Промежуточная опора МТЗ 82
Промежуточная опора МТЗ 82 – важная деталь переднего моста. Ею комплектуются все тракторы серии 80, сходящие с конвейнера Минского тракторного завода. Она располагается в карданном приводе. Привод отвечает за передачу крутящего момента от раздаточной коробки к мосту. Он состоит из двух одинаковых карданных валов, промежуточного и переднего, и промежуточной опоры.
Назначение детали
Рассматриваемая деталь создает:
- ограничение крутящего момента, передаваемого от раздаточной коробки;
- поглощение вибрации;
- защита трансмиссии от перегрузки.
В промежуточную опору встроена предохранительная муфта, которая ограничивает крутящий момент. При его превышении входной и выходной валы начинают проскальзывать относительно друг друга, пока не будет достигнут оптимальный показатель. После того как крутящий момент понизится, валы снова входят в зацепление. Усилие на разрыв между валами регулируется винтом.
Промежуточная опора
Регулировка и уход
Основной элемент промежуточной опоры, нуждающийся в регулировке, – предохранительная муфта. Она регулируется затяжкой гайки заднего хвостовика. Муфта должна обеспечивать передачу крутящего момента от 400 до 800 Нм. При отклонениях от нормы узлы и детали трансмиссии будут испытывать повышенную нагрузку и быстрый износ вплоть до аварийного. Также необходимо периодически проверять боковой люфт в подшипниках карданного вала. Появление люфта может указывать на разбалансировку карданов. Следует следить за наличием смазки в опоре и надежности всех соединений.
Промежуточная опора карданного вала МТЗ 82 – надёжный и устойчивый к нагрузкам узел, редко выходящий из строя при правильном и своевременном обслуживании.
Возможные неисправности
Вероятны следующие неисправности элемента:
- Возможно нагревание. Рекомендуется отключать передний мост во всех случаях, когда он не используется. Также важно выбрать правильную резину на передние колёса, чтобы оптимизировать нагрузку.
- Резкий звук (визг), особенно при работе с передним навесным оборудованием. Свидетельствует о перегрузке опоры, исправляется заменой дисков или регулировкой гайки.
- Не работает передний мост. Это часто происходит в случаях, когда в конструкцию привода были внесены не предусмотренные производителем изменения, например, из регулировочной муфты была собрана простая соединительная. Это существенно упрощает обслуживание, но не защищает от перегрузки и может потребовать замены опоры или других узлов.
Промежуточная опора на кардане МТЗ 82
Ремонт
Ремонт промопоры следует выполнять по инструкции производителя. Также удобно воспользоваться видео ремонта – в интернете множество роликов, показывающих процесс разбора и регулировки опоры во всех подробностях.
Очень важно соблюдать рекомендации производителя. Некоторые мастера, особенно имеющие большой опыт, вносят в узлы и агрегаты изменения. В ряде случаев такое вмешательство оправдано, но чаще «улучшение» конструкции детали влечёт за собой перегрузки более крупных узлов. Распространённый пример – когда из опоры убирают всю «лишнюю» начинку, после чего она действительно реже ломается, зато потом из-за перегрузок выходит из строя весь передний мост.
Производителем карданный привод поставляется в динамической балансировке, со временем она может быть нарушена. Не следует разбирать его без особой необходимости. После ремонта вал в сборе следует заново отбалансировать, приварив металлические пластины на обоих концах трубы. Дисбаланс должен быть в пределах 55 г на см.
Заключение
Промежуточная опора – важная деталь, защищающая передний мост трактора от перегрузок. Её устройство достаточно просто, чтобы можно было выполнить ремонт своими руками, но ошибка может привести к выходу из строя крупных узлов и агрегатов.
Вконтакте
Google+
Промежуточная опора карданного вала МТЗ 82
№ | Количество | Номер по каталогу | Наименование |
---|---|---|---|
2 | 72-2203010-А2 | Вал карданный передний и промежуточный (32-34, 37-41) | |
16 | 52-2203020 | Болт (19, 36) | |
4 | 72-2203025 РН | Крестовина с сальниками и подшипниками (33, 37-39, 41) | |
1 | 72-2203010-А | Опора промежуточная (1-18, 21-29) | |
16 | 69-2201029-А | подшипник с сальником (39, 41) | |
1 | 1 | 72-2209014 | Фланец |
2 | 1 | Кольцо 055-065-58-1-4 | |
3 | 5 | Болт М8-6gx25.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | |
4 | 5 | Шайба 8Т ОСТ 37.001.115-75 | |
5 | 1 | 72-2209028 | Грязевик |
6 | 1 | 72-2209022 | Корпус |
7 | 1 | 72-2209023 | Прокладка 22-75х100-1 |
8 | 2 | Манжета 2.2.38х58-1 ГОСТ 8752-79 | |
9 | 1 | 72-2209013 | Вал |
10 | 1 | 72-2209017 | Втулка |
11 | 2 | 72-2209019 | Диск |
12 | 11 | 72-2209025 | Диск |
13 | 10 | 72-2209027 | Диск |
14 | Подшипник 115 ГОСТ 8338-75 | ||
15 | 1 | 72-2209012 | Втулка |
16 | 2 | 72-2209018 | Обойма |
17 | 2 | Пробка КГ-3/8″ ОСТ 23.1.117-83 | |
18 | 1 | 72-2209011 | Кронштейн |
19 | 16 | 52-2203013 | Гайка |
Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001 | |||
21 | 1 | Шплинт 4х25.019 ГОСТ 397-79 | |
22 | 1 | 70-3003032 | Гайка |
23 | 1 | 52-1802079 | Шайба |
24 | 1 | 52-1802078 | Фланец |
25 | 1 | 72-2209016 | Шайба |
26 | 1 | Кольцо 038-046-46-1-4 ГОСТ 9833-73 | |
27 | 6 | 72-2209021 | Пружина |
28 | 2 | 52-2308094 | Штифт |
29 | 2 | 12-12-306 | Кольцо |
30 | 3 | Шайба 16 ОТ ОСТ 37.001.115-74 | |
31 | 3 | Болт М16-6gx40.88.35.019 ГОСТ 7796-70 | |
32 | 72-2203015-Б1 | Вал карданный | |
33 | 4 | 72-2203030 | Крестовина |
34 | 4 | 469-2201023 | Фланец |
35 | 4 | 20-2201024 | Прокладка |
36 | 16 | 52-2203012 | Болт М10х1 |
37 | 16 | 72-2203038 | Муфта защитная |
38 | 16 | 69-2201037 | Отражатель |
39 | 16 | 69-2201031 | Манжета |
40 | 16 | 24-2201043 | Кольцо |
41 | 16 | Подшипник 704702КУ2 ТУ 37.006.065-90 |
Принцип действия промежуточной опоры карданного вала МТЗ 82 — при превышении определенного крутящего момента входной и выходной валы начинают проскальзывать относительно друг друга, при его снижении – снова входят в зацепление. Выполняет роль предохранителя, позволяет не разрушить узлы и агрегаты трансмиссии при запредельных нагрузках. Усилие на разрыв между валами регулируется винтом.
Разбираемся, что такое промежуточная опора МТЗ 82, для чего она необходима, регулировка и возможные неисправности детали.
Назначение детали
Рассматриваемая деталь создает:
- ограничение крутящего момента, передаваемого от раздаточной коробки;
- поглощение вибрации;
- защита трансмиссии от перегрузки.
В промежуточную опору встроена предохранительная муфта, которая ограничивает крутящий момент. При его превышении входной и выходной валы начинают проскальзывать относительно друг друга, пока не будет достигнут оптимальный показатель. После того как крутящий момент понизится, валы снова входят в зацепление. Усилие на разрыв между валами регулируется винтом.
Промежуточная опора
Регулировка и уход
Основной элемент промежуточной опоры, нуждающийся в регулировке, – предохранительная муфта. Она регулируется затяжкой гайки заднего хвостовика. Муфта должна обеспечивать передачу крутящего момента от 400 до 800 Нм. При отклонениях от нормы узлы и детали трансмиссии будут испытывать повышенную нагрузку и быстрый износ вплоть до аварийного.
Промежуточная опора карданного вала МТЗ 82 – надёжный и устойчивый к нагрузкам узел, редко выходящий из строя при правильном и своевременном обслуживании.
Возможные неисправности
Вероятны следующие неисправности элемента:
- Возможно нагревание. Рекомендуется отключать передний мост во всех случаях, когда он не используется. Также важно выбрать правильную резину на передние колёса, чтобы оптимизировать нагрузку.
- Резкий звук (визг), особенно при работе с передним навесным оборудованием. Свидетельствует о перегрузке опоры, исправляется заменой дисков или регулировкой гайки.
- Не работает передний мост. Это часто происходит в случаях, когда в конструкцию привода были внесены не предусмотренные производителем изменения, например, из регулировочной муфты была собрана простая соединительная. Это существенно упрощает обслуживание, но не защищает от перегрузки и может потребовать замены опоры или других узлов.
Промежуточная опора на кардане МТЗ 82
Ремонт
Ремонт промопоры следует выполнять по инструкции производителя. Также удобно воспользоваться видео ремонта – в интернете множество роликов, показывающих процесс разбора и регулировки опоры во всех подробностях.
Очень важно соблюдать рекомендации производителя. Некоторые мастера, особенно имеющие большой опыт, вносят в узлы и агрегаты изменения. В ряде случаев такое вмешательство оправдано, но чаще «улучшение» конструкции детали влечёт за собой перегрузки более крупных узлов. Распространённый пример – когда из опоры убирают всю «лишнюю» начинку, после чего она действительно реже ломается, зато потом из-за перегрузок выходит из строя весь передний мост.
Производителем карданный привод поставляется в динамической балансировке, со временем она может быть нарушена. Не следует разбирать его без особой необходимости. После ремонта вал в сборе следует заново отбалансировать, приварив металлические пластины на обоих концах трубы. Дисбаланс должен быть в пределах 55 г на см.
Заключение
Промежуточная опора – важная деталь, защищающая передний мост трактора от перегрузок. Её устройство достаточно просто, чтобы можно было выполнить ремонт своими руками, но ошибка может привести к выходу из строя крупных узлов и агрегатов.
Вам также может понравиться
Промежуточная опора карданного вала МТЗ-82
Устройство карданного привода, который установлен на тракторах моделей МТЗ-80, 82 представлено на схеме. Такая конструкция имеет наименование “привод ПВМ”. Аббревиатура расшифровывается, как передний ведущий мост.
Промежуточная опора карданного вала включает в свою конструкцию подшипниковый узел и предохранительную муфту. Обе детали установлены внутри корпуса (21), который, в свою очередь, жестко присоединен к корпусу муфты сцепления. Крепление находится низу и выполнено посредством болтов. Многодисковая фрикционная муфта, встроенная в опору вала, служит для ограничения крутящего момента, передаваемого на передний мост, и поэтому называется предохранительной.
Регулировка и уход за карданным приводом
Период, предшествующий ремонту карданного привода тракторов моделей МТЗ-82 и МТЗ-80, можно значительно продлить при условии правильного ухода как за устройством в целом, так и за промежуточной опорой карданного вала, в частности. Периодическая проверка уровня масла в промопоре вкупе с регулярной смазкой шарниров, а также регулировкой предохранительной муфты – залог стабильной работы всего механизма.
Шарниры карданной передачи заправлены в заводских условиях. Для подобных работ применяется смазка консистентная № 158. Процедуру добавления смазки следует производить на третьем ТО, согласно соответствующей таблице.
Специально для выполнения смазки подшипников, трактора укомплектованы шприцем с предназначенной для подобных работ насадкой. Процедура считается выполненной, когда на сальнике подшипника выступит масло. Важно помнить, что все детали механизма, включая промежуточные опоры не терпят неосторожного обращения. Чтобы не повредить сальники, подшипники крестовин, либо масленки, не следует применять монтировку и подобные подручные средства для проворачивания карданных валов.
Для своевременной проверки уровня масла в промежуточной опоре карданного вала следует соблюдать сроки, приведенные в таблице смазки. В обязательном порядке следует контролировать состояние подшипников крестовин (7) на наличие бокового люфта. При выявлении подобной неполадки, необходимо произвести проверку всего узла и заменить изношенные части.
Регулировку предохранительной муфты на передачу крутящего момента следует производить посредством гайки (25) заднего хвостового вала промежуточной опоры в пределах 400—500 Н*м. После чего следует проверить состояние, повернув фланец (8), согласно схемы выше. Для затяжки гайки момент должен составлять 50—70 Н * м.
Карданный привод трактора МТЗ-82 — Трактор МТЗ-82 (МТЗ-80)
Карданный привод трактора МТЗ-82
Карданный привод трактора МТЗ-82 (рис. 43) передает крутящий момент от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту. Состоит он из двух одинаковых по конструкции и длине карданных валов (заднего и переднего) и промежуточной опоры.
Рис. 44. Промежуточная опора:
1 — опорная шайба; 2 — гайка; 3 — фланец карданного вала; 4 — манжета; 5 — кронштейн промежуточной опоры; 6 — распорная втулка; 7 —подшипник; 8 — корпус сальника; 9 — шлицевое скользящее соединение; 10 — фланец скользящий; 11 — вал; 12 — втулка муфты; 13 —
ведущий диск; 14—ведомый диск; 15 — нажимной диск; 16 — тарельчатая пружина.
В промежуточную опору (рис. 44) встроена предохранительная многодисковая фрикционная муфта, ограничивающая крутящий момент, передаваемый на передний мост.
Уход за карданным приводом трактора МТЗ-82
Уход за карданным приводом заключается в периодической смазке шарниров карданных валов, проверке уровня и смене масла в промежуточной опоре, подтяжке крепежа и регулировке предохранительной муфты.
Шарниры карданной передачи МТЗ-82 (не имеющие шлицевого соединения на карданных валах) на заводе заправлены консистентной смазкой № 158.
Добавлять смазку надо при ТО № 3 (см. таблицу смазки).
Для смазки подшипников карданных шарниров к трактору прикладывается специальный шприц с насадкой.
Смазку шарниров производите до появления масла через каждый сальник подшипников.
Для обеспечения доступа к масленкам проворачивание карданных валов монтировками, ключами и пр не допускается во избежание повреждения сальников, масленок и выхода из строя подшипников крестовин.
Проверку уровня масла, а также смену масла в промежуточной опоре производите в соответствии с таблицей смазки.
Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовины. При наличии бокового люфта разберите шарнир и проверьте состояние подшипников и крестовины, изношенные детали замените.
Предохранительная муфта регулируется на передачу крутящего момента в пределах 50—55 кгс • м. Регулировка муфты производится гайкой 2 заднего хвостовика вала промежуточной опоры, проверка — поворотом фланца 3.
Уход за передним ведущим мостом трактора МТЗ-82
Уход за передним мостом трактора МТЗ-82 и МТЗ-82Л (рис. 45 см. на вкладке) заключается в периодической проверке уровня масла в корпусе переднего моста, корпусах верхних конических пар и корпусах колесных редукторов, в смене смазки в указанных корпусах, а также подтяжке всех резьбовых соединений, при необходимости в регулировке зацепления и подшипников ведущей шестерни главной передачи, верхней и нижней конических пар колесного редуктора, проверке внутреннего давления в передних шинах, регулировке сходимости колес, очистке воздушных каналов сапунов. Смену и контроль уровня смазки в корпусах проводите согласно таблице смазки.
Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи
Подшипники должны быть отрегулированы так, чтобы осевой зазор в них отсутствовал, допускается предварительный натяг в подшипниках не более 0,05 мм. Регулировку производите в такой последовательности: затяните подшипники гайкой 69 до отказа, после чего замерьте осевой люфт подшипников. При затяжке производите проворачивание шестерни за фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение.
При наличии люфта требуемый натяг подшипников обеспечьте за счет шлифовки одного из регулировочных колец 62.
При правильной затяжке подшипников момент на валу, необходимый для проворачивания, должен быть в пределах 0,12— 0,28 кгс’М, что соответствует усилию 3—7 кгс на радиусе расположения отверстий фланца кардана.
После регулировки гайка фланца должна быть зашплинтована. При этом для совпадения прорезей гайки с отверстиями под шплинт отворачивание гайки не допускается.
Регулировка подшипников дифференциала трактора МТЗ-82
Осевой зазор в отрегулированных подшипниках должен быть не более 0,1 мм. Регулировку производите установкой соответствующего количества разрезных регулировочных прокладок 57 между фланцами корпуса и крышки переднего моста. Диаметрально расположенные прокладки должны иметь одинаковую толщину. При затяжке подшипников болтами корпуса моста производите проворачивание корпуса дифференциала, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение в обоймах подшипников.
Контроль зазора в подшипниках осуществляйте индикатором, действующим на венец ведомой шестерни 76 путем осевого перемещения дифференциала вправо и влево при снятом стакане ведущей шестерни.
Регулировка зацепления главной передачи
Регулировку зацепления главной передачи обязательно производите при отрегулированных подшипниках дифференциала. Бо« ковой зазор между зубьями главной передачи должен находиться в пределах 0,18—0,40 мм.
Величина бокового зазора соответствует угловой игре фланца 68 (при измерении по дуге на диаметре расположения болтов) соответственно 0,30—0,65 мм. При этом ведомая шестерня 76 с помощью прокладок, установленных между торцом шестерни и корпусом дифференциала, должна быть установлена на 40,7±0,15 мм (см. рис. 45 на вкладке).
Прилегание зубьев (пятно контакта) должно быть по длине не менее 50% длины зуба, а по ширине не менее 50% рабочей высоты зуба. Смещение пятна контакта допускается только к вершине делительного конуса. Регулировка, зацепления производится установкой соответствующего количества разрезных регулировочных прокладок 58 между фланцами стакана 60 ведущей шестерни и корпуса 79 переднего моста. Диаметрально расположенные прокладки должны иметь одинаковую толщину.
При замере бокового зазора ведомую шестерню застопорите от проворачивания монтировкой или другим инструментом, используя резьбовое отверстие под заливную пробку 94 в корпусе переднего моста. Осевого люфта ведущей шестерни не должно быть.
Изношенные шестерни заменяются только в паре.
82, 80, люфт раздатки, распределителя, рулевой колонки, промежуточной опоры, генератора, ГУРа, бортовой, капитальный, ВОМ, ТДВД, подвесной, блокировки, топливной аппаратуры, дозатора, топливного насоса, помпы, тормозов, гидроусилителя руля
Разбирать узлы и отдельные механизмы при ремонте МТЗ-80 рекомендуется только при необходимости. Нарушается притирка деталей, что сокращает срок их службы. После разборки и сборки изнашивание узлов ускоряется. Конструкция тракторов позволяет менять узлы без демонтажа укрупненных механизмов. Новые детали ставят, если интенсивный износ предыдущих элементов нарушает функционирование узла и ведет к его разрушению.
Люфт раздатки: ремонт своими руками
Перемещение со временем стойки, крепящей тягу регулирования редуктора, относительно остова на небольшую величину ведет к увеличению зазора между полом и упором больше 5 мм. Неисправность появляется при износе дорожек шестереночных пазов, роликов, ведущей муфтовой обоймы. На боках роликов возникают выступы и грани.
Чтобы не пропустить люфт раздаточной коробки МТЗ, нужно тестировать подшипники через 3 тыс. часов работы. Установка ремонтных комплектов устраняет износ, заклинивание обойм и шестеренок. Осевой зазор выверяется, и гайка на окончании резьбы шестерни затягивается. Диагностируются подшипники переходной крышки, для чего ее открывают.
При демонтаже редуктора вымеряют размер посадочного места, выявляют дефектность деталей. Для удовлетворительной работы в момент блокировки передвижения муфты тяговый упор должен входить в верхний стоечный паз. В противном случае тягу удлиняют, добиваясь свободного состояния упора в нижнем проходе стойки.
Рулевая колонка
Расшатывание руля во время работы мотора говорит о выработке узлов механизма, тяг, пальцев, увеличении промежутков в сцеплении. Ремонт рулевого управления МТЗ начинается с проверки состояния. Затем делают:
- устранение просветов между деталями;
- замену элементов;
- регулировку узла.
Если сила на ободе баранки после измерения оказывается больше 40-50 Н, то нужна регулировка гидроусилителя. Для этого выполняют следующие действия:
- снимают корпусную крышку для ремонта рулевой колонки МТЗ-80;
- щупом прослеживают просвет между упором и элементом рейки;
- зазор системы блокирования и планки убирают уплотнением фланца датчика упора;
- промежутки в сцеплении убирают сдвигом втулки при отвернутом винте стопора, получая легкое вращение.
Внезапные рывки при развороте трактора МТЗ-80 свидетельствуют о слабом крепеже золотника и колебании колесных направляющих.
ГУРа
Неисправность гидроусилителя возникает при истирании зубчатой планки, нарушении целостности предохранительного клапана, выработке плунжеров, стирании золотников, гильз. Для оценки работы, замены деталей демонтируют и рассортировывают по элементам гидроусилитель руля МТЗ. Тестирование делают на испытательном оборудовании для настройки рабочих параметров после сборки отремонтированного ГУРа. Чтобы снять узел, выполняют действия в таком порядке:
- сливают масло и выкручивают гайку оси;
- проверяют при обратной сборке силу затяжки, совпадение контрольных отметок оси, планки и сектора;
- регулируют расположение вращающегося вала в вертикальной плоскости.
ГУР МТЗ инспектируют на стенде, выверяют движение руля при фиксировании вертикальной оси, промежуток составляет 5-6˚. При давлении силой 5 МПа исследуют гидроусилитель, водяной насос, напряжение на руле не должно превышать 50 Н.
Дозатора
Разбирают коробку гидрораспределителя, для этого демонтируют регулировочные рычаги, пыльники и мягкие уплотнители. После съема золотников заменяют износившиеся подшипники. Убирают червяк и на его место ставят ось дозатора, механизм автоматического отмеривания крепят к планке с помощью болтов. После проверки помпы монтируют дозаторный насос в систему гидравлического усилителя.
Неисправность дозатора, если не работают приборы, вызывается поломкой управляющей системы. Об этом судят по следующим показателям:
- Разбалансированность переднего моста возникает из-за смещения оси вала или появления просветов в агрегатных узлах или в управляющей тяге. Иногда причиной становится маленький объем масла в дозирующем устройстве или лишний воздух в гидравлике.
- Самостоятельное изменение позиции рулевого колеса бывает при неправильной фиксации золотника в механизме насоса. Это случается, если пружина сломана и масло поступает только на один цилиндр.
- Отсутствие упора на повороте или его ненадежная фиксация объясняется недостатком объема жидкости в дозаторе или истиранием прокладок цилиндров, ответственных за поворот.
- Разворот колеса в другую сторону при использовании руля бывает в случае несоответствия в соединении дозаторного насоса и автомобильных гидроцилиндров. Получается односторонняя подача масла и усиление правой или левой стороны.
Генератор
Иногда при рекомендуемой частоте оборотов коленвала отражается высокая сила зарядного тока. Причиной может быть:
- изменение натяжения ремней или обрыв проводки в контуре обводки питания или возбуждения;
- отсутствие хорошего контакта соединительных проводов из-за окисления;
- замыкание на корпус генератора стартерной обмотки;
- пробой диодных контактов выпрямителя с обратной или прямой полярностью;
- короткое замыкание аккумулятора.
Стук или другой шум в агрегате возникает из-за разбалтывания посадочных мест шариков или трещин в подшипниках. Работу преобразователя проверяют при подключении нагрузки с эффективной частотой оборотов коленвала. Используют вольтамперметр, постепенно увеличивая нагрузочный ток. Полученное напряжение должно быть более 12,5 В. Порядок действий:
- снимают заднюю крышку и механизм интеграла;
- высвобождают катушечные выводы и контакты выпрямителя на панели;
- проверяют присутствие замыкания (вспыхивает испытательная лампа).
Генератор меняют, если нарушены витки обмотки и неисправны диоды. Агрегат проверяют и без нагрузки, сравнивая показатели напряжения под нагрузкой и без нее. Первое значение также не должно быть меньше 12,5 В.
Распределитель
О правильной функции распределителя говорит отсутствие потеков масла. Неисправность возникает из-за плохого прилегания предохранительного, перепускного клапана или выработки золотников. Для диагностики контрольного давления вынимают распределительные заглушки и подключают поступательный рукав к подъемной полости, а слив подсоединяют к месту опускания.
Ручку одного из золотников ставят на подъем, масло проходит через контрольное устройство. О рабочем состоянии распределителя говорит соответствие объема пропускаемой массы и заявленной в документах насоса. Процесс происходит при номинальной частоте оборотов коленвала. При обнаружении утечек недостаточно поменять один перепускной клапан, т. к. стирается элемент неравномерно и его герметичность не гарантируется.
Для определения работоспособности возвратного автомата золотников замеряют давление в сливной магистрали, оно должно быть 12,4-13,5 МПа. Отличие от нормы говорит о необходимости ремонта распределителя на стенде или о его замене.
Проверяют давление при включении предохранительного клапана, оно должно соответствовать 15,4-16,1 МПа. Настройку делают, не убирая распределителя, регулированием контргайки и крепежного винта.
Бортовая
Если выходят из строя элементы дифференциала или блокировочного механизма передней бортовой системы, то слышится шум в корпусе, заклинивает колеса, нагреваются подшипники в стакане главной передачи, а в использованном масле из корпуса присутствует много металлических вкраплений. Это говорит об износе подшипника главной шестеренки дифференциала.
Для выявления причин неисправности ПВМ (переднего ведущего моста) выполняют следующие действия:
- машину приподнимают за передний мост на подставках;
- поворачивая с помощью ломика главную шестерню, обследуют элементы дифференциала;
- корректируют боковой промежуток прокладками;
- заменяют неисправные детали.
После ремонта корректируют фланцевые подшипники, фиксируют стойку измерения на обшивке. Показания индикатора проверяют при передвижении фланца до упора.
Промежутка
Во время работы искривляются диски сцепления, стачиваются накладки, царапины на поверхности нажимного диска появляются из-за касания к заклепкам. Неполадки проявляются следующими признаками:
- возникают незнакомые звуки и стук, свист;
- трудное переключение передачи;
- при увеличении тяги пробуксовывает сцепление.
В руководстве по эксплуатации говорится, что регулировка сцепления не по правилам ведет к постоянному движению подшипника, перегреванию, вытеканию масла, обгоранию нажимных рычагов. При несоответствии толщины диска минимальным показателям накладки заменяют рабочими или ставят новую деталь в сборе.
При разборке сцепления проверяют установку прокладок, утапливают заклепки, диагностируют нажимной диск.
Его шлифуют при необходимости, убирая следы износа. После сборки делают наладку отводки тормоза.
Блокировка
Система применяется для защиты от последующего включения стартера после начала работы мотора. Если на щитке не тухнет лампа после вступления в работу двигателя, то не работает блокировочное реле. Чтобы элементы маховика и детали стартера не пришли в негодность, проверяют функционирование реле:
- перед процедурой провода, ведущие к реле, отключают;
- подсоединяют прибор вольтамперметр;
- на заглушенном двигателе дают массу трактора и снимают показатели прибора;
- усиливают напряжение на контактах реостатом до размыкания клемм, при этом лампа должна потухнуть;
- напряжение срабатывания блокировки должно быть 8-9 В.
Ремонт подвесного
Предохранительную муфту настраивают и тестируют боковой люфт в подшипниках карданного вала МТЗ-80. Неравномерное вращение оси объясняется неправильной балансировкой. Нагрузка на трансмиссию машины повышается. Игольчатые подшипники быстро изнашиваются, чаще из-за плохой смазки. Для покрытия автолом подшипников прокручивают вручную вал. Проверяют состояние соединительных фланцев и болтов.
Муфту регулируют на передачу момента кручения, добиваясь показателей 55-60 кгс/м. Делают это затягиванием гайки хвостовика оси поросенка — проводника кручения, соединяющего коробку раздачи и кардан переднего моста.
Динамическую сбалансированность кардана можно нарушить, если его разборку делать без особой необходимости. Во время ремонта промежуточной опоры МТЗ при замене трубы с шарнирными вилками последующий дисбаланс не должен быть выше 20 г/см.
ВОМ
При неисправности вала отбора мощности заедает управляющий рычаг, проблематично синхронизировать привод или сделать его независимым. Причиной становится дефект пружинного стакана или выработка переключательной муфты. Демонтируют механизм и осторожно разбирают стакан:
- рукоять управления осью переводят в позицию, совмещающую отверстия с пазами в мостах сзади и спереди;
- закручивают в отверстия винт установки;
- контргайку ослабляют, а болт затягивают в рычаг переключательного вала до упора;
- стопорящий болт крепят в отверстие пружинного стакана;
- вручную держат стакан, а регулировочный винт выкручивают, обращая внимание на прочное соединение стакана с коробкой;
- демонтируют стакан в комплекте, выкручивают стопорящий винт, помогают прижимать струбциной;
- меняют неисправные элементы.
Обратную сборку производят с использованием пресса.
Тормоза
Об износе тормозных дисковых накладок, неправильной настройке управляющего механизма говорит занос трактора при нажатии на акселератор для остановки или продленный ход педали. Проверяют полный ход тормозных педалей, он должен быть 7-9 см и одинаковым. Отступление от рекомендуемых параметров ведет к следующей регулировке:
- ослабляют контргайку;
- настраивают ход, закручивая или отвинчивая регулировочный болт в вилке.
Работу тормозов прослеживают в движении по длине отпечатков шин при резкой остановке. Обращают внимание на одновременность срабатывания правого и левого устройств. Если регулировка тормозного механизма не дает положительных показателей проверки, то конструкцию снимают и ремонтируют. Для демонтажа вначале убирают тормозной кран, кронштейн кабины, включающую тягу ВОМ и муфту блокировки. Накладки меняют после выработки их до толщины 11 мм в сборе или при высоте диска 10,8 мм.
Навеска
Если подключенный агрегат медленно поднимается, перегревается масло в гидросистеме из-за его протечки, то обращают внимание на сочленение распределительного седла с перепускным клапаном. Неисправность второго приспособления возникает по причине негерметичности в соединении его с золотником.
Второй причиной неполадок в работе навески МТЗ становится поврежденный насос давления, допускающий внутренние протечки. На неправильную работу влияет стертость шестеренок, износ корпуса, резиновых прокладок и втулок. Порядок работ для устранения причины:
- выявляют состояние систем при вывешивании подключенного агрегата на ¾ хода штока;
- демонтируют магистральное запорное устройство;
- проверяют промежуток между крышкой и головкой штока, включают таймер.
При весе прицепа 0,5 т за полчаса усадка не должна превышать 25 мм. Для выявления протечек масла в паре золотников прицеп приподнимают, распределительную рукоять ставят в нейтральную позицию. Ручка силового регулятора находится в выключенном положении. После приготовлений замеряют размер по штоку линейкой. Повторное измерение проводят через минуту. При нормальной работе разница не обнаруживается.
Капитальный ремонт двигателя
Двигатель в комплекте демонтируют с трактора для замены или ремонта. При обследовании выявляют трещины в цилиндровом блоке, стучащие звуки двух видов подшипников, просвет между вкладышем и валом, превышающий допустимые пределы. Ремонт делают с текущими исправлениями или с капитальной заменой. Вид реставрации зависит от исследования состояния поршней, цилиндровых пальцев, использованных гильз, вкладышей и прокладок шатуна. Порядок работ:
- после снятия поддона картера, устройства масляного насоса, механизма маслопровода, защитных крышек тестируют вид шейки коленвала — овальность, износ;
- если шейка в нормальном виде, то снимают цилиндровые головки и демонтируют поршни в комплекте с шатунами;
- замеряют диаметр подшипникового отверстия в сборе с прокладками при затянутой крышке.
Различие в толщине шейки и отверстии шарика не должно быть больше 0,3 мм.
Головки
В головке цилиндрового блока возникают дефекты поверхности разъема или износ внутренностей фасок и мест посадки клапанов, втулок. В соединениях клапанов выявляются трещины, а в местах посадки стаканов или уплотнителей форсунок прослеживается нагар.
Изменение формы тарелок клапана видно без съема головки по выпиранию. В тракторе МТЗ-82 поворачивают коленный вал до раскрытия отверстия клапана для определения износа кулачков рабочего вала. Недостаточное перемещение клапана требует замены распредвала.
При увеличении смещения головки от плоскости, при разрывах в седле или искривлении тарелки сверх допуска меняют головку. Прогар, стирание раковин на фасках убирают шлифованием контрольных поверхностей. Направляющую цангу меняют при расслабленной посадке из-за выработки, другую подгоняют с учетом диаметра снаружи и запрессовывают прочно в головку. Тарелки седла протирают к клапану с применением пасты, состоящей из масла и микропорошка.
Топливной аппаратуры
При неисправностях этой системы не работает пускач, дизель не набирает мощность или функционирует неустойчиво, с дымными выхлопами. Нарушение поступления топлива объясняется воздушными пробками в головке насоса, фильтрах или топливопроводах. Иногда неправильная подача смеси случается при износе плунжерных пар, форсуночных распылителей, плохой регулировке насоса или неверной его установке.
В руководстве по ремонту МТЗ говорится, что неполное прогорание горючего бывает по причине нерегулярности вспышек в системе цилиндров, переизбытка или недостатка воздуха. Для испытания работопригодности форсунок мотор переводят в режим с наиболее слышимыми перебоями. После расслабления крепления шлангов к штуцерам частота должна измениться. Если нет, форсунка нерабочая.
Необходимое время впрыскивания регулируют винтом затягивания форсунки. Если показатель не настраивается, значит, в корпусе распылительного механизма заедает игла. Выливание охлаждающей жидкости говорит о нарушении прокладок стакана и разрывах в цилиндровой головке. Для извлечения стакана на нем формируют резьбу внутри стенок.
ТНВД
Работу топливного насоса проверяют при создании противоположного давления на выходе. Шланг дросселя для подачи соединяют с напорным штуцером, а сливной рукав — с гидравлической емкостью. Коленвалу мотора придают эффективную частоту оборотов. Давление в другом векторе создают дроссельной рукояткой, замеряют объем использованного масла. Результаты сравнивают с техническими характеристиками.
Для восстановления функциональности иногда достаточно замены прокладок, обработанных машинным маслом. В насосах меняют манжеты подвижного механизма и платиков. Чтобы повысить давление, высверливают колодцы и места под манжеты. Для контроля ремонта используют специальные стенды, на них фиксируют и исследуют возникающие импульсы.
Карданный привод тракторов МТЗ-82, МТЗ-82Л
Рубрика — Передний ведущий мостКарданный привод предназначен для передачи крутящего момента от раздаточной коробки к переднему ведущему мосту.
Карданный привод состоит из двух одинаковых по конструкции и длине карданных валов 1 (заднего и переднего) и промежуточной опоры.
Карданный привод переднего ведущего моста с промежуточной опорой
- карданный вал
- игольчатый подшипник
- стопорное кольцо
- сальник крестовины в сборе
- отражатель сальника карданного вала
- пресс-масленка
- крестовина
- фланец кардана
- прокладка
- подшипник
- нажимной диск
- ведомый диск (15 шт.)
- ведущий диск (16 шт.)
- распорная втулка
- вал промежуточной опоры
- фланец скользящий
- уплотнительные кольца
- корпус манжеты
- манжеты
- втулка муфты
- корпус промежуточной опоры
- тарельчатые пружины
- опорная шайба
- фланец карданного вала
- гайка
- маслоотражательная шайба
Карданный вал 1 открытого типа, полый, снабжен двумя карданными шарнирами на игольчатых подшипниках и представляет собой тонкостенную трубу, с обоих концов которой приварены вилки карданного шарнира.
Промежуточная опора состоит из предохранительной муфты и подшипникового узла, размещенных в корпусе 21 (рис. выше), который устанавливается на штифтах и крепится болтами к корпусу муфты сцепления снизу.
Крутящий момент от заднего карданного вала 1 передается на фланец 24, который шлицами соединен с валом 15. Нажимные диски 11 и ведущие 13 установлены на шлицы вала 15 и через ведомые диски 12 передают вращение на втулку муфты 20. Фланец 16, соединенный шлицами со втулкой 20, передает крутящий момент на передний карданный вал и от него на ведущую шестерню главной передачи переднего моста.
Фланец 16 перемещается во втулке 20, что дает возможность компенсировать перемещение переднего карданного вала при качении переднего моста.
Для предотвращения наматывания шарнирами карданных валов переднего моста соломистых культур при выполнении уборочных работ на трактор МТЗ-82/82Л предусмотрено устанавливать ограждение карданного привода. По окончании этих работ ограждение необходимо демонтировать.
Ограждение карданного привода переднего ведущего моста
- 1 — кожух заднего карданного вала
- 2 — хомут
- 3 — промежуточная опора
- 4, 6 — задний и передний кожух переднего карданного вала
- 5 — передний карданный вал
Работать с установленным ограждением без надобности не следует, так как установленное ограждение препятствует техническому обслуживанию карданных валов.
Интересно почитать: