марки Дружба:
- высокая производительность и возможность длительного время работы без перерывов в течение 50 мин;
- простая конструкция;
- наличие высоких рукояток, благодаря которым можно пилить в положении стоя, также они обеспечивают более безопасное пользование и снижают уровень вибрации;
- доступное расположение всех деталей;
- цепь приводится в движение высокими оборотами двигателя, на холостых она неподвижна;
- можно использовать низкооктановое топливо;
- наличие аварийного тормоза в большинстве моделей;
- при застревании пильной цепи пила не глохнет;
- точный и ровный распил;
- срок службы при соблюдении правил эксплуатации и надлежащем уходе может составлять от 15 до 30 лет.
Главный недостаток — большой вес. Также из-за того, что стартер съёмный, он часто теряется, и нет кнопки Стоп.
Нельзя использовать в качестве топлива этилированный бензин и запускать пилу в замкнутом помещении.
Советы по ремонту
Благодаря простой конструкции ремонт бензопилы Дружба можно провести своими руками. Так, например, в пилах этой марки часто возникают проблемы с зажиганием, особенно, если установлено контактное. Оно крайне чувствительно к различным маслам и бензину. Поэтому лучше приобрести вместо него электронное зажигание. Тем более что запчасти контактного для бензопилы дружбы стоят недёшево и незаменяемые.
Если свечи сильно заливает, то следует обратить внимание карбюратор. В этом случае необходимо немного подогнуть внутрь бензиновый клапан, в итоге уменьшится количество подаваемого топлива и свечи перестанут намокать.
Также легко регулируется карбюратор:
- До конца закручивается топливный винт и отвинчивается обратно на 3 оборота.
- Закрывается полностью воздушный винт и отворачивается на 2 оборота.
Чтобы не было подсасывания воздуха в систему извне, все уплотнения должны быть герметичными.
По сравнению с другими моделями бензопила Дружба продаётся за меньшую цену, за счёт малого количества функций, но имеет отличное качество и длительный срок эксплуатации, которым не смогут похвастаться импортные модели.
Основные неисправности бензопилы Дружба — видео
история создания популярных моделей и их использование
Это техника родом из СССР, которая всегда останется востребованной, несмотря на то, что сейчас электронные модели все больше вытесняют бензиновые. Это целая эпоха! Сколько лет прошло, а популярность свою она не теряет. Отличительной особенностью цепных пил Дружба является надежность, простота в управлении и низкая стоимость. И все это отлично сочетается в данной бензопиле! Ее можно встретить в большом количестве советских фильмов, она была незаменимым помощником при валке деревьев в тайге и заготовке дров на зиму на протяжении длительного периода времени.
Основным недостатком бензопилы Дружба является внушительный вес устройства и из-за этого оператору необходимо делать периодически остановки для отдыха.
Если Вас интересует, сколько будет стоить бензопила Дружба, то ответ будет от 3000 до 4000 тысяч в зависимости от состояния и модификации.
История модификаций бензопилы Дружба
Дружба является одной из первых бензопил, которые появились в СССР. Ее прообразом является старая-добрая «Дружба-2». Первый выпуск бензопилы «Дружба-4» состоялся в 1955 году на заводе им. Дзержинского в Перми. Эта была модификация с креплением ручек непосредственно к самой крышке вентилятора. Со временем она была перенесена на хомут, который соединяет двигатель и редуктор. Затем с 1960-го по 1980 гг. выпускалась бензопила Дружба-4А. На ней уже был установлен магнето и карбюратор.
В 1990 году было внесено конструкторское изменение в виде электронного зажигания, и начался выпуск цепных бензиновых пил «Дружба-4А-Электрон».
Последняя модернизация, которая появилась на свет, и живет до сих пор является «Дружба-4М». Она получила карбюратор нового типа КМП-100У. Производятся они уже на заводе «Дружба-Алтай».
Технические характеристики
Параметры и характеристики | «Дружба-2» | «Дружба-4М Электрон» | «Дружба-5Э» |
Мощность устройства | 2,2 кВт | 2,94 кВт | 3,7 кВт |
Показатели частоты вращения | 3200 об/мин | 5200 об/мин | 6200 об/мин |
Наличие автоматической цепной смазки | Отсутствует | Присутствует | Присутствует |
Наличие электронного зажигания | Отсутствует | Присутствует | Присутствует |
Объём бака смазочной системы | 240 мл | 240 мл | 240 мл |
Длина шины | 45 см | 45 см | 45 см |
Вес агрегата | 12,5 кг | 12,5 кг | 11,7 кг |
Габаритные размеры | 46х50х86,5 см | 46х50х86,5 см | 46х46х88 см |
Лучшие модели бензопил Калибр
Дружба является техникой из СССР, и свой пик популярности она также оставила там. Несмотря на модернизацию и выпуск вроде бы качественных бензопил «Дружба-Алтай» и «Дружба-Электрон», своего широкого применения они уже такого не находят в силу очень большой конкуренции.
Бензопила Дружба-Алтай
Однако те, кто остался верен бензопиле «Дружба» в один голос твердят, что лучше этой бензопилы просто не найти. Ее конструкция проста, детали всегда есть в доступности, неприхотлива в обслуживании. Мотор с 4 лошадиными силами справится с любыми задачами и при любых погодных условиях.
Инструкция по эксплуатации
Прежде, чем приступить к работе с бензопилой Дружба следует изучить инструкцию по эксплуатации. Это поможет понять принцип работы и устройства бензиновой пилы, а также предотвратить возможные поломки и нанесение вреда оператору. А еще лучше найти опытного владельца и попросить его проинструктировать.
При проведении работ необходимо быть осторожными. Во время валки деревьев или обрубки сучьев тщательно продумайте место их падения, чтобы они не нанесли вред оператору. Во время распиливания сруба начинайте от основания и продвигайтесь к кроне.
При проведении работ в зимний период мотопилой Дружба не давайте сразу нагрузку на двигатель, а подождите 2-3 минуты, чтобы он прогрелся.
Если в процессе работы или перед ее началом выявились какие-либо поломки (повреждения рукояток или наличие трещин на корпусе, появление дыма или стороннего запаха) следует немедленно остановить проведение работ и исправить их.
При работе с цепной бензопилой Дружба оператор должен быть одет в защитную спецодежду: очки, комбинезон, ботинки.
Топливная смесь
Бензопила Дружба работает на смеси масла и топлива. Отличительной чертой этого инструмента является неприхотливость к качеству смазочного материала и бензина. Масло можно заливать любое для двухтактных пил, а бензин должен быть марки АИ-92 или АИ-95. Руководство пользователя рекомендует разбавлять бензин и масло в соотношении 1:25.
Для смазки цепи используется любое цепное масло, а зачастую и просто моторное.
Инструкция по первому запуску
Найти новую Дружбу сейчас можно, но очень тяжело. Все чаще эти модели просто передаются по наследству и будут применяться еще на протяжении большого количества времени. Поэтому она уже полностью готова к работе, достаточно залить масло, подтянуть цепь и начать работу.
Обслуживание
С целью максимального продления срока службы бензопилы Дружба, необходимо регулярно производить техническое обслуживание в соответствии с рекомендациями мануала по эксплуатации.
Бензопила Дружба 4
Перед началом проведения работ убедитесь в наличии топливной смеси и ее качестве. Если бензопила Дружба не применялась на протяжении 1-го месяца или более, то слейте остатки топлива и залейте новое – свежее. А также не забудьте про смазку для цепи, ее необходимо обновить.
При проведении работ шина отвечает за вращение цепи и при получении нагрузок, ей свойственно стираться с одной или с другой стороны. Чтобы равномерно распределить износ по всей длине, необходимо раз в неделю ее переворачивать на 180 градусов.
Описание основных неисправностей
Несмотря на то, что бензопилы Дружба имеют высокое качество сборки, им свойственно периодически выходить из строя и правила исправления, наиболее часто встречающихся неисправностей, должен знать каждый владелец этого инструмента.
Двигатель не заводится:
- На свече зажигания образовался нагар или выставленный неправильный зазор, пропала искра.
- Засорился воздушный фильтр.
- Отсутствие топлива.
Падает мощность:
- Засорился воздушный фильтр.
- Неправильно настроен карбюратор.
- Неправильная пропорция топливной смеси.
- Подробное описание неисправностей приведено в инструкции по эксплуатации.
Настройка карбюратора
Карбюратор в бензопиле Дружба отвечает за подачу топлива. И его необходимо уметь настраивать под конкретный вид работ. Причин не правильной настройки карбюратора может быть много: большая нагрузка, увеличенная вибрация, низкое качество топливной смеси и т.д. Сигналами о том, что настройка карбюратора произведена неверно является:
- Потеря мощности.
- Бензиновая пила не держит холостые обороты.
- Чрезмерный расход топлива.
- Образование дыма или чрезмерной копоти.
- Трудный запуск или глохнет при работе.
Регулировка карбюратора очень проста, следующая последовательность поможет в этом разобраться:
- На бензопиле есть два винта, отвечающих за подачу топлива на минимальных и максимальных оборотах, и суть настройки заключается в изменении их натяжении при различной нагрузке.
- Изначально следует настроить подачи топливной смеси на низких оборотах.
- Затем другим винтом откорректировать при максимальной мощности.
- Настроить работу при холостых оборотах.
- Еще раз перепроверить все режимы.
Заточка зубьев
При проведении работ с бензопилой Дружба основная нагрузка приходится именно на цепь. Поэтому важно следить за ее состоянием и периодически затачивать. Первыми признаками того, что цепь затупилась, является:
- Большая вибрация при распиле.
- Слишком большой расход масла для цепи.
- Не ровный распил.
- Прилегание больших усилий для распила.
Правила правильной заточки зубьев на бензиновой пиле Дружба приведены в инструкции по эксплуатации. Для этого понадобится круглый и прямой напильник, и шаблон ограничителя глубины. Если заточить зубья нельзя, то всегда можно не морочиться с ремонтом и найти новую цепь на рынке.
Настройка свечи зажигания
С целью обеспечения нормальной работы двигателя, свеча зажигания должна иметь отрегулированный межэлектроный зазор и не иметь отложений смазки, шлака и нагара. Делается это для того, чтобы искра нормально проходила через нее и не пропадала, и, как следствие, мотор не глохнул во время эксплуатации.
Чтобы провести регулировку свечи, необходимо сделать следующее:
- Закрутите до конца топливный винт.
- Открутите его на 3 оборота.
- Завинтите воздушный винт и открутите его на два полных оборота.
Переходную муфту уплотните любым герметиком или подложите жестяную полоску.
Еще одной причиной отсутствия искры может быть налипание грязи на свече зажигания, в таком случае следует просто очистить ее.
Самоделки из бензопилы Дружба
Еще одной причиной большой популярности бензопилы Дружба является широкий спектр возможных самоделок своими руками из этого инструмента. В советское время ее применяли везде, где это только возможно. Давайте рассмотрим наиболее распространенные модели самодельных устройств с внушительной доработкой.
Снегоход
Популярность бензопилы Дружбы при разработке снегохода обусловлена простотой конструкции и разборке устройства.
Общий чертеж снегохода представлен на следующем фото:
Основной при изготовлении снегохода является создание чертежа, в котором следует соединить трансмиссию, двигатель и лыжи.
Схема изготовления стойки представлена на данном фото:
А вот чертеж гусениц:
Приводной вал можно изготовить по следующей схеме:
В качестве рулевого элемента можно взять руль от обычного скутера или велосипеда, а вот система торможения здесь никак не предусмотрена, достаточно просто сбросить ручку газа, ведь больших скоростей на нем вы не разовьете.
Мотоблок из бензопилы Дружба
В основном бензопила применяется в сельской местности в частном порядке. Садово-огородных работ всегда очень много и делать их руками тяжело. Поэтому люди постепенно придумали то, как доработать бензопилу в мотоблок. При желании можно сделать из него окучник или культиватор, а вернее мотокультиватор.
Общий вид мотоблока из бензопилы представлен на следующем чертеже:
А вот видео пример окучника, культиватора или мотокультиватора:
Веломопед из бензопилы и велосипеда
Да! Люди и такое придумали еще в СССР. Это прообраз мотоциклов. Люди просто прикручивали мотор к велосипеду и соединяли его с колесом. Таким образом получалось весьма интересное приспособление, которое представлено следующем видео обзоре:
Лодочный мотор из бензопилы Дружба
Наши мужчины очень любят две вещи: что-то делать в своем гараже и ходить на рыбалку/охоту. А если денег на лодку нет, то ее всегда можно сделать в гараже! Для этого достаточно найти пару фото с чертежами в интернете, старую пилу и иметь обычную лодку на веслах и бензопилу. Для этого, правда, понадобятся некоторые слесарные и токарные умения.
Газонокосилки или мотокоса
Для поддержания в порядке придомовой территории можно использовать бензопилу. Вы спросите как? Да элементарно! Достаточно просто соорудить из нее газонокосилку. Это может быть или простая модель с валом и триммерной головкой (обычная косилка), или немного сложнее в виде газонокосилки на колесах. Выбор за Вами.
