Пневмоколёсный кран Википедия
MDK-202 грузоподъёмностью 20 тПневмоколёсный кра́н — кран стрелового типа на пневмоколёсном шасси, управляемый из кабины, установленной на поворотной части крана[1][2].
История
СССР
Кран серии КС-5363 на стройкеИстория производства советских пневмоколёсных кранов берёт начало в 1947 году — с первой опытной модели крана К-101 грузоподъёмностью 10 т, установленного на трёхосное пневмоколёсное шасси. Первым серийным краном стал его преемник К-102, созданный в 1951 году и выпускавшийся в период с 1954 года по 1958 год. Начиная с 1961 года, начали выпускаться более совершенные краны К-161 грузоподъёмностью 16 т[3].
В 1967 году Минстройдормашем для самоходных кранов выпущена система индексации из массовых размерных групп. В связи с этим выпускавшиеся в конце 1960-х годов модели кранов были переведены с индекса «К» на «КС». В дальнейшем были разработаны и выпускались дизель-электрические краны пятой, шестой, седьмой и восьмой групп грузоподъёмностью 25, 40, 63 и 100 т (КС-5363, КС-6362, КС-7362 и КС-8362 соотв.)
Другие страны
По состоянию на конец 2000-х годов пневмоколёсные краны производятся только немецкими компаниями[7].
Устройство и принцип работы
Основное назначение самоходных кранов на пневмоколёсном ходу — обеспечение выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах, находящихся на небольших расстояниях друг от друга
В процессе работы возможно совмещение рабочих операций:
- Подъём (опускание) грузов с подъёмом (опусканием) стрелы[4].
- Подъём (опускание) рабочей стрелы с поворотом крана[4].
Для выполнения этих операций на поворотной части установлены рабочие механизмы: грузовые и стреловая лебёдки, поворотный механизм[4].
Описание и конструкция
Кран на пневмоколёсном ходу состоит из следующих частей:
- Ходовое устройство[9], в составе которого:
- Выносные опоры: основные и вспомогательные[5].
- Колёсная подвеска[5].
- Опорно-поворотное устройство[9].
- Поворотная часть[9].
- Кабина управления с пультами[9].
- Противовес[9].
- Рабочее оборудование[9].
- Грузозахватное оборудование[9].
- Силовая установка[9].
Подъём грузов осуществляется при помощи грузовых лебёдок (главной и вспомогательной), грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно ходовой неповоротной посредством шариковых или роликовых кругов поворотного механизма, называемого опорно-поворотным устройством, относящегося к типу унифицированных
Привод механизмов кранов может осуществляться от силовой установки, смонтированной на шасси, поворотной части крана или на раме поворотной платформы крана-экскаватора. В кранах большой грузоподъёмности на многоосном пневмошасси применяется многомоторный раздельный привод: один двигатель устанавливается на шасси, другой — на поворотную часть[4][8].
Ходовое устройство
В качестве ходового устройства пневмоколёсного крана используются:
- Специальное пневматическое шасси[5].
- Пневматическое шасси автомобильного типа[5].
Кроме того, в качестве пневмоколёсного крана может быть использован механический кран-экскаватор, оснащённый крановым оборудованием (пример
Пневматическое шасси
Ходовая неповоротная часть крана на пневматическом шасси представляет собой рамную сварную конструкцию в виде единого блока с жёстко прикрепленной к ней колёсной подвеской. Мосты соединяются продольными балками и образуют конструкцию, шарнирно прикреплённую к раме. Количество мостов на раме шасси зависит от грузоподъёмности крана и составляет от двух до пяти (для тяжёлых кранов), из которых два являются приводными, а три — управляемыми. Каждая из осей крана оснащена двумя, либо четырьмя пневмоколёсами[4][8][10][11].
В качестве ведущих выступают передние оси, которые на тяжёлых кранах с многоосным шасси объединены в специальные балансирные тележки
Пневмошасси автомобильного типа
Ходовая часть кранов седельного типа, смонтированных на базе специального шасси автомобильного типа, представляет собой полуприцеп с пневматическими колёсами, имеющий седельное устройство тягача[12]. Шасси таких кранов имеет один приводной мост автомобильного типа[4]. В качестве тягачей могут выступать колёсные тракторы и одноосные пневмотягачи. Краны этого типа изготавливаются с использованием узлов серийных автомобилей
Рабочее оборудование
Кран с телескопической стрелойСтреловое оборудование
В качестве основного рабочего оборудования пневмоколёсных кранов всех типов выступает стреловое оборудование, представляющее собой удлиняемую стрелу решётчатой конструкции или выдвигаемую телескопическую. Стрелы решётчатой конструкции подвешиваются на гибкой канатной подвеске от полиспаста, телескопические — при помощи гидравлических цилиндров[4].
Увеличение длины стрелы производится с помощью неуправляемых удлинителей, называемых гуськами. Решётчатые стрелы наращиваются при помощи секций-вставок, монтируемых в среднюю часть стрелы. Выдвижение телескопической осуществляется при помощи телескопических элементов и может производиться с грузом на крюке
Стреловое оборудование может быть дооснащено системами перемещения груза в горизонтальном направлении, а также устройствами повышения грузоподъёмности[4].
Башенно-стреловое оборудование
Кроме основного стрелового оборудования, краны могут оснащаться вспомогательным башенно-стреловым оборудованием. Представляет собой решетчатую конструкцию, состоящую из неподвижной стрелы-башни и маневрового гуська-удлинителя. Увеличение длины производится аналогично решётчатым стрелам — при помощи секций-вставок
Технические характеристики
Характеристики кранов достигают[5][12]:
Грузоподъёмность, т: | 10—200 (до 600 — для специальных) |
Вылет, м: | 25—40 |
Длина стрелы, м: | 60—100 |
Время подъёма стрелы: | 1—3 |
Скорости, мин: | |
подъёма груза, м/мин: | 5—25 |
вращения, об/мин: | 1—4 |
рабочая, км/ч: | 2 |
транспортная, км/ч: | 18—30 (до 60) |
Маркировка и индексы кранов
Монтаж, демонтаж и перевозка
Транспортное положениеПеревод кранов из рабочего положения в транспортное и обратно осуществляется собственными механизмами. Монтаж гуськов-удлинителей, перевозимых отдельно от крана, производится вспомогательным краном
Перемещение
Допускается перемещение кранов в рабочем положении (вместе с грузом). Грузоподъёмность при этом не должна превышать 25—30 % от номинальной[4].
Краны на пневмоколёсном ходу в транспортном положении имеют габариты, превышающие нормативные по «Правилам дорожного движения», что требует выбора для них маршрута[5]. Передвижение кранов и кранов-экскаваторов осуществляется как своим ходом, так и на буксире[8].
См. также
Примечания
- ↑ ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения: Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 4926 // Внесён Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: 1989-01-01; Переиздан: Декабрь 1993
- ↑ П. Н. Ушаков, М. Г. Бродский — Спр-к: Краны и лифты Промышленных предприятий — М: Металлургия, 1974, 352 с., илл.
- ↑ 1 2 Пневмоколёсные краны // Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 С. С. Добронравов, В. Г. Дронов: Строительные машины и основы автоматизации, М: Высшая школа, 2001, 575с, ISBN 5-06-003857-2 - ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будівельник, 1984 — 240с.
- ↑ Н. Н. Андриенко
- ↑ Малютин Л.Л.: Пневмоколесные краны — журнал «Основные Средства», №03/2009
- ↑ 1 2 3 4 5 Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие- М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
- ↑ 1 2 Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
- ↑ * Л. А. Гоберман, К. В. Степанян — Строительные и дорожные машины — Атлас конструкций: Уч. пособие, М: Машиностроение, 1985, 96с.
- ↑ 1 2 Подъёмный кран // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- ↑ М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов, Т. А. Никольская, В. С. Полковников — Грузоподъёмные машины: уч-к для вузов — М: Машиностроение, 1986, 400с., ил.
- ↑ 1 2 Л. В. Зайцев, М. Д. Полосин — Автомобильные краны: Уч-к для СПТУ, М: Высшая школа, 1987, 4е изд. — 208с., ил.
Ссылки
Краны на пневмоколесном ходу
Характеристика | Марка крана | |||||
МКП-50 | К-255А | МКП-25 | МКП-16 | К-124 | ||
Грузоподъемность при вылете стрелы, т | ||||||
наименьшем | 50 | 25 | 25 | 16 | 12 | |
наибольшем | 7 | 3,5 | 5 | 4 | 3.5 | |
Длина стрелы, м | 15-31 | 15-30 | 12,5-27,5 | 10-23 | 10-18 | |
Вылет стрелы, м: | ||||||
наименьший | 5 | 4,5 | 4,0 | 4,1 | 4,2 | |
наибольший | 33 | 26,3 | 21 | 20 | 17 | |
Высота подъема крюка при вылете стрелы, м | ||||||
наименьшем | 46 | 29 | 28 | 25 | 16,5 | |
наибольшем | 9,0 | 8,0 | 6 | 6 | 4,6 | |
Скорость подъема груза, м/мин | 5 | 0,3-6 | 6,0 | 9,3 | 4,4 | |
Скорость опускания груза, м/мин | 5 | 6 | 6 | 2,3-33 | 6,6-67 | |
Мощность двигателя, л.с. | 100 | 110 | 108 | 75 | 55 | |
Ширина колеи, м | 5,5 | 2,4 | 2,45 | 2,45 | 2,9 | |
Общая масса, т | 72 | 33,0 | 39 | 24 | 22 |
Таблица 6.8
Краны стреловые на железнодорожном ходу
Характеристика | Марка крана | ||||||
СК-30 | СК-25 | МК-20 | КДЭ-251 | КДЭ-161 | |||
Грузоподъемность при длине стрелы, т | |||||||
наименьшей | 30 | 25 | 20 | 25 | 15 | ||
наибольшей | 9,5 | 9 | 5 | 5 | 2,9 | ||
Длина стрелы, м | 15 | 15 | 40 | 12,5-32,5 | 14-18 | ||
Вылет стрелы, м: | |||||||
наименьший | 5 | 6 | 12 | 4,5-11 | 4-45 | ||
наибольший | 14 | 13 | 30 | 12-20 | 13,5-8 | ||
Высота подъема крюка при вылете стрелы, м | |||||||
наименьшем | 14,5 | 15,3 | 54 | 28,5 | 17,8 | ||
наибольшем | 8,4 | 10,6 | 40 | 5,5 | 6 | ||
Скорость, м/мин | |||||||
подъема груза | 6,0 | 7,3 | 9,2 | 6,5 | — | ||
перемещения по горизонтали | 3,0 | 2,3 | 8,0 | 20 | 10,4 | ||
Мощность двигателя, л.с. | 9,3 | 93 | — | — | — | ||
Общая масса крана, т | 71 | 72 | 114 | 109,1 | 49,1 |
Рис.6.8. Гусеничный кран МКГ 100.
