Зил 130 технические характеристики пожарная машина: АЦ-40(131), 130, ТТХ, сколько весит автомобиль, технические характеристики, цены – 403 — Доступ запрещён

Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)63Б — VilingStore

Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)

модель 63Б предназначена для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для тушения пожаров водой и воздушно-механической пеной.

Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)63Б

Технические характеристики:

Базовое шасси

ЗИЛ-431412/4×2 (или аналог)

— двигатель карбюраторный
— мощность (максимальная) — 110(150) кВт(л.с)
— скорость(макс), с полной нагрузкой -90 км/ч
— число мест для боевого расчета — 1 +6 чел

Запас огнетушащих средств, м3(л)
— воды, не менее 2,36 (2360)
— пенообразователя, не менее 0,17 (170)

Всасывающее устройство насос
вакуумный струйный
Длина напорных рукавов — 348 м
Насос центробежный одноступенчатый
НЦП-40/100-Р-Р
— подача насоса — 40 л/с
— напор насоса — 100 м
Количество ручных стволов — 6 шт.

Габаритные размеры (длина : ширина : высота)

-7680:2500:2780 мм
Масса автомобиля с полной нагрузкой -9600 кг

Continue Reading

Previous Ретро АВТОМОБИЛИNext Qugo — ультрасовременный городской мопед

АНР-40(130) модели 127А и 127Б

АНР-40(130) модели 127А и 127Б — wiki-fire.org

Это заготовка статьи — вы можете приложить и свои усилия, что бы она обрела окончательную форму!

АНР-40(130)127А/127Б

Модель:

Показатели назначения


» + X + «

«)};

» + X + «

«)};

» + X + «

«)};

Показатели надежности


Показатели экономного использования топлива


Эргономические показатели


Показатели транспортабельности



Автомобиль насосный рукавный. Выпускались Прилукским заводом «Пожмашина» на шасси ЗиЛ 130. Предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, средств пожаротушения, пожарно-технического вооружения (ПТВ) и служит для прокладки магистральной рукавной линии по ходу автомобиля и ликвидации пожара.
Годы выпуска:

модель 127А — 1974-1986

модель 127Б — 1986-1994



Опытный АНР-40(130)-132

Опытный АНР-40(130)-132

В конце 1960-х ОКБ ПМ разрабатывает, а в начале 1970-х годов Прилкуский завод ППМ изготавливает опытную партию насосно-рукавного автомобиля АНР-40(130) модель 132. Для СССР это был новый тип пожарного автомобиля. В отличии от ранее выпускавшихся автонасосов (АН), вывозивших рукава только в скатках и на катушке, АНР имел специальный рукавный отсек, в котором рукава укладывались «змейкой» (или как сейчас говорят «гармошкой»). Благодаря этому он мог прокладывать магистральные линии на ходу. Некоторые машины -132 модели направляются для опытной эксплуатации в гарнизоны пожарной охраны. Известно, что один АНР-40(130)-132 в начале 1970-х служил в Ленинграде.

В конструкции опытных АНР-40(130)-132 заимствовались отработанные элементы серийных машин. В частности, кабина расчёта, с расположенным в ней насосом, была использована от уже выпускавшегося автонасоса АН-40(130Е)-127. Используя это обстоятельство, во избежания долгих бюрократических проволочек (а в те времена они всегда сопутствовали запуску новой модели в серию), было решено организовать серийный выпуск АНР ни как новой модели, а как модификации машины уже находящейся в производстве, с присвоением ей индекса АНР-40(130) модель 127А. В 1973 году опытный экземпляр проходит все положенные испытания и заключения приёмных комиссий, и начиная с 1974 года организуется серийный выпуск АНР-40(130)-127А. Всего, с 1974 по 1986 год было выпущено около 1100 штук модели -127А. Она поставлялась во все крупные города СССР. Но наибольшая «плотность» АНР, благодаря развитой водопроводной сети с гидрантами, была достигнута в Москве, где в период с середины 1970-х до конца 1990-х они были неизменным вторым ходом в большинстве ПЧ. В 1985 году модель -127А получает надстройку новой формы — с целью упрощения, и как следствие удешевления производства, теперь борта и дверцы отсеков изготавливаются прямыми, без изгибов. С небольшими изменениями эта надстройка будет устанавливаться и на новую модификацию АНР-40(130) модель 127Б, опытный образец которой прошёл испытания в 1985 году, и со второй половины 1986 года запущен в серийное производство. Главным внешним отличием модели -127Б от -127А становятся всасывающие патрубки. Теперь, вместо одного, выходившего вперёд, на правую сторону облицовки радиатора, их стало два, по бокам кабины, между дверей. Выпуск АНР-40(130)-127Б продолжался до 1994 года. В сентябре 1992 года завод ЗИЛ прекратил выпуск всех модификаций ЗИЛ-130. В связи с этим, АНР выпускавшиеся выпускавшиеся в 1993-94 годах базировались шасси УАМЗ-ЗИЛ-431412 производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин была кабина ЗИЛ-131 на ходовой части ЗИЛ-130.

АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой

АНР-40(130)-127А с упрощённой надстройкой

АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода

АНР-40(130)-127Б на шасси Уральского
автомоторного завода


Примеры модификаций


При работе с установкой на водоисточники:
Максимальный объем раствора ПО,л:
— 4%8750
— 6%5833,33
Время работы, мин:
— одного ствола СВП-412,15
— одного генератора ГПС-60016,2
Количество пены, м3:
-низкой кратности(К=10)58,33
-средней кратности(К=100)583,33
Возможная площадь тушения пенами, м2
низкой кратности при Iтр = 0,1…0,15л/(с*м2)97,22…64,81
средней кратности при Iтр = 0,05…0,08л/(с*м2)194,44…121,53
Возможный объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м3291,66…194,44

Схема АНР-40(130)127А

Схема АНР-40(130)127А

Трансмиссия и система дополнительного
охлаждения

Трансмиссия и система дополнительного

охлаждения



Пожарные насосы, система дополнительного охлаждения, вакуумная система, коробка отбора мощности и газоструйный вакуумный аппарат аналогичны тем, которые установлены на пожарных АЦ.

От линии дополнительного охлаждения двигателя и коробки передач имеются ответвления 7 и 8 для орошения топливного бака. Система орошения включается вентилем 5. Змеевик теплообменника двигателя последовательно соединен с аналогичным змеевиком коробки передач и соединен трубопроводами 1 и 2 со всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается водой, циркулирующей по трубопроводу из насоса. Система охлаждения обеспечивает непрерывную работу двигателя при номинальном режиме и температуре окружающего воздуха ±35

оС в течение 6 ч.

Кабина

Насос расположен между
передними сидениями

Насос расположен между
передними сидениями

Кабина боевого расчёта

Кабина боевого расчёта


Кабина автомобиля цельнометаллическая, 9-ти местная, с тремя рядами сидений. В первом ряду, между сидениями водителя и командира отделения, установлен насос. Во втором и третьем ряду сидений семь бойцов располагались лицом друг к другу довольно в стеснённых условиях.

Пенобак и водопенные коммуникации

Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А

Расположение пенобака
на АНР-40(130)127А

Водопенные коммуникации

АНР-40(130)127А

Водопенные коммуникации
АНР-40(130)127А

Шарья: АЦ-40 (130) 63Б (Start Scale Models): diecast43 — LiveJournal

Автоцистерна на шасси ЗиЛ-130 с небольшими изменениями выпускалась с 1960-х, да и до сих пор на сайте Прилукского завода противопожарного и специального машиностроения числится АЦ-40 (130) модель 63Б среди актуальных пожарных машин завода. Госиспытания АЦ-30 (130) 63 завершились в декабре 1962 года и уже в 1963-м планировали начать серийное производство автоцистерны на современном шасси, но выход машины в свет задержался вместе с базовым ЗиЛ-130 — поставки шасси в Прилуки начались только в 1964-м. Автомобилей первого поколения изготовили немного и уже в 1966-м появился модернизированный вариант АЦ-30 (130) 63А — эту модификацию будут выпускать до 1983 года в количестве более 1000 штук ежегодно.

А.В. Карпов в книге «Краеугольный камень» называет АЦ-30 (130) 63А лучшей моделью автоцистерны советского периода в истории пожарной техники: надёжная, продуманная и неприхотливая конструкция без ненужных усложнений. Пришедшая ей на смену модернизированная модель АЦ-40 (130) 63Б оказалась хуже своей предшественницы. Документацию на новую машину разработали ещё в 1977 году, установочную партию из 20 экземпляров изготовили в 1978-м, а в 1984-м году установили производственный рекорд — было изготовлено 1710 автомобилей этой модификации. Ёмкость цистерны АЦ-40 (130) 63Б увеличили с 2100 литров до 2350 (объём пенообразователя вырос со 150 до 165 литров), но модернизированное базовое зиловское шасси преподнесло пожарным неприятный сюрприз — внедрённая на автомобиле тормозная система КамАЗовского типа травила воздух во время простоя и перед выездом требовала подкачки. Несущественная для самосвала или промтоварного фургона задержка в несколько минут в случае пожарной автоцистерны могла обернуться трагедией. Решения проблемы, как пишет в своей книге А.В. Карпов, найдено не было и расчёты действительно стали позже выезжать. Ещё над одним недостатком модернизированной машины поработал уже Прилукский завод — изменённое жёсткое крепление цистерны к раме обеспечивало непременную течь при эксплуатации на «пригородных и сельских дорогах» (читай — при обычной эксплуатации на отечественных направлениях).

Модель именно такой, наиболее массовой и привычной, до сих пор встечающихся на дорогах отечества автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б и изготовили костромские товарищи из Start Scale Models.

Модель выпустили для начала в двух вариантах — безо всяких надписей вообще и с трафаретами пожарной части г. Шарья Костромской области: ход хотя и открывающий некие биографические подробности костромских товарищей из SSM, но довольно странный с точки зрения большинства собирателей — Москва, Ленинград или даже Кострома на дверях этой машины смотрелись бы чуть более разумно и в смятение собирателей не повергали б, как этот неведомый доселе большинству населённый пункт. Впрочем такой знаковый и знакомый всем автомобиль однозначно обречён на успешные продажи — хоть Шарья на нём напиши, хоть Урюпинск, хоть кубинские или камбоджийские надписи нанеси.

Недостатков у модели предостаточно — и унаследованные от базового ЗиЛ-130 SSM присутствуют, и специфических добавилось — от размеров, формы и цвета оборудования кузова до неверной выхлопной системы. Но кто в них будет глубоко копаться? Машинка вышла яркая, заметная, знакомая, а жутких ляпов в геометрии и пропорциях, режущих глаз — практически нет. Надо отметить и тот факт, что по сравнению с базовым ЗиЛ-130 изменился дорожный просвет модели, что благотворно сказалось на восприятии машинки, а крашеный голубым интерьер кабины — как на реальных прототипах — добавил реализма и восторженных отзывов собирателей. Вызывает досаду и удивление лишь тот факт, что даже на машине, украшенной трафаретными надписями «Шарья», отсутствуют госномера — упущение странное и неприятное.

Но несмотря ни на что, думаю, многие собиратели пошли и прикупили к Новому году себе этот АЦ-40 (130) 63Б —  неплохая в целом модель вышла. Да и шансы на её перевыпуск в коробочках «Автоистории» пока кажутся небольшими — хотя кто этих костромских маркетологов знает.

АЦ-40 (130) 63Б до сих пор можно встретить на улицах современных городов:

Благодаря запаске бросается в глаза странного вида протектор на покрышках модели.

На фоне неплохо проработанных деталей кабины выделяются отлитые заодно с основной деталью цистерны ручки боковых отсеков.

Вид снизу реальному прототипу АЦ-40 (130) 63Б не соответствует, что многих знатоков пожарной техники может огорчить.

Слишком тонкие стеклоочистители из «травлёнки» контрастируют с толстенными кронштейнами боковых зеркал заднего вида — там меньше, здесь больше, а в итоге впечатление портится.

И снова неведомый АС 40 на подиуме и на самой модели заместо АЦ-40 (130) 63Б — видно костромские решили прилукским не платить за лицензию и модель именуется каким-то невнятным индексом.

После модернизации шасси дорожный просвет модели увеличился даже чуть лишнего. Ну и номера — где они?

Модель автомобиля: 1986 АЦ-40 (130) 63Б
Наименование модели: AC 40

Производитель: Start Scale Models
Дата выпуска:  12 декабря 2013 года
Каталожный номер: SSM1034
Серия:

Тираж: нет данных
Краткое мнение: та самая «пожарка»
Субъективная оценка: 8/10

Резервная копия записи находится здесь: http://diecast43.dreamwidth.org/340284.html
Навигатор по журналу

Учебное пособие. Главы 8-15, страница 33

Производительность при создании минирализованных полос за 1 ч основного времени составляет 5,5 км. Ширина полосы по дну борозды 1,2 м. Емкость баков для воды 0,48 м3. Транспортная скорость 44 км/ч. Масса 4300 кг.

Автомобиль лесопатрульный АЛП-10(66)-221 (на шасси авто­мобиля ГАЗ-66-01) предназначен для доставки к месту пожара команды из восьми человек с средствами пожаротушения и туше­ния лесных пожаров.

Он состоит из двухместной кабины водителя, семиместной кабины пожарной команды, цистерны емкостью 900 л, мотопом­пы МП-600В с комплектом пожарного оборудования.

Лесопатрульный автомобиль комплектуют переносной мотопом­пой с пожарным оборудованием, пятью ранцевыми огнетушите­лями, бензомоторной пилой, зажигательным аппаратом, торфя­ным стволом ТС-1М, ручным пожарным стволом, мягкой емкос­тью для воды, топорами, лопатами, радиостанцией для связи с патрульными летательными аппаратами и громкоговорящей уста­новкой для ведения агитационно-разъяснительной работы.

Автоцистерна пожарная АЦ-40(130)-63А (на шасси автомобиля ЗИЛ-130) предназначена для тушения пожаров водой или воз­душно-механической пеной; доставки к месту пожара боевого

расчета, пожарного оборудования, воды и пенообразователя; обес­печения водой безводных районов, а также как промежуточная емкость при работе «вперекачку».

Она состоит из трехместной кабины водителя; четырехместной кабины боевого расчета; сварной металлической цистерны для воды, покрытой изнутри эпоксидной эмалью; кузова с отсеками и полками для пожарного оборудования; насосной установки; коробки отбора мощности; бака для пенообразования с пеносмесителем-эжектором; механизма управления двигателем и насосом; газоструйного вакуум-аппарата.

Автоцистерну комплектуют мотопомпой МП-800Б, гидроэле­ватором, трехходовым разветвлением, тремя огнетушителями, со­единительными головками, всасывающей сеткой, пожарной ко­лонкой, водозаборником для пожарных насосов, четырьмя по­жарными стволами, тремя пожарными лестницами, двумя всасы­вающими рукавами, выкидными льняными и прорезиненными рукавами.

Запаса воды достаточно для работы стволом диаметром в месте впрыска 13 мм в течение 8…9 мин.

Емкость цистерн для воды 2100 л. Емкость бака для пенообра­зования 150 л. Объем пены 35 000 л. Масса 9100 кг.

Автоцистерна модернизированная АЦ-40(130)-63Б отличается более комфортабельной кабиной боевого расчета и увеличенной на 250 л емкостью цистерны. Цистерна опущена ниже, что позво­лило понизить центр тяжести автомобиля. Внутри цистерны уста­новлены волноломы для гашения колебаний воды при движении. Крепление рукавной катушки выполнено таким образом, что, не снимая катушку с кронштейнов, один человек может отвести ее в сторону.

Автоцистерна пожарная АЦ-30(66)-184 (на шасси автомобиля ГАЗ-66-01) предназначена для тушения пожаров водой или воз­душно-механической пеной, доставки к месту пожара боевого расчета и противопожарного оборудования, обеспечения водой безводных районов, а также может быть использована как проме­жуточная емкость при работе «вперекачку» или как промежуточ­ная насосная станция.

Цистерна снабжена волноломом для гашения колебаний воды при движении. По обеим сторонам цистерны установлены метал­лические двухдверные кузова для размещения противопожарного оборудования. В задней части между кузовами расположены ме­таллический отсек с центробежным насосом, бак для пенообра­зования и рычаги управления двигателем.

Пожарное оборудование состоит из пожарных рукавов диамет­ром 32, 51, 66, 125 мм, четырех пожарных стволов, разветвления, двух соединительных головок, огнетушителя, турбинного распы­лителя, лопаты, топора, лома, двух багров, лестницы.

Емкость цистерн для воды 1600 л. Емкость бака для пенообразования 100 л. Объем пены 20 000 л. Масса 6120 кг.

Плуг дисковый пожарный ПДП-1,2 служит для локализации лесных пожаров и прокладки противопожарных минерализован­ных полос шириной 1,2 м и глубиной 5… 12 см, может быть ис­пользован для обработки почвы под лесные культуры и содей­ствия естественному возобновлению.

Некоторые основные характеристики пожарных автомобилей


ТОП 10:

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 12Следующая ⇒

(расшифровка названий):

АЦ-40(130)63Б – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-130, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм., 63б – модификация автомобиля (на ПА установлена коробка отбора мощности КОМ-63Б. Масса с полной нагрузкой 9600 кг. Емкость для воды – 2380 л, Емкость для пенообразователя – 180 л. Расход топлива 49,8 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 19,8 л/час. Боевой расчет 6 чел.

АЦ-3,2-40(43104) – автоцистерна на базе шасси автомобиля ЗиЛ-43304, тип насоса ПН-40У, производительностью 40 л/с, напор при нормальном режиме 10 атм. Масса с полной нагрузкой 11725 кг. Емкость для воды – 3200 л, Емкость для пенообразователя – 200 л. Расход топлива 64,6 л/100 км. Расход топлива при работе с насосом 28,2 л/час. Боевой расчет 6 чел.

АГ-20(5301) – автомобиль газодымозащитной службы на базе шасси автомобиля ЗиЛ-5301. Мощность электрогенератора 20 кВт.

АВ-20(53213) – автомобиль воздушно-пенного тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213, тип насоса ПН-20, производительностью 20 л/с. Емкость для пенообразователя 7000 кг.

АП-5(53213)– автомобиль порошкового тушения, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Емкость для огнетушащего порошкового состава 5000 кг.

АЛ-30(53213) – автолестница, на базе шасси автомобиля КамАЗ-53213. Высота подъема 30м.

Некоторые усредненные значения:

время работы АЦ (с емкостью воды 3.2 тонны и пенобака 200 л) с подачей ствола «Б» без установки на водоем – 15 мин., время работы АЦ с подачей ствола «А» без установки на водоем – 7,5 мин., время работы АЦ с подачей ствола ГПС-600 – 9 мин.

Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей

Московского гарнизона пожарной охраны

Общего применения

Наименование Внешний вид Некоторые характеристики
АЦ-40(130)63Б Шасси ЗиЛ-130 Автомобили из консервации. Емкость с водой 2,1 т. Насос ПН-40У произв. 40 л/с  
АЦ-2,5-40(4308) Шасс КамАЗ 4308 («Камазенок») Емкость воды – 2,5 т Насос произв. 40 л/с
АЦ-6,0-40/4 (53215) Шасс КамАЗ 53215 Емкость воды – 6,0 т Насос произв. 40/4 л/с «Rozenbauer»Производительность насоса в обычном режиме 40 л/с, в режиме высокого давления 4 л/с.
АЦ-3,2-40 (433104) Шасси ЗиЛ 433104. Емкость с водой 3,2 т. Насос ПН-40У. Автомобиль дополнительно оснащен крышевым стационарным лафетным стволом и телескопической мачтой освещения на 4 прожектора
АЦ-2,5-40 (433362)ММ-590 Шасси ЗиЛ 433362. Емкость с водой 2,5 т. Насос ПН-40У
АЦ-2,5-40 (433362)ПМ-540д Шасси ЗиЛ 433362. Емкость с водой 2,5 т. Насос ПН-40У
АЦ-3,2-40 (433114)002мм Шасси ЗиЛ 433114. Емкость с водой 3,2 т. Насос ПН-40У
АЦ-8,0-40 (5662АД) Шасси УРАЛ 5662. Емкость с водой 8,0 т. Насос ПН-40У. Используется в «безводных районах», недостатки – большие габариты
Автоцистерна с насосом высокого давления АЦ-TLF-2000 (Mercedes-Atego 1325) База: Mercedes-Benz ATEGO 1325. Экипаж с водителем 6 чел. Оборудование: емкость для воды 2000 л., для пенообразователя 200 л., пожарный насос производительность 40 л/с., ствол высокого давления с максимальной дальностью сплошной струи 25 м., производительность 1,25 л/с. Длина рукава высокого давления на катушке составляет 50 м., лафетный ствол дальность сплошной струи 50 м.  
АНР-40-1400 (433112)584пм Шасси ЗиЛ 433112. Емкость пенобака — 1,0 т. Насос ПН-40У. Количество вывозимых напорных рукавов 1400 м  
АНР-40-1400 (433112) Пожарный насос нормального / высокого давления (Магирус)- МАВ-200, количество вывозимых напорных рукавов 1400 м  
АНР-40-800 (433112) мод.001 ПМ Шасси ЗиЛ 433112. Емкость пенобака — 1,0 т. Насос ПН-40У. Количество вывозимых напорных рукавов 800 м  
ПОЖАРНАЯ НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ ПНС – 100 (43114) МОДЕЛЬ 50 ВР МОЖЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ РАБОТУ:ДО ВОСЬМИ ПОЖАРНЫХ СТВОЛОВ ТИПА «А»; ПЕНОГЕНЕРАТОРОВ ТИПА ГПС — 600 ДО 16 ШТУК; ПО ПОДАЧЕ ВОДЫ НА ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ РАССТОЯНИЯ ПО РУКАВНЫМ ЛИНИЯМ; d – 150 ИЛИ 77 ММ, ВЫВОЗИМЫМ ПОЖАРНЫМ РУКАВНЫМ АВТОМОБИЛЕМ АР-2; РАБОТАТЬ В РЕЖИМЕ ПЕРЕКАЧКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВУХ ИЛИ НЕСКОЛЬКИХ ПОЖАРНЫХ НАСОСНЫХ СТАНЦИЙ ЧЕРЕЗ РУКАВА d — 150 ИЛИ 77 ММ. Насосная установка — НЦПН – 100 / 100  

Некоторые типы и характеристики основных пожарных автомобилей

Московского гарнизона пожарной охраны

Целевого применения

Наименование Внешний вид Некоторые характеристики
Автомобиль воздушно-пенного тушения АПТ-6,5-40 (53215) выполнен на базе шасси КамАЗ – 53215, объем емкости для пенообразователя 6500 литров, боевой расчет 3 человека. Производительность насоса 40 л/с. Так же может использоваться для подвоза воды к месту пожара, после того как будет израсходован вывозимый запас пенообразователя.
Автомобиль порошкового тушения АП-5 (53213) модель 196 Автомобиль порошкового тушения выполнен на базе шасси КамАЗ – 53213, масса вывозимого запаса огнетушащего парашка 5000 кг. Расход порошка через лафетный ствол: насадок диам. 75 мм – 36 кг/с, насадок диам. 100 – 52 кг/с, расход ручных порошковых стволов 4 кг/с. Боевой расчет 3 человека
АП–5–40 (53215) мод. 29 ВР Объем вывозимого порошка, 5000 м Рабочее давление в сосуде огнетушащей установки, МПа (кг/см) — 0,7-0,8 (7,0-8,0). Количество баллонов со сжатым воздухом, шт. – 18. Давление воздуха в баллоне, МПа (кг/см) — 15 (150). Расход порошкового лафетного ствола, 40 л/сек. Расход ручного порошкового ствола, 7,5 л/сек. Способ подачи порошка к стволам — выдавливанием при помощи воздуха.
Автомобиль газового тушения – АГТ 4000 (53229) на базе «КАМАЗ» Автомобиль предназначен для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащих веществ в виде жидкого азота. Вместимость изотермической ёмкости – 4000 кг. Расход лафетного ствола – 15 кг/с Расход переносного ствола – 2 кг/с Время работы переносного ствола – 33 мин. Время работы лафетного ствола – 4,5 мин. Дальность струи лафетного ствола – 30 м. Длина рукава – 100 м.  
Автомобиль пожарный многоцелевой – АПМ-20 (4310) ПМ-523, на базе «КАМАЗ» Предназначен для доставки к месту пожара и аварии боевого расчёта, специального оборудования с подачей водяных струй, охлажденного или разогретого пара, отогревания рукавов в рукавных линиях. Максимальная мощность электрогенератора – 16 кВт. Состав автомобиля: шасси, стационарная электростанция, гидравлическая система, кузов, электрооборудование, ПТВ. Позволяет быстро отогревать замерзшее на пожаре ПТВ в холодное время года, ликвидировать загорание с минимальным расходом огнетушащих средств.
АКТ (Автомобиль комбиниро-ванного тушения) Предназначен для тушения пожаров комбинированным (пенно-порошковым) способом на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтяной. и газовой промышленности, авиационном и других видов транспорта находящихся на стоянках, а также населенных пунктах, и служит для доставки боевого расчета месту пожара, ПТВ и огнетушащих веществ; для подачи в очаг воды из цистерны, водоёма или ПГ через ручные стволы или лафетный ствол; подачи ВМП из штатного пенобака через сторонние ёмкости; подачи порошка через лафетный или ручные стволы. Может использоваться как самостоятельная единица или как насосная установка при работе в перекачку.
Автоцистерна тоннельного тушения пожаров ТФФВ АТ 190 Т «IVECO MAGIRUS». Для доставки к месту ликвидации ЧС и проведения аварийно-спасательных работ личного состава, специального оборудования и механизированного вспомогательного инструмента. Шасси — Iveco-Trakker-360. Емкость для воды (л) – 1500. Пенобак (л) — 200 . Насос: 17 л/с при давлении 15 атм.. Возможность передвижения в труднодоступных местах по траектории «зиг-заг», за счет управляемых задних колес. Одно из преимуществ данной автоцистерны это работа по подаче огнетушащих средств, в полностью задымленном объеме, при герметизации кабины расчета и обеспечением воздухом двигателя от баллонов со сжатым воздухом, а так же возможностью расчистки завалов и конструкций, мешающих продвижению к месту аварии или пожара с помощью управляемых отвала лопастей впереди автомобиля.
Автомобиль аэродромного тушения Имеет бак с водой емкостью 12000 литров, бак с пенообразователем емкостью 1500 литров, и емкость для порошка – 250 кг. На крыше автомобиля находится стрела (максимальная рабочая высота 15 метров.) с лафетным стволом. Так же вывозит необходимое ПТВиО и аварийно-спасательный инструмент.
автомобиль водозащитной службы АВЗ-1,6 (4333) автомобиль водозащитной службы на шасси ЗИЛ-4331 — АВЗ-1,6 (4333)  
ПОЖАРНЫЙ ТЕЛЕСКОП ИЧЕСКИЙ ПОДЪЕМНИК – ЦИСТЕРНА ТПЦ-22 «БРОНТО-СКАЙЛИФТ» F-22 ALR Для подъема пожарных в верхние этажи зданий, подачи огнетушащих средств, спасения людей и тушения пожаров. Шасси Мерседес-Актрос. Наибольшая высота подъема 22 м. Пожарный насос высокого и нормального давления GODIVA GMA-2700. Производительность насоса 40 л/с. Емкость для воды 2700 л. Емкость для пенообразователя — 200 л. 1 лафетный ствол с дистанционным гидравлическим управлением. Максимальная нагрузка корзины (3 чел.) 270 кг.  
АБР- автомобиль быстрого реагирования KTLF-500 Mersedes-Benz-814 Автомобиль первой помощи. Предназначен для тушения пожаров в жилых домах и административных зданиях, на автомобильном транспорте, проведения аварийно-спасательных работ, а также для ведения разведки при тушении развивающихся пожаров.  
Автомобильный пеноподъемник (ПП) – IVECO 18-ти метровый GTLF 60/70 WT 18 GTLF 60/70 WT 18 Управление дистанционное. Расстояние 10 + 30 м. Максимальная рабочая высота -18 м. Время выдвигания телескопической мачты 60 сек. Водобак емкость – 6000 л Пенобак емкость – 1000 лПожарный центробежный насос МВ 610 – 104 л/с Максимальное давление — 17атм.
Автомобильный пеноподъемник (ПП) – IVECO 30-ти метровый GTLF 45/70 WT 30 Телескопический пеноподъемник . Наличие опор, шт. – 4. Управление дистанционное. Максимальная рабочая высота – 29 м. Максимальный боковой вылет – 10,5 м. Время выдвижения опор 20 сек. Время подъема главной стрелы на максимальный угол с 0º — 50 сек. Время наклона главной стрелы с максимального угла до 0º сек 50 Система пожаротушения. Огнетушащие средства. Водобак отсутствует. Пенобак – емкость – 7000 л. Пожарный центробежный насос МPN 350. Максимальное давление 17 атм. Для обеспечения длительной работы лафетного ствола (120 л/с) необходима подпитка 3-х насосов одновременно. СХЕМА НИЖЕ
          




История пожарного автомобиля вагонной компоновки в СССР

Александр Говоруха, Максим Шелепенков, фото из архивов авторов

Трудно найти советский научно-популярный журнал, который во второй половине 1970-х годов не опубликовал бы заметку о пожарных автомобилях вагонной компоновки, разработанных совместно ВНИИ противопожарной обороны, ВНИИ технической эстетики и ОКБ пожарных машин. Намеренно или случайно в заметках опускался еще один участник этих событий – французская фирма Sides. Мы решили восстановить историческую справедливость и рассказать, как все это было…

Впервые о пожарном автомобиле вагонной компоновки заговорили в начале 1970-х, когда перед конструкторами ВНИИПО МВД СССР (г. Балашиха, Московская обл.), ВНИИТЭ (г. Москва) и ОКБ ПМ (г. Прилуки, Украина) было поставлено условие: используя серийные отечественные шасси и агрегаты, построить новый автомобиль. Требовалось существенно увеличить скорость движения пожарного автомобиля, предусмотреть удобство и быстроту посадкивысадки бойцов, снизить время на боевое развертывание и обеспечить оперативность работы при тушении пожара.

Анализ существовавших типов пожарных автомобилей в СССР и за рубежом показал, что компоновка «кабина за двигателем» является существенным недостатком: она снижает маневренность, ухудшает обзорность с места водителя и не позволяет понизить центр тяжести из-за рамной конструкции. Высоко расположенная емкость для воды сказывалась на устойчивости в поворотах, что приводило к общему снижению скорости движения, а съемное пожарное оборудование расположено высоко и не доступно с земли. Для входа-выхода пожарных приходилось делать промежуточные ступеньки, и сидящие в один ряд огнеборцы могли покидать кабину только друг за другом, что увеличивало время боевого развертывания.

Проектным заданием требовалось создать автомобиль «с информативным внешним видом, который является одним из факторов быстрого и безопасного движения на пожар», из-за чего в эскизе машина обрела черты гоночного автомобиля (поисковый эксиз В.И. Арямова)

Решить проблемы за счет оптимизации компоновки и эргономики при условии сохранения шасси стандартного грузовика не получалось. Поэтому пошли ва-банк – решили компоновать пожарную машину «с чистого листа», параллельно разрабатывая для нее новый кузов.

Конструкторы нашли только одно рациональное решение – переход к вагонной компоновке кузова с центральным расположением насосного агрегата. Согласно исследованиям, на автомобилях с задним расположением насоса при быстром развертывании сзади собирается до трех человек экипажа (один запускает насос, двое снимают штурмовые лестницы с всасывающими рукавами). В суете теряются драгоценные секунды. Но мало переместить насос в центр машины, надо обеспечить дистанционное управление им с места водителя.

Для сокращения времени развертывания необходимо быстро высадить экипаж из машины: разместить боевой расчет как можно ниже, а двери сделать широкими. Поскольку несущая рама занимает только небольшую среднюю часть кузова, то часть оборудования и экипаж разместили по бокам от нее, расположив не поперечно в ряд, а продольно по сторонам кузова – лицом друг к другу. Проектом предусматривалось шесть кресел и два дополнительных страпонтена на случай усиления боевого расчета. Пол в отсеке боевого расчета опустили, на сколько позволял клиренс, в результате высота ступени при входе не превышала 450 мм. Габаритная высота оказывалась ниже по сравнению с аналогичным серийным на 350 мм, а центр тяжести снижался на 120 мм.

Для улучшения устойчивости автомобиля и увеличения транспортной скорости цистерну водобака установили как можно ниже, закрепив ее на раме через резинометаллические амортизаторы. Через такие же эластичные амортизаторы системы «текалемит» на раме установили и цельнометаллический каркасно-панельный кузов вагонной компоновки.

При ширине дверного проема 1100 мм два бойца могли выйти из машины одновременно. А чтобы в открытом состоянии двери не выходили за габариты, их сделали ширмовыми, как в автобусе, – их можно открыть заранее при подъезде к объекту тушения. Штурмовые лестницы и всасывающие рукава располагались как можно ниже, а капоты отсеков открывались движением одной (!) руки и не создавали помех в открытом положении. Но и этого пожарному ведомству казалось мало. В МВД настаивали на возможности развертывания автоцистерны уже в пути! Насос для питания водой лафетных стволов, установленных на крыше, должен запускаться прямо в движении, как у современных аэродромных автомобилей быстрого реагирования. Управление стволами осуществлялось на ходу с места командира отделения. Таким образом, в борьбу с огнем машина могла вступать с первых секунд прибытия на пожар. При необходимости она могла на ходу (!) прокладывать 240-метровую магистральную рукавную линию ø110 мм.

Новинка поражала новаторскими конструктивными решениями и стайлингом. Не стоит говорить, что в СССР не было хорошей дизайнерской школы. В стране работал исследовательский институт технической эстетики с очень талантливыми сотрудниками. Дизайну на транспорте в институте придавали особое значение, почти все их автомобильные работы сегодня считаются шедеврами («Такси ВНИИТЭ. Хрущёвка на колесах»). Новый пожарный автомобиль не стал исключением из этого правила.

Композиция обычной пожарной автоцистерны выглядит дробной, зрительно рассеченной на несколько объемов (оперение, кабина, кузов и пеналы на крыше). По мнению дизайнеров и стилистов, такое сегментирование не способствует адекватному восприятию спецмашины в транспортном потоке, а потому новой пожарной цистерне решили придать однообъемную форму, избежав членения кузова на сегменты и достичь композиционной целостности. Форма пожарного автомобиля должна быть динамичной, стремительной, особенно при виде сбоку, и создавать ощущение устойчивости и напора при виде спереди и сзади. Для этого необходимо переднюю часть любого элемента сделать короткой и массивной, а заднюю – длинной и зрительно легкой.

Всякая видимая вертикальная линия нарушает впечатление динамичности, и следовало маскировать вертикальные элементы (например, стекла кабины), чтобы не пропадало чувство динамики. Наклоненные вперед стойки ветрового стекла помимо преимуществ тактического характера придают стайлингу автомобиля впечатление рывка вперед. Взгляните на фотографии автоцистерны и дизайнерские эскизы – разве они диссонируют с этими принципами? В итоге на внешний вид автоцистерны Советский Союз получил патенты и охранные грамоты в ФРГ, Франции, Италии, Англии, Японии.

Проектом было предусмотрено создание целого ряда пожарных автомобилей различного назначения на шасси ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-133. Это насосно-рукавные АНР и аэродромные автомобили АА, автоцистерны АЦ и машины технической службы АТ.

Первоначальная документация на компоновку и оригинальную внешнюю форму была разработана ВНИИПО и ВНИИТЭ и защищена авторским свидетельством от 28 февраля 1972 года за № 2369. Авторами художественно-конструкторской части проекта были В.И. Арямов, Л.А. Кузьмичёв, А.С. Ольшанецкий, Т.А. Шепелева.

Для оценки эффективности новых компоновочных приемов и технических решений в 1973 г. в ОКБ пожарных машин на Украине был изготовлен прототип пожарной автоцистерны вагонного типа на укороченном самосвальном шасси автомобиля ЗИЛ-130. Автомобиль получил обозначение АЦ-40(130)-163. Но на предприятии машине было присвоено и другое имя «Всё впереди». С апреля 1974 года эта машина начала проходить всесторонние сравнительные испытания во ВНИИПО, по окончании которых государственная комиссия отметила «более высокие тактико-технические и эксплуатационные показатели автоцистерны вагонного типа по сравнению с серийными автоцистернами» и рекомендовала «приступить к рабочему проектированию автоцистерны… с целью создания в 1975 г. опытного промышленного образца». «При устранении недостатков, изложенных в протоколе», – заключила комиссия, – «образец способен успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами».

Вскоре в ОКБ пожарных машин изготовили второй опытный образец АЦ-40(130)-163, на котором по возможности постарались учесть выявленные недостатки, но внешне машина практически не отличалась от первого образца.

Отправной точкой в создании пожарной автоцистерны вагонной компоновки на шасси ЗИЛ-131 стал 1975 год. Тогда в Москве состоялась выставка «Пожарная техника-75», участниками которой стали многие именитые европейские производители пожарного оборудования. Среди них на выставке была экспозиция французской фирмы Sides, на стенде которой был представлен аэродромный пожарный автомобиль вагонной компоновки на шасси немецкого вездехода FAUN с колесной формулой 6х6, а основным вооружением «аэродромника» был лафетный ствол с дистанционным управлением. По компоновке и вооружению он был близок к новому проектируемому семейству отечественных пожарных автомобилей. Тем более что опытная цистерна АЦ-40(130)-163 демонстрировалась здесь же.

Техническая характеристика ВМА-30
Базовое шассиЗИЛ-131(6х6)
Габаритные размеры, мм7945х2500х2480
Колесная база, мм3350+1250
Колея, мм1820
Полная масса, кг12 120
Мощность двигателя, л.с.150 при 3200 мин–1
Максимальная скорость, км/ч80
Параметры проходимости:
  • дорожный просвет, мм
  • передний угол свеса, °
  • задний угол свеса, °

330
25
25
Боевой расчет (включая водителя), чел.6
Вместимость цистерны, л2700
Вместимость пенобака, л250
Тип насосной установкикомбинированная, самовсасывающая
Производительность насоса:
  • ступень высокого давления
  • ступень низкого давления

1,6 л/с при Н=350 мм вод. ст.
50 л/с при Н=100 мм вод. ст.
Расположение насосасреднее, в салоне расчета
Производительность лафета, л/с:
  • водяной ствол
  • пенный ствол
  • совместная работа стволов

20
20
40
Кратность пены, получаемой из ствола10
Система управления:
  • насосной установкой
  • лафетными стволами

дистанционная с места водителя
с места командира отделения

Близость в конструктивных решениях двух разработчиков из СССР и Франции вылилась в договор с фирмой Sides и ВО «Внештехника». В соответствии с ним предусматривалось изготовление двух опытных образцов автоцистерны во Франции. Для этого на Sides передали два шасси автомобиля ЗИЛ-131, проектную документацию и результаты испытаний опытного образца АЦ-40(130)-163. Финансовые средства выделялись Советским Союзом, учитывая, что эти автомобили впоследствии станут серийной продукцией и будут нести пожарную службу на Олимпийских играх 1980 г. в Москве.

В ходе работ Sides старалась строго придерживаться дизайн-проекта, разработанного ВНИИТЭ, и все же обратилась во французский национальный центр технической эстетики для экспертизы предложенной машины. После тщательного изучения была вынесена резолюция, что технические и эстетические решения в этом автомобиле являются оптимальными. Сборка автоцистерн, получивших по французской классификации обозначение VMA-30 (иногда встречается наименование МА-30), производилась в небольшом французском городке Сен-Назер.

Понадобилось почти два года, прежде чем в 1977 году опытные автомобили были окончательно собраны и переданы на приемочные испытания. В машинах Sides применили ряд новых технических и конструктивных решений, которых не было у образца из Прилук: машину оснастили системой автоматического забора воды и дозировки пенообразователя, системой подачи воды под высоким давлением. При испытаниях было выявлено, что некоторые показатели улучшены по сравнению с проектом – увеличена до 2700 л емкость цистерны, улучшены показатели насосной установки, применена более совершенная система управления лафетным стволом. Для оценки прочностных характеристик и легкости управляемости был осуществлен пробег по дорогам Франции.

Согласно контракту один из автомобилей передали Советскому Союзу, где он сразу оказался в центре внимания специалистов. Большинство было солидарно, что по удобству и комфортабельности новинка намного превосходит серийную технику. В дальнейшем автоцистерна VMA-30 становилась участницей многочисленных выставок в нашей стране, включая выставку промышленной эстетики в Москве.

Поскольку у Sides этот автомобиль получился очень дорогим, то VMA-30 начали рассматривать как экспортный продукт, а АО «Автоэкспорт» даже пыталось собрать на него заказы! Но в Европе сразу признали, что для 12-тонного прототипа технические характеристики неудовлетворительны, а по габаритам он не вписывается в существующий типаж. В результате финансирование в СССР остановили, и дело ограничилось лишь двумя построенными образцами.

Все три пожарные автоцистерны вагонной компоновки несли боевое дежурство на стадионах во время Олимпийских игр в Москве в 1980 году.

После игр одна из АЦ-40(130)-163 оказалась в Днепропетровске, пока в 2000 году ее не порезали на металлолом. Судьба второй машины нам не известна, а вот автоцистерна VMA-30 на шасси ЗИЛ-131 попала в Ленинград, где эксплуатировалась до середины 1990-г., после чего была списана и сохранена питерскими брандмейстерами. Дублер автоцистерны на шасси ЗИЛ-131, оставшийся во Франции, в свое время предлагали приобрести нашей стране, но сделка не состоялась. Автоцистерна долгое время находилась на вооружении французских пожарных, а с 1998 года поступила в экспозицию Музея гражданской войны во французском Бресте.

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)

Автоцистерны с малой емкостью до 4 м/куб

Автор admin На чтение 1 мин. Опубликовано

Автоцистерна пожарная АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)Экипаж 6 чел., насос в заднем отсеке.

Описание и назначение

Малообъемная автоцистерна АЦ-3,2-40 на шасси ЗИЛ-4331 оборудована пожарным насосом, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предназначена для доставки к месту пожара личного состава, первоочередного объема воды и пожарнотехнического вооружения.

Технические характеристики АЦ 3,2-40 (ЗИЛ-4331)

Базовое шасси — ЗиЛ-4331
Колесная формула — (4х2)
Мощность двигателя, кВт (л.с.) — 110 (150)
Максимальная скорость, км.ч — 95
Вместимость цистерны для воды, куб.м (л) — 3,2 (3200)
Бак для пенообразователя, куб.м (л) (материал — нержавеющая сталь) — 0,18 (180)
Тип пожарного насоса — НЦПН-40/100
с системой АВС-01Э
Производительность насоса, л/с — 40
Габаритные размеры, мм — 7650х 2500х3100
Полная масса, кг — 11860
Боевой расчет (включая место водителя), чел. — 6

Фотографии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *