АКТИВНЫЕ РОТОРЫ – неожиданный помощник!
Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили мы внимание на них во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах.
Тест-драйв проведен Техническим центром «Садово-огородная техника».
Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили мы внимание на них во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах (более подробно о пассивных роторах можете почитать в конце этой статьи).
Итальянцы нам сказали, что их используют также для высокой травы и, интенсивно жестикулируя, пытались нам объяснить каким образом. Язык жестов для нас оказался недостаточно понятным, однако мы поняли одно: в этом что-то есть. Поэтому, по возвращении в Украину, решили проверить роторы в деле.
Фото 1. Вот они – активные роторы со спиралевидными ножами. Роторы устанавливаются на рабочие валы редуктора мотоблока вместо фрезы.
Особенность активных роторов – это бочкообразная форма и винтовые планки, которые выполнены в виде ножей, расположенных не к поверхности почвы, как мы привыкли это видеть у обычных роторов, а плашмя. У итальянских фермеров активные роторы – обязательный атрибут набора рабочих органов мотоблока.
Фото 2. Но мы знали, что роторы активные. Поэтому установили сзади сошник (шпору), который используют для работы с фрезой, добавили газ и увидели совершенно другую картину.
Благодаря сошнику, который притормаживал мотоблок, линейная скорость ножей роторов стала выше поступательной скорости мотоблока. Роторы уже не просто перекатывались по полю, они начали рыхлить верхний слой почвы, измельчая до мелкокомковатого состояния. Если на пути попадались листья, стебли или другие растительные остатки, роторы мульчировали их вместе с землёй. И самое главное: роторы срезали бугорки и засыпали канавки. То есть роторы выполняли выравнивание поверхности почвы! Таким образом, активные роторы фактически выполняли функции и ротора, и шлейф-балки, и рыхлящей лапы. Вот в чём прелесть активных роторов. Один рабочий орган, а каков эффект!
Фото 3. Перед вспашкой или безотвальной обработкой почвы необходимо сделать лущение. Активные роторы заменят лущильник и подготовят поле в лучшем виде.
Фото 4. Фрезы с этой задачей не справятся. Через несколько метров прохода они так наматывают на себя траву, что ножи в ней прячутся и не достают до поверхности почвы. В этом уже убедился не один владелец мотоблока.
Фото 5. Такая же картина и на правой фрезе.
Фото 6. А вот активные роторы совершенно не забиваются.
Фото 7. Активным роторам под силу травы и сорняки любой высоты.
Фото 8. Мотоблок ГЕПАРД-4 с активными роторами пройдет в таких зарослях «не задумавшись».
Фото 10. На запущенных огородах роторы – незаменимая вещь. Включаем 1 или 2 передачу у ГЕПАРДа-4, отпускаем сцепление и роторы тут же начинают рубить сорняки и измельчать их. Придавливаем роторы к земле. Для этого вдавливаем сошник поглубже в землю. Роторы входят в верхний слой почвы и активно перемешивают почву с сорняками. Результат получается такой, которого дисковый лущильник даже за два-три прохода не добьется!
Фото 11. Степень мульчирования можно регулировать оборотами роторов, переходя на повышенную передачу.
Фото 12. Если участок сильно запущенный, обработку его роторами следует проводить дважды, во взаимно перпендикулярных направлениях. После этого участок следует разровнять. Для этого на 2 или 3 передаче быстро пробегаем по неровностям и разглаживаем их.
Более подробно этот процесс вы можете посмотреть в фильме, который вам покажут в торговом зале Технического центра «Садово-огородная техника».
Итак, подводим итоги. Активные роторы – совершенно необычный рабочий орган, который благодаря своему «активному поведению» выполняет одновременно функции нескольких пассивных рабочих органов, а именно:
- шлейф-балки, выравнивающей поверхность поля;
- культиваторных лап, рыхлящих верхний слой почвы;
- кольчато-рубчатых катков, дробящих комки почвы на более мелкие;
- дисков лущильника, подрезающих и измельчающих стерню и другую растительность;
- фрез, перемешивающих растительные остатки с верхним слоем почвы.
Добавим ещё, что в отличие от фрез, которые могут мульчировать почву с небольшим количеством растительных остатков, роторы спокойно «переваривают» траву любой высоты и в любом количестве. Мы убедились в этом после того, как прокатились по высокой траве роторами и фрезой. Фреза запуталась в траве уже через 20 метров, а роторам всё было нипочём. Эту особенность роторов широко применяют в Западной Европе для заделки сидератов (зелёных удобрений растительного происхождения, легко усвояемых почвой). Перед запахиванием в почву сидераты следует срезать и измельчить. Вот тут и вступают в действие активные роторы. Как оказалось, они идеально подходят для выполнения этой задачи.
Для информации: Проезжая зимой дорогами Западной Европы мы неоднократно обращали внимание на обилие полей, засеянных сидератами. В то же время поля в Украине в этом плане намного беднее, хотя в научной с.-х. литературе говорится об огромной пользе агроприёмов с использованием сидератных культур. И если наши огородники и фермеры предпочитают иметь дело с навозом и минеральными удобрениями, западные фермеры, на наш взгляд, поступают более рационально.
На заметку домашним умельцам: Делать роторы вручную — себе дороже, так как дисбаланс роторов разобьёт редуктор мотоблока. Здесь нужна специальная оснастка. А это выгодно только в том случае, если делать не поштучно, а партиями. Лично мы пробовали изготавливать такие роторы. Ничего из этой затеи сначала у нас не получалось. Сложная геометрическая форма ножей требовала дорогой оснастки, что сразу поднимало цену украинских роторов до итальянских. Пришлось хорошо поломать голову над оснасткой: чтобы была качественной, не сложной и не дорогой. В результате, с 2011 года нам удалось таки наладить производство качественных роторов для мотокультиваторов. В перспективе — изготовление роторов для мотоблоков.
Фото 14. Не ошибитесь! В последнее время в Украине начали делать роторы к мотоблокам (см.фото). Внешне они очень похожи на итальянские активные роторы, но назначение у них все же другое. Их и называют по-другому – ротационными боронами.
На украинском сайте http://www.rosta.ua/ru/rb-18.html
грамотно и кратко изложено их назначение: «При движении мотоблока с секциями ротационной бороны режущие пластины совместно с поперечными дисками измельчают почвенные комки и выравнивают поверхность почвы».
Украинские бороны хорошо разобьют комки почвы, выровняют поверхность огорода, но для заделки сидератов и очистки огорода от сорняков они не предназначены. Поскольку у них другая геометрия планок и другие размеры. А в высокой траве они будут наматывать на себя растительность, о чём нам уже сообщают владельцы таких борон.
Фото 15. Эту конструкцию ротора прислал нам один из читателей нашего сайта. Читатель сообщает, что он работает с такими роторами и у него все получается. Мы приветствуем любую инициативу и искренне рады, что он доволен, но согласитесь: этот ротор всё-таки отличается от роторов, показанных на фото 1 и 2. Если бы по эффективности они были одинаковы, итальянцы не преминули бы упростить конструкцию и тем самым существенно снизить её себестоимость.
Для информации: Фактически украинские роторы для мотоблоков – это давно известные цилиндрические катки, которые вместо гладкой цилиндрической поверхности имеют прутья или планки. Как рабочий орган они входят в состав многих почвообрабатывающих машин для мелкокомковатой разделки почвы и широко применяются в сельском хозяйстве (здесь речь идёт о большой, тракторной технике). Например, роторы имеют знакомые нам ещё с советских времён борона БП-8 и культиватор УСМК-5,4, а в последние годы немецкий культиватор LEMKEN, австрийские груббер VOGEJ&NOOT и комбинированный агрегат SEPAK-profi.
Фото 16. Большое распространение в Украине получили немецкий агрегат ЕВРОПАК и австрийский СЕПАК-профи (на фото). ЕВРОПАК уже копируют, правда, не совсем удачно, 5 украинских заводов. Эти машины предназначены для поверхностной обработки почвы. Ширина захвата их — 6 м, агрегатируются трактором мощностью порядка 200…250 л.с. и прекрасно готовят верхний слой почвы (5-7 см) под посев. Их задача обеспечить мелкокомковатую (5-15 мм) почву, в которой семена дадут наиболее дружные всходы. И не последнюю роль здесь играют роторы. Эти машины делают сразу несколько операций:
- сглаживание шлейфом поверхности почвы;
- разравнивание роторами поверхности поля;
- рыхление лапами верхнего посевного слоя почвы;
- измельчение роторами почвы до мелкокомковатого состояния;
- выравнивание поверхности почвы пружинными боронками.
Фото 17. ЕВРОГРУББЕР (Австрия) — типичный представитель культиваторов для глубокого рыхления — также имеет пассивные роторы.
Фото 18. Культиватор с пассивным ротором в работе (лущение стерни). Активные роторы выполнят эту же работу без рыхлящих лап.
Мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами подготавливает сидераты к запашке. Включена 1-я передача.
Мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами подготавливает сидераты к запашке. Включена 2-я передача. Активность роторов увеличена.
На 3-ей передаче мотоблок ГЕПАРД-4 (модель BL-120) активными роторами мульчирует сидераты с почвой, что позволит эффективно запахать сидераты.
Если вам достался такой запущенный участок, тут уж без активных роторов не обойтись.
Наши товары, которые описываются в этой статье:
В магазин
Киев, Частное предприятие Технический центр «Садово-огородная техника»
2009-2011 гг.
Как сделать роторную фрезу своими руками
Для просмотра других фото из категории «Как сделать фрезы для мотоблока» кликайте по картинкам
Открыть фотографию Конструкция роторной фрезы для мотоблока в увеличенном виде. Если это чертеж или схема устройства Вы можете скачать их себе на компьютер, открыв в большом размере и воспользовавшись функцией «Сохранить картинку как…» (правая клавиша мышки).
Пожалуйста, оцените данный материал выделив соответствующее количество звездочек.
Рейтинг: 3.2/9
Чаще всего вместе с этим материалом по теме
«Особенности изготовления своими руками»
(фото / чертежи / схемы) ещё смотрят:Посмотреть все фотографии, чертежи, картинки и схемы из категории «Как сделать фрезы для мотоблока» можно перейдя по ссылке.
Ещё больше материалов с описаниями как сделать самому мотокультиватор и приспособления к нему Вы найдете в разделе
«Навесное оборудование для мотоблока»
или сделав выборку из всех материалов сайта motoblok.populjarno.com по следующим МЕТКАМ:
описание, как сделать, фрезы, Оборудование.
Возможно то, что Вы ищете находится в одном из самых просматриваемых разделов нашего сайта:
Как сделать мотоблок с рулевым управлением
Чертежи для изготовления рамы
Самодельный адаптер: чертежи с описанием
Изготовление плуга
ЧЕРТЕЖИ И ФОТОГРАФИИ САМОДЕЛЬНЫХ МОТОБЛОКОВ и НАВЕСНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
(ЖМЕМ НА КАРТИНКУ или название):
Комментарии к материалу «Устройство конструкции фрезы для мотоблока Гусиные лапки» находятся внизу страницы — здесь можно высказать свое мнение, спросить совета у посетителей нашего сайта, поделиться интересными материалами, рассказать о своем положительном или отрицательном опыте в ходе сборки мотоблоков и прицепного оборудования своими руками.
Если у Вас есть вопросы или предложения по поводу данного материала — оставьте пожалуйста свой комментарий внизу…..
Тем, кто хочет поделиться своими фотографиями по ключевым словам «роторная фреза, для мотоблока, своими руками, устройство, как сделать, особенности конструкции, материал, размеры» или по любым другим вопросам о дизельных, бензиновых, легких, средних или тяжелых самодельных мотоблоках, мотокультиваторах и навесных приспособлениях к ним — нужно зарегистрироваться и воспользоваться ссылкой «Добавить фото…» (видна после регистрации на странице всех Фотоальбомов мотоблоков и навесного оборудования).
Просмотров: 18032 | Размеры фото: 737px на 494px; 144.7 Kb
Дата добавления: | Последние изменения:
Автор: Агафон
АКТИВНЫЕ РОТОРА – неожиданный помощник!
Неожиданный потому, что в Украине об активных роторах и не слышали, а обратили наше внимание на них представители фирмы «Meccanica Benassi» во время нашей поездки в Италию на Международную с.-х. выставку. Подчёркиваем: здесь речь идёт об активных роторах, а не пассивных, которые широко используются в почвообрабатывающих машинах (более подробно о пассивных роторах можете почитать в конце этой статьи).
Итальянцы нам начали говорить, что их используют также для высокой травы и, интенсивно жестикулируя, пытались нам объяснить каким образом. Язык жестов для нас оказался недостаточно понятным, однако мы поняли одно: в этом что-то есть. Поэтому, по возвращении в Украину, решили проверить ротора в деле.
Первое, что мы отметили, — активные ротора применяют исключительно на мотоблоках с 6-гранными валами редуктора (известно, что они намного практичнее круглых). Но это ещё не всё. Мотоблок должен иметь возможность крепить ротора с помощью специального замка, благодаря которому выбираются все люфты, как осевые, так и радиальные. В результате ротора составляют с редуктором мотоблока единое целое, монолит. Поскольку итальянский мотоблок ГЕПАРД фирмы «Meccanica Benassi» как нельзя лучше подходил для этой цели, его мы и выбрали для испытаний роторов.
Вторая особенность активных роторов — планки выполнены в виде ножей, кромки которых расположены не к поверхности почвы, как мы привыкли это видеть, а плашмя.
Перед тем, как заехать в траву, мы попробовали ротора на чистой почве. Включили 1-ю передачу и потихоньку тронулись. ГЕПАРД начал перекатываться по полю на роторах. Здесь мы увидели привычную нашему глазу картину: планки роторов шлёпали по поверхности почвы и разбивали крупные комки почвы на более мелкие. Добавляли газ — мотоблок перекатывался быстрее, эффективность роторов повышалась. Однако мы увидели и свойственный роторам недостаток: если на пути встречался бугорок или канавка, ротора через них перекатывались и не выравнивали рельеф поля. То есть, и бугорок, и канавка оставались. Вот почему ротора всегда применяют в сочетании с другими рабочими органами — шлейф-балками, рыхлящими лапами, боронами и др., которые предварительно разрыхляют почву, а уж потом ротора её выравнивают.
Но мы знали, что ротора активные. Поэтому установили сзади сошник, как для работы с фрезой, добавили газ и увидели совершенно другую картину. Благодаря сошнику, который притормаживал мотоблок, линейная скорость ножей роторов стала выше поступательной скорости мотоблока. Ротора уже не просто перекатывались по полю, они начали рыхлить верхний слой почвы, измельчая до мелкокомковатого состояния. Если на пути попадались листья, стебли или другие растительные остатки, ротора мульчировали их вместе с землёй. И самое главное: ротора срезали бугорки и засыпали канавки. То есть ротора выполняли выравнивание поверхности почвы! Таким образом, активные ротора фактически выполняли функции и ротора, и шлейф-балки, и рыхлящей лапы. Вот в чём прелесть активных роторов! Один рабочий орган, а каков эффект!
После такого открытия мы поняли, что не зря итальянцы так усердно пытались нам что-то втолковать. За этим что-то мы поехали на поле с растительностью. На первом поле трава и сорняки были нам по грудь. Конечно, чтобы на таком поле что-то делать, его надо подготовить. Вот и попробуем его подготовить с помощью активных роторов. Заезжаем роторами с сошником на 2-й передаче. Ротора начали рубить траву и измельчать её. Придавливаем ротора к земле. Для этого вдавливаем сошник поглубже в землю. Ротора вошли в верхний слой почвы и начали активно перемешивать почву с травой. Результат получился такой, которого дисковый лущильник даже за три прохода не добьется! Ну и дела! Такого мы не ожидали.
После 40 минут работы подводим итоги. Активные ротора — совершенно необычный рабочий орган, который благодаря своему «активному поведению» выполняет одновременно функции нескольких пассивных рабочих органов, а именно: — шлейф-балки, выравнивающей поверхность поля;
— культиваторных лап, рыхлящих верхний слой почвы;
— кольчато-рубчатых катков, дробящих комки почвы на более мелкие;
— дисков лущильника, подрезающих и измельчающих стерню и другую растительность;
— фрез, перемешивающих растительные остатки с верхним слоем почвы.
Добавим ещё, что в отличие от фрез, которые могут мульчировать почву с небольшим количеством растительных остатков, ротора спокойно «переваривают» траву любой высоты и в любом количестве. Мы убедились в этом после того, как прокатились по высокой траве и роторами, и фрезой. Фреза запуталась в траве уже через 20 метров, а роторам всё было нипочём. И тут мы, наконец, поняли, о чём нам говорили итальянцы. Дело в том, что в Западной Европе широко применяют сидераты (зелёные удобрения растительного происхождения, легко усваиваемые почвой). Перед запахиванием в почву сидераты следует срезать и измельчить. Вот тут и вступают в действие активные ротора. Как оказалось, они идеально подходят для выполнения этой задачи.
Чтобы убедиться в этом, мы переехали на другое поле, с зелёной травой. Действительно, трава, а это могут быть и сидераты, рубилась, измельчалась и активно перемешивалась с почвой. Причём, чем больше обороты роторов, тем активнее перемешивание с почвой.
Таким образом, активные ротора открывают нам новые возможности использования мотоблока и новые агротехнологии.
Для информации: Проезжая зимой дорогами Западной Европы мы неоднократно обращали внимание на обилие полей, засеянных сидератами. В то же время мы не припомним такого поля в Украине, хотя в научной с.-х. литературе говорится об огромной пользе агроприёмов с использованием сидератных культур. И если наши огородники и фермеры предпочитают иметь дело с навозом и минеральными удобрениями, западные фермеры, на наш взгляд, поступают более рационально.
Учитывая это обстоятельство, Технический центр «Садово-огородная техника» каждому покупателю активных роторов выдаёт Рекомендации по использованию сидератов.
На заметку домашним умельцам. Мы пробовали в Украине изготовить такие ротора. Ничего из этой затеи не получилось. Во-первых, ножи роторов изогнуты по винтовой линии, а сами линии расположены на бочкообразной поверхности. Поэтому, чтобы изготовить ротора с такими ножами, нужна дорогостоящая оснастка, а делать вручную — себе же дороже, так как дисбаланс, который обязательно появится, разобьёт редуктор мотоблока. Во-вторых, ротора ни в коем случае нельзя ставить на мотоблоки любительской серии (эти мотоблоки имеют круглые валы под фрезу), так как консольное крепление роторов и неизбежные при этом люфты также приведут к выходу из строя редуктора мотоблока. Если же вы увидите в продаже мотоблок (или мотокультиватор) с роторами, который насаживается на круглый валы редуктора — это подделка под серьёзную профессиональную технику, или, если выразиться точнее, «лапша на уши».
Для информации. Сами по себе ротора давно известны. Это цилиндрические катки, которые вместо гладкой цилиндрической поверхности имеют прутья или планки. Ротора катятся по полю и своими прутьями или планками измельчают почву и разравнивают её поверхность. Как рабочий орган они входят в состав многих почвообрабатывающих машин для мелкокомковатой разделки почвы и широко применяются в сельском хозяйстве (здесь речь идёт о большой, тракторной технике). Например, ротора имеют знакомые нам ещё с советских времён борона БП-8 и культиватор УСМК-5,4, а в последние годы немецкий культиватор ЛЕМКЕН, австрийские груббер ФОГЕЛЬ унд НООТ и комбинированный агрегат СЕПАК-ПРОФИ.
своими руками, чертежи, дисковая, роторная, как сделать
Борона для мотоблока — сельскохозяйственное орудие, прикрепляемое к этому агрегату или мини-трактору.
Механизм предназначен для таких целей:
- разрыхление, перемешивание и выравнивание почвы без его оборота;
- удаление сорняков;
- прореживание загущенных посевов;
- разрушение сухой корки на грунте;
- заделка семян и удобрений в грунт;
- повышение аэрации земли.
Воздействие на почву происходит закрепленными на общей раме инструментами, такими как:
- зубья;
- мотыга;
- диски.
Боронование мотоблоком — важный агротехнический процесс обработки земельных участков для повышения урожайности, качества зерновой и технической продукции.
Разновидности борон
Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:
- зубовые;
- дисковые;
- роторные.
Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.
Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.
Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.
Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.
Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.
Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.
Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.
Зубовая борона своими руками
Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.
Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.
Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.
Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.
Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:
- Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
- Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
- На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
- На втулку монтируют дышло.
- К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.
Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.
Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.
Дисковая борона своими руками
Дисковое орудие — более усовершенствованная модель, выполняющая больше функций по обработке земли. Конструкция сложнее, поэтому лучше купить готовое устройство на промышленном рынке. Но для тех, кто не боится работы, можно изготовить дисковую борону самостоятельно.
Работа по изготовлению сводится к следующему:
- Для изготовления необходимы диски и 2 трубы с обязательной надежной фиксацией на валу мотоблока. Общая длина труб не должна превышать 1 м. Диски выбирают диаметром до 20 см.
- На дисках болгаркой делают надрезы на расстоянии 10 см друг от друга по окружности, в центре — посадочные отверстия для дальнейшей установки на вал.
- Готовые диски устанавливаются на валы через каждые 5-8 см с наклоном к оси вала: с левой стороны — в одну сторону, с правой — в другую.
Сделать борону для мотоблока своими руками несложно, но для этого необходимы грамотно сконструированные по размерам чертежи, схемы, инструменты и материалы. Выбор устройства зависит от возможностей мастера и целей использования механизма.
Как сделать борону для мотоблока своими руками: чертежи, видео, размеры
Борона для мотоблока – навесное оборудование, предназначенное для измельчения пласта земли после вспашки или одновременно со вспашкой. Она может применяться при заделке семян во время посева или при выравнивании поверхности участка после грубой обработки – например, после выкапывания картошки.
Применяется такое оборудование не так часто – большинство мотоблоков относятся к культиваторному типу, и после такой обработки обычно не требуется боронование. Однако крупные мотоболки зачастую требуют наличия бороны, особенно после вспашки целинных участков, залежей или после сидератов. Боронование позволяет ускорить высыхание и прогрев поверхностного слоя земли, активирует поглощение полезных веществ из почвы и улучшает усвояемость органических и минеральных удобрений.
к содержанию ↑
Виды борон
Бороны подразделяются на следующие разновидности:
- Зубовая
- Дисковая
- Роторная
Зубовая борона
Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.
Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.
Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.
к содержанию ↑
Дисковая борона
Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.
Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.
Вам может быть интересна картофелекопалка для мотоблока своими руками.
Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.
к содержанию ↑
Роторная борона
Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.
Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.
Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.
к содержанию ↑
Самодельная зубовая борона для мотоблока
Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.
к содержанию ↑
Конструкция
Чертеж бороны для мотоблока
Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.
Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.
Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.
Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.
Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.
При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.
Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.
Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.
к содержанию ↑
Сборка
Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.
После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.
Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.
к содержанию ↑
Дисковая борона для мотоблока своими руками
В домашних условиях можно сделать только для мотоблока культиваторного типа. Изготавливают две трубы, они должны иметь надежную фиксацию на валу мотоблока. Скорее всего, придется эту работу отдавать на завод токарю или использовать валы от сломанного культиватора. Общая длина трубы не должна быть больше 1 метра – мотоблок не потянет слишком тяжелую борону.
На валы ставят диски диаметром около 25 см. Для уменьшения сопротивления на них вдоль краев делают надрезы болгаркой через каждые 10 см длины окружности.
Посадочные отверстия дисков должны быть чуть больше диаметра валов. Диски устанавливают с небольшим наклоном к оси вала. С левой части вала наклон в одну сторону, с правой – в другую. Число дисков берут такое, чтобы они взаимно перекрывали друг друга по наклону – обычно их ставят через каждые 5 см.
Вообще же изготовление дисковой бороны самостоятельно – сложная задача. Проще купить дешевую китайскую и доработать ее, качественно проварив все швы, чего обычно на производстве не делают.
к содержанию ↑
Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах
Боронование мотоблоком
При бороновании зубчатой бороной пахарь идет за мотоблоком на средних оборотах двигателя – около 2 км/ч. Тяжелые почвы требуют класть на борону груз, вес груза подбирают опытным путем. Пахарь идет за мотоблоком, регулирует движение бороны при помощи ручек мотоблока. При необходимости та часть бороны, которая не заглубляется или выбивается при движении вперед, придавливается ногой.
Боронование дисковой бороной похоже на культивирование почвы. Работа осуществляется на скорости 1.5-2 км/ч. Пахарь идет за мотоблоком, корректируя движение бороны при помощи ручек – ось вращения бороны должна быть строго перпендикулярна требуемому направлению движения мотоблока.
Окучник к мотоблоку — чертежи, размеры, типы, устоновки
Окучник – один из самых эффективных помощников для высадки картофеля. Это навесное устройство используется на мотоблоках разных типов и позволяет довести процесс посадки картофеля до автоматизма. Окучники для картофеля к мотоблоку нужно приобретать отдельно, но некоторые умельцы предпочитают изготавливать оборудование своими руками. Ниже рассмотрим, как сделать самодельные окучиватели, и что при этом понадобится.
Окучник для мотоблока своими руками
Для изготовления данного оборудования нужно придерживаться четких правил и при возможности использовать чертежи. Это позволит правильно и быстро установить все детали, чтобы в последствии не переделывать работу. Самостоятельно можно изготовить модели листерного (классического) или дискового типа.
Создание листерного окучника
Такой окучиватель для мотоблока является традиционным нерегулируемым устройством, используемым чаще всего. Для его создания нужно нарисовать или использовать уже готовые чертежи, по которым произвести все работы будет очень просто.
- Основание делаем из металлического листа, толщиной от 3 мм. Оно будет встречать сопротивление земли, поэтому должно быть максимально прочным.
- Кронштейн изготавливаем из стальной полоски с шириной 4 мм, деталь нужно закалить.
- Полевая доска создается из металла толщиной 5 мм, ее закаляют в несколько этапов с помощью газовой горелки.
- Стойку делают из металла толщиной 8 мм, так как она является тем элементом, на который ложится вся нагрузка.
- Крылья для окучника создаем из стали толщиной в 2 мм, они должны соответствовать размерам выбранной схемы, ведь именно так их можно состыковать с основанием.
- Далее они немного выгибаются и привариваются к основанию.
Если нужен регулируемый окучник, необходимо крылья закрепить к основанию с помощью шарниров, штанги для регулировки угла устанавливаются в хвост основания.
Можно также изготовить двухрядный окучник, благодаря которому скорость работы вырастет в два раза. В этом случае нужно к готовой конструкции добавить тяговые устройства, а крепления сделать подвижными, что позволит регулировать ширину рядов.
Изготовление дискового окучника
Создавая такую модель, особое внимание уделяется отформовке дисков. Для них хорошо подойдут отработанные резаки от сеялки или дисковые пилы, которые крепятся на подшипники сальниками.
- Диски нужно установить под углом, выдерживая расстояние между их нижними точками. Также важным условием является их симметричность, иначе мотоблок может немного вести в разные стороны.
- Все элементы нужно соединить с помощью сварки или болтов, диски соединяются регулируемыми переходниками.
- Закрепляются также винтовые тарлепы, поводок и стойки.
- Далее нужно использовать балку с крыльями, чтобы закрепить инструмент на мотоблоке.
Не менее важным моментом является правильный подбор углов наклона и глубины погружения, для чего на кронштейн насаживаются подвижные элементы с болтовой фиксацией.
Изготовление пропеллерных окучников
Для работы понадобится качественный толстый металл, болгарка и сварочный аппарат.
- Сначала изготавливаются оси, которые нужно подогнать к мотоблоку.
- Затем следует сделать стойку и основание, которые привариваются дуговой сваркой.
- Сразу следует выбрать расстояние между насадками, форму грунтозацепов и угол установки, что позволит максимально эффективно проводить рыхление земли.
Для удобства можно сделать несколько втулок с кронштейнами и разные наборы лопастей, что позволит совершать разнообразные виды окучивания.
Для того, чтобы правильно изготовить окучник для мотоблока, следует также просмотреть видео, в котором вы найдете полноценную инструкцию по созданию окучника.
Как установить окучник на мотоблок
Установка окучника на мотоблок требует правильной регулировки угла атаки и глубины погружения, которая должна быть меньше, чем у плуга.
Перед тем, как работать с окучником, следует провести такие работы:
- На мотоблок следует установить колеса и сцепку, затем присоединить окучник.
- Мотоблок ставят на равную поверхность, а окучник опускают к земле и закрепляют на сцепку.
- При монтаже оборудования необходимо следить, чтобы стойка окучника стояла вертикально, что обеспечит настройку нужного угла атаки.
- Далее оборудование опускается до уровня земли или немного углубляется в нее, чтобы оно оказалось ниже опорной поверхности грунтозацепов.
Следует провести тестовое окучивание и посмотреть: если оборудование углубляется в землю, отклоните стойку вперед, немного приподняв носок. В случае выхода из земли, стойка отклоняется назад путем опускания носка.
Важно учитывать ширину между рядами, отрегулировав активные части установки.
Какой окучник лучше для мотоблока
Окучивание мотоблоком будет эффективным в том случае, если было правильно подобрано навесное оборудование. Существует несколько видов окучников, которые представлены на рынке в большом ассортименте.
Листерный (с фиксированной шириной)
Оборудование можно использовать на агрегатах с мощностью до 3,5 л. с., оно подходит для обработки узких междурядий (ширина 25-30 см). Конструкция состоит из двух специальных крыльев, которые неподвижно надежно зафиксированы. Стойка модели очень тонкая.
Недостатком оборудования можно назвать налипания земли при ее высокой влажности.
Окучник с переменной шириной захвата
Оборудование позволяет регулировать ширину междурядий, поэтому с его помощью можно обрабатывать грядки, размеры и ширина которых разнообразная.
Окучник подходит для мотоблоков разного типа, например, для агрегатов Нева МБ 2 и МБ 1, Агро, используется и для моделей с высокой мощностью.
Недостатком устройства можно назвать высокие энергозатраты.
Дисковый
Удобный и очень простой инструмент окучивает растения, подготавливает борозды для последующей высадки семян. Его конструкция состоит из специальных дисков, которые устанавливаются под углом.
На сегодня данная модель является наиболее эффективной для окучивания, но при этом имеет большую стоимость.
Голландский
В этом окучнике крылья вращаются в вертикальной и горизонтальной плоскости, благодаря чему вспашка земли происходит более качественно и без больших затрат энергии. Несмотря на такую эффективность, стоимость окучника является доступной.
Роторный активный окучник
Его еще называют пропеллерным и относят к оборудованию нового поколения. При работе окучник не только разрыхляет почву, но и подсыпает ее к корням растений.
Недостаток модели – она подходит не для всех мотоблоков, так как работать с оборудованием можно лишь на второй передаче, которая есть не у каждого агрегата.
Нельзя сказать, какой окучник будет лучше для работы на участке. Выбор оборудования зависит от типа работ, условий и цены. Альтернативой может быть использование самодельных окучивателей, которые можно крепить к любому мотоблоку.