Битум для асфальта. Марки и свойства дорожного битума
Все виды асфальтов, используемых для укрепления полотна дорог, состоят в основном из двух компонентов: битума и минеральной крошки. Последняя изготавливается в соответствии с нормативами ГОСТ 9128 из очень прочных материалов. Битум для асфальта может использоваться разных марок.
Особенности технологии производства
Природные битумы залегают обычно неподалеку от месторождений нефти в виде линз. Однако в промышленности и дорожном строительстве чаще используется вторая разновидность этого материала — искусственная. Делают такой битум из продуктов нефтепереработки. Обычно это гудрон и экстракты селективной очистки масла.
Состав асфальта и его разновидности
В состав смеси, предназначенной для покрытия дорог, помимо битума, могут входить такие компоненты, как песок и щебень. С использованием первого изготавливают песчаный асфальт. Иногда в смесь добавляют также минеральный порошок и щебень. Эта очень распространенный вид покрытия. Называется такой асфальтобетон щебневым. Также этот дорожный материал иногда делают с использованием гравия. В смесь в этом случае добавляют щебень и минеральный порошок. Асфальт этой разновидности называется гравийным.
В зависимости от назначения смеси соотношение всех этих компонентов может меняться. Так, для пешеходных дорожек применяется асфальт, изготовленный с использованием мелких песка и щебня. Нижний слой проезжей части обычно делают из смеси немного другого состава. В этом случае асфальт делают с применением только очень крупного щебня. Верхний слой дорог заливают более гладким асфальтом. В его состав входит щебень мелких фракций.
Марка битума для асфальта
Таким образом, использованный вид наполнителя влияет на прочность материала этого типа, а следовательно, и область его применения. Однако состав асфальта и его качества в неменьшей степени зависят от марки подмешенного в него битума. Для производства смесей этого типа обычно используется особый материал этого вида. Называется он дорожным битумом и маркируется буквами БНД. Основным параметром, по которому классифицируется этот материал, является температурный режим.
При определенных условиях все без исключения битумы начинают плавиться. В зависимости от того, в какой именно момент это происходит, материал можно использовать в том или ином регионе страны. Для того чтобы определить, в каких условиях можно использовать данный конкретный битум для асфальта, в первую очередь следует посмотреть на его маркировку. Присутствующие в ней цифры показывают диапазон вязкости этого материала. В настоящее время при производстве асфальта используется всего пять разновидностей дорожных битумов: БНД 40/60, 60/90, 90/130, 130/200, 200/300. Чем жарче климат, тем более вязкий материал должен применяться при изготовлении дорожного покрытия.
Разумеется, битум в асфальте должен присутствовать в достаточном количестве. Слишком много этого материала при составлении смесей обычно не используют. Горячий состав для дорожного покрытия должен рассыпаться, а не слипаться. Однако, если не хватает битума, в асфальте со временем начинают происходить разного рода неблагоприятные процессы. В него проникает вода и, замерзая в зимний период времени, разрывает его.
Основные свойства БНД
Помимо вязкости, битум для асфальта характеризуется такими свойствами, как:
Дуктильность. Этот показатель определяется расстоянием, на которое битум можно вытянуть в нить без ее разрыва. Чем он больше, тем выше прилипаемость смеси. Дорожные битумы обычно имеют степень дуктильности больше 40 см. Требования по этому показателю для БНД устанавливаются при температуре 0 градусов С.
Деформативные характеристики. При определении пригодности битума для изготовления асфальта обращают внимание и на такие его свойства, как упругость, ползучесть, пластичность, хрупкость и т. д. Именно они определяют деформативные характеристики этого материала. При нагреве битума последние не должны изменяться слишком сильно.
Жидкие составы в строительстве
Битум для асфальта обычно имеет очень большую степень вязкости. Однако иногда при заливке покрытий используют и жидкие разновидности этого материала. Применяют их в основном для удлинения сезона дорожных работ. Жидкий битум в определенных пропорциях добавляют в вязкий. В результате покрытие при пониженных температурах не застывает слишком быстро. Изготавливают жидкие битумы из вязких путем добавления дистиллятных фракций.
При выполнении ремонтных работ используется также материал средней вязкости. Его применяют для обработки уже очищенной карты. Норма расхода битума при укладке асфальта в этом случае не слишком большая и составляет всего 0.5 л/м2.
Какие добавки могут присутствовать в БНД
При производстве битумов дорожных, помимо всего прочего, могут использоваться разного рода добавки. Необходимы они для изменения тех или иных свойств этого материала. К примеру, при изготовлении холодного асфальта используется битум, в состав которого входят модифицирующие компоненты. В результате их применения после застывания покрытие не трескается на холоде и не тает на жаре. При использовании МАК-добавок битум приобретает свои окончательные свойства гораздо быстрее.
Что добавляют в битум для асфальта еще? Очень интересная разновидность этого материала получается в том случае, если в процессе его изготовления используются цветные минеральные порошки. Из такого битума получается очень красивый асфальт. Укладывают его в парках, на велосипедных дорожках, а также используют для разметки.
Содержание битума в асфальтобетонной смеси
А знаете ли Вы вопрос, который задается чаще всего начальником дорожно-строительной лаборатории и начальником АБЗ в рабочее время? Совершенно верно – точное количество материала необходимое при производстве асфальтобетонной смеси (далее по тексту абс). В данной статье мы попытаемся объяснить: сколько битума содержится в тонне асфальта.
Действительно, сколько нужно битума, чтобы уложенное покрытие, как это принято говорить, «не потекло» в случае переизбытка вяжущего (типичный пример — образование на поверхности покрытия битумных пятен) и не было слишком «сухим» в случае недостатка.
Много битума – плохо, так как уменьшается способность сопротивления сдвигающим нагрузкам от колес автомобилей, как следствие – высокая подверженность пластическим деформациям, т.е. процессу колееобразования.
Мало битума – тоже плохо, так как в данном случае происходит увеличение показателя водонасыщения асфальтобетонного покрытия. Зерна щебня в каркасе не полностью обволакиваются органическим вяжущим, образуя пустоты, что в последующем приводит к разрушению покрытия и уменьшению межремонтных сроков.
Количество материалов для производства абс огромное. Количество карьеров исчисляется десятками и сотнями. Не существует точной нормы расхода битума при производстве одной тонны смеси, т.к. стоит поменять всего одну составляющую и количество битума может измениться кардинально.
Поэтому, чтобы произвести оптимальную по составу и физико-механическим свойствам асфальтобетонную смесь принято руководствоваться государственными стандартами: ГОСТ 9128-2013 и ГОСТ 31015-2002 согласно которым содержания битума в 1-ой тонне смеси составляет:
Для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей:
— ЩМА-10 расход составит от 65 до 75 кг;
— ЩМА-15 расход составит от 60 до 70 кг;
— ЩМА-20 расход составит от 55 д 60 кг.
Для плотных и других асфальтобетонных смесей:
- Главная
- Блог
- Содержание битума в асфальтобетонной смеси
2. Материалы, применяемые для приготовления асфальтобетонных смесей Битумы
2.1. Для приготовления асфальтобетонных смесей применяют вязкие и жидкие нефтяные дорожные битумы, отвечающие требованиям ГОСТ 22248-90 и ГОСТ 11955.82 (с изменением № 1).
Для горячих смесей применяют вязкие битумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130; для теплых — вязкие битумы марок: БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300 и жидкие битумы марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200; для холодных — жидкие битумы марок СГ 70/130, МГ 70/130, МГО 70/130.
Битумы марок БНД характеризуются более широким температурным интервалом пластичности и более высокой теплостойкостью по сравнению с битумами марок БН, обладают лучшими низкотемпературными свойствами и сцеплением с поверхностью минеральных материалов, но менее устойчивы к старению.
Жидкие битумы марок МГ и СГ, получаемые разжижением вязких битумов жидкими нефтепродуктами определенного фракционного состава, по сравнению с битумами марок МГО, представляющими собой остаточные или частично окисленные нефтепродукты или их смеси, характеризуются более высокой скоростью формирования структуры, постоянством состава и, как правило, достаточно надежным сцеплением с поверхностью минеральных материалов.
2.2. Для обеспечения требуемой долговечности дорожных одежд марку битума необходимо выбирать в зависимости от климатических условий района строительства и категории дороги. Рекомендуемая область применения битумов разных марок при устройстве дорожных одежд приведена в табл. 1.
Таблица 1
Дорожно-климатическая зона | Экстремальная среднемесячная температура года, C | Категория автомобильной дороги | |||||||
I, II и III-п | III и IV-п | IV | |||||||
Марка битума | Тип асфальтобетонной смеси | Марка битума | Тип асфальтобетонной смеси | Марка битума | Тип асфальтобетонной смеси | ||||
I | Ниже минус 20 Ниже 10 | БНД 60/90 | А, Б | БНД 60/90 | А, Б | БНД 60/90 | Б | ||
БНД 90/130 | А, Б, В, Г | БНД 90/130 | А, Б, В, Г, Д | БНД 90/130 | Б, В, Д | ||||
БНД 130/200 | То же | БНД 130/200 | То же | БНД 130/200 | То же | ||||
БНД 200/300 | “ | БНД 200/300 | “ | БНД 200/300 | “ | ||||
II и III | Минус 20 — минус 10 10 -20 | БНД 60/90 | “ | БНД 60/90 | БНД 60/90 | “ | |||
БНД 90/130 | “ | БНД 90/130 | “ | БНД 90/130 | “ | ||||
|
| БНД 130/200 | “ | БНД 130/200 | “ | ||||
|
| БНД 200/300 | “ | БНД 200/300 | “ | ||||
|
|
| “ | БН 130/200 | Б, В | ||||
|
|
| “ | БН 200/300 | То же | ||||
II, III и IV | Минус 10 — минус 5 Ниже 25 | БНД 40/60 | “ | БНД 40/60 | “ | БНД 40/60 | Б, В, Д | ||
БНД 60/90 | А, Б, Г | БНД 60/90 | “ | БНД 60/90 | То же | ||||
БНД 90/130 | То же | БНД 90/130 | “ | БНД 90/130 | “ | ||||
|
| БНД 130/200 | А, Б, В, Г | БНД 130/200 | Б, В | ||||
|
| БНД 200/300 | To же | БНД 200/300 | То же | ||||
|
| БН 90/130 | “ | БН 90/130 | “ | ||||
|
| БН 130/200 | “ | БН 130/200 | “ | ||||
|
| БН 200/300 | “ | БН 200/300 | “ | ||||
IV и V | Выше минус 5 Выше 20 | БНД 40/60 | “ | БНД 40/60 | “ | БНД 40/60 | Б, В, Д | ||
БНД 60/90 | “ | БНД 60/90 | “ | БНД 60/90 | То же | ||||
БН 40/60*) | “ | БНД 90/130 | А, Б, Г | БНД 90/130 | Б, В | ||||
БН 60/90 | “ | БН 40/60*) | А, Б, В, Г | БН 40/60*) | Б, В, Д | ||||
|
| БН 60/90 | А, Б, Г | БН 60/90 | Б, В | ||||
|
|
|
| БН 90/130 | Б |
*) Битумы, приготовленные на собственные окислительных установках, при наличии ТУ на указанную марку.
Примечание. Над чертой приведены значения минимальной температуры, под чертой — максимальной.
2.3. При строительстве покрытий на взлетно-посадочных полосах и магистральных рулежных дорожках аэродромов применяют битумы с глубиной проникания иглы при 25°С менее 1300,1 мм. Рекомендуемая область их применения в зависимости от дорожно-климатической зоны и категории нормативной нагрузки приведена в табл.2.
2.4. Вязкие дорожные битумы выпускают нефтеперерабатывающие заводы и локальные (например, бескомпрессорные типа Т-309) установки, имеющиеся в дорожно-строительных организациях.
Таблица 2
Марка битума | Дорожно-климатическая зона | Марка смеси, применяемая в зависимости от категории нормативной нагрузки | ||
I-III | IV | V | ||
БНД 40/60 | IV-V | I | II | III |
БНД 60/90 | II-V | I | II | III |
БН 60/90 | II-III | — | II | III |
| IV-V | I | II | III |
БНД 90/130 | I-III | I | II | III |
| IV | — | II | III |
БН 90/130 | II-III |
| II | III |
| IV | — | — | III |
2.5. В основу бес компрессорного способа производства битума положен принцип самовсасывания воздуха и его распыления в окисляемой среде с помощью диспертаторов специальной конструкции. Качество битумов в значительной степени определяется свойствами битумного сырья по ТУ 38 101582-75 (с изменениями № 1 и 2). Требования к сырью для производства вязких дорожных битумов приведены в табл. 3.
При использовании сырья марок СБ высшей категории возможно получение битумов марок БНД, сырья марок СБ — как правило, БН.
