Фото зил 4102: технические характеристики, фото :: SYL.ru – Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

Содержание

технические характеристики, фото :: SYL.ru

Аббревиатура завода ЗИЛ (ЗИС) ассоциируется у большинства с грузовыми автомобилями или холодильниками, которые он также выпускал в больших количествах. Но еще одной сферой деятельности завода был выпуск представительских автомобилей для руководства СССР.

Представительский седан

В 1985 году в производственной программе завода появился новый лимузин ЗИЛ-41047. Появление новой машины практически совпало со сменой руководства страны – главой СССР стал М. Горбачёв. Машина базировалась на узлах своего предшественника модели 41045 и отличалась элементами отделки передней части, светотехникой и отсутствием форточек в передних дверях. Новое руководство страны положительно восприняло новую модель и использовало лимузин в течение некоторого времени.

ЗИЛ 4102 фото

Но ближе к концу 1986 года у М. Горбачёва возникло желание получить менее громоздкий представительский автомобиль. Спустя год это желание оформилось в техническое задание и поступило на ЗИЛ. Заказчиком машины стал кремлёвский ГОН. К этому времени конструкторы легкового подразделения ЗИЛ несколько лет вели работы над проектом нового лимузина, полностью отличавшегося от выпускаемых машин.

Проект обрел окончательные черты и предусматривал две версии машины – семиместный лимузин ЗИЛ-4101 с удлиненной базой и короткий пятиместный седан ЗИЛ-4102. Теоретически кузова машин могли иметь жесткий или мягкий верх.

Новые решения в конструкции кузова

Машина ЗИЛ-4102 с кузовом седан вполне соответствовала пожеланиям генерального секретаря. Но сроки для постройки первого образца были очень сжатыми – на все работы отводилось не более 6 месяцев. Из-за сжатых сроков отработка дизайнерских и конструктивных решений велась на полноразмерном макете седана.

ЗИЛ 4102 характеристики

В итоге конструкторский коллектив во главе с Е. Д. Гусевым сумел создать автомобиль с совершенно нехарактерными для продукции ЗИЛ решениями. Для облегчения конструкции кузов ЗИЛ-4102 выполнили по несущей схеме. В конструкции ряда кузовных деталей применили композитные материалы, что позволило повысить жесткость кузова и дополнительно снизило вес. В итоге снаряженная масса машины составила 3,25 тонны. С учетом габаритных размеров машины показатель веса очень неплохой.

Дополнительную прочность кузову придавали вклеенные в проемы лобовое и заднее стекла. Для соединения некоторых частей кузова использовались клеевые соединения. Описание ЗИЛ-4102 будет не полным без упоминания о высоком качестве звукоизоляции кузова. Двигатель и трансмиссия были закрыты специальным кожухом, уменьшавшим шумность и препятствовавшим попаданию пыли на узлы и агрегаты. Наружные панели кузова, склонные к вибрации, обклеивались звукозащитными материалами и снабжались усилителями конструкции.

Комфорт для водителя и пассажиров

В салоне имелось два ряда сидений. Сиденья имели обивку из велюра высокого качества. Кузов не имел перегородки между отделением водителя и задним рядом сидений.

Впервые в СССР машину оснастили бортовым компьютером с функцией голосовых оповещений. Систему разработали на одном из предприятий Западной Германии по заказу ЗИЛ.

Задний ряд состоял из двух индивидуальных сидений и подлокотника. Теоретически при сложенном подлокотнике там мог разместиться третий пассажир. Два кресла заднего ряда имели индивидуальные регулировки с электроприводами. На потолке в задней части кузова имелся пульт управления микроклиматом и освещением. На полу имелись откидные подставки для ног пассажиров. Интерьер салона ЗИЛ-4102 на фото ниже.

ЗИЛ 4102 технические характеристики

Подвеска и тормоза

Впервые для легковых автомобилей ЗИЛ внедрили независимую подвеску всех колес. В качестве амортизирующих элементов использовались пружины с функцией гашения «клевков» при разгоне и торможении. При разработке подвесок использовался опыт ведущих автомобилестроительных концернов мира. Узлы подвесок собирались на отдельных подрамниках. Рулевой механизм с редуктором типа «винт и зубчатый сектор» оснащался гидроусилителем.

Заднюю подвеску оснастили косыми продольными рычагами и стабилизатором. Передняя подвеска не имела в конструкции шкворней и также оснащалась стабилизатором.

