Гусеничный вездеход ГАЗ 71: эксплуатация, характеристики
60-е годы были ознаменованы началом освоения территорий, доселе не изученных, таких как Сибирь, Крайний Север, Дальний Восток. Нужно было развивать перспективные отрасли – газовую и нефтяную промышленность. Для их исследований нужен был новый транспорт, который мог бы преодолевать любые труднопроходимые пространства в трудных климатических условиях. Иначе он должен хорошо передвигаться по любым дорогам, бездорожью, воде, снегу и сугробам, болоту, пустыне, при этом качественно работать при высокой влажности и низкой температуре. С этой целью на Заволжском заводе гусеничных тягачей начинают выпускать новый автомобиль – вездеход ГАЗ. Время его выпуска – 1968-1985 годы. Основой разработки ГАЗ 71 явилась другая модель – ГАЗ 47. Разработчики использовали всё лучшее этого вездехода.
Эксплуатация и сферы применения
ГАЗ 71 имеет другое название – ГТСМ вездеход. Иначе мы говорим о гусеничном транспортёре (снегоболотоходе) среднем модернизированном. Слово «средний» означает, что груз ГТСМ составляет одну тонну. Способность передвигаться по воде позволила назвать его водоплавающим. Несмотря на то что эта модель была разработана ещё в 60-е годы, она очень востребована по сей день. Эту машину отличают специальные технические характеристики, простота конструкции, экономичное обслуживание, лучшие качества вездехода (преодоление препятствий, высокая проходимость в любых условиях, выносливость), доступность и распространённость запасных деталей. Фото ГАЗ 71:
Гусеничный вездеход ГАЗ 71
За много лет его эксплуатации в народном хозяйстве и военной сфере гусеничный вездеход ГАЗ выполнил множество важных задач. За это заработал хорошую репутацию среди водителей этого транспорта.
Сферы применения вездехода ГАЗ 71:
- геологоразведка;
- энергетика;
- нефтегазовая отрасль;
- военная сфера.
Также эта чудо-техника используется частными лицами – охотниками, рыболовами, путешественниками.
Назначение вездехода:
- доставка людей, разнообразных грузов в различные отдалённые районы страны при трудных условиях;
- транспортировка солдат, эвакуация раненых;
- поддержка научных экспедиций, прежде всего геологоразведочных;
- перевозка прицепов весом до двух тонн.
Диапазон температуры для использования ГАЗ 71 составил 90 градусов – от –50° до +40° по Цельсию. Для хранения машины не требуется гараж, даже при таких температурах. Вездеход абсолютно самодостаточен, так как снабжён специальными средствами для самовытаскивания, если застрянет.
Его плавательные возможности впечатляют. Он способен преодолевать брод (глубина 1,2 метра), широкое речное пространство (1,5 км) со скоростью 6 км/час. Плавательную функцию вездехода обеспечивает вращение гусениц. А их заставляет двигаться бортовой редуктор. Внешне гусеничный вездеход ГАЗ может казаться неуклюжим из-за больших габаритов. Но это видимость. На практике он достаточно подвижный. Увеличение скорости, возможности маневрировать на воде обеспечивают специальные гидродинамические кожухи, которые быстро снимаются. При переправе через водное пространство должно учитываться важное условие: пересекать можно только спокойную реку.
На реке с быстрым течением снегоболотоход лучше не использовать – может крутить и даже затопить. Причина в том, что подводный борт имеет большую площадь.
Скорости спецмашины зависят от качества дорог и местности. Вездеход ГАЗ 71 на более или менее ровной дороге развивает скорость до 50 км/час. При передвижении на болоте скорость снижается до 18 км/час, при затруднённых условиях – до 12 км/час. На снежной местности, где снег глубиной 1 метр, он может развить скорость только до 17 км/час.
При этом не совсем экономично расходуется топливо. Когда развивается максимальная скорость, вездеход движется по бездорожью, расходуется 150 л на 100 км. Средний расход не намного меньше – 100 на 100 соответственно. Чтобы топлива хватило на 400-500 км, при разработке по бокам автомобиля расположили четыре топливных бака: три из них объёмом 232,5 л каждый, в дополнение к ним бак на 77,5 л.
Вездеход ГАЗ 71
Характеристики вездехода
ГАЗ 71 дизель имеет технические характеристики, которые выгодно его отличают от предыдущей модели ГАЗ 47. Рассмотрим основные из них.
Двигатель ГАЗ 71 имеет 8 цилиндров. Функционирует он на бензине. Является сильным карбюраторным аппаратом мощностью 115 лошадиных сил. Объём – 4,25 л. Двигатель входит в единую систему. Она встроена в моторное отделение. В неё ещё входят коробка передач, однодисковое сухое сцепление и дополнительная передача. Коробка передач механическая, четырёхступенчатая. В ней пять скоростей – четыре передние и задняя. Раздаточная коробка имеет две передачи, досталась в наследство от ГАЗ 66. В устройство также входят бортовые редукторы и система двойных ленточных тормозов.
Ходовая часть представлена следующими составляющими:
- опорными катками. Всего их 12 штук;
- гусеницами, покрытыми резиной. С каждой стороны их по 6 штук;
- ведущими колесами (2 штуки).
На задних направляющих и передних катках установлены гидравлические амортизаторы.
При передвижении на снежной местности на гусеницы устанавливаются специальные съёмные снегоочистители. Они не позволяют образоваться наледи и препятствуют налипанию снега.
Кузов представляет собой открытую стальную отапливаемую грузовую платформу. В плохую погоду можно дополнительно натягивать тент для создания теплового и защитного эффекта при перевозке людей. Вездеход рассчитан на 12 мест. Два места для экипажа в металлической кабине и 10 мест с мягкими откидными сиденьями в кузове для десанта, перевозимых людей. Для случаев перевозки раненых кузов оснащен необходимым санитарным оборудованием.
Герметичность кабины обеспечивается резиновым уплотнителем по краям дверей. Это гарантия защиты от пыли и воды. Для вентиляции воздуха в кабине есть два герметичных люка. Также здесь предусмотрены термоизоляция, отопитель, мягкие сиденья, характерна звуконепроницаемость. В целом, оборудование вездехода создает оптимальный комфорт для людей во время движения. За сиденьем водителя в «ручной доступности» находится аккумулятор, спрятанный за металлической пластиной. Она легко снимается, что очень удобно.
ГАЗ 71
Модификации ГАЗ 71
Данная модель стала базовой для дальнейшего развития, совершенствования ее лучших качеств и возможностей. С этой целью было разработано несколько модификаций, которые имели те или иные преимущества и все были нацелены на повышение надежности и автономности вездехода.
ГАЗ 3403 представляет следующее поколение вездеходов. В чём же состоят усовершенствования?
- Объём топливных баков стал 93 л.
- Теперь все торсионы уплотнили. У Газ 71 это касалось только передней и задней трубы.
- Стали использовать более износостойкие тормозные ленты.
- Вариативность тентов и кузовов. А именно:
- кузов с простым тентом;
- кузов со спальными местами для четверых человек (ранее было для двух) и двойной тент. Этот вариант называют северным;
- кузов высокий, жёсткий, большая дверь, спальных мест тоже четыре.
У этой модели были уже свои варианты:
- ГАЗ 34032. Автомобиль направлен на выполнение поиска и спасения людей. Платформа расположена сзади, чтобы можно было принять груз на воде.
- ГАЗ 34033. Она была разработана для эксплуатации погранслужбой. Были установлены дополнительно генератор (итого две штуки), аккумулятор (итого две группы).
- ГАЗ 34034. Был установлен дизель Д-247 (атмосферный). Затраты дизтоплива в тяжёлых условиях снизились до одного литра на километр.
- ГАЗ 34036(37). Использовались дизель Д-247 и дополнительный задний каток, который прозвали «ленивцем», благодаря чему добавилось 0,6 м грузового отсека. Плавательные возможности вездехода увеличились. ГАЗ 34036 использует два тента, ГАЗ 34037 – один.
Всем этим вездеходам досталась коробка передач ГАЗ 66.
ГАЗ-34039. Эта модификация выпускается сейчас – оснащена автономным отопителем кузова, дизелем Д-245 с турбонаддувом, сцеплением и коробкой передач ГАЗ 33104. Увеличилась грузоподъёмность до 1,5 т.
Специально для использования в военной сфере был разработан бронетранспортёр ГТМУ. Он используется в так называемой армии минимальных размеров. Эта машина хорошо маневрирует. Является легкобронированной авиадесантируемой моделью. Правда, гусеницы быстро изнашиваются под тяжёлым весом. По ширине машина меньше на 10 см, на днище нет брони, ГТМУ ниже других вездеходов.
Также есть ещё модификации, применяемые в военной сфере. Используются с целью вытаскивания (спасения) раненых, для химической разведки, в качестве артиллерийского тягача.
Вывод
Гусеничный вездеход ГАЗ 71 – зарекомендовавшая себя в сложных ситуациях, условиях машина, используемая до сих пор.
ГАЗ 71 дизель технические характеристики имеет достойные. Он явился базой для разработки многих модификаций, которые активно эксплуатируются сегодня в военной сфере и не только.
Вконтакте
Google+
Гусеничный вездеход ГАЗ‑34039 Ирбис — тест-драйв и видео — журнал За рулем
«За рулем» выяснил, какое будущее ждет самый массовый гусеничный вездеход.
Материалы по теме
Массивные ворота распахнулись, и я въехал на территорию Заволжского завода гусеничных тягачей (ЗЗГТ). Цель моего визита уже прогревает 122‑сильный дизель. Здравствуй, самая брутальная в мире «супергазель»!
Если не смотреть ниже пояса, в профиль снегоболотоход Ирбис действительно смахивает на нижегородский фургон-бестселлер. Большинство кузовных панелей заводчанам поставляет Горьковский автозавод. Но каркас сваривают сами — получается цельнометаллический кузов с окнами на резиновых уплотнителях. Их количество зависит от пожеланий заказчика. Жилой отсек утепляют и обшивают изнутри. Говорят, салон держит тепло даже в минус пятьдесят!
Дизель ММЗ Д-245.7Е2 размещен в салоне — так проще обслуживать. Агрегат оснащен жидкостным предпусковым подогревателем. Включается кнопкой у кресла водителя.Дизель ММЗ Д-245.7Е2 размещен в салоне — так проще обслуживать. Агрегат оснащен жидкостным предпусковым подогревателем. Включается кнопкой у кресла водителя.
Материалы по теме
Хищный дизайн передней части кардинально отличается от спокойных линий ГАЗели. Морда — полностью из пластикового композита. На ЗЗГТ производства пластиков нет, потому детали поставляют партнеры.
Нижняя часть Ирбиса — считайте, плавающий танк. Это старый добрый гусеничный транспортер ГАЗ‑34039 с герметичным кузовом-лодкой. На Крайнем Севере его знают как гэтээску (ГТС — гусеничный тягач средний). Но у Ирбиса свои особенности. Гусеницы ставят не с открытым шарниром, а с резинометаллическим. В звено запрессовывается обрезиненный палец, и он работает так же, как сайлент-блок автомобиля. Катки идут по обрезиненной дорожке, это увеличивает ресурс и надежность гусениц.
Зимой снег неизбежно налипает на металлическую гусеницу, и она натягивается как струна. Растет нагрузка на ходовую часть. Обрезиненная дорожка препятствует налипанию снега, к тому же от такой «гусянки» меньше шума, нет и характерного танкового лязга.
Гусеницы снегоболотохода — с резинометаллическим шарниром (1) и обрезиненными беговыми дорожками (2). Их ресурс — примерно 12 000 км.Гусеницы снегоболотохода — с резинометаллическим шарниром (1) и обрезиненными беговыми дорожками (2). Их ресурс — примерно 12 000 км.
Гусеницы с открытым шарниром более доступны и просты в изготовлении, но их ресурс вдвое меньше — 6000 километров. Каждая гусеница состоит из 92 звеньев (1), соединенных пальцами (2).Раньше в подвеску ставили торсионы двух типов — стандартные и усиленные. Сейча
Гусеничный вездеход ГАЗ-71. Описание и характеристика
Гусеничный вездеход ГАЗ-71 представляет собой снегоболотоходную гусеничную машину. ГАЗ-71 предназначен для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов массой до 2 т, эвакуации раненых и для других потребностей войск в северных районах страны, а также для перевозки людей и грузов.
Гусеничный вездеход ГАЗ-71 расчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температуре окружающего воздуха от плюс 40 до минус 50. ГАЗ-71 предназначен для эксплуатации в различных дорожных условиях и при бездорожье.
Грузоподъёмность вездехода ГАЗ-71 на платформе 1 тонна или 10 человек. В кабине размещаются водитель и командир.
Основные части вездехода: корпус, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть и оборудование.
К особенностям компоновки вездехода ГАЗ-71 относятся переднее расположение ведущих колёс и агрегатов трансмиссии, продольное расположение двигателя в средней части корпуса и заднее расположение платформы, которая может использоваться как десантное или грузовое отделение.
Корпус вездехода сварной, цельнометаллический, герметичный. Он состоит из кабины, моторного отделения и платформы.
Силовая установка вездехода состоит из двигателя и обслуживающих его систем: топливной, выпуска, смазки, охлаждения и подогрева.
Трансмиссия вездехода состоит их сцепления, коробки передач, дополнительной передачи, карданной передачи, главной передачи бортовых фрикционов, тормозов, соединительных муфт, полуосей и бортовых редукторов.
Ходовая часть вездехода ГАЗ-71 состоит из шасси обрезиненных опорных катков, гусеницы и двухвенечного ведущего колеса с каждой стороны машины. Задние (шестые) опорные катки одновременно являются направляющими колёсами.
Электрооборудование вездехода выполнено по однопроводной схеме (отрицательные выводы источников тока и потребителей соединены с корпусом). Номинальное напряжение бортовой сети 12В. Источниками электроэнергии служат аккумуляторная батарея 6СТ-75 и генератор переменного тока Г287-А, работающий с регулятором напряжения РР132.
Достаточное водоизмещение корпуса позволяет транспортёру держаться на плаву. Движение влавь обеспечивается гусеничным движителем.
Для увеличения скорости движения и улучшения маневренности на плаву спереди на брызговиках и крыльях вездехода устанавливаются быстросъёмные гидродинамические кожухи. Вездеход ГАЗ-71 оборудован водоотливными средствами — водооткачивающим насосом с электрическим приводом, который устанавливается в моторном отделении у правого борта, сливным клапаном, размещённым в кабине у ног водителя, и клапаном перепуска воды, установленным справа в центральной перегородке корпуса. В комплекте ЗИП вездехода приданы средства самовытаскивания — специальные цепи для бревна.
Технические характеристики ГАЗ-71:
Масса в рабочем состоянии: 3750 кг.
Грузоподъёмность платформы: 1000 кг.
Количество мест:
в кабине — 2
на платформе — 10
Дорожный просвет: 380 мм.
Габаритные размеры:
длина — 5390 мм.
ширина — 2582 мм.
высота — 1800 мм.
Модель/тип двигателя — ЗМЗ-73; 4-х тактный, бензиновый
71 — тягач-вездеход, гусеничный бронированный транспортёр :: SYL.ru
Гусеничный тягач ГАЗ-71, транспортер снежного и болотоходного типа, производился на Заволжском заводе в 1968-1985 годах. Предшественником машины был вездеход ГАЗ-47.
Транспортер ГАЗ-71 — это плавающая снегоболотоходная конструкция на гусеничном ходу, предназначенная для перевозки различных грузов. Военные модификации данного автомобиля оборудованы откидными пассажирскими сиденьями и могут перевозить личный состав. Транспортеры являются эффективными транспортными средствами для эвакуации раненых в условиях полного бездорожья. Используются для прохождения снежной целины — как равнинной, так и холмистой.
Технические характеристики машины позволяют преодолевать брод 1,2 метра, а при форсировании более глубоких водоемов транспортер переключается на режим плавания. Эксплуатация вездехода ГАЗ-71 возможна при температурном режиме от +40 до -50 градусов по Цельсию. Успешно используется в районах Крайнего Севера.
Габаритно-весовые характеристики
Основные параметры гусеничного транспортера ГАЗ-71:
- длина транспортера — 5,365 метра;
- высота в зоне кабины — 1,74 метра;
- ширина — 2,582 метра;
- база ведущих осей — 3,63 метра;
- колея — 2,18 метра;
- масса с полной заправкой и ЗИПом — 3750 кг;
- грузоподъемность — 1000 кг;
- вес буксируемого прицепа — 2000 кг;
- полная масса с грузом и экипажем — 4950-5300 кг.
Силовая установка
Общие характеристики мотора:
- двигатель ЗМЗ-66, бензиновый;
- количество цилиндров — 8;
- рабочий объем — 2,25 литра;
- расположение цилиндров V-образное;
- степень сжатия — 6,7;
- ход поршня — 80 мм;
- диаметр цилиндра — 92 мм;
- мощность при 3200 об/мин — 115 л. с.
Трансмиссия
Некоторые технические данные транспортера:
- коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
- коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
- главная передача — конические шестерни в алюминиевом картере;
- карданная передача — вал на игольчатых подшипниках;
- фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
- тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана — 294 мм, ширина прижимной ленты — 120 мм;
- передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.
Заправочные емкости
Расходные данные по узлам и агрегатам:
- главные бензиновые баки общим объемом 232,5 литра;
- бак резервный — 77,5 литра;
- система охлаждения — 30 литров;
- смазочная система двигателя — 9,5 литра;
- масляная ванна воздушного фильтра — 0,55;
- объем картера коробки скоростей — 3 литра;
- объем картера главной передачи — 3 литра;
- объем картеров бортовых передач — 2,6 литра;
- ступицы катков — по 0,16 литра в каждой;
- объем картера редуктора вентилятора — 0,11 литра;
- емкость системы гидравлики сцепления — 0,45 литра.
Основные органы управления:
- поворотные функции — попеременное включение бортовых фрикционов и тормозов на ведущих катках;
- включение горного тормоза — фиксаторы на рычагах;
- переключение скоростей — напольный рычаг;
- переключение передач раздаточной коробки — напольный рычаг;
- работа сцепления — педаль слева, оснащенная гидравлическим приводом.
Параметры ходовой части:
- высота оси ведущего колеса — 620 мм;
- высота оси буксирного агрегата — 620 мм;
- высота грузового отсека — 1130 мм;
- максимальная скорость по шоссе — 50 км/час;
- максимальная скорость по воде — 6 км/час
Электроприборы и механизмы:
- напряжение в сети — 12 вольт;
- генератор марки Г130-Э1 постоянного тока, шунтовый, экранированный, 28 ампер;
- аккумуляторная батарея — тип 6-СТ-68-ЭМЗ;
- реле-регулятор — тип РР-129;
- распределитель зажигания — тип Р105 с центробежной регулировкой опережения зажигания и корректором октанового числа;
- стеклоочиститель стандартный двухщёточный;
- стартер — тип СТ130-Б, включение кнопочное.
Армейская модификация
Бронированный гусеничный вездеход (толщина брони — 6 мм) ГАЗ-71 авиадесантируемый, подвижный, высокоманевренный, обладающий минимальными габаритами, как нельзя лучше подходит для эксплуатации в военных условиях. Транспортер обладает только одним относительным недостатком: у него быстро изнашиваются гусеницы, при этом отдельные траки приходится менять. В остальном машина считается технически совершенной, запчасти ГАЗ-71 требуются не часто.
В кабине оборудованы два места — для механика-водителя и офицера, сопровождающего транспортное средство. В кузове могут разместиться 10 человек личного состава.
Корпус транспортёра не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а только как надежный перевозчик грузов в условиях бездорожья.
Гражданские модификации
На базе ГАЗ-71 были созданы несколько вариантов вездехода для хозяйственных нужд:
- ГАЗ-34032 — поисково-спасательный вездеход с повышенными характеристиками для плавания по спокойной воде.
- ГАЗ-34033 с двумя генераторами, сдвоенным аккумулятором как медицинская версия, а также ремонтная с газосварочным оборудованием.
- ГАЗ-34034 — версия с дизельным двигателем Д-247.
- ГАЗ-34036 — дизельный вариант, рассчитанный на эксплуатацию по бездорожью с частыми заплывами по спокойной воде.
ГАЗ-71: отзывы
Транспортёр не поступает в свободную продажу для населения, поэтому оценить его достоинства могут только механики армейских подразделений и водители геолого-разведочных партий, которые ежедневно выводят машину на трассы. Все они отмечают надежность конструкции, высокий ресурс двигателя и почти стопроцентную проходимость.
ГАЗ-71: технические характеристики и применение
Легендой советского машиностроения можно назвать вездеход ГАЗ-71. Его технические характеристики делают автомобиль востребованным до сегодняшнего дня, хотя машина выпускалась в период с конца 60-и до середины 80-х. Особенно актуально ее использование в северных регионах.
Области применения техники
В 60-е, с освоением труднодоступных северных и дальневосточных территорий, появилась надобность в принципиально новой технике, способной передвигаться по бездорожью и действовать в любых климатических условиях. Новая модель разрабатывалась на базе гусеничного транспортера ГАЗ-47, который ранее использовался для нужд армии и геологоразведки. Новый автомобиль, получивший название ГТСМ вездеход, отличался:
- простотой конструкции;
- экономичным обслуживанием;
- высокой проходимостью в климатических и дорожных условиях любой сложности;
- возможностью использования в диапазоне температур от минус 50 до плюс 40 градусов;
- доступностью запасных частей.
ГАЗ-71
Эти качества стали решающими для применения вездехода ГАЗ-71:
- в поддержке геологоразведочных и научных экспедиций;
- эвакуации раненых с места военных событий или катастроф;
- доставке людей и грузов в труднодоступные районы;
- для перевозки сверхтяжелых прицепов – до 2 т;
- в нефтегазовой отрасли;
- на охоте и рыбалке.
Технические характеристики вездехода
Корпус транспортера ГАЗ-71 герметично сварен из листовой стали и разделен на три части:
Грузовая платформа ГАЗ-71
- кабину;
- силовой отсек;
- грузовую платформу.
Несмотря на крупные габариты – 5,39х2,585х1,74 м, ГАЗ-71 отличается отличной маневренностью и достаточно высокой скоростью, превосходя свою базовую модель. Он свободно преодолевает болотистые местности и снежные завалы, может пересечь воду до 1,2 м глубиной и переплыть реку полуторакилометровой ширины со спокойным течением и пологими склонами.
Маневренность ГАЗ-71 в воде обеспечивается гидродинамическими кожухами, которые устанавливаются перед водной преградой. Плывет вездеход с помощью гусениц, которые вращаются бортовыми редукторами. Еще одной уникальной особенностью ГАЗ-71 является техническая возможность самовытаскивания в случае застревания.
Скорость движения зависит от состояния дороги, например:
ГАЗ-71 на бездорожье
- на качественном дорожном покрытии вездеходный транспорт ГАЗ-71 может развить до 50 км/ч;
- на болотистых участках – 12-18;
- по глубокой снежной целине может ехать со скоростью 17;
- в водном пространстве – до 6 км/ч.
В то же время, способность вездехода передвигаться по труднопроходимой местности требует немалого расхода топлива — на бездорожье ГАЗ-71 потребляет до 150 л на сотню км.
Поэтому ГАЗ-71 снабжен четырьмя топливными баками, расположенными по бокам платформы: первые три – емкостью по 232,5 л; четвертый – 77,5 л.
Полная заправка баков позволяет преодолеть до 500 км.
Остальные технические характеристики ГАЗ-71 также выгодно отличают его от первоначальной модификации.
Параметры двигателя
8-цилиндровый двигатель вездехода карбюраторного типа мощностью 115 л. с. функционирует на бензине А-76 или АИ-93. Рабочий объем составляет 4,25 л. Двигатель находится в едином отсеке:
- с механической четырехступенчатой коробкой передач с четырьмя передними скоростями и одной задней;
- дополнительной передачей;
- раздаточной коробкой с двумя передачами;
- тормозной системой со стальными двойными лентами;
- помпой для откачивания воды.
Двигатель ГАЗ-71
Силовой агрегат закрыт со всех сторон съемными металлическими панелями, открывающими доступ к двигателю с двух сторон. Одна из последующих модификаций вездехода ГАЗ-71 была оснащена более экономичным дизельным двигателем.
Ходовая часть
Ходовая часть вездехода представлена:
Ходовая часть ГАЗ-71
- двенадцатью опорными катками, которые поровну располагаются с обеих сторон;
- гусеницами с резиновым покрытием;
- двумя ведущими колесами;
- гидравлическими амортизаторами, которыми снабжены задние и передние катки;
- съемными снегоочистителями, которые используются в зимнее время для защиты от наледи.
Гусеницы образованы мелкими звеньями, которые имеют большую ширину по сравнению с исходным образцом. В каждой из них по 83 звена, соединенных стальными креплениями.
Кузов и кабина
ГАЗ-71 оборудован двухместной металлической кабиной, выполненной из цельного листового металла. Свидетельством высокой степени ее герметизации является полное отсутствие влаги в кабине даже после прохождения глубокой водной преграды. В кабине также предусмотрены:
Кабина ГАЗ-71 внутри
- резиновые уплотнители на боковых дверях и люках;
- системы термо- и шумоизоляции;
- механизм отопления.
Кузов выполнен в виде грузовой платформы с полумягкими откидными креслами для перевозки людей. В кузове работает отопительная система, предусмотрена также возможность монтирования на каркасе тента для защиты от непогоды. Имеется санитарное оборудование на случай необходимости эвакуации раненых.
На базе ГАЗ-71 позднее были разработаны более передовые модификации, предназначенные для различных целей. Несмотря на многолетний возраст машины, ее конструкция и сегодня востребована и интенсивно эксплуатируется.
Видео по теме: ГТ-СМ (ГАЗ-71)
1. ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАЗ-34039
1.1. НАЗНАЧЕНИЕ СНЕГОБОЛОТОХОДА
Снегоболотоход гусеничный ГАЗ-34039* представляет собой гусеничную машину высокой проходимости, снабженную двухместной кабиной и кузовом.
Снегоболотоход предназначен для перевозки людей и грузов вне дорог общего назначения в особо тяжелых дорожных и климатических условиях по пересеченной местности при проведении изысканий, при строительстве и об-служивании нефтегазопроводов, линий электропередач, доставки вахтовых служб на объекты работ, доставки различных грузов в отдаленные населенные пункты и для других транспортных потребностей, в том числе и в районах Крайнего Севера.
Снегоболотоход рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающе-го воздуха от плюс 40 оС до минус 50 оС, а также может эксплуатироваться в горной местности с высотой над уровнем моря до 4500 м с преодолением гор-ных перевалов высотой до 4650 м с соответствующим снижением тягово-динамических характеристик и топливной экономичности.
1.2. Общие данные
Комплектация снегоболотохода | 34039-0000012 / 013 | 34039-0000022 / 023 | 34039-0000032 / 033 |
1 | 2 | 3 | 4 |
Масса снаряженного снегоболотохода (с заправкой, с ЗИПом, без груза и пассажиров), кг | 4800 | 4500 | 4900 |
Конструкционная масса снегоболотохода, кг | 4400 | 4100 | 4500 |
Масса перевозимого груза, водителя и пассажиров, кг, не более | 1200 | 1500 | 1100 |
Количество сидячих мест в кузове или спальных мест | 8 4 | 10 – | 8 4 |
Внутренние размеры кузова, мм |
|
|
|
– длина (от балки центральной перегородки до балки заднего борта) |
| 2706 |
|
– ширина (между балками бортов) |
| 1678 |
|
– высота (от пола до внутреннего тента) | 1425 | – | – |
– высота (от пола до поручня) | – | 1440 | – |
– высота (от пола до потолка) | – | – | 1600 |
Рис. 1.1. Габаритные размеры снегоболотоходаГАЗ-34039 (34039-000012/013/022/023)
Рис. 1.2. Габаритные размеры снегоболотохода ГАЗ-34039 (34039-0000032/033)
1 | 2 | 3 | 4 |
Максимально допустимая полная масса прицепа, кг |
| 2000 |
|
Габаритные размеры снегоболотохода, мм — длина — ширина — высота по тенту или крышке люка, мм |
2000 |
5720 2550 2000 |
2175 |
Колея (расстояние между серединами гусениц), мм |
| 2180 |
|
База (расстояние между центрами крайних катков), мм |
| 3600 |
|
Дорожный просвет с полной нагрузкой мм, не менее |
| 400 |
|
Среднее удельное давление на грунт с полной нагрузкой, кПа (кгс/см2) | 21,4 (0,214) | ||
Максимальная скорость движения с полной нагрузкой без прицепа, км/ч: — по шоссе — по сухой грунтовой дороге |
|
60 40 |
|
Запас хода по топливу с полной заправкой по шоссе, км | 900 | 1200 | 900 |
Высота до оси ведущего колеса, мм |
| 640 |
|
Передний угол атаки гусениц, град |
| 30 |
|
Высота до буксирного приспособления, мм |
| 640 |
|
Погрузочная высота кузова (без нагрузки), мм | 1200 | 920 | |
Преодолеваемый подъём на твёрдом сухом грунте (без прицепа с полной нагрузкой), град. |
| 35 |
|
Допускаемый боковой крен на твёрдом сухом грунте, град |
| 25 |
|
Минимальный радиус поворота, м |
| 2,2 |
|
Максимальная скорость на плаву с полной нагрузкой, в водоёме со спокойной водой при работе гусеничного движителя, км/ч |
| 5-6 |
|
Максимальная высота волны, при которой допускается использование снегоболотохода на воде, м |
| 0,125 |
|
Максимальная скорость течения, при которой допускается использование снегоболотохода на воде, м/с |
| 1,1 |
|
Эксплуатационный расход топлива зависит от условий эксплуатации и заводом не устанавливается. Он может быть от 45 до 100 литров на 100 км пути.
1.3. Двигатель и его системы
Модель | Д245.12С |
Тип двигателя | Четырёхтактный дизель с турбонаддувом |
Способ смесеобразования | Непосредственный впрыск топлива |
Число цилиндров | Четыре в ряд |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Диаметр цилиндра, мм | 110 |
Ход поршня, мм | 125 |
Рабочий объем, л | 4,75 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 80(108,8) |
Номинальная частота вращения коленчатого вала, мин -1 | 2400 |
Максимальная частота вращения холостого хода, ограничиваемая регулятором, мин -1, не более | 2600 |
Минимальная устойчивая частота вращения холостого хода, мин -1, не более | 800 |
Степень сжатия (расчетная) | 15,1 |
Направление вращения коленчатого вала со стороны шкива | Правое (по часовой стрелке) |
Максимальное значение крутящего момента, брутто, Н·м (кгс·м) | 353(36) |
Частота вращения при максимальном значении крутящего момента, мин -1, не менее | 1300-1700 |
Минимальный удельный расход топлива брутто по внешней скоростной характеристике, г/кВт ч (г/л. с. ч), не более | 218(160,3) |
Удельный расход масла на угар, % к расходу топлива, не более | 0,5 |
Давление масла в главной магистрали системы смазки двигателя при температуре масла 70 – 95°С, МПа (кгс/см2): – при номинальной частоте вращения – при минимальной частоте вращения, не менее |
0,2-0,3(2-3) 0,08(08) |
Пусковой подогреватель | ПЖБ-18, теплопроизводительностью 18 кВт (15600 ккал/час). Применяемое топли-во-бензин А-76 или Нормаль-80 |
1.3.1. Система смазки
Тип | Комбинированная: под давлением и разбразгиванием |
Масляный насос | Шестеренчатого типа, односекционный |
Масляный фильтр | ФМ009-1012005, неразборный, заменяемый |
Вентиляция картера | Открытого типа (сапун) |
1.3.2. Система питания топливом и воздухом
Применяемое топливо: |
|
– основное | Топливо дизельное Л-0,5-40 ГОСТ 305-82 при температуре окружающего воздуха 0оС и выше; топливо дизельное З-0,5 минус 35 ГОСТ 305-82 при температуре минус 20оС и выше; топливо дизельное А-0,4 ГОСТ 305-82 при температуре минус 50оС и выше |
– дублирующее | Топливо дизельное Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 при температуре окружающего воздуха 0 и выше; топливо дизельное З-0,2 минус 35 ГОСТ 305-82 при температуре минус 20оС и выше; топливо дизельное А-0,2 ГОСТ 305-82 при температуре минус 50оС и выше |
Топливные баки | Четыре бака для комплектаций 34039-0000022/023.Три бака для остальных комплектаций. Емкость каждого бака — 92,5 |
Топливный насос высокого давления | РР4М10U1f-3486 или 4УТНИ-Т. |
Форсунки | ФДМ-22 (ГОСТ 10579-88), закрытого типа с пяти-дырчатым распылителем |
Фильтр грубой очистки топлива | Отстойник ФГ-25 установлен на двигателе |
Фильтр тонкой очистки топлива | ФТ 020-1117010 или Т6 101. |
Воздушный фильтр | С сухим фильтрующим элементом |
Турбокомпрессор | ТКР-6 |
1.3.3. Система выпуска газов
Выхлопная труба | Гибкий металлорукав с металлической оплеткой |
1.3.4. Система охлаждения
Тип | Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией |
Водяной насос | Центробежного типа |
Радиаторы | Два, трубчато-пластинчатые, трехрядные. |
Вентиляторы | Два, шестилопастные. Привод – карданным валом от редуктора |
Редуктор привода вентилятора | Конический, одноступенчатый. Передаточное число 0,741 |
1.4. Трансмиссия
Сцепление | Постоянно замкнутое, сухое, однодисковое, демпферное с диафрагменной нажимной пружиной |
Коробка передач | Механическая, пятиступенчатая, трёхходовая |
передаточные числа | 1 передача 6,555 2 передача 3,933 3 передача 2,376 4 передача 1,442 5 передача 1,0 Задний ход 5,735 |
Карданная передача | Открытый, двухшарнирный карданный вал с крестовинами на игольчатых подшипниках |
Дополнительная передача | Механическая, двухступенчатая, двухвальная. Передаточные числа: 0,96 и 0,56 |
Главная передача | Одноступенчатая, коническая, со спиральными зубьями. Передаточное число 1,9 |
Бортовые фрикционы | Многодисковые, сухие, со стальными дисками. Ведущих дисков 10, ведомых дисков 9, нажимных пружин 14 |
Рабочие тормоза | Ленточные двойные с параллельными лентами с плавающими колодками. Ширина колодки 62 мм, наружный диаметр тормозного барабана 300 мм |
Стояночный (горный) тормоз | Используются рабочие тормоза и их привод от рычагов управления |
Бортовые передачи | Одноступенчатые с цилиндрическими шестернями; передаточное число бортовой передачи 3,7 |
1.5. Подвеска и движитель
Тип подвески опорных катков | Независимая, торсионная. Число опорных катков 12 (по 6 с каждого борта) |
Торсионы | Цилиндрические со шлицевыми головками на концах. Длина – 990 мм. Наружный диаметр рабочей части торсионов опорных катков 31 мм |
Амортизаторы | Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия. Установлены на передние и задние опорные катки. Всего 4 амортизатора |
Опорные катки | Одинарные, с обрезиненными ободами. Наружный диаметр 700 мм, ширина обода 85 мм |
Направляющие колеса | Подвесные, одинарные, с обрезиненными ободами. Наружный диаметр 540 мм, ширина обода 85 мм |
Гусеницы | Мелкозвенчатые, состоит каждая из 92 звеньев |
Звено гусеницы с РМШ (с обрезиненной беговой дорожкой) | Ширина звена 390 мм, шаг звена 128 мм |
Звено гусеницы с открытым шарниром | То же |
Пальцы гусеницы с РМШ | Стальные, обрезиненные, стопорятся за счет усилия запрессовки |
Пальцы гусеницы с ОШ | Борированные с закалкой ТВЧ, диаметром 15,5 мм. Стопорятся от выпадания пружинными кольцами |
Ведущие колеса | Двухвенечные, цевочного зацепления, расположены в передней части корпуса. Число зубьев 13 |
1.6. Корпус снегоболотохода
Корпус | Металлический, сварной, герметичный |
Кабина | Металлическая, двухместная, с двумя наружными дверями и двумя люками в крыше |
Кузов | С металлическим или тентовым верхом (крышей) Металлический имеет люк в крыше и высокую распашную дверь сзади. Тентовый утепленный- с дверью сзади, аналогичной двери кабины. Тентовый одинарный- с откидной частью заднего борта |
1.7. Органы управления
Управление подачей топлива | Педалью и рукояткой |
Управление поворотом | Выключением бортовых фрикционов и торможением ведущих колес при помощи двух рычагов управления |
Управление рабочими тормозами | Торможением ведущих колес при помощи двух рычагов управления |
Управление стояночным (горным) тормозом | Рычаги управления фиксируются в заторможенном состоянии собачками, имеющими привод от кнопок рычагов управления |
1.8. Оборудование
1.8.1. Буксирные приспособления
Буксирное устройство | Сзади по центру корпуса |
Буксирные крюки | Два крюка с защелками в носовой части корпуса |
1.8.2. Водоотливные средства
Водооткачивающий электронасос | Один, установлен в моторном отделении у правого борта |
Сливной клапан | Один, установлен справа в передней части кабины |
Клапан перепуска воды | Один, установлен в моторном отделении справа |
1.8.3. Оборудование кабины
Сиденья | Два |
Отопители | Два. Радиаторные, с двумя вентиляторами. Используют горячую жидкость из системы охлаждения двигателя |
Привод вентиляторов отопителей | Двумя электродвигателями |
Обдув ветровых стекол | Теплым воздухом, подаваемым двумя вентиляторами от отопителей |
Обмыв ветровых стекол | При помощи приспособления для обмыва |
Светозащитная штора | Из тентовой ткани |
1.8.4. Оборудование кузова снегоболотоходов в комплектациях 34039-0000012/013 и 34039-0000032/033
Отопитель | Радиаторный, с одним вентилятором. Использует горячую жидкость из системы охлаждния двигателя |
Привод вентилятора отопителя | Двухскоростным электродвигателем |
Автономный отопитель | Webasto AirTop 3500 24V D |
Тент (для 34039-0000012/013) | Сдвоенный, съёмный, утеплённый. |
Дуги тента (для 34039-0000012/013) | Четыре, легкосъемные |
Настил пола | Фанерный щитовой |
Нижние спальные места (сиденья) | Два, полумягкие, откидные. Основания сидений выполнены в виде ящиков для размещения различного груза, оборудования, инструмента и принадлежностей |
Верхние спальные места | Два, складывающиеся вниз |
Стол | Откидной (в передней части кузова) |
1.8.5. Оборудование кузова снегоболотоходов в комплектациях 34039-0000022/023
Отопитель | Радиаторный, с одним вентилятором. Использует горячую жидкость из системы охлаждения двигателя |
Привод вентилятора отопителя | Двухскоростным электродвигателем |
Тент | Утепленный, съемный, одинарный |
Дуги тента | Четыре легкосъемные |
Сиденья | Два, откидные, полумягкие |
Настил пола | Деревянный, решетчатый |
1.8.6. Оборудование снегоболотохода
Приспособления для отключения подвески | Четыре. Поставляются комплектом по специальному заказу |
Приспособление для крепления бревна самовытаскивания | Два кронштейна с ремнями на левом борту кузова |
1.9. Электрооборудование
Номинальное напряжение в сети | 24В |
Система проводки | Однопроводная, отрицательные выводы источников тока и потребителей соединены с корпусом |
Генератор | 6552.3701 |
Регулятор напряжения | 2712.3702 |
Аккумуляторные батареи | 6СТ-100АL (две) |
Стартер | 7402.3708 или СТ 142Н |
Фары | 406.3711 (две) Лампа А24-55+50 |
Фара-прожектор | 5312.3711 |
Поворотная фара | ФГ16К. Лампа А24-60+40 |
Осветитель* или фара-прожектор | ОУ-ЗГА-2М или 5312.3711 |
Задние фонари | ФП133АБ (два) Лампа А24-5-1 и А24-21-3 (две) |
Плафоны кабины и кузова | ПМВ-71 (три) Лампа ТН28-10 |
Подкапотная лампа освещения моторного отделения | ПД308А (одна). Лампа ТН28-10 или лампа А24-21-3 |
Передние фонари | ПФ133АБ (два). Лампа А24-5-1 и А-24-21-3 |
Фонарь освещения номерного знака | ФП134Б |
Центральный переключатель света | П-312 |
Переключатель света фар | ПП-45М |
Выключатель аккумуляторных батарей | 1422.3737 |
Дистанционный выключатель аккумуляторных батарей | 11.3704-01 |
Автомат защиты сети | АЗС-15 (3 шт.) |
Переключатель указателей поворота | ППН-45 |
Переключатель датчиков указателей уровня топлива | 634.3709 |
Мото-редуктор стеклоочистителя | СЛ224В-015 |
Омыватель электрический | 1112.5208000-03 |
Выключатель водооткачивающего электронасоса | АЗС-30 |
Выключатели электровентиляторов отопителей кабины | ППН-45 |
Переключатель электродвигателя подогревателя | 1202.3704-01 |
Выключатель поворотной фары | 4602.3710 |
Выключатель света «Стоп» | ВК-403Т (два) |
Звуковой сигнал | С314Г |
Выключатель сигнала | 11.3704-01 |
Электродвигатели отопителей кабины и кузова | МЭ 247А (три) |
Электродвигатель водооткачивающего электронасоса | 2МК 246-04 |
Электродвигатель вентилятора пускового подогревателя | МЭ202-13-3730000 |
Штепсельная розетка прицепа* | ПСЗООА-100 |
Резисторы | СЭ329Б |
Реле блокировки стартера | 7312.3777-01 или 88.3777 |
Реле стартера | 738.3747-20 |
Розетка переносного светильника | ПС 500 |
Переносной светильник* | СП-1. Лампа ТН28-10 |
Лампы освещения щитка приборов | А24-1 (8 шт.) |
Кнопка сигнализации из кузова | ВК322.3710 |
Предохранитель | 291.3722 (1 шт.) |
Панель соединительная | ПС 200 (две) |
Приборы
Амперметр | АП111-Э |
Спидометр | СП24Г |
Гибкий вал спидометра | ГВ103-Е |
Указатель температуры охлаждающей жидкости | УК171-01-У-ХЛ |
Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости | ТМ100В |
Датчик сигнализатора аварийной температуры охлаждающей жидкости | ТМ111-03 |
Указатель уровня топлива | УБ 102 Б2 |
Датчики указателя уровня топлива | 2902.3827600 |
Указатель давления масла | УК140А-У-Т |
Датчик указателя давления масла | ММ358 |
Контрольная лампа аварийного давления масла в двигателе | 123.3803 |
Датчик аварийного давления масла | ММ111В |
Контрольная лампа указателей поворота и сигнал из кузова | 124.3803 |
Патрон контрольной лампы дальнего света фар | ПП1-200 |
Прерыватель указателей поворота | РС951А-У-ХЛ |
Контрольная лампа наличия воды в корпусе | 123.3803 |
___________
* Устанавливается (прикладывается) по заказу