Двигатель для мопеда
Если у Вас есть желание, время и умение, то из старой бензопилы и велосипеда можно сделать полноценный мопед. Для этого есть целые форумы, посвященные обсуждению и нюансам конструкции. Если поднабраться терпения, то в итоге может получиться неплохой Харлей, например, как на фото:
Видео обзор
Ниже представлен видео обзор работы на цепной пиле Дружба Алтай:
Бензопила Дружба 4 может легко заводиться и при отрицательных температурах. Следующий видео обзор этому
явное подтверждение:
А вот еще один большой видео обзор бензопилы «Дружба-4»:
Отзывы владельцев
Ниже собрано несколько отзывов с тематических форумов касательно опыта работы на бензопилах Дружба:
Анатолий, 35 лет, Киев:
«Дружба это не просто техника, в нее вложена душа конструктора. В ней есть все необходимое, и при этом нет ничего лишнего в виде современных наворочек или чего-то такого. Она сделана из чистого металла, подтверждением этому является большой вес устройства. Дружба способна работать при любых температурах и в любых условиях. Для нее просто нет непосильных задач. При грамотном обращении она прослужит долгие года. Моя, например, мне досталась еще от моего отца и до сих пор работает отлично! Единственное, топливную смесь заливаю.»
Роман, 45 лет, Киров:
«Это просто идеальная техника для наших людей. Это как Жигуль, в ней нет ничего лишнего, но все часто ломается. Ее конструкция продумана до мелочей, а мотор с 4-мя лошадиными силами выдерживает любые нагрузки. Из нее можно делать очень много самоделок в виде мотоблоков или косилок, но соль именно в ее призвании – работать в виде бензопилы. Разбавил масло, бензин и пошел работать. Она спиливает все на своем пути, просто дай древесину и она будет пилить. Топливной смеси ест многовато, но не критично.
Плюсы: Надежность проверенная годами.
Минусы: Часто ломается, но ремонт обходиться в копейки. Иногда пропадает зажигание. Большой вес»
Дружба (бензопила) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2018; проверки требуют 15 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 февраля 2018; проверки требуют 15 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Дружба. Бензиномоторная пила «Дружба»«Дру́жба» — марка бензопилы. Разработана на ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко в ноябре 1953 года. Производители — Машиностроительный завод им. Дзержинского (Пермь) и ГУП ПО «Сибприбормаш» (Бийск). Выпускалась в массовом производстве с 1955 года. В 1958 году на выставке в Брюсселе была награждена «Золотой медалью».[источник не указан 38 дней]
Первые бензопилы появились в Германии в середине 1920-х годов. Это были громоздкие но эффективные аппараты рассчитаны на эксплуатацию двумя рабочими.[1] В 1950 году лидер производства бензопил немецкая фирма Stihl представила на рынке первую в мире компактную ручную пилу «Benzinmotorsäge Typ BL» которой мог работать один рабочий.[2] Пила была оснащена компактным бензиновым мотором с центробежным сцеплением и пильным аппаратом с режущей цепью.
В 1953 году в опытно-конструкторском бюро авиационных двигателей Запорожского завода № 478 (сегодня конструкторское бюро «Прогресс») была разработана бензопила «Дружба».[3] Общая компоновка агрегата и конструкция была подобна пиле «Stihl Typ BL». В 1955 году на машиностроительном заводе ЗиД в Перми было начато массовое производство бензопилы «Дружба».[4] С 1974 года на Бийском приборном заводе «Сибприбормаш» отдельно производили двигатели для этих пил.[5]
«Дружба» была предназначена для промышленного использования, хотя определенное количество изделий поставлялись в розничную торговлю, но были в большом дефиците. До 1980-х годов «Дружба» была единственной бензопилой которая производилась в СССР.
Примерно в 2011 году выпуск на заводах окончательно прекращен, но продолжается и в 2019 году многочисленными небольшими фирмами и предпринимателями.[источник не указан 38 дней] В 1990-х годах выпуск пилы и запасных частей к ней освоили также небольшие частные предприятия в различных городах России.
Бензопила «Дружба» первого выпуска 1955 годДвигатель МП-1 конструкции ЗМКБ «Прогресс» им. академика А. Г. Ивченко— одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, рабочий объём 94 см3, мощность 4 л. с. Смазка двигателя — масло, смешанное с бензином. Двигатель и пильный аппарат выполнены в виде независимых узлов и соединяются друг с другом с помощью фланцевого соединения, фиксируемого хомутом (который крепится к ручкам пилы). Такая компоновка позволяет поворачивать пильный аппарат на любой угол, при необходимости быстро заменять отказавший узел.
Благодаря функциональной завершённости и простоте крепления двигатель бензопилы «Дружба» применялся для привода мотоблоков («Кумир», «Садовод»), водяных насосов («Скиф», ЦБН-1, ЦБН-2, ПМП-4), генераторов постоянного тока (ГЗ-106А) для заряда аккумуляторных батарей в полевых условиях, механических лебёдок для трелёвки леса, в лодочном моторе «Кама», в газонокосилках.[6] Этот двигатель был популярен и у любителей строить технику своими руками. В 60-х годах в Московском авиационном институте были предприняты попытки форсировать этот двигатель и устанавливать его на сверхлёгких летательных аппаратах.
Звук работы бензопилы «Дружба»За годы выпуска общая конструкция пилы осталась прежней, однако вносились мелкие изменения:
- в 1950-х — 1960-х годах выпускалась модификация «Дружбы» с креплением ручек к крышке вентилятора, позже ручки стали крепиться к хомуту, связывающему двигатель и редуктор.
- до конца 1980-х годов выпускалась модель «Дружба-4А» с контактным магнето и карбюратором КМП-100 — снята с производства;
- в конце 1980-х годов применено электронное зажигание (от магнето бесконтактного МБ-1), пила получила обозначение «Дружба-4А-Электрон»;
- в 1990-х годах применён более совершенный карбюратор КМП-100У, пила получила обозначение «Дружба-4М» (производства ЗиД) и «Дружба-Алтай» (производства «Сибприбормаш»), применены пильные цепи современного типа.
На конструктивной основе пилы «Дружба» была разработана более мощная пила «Урал» (разъёмный картер, съёмный цилиндр, съёмный стартер, взаимозаменяемый пильный аппарат с аналогичным креплением, аналогичное крепление рукояток).
На базе двигателя мотопилы «Дружба» был разработан двигатель СД-60 для привода стационарных установок (генераторов, насосов), отличавшийся от прототипа чугунной гильзой цилиндра, поплавковым карбюратором, несъёмным тросовым стартером и наличием регулятора частоты вращения.
Бензопила «Дружба» была разработана в начале 1950-х годов и к концу века уже существенно устарела. Пила имеет большую массу — 12 кг. Изначально надёжность пилы была высокая (ряд пил, выпущенных в 1960-е годы, находятся в рабочем состоянии до сих пор), но в 1990-х годах значительно упала по причине заводского брака и производства мелкими фирмами, не обладающими необходимыми материалами и технологиями. Съёмный тросовый стартер неудобен и часто теряется. В конструкции пилы отсутствуют элементы, обеспечивающие её безопасность (кнопка «Стоп», тормоз цепи, функция Anti-kick). Тем не менее простая конструкция пилы и её хорошая изученность в сочетании с невысокой для мощной пилы ценой и большой производительностью пиления обусловливают популярность «Дружбы» и в настоящее время.
К достоинствам пилы также следует отнести высокое расположение рукояток относительно плоскости реза, что позволяет оператору работать стоя в удобной позе (работа с современными пилами при валке деревьев производится в положении оператора на коленях или согнутым).
Техобслуживание бензопилы Дружба
Вопрос: Подскажите, пожалуйста, по смазке редуктора: редуктор имеет пластмассовую крышку сверху с надписью «дружба-4а электрон» на трёх шпильках — это крышка масляного бачка под м8в? если да, то как определять уровень масла?
На редукторе кроме большой круглой крышки (под литол) больше нет никаких отверстий кроме декоративной крышки с надписью «дружба — алтай»,что не «вяжется» с инструкцией. Подскажите, как правильно эксплуатировать этот узел?
Ответ: Обычно заливное отверстие оно же является контрольным, если другого отверстия нет. Ставишь пилу на ровную плоскость, заливаешь масло, как пошло обратно значит уровень.
Вопрос: Как разобрать ЦПГ (поршневую группу) на бензопиле Дружба 4?
Ответ: Разборка шатунно-поршневой группы ЦПГ бензопилы производится при замене поршня, поршневого пальца и коленчатого вала.
Разборку производить в следующем порядке:
— Снять замки поршневого пальца из канавок поршня,
— Установить поршень на деревянную подставку с отверстием для выхода
поршневого пальца.
— Легкими ударами молотка через металлическую оправу с наружным
диаметром 10,5—11,5 мм выбить поршневой палец из бобышек поршня.
— Снять поршень,
Вопрос: Применяю бензопилу Дружба 4М Электрон для распиловки толстых бревен. Зажигание давно переделал, работала лет шесть как часы.
Но вот уже второй появилась неисправность, поменял четыре карбюратора одно и то же. Значит так, завожу с пол оборота, в горизонтальном положении работает, на себя работает, только наклоняю от себя — нет!
Глохнет и все. Искать пятый карбюратор или причина в другом?
Ответ: У тебя проблема не в карбюраторе. На пиле нужно заменить сальники коленвала и желательно поршневую и все опять заработает.
Вопрос: Появилась неисправность с карбюратором контактной бензопилы Дружба 4.
Заводится с 1-3 раза, но как только заводиться обороты подскакивают и не падают порой даже не заглушишь. сегодня пришлось высоковольтник выдернуть с мундштука, чтобы она замолчала.
Ответ: В карбюраторе нужно регулировать иглу, при твоей проблеме её нужно опустить на одну риску игла крепится шпонкой полумесяцем.
Вторая проблема — открой карбюратор, отрегулируй клапан / язычок по линейке, чтобы выступ на язычке не доходил до линейки 05 мм.
В карбюраторе шток с иглой ходит по направляющей и есть круглые,
может заменен шток? поставлен от другой марки карбюратора. это
проверь, проверь жиклёр холостого
хода находится в низу карбюратора.
Заверни до упора и отверни на полтора оборота, Иглой нужно производить регулировку.
Вопрос: Начинаю пилить ровно, потом перед шины влево смещается и закусывает. Что это, цепь? Перед, наверное, это носок, где ведомая звездочка.
Пил тонкого бревна сантиметров 15 не всегда удается ровным. А в толстом вообще клинит шину. Амортизатора нет, надо цепь поточить.
Ответ: Пятизубая пластинчатая цепь структурно немного отличается, если посмотреть внимательно, то мы увидим несколько зубьев левых, несколько зубьев правых.
Самый первый зуб подрезной, за ним отрезной, за отрезным выбрасывающий, затем снова подрезной но симметричный.
Все зубья режущие, поэтому подача на зуб меньше, меньше и нагрузка на зуб, соответственно он меньше изнашивается и быстрее пилит, но не в 2 раза, а на 20-45%, все зависит от заточки, а именно от угла в плане (если смотреть сверху).
Если пилить березовые дрова, то цепь точится с тем же углом, что и крючковая по подрезному зубу и отрезной зуб затачивается с углом на 5 гр. больше, выбрасывающий зуб выполняет функцию ту же, что и упор перед крючковым, с той лишь разницей, что он тоже режет.
Для пиления дуба угол увеличивают на 3-5 градусов на всех зубьях, кроме выбрасывающего, у него угол в плане 0 гр, он обновляется только по передней поверхности через одну заточку.
Зубья по высоте подрезной — отрезной -0,4 мм, выбрасывающий ниже подрезного на 0,9-1,5 мм мм.
Если пластинчатую цепь точить по переднему углу радиусным кругом Р-4 мм, цепь пилит еще лучше, можно сточить выбросной до разницы по высоте до 2 мм, я обычно точу радиусом старые цепи, это продляет им жизнь.
Вопрос: требуется помощь по бензопиле Дружба-4, контактное зажигание. Поменял все сальники, перемотал катушку как писалось выше, поставил бобину от москвича, искра есть, компрессия 7 очей, коленвал не болтается, при нажатии на кнопку капает бензин из карбюратора — не заводится.
Залил бензин через свечное отверстие, поставил новую свечу — завелась и заглохла, после чего больше не заводилась. Подскажите, кто знает что делать?
Ответ: При регулировке зажигания — снимите двигатель, отсоедините улитку, снимите маховик, нужен съёмник, если у кого храповик с внутренней резьбой, вам повезло.
Установка зажигания – не доходя до ВМТ 4,4мм прокручиваем за центробежную муфту подводим поршень не доходя 4,4мм до ВМТ, смотрим на прерыватель контактов это будет начало разрыва.
Дальше регулируем опережение зажигания сняли глушитель, под ним находится шпилька крепления магнето, их 3 на картере. все ослабили на шпильке и на корпусе картера под глушителем стоят риски (заводская установка они совмещены), регулируем опытным путём.
Поворачиваем за шпильки магнето влево, вправо — это опережение зажигания раннее, позднее.
Вопрос: Как правильно разобрать редуктор бензопилы Дружба Электрон?
Ответ: Разборку редуктора производить в следующей последовательности:
— снять ведущую звездочку;
— демонтировать корпус с большой шестерни в сборе с ведомой
шестерней;
— снять ступицу фрикционной муфты;
— выкрутить крышку маслобака с пробкой, для чего вывернуть пять
винтов М4;
— вывернуть крышку и фиксирующий винт;
— снять плунжер масляного насоса с червячным колесом;
— выпрессовать из корпуса ведущую шестерню в сборе с подшипниками и
уплотнителем в сторону ступицы легкими ударами молотка через
деревянную оправку.
Вопрос: Может, кто имел дело с установкой электронного зажигания на бензопиле Дружба 4?
После поломки решил отремонтировать, заменил
коленвал, поршень, кольца, цилиндр и зажигание, полный апгрейд.
зажигание установлено по меткам как в инструкции, завелась сразу и
резко встала.
После 2-х вечеров изучения обнаружил, что срезало шпонку на магнето, значит не верно установлено зажигание? установил немного позже – заводится,
работает с перебоями, глохнет и опять срезает шпонку. Уже срезал 3 штуки с экспериментами зажигания. Кто-нибудь устанавливал?
Ответ: Не правильно посажен маховик на вал .он должен плотно сидеть на конусе. Скорей всего, маховики по посадки одинаковы, но в них разное количество магнитов 3 и 4.
И если не тот маховик, то не будет искры. А то, что срезает шпонку, так скорей всего конуса нет (брак) или на коленвале или на маховике.
Бензопилы Дружба — устройство, характеристики, особенности
Бензопилы известного советского бренда Дружба создавались и использовались в прошлом, но и в наши дни активно эксплуатируются при решении наиболее сложных задач на придомовых участках и в лесозаготовительной промышленности. Моделям этого производителя удалось сохранить высокую производительность и эффективность при работе с любым типом древесины. Несмотря на довольно сложную базовую конструкцию и нетипичную компоновку органов управления, бензоинструменты марки Дружба максимально просты в уходе и ремонте. Это позволяет уверенно использовать их даже начинающим и неопытным садоводам.
Устройство бензопилы Дружба
От большинства современных бензиновых переносных пил, отечественные модели марки Дружба выделяются усиленной заводской конструкцией, отдельные элементы и сборные механизмы которой посажены максимально плотно и близко друг к другу. Это, а также повышенная надежность штатного устройства объясняется достаточно просто – цепные пилы Дружба предназначались исключительно для решения самых сложных задач. Их нередко использовали для валки крупных лесных деревьев, спиливания толстых сухих веток, а также для работы в экстремальных погодных условиях. Именно по этим причинам производитель уделял большое внимание надежности и выносливости своей техники, при этом жертвуя такими параметрами, как экономичность, эргономичность, легкость и компактность.
В основу каждой из бензопил марки Дружба вложен тяжелый выносливый двигатель, мощностные и тяговые параметры которого зависели от модификации инструмента. Двигатель бензоинструмента предварительно состоит из покрытого сплошным хромированным сплавом цельнометаллического алюминиевого цилиндра, сборных коленвала и шатуна, а также долговечного алюминиевого поршня, в штатных канавках которого расположены 2 заводских кольца. В нижней части двигателя предусмотрен стальной картер, защищающий силовой агрегат от механических повреждений.
Бензопила Дружба 2 и ее новые модификации оборудованы воздушным принудительным охлаждением. Поток холодного воздуха проникает в моторный отсек цепного инструмента под действием вентилятора центробежного типа. Это обеспечивает быструю стабилизацию рабочей температуры мотора даже во время использовании пилы под воздействием прямых солнечных лучей.
Топливная система бензопилы Дружба состоит из емкого бензинового бака, карбюратора КМП-100А, а также топливных трубок. Своевременная подача бензина из бака в карбюратор производится самостоятельно, без участия оператора.
Все бензиновые пилы марки Дружба оснащены высокоточной системой зажигания, включающей магнето с высоковольтным проводом, а также встроенной свечи. Первичная и вторичная обмотка системы установлена на трансформаторе, состоящем из сердечника. Свеча системы зажигания выделяется неразборным устройством. Нормальный рабочий зазор между ее электродами составляет от 0,6 — 0,7 см.
В конструкцию каждой из бензиновых пил марки Дружба входит центробежная фрикционная муфта. В ее основу вложен ведущий диск, обод которого оснащен двумя чугунными разрезными кольцами. Ведомый диск механизма укомплектован Г-образным ободом.
Редуктор бензопилы Дружба состоит из корпуса, внутри которого на шариковых подшипниках установлены ведущее и ведомое зубчатые колеса. Хвостовик ведущего колеса оснащен ведомой частью сцепления, а хвостовик ведомого – приводной звездочкой пильной цепи. Своим корпусом редуктор соединен с картером силового агрегата при помощи специального разъемного хомута. Отдельные части хомута фиксируются зажимом, который позволяет ослабить штатный хомут во время поворота редуктора с установленными режущими органами.
Для стабильной распиловки древесины бензопила Дружба оборудована заводской шиной и цепью. Для крепления направляющей к редуктору в конструкции бензопилы предусмотрена шпонка, шпилька и гайка с ручкой. За самостоятельное натяжение цепи в устройстве бензопилы отвечает штатный механизм. Для более плавного хода режущей гарнитуры модели марки Дружба оснащены амортизирующим элементом, расположенным на свободном конце штатной шины.
Технические характеристики бензопилы Дружба
Благодаря надежной конструкции и использованию при разработке инструментов Дружба комплектующих повышенной надежности, производителю удалось добиться высоких заводских параметров каждой модели. Чтобы рассмотреть основные характеристики отечественного бензоинструмента, нами используется бензопила Дружба 4.
Параметры этой модификации включают:
- мощность – 4 л. с.;
- рабочий объем встроенного цилиндра ДВС – 94 см3;
- скорость вращения штатного коленвала – 5200 об/мин;
- бак для топлива/смазки цепи – 550/260 мл;
- длина направляющей – 40 см;
- шаг цепи – 0,325″.
Из-за используемых при разработке инструмента тяжелых металлических комплектующих, бензопила Дружба 4 получила довольно большой вес. В готовом к работе состоянии масса модели составляет 12 кг, что в 2–2,5 раза больше веса современных бензиновых пил с аналогичной мощностью.
Регулировка карбюратора бензопилы Дружба
Производить настройку основного топливного узла владелец бензопилы Дружба должен только на полностью исправном силовом агрегате бензоинструмента. Перед началом самостоятельной регулировки потребуется проверить состояние всех имеющихся в конструкции винтов, осмотреть топливные трубки, а также проверить состояние деталей двигателя.
Для возможности своевременной настройки базового карбюратора в штатной конструкции каждой бензиновой пилы Дружба предусмотрены подпружиненные стальные болты. Правильная позиция каждого из них позволит установить подходящие обороты мотора для каждого из его рабочих режимов.
О том, как правильно настроить карбюратор пилы Дружба, расскажет ее инструкция по ремонту.
Если руководства нет, значит оператору потребуется:
- На пиле с заглушенным холодным мотором закрутить до упора винты, отвечающие за регулировку количества подаваемого воздуха и топливной смеси;
- Вывернуть оба винта на 2–3 оборота в обратном направлении;
- Завести мотор пилы и дать ему прогреться;
- Поочередным поворачиванием винтов вперед–назад найти стабильную работу двигателя. Это можно сделать «на слух» или подключить к цилиндру силового агрегата ручной тахометр;
- Если после этого режущая цепь продолжает вращаться на шине, значит необходимо найти такое положение винтов, при котором она будет стоять неподвижно.
Как выставить зажигание на бензопиле Дружба?
Для правильной работы системы зажигания бензоинструмента Дружба должно происходить синхронное срабатывание штатного магнето, свечи и встроенного провода. При этом сама катушка должна быть закреплена в конструкции максимально надежно.
Для возможности самостоятельной регулировки базового зажигания в заводском устройстве бензиновой пилы Дружба предусмотрена метка, нарисованная в виде горизонтальной линии. Она находится на штатной 3-шпильковой колодке. Такая же метка нанесена и на стальной корпусе картера бензомотора. Чтобы система зажигания бензопилы бесперебойно работала при любых погодных и эксплуатационных условиях, нужно совместить метки. После этого потребуется затянуть крепеж.Что можно сделать из бензопилы Дружба?
Высокая мощность и надежность конструкции делают бензиновую пилу марки Дружба хорошей основой для сборки разных приспособлений. Самоделки из бензопилы Дружба не нуждаются в частом специальном уходе, они экономичны, малогабаритны и достаточно выносливы. Все это позволяет регулярно использовать их в быту, хозяйстве и на даче.
Мопед из бензопилы Дружба
Это 2-колесное приспособление должно быть собрано на основе прочной рамы, которая сможет выдерживать не только вибрации от силового агрегата, но и тряску во время езды по бездорожью. Чтобы водителю было легче передвигаться на мопеде, переднее и заднее колесо самоделки лучше предварительно оборудовать амортизаторами от старого горного велосипеда.
Чтобы собрать мопед из бензопилы Дружба, нужно использовать весь силовой агрегат в сборе. Изготовителю потребуется не только сам мотор, но и сцепление с заводским редуктором. Ведущим в конструкции должно быть заднее колесо, а ведомым – переднее. Это сделает велосипед с двигателем от бензопилы Дружба максимально проходимым без потерь в его маневренности.
Во время сборки важно не забыть укомплектовать самоделку тормозной системой. Весь механизм целиком можно снять со старого велосипеда или советского мопеда. Рычаг тормозов, как и другие органы управления, нужно вынести на рукоятки руля, и разместить их в непосредственной близости от рук водителя.
Мотоблок из бензопилы Дружба
Самодельный сельхозагрегат из бензопилы Дружба, в отличие от фирменных аналогов известных брендов, потребляет в 1,5–2 раза меньше топлива. При этом его эффективность и работоспособность почти ничем не уступают тем же заводским мотоблокам.
Для сборки агрегата потребуется предварительно сваренная опорная рама, которая должна быть выполнена в форме квадрата. Каркас мотоблока нужно скрепить стяжками, приваренными к остову между его углами по диагонали. К верхней части рамы потребуется приварить прочную стальную пластину толщиной не менее 1 см – на нее будет устанавливаться двигатель от бензопилы Дружба.
Под рамой должен располагаться мост с пневматическими колесами. В передней или задней части мотоблока нужно прикрепить сцепной механизм, который в дальнейшем позволит устанавливать на агрегат фрезы и другое навесное оборудование.
Снегоход из бензопилы Дружба
Это малогабаритное транспортное средство позволит преодолевать небольшие расстояния по толстому слою снега или льда. Для этого агрегат нужно оборудовать надежными органами передвижения – в передней части самоделки должны быть установлены лыжи, а в задней – гусеницы, которые можно собрать из куска транспортерной ленты.
Чтобы снегоход из бензопилы Дружба быстрее преодолевал сугробы, а его водитель не ощущал тряски во время езды, лыжи в передней части самоделки лучше всего укомплектовать амортизаторами или небольшими пружинами от старого мотоцикла. Сиденье агрегата должно располагаться в средней его части — сразу позади двигателя. Руль с органами управления необходимо установить перед сиденьем.
Лодочный мотор из бензопилы Дружба
Для сборки этого приспособления своими руками, конструктору потребуется заменить штатный редуктор бензопилы механизмом понижающего типа. Важную роль при его выборе играет передаточное число нового редуктора – от него зависит эффективность передачи создаваемого ДВС усилия и процент потерь изначальной мощности.
Для защиты двигателя от бензопилы лодочный мотор потребуется поместить в металлический сварной короб. Сквозные отверстия для вентиляции в нем нужно проделать в передней части корпуса, то есть с той стороны, которая ближе к пассажирам лодки.
Мотокультиватор из бензопилы Дружба
От фирменных сельхозагрегатов самодельный культиватор отличается простотой конструкции и свободным доступом к расходным элементам двигателя. Это упрощает его самостоятельный ремонт и плановое обслуживание оператором.
Двигатель и другие элементы культиватора должны быть установлены на прочной раме, сваренной сплошным толстым швом. В передней части агрегата нужно прикрепить сцепное устройство, которое позволит использовать вместе с самоделкой разные полунавесные и навесные приспособления.
Пилорама из бензопилы Дружба
Для сборки конструкции, позволяющей распускать бревна на доски, конструктору потребуется прочная рама, на которой нужно неподвижно закрепить толстую столешницу. За фиксацию бензопилы Дружба в устройстве агрегата будет отвечать стальной короб, в центре которого должен быть установлен силовой агрегат и режущие органы бензоинструмента.
Для регулировки толщины досок пилораму нужно укомплектовать стальной линейкой. Ее можно сделать подвижной, используя для крепления детали 3–4 шарнирных механизмов.
Косилка из бензопилы Дружба
Чтобы сконструировать косилку на базе советской бензопилы, изготовителю потребуется рама с размерами 40×60 см. Для лучшей устойчивости перед вибрацией стороны каркаса нужно соединить металлическими распорками.
Поверх них необходимо установить стальную пластину, а на ней закрепить двигатель от бензопилы. Для защиты мотора его можно прикрыть коробом. Лучше всего, чтобы он был съемным – это позволит быстро устранить неисправность двигателя и установить в его конструкцию новые запчасти. Если в устройстве косилки планируется несъемный короб, то оператору потребуется организовать свободный доступ к мотору с нижней его части, то есть со стороны днища самоделки.
Лебедка из бензопилы Дружба
Для сборки этого приспособления нужно заранее заменить штатный редуктор бензопилы механизмом с пониженным передаточным числом. В противном случае силовой агрегат будет слишком сильно вращать барабан, что может привести к разрыву троса.
Крепить все элементы лебедки нужно на толстой металлической платформе. Барабан с тросом можно взять от старой нерабочей лебедки или соорудить катушку самостоятельно, используя для этого диск от колеса старого мотоблока.
техническая характеристика, обзор моделей, инструкция по эксплуатации
Пермский машиностроительный комбинат разработал технические характеристики бензопилы «Дружба» еще в 50-х годах прошлого столетия. С тех пор этот инструмент десятки лет был лидером в своем сегменте как у профессионалов, так и у любителей. К главным плюсам агрегата относят высокую производительность наряду с простотой обслуживания. Универсальная конструкция позволила использовать прибор не только по прямому назначению, но и в качестве основы для различных «самоделок». Однако обо всем по порядку.
Технические характеристики бензопилы «Дружба»
Ниже приведены параметры самых популярных модификаций рассматриваемого инструмента.
Характеристики | «Дружба-5-Э» | Модель «4-М Электрон» | «Дружба-2» |
Показатель мощности (кВт) | 3,7 | 2,9 | 2,2 |
Скорость вращения (об/мин) | 6200 | 5200 | 3200 |
Габариты (мм) | 460/460/880 | 460/500/865 | 460/500/865 |
Масса (кг) | 11,7 | 12,5 | 12,5 |
Длина шины (мм) | 450 | 450 | 450 |
Электронное зажигание | имеется | имеется | нет |
Автоматическая смазка | есть | есть | нет |
Вместимость резервуара смазки (л) | 0,24 | 0,24 | 0,24 |
Первая серийная модель
Бензиновая пила «Дружба-2» на рынке появилась в 1955 году и сразу получила огромную популярность среди работников лесной сферы и садоводов. На тот период агрегат обладал довольно внушительными возможностями, включая простоту ремонта и обслуживания, а также высокую производительность. В качестве силового агрегата использовался двухтактный одноцилиндровый мотор мощностью порядка трех лошадиных сил. С точки зрения безопасности, если сравнить с современными аналогами, «Дружба-2» оставляла желать лучшего.
Несмотря на имеющиеся плюсы, инструмент обладал рядом существенных недостатков. Во-первых, агрегат не оснащался кнопкой стопора «движка» и системой мгновенной остановки, мотор глушился вручную, посредством перекрывания доступа горючего. Во-вторых, на первых образцах не предусмотрена функция автоматической смазки цепи, что снижало производительность труда при длительном использовании и способствовало интенсивному износу рабочей кромки. Кроме того, масса инструмента в более 12 килограмм, также не вызывала особого восхищения.
«Дружба-4»
Данная усовершенствованная модификация также морально давно уже устарела, но в некоторых хозяйствах работает до сих пор. От предшественницы, «четверка» отличается рядом усовершенствований. Среди них:
- Появилась система смазки цепи.
- Повысилась мощность агрегата до четырех л. с.
- Цилиндровая и поршневая группа изготовлены из усиленного алюминиевого сплава, что позитивно повлияло на длительность их срока службы.
- Оборотистость увеличилась до 5400 вращений в минуту.
Указанные новшества позволили повысить производительность устройства, которое было в состоянии переработать до 0,75 квадратного метра древесины за секунду. «Дружбу-4» оснастили принудительной атмосферной функцией охлаждения мотора. Искра на свече возникала при помощи специального кабеля и магнето. Топливо из бака подавалось самотеком, рабочая смесь — бензин и масло в соотношении 15/1. Шумность работы инструмента снизилась за счет установки в конструкции обновленного глушителя.
Модификации «4 Электрон» и «5-Э»
Очередной усовершенствованный инструмент рассматриваемой серии оснастили электронным зажиганием. Модель «4 Электрон» обладала мощностью три лошадиных силы, расходовала около 720 грамм топлива (кВт/ч), дистанция между электродами свечи составила 0,6-0,7 мм.
Следующее обновление вышло под индексом «5-Э». Технические характеристики бензопилы «Дружба» данной серии значительно улучшились в плане повышения мощности (5 л. с) и производительности. При этом масса агрегата уменьшилась на 0,8 кг. Снизилась и шумность, благодаря усовершенствованию глушителя. В 90-х популярность инструмента значительно уменьшилась по причине ухудшения качества используемых материалов и сборки.
Обкатка
Заправляют рассматриваемый агрегат специальным маслом для двухтактных моторов, смешанного, в указанной выше пропорции, с бензином АИ-92. Обкатка инструмента проводится в два этапа. Даже лучшие бензопилы рассматриваемой линейки должны выработать не менее четырех топливных резервуаров на холостом ходу. На втором этапе приступают к работе, не перегружая агрегат. Рекомендуемый срок – 24 часа. После этого снимают специальное заводское кольцо-стопор, находящееся между колпаком карбюратора и дросселем, приступают к полноценному использованию выбранной модели.
Эксплуатация
Работа с указанным инструментом относится к условиям повышенной опасности. Поэтому предварительно необходимо тщательно изучить инструкцию по эксплуатации бензопилы «Дружба». Это позволит определиться с принципом работы, особенностями, правилами безопасности. Следует соблюдать осторожность при проведении работ, необходимо предварительно продумать места падения веток и деревьев, чтобы избежать травмирования. При распилке материала необходимо вести полотно от основания к верхушке. Не нужно давать предельную нагрузку на мотор сразу, пусть прогреется пару минут.
Если перед началом работ или в процессе эксплуатации обнаружились любые неисправности в виде трещин, ненормальной вибрации, задымления — необходимо заглушить агрегат и не пользоваться им до устранения неполадок. Оператор должен облачиться в СИЗ (ботинки, маску, комбинезон).
Настройка цепи
В инструкции бензопилы «Дружба» указан порядок установки и натяжки цепи, а также правила ухода за этим элементом. Этапы работ:
- Цепь «садят» на шину.
- Элемент в сборе устанавливают на редуктор.
- Завинчивают фиксирующие болты до упора, после чего слегка их послабляют.
- На этом этапе провисание цепи не должно превышать 10 миллиметров.
- Повторно зажимают болты крепления.
Рассматриваемый инструмент оснащен системой автоматической смазки режущей части. После заливки масла в бачок, следует проверить равномерность его подачи на холостых оборотах.
Немаловажно уметь правильно заменить звездочку. Для этого предусмотрены следующие шаги:
- Снятие гарнитуры, отвинчивание фиксаторов крышки шины, ее демонтаж вместе с цепью.
- Удаление воздушного фильтра.
- Выкручивание свечи, установка вместо нее стопорного элемента для фиксации поршня.
- Демонтаж муфты сцепления при помощи съемника.
- Замена звездочки и сборка узла в зеркальной последовательности.
Корректировка карбюратора
После некоторого периода эксплуатации, в работе пилы могут наблюдаться определенные сбои: заводится и глохнет, расходует большое количество топлива, не запускается. Эти проблемы связаны с неправильной регулировкой карбюратора бензопилы «Дружба». Откорректировать данный узел самостоятельно не составит особого труда.
Сначала необходимо удостовериться в том, что свечи не залиты топливным составом, затем проверить бензоклапан, подогнув его слегка вовнутрь. Если проблема не исчезла, начинают регулировку карбюратора. Процесс состоит из следующих этапов:
- Топливный винт завинчивают до упора.
- Откручивают его на три оборота.
- Воздушный аналог закручивают до упора, затем отпускают на пару витков.
- Все уплотнители проверяют на герметичность.
Обслуживание инструмента
Даже самые лучшие бензопилы требуют регулярного ухода. Ежедневное обслуживание выполняется пред началом работ и по их окончании. Сюда входит проверка работоспособности инструмента, очистка от загрязнений. Плановые осмотры проводят при появлении сбоев, мелких поломок, затуплении цепи, необходимости регулировки карбюратора и тому подобное.
Для длительного хранения агрегат необходимо очистить от загрязнений, высушить, смазать рабочие части, упаковать и хранить в сухом месте. Расконсервация инструмента осуществляется следующим образом:
- От заводской смазки следует тщательно очистить внешние части корпуса, особое внимание уделяют стартеру.
- Выкручивают свечу зажигания, промывают ее в бензине, протирают чистой ветошью или салфеткой, ставят на место.
- Чистым мягким материалом протирают провод зажигания.
Плюсы и минусы
Техническая характеристика бензопилы «Дружба» дает ей ряд преимуществ перед аналогами. Среди них:
- простота конструкции;
- усиленный корпус из металла;
- наличие механического тормоза для стопора цепи при ударе или разрыве;
- удобное размещение основных узлов;
- высокая оборотистость движения цепи;
- неприхотливый мотор;
- конструктивная особенность рамы, компенсирующая вибрационные моменты;
- длительный срок эксплуатации при правильном обслуживании.
Недостатков у агрегата также немало:
- стартер съемного типа часто выпадает, что обуславливает потерю рабочего времени;
- значительная масса инструмента, ограничивающая круг пользователей;
- не предусмотрена клавиша «Стоп», мотор глушить нужно при каждом перерыве;
- слабая герметизация бензобака, не защищающая узел в достаточной мере от попадания влаги;
- отсутствие в продаже оригинальных запчастей для бензопилы «Дружба», ввиду давнего прекращения серийного выпуска.
Самые частые неполадки
Ниже приведены неисправности, чаще всего встречающиеся при эксплуатации указанного инструмента:
- Не запускается мотор. Нужно проверить искру на свечи зажигания, изоляцию проводов. При необходимости, меняют поврежденные участки или чистят свечу.
- Прерывистая работа двигателя, бензопила «Дружба» включается и сразу глохнет. Нужно проверить герметичность бензобака, поскольку перебои часто обусловлены попаданием жидкости в горючее.
- Перегрев мотора. Требуется регулировка карбюратора.
- Аналогичная проблема с редуктором. Обычно это связано с нехваткой смазки. Добавляют соответствующий состав и проверяют инструмент повторно.
- Появляются искры на выхлопе, усиливается шум при работе. Следует проверить целостность глушителя, его легко можно отремонтировать самостоятельно.
- Пропала искра. Причина может крыться в неисправности модуля зажигания, нарушении контрольного расстояния между ним и магнитопроводом. Необходимую величину (0,2-0,5 мм) выставляют при помощи специальной прокладки, расположенной между модулем и маховиком.
Что можно сделать на основе бензопилы?
Благодаря конструктивным особенностям агрегата, умельцы на базе рассматриваемого инструмента сооружают всевозможные самоделки. Среди них:
- Мопеды. Для обустройства потребуется старый велосипед, на раме которого необходимо сделать крепление под двигатель от бензопилы. На горные модели дополнительно понадобится приобретение редуктора и зубчатой передачи.
- Лодки моторные. Здесь берется мотор и редуктор бензопилы «Дружба». Конструкцию дополняют лопастями диаметром от 210 миллиметров. Следует отметить экономичность этого механизма. При скорости около 20 км/ч, будет расходован примерно один литр горючего.
- Снегоходы. Это довольно распространенная «самоделка», причем конфигурация готовой машины зависит от фантазии пользователя.
Кроме указанных версий, на базе «Дружбы» изготавливают мотоблоки, культиваторы, газонокосилки. Самодельные приспособления работают не хуже заводских аналогов, при этом существенно дешевле.
При создании или модернизации любого вида техники, необходимо руководствоваться правилами безопасности. Игнорирование этого момента приводит к травмам и другим неприятным последствиям. Специалисты не советуют изготавливать самостоятельно болгарки, они проявили себя крайне ненадежно и опасно при эксплуатации.
Отзывы пользователей
Невзирая на то, что бензопила «Дружба» серийно не выпускается уже давно, некоторые люди продолжают пользоваться реанимированными версиями, вполне довольны ними. Владельцев радует надежность рамы, простота ремонта, производительность отечественного инструмента, а также неприхотливость к качеству топлива. Среди минусов потребители отмечают классические проблемы: большой вес, слабую защиту оператора, перебои в работе карбюратора, отсутствие оригинальных запчастей.