Машины землеройные. Гидравлические экскаваторы. Ковши типа «обратная лопата». Расчет вместимости
ГОСТ 29291-92 (ИСО 7451-83)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
МАШИНЫ ЗЕМЛЕРОЙНЫЕ
РАСЧЕТ ВМЕСТИМОСТИ
Ихтание официальное
1111К ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ Москва
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Машины землеройные
ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ЭКСКАВАТОРЫ КОВШИ ТИПА «ОБРАТНАЯ ЛОПАТА»
Расчет вмести мости
Earth-moving machinery. Hydraulic excavators. Hoc type buckets. Voiumctric ratings
MKC 53.100 ОКП 48 1011
Дата введения 01.07.93
I. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий стандарт устанавливает расчетный метод определения объема типовых материалов, вмещаемых ковшами типа «обратная лопата» экскаваторов. Метод основан на использовании данных о внутренних размерах ковша и условном объеме «шапки» ковша.
1.2. Метод заключается в делении сложного по форме объема материала в ковше на части, имеющие простую геометрическую форму.
Примечай и с. Вместимость ковшей различной формы допускается определять путем сочетания аналитического и графического способов или путем измерений.
1.3. Данный расчетный метод предназначен для сравнения вместимости ковшей, а не для определения фактической вместимости, зависящей от конкретных условий работы.
1.4. Настоящий стандарт распространяется на гидравлические экскаваторы с оборудованием «обратная лопата» и не распространяется на экскаваторы с канатным приводом.
2. ССЫЛКИ
Ссылочные документы приведены в информационных данных.
3. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ
3.1. Влиянием местных выступов (зубьев ковшей, держателей зубьев, боковых удлинителей, задних стенок или режущих кромок, скосов, отверстий) на вместимость следует пренебречь.
4. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
4.1. Элементы конструкции ковша приведены на черт. I и 2, а также в ГОСТ 29290.
Издание официальное Перепечатка воспрещена
© Издательство стандартов, 1992 © ИПК Издательство стандартов, 2004
С. 2 ГОСТ 29291-92
Зкскавашр с оборудованием «обращай лопата*
Черт. 2
4.2. X (черт. 3 и 4) — размер зева ковша между режущей кромкой и задней стенкой. Размер У — расстояние по вертикали от верхней крайней точки режущей кромки до нижней точки контура боковой стенки.
4.3. Разделительная плоскость — горизонтальная плоскость, проходящая через режущую кромку и заднюю стенку по всей ширине ковша (черт. 3). Разделительную плоскость применяют при соотношении X/Y’Z 12.
4.4. Разделительная поверхность — цилиндрический контур, определяемый прямыми, прохо-
ГОСТ 29291-92 С. 3
лишим и через верхние края боковых стенок, параллельно режущей кромке (черт. 4 ). Разделительную поверхность применяют при соотношении X/Y < 12.
4.5. W — средняя внутренняя ширина ковша (черт. 3 и 4). измеренная на расстоянии, составляющем 2/3 высоты ковша.
4.6. Геометрический объем У5 — объем материала, лежащего ниже разделительной плоскости (черт. 3) и разделительной поверхности (черт. 4).
4.7. Объем «шапки» Ут — объем материала с уклоном 1:1, лежащего на разделительной плоскости (черт. 5) и разделительной поверхности (черт. 6).
Границы объема «шапки» (А/Гг 12) Границы объема «шапки* (А/У < 12)
4.8. Номинальная вместимость ковша YR номинальный объем материала в ковше, вычисляемый как сумма геометрического объема и объема «шапки* VR — Ух + Уг.
5. РАСИСТ ВМКСТИМОСГИ КОВША ТИНА «ОБРАТНАЯ ЛОПАТА»
5.1. Границы геометрического объема Гу при соотношении X/Y’Z 12 (черт. 3)
5.1.1. Точки пересечения режущей кромки с боковыми стенками.
5.1.2. Точки пересечения верхних краев боковых стенок с внутренней поверхностью задней стенки.
5.1.3. Внутренняя поверхность (и/или продолжения) боковых стенок.
5.1.4. Внутренняя поверхность (и/или продолжения) днища ковша и задней стенки, которая ограничивается контуром нижних краев боковых стенок.
5.1.5. Разделительная плоскость, проходящая через прямую у верхнего края режущей кромки н параллельная прямой, образованной верхней частью задней стенки ковша.
5.2. Границы геометрического объема Ух при соотношении X/Y < 12 (черт. 4)
5.2.1. Точки пересечения режущей кромки с боковыми стенками.
5.2.2. Точки пересечения верхних краев боковых стенок с внутренней поверхностью задней стенки.
5.2.3. Внутренняя поверхность (и/или продолжения) боковых стенок.
5.2.4. Внутренняя поверхность (и/илн продолжения) днища ковша и задней стенки, которая ограничивается контуром нижних краев боковых стенок.
5.2.5. Раздел 1гтельная поверхность, определяемая прямыми, проходящими через верхние края боковых стенок и параллельными линии режущей кромки.
5.3. Гранита объема «шапки» Ут
5.3.1. Объем материала с уклоном 1:1, который может удерживаться на разделительной плоскости геометрического объема (черт. 3), показанного на черт. 5.
5.3.2. Объем материала с уклоном 1:1, который может удерживаться на разделительной поверхности геометрического объема (черт. 4), показанного на черт. 6.
С. 4 ГОСТ 29291-92
6. РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА
6.1. Номинальная вместимость ковша равна сумме геометрического объема и объема «шапки» (VR = Vs + Vr). Номинальную вместимость в кубических метрах при публикации в качестве данных о номинальной вместимости ковшей по настоящему стандарту следует указывать с допусками, приведенными в таблице.
В кубических метрах
Номинальная вместимость | Допуск |
До 0.2 в ключ. | 0.01 |
Св. 0.2 до 0.5 включ. | 0.02 |
Св. 0.5 до 3.0 включ. | 0.10 |
*3.0 . 5.0 » | 0.20 |
6.2. Если расчетная вместимость меньше номинатьиой. входящей в данный ряд. более чем на 2 %. то следует указывать ближайшую меньшую номинальную вместимость из ряда.
ГОСТ 29291-92 С. 5
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 295 «Машины землеройные»
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 30.01.92 № 89
3. Стандарт разработан метолом прямого применения между народного стандарта ИСО 7451—83 «Машины землеройные. Гидравлические экскаваторы. Ковши типа «обратная лопата». Расчет вместимости» и полностью ему соответствует
4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
| ||||||
6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2004 г. |
Редактор В.П. Огурцов Технический редактор В. И. Прусакова Корректор В.Е. Нестерова Компьютерная керстка И.Л. Нац-икити
Им. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 29.04.2004. Подписано в печать 25.05.2004. Уел. псч. л. 0,93. Уч.-имл. 0,45.
Тираж 52 экз. С 2408. Зак. 166.
И ПК Издательство стандартов. 107076 Москва. Колодезный пер.. 14. http://wrvw.standards.ru e-mail: info&’standards.ni
Набрано и отпечатано в ИПК Издательство стандартов
Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты
Категория:
Одноковшовые экскаваторы
Публикация:
Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты
Читать далее:
Работа экскаватора с оборудованием прямой лопаты
Рабочее оборудование прямой лопаты применяется при разработке грунта выше уровня стоянки экскаватора. Экскаватор, оборудованный лопатой, чаще всего применяется при разработке грунта с погрузкой в транспорт. Работа может производиться и в отвал, однако в данном случае целесообразнее использовать драглайн, так как его рабочие размеры больше, чем у прямой лопаты.
Перед началом работы следует тщательно подготовить забой. ‘Подготовка забоя заключается в очистке его дна от камней, неровностей, разбросанного грунта и посторонних предметов. После очистки производят разбивку осей хода экскаватора и подготовку дорог для транспорта.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Рис. 1. Погрузка грунта в автосамосвалы экскаватором с прямой лопатой при боковом забое
Работа прямой лопатой при погрузке в транспорт может производиться двумя основными способами:
а) боковым забоем, когда транспортные пути располагаются сбоку экскаваторной проходки;
б) лотовым забоем, при котором транспорт подается сзади экскаватора по дну образуемой выемки.
Рис. 2. Лобовые забои: а — при ширине проходки менее 1,5 R; б— при ширине проходки 1,5—1,9 R
Первый способ обеспечивает более высокую производительность чем второй, поэтому он применяется чаще.
Наиболее распространенной разновидностью бокового забоя экскаватора с прямой лопатой является такой забой, в котором ведется работа с погрузкой грунта в транспорт на уровне стоянки экскаватора. На этой фигуре (и в дальнейшем) R — наибольший радиус резания в м, a Rcm— наибольший радиус резания на уровне стоянки экскаватора в м. Применяются также боковые забои, в которых грунт грузится в транспорт, расположенный несколько выше уровня стоянки экскаватора. Такие моделей (Э-258, Э-505, ОМ-202 и др.). Так, например, при рытье котлованов шириной около 2,5 R новаторы-экскаваторщики работают с перемещением экскаватора по зигзагу.
Рис. 3. Лобовой забой с выгрузкой грунта в транспорт, движущийся по бровке
Рис. 4. Уширения лобового забоя при перемещении экскаватора по зигзагу
Рис. 5. Уширенный трехступенчатый поперечно-лобовой забой
Выемки шириной до (3,0 3,5) R в отдельных случаях можно разрабатывать, применяя трехступенчатый поперечно-лобовой забой.
Приемы работы прямой лопатой
Для увеличения производительности экскаватора рекомендуется применять следующие приемы работы.
Перед началом работы экскаватор следует установить строго горизонтально для того, чтобы уменьшить износ зубчатого венца и центральной цапфы. При этом гусеницы должны опираться на грунт по всей своей длине, чтобы машина была устойчива и не стремилась откатиться назад при работе.
Рис. 6. Образование в забое козырька при работе прямой лопатой
Разработку забоя нужно начинать со стороны выгрузки ковша. Это позволяет начинать поворот сразу же после заполнения ковша и совмещать его с подъемом ковша. Опускание ковша в забой при этом совмещается с обратным поворотом. Необходимо учитывать также расположение подъездных путей: транспорт должен всегда подаваться со стороны пульта управления, чтобы машинист видел его положение во время разгрузки. Если грунт сыпучий, то черпание вначале нужно производить только на половину ширины ковша, чтобы грунт не осыпался на подъездные пути. После трех-четырех таких черпаний можно переходить на нормальную работу.
Сначала разрабатывают нижнюю часть забоя, используя полную силу напора. При этом происходит осыпание породы с верхней части забоя и наполнение ковша улучшается. При небольшой высоте забоя ковш нужно заполнять в два приема. Если высота забоя меньше трехкратной высоты ковша, можно для увеличения угла резания переставить тяги крепления ковша и рукояти.
В начале копания угол между рукоятью и вертикалью при закидывании ковша устанавливают не менее 10°, так как при меньшем угле врезание ковша в грунт будет затруднено. Время заполнения ковша нужно сокращать за счет резания грунта толстой стружкой, а ковш поднимать лишь на высоту, обеспечивающую его заполнение.
При работе в забое необходимо следить за тем, чтобы не образовывались призмы обрушения, так называемые козырьки (рис. 35). В тех случаях, когда они все же появляются, их следует немедленно обрушивать ковшом или заостренным бревном, вставленным в ковш. Необходимо стремиться работать на неполном вылете рукояти. Особенно не рекомендуется подводить ковш на разгрузку на предельном вылете рукояти и на предельной высоте выгрузки, так как в этом случае время на опорожнение ковша увеличивается. Однако при черпании сыпучих грунтов нужно работать на максимальном вылете рукояти во избежание заваливания экскаватора при обрушении верхних слоев грунта. В тяжелых грунтах следует применять средний и малый вылеты рукояти, что позволяет увеличивать толщину стружки и набирать ковш «с шапкой». Работа на средних вылетах в легких грунтах позволяет сократить цикл экскавации.
Место остановки автомашин под погрузку надо отмечать вешками или укладывать упорный брус для их задних колес. Это позволит работать на одном и том же вылете рукояти и с наименьшим углом поворота.
Большое значение имеет также правильная работа на рычагах управления. Рычаги необходимо включать несколько раньше, чем это требуется для того или иного рабочего движения, так как от движения рычага до включения механизма проходят доли секунды. Это позволяет экономить на одном цикле до двух секунд и повысить производительность экскаватора на 10—12%. Кроме того, машинист должен стремиться совмещать рабочие движения: поворот с подъемом или опусканием и с движением рукояти вперед или назад. У опытного машиниста все элементы цикла плавно переходят один в другой, сливаются друг с другом. Не должно быть пауз (перерывов) между наполнением ковша и началом поворота на выгрузку, между концом разгрузки и обратным поворотом в забой. Напор на грунт для врезания в него ковша должен начинаться немного раньше, чем ковш ляжет на грунт, а подъем —одновременно с началом касания ковшом грунта.
Показателями правильной работы экскаватора являются плавательных работах емкость ковша драглайна обычно не превышает 1 м3.
Подготовка забоя при работе с драглайном производится так же, как и при работе с прямой лопатой. Очищается и выравнивается место стоянки экскаватора и та полоса, по которой будет перемещаться транспорт. Колышками и вехами размечаются контуры забоя, а также места стоянки экскаватора и транспорта (самосвалов или прицепов).
Рис. 7. Уширенный забой драглайна с поперечно-торцовым перемещением экскаватора
Разработка грунта драглайнами может осуществляться следующими двумя основными способами: а) торцовыми забоями, с перемещением экскаватора в пределах полосы, на которой производится выемка грунта;
б) боковыми забоями, с перемещением экскаватора за пределами этой полосы. При торцовых забоях можно работать с небольшим средним углом поворота стрелы и получать довольно широкие, симметричные выемки с крутыми боковыми откосами. Ширина боковых забоев невелика, она практически не превышает 0,7 —0,8 R, но в этом случае выгрузку грунта можно производить на значительное расстояние от выемки. Выбор способа разработки зависит от типа и размеров земляного сооружения (выемка, канал, котлован, насыпь и т. д.)
Для разработки выемок шириной до 1,2—1,3 R с двусторонней укладкой грунта в отвалы и выемок шириной до 1,7—1,8 R с погрузкой грунта в транспорт, подаваемый по обеим сторонам выемки, целесообразно применять торцовый забой с установкой экскаватора по оси проходки. Если отвал или подача транспорта односторонние, драглайн для уменьшения угла поворота следует устанавливать со смещением в сторону отвала или транспортного пути.
Выемки шириной более 1,2—1,3 R при укладке грунта в отвал и более 1,7—1,8 R при погрузке грунта в транспорт за один проход драглайна по прямой отрыть нельзя, поэтому передовики-экскаваторщики предложили новые способы работы, позволяющие увеличить ширину проходки. К этим способам относится работа с перемещением экскаватора по зигзагу и с поперечно-торцовым перемещением.
Приемы работы драглайном
Для увеличения производительности экскаватора, оборудованного ковшом драглайна, следует применять следующие приемы работ.
При установке экскаватора в забое нужно учитывать направление ветра, особенно если местность открытая. Желательно, чтобы ветер дул в заднюю или в боковую стенку кузова, так как при таком положении песок и мелкие частицы грунта не будут попадать в лицо машинисту или засыпать экскаватор.
Работу драглайном следует начинать со стороны отвала и сразу на полную глубину выемки, а загрузку ковша нужно производить на возможно более коротком пути, причем ковш должен двигаться без рывков и заглублений. Глубина резания регулируется высотой крепления тяговых цепей на ковше. При тяжелых грунтах цепи крепятся к нижним отверстиям тяговой проушины ковша, при легких грунтах — к верхним.
Подъемный канат при черпании не должен провисать, чтобы ковш можно было поднять сразу после заполнения. Не рекомендуется также подтягивать ковш слишком близко к экскаватору, так как образующийся при этом валик из грунта загрязняет гусеничный ход и препятствует передвижению экскаватора.
В интервалах между подходами транспорта под погрузку следует набирать грунт в отдаленных точках забоя, увеличивая радиус действия драглайна забрасыванием ковша (работа с закидкой). Закидка ковша достигается его подтягиванием с последующим выключением тормоза тягового барабана. Во избежание перевертывания ковша во время его забрасывания тяговый канат не следует слишком сильно стравливать с лебедки. Следует иметь в виду, что закидка ковша увеличивает радиус действия экскаватора, но одновременно удлиняет продолжительность цикла, поэтому ее не следует применять без особой необходимости.
Разработка забоя должна вестись при наименьших возможных углах поворота, причем для сокращения цикла, операции подъема ковша и поворота экскаватора на выгрузку нужно совмещать по времени. Ковш при этом должен плавно, без рывков отделяться от грунта и переноситься к месту разгрузки с несколько приподнятыми зубьями, что предотвращает рассыпание грунта. При повороте ковш не следует поднимать слишком высоко.
Разгрузка ковша выполняется между двумя операциями: поворотом на выгрузку и поворотом в забой. Поворот экскаватора и опускание ковша в забой также необходимо максимально совмещать по времени. При повороте в забой следует одновременно производить забрасывание ковша с тем, чтобы к концу поворота он находился в положении, из которого можно начинать набор грунта. Разгрузку ковша в транспорт следует производить с минимальной высоты, чтобы не повредить кузов автомашины и не задевать ковшом бортов. Включать тормоз поворотного механизма следует немного раньше, чем ковш достигнет места разгрузки. При этом ковш по инерции движется к автомашине и разгружается коротким выключением тормоза тягового барабана.
При работе в отвал разгрузку нужно производить на ходу. Если угол поворота на выгрузку составляет не менее 140°, то поворот обратно в забой нужно производить в том же направлении без реверсирования поворотного механизма. Экскаватор при этом делает поворот на 360°. Благодаря отсутствию потерь времени на торможение и разгон поворотной платформы, экономия времени в этом случае составляет 10—12% от продолжительности цикла.
Работа экскаватора с оборудованием обратной лопаты
Оборудование обратной лопаты устанавливается на экскаваторах с ковшом емкостью только до 0,65 м3,так как экскаваторы с большей емкостью ковша недостаточно устойчивы при работе. Обратная лопата применяется при разработке грунта ниже уровня стоянки экскаватора (рытье котлованов, траншей, каналов и т. п).
Забои для экскаваторов с обратной лопатой так же, как и для экскаваторов, оборудованных ковшом драглайна, делятся на две основные группы —торцовые и боковые. Чаще всего применяются торцовые забои, так как этим способом можно отрывать узкую Длинную траншею, что при городском и промышленном строительстве является основным назначением обратной лопгггы.
При рытье узких траншей экскаватор устанавливается по ее оси. При работе в отвал ширина траншеи достигает 0,7—0,8; при работе в транспорт с односторонней выгрузкой она может быть доведена до 1,2 R, а с двусторонней —до 1,5 R. Для дальнейшего увеличения ширины траншеи экскаватор передвигают не по оси траншеи, а зигзагообразно: он ставится то у одного края траншеи, То У другого. Такая организация работы позволяет производить разгрузку ковша равномерно на обе стороны траншеи и обеспечивает нужные размеры откосов.
Боковые забои применяют в тех случаях, когда по условиям работы разгрузка должна производиться только в одну сторону. При этом экскаватор устанавливают параллельно оси траншеи, а черпание производят перпендикулярно оси. Угол поворота при выгрузке несколько увеличивается. Выгрузку нужно производить в сторону, противоположную передвижению экскаватора. При боковом забое профиль траншей получается несимметричным, так как происходит недобор грунта у противоположной стенки и подрезание ближней стенки. При таком способе работы экскаватор нельзя устанавливать слишком близко к краю траншеи во избежание осыпания и обвала грунта.
Обратная лопата, как и драглайн, широко применяется при мелиоративных работах для очистки и углубления старых оросительных каналов, а также для рытья новых. Очистку и углубление каналов следует производить вниз по течению, чтобы не образовывалась запруда, так как в этом случае течение воды будет намывать грунт и сводить на нет работу экскаватора. Если же воды в канале нет, то черпание следует вести в направлении к воде. При рытье новых оросительных каналов необходимо учитывать, что в процессе эксплуатации их придется часто очищать, поэтому отвал грунта следует производить возможно дальше от края канала.
Рекламные предложения:
Читать далее: Обязанности обслуживающего персонала
Категория: — Одноковшовые экскаваторы
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Основные сведения об экскаваторных забоях и разработке грунтов
Категория:
Эксплуатация экскаваторов
Публикация:
Основные сведения об экскаваторных забоях и разработке грунтов
Читать далее:
Основные сведения об экскаваторных забоях и разработке грунтов
Под забоем экскаватора понимают место его работы, то есть рабочую зону. Сюда включена площадка, на которой стоит экскаватор, часть поверхности, с которой вынимают грунт, а также площадка для установки транспортных средств, подаваемых под погрузку. Когда разработку ведут в отвал, к забою относят также площадку для размещения выгружаемого из ковша грунта. Забой перемещается по мере разработки грунта экскаватором.
Размеры и формы забоя зависят от габарита экскаватора, от типа рабочего оборудования, его размеров и вида транспортных средств. Если земляные работы ведут для постройки земляного сооружения (котлована, траншеи и т. п.), то размеры забоя зависят также и от масштаба земляного сооружения. В меньшей степени размеры забоя зависят от размеров выемки при карьерных работах, когда экскаваторную разработку ведут с целью добычи материала для возведения земляных сооружений или получения сырья для приготовления строительных материалов.
Габаритные размеры экскаваторов характеризуют основные линейные размеры гусеничного хода и поворотной платформы с кузовом. На рис. 1 показаны основные габаритные размеры, необходимые для определения размеров рабочего места экскаватора.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Так, например, радиус вращения хвостовой части кузова Н необходимо знать для правильной расстановки транспортных средств или правильной установки экскаватора у откоса, так как по правилам техники безопасности при любом повороте платформы расстояние между задней частью кузова и откосом или транспортным средством должно быть не меньше 1 м.
Рис. 1. Габаритные размеры экскаваторов:
А — наибольшая длина, Б — наибольшая ширина, В — наибольшая высота, Г — ширина кузова, Д — высота по крыше, Е — высота оси пяты стрелы от уровня стоянки, Ж — расстояние от оси пяты стрелы до оси вращения, 3 — ширина гусеничной ленты, И — ширина гусеничного хода. К — длина гусеницы, Л — просвет под противовесной плитой, М — просвет под картером ходового механизма, Н — радиус вращения хвостовой части кузова
При всех экскаваторных работах забой проектируют и организуют так, чтобы лучше использовать оборудование, добиваться высокой производительности труда и снижения стоимости работ. Большую помощь здесь оказывают технологические карты на установку экскаватора в забое, в которых регламентированы размеры забоя, расстановка транспортных средств, величина передвижек и т. п.
Забои экскаватора с прямой лопатой
Жесткое крепление ковша прямой лопаты позволяет работать как в отвал, так и с погрузкой в транспортные средства. Однако ввиду сравнительно небольших рабочих размеров прямой лопаты целесообразно использовать ее в первую очередь для погрузки грунта в транспортные средства.
Основные размеры экскаваторов, оборудованных прямой лопатой, определяются емкостью ковша, длиной стрелы и рукояти, а также углом наклона стрелы.
Рис. 2. Рабочие размеры экскаватора с прямой лопатой
К рабочим размерам экскаватора с прямой лопатой относятся следующие (рис. 282).
1. Радиус копания Р — горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до зубьев ковша при копании; различают радиус копания на уровне стоянки или радиус планировочной площадки и наибольший радиус копания Рп. макс при максимально выдвинутой рукояти.
2. Высота копания Як — вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до зубьев ковша при копании (наибольшая высота копания Як. макс соответствует максимально поднятой рукояти) .
3. Радиус выгрузки Рр — горизонтальное расстояние от оси вращения экскаватора до середины ковша при разгрузке; различают радиус выгрузки при наибольшей высоте выгрузки и наибольший радиус выгрузки Pp. макс-
4.Высота выгрузки Яр— вертикальное расстояние от уровня стоянки экскаватора до нижней кромки открытого днища ковша в процессе выгрузки (наибольшая высота выгрузки Яр. макс соответствует максимально поднятому ковшу).
5. Глубина копания — расстояние от уровня стоянки экскаватора до зубьев ковша при копании ниже уровня стоянки.
С точки зрения сокращения передвижек выгодно увеличивать высоту забоя. Однако это увеличение ограничивается соображениями безопасного ведения работ. Рациональная высота забоя определяется также длиной пути, необходимого для того, чтобы при разработке грунта нормальной стружкой к концу набора полностью наполнить ковш.
Ширина забоя, как правило, определяется размерами рабочего оборудования; расстояние между экскаватором и транспортными средствами выбирается таким, чтобы работать с наименьшими углами поворота.
Рис. 3. Схемы экскаваторного забоя при работе прямой лопатой:
а — тупиковой, лобовой, б — боковой
Рытье различных выемок, котлованов, каналов, траншей прямой лопатой и работу в карьерах с погрузкой в транспортные средства производят двумя основными способами:
а) лобовыми забоями, при которых транспортные средства подают сзади экскаватора по дну образуемой выемки;
б) боковыми забоями — продольными проходами с продольным расположением транспортных средств параллельно движению экскаватора.
В лобовых забоях приходится работать с большим, чем в боковом забое, углом поворота, что удлиняет цикл. Здесь менее удобно применять рельсовый транспорт и ограничено число транспортных единиц, которые могут одновременно подходить к забою. Этот способ разработки применяют весьма редко (при проходе начальных траншей и в других исключительных случаях).
Больше всего распространены боковые забои, в которых грунт погружают в транспортные средства, устанавливаемые на уровне движения экскаватора. Для выгрузки грунта экскаватор необходимо поворачивать на относительно небольшой угол, а ковш поднимать на небольшую высоту.
Забои экскаватора с драглайном
Большие, чем у прямой лопаты, размеры драглайна определяют его преимущества при работе с выгрузкой грунта в отвал или при укладке грунта непосредственно в возводимое сооружение. Гибкое крепление ковша делает менее удобной погрузку грунта в транспортирующие машины (по сравнению с прямой лопатой). Однако на практике погрузку драглайном в транспорт применяют многие машинисты.
Рис. 4. Рабочие размеры экскаватора с драглайном
В настоящее время для погрузки грунта в автотранспорт применяют ковши драглайна емкостью до 1,6 м3.
На рис. 4 показаны основные рабочие размеры экскаватора, оборудованного драглайном. Эти размеры определяются емкостью ковша, длиной стрелы, углом наклона стрелы и величиной заброса ковша за пределы горизонтальной проекции стрелы.
При концевом проходе экскаватор движется вдоль оси разрабатываемого забоя в пределах полосы, на которой вынимается грунт (рис. 285). Грунт можно укладывать в двухсторонние или односторонние отвалы или грузить в транспортные средства.
При последующей разработке экскаватор разрабатывает лишь один откос. Грунт можно укладывать в односторонний отвал или грузить в автомашины. Угол поворота при концевом проходе составляет в среднем 70—80°.
Для поперечной разработки забоя экскаватор устанавливают сбоку забоя и копают в направлении, поперечном оси движения. При погрузке в автотранспорт средний угол поворота составляет 80—90°, а при работе в отвал — 160—170°. Такая схема работы целесообразна при необходимости увеличения ширины выемки и дальности переноса грунта.
Забои экскаватора с обратной лопатой
Экскаваторы с обратной лопатой ведут работы в забоях, аналогичных забоям экскаваторов с драглайном.
Обычно ось рабочего перемещения экскаватора для уменьшения угла поворота смещается в сторону транспортного пути. Автомашины устанавливают таким образом, чтобы во время загрузки угол между стрелой экскаватора и продольной осью автомобиля был около 40°.
Рекламные предложения:
Читать далее: Разработка слабых и мерзлых грунтов
Категория: — Эксплуатация экскаваторов
Главная → Справочник → Статьи → Форум
РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ ЭКСКАВАТОРОМ Э0-3322Б, ОБОРУДОВАННЫМ ОБРАТНОЙ ЛОПАТОЙ И ПРОФИЛЬНЫМ КОВШОМ, С ВЫГРУЗКОЙ ГРУНТА В ОТВАЛ
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ ЭКСКАВАТОРОМ Э0-3322Б, ОБОРУДОВАННЫМ ОБРАТНОЙ ЛОПАТОЙ
И ПРОФИЛЬНЫМ КОВШОМ, С ВЫГРУЗКОЙ ГРУНТА В ОТВАЛ
1. Область применения
Типовая технологическая карта разработана на разработку траншей
экскаватором Э0-3322Б, оборудованным обратной лопатой и профильным
ковшом, с выгрузкой грунта в отвал
Разработка грунтов землеройными машинами
Технологический процесс устройства выемки включает разработку грунта с погрузкой в транспортные средства или на бровку выемки, транспортировку грунта, планировку дна и откосов.
Выбор способа разработки грунта и схемы комплексной механизации зависит от объемов и сроков выполнения работ, вида грунта, геометрических параметров земляного сооружения и условий производства работ.
При комплексно-механизированной разработке грунта кроме ведущей землеройной машины в комплект включаются также вспомогательные машины для транспортировки грунта, планировки и т.д.
В качестве ведущей машины при разработке постоянных выемок значительной глубины, котлованов и траншей больших размеров принимают одноковшовый экскаватор. Для транспортировки грунта используют чаще всего автосамосвалы, а также железнодорожный транспорт, конвейерный и гидравлический. Количество транспортных средств и схема их подачи к экскаватору назначаются из условия обеспечения бесперебойной работы экскаватора.
Для зачистки дна выемки, разравнивания грунта и обратной засыпки пазух используются, как правило, бульдозеры.
Технологические возможности экскаватора зависят от вида рабочего оборудования, системы его привода и главного параметра-емкости ковша. Рекомендации по выбору емкости ковша и других параметров экскаватора в зависимости от объема выемки приводятся в нормативной и справочной литературе по земляным работам.
Для выемок значительных объемов принимают экскаваторы с большой емкостью ковша. При разработке обводненных грунтов предпочтительнее применять экскаваторы с рабочим оборудованием «обратная лопата», «драглайн». Разработку грунта в глубоких траншеях с креплением вертикальных стенок, а также в опускных колодцах целесообразно производить грейферным ковшом.
Экскаваторы с гидравлической системой привода рабочего оборудования позволяют обеспечить высокую точность геометрических параметров выемки и большие возможности автоматизации процесса работы машины.
Пространство, в котором размещается экскаватор и происходит разработка грунта, называют экскаваторным забоем. Профиль экскаваторных забоев и их геометрические параметры для основных видов рабочего оборудования экскаватора представлены на рис.1.
Рис.1. Профили забоя экскаваторов с различным рабочим оборудованием:
а — прямая лопата с канатным управлением рабочим оборудованием; б — обратная лопата; в — драглайн; г — грейфер;
д — профиль забоя прямой лопаты с гидравлической системой управления; е — то же, обратная лопата; ж — грейфер;
— радиус копания; — радиус выгрузки; + — высота копания; — — глубина копания; — высота выгрузки
При проектировании производства работ размеры забоя назначают из условий обеспечения максимальной производительности экскаватора за счет сокращения времени рабочего цикла. Для этого высота (глубина) забоя должна обеспечивать заполнение ковша с «шапкой» за одну операцию резания грунта, угол поворота для разгрузки ковша должен быть минимальным и т.д.
Выемка, образующаяся в результате последовательной разработки грунта при периодическом передвижении экскаватора в забое, называется экскаваторной проходкой.
В зависимости от расположения экскаватора относительно забоя и его перемещения в процессе разработки грунта проходка может быть лобовой (торцовой) или боковой.
Траншеи разрабатываются, как правило, за одну лобовую проходку. Разработка котлованов выполняется одной или несколькими параллельными проходками. При значительной глубине выемки она разрабатывается ярусами, постепенно углубляясь до образования проектного контура котлована (рис.2).
Рис.2. Схемы экскаваторных проходок с рабочим оборудованием «прямая лопата»:
а — лобовая (торцовая) проходка; б — то же, с двусторонним расположением транспорта; в — уширенная лобовая проходка с движением экскаватора «зигзаг»; г — поперечно-торцовая проходка; д — боковая проходка; е — разработка котлована по ярусам:
I, II, III, IV — яруса разработки; 1 — экскаватор; 2 — автосамосвал; 3 — направление движения транспорта
В зависимости от геометрических параметров выемки и характеристики рабочего оборудования экскаватора назначают вид, размеры и количество проходок.
Одноковшовые экскаваторы с рабочим оборудованием «прямая лопата» целесообразно применять для разработки выемок значительных размеров при отсутствии грунтовых вод или незначительном их притоке.
При разработке грунта с погрузкой в транспорт «прямая лопата» — наиболее производительный вид рабочего оборудования. Экскаватор с таким оборудованием размещается на подошве забоя и разрабатывает грунт выше уровня стоянки. Разработка грунта, как правило, осуществляется с погрузкой в транспортные средства, которые могут располагаться на одном уровне с экскаватором или выше подошвы забоя.
В зависимости от ширины котлована лобовая проходка экскаватора может быть прямолинейной, зигзагообразной и поперечно-торцовой. Боковая проходка применяется при разработке широких котлованов. Очертания выемки при различных проходках представлены на рис.2. Ширина лобовых проходок определяется по формулам:
для лобовой прямолинейной
;
для зигзагообразной
;
для поперечно-торцовой
;
для боковой
,
где:
— оптимальный радиус резания экскаватора;
— длина рабочей передвижки экскаватора;
— радиус резания на уровне стоянки;
— количество поперечных передвижек экскаватора;
— коэффициент откоса;
— высота забоя.
Для въезда в котлован устраивают траншею с уклоном 10-15° и шириной до 3,5м при одностороннем движении и до 8м при двустороннем.
Экскаваторы с рабочим оборудованием «обратная лопата» и драглайн разрабатывают выемки (котлованы, траншеи и др.) любой ширины и глубиной, не превышающей максимальной глубины резания. Пояруснаяразработка выемки при этом виде оборудования, как правило, не практикуется. Экскаватор размещается выше забоя, что облегчает разработку мокрых и обводненных грунтов.
Экскавация грунта может осуществляться в направлении, совпадающем с перемещением экскаватора, — торцовой проходкой и перпендикулярно направлению перемещения — боковой. В последнем случае глубина разработки меньше, чем при торцовой. Схемы проходок и их размеры представлены на рис.3.
Рис.3. Схемы проходок экскаватора с рабочим оборудованием «драглайн» и «обратная лопата»:
а — лобовая проходка; б — уширенная лобовая; в — поперечно-торцовая; г — боковая проходка; д — разработка котлована двумя лобовыми проходками; I и II — последовательность проходок; 1 — экскаватор; 2 — автосамосвал
Грунт разрабатывают с погрузкой в транспорт или в отвал. Драглайн более производительно работает с перемещением грунта в отвал или насыпь.
Многоковшовые экскаваторы — землеройные машины непрерывного действия, наиболее эффективные при разработке выемок постоянного поперечного сечения и большой протяженности.
Экскаваторы поперечного копания используют, как правило, при разработке карьеров, больших котлованов, прокладке каналов, планировке откосов постоянных выемок значительных размеров и т.д.
содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8
Разработка грунта экскаватором прямая лопата — Мегаобучалка
Для прямой лопаты различают лобовой и боковой забои. В лобовом забое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и отгружает его на транспортные средства, которые подают к экскаватору по дну забоя. В этом случае автомобили подходят задним ходом попеременно то с одной, то с другой стороны забоя. Соответственно и грунт разрабатывается то с одной, то с другой стороны от оси проходки, при этом угол поворота достигает 140° и более, что снижает производительность экскаватора. Лобовой забой применяют в редких случаях (при разработке экскаватором пионерной траншеи, въездного пандуса и др.).
В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси движения и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону от оси проходки. При этом обеспечиваются благоприятные условия для движения транспорта, а средний угол поворота составляет 70…90°. Поэтому после пионерной проходки весь оставшийся в выемке грунт разрабатывают способом продольного бокового забоя (рис.V.17.).
Максимальная ширина разработки В (по одну сторону от оси проходки) определяется катетом прямоугольного треугольника, гипотенузой которого является выбранный радиус резания, а вторым катетом — перемещение экскаватора между последующими стоянками l. Эта величина равняется разности между максимальным и минимальным радиусами резания. Исходя из этого принимают:
Средний уголок поворота машины определяется между направлением стрелы при прохождении ее через центр тяжести объема грунта, разрабатываемого с одной стороны (точка 0), и положением стрелы в момент выгрузки ковша.
Для лобовой проходки целесообразно принимать ширину разработки 2В, так как при этом средний угол поворота оказывается наименьшим.
Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатывать боковым забоем с движением транспорта на одном уровне с экскаватором. Иногда для перехода к разработке с боковым забоем необходимо вначале отрывать так называемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать, опустившись на дно забоя по пандусу (рис. V.18,а).
Если высота выгрузки экскаватора больше или равна сумме глубины выемки, высоты борта автосамосвала или другой транспортной единицы и при этом добавляется 0,5 м (на «шапку» над бортом), пионерную траншею разрабатывают боковым забоем при движении транспорта по дневной поверхности на расстоянии не менее 1 м от края выемки.
При этом ширина проходки будет равна В+С (см. рис.V.18,а), где С — ширина части проходки, обращенной в. сторону подачи транспорта. При определении С следует исходить из минимально необходимой величины для обеспечения беспрепятственного разворота хвостовой части машины Rх— Это требование является обязательным, так как радиус выгрузки, соответствующий принятой высоте выгрузки, должен быть больше или равен С плюс заложение откоса (глубина проходки, умноженная на котангенсу, где φ — угол наклона откоса), плюс 1 м (безопасный зазор от бровки до кузова) и плюс половина ширины транспортной единицы.
При значительных в плане размерах выемки целесообразно разрабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны (рис. V.18, б). Такой способ разработки обеспечивает минимальную длину пионерной траншеи и позволяет организовать наиболее производительное кольцевое движение транспорта.
Выемки, глубина которых превосходит максимальную высоту забоя для данного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов (рис. V. 19). При этом нижний ярус разрабатывают аналогично верхнему, а автомобили подают к экскаватору так, чтобы ковш наводился на кузов сзади.
Трасса движения автомобиля в этом случае должна быть параллельной оси проходки экскаватора, но направлена в противоположную сторону.