Температурный режим окисления, составляет 180-240°С и подбирается в каждом конкретном случае. Снижение температуры окисления ниже минимального предела приводит к уменьшению производительности, а превышение максимального предела — к ухудшению качества битумов и повышению пожаро- и взрывоопасности.
Увеличение скорости подачи воздуха повышает производительность установки, практически не оказывая влияния на качество битума.
В процессе окисления необходимо контролировать температуру размягчения полупродукта, В конечной пробе перед подачей битума в приемные емкости определяют глубину проникания иглы при 25°С.
Качество всей партии готового битума контролируют по ГОСТ 22245-90.
Таблица 3
Показатель | Значение показателя для сырья марок | Метод испытания | ||
СБ высшей категории | СБ | |||
Вязкость условная при 80°С (диаметр отверстия 5 мм), с | 20-40 | 41-60 | ГОСТ 11503-74 | |
Температура вспышки, °С, не ниже | 190 | 200 | ГОСТ 4333-87 | |
Содержание воды | Следы | Следы | ГОСТ 2477-65 | |
Плотность, кг/м3 | (0,97-0,99)103 | (0,981,0)103 | ГОСТ 3900-85 |
2.6. Жидкие битумы чаще всего выпускают на нефтеперерабатывающих заводах; хранят битумы классов СГ и МГ в герметично закрытых емкостях, а класса МГО — в битумохранилищах закрытого типа.
В исключительных случаях при отсутствии битумов промышленного производства жидкие битумы классов СГ и МГ могут быть приготовлены разжижением вязких битумов марок БНД 40/60 или БНД 60/90 жидкими нефтепродуктами определенного фракционного состава, регламентируемого ГОСТ 11955-82, и добавлением поверхностно-активных веществ (ПАВ), обеспечивающих сцепление с поверхностью минеральных материалов. Для получения битумов класса СГ в качестве разжижителя может быть использован керосин технический по ОСТ 38.01408-86, битумов класса МГ — топливо дизельное летнее (Л) и зимнее (3), а также топливо дизельное арктическое (А) по ГОСТ 305-82. Необходимым условием для использования указанных продуктов является соответствие их фракционного состава требованиям ГОСТ 11955-82.
Соотношение битума и разжижителя, а также оптимальное количество ПАВ устанавливают предварительно в лаборатории. Ориентировочное количество разжижителя для получения жидких битумов разных марок приведено в табл.4.
Таблица 4
Требуемая марка битума | Марка исходного битума | Количество разжижителя, % массы исходного битума | |
керосина для технических целей | дизельного топлива З, Л и А | ||
СГ 130/200 | БНД 40/60 | 14-18 | — |
| БНД 60/90 | 12-16 | — |
СГ 70/130 | БНД 40/60 | 16-20 | — |
| БНД 60/90 | 14-17 | — |
МГ 130/200 | БНД 40/60 | — | 17-23 |
| БНД 60/90 | — | 14-18 |
МГ 70/130 | БНД 40/60 | — | 19-25 |
| БНД 60/90 | — | 16-20 |
БНД 200/300 | БНД 60/90 | 4-7 | 5-8 |
| БНД 90/130 | 3-5 | 4-7 |
БНД 130/200 | БНД 60/90 | 4-6 | 4-6 |
| БНД 90/130 | 3-4 | 3-5 |
Жидкие битумы готовят в отдельном битумном котле, оборудованном пароподогревом. Котел заполняют на 0,7 объема обезвоженным вязким битумом, нагретым до температуры 90-110°С; затем в вязкий битум при постоянном перемешивании вводят небольшими порциями холодный разжижитель и подогрев котла отключают. Перемешивание осуществляют циркуляцией смеси с помощью битумного насоса или другим способом до получения однородного материала.
При введении в разжиженный битум ПАВ следует руководствоваться положениями пп.2.22-2.25.
Свойства приготовленных разжиженных битумов должны соответствовать требованиям ГОСТ 11955-82.
Оборудование для приготовления разжиженных вяжущих с использованием разжижителей с температурой вспышки ниже температур приготовления вяжущих и смесей должно быть освидетельствовано и принято органами Госпожнадзора, а на проведение работ должно быть получено разрешение.
Разжиженные битумы, приготовленные на АБЗ, рекомендуется использовать в течение 1-2 смен.
2.7. В некоторых случаях путем разжижения могут быть получены битумы марок БНД 130/200 и БНД 200/300. Для этого в вязкие битумы БНД 40/60, БНД 60/90 или БНД 90/130 вводят разжижители, рекомендуемые для битумов класса СГ и МГ (см. табл. 4), а также масла: каменноугольное в количестве 5-12% и сланцевое — 4-10%. Полученные битумы должны удовлетворять требованиям ГОСТ 22245-90 на соответствующую марку.
Производство битумов. Проблема низкого качества дорожных покрытий.
Карта сайта- Разработки
- Добавка БТ (МИНИМА)
- Монометиланилин (ММА)
- Производство ММА
- ММА на НПЗ
- Метаформинг
- Результаты испытаний
- Исходный бензин
- Испытание 1
- Испытание 2
- Физ/Хим показатели
- Инструкции
- Применение МИНИМА
- Разработка присадок
- Ферроцен
- Очиститель инжектора
- Бензин спортивный
- ЦГН
- Бензины ЕВРО-3, ЕВРО-4
- Справочник
- Антидетонаторы
- ТЭС
- Железосодержащие
- Марганецсодержащие
- Оксигенаты
- Ароматические амины
- Допущенные присадки
- ГОСТы
- ГОСТ 2084-77
- ГОСТ Р 51105-97
- ГОСТ Р 51313-99
- ГОСТ Р 51866-2002
- Технический регламент
- Топливная хартия
- Сортность бензина
- Перв. переработка нефти
- Обессоливание
- Атм. и вакуумн. перегонка
- Вторичная перегонка
- Газофракционирование
- Процессы пр-ва бензинов
- Каталитический риформинг
- Изомеризация
- Гидроочистка
- Каталитический крекинг
- Алкилирование
- Олигомеризация олефинов
- Гидрокрекинг
- Висбрекинг
- Коксование
- Технологии пр-ва масел
- Производство масел
- Деасфальтизация гудрона
- Очистка растворителями
- Депарафинизация масел
- Контактная доочистка
- Гидродоочистка масел
- Технол. пр-ва парафинов
- Производство парафинов
- Неочищенные парафины
- Доочистка парафинов
- Жидкие парафины
- Производство битумов
- Методы испытаний
- КМКО
- Испаряемость
- Потери от Испарения
- Защитные свойства
- Оборудование НПЗ
- Реакторное оборудование
- Технологические печи
- Ректифик. колонны
- Теплообменные аппараты
- Вакуум. устройства
- Насосы
- Компрессоры
- Емкости, резервуары
- Трубопроводы
- Констр. материалы
- Физ-химия нефти
- Плотность
- Молекулярная масса
- Вязкость
- Поверхностное натяжение
- Характеризующий фактор
- Давление насыщ. паров
- Конст. фазов. равновесия
- Критические параметры
- Теплоемкость
- Теплота испарения
- Теплота плавления
- Теплотворная способность
- Энтальпия
- Теплопроводность
- Тепловые эффекты
- Индивид. соединения
- Хар-ки нефтепродуктов
- Фракционный состав
- Температура застывания
- Октановое число
- Цетановое число
- Высота нек. пламени
- Методы испытаний
- Сырье НПЗ
- Классификация нефтей
- Характеристика нефтей
- Газовые конденсаты
- Топлива
- Нефтяные масла
- Присадки к маслам
- Ароматика
- Сжиженные газы
- Др. нефтепродукты
- Общезав. хоз-во НПЗ
- Прием и отгрузка
- Хранение нефтепродуктов
- Электроснабжение
- Теплоснабжение
- Водоснабжение
- Канализация, очистка
- Снабжение топливом
- Снабжение газами
- Факела
- Пром. безопасность
- Свойства продуктов
- Категорирование
- Электрооборудование
- Трубопроводы
- Охрана окруж. среды
- Основные понятия
- Нормирование
- Контроль
- Антидетонаторы
- Статьи
- Проектирование
- Консультации
- Моделирование
- Оборудование
- Каталог
- Теплообменники
- Емкости
- Нестандарт. оборудование
- Колонные аппараты
- Реакторное оборудование
- Установка риформинга
- Сертификация
- Утилизация
- Статический смеситель
- Описание
- Опросной лист
- Динамический смеситель
- Регенерация масел
- мини НПЗ
- Химизм риформинга
- Реакции риформинга
- Влияние параметров