Понижающий редуктор мтз 82 устройство: Описание и ремонт ходоуменьшителя на тракторе МТЗ 82 – Понижающий редуктор мтз 82 устройство

Содержание

Описание и ремонт ходоуменьшителя на тракторе МТЗ 82

К числу достоинств трактора МТЗ-82 можно отнести широкий диапазон передач и рабочих скоростей движения трактора. В случае необходимости стандартный диапазон регулировки режимов работы трансмиссии можно расширить с помощью одного из видов навесного оборудования разработки заводского КБ — ходоуменьшителя, позволяющего понизить скорость трактора на I и II передачах, включая задний ход.

Эта опция востребована при выполнении целого ряда сельскохозяйственных работ, требующих низкой скорости движения механизма. Скорость движения трактора при включенном ходоуменьшителе может составлять от 0,014 до 1,4 м/с.

На тракторе МТЗ используется ходоуменьшители

Трактора МТЗ-82 обладают широким диапазоном передач.

Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа

По принципу работы и управлению ходоуменьшители МТЗ подразделяются на механические и гидравлические, в практической работе обе модификации применяются с одинаковым успехом.

В качестве механического ходоуменьшителя используется планетарный шестеренчатый редуктор, передаточное число которого составляет 7,104. Механизм собран в стальном корпусе, а конструкция КПП трактора предусматривает установку этого агрегата на левый боковой люк коробки передач со стороны переднего моста.

Схема механизма

Механизм ходоуменьшителя

В кинематическую схему агрегата входят промежуточная и вал-шестерня, планетарный редуктор и механизм переключения положения с рычагом, выведенным в кабину рядом с колонкой рулевого управления.

Крутящий момент на схему отбирается от места крепления  бокового вала отбора мощности (ВОМ) основной коробки передач (с лева по ходу трактора) и через набор зубчатых колес передается на шестерню включения ходоуменьшителя основной коробки и на вал пониженных передач. Рычаг управления в положениях «выключен» и «включен» фиксируется с помощью пружинного механизма.

В механизм управления входят вилка и валик-толкатель, при включении рычага обеспечивается осевое перемещение промежуточной звездочки редуктора для зацепления или разъединения с шестерней включения ходоуменьшителя КПП.

Перед началом движения в первую очередь с помощью рычага включается в работу ходоуменьшитель, после этого — выбранная передача основной коробки трактора. Направление вращения выходного вала коробки при передаче момента через ходоуменьшитель меняется на противоположное, поэтому при включении второй и первой передачи и заднего хода трактор начнет движение вперед, и наоборот.

Управление коробкой передач для остальных ступеней от ходоуменьшителя не зависит, при переходе на них его следует выключить.

Конструкция гидравлического ходоуменьшителя

Гидроходоуменьшитель выполнен на основе механического ходоуменьшителя, а внесенные конструктивные изменения позволяют обеспечить плавное регулирование скорости привода в диапазоне передаточного числа включенной передачи.

Это выполняется с помощью гидросистемы в составе масляного насоса, дросселя, маслозаборника и системы маслопроводов. Создаваемый насосом расход масла регулируется дросселем,

что позволяет выполнять подтормаживание корончатой шестерни, входящей в состав планетарного редуктора . Пропорционально частоте ее вращения происходит бесступенчатое изменение скорости на выходном валу КПП.

Для работы гидросистемы в механическую часть ходоуменьшителя внесены следующие изменения: установлена дополнительная втулка для свободного вращения корончатой шестерни, также она оснащена наружным зубчатым венцом для привода вал-шестерни маслонасоса.

Для управления гидросистемой в кабину трактора выведен стержень управления дросселем с рукояткой. При его вращении изменяется зазор между седлом и уплотнительной поверхностью штока в корпусе дросселя, регулирующий расход масла к коронной шестерне. Перед началом движения зазор должен быть перекрыт, для этого стержень должен выть повернут против хода часовой стрелки до упора.

Гидравлический ходоуменьшитель

Гидроуменьшитель обеспечивает плавное регулирование скорости привода.

Ходоуменьшитель и передача КПП включаются в той же последовательности, что и для механического варианта, затем вращением стержня по часовой стрелке подбирают необходимую для работы скорость.

Понижающий редуктор

Коробка передач МТЗ-82 обеспечивает 9 ступеней скорости для переднего хода трактора и 1 ступень для заднего. Благодаря наличию в трансмиссии понижающего редуктора, обеспечивающего для каждой из ступеней дополнительную понижающую передачу, количество доступных скоростей удваивается.

Этот механизм конструктивно смонтирован в одном корпусе с механизмом сцепления, а в кинематической схеме расположен между муфтой сцепления и коробкой передач.

Пониженную передачу в этом устройстве обеспечивают 2 пары зубчатых шестерен с передаточным числом 1,34. Включение и отключение понижающего редуктора выполняется с помощью зубчатой соединительной муфты, установленной на шлицевом конце вала.

Конструкция понижающего редуктора МТЗ-82

Понижающий редуктор конструктивно размещен в корпусе сцепления трактора.

В зависимости от ее положения валы сцепления и коробки могут соединяться напрямую, в этом случае понижающая передача отключена, при включении муфта перемещается до зацепления с малым венцом ведущей шестерни и крутящий момент от вала сцепления передается на КПП с пониженным числом оборотов.

Управление понижающим редуктором осуществляется рычагом переключения, расположенным в кабине водителя и имеющим 2 фиксированных положения. Переднее по ходу движения положение рычага соответствует включенному состоянию понижающей передачи, заднее — выключенному.

Ремонт понижающего редуктора

Для надежной и безотказной работы трактора в соответствии с требованиями заводской документации должны выполняться плановое техническое обслуживание и ремонт его механизмов, в том числе понижающего редуктора.

В зависимости от режима работы или при нарушении правил эксплуатации могут происходить и случаи аварийного выхода агрегата из строя. Признаками неисправного состояния в этом случае являются тугое переключение рычага, его самопроизвольное отключение, шумы и стуки в коробке сцепления.

Для каждого из проявлений неисправности существуют свои характерные причины и способы их устранения.

Причиной шума и стука чаще всего является износ подшипников или посадочных мест под них в корпусе механизма, а причиной преждевременного износа подшипников в свою очередь может быть недостаточный уровень масла в картере из-за неплотности манжет или его несвоевременная замена.

Нарушение регулировки сцепления приводит к скрежету при включении передач и их самопроизвольному отключению. Для самопроизвольного отключения передачи причин может быть несколько — износ и дефекты зубьев механической передачи, износ поверхностей пазов и полозков в корпусе вилок и кулис переключения, износ пружин и фиксаторов.

Простое устройство и доступность запчастей делают ремонт понижающего редуктора несложным и недорогостоящим, а ремонт для устранения мелких неисправностей часто можно выполнить и на месте работы.

Понижающий редуктор мтз 82 устройство

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Трансмиссия МТЗ-82 — сцепление и понижающий редуктор

Трансмиссия трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от дизеля к ведущим колесам трактора, валам отбора мощности, а также для изменения по величине и направлению оборотов и передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-82 применяется ступенчатая трансмиссия, которую составляют следующие основные механизмы: сцепление; коробка передач; задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.

В трансмиссию трактора МТЗ-82 входит также передний ведущий мост с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом и колесными редукторами, для привода которых дополнительно применяются раздаточная коробка и карданная передача.

Сцепление МТЗ-82 предназначено для передачи мощности от дизеля к трансмиссии, кратковременного отъединения дизеля от трансмиссии и последующего плавного их соединения при трогании трактора с места, переключении передач и торможении. Кроме того, сцепление предохраняет детали дизеля и трансмиссии от повреждений и поломок при резком увеличении частоты вращения дизеля или скорости движения трактора.

Вместе со сцеплением в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности. На тракторе установлено фрикционное, сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление (рис.

27), управляемое педалью. Передача крутящего момента в таком сцеплении осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Рис. 27. Сцепление, понижающий редуктор и привод независимого ВОМ МТЗ-82

1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины; 5 — нажимная пружина; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8 — демпфер, 9 — поддерживающий диск; 10 — пластинчатая пружина; 11 — фрикционная накладка; 12 — ограничительный диск. 13 — отжимной рычаг; 14 — опорный штифт: 15 — ось; 16 — палец, 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — регулировочный винт: 22 — отжимной подшипник; 23 — отводка сцепления; 24- кронштейн отводки; 25 — промежуточная шестерня, 26 — ведущий вал привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28- кронштейн отводки тормозка; 29 — вал включения тормозка; 30 — вилки; 31 — отводка тормозка; 32- ведущий диск тормозка; 33- пружины фиксатора; 34 — шарик, 35 — рычаг
переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка; 37 — рычаг вилки; 38 — ведущая шестерня понижающего редуктора, 39 и 41 — игольчатые подшипники, 40- зубчатая муфта; 42 — ведомый вал привода ВОМ; 43 — соединительная муфта; 44 — поводок; 45 — валик переключения привода ВОМ; 46 — вилка; 47 — втулка; 48 — крышка; 49 — ведомая шестерня II ступени привода ВОМ; 50 — ведомая шестерня 1 ступени привода ВОМ, 51 — вилки; 52 — рычаг сцепления; 53 — вал, 54 — гибкий шланг; 55 — масленка; 56 — корпус сцепления.

Сцепление МТЗ-82 расположено в сухом отсеке корпуса 56, соединяющего двигатель и коробку передач. Ведущими частями сцепления служат маховик 1 двигателя, нажимной диск 3 и штампованный опорный диск 6.

Опорный диск соединен с маховиком при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и гаек 18. На чугунном нажимном диске сделаны три равномерно расположенных по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска. К ушкам присоединяются отжимные рычаги 13.

Между опорным и нажимным диском (корзиной) сцепления МТЗ-82 установлено двенадцать нажимных пружин 5. С одной стороны пружины упираются в стаканы 4, установленные в опорном диске, с другой — в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, соединенного диска с прикрепленными к нему фрикционными накладками 11 и демпферного устройства. В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези), что уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к
шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.

Фрикционные накладки изготовлены на основе асбеста, они снабжены вентиляционными канавками для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа. Накладку, сопрягаемую с маховиком, приклепывают непосредственно к соединительному диску.

К накладке, сопрягающейся с корзиной сцепления МТЗ-82, сначала приклепывают шесть пластинчатых пружин 10, а затем пружины стальными заклепками соединяют с диском. Такое соединение обладает осевой податливостью и обеспечивает более плавное мягкое включение сцепления.

При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1…1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.

Ведомый диск сцепления МТЗ-82 связан со ступицей 7 восемью резиновыми демпферами 8, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.

Таким образом, ведомый диск сцепления соединен со своей ступицей, установленной на шлицах вала 27 силовой передачи, не жестко, а через гибкое демпферное устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Сцепление трактора МТЗ-82 снабжено тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления замедление вращения и остановку как вала 27 сцепления, так и связанного с ним первичного вала коробки передач, что способствует облегчению переключения передач и повышению срока службы шестерен.

Ведущий диск тормозка 32 с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 27 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отводки тормозка 31 может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки 28.

Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка. Сцепление выключается от нажатия отжимного подшипника 22 на концы рычагов 13, которые пальцами соединены с нажимным диском 3. Регулировочные винты, ввернутые в отжимные рычаги, под действием пружин постоянно прижимаются к опорным штифтам 14 диска.

При нажатии отжимного подшипника 22 рычаги, упираясь регулировочными винтами 21 в штифты опорного диска, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого, выключая сцепление. В исходное положение корзина сцепления МТЗ-82 возвращается под действием пружин 5.

Отжимной подшипник с отводкой 23 может перемещаться вдоль кронштейна 24 отводки при поворачивании вилок 51 и вала выключения 53, который установлен во втулках, запрессованных в корпусе сцепления.

С правой стороны отверстие под вал 53 закрыто заглушкой, с левой — вал уплотняется войлочным кольцом. Вилки отводки и наружный рычаг 52 закреплены на валу 53 при помощи шпонок и клеммовых зажимов. От осевых перемещений вал удерживается вилками, охватывающими цапфы отводки.

Вал включения тормозка 29 установлен в отверстиях корпуса 56 над силовым валом. На валу 29 при помощи шпонок и клеммовых зажимов закреплены вилки 30, перемещающие отводку тормозка, и наружный рычаг 17 (рис. 28), связанный тягой 14 с рычагом 13 (см. рис. 27) выключения муфты.

Рис. 28. Управление сцеплением трактора МТЗ-82

1 — педаль; 2, 7 и 18 — болты; 3 — рычаг педали; 4 — ось; 5 и 15 — пружины; 6 — упорный болт; 8- кронштейн; 9- масленка; 10 и 14 — тяги; 11 и 13 — вилки; 12 — рычаг; 16 — контргайка; 17 — рычаг.

Таким образом, управление сцеплением и тормозком МТЗ-82 сблокировано и осуществляется одной педалью 1 (см. рис. 28). На стержне педали выполнены две лунки для регулировки положения подушки педали относительно полиса кабины.

В исходном положении (сцепление включено) педаль удерживается пружиной 5 механического сервоустройства, при этом усилие пружины направлено по часовой стрелке относительно оси 4 педали. При нажатии на педаль пружина поворачивается относительно неподвижного упора 6 и сжимается, пока не дойдет до нейтральной линии.

Как только ось пружины окажется ниже оси 4 педали, пружина, разжимаясь, создает усилие, направленное против часовой стрелки относительно оси педали, чем облегчает выключение сцепления.

От рычага педали усилие передается через тягу 10 к рычагу 12 вала выключения, который связан подпружиненной телескопической тягой 14 с рычагом 17 тормозка.

При передаче усилия пружина 15 тяги сжимается, способствуя плавности включения тормозка.

Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ-82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений, проведении регулировок и устранении выявленных неисправностей.

Отжимной подшипник 22 смазывают солидолом через масленку 55 и гибкий шланг 54, ввернутый в цапфу отводки, откуда смазка поступает к подшипнику, а также по специальному отверстию к сопряжению отводки с кронштейном 24.

Когда не ставят гибкий шланг 54, то масленку вворачивают непосредственно в цапфу отводки. Для доступа к масленке отворачивают пробку на левой стенке корпуса сцепления и вставляют в это отверстие шприц. Периодичность смазки — через каждые 60 ч работы.

Свободный ход педали — основной показатель правильности регулировки сцепления тормозка. Свободный ход подушки педали должен составлять 40…45 мм, что соответствует зазору 3 мм между подшипником 22 отводки и отжимными рычагами. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска свободный ход педали уменьшается (допустимо до 30 мм). Проверяют свободный ход через каждые 240 ч работы;

Поскольку управление сцеплением МТЗ-82 сблокировано с управлением тормозка, регулировка свободного хода педали и длины тяги 14 тормозка производится одновременно в такой последовательности:

— отъединить тягу 14 тормозка от рычага 12;

— освободить педаль от воздействия пружины 5, для чего завернуть упорный болт 6 в кронштейне 8 и отпустить болты 7, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна;

— изменяя длину тяги 10, установить свободный ход подушки педали в пределах 40…45 мм;

— повернуть кронштейн 8 против часовой стрелки вокруг оси 4 до упора в болт 7 и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач;

— выворачивая упорный болт 6 из кронштейна 8, вернуть педаль в исходное положение (до упора в полик кабины).

Для регулировки длины тяги 14 нужно рычаг 17 тормозка вместе с освобожденной от рычага 12 тягой повернуть против часовой стрелки до упора и в этом положении, изменяя длину тяги при помощи резьбовой муфты, соединить ее с рычагом 12. Замерив длину тяги, отъединить ее от рычага 12 и укоротить на 7 мм.

При правильной регулировке пружина 15 тяги при выключении сцепления трактора МТЗ-82 должна дополнительно сжиматься на 3…4 мм, имея в сжатом состоянии длину 35 мм.

Положение отжимных рычагов 13 (см. рис. 27) регулируют винтами 21 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с отжимным подшипником до торца ступицы опорного диска было 12 ±0,5 мм. Отклонение этого размера для отдельных рычагов не должно превышать 0,3 мм. Эта регулировка проводится при сборке, чтобы обеспечить полное выключение сцепления.