Тяжелый и динамичный автомобиль нуждался в производительной тормозной системе. Все тормозные механизмы на ЗИЛ-4102 дисковые. Из-за выросшего диаметра тормозных дисков машина получила новые 17-дюймовые колеса. В прежних 16-дюймовых колесах новые тормозные механизмы попросту не помещались. В гидравлическом приводе тормозов было три усилителя – один вакуумный и два гидровакуумных.

Силовой агрегат и приводы

Силовой агрегат был намного более традиционной для машин ЗИЛ схемы. Для обеспечения заданных технических характеристик ЗИЛ-4102 оснастили мощным 315-сильным восьмицилиндровым мотором модели ЗИЛ-4104. Благодаря объему цилиндров около 8 литров он обладал достаточно высоким крутящим моментом (до 62 кгс/м). Для подачи топлива использовался четырехкамерный карбюратор К 259. Двигатель практически без изменений перешел с предыдущей модели. Основным отличием от мотора лимузина стала бесконтактная система зажигания.

Коробка передач — классический трехскоростной гидроавтомат модели 4105-01 — была идентична коробке ЗИЛ-41047. Благодаря мощному мотору динамические и технические характеристики ЗИЛ-4102 (фото ниже представляет общий вид силового агрегата) значительно повысились. В итоге они оказались выше, чем у лимузина предыдущего поколения.

зил 4102 технические характеристики фото

Технические характеристики ЗИЛ-4102:

  • Максимальная скорость машины достигала 200 км/час.
  • Динамика разгона – 10,5 секунды до 100 км/час.
  • Расход топлива – в среднем 18 литров/100 км.

Поскольку автомобиль имел независимую заднюю подвеску, то для привода колес использовали ШРУС. Редуктор привода задних колес жестко крепился на подрамнике.

Первые и последние образцы

Первые два ходовых образца автомобиля собрали силами цеха №6 в мае 1988, уложившись в предписанные сроки. Одна из машин имела классический чёрный цвет, вторая была окрашена в металлик золотистого цвета. Некоторые элементы машины были заимствованными. Примером могут быть головные фары от прототипа «Вольво 850» (в тот момент заводы «Вольво» и ЗИЛ вели активную совместную работу). Во внешнем оформлении автомобилей использовалось намного меньше хрома, чем в предыдущем ЗИЛ-41047. Проведенные ходовые испытания прототипов прошли в целом успешно, показав жизнеспособность автомобиля.

ЗИЛ 4102

Однако машины не совсем удовлетворили основного заказчика – М. Горбачёва. В традиционной для себя манере он не дал четкой оценки проекту, поэтому завод продолжил работы над проектом. Среди работников завода за машинами закрепились прозвища «Мишка» и «Райка».

Судьба прототипов

Доработки и испытания машин продолжались в лабораториях и на полигонах завода до 1991 года. В новых экономических условиях завод ЗИЛ лишился основного заказчика, а найти новых было нереально.

ЗИЛ 4102 описание

В итоге проект ЗИЛ-4102 закрыли, прототип черного цвета утилизировали, а золотистый сохранялся в музее ЗИЛ. В настоящее время он находится в одной из частных коллекций. От черного автомобиля сохранился ряд деталей, в том числе отпиленная передняя часть кузова в сборе с фарами, решеткой радиатора и бампером.

ЗИЛ-4102. Ветер перемен

Подчас результат кропотливого труда целого коллектива профессионалов зависит от прихоти одного человека, облеченного властью. В данном случае речь о первом и последнем президенте СССР М. Горбачеве и о перспективной разработке ЗИЛа — правительственном лимузине с индексом 4102.

салон ЗИЛ 4102

Бытует мнение, что ЗИЛ-4102 разрабатывался по непосредственному указанию Горбачева. Действительно, единственный президент СССР неоднократно высказывался о целесообразности проекта нового, демократичного, правительственного автомобиля. А впоследствии дал «стартовую отмашку» на изготовление опытных экземпляров.

салон ЗИЛ 4102салон ЗИЛ 4102

Впрочем, альтернативу, морально устаревшему «членовозу» ЗИЛ-4104 в «зиловском» бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей начали осмысливать еще в 1982 году. Процесс выработки концепции шел туго, и финальная ее версия была принята лишь три года спустя. После чего для изучения и вдохновения был приобретен образцовый Rolls-Royce Silver Spirit. Затем заказ на изготовление двух экземпляров был передан в шестой цех ЗИЛа, который занимался созданием правительственных автомобилей.

салон ЗИЛ 4102

В 1988 году «4102» появился вживую. Принципиальным отличием нового автомобиля от предшественников был несущий кузов. Причем отсутствие рамы спровоцировало появление паразитных вибраций. Из-за отсутствия опыта создатели машины долго боролись с этим неприятным явлением и в конце концов победили его, доведя уровень колебаний кузова до «комфортных» собственных частот 25–28 Гц. Все кузовные детали изготавливались вручную. Затем тщательно подгонялись друг к другу, формируя кузов как единое целое.

Еще одним «ноу-хау» новинки было широкое использование стеклопластика, из которого были сделаны панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы. Это позволило существенно снизить вес автомобиля. Он был легче предшественника на целых полтонны, что положительно повлияло на ходовые характеристики.

салон ЗИЛ 4102

Унаследовав силовой агрегат — V-образную «восьмерку» рабочим объемом 7,68 л и мощностью 315 л.с. — от «ноль четвертого», ЗИЛ-4102 стал темпераментнее при разгоне на 2,5 секунды. Для набора 100 км/ч ему требовалось 10,5 с.

Несмотря на снижение веса, автомобиль по-прежнему оставался довольно прожорливым. На скорости 90 км/ч он расходовал 18 литров бензина, а при 120 км/ч — больше 21 л. Питание двигателю обеспечивали два электрических бензонасоса и 4-камерный карбюратор. Система зажигания при этом была транзисторного типа. А в системе смазки использовалась пара масляных радиаторов.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

В соответствии с традицией создания машин представительского класса некоторые узлы и электрические системы автомобиля были продублированы. Например, ЗИЛ-4102 имел два аккумулятора, два бензонасоса, дублирующую систему зажигания, а также тормозную систему, в которой использовались механизмы с автоматической регулировкой зазора и вентилируемые диски. Привод у тормозов был гидравлический, с одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями. Система была снабжена двумя независимыми контурами, каждый из которых активизировал тормоза всех колес.

На автомобиле использовалась автоматическая коробка передач. Несмотря на то, что ступеней в трансмиссии было всего три, благодаря потенциалу двигателя тяга к задним ведущим колесам передавалась плавно, без явно ощутимых толчков. Плавность хода подчеркивала независимая подвеска. Спереди — на продольных торсионах, сзади — пружинная.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

Салон ЗИЛ-4102 был рассчитан на четырех человек. Спереди подразумевалось присутствие водителя-охранника и просто охранника, а сзади находилась зона обитания двух вип-персон. Демократизм «ноль второго» подчеркивался отсутствием дополнительных откидных сидений — страпонтенов, характерных для автомобилей представительского класса. Задние сиденья, разнесенные по сторонам из-за широкого трансмиссионного тоннеля и регулируемые с помощью электроприводов, отделялись от фронтальной части машины мощными напольными перегородками с откидными упорами для ног пассажиров. В потолочной консоли была расположена панель управления кондиционером и осветительными плафонами. К слову, система кондиционирования воздуха состояла из двух независимых климатических установок. В целом салон был отделан светлыми велюром, кремовой кожей и деревянными лакированными панелями, а его нижняя часть «обшита» гранитовым ковролином.

Элементы дополнительного комфорта представляли собой полный электропакет, тюнер с цифровой настройкой частот, проигрыватель компакт-дисков и акустику, состоящую из десяти динамиков. Помимо этого автомобиль имел бортовой диагностический компьютер с речевым синтезатором и информационным дисплеем. Для удобства и безопасности пассажиров стекла всех окон были атермальными, трехслойными.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

Несмотря на то, что особых откровений в дизайне и конструкции нового правительственного ЗИЛа не было, некоторыми решениями создатели машины очень гордились. Это, в частности, относится к «эргономичной» передней панели и особенно — к колесным дискам, оригинальный «орнамент» которых был защищен специальным патентом.

В перспективе новый ЗИЛ-4102 должен был обзавестись целой гаммой модификаций: от «базовой» версии для региональной номенклатуры до статусного бронированного лимузина для первых лиц государства. Более того, благодаря перестройке и связанному с ней ветру перемен новый седан даже мог поступить в продажу. Разумеется, не в широкую, но доступную для «персональных граждан»: известных деятелей культуры и искусства, выдающихся спортсменов, космонавтов, передовиков производства и т. д. Под выпуск новинки планировалось глобально переосмыслить производство, закупить новые линии, станки и оснастку, освоить новые технологические процессы и в результате довести количество произведенных машин с единиц до тысяч.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

Новая разработка была воочию представлена делегатам XIX партийной конференции и непосредственно президенту. ЗИЛовцы думали, что выпуск «скромного» правительственного автомобиля впишется в тенденцию горбачевской борьбы с номенклатурной роскошью. Но Горбачев не одобрил проект. Возможно, ему банально не понравился натурный образец. Может быть, президента смутило слишком затратное внедрение в производство.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

Поговаривают также и о гораздо более прозаической причине провала проекта. Дело в том, что двум опытным образцам автомобиля рабочие дали «народные» имена — «Мишка» и «Райка». Информация о вольном сленге дошла до первого лица. И, мягко выражаясь, не воодушевила его. Так или иначе, на реализацию проекта не нашлось средств, и работы по ЗИЛ-4102 были постепенно свернуты.

технические характеристики раритетного ЗИЛ 4102

Хочу получать самые интересные статьи

История создания ЗИЛ 4102 «Мишка» и «Райка»: picturehistory — LiveJournal

Этот автомобиль разрабатывался по указанию первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.

В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка». Планировалось, что на базе этой модели будет построено целое семейство автомобилей, однако, новая разработка не понравилась Михаилу Сергеевичу. На доводку автомобиля не нашлось средств, и проект был свернут. Несмотря на то, что в качестве «образца» брался Rolls-Royce, дизайн экстерьера и интерьера был выполнен с оглядкой на американские автомобили. Автомобиль очень похож на Cadillac Fleetwood Limousine 1985 года: низкая плечевая линия, плоские фары и молдинги по бокам. При взгляде сбоку форма окон напоминает модели Volvo 760 тех лет. Неудивительно, ведь в Союзе шведские автомобили были в почете. По сравнению со своим монументальным предшественником ЗИЛ-41041, новый седан смотрелся «демократичнее».

Сейчас у вас есть уникальная возможность посмотреть, как делался ЗИЛ 4102, от макетов до готовых машин.


Так называемые «поисковые» макеты, ранние. Видно влияние американской дизайнерской школы и монументальности «ноль четвёртой». Собственно, начиналось всё с попыток рестайлинга предыдущей модели:

А здесь уже поздние двусторонние макеты, на них уже есть окончательный индекс модели:


Для аэродинамических испытаний создали масштабные модели поисковых макетов. Заметим что аэродинамика ЗИЛ-4102 заметно улучшилась по сравнению с ЗИЛ-41041 за счёт более покатого лобового стекла и обтекаемому кузову.

Ну и наконец готовый автомобиль:

Седан ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы. В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова. Новый седан был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были сделаны из стеклопластика.

На автомобиль установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7,68 л мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию. За счет уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд. Расход топлива на 100 км составлял 18 л при скорости 90 км/ч и 21 л при120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны, так что вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырех персон, включая водителя. Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров. Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона, отделанного белой кожей с коврами «под леопарда» и деревянными панелями. Электрические стеклоподъемники, радиоприемник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическая система с 10 динамиками сейчас не кажутся чем-то особенным, но не стоит забывать, что это был конец 1980-х. Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована.

В Журнале rusautomobile были выложены новые уникальные подробные фотоматериалы и описание последнего сохранившегося ЗИЛа 4102. Вот как автор описывает этот автомобиль:

Время, конечно, оставило на ней свой отпечаток – на кузове меньше, на элегантном светло-кремовом салоне – больше. Чувствуется, машину не очень берегли и уж совсем не лелеяли. Кажется, на ней проехали не одну сотню тысяч километров, в то же время известно: машина ездила не так уж много, на одометре всего 10 000 км.

Много в этой машине сделано на скорую руку – обходные технологии не очень позволяют идеально подогнать пластиковые панели. Под салазками водительского кресла — деревянные проставки, в моторном отсеке обнаружились медные трубочки, не ведущие никуда… Большую часть багажника занимает бензобак, а в правой нише должен стоять аккумулятор, которого здесь, разумеется, не было. Машину вообще не заводили много лет и даже на выставке катали по залу вручную. Никто и не знает, как быстро можно её реанимировать.

Любопытный прибор забыли испытатели в переднем бардачке – это двадцатиканальный цифровой термометр четвертьвековой давности. Впрочем, не уверен, что это испытатели, не исключено, что прибор входил в комплектацию климатической установки. Очень заинтересовала кассетная магнитола. Это явно специальный образец, сделанный непосредственно для этой машины, серийно таких наша промышленность не выпускала. Там куча наворотов для кассетной деки – программное управление, поиск по паузам, автореверс с бесконечным режимом, продвинутые звуковые регулировки… Смешно, но привод ЛПМ остался механическим – не было в 1986 году в СССР ни одной «электронного» автомобильного лентопротяжного механизма!

В 2011 году состоялась выставка «XVII Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина» посвещённая 90-летию ГОНа, на которой впервые на всеобщее обозрение были представлены редкие и эксклюзивные автомобили. Среди них был представлен чудом сохранившийся ЗИЛ-4102 «Райка». По непроверенным слухам, машина находится в частной коллекции одного из топ-менеджеров «Лукойла».

Это всё что осталось от образца №1, также находится в частной коллекции

В статье использованы материалы и фотографии из журнала Rusautomobile

См.также:

«Чайка» — рожденная быть лучшей

90 лет ГОНу

Волга — от рассвета до заката

Как в СССР копировали иностранные автомобили

Олдтаймер, ретро-авто

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 (16 фото) — FotoJoin

  Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 разрабатывался по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.

В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».

ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.

В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.

ЗИЛ-4102 был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.

На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см? мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.

За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд. Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.

В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя. Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.

ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.

Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи. Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.

Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.

В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.

Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты. До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером. В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 » Я Устал

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102 разрабатывался по указанию президента СССР Михаила Сергеевича Горбачёва. Перспективный лимузин должен был заменить «устаревший» пятиместный седан ЗИЛ-41041.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
В качестве образца в 1985 году был куплен новый Rolls-Royce Silver Spirit. В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца ЗИЛ-4102 чёрного и золотистого цвета, сами зиловцы прозвали их «Мишка» и «Райка».
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 был создан в бюро по исследованию и доводке легковых автомобилей ЗИЛ. Принципиальное отличие новой модели от других советских лимузинов заключалось в отсутствии рамы.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
В связи с этим, конструкторам ЗИЛа пришлось проделать огромную работу над уменьшением вибраций несущего кузова.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 был на полметра длиннее «Волги», и весил на полтонны меньше, чем ЗИЛ-41041.
Панели крыши и пола, крышка багажника, капот и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Оригинальный дизайн колёсных дисков был защищён специальным патентом.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
На автомобиль ЗИЛ-4102 установили V-образный 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104 объёмом 7756 см? мощностью 315 л.с. – такой же как и на других московских лимузинах и автоматическую трансмиссию.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
За счёт уменьшения массы разгон с места до 100 км/ч стал чуть быстрее – 10,5 секунд.
Расход топлива на 100 километров составлял 18 литров при скорости 90 км/ч и 21 литр при 120 км/ч, что сравнительно немного для таких больших авто.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
В салоне ЗИЛ-4102 отсутствовали откидные сидения (страпонтены) для охраны. Охранник может ехать только спереди. В ЗИЛ-4102 вся роскошь была предоставлена в распоряжение четырёх персон, включая водителя.

Раздельные задние сидения регулировались с помощью электроприводов, на потолке располагалась панель управления освещением и кондиционером, а на полу были откидные упоры для ног пассажиров.

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
Передние кресла по-прежнему разделял широченный центральный тоннель. В результате все четверо сидели как бы по углам огромного салона. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 имел электрические стеклоподъёмники, радиоприёмник с электронной настройкой, проигрыватель компакт-дисков и акустическую систему с 10 динамиками.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
Автомобиль был оборудован бортовым компьютером с синтезатором речи.
Как и на предыдущих моделях, для обеспечения надежности часть агрегатов и электрических систем автомобиля была продублирована: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
ЗИЛ-4102 был заложен как проект в 1982 году, хотя окончательно концепция сформулировалась только в 1985-ом. Тогда подготовили подробное техническое задание на две модификации – 4101 (лимузин) и 4102 (седан), разница в длине которых составляла 46 сантиметров. И это был первый проект легкового ЗИЛа, который мог поступить в продажу. Пусть в не очень свободную – но всё же. Ведь под линейку 4101/4102 планировалось полностью переоборудовать производство, закупить новые станки и оснастку и делать машины не единицами в год, а сотнями или даже тысячами.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
Новый легковой ЗИЛ должен был обрасти большим количеством модификаций и распределяться в соответствии с номенклатурным статусом потребителя – от простых версий для региональной партэлиты, до тяжёлого бронированного лимузина.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
В 1988 году шестой цех ЗИЛа изготовил два опытных образца автомобиля ЗИЛ-4102. Седан показали делегатам XIX партийной конференции. Первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачёв не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство.
Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102
Почему же Горбачёву решили показать седан? По всей видимости, сыграл роль «ветер перестроечных перемен», ещё слабенький, но всё-таки осязаемый. ЗИЛовцы надеялись, что представление более скромного автомобиля ляжет в канву горбачёвской борьбы с бесплатной номенклатурной роскошью. Но не учли, что Михаил Сергеевич – живой человек и не всегда думает так, как говорит и делает. Его просто не впечатлил седан, лишённый имперской монументальности. И работы по автомобилю ЗИЛ-4102 были медленно свёрнуты.

До наших дней уцелела только коричнево-серая «Райка» с порядковым номером шасси 002, а другой ЗиЛ-4102 чёрного цвета (шасси номер 001) утилизировали в середине 90-х годов прошлого века — от него сохранилось лишь «морда» с фарами, облицовкой радиатора и бампером.

В период существования СССР на ЗИЛе сформировался уникальный коллектив конструкторов представительских автомобилей, была создана своя школа, однако, тяжёлое положение на заводе в начале 1990-х не позволило продолжить разработки легковых автомобилей.

Автомобиль представительского класса ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 — неудавшийся лимузин последнего президента СССР

ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102

В середине 80-х в Советском Союзе задул ветер перемен. Новый генеральный секретарь Михаил Горбачев повел страну новым курсом перестройки, ускорения и демократизации. Кроме всего прочего, с фигурой первого и последнего президента СССР связана и история советского представительского автомобиля нового поколения, который разрабатывался в 80-е годы, но так и не пошел в серию. Созданием этой машины занимались специалисты завода имени Лихачева, первый прототип был готов к 1988 году. Автомобиль получил обозначение ЗИЛ-4102.

По сравнению с тяжеловесными представителями линейки ЗИЛ-4104, новый лимузин был легче, компактнее, демократичнее. На базе автомобиля ЗИЛ-4102 планировали создать целое семейство представительских и специальных машин. Но не сбылось… Изделие зиловских конструкторов не понравилось генеральному секретарю, поэтому автомобиль в серию так и не попал. Увы, иногда результат многолетнего и кропотливого труда целого коллектива зависит от прихоти или самодурства одного человека, наделенного верховной властью.

Всего было изготовлено два прототипа нового автомобиля, заводчане дали им названия в честь генсека-реформатора и его первой леди. Причем сделали это в максимально фамильярной манере: лимузины получили имена «Мишка» и «Райка». Черный «Мишка» (№ 001) утрачен много лет назад, от него осталась только «морда» с бампером, радиаторной решеткой и фарами. Единственным сохранившимся образцом этого правительственного седана является светло-коричневая «Райка» (№ 002). Говорят, что она сегодня находится в одной из частных коллекций. В целом же, проект создания лимузина для последнего советского генсека можно назвать одной из самых малоизвестных страниц истории отечественного автопрома.

Остатки "Мишки"

Все, что осталось от «Мишки» — автомобиля ЗИЛ-4102 №1

Как создавался лимузин для последнего советского генсека

В середине 80-х годов основным лимузином для советской партноменклатуры был ЗИЛ-4104 и его модификации – ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047. Это был действительно монументальный автомобиль – настоящий символ советской империи, максимально строгий и официальный. В момент своего принятия в эксплуатацию ЗИЛ-4104 был самым длинным серийным автомобилем в мире. Он не только возил верхушку страны, на базе этого лимузина было создано большое количество специальных модификаций, включая машину для охраны, вип-скорую помощь, автомобили спецсвязи. Однако уже в начале 80-х годов ЗИЛ-4104 начал постепенно устаревать.

Макет ЗИЛ-4102

В период создания автомобиля конструкторам пришлось создать множество макетов. Это один из них.

Бытует мнение, что указание на разработку ЗИЛ-4102 дал лично новый генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев, но это не совсем так. Конструкторы завода имени Лихачева приступили к реализации этого проекта еще в 1982 году. Новым автомобилем планировали заменить пятиместный седан ЗИЛ-41041. Параллельно шли работы над удлиненной модификацией машины с кузовом лимузин, но в этом случае дело не дошло даже до создания прототипа. Проектом создания автомобиля руководил Е. Д. Гусев – главный конструктор завода.

Выработка концепции новой машины шла тяжело. Для изучения – или копирования – был приобретен британский лимузин Rolls-Royce Silver Spirit, черты которого можно легко рассмотреть в облике ЗИЛ-4102. В то же время советский лимузин чем-то неуловимо похож на Volvo 760 и на американский Cadillac Fleetwood Limousine.

В ходе реализации проекта было изготовлено большое количество макетов, на которых не только отрабатывался дизайн будущего авто, но и совершенствовалась его аэродинамическая форма. Окончательная концепция дизайна автомобиля была сформирована только к 1985 году.

В итоге заказ на изготовление двух опытных автомобилей был передан в шестой цех предприятия, который и занимался изготовлением продукции для советских вип-персон.

Крах советского «демократического» лимузина

В 1988 году проект наконец-то был воплощен в металле. Сотрудники ЗИЛа рассчитывали, что создание нового, более демократичного и скромного представительского авто отлично впишется в государственный дискурс борьбы с роскошью номенклатуры. Прототипы были продемонстрированы делегатам XIX партийной конференции и лично генсеку.

Однако Михаилу Сергеевичу новый автомобиль не понравился, после чего проект был моментально свернут и довольно быстро забыт. Возможно, что подобное решение было продиктовано не только субъективным мнением генерального секретаря, но и имело под собой другие, куда более важные причины. В конце 80-х годов советская экономика уже «дышала на ладан», поэтому, вероятно, на серийное производство нового легкового автомобиля просто не было денег.

Салон ЗИЛ-4102

Внутри салона ЗИЛ-4102. По сравнению с другими советскими лимузинами он действительно выглядит скромно и демократично.

А ведь планы на ЗИЛ-4102 были грандиозными. На базе этого автомобиля хотели создать целое семейство автомобилей: от базовой модификации, предназначенной для транспортировки региональной номенклатуры, до бронированных лимузинов для высших лиц государства. Более того, благодаря веяниям нового времени ЗИЛ-4102 вполне мог поступить и в свободную продажу. Конечно, обычный советский гражданин вряд ли смог его купить, но для известных артистов, спортсменов, писателей он был бы вполне по карману. На ЗИЛе под масштабный выпуск этой машины планировали кардинально переоснастить производство, закупить новые станки и увеличить штат. Таким образом планировалось довести количество изготовленных автомобилей до тысяч экземпляров.

ЗИЛ-4102 на улице

ЗИЛ-4102 со временем планировали выпустить в свободную продажу

Есть неподтвержденная информация, что наработки, полученные во время создания ЗИЛ-4102, позже были использованы в проекте «Кортеж».

Дизайн и устройство салона автомобиля ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 – это четырехдверный седан, с передним расположением двигателя и ведущими задними колесами. Хотя, автомобиль получился на 500 кг легче, чем ЗИЛ-41041, его размеры все равно были весьма внушительны: длина на полметра превосходила серийную «Волгу». Также можно добавить, что облик ЗИЛ-4102 сильно отличался от представительских машин, выпущенных на заводе им. Лихачева ранее.

Главными особенностями конструкции автомобиля является несущий кузов и отсутствие рамы, что привело к появлению высокого уровня вибраций. Конструкторы долго не могли решить эту проблему, но, в конце концов, добились победы, снизив колебания до приемлемых 25-28 Гц. Для уменьшения шума двигатель и кпп закрывались специальными кожухами.

Под капотом ЗИЛ-4102

Под капотом ЗИЛ-4102

Все детали кузова ЗИЛ-4102 изготавливались и подгонялись вручную, на каждую из них наносилось 10-15 слоев краски с непременной сушкой и полировкой каждого слоя. В конструкции ЗИЛ-4102 были широко использованы композитные материалы, что можно назвать новинкой для отечественного автопрома. Из стеклопластика изготавливались дно и панели крыши, бампера, капот и крышка багажника. Подобное решение позволило уменьшить общую массу автомобиля.

Заднее и лобовое стекло крепились при помощи специального клея, аналогичным образом устанавливалась и панель крыши.

Салон автомобиля был рассчитан на четырех человек, включая водителя и охранника, чье место находилось спереди. Откидные сидения для охраны, как на предыдущих машинах ЗИЛа, отсутствовали. Задние сидения были раздельными, их можно было регулировать с помощью электроприводов. От передних сидений они отделялись массивной напольной перегородкой с убирающимися упорами для ног.

Сзади на потолке салона находилась панель управления кондиционером и освещением. В состав же системы кондиционирования входили две независимые климатические установки.

Верхняя часть салона отделывалась велюром и кожей светлых тонов, нижняя – была покрыта темным ковролином.

Шильдик от ЗИЛ-4102

Шильдик от ЗИЛ-4102

К услугам пассажиров были все мультимедийные системы, существовавшие на момент выпуска автомобиля. В салоне находились:

  • цифровой тюнер;
  • кассетный проигрыватель;
  • аудиосистема, состоящая из десяти динамиков.

Кроме того, ЗиЛ-4102 был оснащен бортовым компьютером с синтезатором голоса, который специально заказывали в Германии.

Лимузин имел трехслойные атермальные стекла, которые опускались и поднимались с помощью электрических подъемников.

Особенности конструкции автомобиля ЗИЛ-4102

ЗИЛ-4102 получил двигатель и трансмиссию, аналогичную тем, что были установлены на его предшественнике – ЗИЛ-4104. V-образный карбюраторный мотор имел восемь цилиндров и объем 7756 см³. Его мощность составляла 315 л. с. Уменьшенная масса позволяла автомобилю быстрее разгоняться до 100 км/ч – за 10,5 секунды. Снизился и расход топлива: теперь он составлял 18 литров на 100 км (при скорости 90 км/ч).

Еще можно отметить, что впервые в советском автостроении на ЗИЛ-4102 была установлена независимая подвеска для всех колес. В качестве амортизирующих элементов в ней были использованы пружины, гасящие колебания при торможении и разгоне. Каждый узел подвески собирался на отдельном подрамнике, в их конструкции были использованы самые передовые решения, существовавшие на тот момент.

ЗИЛ-4102 на выставке раритетных советских авто

ЗИЛ-4102 на выставке раритетных советских авто

ЗИЛ-4102 имел дисковые тормоза, причем из-за увеличения диаметра дисков машину пришлось оснастить новыми 17-дюймовыми колесами.

Автомобиль имел автоматическую трансмиссию с трехступенчатой кпп. Также следует отметить, что многие системы ЗИЛ-4102 были продублированы: подача топлива, зажигание, машина имела два аккумулятора.

Технические характеристики автомобиля ЗИЛ-4102

МодельЗИЛ-4102
Пассажировместимость, чел.4
Тип кузоваседан
Разгон до 100 км/ч, сек.10,5
Макс. скорость по шоссе, км/ч200
Расход топлива, л18
ДвигательЗИЛ-4104
Мощность, л. с.315
Число цилиндров8

ЗиЛ 4102 «Райка» — Русский Автомобиль — LiveJournal

Я уже говорил, что два экземпляра «сорок второго» носили на заводе имена потенциальных эксплуатантов – четы Горбачёвых. Правда, не без фамильярности – «Мишка» и «Райка». Когда я попросил эту машину на фотосессию, то меня сначала даже не поняли: «Какой-такой «сорок второй»? А, это «Райка», что ли?». Сохранился единственный экземпляр, чёрный «Мишка» утрачен.

Повторять общеизвестные факты об этой машине я не буду, их легко найти. Предлагаю просто посмотреть на машину в подробностях. Время, конечно, оставило на ней свой отпечаток – на кузове меньше, на элегантном светло-кремовом салоне – больше. Чувствуется, машину не очень берегли и уж совсем не лелеяли. Кажется, на ней проехали не одну сотню тысяч километров, в то же время известно: машина ездила не так уж много, на одометре всего 10 000 км.

Много в этой машине сделано на скорую руку – обходные технологии не очень позволяют идеально подогнать пластиковые панели. Под салазками водительского кресла — деревянные проставки, в моторном отсеке обнаружились медные трубочки, не ведущие никуда… Большую часть багажника занимает бензобак, а в правой нише должен стоять аккумулятор, которого здесь, разумеется, не было. Машину вообще не заводили много лет и даже на выставке катали по залу вручную. Никто и не знает, как быстро можно её реанимировать.

Любопытный прибор забыли испытатели в переднем бардачке – это двадцатиканальный цифровой термометр четвертьвековой давности. Впрочем, не уверен, что это испытатели, не исключено, что прибор входил в комплектацию климатической установки. Очень заинтересовала кассетная магнитола. Это явно специальный образец, сделанный непосредственно для этой машины, серийно таких наша промышленность не выпускала. Там куча наворотов для кассетной деки – программное управление, поиск по паузам, автореверс с бесконечным режимом, продвинутые звуковые регулировки… Смешно, но привод ЛПМ остался механическим – не было в 1986 году в СССР ни одной «электронного» автомобильного лентопротяжного механизма!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *