Порядок работы двигателя с 4, 6, 8 цилиндрами — просто о сложном
Порядок работы двигателя с 4, 6, 8 цилиндрами — просто о сложном
По большому счёту, нам, обычным автолюбителям, совершенно не обязательно знать порядок работы цилиндров двигателя. Ну, работает и работает. Да, с этим трудно не согласится. Не нужно до того момента, пока вы не пожелаете своими руками выставить зажигание или не займетесь регулировкой зазоров клапанов.
И совершенно не будет лишним знание о порядке работы цилиндров двигателя автомобиля, когда вам нужно будет подсоединить высоковольтные провода к свечам, либо трубопроводы высокого давления у дизеля. А если вы затеете ремонт головки блока цилиндров?
Ну согласитесь, смешно будет ехать на автосервис для того, чтобы правильно установить ВВ провода. Да и ехать-то как? Если двигатель троит.
Что значит порядок работы цилиндров двигателя?
Последовательность, с которой чередуются одноименные такты в разных цилиндрах и называется порядком работы цилиндров.
От чего зависит порядок работы цилиндров? Есть несколько факторов, а именно:
-расположение цилиндров двигателя: однорядное или V-образное;
-количество цилиндров;
-конструкция распредвала;
-тип и конструкция коленвала.
Рабочий цикл двигателя
Рабочий цикл двигателя состоит из газораспределительных фаз. Последовательность этих фаз должна равномерно распределяться по силе воздействия на коленчатый вал. Именно в этом случае происходит равномерная работа двигателя.
Обязательным условием является то, что цилиндры, работающие последовательно, не должны находиться рядом. Для этого и разрабатываются производителями двигателей, схемы порядка работы цилиндров двигателя. Но, во всех схемах порядок работы цилиндров начинает свой отсчет с главного цилиндра №1.
У двигателей одного типа, но разных модификаций, работа цилиндров может отличаться. Например, двигатель ЗМЗ.
Порядок работы цилиндров двигателя 402 – 1-2-4-3, в то время как порядок работы цилиндров двигателя 406 – 1-3-4-2.
Если углубится в теорию работы двигателя, но так, чтобы не запутаться, то мы увидим следующее.
Полный рабочий цикл 4-х тактного двигателя проходит за два оборота коленвала. В градусах это равно 72° . У 2-х тактного двигателя 360° .
Колена вала смещают на определенный угол для того, чтобы вал находился под постоянным усилием поршней. Этот угол напрямую зависит от количества цилиндров и тактности двигателя.
Порядок работы 4 цилиндрового двигателя, однорядного, чередование тактов происходит через 180° , ну а порядок работы цилиндров может быть 1-3-4-2 (ВАЗ) или 1-2-4-3 (ГАЗ).
Порядок работы 6 цилиндрового рядного двигателя 1-5-3-6-2-4 (интервал между воспламенением составляет 120° ).
Порядок работы 8 цилиндрового V-образного двигателя 1-5-4-8-6-3-7-2 (интервал между воспламенениями 90° ).
Существует, например, порядок работы 12 цилиндрового двигателя W-образного: 1-3-5-2-4-6 – это левые головки блока цилиндров, а правые: 7-9-11-8-10-12
То есть если в 1 цилиндре происходит рабочий цикл, точерез 90 градусов поворота коленвала, рабочий цикл происходит в 5 цилиндре, и последовательно 4-2-6-3-7-8. В нашем случае один поворот коленвала равен 4 рабочим ходам.
Естественным образом напрашивается вывод, что 8 цилиндровый двигатель работает плавне и равномернее, чем 6 цилиндровый.
Скорее всего, глубокое знание порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля, вам не понадобится. Но общее представление об этом иметь необходимо. А если вы задумаете произвести ремонт, например головки блока цилиндров, то эти знания лишними не будут.
Успехов вам в изучении порядка работы цилиндров двигателя вашего автомобиля.