Включать сцепление нужно плавно, не задерживая педаль в промежуточном положении, выключать — быстро, выжимая педаль до отказа. Не рекомендуется долго держать сцепление выключенным, а также держать ногу на педали при движении трактора.

Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 — двухскоростной независимый. Он расположен в корпусе сцепления и рассчитан на передачу заднему ВОМ частоты вращения 545 и 1000 об/мин.

Ведущая часть привода представляет собой удлиненный полый вал 26 (рис. 27) с двухвенцовой шестерней, соединенный шлицами со ступицей опорного диска 6 сцепления, что обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление.

Задний ВОМ МТЗ-82 вращается на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в кронштейне отводки сцепления, второй — в кронштейне отводки тормозка.

Зубчатые венцы шестерен ведущего вала 26 постоянно зацеплены с двумя ведомыми шестернями 49 и 50, свободно установленными на ведомом валу 42. Шестерня 50 первой ступени может вращаться Относительно вала 42 на бронзовых втулках, а шестерня 49 второй ступени — на двух шариковых подшипниках, установленных на ступице шестерни 50 первой ступени.

Передача крутящего момента от ведомых шестерен к ведомому валу 42 осуществляется посредством соединительной зубчатой муфты 43, установленной на шлицах ведомого вала. Муфта 43 вводится в зацепление с одной из ведомых шестерен механизмом переключения привода ВОМ МТЗ-82, расположенного в нижней крышке корпуса сцепления. Валик 45 переключения с вилкой 46 перемещается поводком 44 при помощи гаечного ключа.

Чтобы включить первую ступень (540 об/мин), нужно зубчатую муфту 43 передвинуть вперед по ходу трактора. Если муфту передвинуть назад в крайнее положение, то включится вторая ступень (1000 об/мин).

Передней опорой ведомого вала 42 служит шариковый подшипник, задней — игольчатый подшипник 41.

Передний подшипник удерживает вал от осевых перемещений.

Ведомый вал 42 через шлицевую втулку передает вращение внутреннему валу привода ВОМ, который проходит через сквозное отверстие промежуточного вала коробки передач и, в свою очередь, соединяется с ведущим валом заднего ВОМ МТЗ-82. От ведущего вала 26 привода ВОМ через промежуточную шестерню 25 осуществляется также привод насоса гидросистемы.

Понижающий редуктор МТЗ-82, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.

На заднем шлицевом конце вала 27 (см. рис. 27) установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта 40. Когда муфта 40 при помощи рычага 35 переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни 4 (рис. 29), установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал 27 (см. рис. 27) сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор отключен.

При перемещении вперед соединительная муфта 40, оставаясь соединенной с валом 27, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни 38 понижающего редуктора, установленной на игольчатом подшипнике на валу 27, и соединяет вал 27 с шестерней 38.

Вращение от вала сцепления и шестерни 38 передается на двухвенцовую промежуточную шестерню 47 (рис. 29) редуктора и далее на ведомую шестерню 4 первичного вала коробки передач. Понижающий редуктор МТЗ-82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Ходоуменьшитель и понижающий редуктор на трактор МТЗ

В сельском хозяйстве большинство работ с применением технических средств должно проходить на медленной скорости. К таким работам относятся: поливы дождевальными машинами, посадка рассады и уборка овощных культур при помощи специальных агрегатов и комбайнов, не имеющих моторов, убирающие кукурузу, картофель, капусту и др. Скорость уборочного оборудования должна быть минимальной — от 0,014 до 1,4 м/с.

Ремонт КПП трактора МТЗ

Для уменьшения скоростного режима на тракторе МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливается съемный агрегат — ходоуменьшитель. В виде планетарного механизма (редуктор с шестеренками), он монтируется между сцеплением и коробкой передач, основная его часть находится в коробке с левой стороны. Такое оборудование способно понижать скорость трактора на I и II передаче, как на переднем, так и на заднем ходу. Существует два типа ходоуменьшителя скорости трактора МТЗ-80 и МТЗ-82: механический и гидравлический.

Функции и конструкция ходоуменьшителя механического типа

Ходоуменьшитель для тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 состоит из:

  • вала;
  • основной оси;
  • одного игольчатого и 13 других подшипников;
  • промежуточной, двойной и коронных шестеренок;
  • сателлитов и их оси;
  • пальцев;
  • водила.

Прежде, чем перейти на медленную скорость, первым включается ходоуменьшитель, затем — коробка передач. Для уменьшения переднего хода нужно включить 1 или 2 передачу заднего, так как валы и шестеренки в ходоуменьшителе меняют свое направление в обратную сторону. Так же, соответственно, в зеркальном отражении включается и уменьшение скорости при реверсе.

Шестерня включения ходоуменьшителя соединена с промежуточной шестерней, вращающейся на 23 роликах, находящихся на неподвижной оси. Ось полностью застопорена специальным винтом и уплотнителями. Промежуточная звездочка постоянно сцеплена с валом-шестерней, который стоит на подшипниках.

Звездочка, имеющая 2 венца, благодаря запрессованной втулке, вращается на валу. Ведомая шестерня первой скорости и заднего хода КПП сцеплена с большим венцом, а венец поменьше встроен в отверстие водилы и сцеплен с 3 сателлитами. Оси сателлитов укреплены в расточках водилы.

Коронная звездочка закреплена двумя пальцами к корпусу и стоит неподвижно. Работа начинается с крутящего момента КПП к большому венцу и в конечном итоге захватывается шестерня пуска и вал низких скоростей КПП.

Основное управление ходоуменьшителем происходит при помощи рычажного устройства через валик, соединенного с вилкой, входящую в паз шестеренки, которая находится в КПП. В состоянии «выкл» и «вкл» вилка вместе с валиком фиксируется пружинным крючком.

Если ходоуменьшитель находится в выключенном положении, рычаг закреплен пружиной на заднем ходу трактора и шестеренка не закрепляется другой шестерней включения. При включенном ходоуменьшителе положение рычага находится в переднем зафиксированном состоянии, а вилка ведет шестеренку включения к промежуточной звездочке и цепляет ее. В это время происходит разъем с ведомой шестерней КПП и валом заднего хода.

Конструкция гидравлического ходоуменьшителя

В гидравлическую систему ходоуменьшителя тракторов МТЗ входят следующие детали:

  • насосное устройство;
  • дроссель с предохранительным клапаном;
  • маслозаборник;
  • арматура.

Белорусские производители тракторов усовершенствовали свою технику и установили гидроходоуменьшитель, который за счет перемены направления потока, происходящего от давления маслонасоса, способен изменить одно переключение передачи без помощи тракториста.

Его работа похожа на переключение передач автоматически, как в автомобильном транспортном средстве.

При неработающем сцеплении и открытом дросселе гидроходоуменьшителя, коробка передач должна быть отключена.

Понижающий редуктор

Понижающий редуктор трактора МТЗ-80 имеет способность в получении дополнительных скоростей для работы с сельскохозяйственными механизмами.

Редуктор для получения низких скоростей должен использоваться с применением от вала отбора мощности трактора с агрегатами, имеющими энергию выше, чем мощность двигателя. А также при недостатке основных скоростей для работы с навесными механизмами.

Часто бывает, что у трактора, работающего с другими энергоемкими агрегатами, не хватает мощности, и загрузка получается частичная. В этом случае необходимо произвести переключение на передачу повыше и продолжать работу на промежуточных оборотах. При этом рычаг подачи топлива не рекомендуется ставить в максимальное положение.

Работая с агрегатами от вала отбора мощности трактора, рекомендуется поддерживать скорость ВОМ не ниже 2000 – 2100 об/мин. Уменьшать ее необходимо по видимым перегрузкам, это — задымление или резкий скачок уменьшения оборотов.

Если не получается уменьшить обороты двигателя при работе на поле, следует переключить передачу на более низкую. Также стоит учесть, что частичный скоростной режим при неполной загрузке трактора способен способен существенно сэкономить топливный материал.

Ремонт понижающего редуктора

Понижающий редуктор и корпус сцепления МТЗ-80/82

_______________________________________________________________________________________________

Понижающий редуктор и корпус сцепления МТЗ-80/82

 Детали понижающего редуктора МТЗ-80, МТЗ-82

1 70-1601026 Вал привода ВОМ

2 50-1601321 Кольцо

3 50-1601027 Шайба упорная

4 70-1601028 Кронштейн

5 Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

6 Шайба 10 ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001.115-74

7 Подшипник 307К1 ГОСТ 8338-75

8 Подшипник 210 ГОСТ 8338-75

9 Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68

10 Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68

11 Подшипник 211 ГОСТ 8338-75

12 70-1721022 Крышка опорная

13 70-1721023 Шайба упорная

14 70-1721031 Шестерня

15 70-1721113-А Вал силовой передачи

16 Ролик 4х34,8 ГОСТ 6870-72

17 70-1721045 Муфта

70-1601026, 50-1601321, 50-1601027, 70-1601028, 70-1721022, 70-1721023, 70-1721031, 70-1721113-А, 70-1721045

Диски и отводка корпуса сцепления МТЗ-80/82

 70-1601120 Диск опорный в сборе

70-1601130 Диск сцепления в сборе

70-1601090 Диски в сборе

 70-1601060 Кронштейн отводки в сборе

 50-1601180 Отводка с подшипником в сборе

1 Подшипник 210 ГОСТ 8338-75

2 50-1601319 Шайба маслоотражательная

3 КФА 50х70 Манжета 2-50х70-1 ГОСТ 8752-70 (входит в дет.50-1601172А)

4 Кольцо 110-115-30-1-4

5 50-1601172-А Кронштейн отводки

6 Масленка 1.1.Ц6 ГОСТ 19853-74

7 50-1601203 Вилка

8 50-1601218 Шпонка

9 Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75

10 Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70

11 50-1601185 Отводка

12 Подшипник упорный 986714 КС 17

13 50-1601072 Стакан пружины

14 Гайка М12х1,25.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

15 Шайба 12 ОТ ОСТ 37.001.115-75

16 77.55.121-1 Пружина наружная

17 70-1601074 Втулка

18 77.55.230 Пружина внутренняя

19 70-1601092 Шайба изоляционная

20 70-1601093 Диск нажимной

21 70-1601133 Диск ведомый

22 70-1601138 Накладка сцепления

23 50-1601043-К Диск поддерживающий

24 Заклепка 4х6 ОН 025-181-63

25 70-1601161 Пластина опорная

26 70-1601071 Демпфер

27 50-1601326-К Палец упорный

28 50-1601142-К Ступица диска

29 50-1601044-В Пластина

30 50-1601046-К Диск ограничительный

31 Заклепка 2-4х6-620 ГОСТ 12642-67

32 Заклепка 6х10.01.019 ГОСТ 10300-68

33 Заклепка 8х22.01.019 ГОСТ 10299-68

34 70-1601125 Диск опорный

35 70-1601123 Штифт опорный (входит в дет.70-1601125)

36 70-1601094 Рычаг отжимной

37 Шплинт 3,2х18-001 ГОСТ 397-66

38 Шайба 8.01.019 ГОСТ 11371-78

39 50-1601083-Б Пружина рычага

40 Палец 8х65 ОН 025-196-68

41 50-1601098 Винт регулировочный

42 Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

43 70-1601051 Ступица (входит в дет.70-1601125)

44 70-1601091 Демпфер

45 70-1601053 Втулка

46 70-1601062 Шайба

47 Заклепка 6х30.01.019 ГОСТ 10300-68

70-1601120, 70-1601130, 70-1601090, 70-1601060, 50-1601180, 50-1601319, 50-1601172-А, 50-1601203, 50-1601218, 50-1601185, 50-1601072, 77.55.121-1, 70-1601074, 77.55.230, 70-1601092, 70-1601093, 70-1601133, 70-1601138, 50-1601043-К, 70-1601161, 70-1601071, 50-1601326-К, 50-1601142-К, 50-1601044-В, 50-1601046-К, 70-1601125, 70-1601123, 70-1601094, 50-1601083-Б, 50-1601098, 70-1601051, 70-1601091, 70-1601053, 70-1601062

Управление понижающим редуктором МТЗ-80/82

70-1723030 Крышка редуктора в сборе

 70-1723010 Управление редуктором в сборе

1 70-1723015 Крышка

2 50-1601347 Прокладка

3 Кольцо 020-025-90-1-4

4 70-1723020 Ось с рычагом

5 Кольцо В15 ГОСТ 13942-68

6 80-1723021 Вилка переключения

7 70-1723031 Рычаг управления

8 Шарик 10 мм П ГОСТ 3722-60

9 50-1702148-В Пружина фиксатора

10 70-1723012 Штифт 6х36.88.016

11 70-1723032 Втулка

12 А61.01.014 Рукоятка

13 Болт М10.6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70

14 Шайба 10 ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001.115-74

70-1723030, 70-1723010, 70-1723015, 50-1601347, 70-1723020, 80-1723021, 70-1723031, 50-1702148-В, 70-1723012, 70-1723032, А61.01.014

Вместе со сцеплением трактора МТЗ-80/82 в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности.

Понижающий редуктор трактора МТЗ-80/82, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.

На заднем шлицевом конце вала понижающего редуктора МТЗ-80/82 установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта. Когда муфта при помощи рычага переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор отключен.

При перемещении вперед соединительная муфта, оставаясь соединенной с валом, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80/82 , установленной на игольчатом подшипнике на валу, и соединяет вал с шестерней.

Вращение от вала сцепления и шестерни передается на двухвенцовую промежуточную шестерню редуктора и далее на ведомую шестерню первичного вала коробки передач.

Понижающий редуктор МТЗ-80/82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Трансмиссия МТЗ-82 — сцепление и понижающий редуктор

_______________________________________________________________________________________________

Трансмиссия МТЗ-82 — сцепление и понижающий редуктор


Трансмиссия трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от дизеля к ведущим колесам трактора, валам отбора мощности, а также для изменения по величине и направлению оборотов и передаваемого крутящего момента.

На тракторах МТЗ-82 применяется ступенчатая трансмиссия, которую составляют следующие основные механизмы: сцепление; коробка передач; задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.

В трансмиссию трактора МТЗ-82 входит также передний ведущий мост с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом и колесными редукторами, для привода которых дополнительно применяются раздаточная коробка и карданная передача.

Сцепление МТЗ-82 предназначено для передачи мощности от дизеля к трансмиссии, кратковременного отъединения дизеля от трансмиссии и последующего плавного их соединения при трогании трактора с места, переключении передач и торможении. Кроме того, сцепление предохраняет детали дизеля и трансмиссии от повреждений и поломок при резком увеличении частоты вращения дизеля или скорости движения трактора.

Вместе со сцеплением в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности. На тракторе установлено фрикционное, сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление (рис. 27), управляемое педалью. Передача крутящего момента в таком сцеплении осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Рис. 27. Сцепление, понижающий редуктор и привод независимого ВОМ МТЗ-82

1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины; 5 — нажимная пружина; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8 — демпфер, 9 — поддерживающий диск; 10 — пластинчатая пружина; 11 — фрикционная накладка; 12 — ограничительный диск. 13 — отжимной рычаг; 14 — опорный штифт: 15 — ось; 16 — палец, 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — регулировочный винт: 22 — отжимной подшипник; 23 — отводка сцепления; 24- кронштейн отводки; 25 — промежуточная шестерня, 26 — ведущий вал привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28- кронштейн отводки тормозка; 29 — вал включения тормозка; 30 — вилки; 31 — отводка тормозка; 32- ведущий диск тормозка; 33- пружины фиксатора; 34 — шарик, 35 — рычаг
переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка; 37 — рычаг вилки; 38 — ведущая шестерня понижающего редуктора, 39 и 41 — игольчатые подшипники, 40- зубчатая муфта; 42 — ведомый вал привода ВОМ; 43 — соединительная муфта; 44 — поводок; 45 — валик переключения привода ВОМ; 46 — вилка; 47 — втулка; 48 — крышка; 49 — ведомая шестерня II ступени привода ВОМ; 50 — ведомая шестерня 1 ступени привода ВОМ, 51 — вилки; 52 — рычаг сцепления; 53 — вал, 54 — гибкий шланг; 55 — масленка; 56 — корпус сцепления.

