Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)63Б — VilingStore
Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)
модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.
Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)63Б
Технические характеристики:
Базовое шасси
ЗИЛ-431412/4×2 (или аналог)
— двигатель карбюраторный
— мощность (максимальная) — 110(150) кВт(л.с)
— скорость(макс), с полной нагрузкой -90 км/ч
— число мест для боевого расчета — 1 +6 чел
Запас огнетушащих средств, м3(л)
— воды, не менее 2,36 (2360)
— пенообразователя, не менее 0,17 (170)
вакуумный струйный
Длина напорных рукавов — 348 м
Насос центробежный одноступенчатый
НЦП-40/100-Р-Р
— подача насоса — 40 л/с
— напор насоса — 100 м
Количество ручных стволов — 6 шт.
Габаритные размеры (длина : ширина : высота)
-7680:2500:2780 мм
Масса автомобиля с полной нагрузкой -9600 кг
Continue Reading
Previous Ретро АВТОМОБИЛИNext Qugo — ультрасовременный городской мопедАНР-40(130) модели 127А и 127Б
АНР-40(130) модели 127А и 127Б — wiki-fire.orgЭто заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!
Модель:
Показатели назначения
» + X + «
«)};» + X + «
«)};» + X + «
«)};Показатели надежности
Показатели экономного использования топлива
Эргономические показатели
Показатели транспортабельности
Автомобиль насосный рукавный. Выпускались Прилукским заводом «Пожмашина» на шасси ЗиЛ 130. Предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для прокладки магистральной рукавной линии по ходу автомобиля и ликвидации пожара.
модель 127А — 1974-1986
модель 127Б — 1986-1994
Опытный АНР-40(130)-132
Опытный АНР-40(130)-132
В конце 1960-х ОКБ ПМ разрабатывает, а в начале 1970-х годов Прилкуский завод ППМ изготавливает опытную партию насосно-рукавного автомобиля АНР-40(130) модель 132. Для СССР это был новый тип пожарного автомобиля. В отличии от ранее выпускавшихся автонасосов (АН), вывозивших рукава только в скатках и на катушке, АНР имел специальный рукавный отсек, в котором рукава укладывались «змейкой» (или как сейчас говорят «гармошкой»). Благодаря этому он мог прокладывать магистральные линии на ходу. Некоторые машины -132 модели направляются для опытной эксплуатации в гарнизоны пожарной охраны. Известно, что один АНР-40(130)-132 в начале 1970-х служил в Ленинграде.АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой
АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой
АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода
АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода
Примеры модификаций
При работе с установкой на водоисточники: | |
Максимальный объем раствора ПО,л: | |
— 4% | 8750 |
— 6% | 5833,33 |
Время работы, мин: | |
— одного ствола СВП-4 | 12,15 |
— одного генератора ГПС-600 | 16,2 |
Количество пены, м3: | |
-низкой кратности(К=10) | 58,33 |
-средней кратности(К=100) | 583,33 |
Возможная площадь тушения пенами, м2 | |
низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2) | 97,22…64,81 |
средней кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2) | 194,44…121,53 |
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м3 | 291,66…194,44 |
Схема АНР-40(130)127А
Схема АНР-40(130)127А
Трансмиссия и система дополнительного
охлаждения
Трансмиссия и система дополнительного
Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.
От линии дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач имеются ответвления 7 и 8 для орошения топливного бака. Система орошения включается вентилем 5. Змеевик теплообменника двигателя последовательно соединен с аналогичным змеевиком коробки передач и соединен трубопроводами 1 и 2 со всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается водой, циркулирующей по трубопроводу из насоса. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двигателя при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±35
Кабина
Насос расположен между
передними сидениями
Насос расположен между
передними сидениями
Кабина боевого расчёта
Кабина боевого расчёта
Кабина автомобиля цельнометаллическая, 9-ти местная, с тремя рядами сидений. В первом ряду, между сидениями водителя и командира отделения, установлен насос. Во втором и третьем ряду сидений семь бойцов располагались лицом друг к другу довольно в стеснённых условиях.
Пенобак и водопенные коммуникации
Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А
Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А
Водопенные коммуникации
Водопенные коммуникации
АНР-40(130)127А
Шарья: АЦ-40 (130) 63Б (Start Scale Models): diecast43 — LiveJournal
Автоцистерна на шасси ЗиЛ-130 с небольшими изменениями выпускалась с 1960-х, да и до сих пор на сайте Прилукского завода противопожарного и специального машиностроения числится АЦ-40 (130) модель 63Б среди актуальных пожарных машин завода. Госиспытания АЦ-30 (130) 63 завершились в декабре 1962 года и уже в 1963-м планировали начать серийное производство автоцистерны на современном шасси, но выход машины в свет задержался вместе с базовым ЗиЛ-130 — поставки шасси в Прилуки начались только в 1964-м. Автомобилей первого поколения изготовили немного и уже в 1966-м появился модернизированный вариант АЦ-30 (130) 63А — эту модификацию будут выпускать до 1983 года в количестве более 1000 штук ежегодно.А.В. Карпов в книге «Краеугольный камень» называет АЦ-30 (130) 63А лучшей моделью автоцистерны советского периода в истории пожарной техники: надёжная, продуманная и неприхотливая конструкция без ненужных усложнений. Пришедшая ей на смену модернизированная модель АЦ-40 (130) 63Б оказалась хуже своей предшественницы. Документацию на новую машину разработали ещё в 1977 году, установочную партию из 20 экземпляров изготовили в 1978-м, а в 1984-м году установили производственный рекорд — было изготовлено 1710 автомобилей этой модификации. Ёмкость цистерны АЦ-40 (130) 63Б увеличили с 2100 литров до 2350 (объём пенообразователя вырос со 150 до 165 литров), но модернизированное базовое зиловское шасси преподнесло пожарным неприятный сюрприз — внедрённая на автомобиле тормозная система КамАЗовского типа травила воздух во время простоя и перед выездом требовала подкачки. Несущественная для самосвала или промтоварного фургона задержка в несколько минут в случае пожарной автоцистерны могла обернуться трагедией. Решения проблемы, как пишет в своей книге А.В. Карпов, найдено не было и расчёты действительно стали позже выезжать. Ещё над одним недостатком модернизированной машины поработал уже Прилукский завод — изменённое жёсткое крепление цистерны к раме обеспечивало непременную течь при эксплуатации на «пригородных и сельских дорогах» (читай — при обычной эксплуатации на отечественных направлениях).
Модель именно такой, наиболее массовой и привычной, до сих пор встечающихся на дорогах отечества автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б и изготовили костромские товарищи из Start Scale Models.
Модель выпустили для начала в двух вариантах — безо всяких надписей вообще и с трафаретами пожарной части г. Шарья Костромской области: ход хотя и открывающий некие биографические подробности костромских товарищей из SSM, но довольно странный с точки зрения большинства собирателей — Москва, Ленинград или даже Кострома на дверях этой машины смотрелись бы чуть более разумно и в смятение собирателей не повергали б, как этот неведомый доселе большинству населённый пункт. Впрочем такой знаковый и знакомый всем автомобиль однозначно обречён на успешные продажи — хоть Шарья на нём напиши, хоть Урюпинск, хоть кубинские или камбоджийские надписи нанеси.
Недостатков у модели предостаточно — и унаследованные от базового ЗиЛ-130 SSM присутствуют, и специфических добавилось — от размеров, формы и цвета оборудования кузова до неверной выхлопной системы. Но кто в них будет глубоко копаться? Машинка вышла яркая, заметная, знакомая, а жутких ляпов в геометрии и пропорциях, режущих глаз — практически нет. Надо отметить и тот факт, что по сравнению с базовым ЗиЛ-130 изменился дорожный просвет модели, что благотворно сказалось на восприятии машинки, а крашеный голубым интерьер кабины — как на реальных прототипах — добавил реализма и восторженных отзывов собирателей. Вызывает досаду и удивление лишь тот факт, что даже на машине, украшенной трафаретными надписями «Шарья», отсутствуют госномера — упущение странное и неприятное.
Но несмотря ни на что, думаю, многие собиратели пошли и прикупили к Новому году себе этот АЦ-40 (130) 63Б — неплохая в целом модель вышла. Да и шансы на её перевыпуск в коробочках «Автоистории» пока кажутся небольшими — хотя кто этих костромских маркетологов знает.
АЦ-40 (130) 63Б до сих пор можно встретить на улицах современных городов:
Благодаря запаске бросается в глаза странного вида протектор на покрышках модели.
На фоне неплохо проработанных деталей кабины выделяются отлитые заодно с основной деталью цистерны ручки боковых отсеков.
Вид снизу реальному прототипу АЦ-40 (130) 63Б не соответствует, что многих знатоков пожарной техники может огорчить.
Слишком тонкие стеклоочистители из «травлёнки» контрастируют с толстенными кронштейнами боковых зеркал заднего вида — там меньше, здесь больше, а в итоге впечатление портится.
И снова неведомый АС 40 на подиуме и на самой модели заместо АЦ-40 (130) 63Б — видно костромские решили прилукским не платить за лицензию и модель именуется каким-то невнятным индексом.
После модернизации шасси дорожный просвет модели увеличился даже чуть лишнего. Ну и номера — где они?
Модель автомобиля: 1986 АЦ-40 (130) 63Б
Наименование модели: AC 40
Производитель: Start Scale Models
Дата выпуска: 12 декабря 2013 года
Каталожный номер: SSM1034
Серия: —
Тираж: нет данных
Краткое мнение: та самая «пожарка»
Субъективная оценка: 8/10
Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/340284.html
Навигатор по журналу
Учебное пособие. Главы 8-15, страница 33
Производительность при создании минирализованных полос за 1 ч основного времени составляет 5,5 км. Ширина полосы по дну борозды 1,2 м. Емкость баков для воды 0,48 м3. Транспортная скорость 44 км/ч. Масса 4300 кг.
Автомобиль лесопатрульный АЛП-10(66)-221 (на шасси автомобиля ГАЗ-66-01) предназначен для доставки к месту пожара команды из восьми человек с средствами пожаротушения и тушения лесных пожаров.
Он состоит из двухместной кабины водителя, семиместной кабины пожарной команды, цистерны емкостью 900 л, мотопомпы МП-600В с комплектом пожарного оборудования.
Лесопатрульный автомобиль комплектуют переносной мотопомпой с пожарным оборудованием, пятью ранцевыми огнетушителями, бензомоторной пилой, зажигательным аппаратом, торфяным стволом ТС-1М, ручным пожарным стволом, мягкой емкостью для воды, топорами, лопатами, радиостанцией для связи с патрульными летательными аппаратами и громкоговорящей установкой для ведения агитационно-разъяснительной работы.
Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)-63А (на шасси автомобиля ЗИЛ-130) предназначена для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной; доставки к месту пожара боевого
расчета, пожарного оборудования, воды и пенообразователя; обеспечения водой безводных районов, а также как промежуточная емкость при работе «вперекачку».
Она состоит из трехместной кабины водителя; четырехместной кабины боевого расчета; сварной металлической цистерны для воды, покрытой изнутри эпоксидной эмалью; кузова с отсеками и полками для пожарного оборудования; насосной установки; коробки отбора мощности; бака для пенообразования с пеносмесителем-эжектором; механизма управления двигателем и насосом; газоструйного вакуум-аппарата.
Автоцистерну комплектуют мотопомпой МП-800Б, гидроэлеватором, трехходовым разветвлением, тремя огнетушителями, соединительными головками, всасывающей сеткой, пожарной колонкой, водозаборником для пожарных насосов, четырьмя пожарными стволами, тремя пожарными лестницами, двумя всасывающими рукавами, выкидными льняными и прорезиненными рукавами.
Запаса воды достаточно для работы стволом диаметром в месте впрыска 13 мм в течение 8…9 мин.
Емкость цистерн для воды 2100 л. Емкость бака для пенообразования 150 л. Объем пены 35 000 л. Масса 9100 кг.
Автоцистерна модернизированная АЦ-40(130)-63Б отличается более комфортабельной кабиной боевого расчета и увеличенной на 250 л емкостью цистерны. Цистерна опущена ниже, что позволило понизить центр тяжести автомобиля. Внутри цистерны установлены волноломы для гашения колебаний воды при движении. Крепление рукавной катушки выполнено таким образом, что, не снимая катушку с кронштейнов, один человек может отвести ее в сторону.
Автоцистерна пожарная АЦ-30(66)-184 (на шасси автомобиля ГАЗ-66-01) предназначена для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета и противопожарного оборудования, обеспечения водой безводных районов, а также может быть использована как промежуточная емкость при работе «вперекачку» или как промежуточная насосная станция.
Цистерна снабжена волноломом для гашения колебаний воды при движении. По обеим сторонам цистерны установлены металлические двухдверные кузова для размещения противопожарного оборудования. В задней части между кузовами расположены металлический отсек с центробежным насосом, бак для пенообразования и рычаги управления двигателем.
Пожарное оборудование состоит из пожарных рукавов диаметром 32, 51, 66, 125 мм, четырех пожарных стволов, разветвления, двух соединительных головок, огнетушителя, турбинного распылителя, лопаты, топора, лома, двух багров, лестницы.
Емкость цистерн для воды 1600 л. Емкость бака для пенообразования 100 л. Объем пены 20 000 л. Масса 6120 кг.
Плуг дисковый пожарный ПДП-1,2 служит для локализации лесных пожаров и прокладки противопожарных минерализованных полос шириной 1,2 м и глубиной 5… 12 см, может быть использован для обработки почвы под лесные культуры и содействия естественному возобновлению.
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒ (расшифровка названий): АЦ-40(130)63Б – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-130, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм., 63б – модификация автомобиля (на ПА установлена коробка отбора мощности КОМ-63Б. Масса с полной нагрузкой 9600 кг. Емкость для воды – 2380 л, Емкость для пенообразователя – 180 л. Расход топлива 49,8 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 19,8 л/час. Боевой расчет 6 чел. АЦ-3,2-40(43104) – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-43304, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм. Масса с полной нагрузкой 11725 кг. Емкость для воды – 3200 л, Емкость для пенообразователя – 200 л. Расход топлива 64,6 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 28,2 л/час. Боевой расчет 6 чел. АГ-20(5301) – автомобиль газодымозащитной службы на базе шасси автомобиля ЗиЛ-5301. Мощность электрогенератора 20 кВт. АВ-20(53213) – автомобиль воздушно-пенного тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213, тип насоса ПН-20, производительностью 20 л/с. Емкость для пенообразователя 7000 кг. АП-5(53213)– автомобиль порошкового тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Емкость для огнетушащего порошкового состава 5000 кг. АЛ-30(53213) – автолестница, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Высота подъема 30м. Некоторые усредненные значения: время работы АЦ (с емкостью воды 3.2 тонны и пенобака 200 л) с подачей ствола «Б» без установки на водоем – 15 мин., время работы АЦ с подачей ствола «А» без установки на водоем – 7,5 мин., время работы АЦ с подачей ствола ГПС-600 – 9 мин. Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей Московского гарнизона пожарной охраны Общего применения
Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей Московского гарнизона пожарной охраны Целевого применения
|
История пожарного автомобиля вагонной компоновки в СССР
Александр Говоруха, Максим Шелепенков, фото из архивов авторов
Трудно найти советский научно-популярный журнал, который во второй половине 1970-х годов не опубликовал бы заметку о пожарных автомобилях вагонной компоновки, разработанных совместно ВНИИ противопожарной обороны, ВНИИ технической эстетики и ОКБ пожарных машин. Намеренно или случайно в заметках опускался еще один участник этих событий – французская фирма Sides. Мы решили восстановить историческую справедливость и рассказать, как все это было…
Впервые о пожарном автомобиле вагонной компоновки заговорили в начале 1970-х, когда перед конструкторами ВНИИПО МВД СССР (г. Балашиха, Московская обл.), ВНИИТЭ (г. Москва) и ОКБ ПМ (г. Прилуки, Украина) было поставлено условие: используя серийные отечественные шасси и агрегаты, построить новый автомобиль. Требовалось существенно увеличить скорость движения пожарного автомобиля, предусмотреть удобство и быстроту посадкивысадки бойцов, снизить время на боевое развертывание и обеспечить оперативность работы при тушении пожара.
Анализ существовавших типов пожарных автомобилей в СССР и за рубежом показал, что компоновка «кабина за двигателем» является существенным недостатком: она снижает маневренность, ухудшает обзорность с места водителя и не позволяет понизить центр тяжести из-за рамной конструкции. Высоко расположенная емкость для воды сказывалась на устойчивости в поворотах, что приводило к общему снижению скорости движения, а съемное пожарное оборудование расположено высоко и не доступно с земли. Для входа-выхода пожарных приходилось делать промежуточные ступеньки, и сидящие в один ряд огнеборцы могли покидать кабину только друг за другом, что увеличивало время боевого развертывания.
Проектным заданием требовалось создать автомобиль «с информативным внешним видом, который является одним из факторов быстрого и безопасного движения на пожар», из-за чего в эскизе машина обрела черты гоночного автомобиля (поисковый эксиз В.И. Арямова)
Решить проблемы за счет оптимизации компоновки и эргономики при условии сохранения шасси стандартного грузовика не получалось. Поэтому пошли ва-банк – решили компоновать пожарную машину «с чистого листа», параллельно разрабатывая для нее новый кузов.
Конструкторы нашли только одно рациональное решение – переход к вагонной компоновке кузова с центральным расположением насосного агрегата. Согласно исследованиям, на автомобилях с задним расположением насоса при быстром развертывании сзади собирается до трех человек экипажа (один запускает насос, двое снимают штурмовые лестницы с всасывающими рукавами). В суете теряются драгоценные секунды. Но мало переместить насос в центр машины, надо обеспечить дистанционное управление им с места водителя.
Для сокращения времени развертывания необходимо быстро высадить экипаж из машины: разместить боевой расчет как можно ниже, а двери сделать широкими. Поскольку несущая рама занимает только небольшую среднюю часть кузова, то часть оборудования и экипаж разместили по бокам от нее, расположив не поперечно в ряд, а продольно по сторонам кузова – лицом друг к другу. Проектом предусматривалось шесть кресел и два дополнительных страпонтена на случай усиления боевого расчета. Пол в отсеке боевого расчета опустили, на сколько позволял клиренс, в результате высота ступени при входе не превышала 450 мм. Габаритная высота оказывалась ниже по сравнению с аналогичным серийным на 350 мм, а центр тяжести снижался на 120 мм.
Для улучшения устойчивости автомобиля и увеличения транспортной скорости цистерну водобака установили как можно ниже, закрепив ее на раме через резинометаллические амортизаторы. Через такие же эластичные амортизаторы системы «текалемит» на раме установили и цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки.
При ширине дверного проема 1100 мм два бойца могли выйти из машины одновременно. А чтобы в открытом состоянии двери не выходили за габариты, их сделали ширмовыми, как в автобусе, – их можно открыть заранее при подъезде к объекту тушения. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава располагались как можно ниже, а капоты отсеков открывались движением одной (!) руки и не создавали помех в открытом положении. Но и этого пожарному ведомству казалось мало. В МВД настаивали на возможности развертывания автоцистерны уже в пути! Насос для питания водой лафетных стволов, установленных на крыше, должен запускаться прямо в движении, как у современных аэродромных автомобилей быстрого реагирования. Управление стволами осуществлялось на ходу с места командира отделения. Таким образом, в борьбу с огнем машина могла вступать с первых секунд прибытия на пожар. При необходимости она могла на ходу (!) прокладывать 240-метровую магистральную рукавную линию ø110 мм.
Новинка поражала новаторскими конструктивными решениями и стайлингом. Не стоит говорить, что в СССР не было хорошей дизайнерской школы. В стране работал исследовательский институт технической эстетики с очень талантливыми сотрудниками. Дизайну на транспорте в институте придавали особое значение, почти все их автомобильные работы сегодня считаются шедеврами («Такси ВНИИТЭ. Хрущёвка на колесах»). Новый пожарный автомобиль не стал исключением из этого правила.
Композиция обычной пожарной автоцистерны выглядит дробной, зрительно рассеченной на несколько объемов (оперение, кабина, кузов и пеналы на крыше). По мнению дизайнеров и стилистов, такое сегментирование не способствует адекватному восприятию спецмашины в транспортном потоке, а потому новой пожарной цистерне решили придать однообъемную форму, избежав членения кузова на сегменты и достичь композиционной целостности. Форма пожарного автомобиля должна быть динамичной, стремительной, особенно при виде сбоку, и создавать ощущение устойчивости и напора при виде спереди и сзади. Для этого необходимо переднюю часть любого элемента сделать короткой и массивной, а заднюю – длинной и зрительно легкой.
Всякая видимая вертикальная линия нарушает впечатление динамичности, и следовало маскировать вертикальные элементы (например, стекла кабины), чтобы не пропадало чувство динамики. Наклоненные вперед стойки ветрового стекла помимо преимуществ тактического характера придают стайлингу автомобиля впечатление рывка вперед. Взгляните на фотографии автоцистерны и дизайнерские эскизы – разве они диссонируют с этими принципами? В итоге на внешний вид автоцистерны Советский Союз получил патенты и охранные грамоты в ФРГ, Франции, Италии, Англии, Японии.
Проектом было предусмотрено создание целого ряда пожарных автомобилей различного назначения на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133. Это насосно-рукавные АНР и аэродромные автомобили АА, автоцистерны АЦ и машины технической службы АТ.
Первоначальная документация на компоновку и оригинальную внешнюю форму была разработана ВНИИПО и ВНИИТЭ и защищена авторским свидетельством от 28 февраля 1972 года за № 2369. Авторами художественно-конструкторской части проекта были В.И. Арямов, Л.А. Кузьмичёв, А.С. Ольшанецкий, Т.А. Шепелева.
Для оценки эффективности новых компоновочных приемов и технических решений в 1973 г. в ОКБ пожарных машин на Украине был изготовлен прототип пожарной автоцистерны вагонного типа на укороченном самосвальном шасси автомобиля ЗИЛ-130. Автомобиль получил обозначение АЦ-40(130)-163. Но на предприятии машине было присвоено и другое имя «Всё впереди». С апреля 1974 года эта машина начала проходить всесторонние сравнительные испытания во ВНИИПО, по окончании которых государственная комиссия отметила «более высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели автоцистерны вагонного типа по сравнению с серийными автоцистернами» и рекомендовала «приступить к рабочему проектированию автоцистерны… с целью создания в 1975 г. опытного промышленного образца». «При устранении недостатков, изложенных в протоколе», – заключила комиссия, – «образец способен успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами».
Вскоре в ОКБ пожарных машин изготовили второй опытный образец АЦ-40(130)-163, на котором по возможности постарались учесть выявленные недостатки, но внешне машина практически не отличалась от первого образца.
Отправной точкой в создании пожарной автоцистерны вагонной компоновки на шасси ЗИЛ-131 стал 1975 год. Тогда в Москве состоялась выставка «Пожарная техника-75», участниками которой стали многие именитые европейские производители пожарного оборудования. Среди них на выставке была экспозиция французской фирмы Sides, на стенде которой был представлен аэродромный пожарный автомобиль вагонной компоновки на шасси немецкого вездехода FAUN с колесной формулой 6х6, а основным вооружением «аэродромника» был лафетный ствол с дистанционным управлением. По компоновке и вооружению он был близок к новому проектируемому семейству отечественных пожарных автомобилей. Тем более что опытная цистерна АЦ-40(130)-163 демонстрировалась здесь же.
Базовое шасси | ЗИЛ-131(6х6) |
Габаритные размеры, мм | 7945х2500х2480 |
Колесная база, мм | 3350+1250 |
Колея, мм | 1820 |
Полная масса, кг | 12 120 |
Мощность двигателя, л.с. | 150 при 3200 мин–1 |
Максимальная скорость, км/ч | 80 |
Параметры проходимости:
| 330 25 25 |
Боевой расчет (включая водителя), чел. | 6 |
Вместимость цистерны, л | 2700 |
Вместимость пенобака, л | 250 |
Тип насосной установки | комбинированная, самовсасывающая |
Производительность насоса:
| 1,6 л/с при Н=350 мм вод. ст. 50 л/с при Н=100 мм вод. ст. |
Расположение насоса | среднее, в салоне расчета |
Производительность лафета, л/с:
| 20 20 40 |
Кратность пены, получаемой из ствола | 10 |
Система управления:
| дистанционная с места водителя с места командира отделения |
Близость в конструктивных решениях двух разработчиков из СССР и Франции вылилась в договор с фирмой Sides и ВО «Внештехника». В соответствии с ним предусматривалось изготовление двух опытных образцов автоцистерны во Франции. Для этого на Sides передали два шасси автомобиля ЗИЛ-131, проектную документацию и результаты испытаний опытного образца АЦ-40(130)-163. Финансовые средства выделялись Советским Союзом, учитывая, что эти автомобили впоследствии станут серийной продукцией и будут нести пожарную службу на Олимпийских играх 1980 г. в Москве.
В ходе работ Sides старалась строго придерживаться дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ, и все же обратилась во французский национальный центр технической эстетики для экспертизы предложенной машины. После тщательного изучения была вынесена резолюция, что технические и эстетические решения в этом автомобиле являются оптимальными. Сборка автоцистерн, получивших по французской классификации обозначение VMA-30 (иногда встречается наименование МА-30), производилась в небольшом французском городке Сен-Назер.
Понадобилось почти два года, прежде чем в 1977 году опытные автомобили были окончательно собраны и переданы на приемочные испытания. В машинах Sides применили ряд новых технических и конструктивных решений, которых не было у образца из Прилук: машину оснастили системой автоматического забора воды и дозировки пенообразователя, системой подачи воды под высоким давлением. При испытаниях было выявлено, что некоторые показатели улучшены по сравнению с проектом – увеличена до 2700 л емкость цистерны, улучшены показатели насосной установки, применена более совершенная система управления лафетным стволом. Для оценки прочностных характеристик и легкости управляемости был осуществлен пробег по дорогам Франции.
Согласно контракту один из автомобилей передали Советскому Союзу, где он сразу оказался в центре внимания специалистов. Большинство было солидарно, что по удобству и комфортабельности новинка намного превосходит серийную технику. В дальнейшем автоцистерна VMA-30 становилась участницей многочисленных выставок в нашей стране, включая выставку промышленной эстетики в Москве.
Поскольку у Sides этот автомобиль получился очень дорогим, то VMA-30 начали рассматривать как экспортный продукт, а АО «Автоэкспорт» даже пыталось собрать на него заказы! Но в Европе сразу признали, что для 12-тонного прототипа технические характеристики неудовлетворительны, а по габаритам он не вписывается в существующий типаж. В результате финансирование в СССР остановили, и дело ограничилось лишь двумя построенными образцами.
Все три пожарные автоцистерны вагонной компоновки несли боевое дежурство на стадионах во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году.
После игр одна из АЦ-40(130)-163 оказалась в Днепропетровске, пока в 2000 году ее не порезали на металлолом. Судьба второй машины нам не известна, а вот автоцистерна VMA-30 на шасси ЗИЛ-131 попала в Ленинград, где эксплуатировалась до середины 1990-г., после чего была списана и сохранена питерскими брандмейстерами. Дублер автоцистерны на шасси ЗИЛ-131, оставшийся во Франции, в свое время предлагали приобрести нашей стране, но сделка не состоялась. Автоцистерна долгое время находилась на вооружении французских пожарных, а с 1998 года поступила в экспозицию Музея гражданской войны во французском Бресте.
Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)
Автоцистерны с малой емкостью до 4 м/кубАвтор admin На чтение 1 мин. Опубликовано
Экипаж 6 чел., насос в заднем отсеке.
Описание и назначение
Малообъемная автоцистерна АЦ-3,2-40 на шасси ЗИЛ-4331 оборудована пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначена для доставки к месту пожара личного состава, первоочередного объема воды и пожарнотехнического вооружения.
Технические характеристики АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)
Базовое шасси — ЗиЛ-4331
Колесная формула — (4х2)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 110 (150)
Максимальная скорость, км.ч — 95
Вместимость цистерны для воды, куб.м (л) — 3,2 (3200)
Бак для пенообразователя, куб.м (л) (материал — нержавеющая сталь) — 0,18 (180)
Тип пожарного насоса — НЦПН-40/100
с системой АВС-01Э
Производительность насоса, л/с — 40
Габаритные размеры, мм — 7650х 2500х3100
Полная масса, кг — 11860
Боевой расчет (включая место водителя), чел. — 6