Чередование тактов в четырехтактном однорядном шестицилиндровом двигателе с порядком работы 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала,0 | Цилиндры | |||||
Первый | 0-60 | Рабочий ход | Конец выпуска | Конец впуска | Конец рабочего хода | Конец сжатия | |
60-Г 20 | Сжатие | Выпуск | |||||
120- 180 | Впуск | Рабочий ход | |||||
180- 240 | Выпуск | Сжатие | |||||
240- 300 | Рабочий ход | Впуск | |||||
300-360 | Сжатие | выпуск | |||||
Второй | 360 — 420 | Впуск | Рабочий ход | ||||
420-480 | Выпуск | Сжатие | |||||
480 — 540 | Рабочий ход | Впуск | |||||
540-600 | Сжатие | Выпуск | |||||
600-660 | Впуск | Рабочий ход | |||||
660-720 | Выпуск | Сжатие |
120°. Допустим, что первое и шестое колена направлены вверх, тогда второе и пятое колена будут направлены влево вниз, а третье и четвертое — вправо вниз, если смотреть на коленчатый вал с переднего торца (рис. 23,6).
Шестицилиндровый двигатель (например, двигатели автомобилей ЗИЛ-157КД и ГАЗ-52-04) имеет порядок работы 1-5 — 3 — 6 — 2 — 4 (табл. 3). Это означает, что если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то после поворота коленчатого вала на угол 120° рабочий ход начинается в пятом цилиндре и т. д. При этом в одном цилиндре рабочий ход еще не заканчивается, как через 120° он начинается в другом, т. е. при повороте на 60° рабочий ход в одном цилиндре перекрывается рабочим ходом в другом цилиндре, и коленчатый вал вращается равномернее. В шестицилиндровом двигателе поршни только двух цилиндров одновременно приходят в одноименные мертвые точки. Силы инерции масс, движущихся возвратно-поступательно, в этом двигателе взаимно уравновешены.
§ 11.V-образные двигатели
ШестицилиндровыйV-образный двигатель.Ктакому двигателю относится четырехтактный дизель ЯМЗ-236. Угол развала между его цилиндрами равен 90°. Колена коленчатого вала расположены в трех плоскостях под углом 120
одно к другому. Особенностью этого двигателя является коленчатый вал, имеющий три кривошипа, к каждому из которых присоединено по два шатуна: к первому кривошипу — шатуны первого и четвертого цилиндров; ко второму — второго и пятого цилиндров и к третьему — третьего и шестого цилиндров.
В этом двигателе, имеющем порядок работы 1—4 — 2 — 5 — 3 — 6, одноименные такты в цилиндрах происходят неравномерно через 90 и 150° (табл. 4). Если в первом цилиндре осуществляется рабочий ход, то в четвертом он начинается через 90°, во втором — через 150°, в пятом — через 90°, в третьем — через 150° и в шестом — через 90°. Поэтому двигатель ЯМЗ-236 имеет повышенную неравномерность хода и в нем приходится устанавливать на коленчатом валу маховик с относительно большим моментом инерции (на 60 — 70% большим, чем для однорядного двигателя).
Восьмицилиндровый У-образный двигатель.Цилиндры в таком двигателе (например, двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320) расположены под углом 90° один к другому (рис. 24,6). Одноименные такты в цилиндрах начинаются через угол поворота коленчатого вала,
Рис. 24.
Схемы кривошипно-шатунного механизма четырехтактных У-образных двигателей:
а — шестицилиндрового;
б — восьмицилиндрового;
Чередование тактов в четырехтактном V-образном шестицилиндровом двигателе с порядком работы 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала, | Цилиндры | |||||
Первый | 0-30 | Рабочий ход | Конец впуска | Конец выпуска | Конец сжатия | Конец впуска | Конец рабочего хода |
30 — ВО | Выпуск | ||||||
60 -90 | Сжатие | ||||||
90 — 120 | Рабочий ход | ||||||
120 — 150 | Впуск | ||||||
150 — 180 | Сжатие | ||||||
180 — 210 | Выпуск | ||||||
210 — 240 | Впуск | ||||||
240 — 270 | Рабочий ход | ||||||
270 — 300 | Выпуск | ||||||
300 — 330 | Сжатие | ||||||
330 — 360 | Рабочий ход | ||||||
Второй | 360 — 390 | Впуск | |||||
390 — 420 | Сжатие | ||||||
420 — 450 | Выпуск | ||||||
450 — 480 | Впуск | ||||||
480 — 510 | Рабочий ход | ||||||
510 — 540 | Выпуск | ||||||
540 — 570 | Сжатие | ||||||
570 — 600 | Рабочий ход | ||||||
600 — 630 | Впуск | ||||||
630 — 660 | Сжатие | ||||||
660 — 690 | Выпуск | ||||||
690 — 720 | Впуск |
равный 720:8 = 90°. Следовательно, кривошипы коленчатого вала расположены крестообразно под углом 90 . К первому кривошипу присоединены шатуны первого и пятого цилиндров, ко второму — второго и шестого цилиндров, к третьему — третьего и седьмого цилиндров, к четвертому — четвертого и восьмого цилиндров. В восьмицилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала совершается восемь рабочих ходов. Перекрытие рабочих ходов в различных цилиндрах происходит в течение поворота коленчатого вала на угол 90 , что способствует его равномерному вращению. Порядок работы восьмицилиндрового двигателя 1—5-4-2-6-3-7-8 (табл. 5).
Зная порядок работы цилиндров дви-
Чередование тактов в четырехтактном V-образом восьмицилиндровом двигателе с порядком работы 1-5-4-2-6-3-7-8
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала° | Цилиндры | |||||||
Первый | 0-90 | Рабочий ход | Конец впуска | Конец выпуска | Сжатие | Конец сжатия | Впуск | Выпуск | Конец рабочего хода |
90 -180 | Сжатие | Впуск | Рабочий ход | Выпуск | |||||
780-270 | Выпуск | Рабочий ход | Сжатие | Впуск | |||||
270-360 | Рабочий ход | Сжатие | Выпуск | Впуск | |||||
Второй | 360-450 | Впуск | Выпуск | Рабочий ход | Сжатие | ||||
450 — 540 | Выпуск | Рабочий ход | Впуск | Сжатие | |||||
540 — 630 | Сжатие | Впуск | Выпуск | Рабочий ход | |||||
630-720 | Впуск | Выпуск | Сжатие | Рабочий ход |
гателя, можно правильно распределить провода по свечам зажигания, присоединить топливопроводы к форсункам и отрегулировать клапаны
Глава 3
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Чередование тактов в четырехтактном однорядном шестицилиндровом двигателе с порядком работы 1 — 5 — 3 — 6 — 2 — 4
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала,0 | Цилиндры | |||||
Первый | 0-60 | Рабочий ход | Конец выпуска | Конец впуска | Конец рабочего хода | Конец сжатия | Впуск |
60-Г 20 | Сжатие | Выпуск | |||||
120- 180 | Впуск | Рабочий ход | |||||
180- 240 | Выпуск | Сжатие | |||||
240- 300 | Рабочий ход | Впуск | |||||
300-360 | Сжатие | выпуск | |||||
Второй | 360 — 420 | Впуск | Рабочий ход | ||||
420-480 | Выпуск | Сжатие | |||||
480 — 540 | Рабочий ход | Впуск | |||||
540-600 | Сжатие | Выпуск | |||||
600-660 | Впуск | Рабочий ход | |||||
660-720 | Выпуск | Сжатие |
120°. Допустим, что первое и шестое колена направлены вверх, тогда второе и пятое колена будут направлены влево вниз, а третье и четвертое — вправо вниз, если смотреть на коленчатый вал с переднего торца (рис. 23,6).
Шестицилиндровый двигатель (например, двигатели автомобилей ЗИЛ-157КД и ГАЗ-52-04) имеет порядок работы 1-5 — 3 — 6 — 2 — 4 (табл. 3). Это означает, что если в первом цилиндре происходит рабочий ход, то после поворота коленчатого вала на угол 120° рабочий ход начинается в пятом цилиндре и т. д. При этом в одном цилиндре рабочий ход еще не заканчивается, как через 120° он начинается в другом, т. е. при повороте на 60° рабочий ход в одном цилиндре перекрывается рабочим ходом в другом цилиндре, и коленчатый вал вращается равномернее. В шестицилиндровом двигателе поршни только двух цилиндров одновременно приходят в одноименные мертвые точки. Силы инерции масс, движущихся возвратно-поступательно, в этом двигателе взаимно уравновешены.
§ 11.V-образные двигатели
ШестицилиндровыйV-образный двигатель.Ктакому двигателю относится четырехтактный дизель ЯМЗ-236. Угол развала между его цилиндрами равен 90°. Колена коленчатого вала расположены в трех плоскостях под углом 120
одно к другому. Особенностью этого двигателя является коленчатый вал, имеющий три кривошипа, к каждому из которых присоединено по два шатуна: к первому кривошипу — шатуны первого и четвертого цилиндров; ко второму — второго и пятого цилиндров и к третьему — третьего и шестого цилиндров.
В этом двигателе, имеющем порядок работы 1—4 — 2 — 5 — 3 — 6, одноименные такты в цилиндрах происходят неравномерно через 90 и 150° (табл. 4). Если в первом цилиндре осуществляется рабочий ход, то в четвертом он начинается через 90°, во втором — через 150°, в пятом — через 90°, в третьем — через 150° и в шестом — через 90°. Поэтому двигатель ЯМЗ-236 имеет повышенную неравномерность хода и в нем приходится устанавливать на коленчатом валу маховик с относительно большим моментом инерции (на 60 — 70% большим, чем для однорядного двигателя).
Восьмицилиндровый У-образный двигатель.Цилиндры в таком двигателе (например, двигатели автомобилей ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12, ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320) расположены под углом 90° один к другому (рис. 24,6). Одноименные такты в цилиндрах начинаются через угол поворота коленчатого вала,
Рис. 24.
Схемы кривошипно-шатунного механизма четырехтактных У-образных двигателей:
а — шестицилиндрового;
б — восьмицилиндрового; 1—8 — цилиндры
Чередование тактов в четырехтактном V-образном шестицилиндровом двигателе с порядком работы 1 — 4 — 2 — 5 — 3 — 6
Обороты коленчатого вала | Угол поворота коленчатого вала, | Цилиндры | |||||
Первый | 0-30 | Рабочий ход | Конец впуска | Конец выпуска | Конец сжатия | Конец впуска | Конец рабочего хода |
30 — ВО | Выпуск | ||||||
60 -90 | Сжатие | ||||||
90 — 120 | Рабочий ход | ||||||
120 — 150 | Впуск | ||||||
150 — 180 | Сжатие | ||||||
180 — 210 | Выпуск | ||||||
210 — 240 | Впуск | ||||||
240 — 270 | Рабочий ход | ||||||
270 — 300 | Выпуск | ||||||
300 — 330 | Сжатие | ||||||
330 — 360 | Рабочий ход | ||||||
Второй | 360 — 390 | Впуск | |||||
390 — 420 | Сжатие | ||||||
420 — 450 | Выпуск | ||||||
450 — 480 | Впуск | ||||||
480 — 510 | Рабочий ход | ||||||
510 — 540 | Выпуск | ||||||
540 — 570 | Сжатие | ||||||
570 — 600 | Рабочий ход | ||||||
600 — 630 | Впуск | ||||||
630 — 660 | Сжатие | ||||||
660 — 690 | Выпуск | ||||||
690 — 720 | Впуск |
равный 720:8 = 90°. Следовательно, кривошипы коленчатого вала расположены крестообразно под углом 90 . К первому кривошипу присоединены шатуны первого и пятого цилиндров, ко второму — второго и шестого цилиндров, к третьему — третьего и седьмого цилиндров, к четвертому — четвертого и восьмого цилиндров. В восьмицилиндровом четырехтактном двигателе за два оборота коленчатого вала совершается восемь рабочих ходов. Перекрытие рабочих ходов в различных цилиндрах происходит в течение поворота коленчатого вала на угол 90 , что способствует его равномерному вращению. Порядок работы восьмицилиндрового двигателя 1—5-4-2-6-3-7-8 (табл. 5).
Зная порядок работы цилиндров дви-
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Работа четырехтактного карбюраторного рядного четырехцилиндрового двигателя
Категория:
Устройство и работа двигателя
Публикация:
Работа четырехтактного карбюраторного рядного четырехцилиндрового двигателя
Читать далее:
Работа четырехтактного карбюраторного рядного четырехцилиндрового двигателя
В четырехтактном рядном двигателе кривошипы коленчатого вала расположены в одной плоскости: два крайних кривошипа I и IV под углом 180° к двум средним II и III. При вращении вала поршни цилиндров, а также и попарно движутся в одном направлении. Когда поршни цилиндров приходят в н. м. т., поршни цилиндров и находятся в в. м. т., и наоборот. В каждом из цилиндров рабочий цикл завершается за два оборота коленчатого вала, а чередование тактов подобрано таким образом, что одновременно во всех цилиндрах происходят разные такты. Этим обеспечивается равномерность вращения вала.
Рис. 1. Схема и порядок работы четырехтактного рядного четырехцилиндрового двигателя
Допустим, что при первом полуобороте вала (от 0 до 180°) в первом цилиндре поршень идет от в. м. т. к н. м. т. и в нем происходит рабочий ход. В цилиндре поршень также движется к н. м. т., но в нем происходит впуск горючей смеси. В цилиндрах и поршни движутся к в. м. т.; при этом в цилиндре осуществляется сжатие рабочей смеси, а в цилиндре — выпуск отработавших газов. В течение дальнейших трех полуоборотов коленчатого вала в каждом из цилиндров такты будут следовать в обычной для четырехтактного процесса очередности. Когда вал закончит четвертый полуоборот, во всех цилиндрах произойдут все такты рабочего цикла. При дальнейшем вращении вала такты будут повторяться в той же последовательности.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Как видно из рис. 1, в, при работе четырехтактного четырехцилиндрового двигателя на каждый полуоборот коленчатого вала приходится один рабочий ход, причем рабочие ходы чередуются не в порядке расположения цилиндров, а в другой последовательности. Сначала рабочий ход совершается в первом цилиндре, затем во втором, далее в четвертом и, наконец, в третьем, т. е. рабочие ходы чередуются в порядке 1—2—4—3. Этот порядок чередования рабочих ходов по цилиндрам называется порядком работы двигателя.
При одном и том же расположении кривошипов коленчатого вала, но при другом порядке открытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения, четырехцилиидровый двигатель может иметь другую последовательность чередования тактов и другой порядок работы. Если при первом полуобороте вала в цилиндре будет происходить такт выпуска, а в цилиндре — такт сжатия, то чередование тактов в двигателе изменится, и получится порядок работы 1—3—4—2.
Оба порядка работы совершенно равноценны по своему влиянию на равномерность работы двигателя.
Четырехтактный карбюраторный четырехцилиндровый двигатель с порядком работы 1—2—4—3 применяют на автомобилях «Волга» и УАЗ, а с порядком работы 1—3—4—2 — на автомобилях «Москвич».
Рекламные предложения:
Читать далее: Работа четырехтактного карбюраторного рядного шестицилиндрового двигателя
Категория: — Устройство и работа двигателя
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Работа двигателей с рядным расположением цилиндров
Категория:
Автомобили и трактора
Публикация:
Работа двигателей с рядным расположением цилиндров
Читать далее:
Работа двигателей с рядным расположением цилиндров
Наибольшее распространение получили однорядные четырехтактные двигатели с числом цилиндров четыре и шесть, работа которых будет рассмотрена ниже
Рис. 11. Схема однорядного четырехцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Для этого кривошипы (шатунные шейки) коленчатого вала располагаются в одной плоскости. Обычно при этом два крайних кривошипа я (рис. 11) располагают под углом 180° к двум средним.
Допустим, что при первом полуобороте коленчатого вала от 0° до 180° (рис. 12, а) поршни первого и четвертого цилиндров движутся вниз и в первом цилиндре происходит такт расширения. Тогда в четвертом цилиндре, чтобы достигнуть смещения одноименных тактов, должен происходить только такт впуска горючей смеси. В это же время поршни второго и третьего цилиндров перемещаются вверх. В каждом из этих цилиндров осуществляется либо выпуск, либо сжатие. Допустим, что во втором цилиндре происходит такт выпуска, тогда для достижения смещения одноименных тактов в третьем цилиндре должен происходить такт сжатия.
При втором полуобороте коленчатого вала от 180° до 360е (рис. 12, б) направление движения поршней изменится, поршни первого и четвертого цилиндров будут перемещаться вверх, а поршни второго и третьего цилиндров вниз. Учитывая, что для осуществления рабочего цикла такты должны следовать друг за другом в строго определенной последовательности, т. е. впуск, сжатие, расширение и выпуск, то за второй полуоборот в первом цилиндре после такта расширения будет следовать выпуск, во втором после такта выпуска — впуск, в третьем после такта сжатия — расширение и в четвертом после такта впуска — сжатие.
Во время третьего полуоборота коленчатого вала от 360° до 540 (рис. 12, в) поршни первого и четвертого цилиндров перемещаются вниз, а поршни второго и третьего цилиндров — вверх. В первом цилиндре при этом будет осуществляться после такта выпуска впуск, во втором цилиндре после такта впуска — сжатие, в третьем после такта расширения — выпуск, в четвертом цилиндре после такта сжатия — расширение.
Во время четвертого полуоборота коленчатого вала от 540е до 720° (рис. 12, г) поршни первого и четвертого цилиндров будут перемещаться вверх, а второго и третьего вниз. При этом в первом цилиндре после такта впуска будет следовать сжатие, во втором цилиндре после такта сжатия — расширение, в третьем цилиндре после такта выпуска — впуск и в четвертом цилиндре после такта расширения — выпуск.
При дальнейшем вращении коленчатого вала описанный процесс повторится. Чередование тактов четырехцилиндрового двигателя приведено в табл. 1. Из таблицы (верхняя часть) видно, что одноименные такты будут следовать один за другим в последовательности 1—3— 4—2 (цифры показывают номер цилиндра).
Последовательное чередование одноименных тактов в цилиндрах двигателя называется порядком работы двигателя.
При одной и той же форме расположения кривошипов вала, но при другом порядке открытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения, четырехцилиндровый двигатель может иметь другой порядок работы. Если при первом полуобороте коленчатого вала в первом цилиндре будет происходить также такт расширения, а в четвертом — такт впуска, во втором цилиндре — такт сжатия, а в третьем — выпуск, то чередование тактов в двигателе изменится и получится порядок работы 1—2—4—3 (нижняя часть таблицы). Оба порядка работы совершенно равноценны по своему влиянию на работу двигателя.
Рис. 12. Схема рабочего цикла четырехцилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя
Порядок работы цилиндров обычно обозначен на двигателе цифрами, и им пользуются при установке зажигания и регулировке клапанов.
Однорядные четырехтактные четырехцилиндровые двигатели работают достаточно равномерно и плавно, чем и объясняется их .широкое распространение на автомобилях и тракторах.
В однорядном четырехтактном шестицилиндровом двигателе одноименные такты должны следовать через 72076 = 120° поворота коленчатого вала. Следовательно, оси у кривошипов и, и, и коленчатого вала расположены под таким же углом (рис. 13).
Допустим, что при первом полуобороте вала (от 0 до 180°) в первом цилиндре поршень перемещается от ВМТ к НМТ и происходит расширение, а в шестом — пуск горючей смеси.
Рис. 13. Схема и порядок работы однорядного шестицилиндрового четырехтактного карбюраторного двигателя
В четырехтактном однорядном шестицилиндровом двигателе одноименные такты перекрываются на 1/3 хода поршня и чередуются в порядке 1—5—3— 6—2—4.
Приведенный порядок работы является наиболее распространенным. Если попарно поменять местами такты первого 22 и шестого, второго и пятого, третьего и четвертого цилиндров, то можно получить еще три порядка работы.
Рекламные предложения:
Читать далее: Работа двигателей с V-образным расположением цилиндров
Категория: — Автомобили и трактора
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Рабочий цикл ДВС
Рабочий цикл одноцилиндрового двигателяВ автомобилях применяются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) названные так потому, что сгорание топлива происходит непосредственно в цилиндре. Основными деталями ДВС, кроме цилиндра, являются поршень, шатун, коленчатый вал. На кривошипе коленчатого вала подвижно закрепляется шатун. К верхней головке шатуна шарнирно, с помощью пальца, крепится поршень. Цилиндр сверху закрывается крышкой, которая называется головкой цилиндра. В головке имеется углубление, называемое камерой сгорания. Также в головке имеются впускное и выпускное отверстия, закрываемые клапанами. К коленчатому валу крепится маховик – массивный круглый диск.
При вращении коленвала происходит перемещение поршня внутри цилиндра. Крайнее верхнее положение поршня называется верхней мертвой точкой (В.М.Т.), крайнее нижнее положение – нижней мертвой точкой (Н.М.Т.). Расстояние, которое проходит поршень между мертвыми точками, называется ходом поршня. Пространство, находящееся над поршнем, когда он находится в н.м.т., называется рабочим объемом цилиндра. Когда поршень находится в в.м.т., над ним остается пространство, называемое объемом камеры сгорания. Сумма рабочего объема и объема камеры сгорания называются полным объемом цилиндра. В технических данных объем указывается в литрах или кубических сантиметрах. Объем многоцилиндрового двигателя равен сумме полных объемов всех его цилиндров. Отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания называется степенью сжатия двигателя. Она показывает, во сколько раз сжимается рабочая смесь в цилиндре.
Рабочий цикл двигателяПараметры КШМОдин ход поршня от одной мертвой точке к другой называется тактом. Коленвал при этом совершает полоборота. Как работает ДВС? Во время первого такта происходит впуск горючей смеси в цилиндр. Клапан впускного отверстия открыт, выпускного – закрыт. Поршень, перемещаясь от в.м.т к н.м.т, подобно насосу, создает разряжение в цилиндре и топливо, перемешанное с воздухом, заполняет его.
Во время второго такта, при движении поршня от н.м.т. к в.м.т., происходит сжатие горючей смеси. При этом и выпускной, и впускной клапаны закрыты. В результате давление и температура в цилиндре повышаются. В конце такта сжатия, при приближении поршня к в.м.т., горючая смесь поджигается искрой от свечи зажигания (в бензиновых ДВС) или самовоспламеняется от сжатия (в дизельных ДВС).
Порядок работы цилиндровВо время третьего такта происходит сгорание рабочей смеси. Клапана остаются закрытыми. Воспламенившаяся рабочая смесь резко повышает температуру и давление в цилиндре, которое заставляет поршень с усилием двигаться вниз. Поршень через шатун передает усилие на коленвал, создавая на нем крутящий момент. Таким образом, происходит преобразование энергии сгорания топлива в механическую энергию, которая двигает автомобиль. Поэтому этот такт называется рабочим ходом. Маховик, закрепленный на коленчатом валу, запасает энергию, обеспечивая вращение коленвала за счет сил инерции во время подготовительных тактов.
В ходе четвертого такта происходит выпуск отработанных газов и очистка цилиндра. Поршень, двигаясь от н.м.т. к в.м.т., выталкивает продукты горения через открытый выпускной клапан.
Далее весь процесс повторяется. Таким образом, рабочий цикл описанного ДВС происходит за четыре такта. Поэтому он и называется четырехтактным. Коленвал за это время совершает два оборота. Существуют и двухтактные двигатели, в которых рабочий цикл происходит за два такта. Однако такие ДВС в настоящее время на автомобилях практически не применяются.
Для плавной работы многоцилиндрового двигателя и уменьшения неравномерных нагрузок на коленчатый вал такты рабочего хода в разных цилиндрах должны происходить в определенной последовательности. Такая последовательность называется порядком работы двигателя. Он определяется расположением шеек коленчатого вала и кулачков распределительного вала. Например, в двигателях ВАЗ порядок работы 1-3-4-2. Так как в четырехтактном двигателе полный цикл в каждом цилиндре совершается за два оборота коленчатого вала, то, следовательно, в четырехцилиндровом двигателе для равномерной его работы за каждые пол-оборота коленчатого вала в одном из цилиндров должен происходить рабочий такт.
Рассмотренные детали составляют в совокупности кривошипно-шатунный механизм. Кроме него, для обеспечения работы ДВС нужны газораспределительный механизм, система охлаждения, система смазки, система питания и система зажигания (в бензиновых двигателях).
Газораспределительный механизм, управляя работой клапанов, обеспечивает своевременное их открытие и закрытие. Система охлаждения отводит тепло от деталей двигателя, нагревающихся при работе. Система смазки подает масло к трущимся поверхностям. Система питания служит для приготовления рабочей смеси и подачи ее в цилиндры. Система зажигания преобразует низковольтное напряжение от АКБ в высоковольтное и подает его на свечи для воспламенения рабочей смеси.
Порядок работы цилиндров — основные моменты
14.10.2013Не каждому владельцу автомобиля нужно знать, каким образом происходит зажигание двигателя автомобиля и благодаря какой детали машины. Но если вдруг у вас сломалось зажигание или нужно отрегулировать зазоры в клапанах своими руками, то вам придется разобраться с порядком работы цилиндров двигателя.
Что представляет собой цилиндр?
Цилиндр двигателя – это рабочая камера объемного вытеснения. Внешние и внутренние его части постоянно нагреваются до разных температур и состоят из 2 частей: наружная выглядит как рубашка, внутренняя представляет собой рабочую втулку, называемую гильзой цилиндра. Рубашки изготавливаются из одной отливки для всех цилиндров и называются блоком цилиндров. Гильзы цилиндра выполняют из высокопрочных специальных сталей или чугуна.
Цилиндры в двигателе вырабатывают одноименные такты в каждом цилиндре, которые чередуются в определенной последовательности, читаем статью устройство ДВС. Такое чередование тактов является порядком работы цилиндров.
Факторы, влияющие на работоспособность цилиндров.
- Как цилиндры расположены: в один ряд либо V образно.
- В каком количестве.
- Тип и конструкция коленчатого вала.
- Конструкция распределительного вала.
- Расположение шатунных шеек.
У двухтактных двигателей цилиндры отличаются от цилиндров четырехтактных двигателей своей конструкцией. А также у одинаковых двигателей, но различных модификаций, работа цилиндров может быть разной. Например, весь рабочий цикл четырехтактного двигателя, происходит за два оборота коленчатого вала, что в градусах означает 720, а в двухтактном – 360 градусов. Коленчатый вал сдвигается на определенный угол, что происходит для того, чтобы коленвал постоянно был под усилием поршня. Угол на который он смещается зависит от тактности двигателя и количества цилиндров.
Порядок работы разных двигателей.
С четырьмя цилиндрами.
Двигатель с 4 цилиндрами расположенными в один ряд:
такты чередуются через 180 гр., а порядок работы цилиндров первый — второй — четвертый — третий (как пример).
С шестью цилиндрами.
Двигатель с шестью цилиндрами однорядными:
такты чередуются через 120 гр. в порядке первый — пятый — третий — шестой — второй — четвертый.
Порядок работы двигателя V8.
Двигатель с 8 цилиндрами, расположенными образом V:
чередование происходит через 90 гр. в порядке первый — пятый — четвертый — восьмой — шестой — третий — седьмой — второй.
Порядок работы двигателя W12.
Есть еще и двенадцатицилиндровые двигатели, в которых цилиндры расположены W-образно:
блок цилиндров разбит на левые головки и правые, поэтому чередование тактов происходит в них по-разному. В левых первый — третий — пятый — второй — четвертый — шестой, а в правых седьмой — девятый — одиннадцатый — восьмой — десятый — двенадцатый.
Чтобы разобраться до конца, что означает порядок работы цилиндров и эти наборы цифр, можно рассмотреть как пример работу двигателя с 4 цилиндрами с таким порядком чередования первый — второй — четвертый — третий через 180 гр.: это означает, что 1 рабочий цилиндр проходит свой цикл и через 180 гр. поворота коленчатого вала цикл проходит уже 2 цилиндр, и так далее в определенной последовательности.
Видео