Сцепление МТЗ-82 расположено в сухом отсеке корпуса 56, соединяющего двигатель и коробку передач. Ведущими частями сцепления служат маховик 1 двигателя, нажимной диск 3 и штампованный опорный диск 6.

Опорный диск соединен с маховиком при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и гаек 18. На чугунном нажимном диске сделаны три равномерно расположенных по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска. К ушкам присоединяются отжимные рычаги 13.

Между опорным и нажимным диском (корзиной) сцепления МТЗ-82 установлено двенадцать нажимных пружин 5. С одной стороны пружины упираются в стаканы 4, установленные в опорном диске, с другой — в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, соединенного диска с прикрепленными к нему фрикционными накладками 11 и демпферного устройства. В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези), что уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к
шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.

Фрикционные накладки изготовлены на основе асбеста, они снабжены вентиляционными канавками для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа. Накладку, сопрягаемую с маховиком, приклепывают непосредственно к соединительному диску.

К накладке, сопрягающейся с корзиной сцепления МТЗ-82, сначала приклепывают шесть пластинчатых пружин 10, а затем пружины стальными заклепками соединяют с диском. Такое соединение обладает осевой податливостью и обеспечивает более плавное мягкое включение сцепления.

При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1…1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.

Ведомый диск сцепления МТЗ-82 связан со ступицей 7 восемью резиновыми демпферами 8, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.

Таким образом, ведомый диск сцепления соединен со своей ступицей, установленной на шлицах вала 27 силовой передачи, не жестко, а через гибкое демпферное устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Сцепление трактора МТЗ-82 снабжено тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления замедление вращения и остановку как вала 27 сцепления, так и связанного с ним первичного вала коробки передач, что способствует облегчению переключения передач и повышению срока службы шестерен.

Ведущий диск тормозка 32 с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 27 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отводки тормозка 31 может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки 28.

Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка. Сцепление выключается от нажатия отжимного подшипника 22 на концы рычагов 13, которые пальцами соединены с нажимным диском 3. Регулировочные винты, ввернутые в отжимные рычаги, под действием пружин постоянно прижимаются к опорным штифтам 14 диска.

При нажатии отжимного подшипника 22 рычаги, упираясь регулировочными винтами 21 в штифты опорного диска, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого, выключая сцепление. В исходное положение корзина сцепления МТЗ-82 возвращается под действием пружин 5.

Отжимной подшипник с отводкой 23 может перемещаться вдоль кронштейна 24 отводки при поворачивании вилок 51 и вала выключения 53, который установлен во втулках, запрессованных в корпусе сцепления.

С правой стороны отверстие под вал 53 закрыто заглушкой, с левой — вал уплотняется войлочным кольцом. Вилки отводки и наружный рычаг 52 закреплены на валу 53 при помощи шпонок и клеммовых зажимов. От осевых перемещений вал удерживается вилками, охватывающими цапфы отводки.

Вал включения тормозка 29 установлен в отверстиях корпуса 56 над силовым валом. На валу 29 при помощи шпонок и клеммовых зажимов закреплены вилки 30, перемещающие отводку тормозка, и наружный рычаг 17 (рис. 28), связанный тягой 14 с рычагом 13 (см. рис. 27) выключения муфты.

Рис. 28. Управление сцеплением трактора МТЗ-82

1 — педаль; 2, 7 и 18 — болты; 3 — рычаг педали; 4 — ось; 5 и 15 — пружины; 6 — упорный болт; 8- кронштейн; 9- масленка; 10 и 14 — тяги; 11 и 13 — вилки; 12 — рычаг; 16 — контргайка; 17 — рычаг.

Таким образом, управление сцеплением и тормозком МТЗ-82 сблокировано и осуществляется одной педалью 1 (см. рис. 28). На стержне педали выполнены две лунки для регулировки положения подушки педали относительно полиса кабины.

В исходном положении (сцепление включено) педаль удерживается пружиной 5 механического сервоустройства, при этом усилие пружины направлено по часовой стрелке относительно оси 4 педали. При нажатии на педаль пружина поворачивается относительно неподвижного упора 6 и сжимается, пока не дойдет до нейтральной линии.

Как только ось пружины окажется ниже оси 4 педали, пружина, разжимаясь, создает усилие, направленное против часовой стрелки относительно оси педали, чем облегчает выключение сцепления.

От рычага педали усилие передается через тягу 10 к рычагу 12 вала выключения, который связан подпружиненной телескопической тягой 14 с рычагом 17 тормозка. При передаче усилия пружина 15 тяги сжимается, способствуя плавности включения тормозка.

Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ-82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений, проведении регулировок и устранении выявленных неисправностей.

Отжимной подшипник 22 смазывают солидолом через масленку 55 и гибкий шланг 54, ввернутый в цапфу отводки, откуда смазка поступает к подшипнику, а также по специальному отверстию к сопряжению отводки с кронштейном 24.

Когда не ставят гибкий шланг 54, то масленку вворачивают непосредственно в цапфу отводки. Для доступа к масленке отворачивают пробку на левой стенке корпуса сцепления и вставляют в это отверстие шприц. Периодичность смазки — через каждые 60 ч работы.

Свободный ход педали — основной показатель правильности регулировки сцепления тормозка. Свободный ход подушки педали должен составлять 40…45 мм, что соответствует зазору 3 мм между подшипником 22 отводки и отжимными рычагами. По мере износа фрикционных накладок ведомого диска свободный ход педали уменьшается (допустимо до 30 мм). Проверяют свободный ход через каждые 240 ч работы;

Поскольку управление сцеплением МТЗ-82 сблокировано с управлением тормозка, регулировка свободного хода педали и длины тяги 14 тормозка производится одновременно в такой последовательности:

— отъединить тягу 14 тормозка от рычага 12;

— освободить педаль от воздействия пружины 5, для чего завернуть упорный болт 6 в кронштейне 8 и отпустить болты 7, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна;

— изменяя длину тяги 10, установить свободный ход подушки педали в пределах 40…45 мм;

— повернуть кронштейн 8 против часовой стрелки вокруг оси 4 до упора в болт 7 и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач;

— выворачивая упорный болт 6 из кронштейна 8, вернуть педаль в исходное положение (до упора в полик кабины).

Для регулировки длины тяги 14 нужно рычаг 17 тормозка вместе с освобожденной от рычага 12 тягой повернуть против часовой стрелки до упора и в этом положении, изменяя длину тяги при помощи резьбовой муфты, соединить ее с рычагом 12. Замерив длину тяги, отъединить ее от рычага 12 и укоротить на 7 мм.

При правильной регулировке пружина 15 тяги при выключении сцепления трактора МТЗ-82 должна дополнительно сжиматься на 3…4 мм, имея в сжатом состоянии длину 35 мм.

Положение отжимных рычагов 13 (см. рис. 27) регулируют винтами 21 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с отжимным подшипником до торца ступицы опорного диска было 12 ±0,5 мм. Отклонение этого размера для отдельных рычагов не должно превышать 0,3 мм. Эта регулировка проводится при сборке, чтобы обеспечить полное выключение сцепления.

Включать сцепление нужно плавно, не задерживая педаль в промежуточном положении, выключать — быстро, выжимая педаль до отказа. Не рекомендуется долго держать сцепление выключенным, а также держать ногу на педали при движении трактора.

Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 — двухскоростной независимый. Он расположен в корпусе сцепления и рассчитан на передачу заднему ВОМ частоты вращения 545 и 1000 об/мин.

Ведущая часть привода представляет собой удлиненный полый вал 26 (рис. 27) с двухвенцовой шестерней, соединенный шлицами со ступицей опорного диска 6 сцепления, что обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление.

Задний ВОМ МТЗ-82 вращается на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в кронштейне отводки сцепления, второй — в кронштейне отводки тормозка.

Зубчатые венцы шестерен ведущего вала 26 постоянно зацеплены с двумя ведомыми шестернями 49 и 50, свободно установленными на ведомом валу 42. Шестерня 50 первой ступени может вращаться Относительно вала 42 на бронзовых втулках, а шестерня 49 второй ступени — на двух шариковых подшипниках, установленных на ступице шестерни 50 первой ступени.

Передача крутящего момента от ведомых шестерен к ведомому валу 42 осуществляется посредством соединительной зубчатой муфты 43, установленной на шлицах ведомого вала. Муфта 43 вводится в зацепление с одной из ведомых шестерен механизмом переключения привода ВОМ МТЗ-82, расположенного в нижней крышке корпуса сцепления. Валик 45 переключения с вилкой 46 перемещается поводком 44 при помощи гаечного ключа.

Чтобы включить первую ступень (540 об/мин), нужно зубчатую муфту 43 передвинуть вперед по ходу трактора. Если муфту передвинуть назад в крайнее положение, то включится вторая ступень (1000 об/мин).

Передней опорой ведомого вала 42 служит шариковый подшипник, задней — игольчатый подшипник 41. Передний подшипник удерживает вал от осевых перемещений.

Ведомый вал 42 через шлицевую втулку передает вращение внутреннему валу привода ВОМ, который проходит через сквозное отверстие промежуточного вала коробки передач и, в свою очередь, соединяется с ведущим валом заднего ВОМ МТЗ-82. От ведущего вала 26 привода ВОМ через промежуточную шестерню 25 осуществляется также привод насоса гидросистемы.

Понижающий редуктор МТЗ-82, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.

На заднем шлицевом конце вала 27 (см. рис. 27) установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта 40. Когда муфта 40 при помощи рычага 35 переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни 4 (рис. 29), установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал 27 (см. рис. 27) сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор отключен.

При перемещении вперед соединительная муфта 40, оставаясь соединенной с валом 27, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни 38 понижающего редуктора, установленной на игольчатом подшипнике на валу 27, и соединяет вал 27 с шестерней 38.

Вращение от вала сцепления и шестерни 38 передается на двухвенцовую промежуточную шестерню 47 (рис. 29) редуктора и далее на ведомую шестерню 4 первичного вала коробки передач. Понижающий редуктор МТЗ-82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.

 

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

Понижающий редуктор и корпус сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

________________________________________________________________________

Понижающий редуктор и корпус сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Узлы и механизмы понижающего редуктора трактора МТЗ-80, МТЗ-82

1 70-1601026 Вал привода ВОМ

2 50-1601321 Кольцо

3 50-1601027 Шайба упорная

4 70-1601028 Кронштейн

5 Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

6 Шайба 10 ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001.115-74

7 Подшипник 307К1 ГОСТ 8338-75

8 Подшипник 210 ГОСТ 8338-75

9 Кольцо 2В55 ГОСТ 13940-68

10 Кольцо 2В100 ГОСТ 13941-68

11 Подшипник 211 ГОСТ 8338-75

12 70-1721022 Крышка опорная

13 70-1721023 Шайба упорная

14 70-1721031 Шестерня

15 70-1721113-А Вал силовой передачи

16 Ролик 4х34,8 ГОСТ 6870-72

17 70-1721045 Муфта

70-1601026, 50-1601321, 50-1601027, 70-1601028, 70-1721022, 70-1721023, 70-1721031, 70-1721113-А, 70-1721045

Диски и отводка корпуса сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Детали дисков и отводки корпуса сцепления трактора МТЗ-80, МТЗ-82

0 70-1601120 Диск опорный в сборе

0 70-1601130 Диск сцепления в сборе

0 70-1601090 Диски в сборе

0 70-1601060 Кронштейн отводки в сборе

0 50-1601180 Отводка с подшипником в сборе

1 Подшипник 210 ГОСТ 8338-75

2 50-1601319 Шайба маслоотражательная

3 КФА 50х70 Манжета 2-50х70-1 ГОСТ 8752-70 (входит в дет.50-1601172А)

4 Кольцо 110-115-30-1-4

5 50-1601172-А Кронштейн отводки

6 Масленка 1.1.Ц6 ГОСТ 19853-74

7 50-1601203 Вилка

8 50-1601218 Шпонка

9 Шайба 10 ОТ ОСТ 37.001.115-75

10 Болт М10-6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70

11 50-1601185 Отводка

12 Подшипник упорный 986714 КС 17

13 50-1601072 Стакан пружины

14 Гайка М12х1,25.6Н.6.019 ГОСТ 5915-70

15 Шайба 12 ОТ ОСТ 37.001.115-75

16 77.55.121-1 Пружина наружная

17 70-1601074 Втулка

18 77.55.230 Пружина внутренняя

19 70-1601092 Шайба изоляционная

20 70-1601093 Диск нажимной

21 70-1601133 Диск ведомый

22 70-1601138 Накладка сцепления

23 50-1601043-К Диск поддерживающий

24 Заклепка 4х6 ОН 025-181-63

25 70-1601161 Пластина опорная

26 70-1601071 Демпфер

27 50-1601326-К Палец упорный

28 50-1601142-К Ступица диска

29 50-1601044-В Пластина

30 50-1601046-К Диск ограничительный

31 Заклепка 2-4х6-620 ГОСТ 12642-67

32 Заклепка 6х10.01.019 ГОСТ 10300-68

33 Заклепка 8х22.01.019 ГОСТ 10299-68

34 70-1601125 Диск опорный

35 70-1601123 Штифт опорный (входит в дет.70-1601125)

36 70-1601094 Рычаг отжимной

37 Шплинт 3,2х18-001 ГОСТ 397-66

38 Шайба 8.01.019 ГОСТ 11371-78

39 50-1601083-Б Пружина рычага

40 Палец 8х65 ОН 025-196-68

41 50-1601098 Винт регулировочный

42 Болт М10-6gх25.88.35.019 ГОСТ 7796-70

43 70-1601051 Ступица (входит в дет.70-1601125)

44 70-1601091 Демпфер

45 70-1601053 Втулка

46 70-1601062 Шайба

47 Заклепка 6х30.01.019 ГОСТ 10300-68

70-1601120, 70-1601130, 70-1601090, 70-1601060, 50-1601180, 50-1601319, 50-1601172-А, 50-1601203, 50-1601218, 50-1601185, 50-1601072, 77.55.121-1, 70-1601074, 77.55.230, 70-1601092, 70-1601093, 70-1601133, 70-1601138, 50-1601043-К, 70-1601161, 70-1601071, 50-1601326-К, 50-1601142-К, 50-1601044-В, 50-1601046-К, 70-1601125, 70-1601123, 70-1601094, 50-1601083-Б, 50-1601098, 70-1601051, 70-1601091, 70-1601053, 70-1601062

Управление понижающим редуктором трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Детали управления понижающим редуктором трактора МТЗ-80, МТЗ-82

0 70-1723030 Крышка редуктора в сборе

0 70-1723010 Управление редуктором в сборе

1 70-1723015 Крышка

2 50-1601347 Прокладка

3 Кольцо 020-025-90-1-4

4 70-1723020 Ось с рычагом

5 Кольцо В15 ГОСТ 13942-68

6 80-1723021 Вилка переключения

7 70-1723031 Рычаг управления

8 Шарик 10 мм П ГОСТ 3722-60

9 50-1702148-В Пружина фиксатора

10 70-1723012 Штифт 6х36.88.016

11 70-1723032 Втулка

12 А61.01.014 Рукоятка

13 Болт М10.6gх30.88.35.019 ГОСТ 7796-70

14 Шайба 10 ОТ 65Г 06 ОСТ 37.001.115-74

70-1723030, 70-1723010, 70-1723015, 50-1601347, 70-1723020, 80-1723021, 70-1723031, 50-1702148-В, 70-1723012, 70-1723032, А61.01.014

Вместе со сцеплением трактора МТЗ-80/82 в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности.

Понижающий редуктор трактора МТЗ-80/82, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.

На заднем шлицевом конце вала понижающего редуктора МТЗ-80/82 установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта. Когда муфта при помощи рычага переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор отключен.

При перемещении вперед соединительная муфта, оставаясь соединенной с валом, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни понижающего редуктора трактора МТЗ-80/82 , установленной на игольчатом подшипнике на валу, и соединяет вал с шестерней.

Вращение от вала сцепления и шестерни передается на двухвенцовую промежуточную шестерню редуктора и далее на ведомую шестерню первичного вала коробки передач.

Понижающий редуктор МТЗ-80/82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.

Детали и узлы дизельных двигателей Д-240/243

Трансмиссия трактора МТЗ-80, МТЗ-82 (сцепление, КПП, мосты)

Рулевое управление и тормозная система трактора МТЗ-80/82

Ходовая часть трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Гидравлическое оборудование трактора МТЗ-80, МТЗ-82

Электрооборудование и кабина трактора МТЗ-80, МТЗ-82

 

 

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Трансмиссия трактора МТЗ-82

РЕМОНТ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И СПЕЦТЕХНИКИ
Запасные части, техническое обслуживание и регулировки

______________________________________________________________________________________________

Трансмиссия трактора МТЗ-82 служит для передачи крутящего момента от дизеля к ведущим колесам трактора, валам отбора мощности, а также для изменения по величине и направлению оборотов и передаваемого крутящего момента.

На тракторах применяется ступенчатая трансмиссия, которую составляют следующие основные механизмы: сцепление; коробка передач; задний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и конечными передачами.

В трансмиссию входит также передний ведущий мост с главной передачей, самоблокирующимся дифференциалом и колесными редукторами, для привода которых дополнительно применяются раздаточная коробка и карданная передача.

Сцепление предназначено для передачи мощности от дизеля к трансмиссии, кратковременного отъединения дизеля от трансмиссии и последующего плавного их соединения при трогании трактора с места, переключении передач и торможении.

Кроме того, сцепление предохраняет детали дизеля и трансмиссии от повреждений и поломок при резком увеличении частоты вращения дизеля или скорости движения трактора.

Вместе со сцеплением в одном корпусе смонтированы понижающий редуктор и редуктор заднего вала отбора мощности. На тракторе установлено фрикционное, сухое, однодисковое, постоянно замкнутое сцепление (рис. 27), управляемое педалью.

Передача крутящего момента в таком сцеплении осуществляется за счет сил трения, возникающих при сжатии ведущих и ведомых дисков.

Рис. 27. Сцепление, понижающий редуктор и привод независимого ВОМ МТЗ-82

1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск; 4 — стакан пружины; 5 — нажимная пружина; 6 — опорный диск; 7 — ступица ведомого диска; 8 — демпфер, 9 — поддерживающий диск; 10 — пластинчатая пружина; 11 — фрикционная накладка; 12 — ограничительный диск. 13 — отжимной рычаг; 14 — опорный штифт: 15 — ось; 16 — палец, 17 — втулка; 18 — гайка; 19 — пружина; 20 — контргайка; 21 — регулировочный винт: 22 — отжимной подшипник; 23 — отводка сцепления; 24- кронштейн отводки; 25 — промежуточная шестерня, 26 — ведущий вал привода ВОМ; 27 — вал силовой передачи; 28- кронштейн отводки тормозка; 29 — вал включения тормозка; 30 — вилки; 31 — отводка тормозка; 32- ведущий диск тормозка; 33- пружины фиксатора; 34 — шарик, 35 — рычаг
переключения понижающего редуктора; 36 — крышка люка; 37 — рычаг вилки; 38 — ведущая шестерня понижающего редуктора, 39 и 41 — игольчатые подшипники, 40- зубчатая муфта; 42 — ведомый вал привода ВОМ; 43 — соединительная муфта; 44 — поводок; 45 — валик переключения привода ВОМ; 46 — вилка; 47 — втулка; 48 — крышка; 49 — ведомая шестерня II ступени привода ВОМ; 50 — ведомая шестерня 1 ступени привода ВОМ, 51 — вилки; 52 — рычаг сцепления; 53 — вал, 54 — гибкий шланг; 55 — масленка; 56 — корпус сцепления.

Сцепление МТЗ-82 расположено в сухом отсеке корпуса 56, соединяющего двигатель и коробку передач. Ведущими частями сцепления служат маховик 1 двигателя, нажимной диск 3 и штампованный опорный диск 6.

Опорный диск соединен с маховиком при помощи пальцев 16, дистанционных втулок 17 и гаек 18. На чугунном нажимном диске сделаны три равномерно расположенных по окружности ушка, которые входят в прорези опорного диска. К ушкам присоединяются отжимные рычаги 13.

Между опорным и нажимным диском (корзиной) сцепления МТЗ-82 установлено двенадцать нажимных пружин 5. С одной стороны пружины упираются в стаканы 4, установленные в опорном диске, с другой — в литые гнезда нажимного диска.

Ведомый диск 2 состоит из ступицы 7, соединенного диска с прикрепленными к нему фрикционными накладками 11 и демпферного устройства.

В соединительном диске выштампованы радиальные пазы (прорези), что уменьшает его жесткость и улучшает прилегание фрикционных накладок к шлифованным поверхностям трения маховика и нажимного диска.

Фрикционные накладки изготовлены на основе асбеста, они снабжены вентиляционными канавками для улучшения отвода тепла и очистки поверхностей трения от продуктов износа. Накладку, сопрягаемую с маховиком, приклепывают непосредственно к соединительному диску.

К накладке, сопрягающейся с корзиной, сначала приклепывают шесть пластинчатых пружин 10, а затем пружины стальными заклепками соединяют с диском. Такое соединение обладает осевой податливостью и обеспечивает более плавное мягкое включение сцепления.

При полностью включенном сцеплении пластинчатые пружины принимают плоскую форму, а в свободном состоянии толщина ведомого диска примерно на 1…1,5 мм больше, чем при включенном сцеплении.

Ведомый диск сцепления МТЗ-82 связан со ступицей 7 восемью резиновыми демпферами 8, установленными в гнезда-пазы ведомого диска и пазы ограничительных дисков, приклепанных к ступице.

Таким образом, ведомый диск сцепления соединен со своей ступицей, установленной на шлицах вала 27 силовой передачи, не жестко, а через гибкое демпферное устройство, что способствует мягкому включению сцепления и снижению динамических нагрузок в трансмиссии.

Сцепление трактора МТЗ-82 снабжено тормозком, обеспечивающим при выключении сцепления замедление вращения и остановку как вала 27 сцепления, так и связанного с ним первичного вала коробки передач, что способствует облегчению переключения передач и повышению срока службы шестерен.

Ведущий диск тормозка 32 с приклеенной фрикционной накладкой закреплен на валу 27 при помощи шпонки и стопорного кольца. Шлицевая ступица отводки тормозка 31 может перемещаться по шлицам неподвижного кронштейна отводки 28.

Вал сцепления тормозится при сжатии дисков тормозка. Сцепление выключается от нажатия отжимного подшипника 22 на концы рычагов 13, которые пальцами соединены с нажимным диском 3. Регулировочные винты, ввернутые в отжимные рычаги, под действием пружин постоянно прижимаются к опорным штифтам 14 диска.

При нажатии отжимного подшипника 22 рычаги, упираясь регулировочными винтами 21 в штифты опорного диска, поворачиваются и отводят нажимной диск от ведомого, выключая сцепление. В исходное положение корзина возвращается под действием пружин 5.

Отжимной подшипник с отводкой 23 может перемещаться вдоль кронштейна 24 отводки при поворачивании вилок 51 и вала выключения 53, который установлен во втулках, запрессованных в корпусе сцепления.

С правой стороны отверстие под вал 53 закрыто заглушкой, с левой — вал уплотняется войлочным кольцом. Вилки отводки и наружный рычаг 52 закреплены на валу 53 при помощи шпонок и клеммовых зажимов. От осевых перемещений вал удерживается вилками, охватывающими цапфы отводки.

Вал включения тормозка 29 установлен в отверстиях корпуса 56 над силовым валом. На валу 29 при помощи шпонок и клеммовых зажимов закреплены вилки 30, перемещающие отводку тормозка, и наружный рычаг 17 (рис. 28), связанный тягой 14 с рычагом 13 (см. рис. 27) выключения муфты.

Рис. 28. Управление сцеплением трактора МТЗ-82

1 — педаль; 2, 7 и 18 — болты; 3 — рычаг педали; 4 — ось; 5 и 15 — пружины; 6 — упорный болт; 8- кронштейн; 9- масленка; 10 и 14 — тяги; 11 и 13 — вилки; 12 — рычаг; 16 — контргайка; 17 — рычаг.

Таким образом, управление сцеплением и тормозком МТЗ-82 сблокировано и осуществляется одной педалью 1 (см. рис. 28). На стержне педали выполнены две лунки для регулировки положения подушки педали относительно полиса кабины.

В исходном положении (сцепление включено) педаль удерживается пружиной 5 механического сервоустройства, при этом усилие пружины направлено по часовой стрелке относительно оси 4 педали. При нажатии на педаль пружина поворачивается относительно неподвижного упора 6 и сжимается, пока не дойдет до нейтральной линии.

Как только ось пружины окажется ниже оси 4 педали, пружина, разжимаясь, создает усилие, направленное против часовой стрелки относительно оси педали, чем облегчает выключение сцепления.

От рычага педали усилие передается через тягу 10 к рычагу 12 вала выключения, который связан подпружиненной телескопической тягой 14 с рычагом 17 тормозка. При передаче усилия пружина 15 тяги сжимается, способствуя плавности включения тормозка.

Техническое обслуживание сцепления трактора МТЗ-82 заключается в периодической смазке, проверке и подтяжке резьбовых соединений, проведении регулировок и устранении выявленных неисправностей.

Отжимной подшипник 22 смазывают солидолом через масленку 55 и гибкий шланг 54, ввернутый в цапфу отводки, откуда смазка поступает к подшипнику, а также по специальному отверстию к сопряжению отводки с кронштейном 24.

Когда не ставят гибкий шланг 54, то масленку вворачивают непосредственно в цапфу отводки. Для доступа к масленке отворачивают пробку на левой стенке корпуса сцепления и вставляют в это отверстие шприц. Периодичность смазки — через каждые 60 ч работы.

Свободный ход педали — основной показатель правильности регулировки сцепления тормозка. Свободный ход подушки педали должен составлять 40…45 мм, что соответствует зазору 3 мм между подшипником 22 отводки и отжимными рычагами.

По мере износа фрикционных накладок ведомого диска свободный ход педали уменьшается (допустимо до 30 мм). Проверяют свободный ход через каждые 240 ч работы;

Поскольку управление сцеплением МТЗ-82 сблокировано с управлением тормозка, регулировка свободного хода педали и длины тяги 14 тормозка производится одновременно в такой последовательности:

— отъединить тягу 14 тормозка от рычага 12;

— освободить педаль от воздействия пружины 5, для чего завернуть упорный болт 6 в кронштейне 8 и отпустить болты 7, крепящие его к корпусу коробки передач, для возможности перемещения кронштейна;

— изменяя длину тяги 10, установить свободный ход подушки педали в пределах 40…45 мм;

— повернуть кронштейн 8 против часовой стрелки вокруг оси 4 до упора в болт 7 и снова закрепить кронштейн к корпусу коробки передач;

— выворачивая упорный болт 6 из кронштейна 8, вернуть педаль в исходное положение (до упора в полик кабины).

Для регулировки длины тяги 14 нужно рычаг 17 тормозка вместе с освобожденной от рычага 12 тягой повернуть против часовой стрелки до упора и в этом положении, изменяя длину тяги при помощи резьбовой муфты, соединить ее с рычагом 12. Замерив длину тяги, отъединить ее от рычага 12 и укоротить на 7 мм.

При правильной регулировке пружина 15 тяги при выключении сцепления должна дополнительно сжиматься на 3…4 мм, имея в сжатом состоянии длину 35 мм.

Положение отжимных рычагов 13 (см. рис. 27) регулируют винтами 21 так, чтобы расстояние от места контакта рычагов с отжимным подшипником до торца ступицы опорного диска было 12 ±0,5 мм.

Отклонение этого размера для отдельных рычагов не должно превышать 0,3 мм. Эта регулировка проводится при сборке, чтобы обеспечить полное выключение сцепления.

Включать сцепление нужно плавно, не задерживая педаль в промежуточном положении, выключать — быстро, выжимая педаль до отказа. Не рекомендуется долго держать сцепление выключенным, а также держать ногу на педали при движении трактора.

Привод заднего вала отбора мощности (ВОМ) МТЗ-82 — двухскоростной независимый. Он расположен в корпусе сцепления и рассчитан на передачу заднему ВОМ частоты вращения 545 и 1000 об/мин.

Ведущая часть привода представляет собой удлиненный полый вал 26 (рис. 27) с двухвенцовой шестерней, соединенный шлицами со ступицей опорного диска 6 сцепления, что обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление.

Задний ВОМ вращается на двух шариковых подшипниках, один из которых установлен в кронштейне отводки сцепления, второй — в кронштейне отводки тормозка.

Зубчатые венцы шестерен ведущего вала 26 постоянно зацеплены с двумя ведомыми шестернями 49 и 50, свободно установленными на ведомом валу 42.

Шестерня 50 первой ступени может вращаться Относительно вала 42 на бронзовых втулках, а шестерня 49 второй ступени — на двух шариковых подшипниках, установленных на ступице шестерни 50 первой ступени.

Передача крутящего момента от ведомых шестерен к ведомому валу 42 осуществляется посредством соединительной зубчатой муфты 43, установленной на шлицах ведомого вала.

Муфта 43 вводится в зацепление с одной из ведомых шестерен механизмом переключения привода ВОМ МТЗ-82, расположенного в нижней крышке корпуса сцепления. Валик 45 переключения с вилкой 46 перемещается поводком 44 при помощи гаечного ключа.

Чтобы включить первую ступень (540 об/мин), нужно зубчатую муфту 43 передвинуть вперед по ходу трактора. Если муфту передвинуть назад в крайнее положение, то включится вторая ступень (1000 об/мин).

Передней опорой ведомого вала 42 служит шариковый подшипник, задней — игольчатый подшипник 41. Передний подшипник удерживает вал от осевых перемещений.

Ведомый вал 42 через шлицевую втулку передает вращение внутреннему валу привода ВОМ, который проходит через сквозное отверстие промежуточного вала коробки передач и, в свою очередь, соединяется с ведущим валом заднего ВОМ. От ведущего вала 26 привода ВОМ через промежуточную шестерню 25 осуществляется также привод насоса гидросистемы.

Понижающий редуктор, предназначенный для получения дополнительного ряда скоростей, представляет собой две пары постоянно зацепляющихся между собой шестерен с передаточным числом 1,34. Расположен редуктор между сцеплением и коробкой передач.

На заднем шлицевом конце вала 27 (см. рис. 27) установлена на шлицах подвижно соединительная зубчатая муфта 40.

Когда муфта 40 при помощи рычага 35 переключения входит наружным зубчатым венцом в зацепление с зубьями малого венца ведомой шестерни 4 (рис. 29), установленной на шлицах первичного вала коробки передач, вал 27 (см. рис. 27) сцепления и первичный вал коробки передач соединяются напрямую — редуктор отключен.

При перемещении вперед соединительная муфта 40, оставаясь соединенной с валом 27, входит в зацепление с зубьями малого венца ведущей шестерни 38 понижающего редуктора, установленной на игольчатом подшипнике на валу 27, и соединяет вал 27 с шестерней 38.

Вращение от вала сцепления и шестерни 38 передается на двухвенцовую промежуточную шестерню 47 (рис. 29) редуктора и далее на ведомую шестерню 4 первичного вала коробки передач.

Понижающий редуктор МТЗ-82 включен, и на всех передачах при этом скорости уменьшаются в 1,34 раза, таким образом число передач удваивается.

 

______________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Другая спецтехника

МТЗ-80

______________________________________________________________________________________

ЯМЗ-236

ЯМЗ-238

Т-130

Т-170

КРАЗ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *