Работа зернового элеватора: Зерновой элеватор — Википедия – Зерновой элеватор (для зерна) — что это такое? Хранение, принцип работы, сушка

Содержание

Современный элеватор зерновой: основные задачи и принцип работы

Злаковые — самая распространенная культура, которую выращивают в нашей стране. Для компаний, которые занимаются производством ячменя, пшеницы, кукурузы и других культур, элеватор – незаменимая вещь. Все из-за больших объемов выращивания зерновых и необходимости их надежного и качественного хранения, обработки сушки. С этими задачами легко справляется элеватор зерновой. Этот технический комплекс может использоваться компанией, как для собственных нужд, так и в качестве успешного бизнес-проекта, услугами которого будут пользоваться предприятия.

Какие основные задачи элеватора?

Сооружение, с помощью которого можно выполнять первичную обработку зерна, сушить его, доводя сырье до необходимого состоянии, и хранить – это элеватор, цена которого напрямую зависит от того насколько качественно при его строительстве используется оборудование для элеваторов. Если объяснить проще, то сам элеватор является механизированным хранилищем зерна силосного типа.

Как устроены элеваторы?

Казалось бы, очень просто высушить зерно и поместить его в ангар для хранении, это возможно при небольших объемах, а если необходимо хранить тысячи тонн урожая, как быть? Элеватор зерновой как раз создан для выполнения таких функций. Это не одно устройства – а целый технический комплекс, где есть много рабочих объектов:

  • силосные корпуса;
  • устройства для погрузки и выгрузки продукции;
  • дополнительные рабочие помещения,
  • цеха для просушки зерна и др.

Силосы, которые помогают выполнять основные задачи элеватора, это не простые ямы, которые используются для хранения травы, а устройства для:

  • дезинфекции зерна;
  • его вентиляции.

Благодаря силосам продукция сохраняет свой товарный вид и не теряет качества.

Как работает элеватор?

Современные устройства максимально автоматизированы, участие человека необходимо для контроля всех показателей, установки необходимых параметров и координации работы комплексов. Перед тем как купить элеватор стоит обратить внимание на место его расположения, очень важно, чтобы было максимально удобно транспортировать обработанное зерно. Поэтому наличие вблизи желе

N❶ Технологический процесс работы элеватора

Опубликовано 19.07.2018 Автор admin

Элеватор — комплекс сооружений для доведения зерна до требуемого состояния и хранения его в большом количестве. Состоит из отделений, каждое из которых предназначено для выполнения определённой технологической операции.

Технология работы элеватора фото

Технология работы элеватора

Элеватор состоит из следующих отделений:

  • Административные и хозяйственные здания.
  • Приёмное отделение. Зерно может доставляться на место назначения с помощью грузового транспорта, по железной дороге или на водных судах. В первую очередь оно поступает в приёмное отделение, специально оборудованное для разгрузки конкретного вида транспорта. Грузовики направляются в подземные помещения, откуда отгруженное зерно с помощью норий поступает в рабочую башню. В бункерах разгружают и грузы, прибывшие по железной дороге. Для водных судов используют специальные установки.
  • Весовое отделение. 
  • Рабочая башня. Технология работы элеватора заключается в том, что зерно необходимо хорошо очистить от примесей. Происходит это в несколько этапов. Для проведения данной процедуры предназначена рабочая башня.
  • Сушильное отделение. 
  • Далее технологический процесс работы элеватора предусматривает направление зерна на хранение. Оно уже доведено до необходимого состояния. Хранение зерна происходит в силосах с плоским днищем и конусным.

Виды силосов

Силос является одной из важнейших частей элеватора. Силосы бывают следующих видов:

  1. Изготовленные из железобетона как по монолитной технологии, так и сборные. Они также подразделяются на квадратные и круглые. 
  2. Более современными являются металлические зернохранилища, которые получают всё большее распространение на территории Украины. Металлические силосы защищены от коррозии на долгие годы.

Помещения для хранения сырья располагаются рядами. На территории комплекса обязательно существует противопожарная служба.

Технологический процесс работы элеватора фото

Технологический процесс работы элеватора

Технология работы элеватора предусматривает, что в нижней части зернохранилищ расположены специальные устройства, через которые зерно в необходимом количестве поступает на разгрузку. Для простоты выполнения операции под зерноподающими воронками расположен конвейер. Зернохранилища оборудуются вентиляционными системами, дезинфицирующими механизмами, устройствами контроля температуры сырья.

Технологический процесс работы элеватора на 90% автоматизирован. Ручной труд практически не применяется. Это способствует скорейшему выполнению всех операций, точному и быстрому взаимодействию блоков.

Блог

Как нарастить эффективность работы элеватора: эксперты отвечают на вопросы

В мае 2017 г. журналом «Хранение и переработка зерна» проводился семинар-практикум «Эффективный элеватор 2.0 – прибыльный бизнес», генеральным партнером которого выступал завод «ЛУБНЫМАШ». Ранее мы опубликовали обзор этого мероприятия и, как и обещали, предлагаем читателям ознакомиться с обзором вопросов, которые задавали участники семинара, и ответов на них.

  1. Вопросы об увеличении эффективности работы элеватора в целом

Эффективность работы элеватора напрямую зависит от числа «узких» мест в технологическом процессе в общем и на отдельных участках в частности. Для роста показателей работы предприятия и сохранения положительной динамики важно правильно определить эти «узкие» места и своевременно предпринять меры для их устранения. Один из первых вопросов от участников семинара был посвящен именно этому и адресован Сергею Гуляеву, региональному менеджеру восточных элеваторов и техническому руководителю элеваторного направления Украины компании «Каргилл».

Свой ответ эксперт начал с того, что в первую очередь необходимо составить четкую и понятную всем схему работы элеватора. Её можно просто нарисовать с обозначением всех технологических участков. Это позволит правильно сформулировать цели для каждого и легче понять действия, которые необходимо предпринять для их достижения. К примеру, если это участок приемки, то на нем зачастую хочется сократить время выгрузки машины. Для оптимизации процесса выгрузки нужно разложить на этапы весь процесс приемки, что позволит легче и быстрее выявить причины, по которым он занимает времени больше, чем хотелось бы. В качестве примеров эксперт рассказал о том, какие проблемы такой подход помог ему определить и решить на предприятии:

  • не только сократить время выгрузки, но и определить и устранить технологические проблемы, увеличивающие бой зерна;
  • выявить малоэффективную конфигурацию ковшей и заменить их на более оптимальную;
  • выявить причину набора скорости зерном и устранить её путем пересмотра направленности самотеков и разделения потоков с оборудованием двух точек загрузки ленточного транспортера;
  • оптимизировать поступление зерна на сепаратор так, чтобы верхние сита всегда были заполнены. Самый простой способ добиться этого – установить задвижки, посредством которых оператор сепаратора будет регулировать поступление зерновой массы.

Технический директор компании «ИнноВиннпром» Юрий Скидан дополнил ответ С.Гуляева и сказал, что определенную часть проблем поможет решить автоматизация производственных процессов. К примеру, можно реализовать систему, которая будет в режиме реального времени предоставлять данные о культурах в машинах, ожидающих разгрузку. Это позволит оптимизировать работу участка приемки и минимизировать число перенастроек оборудования. Установка частотных приводов на мощные механизмы позволит останавливать их работу на периоды перенастройки. С одной стороны, это мелочь, но, с другой, если механизм имеет высокую мощность и, следовательно, большое энергопотребление, то даже 10 мин. его простоя дадут ощутимую экономию. Также предлагаемые компанией «ИнноВиннпром» системы автоматизации позволяют четко следить за временем, которое отработало то или иное оборудование. Это позволяет прогнозировать отказ и планировать своевременное проведение технического обслуживания и ремонта.

Одной из распространенных проблем, методы решения которой интересуют и директоров, и технологов элеваторов, является расхождение показателей, получаемых при взятии проб различными пробоотборниками. Для решения таких спорных вопросов С.Гуляев рекомендовал четко заранее определить для себя способ взятия проб – автоматический или ручной – и службу, которая будет определять показатели зерна по взятой пробе. Последняя должна быть обязательно прописана в контракте. Из своего опыта он сказал, что при отправке пробы в разные службы метрологии будут получены разные результаты.

В продолжение этой темы одним из участников семинара был озвучен вопрос: «Присутствует ли процент боя зерна при автоматическом отборе проб представленными моделями пробоотборников?». В качестве дополнения он привел пример, когда при взятии проб ручным способом лаборатория установила присутствие 1% сорной примеси в зерновой массе подсолнечника, а при автоматическом взятии проб показатель присутствия сорной примеси в этой же партии был равен 3,5%.

Отвечает Юрий Скидан: «Результаты проведенных экспериментов и наблюдений показали полное отсутствие боя зерна при автоматическом взятии проб». По поводу отличия показателей эксперт сказал, что различия возможны из-за метода, которым берутся пробы зерна. Его ответ дополнил С.Гуляев и на примере оборудования «Интерсистем» из собственного опыта объяснил причину возникновения различий – лаборант может не отключать вакуумный насос при непосредственном погружении прибора в зерновую массу. Эксперт четко сказал, что если при ручном отборе проб показывает 1%, а при механическом – 3%, то в последнем случае на 100% не выключен вакуумный насос.

Вопрос: «При зачистке зерна в силосе с плоским днищем надо все время подталкивать шнек подручными средствами, что повышает травмоопасность. Что предлагают производители?».

В качестве ответа Сергей Береза, начальник технического отдела завода «ЛУБНЫМАШ», на примере изготавливаемого и представленного для осмотра в процессе экскурсии по заводу оборудования рассказал о реализованной им технологии, которая позволила избежать появления такой проблемы. Суть её заключается в увеличении определенных зазоров и установке специальных колес на шнек с резиновыми вставками, которые эффективнее сцепляются с бетоном и не прокручиваются, не буксуют. Он сказал, что полученные отзывы клиентов, у которых такая модификация оборудования уже проведена и используется, говорят о её эффективности, об улучшении работы всего участка. Также эксперт отметил, что рассматривается вариант установки и использования скребкового конвейера. Такая модель уже разработана конструкторским бюро, уже идет работа по подготовке документации и завод «ЛУБНЫМАШ» готов на выгодных условиях осуществить экспериментальную установку на любом предприятии с целью запуска в эксплуатацию.

Вопрос: «При подборе норийных лент кому отдавать предпочтение: отечественным или импортным производителям?».

Отвечает С.Гуляев: «Лента обязательно должна быть маслостойкой, антисептической, огнеупорной и не должна растягиваться. Если на элеваторе не планируется увеличивать мощность, то вполне будет достаточно и лент отечественного производства».

В продолжение темы выбора норийных лент был озвучен вопрос: «Каких зарубежных производителей можете посоветовать именно Вы?», на который С.Гуляев ответил: «При выборе ленты мы рассматриваем продукцию компаний Muller Beltex (Великобритания), SIG (Италия), но в любом случае ключевую роль играют характеристики».

Его ответ был дополнен С.Березой как непосредственным представителем завода-изготовителя норий. Он сказал, что со своей стороны они всегда предлагали заказчику несколько вариантов, но ключевую роль в принятии окончательного решения играла цена. В итоге завод остановил свой выбор на ленте «KALE» турецкого производства. В прошлом году она была установлена на нескольких объектах, и результат значительно лучше, чем от использования ленты отечественного производства. Теперь в подавляющем большинстве случаев заказчики склоняются к установке именно этой ленты.

Вопрос: «Поделитесь опытом использования пластиковых ковшей для норий и способами снижения боя зерна, особенно кукурузы, при транспортировке? Хорошо ли зарекомендовала себя футеровка самотеков?».

Отвечает С. Гуляев: «Безусловно, пластиковые ковши существенно снижают бой зерна, и результат их использования однозначно лучше. По поводу футеровки не могу дать однозначного ответа. Я использовал футеровку при креплении самотека сквозными болтами. Для транспортировки пшеницы и футеровка, и сам самотек подходят отлично. С подсолнечником возникают проблемы в виде налипания в местах болтовых соединений, проходящих через футеровку. В результате самотек требует постоянной чистки». Также эксперт рассказал о том, что видел презентацию чехлов с фланцами и футеровку напылением, отзывы о которой положительные, но ни первым, ни вторым вариантом не пользовался.

После ответа эксперта один из участников семинара рассказал о своем опыте использования чехлов с фланцами и сказал, что они тонкие и через 1-1,5 года приходится менять. Также он сказал, что пробовали на предприятия вариант футеровки полиуретаном и напылением. Первый вариант с экономической стороны себя полностью оправдал, а второй, даже при условии хороших эксплуатационных показателей, приводит к ослаблению металла в местах стыка самотека с другими технологическими элементами.

Еще один насущный вопрос, который поступил к ведущему семинара в письменном виде, касался возможности реализации на элеваторе системы снятия остатков для контроля количества хранящегося зерна, позволяющего не только владеть оперативной информацией, но и предупреждать хищения. Он был отправлен после семинара Юрию Скидану, который дал на него следующий ответ:

«1. Система снятия остатков зерна на элеваторе предполагает использование таких измерительных средств, которые позволят с коммерческой точностью определить вес тех порций (количеств) зерна, которые расположены в различных силосах, бункерах, складах и других емкостях элеватора. Полный ответ на этот вопрос должен содержать информацию о том, сколько имеется зерна всего на элеваторе, распределение этого зерна по видам и классам, размещение этого зерна в технологических емкостях элеватора с указанием остаточного веса.

Снятие остатков по весу производится на элеваторах через бункерные или автомобильные весы. В этом случае учет может производиться с коммерческим классом точности (0,1%).

2. Получение оперативной информации об остатках зерна на элеваторе осуществляется оснащением технологических емкостей элеватора измерителями уровня зерна в силосах. Для металлических силосов желательно применять сканирующие (лазерные или ультразвуковые) уровнемеры, позволяющие учитывать форму зерновой насыпи в силосе. Вычислительный блок такого уровнемера позволяет рассчитать объем зерна в силосе с погрешностью 1-2 %. Стоимость таких уровнемеров находится в диапазоне (примерно) 5-8 тыс. евро. Для силосов в бетонных элеваторах можно применять уровнемеры емкостного или эхолокационного принципов действия. Погрешность измерения объема может составлять 2-5%, стоимость — около 1 тыс. евро. Если оснастить все силоса элеватора соответствующими приборами измерения уровня, объединить их в систему, оснастить систему соответствующим программным обеспечением, то снятие остатков зерна в элеваторе может занять несколько секунд (или минут) при полном отсутствии человеческого фактора. Данный учёт не является коммерческим.

Для детализации учета остатков по видам зерна в этом случае необходимо использовать дополнительный программный продукт – «электронную силосную доску», позволяющую вести технический учет размещения зерна при закладке его на хранение. Такой программный продукт производится предприятием «ИННОВИННПРОМ» в составе программы учета и контроля зерновых САКУРА.

Отечественные производители уровнемеров зерна в силосах элеваторов мне не известны».

  1. Вопросы по очистке и транспортировке зерна

Вопрос: «Нужна или не нужна предварительная очистка зерна перед сушкой?».

Отвечает С.Береза: «Я считаю, что нужна. После предварительной очистки сушка зерна осуществляется с меньшими затратами. Плюс ко всему, уменьшается риск возгорания пыли и мусора внутри зерносушилки. В противном случае мусор будет накапливаться внутри оборудования, что потребует дополнительных периодических затрат на его очистку».

Ответ Сергея Березы был дополнен Юрием Паевским, директором ООО «Экозерносервис», и С. Гуляевым. Ю.Паевский сказал, что хоть требований к предварительной очистке зерна перед сушкой и нет, но практика показывает, что, к примеру, при использовании шахтной зерносушилки предварительная очистка необходима из-за высокого риска самовозгорания этого оборудования.

С. Гуляев добавил: «Предварительная очистка зерна необходима и с экономической точки зрения. Поступающее на элеватор зерно содержит мелкий и крупный мусор. Последний впитывает в себя большое количество влаги, увеличивая общую среднюю влажность зерновой массы. В последующем подработка такого зерна будет сопровождаться ростом затрат».

Вопрос: «Как обеспечить очистку зерна от амброзии с 4000 шт/кг до 100 шт/кг?».

На него ответил С.Гуляев, сказав, что качество очистки в первую очередь зависит от людей, в ответственности которых находится правильный подбор сит: начальника производства и завлабораторией. Также, исходя из того, что быстро и эффективно очистить невозможно, он рекомендовал установить на элеваторе ограничение на содержание амброзии в зерновой массе. Рассчитать ограничение можно по имеющейся технической возможности и экономической эффективности, при которой очистку достаточно сделать один раз, а не два-три, в процессе которых увеличивается бой и растут трудозатраты.

Вопрос: «Влияет ли тип сепаратора (барабанный или с плоскими решетами) на качество очистки зерновой массы от примесей?».

На этот вопрос ответил Сергей Харченко, представляющий на семинаре Харьковский национальный технический университет сельского хозяйства. Он сказал, что конкретных показателей зависимости качества очистки от типа сепаратора нет, но уточнил, что наличие вибрации всегда способствует разделению зерновой массы на составляющие, движению зерна внутри слоя, его прохождению через отверстия. Очистка же от таких сорных примесей, как амброзия и аналогичных, происходит по размеру и зависит от правильного выбора решет.

В качестве дополнения к ответу предыдущего эксперта С. Гуляев акцентировал внимание на том, что при просьбе клиента «хорошо почистить» в процессе сепарирования будет образовываться большое количество побочного продукта. В итоге клиент будет недоволен тем, что ему вернули меньше продукции, чем он отдал. Этот момент необходимо учитывать.

Вопрос: «Какие факторы могут влиять на повреждение и разрушение зерна при его транспортировке от пробоотборника до лаборатории, и травмируется ли зерно?». Он был адресован Ю. Скидану и касался представленной им участникам семинара модели автоматического пробоотборника.

Отвечая, Ю. Скидан привел в качестве примера попытку порезать зерно ножницами путем их погружения в зерновую массу, что сделать невозможно. Опираясь на приведенный пример, эксперт заверил участников семинара в том, что и вращающийся внутри зерна фрагмент шнека не может повредить зерно. По поводу травмирования зерна в процессе его транспортировки от пробоотборника до лаборатории эксперт сказал, что движение осуществляется по максимально гладким трубкам, в которых исключены какие-либо возможности его повреждения.

Следующий вопрос, также адресованный Ю. Скидану и касающийся изготавливаемой компанией «ИнноВиннпром» модели автоматического пробоотборника, звучал следующим образом: «Какой опыт эксплуатации пневмотранспорта представленной модификации пробоотборника при влажности кукурузы 35-40%?»

Эксперт сказал: «Насчет 40% не скажу, но при реальных 30-32% все в порядке, жалоб на работу оборудования нет. С полей везут все, и жалоб, что не берет пробы – нет. Вращающимся фрагментом шнека исключается невозможность взять пробу».

Вопрос: «Как зависит эффективность работы элеватора от автоматизации технологических и производственных процессов? Насколько установка систем автоматизации оправдана с экономической точки зрения?».

Сергей Гуляев на этот вопрос ответил следующим образом: «Если бы на элеваторе был непрерывный процесс, то полная автоматизация была бы оправданной. При этом необходимо понимать, что полная автоматизация всех процессов – это риск и операторы нужны. Именно они следят за состоянием оборудования, за его работой и при необходимости (поломка, появление посторонних шумов и т.д.) быстро принимают соответствующие решения по ремонту. По этой причине автоматизация нужна, но руководителю элеватора необходимо определить для себя «золотую середину». Плюс ко всему отказ от ручного труда, даже частично, – это защита оборудования, экономия на фонде оплаты труда и обеспечение более четкого, точного выполнения определенных функций на конкретных технологических этапах».

В подтверждение сказанного эксперт привел пример, когда операторы собственноручно закрывают задвижки и оборудование начинает работать процентов на 20%, но продолжает тратить электроэнергию. Когда же руководить спрашивает о причинах снижения объемов производства при росте потребления электроэнергии или сохранении потребляемого объема на одной уровне, то оператор начинает ссылаться на качество зерна. Отдельно эксперт акцентировал внимание на необходимости наличия термометрии на предприятиях силосного хранения, особенно масличных культур.

Ответ С.Гуляева дополнил Ю.Скидан. Он отметил, что программные продукты его компании для элеваторов позволяют видеть не только варианты маршрутов перемещения зерна и их число, которое растет в зависимости от сложности элеватора, от его мощности, но и потребляемую мощность по каждому варианту. Последняя зависит от длины маршрута и времени перемещения зерна. Все это позволяет оператору выбрать наиболее экономичный из доступных. Также он упомянул о ситуации ошибочного засыпания одной культуры в другую. Программные комплексы компании «ИнноВиннпром» позволяют избежать таких ситуаций. При выборе маршрута оператором система автоматически проверяет возможность и допустимость перемещения конкретного продукта в указанное место.

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

3.1 Технологическая схема работы элеватора

Технологическая
схема рабочей башни и силосного корпуса
элеватора приведена в приложении Г.

Прием зерна ведется
с автомобильного и железнодорожного
транспорта. Зерно с автотранспорта
принимается в бункера(1), из которых
конвейерами(2) оно подаётся в башмаки
норий. Для приема зерна с железной дороги
есть связанный с рабочей башней
вагоноразгрузчик и специальные ямы для
разгрузки вагонов зерновозом, далее
зерно по конвейеру(3) поступает в башмаки
норий. Головки норий(4) подают зерно в
надвесовые бункера(5). После взвешивания
на ковшовых весах(6) с помощью
распределительных кругов(7) зерно
поступает на надсилосные конвейеры(8,
11), которые могут подавать его в силосные
корпуса(9) на хранение; на зерносушилку
и зерноочистку в рабочей башне, на
мельницу, в крупоцех, на железнодорожный
транспорт. После сушки или очистки зерно
самотёками поступает в башмак нории и
снова подаётся в надвесовые бункера. С
помощью подсилосных конвейеров(10) зерно
поступает в башмаки норий, и поднимается
для взвешивания и дальнейшего
распределения.

3.2 Применяемые в производстве машины

3.2.1 Транспортирующие машины

Для перемещения
зерна на элеваторе используют нории,
конвейеры, самотёки.
Основной транспортной машиной является
нория. Она определяет тип и мощность
рабочего здания элеватора. Нория служит
для подъема зерна по вертикали; рабочим
органом являются ковши, закрепленные
на замкнутой ленте болтами. Лента огибает
два концевых барабана и служит тяговым
органом. Нижний барабан помещен в
башмаке, верхний – в головке нории. Обе
ветви ленты (рабочая и холостая) движутся
в трубах, соединяющих башмак и головку
нории. Для загрузки и выгрузки продукта
предусмотрены патрубки в башмаке и в
головке. Нижний барабан служит для
натяжения ленты, которое проводят
посредством грузового или винтового
механизма.

1
– головка, 2 – башмак

Рисунок
10 – Нория

3.2.2 Весы

Элеваторные
ковшовые весы (Рис. 11) используют для
взвешивания зерна при внутрискладских
операциях, требующие учет массы зерна.
Весы состоят из ковша, опирающегося на
грузоприемную систему, указательного
прибора и выпускного механизма. По
принципу действия элеваторные ковшовые
весы представляют собой рычажные
коромысловые бункерные весы порционного
действия. Весы
работают следующим образом: ковш
наполняется, подается сигнал весовщику,
в это время задвижка весов закрыта,
затем он взвешивает и открывает задвижку.
Зерно самотеком попадает через
распределительную трубу на распределительные
круги, которые предварительно настраивают
на заданный технологический процесс.

1 — ковш; 2 — весовой
механизм; 3 – указательный прибор; 4 –
грузоприемный мост; 5 — рама

Рисунок 11 – Элеваторные
ковшовые весы 341Б20А

3.2.3 Поворотные трубы

Поворотные трубы
(Рис. 12) предназначены для направления
потока зерна по одному из 8 – 12 направлений.
Приемный патрубок может поворачиваться
вокруг
вертикальной оси и останавливаться над
любым из выпускных патрубков. Для
остановки поворотной трубы в заданном
месте на станине у каждого выпускного
патрубка установлены конечные выключатели.

Рисунок 12 — Поворотная
труба

Как управлять зерновым бизнесом с помощью современных технологий — Elevatorist.com

Служба новостей

Служба новостей

26 Ноября 2019, 09:00

Служба новостей

Украина известна во всем мире как одна из мировых лидеров по экспорту зерна. Плодородный грунт и благоприятный климат для выращивания зерновых делают нашу страну привлекательной для зернового бизнеса, в котором сегодня работают как отечественные, так и крупные международные игроки.

Растущие объемы производства и продаж зерна порождают необходимость оптимизации управленческих процессов.

Благодаря IT-технологиям в последнее время в Украине появляется все больше продуктов, которые помогают оцифровывать бизнес-процессы в зерновом бизнесе и значительно упрощают операционную деятельность операторов рынка. 

Elevatorist.com рассказывает, как IT-решения уже сегодня существенно меняют подходы к работе на рынке зерна, и каких новшеств следует ожидать в ближайшем будущем.

Зернотрейдинг в смартфоне

Программа GrainTrack помогает автоматизировать «от А до Я» управленческий учет в зернотрейдинговой компании.

«Рутинная операционная деятельность зернотрейдинговых компаний съедает слишком много сил и времени персонала. Вместо поиска и заключения выгодных контрактов трейдеры тратят время на бесконечное заполнение таблиц в Excel, созвоны и переписку. Наша платформа автоматизирует всю цепочку бизнес-процессов в зернотрейдинговой компании. Программа становится единым рабочим инструментом для всех отделов, благодаря чему увеличивается скорость и качество работы с контрагентами», — рассказал основатель и СЕО компании Дмитрий Михальчук.

По его словам, GrainTrack позволяет экономить до 40% времени персонала на операционную деятельность, избегать необходимости двойного ввода данных, а главное — увеличить прибыльность бизнеса благодаря предоставлению качественной аналитики и прогнозов выгодности той или иной сделки «в моменте», а также за счет роста оборота.

Еще один плюс заключается в том, что платформа повышает мобильность управления зернотрейдинговым бизнесом. Благодаря тому, что программа является облачным решением, менеджмент компании получает доступ ко всему массиву данных управленческого учета с любой точки мира, для этого лишь нужно воспользоваться своим смартфоном.

GrainTrack был основан как стартап в 2015 году. Офис компании находится в Киеве. Сегодня это уже прибыльная компания, которая обслуживает десятки клиентов в Украине, странах СНГ, Европы, Азии и Африки. 

При этом у компании есть далекоидущие планы. Уже сегодня программисты проекта работают над более глобальными инфраструктурными проектами для рынка. По словам Михальчука, сегодня среди зернотрейдеров Украине есть запрос к большой сплоченности в работе и создании более прозрачного рынка.

Дмитрий Михальчук, основатель и CEO GrainTrack

На сегодняшний день из-за разных подходов к работе бизнес-процессы в каждой зернотрейдинговой компании строятся по-разному, отсутствуют единые подходы к оформлению документации, нет единой качественной площадки для заключения сделок.

Команда GrainTrack ставит перед собой амбициозную задачу — в ближайшем будущем стать объединяющим звеном для зернотрейдеров, которое благодаря введению единых стандартов сможет унифицировать бизнес-процессы в зернотрейдинге.

С этой целью уже ведется работа по интеграции в систему одной из ведущих электронных украинских зерновых бирж, чтобы клиенты могли покупать и продавать зерно прямо в своем рабочем кабинете.

Также планируется настроить автоматический обмен документами между клиентами с помощью синхронизации данных, интегрировать в систему платформу с программами бухгалтерского учета. Кроме этого сегодня программисты GrainTrack уже разработали и тестируют такой продукт как веб-кабинеты, который позволит зернотрейдерам предоставить доступ ко всей документации по сделкам своим контрагентам. Этот сервис лишит бизнес-партнеров необходимости постоянно созваниваться и обмениваться десятками электронных писем.

Все цены одним кликом

Компания «Амбар Экспорт БКВ» создала сервис для мониторинга актуальных цен на сельскохозяйственную продукцию. Это специальный чат-бот, то есть, виртуальный собеседник, доступный в мессенджерах Facebook, Telegram и Viber. 

С помощью бота пользователь может узнать индикативные цены на зерновые и масличные культуры в портах Одессы, Николаева и Бердянска. Чат-бот работает с 2018 года и за это время успел ответить сообщить актуальные цены на зерновые по запросам более 7 тысяч раз.

Сервис работает следующим образом: пользователь добавляет чат-бот в контакты мессенджера, а затем устанавливает необходимые фильтры поиска, с помощью которых рассчитывается закупочная цена на продукцию.

Дмитрий Михальчук, основатель и CEO GrainTrack

Так в несколько кликов можно узнать актуальную информацию. Куратор проекта Егор Дмитриев рассказал, что специалисты отдела закупок «Амбар Экспорт БКВ» ежедневно обновляют цены в сервисе соответственно тенденциям на рынке.

«Идея таких чат-ботов для аграриев появилась, потому что это очень удобно. Особенно в условиях, когда доступ к качественному мобильному интернету есть далеко не во всех уголках Украины. Пользователям больше не нужно посещать сайты, чтобы проверить актуальные на данный момент цены. Боты Ambar Export BKW в Telegram, Viber и Facebook Messenger доступны 24/7 и позволяют быстро получить нужную информацию на смартфоне или планшете даже при слабом интернет-соединении», — рассказал Егор Дмитриев.

Свободные зерновозы

Zernovoz.ua — платформа для организации грузоперевозок. На рынке с 2018-го. Основатель сервиса Александр Мащенко поставил задачу обеспечить выгодное сотрудничество между грузовладельцами и перевозчиками. С одной стороны, платформа упрощает поиск транспорта для перевозок, а с другой — открывает доступ перевозчикам к новым заказам.

Александр Мащенко, основатель проектов Zernovoz.ua и Zernotorg.ua

Чтобы получить наиболее выгодные предложения по перевозке, грузовладелец размещает заявку с детальной информацией про груз — место погрузки и разгрузки, тип и объем груза, срок вывоза, условия оплаты и количество необходимых автомобилей.

Далее нужно выбрать лучший из предложенных вариантов свободных перевозчиков или разместить заказ на доске объявлений.

Александр Мащенко, основатель проектов Zernovoz.ua и Zernotorg.ua

Преимущество платформы еще и в том, что она прокладывает маршрут с учетом качества дорог.

Александр Мащенко, основатель проектов Zernovoz.ua и Zernotorg.ua


Грузоперевозчики с помощью платформы могут постоянно мониторить рынок, минимизировать простой машин и исключить поездки «вхолостую». С помощью чат-ботов сервиса, владелец транспорта может мгновенно получать заказы с контактами заказчиков и указывать статус машин «Свободна» или «Занята».

Такой инструмент для быстрой организации грузоперевозок уже активно используют по всей Украине. Кстати, это не единственная платформа Александра Мащенко, которая помогает экономить время и оптимизировать свою деятельность на зерновом рынке.

Операции с зерном: быстро и выгодно

Платформа для торговли зерном Zernotorg.ua — еще одно детище Александра Мащенко. На рынке также с 2018-го. За несколько последних месяцев сервис значительно расширил свой функционал. С помощью платформы можно искать выгодные предложения покупки и продажи зерна на территории Украины.

Александр Мащенко рассказал, что при разработке платформы основной целью была возможность поиска выгодных контрактов с учетом логистических расходов. Для этого сервис Zernotorg.ua интегрировали с платформой Zernovoz.ua.

«Мы понимаем, что на фактор цены производителя в значительной степени влияет стоимость логистики. И сейчас благодаря интеграции с нашей системой мы получили удобный онлайн сервис, который способен подбирать самые привлекательные по марже контракты. И это не последнее новшество от команды обоих порталов», — прокомментировал основатель и руководитель порталов Zernotorg.ua и Zernovoz.ua Александр Мащенко.

Сейчас Zernotorg.ua является универсальной платформой, которая выбирает лучшую маржу и учитывает стоимость доставки зерна из склада к необходимому порту, перерабатывающему предприятию либо элеватору. Для этого пользователю нужно указать населенный пункт и культуру, а после выбора лучшего предложения пользователь может напрямую связаться с контрагентом.

Александр Мащенко, основатель проектов Zernovoz.ua и Zernotorg.ua

Платформа Zernotorg.ua обеспечивает коммуникацию между аграриями разного калибра: и мелкими фермерами, и крупными компаниями. Быстрый подбор наиболее выгодных предложений по всем регионам Украины экономит время пользователя и повышает эффективность бизнеса.

Умные элеваторы

Программист из Винницы Игорь Нешик более десяти лет занимается разработкой программного обеспечения для аграрного рынка. Его компания Princip уже имеет в своем портфолио успешные кейсы решений для зернового бизнеса — это платформа для автоматизации управления зерновыми элеваторами «Управление зерновым бизнесом».

В платформе применен кардинально новый подход к оцифровке работы зернохранилища по сравнению с классическими системами — речь идет о так называемой «бесшовной интеграции».

«Мы оцифровываем все бизнес-процессы на элеваторе, подключаем все возможное оборудование, ведем аналитику, система сама умеет давать рекомендации и назначать задачи пользователям, и можно сказать, что она полностью минимизирует человеческое влияние на данные, которые туда вносятся и эти данные максимально надежные», — рассказал Игорь Нешик.

Приложение пользуется популярностью, уже сегодня его используют 200 зернохранилищ по всей Украине. В частности, среди клиентов компании такой крупный игрок зернового рынка как Kernel.


Установка инновационного решения на элеваторе осуществляется на правах покупки лицензии, дополнительно с клиентов взимается месячная арендная плата за обновление и поддержку продукта.

Однако останавливаться на достигнутом винницкая команда программистов не собирается. Разработчики смотрят на проблему глобальнее. По словам Нешика, в работе зерновых элеваторов Украины сегодня остается много архаизмов, которые существенно усложняют жизнь участникам рынка и тормозят развитие зерновой отрасли в целом.

«На сегодня все говорят о диджитализации и электронном документообороте. Плюс говорят, что элеваторы сегодня модернизируются, строятся новые, на них ставиться «современное оборудование». Но при этом взаимодействие элеватора и поклажедателя, если брать с точки зрения информационных технологий, остается где-то на уровне 2000-х годов. Плюс законодательная база, которая, по сути, регламентирует этот учет документов и взаимоотношения между поклажедателем и элеватором, также остается едва ли не на уровне советских времен. Все это приводит к тому, что деятельность элеватора далека от прозрачности», — отметил Нешик.

Перечисленные проблемы в комплексе с обезличенным хранением зерна на элеваторах, по словам Нешика, сегодня приводят к потерям приблизительно 1-2% зерна его владельцами до отгрузки в порт за счет хищений.

Кроме этого, эксперт обратил внимание, что сегодня особняком стоит проблема оформления складских квитанций, которые фактически являются основным юридическим документом, подтверждающим факт помещения зерна в хранилище. На переоформление этих документов уходит очень много времени, что усложняет процесс продажи зерна, а отсутствие гарантий их подлинности убивает доверие банкиров и страховщиков к фермерам, которые не могут взять деньги взаймы под залог товара или оформить страховку.

Нешик уверен, что все эти проблемы можно решить только с помощью комплексного подхода — применением новейших IT-технологий совместно с изменением законодательной базы. С этой целью его компания работает над новым проектом под названием Granary.Space.

Платформа предназначена для оцифровки поступающих на элеватор зерновых активов с использованием технологии блокчейн. При этом за счет предоставления доступа к платформе другим игрокам рынка – фермерам и зернотрейдерам — в системе будет возможность оформлять сделки по покупке/продаже, кредитование под залог или страхование зерна, которое находится на хранении. Причем сделки можно будет осуществлять как за фиатные средства, так и за криптовалюты.

Благодаря применению блокчейн технологий у сторон сделок будет полное доверие к данным о товаре. За счёт внедрения в систему электронных складских квитанций удастся избежать ненужной документальной волокиты по переоформлению права собственности на зерно. При этом для подтверждения сделок планируется использовать электронно-цифровую подпись.

Кроме этого за счет прозрачности процессов у кредиторов и страховщиков повыситься доверие к складским декларациям. Благодаря этому фермеры смогут получать страховки и кредиты на более выгодных условиях.

Платформа также будет предоставлять доступ для интеграции с другими блокчейн платформами в контексте проектов для отслеживания логистической цепочки движения зерна с поля в порт.

«Сегодня у нас рынок зерна «серый», наша платформа сделает его «белым», поднимет инвестиционную привлекательность. Рынок торговли зерном будет более прозрачным, быстрым и более безопасным», — отметил Нешик.

Служба новостей

Служба новостей

последний вздох или второе дыхание? — Elevatorist.com

24 Апреля 2014, 09:22

Бетонные элеваторы: последний вздох или второе дыхание?

Большинство украинских элеваторов родом из Советского Союза. Некоторые из них давно исчерпали свой ресурс и требуют капитального ремонта и серьезных вложений. Владельцы старых зернохранилищ зачастую хотят получать прибыль немедленно, не строя грандиозных планов на завтрашний день. По подсчетам ремонтных компаний, только на одном из пятидесяти железобетонных зернохранилищ надлежаще следят за его состоянием.

От складов до силосов

Бетонные элеваторы появились в Союзе еще в 30-ых годах прошлого столетия. Треть этих сооружений сгорела в годы Великой Отечественной войны.

Новые зернохранилища начали возводить уже в мирное время. Их отстраивали на обугленных фундаментах разрушенных зерноскладов. Вместимость элеваторов составляла от 5 до 11 тыс. т. Для того времени были характерны также каменные склады — по 3,2 тыс. т.

/storage/spezproekt/concrete_7.jpg

Спустя десятилетие появились механизированные элеваторы с сушильно-очистной башней (СОБ). А немного позже партийные деятели заговорили о строительстве складов для длительного хранения зерна мощностью до 250 тыс. т. Этот замысел так и не был реализован. Предельная мощность советских зернохранилищ не превысила 170 тыс. т.

Перед распадом СССР в стране построили несколько металлических элеваторов, с силосами диаметром 7 метров и высотой 30 метров, производства Пардубицкого машзавода. Однако в эксплуатации они не показали ожидаемых результатов.

В Украине до сих пор сохранились самые первые бетонные элеваторы. Некоторые стали каменными призраками, некоторые все еще работают. Директор ремонтного предприятия «АЛЬП-ПРОМ» Артем Бабенко рассказывает, что его бригаде приходилось реконструировать квадратные монолитные силосы постройки 1938 года.

Наследники советских элеваторов

«Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» — самый крупный отечественный преемник зернохранилищ СССР. Глава правления зерновой корпорации Петр Вовчук сообщает, что в ее собственности 53 элеватора, и все они построены до 1991 года. Производственная мощность элеваторов «ГПЗКУ» — 3 млн 715 тыс. т или 10% паспортной вместимости всех сертифицированных зерновых складов Украины.

Какая часть украинских элеваторов является наследием Союза, сейчас сложно определить.

«Информация относительно зерновых складов, которые были построены в Украине до 1991 года, отсутствует», — объясняет Виталий Саблук, директор Департамента экономического развития аграрного рынка Министерства агрополитики.

/storage/spezproekt/spezproekt.jpg

Среди частных предприятий бетонными элеваторами владеет зерновая компания «ПРОМЕТЕЙ», которая скупает и восстанавливает старые склады. С начала этого года компания приобрела два зернохранилища. Общая накопительная мощность работающих зернохранилищ компании составляет 82 тыс. т, при этом на базе 5 элеваторных хозяйств «Прометея» общий объем хранилищ — в Николаевской, Кировоградской и Киевской области, может достичь 150 тыс. тонн.

Не старые, а надежные

Имея в активе железобетонные элеваторы, государственная зерновая корпорация и «ПРОМЕТЕЙ» лидируют среди равных себе предприятий. «ГПЗКУ» — один из самых больших экспортеров зерна с годовой прибылью около 30 млн грн. Прибыль «ПРОМЕТЕЯ» — более 18 млн грн.

По убеждению собственников элеваторов старого образца, главная ценность этих сооружений — надежность.

«Срок гарантии металлических силосов от производителя — 10–12 лет. У бетонных складов — 100–200. Со временем, — предполагает Рафаэль Гороян, руководитель «ПРОМЕТЕЯ», — придется произвести реконструкцию, но износа таких складов нет. К тому же, насколько известно, в нашей стране ежемесячно обваливается один силос на 5 или на 10 тыс. т, еще и с жертвами. Все потому, что металлическая колба — сложная конструкция, и малейшая ошибка чревата большими потерями. С бетонными сооружениями такого не происходит».

Еще одно достоинство элеваторов старого образца — высокое качество хранения зерна, особенно таких капризных культур, как кукуруза, подсолнечник, рапс. Рафаэль Гороян уверен, что для них металлический силос неприемлем. Он называют оцинкованный силос вакуумом, колбой, в которой зерно не циркулирует и не «дышит». Руководитель «ПРОМЕТЕЯ» убежден, что в бетонных складах больше воздуха, света, и меньше толщина слоя.

/storage/spezproekt/00420.jpg

К плюсам старых элеваторов эксперты также относят наличие официального землеотвода и коммуникаций. Эти удобства являются бонусом. Таким образом, покупатель экономит деньги, время и нервы.

«Необходимый земельный участок в нужном месте, с хорошими подъездными автодорогами, с ж/д веткой — это преимущества, стоимость которых можно оценить. Наличие электро- и газообеспечения также имеет свою цену. Хотя чаще всего такие зернохранилища маломощны, поэтому придется потратиться на их усовершенствование во время модернизации», — говорит Дмитрий Шкорупеев, руководитель проекта строительства элеватора.

Ремонт должен проводиться по плану

Ремонтные компании акцентируют внимание на том, что старые элеваторы надежны и обеспечивают качественное хранение зерна только при разумной эксплуатации.

«Деньги в надлежащую профилактику вкладывает один из полсотни владельцев. А когда уже «припечёт», некоторые понимают, что легче снести старый элеватор и поставить новый. Затраты огромные, а своевременный ремонт всё равно не делают», — анализирует Артем Бабенко.

/storage/spezproekt/work_2_800.jpg

Директор «АЛЬП-ПРОМА» убежден, что украинские элеваторы остро нуждаются в обязательных плановых осмотрах и предупредительном ремонте, как в советские времена. Впрочем, дальновидные хозяева не ждут указаний и подсказок, они сами заинтересованы продлить жизнь своим «кормильцам».

«Даже если капитально отремонтировать элеватор, осмотры все равно нужны как минимум раз в год, после окончания маркетингового года, перед началом нового (в мае-июне)», — делится опытом инженер-технолог компании «ПРОМЕТЕЙ» Амаяк Григорян.

Своевременные обследования и текущие работы снижают цену реконструкции зернохранилища. В «АЛЬП-ПРОМЕ» говорят, что сегодня средняя стоимость ремонта одного силосного корпуса — от 500 тыс. грн до 2 млн грн.

Капитальный ремонт включает в себя около десяти видов работ по силосам, кровле, фасаду, швам, откосам, металлоконструкциям и подтяжкам. Основные проблемы старых элеваторов связаны с коррозийными процессами и влиянием атмосферной влаги, поэтому в первую очередь нужно сделать качественную герметизацию. Иначе можно потерять элеватор.

/storage/spezproekt/14_big.jpg

«Если вовремя не отремонтировать надкапительный шов, то через 2–3 года придётся восстанавливать не только шов, но и усиливать капитель, а потом за ней наблюдать пожизненно — все равно, что лечить хроническое заболевание. Причём если заменить панель СОГ сложно, то заменить, например, колонну в подсилосном помещении — это вряд ли осуществимо», — объясняет Артем Бабенко.

В то же время специалисты рекомендуют излишне не торопиться. Они говорят, что если собственнику не хватает денег, лучше проводить реконструкцию поэтапно 2–3 года, но выполнить ее качественно. Самый дешевый вариант на стадии ремонта может оказаться самым дорогим на стадии эксплуатации. Об этом предупреждают представители «АЛЬП-ПРОМА».

Считаем прибыль и затраты

Представители «ПРОМЕТЕЯ» говорят, что модернизация старого бетонного склада и даже постройка нового — в два раза дешевле, чем монтаж металлического силоса.

«100-тысячный элеватор может обойтись в $25 млн, грубо говоря, по $250 за тонну. Ни у трейдера, ни у производителя таких денег нет. Мало кто может похвастаться, что он за свои деньги построит хотя бы один элеватор. Естественно, что это кредитные — «длинные» — деньги. Это — мина замедленного действия, потому что по кредиту нужно платить, а прибыльность разнится от сезона к сезону. Если у компании растет кредитный портфель, это чревато банкротством, поэтому бетонные склады — единственный вариант. Мы заработали, поставили склад, потом еще один. По мере получения доходов мы строим хранилища. Да, иногда приходится менять мощность норий, рассчитывать затраты электроэнергии, но это совсем другие суммы», — рассказывает Рафаэль Гороян.

Старые элеваторы позволяют сэкономить деньги, но могут принести также немалые расходы. Это тоже нужно учитывать.

«Физически изношенное и морально устаревшее технологическое оборудование требует значительных затрат, в том — числе ручного труда, имеет малую производительность и небольшую наработку на отказ. Как следствие — относительно низкая производительность элеватора на прием и выгрузку зерна, что ухудшает финансовые показатели элеватора», — объясняет Дмитрий Шкорупеев, руководитель проекта строительства элеватора.

Эксперты прогнозируют старым элеваторам долгую жизнь

«Государственная продовольственно-зерновая корпорация» имеет возможность централизовано следить за состоянием своих элеваторов. В последнее время там вплотную занялись модернизацией зернохранилищ. Каждый месяц на предприятии либо устанавливают новое оборудование, либо заменяют производственные линии, либо ремонтируют железнодорожные подъезды. Однако руководитель «ГПЗКУ» отмечает, что, несмотря на такое «оживление», модернизация не настолько масштабная, как хотелось бы.

«На протяжении трех последних лет проводится реконструкция элеваторов. Впрочем, существенного увеличения и кардинального обновления производственных мощностей не произошло», — сообщает Петр Вовчук.

Опытные ремонтные организации предполагают, что если серьезно взяться за старые элеваторы, они могут «дожить» до 2100 года.

«Срок службы элеваторов из монолитного железобетона при проектировании составлял не менее 100–120 лет. Однако важно учитывать, что в Советском Союзе предприятия десятилетиями работали от ремонта до ремонта при одном цикле загрузки-выгрузки в год. Сейчас же мы принимаем-выгружаем зерно до шести раз в год. Соответственно, чтобы выдержать запланированный срок эксплуатации, ремонт должен производиться каждые 2–3 года», — объясняет Артем Бабенко, директор «АЛЬП-ПРОМА».

Руководство «ПРОМЕТЕЯ» в свою очередь доказывает, что советские элеваторы рано списывать со счетов: они весьма перспективны.

«Я думаю, что бетонные элеваторы могут быть вечными… Скажем, если взять камень длиной в метр, положить на другой камень без цемента, без ничего, сколько он простоит? Я думаю, что очень долго. Бетон с каждым годом приобретает прочность. И поэтому я уверен, что бетонные склады смогут принести прибыль еще трем поколениям», — уверен Рафаэль Гороян.

«Срок эксплуатации бетонных складов «по паспорту» — 30–40 лет. Однако столько же давали «хрущевкам», а они уже сколько стоят?», — добавляет инженер-технолог компании Амаяк Григорян.

Говоря о долголетии элеваторов, нужно принимать во внимание не только состояние стен, но и наличие конкуренции. По мнению многих участников зернового рынка, это — решающий фактор.

«Если говорить кратко, старые элеваторы исчезнут тогда, когда их эксплуатация будет экономически не целесообразна. Это произойдет, когда в Украине не будет дефицита элеваторных услуг», — предполагает Дмитрий Шкорупеев.

По мнению экспертов, будущее «советских» элеваторов зависит от многих факторов, но главная составляющая каждого из них — это деньги. Элеваторщики убеждены, что такие зернохранилища будут работать, пока они приносят прибыль.

Анна Скрыпник, Elevatorist.com

Элеватор вчера, сегодня, завтра — Elevatorist.com

Сергей Щербань

Сергей Щербань

13 Декабря 2019, 15:36

Элеватор вчера, сегодня, завтра

Элеватор вчера, сегодня, завтра
Источник фото: Elevatorist.com

Хочу поделиться с коллегами своими мыслями и наблюдениями за 11 лет опыта работы в элеваторной отрасли. Какой был элеватор 10 лет назад, и какие задачи стояли перед ним?

Если говорит в целом о развитии элеваторной промышленности в Украине, следует отметить, что стартом для развития серьезных мощностей стала, конечно, кукуруза (ну, и повышение урожайности).

Кукуруза требует не просто хранения, а, как правило, и сушки. Причем, если идет большая влажность, то очень грамотной и качественной сушки.

Ажиотаж на зерносушилки, которые могут снимать большой процент влаги, пришелся на начало 2000-ных годов. Тогда кукуруза шла с большой влажностью, и в элеваторной сфере образовался вакуум между потребностями элеваторщиков и предлагаемым оборудованием. Я бы сказал, что в тот период в принципе было сложно найти подходящее оборудование.

Собственно, и цели перед элеватором тогда стояли другие. Из-за нехватки предложений на рынке оборудования и отсутствия опыта у специалистов, элеваторы старались резко наращивать свои мощности для работы с большим валом зерна.  

Вопросы, связанные с энергоэффективностью, технологичностью, минимизацией потерь, безопасностью, стояли на втором плане. Рынок попросту не мог этого предложить.

Элеватор периода 2000-2008 года — это в основном зернохранилище на базе КХП или ХПП с их напольными складами и бетонными силосами, с, как правило, новой модульной зерносушилкой или же капитально отремонтированными сушилками ДСП-50 или 32. Они работали как на газу, так и на печном топливе.

Как работали элеваторы в начале 2000-ных?

Перед элеваторами стояла основная задача — обрабатывать большой вал зерна, не взирая на сопутствующие потери в массе и в качестве продукта. Практически не проводилась работа, направленная на энергоэффективность и тем более на экологичность, что касалось выбросов в атмосферу и попадания канцерогенов в зерно при сушении. Все возможные потери в зачетном весе, элеваторы смело перекрывали за счет поклажедателя.

Нельзя сказать, что поклажедатель с этим соглашался, это было некое негласное согласие. Поклажедатель тогда еще не особо разбирался в качественных показателях и влиянии на них тех или иных процессов. Аграрии в то время делали акценты на технологиях выращивания зерна. Стоит отметить, из-за того, что старт развития технологий в агрономической сфере был значительно раньше, сегодня агрономия значительно опережает элеваторную отрасль.  

Кроме того, в тот период у поклажедателей особо не было выбора, куда везти зерно. Элеваторов не хватало, а те, что были, не справлялись с потоком зерна.

Элеваторы сегодня

За лет 10 развития элеваторной сферы все изменилос. Элеваторы сделали огромный рывок и не только в наращивании мощностей. Постепенно начали добавляться и другие, не менее важные факторы. Перечислю некоторые из них.

  • Сегодня все больше идет акцент на качество зерна. Продукция, принимаемая и отгружаемая элеватором, как правило, уходит на экспорт. Если ранее на этом рынке конкуренция была не так сильна, то сейчас рынок «перегрет», и в связи с этим выдвигаются все новые и новые требования к качеству продукции.
  • С каждым годом растут требования к экологии, благоустройству, стоянкам, выбросам, шуму. На эти факторы обращают внимание не только экологи, но и местные советы.
  • Из-за дороговизны газа элеваторы начали обращать внимание на альтернативное топливо. Ранее сушка зерна на отходах была в диковинку, сейчас это уже не просто норма, а обыденное явление. При проектировании или при реконструкции элеваторов, сушки с производительностью 700-1000 тонн в сутки по кукурузе, уже смело устанавливают на альтернативном топливе.
  • Изменилось отношение к скорости отгрузки. Если раньше основным показателем считали скорость приемки, то сегодня на первый план вышла именно отгрузка. А это потребовало очередного технического, технологического и организационного перевооружения предприятия. Сейчас сложно удивить кого-либо погрузкой маршрута за сутки. На рынке достигнуты показатели в скорости погрузки 54 вагонов за 8-10 часов.
  • В элеваторной промышленности появилась достаточно серьезная конкуренция. Причем на арену вышло много отечественных игроков. Они сделали серьезный рывок. Считаю это вполне закономерным. Украина — одна из лидеров среди мировых стран в производстве, хранении и переработки сельхозпродукции, соответственно, за этим следует и развитие промышленности. Сегодня украинские предприятия подчас снабжены даже более современным оборудованием для производства продукции элеваторной индустрии, чем аналогичные зарубежные предприятия. Единственное пока не могу понять, почему зачастую оборудование украинского производства дороже зарубежных аналогов, хотя по всем правилам должно быть дешевле.

Что касается общего объема элеваторных мощностей, то, судя по государственному реестру складского учета, они постоянно увеличиваются. Каждый год регистрируются новые предприятия, но при этом в Украине нет существенного увеличения объема зерна. Таким образом, идет дублирование элеваторных мощностей, то есть объем зерна переходит с одного элеватора на другой.

Все — от малого фермера до большого агрохолдинга — стремятся строить вертикально интегрированный бизнес с выращиванием, хранением, а также, по возможности, переработкой, и реализацией продукции. Поэтому зачастую в одном удобном по логистике месте появляется несколько похожих по мощностям зернохранилищ, но с разными собственниками.

Изменения произошли и в кадровом составе элеваторной отрасли. Сразу говорю, высшая школа не готовит кадры для элеваторов. В аграрной стране нет действенных, эффективных научных разработок для элеваторной промышленности. Также нет качественной подготовки будущих специалистов. Молодежь приходится доучивать или вообще учить с нуля, неся при этом прямые и косвенные существенные затраты. Поэтому абсолютно не удивительно, что в элеваторной отрасли специалистов с профильным образованием максимум 30%.

 Если университеты вдруг прекратят готовить специалистов для элеваторной отрасли, этого никто и не заметит. Сейчас компании считают, что специалиста лучше готовить точечно, адресно, нежели вкладываться в высшую школу. При этом с уверенностью могу сказать, что по сравнению с периодом десятилетней давности нехватки специалистов не наблюдается. Уверен, что сегодня найти качественного директора или руководителя производства не представляет сложности. В крайнем случае, компания его готовит сама. К тому же сегодня развит профессиональный сервис обслуживания, а оборудование максимально «автономно» в своей работе.

Элеваторы завтра

Безусловно, четко сказать, какими элеваторы будут завтра, очень сложно. Почему? Элеватор сегодня отличается от элеватора прошлого тем, что он прошел трансформацию из предприятия «голых» услуг в предприятие, которое ДОЛЖНО предлагать поклажедателю нестандартные решения в работе с продукцией. Иногда такие решения рискованны для элеватора.

Сегодня уже мало иметь только хорошее «железо» (оборудование). Сегодня нужны технологии, направленные на решение целого комплекса задач — это эффективная экономика, энергоэффективность, безопасность труда, экология, минимизация штата сотрудников, автоматизация процессов, бережливое отношение как к качеству продукции, так и к количеству. На элеваторе должен быть оперативный учет, минимальные потери, даже те, которые предусмотрены регламентами. Предприятия ставят перед собой цель генерировать дополнительную прибыль при работе с зерном. Продолжается и будет только увеличиваться тенденция ускорения отгрузок зерна, причем не только на вагоны.  

Элеватор завтра должен быть «монстром». Он должен выполнять любую операцию максимально быстро. Он может до месяца стоять практически без действий, но при стечении обстоятельств (срочная приемка большого количества зерна, отгрузка под горящий контракт, перевалка, постановка и погрузка отказного маршрута и т.д) предприятие должно максимально быстро войти в работу —счет идет на минуты — и выполнить производственную задачу.

Элеватор должен максимально быстро переходить с культуры на культуру. Его задача минимизировать технологическое перемещение зерна по предприятию, так как это влечет за собой дополнительные затраты, ухудшение качества зерна и, соответственно, потери.

Вот так я вижу развитие нашего рынка. Делитесь своими мыслями на этот счет.  

Сергей Щербань, руководитель проектов по строительству элеваторов

Сергей Щербань

Сергей Щербань

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о