Таблица 6.9
Краны на гусеничном ходу для монтажа оборудования
Характеристика | Марка крана | |||||
СКТ-100 | МКГ-100М | ДЭК-50 | ДЭК-251 | ДЭК-161 | ||
Грузоподъемность при вылете стрелы, т | ||||||
наименьшем | 100 | 100 | 50 | 25 | 16 | |
наибольшем | 16,5 | 9,0 | 14,8 | 4,3 | 3,6 | |
Длина стрелы, м | 20-40 | 21 до 41 | 15 до 30 | 14-32 | 11-26 | |
Вылет стрелы, м: | ||||||
наименьший | 6,0 | 4,5 | 6,0 | 4,3 | 4,35 | |
наибольший | 34 | 32 | 39 | 22 | 14,0 | |
Подъем крюка при вылете стрелы, м: | ||||||
наименьшем | 12,3 | 7,0 | 8,2 | 4,6 | 6,0 | |
наибольшем | 37,5 | 80 | 50 | 30 | 11,5 | |
Скорость подъема груза, м/мин | 0,5-3,0 | 0,5-3,0 | 1,0-7,7 | 1,0-8,9 | 1,0-7,0 | |
Скорость опускания груза, м/мин | 13 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | 11,5 | |
Ширина гусеничного хода, м | 6,9 | 7,0 | 5,8 | 4,4 | 3,2 | |
Удельное давление на грунт, кгс/см2 | 1,03 | 1,1 | 13 | 0,69 | 0,71 | |
Общая масса крана, т | 140,5 | 131 | 97,3 | 41,25 | 31,7 |
Рис.6.9. Гусеничный кран ДЭК – 50.
Таблица 6.10
Автомобильные краны, выпускаемые заводами Министерства
энергетики и электрификации СССР
Характеристика | Марка крана | ||
К-16М | СКМ-10 | ||
База крана | КРАЗ-257 | МАЗ-500 | |
Грузоподъемность на опоре, т | 16 | 10 | |
Длина стрелы, м | 10-14-18 | 10-14 | |
Высота стрелы, м: | |||
наименьший | 3,9 | 4 | |
наибольший | 14 | 16 | |
Высота подъема крюка при вылете стрелы, м: | |||
наибольшем | 22,3 | 16,5 | |
наименьшем | 4,5 | 5,5 | |
Скорость подъема груза, м/мин | 10,7 | 10 | |
Общая масса, т | 22,3 | 14,6 |
Рис.6.10. Автомобильный кран К-162.
Рис.6.11. Гусеничный кран СКГ-100 грузоподъемностью 100 т.
6.4. МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ МОНТАЖА ОБОРУДОВАНИЯ
МАШИННОГО ЗАЛА
Паровые турбины и генераторы на тепловых электростанциях устанавливаются на фундаменте в закрытом здании машинного зала. В машинных залах электростанций применяются мостовые краны, используемые для выполнения ремонтных работ. Эти краны, как правило, могут быть использованы для монтажа; дополнительно предусматриваются специальные доводочные монтажные краны, демонтируемые по окончании монтажных работ.
Для электростанций с агрегатами мощностью до 50 МВт при продольном расположении турбогенераторов и сравнительно небольшом проекте машинного зала (до 24 м) рационально выбирать мостовые краны, обеспечивающие подъем статора генератора. Грузоподъемность крана рекомендуется выбирать исходя из данных, приведенных в табл. 6.11.
Таблица 6.11
КС-5363 — Википедия
КС-5363 | |
---|---|
Кран на стройке в Новосибирске | |
Тип крана | Пневмоколёсный кран стрелового типа, дизель-электрический |
Максимальная грузоподъёмность главного подъема | 25 т (без опор: 14 т) / 36 т |
Максимальная грузоподъёмность вспомогательного подъема | 5 т[1] |
Максимальная высота подъёма | 36,2 м/ 50 м |
Максимальная глубина опускания | 5 м |
Уклон (град) | до 13 °[2] |
Зона работы всех видов рабочего оборудования | 360 ° |
Масса крана | 33 т |
Масса противовеса | 4 т |
Двигатель | ЯМЗ-А204М, дизельный |
Изготовитель | ОЗТК, г. Одесса |
Страна-производитель | СССР → Украина |
Выпущено | ~ 6972 ед.[3] |
КС-5363 — серия стреловых кранов на пневмоколёсном ходу грузоподъёмностью от 25 тонн до 36 тонн. Краны этой серии были разработаны одесским ГСКТБ ТК в начале 1970 годов и выпускались начиная с 1971 года и до середины 1990-х годов[4].
Краны предназначены для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с массой грузов до 25 т (36 т у модификаций)[4]. Кинематическая схема даёт возможность одновременно совершать две различные рабочие операции[5].
- КС-5363 — базовая модель, для умеренного климата (от −40 °C до +40 °C).
- КС-5363А — первая модификация.
- КС-5363М, КС-5363АМ — армейские модификации. Производились под заказ МО СССР. Предназначены для работы как с обычными, так и с военными разрядными грузами, в том числе стратегического ядерного оружия[6]. Каждый из созданных кранов этих моделей проходил перед отправкой тщательную приёмку представителей МО[7]. По состоянию на 2000 год в Военно-Морском флоте России числилось 63 таких крана, из которых только 17 — были рабочими[6].
- КС-5363Б — вторая модификация. Модель оснащена устройством «УПГ», повышающим грузоподъёмность крана с 25 т до 40 тонн. В его состав входит А-образная стойка-мачта, которая посредством канатов держит вспомогательный 9-тонный противовес. Этот противовес придвигается к платформе, когда кран переводится в транспортное положение[8]. Модель имеет ряд других улучшений (см. ниже).
- КС-5363В — третья модификация, развитие КС-5363Б, грузоподъёмность 36 т. Модель содержит устройство «УПГ». Дополнительный противовес в этой модели удерживается посредством канатов, которые закреплены на 2-ногой стойке и на прикреплённой к платформе выносной рамке[8].
- КС-5363Д — четвёртая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363Е — пятая модель серии, грузоподъёмность 36 т.
- КС-5363ХЛ — модификация (северная), для работы в северных районах с низкими температурами. Конструкции модели выполнены из спец. марок сталей с гарантированной ударной вязкостью при −70 °C, а узлы механизмов крана — улучшены и их отличает повышенная надёжность[2].
- КС-5366 — последняя выпускавшаяся модификация: грузоподъёмность 36 т, гидравлический привод стреловой лебёдки и механизма поворота.
Характеристики крана приведены в карточке[2].
Габариты[править | править код]
Общая длина | 20,3 м |
Ширина (с опорами) | 3,3 м (4,2 м) |
Высота | 3,9 м |
Поворотная платформа[править | править код]
Поворотная рама — сварная балочно-коробчатая конструкция[9]. В качестве механизма, связывающего ходовую часть и поворотную раму, в кране применено двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство[2]. Также может применяться однорядное устройство шарикового типа (с наружным зацеплением) с диаметром 1900 мм[9].
Кабина управления[править | править код]
Кабина управления — одноместная из стального листа, отапливаемая и вентилируемая[9]. Внутри установлены кнопки и два командоконтроллера, с помощью которых производится управление краном[2]. Кабина управления крана унифицирована с кабиной КС-6362.
В модели КС-5363ХЛ кабина управления снабжена очистителями стёкол и нагревательной системой[2], а у модели КС-5363Б — была улучшена звукоизоляция и теплоизоляция[8].
Привод крана[править | править код]
Привод — дизель-электрический, многомоторный, выполнен по схеме «генератор-двигатель» (Г-Д)[4]. Питание может осуществляться как от внешней электросети (380 В), так и от силовой установки[5]. В качестве основного двигателя используется дизельный ЯМЗ-А204М[4]. В более поздних моделях стал применяться ЯМЗ-236М с жидкостным охлаждением.
Генераторов — два: основной (ДК309Б, 50 кВт) и дополнительный (П62, 14 кВт). Основной питает механизм передвижения и электродвигатели лебёдок, а дополнительный — цепи управления и механизм поворота. Главный генератор и дизель соединены центробежной муфтой[5].
У крана КС-5363ХЛ система запуска основного двигателя снабжена дополнительными аккумуляторами. Последние располагаются в утеплённом отсеке, на раме[2]. Модификация КС-5363Б содержит улучшения в цепях возбуждения обмоток электрических двигателей[8].
Механизм передвижения[править | править код]
Устройства безопасности[править | править код]
На кране установлены предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность при его работе: ограничитель грузоподъёмности; концевые выключатели ограничения подъёма крюков и стрелы; упор стрелы; указатели вылета стрелы, гуська, угла поворота при движении, наклона крана; звуковые и световые сигналы[2]; обратные клапаны. В качестве ограничителя грузоподъёмности применяется устройство ОГП-1[2] или ОГБ-2[9].
Ходовая часть[править | править код]
Ходовая рама — цельносварная, балочная[9]. Шасси крана — пневматическое, двухосное. Обе оси ходовой являются ведущими. Колёса (с шинами типа 14.00 R20[9]), смонтированные на обеих осях — сдвоенные. Мосты — автомобильного типа. Передний мост — управляемый, снабжённый балансирной подвеской[2]. Задний мост является ведущим и снабжён планетарными передачами и коническо-цилиндрическим редуктором (2-ступенчатый)[9].
У задней оси жёстко-балансирная подвеска, а на передней установлена жёсткая[9]. Из четырёх колёс переднего моста ведущими являются только внутренние. На плохих дорогах они могут блокироваться с внешними колёсами. Плавное трогание и широкий диапазон переключения передач обеспечиваются благодаря тяговому электродвигателю с 2-х скоростной коробкой передач[2].
Рулевое управление краном — механическое, с гидроусилителями. Тормозная пневмосистема построена на колодочных колёсных тормозах и стояночном ленточном тормозе (нормально-замкнутый). Последний действует на планетарную передачу, с пневматическим или гидравлическим управлением[9].
Выносные опоры[править | править код]
Кран оборудован четырьмя аутригерами[2]. Опоры — Х-образные. Поворот опор осуществляется вручную, а подъём/опускание — при помощи гидравлических цилиндров. Последние оснащены гидрозамками и стопорными гайками[9].
В модели КС-5363Б, по сравнению с предыдущими, база аутригеров была увеличена. Также были добавлены дублирующие рукоятки, управляющие их гидравлическими цилиндрами[8].
Стреловое оборудование[править | править код]
Рабочая стрела КС-5363 — решётчатой конструкции, шарнирно-складывающаяся. Пояса и раскосы стрелы выполнены из углеродистых уголковых сталей[9]. Длина стрелы в базовом исполнении — 15 метров. Стрела может наращиваться посредством промежуточных секций-вставок — до 30 метров[4]. Дополнительно на стрелу может быть установлен гусёк-удлинитель (управляемый или неуправляемый)[10]. На оголовке стрелы располагаются четыре колеса — для перевода крана в рабочее положение из транспортного (и обратно) без помощи вспомогательного крана[4].
Помимо стрелового исполнения, кран КС-5363 может работать и с башенно-стреловым оборудованием[4]. В этом случае на башню монтируется управляемый гусёк: на 15-метровую башню ставится гусёк длиной 15 метров, а на более высокие башни (20 и 25 м) — монтируются гуськи длиной 10, 15, либо 20 метров. Все стреловые элементы и элементы гуськов имеют пальцевое, быстроразъёмное соединение[10]. При погрузочных работах с сыпучими грузами может подвешиваться двухканатный грейфер, вместимостью до 2 м³[1].
В модификации КС-5363Б был добавлен гусёк-удлинитель (15 метров) и внедрена 2-кратная запасовка на грузовом полиспасте (при стрелах длиной 15, 17.5 и 20 метров)[8].
У модели КС-5363В основная стрела может наращиваться (с шагом 2.5 м) вплоть до 32.5 метров. На стрелу крана может монтироваться гусёк длиной 10 или 15 метров. В башенно-стреловом исполнении на башню (от 15 м до 32.5 м) ставится управляемый гусёк (длина 10, 15 или 20 метров). На всех стрелах и со всеми башнями горизонтальное перемещение грузов достигается благодаря специальной запасовке. При этом грузовой канат крепится на барабанах 2-х лебёдок[8].
Эксплуатация: монтаж-демонтаж, транспортировка[править | править код]
Транспортировка[править | править код]
Краны серии КС-5363 на большие расстояния перевозят следующими способами[1]:
- По автодорогам. Кран перевозят при помощи тягача на буксире (20 км/ч). Для этого он оборудован прицепным устройством.
- По железной дороге. При перевозке по железной дороге кран разбирается на узлы: демонтируется рабочая стрела и снимаются колёса. Перевозка крана осуществляется на железнодорожной четырёхосной платформе (60 т). Погрузка на железнодорожную платформу производится краном грузоподъёмностью от 20 тонн.
- 30 мая 2005 года в Якутске на строительстве второй очереди крытого рынка при подъёме краном КС-5363 банки с бетоном произошла авария. Выяснилось, что во время подъёма груза два аутригера (с правой стороны) провалились под землю. Затем стрела крана ударилась в стену перекрытия второго этажа строящегося рынка. После чего произошло разрушение стрелы, повреждения получили гусёк, корневая и промежуточная секции. По результатам расследования установлен комплекс причин: «отсутствие у компании-застройщика проекта производства СМР краном»; «не было принято во внимание весеннее оттаивание грунта — ни при подготовке, ни в процессе производства работ краном»; «плохая организация производства работ краном»; «не было инструктажа обслуживающего кран персонала»; «эксплуатация крана была запрещена инженером по надзору»; «крановщик приступил к работе, находясь в состоянии алкогольного опьянения, не проверив состояние площадки для установки крана, то есть нарушил требования Производственной инструкции для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых самоходных кранов».
- 26 июня 2010 года на производственной площадке Тульской области при разгрузке грузового автомобиля краном КС-5363В произошла авария крана. Авария произошла в городе Суворов. С автомобиля рабочие разгружали листовой металл. В разгрузке дополнительно участвовал работник, официально не оформленный в компании (работал по устной договорённости). Во время разгрузки стреловой канат крана оборвался. После чего стрела упала на разгружаемую машину. В результате смертельную травму получил привлечённый по устному договору работник[11][12]. Саму компанию впоследствии подвергали административному наказанию — приостанавливали на 60 суток деятельность двух грузоподъёмных кранов[13].
- 20 октября 2010 года в Великом Новгороде при проведении ремонтных работ на одном из мостов произошла авария КС-5363. Кран опрокинулся и повредил трубу газопровода низкого давления. В результате на 12 с лишним часов микрорайон Волховский (население 3 тысячи человек) остался без газа, а машинист крана с травмами госпитализирован. Следователями проводится проверка[14].
- 22 марта 2011 года в Минске на территории образовательного учреждения при перемещении железобетонных блоков краном КС-5363 произошла авария. В результате никто не пострадал. Сам кран опрокинулся и повредил ограждение из металла и крышу детской беседки. Причины выясняются[15].
- 14 апреля 2012 года на строительстве жилого дома в Новосибирске при подаче железобетонной плиты краном КС-5363 произошла авария крана со смертельным исходом. В результате двое рабочих погибли. Как оказалось, при подаче оборвался стреловой канат. После чего произошло падение рабочей стрелы на перекрытие строящегося дома, где в то время находились рабочие, скончавшиеся вследствие полученных от удара стрелой несовместимых с жизнью травм. Специалистами Ростехнадзора было проведено расследование, которое показало, что основными причинами аварии стали три: «нахождение рабочих в опасной зоне работы крана»; «использование стрелового каната, подлежащего выбраковке» и «эксплуатация крана, имеющего неисправности»[16].
- ↑ 1 2 3 Пневмоколесный кран КС-5363: описание и технические характеристики — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Б. М. Вейнблат, И. И. Елинсон, В. П. Каменцев: — Краны для строительства мостов, 3-е изд., М.: Транспорт, 1988, 240с, ISBN 5-277-00091-7
- ↑ Кран КС-5363. Зав. номер 6972 — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Пневмоколесные краны КС-5363, КС-5366 и модификации — Techstory.ru
- ↑ 1 2 3 Строительные краны: Справочник /В. П. Станевский, В. Г. Моисеенко, Н. П. Колесник, В. В. Кожушко; Под общ. ред. к.т. н. В. П. Станевского — К.: Будівельник, 1984 — 240с.
- ↑ 1 2 «Курск» погубили подъемные краны — Vesti.Ru, 22.09.2000
- ↑ Н. Н. Андриенко: Стреловые самоходные краны (в 2-х книгах), Одесса: Астропринт: 2001, 704с
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Б. Ф. Белецкий, И. Г. Булгакова — Строительные машины и оборудование: Спр-е пособие, Ростов-на-Дону: Феникс, 2005, 608с., ISBN 5-222-06968-0
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Инструкция по эксплуатации и ремонту крана КС-5363
- ↑ 1 2 Паргаманик И. М. Грузоподъёмные краны стрелового типа: Справ. пособие — М.: Энергоатомиздат, 1992 — Библиотека тепломонтажника — 141с.
- ↑ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует об авариях и несчастных случаях со смертельным исходом, произошедших с 18 июня по 10 июля, по которым проведено расследование (недоступная ссылка)
- ↑ Вести Промышленной безопасности — Хроника аварий
- ↑ Постановление от 2 ноября 2010 года — Суворовский районный суд (Тульская область)
- ↑ МЧС: Газоснабжение микрорайона Великого Новгорода восстановлено — «ИА СеверИнформ», 21.10.2010
- ↑ В Минске кран упал на детскую беседку — «Народная Газета», 23.03.2011 Архивная копия от 9 мая 2012 на Wayback Machine
- ↑ Ростехнадзор выяснил причины гибели рабочих на стройке — Сибкрай.ру, 13.06.2012
|
|
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
Кран К-1001 — дизель-электрический грузоподъемностью 100 т, смонтирован на четырехосном пневмоколесном шасси.
содержание .. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 ..
|
|
|
Пневмоколёсный кран — Вики
СССР
Кран серии КС-5363 на стройкеИстория производства советских пневмоколёсных кранов берёт начало в 1947 году — с первой опытной модели крана К-101 грузоподъёмностью 10 т, установленного на трёхосное пневмоколёсное шасси. Первым серийным краном стал его преемник К-102, созданный в 1951 году и выпускавшийся в период с 1954 года по 1958 год. Начиная с 1961 года, начали выпускаться более совершенные краны К-161 грузоподъёмностью 16 т[3].
В 1967 году Минстройдормашем для самоходных кранов выпущена система индексации из массовых размерных групп. В связи с этим выпускавшиеся в конце 1960-х годов модели кранов были переведены с индекса «К» на «КС». В дальнейшем были разработаны и выпускались дизель-электрические краны пятой, шестой, седьмой и восьмой групп грузоподъёмностью 25, 40, 63 и 100 т (КС-5363, КС-6362, КС-7362 и КС-8362 соотв.)[4][5]. Основное производство этого вида кранов продолжалось и после распада страны — до середины 1990-х годов[6]. После чего выпуск (в том числе и на заказ) на территории бывшего СССР прекратился вовсе[3].
Другие страны
По состоянию на конец 2000-х годов пневмоколёсные краны производятся только немецкими компаниями[7].
Основное назначение самоходных кранов на пневмоколёсном ходу — обеспечение выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на рассредоточенных объектах, находящихся на небольших расстояниях друг от друга[5][8].
В процессе работы возможно совмещение рабочих операций:
- Подъём (опускание) грузов с подъёмом (опусканием) стрелы[4].
- Подъём (опускание) рабочей стрелы с поворотом крана[4].
Для выполнения этих операций на поворотной части установлены рабочие механизмы: грузовые и стреловая лебёдки, поворотный механизм[4].
Описание и конструкция
Кран на пневмоколёсном ходу состоит из следующих частей:
- Ходовое устройство[9], в составе которого:
- Выносные опоры: основные и вспомогательные[5].
- Колёсная подвеска[5].
- Опорно-поворотное устройство[9].
- Поворотная часть[9].
- Кабина управления с пультами[9].
- Противовес[9].
- Рабочее оборудование[9].
- Грузозахватное оборудование[9].
- Силовая установка[9].
Подъём грузов осуществляется при помощи грузовых лебёдок (главной и вспомогательной), грузового каната и крюковой обоймы. Поворотная часть крана вращается относительно ходовой неповоротной посредством шариковых или роликовых кругов поворотного механизма, называемого опорно-поворотным устройством, относящегося к типу унифицированных[8].
Привод механизмов кранов может осуществляться от силовой установки, смонтированной на шасси, поворотной части крана или на раме поворотной платформы крана-экскаватора. В кранах большой грузоподъёмности на многоосном пневмошасси применяется многомоторный раздельный привод: один двигатель устанавливается на шасси, другой — на поворотную часть[4][8].
Ходовое устройство
В качестве ходового устройства пневмоколёсного крана используются:
- Специальное пневматическое шасси[5].
- Пневматическое шасси автомобильного типа[5].
Кроме того, в качестве пневмоколёсного крана может быть использован механический кран-экскаватор, оснащённый крановым оборудованием (пример ЭО-3311В)
19. Пневмоколесные краны
Пневмоколесные краны имеют ходовое устройство в виде специального шасси на пневмоколесах. В зависимости от грузоподъемности крана шасси имеет от двух до пяти осей, из них две ведущие. На тяжелых машинах ведущие оси соединяются в балансирные тележки. Жесткая подвеска колес ограничивает скорость передвижения 20 км/ч, поэтому на большие расстояния их буксируют тягачами. Шасси пневмоколесных кранов отличаются от автомобильных тем, что имеют более широко расставленные колесные пары; это дает возможность повысить грузоподъемность крана при работе без выносных опор. Краны на специальном шасси автомобильного типа предназначены для выполнения строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и аварийно-восстановительных работ, связанных с частыми перебазированиями на большие расстояния между объектами. Стреловое оборудование таких кранов состоит из трех секционной телескопической стрелы, которая может выдвигаться и вытягиваться с грузом на крюке.
20.Гусеничные стреловые краны
Отличительной особенностью стреловых кранов на гусеничном ходу является высокая проходимость (низкое среднее удельное давление на грунт — от 0,6 до 2,4 МПа), что при значительных размерах опорной базы дает им возможность двигаться с грузом на крюке. В пределах строительно-монтажной площадки они перемещаются своим ходом со скоростью от 0,75 до 3 км/ч. На большие расстояния их перевозят на трейлерах с автотягачами или железнодорожным транспортом. Такие краны маневренны, автономны и устойчивы;
Гусеничные кривы
в —кран СКР-50 в обычном исполнении; б — кран СКГ-1ШБС в башенно-стреловом исполнении
все это предопределило их широкое применение на монтажных работах.
На рис. 140 представлены гусеничные краны в обычном и башенно-стреловом исполнении.
Для увеличения вылета стрелы гусеничные краны оборудуются гуськами с полиспастом. Грузоподъемность их при этом уменьшается из-за увеличения вылета стрелы. Гусек дает возможность, не меняя вылета стрелы, монтировать более тяжелые элементы (фермы, балки) на меньшем вылете (на крюке стрелы), а легкие элементы {плиты, фонари) —на большем вылете {на крюке гуська).
Ряд гусеничных кранов выпускают в башенно-стреловом исполнении, что более удобно при строительстве многоэтажных зданий; в таком случае к маркам этих кранов добавляется индекс БС.
21. Основные параметры кранов
Эксплуатационные возможности башенных кранов характеризуются рядом параметров:
Вылет L — это расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной части крана до вертикальной оси грузозахватного органа (крюковой подвески) без груза. У кранов с подъемной стрелой вылет регулируется изменением угла ее наклона. У кранов с балочной стрелой и грузовой кареткой вылет изменяется путем перемещения каретки вдоль стрелы. Если вылет изменяется с грузом на крюке, он называется маневровым, если без груза — установочным.
Грузоподъемность крана Q характеризуется наибольшей допускаемой массой груза, на подъем которого рассчитан кран. В величину грузоподъемности включают также массу съемных грузозахватных приспособлений (траверс, стропов) за исключением массы грузовой подвески. Грузоподъемность (исходя из условий прочности конструкции и устойчивости крана) находится в прямой зависимости от вылета.
Грузовой момент М представляет собой произведение грузоподъемности на соответствующий вылет. Поскольку этот момент учитывает два основных параметра, его часто используют в качестве главного обобщенного параметра крана. У многих башенных кранов грузовой момент на различных вылетах принимается постоянным. Поэтому при уменьшении вылета в два раза удается повысить грузоподъемность крана также в два раза при сохранении постоянного грузового момента.
Скоростью передвижения грузовой тележки vT называется скорость ее движения по горизонтальному пути с наибольшим рабочим грузом.
Скорость изменения вылета vс у кранов с подъемной стрелой— это средняя скорость горизонтального перемещения груза при изменении вылета от наибольшего до наименьшего его размера.
Установленная мощность NY представляет собой суммарную мощность электродвигателей всех рабочих механизмов, установленных на кране.
Радиус закругления R — это наименьший радиус закругления оси внутреннего рельса на криволинейном участке кранового пути.
Конструктивной массой называется масса крана без балласта и противовеса. Общей массой является полная масса крана с балластом и противовесом.
Нагрузка на колесо — это наибольшая вертикальная нагрузка на ходовое колесо от массы крана и груза.
Под циклом понимается комплекс операций, выполняемых краном от начала подъема до следующего подъема. Время, затрачиваемое на выполнение цикла, характеризует производительность кранов.
Высота подъема крюка H—расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа, находящегося в верхнем рабочем положении.
Глубина опускания h — расстояние по вертикали от уровня стоянки крана до грузозахватного органа.
Колея К — расстояние между продольными осями, проходящими через середину опорных поверхностей ходового устройства крана (грузовой тележки). Колея измеряется по осям рельсов (для рельсовых кранов).
База В — это расстояние между вертикальными осями передних и задних колес (или балансированных ходовых тележек) крана.
Задний габарит l — наибольший радиус поворотной части крана со стороны, противоположной стреле. От величины заднего габарита у кранов с поворотной башней зависит выбор величины удаления А кранового пути от стены возводимого здания.
Скорость вертикального перемещения груза va — это скорость его подъема или опускания. При наличии многоскоростных лебедок в характеристике крана указывается скорость подъема при каждой скорости лебедок. Наименьшая скорость плавной посадки груза при его монтаже или укладке называется скоростью посадки.
Частота вращения поворотной части крана определяется при максимальном вылете стрелы с грузом на крюке и измеряется числом оборотов в минуту. Скорость перемещения крана по горизонтальному пути с грузом называется скоростью передвижения крана Vд.
КС-7362 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
КС-7362 | |
---|---|
Тип крана | Пневмоколёсный кран стрелового типа, дизель-электрический |
Максимальная грузоподъёмность главного подъема | 63 т (без опор: 30 т) |
Максимальная высота подъёма | до 55 м |
Максимальная глубина опускания | 5 м |
Длина стрелы (Крановое оборудование) | 15 м — 40 м |
Длина мачты (Башенно-стреловое оборудование) | 20 м — 40 м |
Длина гуська (Башенно-стреловое оборудование) | 10 м — 25 м |
Уклон (град) | до 10 °[1] |
Зона работы всех видов рабочего оборудования | 360 ° |
Масса крана | 81,8 т[2] |
Масса противовеса | 5,7 т и 18,5 т (два противовеса) |
Двигатель | ЯМЗ-236, дизельный, 135 кВт |
Изготовитель | ОЗТК, г. Одесса |
Страна-производитель | СССР |
Выпущено | 3 ед. (1976 г.)[3] |
КС-7362 — кран стрелового типа на пневмоколёсном ходу грузоподъёмностью 63 тонны. Краны этой модели были разработаны и выпущены в 1970-х годах в ограниченном количестве[3].
Краны предназначены для выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с массой грузов до 63 т[1].
В период с 1968 года по 1969 год группа конструкторов (руководитель Я. М. Пустыльник) одесского ГСКБ ТК разрабатывает проекты двух тяжёлых самоходных кранов на пневмоколёсном ходу. В начале 1970-х годов выпуск кранов (КС-7362 и КС-8362) наладили на заводе Одесском заводе тяжёлого краностроения[4]. Узлы обоих кранов максимально унифицированы, что обеспечило их взаимозаменяемость[1]. Основным отличием являлось ходовое устройство: в КС-7362 применено четырёхосное шасси[3], а в другом — пятиосное[5].
- КС-7362 — базовая модель, для умеренного климата (от −40 °C до +40 °C).
- КС-7362ХЛ — модификация (северная), для работы в северных районах с низкими температурами (до −60 °C)[3].
Характеристики крана приведены в карточке[2][1].
Габариты[править | править код]
Общая длина | 20,7 м |
Ширина | н-д |
Высота | 4,23 м |
Кран состоит из ходовой части, поворотной платформы, сменного рабочего оборудования (стрелового или башенно-стрелового)[1].
Поворотная платформа[править | править код]
Поворотная рама — цельносварная конструкция[1], на которой размещена кабина управления с пультом, машинное отделение, а также все рабочие механизмы крана. В качестве механизма, связывающего ходовую часть и поворотную раму, в кране применено двухрядное шариковое опорно-поворотное устройство[1].
Кабина управления[править | править код]
Система управления краном — смешанная, электрогидравлическая[2].
Привод крана[править | править код]
Привод — многомоторный, выполнен по схеме «генератор-двигатель». Питание может осуществляться от внешней электросети (380 В) через 50-метровый гибкий кабель, навитый в транспортном положении на барабан. Для питания от сети имеется сетевой электрический двигатель переменного тока, соединённый с генератором[2]. Применённый в кране многомоторный привод даёт возможность совместить рабочие операции и расширить диапазон рабочих скоростей и их регулирования[1].
Рабочие механизмы[править | править код]
Все основные лебёдки (стреловая и грузовые) оснащены и ленточными, и колодочными тормозами. Тормоза используются нормально замкнутые. Управление колодочными тормозами — посредством электрических магнитов[1].
Механизм передвижения[править | править код]
Привод устройства — на постоянном токе. Производится через двухскоростную коробку переключения передач, от 2 электрических двигателей[1].
Устройства безопасности[править | править код]
На кране установлены предохранительные устройства, обеспечивающие безопасность при его работе: ограничитель грузоподъёмности; указатели вылета и высоты подъёма; конечные выключатели подъёма стрелы и подъёма крюков[1].
Ходовая часть[править | править код]
На шасси применена цельносварная рама балочной конструкции. Шасси крана — пневматическое четырёхосное: четыре оси объединены в две балансирные тележки. Две оси — управляемые[2]. Два моста автомобильного типа, входящие в состав задней ходовой тележки, являются ведущими[1] и оснащены жёсткой балансирной подвеской. На ведущих осях установлены спаренные колёса, а на управляемых — одинарные[2]. Передние рулевые колёса управляются 2 гидравлическими цилиндрами. Гидроцилиндры используются силовые, прямого действия[1].
Стреловое оборудование[править | править код]
Рабочая стрела — решётчатой конструкции. К стреле подвешены две крюковые подвески. Длина стрелы в базовом исполнении — 15 м. Стрела может наращиваться посредством промежуточных секций-вставок — до 40 метров. Дополнительно на неё может быть установлен 15-метровый неуправляемый гусёк-удлинитель[3]. При работе со стрелой в базовом исполнении кран оснащают двумя противовесами (5,7 т и 18,5 т). Если же используются стрелы повышенной длины, то кран оснащают только одним противовесом, увеличенным[2]. При стреле в базовом исполнении основные рабочие операции (подъём/опускание) основной крюковой подвески выполняются посредством двух лебёдок[1].
Помимо стрелового исполнения, кран может работать и с башенно-стреловым оборудованием. В этом случае на башню (от 20 до 40 м) монтируется маневровый (управляемый) гусёк, длина которого может варьироваться (от 10 до 25 м)[3]. В башенно-стреловом исполнении кран оборудуется только одним противовесом, увеличенным[2].
Эксплуатация: монтаж-демонтаж, транспортировка[править | править код]
Транспортировка[править | править код]
Кран КС-7362 на большие расстояния перевозят следующими способами[2]:
- По автодорогам. Кран перевозят при помощи тягача на буксире. Для этого он оборудован прицепным устройством. В качестве тягача может выступать грузовой автомобиль типа МАЗ-537.
- По железной дороге. При перевозке по железной дороге кран разбирается на узлы. Перевозка крана (в разобранном виде) осуществляется на железнодорожной платформе. Причём рагрузка поворотной части крана (масса 50 т) производится посредством стрелового крана грузоподъёмностью 63 тонны, а погрузка — производится самостоятельно, при помощи выносных опор, установленных на шпальных клетках.